Посмотреть сказку о золотом петушке пушкина

Урок. игра-викторина по сказкам а.с. пушкина для учащихся 1-4 классов.учитель: синицына и.м.викторина состоит из вопросов с ответами по сказкам а.с.

Урок. Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 1-4 классов.

Учитель: Синицына И.М.

Викторина по сказкам А. С. Пушкина в начальной школе

Викторина состоит из вопросов с ответами по сказкам А.С. Пушкина. Она предназначена для учащихся начальной школы. Это мероприятие можно провести на уроке внеклассного чтения как итоговое по сказкам, в рамках Недели, посвящённой творчеству А.С. Пушкина, а также в качестве тематического занятия в группе продлённого дня.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.

Цель: развитие познавательного интереса у обучающихся к литературному чтению через интеллектуальную викторину.

Задачи:

  • Познакомить детей c биографией и творчеством А.С. Пушкина.
  • Через литературные стихотворные сказки А.С. Пушкина прививать любовь к чтению произведений поэта.
  • Развивать память, устную речь, внимание, образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей.
  • Воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.

Оборудование:

Компьютер, проектор;

Портрет А. С. Пушкина;

Выставка книг А. С. Пушкина;

Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина.

Жетоны.

Ход урока

I. Организация детей на занятие. Приветствие учащихся. Организация рабочего места.

Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт”.

А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы знаем о самом авторе. 

Краткая биографическая информация.

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений.

В 1811-ом году отец и дядя решают отправить 12-летнего Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности Пушкина трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими, дружба с которыми продлится всю его жизнь. 

В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».

В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.

9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке. Ему было 37 лет. 

Можно показать презентацию о А.С. Пушкине.

III. Вопросы викторины

Задание 1. Назовите все сказки, которые написал А. С. Пушкин.

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • «Сказка о золотом петушке»
  • «Сказка о царе Салтане:»
  • «Жених»
  • «Сказка о медведихе»

Задание 2. По страницам прочитанных книг…

 Вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке»

  1. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В землянке
  2. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки? Неводом
  3. Сколько раз старик закидывал невод в море?  Три раза
  4. Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? Тридцать три года
  5. Что сделал старик, поймав золотую рыбку? Отпустил в море
  6. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка? Четыре
  7. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? Чтобы старуха стала владычицей морскою
  8. За что была наказана старуха? За жадность
  9. Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? За трусость и безволие
  10. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Не садись не в свои сани

Вопросы к «Сказке о попе и работнике его Балде»

  1. Где поп повстречал своего будущего работника Балду?  На базаре
  2. Какую Кашу любил Балда? Полбу
  3. За какую плату работал Балда у Попа? За три щелчка по лбу
  4. За сколько человек ел Балда? За четверых
  5. За сколько человек работал Балда? За семерых
  6. За кем или за чем «гонялся» поп в сказке? За дешевизной
  7. С кем Балда соревновался на море? С чертёнком
  8. Какое первое задание предложили черти Балде? Оббежать вокруг моря
  9. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? Зайчишку
  10. Какое животное Балда мог пронести между ног? Лошадь
  11. Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил Балда.
  12. У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»? У попа.

Вопросы к «Сказке о золотом петушке»

  1. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? Золотого петушка
  2. Кто подарил Дадону птицу, предупреждающую об опасности? Мудрец
  3. Назовите профессию мудреца? Звездочет
  4. Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка? На спицу шпиля
  5. Сколько было сыновей у царя Дадона в «Сказке о золотом петушке»? Два
  6. Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон? 7 дней
  7. Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке? Одна
  8. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? Царь умер

Вопросы к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  1. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? У зеркальца
  2. Что умело делать волшебное зеркальце? Говорить
  3. Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей?  140
  4. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? У 7 богатырей
  5. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Месяц, ветер, солнце
  6. Кто в сказке помог Елисею найти невесту? Ветер
  7. У семи богатырей из сказки была собака.  А какая у неё была кличка?  Соколко
  8. Чем было опасно румяное яблоко старушки? Оно было отравленное
  9. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? Хрусталь
  10. С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? Поцелуя

Вопросы к «Сказке о царе Салтане»

  1. Что три девицы под окном делали поздно вечерком ? Пряли
  2. Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана? Две
  3. Какой титул был у Гвидона? Князь
  4. Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество? В море-океане.
  5. В каких насекомых превращался князь Гвидон? В комара, шмеля, муху
  6. Куда укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в «Скaзке o цaрe Сaлтaнe»? В нос.
  7.  Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана? Буяна
  8. Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана? На восток
  9. Назовите дерево, из ветки которого сделал себе лук пушкинский князь Гвидон. Дуб.
  10. Что «под косой блестит» у царевны Лебедь? Месяц
  11. Что выстроил для своей белки князь Гвидон? Хрустальный дом
  12. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? Коршуна
  13. Кто в сказке А.С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями? Черномор.
  14. Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина? Изумруды.

Задание 3. Продолжите фразу:

  1. «А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
  2. «Я ль на свете всех милее: …всех румяней и белее».
  3. «Отпусти ты, старче, меня в море: …дорогой за себя дам откуп».
  4. «Сказка ложь, да в ней намёк …добрым молодцам урок». 
  5. «Ветер, ветер! Ты могуч: …ты гоняешь стаи туч…»
  6. «Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил».
  7. «Жил старик со своею старухой у …самого синего моря».
  8. «Ум у бабы догадлив: …на всякие хитрости повадлив».
  9. «Чем вы, гости, торг ведёте: …и куда теперь плывете?».

Физкультминутка

Изобразите:

— Волны на море

— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

— Изобразите лебедь — гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.

— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона

— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.

Задание 4. Из каких сказок Пушкина эти слова?

1. «Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»

Ответ: сказка «О царе Салтане»

2. Вкруг ее стоит грозная стража, 
На плечах топорики держат. 
Как увидел старик, — испугался!

         Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

         3. Дома в ту пору без дела
         Злая мачеха сидела
         Перед зеркальцем своим
         И беседовала с ним…

         Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

         4. «Ель растёт перед дворцом,
         А под ней хрустальный дом;
         Белка там живёт ручная, 
         Да затейница какая!
         Белка песенки поёт
         Да орешки всё грызёт, 
         А орешки не простые,
         Всё скорлупки золотые,
         Ядра – чистый изумруд;
         Слуги белку стерегут…»

         Ответ: сказка «О царе Салтане»

         5. Тут соседи беспокоить 
         Стали старого царя, 
         Страшный вред ему творя.

