Посмотреть сказку царевна лягушка

Тест царевна-лягушка 1. какими словами начинается русская народная сказка царевна-лягушка? а в некотором царстве, в некотором государстве; б жил

Тест «Царевна-лягушка»


1.

Какими словами начинается русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

а) В
некотором царстве, в некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в)
В старые годы у одного царя… .


2.

Где старший брат Ивана-царевича нашел свою стрелу?

а) в
боярском доме; б) в купеческом сарае; в) в крестьянской избе.


3.

Куда упала стрела среднего сына царя?

а) на
боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.


4.

Как быстро нашел свою стрелу Иван-царевич?

а) сразу же;
б) через месяц; в) на третий день.


5.

На ком женился средний сын царя?

а) на
боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.


6.

Какого задания царь не давал женам своих сыновей?

а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.


7.

В кого превратилась лягушка?

а) в
Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.


8.

На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его женой?

а) на
бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в) на золотое блюдо.


9.

Для чего, по мнению царя, пригодился бы ковер, вытканный женой старшего сына?

а) от дождя
лошадей покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим
праздникам расстилать.


10.

Пара каких коней была запряжена в карету, в которой ехала жена Ивана-царевича?

а) пара
вороных коней; б) пара гнедых коней; в) пара пегих коней.


11.

Из какого дерева были сделаны столы на царском пиру?

а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.


12.

Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?

а) подарил
женам своих братьев; б) спалил на огне; в) бросил в болото.


13.

В кого превратилась жена Ивана-царевича после царского пира?

а) в белую
лебедь; б) в лягушку; в) в Бабу Ягу.


14.

Сколько пар железных сапог должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет
свою жену?

а) две; б)
одну; в) три.


15.

Что старичок дал Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену?

а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.


16.

Как зовут отца Василисы Премудрой?

а) Кощей
Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.


17.

Кто первым встретился Ивану-царевичу?

а) селезень;
б) медведь; в) заяц.


18.

Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу?

а) железная
нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.


19.

На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного?

а) сосны; б)
дуба; в) ели.


20.

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в свои
палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой частью
речи является подчеркнутое слово?

а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.


21.

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение?

а) сильно
удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

а

а

б

в

б

в

а

в

а

б

а

б

а

в

в

а

б

в

б

б

а

Тест «Царевна-лягушка»

№ 1. Какими словами начинается русская
народная сказка «Царевна-лягушка»? а) В некотором царстве, в
некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в) В старые годы у
одного царя… .
№ 2. Где старший брат Ивана-царевича нашел свою
стрелу? а) в боярском доме; б) в купеческом сарае; в)
в крестьянской избе.
№ 3. Куда упала стрела среднего сына царя? а)
на боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.
№ 4. Как быстро нашел
свою стрелу Иван-царевич? а) сразу же; б) через месяц; в)
на третий день.
№ 5. На ком женился средний сын царя? а)
на боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.
№ 6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей? а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.
№ 7. В кого превратилась лягушка? а)
в Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№ 8. На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его
женой? а) на бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в)
на золотое блюдо.
№ 9. Для чего, по мнению царя, пригодился бы
ковер, вытканный женой старшего сына? а) от дождя лошадей
покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим праздникам
расстилать.
№ 10. Пара каких коней была запряжена в карету, в
которой ехала жена Ивана-царевича? а) пара вороных коней; б)
пара гнедых коней; в) пара пегих коней.
№ 11. Из какого
дерева были сделаны столы на царском пиру? а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.
№ 12. Что сделал Иван-царевич с
лягушачьей кожей? а) подарил женам своих братьев; б)
спалил на огне; в) бросил в болото.
№ 13. В кого превратилась
жена Ивана-царевича после царского пира? а) в белую лебедь; б)
в лягушку; в) в Бабу Ягу.
№ 14. Сколько пар железных сапог
должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет свою жену? а)
две; б) одну; в) три.
№ 15. Что старичок дал
Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену? а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.
№ 16. Как зовут отца Василисы Премудрой? а)
Кощей Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.

17.
Кто первым встретился Ивану-царевичу? а) селезень; б)
медведь; в) заяц.
№ 18. Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу? а)
железная нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.
№ 19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного? а) сосны; б) дуба; в) ели.
20.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в
свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой
частью речи является подчеркнутое слово? а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.

