Посмотреть сказку ашик кериб

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 19 г.новоалтайска алтайского края урок чтения в 4 классем.ю.лермонтов. турецкая сказка ашик-кериб. подготовила

Муниципальное общеобразовательное учреждение

$«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новоалтайска Алтайского края»

Урок чтения в 4 классе
М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кери$б.»

Подготовила

учитель начальных классов

Чахоткина Галина Петровна

г. Новоалтайск

2011

$

Урок чтения в 4 классе по традиционной программе

Автор учебника:

Тема: Лермонтов « Ашик-Кериб »- турецкая сказка.

$Цели урока:

Познавательный аспект

  • Создать условия, для ознакомления детей с

турецкой культурой: архитектурой, музыкой

  • Совершенствование осознанного чтения

Развивающий аспект

  • Развивать умения: анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать высказывать своё мнение, работать в паре, гр$уппе

  • Развивать творческие способности

Воспитательный аспект

  • Воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения

  • Воспитывать уважение к людям другой национальности

Оборудование

  • Проектор

  • Экран

  • Компьютер

    $

  • Диск с презентацией урока

Методическое обеспечение: книга чтения для 4 класса

Тип урока: изучение нового материала

Планируемая результативность: $

  • достигнуть максимального чувственного восприятия услышанного и прочитанного

  • пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

-Какое задание выполняли дома по чтению?

(Читали выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова

«Дары Терека»)

-О чём это стихотворение?

( О реке Терек.)

-Какая это была река?

(Быстрая, шумная, горная.)

-Кто хочет выразительно прочитать нам стих$отворение?

(Дети по желанию выходят и читают стихотворение.

После чтения одноклассники обмениваются

мнениями: что понравилось, задают

дополнительные вопросы по содержанию.)

III. Подготовка к познавательной деятельности

-Что вдохновило$ Лермонтова на написание этого

стихотворения?

(Красивая природа, горная река, любовь к Кавказу…)

-Когда Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз?

(В детские годы.)

-Почему и зачем он туда приезжал?

(Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детстве

был очень болезненным мальчиком.)

Слайд № 1

-Вот таким Лермонтов маленьким мальчиком увидел

Кавказ в детстве.

-В таком возрасте он вернулся на Кавказ, служи$л и

одновременно писал стихи, поэмы, занимался

творчеством.

IV. Изучение нового материала

1. Работа над заглавием.

-Сегодня мы будем читать ещё одно произведение

Лермонтова написанное под впечатлением о Кавказе.

-Прочитайте, как она называется ?

( «Ашик-Кериб».)

— Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она?

( По названию трудно определить.

Дети высказывают разные предположения.)

Слайд № 2

— А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить

о чём эта сказка?

(Дети высказываю$т разные предположения.)

2. Создание условий для благоприятного эмоционального

настроения на чтение сказки.

-Лермонтов был русским поэтом и писателем.

-Почему сказка турецкая?

( Дети высказывают своё мнение…)

$

— Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал

язык местных жителей, сам изучал азербайджанский

язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал эту сказку изаписал её как запомнил.

-Если не было подзаголовка о том, что это сказка турецкая,

можно догадаться, что действие происходит в другой

стране?

( Мнения детей…)

— Просмотрите содержание 1 страницы сказки.

-Где происходит действие?

( В городе Тифлизе.)

-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом

месте расположен город Тбилиси. Город находится

между гор.

-Сегодня вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз.$

Обратите внимание на городские постройки, природу

Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того

времени. Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура, природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись ска$зки «Ашик- Кериб».

Слайд № 3,4,5,6,7,8,9,10

– Детям демонстрируют особенности архитектуры,

природы, музыки народов востока.

( После просмотра дети высказывают своё мнение об

увиденном и услышанном.)

-Хотели бы вы услышать сказку и почему?

3.Художественное восприятие текста.

3.1.Установка на чтение

-Начало сказки мы сейчас прочитаем:

  • Почувствуйте настроение, которое передаёт сказка

  • По ходу чт$ения выделяйте непонятные слова.

  • Как поняли задание? ( Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)

3.2.Чтение сказки (учеником из класса)

Физкультурная пауза

4.Ра$бота с текстом после чтения.

-Выскажите, какие чувства вызвал у вас отрывок

прочитанной сказки?

(Мнения детей)

-Правильно ли мы предположили, о чём сказка?

4.1..Словарная работа.

Индивидуальная работа

$ -Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны.

(Дети называют слова Пророк,

витязь,

газель,

Аян-Ага,

зарок,

благословение,

Ашик-Кериб,

наречённая невеста.)

Работа у парах

-Попробуйте сами найти значение этих слов.

(Детям раздаются карточки с непонятными словами и

Отдельно карточки с их значением. Соотнести слово и его значение)

Проверка (фронтально)

Слайд № 11

$( На слайде показывается слово, значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает,

Затем на слайде показывается точное значение этого слова

4.2. Уровень понимания текста

Фронтально

-Назовите действующих лиц в сказке.

— Какие события там происходят?

-Для чего автор описал нам эти события?

— Может ли для тебя это быть ценным?

— Была ли у Магуль-Мегери и Ашик-Кериба любовь взаимная?

-Чем вызвана печаль Ашик-Кериба?

-Можно ли было поступить по другому? Почему?

-Все ли были рады пом$очь?

4.3. Анализ поступков героев

Работа в группах

-Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

-Для этого можно использовать план (работа в группах).

  1. Как звали героя?

  2. Чем занимался?

  3. Возраст.

  4. Бедный или богатый.

  5. В какой семье воспитывался?

  6. Кто его друзья?

  7. Черты характера.

Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек

$ Молодой молодая богатый красивый богатая завистливый

бедный красивая жестокий

музыкант приветливая дружелюбный добрая

приветливый

Проверка.

1 группа отвечает, 2 дополняет

3 группа отвечает, 4 дополняет,

5 группа отвечает, 6 дополняет.

-Когда девушка узнала о гибели Ашик-Кериба,

почему она не поверила? (Хорошо знала Куршуд-бека)

—Попробуйте представить, о чём она пела на саазе, а музыка тебе поможет (на слайде появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери и звучит восточная музыка)

Слайд $№ 12

-О чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)

V. Итог урока

-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в

друзья? Почему?

( Мнения детей)

-Хотел бы ты узнать, чем закончилась сказка?

IV. Домашнее задание

$Слайд № 13

  1. Дочитать сказку.

  2. Выделить непонятные слова.

  3. К понравившемуся отрывку нарисовать рисунок, а мы попробуем угадать этот отрывок из сказки.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

Лермонтов Михаил сказка “Ашик-Кериб” Жанр: авторская обработка народной сказки

Главные герои сказки “Ашик-Кериб” и их характеристика

  1. Ашик-Кериб, молодой и бедный певец с прекрасным голосом. Романтичный, добрый, доверчивый. Став богатым забыл невесту, но с помощью Святого Георгия поспел на свадьбу.
  2. Магуль-Мегери, красавица, верная и беззаветная. Умеет крепко любить, готова была умереть, лишь бы не выходит за нелюбимого.
  3. Куршуд-бек, коварный, но разумный, не стал чинить препятствия свадьбе
  4. Хадерилиаз, святой Георгий, справедливый, суровый, честный.