           Ответ: «Сказка о золотом петушке»

         6. Жил-был поп, толоконный лоб.

         Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.

           Ответ: «Сказка о попе и о работнике его Балде»

         7. Мать с младенцем спасена; 
         Землю чувствует она.

           Ответ: сказка «О царе Салтане»

          8. Крепко связаны ей локти; 
          Попадется зверю в когти, 
          Меньше будет ей терпеть, 
          Легче будет умереть.

            Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

          9. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
          Со мною, дворянкой столбовою?»

          Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

          10. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом государстве,
          Жил-был славный царь Дадон, смолоду был грозен он…

          Ответ: «Сказка о золотом петушке»

           11.»Кабы я была царица,
           Говорит ее сестрица,

           Ответ: Сказка «О царе Салтане»

Задание 5. Узнайте сказку по признакам:

  • Шатер, звездочет, петушок, царица. «Сказка о золотом петушке»
  • Землянка, терем, рыбка, царица, корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Князь, белка, муха, остров, лебедь, комар. «Сказка о царе Салтане:»
  • Солнышко, свадьба, яблоко, прялка, месяц. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Задание 6. Кто отправил телеграмму?

«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..» 
(Мачеха-царица)

«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….» 
(Старуха)

«Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! …»
 (Мудрец)

«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий …» 
(Королевич Елисей)

 «Да вот верёвкой хочу море морщить,
 Да вас, проклятье племя, корчить! …»
 (Балда)

         «Горе мне! Попались в сети
         Оба наши сокола!
         Горе! Смерть моя пришла…»
 (Царь Дадон)

Задание 7. Какими словами заканчиваются сказки?

«Сказка о попе и о работнике его Балде»? 

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

«Сказка о рыбаке и рыбке»?

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

«Сказка о Золотом петушке»? 

Сказка-ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

«Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? 

Я там был; мёд, пиво пил — и усы лишь обмочил.

Обобщение:

Учитель: Почему сказка ложь? (вымысел). Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).

Учитель: давайте подведём итог нашего урока:

  • Что объединяет эти сказки? Докажите. (волшебные чудеса, превращения).
  • Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
  • В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

VI. Заключительное слово учителя:

Богатое, удивительное наследство – свои сказки, оставил нам А. С. Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

Вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Посчитайте количество жетонов и подведём итоги. Кто же лучше знает сказки А.С. Пушкина. Оказывается, что их хорошо знают все!

— А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

Спасибо за урок.

10 сказок

Сказка о царе Салтане

Посмотреть сказку о золотом петушке пушкинаСказка о царе Салтане начинается с беседы трех сестер, которые представляют, что бы они сделали, став царицами. Царь Салтан подслушивает разговор и женится на сестре, которая обещала родить ему богатыря. Другие девушки становятся ткачихой и поварихой. Когда царь уехал на войну, жена родила ему сына – Гвидона. Из-за козней сестер и сватьи царицу с…

волшебная про людей про царя

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 20 мин.)

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке читать ПушкинаСказка о золотом петушке рассказывает о царе Дадоне. Соседи начали разорять его земли. Дадон попросил помощи у мудреца-звездочета, который посоветовал ему завести золотого в петушка, предупреждающего об опасности. В обмен Дадон поклялся исполнить любое желание мудреца. Два года длилось мирное время, но вдруг пришло войско с востока. Дадон потерял…

про людей про царя

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 5 мин.)

Сказка о рыбаке и рыбке

Посмотреть сказку о золотом петушке пушкинаВ Сказке о рыбаке и рыбке старик и старуха живут на берегу синего моря. Однажды старик отправился на рыбалку и поймал золотую рыбку. Рыбка попросила старика отпустить ее в обмен на желание. Рыбак сжалился и отпустил ее просто так. Вернувшись домой, он рассказал об этом своей жене. Старуха обозвала его простофилей и отправила обратно, чтобы он…

волшебная про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 6 мин.)

У лукоморья дуб зеленый

Посмотреть сказку о золотом петушке пушкинаУ лукоморья дуб зеленый – вступительный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Он знакомит читателя с волшебным краем Лукоморьем. В тексте упоминаются различные сказочные существа, в том числе ученый кот, который якобы рассказал автору историю о Руслане и Людмиле. Отрывок не является самостоятельным произведением, он только погружает читателей в…

в стихах волшебная

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 1 мин.)

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Посмотреть сказку о золотом петушке пушкинаСказка о мертвой царевне и о семи богатырях написана на основе популярного народного сюжета, похожего на прототип «Белоснежки» братьев Гримм. В начале истории царица родила красавицу-дочь, но вскоре умерла. Царь женился снова, но его новой супругой оказалась жестокая и завистливая женщина. С помощью волшебного зеркала она узнала, что молодая…

богатыри волшебная мачеха про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 12 мин.)

Сказка о попе и о работнике его Балде

Посмотреть сказку о золотом петушке пушкинаСказка о попе и о работнике его Балде была напечатана уже после смерти А. С. Пушкина. В ней поп встречает на базаре Балду, который соглашает работать за «три щелчка тебе по лбу». Жадный поп соглашается. Когда приходит время оплаты, он начинает беспокоиться и дает Балде невыполнимое задание: отправляет его к чертям за оброком. В конце Балда сумел…

про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 5 мин.)

Руслан и Людмила (поэма)

поэма Пушкина Руслан и ЛюдмилаПервую поэму Руслан и Людмила А. С. Пушкин поэт сочинил на основе русских былин. Царевна Людмила должна была выйти за богатыря Руслана, однако в день свадьбы девушку похитил злой волшебник Черномор. Царь объявил, что спаситель девушки станет ее мужем. Три других претендента на ее сердце не справились с заданием, а Руслан сумел узнать секрет…

богатыри сказки с картинками

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 57 мин.)

Песнь о Вещем Олеге

Посмотреть сказку о золотом петушке пушкинаПеснь о Вещем Олеге – баллада, основанная на летописи Н. Карамзина. В поэме князь Олег отправился на войну и встретил по пути волхва, поклоняющегося Перуну. Кудесник предсказал, что князь одолеет врагов, но примет смерть от своего коня. Олег поверил ему, оставил животное и поехал дальше. Годы спустя князь вспомнил о верном «товарище» и решил…

богатыри героическая

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 3 мин.)

