Вышедший в конце ноября 2013 года новый роман Владимира Сорокина «Теллурия» на некоторое время стал лидером продаж магазина «Москва». Удивляться тут не приходится: Сорокин вот уже несколько лет как сменил почетное, но хлопотное положение концептуалиста на статус живого классика. Удивительно другое: в «Теллурии» не только сильно сглажены крайности ранних романов Сорокина, но и прослеживается влияние другого писателя, ранее считавшегося с ним несопоставимым, — Виктора Пелевина. Но и это, если вдуматься, не так уж странно. Потому что именно Сорокин и Пелевин делили вплоть до нынешнего года звание самых влиятельных русских писателей XXI века.
Подобное категоричное утверждение способно вызывать ярость у литературного критика, никогда не числившего Пелевина по ведомству «настоящей литературы» — и не без оснований. И недоумение у просвещенного читателя, до недавнего времени искренне (и с еще большими на то основаниями) считавшего Сорокина писателем для немногих гурманов-экстремалов. А «главным писателем» числившего в лучшем случае Акунина. Но тем не менее с момента выхода «Generation “П”» (1999) невозможно не отдавать себе отчет: мы долго жили в «мире Пелевина» — с виртуальными симулякрами политиков и олигархов, кризисами и катастрофами, устраиваемыми ради рекламы водки и сигарет, и прочими приметами рубежа девяностых-нулевых. В первую очередь с жестоким кризисом подлинности: в мире Пелевина все автомобили — «угнанные у немецкого бюргера», а все товары известных брендов — поддельные. В этом же мире, хладнокровно сконструированном и тотально стилизованном, жили и герои Акунина — взмывающие с ошеломляющей скоростью по воле случая и по мановению таинственных высших сил по карьерным лестницам, рассудочно чувствующие и разражающиеся в самый неподходящий момент пространными философскими рассуждениями.
Но уже в «ДПП (NN)» (2003) Пелевин, с его особым нюхом, зафиксировал: времена меняются. И прописал это со всей определенностью: «Все чаще на важную стрелку с обеих сторон приезжали люди с погонами, которые как бы в шутку отдавали друг другу честь при встрече — отчего делалось неясно, можно ли вообще называть такое мероприятие стрелкой». В этих словах, которые потом часто цитировали, речь идет как бы про отношения крупного бизнеса и разнообразных «крыш», но на самом деле, конечно, далеко не только про них.
Впрочем, на должном художественном уровне это новое ощущение сумел зафиксировать не Пелевин, а Сорокин в прорывном для себя «Дне опричника» (2006). Эта небольшая повесть резко вывела пятидесятилетнего авангардиста-концептуалиста, до той поры пользовавшегося непререкаемым авторитетом в достаточно узком (и большей частью профессиональном) кругу ревнителей русской словесности, а также, против своей воли, скандальной славой главного жупела для профессиональных патриотов, в число писателей, наиболее адекватно отображающих действительность.
Оскар Уайльд в свое время заметил, что общие места — это состарившиеся парадоксы. Так вот, именно после выхода «Дня опричника» утверждение, что Россия переживает «новое высокотехнологичное Средневековье» — с боярами на «мерседесах» и опричниками «из органов», из парадокса и поэтического образа (возникшего, впрочем, еще в песне Гребенщикова «Древнерусская тоска», 1996) стало общим местом. Над ним и смеяться невозможно, настолько это очевидно. И даже сцена содомской мазохистской оргии в книге не вызывала нареканий — настолько была прозрачна эта метафора.
Под знаком Сорокина
На фоне этого грозного и жизненного памфлета-предупреждения большие романы Пелевина «Empire “V”» (2006) и «t» (2009) были хороши, но откровенно вторичны по отношению к самому же «раннему Пелевину»: опять ищущие смысл жизни пытливые юноши, неожиданные доказательства иллюзорности мира и срывание масок с общества потребления. А искушенные читатели могли обратить внимание и на некоторую зависимость предложенной Пелевиным в «Empire V» игры в вампиров, выведших людей себе на прокорм, от сорокинской «ледяной трилогии»: «Лёд» (2002), «Путь Бро» (2004) и «23000» (2005). Там тоже человечество разделено на бессмысленные «мясные машины» и немногих избранных, которым ледяной молот «разбудил сердце»… Но читателей со столь широким кругом чтения, в который входили бы одновременно и Сорокин, и Пелевин, оказалось в то время, прямо сказать, немного.
Последовавшие у Сорокина за «Днем опричника» сборник «Сахарный Кремль» (2008) и повесть «Метель» (2010) были хороши, но как бы катились по накатанной дороге. Последняя заняла второе место при подведении итогов полугосударственной «Большой книги» в 2011 году (вещь, невозможная для Сорокина в начале тысячелетия, равно как и выход ее в неразборчивом издательском гиганте АСТ) — но обе эти книги лишь поддерживали и лишь отчасти углубляли дивный новый мир «Опричника».
Пелевинские же сборники рассказов «П5» (2008) и «Ананасная вода…» (2010) оказались не просто вторичны, но даже и не хороши. Зато давали щедрую пищу для разговоров о неафишируемом контракте Пелевина с ЭКСМО, суть которого сводилась к простым словам: в год по книге. По-настоящему хорош оказался следующий «обязательный» (в рамках гипотетического контракта) ежегодный роман Пелевина — «S.N.U.F.F.» (2011). В этой книге помимо обычных уже у этого автора злейших карикатур на реальных людей, включая не самых очевидных, например французского левого интеллектуала из крупных буржуа Бернара-Анри Леви, сполна проявилось самое сильное качество Пелевина: умение не просто «попадать в момент», но и немного предвидеть его. Трудно поверить, например, что чеканная формула «Непримиримая борьба с диктаторией — одна из важнейших функций продвинутой современной диктатории, нацеленной на долгосрочное выживание» — появилась не в декабре 2011 года, когда в Москве бурлила «снежная недореволюция», а раньше. Или вот еще одна вечнозеленая, по-пелевински опустошающая фраза из того же романа: «Оркские революции готовят точно так же, как гамбургеры, за исключением того, что частицы говна в оркских черепах приводятся в движение не электромагнитным полем, а информационным».
Владимир Сорокин подпал под влияние стилистики Пелевина. Или сделал вид
Фото: РИА Новости
Но появляется и что-то новое: Пелевин впервые в большом романе пробует себя в жанре не альтернативного прошлого (как в «Чапаеве и Пустоте», где герои анекдотов оборачиваются даосом и его учеником) и настоящего (наш мир, оказывается, на самом деле — мир вампиров), а добротной футуристической антиутопии. Он конструирует постапокалиптический социум, разделенный на новых морлоков и элоев — примитивных орков, населяющих «Уркаинский уркаганат» (привет живущему в Италии молдаванину Николаю Лилину, на ура выдающему восхищенным европейцам свои брутальные фантазии о «сибирских урках» за правду жизни), и парящий над ними «Бизантиум» — высокотехнологичный искусственный рай, «новый Лондон», заветная мечта всякого орка. И отдает более щедрую, чем обычно, дань языковым играм: уверяет, что оркам навязан искусственный «верхнесреднесибирский» язык, который «придумывали обкуренные халтурщики-мигранты с берегов Черного моря», а вот бизантинцы изъясняются исключительно на «церковноанглийском языке».
Как бы странно ни звучало, этот мир Уркаины и Бизантиума, с его вкраплениями недоязыков, четкой социальной стратификацией, навязчиво педалируемыми сексуальными девиациями и, главное, с искусственными любовницами-клонами, — этот мир вполне можно назвать сорокинским. «Тяжелый мальчик мой, нежная сволочь, божественный и мерзкий топ-директ. Вспоминать тебя — адское дело, рипс лаовай, это тяжело в прямом смысле слова. И опасно: для снов, для L-гармонии, для протоплазмы, для скандхи, для моего V-2. Еще в Сиднее, когда садился в траффик, начал вспоминать. Твои ребра, светящиеся сквозь кожу, твое родимое пятно “монах”, твое безвкусное tatoo-pro, твои серые волосы, твои тайные цзинцзи, твой грязный шепот: поцелуй меня в ЗВЕЗДЫ. Но нет. Это не воспоминание. Это мой временный, творожистый brain-юэши плюс твой гнойный минус-позит». Что это? Житель Бизантиума на «церковноанглийском» тоскует по своему роботу-любовнику? Вполне могло бы быть, но это начало сорокинского «Голубого сала» (1999). Что Пелевину совсем не в укор. Наоборот.