21.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение? а)
сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

——————————————————————————————————————————————————————

Тест «Царевна-лягушка»

№ 1. Какими словами начинается русская
народная сказка «Царевна-лягушка»? а) В некотором царстве, в
некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в) В старые годы у
одного царя… .
№ 2. Где старший брат Ивана-царевича нашел свою
стрелу? а) в боярском доме; б) в купеческом сарае; в)
в крестьянской избе.
№ 3. Куда упала стрела среднего сына царя? а)
на боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.
№ 4. Как быстро нашел
свою стрелу Иван-царевич? а) сразу же; б) через месяц; в)
на третий день.
№ 5. На ком женился средний сын царя? а)
на боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.
№ 6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей? а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.
№ 7. В кого превратилась лягушка? а)
в Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№ 8. На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его
женой? а) на бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в)
на золотое блюдо.
№ 9. Для чего, по мнению царя, пригодился бы
ковер, вытканный женой старшего сына? а) от дождя лошадей
покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим праздникам
расстилать.
№ 10. Пара каких коней была запряжена в карету, в
которой ехала жена Ивана-царевича? а) пара вороных коней; б)
пара гнедых коней; в) пара пегих коней.
№ 11. Из какого
дерева были сделаны столы на царском пиру? а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.
№ 12. Что сделал Иван-царевич с
лягушачьей кожей? а) подарил женам своих братьев; б)
спалил на огне; в) бросил в болото.
№ 13. В кого превратилась
жена Ивана-царевича после царского пира? а) в белую лебедь; б)
в лягушку; в) в Бабу Ягу.
№ 14. Сколько пар железных сапог
должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет свою жену? а)
две; б) одну; в) три.
№ 15. Что старичок дал
Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену? а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.
№ 16. Как зовут отца Василисы Премудрой? а)
Кощей Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.

17.
Кто первым встретился Ивану-царевичу? а) селезень; б)
медведь; в) заяц.
№ 18. Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу? а)
железная нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.
№ 19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного? а) сосны; б) дуба; в) ели.
20.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в
свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой
частью речи является подчеркнутое слово? а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.

21.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение? а)
сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

——————————————————————————————————————————————————————

На чтение 16 мин. Просмотров 130 Опубликовано

Классическая русская народная сказка – самый интересный жанр литературы для детей. Колдовство, загадки, волшебные превращения, чудеса и приключения – всё это присуще русской сказке. Главные герои “Царевна лягушка” – образец лучших человеческих качеств, они учат мудрости и доброте. Такие произведения воспитывают эстетический вкус, любовь к родному языку, учат верить в чудеса, мечтать. “Царевна-лягушка” – это волшебная сказка, так как в ней присутствуют мифические элементы, перевоплощения. Такие сказки – особенно плодотворная почва для детского творчества, развития художественных и литературных способностей.

carevna-lyagushka-glavnye-geroi-47822.jpg

Характеристика героев “Царевна-лягушка”

Главные герои

Царь

Отец трёх сыновей, который приказал им выпустить стрелы в разные стороны, чтобы найти своих будущих жён. Даёт задания своим невесткам, чтобы узнать, кто из них лучшая мастерица, хозяйка, умелица.

Старший сын

Его стрела упала на боярских двор, оттуда он привёз себе невесту.

Средний сын

Его стрела попала на купеческий двор, дочь купца стала его супругой.

Младший сын

Иван нашёл свою судьбу на болоте, оттуда он привёз себе лягушку. Это его расстроило, но пришлось выполнять отцовскую волю. Смелый, ловкий, добрый молодой человек. Благодаря тому, что он пожалел животных (щуку, зайца, медведя), они помогли ему раздобыть яйцо с Кощеевой смертью.

Дочь купца, дочь боярина

Обе невестки оказались неумелыми хозяйками, завистливыми родственницами: ни хлеба испечь, ни рубаху пошить, ни танцевать не научены. Они карикатурно пытаются повторить чудеса, сделанные Василисой, из-за чего Царь прогоняет их с пира.

Царевна-лягушка (Василиса Премудрая)

Заколдованная красавица Василиса, мудрая жена, умелая хозяйка. Ночью снимает шкуру лягушки и выполняет задания царя. Удивляет и радует свёкра, он хвалит её, чему очень завидуют остальные родственники. На пиру у царя Иван царевич впервые видит свою жену в человеческом облике, прибегает домой и бросает шкуру лягушки в печь. Оставалось всего три дня до конца заклятья…Из-за этого Василиса Прекрасная превратилась в кукушку и улетела от любимого к Кощею.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Баба-Яга

В поисках своей возлюбленной Иван заходит в избушку Бабы-Яги. Она чудовищно безобразна, зла и хитра, но давняя вражда с Кощеем делает Ивана её союзником. Рассказывает царевичу, где искать жену и как убить Кощея.