Сказка о медведихе

сказка о медведихеСказка о медведихе не получила авторского называния, не была опубликована при жизни А. С. Пушкина и считается незаконченным черновиком. По сюжету медведица вышла с медвежатами на прогулку. Зверей увидел охотник. Медведица пыталась защитить детенышей, но не смогла. Медведь узнал о гибели своей семьи и стал горевать. Посочувствовать ему пришли…

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 2 мин.)

Жених

сказка Пушкина ЖенихСказка «Жених» написана в стиле русской баллады. Главная героиня – дочь купца Наташа. Она пропадает из дома на 3 дня и случайно находит в лесу избушку, где двенадцать молодых мужчин жестоко убивают девушку. Главным среди убийц оказывает жених Наташи. Во время свадьбы Наташа всем рассказывает о преступлении. Сначала ей не верят, но она…

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 4 мин.)

Раскрасить мир яркими красками, поднять настроение и полностью развить воображение ребенка можно с помощью сказок Александра Сергеевича Пушкина. Самая полная коллекция историй от всемирно известного поэта к вашим услугам на нашем сайте. Есть лучшие аудио версии с картинками и виртуальные книги, которые будет интересно читать взрослым и слушать малышам.

Читайте лучшие сказки Пушкина на ночь

Уникальный стихотворный стиль, легкость восприятия, народные и всем знакомые сюжеты в сочетании с красочными иллюстрациями сделают каждый сеанс чтения увлекательным и запоминающимся. Выбирайте и читайте те тексты, которые по душе сыну или дочке, и сами получайте радость от погружения в детство.

Все сказки бесплатны онлайн

Разнообразие историй открывает безграничные возможности для фантазирования, при этом каждое повествование развивает важные душевные качества: честность, доброту, сопереживание, ответственность. Авторские сказки Пушкина отлично подойдут для посиделок перед сном, развивающих занятий, и веселого времяпровождения. Здесь они доступны бесплатно 24/7!

Популярные сказки Пушкина

  • О царе Салтане
  • О золотом петушке
  • О рыбаке и рыбке
  • О мертвой царевне и о семи богатырях
  • О попе и о работнике его Балде

Тема: Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Цель: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра (поэма)

Образовательная: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать

Развивающая: умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательная: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, презентация,  музыкальный центр.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята. Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Р: организация рабочего места под руководством учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Актуализация знаний.

-Чтобы узнать, о каком поэте мы будем с вами разговаривать, вам предстоит угадать по отрывкам сказок их названия, после каждого полного и верного ответа вам будет даваться одна буква из фамилии поэта.

 1.Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

2.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-

 Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир»

3. Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила бурая медведиха

Со милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

4.«Старичок отправился к морю

 Почернело синее море.

 Стал он кликать золотую рыбку

Приплыла к нему золотая рыбка…»

5.Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
 

6.Петушок с высокой спицы.

Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: „Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!“  

— Кто автор этих произведений?

-Совершенно верно, эти строки из разных сказок принадлежат выдающемуся поэту А.С. Пушкину.

— Какие по жанру произведения у А.С.Пушкина? 

— Что вы знаете о поэте?

Слушают внимательно учителя.

Определяют сказки по отрывкам.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о Царе Салтане»

«О медведихе»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о золотом  петушке»

А.С.Пушкин

Стихотворение, сказка

Родился 6 июня(26 мая по старому календарю)

Л:самоопределение

П:целеполагание.

Биография о А.С.Пушкине.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. В то время детей в богатых семьях воспитывали французы, и все говорили по-французски. Отец Александра был поэтом-любителем, он научил сына читать. Его дядя был известным поэтом. Прадедушкой Александра был африканец Ганнибал. Он служил при царе Петре Первом. Маленький Саша очень любил свою няню, Арину Родионовну, которая рассказывала ему сказки. Когда он вырос, он написал эти сказки в стихах. В 6 лет Пушкин учился в Царскосельском лицее. Там он написал много стихов. А с некоторыми одноклассниками подружился на всю жизнь. После лицея Пушкин стал работать в Коллегии иностранных дел. В те годы он написал поэму «Руслан и Людмила». В 1831 году Александр Сергеевич женился на Наталье Гончаровой. У них родилось четверо детей. В 1837 году поэт стрелялся на дуэли с Дантесом и от раны умер.

Слушают биографию.

  1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина.

-Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег

(включается аудиозапись “Шум моря”).

-Опишите, что вы услышали? 

— Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря.

Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал —
И могучим …. стал!

— Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Слушают шум моря.

Кричат чайки, шум морской волны.

Дуб.

П: умение на основе анализа объектов делать выводы

  1. Изучение нового материала.
  1. Знакомство с понятием «Поэма».

— Что такое поэма?

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

— Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…»

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

Л:эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

К: оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Просмотр видеофильма.

-Сейчас мы с вами посмотрим фильм, после его просмотра вы должны ответить на следующие вопросы:

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Смотрят видеофильм.

П: умение внимательно слушать и запоминать

  1. Анализ видеофильма.

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Отвечают на вопросы.

П: умение на основе поэмы я отвечать на вопросы.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме

  1. Речевая гимнастика.

-Урок литературного чтения – особый, где каждое слово – жемчужина, каждый звук должен произноситься чётко, ясно. Для речевой гимнастики я взяла строчки из вступительной части поэмы – сказки, многим из вас она знакома с дошкольного возраста.

-Откройте свои учебники на 82 странице, найдите первый столбик.

         У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Прочитайте эти строчки глазами.

— Прочитайте так, чтобы слышал только сосед по парте.

— Прочитайте хором  выразительно.

— Кто же у нас выступит в роли артиста? Кто удивит нас своим чтением?  

— Поработаем над первой строчкой:

  • прочитайте фразу так, чтобы всем было понятно, о каком дереве идёт речь;
  • а теперь отметьте голосом, какое это дерево, какой он этот дуб;
  • наконец, прочитайте так, чтобы слушателю было, понятно, где растёт этот дуб.

Слушают учителя.

Делаю то, что требует учитель.

  1. Словарная работа.

-В этой поэме есть «слова-чудеса», непонятные вам. 

– Какие  непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? 

– Почему они нам непонятны? 

–  Узнайте значения этих слов в сносках. 

Лукоморье – морской залив.
Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Дол – речная долина.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.

-Посмотрите на слайд, этих два слова нет на сносках, прочитайте их.