Под знаком Пелевина
Но еще поразительнее другое: новейший роман Сорокина — огромная, сложносочиненная и густонаселенная «Теллурия» — тоже несет на себе явные отпечатки эстетики и стилистики Пелевина! Если раньше Сорокин и позволял себе намеки на сиюминутное, то ни в коем случае не прямые. И рассчитанные на читателя, внимательного и хорошо знакомого с московской литературно-журнальной тусовкой. Например, мимоходом выпоров (в прямом смысле) в «Дне опричника» глянцевожурнального литобозревателя Данилкина (выведя его под очень прозрачным псевдонимом) и разок обмолвившись, что батюшку нынешнего государя, первого самодержца, возродившего Россию после «серой смуты», звали Николай Платонович. Сочетание имени-отчества приметное; и подготовленный читатель даже без «Яндекса» может припомнить, кто из реальных высокопоставленных чиновников их носит (Патрушев, тогдашний глава ФСБ), но необходимо быть именно что подготовленным читателем, чтобы обратить внимание на эту малозаметную деталь.
В «Теллурии» же политические акценты расставляются совершенно открыто, прямым текстом: «Внуки мои дорогие, это три изваяния трех роковых правителей России, перед вам Три Великих Лысых, три великих рыцаря, сокрушивших страну-дракона. Первый из них, говорит, вот этот лукавый такой, с бородкой, разрушил Российскую империю, второй, в очках и с пятном на лысине, развалил СССР, а этот, с маленьким подбородком, угробил страшную страну по имени Российская Федерация. И стала бабуля к каждому бюсту подходить и класть на плечи конфеты и пряники. И говорила: это тебе, Володюшка, это тебе, Мишенька, а это тебе, Вовочка… Говорит, Россия была страшным античеловеческим государством во все времена, но особенно зверствовало это чудовище в ХХ веке, тогда просто кровь лилась рекой и косточки человеческие хрустели в пасти этого дракона. И для сокрушения чудовища Господь послал трех рыцарей, отмеченных плешью. И они, каждый в свое время, совершили подвиги. Бородатый сокрушил первую голову дракона, очкастый — вторую, а тот, с маленьким подбородком, отрубил третью. Бородатому, говорит, это удалось за счет храбрости, очкастому — за счет слабости, а третьему — благодаря хитрости. И этого последнего из трех лысых бабуля, судя по всему, любила больше всего. Она бормотала что-то нежное такое, гладила его, много конфет на плечи ему положила. И все качала головой: как тяжело было этому третьему, последнему, тяжелее всех. Ибо, говорит, он делал дело свое тайно, мудро, жертвуя своей честью, репутацией, вызывая гнев на себя. Говорит, сколько же ты стерпел оскорблений, ненависти глупой народной, гнева тупого, злословия! И гладит его и целует и обнимает, называя журавликом, а сама — в слезы. Мы с Сонькой слегка обалдели. А она нам: детки, он много вытерпел и сделал великое дело».
Виктор Пелевин впервые испробовал себя не в жанре альтернативного прошлого (и настоящего), но в добротой футуристической антиутопии
Фото: Legion Media
Но мало того! Словно предвидя сравнения, Сорокин целую главу новой — и долгожданной, заранее обреченной стать бестселлером — книги отдает под беспощадную пародию-шарж на Пелевина — называя его при этом паспортным именем. Эту блестящую небольшую главку, видимо, не случайно носящую номер XXXIII, хочется привести целиком, но все-таки ограничимся частью:
«Виктор Олегович проснулся, вылез из футляра, надел узкие солнцезащитные очки, встал перед зеркалом, забил себе в голову теллуровый гвоздь, надел монгольский халат, вошел в комнату для медитаций и промедитировал 69 секунд. Затем, пройдя на кухню, открыл холодильник, вынул пакет с красной жидкостью, налил стакан и медленно выпил, глядя сквозь фиолетовое окно на дневную Москву. Перейдя в тренажерную, скинул халат, вскочил на велосипедный тренажер и крутил педали 69 минут под музыку падающих капель. Затем, пройдя в душевую, принял контрастный душ. Натянув на жилистое тело кожаный комбинезон стального цвета, вышел на балкон, запер балконную дверь, расправил крылья и взлетел над Москвой. Пролетев над Воздвиженкой и Гоголевским бульваром, он спланировал влево, лихо и рискованно пронесся между крестами храма Христа Спасителя, спугнув с них двух ворон, спикировал к реке, традиционно чиркнув крылом по водной поверхности, снова набрал высоту и надолго завис над Болотной площадью, планируя, кружась, набирая высоту и снова планируя. Он заметил, что слив pro-теста начался ровно в 15:35 по московскому времени. Продавленное ранее через сплошные ряды металлоячеек утвержденной и согласованной формы, размягченное и основательно промешанное pro-тесто вытекло на Болотную площадь, слиплось в гомогенную массу и заняло почти все пространство площади. В pro-тесте активизировался процесс брожения, в результате чего pro-тесто стало подходить, пухнуть и подниматься. В этот критический момент со стороны Кремля в него стали интенсивно внедряться разрыхлительные элементы, сдерживающие процесс возбухания pro-тестной массы. Подготовленные и испытанные в лабораториях Лубянки разжижители pro-теста, дремлющие в недрах возбухающей pro-тестной массы, получили команду на разжижение и приступили к активным действиям. Пивные размягчители pro-теста, занимающие позиции по периметру pro-тестной массы, включили свои размягчительные механизмы. Почувствовав угрозу опадания, pro-тесто стало оказывать пассивное сопротивление разжижителям, размягчителям и разрыхлителям. Только передняя часть pro-тестной массы принялась активно сопротивляться. Против данной части pro-теста были применены металлические шнеки быстрого вращения, разделяющие активную часть pro-тестной массы на пирожково-пельменные заготовки, которые быстро отправлялись в морозильные камеры для дальнейшей обработки. Удалив из pro-тестной массы активно возбухшую часть, шнеки, сменив режим вращения с быстрого на медленный, стали последовательно месить и выдавливать pro-тестную массу с Болотной площади в сторону Якиманки, набережной и прилежащих переулков. После остаточного возбухания pro-тесто потеряло свою дрожжевую активность и опало. Разрыхлители и размягчители оказывали скрытую, но эффективную помощь шнекам. К 16:45 pro-тесто было полностью вытеснено с Болотной площади, расчленено, размягчено, разжижено и благополучно слито в отстойники московского метрополитена.
— Слили, — произнес вслух Виктор Олегович.
Покружив еще немного над Болотной, он полетел в сторону Триумфальной, спланировал на высотную веранду ресторана “Пекин”, прошел в отдельный затемненный кабинет и заказал, как обычно, пустую тарелку с узким орнаментом из золотисто-красных драконов. Положив на тарелку собственный хвост, он принялся неспешно жевать его, размышляя о только что увиденном».
Поклонник Пелевина без труда узнает здесь все основные мотивы его последних романов, включая «Бэтмен Аполло» (2013), являющийся прямым сиквелом по отношению к «Empire V» — и не избежавший недостатков всех сиквелов. Попросту говоря, действительно напоминающий жевание собственного хвоста. А вот человек, не так хорошо знакомый с творчеством двух ведущих русских постмодернистов, пожалуй, затруднится с ответом: кому из них принадлежит это убийственное описание протестного движения?
