Посмотреть сказку золотая рыбка

Предмет литературное чтение класс 2 тема урока а.с. пушкин сказка о рыбаке и рыбке цель урока обеспечить освоение учащимися новой

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке»

Цель урока

Обеспечить освоение
учащимися новой учебной информации.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Уметь самостоятельно
анализировать художественное произведение на примере сказки А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Развитие устной
монологической и диалогической речи.

Воспитывать интерес к тексту
и любовь к сказкам на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Формы работы учащихся

Индивидуальная работа,
коллективная, в парах, самостоятельная.

Актуальность и вид
использования средств ИКТ

Мультимедийный проектор,
интерактивная доска

Учебные материалы

Учебник, презентация,
карточки с заданиями.

Формируемые
УУД:
 Познавательные УУД: формирование умения
определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание
иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности
литературной сказки.

Регулятивные
УУД
: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять
взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения
одноклассников.

Коммуникативные
УУД
: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога.

Предметные
УУД:
 формирование умения сравнивать героев по их поступкам,
желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение
выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные
УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему
решению.

Ход урока:

1.    
Мотивационный этап

— Ребята,
отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет

То внезапно возвратиться

Грусть-тоска ее боится.

(Улыбка)

Улыбка нужна нам самим и
другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Давайте подарим
друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне.

Речевая
разминка (данная речевая разминка также развивает правильное произношение буквы
«Р»)


Прочитайте стихотворение (размещено на слайде) Приложение1.

Страусы
строят гнёзда в сторонке.

Странными
смотрятся эти воронки.

Ямы
в песке роют быстро и просто

Стройные
птицы высокого роста.

—          Прочитайте
стихотворение медленно.

—          Начните
читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

—          Начните
читать быстро и постепенно замедляйте темп.

            
—         Прочитайте весело, с удивлением, сожалением, восхищением.

2.
Актуализация знаний.

(Фронтальная
работа)


А сейчас проведем небольшую разминку. Попробуйте узнать сказку.

1. Служивый,
котел, варево, горсточка крупы. («Каша из топора»)

2. Яблоня, печка, речка, мышка, пирожок.
(«Гуси – лебеди»)

3. Куманек, окрошка, каша, тарелка,
кувшин. («Лиса и журавль»)

Молодцы, ребята!


Ребята, мы вспомнили сказки.  На какие две группы делятся сказки? (народные,
авторские)

— Чем авторская
сказка
отличается от народной? (Авторскую написал автор, народную –
народ)

Авторы
народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с
возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который
раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.


Среди авторов, писавших сказки есть особенный. Догадайтесь, о ком идёт речь:

Дуб
зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.


Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?
(Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской
литературы — Александр Сергеевич Пушкин.)

— Давайте
вспомним творчество А.С.Пушкина.

(Работа
с презентацией, заполнение пропусков – фактов об авторе)
Приложение 2

А.С. Пушкин в
детстве.                               Родился поэт 6 июня 1799
г. В городе Москва.

Родители
поэта.                                           Его родители: отец Пушкин
Сергей Львович, мама Надежда Осиповна были дворяне, но не богатые.

Бабушка
поэта.                                            Грамоте Пушкина обучала его
бабушка Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернеры.

Няня
Арина Родионовна.                           Воспитывала будущего поэта и
прививала любовь к сказкам няня Арина Родионовна.

Царскосельский
лицей.                               В 12 лет Александра Пушкина увезли на
обучение в Царскосельский лицей.

                                                                       Там
он написал первые стихи.

3.     Изучение
нового материала.

(Просмотр отрывка из
мультфильма)

1.
Просмотрите отрывок
из мультфильма и сформулируйте тему урока. («Сказка
о рыбаке и рыбке»).


Знакома вам эта сказка?


Назовите главных героев. (Старик, старуха.)


Какое чудо великое произошло? (Рыбка заговорила)

2.
Первичное чтение.
Учитель включает аудиозапись сказки.
Внимательно слушаем и ищем непонятные слова.

3.
Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения
идет словарная работа. Объясняются слова и выражения: 

1
часть

Ветхая
землянка 
— старый дом, вырытый в земле;

Невод 
большая рыболовная сеть

Пряла
пряжу –
крутить нить из волокон

Тина
скопление живущих в воде растений, в основном
водорослей.

Взмолится
просить, умолять

Молвит
говорит

Старче
– старик

Откуп — плата;

— Где жили старик со старухой?

— Сколько лет они жили?

— Какое чудо произошло?

2
часть

Простофиля 
глупый, несообразительный человек.

Корыто
— большой открытый сосуд, предназначенный для стирки белья, кормления скота и
для других домашних дел.

— Как отнеслась старуха к рассказу старика?

— Какой вам представляется старуха?

— Каким вам представляется старик?

3 часть

Кликать
— звать

Разбранила
– разругать

— Что попросил старик у рыбки? (Новое
корыто)

— Что ответила рыбка старику? Зачитайте из
текста. («Не печалься, ступай себе с Богом. Будет вам новое корыто».)

4. Физкультминутка. 

Подвижная
музыкальная пауза

https://www.youtube.com/watch?v=svdeRxCX_-A&t=20s

4 часть

Воротился
– вернулся

Пуще
– больше

Бранится
– ругается

В корыте много ль корысти
– в корыте много ль выгоды, пользы.

Что теперь захотелось
старухе? (Избу)

5 часть

Сварливая баба – ворчливая,
склонная к ссорам

Землянка – углубленное в
землю жилище

Изба со светёлкой –  светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Тесовые ворота – сделанные из
теса, из тонких досок.

Черная крестьянка – простая
крестьянка

Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода.

— Была ли рада старуха избе? (Нет)

— Кем захотела быть старуха? (Столбовою дворянкой)

6 часть

Душегрейка — верхняя
женская одежда для праздников наподобие кофты

Парчовая – плотная
узорчатая шелковая ткань

Кичка – старинный
женский головной убор

Перстень – кольцо,
надеваемое на безымянный палец

Чупрун – прядь волос,
спадающая на лоб

— Отблагодарила старуха старика?

— Куда, отправила его старуха? (Служить на конюшне)

— Во что была одета старуха? (Душегрейка, кичка, жемчуга на
шее, золотые перстни, красные сапожки.)