План пересказа сказки “Ашик-Кериб”

  1. Бедный певец и красавица
  2. Обет Ашик-Кериба
  3. Предательство Куршуд-бека
  4. Во дворце Паши
  5. Золотое блюдо
  6. Обратный путь
  7. Хадерилиаз и глина
  8. Слепая мать
  9. На свадьбе
  10. Счастливый конец

Кратчайшее содержание сказки “Ашик-Кериб” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Ашик-Кериб и Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность мешает Ашик-Керибу просить руки красавицы
  2. Ашик-Кериб отправляется странствовать, Куршуд-бек ворует его одежду и говорит, что Ашик-Кериб утонул
  3. Ашик-Кериб становится богатым и забывает про невесту
  4. Магуль-Мегери посылает блюдо и Ашик-Кериб спешит в Тифлиз
  5. Хадерилиаз помогает Ашик-Керибу и он берет у матери сааз
  6. Магуль-Мегери узнает жениха, мать прозревает, Куршуд-бек женится на сестре Ашик-Кериба

Главная мысль сказки “Ашик-Кериб”
Что человеку на роду написано, от того не убежишь.

Чему учит сказка “Ашик-Кериб”

Сказка эта учит верности, умению держать свое слово. Учит не поддаваться гордыне, учит не забывать своих обещаний, учит не врать, учит не прельщаться видом золота. Сказка учит нас быть справедливыми и мешать чужому счастью.

Отзыв на сказку “Ашик-Кериб”

Это очень красивая история о любви, которая могла закончится трагически, но благодаря вмешательству высших сил окончилась благополучно. Мне больше всего в этой сказке понравилась Магуль-Мегери, потому что она честно ждала жениха, а тот проводил время в роскоши и развлечениях. Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Ашик-Кериб”
Давным-давно жила в Тифлизе красавица Магуль-Мегери и жил там же бедный певец Ашик-Кериб. На одной свадьбе увидел Ашик-Кериб Магуль-Мегери и полюбил ее, а красавица полюбила его.
Однажды в саду увидела Магуль-Мегери Ашик-Кериба и признался тот ей в своей любви. Предложила красавица попросить ее руки у отца своего, обещая, что тот не ответит отказом. Но не захотел такого Ашик-Кериб, дал он обет, что будет странствовать 7 лет, но вернется богатым. А Магуль-Мегери обещала ждать его и только потом выйти замуж за Куршуд-бека.
Взял свой посох Ашик-Кериб и пошел странствовать. Догоняет его Куршуд-бек и в попутчики просится. Идут они дальше вместе, а впереди река быстрая. Разделся Ашик-Кериб, поплыл через реку, а Куршуд-бек его одежду украл, и в Тифлиз возвратился.
Показал Куршуд-бек одежды матери Ашик-Кериба, и сказал, что утонул ее сын. Мать с горя ослепла.
А Ашик-Кериб дошел до города Халафа, где его пение услышал паша, большой любитель песен. Осыпал паша Ашик-Кериба золотом, зажил тот богато и забыл про Магуль-Мегери.
А семь лет заканчиваются. Дает Магуль-Мегери золотое блюдо купцу и просит в каждом городе показывать его и только настоящему хозяину отдать.
Приехал купец в Халаф, показывает блюдо. Прибежал Ашик-Кериб, узнал блюдо, а купец узнал Ашик-Кериба и отдал ему блюдо.
До срока осталось только три дня, но сел Ашик-Кериб на коня, взял сумку золота и пустился в обратный путь. В горах пал его конь и решил Ашик-Кериб с жизнью покончить. Но тут появился всадник на белом коне и велел Ашик-Керибу бежать за ним. Не смог Ашик-Кериб бежать, посадил всадник его на седло и спрашивает, где тот хочет оказаться.
Сказал Ашик-Кериб, что в Арзеруме и в тот же миг оказался в этом городе. Извинился Ашик-Кериб за обман, сказал, что в Карсе быть ему надобно и в тот же миг в Карсе оказался. Взмолился тут Ашик-Кериб, говорит что в Тифлизе ему быть надо. Пожурил его всадник, но все-таки в Тифлиз доставил.
А Ашик-Кериб просит доказательство, ведь никто не поверит ему, что он за один день от Халафа до Тифлиза доехал. Дал ему всадник глины из-под копыт коня и сказал, что глина эта поможет слепой прозреть.
Пришел Ашик-Кериб домой, стучится, а мать отпирать не хочет, не верит, что сын вернулся. Сестра открыла дверь, зашел Ашик-Кериб, сааз увидел, поиграть попросил. Сыграл, он, спел, но мать все равно не хочет ему верить.
Тогда стал просить Ашик-Кериб сааз на свадьбе сыграть, а мать не дает. Но когда узнала, что у Ашик-Кериба полная сумка золота, дала ему сааз.
В это время Магуль-Мегери умирать собирается, чашу с ядом держит, да кинжал острый.
Пришел Ашик-Кериб, просит разрешения спеть. Куршуд-бек разрешает ему. А Ашик-Кериб говорит, что утром еще в Халафе был. Хотел его брат Куршуд-бека убить за ложь, но остановил его Куршуд-бек.
А Магуль-Мегери узнала голос любимого и выбежала, да на шею ему бросилась. Опять хотел убить их брат Курпшуд-бека, а Куршуд-бек узнал Ашик-Кериба и говорит, что если что кому по судьбе написано, от того не убежишь. И доказательств просит того, что Ашик-Кериб за день до Тифлиза добрался.
А сестра уже мать слепую ведет. Смазал ей глаза Ашик-Кериб глиной и прозрела мать.
Предложил тогда Ашик-Кериб Куршуд-беку свою сестру в жены, а сам на Магуль-Мегери женился.

Пословицы к сказке “Ашик-Кериб”

От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь. Рисунки и иллюстрации к сказке “Ашик-Кериб”

Краткое содержание произведения «Ашик-Кериб» для читательского дневника (М.Ю. Лермонтов)

Краткое содержание произведения «Ашик-Кериб» для читательского дневника (М.Ю. Лермонтов)

Лермонтов М.Ю. “Ашик-Кериб” Читательский дневник, краткое содержание

  • Лермонтов Михаил Юрьевич
  • Название “Ашик-Кериб”
  • Жанр: литературная сказка
  • Тема произведения: любовь и верность
  • Число страниц: 15

Главные герои и их характеристика

Ашик-Кериб. Молодой, очень бедный, но талантливый певец. Честный и добрый. Иногда недоверчивый, но иногда слишком доверчивый. Став известным и богатым, чуть было не забывает Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери. Красивая и добрая дочь богатого бека. Преданная и верная, умеет хранить верность любимому, готова умереть, но не выйти замуж за нелюбимого.

Куршуд-бек. Завистливый и коварный, но по-своему честный и благородный.

Мать Ашик-Кериба. Старая женщина, которая ослепла от горя.

Сестра Ашик-Кериба. Добрая девушка.

Хадерилиаз. Святой заступник.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка о любви простого музыканта и богатой девушки. О коварстве и верности, о самопожертвовании и о том, как талант везде пробивает себе дорогу.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Молодой певец Ашик-Кериб и девушка Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность Ашик-Кериба мешает им быть вместе.
  2. Ашик-Кериб обещает стать богатым и отправляется странствовать, а завистливыйКуршуд-бек говорит всем о его смерти.
  3. Ашик-Кериб становится богатым и забывает о сроках возвращения, но Магуль-Мегери сумела напомнить о себе с помощью золотого блюда.
  4. Святой Георгий, Хадерилиаз, помогает Ашик-Керибу и дает ему волшебную грязь.
  5. Ашик-Кериб успевает расстроить свадьбу Магуль-Мегери, спасает девушку и возвращает зрение своей матери.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод встречи Ашик-Кериба и
Хадарилиаза, когда Ашик-Кериб не верил всаднику и несколько раз называл совсем
другие города, куда ему якобы нужно было попасть. И только оказавшись в этих
городах, юноша поверил святому.

План произведения для пересказа

  • Любовь Ашик-Кериба и Магуль-Мегери.
  • Обещание Ашик-Кериба.
  • Предательство Куршуд-бека.
  • Горе матери.
  • Ашик-Кериб становится богатым.
  • Золотое блюдо.
  • Отчаяние Ашик-Кериба.
  • Встреча со святым Хадерилиазом.
  • Ашик-Кериб дома.
  • Ашик-Кериб на свадьбе.
  • Встреча влюбленных.
  • Судьба Куршуд-бека.