Новый тренд
Подобное «слипание» двух самобытных творцов — факт едва ли отрадный и для самих писателей, и для их верных (по)читателей, но весьма любопытный с точки зрения литературоведения. Потому что свидетельствует: сама идея постмодернистского романа в его классическом изводе потеряла в русской литературе индивидуальные черты и стала «общим местом». И «Школа для дураков», и, скажем, «Белка» — это в первую очередь романы соответственно Саши Соколова и Анатолия Кима, а потом уже образчики постмодернизма, а вот про «S.N.U.F.F.» и «Теллурию» хочется сказать ровно наоборот.
Конечно, и Виктор Олегович Пелевин, и Владимир Георгиевич Сорокин не отвлеченные «писатели», а живые люди в расцвете сил. Мы не сомневаемся, что скоро они преодолеют схлопывающий эффект «скачка в классики» и снова «разлипнутся» во всех смыслах.
А пока можно констатировать еще один любопытный факт: описанное ими сообща «новое Средневековье» уже вызвало к жизни русский исторический роман «нового типа» — балансирующий на грани постмодернистской игры и кичевого фэнтези.
Первая попытка такого романа — «Цветочный крест» (2010, отдельной книгой — 2011) Елены Колядиной — привела к страшному скандалу, едва не обрушившему Букеровскую премию. Но вслед за этой «веселой галиматьей об огненной елде и золотых лядвиях» (авторское определение) появились романы, демонстрирующие, что дикое смешение современных сленгов и древних речений, богоискательства и эротики — это не особенности темперамента и жизненных обстоятельств конкретной череповецкой журналистки, а тенденция.
Доказательство тому — прекрасный «Лавр» Евгения Водолазкина, заслуженно получивший в 2013 году «Большую книгу» и Яснополянскую премию, вышедший в финал «Нацбеста» и «Букера». В этой сложно, но логично устроенной книге герои напряженно ждут конца света в 1492 году (7000-й год от сотворения мира) и натыкаются в лесу на пластиковые бутылки, изъясняются точными цитатами из берестяных грамот и древнерусских летописей (предмет основной специальности автора) и закругляют свои речения словами: «короче, не парься».
А также по-другому яркий роман «Возвращение в Панджруд» Андрея Волоса, взявший «Букера» и тоже бывший в шорт-листе «Большой книги». Главный герой этого 640-страничного романа — лицо историческое, таджикский поэт X века Рудаки, сыгравший, по уверению самого автора, для персидской литературы такую же роль, как для литературы европейской — Гомер. И о котором нам сейчас известно немногим больше. Так что все перипетии его возвращения, после наказания ослеплением, в родной кишлак — авторская фантазия. Здесь присутствуют по-восточному неторопливое повествование, густо прописанный материальный мир, пряные экзотизмы, но есть и нечто общее с «Лавром»: вполне традиционный исторический нарратив то и дело разрывается вкраплениями современной лексики и, главное, ментальности.
При объявлении букеровского шорт-листа этого года все обратили внимание: из шести финалистов пять — романы безусловно исторические. И на прямой вопрос, можно ли считать исторический роман трендом, секретарь премии Игорь Шайтанов прямо ответил: да, это тренд, писатели стараются разобраться в настоящем через прошлое.
Следующий этап
Причем тренд этот коснулся не только премиальной литературы. На массовом уровне в этом году его поддержали откровенно игровой (в духе ученых игр Умберто Эко), но тоже основанный на доскональном знании исторического материала «Бедный рыцарь храма» историка архитектуры Сергея Заграевского и совсем уж фэнтезийный «Огненный перст» Акунина, являющийся частью его проекта «История Российского государства». В этой книге византийский суперагент в две недели приручает дикого леопарда, привозит с собой двух автоматонов-манкуртов и тонкокостную красотку-мулатку в подарок киевскому властителю Кию. Подобная смелая фантазия на историческую тему была бы уместна в «фантастическом гетто» — но она вошла в топы продаж в самом что ни на есть мейнстриме.
Успех «неисторического романа» (авторское определение) «Лавр» и обращение к этому же жанру держащего нос по ветру Акунина показывают, что ситуация «постмодерна» отнюдь не иссякла. Скорее можно говорить о том, что постмодернисткий роман окончательно освоился на русской почве, оказался привит к мощному стволу классической русской прозы и стал его частью — как давно уже произошло в западноевропейской литературе.
Об этом же свидетельствует и новейшее сочинение культового (в изначальном смысле этого изрядно обессмыслившегося слова) писателя Владимира Шарова, опубликовавшего осенью 2013 года результат своей пятилетней работы, 760-страничный роман «Возвращение в Египет». Его главный герой — Николай Васильевич Гоголь-второй, правнучатый племянник писателя, который, по замыслу автора, должен дописать второй и третий тома «Мертвых душ» и тем самым вернуть историю России в правильное русло: из ада в рай. Поразительно здесь то, что эта на первый взгляд изощренная фантазия почти предвосхитила реальность — встречу писателей с Путиным, организованную как бы от имени «вторых» Достоевского, Лермонтова, Пушкина…
Теперь, когда постмодернистский подход к литературе оказался окончательно усвоен, «низведен» на уровень беллетристики и даже, как мы убедились, воплощен в жизнь, что ждет нас, читателей, дальше?
Можно предположить, что, как и в Европе, на передний план выйдет что-то вроде французского «нового романа» (или «антиромана»), авторы которого — Ален Роб-Грийе, Раймон Кено, Натали Саррот, Жорж Перек — в 50–70-е годы XX века лишь с большой неохотой делали уступки таким пережиткам традиционного вкуса, как занимательный сюжет или, упаси боже, любовная линия.
Подобное утверждение можно счесть голым теоретизированием, если бы оно не отталкивалось от практики — «первой ласточки» такого le nouveau roman à la russe. Речь идет о необычный книге Дмитрия Данилова «Описание города», описывающей, согласно названию, поездки автора в русский город Брянск — но в полном соответствии с экстравагантными рецептами французских авангардистов. Неожиданна в этой книге не только сама подача, но и то, что она вошла в короткие списки всех «конвенциальных» литературных премий, а не только радикалов вроде Премии Андрея Белого.
А еще эта необычная книга лежит в русле развития другой важной тенденции: проницания друг в друга литературы фикшн и нон-фикшн. Эта тенденция проявляет себя в новой большой книге Алексея Иванова «Горнозаводская цивилизация», написанной с темпераментом и отточенным стилем ивановского фикшена, но при этом посвященная вещам сугубо реальным — уральским заводам. И в увлекательном рассказе Виктора Сонькина о Древнем Риме «Здесь был Рим», получившем премию «Просветитель». А также в поднявшейся неожиданно высоко в премиальных циклах (и списках продаж) документальной книге Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева». И наконец, в совсем уж ни на что не похожей книге Ксении Букши «Завод “Свобода”» — драматической биографии реального ленинградского завода. Эта книга открывает новый этап деятельности тридцатилетнего автора, которую с двадцати пяти лет критики и коллеги-писатели называют «нормальным гением».
Все они вместе — новый этап русской прозы. Назовем ли мы его постпостмодернизмом или, вслед за Михаилом Эпштейном, «протомодернизмом XXI века» — судить рано. Пока что можно сказать одно: новый «пост-» начался.
Пост сдал. Пост принял!
Вернувшись с внуком домой, Дайчин подтвердил все шерти, подписанные в его отсутствие Мончаком и окончательно закрепляющие переход калмыков в российское подданство. При этом он сказал: «Как склеена эта бумага, так и пусть русские и калмыцкие люди сольются воедино навеки», после чего начал понемногу отходить от большой политики, заявив, что намерен посвятить остаток дней укреплению улуса и воспитанию внука Аюки. Отныне все управление сосредоточилось в руках Мончака, за время отсутствия отца добившегося немалых успехов и даже подчинившего некоторых ногайских мурз, и его братьев, младших сыновей Дайчина, которым старший брат полностью доверял. При этом, в шерти от 9 декабря 1661 года, – присяга нового главы калмыков России, – записано: «Я, тайша Бунчу – Мончак, за себя и за своего отца Дайчина-тайши Урлюкова… а также за иных тайшей, улусных своих калмыцких родственных владетельных людей, которые с нами вместе кочуют, и за ногайских, едисанских, енбулуцких и малибашских и келегинских мурз… шертую и по своей калмыцкой вере поклоняюсь и целую бога своего Бурхана, молитвенную книгу Бичик и четки, и ножик свой лижу и к горлу прикладываю: заключенный договор будет служить основой, чтобы калмыцким людям с русскими людьми вместе быть вечно».