Гимнастика для глаз

8 часть

Белены объелась – обезумел,
одурел

Осердилась – рассердилась

Поведут поневоле – вопреки
желанию

 — Кем теперь хочет быть старуха? (Вольною
царицей)

9 — 10 часть

Бунтует – возмущается

Царские палаты – большая
красивая комната в них жили бояре и цари царевны.

Заморские вина – привезенные
из-за границы

Пряник печатный – пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или
буквами.

Вкруг – вокруг

Очи
– глаза

Поделом
тебе старый – справедливо, заслуженно

Невежа
грубый, невоспитанный человек

— Кем теперь захотела стать старуха?

— Почему это желание испугало старика?

— Выполнил ли он приказ старухи?

— Как изменилась старуха?

— А почему народ над
стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?

— Когда так говорят? {Когда человек не соответствует
месту, которое занимает.)

11 часть

Царедворцы – лицо, занимающее должность при царском дворе,
придворный

Морская владычица – морская
царица

Была на посылках – служить
кому-н., исполняя мелкие и простые поручения.

12 — 13 часть

Перечить – возражать
кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор.

Глядь — смотреть

— Почему рыбка ничего не сказав, ушла в
глубокое море?

5.Закрепление пройденного
материала

— Посмотрите, как постепенно меняется
море. Проследим за изменениями и свяжем с тем, что требовала старуха.

Карточки для самостоятельной работы Приложение
3

Море слегка разыгралось                            Корыто

Помутилось синее море                              Изба

Не спокойно синее море                             Дворянка

Почернело синее море                                Царица

— Почему так происходит?

— Как заканчивается сказка?

Работа
в парах. Карточки с заданиями.
Приложение
4

— Кто
является главными героями сказки? Давайте выясним, какой характер у
каждого героя. Слова, которые характеризуют старуху, подчеркните красным
цветом
. Слова, которые характеризуют старика — зеленым цветом. Попробуйте
доказать характер каждого героя, примером из текста.

Мягкий, добрый, злобный,
податливый, безвольный, жадный,  смиренный, властный, грубый, неуживчивый,
требовательный, безответный, неблагодарный.

-Кто
из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер
старухи? (Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных
людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.)

— Как была
наказана старуха за свою жадность и неблагодарность
? (Она опять осталась
у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение
«остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)

— Что
оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)


Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, добрым
характером?


Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность,
безответность? (
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие
воли) — отрицательная черта.
Смиренность, безответность,
податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но
в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе,
возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «…не
смел ей перечить…», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.)

6.
Итог урока.

— 
Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»


А какой урок мы возьмем из этой сказки? (А еще, ребята, когда человек
жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не
достигнет, он останется у разбитого корыта.)


Ребята, а что бы вы попросили у золотой рыбки?

7.
Рефлексия.
Приложение 5

Выбери
картинку (золотую рыбку, старика или старуху) п прикрепи на доску.

1.     
Если ты
успешно справлялся со всеми заданиями, возьми золотую рыбку

2.     
Если тебе на
уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу – выбери старика.

3.     
Если тебе было
трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – выбери
старуху.

Домашнее задание.

— Дайте характеристику
золотой рыбке. Запишите в тетрадь.  

Приложение 1

Речевая разминка

image001

Приложение 2

Задание

image002

Проверка

image003

Приложение 3

Карточки для
самостоятельной работы

Соотнеси состояние моря с тем, что требовала
старуха.

Море слегка разыгралось                Корыто

Помутилось синее море                  Изба

Не спокойно синее море                 Дворянка               
            

Почернело синее море                     Царица

Приложение 4

Карточки для работы в
парах

Слова,
которые характеризуют старуху, подчеркните красным цветом. Слова,
которые характеризуют старика — зеленым цветом. Попробуйте доказать
характер каждого героя, примером из текста.

Мягкий, добрый, злобный, податливый,
безвольный, жадный, смиренный, властный, грубый, неуживчивый, требовательный,
безответный, неблагодарный.

Приложение 5

Карточки для рефлексии

image004

image005image006

Сериал "Непосредственно Каха. Сказки без смазки" 2021г: все 1, 2, 3, 4 серии подряд. Содержание, смотреть онлайн на START

Год: 2021, Россия

Жанр: комедия

Режиссер: Данила Иванов

Продюсер: Алексан Хачатурян, Данила Иванов, Карен Григорьянц

Количество серий: 4 серии

В ролях: Артем Карокозян, Артем Калайджян, Александр Сошкин

На 19 ноября 2021 года определена дата выхода нового сезона сериала «Непосредственно Каха. Сказки». Сериал выходит эксклюзивно на кинотеатре «START» по пятницам по одной серии в неделю. В новом сезоне отснято 4 серии. Главные роли исполнили Артём Калайджян, Артём Карокозян и Данила Иванов. Также в сериале можно увидеть Кристину Бойцову, Тамару Тураву, Лиану Ваноян и Вартана Даниеляна.

Описание сериала «Непосредственно Каха. Сказки»

Серго испытал на себе новую вакцину и оказался в больнице. Его навещают разные люди. Все они рассказывают мужчине сказки, разделенные на эпизоды. У каждой истории в изложении Кахи или Пушкина своя особая стилистика.

Сюжет сериала «Непосредственно Каха. Сказки»

Сочинские великовозрастные балбесы Каха и Серго вновь влипли в историю: Серго, опробовав на себе новую вакцину, попал в больницу. Чтобы как-то скоротать время, пострадавший просит своих приятелей рассказывать ему сказки, конечно же, в их фирменном стиле. И можете не сомневаться — Каха мастер придумывать сказки, от которых кто угодно пойдет на поправку. Добродушные и наивные словно дети, эти двое продолжают оставаться любимцами публики — это ли не повод присмотреться к ним повнимательнее?

Ниже можно ознакомиться с содержанием серий, датой выхода и онлайн просмотр сериала на START — 19 ноября 2021. Можно смотреть все серии подряд в хорошем качестве.