Главная мысль

Для настоящей любви нет преград, так же, как и
для настоящего таланта.

Чему учит эта книга

Сказка учит верности и умению держать слово. Учит
никогда не завидовать чужому счастью и не пытаться построить свое счастье на
горе другого человека. Учит быть честным и добрым. Учит не забывать тех, кто
помог тебе и прощать тех, кто тебя обидел.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта красивая восточная сказка за
ее колорит и увлекательный сюжет. Мне очень понравилась Магуль-Мегери, которая
хранила верность своему любимому семь долгих лет и никогда не забывала его. Она
заслужила свое счастье. И мне понравилось, что в конце сказки счастливы
оказались все, даже Куршуд-бек.

Новые слова и выражения

  • Сааз — струнный музыкальный инструмент.
  • Ашик — певец.
  • Чапрой — занавеска, шторка.
  • Кериб — странник, бедняк.

Пословицы к произведению

  1. Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
  2. Верный друг любит до смерти.
  3. Влюбленному море по колено.
  4. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
  5. Была вина, да прощена.
  6. Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна.

Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Похожее

Лермонтов – Ашик-Кериб: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по сказке «Ашик-Кериб» Лермонтова
  • 2 Отзыв

Давным-давно в грузинском Тифлизе жил один турок-богач Аян-Ага. Но главным сокровищем его была единственная дочь прекрасная Магуль-Мегери. В том же городе вместе с матерью и сестрой жил и бедный певец, музыкант Ашик-Кериб. Его сокровищем было только доброе сердце да балалайка (сааз).

Хорошего музыканта часто приглашали на свадьбы, на одной из них он и увидел впервые красавицу Магуль-Мегери. Они полюбили друг друга. Хотел он взять ее в жены, но не верил, что девушку из богатой семьи отдадут за него. Не так просто им было встретиться, но однажды девушка с подругами гуляла в саду. А там под виноградом спал Ашик-Кериб.

Одна из подруг в шутку разбудила его песней. Магуль-Мегери знала, как сильно любит ее отец и все сделает для ее счастья. Поэтому она убеждала юношу смело идти к отцу и просить ее руки. Их свадьба будет самой пышной и жизнь они проживут в достатке. Однако Ашик-Кериб не хочет зариться на чужое добро, войти в семью на все готовое.

Он хочет стать достойным ее руки, доказать, что и сам чего-то стоит. Юноша решает отправиться в чужие края и нажить себе богатство – или погибнуть. Ровно через семь лет, день в день, он обещает вернуться. Мудрая девушка поддерживает порыв любимого, но предупреждает, что выйдет за другого, Куршуд-бека, если он опоздает к сроку.

Таким образом, от Ашик-Кериба зависела не только его, но и ее судьба.

Юноша попрощался с родными, собрал свои нехитрые пожитки и вышел из города. Следом за ним скачет какой-то всадник. Оказывается, тот самый Куршуд-бек, соперник, узнал об уговоре влюбленных. Под видом доброго товарища он долго едет рядом. Когда река преграждает им путь, мнимый друг просит Ашик-Кериба плыть первым.

Тот так и поступает. Коварный Куршуд-бек на этот раз не следует за ним. Схватив одежды юноши, он возвращается в город. Матери бедного певца он говорит, что сын ее утонул. Делать нечего, мать отправляется с черной вестью к невесте сына.

Магуль-Мегери стало страшно, но она верила в их счастливую звезду и не доверяла словам Куршуд-бека.

Между тем, своим талантом и прекрасным голосом певец завоевал сердца людей. В одном большом городе под названием Халаф его музыка понравилась даже капризному паше (властителю). Особенно его растрогала песня о ненаглядной Магуль-Мегери. Паша осыпал его златом-серебром, приблизил к себе – и Ашик-Кериб не заметил, как пролетело время.

Прошло почти семь лет, а он как будто забыл о своем обещании. Почувствовав неладное, Магуль-Мегери шлет на его розыски купца с золотым блюдом, которое забывчивый певец должен мгновенно узнать. Так и вышло. Однако за три дня не одолеть путь, на который нужны целые недели. В отчаянии юноша собирает золото, которое обещал когда-то привезти.

Конь мчит его по горам. Остается всего два дня до рокового срока. Ашик-Кериб вне себя от горя хотел было броситься с утеса и распрощаться с жизнью, но его остановил человек на белом коне. Незнакомец предлагает юноше сказать ему правду – и отвезти туда, куда он пожелает. Огорченный певец просится в Арзрум, хотя и туда попасть так быстро нереально.

И о чудо – всадник доставил его к воротам того города. Обрадованный, юноша умоляет перенести его еще дальше, в Карс – всадник в мгновенье ока исполняет и это. Тут уж певец упал на колени перед чудесным спасителем и признался, что его заветная цель – Тифлиз. Вновь всадник просит его закрыть глаза – и вот они уже родном городе юноши.

Благодарный, он все же просит незнакомца дать какое-нибудь доказательство в знак того, что это чудесное путешествие не сон. Ведь люди назовут его обманщиком. Тогда всадник велит ему взять ком земли из-под копыт белого коня. Эта грязь исцелит старушку, которая уже семь лет слепа – и тогда люди поверят его рассказу.

Конный всадник словно растворился в воздухе, и тут уж у юноши не осталось никаких сомнений: ему помог святой Георгий (Хадерилиаз).

Уже ночью он постучал в дверь собственного дома. Мать не признала его, да и она уже давно слепа от слез. А сестра пригласила его в дом. Утром Ашик-Кериб с трудом упросил свою бедную мать одолжить ему сааз якобы погибшего сына. Он отправился на свадьбу своей любимой с Куршуд-беком.

Сестра решила проследить за ним. На пиру он отказался назвать свое имя, зато спел песню о чудесном трехдневном путешествии домой. Брат жениха прервал его и назвал обманщиком, но певец продолжил петь – и тогда Магуль-Мегери узнала его голос.

Она ждала до последнего и решила уже умереть от кинжала или яда, но не выходить за Куршуд-бека. Прямо при гостях она бросилась на шею любимому. Хладнокровный жених приказал не трогать влюбленных. Он потребовал только одного – доказать, что юноша и впрямь вернулся в три дня.

Тогда-то Ашик-Кериб и попросил привести к нему давно ослепшую женщину. Ею оказалась, конечно же, его мать. Смочив ком чудесной земли, он помазал глаза матери – и та сразу прозрела.

Пораженные чудом и его историей, люди больше не препятствовали счастью влюбленных, предназначенных друг другу самой судьбой. На радостях великодушный Ашик-Кериб предложил Куршуд-беку другую достойную невесту – свою сестру.

Читательский дневник по сказке «Ашик-Кериб» Лермонтова

Сюжет. Бедный музыкант, певец Ашик-Кериб и Магуль-Мегери, дочка богатого турка, любят друг друга. Юноша решил разбогатеть в чужих краях и жениться на ней.

Условились, что невеста будет ждать ровно семь лет. Когда Ашик-Кериб переплывал реку, соперник Куршуд-бек похитил его одежду. И всем объявил, что юноша утонул.

Мать Ашик-Кериба ослепла от слез, а Магуль-Мегери продолжала ждать.

В городе Халаф его талант оценил сам правитель, и музыкант зажил припеваючи. Время идет, девушка посылает на его поиски купца. С собой дала золотое блюдо, которое музыкант должен сразу узнать. Так и вышло.