Иными словами, наследный тайша торгутов приносит присягу уже и от имени хошеутов, дербетов, зюнгаров и прочих племен, вышедших из Западной Монголии, как их наследственный «ахлача-тайша» (верховный князь), – и Москву это устраивало более чем. Теперь вместо сложных пасьянсов с мелкими князьками, отвечающими только за себя, Думе предстояло говорить с надежным, проверенным и очень лояльным человеком, готовым брать на себя всю меру ответственности за ситуацию на южных границах. В связи с чем в Москве был учрежден специальный Калмыцкий приказ, а руководство Войска Донского получило указание договориться с калмыками о полной кооперации в борьбе с ногайцами и Крымом. К слову, в переговорах принял участие и отличился молодой, подающий немалые надежды казак Степан Разин из достойной, очень «домовитой» донской знати. Также были упорядочены вопросы координации действий калмыков с русскими вассалами из Кабарды. В частности, Абухана, очередная кабардинская племянница князя Григория Черкасского, астраханского воеводы, была выдана замуж за молодого Аюку, наследника Мончака, став его второй женой (брак, правда, оказался неудачным и много лет спустя Аюка дал ей развод, щедро обеспечив).
Вот в такой обстановке Москва и приняла решение, важность которого трудно переоценить: в 1664-м, после очередной серии побед калмыкских отрядов над ногайцами, крымцами и казаками «изменного» гетмана Дорошенко, «тайша Бончук Дачинов» получил из Белокаменной символы власти: серебряную булаву, изукрашенную яшмой, белое знамя с алой каймой и «роспись на государево жалованье». Как полагают современные калмыкские историки, это означало «добро» на основание Калмыкского ханства, хотя, сетуют они, «титул хана Мончаку присвоен не был», но на самом деле все, конечно, не так. Учреждать какое-то ханство на своей территории русские власти не собирались, однако значение присланных инсигний было велико.
С этого момента калмыки меняли статус «договорного народа», зыбкий и понемногу сходящий на нет, на твердый и надежный статус одного из военных сословий России, сравнимый с казацким То есть то самое, что башкиры, воины ничуть не хуже, сумели обрести гораздо позже и после серии кровавых усобиц. В рамках этого статуса автономия калмыков во внутренних делах и наследственность власти подтверждались законом, калмыки получали право вести самостоятельную внешнюю политику (естественно, под контролем и в интересах России), а отношения с Москвой строились на двусторонней основе, то есть входили в исключительную компетенцию Госдударя и Думы, без каких-либо промежуточных инстанций.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
13. Пост Христа и пост Пифагора
13. Пост Христа и пост Пифагора
В предыдущей главе мы подробно рассказали об ОБЕТЕ МОЛЧАНИЯ АПОЛЛОНИЯ И О ПОСТЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ. Напомним, что Евангелия сообщают о длительном пребывании Христа «в пустыне». Вот слова Матфея: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для
19. Пост Христа и пост Андроника
19. Пост Христа и пост Андроника
Евангелия подробно рассказывают о том, как постился Христос: «Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Матфей 4:1–2). И далее: «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не
5. Пост среды в христианстве и египетский пост в «неудачный третий день»
5. Пост среды в христианстве и египетский пост в «неудачный третий день»
В православном христианстве принято каждую среду поститься в воспоминание о предательстве Иуды. Согласно Евангелиям, Иуда предал Христа в среду. В христианском богослужении на Страстной неделе
13. Пост Христа и пост Пифагора
13. Пост Христа и пост Пифагора
В предыдущей главе мы подробно рассказали об ОБЕТЕ МОЛЧАНИЯ АПОЛЛОНИЯ И О ПОСТЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ. Напомним, что Евангелия сообщают о длительном пребывании Христа «в пустыне». Вот слова Матфея: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для
Пост
Пост
Несмотря на периодические неурожаи и голод, люди XII—XIII веков ели не столько мало, сколько плохо: в крестьянской пище отмечался недостаток протеинов и избыток мучнистых продуктов, а на аристократический стол подавалась слишком обильная и чересчур пряная еда. Поэтому
Торговый пост
Торговый пост
На торговом посту золотоискатели могли купить продукты, боеприпасы, инструменты, одежду, виски и табак; здесь же они узнавали последние новости. Хозяйничавший здесь лавочник — трейдер отнюдь не был бессребреником — цены кусались. Милтон Холл писал отцу в
СДАЛ — ПРИНЯЛ!!!
СДАЛ — ПРИНЯЛ!!!
7 мая 2000 года. Ослепительное солнечное утро. Пронизывающий холодный северный ветер. Большой Кремлевский дворец набит российской элитой, охраной и челядью. Большой сбор сыгран по случаю вступления в должность нового президента России Владимира
19. ПОСТ ХРИСТА И ПОСТ АНДРОНИКА
19. ПОСТ ХРИСТА И ПОСТ АНДРОНИКА
Евангелия подробно рассказывают о том, как постился Христос: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Матфей 4:1–2). И далее: «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не
5. ПОСТ СРЕДЫ В ХРИСТИАНСТВЕ И ЕГИПЕТСКИЙ ПОСТ В «НЕУДАЧНЫЙ ТРЕТИЙ ДЕНЬ»
5. ПОСТ СРЕДЫ В ХРИСТИАНСТВЕ И ЕГИПЕТСКИЙ ПОСТ В «НЕУДАЧНЫЙ ТРЕТИЙ ДЕНЬ»
В православном христианстве принято каждую среду поститься в воспоминание о предательстве Иуды. Согласно Евангелиям, Иуда предал Христа в среду. В христианском богослужении на Страстной неделе
XI. ВЕЛИКИЙ ПОСТ
XI. ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Наш народ не только соблюдает посты во всей строгости церковного устава, но идет в этом отношении значительно далее, устанавливая, сплошь и рядом, свои постные дни, не известные церкви. Так, почти в каждом селе, в каждой деревне можно встретить благочестивых
«Пост-» – это преходящее
«Пост-» – это преходящее
По мнению философа, а нынче – и заместителя губернатора Вологодской области Олега Матвейчева, постиндустриализм – явление преходящее. И за ним последует как минимум новый индустриализм.Сама приставка «пост-», по словам О. Матвейчева,
Николаевский пост
Николаевский пост
1850 год, 1 (13) августа. В устье реки Амур, на мысе Куегда, при скоплении местных гиляков и салюте из ружей Г. И. Невельской поднимает русское военно-морское знамя, основав Николаевский пост (ныне г. Николаев-на-Амуре) из 6 моряков во главе с прапорщиком П.
Самарканд (50/1). Самарский пост
Самарканд (50/1). Самарский пост
1868 год, 1 мая. Бой у реки Зарявшан на Самаркандских высотах (Чапан-Атинских). Отряд К. П. Кауфмана с участием А. К. Абрамова и Головачёва переходит по грудь в воде р. Зарявшан. По колено в грязи русичи преодолевают рисовые поля, взбираются на
Пост
Пост
По канонам христианской церкви, пост – это период, на протяжении которого не употребляется скоромная пища. Пост обязательно сопровождается системой обрядов духовного очищения (молитвы, покаяние).На посты приходится больше половины календарного года: в общем 257
Приёмка яхты у чартерной компании не просто формальная процедура, завершение которой даёт вам возможность, отдав швартовы и муринг, поскорее выйти в море. Во время приёмки вы имеете возможность близко познакомиться с судном, на котором вам предстоит пройти запланированный маршрут, вникнуть в особенности систем его управления и жизнеобеспечения.
И поэтому самое главное правило check-in – «Не лениться и не стесняться».