1-я серия. Золотая рыбка (выход 19 ноября 2021), смотреть онлайн

Серго снова попал в историю, точнее, в больницу. После неудачного испытания собственной вакцины от вируса он оказывается на больничной койке. Но героя волнует другое: он не может уснуть, пока не услышит сказку. И первая — о золотой рыбке и трёх желаниях. Мечтать не вредно, главное — подходить к этому с умом. А с этим как раз есть проблемы. Сериал можно смотреть онлайн.

Сериал "Непосредственно Каха. Сказки без смазки" 2021г: все 1, 2, 3, 4 серии подряд. Содержание, смотреть онлайн на START

Для просмотра нажмите на спиннер.

2-я серия. Красная шапочка (выход 26 ноября 2021), онлайн просмотр

Настало время новой сказки. На этот раз — про доставщика из Сочи, у которого есть кое-что общее с Красной Шапочкой. Он тоже спешит к своей бабушке, а в лесу его поджидает страшный волк. А вот дальше события принимают совсем не сказочный оборот. Разборок не избежать, и всему виной гостиница в Олимпийском парке.

Сериал "Непосредственно Каха. Сказки без смазки" 2021г: все 1, 2, 3, 4 серии подряд. Содержание, смотреть онлайн на START

Для просмотра нажмите на спиннер.

3-я серия (выход 3 декабря 2021), просмотр онлайн

Серго всё ещё скучает в больнице, и его друг Пушкин приготовил новую сказку. На этот раз — о семейном счастье. У бизнесмена из Адлера было три сына, а младшего звали Сергуш. И повелел отец свои сыновьям-бездельникам жениться. Сергуш решил найти себе жену в интернете, о чём скоро пожалел. Его Айгушка не была красавицей, но был у неё один секрет…

Сериал "Непосредственно Каха. Сказки без смазки" 2021г: все 1, 2, 3, 4 серии подряд. Содержание, смотреть онлайн на START

Для просмотра нажмите на спиннер.

Остальные серии

  • 4-я серия (выход 10 декабря 2021)

Читайте также: Сериал «Полярный» 2 сезон (2021): все 1-5, 6, 7, 8, 9 серии в HD1080. Описание, смотреть онлайн

Источник 2datyvyhoda.ru

Посмотреть сказку золотая рыбка

Читайте также


Год: 2021 (1 сезон), СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер:


02.11.2021, 19:54

4 970

просмотров

Подробнее


Год: 2020 (1 сезон), РоссияЖанр: триллер, фантастика, боевикРежиссер:


03.11.2021, 23:58

141

просмотр

Подробнее


Год: 2020 (2 сезона), РоссияЖанр: драмаРежиссер: Оксана Барковская, Ирина ГурьяноваПродюсер:…


14.08.2021, 11:30

5 257

просмотров

Подробнее


Год: 2020 (2 сезона), РоссияЖанр: драмаРежиссер: Оксана Барковская, Ирина ГурьяноваПродюсер:…


08.10.2021, 20:23

968

просмотров

Подробнее


Год: 2020 (1 сезон), УкраинаЖанр: мелодрамаРежиссер: Антон


22.10.2021, 10:30

420

просмотров

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: драмаРежиссер: Максим СвешниковПродюсер: Эдуард Илоян, Виталий Шляппо,…


10.10.2021, 21:57

513

просмотров

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: комедия, драмаРежиссер: Виктор ШамировПродюсер: Эдуард Илоян, Алексей Троцюк,…


05.08.2021, 11:05

434

просмотрa

Подробнее


На Первом большая премьера — восьмисерийный детектив в стилистике «Шерлока Холмса» Гая Ричи о хирурге,…


13.11.2021, 09:32

219

просмотров

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: комедияРежиссер: Филипп АбрютинПродюсер: Оксана Лахно, Филипп АбрютинВозраст:


21.11.2021, 16:14

73

просмотрa

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен,…


27.10.2021, 20:43

4 222

просмотрa

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: драмаРежиссер:


02.11.2021, 19:47

557

просмотров

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: триллер, драма, детективРежиссер:


17.10.2021, 14:16

474

просмотрa

Подробнее


Год: 2018 (1 сезон), РоссияЖанр: драма, комедияРежиссер:


21.10.2021, 19:14

1 067

просмотров

Подробнее


Год производства: 2018 (1 сезон)Страна: РоссияЖанр: драма, комедияРежиссер: Нурбек ЭгенСценарий:…


09.11.2021, 16:06

712

просмотров

Подробнее


Год: 2021Страна: СШАЖанр: комедияОзвучка: дубляжХорошее качество: 720-1080 HDАктеры: Хейден Кроуфорд,…


19.11.2021, 08:16

101

просмотр

Подробнее

Ñêàçêà Å-ñÿíü («Çîëóøêà») ðîäèëàñü â Êèòàå áîëåå 1200 ëåò òîìó íàçàä, òî åñòü íà 850-900 ëåò ðàíüøå âñåì èçâåñòíîé ñêàçêè «Çîëóøêà» â ðåäàêöèÿõ Äæàìáàòòèñòà Áàçèëå, áðàòüåâ Ãðèìì è Øàðëÿ Ïåððî.  Ê ñîæàëåíèþ, ìíå íå óäàëîñü íàéòè ïîëíîãî òåêñòà îðèãèíàëà ýòîé êèòàéñêîé ñêàçêè (ñêîðåå âñåãî, ïîëíûé òåêñò íå ñîõðàíèëñÿ), íî èñïîëüçóÿ îòðûâî÷íóþ èíôîðìàöèþ (è ïðåæäå âñåãî çàïèñêè  Äóàíü ×ýíü-øè (803 — 863 ãã) èç åãî ñáîðíèêà «Âñÿêèé ðàçíîñîë èç Þ-ÿíà», ÿ ïîïûòàëñÿ âîññîçäàòü ýòó ñêàçêó, â âèäå «ìîçàèêè» èç îòäåëüíûõ êóñî÷êîâ, è âîò, ÷òî èç ýòîãî âûøëî….