Кощей Бессмертный

Его смерть была на конце иголки, которая находилась в яйце. Добыть “погибель” оказалось очень сложно, ведь он много столетий прятал её. Иван-Царевич добыл заветную иглу и вернул себе любимую.

</tr></table>

В школьной программе сказку “Царевна-лягушка” изучают в 5 классе. Характеристика героев и анализ художественного текста будет необходим для читательского дневника и подготовки к уроку. В сказке “Царевна-лягушка” герои традиционны и привычны, однако они по-своему самобытны и колоритны. Особенно интересны описания тех картин, когда завистливые невестки пытаются удивить царя своими “умениями”, соревнуясь в выпечке хлеба, шитье, танцах.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Жанр: народная волшебная сказка.Главные герои сказки «Царевна-лягушка»

  1. Иван Царевич, младший сын царя, добрый и верный, не убивал животных и пожалел лягушку.
  2. Василиса Премудрая, она же царевна-лягушка, очень мудрая девушка, которой любое дело было по плечу, красавица.
  3. Царь отец, хитрый и с юмором.
  4. Старичок, дал клубок Ивану
  5. Баба-яга, старушка, которая помогал Ивану

План пересказа сказки «Царевна-лягушка»

  1. Три стрелы трех сыновей
  2. Боярыня, купчиха и лягушка
  3. Царский каравай
  4. Царский ковер
  5. Царский пир
  6. Сгоревшая кожа
  7. Старичок и клубок
  8. Бедные звери
  9. Баба-Яга
  10. Смерть Кощея.

Кратчайшее содержание сказки «Царевна-лягушка» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Иван Царевич посылает стрелу в болото и женится на лягушке
  2. Царевна Лягушка справляется со всеми заданиями царя и оказывается красивой Василисой Премудрой
  3. Иван Царевич сжигает кожу лягушачью, и Василиса улетает, Иван следует за ней.
  4. Старик дает ему волшебный клубок, который указывает путь к бабе-яге
  5. По пути Иван Царевич спасает разных зверей, а баба-яга показывает ему путь к смерти Кощея.
  6. Иван с помощью зверей убивает Кощея и находит Василису Премудрую

Главная мысль сказки «Царевна-лягушка» В этой сказке две главных мысли: помоги ты и помогут тебе, и неуемное любопытство может причинить большие страдания всем людям.Чему учит сказка «Царевна-лягушка» Сказка эта учит нас прежде всего слушаться родителей, даже если их просьбы кажутся странными, учит верить своим любимым и не быть слишком любопытным, учит терпению, учит умению отвечать за свои ошибки, учит быть благодарным, справедливым, добрым.Отзыв на сказку «Царевна-лягушка» Мне эта сказка очень нравится. Необычный образ царевны-лягушки, которая превращается в Василису Премудрую кажется очень привлекательным. Василиса была такой умной, что ее отец Кощей даже превратил ее в лягушку, но она все равно нашла свое счастье. Конечно и Иван Царевич молодец, он не остановился перед трудностями и нашел свою Василису. В этой истории много чудесного и местами смешного.Признаки волшебной сказки в сказке «Царевна-лягушка»

  1. Волшебные превращения — в лягушку, в голубку
  2. Волшебный помощник — клубочек
  3. Волшебные существа — баба-яга, Кощей
  4. Троекратные повторы: три сына, три невестки, три стрелы, три задания царя, три дня, три года, три хлеба, три пары сапог.