Не лениться проверить по максимуму состояние лодки и работоспособность её оборудования. Не стесняться задавать вопросы представителям чартерной компании, требовать уточнений и необходимых демонстраций.
И не нужно думать, что при этом вы будете казаться «некомпетентными», это комплексы новичков. Как раз наоборот: ваши вопросы и требование разъяснений покажут персоналу компании, что вы профессионально и ответственно относитесь к своим шкиперским обязанностям.
Что же проверять, принимая яхту в чартер? Есть ли алгоритм приёмки? На что обратить особое внимание? Какие вопросы задавать представителю чартерной компании?
Приехали! Вот марина, вот яхта, вот экипаж, вот куча сумок на причале перед трапом, вот лист, который улыбчивый представитель чартерной компании вручил вам. Что со всем этим делать? «Куды бечь» и за что схватиться?
1. Разместите экипаж по каютам, чтобы они занесли свои сумки на свои законные места. Проследите, чтобы сумки не мешали процедуре приемки!
Отправьте своих людей на закупку продуктов. Назначьте старшего. Может это будет человек, кому поручена общая касса экипажа (ведь вы уже скинулись на общие расходы в самолете?). Вручите ему примерный список продуктов (ассортимент и количество), заготовленный вами ещё перед поездкой. Кстати, проверьте: подключено ли береговое питание и работает ли холодильник? Через пару часов в него будут загружаться продукты.
2. Оставьте одного человека (из опытных), чтобы вместе с ним принять яхту. Конечно, вы сможете проделать эту процедуру и самостоятельно. Но всегда полезно, чтобы один из экипажа сразу знал где и что находится, как и где включается. Этот человек будет вашим старпомом. С этого момента вы сможете переложить на него часть своих полномочий, не забывая, однако, что за всё отвечает капитан.
Вся дальнейшая работа может быть поделена на две части:
— первая часть: самостоятельный осмотр яхты;
— вторая часть: приёмка лодки вместе с представителем чартерной компании и проводимые им необходимые демонстрации и инструктаж.
Чтобы «не тянуть резину в долгий ящик» приступаем к самостоятельному осмотру. Достаньте блокнот и все возникающие у вас вопросы тут же в него и записывайте. Я не сторонник излишней дотошности, но нельзя пренебрегать важным. Тем более, что кроме проблем на маршруте, за своё раздолбайство придётся рассчитываться страховым депозитом на check-out.
3. Пора вспомнить про тот листок, который всучил вам представитель чартерной компании. Это check-list (inventory list). В нём содержится подробный перечень имущества на яхте (от одеял и подушек до навигационных приборов). В нём два раздела: indoor – то, что распихано и установлено во внутренних помещениях лодки и outdoor – то, что находится на палубе и в рундуках кокпита. Ваша задача: пройтись по списку и проверить наличие, а также комплектность всего перечисленного. Наука нехитрая: читай в листе, находи на лодке и ставь галочки. После второго чек-ина вы будете проделывать эту процедуру достаточно быстро.
Обычно я не совмещаю проверку комплектности по чек-листу с проверкой всех систем, корпуса, такелажа и парусов, а также всего остального, что требует пристального внимания.
4. После окончания работы с чек-листом начинаем проверку корпуса. Внимательно осмотрите весь корпус, пройдя по кругу. На что обращать внимание?
- повреждения (сколы, царапины и т.д.) и оставшиеся следы их ремонта. Обратите особое внимание на носовую часть, форштевень и тщательно осмотрите транец лодки. При необходимости прямо в чек-листе нужно нарисовать эскиз яхты и отметить на нем все найденные повреждения (в некоторых компаниях прилагается схематичный чертёж). Не забудьте, чтобы работник чартерной компании оставил на вашем эскизе свой автограф. Очень может пригодится при сдаче лодки
- Стойки леерного ограждения должны быть не гнутыми и жёстко прикреплёнными к палубе (проверьте каждую!), а сами леера – невытянутыми и целыми;
- По дороге подойдите к тузику. Хорошо ли накачен? Если слабо, то сразу подкачайте его и в конце чек-ина ещё раз проверьте. Если он травит воздух, то нужно потребовать от представителя чартерной компании найти повреждение и устранить причину утечки воздуха;
- Замки и петли на банках и рундуках должны быть в рабочем состоянии;
- Трюмное подпалубное пространство в салоне (Bilge) должно быть сухим и чистым;
- Трюмные помпы, ручная (обычно — в кокпите) и электрическая, должны работать. Электрическая помпа находится, как правило, под пайолами в кают-компании. Для проверки работоспособности электрической помпы включите на панели управления тумблер (кнопку) «Bilge pump». Помпа должна работать напрямую, если включение с панели управления. Если помпа автоматическая, поднимите её поплавковый выключатель убедитесь, что она качает
- Раз уж мы оказались рядом с моторным отсеком, заодно посмотрим
Внимание! Это важно! Если вы лично не ныряли и не осматривали подводную часть (или вам в лом это делать) не забудьте попросить у представителя компании водолазный журнал (diving book), чтобы посмотреть наличие повреждений подводной части. Нет журнала? Укажите, что подводная часть не осмотрена. Могут осмотреть прямо сейчас без журнала? Гут. Только пусть сделают фотографии пера руля, винта, киля и носовой части, после чего покажут вам. Причём этот вариант даже лучше.
На самом тузике проверьте уключины. Они должны оканчиваться съёмными гайками, удерживающими вёсла. Без этих гаек грести будет достаточно проблематично, не сказать ещё хуже;
- Проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке вторичного контура охлаждения;
- Нет ли в поддоне моторного отсека потеков воды или масла? Он должен быть сухим и чистым. Нет ли потёков масла и топлива на самом корпусе двигателя?
- В норме ли натяжение ремня генератора? Он не должен поворачиваться пальцами больше чем на 90 градусов или прогибаться при нажатии на него рукой больше чем на толщину пальца. Кроме того он не должен быть сильно изношен («лохматый». В противном случае попросите заменить его;
- Осмотрите крепления всех шлангов и состояние хомутов;
- Проверьте уровень масла в двигателе и коробке передач.
5. Теперь нужно разобраться с такелажем. Сначала подойдите к клино-рычажным стопорам («пианино») и поймите, какие снасти проведены в кокпит. Наклейте на ручки стопоров кусочки пластыря и напишите на них названия «верёвок» (грота-шкот, гика-шкот, оттяжка гика и т.д.). В течение двух-трёх дней они отклеются или затрутся, но за это время ваш экипаж привыкнет и к расположению такелажа в проводках стопоров, и к названиям. А вы будете избавлены от «перевода» терминов с морского на человеческий. Теперь, когда понятно где и что находится, можно приступать к проверке.
- Внимательно осмотрите состояние рангоута, металлических тросов стоячего такелажа, проверьте натяжение вант и штагов;
- Пройдитесь вдоль бегучего такелажа. На снастях не должно быть сильных потёртостей и вылезших наружу прядей. Если есть истончение каната – это возможное место скорого обрыва! Требуйте замены снасти;
- Проверьте состояние всех стопоров. Если на «пианино» туго закрывается рычаг, скорее всего причина в том, что установлены новые нерастянутые верёвки. Для того, чтобы стопор закрылся, нужно одновременно выбирать снасть и закрывать ручку стопора. В «горячке боя» можно сломать ручку. Обратите на это внимание менеджера чартерной компании;
- Заодно проверьте комплектность швартовых концов и отсутствие повреждений на них. Концы полезно вынести на пирс и размотать для осмотра. Когда они смотаны в бухты и уложены в рундуки, да ещё прикрыты и прикрыты другими предметами, повреждений можно и не заметить. Канаты бывают гнилые, с растрепанными концами, бывает, что в качестве швартовых используются б/у шкоты (!). В этом случае нужно требовать замены: мало того, что верёвка старая, так ко всему шкот не тянется, а швартов должен тянуться, амортизировать. Ещё один нюанс. Чартерные лодки, в отличие от «хозяйских» почти всегда швартуют, заводя канаты «серьгой». Поэтому даже новые канаты достаточно быстро перетираются примерно посередине своей длины
- Я предпочитаю паруса для осмотра в марине сам не поднимать. Если там есть какие-то повреждения, то пусть они вскроются вами после того, как их поставит представитель чартерной компании. После того, как он сделает это, внимательно осмотрите паруса. На них не должно быть повреждений и потертостей, нитки в швах не должны лохматиться и вылезать наружу. Потрепанные нитки и наложенные заплатки, может быть, не повод настаивать на замене паруса, но вы хотя бы сможете сделать вывод о допустимой нагрузке на тот или иной парус в свежую погоду без риска повредить его. ЕСЛИ ГРОТ НА «LAYZY JACKе», убедитесь, что карманы лат не повреждены и не изношены. Обратите внимание на ползуны грота, убедитесь, что грот поднимается руками без серьёзных усилий и, что не менее важно, спускается без рывков, равномерно
Для чего? Чтобы не тратить время на попытки найти ненайденное в списке и методом «научного тыка» (не всегда без последствий) выяснить, как что включается, запускается, переключается и настраивается.