Ó îäíîãî áîãàòîãî ñòàðîãî êèòàéöà — þæàíèíà (*íàðîäíîñòü äóíû) áûëî äâå æåíû, êàæäàÿ èç êîòîðûõ ðîäèëà åìó ïî îäíîé äî÷åðè. Ñòàðèê î÷åíü ëþáèë ìëàäøóþ äî÷ü ïî èìåíè Å-ñÿíü, êîòîðàÿ áûëà êðàñèâà, äîáðà è òðóäîëþáèâà è èñêóñíî íàìûâàëà èç èç áûñòðîãî ðó÷üÿ êðóïèöû çîëîòà äëÿ îòöà. À âîò ñòàðøàÿ äî÷ü áûëà ñâàðëèâà, çàâèñòëèâà è ê òîìó ÷ðåçâû÷àéíî ëåíèâà, è ñîâñåì íå ðàáîòàëà, ÷òîáû ïðèóìíîæàòü áîãàòñòâî ñâîåãî îòöà, à ïîýòîìó, îòåö è íå î÷åíü òî è ëþáèë å¸. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ó õîçÿèíà íàêîïèëîñü ìíîãî çîëîòà, îí äåðæàë ñâîèõ æåí è äî÷åðåé â ñòðîãîñòè è â ñêðîìíîñòè, ïîëàãàÿ, ÷òî åæåëè èõ áàëîâàòü äîðîãèìè îäåæäàìè è óêðàøåíèÿìè, òî îíè áûñòðî «ñÿäóò åìó íà øåþ», è åãî «õðóïêàÿ øåÿ íå âûäåðæèò òàêîãî õîìóòà»….
Òàê ñëó÷èëîñü, ÷òî â îäèí äåíü óìåð è ñòàðèê,  è åãî æåíà, — ìàòü Å-ñÿíü. Íó,è êàê âîäèòñÿ âî âñåõ ñêàçêàõ èñïîêîí âåêîâ, ìà÷åõà, òóò ïðèêàðìàíèëà âñ¸ çîëîòî è ñòàëà ñêâåðíî îáðàùàòüñÿ ñ Å-ñÿíü: ïëîõî êîðìèëà è íàãðóæàëà å¸ òÿæåëîé ðàáîòîé, çàñòàâëÿÿ êîëîòü äðîâà, òàñêàòü âîäó èç ðó÷üÿ, óáèðàòüñÿ ïî äîìó è ìûòü ãðÿçíóþ ïîñóäó (À ýòî âàì íå ðàçâëå÷åíèå — ïðîìûâàòü çîëîòèøêî â ðó÷åéêå!).
Îäíàæäû Å-ñÿíü ïîéìàëà ìàëåíüêóþ ðûáêó â ðó÷åéêå, íå áîëüøå äâóõ ñàíòèìåòðîâ äëèíîé, ñ àëûìè ïëàâíèêàìè è çîëîòûìè ãëàçàìè, è ñòàëà òàéêîì å¸ ïîäêàðìëèâàòü â äåðåâÿííîì òàçèêå ñ âîäîé, êîòîðûé õðàíèëà â ñâîåé êîìíàòå.. È ðûáêà ñòàëà áûñòðî ðàñòè, è äåâóøêå ïðèõîäèëîñü ïîñòîÿííî ïåðåñåëÿòü ðûáêó â áîëåå âìåñòèòåëüíûå òàçèêè. È âîò, êîãäà ðûáêà äîñòèãëà äëèíû â 65 ñàíòèìåòðîâ, à òàêîãî  ðàçìåðà òàçà â äîìå íå íàøëîñü, äåâóøêà âûïóñòèëà ðûáó â  ïðóäèê ïîçàäè äîìà, è êàæäûé äåíü, âñòàâàëà ÷óòü ñâåò (÷òîáû å¸ íèêòî íå çàìåòèë), áåæàëà ê ïðóäèêó è êîðìèëà ñâîþ ðûáêó êðîøêàìè ëåïåøåê. À ðûáêà òàê ïðèâûêëà ê äåâóøêå, ÷òî ñòîèëî åé ïîÿâèòüñÿ íà áåðåãó ïðóäèêà, ðûáêà, ïîäïëûâàëà ê áåðåãó, âûñîâûâàëà ãîëîâó èç âîäû è øèðîêî îòêðûâàëà ðîò â îæèäàíèè åäû …
Îäíàæäû, ìà÷åõà óâèäåëà, êàê Å-ñÿíü êîðìèò ðûáó, è îïûòíûì âçãëÿäîì, æåíùèíà îöåíèëà, ÷òî ðûáà äîëæíà áûòü î÷åíü áîëüøîé, íå ìåíåå îäíîãî ìåòðà â äëèíó. Ìà÷åõà î÷åíü ëþáèëà ðûáó (ðàçóìååòñÿ, åñòü ðûáó), è ðåøèëà ïîéìàòü ýòó ðûáèíó è ñúåñòü. È âîò ÷òî îíà ñäåëàëà.
Êàê-òî ðàç, îíà ñêàçàëà ïàä÷åðèöå:
«Äî÷åíüêà! Òâîÿ îäåæäà âñÿ ïîðâàëàñü… Ñíèìàé êà å¸, äîðîãàÿ, ÿ å¸ ïî÷èíþ. À òû íàäåâàé êðàñèâîå íîâîå ïëàòüå òâîåé ñåñòðû è ñòóïàé çà âîäîé, ê äàëüíåé ðåêå!»
Å-ñÿíü ïîñëóøíî ïåðåîäåëàñü è íàïðàâèëàñü çà âîäîé ê äàëüíåé ðåêå, äî êîòîðîé áûëî êàêèõ òî ïàðó êèëîìåòðîâ, êîòîðûå ìàëåíüêèå íîæêè äåâî÷êè âïîëíå ìîãëè ïðåîäîëåòü çà ÷àñ -äðóãîé.
À õèòðàÿ æåíùèíà áûñòðî íàäåëà íà ñåáÿ ðâàíîå ïëàòüå ïàä÷åðèöû, âîîðóæèëàñü áîëüøèì êóõîííûì íîæîì, ïîäîøëà ê ïðóäó è ñòàëà çâàòü ðûáó. À ðûáà, óâèäåâ çíàêîìîå ðâàíîå ïëàòüå ñâîåé êîðìèëèöû, áûñòðî ïîäïëûëà ê áåðåãó, âûñóíóëà ãîëîâó èç âîäû è øèðîêî îòêðûëà ðîò…È òóò, ìà÷åõà, óäàðîì íîæà, óáèëà ðûáó, âûòàùèëà å¸ íà áåðåã, ðàçðåçàëà íà êóñêè, çàæàðèëà èõ è âñ¸ ñúåëà, à êîñòè âûáðîñèëà â íàâîçíóþ êó÷ó è òàì çàêîïàëà.