Пословица к сказке «Царевна-лягушка» Не по виду суди,а по делам гляди. Умел сказать, умей и ответ держатьКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Царевна-лягушка» Было у царя три сына и решил царь, что пора сыновьям жениться. Велел взять им луки и пустить стрелы куда глаза глядят. Пустили сыновья стрелы, у старшего на боярский двор залетела, у среднего к купцу, а у младшего на болото. Пошел младший сын стрелу искать, смотрит лягушка ее держит. Не хотел Иван-царевич лягушку брать, но та его уговорила. А царь увидел лягушку, посмеялся, и сказал сыну на ней жениться. Приказал царь невесткам за ночь хлеб испечь. Расстроился Иван, а лягушка его спать укладывает, кожу сбрасывает и Василисой Премудрой становится. Испекла он хлеб с городами, зверями и птицами. Царь хлеб старшего сына велел дворне отнести, хлеб старшего сына — от большой нужды есть, а хлеб младшего сына только по праздникам кушать. Велел царь ковер выткать. Опять лягушка кожу сбросила и выткала ковер с цветами и узорами. Царь ковер старшего сына велел на лошадь надеть, ковер среднего сына у ворот положить, а ковер младшего по праздникам расстилать. Пригласил царь сыновей с невестками на пир. Иван вперед пошел, а лягушка сказала чуть позже приедет. И вот смеются гости над Иваном, а тут гром и молнии — лягушонка в коробчонке едет. Да только приехала карета и Василиса Премудрая. Все гости были поражены. А Василиса ест, косточки за один рукав складывает, вино за другой заливает. Как пошли танцевать, махнула Василиса руками — озеро с лебедями получилось. А другие невестки махнули руками — гостей облили, да костями закидали. Тут Иван домой сбегал, да кожу спалил. А Василиса увидела, опечалилась. Три дня не хватило ей для того, чтобы от колдовства освободиться. Превратилась Василиса в голубку и улетела к Кощею, отцу своему. Опечалился Иван, взял три хлеба железных и трое сапог железных, и пошел жену искать. Долго шел, два хлеба съел, две пары сапог сносил, встретил старика. Дал старик Ивану клубок и пошел Иван за клубком. Встретил по дороге медведя, селезня, зайца и щуку, но не убил, а отпустил. Пришел Иван к бабе-яге, та его накормила и напоила, да рассказала, что Василиса Премудрая у Кощея в плену. А смерть Кощея в сундуке на дубу лежит. Нашел Иван тот дуб, прибежал медведь, вырвал дуб с корнем, из сундука заяц выбежал, да только заяц Ивана его догнал. Из зайца утка — ее селезень поймал, яйцо в воду упало — его щука принесла. Сломал Иван Царевич иголку и умер Кощей. Вышла к нему Василиса Премудрая и стали они счастливо жить.Иллюстрации и рисунки к сказке «Царевна-лягушка»

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Главные герои сказки «Царевна-лягушка» хорошо знакомы всем детям.

Содержание

Рассказ о героях «Царевны лягушки»

Главные герои сказки «Царевна лягушка» – это Иван Царевич, Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный. Есть и второстепенные персонажи. К ним относятся родители Царевича, Баба Яга, братья Ивана Царевича, колдун.

Основная идея, красной нитью проходящая через все сочинение — от чистого сердца помогай другим, будь бескорыстен и рано или поздно это вернется тебе большим добром.  Сказка учит быть целеустремленным, нести ответственность за свои поступки, не боятся трудностей, и все вершины будут покорены.

Положительные герои сказки «Царевна лягушка»

Основные положительные герои сказки царевна лягушка – Василиса Премудрая и Иван Царевич.  Василиса являет собой настоящий идеал женщины: умная, преданная, любящая. Ее таланты многогранны, а красота просто поражает. А вот главный герой сказки Царевна Лягушка Иван Царевич добрый, доблестный, храбрый  и самоотверженный персонаж, который ради любимой готовый идти хоть на край света. Ему по плечу даже смертельная схватка с негативным персонажем сказки – Кощеем Бессмертным. К тому же Царевич не раз проявлял великодушие, бескорыстность и милосердие. Эти качества позволили ему найти себе верных друзей, которые не раз оказывали помощь Ивану Царевичу.

Стоит отметить, что в сказке Царевна Лягушка главные герои не смогли бы пройти все испытания без своих помощников, второстепенных персонажей — говорящие звери, помогающие Василисе мамки — няньки, старик, который подарил Царевичу путеводный клубок, Баба-Яга, помогавшая найти ему путь в царство Кощея.

Отрицательные герои сказки «Царевна лягушка»

Отрицательным героем является Кощей Бессмертный. Он зловредный,  любвеобильный и фигурирует во многих народных сказках как похититель красавиц.  Его поступки далеки от нравственных и честолюбивых, но он всегда получает по заслугам.

Здесь даны основные сведения о русской народной сказке «Царевна-лягушка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» существует в нескольких обработках. Здесь представлено краткое содержание и краткий пересказ этой сказки в обработке А. Афанасьева.

Главные герои сказки

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.

Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.

С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.

Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.

Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.

А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.

Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.

Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.

Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.

Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.

Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.

Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.

Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.

Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».

Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.

Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.

Жёны старших царевичей сделали то же самое.

Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.

И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.

Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».

Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.

Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.

Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.

Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.

Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.

На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.

Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.

Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.

Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.

Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.

Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.

Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.

А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.

Заключение к краткому пересказу

В сказке «Царевна-лягушка» раскрыты следующие темы:

Основная мысль (идея) состоит в том, что ради любви нужно быть готовым преодолеть любые трудности и препятствия.

Сказка учит:

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Приключения Оливера Твиста» — краткое содержание и пересказ по главам романа Ч. Диккенса«Анна Каренина» — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа Л. Н. Толстого«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского

Краткая характеристика героев сказки «Царевна лягушка» изложена в этой статье.

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Как и у всех волшебных повестей, здесь есть счастливый конец и главные герои.

Содержание

Характеристика главных героев царевна лягушка

В этой сказке есть два главных героя – Иван Царевич и Василиса Премудрая, вокруг которых и закрутился весь ее сюжет. Поэтому мы составили для Вас краткое описание героев сказки царевна лягушка.

Характеристика Ивана Царевича

Он является самым младшим сыном Царя и, к тому же, холостым. Со сказки видно, что у него почтительные и доверительные отношения с родителями, ведь по настоянию отца он пустил стрелу с целью найти себе жену. И даже когда Иван Царевич попал в лягушку, он все же женился на ней по совету родителей.

Среди негативных черт его характера  выделяются нетерпеливость, восприимчивость и очень часто у него нет своего мнения. Вы только вспомните, когда Иван Царевич раньше нужного времени сжег лягушиную кожу Василисы Премудрой из–за того, что старшие братья над ним смеялись.  Но вместе с тем главный герой имеет железную волю, он целеустремленный и не робеет перед трудностями (царевич изгрыз 3 хлеба железных и износил 3 пары железных сапог), добр и милосерден не только по отношению к людям, но и к животным. Из этого следует сделать вывод, что Иван Царевич является положительным персонажем. Он никому не сделал ничего плохого.

Читая сказку можно наблюдать за его трансформацией: вначале герой был домашним и капризным, но выйдя из опеки родителей, он прошел долгий путь сложных испытаний  и раскрылся как отважный, смелый человек.

Характеристика Василисы Премудрой

Василиса Премудрая является главным женским персонажем. Ей присущи величественная гордость и простота, мягкий характер и гибкий ум, а также полное сердце неиссякаемой любви. В девушке сосредоточены лучшие черты народного русского характера. Не зря ее назвали Премудрой. Она освоила в совершенстве волшебные премудрости и в этом деле превзошла даже своего отца – могущественного колдуна. Василиса также проявила себя как рукодельница, хозяйка и волшебница. Главная черта ее характера – это умение принимать правильные решения и сохранять спокойствие в любых испытаниях.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/carevna-lyagushka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_4.html
  • https://kratkoe.com/tsarevna-lyagushka-geroi/
  • https://blmb.ru/carevna-lyagushka-kratkoe-soderzhanie/
  • https://kratkoe.com/harakteristika-geroev-tsarevna-lyagushka/

Тема.
Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

Цель:
повторить сведения об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести
понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развить память,
внимание, связную речь; воспитывать любовь к русской литературе.

Оборудование:
скороговорка, кроссворд.

Тип
урока: комбинированный

Ход урока

1.     Организационный
момент

Настроение у нас отличное,

А улыбка – дело личное.

Пожелаем друг другу добра.

Нам урок начинать пора.

2. Проверка домашнего
задания

— Что такое сказка?

— Для чего нужны чудеса в сказках?

— Какие виды народных сказок вам
известны?

— Расскажите о построении сказок.

3. Сообщение темы и цели

Формирование новых знаний, умений и навыков

использовать материал статьи учебника).

—  Ребята,  отгадав  загадку,  вы  узнаете,  как  называется 
сказка,  которую  мы  сегодня  будем изучать?

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее кто-то.

 Кто, распростившись с зеленою кожей,

 Сделался мигом красивой, пригожей?

— Как называется сказка?

— Посмотрите на доску и прочитайте тему
урока.

— Сформулируйте задачи урока.

4.Работа по теме урока

читать:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее ктото.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

У: — Откройте  тетради  и запишите название сказки. «Царевналягушка».

Что

Сказка    это
 жанр  эпоса фантастического  характера,  имеющий  зачин,    противопоставление

добрых героев злым, счастливый конец.