После того, как он прибудет на борт, доставайте ваш блокнотик с вопросами и чек-лист. Сразу укажите ему на обнаруженные повреждения, неполадки, поломки или подозрение на них. После разрешения этих важных вопросов можно переходить к инвентарной ведомости и получению консультаций и толкований.
6. Постарайтесь правильно понять и запомнить всё, что будет объяснять работник чартерной компании. Даже, если вам кажется, что вы всё это уже знаете. У каждой яхты есть свои особенности, и сейчас у вас есть возможность узнать про них. Если чего-то не поняли, попросите повторить, ещё раз объяснить. Если демонстрируется какая-то последовательность действий, попросите разрешения повторить эту цепочку самостоятельно.
Ваш старпом должен находиться рядом и тоже вникать во все объяснения. На что следует обратить особое внимание?
- (у штурманского стола)
- Контроль за разрядкой-зарядкой аккумуляторов (check battaries charge), в т.ч. от генератора. Где? Работает?
- Нужно ли при подключении берегового электричества (shore electricity) что-то включать дополнительно на щитке? Как узнать, что «берег» подключился (сигнальная лампа, вольтметр)?
- Контроль за уровнем топлива и уровнем воды в водяных танках;
- Где находятся выключатели «массы» электрических цепей двигателя, салона, подрульки и брашпиля?
- Где находится предохранитель (fuse) электрической цепи якорной лебёдки? Есть ли запасной? (должен быть в check-list);
- Есть ли подогреватель воды (heater)? Как включается? Сколько времени греет? Включить и через 1 час проверить, есть горячая вода или нет?
- Выясните количество и полную емкость водяных танков.
- Узнайте, где и как переключать систему с одного танка на другой.
- Включите водяную помпу (water pressure) на панели управления и откройте холодную воду на камбузе, чтобы убедиться, что насос работает.
- Убедитесь, что все сливы, включая сливы душевых, не засорены и через них удаляется вода.
- Выясните, где находится и как снимается для очистки фильтр на сточной системе душевых (обычно – под умывальником, круглая пластмассовая коробушка).
- Узнайте и проведите процедуру пуска двигателя. Убедитесь, что вода из системы охлаждения выливается через выпускной фитинг системы выхлопа в борту яхты. Если вода не выливается, первичный контур охлаждения двигателя морской водой неисправен. Немедленно обратите на это внимание менеджера чартерной компании!
- Заодно выясните, можно ли запускать двигатель при подключенном береговом электричестве? Некоторые лодки не оборудованы реле защиты и можно пожечь электрические цепи.
- Проверьте, нет ли дыма. Во время запуска может появиться немного голубоватого дыма, но он должен исчезнуть в течение пары минут. Если он не исчезает, то, возможно, есть проблема.
- Отключите береговое электричество и при работающем двигателе проверьте, поступает ли ток с генератора?
- При включенном двигателе прямо на швартовых убедитесь, что у яхты есть ход и вперед, и назад.
- Осмотрите ручку газа-реверса. Не болтается? Чётко ли фиксируется в положении «нейтраль»? Не повреждена?
- Попросите показать, где находится аварийный кран перекрытия подачи топлива (emergency fuel valve);
- Каковы крейсерские обороты двигателя? Каково потребление топлива на крейсерских оборотах, в литрах в час? Объём топливных танков? Зная объем топливных танков, вы сможете рассчитать запас хода яхты под двигателем без дозаправки топливом. Сразу запишите моточасы (если там не ноль);
Пока включен двигатель, можно пройти на нос и проверить работу якорной лебёдки.
- Проверьте работоспособность якорной лебедки с пульта (Up/Down). Есть ли резервный пульт управления лебёдкой?
- Узнайте длину якорной цепи. Обычно через каждые 10 м на якорной цепи закреплена цветная метка. Если меток нет, попросите сделать эти метки пластиковыми хомутами. Если вас пошлют, сделайте их сами (хомутики привезите с собой из дома).
- Удостоверьтесь, что конец цепи прикреплён к корпусу жвака-галсом.
- Убедитесь, что вороток стопора быстрой отдачи якоря работает. Ручка для него на месте?
- (в кокпите)
- Что за глубину показывает эхолот? В каких единицах?
По умолчанию, без дополнительных настроек, эхолот показывает глубину от того места, где он установлен, то есть от корпуса лодки. Самая естественная калибровка – от ватерлинии, тогда эхолот показывает реальную глубину воды. Иногда эхолот «на всякий случай» калибруют от киля – чтобы он показывал не реальную глубину, а сколько осталось от киля до дна. Выберете, что вам удобнее. - Какова осадка (draft) яхты?
- Показания анемометра приблизительно совпадают с вашими ощущениями и наблюдениями направления ветра и его скорости? Бывает так, что в марине задувает до 15-16 узлов, а анемометр показывает 4 и совершенно другого направления.
- Переключиться на автопилот. Автопилот крутит штурвал? (Нажать кнопки +1 и -1, затем +10 и -10, затем автоповорт (auto tuck) или одновременно +1 и +10, затем -1 и -10).
- Перейти с AUTO на STANDBY и заодно проверить: не велик ли люфт у штурвала? Если больше 5 градусов, попросите отрегулировать натяжение штур-тросов или цепи привода. При маневрировании и в свежий ветер очень тяжело управлять лодкой с люфтящим штурвалом.
- Поворачивая штурвал и наблюдая за указателем поворота пера руля (в нижней части дисплея бегунок «Rudder») найдите положение «0», когда перо руля будет в ДП лодки. В верхней части штурвала сделайте метку, намотав изоленту, чтобы не пялиться на экран, когда вам нужно знать, что у вас руль «в нейтрали».
- Настала пора подойти к подкачанному вами полтора часа назад тузику и проверить: не травит ли он воздух?
- Запустите подвесной мотор – убедитесь, что он работает, а при включении передачи винт вращается (бывает, что нет, т.к. срезана шпилька винта). Шпилька разрушается при ударе лопастями гребного винта о препятствие, предотвращая повреждение двигателя. В этом случае винт будет свободно вращаться на своей оси.
- Проверьте запас топлива для подвесного мотора. Здесь тоже могут быть сюрпризы. В Хорватии, например, вы обнаружите топливо для подвесного мотора только в топливном бачке самого мотора. Канистрочка будет пустой. Говорят из соображений безопасности. Я думаю – из соображений жадности. Пусть хоть бак будет полным.
ПРОБЛЕМА | ГДЕ | ||
---|---|---|---|
Повреждение | Damage | Корпус | Hull |
Царапина | Scratch | Левый (правый) борт | Port (starboard) side |
Скол | Cleavage | Форштевень | Stem |
Трещина | Crack | Нос | Bow |
Расщепление | Split | Транец | Transom |
Дыра | Hole | Корма | Stern |
Сломанный | Broken | Не работает | Out of order |
Порванный | Torn | Парус (верёвка) | Sail (rope) |
Неисправный | Faulty | Прибор | Device, instrument |
Погнутый | Bended | Леерная | стойка stanchion |
Провисший | Slack | Леер | guard rail |
…Все строго по плану: в «кабминовском штабике» привычная смена караула. Одни «караульщики» якобы торжественно ушли. (Так им кажется!). Другие не менее торжественно (как им тоже кажется!) «заступили в наряд». А что на самом деле?