Âñêîðå, Å-ñÿíü âåðíóëàñü äîìîé ñ âîäîé, ïåðåîäåëàñü â ñâî¸ ðâàíîå ïëàòüå (êîòîðå ìà÷åõà òàê è íå ïî÷èíèëà) è ïîáåæàëà ê ïðóäèêó, ÷òîáû ïîêîðìèòü ñâîþ ðûáêó. Íî êàê îíà íå çâàëà ðûáêó, òàê òàê è íå ïîÿâèëàñü èç âîäû. .Íåñ÷àñòíàÿ Å-ñÿíü òàê ðàññòðîèëàñü, ÷òî çàïëàêàëà è ïîáåæàëà ïëàêàòü â óêðîìíîå ìåñòå÷êî, ÷òîáû å¸ ñë¸çû íå óâèäåëè ìà÷åõà ñ ñåñòðè÷êîé. È âäðóã ïåðåä íåé  ïîÿâèëñÿ ÷åëîâåê ñ ðàñïóùåííûìè âîëîñàìè è â ãðóáîé îäåæäå, êîòîðûé ñïóñòèëñÿ ñ íåáà, è ñêàçàë ëàñêîâûì ãîëîñîì:
«Ýòî òâîÿ ìà÷åõà óáèëà òâîþ ðûáó è ñúåëà å¸. Íî íå ñòîèò ïëàêàòü, äåòêà! Òâî¸ ñ÷àñòüå ëåæèò â êó÷å íàâîçà. Âîçâðàùàéñÿ äîìîé, âêîïàé èç íàâîçíîé êó÷è êîñòè ñâîåé ðûáû, è ñïðÿ÷ü èõ ïîä ïîäóøêîé ñâîåé êðîâàòè. Ýòè êîñòè èñïîëíÿò ëþáîå òâî¸ æåëàíèå, — ëèøü òîëüêî ïîïðîñè!»
Å-ñÿíü ïîñïåøèëà âåðíóòüñÿ äîìîé, íåçàìåòíî âûêîïàëà èç íàâîçà êîñòî÷êè ñâîåé ëþáèìîé ðûáêè, è ïîëîæèëà èõ ïîä ñâîþ ïîäóøêó.  Íî÷üþ, êîãäà ìà÷åõà è ñåñòðè÷êà êðåïêî ñïàëè, î ÷¸ì îïîâåùàë èõ äðóæíûé, ãðîìêèé õðàï, Å-ñÿíü âûíóëà èç ïîä ïîäóøêè êîñòè è, íå çàäóìûâàÿñü, çàêàçàëà ñðàçó òðè æåëàíèÿ: áîëüøóþ ÷àùó ãîðÿ÷åãî ðèñà, áîëüøîé ñóíäó÷îê ñ çîëîòîì è æåì÷óãàìè, è ñóíäóê ñ äþæèíîé êðàñèâûõ ïëàòüåâ («À ìíîãî ëè äåâî÷êå íàäî?…). Òåïåðü äåâî÷êà íå ãîëîäàëà, íî íîñèòü øåëêîâûå ïëàòüÿ è äðàãîöåííîñòè íå ðåøàëàñü, — áîÿëàñü, ÷òî ìà÷åõà ó íå¸ âñ¸ îòíèìåò…
È âîò íàñòóïèë åæåãîäíûé òðàäèöèîííûé ïðàçäíèê äóíîâ. Ìà÷åõà ñ äî÷êîé íàðÿäèëèñü â ñâîè ëó÷øèå ïëàòüÿ è îòïðàâèëèñü íà ïðàçäíèê, îñòàâèâ Å-ñÿíü «ñòåðå÷ü äîì» è ïðèãîòîâèòü óæèí ê èõ âîçâðàùåíèþ. Êîãäà ìà÷åõà ñ ñåñòðîé ïîêèíóëè äîì, Çîëóøêà íàäåëà êðàñèâîå øåëêîâîå ïëàòüå, óêðàøåííîå ïåðüÿìè çèìîðîäêà è íèòêàìè êðóïíîãî æåì÷óãà,  îáóëà çîëîòûå òàïî÷êè, êîòîðûå ìåëîäè÷íî çâåíåëè ïðè êàæäîì å¸ øàãå, è òîæå îòïðàâèëàñü íà òîðæåñòâî.
Êîãäà Å-ñÿíü ïðèáûëà íà òîðæåñòâî, òî âñå ñðàçó îáðàòèëè âíèìàíèå íà íå¸, èáî îíà çàòìèëà âñåõ æåíùèí ñâîåé êðàñîòîé, èçûñêàííîñòü ïëàòüÿ, äðàãîöåííûìè óêðàøåíèÿìè è çîëîòûìè òàïî÷êàìè íà ìàëåíüêèõ íîæêàõ, èçäàþùèõ óäèâèòåëüíûå ìåëîäèè ïðè êàæäîì øàãå êðàñàâèöû.
È òóò, ñâîäíàÿ ñåñòðà Å-ñÿíü, ïðèñìîòðåâøèñü ê êðàñàâèöå, øåïíóëà ñâîåé ìàòåðè: «Ìàòóøêà! Óæ áîëüíî îíà ïîõîæà íà ìîþ ñåñòðèöó!»
«Äàâàé ïîäîéä¸ì ê íåé ïîáëèæå è âûÿñíèì ýòî!» — ñêàçàëà ìà÷åõà è , âçÿâ äî÷êó çà ðóêó, ðåøèòåëüíî äâèíóëàñü ê òàèíñòâåííîé êðàñàâèöå.
Å-ñÿíü óâèäåëà, ÷òî ê íåé èä¸ò ìà÷åõà ñ ñåñòðîé è ðåøèëà óáåæàòü, âî èçáåæàíèè ñêàíäàëà. À êîãäà îíà áåæàëà, òî ïîòåðÿëà îäèí çîëîòîé òàïî÷åê, êîòîðûé ïîäîáðàë êàêîé-òî ãåíåðàë. À äåâóøêà, ïðèáåæàâ äîìîé, áûñòðî ïåðåîäåëàñü, ïðèãîòîâèëà óæèí è ëåãëà ñïàòü. Êîãäà ìà÷åõà âåðíóëàñü äîìîé, òî óâèäåâ ïðèãîòîâëåííûé óæèí è óáåäèâøèñü â òîì, ÷òî ïàä÷åðèöà ñïèò, ïåðåñòàëà è äóìàòü î òàèíñòâåííîé êðàñàâèöå.