Но три дня осталось на дорогу. В пути он встречает всадника. Тот обещает домчать его в любое место. Так музыкант прибыл в родной Тифлис. На прощанье чудесный всадник (а это был святой Георгий) дает ему ком лечебной земли.

Она пригодится для слепой старушки.

Он идет на свадьбу. А девушка уже готова умереть. Ашик-Кериб играет на саазе (балалайке) и поет о путешествии домой за три дня. Ему не верят и просят доказательств. Приводят старушку – его слепую мать, она прозревает от освященной земли. Теперь никто не препятствует свадьбе влюбленных. Ведь они созданы друг для друга. Куршуд-беку тоже нашлась невеста – сестра Ашик-Кериба.

Отзыв

Сказка учит тому, что настоящей любви никто не помешает. Даже чудо на ее стороне. Но за нее нужно еще и бороться. И уметь прощать своих врагов, чтобы они стали друзьями.

«Ашик-Кериб» — краткое содержание и пересказ сказки М. Ю. Лермонтова

Здесь даны основные сведения о сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Сказку «Ашик-Кериб» Михаил Юрьевич Лермонтов написан в 1837 году. На Кавказе он услышал восточную легенду и сделал её литературный вариант.

В ней рассказывается о бедняке из Тифлиза (так автор называет город Тифлис), который благодаря своему пению и игре на саазе (турецкой балалайке) разбогател и женился на любимой девушке.

Главный герой сказки

  • Ашик-Кериб — музыкант-бедняк, прекрасно умеющий петь, влюблённый в красивую богатую турчанку Магуль-Мегери. Он смелый и гордый юноша. Ашик в переводе — «певец», а Кериб — «нищий».

Другие персонажи

  • Магуль-Мегери — прекрасная дочь богатого турка, верная своему любимому. Она умна и изобретательна, придумала, как напомнить Ашику, что пора вернуться домой.
  • Куршуд-бек — знатный человек, коварный, лживый. Хочет жениться на Магуль-Мегери.
  • Аяк-Ага — отец Магуль-Мегери, богатый турок.
  • Хадерилиаз (Святой Георгий) — великодушный всадник на белом коне, помог Ашик-Керибу добраться домой в срок.
  • Брат Куршуд-бека — неумный, яростный человек.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Бедняк Ашик-Кериб, живший в Тифлисе, играл на саазе (турецкой балалайке) и этим зарабатывал на жизнь. Он полюбил дочь богатого турка, которую звали Магуль-Мегери. Юноша решил, что будет странствовать 7 лет, наживёт богатство и тогда женится на любимой. Девушка согласилась его ждать.

В пути бедняка догнал Куршуд-бек, который давно сватался к Магуль-Мегери. Хитростью завладел он его одеждой, привёз её матери Ашика и сказал, что сын её утонул. Мать сказала об этом Магуль-Мегери, но девушка не поверила Куршуд-беку.

Ашик-Кериб, странствуя, пришёл в Халаф. Там он стал придворным музыкантом паши и разбогател.

Когда близился срок возвращения Ашика в Тифлис, Магуль-Мегери передала уезжавшему купцу золотое блюдо, чтобы он выставлял его в лавках, где будет торговать. В Халафе блюдо увидел Ашик и вспомнил, что до окончания срока осталось 3 дня.

Когда он дошёл до Арзинган-горы, до Тифлиса оставалось идти 2 месяца. Но юноше помог Хадерилиаз (Святой Георгий). Ашик-Кериб вмиг очутился в Тифлисе. А перед этим Хадерилиаз дал ему комок земли из-под копыта коня, чтобы он помазал им глаза женщине, ослепшей 7лет назад. После этого все должны были поверить, что он за короткий срок добрался из Халафа в Тифлис.

Мать и сестра не узнали Ашика. Он попросил у них свой сааз и пошёл к Магуль-Мегери. В этот вечер была её свадьба с Куршуд-беком.

Когда юноша стал петь, невеста узнала его голос и бросилась к нему. Ашик исцелил свою мать от слепоты, женился на Магуль-Мегери, а своей сестре дал богатое приданое и выдал замуж за Куршуд-бека.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В городе Тифлисе жила красавица Магуль-Мегери. Она была дочерью богатого турка. Там же жил и Ашик-Кериб. Он ходил по свадьбам и увеселял людей, играя на саазе (турецкой балалайке).

  • Однажды на свадьбе увидел Ашик Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.
  • Юноша грустил, потому что думал, что они никогда не поженятся — ведь отец её богат, а он беден.
  • Девушка уверяла, что отец даст ей много денег, но Ашик-Кериб боялся, что потом Магуль-Мегери будет упрекать его в том, что он богатством обязан ей.

Ашик хотел 7 лет странствовать, чтобы накопить богатство, и спросил девушку, будет ли она ждать его. Магуль-Мегери согласилась, но предупредила, что если в назначенный день он не вернётся, придётся ей стать женой Куршуд-бека, который давно сватается за неё.

Простился юноша с матерью и маленькой сестрой и пошёл странствовать. Его догнал на коне Куршуд-бек и сказал, что будет ему товарищем в странствиях.

Когда нужно было переплыть реку, Ашик снял верхнюю одежду и поплыл. Куршуд-бек схватил её, ускакал в Тифлис и отдал одежду матери Ашика, сказав, что сын её утонул. Мать заплакала, потом пошла к Магуль-Мегери и рассказала о горе. Но девушка поняла, что Куршуд-бек солгал.

Ашик пришёл в одну из деревень, там добрые люди дали ему одежду и еду. Стал он ходить по деревням, играть на саазе и петь песни.

Дошёл юноша до Халафа. Там жил паша, который очень любил песни. Его слуги приказали Ашику идти с ними к великому паше. Ашик сказал, что он вольный человек и ему паша не господин. Тогда его схватили и доставили к паше. Тот сказал, чтобы юноша пел. Пение паше очень понравилось, и он оставил Ашика у себя и осыпал его золотом и серебром.

Скоро должен был закончиться седьмой год, как он ушёл из дома. Магуль-Мегери попросила одного купца, который отправлялся из Тифлиса с караваном, взять у неё золотое блюдо. Попросила она, чтобы в тех городах, где будет торговать, выставлял он это блюдо в лавке.

И ещё сказала, что тот, кто признает блюдо своим, получит его да ещё золото, по весу равное этому блюду. Так и делал купец, но никто не признавался хозяином блюду. Только в Халафе Ашик-Кериб признал его за своё.

Купец узнал юношу и сказал скорее ступать в Тифлис, так как, если не прибудет туда в назначенный день, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого.

Оставалось только 3 дня, и Ашик поскакал на коне в Тифлис. Измученный конь упал замертво на Арзинган-горе, которая находилась между Арзиньяном и Арзерумом. До Тифлиса оставалось 2 месяца езды, а до срока — только 2 дня.

Хотел юноша с горя броситься в пропасть, но всадник на белом коне велел ему спуститься с утёса и следовать за ним. Но Ашик сказал, что он не догонит его коня. Тогда всадник велел юноше сесть на коня сзади и спросил, куда ему нужно ехать.

Ашик сказал, что желал хотя бы успеть сегодня в Арзерум. Всадник велел ему закрыть глаза, а когда юноша их открыл, то увидел, что очутился в Арзеруме.

Сказал он тогда, что хотел сказать, что ему нужно в Карс, закрыл и открыл глаза и увидел себя в Карсе. Тогда сказал Ашик, что на самом-то деле ему надо в Тифлис. Через минуту был он в родном городе.

Поблагодарил он всадника и попросил у него какое-нибудь доказательство, которое свидетельствовало бы, что он за 1 день прибыл из Арзиньяна в Тифлис.