Пленяет – берёт в плен.

Поведаю – расскажу.

Находят непонятные слова, читают сноски.

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов

  1.  Чтение отрывка по столбцам.

— Из скольких частей состоит этот отрывок?

— Прочитайте первую часть самостоятельно.

— Что такое лукоморье?

— Как вы думаете, существует ли Лукоморье? 

Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».

— Второй столбик громко и выразительно прочитает…

— О чем рассказал автор в этой части?

— Найдите в столбце все чудеса, которые описал поэт.

-Следующий столбец громко и выразительно прочитает…

-Что описывает поэт в этом отрывке?

-Кто выходит из вод на берег?

-Кто их сопровождает?

-Следующий столбец до строк: «Там ступа с Бабою-Ягой» громко и выразительно прочитает…

-Скажите, что здесь описывает поэт?

-Последние строки громко и выразительно прочитает…

-Что здесь описывает поэт?

Из 4х.

О чудесах.        

Леший бродит, русалка сидит.

Как выходят витязи.

Витязи.

Дядька их морской.

Описывает действия героев.

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

Физминутка.

-Перед чтением поэмы полностью, предлагаю вам немного отдохнуть. Тихо вышли все из-за своих парт.

 На поляне дуб зеленый

Потянулся к небу кроной.

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!

Походили, порезвились

И на травку опустились.

Выполняют физминутку.

Потягивания – руки вверх.

Потягивания – руки в стороны.

Ходьба на месте.

  1. Выборочное чтение поэмы.

Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
Какая должна быть интонация?  

-Кто сможет прочитать данное произведение плавно, таинственно, напевно?

Напевное, плавное.

Торжественности и таинственности

П: умение внимательно слушать.

  1. Викторина.

-Сейчас я посмотрю, кто внимательно слушал произведение

-Я вам задаю вопрос, а вы быстро и кратко на него отвечаете.

-Кто из героев говорит, поёт, рассказывает?   

– Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни. 
– Кому, верно, служит серый волк?               
– Кто выходит из морских волн?                         

– Что идёт, бредёт сама собой? 

– Что стоит без окон, без дверей?                           

-Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение заканчивает строчками:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»

Кот

Леший

Царевна

Витязи

Ступа с Бабой Ягой

Избушка                 

П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

  1. Виртуальное рисование сказочного дуба.

-Ребята, сейчас мы с вами немного пофантазируем и нарисуем у себя в воображении свой сказочный дуб.

 –Если бы у вас была возможность приобрести себе дома волшебный дуб, то что бы вы хотели на нем иметь?

Виртуально изображают сказочный дуб.

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

  1. Итог урока.
  1. Подведение итога урока.

-С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?
-Какой поэт его написал?

-Скажите, что такое поэма?

— Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?

«Руслан и Людмила»

А.С.Пушкин

Поэма- большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности

  1. Рефлексия.

-Спасибо вам за хорошую работу и дисциплину. За это я вам дарю дуб 3 «В» класса, в котором будет ваша цепочка эмоций.

-У вас на столах лежит кусочек цепочки, напишите на нем какое настроение подарил вам этот урок и на перемене прикрепите свои цепочки на дуб и пусть это настроение у вас будет всегда!

-Урок окончен, до свидания!

Слушают учителя.

Пишут на листках свое настроение.

П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 августа 2017; проверки требуют 54 правки.

Сказка о золотом петушке
Додон получает золотого петушка
Додон получает золотого петушка
Тип мультфильма рисованный
Жанр сказка
Режиссёр Александра Снежко-Блоцкая
На основе Александр Пушкин
Автор сценария Виктор Шкловский
Художник-постановщик Виктор Никитин
Роли озвучивали Алексей Грибов, Людмила Пирогова, Алексей Консовский, Георгий Вицин, Степан Бубнов, Мария Виноградова, Леонид Пирогов, Анатолий Кубацкий, Лидия Рюмина, Юрий Медведев
Композитор Виталий Гевиксман
Мультипликаторы Виктор Шевков, Ольга Орлова, Игорь Подгорский, Марина Восканьянц, Светлана Жутовская, Виолетта Колесникова, Юрий Бутырин, Константин Чикин, Владимир Крумин, Владимир Балашов, Николай Фёдоров
Оператор Екатерина Ризо
Звукооператор Борис Фильчиков
Студия «Союзмультфильм»
Страна Посмотреть сказку о золотом петушке пушкина СССР
Язык русский
Длительность 29 мин. 58 сек.
Премьера 1967
IMDb ID 0214139
BCdb подробнее
Аниматор.ру ID 2230

«Ска́зка о золото́м петушке́» — советский рисованный мультфильм, снятый на киностудии «Союзмультфильм» по мотивам одноимённой сказки (1834) Александра Пушкина. Премьера состоялась в 1967 году в СССР.

Сюжет[править | править код]

Мультфильм начинается словами автора:

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Додон[1].
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.

Далее следует сражение между вражескими солдатами и воинами Додона, причём под бой колокола. Днём царь просыпается и берёт меч, чтобы принять бой, но из-за старости он падает и бросает меч. Ночью в царстве случился пожар. Тогда на следующий день после сражения царь решил созвать совет для того, чтобы решить, что делать дальше. Старший царевич говорит:

Надо рать убрать с границы
И поставить вкруг столицы.
Мы же в стольном граде сём
Яств и питий запасём.

Тогда враг задрожит от страха. Над этим советом царь посмеялся, зато воевода Полкан беспокоится, что враги сожгут дворец. Младший царевич дал совет поехать навстречу соседям и принять бой, с чем Додон согласился. Но воеводе не нравится и этот совет:

Как же так, великий царь?
Кипяток меня ошпарь!
Ну, а как сосед наш дерзкий
По повадке богомерзкой
Нам не даст заране знать,
Что собрался воевать!

Не вытерпев этого, все по команде младшего царевича «Бей его!» начали драться с Полканом. Последний заготовил секиру и замахнулся на бояр. Тогда царь ударил жезлом, чтобы остановить драку. Когда он уже готов был гадать по звёздам, словно по вызову, появился мудрец-звездочёт и подарил Додону золотого петушка. Если в стране будет спокойно, он будет сидеть смирно, а в случае опасности возвестит:

Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!