Тот, кто служил в армии, прекрасно знает, что любой объект должен быть сдан новому караулу по всем строжайшим – уставным! – требованиям. Иначе нельзя. Это ведь не чья-то частная лавочка. Потом: на любом объекте везде должны быть идеальная чистота и порядок. И наконец: любой такой объект должен быть гарантировано работоспособным. Иначе зачем тогда он вообще существует?
Если же вдруг (!) уставные правила передачи нарушаются, если новый караул получает «в наследство» грязище, вопиющий беспорядок и тяп-ляповскую работоспособность объекта, то это, как известно, позорнейшее «ЧП» – то есть чрезвычайное положение. И в таких ситуациях оценки сдающим такой объект предельно жесткие.
Так что же в «кабминовском штабике»? Как произошла смена караула здесь?
Оценки, увы, самые разные: от величественного губонадувания: «Вот мы – так я!» – до не менее традиционно-громыхающего: «Ганьба!». И оценки не только тех, кому ежедневно приходиться бороздить по невысыхающему политическому болоту Украины.
Есть также оценки тех, кого еще с майдана 2004 года унизительно, но уже привычно (!) называют „пересічними громадянами”, – то есть людьми второго, третьего, сто пятнадцатого сорта. (Во укоренилось властно-вельможное определение в адрес тех, кто еще удерживает на своих плечах государство Украину!). И любой власти (в том числе, и «кабминовскому штабику») полагалось бы обращать внимание не только на то, что гундосят дутые столичные верхи, но и на то, что говорят низы трудовые. Истина ведь половинчатой не бывает. А мнения здесь, увы, разные. Однако обо всем по порядку.
…Вы еще помните, как 16 февраля 2016 года в Верховной Радоньке происходила «недоотставка» Яценюка с поста премьер-министра Украины? Тогда народные депутатики «247 голосами признали работу правительства А.П. Яценюка в 2015 году неудовлетворительной». Хотя, как известно, для такого решения хватало и 226 голосов. Другими словами, «кабминовскому штабику» этими 247 голосами уже был вынесен приговор. Оставалось, формальности ради, вопрос об отставке поставить на голосование отдельно и вновь получить те же 247 голосов.
Но это же, извините, Украина! Которая так стремится в Европу! И наша Верховная Радонька – это еще та Верховная Радонька! Штампуя законы, решения и разные другие «бамаги», она зачастую смотрит на свои же «бумажные творения» откровенно неуважительно. Ну, дескать, проголосовали признать работу Кабмина неудовлетворительной! Ну и что?!.. И дабы подтвердить вот это «ну и что», тут же, буквально через несколько минут, в Радоньке произошло то, что не может присниться даже в дурном сне: за отставку правительства «в парламенте нашлось всего лишь 194 голоса…».
Учись, Европа! Это тебе не хухры-мухры, а мухры-хухры! Захотели – нажали пальчиками одни кнопочки! Захотели – другие! Демократия, блин!..
Ну, а потом было то, что было потом. После голосования надо было хотя бы как-то (!) объяснять «недобор» голосов. И многие нардепики прямо таки взвыли, злобно тыкая друг в друга жирными пальчиками и обвиняя друг друга в измене: «Ага! Это вы все, негодяи!». Об этом, кстати, не уставая, с утра и до ночи талдычили киевские («очень правильные»!) СМИ. И как-то уже традиционно незамеченными оставались мнения тех, кого называют „пересічними українцями”, проще говоря, украинскими рабами, которые своими мозолями еще держат Украину на этом белом свете.
Вот лишь некоторые из этих высказываний, которые рассыпаны по Интернету. Как всегда, выбираю из них самые деликатные. Скажем, такие.
…«Судя по скорости проведения голосования, все было согласованно заранее. Оставалось лишь привычно нажать кнопочки…». «Клоуны Верховной Рады разыграли пьеску для лохов и дурачков. А лохи и дурачки верят! Значит, с ними можно еще ого-го сколько разных экспериментов проводить». «Очень искренне: незабываемая мыльная опера! «Свидомые тоже плачут» – называется». «Хороший, кстати, спектакль. И это без всяких насмешек. Профессионально поставленный, где и актеры, и режиссеры, что называется, на уровне. Единственный прокол: премьер во время спектакля был в превосходном настроении. Значит, о конечном результате голосования знал заранее. И вот это режиссерская недоработка! Надо в будущем учесть!». «Да что вы, в самом деле? Спектакль, клоуны, режиссеры!.. Режиссер один: Вашингтон! Он и решает, кого снимать, кем менять, а кого еще можно и на плаву подержать. При чем здесь какая-то Верховная Рада?». «Всем и вся в Украине управляют пайеты, байдены и МВФ. И это что – для кого-то такая уж большая тайна?». «Сегодня в Киеве будут делать все то, что прикажут в Вашингтоне. Это горькая, но, увы, правда». Вот такие откровения.
…Были на сей счет и другие комментарии. Сердитые, язвительные. И не со щепоткой, а с полным-полным ковшом соли. И, как и в предыдущих случаях, «прополов» в них лишь матерщину и откровенные оскорбления, выбираю самые нежные, самые деликатные «пожелания» тех „пересічних українців”, которые «призывали» премьер-министра не оставлять свою должность.
«Не уходите, дорогой вы наш Арсений Петрович! Проявите милосердие: добейте Украину! А то ее агония уже так затянулась, так затянулась!..». «Вы очень даже на правильном пути, многоуважаемый: надо додерибанить недодерибаненное!». «Критиканы! Руки прочь от Яценюка! Мы, включая лампочку в спальне и газ на кухне, вспоминаем его каждый день самыми-самыми, самыми-самыми словами!..».
Наверное, хватит. А то, гляди, вдруг прорвутся еще вот те «самые-самые слова».
Кстати, своего разочарования от «недоотставки» не скрывали и вполне официальные лица, скажем, вице-спикер Верховной Рады Украины Оксана Сыроед. Провал голосования, сказала она, «это сценарий, разыгранный Президентом Украины Петром Порошенко, чтобы унизить парламент». Вот так оказывается.
И Верховная Радонька взорвалась! Старой коалиции хана, новой нет, заседачки и переговоры разные (ну понимаете, да? Кому какие портфельчики в новом Кабминчике достанутся?) не дают ни малейшего результата! И на горизонте замаячило такое понятие как досрочные выборы… А это значит, мандатики на стол – и шагом марш на новое «волеизъявление народа». И вроде бы, и идейка неплохая!.. Но поди знай: попадешь еще разик в депутатский списочек или нет? И если попадешь – все в ажуре, так сказать, нормалек. А не попадешь?.. Во! Об этом и речь! Тогда твоя „недоторканість” тут же, как говорят, накроется медным тазиком. И тогда уже хана не какой-то там коалиции, а личной парламентской благодати. И кому это, извините, надо?..
Правда, были на сей счет и другие мнения. Все тех же „пересічних українців”. Во неуемные! В Верховной Радоньке не унимаются страсти – быть или не быть коалиции? – а им хотя бы хны! «Да не расстраивайтесь вы слишком! – взывали эти неуемные к спокойствию. – Потерпите еще немного. Очень скоро будет новая инициатива: все-таки, уволить Яценюка с должности! Одноактных пьес в Верховной Раде ведь не бывает…».
…Вскоре такая инициатива действительно была проявлена. Названа даже дата нового голосования: 29 марта. Ее назвал Президент Украины Петр Порошенко, высказав при этом надежду, что именно в этот день должен быть назначен новый состав Кабмина, ибо это «в украинских интересах». (А в каких, извините, еще?!..). Именно поэтому, сказано далее, «руководители парламентских фракций и народные депутаты должны подойти к этому вопросу со всей ответственностью, а не пытаться обвинять других».