Всадник велел ему взять из-под копыта коня комок земли. Если не будут верить, что он в 1 день достиг Тифлиса, пусть приведут к нему женщину, ослепшую 7 лет назад. Нужно намазать этой землёй ей глаза — и она прозреет. Послушался этих слов всадник Ашик и взял комок земли. А когда поднял он голову, всадник исчез вместе с конём. Понял юноша, что это был Хадерилиаз (Святой Георгий).

Вечером постучался Ашик в свой дом. Сестра его впустила, но не узнала в нём брата, а мать уже 7 лет была слепой. Ашик попросил взять висящую на стене сааз и стал петь о своей судьбе. Мать спросила, как его зовут, он ответил, что имя его — Рашид (храбрый).

Попросил Ашик у матери разрешения взять сааз, чтобы играть на ней на свадьбе. Пообещал он награду за игру и пение принести в её дом. Получив разрешение, он пошёл на свадьбу.

Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека, но не хотела она этого и поклялась убить себя.

Когда жених спросил Ашика, как его зовут, тот ответил: «Шинды Гёрурсез (скоро узнаете)». Стал петь Ашик о том, как он из Халафа за день попал в Тифлис. Магуль-Мегери узнала голос любимого и бросилась к нему.

Брат Куршуд-бека хотел их заколоть кинжалом, но жених остановил его и спросил Ашика, как же он смог быстро преодолеть такое большое расстояние.

Ашик сказал, что в доказательство этого он возвратит зрение женщине, которая ослепла 7 лет назад.

Его сестра привела мать на свадебный пир. Ашик развёл водой комок земли из-под копыта коня Хадрилиаза, и намазал матери глаза. Мать прозрела, и все поверили словам Ашик-Кериба, а Куршуд-бек уступил ему Магуль-Мегери.

Ашик-Кериб, чтобы утешить Куршуд-бека, предложил ему жениться на своей сестре, обещал дать им серебро и золото и пожелал им счастья.

Заключение к краткому пересказу

В сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» раскрыты темы:

  • любовь;
  • верность, преданность.
  1. Основная мысль (идея) сказки «Ашик-Кериб»: настоящая любовь может преодолеть все трудности, преграды и расстояния.
  2. Сказка «Ашик-Кериб» учит, что нужно выполнять обещания, данные любимому человеку, быть верным своему слову.
  3. Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание сказки «Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова

Сказка «Ашик-Кериб» Лермонтова была написана в 1837 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ашик-Кериб» на нашем сайте. Произведение представляет собой литературную обработку популярной турецкой сказки о любви бедного музыканта к богатой красавице. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 4 классе.

Основные персонажи сказки

Главные герои«Ашик-Кериб»:

  • Ашик-Кериб – бедный музыкант, независимый, целеустремленный юноша.
  • Магуль-Мегери – красивая девушка, любящая, верная.

Другие персонажи:

  • Аяк-Ага – турок, богатый купец, заботливый и любящий отец Магуль-Мегери.
  • Куршуд-бек – молодой человек, который сватался к Магуль-Мегери.

Лермонтов «Ашик-Кериб» очень кратко

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» краткое содержание для читательского дневника:

Речь здесь о короле (богатом турке), принцессе (его дочке), бедняке, который влюблён в девушку. Главный герой – бедняк Ашик зарабатывал, играя музыку. На одном празднестве музыкант в красавицу влюбился. Она ответила ему взаимностью.

Но бедняк ей не пара – по мнению отца, он-то сватал дочку за более достойного. Тогда Ашик обещает разбогатеть, а для этого решает уйти на семь лет, оставив мать с сестрой. Дочка богача соглашается ждать, но если жених не сдержит обещания, её выдадут за другого.

И вот бедняк отправляется в путь, а за ним увязывается соперник. Он крадёт вещи бедняка, бежит обратно, чтобы всем сообщить, что Ашик утонул. Бедняк идёт дальше, скитается, попадает в плен. Там начинает играть, а всем так нравится его мастерство, что он становится придворным музыкантом.

Годы идут. Невеста ждёт его, не веря слухам о гибели. Когда свадьбу её уже назначили, она отправляет блюдо Ашика со знакомым, чтобы тот нашел хозяина. Ашик узнаёт свою вещь, понимает, что пора возвращаться.

Загнав коня, он сам собирается умереть, но тут ему помогает Дух – переносит его домой. Там он успевает на свадьбу, а невеста, которая тоже собиралась себя убить, узнаёт возлюбленного. Любовь побеждает. Даже мать Ашика, ослепшая от горя, прозревает.

Это интересно: Поэма «Демон» Лермонтова, написанная в 1839 году, полна философских размышлений поэта на тему добра и зла, невозможности любви, в ней немало фольклорных и мифологических мотивов. Прежде, чем произведение было допущено к печати, оно перенесло восемь авторских редакций.

Короткий пересказ «Ашик-Кериба» Лермонтова

«Ашик-Кериба» Лермонтов краткое содержание:

Много лет назад жил в Тифлизе богатый турок Аян-Ага и была у него единственная дочь Магуль-Мегери, самая красивая девушка в городе.

Жил в Тифлизе и певец Ашик-Кериб, бедный юноша с благородным сердцем. На жизнь он зарабатывал тем, что пел на свадьбах, подыгрывая себе на саазе (турецкой лютне).

На одной из свадеб Ашик-Кериб увидел Магуль-Мегери и они полюбили друг друга. Бедный певец не надеялся жениться на дочери богача, поэтому «стал грустен, как зимнее небо».

Однажды лежал Ашик-Кериб в саду. Мимо шла Магуль-Мегери и заговорила с ним. Увидев его печальное лицо, девушка посоветовала пойти к Аян-Аге и просить у него её руки. Аян-Ага богат и не пожалеет денег для счастья дочери.

Ашик-Кериб, однако, не хотел быть бедным мужем при богатой жене, он решил отправиться в семилетнее странствие по свету и «нажить себе богатство». Магуль-Мегери согласилась ждать семь лет, но предупредила: если Ашик-Кериб не вернётся по истечении этого срока, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватается.

Попрощался Ашик-Кериб с маленькой сестрой, получил благословение у матери и отправился в путь. По дороге к нему в попутчики напросился Куршуд-бек. Вскоре подошли они к реке, на которой не было ни моста, ни брода. Ашик-Кериб разделся и переплыл реку, а Куршуд-бек взял его одежду и вернулся в Тифлиз.

Прибыв в город, Куршуд-бек явился к старой матери Ашик-Кериба и сказал, что певец утонул, переплывая реку. Обливаясь слезами, женщина побежала к Магуль-Мегери и обо всём ей рассказала, но девушка не поверила выдумкам Куршуд-бека и заявила, что никто не станет её мужем, пока не истечёт семь лет.

Между тем Ашик-Кериб, босой и раздетый, добрался до деревни, где добрые люди накормили его и дали одежду. Он переходил «из деревни в деревню, из города в город, и слава его разносилась повсюду».

Наконец, Ашик-Кериб прибыл в город Халаф, где жил паша — большой любитель музыки. Его слуги с ног сбились, разыскивая певцов, но ни один из них не нравился паше. Пробегая мимо кофейни, где в это время пел Ашик-Кериб, слуга паши услышал его дивный голос и отвёл к своему господину.

Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нём богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат…

Неизвестно, забыл ли он свою Магуль-Мегери, но последний год семилетнего срока уже истекал, а возвращаться в Тефлис Ашик-Кериб не собирался. Магуль-Мегери начала отчаиваться. Она вручила купцу золотое блюдо и попросила выставлять его в лавке в каждом городе, куда зайдёт караван, и объявить, что узнавший блюдо получит и его, и его вес золотом.

В каждом городе купец выполнял поручение Магуль-Мегери, но никто блюдо не узнал. Наконец, караван прибыл в Халаф. Ашик-Кериб услышал о блюде, пришёл в лавку купца и узнал его. Купец тоже узнал певца и передал ему от Магуль-Мегери, что срок истекает, и она скоро выйдет за другого.