À ãåíåðàë ðåøèë ïîäçàðàáîòàòü íà çîëîòîì òàïî÷êå è ïðîäàë åãî öàðþ Òîõàíü, ïðàâÿùåìó äåñÿòüþ îñòðîâàìè. Öàðÿ ðàçîáðàëî ëþáîïûòñòâî: ê ñòóïíå êàêîé æå æåíùèíû ïîäîéä¸ò ñòîëü ìàëåíüêèé òàïî÷åê? È åæåëè òàêàÿ æåíùèíà ñûùåòñÿ, òî öàðü ðåøèë âçÿòü å¸ â æåíû (* Êèòàå èçäàâíà, êðèòåðèåì êðàñîòû æåíùèíû ñëóæèë ðàçìåð å¸ ñòîïû — ÷åì ìåíüøå, òåì æåíùèíà ñ÷èòàëàñü êðàñèâåå). Öàðü íå ìîã óñòîÿòü îò æåëàíèÿ âçÿòü â æåíû òàêóþ êðàñàâèöó è ïðèêàçàë ñëóãàì ïðèìåðèòü çîëîòîé òàïî÷åê íà íîæêó âñåõ äåâî÷åê è æåíùèí åãî öàðñòâà. Öåëûé ãîä òðóäèëèñü ñëóãè öàðÿ, íå ïîêëàäàÿ ðóê, íî òàê è íå íàøëîñü íè îäíîé æåíùèíû è äàæå äåâî÷êè, êîòîðûì ýòà çîëîòàÿ òàïî÷êà ïðèøëàñü áû âïîðó.
Êîãäà îá ýòîì äîëîæèëè öàðþ  Òîõàíü, îí î÷åíü óäèâèëñÿ ýòîé íîâîñòè, è ðåøèë, ÷òî ãåíåðàë äóíöåâ ñíÿë ýòîò òàïî÷åê ñ íîãè êàêîé-òî ÷óæåçåìíîé êðàñàâèöû, âî âðåìÿ îäíîãî èç ñâîèõ âîåííûõ ïîõîäîâ. À ïîñêîëüêó ýòîò ãåíåðàë , âîò óæå ãîä, áûë ëè÷íûì ãîñòåì öàðÿ, òî öàðü ïðèêàçàë åãî àðåñòîâàòü, áðîñèòü â òåìíèöó è ïûòàòü äî òåõ ïîð, ïîêà îí íå ïðèçíàåòñÿ, ñ íîæêè êàêîé êðàñàâèöû îí ñíÿë ýòîò çîëîòîé òàïî÷åê.. Íî ãåíåðàë îêàçàëñÿ íàñòîÿùèì âîèíîì, è íå ñêàçàë íè ñëîâà, è ãåðîè÷åñêè óìåð ïîä ïûòêàìè.
È òóò öàðü ïîäóìàë:» Ðàç ýòîò âîÿêà íå âûäàë ìíå òàéíó òîãî, ñ ÷åé ìàëåíüêîé íîæêè îí ñíÿë ýòîò çîëîòîé òàïî÷åê, òî çíà÷èò îí ñàì çàäóìàë âçÿòü ýòó  äåâî÷êó â æåíû, è èñêàòü ýòó êðàñàâèöó íàäî íà þãå Êèòàÿ!»
È öàðü ïðèêàçà îáûñêàòü êàæäûé äîì, êàæäûé ñàðàé, ïðèíàäëåæàùèé äóíöàì, è íàéòè  äåâî÷êó, êîòîðîé ýòîò òàïî÷åê ïðèøåëñÿ áû âïîðó! È öàðñêèå ñëóãè âñ¸ òàêè íàøëè Å-ñÿíü! È ïðèâåçëè å¸ ê öàðþ, âìåñòå ñ å¸ äâóìÿ ñóíäó÷êàìè è øåëêîâûì ïëàòî÷êîì, â êîòîðûé äåâî÷êà çàâåðíóëà êîñòè ñâîåé ëþáèìîé ðûáêè. Çîëóøêà îáî âñ¸ì, ÷òî ñ íåé ñëó÷èëîñü, ïîâåäàëà öàðþ, è îí òîò ÷àñ ïðèêàçàë çàáèòü äî ñìåðòè êàìíÿìè å¸ ìà÷åõó è ñåñòðè÷êó, ÷òî è áûëî ñäåëàíî (*à Çîëóøêà äàæå è íå ïîäóìàëà ïîïðîñèòü öàðÿ î ìèëîñåðäèè (* èáî ñâîþ ðûáêó ëþáèëà áîëüøå, ÷åì ìà÷åõó è ñåñòðè÷êó).
À öàðü Òîõàíü, ó êîòîðîãî áûëî ïÿòü æåí, ñäåëàë Å-ñÿíü ñâîåé ãëàâíîé æåíîé. Öàðü ñ÷¸ë, ÷òî îñ÷àñòëèâèë äåâî÷êó, à ïîñåìó îòîáðàë  ó íå¸ âîëøåáíûå ðûáíûå êîñòè, è öåëûé ãîä, åæåäíåâíî, òðåáîâàë  îò íèõ äðàãîöåííîñòåé è ÿøìû. Íà ïðîòÿæåíèå ãîäà, âîëøåáíûå êîñòè èñïîëíÿëè æåëàíèå öàðÿ, à ïîòîì âäðóã èõ âîëøåáíàÿ ñèëà èññÿêëà è îíè ïåðåñòàëè èñïîëíÿòü æåëàíèÿ, êàê áû öàðü ýòîãî íå òðåáîâàë. Ðàçãíåâàííûé öàðü âûáðîñèë ýòè êîñòè â ìîðå….
Ãîâîðÿò, ÷òî èç ýòèõ êîñòåé ðîäèëàñü âîëøåáíàÿ çîëîòàÿ ðûáêà, î êîòîðîé, ñïóñòÿ òûñÿ÷ó ëåò, íàïèøóò âîëøåáíûå ñêàçêè âåëèêèå ñêàçî÷íèêè, íî óæå íå êèòàéñêèå, à åâðîïåéñêèå. Âèäíî ýòà çîëîòàÿ ðûáêà ïîêèíóëà ìîðÿ, îìûâàþùèå Êèòàé, è ïåðåñåëèëàñü â åâðîïåéñêèå âîäû….