Как  доказать,  что   данное  произведение  является  сказкой?

Поскольку

художественное  повествование 
фантастического  характера, 
имеющее  зачин, 
деление

героев  на  добрых
 и  злых,  счастливый  конец,  считается  сказкой.

А

1.    
Рассказ учителя

Сказки
хранят в себе мудрость народа, его традиции и законы.

Одной
из величайших ценностей человека является семья. Создание и сохранение семьи
было обязательным для наших предков, поэтому женитьба – важный момент в жизни
человека. В далеком прошлом даже существовал запрет на холостятскую жизнь.

«Жениться
– с людьми расплатиться», говорили наши предки, то есть выполнить свою
обязанность.

Семья
связывает наше настоящее с прошлым и будущим. К неженатому человеку относились
с презрением и недоверием, взимали штрафы.

Женитьба
была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А свадьба являлась
своеобразным экзаменом для обеих семей ( как воспитывали, чему научили)

В
народном быту была отмечена сильная власть отца и высокий авторитет матери.
Старший сын выделялся среди других сыновей. В доме царило почтительное отношение
к старшим. Старше – значит, опытнее. Старших почитали и слушали беспрекословно.
Были строгие правила общения, за соблюдение этих правил следили.

Хранительницей
очага и семейных преданий была женщина. К ней всегда было особое отношение.
Мужчина – добытчик – понимал, что содержание семьи и дома он был обязан
женщине.

Мир в
доме, спокойствие мужа полностью зависели от терпения, благожелательности и
мудрости женщины. Правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми
передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушали
сказки, пословицы, поговорки.

2.    
Работа со скороговоркой

Съел молодец тридцать три пирога с
пирогом, да все с творогом.

3.    
Работа с текстом

Прочитайте
сказку «Царевна – лягушка» до слов «Иван – царевич хотел…»

-сколько
сыновей было у царя?

— Мог
ли отец в реальной жизни предложить таким образом выбирать жен сыновьям?


Почему герои не возразили отцу?


Каких жен выбрали себе старший и средний брат?

Прочитайте
со слов «Иван – царевич хотел..» до « И тут же дал..»


Каким было первое испытание для невесток?


Почему Иван – царевич расстроился?

— Как
встречает расстроенного мужа лягушка?

— Что
она ему говорит?


Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

Физкультминутка

Сказка
даст нам отдохнуть

Сказка
даст нам отдохнуть.

Отдохнем
— и снова в путь!

Нам
советует Мальвина:


Станет талия осиной,

Если
будем наклоняться

Влево
— вправо десять раз.

Вот
Дюймовочки слова:

— Чтоб
была спина пряма,

Поднимайтесь
на носочки,

Словно
тянетесь к цветочкам.

Раз,
два, три, четыре, пять,

Повторите-ка
опять:

Раз,
два, три, четыре, пять.

Красной
Шапочки совет:

— Если
будешь прыгать, бегать,

Проживешь
ты много лет.

Раз,
два, три, четыре, пять.

Повторите-ка
опять:

Раз,
два, три, четыре, пять.

Дала
нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова
в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

Прочитайте
со слов «И тут же дал сыновьям…» до «И тут же отдал царь..»


Каким было второе испытание?


Почему не повезло боярской и купеческой? Как они выполнили задания?

Прочитайте
сказку со слов «И тут же отдал царь…» до «Когда пир был…»


Каким было третье задание?

— Что
должна была уметь будущая жена?

— Как
ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления Василисы Премудрой?

— С
чем сравнивают Василису на пиру?

— Как
вы думаете, с какой целью жены царевича повторяют действия Василисы?

Почему
у них не выходит?

Прочитайте
со слов «Когда пир был..» и до конца

— Где
Иван-царевич должен был искать Василису?

— Как
долго Ивану-царевичу пришлось искать Василису Премудрую?

— Кто
указал Ивану-царевичу дорожку в Кащеево царство?

— С
кем встречается Иван-царевич в пути?

— Кто
раскрывает Ивану-царевичу тайне Кащеевой смерти?

— Где
находится смерть Кащея?

— Кто
помогает Ивану-царевичу достать смерть Кащееву?

— Чему
учила девочек эта сказка?

-Какой
должна быть идеальная жена? Какими чертами она должна обладать?

— Как
называет народ Василису в момент, когда она трудится?


Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это
сделано?

— Что
такое мораль? (Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение
человека)


Сформулируйте в чем мораль этой сказки?

— Что
такое образ?