После этого Додон предложил мудрецу золото, но тот отказался. Тогда царь пообещал исполнить любое его желание. С тех пор «петушок с высокой спицы стал стеречь его границы». Когда к царству Додона начали подплывать вражеские корабли, все зажгли порох, будто это тревожный сигнал. Под бой колокола рать Додона сожгла одно из суден, а остальные уплыли. Благодаря этому «соседи присмирели, воевать уже не смели».

Пока всё было мирно, сыновья Додона флагами отгоняли голубей от петушка, а за их отцом ухаживала ключница Амелфа. Стоило младшему царевичу свистнуть, как вдруг в комнату к Додону залетели мухи. Амелфа прогнала их платком. Вскоре царевичи уснули, оставив флаги возле петушка. Через некоторое время петушок снова встрепенулся, повернулся на восток и прокричал:

Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!

Воевода Полкан прибежал ко дворцу Додона и напомнил о сигнале петушка. Тогда царь начал собирать войско. Сначала войско повёл старший сын Додона, потом — младший и, наконец, сам Додон (из-за того, что никто из его сыновей не вернулся). Через 8 дней царь со своим войском прибыл в горы, где кругом лежала побитая рать, которую клевали птицы. Когда они улетели, царь увидел своих сыновей мёртвыми. Очевидно, они убили друг друга в поединке ради Шемаханской царицы.

Неожиданно появился шатёр. И только воевода Полкан приказал пушкарям стрелять, как неожиданно появилась Шемаханская царица. Из-за её красоты Додон забыл обо всём и решил познакомиться с ней. Та изначально закрыла от Додона лицо, но потом объяснила, что собирается завоевать его край. Хотя это была чистая правда, царь не поверил и посмеялся над этим, назвав царицу шутницей, а после знакомства она поднесла Додону вино. Тот вначале отказался, но потом всё-таки выпил. Увидев Полкана, царица закрывается и от него, но потом тоже подносит ему вино. Царь, увидев, что Шемаханская царица закрывается от его воеводы, прогоняет его.

Наконец царица увела Додона в шатёр, где он упал на кровать, и латы снялись с него. Царица спрашивает у Додона, пел ли он, когда был влюблён, но тот этого не помнит. Тогда царица даёт ему арфу, и царь начал играть на ней и петь то, что когда-то пел своей умершей жене. Царица посмеялась над этим. Под песню Додона все начали танцевать, петь и так далее.

Царица предложила Додону плясать, но тот изначально отказался, а потом, когда царица позвала Полкана, согласился, хотя это он не умеет. Устав от пляски, царь захотел жениться на Шемаханской царице. Для этого он решил взять её с собой во дворец. Собрались они и отправились обратно. Когда Додон со своим войском и Шемаханской царицей вернулся назад, им навстречу вышел звездочёт и попросил подарить ему царицу. Однако Додон не хотел этого делать: сначала он предлагал своему собеседнику откупиться чем-нибудь другим, а затем, рассердившись, позвал своих стражников и велел им прогнать старика:

Тьфу ты, пропасть! Лих же, нет!
Ну, так слушай мой ответ:
Ничего ты не получишь,
Сам себя ты, грешник, мучишь.
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!

Стражники попытались оттащить мудреца, но тот, вырвавшись, подбежал к колеснице, продолжая тем самым настаивать на своём. Не вытерпев этого, Додон ударил мудреца жезлом по лбу, и последний умер, вследствие чего ударил гром, и царица посмеялась над смертью мудреца. Как по приказу, золотой петушок вспорхнул со спицы, на которой он всё это время сидел, полетел к колеснице и клюнул Додона в голову, чтобы отомстить ему за смерть хозяина. В результате неблагодарный царь тоже умер, а Шемаханская царица, посмеявшись над этим, пропала, как будто её и не было. Заканчивается мультфильм словами автора:

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Создатели[2][править | править код]

  • Сценарий Виктора Шкловского
  • Режиссёр: Александра Снежко-Блоцкая
  • Художник-постановщик: Виктор Никитин
  • Композитор: Виталий Гевиксман
  • В музыке использованы мотивы Николая Андреевича Римского-Корсакова
  • Текст Владимира Владимирова
  • Оператор: Екатерина Ризо
  • Звукооператор: Борис Фильчиков
  • Редактор: Раиса Фричинская
  • Директор картины: Григорий Кругликов
  • Ассистенты:
    • Елена Новосельская
    • Нина Майорова
    • Лидия Модель
    • Владимир Морозов
    • Светлана Кащеева
  • Художники-декораторы: Ирина Светлица, Вера Харитонова
  • Художники-мультипликаторы:
    • Виктор Шевков
    • Ольга Орлова
    • Игорь Подгорский
    • Марина Восканьянц
    • Светлана Жутовская
    • Виолетта Колесникова
    • Юрий Бутырин
    • Константин Чикин
    • Владимир Крумин
    • Владимир Балашов
    • Николай Фёдоров
  • Роли озвучивали:
    • Алексей Грибов — царь Додон
    • Людмила Пирогова — Шемаханская царица
    • Алексей Консовский — текст от автора/младший царевич
    • Георгий Вицин — мудрец
    • Степан Бубнов — воевода Полкан
    • Мария Виноградова — золотой петушок
    • Леонид Пирогов — боярин в оранжевом
    • Анатолий Кубацкий — боярин в синем/старик с палкой
    • Лидия Рюмина — Амелфа
    • Юрий Медведев — старший царевич
    • Борис Новиков — ратник/пушкарь (в титрах не указан)
  • Танцы: Владимир Шубарин

Отличия от оригинала[править | править код]

Текст в мультфильме написан Владимиром Владимировым (с использованием отдельных мотивов и фрагментов либретто Владимира Бельского к опере Николая Римского-Корсакова) и почти полностью не соответствует оригинальной сказке Александра Пушкина:

  • В отличие от оригинала, в мультфильме (как и в оперном либретто) царь Додон созывает совет для того, чтобы решить, как быть дальше. В оригинале он посылает гонца за помощью к мудрецу.
  • В оперном либретто старшего царевича зовут Гвидоном (так же как и князя из «Сказки о царе Салтане» Пушкина), а младшего — Афроном. В фильме, как и в оригинале, их имена не упоминаются.
  • В оригинале воевода не называется по имени, а в мультфильме (как и в оперном либретто) его зовут Полканом.
  • В фильме, как и в оперном либретто, мудрец появляется во время совета.
  • В отличие от оригинала, смысл произведения дан подробно. Например, Шемаханская царица говорит Додону:

Знай, Додон, что я — девица,
Шемаханская царица.
Пробираюсь я, как тать,
Весь твой край завоевать.