Время чтения: 8 мин.

На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха. Жили они в великой бедности; старик сделал сеть и стал ходить на море да ловить рыбу: тем только и добывал себе дневное пропитание. Раз как-то закинул старик свою сеть, начал тянуть, и показалось ему так тяжело, как доселева никогда не бывало: еле-еле вытянул. Смотрит, а сеть пуста; всего-навсего одна рыбка попалась, зато рыбка не простая — золотая. Возмолилась ему рыбка человечьим голосом: «Не бери меня, старичок! Пусти лучше в сине море; я тебе сама пригожусь: что пожелаешь, то и сделаю». Старик подумал-подумал и говорит: «Мне ничего от тебя не надобно: ступай гуляй в море!»

Сказка Золотая рыбка - картинка 1

Бросил золотую рыбку в воду и воротился домой. Спрашивает его старуха: «Много ли поймал, старик?» — «Да всего-навсего одну золотую рыбку, и ту бросил в море; крепко она возмолилась: отпусти, говорила, в сине море; я тебе в пригоду стану: что пожелаешь, все сделаю! Пожалел я рыбку, не взял с нее выкупу, даром на волю пустил». — «Ах ты, старый черт! Попалось тебе в руки большое счастье, а ты и владать не сумел».

Сказка Золотая рыбка - картинка 2

Озлилась старуха, ругает старика с утра до вечера, не дает ему спокоя: «Хоть бы хлеба у ней выпросил! Ведь скоро сухой корки не будет; что жрать-то станешь?» Не выдержал старик, пошел к золотой рыбке за хлебом; пришел на море и крикнул громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Рыбка приплыла к берегу: «Что тебе, старик, надо?» — «Старуха осерчала, за хлебом прислала». — «Ступай домой, будет у вас хлеба вдоволь». Воротился старик: «Ну что, старуха, есть хлеб?» — «Хлеба-то вдоволь; да вот беда: корыто раскололось, не в чем белье мыть; ступай к золотой рыбке, попроси, чтоб новое дала».

Сказка Золотая рыбка - картинка 3

Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла золотая рыбка: «Что тебе надо, старик?» — «Старуха прислала, новое корыто просит». — «Хорошо, будет у вас и корыто».

Сказка Золотая рыбка - картинка 4

Воротился старик, — только в дверь, а старуха опять на него накинулась: «Ступай, — говорит, — к золотой рыбке, попроси, чтоб новую избу построила; в нашей жить нельзя, того и смотри что развалится!» Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Рыбка приплыла, стала к нему головой, в море хвостом и спрашивает: «Что тебе, старик, надо?» — «Построй нам новую избу; старуха ругается, не дает мне спокою; не хочу, говорит, жить в старой избушке: она того и смотри вся развалится!» — «Не тужи, старик! Ступай домой да молись богу, все будет сделано».

Сказка Золотая рыбка - картинка 5

Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо?» Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано».

Сказка Золотая рыбка - картинка 6

Воротился старик, а вместо избы каменный дом стоит, в три этажа выстроен; по двору прислуга бегает, на кухне повара стучат, а старуха в дорогом парчовом платье на высоких креслах сидит да приказы отдает. «Здравствуй, жена!» — говорит старик. «Ах ты, невежа этакой! Как смел обозвать меня, воеводиху, своею женою? Эй, люди! Взять этого мужичонка на конюшню и отодрать плетьми как можно больнее». Тотчас прибежала прислуга, схватила старика за шиворот и потащила в конюшню; начали конюхи угощать его плетьми, да так угостили, что еле на ноги поднялся. После того старуха поставила старика дворником; велела дать ему метлу, чтоб двор убирал, а кормить и поить его на кухне. Плохое житье старику: целый день двор убирай, а чуть где нечисто — сейчас на конюшню! «Экая ведьма! — думает старик. — Далось ей счастье, а она как свинья зарылась, уж и за мужа меня не считает!»

Ни много, ни мало прошло времени, придокучило старухе быть воеводихой, потребовала к себе старика и приказывает: «Ступай, старый черт, к золотой рыбке, скажи ей: не хочу я быть воеводихой, хочу быть царицею». Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла золотая рыбка: «Что тебе, старик, надо?» — «Да что, вздурилась моя старуха пуще прежнего: не хочет быть воеводихой, хочет быть царицею». — «Не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано».

Воротился старик, а вместо прежнего дома высокий дворец стоит под золотою крышею; кругом часовые ходят да ружьями выкидывают; позади большой сад раскинулся, а перед самым дворцом — зеленый луг; на лугу войска собраны. Старуха нарядилась царицею, выступила на балкон с генералами да с боярами и начала делать тем войскам смотр и развод: барабаны бьют, музыка гремит, солдаты «ура» кричат!

Сказка Золотая рыбка - картинка 7

Ни много, ни мало прошло времени, придокучило старухе быть царицею, велела разыскать старика и представить пред свои очи светлые. Поднялась суматоха, генералы суетятся, бояре бегают: «Какой-такой старик?» Насилу нашли его на заднем дворе, повели к царице. «Слушай, старый черт! — говорит ему старуха. — Ступай к золотой рыбке да скажи ей: не хочу быть царицею, хочу быть морскою владычицей, чтобы все моря и все рыбы меня слушались». Старик было отнекиваться; куда тебе! коли не пойдешь — голова долой! Скрепя сердце пошел старик на море, пришел и говорит: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Золотой рыбки нет как нет! Зовет старик в другой раз — опять нету! Зовет в третий раз — вдруг море зашумело, взволновалося; то было светлое, чистое, а тут совсем почернело. Приплывает рыбка к берегу: «Что тебе, старик, надо?» — «Старуха еще пуще вздурилася; уж не хочет быть царицею, хочет быть морскою владычицей, над всеми водами властвовать, над всеми рыбами повелевать».