Образ
— визуальный образ, зрительный образ, изображение.

Художественный
образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и
освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания
эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески
воссозданное в художественном произведении.

— В
чем истинная красота Василисы Премудрой?

Василиса
Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный. В нем сосредоточены
лучшие черты русского национального характера.

Основная
роль героини – быть помощницей своего жениха или мужа.

5.     Закрепление
и систематизация

1.     Кроссворд

image001

По горизонтали

2. Дочь Кащея Бессмертного

4. Достала яйцо из моря

7. Средство поиска жён

8. Проводник Ивана

10. Куда Иван-Царевич выбросил шкурку у
лягушки

По вертикали

1. Жена Ивана-царевича

3. Смерть Кащея

5. Транспорт лягушонки

6. Хозяйка избушки

7. Догнал утку

9. Вырвал дерево

6.
Итог урока

Прием микрофон


Какая тема урока?


Выполнили мы все поставленные цели урока?

— Что
вам понравилось на уроке?

— Чему
вы научились?

7.
Домашнее задание.

Прочитать
сказку, пересказать понравившийся эпизод и нарисовать к нему иллюстрацию.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им: 

— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
— За кого же нам, батюшка, посвататься?
— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.
Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.
Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…
Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.
Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:
— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
Опечалился Иван-царевич и отвечает:
— Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.
Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала.
Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит:
— Бери квакушку, ничего не поделаешь!
Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке.
На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:
— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.
Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?
— Как мне не печалиться! — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба…
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…
Утром будит квакушка Ивана-царевича:
— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу.
Пришли и старшие братья, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.
Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.
Принял у среднего, взглянул и сказал:
— Такой каравай только от большой нужды есть будешь!
Дошла очередь и до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал:
— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!
И тут же дал сыновьям новый приказ:
— Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!
Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком.
А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?
— Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…
Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.
Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:
— Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!
Принял от среднего, посмотрел и сказал:
— Только у ворот его стелить!
Принял от Ивана-царевича, взглянул и сказал:
— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!
И тут же отдал царь новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет.
Отправились царевичи к своим женам.
Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?..»
Пришел он домой невеселый. Спрашивает его квакушка:
— Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?
— Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез…
— Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее!
На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу:
— Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром — не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»
Пошел Иван-царевич к царю на пир один.
А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:
— Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!
Вдруг поднялся стук да гром — весь дворец затрясся-зашатался. Все гости переполошились, повскакали со своих мест. А Иван-царевич говорит:
— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!
Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена.
Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.
Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.
Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…
Стали гости есть, пить, веселиться.
Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.
Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.
Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди. Пошли плясать жены старших царевичей. Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы. Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне. Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:
— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…
Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.
Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик.
— Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.
— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?
Рассказал Иван-царевич старику свое горе.
— Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было!
Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.
Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.
Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.
Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.
«Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».
Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:
— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.
Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.
Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень.
Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески:
— Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.
Пожалел Иван-царевич селезня — не тронул его, пошел дальше голодный.
Вдруг бежит навстречу ему косой заяц.
«Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется…»
Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:
— Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.
И его пожалел царевич, пошел дальше.
Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба. Говорит Иван-царевич:
— Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется!
— Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!
Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.
Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
Говорит Иван-царевич:
— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга — костяная нога. Увидела она царевича и говорит:
— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
— Ах, баба-яга — костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда бы и выспрашивала!
— И то правда! — отвечает баба-яга.
Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.
— Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.
— Да есть ли где его смерть?
— Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет.
Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее царевич и пошел.
Долго он по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец.
Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать.
«Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!»
Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.
Выскочил из ларца заяц и пустился наутек.
«Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы…»
Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.
«Где-то мой селезень?» — думает царевич.
А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море…
Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:
— Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!
Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо.
— Получай, Иван-царевич!
Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:
— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду!
Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.

III.
3.1.

3.2.

3.3.

Работа по теме урока.
Беседа:
– Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие.

– Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним, какие существенные признаки нужно выделить в содержании понятия?

– Учитывая структуру определения, ответьте на вопрос-понятие

Задание 1.
– Используя карточку №2, сформулируйте вопрос-суждение к теме урока.
Индивидуальный труд

– Попробуйте дать ответ в виде умозаключения на сформулированный вопрос– суждение, используя карточку №6

1. Индивидуальный труд.

– У кого есть другие версии ответа?

2. Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе 2 балла.
– Если умозаключение сформулировано верно, поставьте еще 3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.

8 мин.
2 мин.

1 балл

1 балл

3 балла

1 мин.
2 балла

5 мин.