Её первая реплика — перефразировка фрагмента оперного либретто Владимира Бельского:

В своей воле я девица,
Шемаханская царица;
Пробираюсь же, как тать,
Город твой завоевать.

Таким образом, золотой петушок не ошибся, но с этой напастью Додон не смог справиться.

Отсутствуют в оригинале, но есть в фильме[править | править код]

  • За Додоном ухаживает прислуга. В частности, здесь выведен отсутствующий у Пушкина, но придуманный для оперы персонаж — ключница Амелфа.
  • Перед заключительными словами появляется старик с палкой и говорит:

Если это всё не сон.

Эта же фраза позаимствована из либретто оперы.

Видео[править | править код]

В начале 1990-х годов мультфильм был выпущен на видеокассетах киновидеообъединением «Крупный план» вместе с мультфильмом «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1973). В середине 1990-х выпускался на VHS Studio PRO Video в сборнике мультфильмов-сказок А. Пушкина вместе с м/ф «Двенадцать месяцев» (1956), и в сборнике мультфильмов киностудии «Союзмультфильм» студией «Союз».

В 2000-е годы мультфильм был выпущен на DVD кинообъединением «Крупный план» и студией «Союз», а также в 2003 году — в одном из выпусков «Золотой коллекции любимых мультфильмов».

Критик о мультфильме[править | править код]

В 1967 году Снежко-Блоцкая изящно перенесла на экран «Сказку о золотом петушке». Художник Виктор Никитин насытил знаменитый сюжет А. С. Пушкина о разрушающей силе красоты и глупости колоритными персонажами и остроумными находками. Самыми яркими героями, как и следовало ожидать, оказались женственная, таинственная и весьма эротичная Шемаханская царица и старый царь Додон. В фильме он был длинным и костлявым, как Дон Кихот. Особый колорит придал ему голос актёра Алексея Грибова. Сцена обольщения девицы, когда старик пытался исполнить современный танец, а потом запевал: «Век тебя любить я буду, никогда не па-за-буду!..», стала несомненной удачей фильма.

Сергей Капков[3]

Говоря о роли царя Додона, Сергей Капков замечал, что Грибову удавалось передать своё обаяние даже отрицательным персонажам[4].

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Сказка о золотом петушке» на «Аниматор.ру»
  • Капков С. Интервью с Виктором Никитиным «ГАЗЕТА» 01.08.2004

Цели:

  • раскрыть особенности “Сказки о золотом
    петушке” А.С. Пушкина;
  • сравнить с “Легендой об арабском астрологе” В.
    Ирвинга;
  • развивать коммуникативные навыки школьников,
    способствовать освоению ими законов родного
    языка;
  • воспитывать нравственные принципы учащегося
    через установление авторского идеала и системы
    нравственных оценок.

Задачи:

  • выработка навыков творческого чтения;
  • развитие навыков литературоведческого анализа:
    определения жанрово-родовой принадлежности
    произведения, идейно-тематического и
    сюжетно-композиционного анализа, характеристики
    образов, характеристики
    изобразительно-выразительных средств;
  • формирование устной диалогической и
    монологической речи и развитие умения общаться;
  • создание атмосферы эстетического переживания и
    осознания эстетической самоценности
    литературного произведения.

Оборудование:

  • художественные тексты: “Сказка о золотом
    петушке” А.С. Пушкина, “Легенда об арабском
    астрологе” В. Ирвинга;
  • портреты А.С. Пушкина, В. Ирвинга;
  • иллюстрации “Сказки о золотом петушке” А.С.
    Пушкина;
  • ария царя Дадона из оперы Н.А.
    Римского-Корсакова.

Методы:

  • репродуктивные, частично-поисковые,
    исследовательские;
  • словесные индуктивно-дедуктивные,
    традуктивные, наглядные, практические.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: определение
готовности к уроку, приветствие, отметка
отсутствующих в классном журнале (1 мин.).

II. Постановка темы урока.
Самомотивация учащихся (3 мин).

1. Показ иллюстраций “Сказки о золотом
петушке” А.С. Пушкина, определение учащимися
названия произведения и его автора.
2. Самомотивация: постановка темы урока
и определение целей учебно-познавательной
деятельности учащимися.
3. Уточнение темы и целей урока учителем.
4. Вступительное слово учителя.

“Сказка о золотом петушке” А.С. Пушкина,
последняя из написанных им сказок, – очень
серьезное и сложное произведение. Поэт создал ее
в 1834 году, в период глубоких раздумий о судьбе
своей родины. Вспоминая период жизни поэта после
1831 года, связанный с написанием “Дубровского”,
“Капитанской дочки”, работой над историческим
трудом “История Пугачева” и одновременно над
сказками, Н.В. Гоголь писал: “…Набрался он много
русской жизни и говорил обо всем так метко и умно,
что хоть записывай всякое слово…” (“Выбранные
места из переписки с друзьями”). Поэтому одной из
центральных проблем сказки – сторон жизни,
наиболее значимых для автора, — является проблема
ответственности человека за судьбу окружающего
мира.
По жанру – это литературная
социально-политическая сказка, в которой
используются фольклорные образы и сюжеты,
проявляются характер, мудрость и моральные
качества народа. На примере сказки мы определим,
какую русскую национальную литературную
традицию последовательно сохранял и развивал
А.С. Пушкин в своем творчестве.
Сравнивая “Сказку о золотом петушке” А.С.
Пушкина с “Легендой об арабском астрологе” В.
Ирвинга, подтолкнувшей поэта к созданию сказки,
мы откроем особенности пушкинского
произведения.

5. Запись учащимися даты, темы урока в
тетрадь по литературе.

III. Актуализация опорных знаний.
Формирование базовых теоретико-литературных
понятий (3мин.):

  • жанрово-родовая принадлежность изучаемого
    произведения;
  • определение понятий: “персонаж”,
    “литературный герой”, “литературный
    характер”, “литературный образ”;
  • идея художественного произведения;
  • сюжет;
  • композиция;
  • сюжетно-композиционные элементы;
  • конфликт в литературе;
  • основные средства создания художественного
    образа.

IV. Новый материал. Сравнение “Сказки о
золотом петушке” А.С. Пушкина с “Легендой об
арабском астрологе” В. Ирвинга. Определение
особенности пушкинского произведения (35 мин.).