Однако 29 марта положительного голосования не произошло. Для этого полагалось слепить хотя бы какую-то, извините, вшивую коалицию, а она (во, блин, невезуха!) никак не лепилась. То десять депутатиков не хватает! То уже пятнадцать! То только семь! То только пятеро!.. Потом всего лишь трое!.. Потом вообще лишь двоих оставалось найти!.. Прямо ужас какой-то! Лоб мокрый! Ищи да ищи их, ищи и ищи!..
А вот „пересічні українці” те без устали. И язык у них, как помело. «Да договорятся пацаны, как и раньше договаривались! Принцип ведь все тот же: ты мне – я тебе! «Бабло» – это очень пробивная сила! А мы, как были, так и останемся на задворках…».
…В общем (вы это тоже помните) 14 апреля вместо Яценюка 257 голосами (во договорились удачно!) назначен Владимир Гройсман. Депутаты голосовали «пакетом», то есть одним нажатием кнопочек. Кстати, программу нового Кабмина увидели за несколько минут до голосования, значит, принимали ее вслепую.
Есть и другая интересная деталь: голосовавшие дружно… отменили (!) решение Верховной Рады от 12 февраля 2016 года, где 247 голосами работу Кабинета Министров Украины было признано неудовлетворительной. И теперь, согласно уже новому решению (!), вчерашняя «неудовлетворительная работа» признана… удовлетворительной! Н-да, как говорят… Открывай шлагбаум, Европа! Идем к тебе в полный рост!
Привлекает внимание и такая вот цифирь. Во время голосования 50 депутатов высказались против, 48 от голосования воздержались, 35 вообще не голосовали. Таким образом, как уже успели сосчитать (!) депутаты, реально в новой коалиции, которая базируется на фракциях «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт», всего лишь 206 нардепов. «Остальные, – как весьма неделикатно говорят в своих интернетовских комментариях все те же „пересічні українці”, – это приблудные, это балласт. Завтра они будут искать новые для себя варианты цветущей жизни. И что тогда?..».
…«Что тогда, что тогда…». Все по новому кругу! А пока еще об одном.
Уходя с поста премьер-министра, Яценюк предстал перед гражданами Украины чуть ли не в лике святого. Вот цитаты из его обращения: «Мы продемонстрировали единство, ответственность за слово и способность принимать самые сложные решения… Я горжусь результатами нашего Правительства. Много наших дел еще будут оценены… Мы сделали почти невозможное. Защитили нашу державу. Основали новое войско и полицию. Сделали Украину энергетически независимой от России… Уберегли экономику от дефолта… Во главе Правительства я честно выполнял свой труд». Ну и так далее.
А вот реакция на сие заявление „пересічних українців”. Убирая оттуда (опять же!) особенно резкие суждения, оскорбления, а то и нецензурщину, кратко представляю точки зрения тех, кто совсем иначе оценивает работу Кабмина за этот же период.
«За это время выросло все: курс доллара, сумма внешнего долга, тарифы, цены, инфляция». «В 2014 году курс доллара был 10,5, в апреле 2016 года – 27». «Кастрюля борща в 2014 году стоила 39 гривен, в 2016-ом 128 гривен». «Минимальная заработная плата (в пересчете на доллары) снизилась со 135 долларов (в 2014 году) до 53 (это сегодня)». «Минимальная пенсия снизилась со 105 долларов до 41». «При формировании правительства Яценюка в него впервые вошли, так называемые, «варяги» – управленцы иностранного происхождения». «А как теперь быть с «Забором имени Яценюка», который на границе? Денег в него вбухано немало!». «Все достижения бывшего премьера это недостроенная стена и ржавеющий в степях Казахстана поезд». «Перестаньте! Главное: вовремя смыться!». «Дан приказ ему: «На Запад!». Иль в канадскую страну?..». «Долго упирался премьер, отчаянно, но против хозяев не попрешь…». «Говорят: он подал в отставку. Неправда! Он только озвучил поступивший приказ. В колониях власти самостоятельных решений не принимают, и это сегодня главная беда Украины».
Хватит? Повторюсь: я выбирал самые нерезкие комментарии. Люди высказываются куда резче. И не только в Интернете. Особенно нелестно отзываются о власти, заходя в магазины и аптеки или осуществляя коммунальные платежи. И украинским властям (всех уровней!) полагалось бы не возмущаться во всех подобных случая, – ах, дескать, какие же это негодяи, как они нехорошо о нас говорят! – а, сжав зубы, все это изучать: почему говорят именно так? И находить решения, чтобы люди не проклинали власть, а говорили о ней хотя бы мало-мальски уважительно. Иначе пропасть. Пропасть между верхами и низами! Которая сегодня не просто увеличивается, а в самое ближайшее время может приобрести очертания уже катастрофического явления…
…А теперь цифры и факты. Вот такие, к примеру.
«Государственный долг Украины в начале 2014 года составлял 683 млрд. гривен, в конце 2015-ого – 1,57 триллиона. Впечатляет?.. Что будет к концу нынешнего года, можно только догадываться…». «2016 год. В Украине самые низкие зарплаты и пенсии в мире». «По итогам 2015 года Украина занимает второе место в мире среди вымирающих стран. Выше в списке только африканское государство Лесото, да и то с отрывом в сотую часть процента… А по уровню инфляции место Украины – предпоследнее снизу. Под ней там только Венесуэла, не предоставившая официальную статистику. Украинцам, впрочем, об этом не сообщают…». (Как утверждает источник, опубликовавший эти данные, эти цифры и факты взяты со «Справочника ЦРУ The World Factbook 2015»).
…Горько и больно писать обо всем этом. Но и умалчивать уже нельзя.
«Нынешние якобы реформаторы развалили экономику еще 2004 году. Все разворовали! А в 2014-ом пришли на майдан в качестве реформаторов… И люди повелись на их «кристальные биографии». Много миллиардов не бывает…». «Украина стала заложником и жертвой непрофессионализма правительства и парламента. Эти два органа в своем нынешнем составе в моих глазах утратили свое предназначение». «Свой народ их особо не волнует. Этим народом, в лучшем случае, они прикрывают лишь свои политические решения. А Запад и Штаты это устраивает. Они могут вертеть правительством за транши, как вздумается». «Вряд ли сегодня в украинской власти найдутся люди, которые хотя бы немного были заинтересованные в благополучии своего государства и соотечественников». Больно и горько писать обо всем этом. Но не писать еще больнее…
…Так что же произошло в Верховной Радоньке? И главное: что впереди?
«Поменяли шило на мыло!» – негодуют многие. Другие противятся этому: «Человек еще и шага не сделал, а его уже во всем обвиняют!».
Есть и официальные точки зрения. К примеру, посол США Дж. Пайетт не скрывает: «Мы будем наблюдать за диалогом Украины и МВФ, а также за внедрением реформ и меня ободрило то, что я сегодня слышал от премьера Гройсмана относительно его приоритетов полного внедрения мероприятий МВФ». Хорошая позиция, откровенная: «Мы будем наблюдать!..» Иначе фигушки вам, а не траншики.
Более, чем откровенно, говорит о нашем ближайшем будущем и политолог Михаил Погребинский: «Вся эта система будет держаться до тех пор, пока не произойдет полный обвал: перестанут платить пенсии, зарплаты и так далее».
Серьезная «перспектива»… А перед глазами вот те страшные цифры о государственном долге Украины. Напомню их. В начале 2014 года он составлял 683 млрд. гривен, в конце 2015-ого – уже 1,57 триллиона. А мы все транши выпрашиваем…
Долги, как известно, надо отдавать. Вот только чем? И кто будет их отдавать? Или это будет наш очень щедрый «подарок» внукам? А может быть, и правнукам?..
Читайте и думайте. Есть над чем.
Читайте и думайте. Вы это еще можете…
Александр ПИЛЁНОВ,
заслуженный журналист Украины.