3 балла

2 балла

3 балла
2 балла


Вариант ответа:
Что называется сказкой?

– В содержании понятия обязательно указываются родовой признак и видовые признаки.

Сказка – это жанр эпоса(Р) фантастического характера, имеющий зачин, (В) противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.

Вариант ответа:
Как доказать, что данное произведение является сказкой?

Вариант ответа:
Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец.

Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является сказкой.

IV.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

Анализ текста сказки.– Ответьте на вопрос-понятие: Каковы свойства и виды сказок?

– По какому признаку можно поделить сказки?

– Перечислите признаки волшебной сказки.

– Пользуясь текстом сказки, докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка.

Сформулируйте свой ответ в виде умозаключения, используя карточку №6.
Индивидуальный труд.
Герои сказки.
– По какому принципу делятся герои сказки?


Задание 2.

– Сформулируйте 2 суждения на сравнения, используя карточку №6, и выявите общие и особенные признаки героев сказки.
1.Индивидуальный труд.
– У кого есть другие версии ответа?
2.Самооценка:
– Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе
3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.

Задание 3.
– Составьте сборник словесных образов к понятиям:
Иван-царевич, Царевна-лягушка,
Царь, Кощей Бессмертный
(по два образа к каждому понятию)

1. Индивидуальный труд.
2. Обсуждение в группах.
– Обсудите результаты индивидуальной работы и подготовьте выступление:
* каждая группа выступает по одному образу – 2 мин,
* вопросы-дополнения или вопросы-возражения.
3. Самооценка.

– Прочтите название сказки.
– Какое противоречие заложено в нем? Поясните свой ответ.

– Какие еще противоречия содержатся в данной сказке?

– Сформулируйте свой ответ, используя карточку №4

– Выделите главное противоречие

– Чему учит сказка «Царевна-лягушка»?

– Подведите понятие «Сказка» под философские категории:
1. Причина – следствие
2. Единство – многообразие
3. Общее – особенное – единичное
4. Возможность – действительность

28 мин.

2 мин.

по
1 баллу

3 мин.

1 балл
1 балл

1 балл

3 балла

2 мин.
по
1 баллу

5 мин.

6 баллов

10 мин.

8 баллов

8 мин.

1 балл

3 мин.

2 балла

3 балла

3 балла

1 балл

3 мин.

4 балла

Вариант ответа:
Свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора, – особые речевые обороты.

– По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.

– Основные признаки волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец.

Вариант ответа:
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя, волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы), присутствие волшебного помощника (старый старик), волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный

Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец, считается волшебной сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец.

Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является волшебной сказкой.

Вариант ответа:
По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).
– По обладанию волшебными способностями герои делятся на
реальных и волшебных
(царь, сыновья, жены –
Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

Примерные ответы:
По сравнению с Царем, который является реальным героем, Кощей Бессмертный – волшебный герой, наделенный отрицательными чертами характера.
Наряду со старшими братьями, Иван-царевич пошел искать невесту.
Больше чем Иван-царевич, симпатии читателей вызывает образ Царевны-лягушки

Смотри приложение

Примерный ответ:
– Противоречие заложено в названии сказки «Царевна – лягушка» (Иван-царевич), подчеркивается, что Царевна является не реальным персонажем, а волшебным, не человек, а заколдована в лягушку.

– Все знали, что Иван-царевич женился на квакушке, однако она была Василисой Премудрой.

Иван-царевич женился на Василисе Премудрой, хотя ей приказано было три года квакушею быть.

Если Иван-царевич переживал о задании отца испечь каравай, то Царевна-лягушка легко выполнила задание, обернувшись красной девицей.

– Честность Ивана-царевича в выборе невесты (Зная, что его невеста квакушка, Иван-царевич честно выполнил свой долг и женился на ней).

– Честности, принципиальности.

Примерный ответ:

1. Стрела у лягушки – женитьба на ней
2. Герои: положительные – отрицательные, реальные – волшебные.
3. Герой – положительный – Иван-царевич
4. Иван-царевич мог отказаться от брака на лягушке – в действительности женился.

  • Посмотреть сказку три орешка для золушки бесплатно
  • Посмотри на картинку закончи рассказ лии о том где находятся ее родные заполнив пропуски
  • Посмотреть сказку маша и медведь
  • Посмотреть сказку лиса и журавль
  • Посмотреть сказку о мертвой царевне и семи богатырях бесплатно