1. Вступительное слово учителя (1мин).

Фабула (лат.) – сказание, рассказ, предание.
Многозначный литературоведческий термин, в
школьной практике употребляется в том же смысле,
что и сюжет. Или же “сюжетом” называется весь
ход событий, а “фабулой” — основной конфликт,
который в них развивается. Фабула “Сказки о
золотом петушке” предельно проста и похожа на
фабулу “Легенды об арабском астрологе”.
Правитель отказывается выполнять требования
звездочета, оказавшего ему неоценимую услугу,
нарушает данное мудрецу слово из-за прекрасной
девушки и подвергается жестокому наказанию или
попадает в трагическую ситуацию. Помните, мы
отмечали, вслед за М.Б. Ладыгиным, что в
произведении Ирвинга нет ни одного
положительного персонажа, у А.С. Пушкина то же
самое. Однако на этом сходство заканчивается.
Сегодня мы будем определять особенности
пушкинской сказки, отличающие ее от легенды В.
Ирвинга.
Мы проведем урок-исследование текста
художественного произведения. Необходимо будет
сравнить созданные авторами образы Абен-Абуса и
царя Дадона, Абу-Аюба и звездочета, христианской
принцессы и шамаханской царицы по предложенному
вам плану, работая в творческих группах.

2. Организация работы в группах (1мин).

Учащиеся работают в 4-х творческих группах.
Каждая из групп выбирает руководителя группы,
который распределяет вопросы из методической
карточки-задания или следит за их
самостоятельным выбором участниками группы. Он
организует проверку подготовленного материала и
отбор главного содержания для сообщения.
Руководитель группы оценивает работу членов
группы, занося баллы в оценочный лист.
В каждой группе выбирается докладчик,
представляющий ее работу классу для обсуждения
(докладчик может быть один либо по количеству
вопросов).
В каждой группе выбирается оппонент, имеющий
право дополнять, уточнять сказанное докладчиком
любой группы, и рецензент, оценивающий сообщение
предыдущего докладчика. Например, рецензент I
группы оценивает ответ докладчика II группы и т.д.
Дополнения могут делать все представители групп,
получая дополнительный балл за правильный,
логичный, полный ответ.
В конце урока будут определены группа-победитель
по наибольшему общему количеству баллов и лидер
в каждой группе.

3. Задания группам (основные вопросы и
методические указания). Самостоятельная работа
учащихся (10 мин.)

Группа 1. Сравните образы
Абен-Абуса и царя Дадона, используя
художественные тексты произведений А.С. Пушкина
и В. Ирвинга.

1. Представьте персонаж, приведя цитату из
текста. Правителем какой страны он является?
Дайте характеристику деятельности Абен-Абуса и
царя Дадона как правителей в молодости и в
преклонном возрасте:
а) взаимоотношения с соседними странами;
б) отношение к подданным.
3. Как решается А.С. Пушкиным проблема
ответственности человека за судьбу окружающего
мира на примере создания образа правителя?
Сравните характеры Абен-Абуса и царя Дадона, их
человеческие качества. Вспомните, что существуют
диалектические противоречия – внутренние
противоречия, которые не могут быть разрешены в
силу одинаковой необходимости, важности для
человека. Диалектические противоречия
заставляют человека искать выход, а не просто
совершать выбор.
Почему в опере Н.А. Римского-Корсакова ария царя
Дадона воспроизводит мелодию народной частушки?
4. Укажите художественные средства создания
образов Абен-Абуса и царя Дадона. Какие из
основных средств создания образа используют
авторы:

  • портрет внешний или психологический;
  • пейзаж;
  • интерьер;
  • оценку других персонажей;
  • речь;
  • изобразительно-выразительные средства языка;
  • авторскую оценку?

5. В чем заключается трагизм образа царя Дадона?

Подумайте над строками:

    Ничего ты не получишь.
    Сам себя ты, грешник, мучишь…

Почему царь Дадон называет звездочета
“грешником”? Почему он говорит: “Ничего ты не
получишь”? Царицу или ничего? Что может
попросить звездочет? Возможно, царь догадался о
каких-то тайных намерениях звездочета, о его
лихоимстве?

Группа 2. Сравните образы Абу-Аюба
и звездочета, используя художественные тексты
произведений А.С. Пушкина и В. Ирвинга.

1. Представьте действующее лицо, приведя цитату
из текста. Почему и кто звездочета в сказке и
астролога в легенде называет “мудрецами”?
Авторская ли это оценка?
2. Найдите основные средства создания
художественного образа Абу-Аюба и звездочета.
Какие из основных средств создания образа
используют авторы:

  • портрет внешний или психологический;
  • пейзаж;
  • интерьер;
  • оценку других персонажей;
  • речь;
  • изобразительно-выразительные средства языка;
  • авторскую оценку?

Определите национальную принадлежность
Абу-Аюба и звездочета. Подумайте, одинаково ли
вероисповедание мудрецов? Какую роль играет
Абу-Аюб в легенде? Понаблюдайте, “магическая”
сила астролога заключается в убедительном слове.
Приведите примеры.

Дополнительные сведения. Царь Дадон,
уставший отвечать за безопасность своей страны,

    Обратился к мудрецу,
    Звездочету и скопцу.

Возвратившись из похода, царь Дадон в
приветствующей его толпе увидел “старого
друга” “в сарачинской шапке белой”. Звездочет
принадлежал к скопцам, к одной из самых страшных
сект, существовавших на Руси. На нем была
сарацинская шапка, а сарацины – это
арабы-мусульмане, следовательно, советником и
помощников царя был иноверец (нехристь). Н.В.
Гоголь в том же отрывке из “Выбранных мест из
переписки с друзьями”, который называется “В
чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем
ее особенность”, писал: “Какая точность во
всяком слове! Какая значительность всякого
выражения!”
Сравните: у Ирвинга султан и маг — единоверцы
(подтвердите текстом).

3. Подумайте над тем, мог ли звездочет оказывать
действительную помощь царю? Подтвердите текстом
сказки.
Почему звездочет дает царю Дадону только один
волшебный предмет в отличие от Абу-Аюба? Какую
цель преследовал звездочет, подарив Дадону
петушка, давшего царю ложное указание на
неприятельское нападение?
4. Подумайте, если царь Дадон околдован, может ли
он выполнить просьбу скопца и отдать царицу? Если
звездочет знает, что царь околдован им, то почему
тогда требует от Дадона невыполнимое? Почему
звездочет так странно себя ведет?
5. Если бы звездочет получил шамаханскую царицу,
созданную его колдовством, то что бы он
потребовал от царя? Выскажите догадку.