Сказка Золотая рыбка - картинка 8

Ничего не сказала старику золотая рыбка, повернулась и ушла в глубину моря. Старик воротился назад, смотрит и глазам не верит: дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане. Начали они жить по-прежнему, старик опять принялся за рыбную ловлю; только как часто ни закидывал сетей в море, не удалось больше поймать золотой рыбки.

Текст Олеси Герасименко о цензуре и тематических ограничениях в российском кино распространялся широко и дошел, вероятно, до каждого, кто интересуется современной отечественной культурой. Он является универсальным ответом на вопрос «а почему так?». Почему, например, существует проект «Сказки Пушкина. Для взрослых» шоураннера Михаила Зыгаря для стриминга more.tv? Потому что в условиях государственной цензуры, помноженной на собственный bias, попытка сделать что-то одновременно дерзкое и абсолютно безопасное, приводит к самому очевидному решению: взять произведения из обязательной школьной программы для младшеклассников и привнести в него эротические элементы. Юрий Грымов сделал это с «Му-му» еще в 1998 году, и за двадцать с лишним лет мы продвинулись не слишком далеко. С Пушкиным осуществить подобное еще проще, чем с Тургеневым: он один из немногих авторов в пантеоне русской классической литературы, чьи эротические проявления общеизвестны и не являются табу. Вероятно, реальным переосмыслением была бы — сюрприз, сюрприз — феминистская и/или деколониальная ревизия произведений чернокожего создателя современного русского языка, барина, имевшего полное право на тела своих крепостных. Но подобной ревизии не происходит. Первая серия «Сказок Пушкина», пересказ «Золотой рыбки», поставленный Ксенией Зуевой по сценарию Жени Беркович, — еще одно короткое напоминание о том, что кино — это дорогая игрушка, транслирующая картину мира тех, кто обладает доступом к средствам производства (если они не делают над собой специальных усилий и считают свою картину мира универсальной). 

В провинциальном южном городке молодой мужчина с комичной стрижкой (рыбак!!) зарабатывает, оказывая сексуальные услуги туристкам (а иногда и просто обирая их), пока его жена (или подруга) дожидается добычи дома. Однажды героя приглашает на свидание зрелая женщина-продюсер (Ингеборга Дапкунайте) — она и есть Золотая рыбка, в первоисточнике воплощающая усталую благодетельность существа со сверхспособностями, которому пришлось иметь дело с простыми смертными и их неуемными страстями. Серьезная мотивация рыбки (она помогала старику, потому что тот не стал ее убивать) в сериале меняется на полное отсутствие мотивации у героини, поскольку поверить в то, что она одаривает пару провинциалов все новыми благами из-за секса, вместо того, чтобы попросту сменить партнера, решительно невозможно. Чем настоятельно становятся требования девушки, которая хочет перебраться в Москву и оказаться в составе артистической и финансовой элиты, от имени которой и снимается сериал, тем менее мотивированным становится поведение героини Дапкунайте.

Есть ощущение, что в среде людей, обладающих в России ресурсами, фильм «Паразиты» был понят совершенно однозначно: как вдохновляющее на собственные вариации произведение о том, что бедные всегда готовы паразитировать на богатых, стоит только дать им волю. Неосознаваемое колониальное отношение российской интеллигенции к «простому народу» (об этом феномене, например, в этом видео с 00:21:03 говорят Григорий Юдин и Екатерина Шульман), фобии по отношению к потенциальному «паразиту» и приводят к появлению проектов вроде «Сказок Пушкина» Зыгаря/Беркович (правда, мы пока не видели остальных серий, дадим ему шанс). Из других недавних примеров: похожую картину мира можно наблюдать в картине Алексея Германа «Дело», где тонко чувствующий диссидент-филолог переживает атаку орков, даже не владеющих (sic!) школьной программой по литературе; подобное дегуманизирующее сограждан высказывание до сих пор считается чем-то легитимным, вызывающим сочувствие у образованного зрителя (увы, за последние годы в социальных сетях мы насладились широкой панорамой деградации «говорящего класса», открыто выражающего свои расистские, сексистские и гомофобные взгляды).

Гиперсуксализация дикаря, гиперсексуализация чернокожего, сведение его к только к сексуальной функции, — это не удачная придумка фантазера-сценариста, это дегуманизирующий колониальный троп первого порядка («у всех н*гров большой»), который, как и многие другие заезженные тропы, связанные с фобиями доминирующей группы, наши кинематографисты с гордостью выносят к публике, как пятилетний ребенок выносит свой рисунок палка-ножка-огуречик, и ожидают комплиментов за дерзость и сатирическое переосмысление реальности. 

Отдельно хочется сказать об играющей вздорную «жену рыбака» Дарье Жовнер. Наблюдая за ее карьерой, за проектами вроде фильма «Выше неба» или сериала «Хороший человек», за тем, как раз за разом ей предлагают играть выходящих из берегов, невменяемых истеричек, у меня складывается ощущение, что российская индустрия неосознанно мстит ей за роль в фильме «Теснота» — картине, в которой участь женщины в патриархальном обществе показана с сочувствием и нежностью, без тени мизогинии. В «Золотой рыбке» героиня Жовнер тащит на себе двойной груз фобии, ведь гиперсексуальный дикарь хотя бы мужчина и ведет себя по-мужски, а она мало того, что провинциальная выскочка, так еще и женщина.

Честно, я не думаю, что Администрация Президента будет накладывать вето на кинопроекты, если женщин и провинциалов в российском кино начнут изображать, как людей; и я не думаю, что все это имеет отношение к цензуре. Мне кажется, это имеет отношение к ничем не обоснованному и никак не отрефлексированному чувству превосходства привилегированных людей по отношению ко всем остальным. Просто они так видят, и вы ничего им не сделаете, потому что они в другом городе.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

  • Посмотреть программу передач на сегодня на канале в гостях у сказки
  • Посмотреть мультфильм сказка сказывается
  • Посмотреть какую нибудь сказку
  • Посмотрел вслед как пишется
  • Посмотреть воочию как пишется