В отчаянии Ашик-Кериб сел на коня и поскакал, не надеясь успеть, ведь от Халафа до Тифлиза было несколько месяцев пути, а до свадьбы Магуль-Мегери оставалось три дня. Решив, что нечего ему делать на земле, Ашик-Кериб решил сброситься с высокого утёса и вдруг увидел внизу незнакомого всадника.

Всадник велел Ашик-Керибу спуститься с утёса и спросил, куда ему нужно попасть. Ашик-Кериб солгал ему три раза, называя неправильные места, и всадник каждый раз переносил его туда в мгновение ока.

Наконец, певец признался, что ему надо в Тифлиз, и всадник доставил его к воротам города. Ашик-Кериб понимал, что никто не поверит, если он расскажет о путешествии из Халафа в Тифлиз за один день, и попросил всадника дать ему какое-нибудь доказательство.

Всадник дал певцу комок земли из-под копыт своего коня. Если Ашик-Керибу не поверят, он должен будет намазать этой землёй глаза женщины, ослепшей семь лет назад. Певец убедился, что всадник был не кто иной, как Хадерилиаз (святой Георгий).

Поздно вечером Ашик-Кериб отыскал свой дом и попросился переночевать. Мать, ослепшая от слёз семь лет назад, не поверила, что напросившийся в дом странник — её сын, которого она считала погибшим. Сестра же поверила Ашик-Керибу и отдала ему его сааз.

В ту ночь Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека. Девушка решила, что никогда не «опустит голову» на его ложе, и приготовила для себя яд и кинжал. Сестра отвела Ашик-Кериба в дом, где проходил свадебный пир, и осталась у дверей послушать, что будет дальше.

Ашик-Кериб, притворившийся бедным певцом, начал петь о том, как перенёсся из Халафа в Тифлиз за один день. Брат Куруш-бека заявил, что певец лжёт. Магуль-Мегери сразу же узнала голос любимого и бросилась ему на шею. Брат жениха хотел заколоть певца кинжалом, но Куруш-бек остановил его.

Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует.

Куруш-бек попросил Ашик-Кериба доказать, что тот действительно переместился из Халафа в Тифлиз за один день. Певец попросил привести ослепшую семь лет назад женщину. Его сестра, подслушивавшая под дверью, привела мать. Ашик-Кериб развёл волшебный комок земли в воде, помазал этой грязью глаза матери, и та прозрела.

Увидев это чудо, никто не усомнился в словах Ашик-Кериба, и Куруш-бек уступил ему Магуль-Мегери. Взамен певец выдал за Куруш-бека свою сестру, за которой дал хорошее приданое.

Поэму «Беглец» Лермонтов написал в 1846 году. Это история о воине, бежавшем с поле боя в родное селение, но родные от него отвернулись из-за проявленной им трусости.

Содержание сказки «Ашик-Кериб» с цитатами

Краткое содержание «Ашик-Кериб» Лермонтов с цитатами из произведения:

Давным-давно в Тифлисе жил богатый турок Аяк-Ага, у которого была единственная красавица дочь Магуль-Мегери. Там же проживал и бедный музыкант Ашик-Кериб, у которого не было «ничего кроме высокого сердца – и дара песен». На одном из торжеств, где играл Ашик-Кериб, молодые люди познакомились и полюбили друг в друга.

Магуль-Мегери сказала своему возлюбленному, чтобы тот смело просил ее руки у отца, который не пожалеет денег на свадьбу, и всем обеспечит их ради счастья дочери. Однако гордый юноша не хотел выступать в роли нахлебника.

Он дал клятву возлюбленной – «семь лет странствовать по свету и нажить себе богатство, либо погибнуть в дальних пустынях». Магуль-Мегери согласилась, но с условием – если Ашик-Кериб не вернется в условленный срок, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватался.

Молодой музыкант попрощался с матерью и сестрой, и отправился в дальнюю дорогу. Вслед за ним отправился и Куршуд-бек. Когда перед путниками показалась река, Ашик-Кериб первым переправился через нее, но коварный соперник схватил ее одежду и поспешил домой. Он всем рассказал, как музыкант утонул в реке, но Магуль-Мегери не поверила ему.

Тем временем Ашик-Кериб странствовал по свету, зарабатывая на жизнь своим талантом. Вскоре слава о нем достигла богатого и могущественного паши, который предложил бродячему музыканту остаться у него. Благодаря его щедрости «счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат», и вскоре совсем позабыл Магуль-Мегери.

Семилетний срок уже подходил к концу, и Магуль-Мегери попросила знакомого купца везде выставлять золотое блюдо, в надежде, что увидит его Ашик-Кериб и вспомнит о ней. Так и произошло. Он поспешил в родной Тифлис, но понимал, что не успеет вернуться в назначенный срок. Помог юноше добраться домой загадочный всадник на белом коне.

Ослепшая от слез мать Ашик-Кериба, узнав о возвращении сына, тут же прозрела. Юноша поспешил к Магуль-Мегери, которая в тот самый вечер должна была выйти замуж за Куршуд-бека. Счастливые влюбленные тут же сыграли свадьбу, а Куршуд-бек взял в жены сестру Ашик-Кериба.

Заключение

Произведение учит быть настойчивым в достижении цели, честным, порядочным, уметь держать свое слово и бороться за свою любовь, за свое счастье.

Это интересно: Драму «Маскарад» Лермонтов написал в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех актов, но не была пропущена цензурой. Во второй редакции Лермонтов добавил четвертый акт, этот вариант драмы и дошел до нас. Впервые пьеса была опубликована только в 1842 году, впервые поставлена на сцене – в 1852 году.

Видео сказка Ашик-Кериб Лермонтов

Михаил Лермонтов передал в прозе прекрасную турецкую сказку со всем колоритом этой страны: имена, реалии, верования… Всё это создаёт атмосферу восточной сказки.

Лермонтов М.Ю. “Ашик-Кериб” Читательский дневник, краткое содержание

Ашик-Кериб. Молодой, очень бедный, но талантливый певец. Честный и добрый. Иногда недоверчивый, но иногда слишком доверчивый. Став известным и богатым, чуть было не забывает Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери. Красивая и добрая дочь богатого бека. Преданная и верная, умеет хранить верность любимому, готова умереть, но не выйти замуж за нелюбимого.

Куршуд-бек. Завистливый и коварный, но по-своему честный и благородный.

Мать Ашик-Кериба. Старая женщина, которая ослепла от горя.

Сестра Ашик-Кериба. Добрая девушка.

Хадерилиаз. Святой заступник.

Краткое содержание «Ашик-Кериб»

  • Главные герои:
  • Ашик-Кериб (музыкант), Магуль-Мегери (дочь турецкого паши), Куршуд (друг Ашик-Кериба)

Лермонтов М.Ю. | 1846 |

  1. Форма произведения:
  2. Жанр:
  3. Время событий:
  4. Место событий:
  5. В школе:
  6. Возраст:
  7. Время чтения:

сказка | легенда, фантастический | XIX век | Европа | 1-4 класс | дети 6-12 лет | до 1 часа |

  • Темы:
  • верность и предательство, любовь

А. Рейпольский. Иллюстрация к сказке

В замечательной сказке Лермонтова рассказана история вечной любви. Любви настолько сильной, что ей ничто не может помешать: ни людская злоба, ни бедность, на зависть, ни само время. Главным героем сказки является певец из очень бедной семьи по имени Ашик-Кериб.

Ему довелось влюбиться в красавицу по имени Магуль-Мегери, дочь богатого турка. Невзирая на сильное чувство, Ашик отказался брать приданое возлюбленной, так как не желал быть всю жизнь обязанным её отцу. Своей любимой Ашик-Кериб даёт обещание разбогатеть через семь лет.