Группа 3. Сравните образы
христианской принцессы и шамаханской царицы,
используя художественные тексты произведений
А.С. Пушкина и В. Ирвинга.

1. Опишите портреты христианской девушки и
шамаханской царицы (цитаты). Определите средства
создания художественного образа. Какие из
основных средств создания образа используют
авторы:

  • портрет внешний или психологический;
  • пейзаж;
  • интерьер;
  • оценку других персонажей;
  • речь;
  • изобразительно-выразительные средства языка;
  • авторскую оценку?

2. Сравните ситуации, в которых появляются перед
правителями, а затем перед звездочетом и
астрологом девушки. Предполагал ли Абу-Аюб
заранее в своих планах воздействия на султана
принцессу? Заметьте, Ибрагим, требуя пленницу у
султана, решает сделать ее своей собственностью.

3. Рассмотрите внимательно влияние шамаханской
царицы на царя Дадона, приведите цитаты. Обратите
внимание на такие строки:

А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.

Подумайте, почему после смерти царя она
моментально исчезла? Кто из персонажей является
“живым” образом, а кто результатом колдовства?

4. Почему петушок указывает на шамаханскую
царицу как на неприятеля, вражеский стан? Почему
он подает ложную тревогу о нашествии врага,
провоцируя гибель сыновей царя?
5. Как вы думаете, зачем автору нужен образ
шамаханской царицы? Если бы царь Дадон отказался
от шамаханской царицы, созданной колдовством
мага, и отдал ее звездочету, то что бы тот мог
потребовать от него?

Группа 4. Назовите основной
конфликт “Сказки о золотом петушке” и “Легенды
об арабском астрологе”, определите его развитие.
Какова роль художественной детали в
произведении?

1. Найдите часть, в которой обозначается
конфликт, процитируйте; ответьте на вопрос: как
она называется? Абу-Аюб рассказывает султану о
медных баране и петушке, установленных языческой
жрицей над городом Борса. Сам он устанавливает
бронзового всадника на штиле башни. Подумайте,
почему у А.С. Пушкина петушок золотой? Найдите в
толковом словаре определение слова “золотой”.
Обратите внимание: “золотое дно” (разг. устар.) —
о прибыльном, богатом источниками дохода месте.
Почему звездочет дает царю Дадону только один
волшебный предмет в отличие от Абу-Аюба?

2. Назовите и найдите часть, в которой конфликт
углубляется, появляются подробности. В чем
отличие действий Абен-Абуса и царя Дадона по
отражению неприятеля? В чем отличие влияний
астролога и звездочета на правителей?

3. Найдите кульминацию – наивысшую точку
развития сюжета, в которой конфликт максимально
обостряется и требует немедленного разрешения.
Охарактеризуйте образы Абен-Абуса и царя Дадона,
Абу-Аюба и звездочета в кульминационной сцене.
Найдите средства создания художественного
образа.

4. Назовите и найдите часть, в которой конфликт
подходит к своему завершению. Подтвердите, что
финал сказки убеждает нас в верности догадки о
враждебности действий звездочета.

5. Установите различие заключительных частей,
завершающих произведения. Докажите, что В. Ирвинг
утверждает наличие магии и в финале
произведения. Как вы понимаете концовку сказки
А.С. Пушкина?

4. Ответы представителей (докладчиков)
каждой группы по своей теме, уточнение,
дополнение (23 мин).

Оценка правильности, полноты, логичности,
грамотности оформления ответов рецензентами.
Выставление баллов в оценочный лист группы
руководителем, в оценочный лист 4-х групп
учителем.

Оценочный лист группы.

    группа докладчик

    оппонент

    рецензент

    дополнения

    общее
    кол-во
    баллов
    1. Ф. И.          
    2. Ф. И.          
    3. Ф. И.          
    4. Ф. И.          
    5. Ф. И.          

V. Подведение итога урока (2 мин.).
Определение группы, набравшей большее
количество баллов, комментирование учителем
выставленных оценок.

Таблица оценки работы всех групп:

    группа докладчик

    оппонент

    рецензент

    дополнения

    общее
    кол-во
    баллов

    I

             

    II

             

    III

             

    IV

             

VI. Задание на дом (1мин.). Составьте
развернутый ответ на один из вопросов:

1. Почему А.С. Пушкин назвал произведение
сказкой?
2. Какова роль фантастики в сказке А.С. Пушкина?

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа по литературе (5-11 классы). Для школ и
классов с углубленным изучением литературы,
гимназий и лицеев гуманитарного профиля./ Под
редакцией М. Б. Ладыгина. Программно-методические
материалы. Литература. 5 – 11 кл. / Сост. Т. А.
Калганова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. –
320 с.

2. Литература. 7 класс.: Учебная хрестоматия для
школ и классов с углубленным изучением
литературы, гимназий и лицеев. / Авт.-сост.
М.Б.Ладыгин, Н. А. Нефедова, Т. Г. Тренина. – 4-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 480 с.

3. Русская литература XVIII – XIX веков: Справочные
материалы. Книга для учащихся старших классов.
/Сост. Л. А. Смирнова. – М.: Просвещение: АО
“Учебная литература”, 1995. – 463 с.

4. Н. В. Гоголь. “В чем же, наконец, существо
русской поэзии и в чем ее особенность”.
Выбранные места из переписки с друзьями. Русская
литература XIX века. Первая половина. Учебная
хрестоматия. В 2 ч. Ч. 2/Л. Г. Ленюшкина, Д. Г.
Терентьева. – М.: Просвещение, 1996 – 400 с.

5. Словарь русской литературы./ Уртминцева М. Г.
Нижний Новгород: “Три богатыря” и “Братья
славяне”, 1997. – 560 с.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000
слов. – Екатеринбург: “Урал-Советы”, 1994. – 800 с.

  • Посмотреть сказку морозко в хорошем качестве бесплатно
  • Посмотреть сказку кот в сапогах
  • Посмотреть сказку двенадцать месяцев бесплатно в хорошем
  • Посмотреть сказку конек горбунок бесплатно
  • Посмотреть сказку золотая рыбка