Невеста соглашается с доводами своего жениха, обещая преданно ждать его.

Ашик отправляется на заработки не один, а вместе с другом Куршудом. В пути с парнями приключается один случай. Им необходимо перебраться на противоположный берег реки, и попутчик Куршуд предлагает Ашику раздеться, чтобы переплыть реку. Но на самом деле Куршуд решает обмануть доверчивого друга и похитить его одежду. Именно так он и поступает, едва парень нырнул в воду.

Придя домой с вещами Ашика, подлый Куршуд объявил всем, что его «друг» утонул. От такой страшной новости мать Ашика ослепла: бедняжка все семь лет не догадывалась, что её сын жив. А в это время Ашик был всецело поглощён работой и заработком: ему удалось накопить немало денег.

Много работая, парень абсолютно забывает о времени, и об установленном сроке ожидания в семь лет, после которого любимая девушка должна будет выйти замуж за другого человека. Вскоре он вспоминает, что до свадьбы остаётся всего трое суток. Тогда Ашик садится на коня и срочно отправляется по направлению к родному Тифлису.

Наш герой скачет без отдыха и остановок, прекрасно понимая, что ему никак не успеть к положенному сроку. В момент полного отчаяния он принимает решение покончить с собой, бросившись со скалы.

Но внезапно перед ним появляется всадник: как оказалось, это был настоящий волшебник, способный творить чудеса. Чтобы удостовериться в способностях всадника, Ашик многократно подвергает его проверкам посредством обмана.

В итоге всадник прощает парня и переносит его в родной город прямо к свадьбе, также он излечивает мать Ашика от слепоты.

Анализ

История создания

«Ашик-Кериб» является известной восточной сказкой. Лермонтов, находясь в кавказской ссылке, записал эту замечательную сказку, адаптировав её под русского читателя. Предположительно, произведение было создано в 1837 г., в период очередной ссылки поэта на Кавказ.

Рукопись была найдена уже после трагической гибели автора на дуэли, в 1841 году. Первая публикация состоялась лишь в 1846 году. В странах востока данное произведение было невероятно популярным. Лермонтов представил его соотечественникам в собственной фольклорной обработке.

Жанр, направление

Произведение относится к жанру авторской сказки. Также его справедливо будет отнести к группе волшебных сказок. На это указывают характерные маркеры:

  Герои повести Троепольского «Белый Бим черное ухо»

  1. Присутствие чудес.
  2. Наличие волшебных предметов.
  3. Троекратные повторы.

Таким образом, автор, сохранив в произведении явные черты народной сказки, внёс в фольклорный колорит собственные правки.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение можно разделить на пять сюжетных частей:

  1. Часть первая – экспозиция. Повествование о том, что в Тифлисе живёт бедный музыкант Ашик-Кериб, и чем он занимается.
  2. Часть вторая – завязка. Сообщение о том, что главный герой отравляется в долгий путь на заработки.
  3. Часть третья – развитие сюжета. Повествование о скитаниях Кериба.
  4. Часть четвёртая – кульминация. Ашик попадает в тяжёлое положение, и только своевременное появление всадника (волшебника) помогает ему.
  5. Часть пятая – развязка. Разбогатевший главный герой с почётом возвращается в родной Тифлис к матери и воссоединяется со своей возлюбленной.

В целом сказка включает в себя три раздела – описание жизни главного героя, развитие любовной линии, мистическое возвращение и исцеление.

Образы и символы

В сказке представлено множество образов, каждый их которых несёт большую смысловую нагрузку:

  • образ главного героя – бедный певец и музыкант Ашик-Кериб является талантливым, неунывающим, смелым парнем. Он знает себе цену и поэтому не желает брать богатое приданое невесты. Главный герой готов на всё, ради своей любви. Ашик даже не держит зла на Куршуда, похитившего у него одежду и обманувшего всех. В знак примирения Ашик отдаёт свою сестру в жёны Куршуду;
  • образ возлюбленной – Магуль-Мегери является прекрасной и доброй девушкой. Её сердце способно искренне любить. Будучи единственной дочерью богатого турка Аян-Аги, она сохранила скромность и отзывчивость. Магуль является символом верности и чистоты. Она предпочитает погибнуть, чем жить с нелюбимым человеком;
  • образ Куршуда – он давно имел виды на прекрасную Магуль. Это злой, подлый и завистливый молодой человек, притворяющийся другом главного героя ради собственной выгоды. Но Куршуд имеет и положительные качества, благодаря которым получает прощение Ашика;
  • образ волшебного всадника – загадочный всадник Хадерилиаз, обладающий волшебными способностями, спасает главного героя, вовремя доставляя его в Тифлис к матери и невесте. Волшебником оказывается Святой Георгий, ставший покровителем Ашика;
  • образ матери Ашика в произведении символизирует такие качества, как доброта, забота, безусловная любовь. Узнав о том, что сын утонул, женщина слепнет от слёз, не переставая верить в чудо и ждать его возвращения;
  • образ сестры Ашика – в произведении этот образ символизирует доброту, проницательность и пытливый ум. Сестра самой первой узнала брата, не побоявшись отворить дверь перед «незнакомцем».

Темы и настроение

Главная тема сказки – увлекательные приключения бедного и доброго музыканта Ашик-Кериба, с целью заработка денег и женитьбы на возлюбленной Магуль-Мегери. Всё произведение проникнуто чувством ожидания возможного чуда, радостью победы добра над злом, невероятной любовью двух преданных друг другу сердец.

Основная идея

В этой замечательной сказке Лермонтов доносит до читателей две важных мысли:

  1. Если устремления человека искренни и чисты, он всегда сможет добиться успеха. Сама судьба будет ему в этом помогать.
  2. Если человек преисполнен злости и зависти, его планам и желаниям не суждено сбыться. Они могут осуществиться лишь на короткое время, а затем придёт горький час расплаты.

Средства выразительности

Лермонтов использует в произведении богатую палитру выразительных средств:

  • эпитеты – «богатый турок», «добрые люди», «золотое блюдо»;
  • метафоры – «бог дал мне крылья», «за звёздами живут ангелы»;
  • сравнения – «грустен, как зимнее небо», «конь летит как ветер»;
  • олицетворения – «пыль вилась», «слава разнеслась», «струны заговорили».

Презентация на тему Презентация к уроку по сказке М.Ю.Лермонтова Ашик-Кериб, из раздела: Русский язык. Эта презентация содержит 24 слайда(ов). Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них. Все права принадлежат авторам презентаций.

Слайды и текст этой презентации
Открыть в PDF

Слайд 1

Произведения М.Ю.ЛермонтоваЖанры произведений М.Ю.Лермонтовастихисказки

Текст слайда:

Произведения М.Ю.Лермонтова

Жанры
произведений
М.Ю.Лермонтова

стихи

сказки


Слайд 2

о животныхбытовыеволшебныео животныхбытовыеволшебные НародныеАвторскиеСказки Найдите на этой схеме место сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»

Текст слайда:

о животных

бытовые

волшебные

о животных

бытовые

волшебные

Народные

Авторские

Сказки

Найдите на этой схеме место сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»


Слайд 3

ТроекратностьЧудеса Волшебные предметы Особенности волшебных сказок:Докажите, что сказка «Ашик-Кериб» волшебная

Текст слайда:

Троекратность
Чудеса
Волшебные предметы

Особенности волшебных сказок:

Докажите, что сказка «Ашик-Кериб» волшебная


Слайд 4

Кем был Ашик-Кериб? богатый турок бедный певец

Текст слайда:

Кем был Ашик-Кериб?
богатый турок бедный певец великий паша

2. В каком городе жила Магуль-Мегери?
Карс Тифлиз Арзерум

А

Б

В

В

Б

А

ТЕСТ:

3. Кто помог Ашик-Керибу?
Куршуд-бек св. Георгий мать

4. Как Ашик вернул матери зрение?
сказал волшебные слова
намазал глаза комком земли
спел свою лучшую песню

А

Б

В

А

Б

В


Слайд 5

Что стало причиной разлуки двух влюбленных? Как характеризует Ашика-Кериба его решение «странствовать по

Текст слайда:

Что стало причиной разлуки двух влюбленных?
Как характеризует Ашика-Кериба его решение «странствовать по свету и нажить себе богатство»?
Каким образом герою удается достичь желаемого? Какие качества характера Кериба проявились при этом?
Сказка сомневается в том, что Ашик-Кериб забыл прекрасную Магуль-Мегери. Какие аргументы приводятся для подтверждения такого предположения? Каково ваше мнение по этому поводу? Докажите его.


Слайд 6

Магуль-Мегери отдала караванщику золотое блюдо и еще пообещала награду тому, кто узнает это

Текст слайда:

Магуль-Мегери отдала караванщику золотое блюдо и еще пообещала награду тому, кто узнает это блюдо. Как вы думаете, почему она так поступила? Как это характеризует героиню?
Какие препятствия встают на пути влюбленных?
Почему Ашик оказался в сложном положении?
Что предпринимает герой в сложившейся ситуации?
Какая опасность подстерегала Ашика-Кериба в пути?
Удалось ли Ашику осуществить задуманное и как?
Какому испытанию подвергает героя сказка?


Слайд 7

Кто помогает Ашик-Керибу? Какое новое испытание ждет Кериба в родном городе? Каким образом

Текст слайда:

Кто помогает Ашик-Керибу?
Какое новое испытание ждет Кериба в родном городе?
Каким образом происходит в сказке узнавание героя?
Чем заканчивается сказка?


Слайд 8

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 9

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 10

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 11

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 12

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 13

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 14

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 15

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 16

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 17

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 18

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 19

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 20

«Ашик-Кериб» Узнай эпизод

Текст слайда:

«Ашик-Кериб»

Узнай эпизод


Слайд 22

Положительные Ашик–КерибМагуль-МегериОтрицательные Куршуд-бекГерои сказки

Текст слайда:

Положительные
Ашик–Кериб
Магуль-Мегери

Отрицательные
Куршуд-бек

Герои сказки


Слайд 23

Кроссворд 1. Что означает турецкое слово

Текст слайда:

Кроссворд

1. Что означает турецкое слово «ана»?
2. Что принес Курцун-бек матери Ашик-Кериба, чтобы доказать, что ее сын утонул?
3. Название турецкой балалайки, на которой играл Ашик-Кериб.
4. Ему Мигаль-Мегери дала золотое блюдо.
5. Он помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлис за один день и дал комок земли.
6. Какая часть имени Ашик-Кериба означает слово «певец»?

2

1

4

3

6

5


Слайд 24

НазваниеАвторЖанрТема (о чём?)Герои произведенияГлавная мысль произведенияАнализ произведения

Текст слайда:

Название
Автор
Жанр
Тема (о чём?)
Герои произведения
Главная мысль произведения

Анализ произведения


Мальчик Данил был очень упрямым и не любил, когда кто-то навязывал ему свою волю. Иногда это доходило до смешных случаев. Например, если родители настоятельно просили его почистить зубы утром, мальчик мог специально проигнорировать их просьбу, чтобы показать свой протест. Папу и маму это очень злило, они еще строже приказывали почистить зубы, ведь без этого во рту мог образоваться кариес. Но тогда и Данил еще драматичнее отказывался чистить пользоваться зубной щеткой. Однажды он даже выкинул ее в окно. Сказка про зубную щетку расскажет о том, как Данил понял о важности чистоты своих зубок.

Сказка про зубную щетку детям

Зубная щетка была в полном шоке. Только недавно она стояла в стаканчике рядом с другими щетками, а теперь ей пришлось лежать на асфальте посреди улицы. Но она была не из тех, кто жалуется на свою жизнь. Под солнышком на свежем воздухе щетка подумала, как интересна ее жизнь.

— Удивительно, но ведь обычно щетки из магазина отправляются в ванную. Совсем не видят мир вокруг. В лучшем случае их свозят в отель Турции. Но там они не увидят море или гор. Простоят в турецкой ванной. А мне посчастливилось полежать под солнцем, увидеть кроны деревьев, подышать воздухом. Как же тут красиво.

Конечно, небольшие волны волнения настигали зубную щетку. Мысли о том, что ее не будут искать и придётся ей пролежать так всю жизнь, приходили в голову. Мысли о злой собаке или вонючем бомже тоже пугали. Но щетка быстро отгоняла эти страшилки из головы. Зачем себя накручивать, сейчас то ей прекрасно лежится, небо красивое, тучки красивые.

То ли положительный настрой помог, то ли судьба, но осуществилась маленькая сказка про зубную щетку. Папа Данила вышел на улицу и подобрал ее. На удивление, он не выкинул щетку, а помыл с мылом и поставил сушиться на окно. Зубная щетка была полна благодарности к этому доброму человеку и решила ему помочь.

— Научу ка я его сыны чистить зубы. – подумала щетка. То же ночью щетка подговорила своих коллег по стаканчику – щетки мамы и папы Данила.
— Я спрячусь за умывальником, а когда они купят новые щетки, вы должны уговорить их присоединиться ко мне. Следящие щетки тоже! Так Данил наконец-то поймет, как важно чистить зубы. Ведь без нас ему придется плохо!
Сказка про зубную щетку
План всем понравилось. Ночью щетка сбежала за умывальник и стала ждать утра.
— Опять ты свои шуточки устраиваешь! Куда ты спрятал щетку! – закричал папа на весь дом, проснувшись.
— Я не прятал ничего!
В тот же день Данила наказали и запретили ему смотреть мультики. Уже днем в стаканчике появилась его новая щетка. Но щетки мамы и папы Данила была настолько талантливыми уговорщиками, что уже к вечеру новая зубная щетка тоже сбежала и спряталась за умывальником. Папа был вне себя от ярости, когда вечером увидел пропажу.
— Ты издеваешься! Месяц без мороженного за такие проделки!
— Да я не трогал эти щетки! – говорил правду Данил, но, зная его скверный характер, ему никто не верил.

Так происходило четыре дня. В конце концов родители просто сдались и перестали покупать сыну щетки, а под умывальником собралась их коллекция – зеленая, желтая, три синих, три белых и оранжевая. Там они вели философские дебаты о смысле жизни, предназначении человека и том, чего ждет человечество в будущем.

А у Данила тем временем активно размножались бактерии во рту. Не удивительно, ведь он принципиально не чистил зубы, обидевшись на родителей. Раньше у Данила никогда ничего не болело, поэтому он очень испугался и удивился. Во-первых, к нему впервые дошло, что родители были правы. Оказывается, они не просто так постоянно капали ему на мозги и заставляли чистить зубы. Оказывается, это действительно нужно. Во-вторых, мальчику было не по себе от пропаж. Как будто высшие силы решили его наказать и забирали у него то, что он не ценит. А вдруг, если он и дальше будет таким упрямым, у него заберут дом или любимых родителей? Данил очень испугался и заплакал. Он прибежал к родителям, обнял маму, попросил прощение у папы и пообещал чистить зубы два раза в день.

— Наш план сработал! – сказала довольная собой зубная щетка.
— Что теперь будем делать, коллеги? Ведь мы так и не выполнили нашу миссию, не работали ни дня. Но просидеть всю жизнь за умывальником – перспектива так себе. – сказала желтая щетка.
— Я не верю в миссию. Жизнь дана для удовольствий. Ну и что, что мы ни дня не работали. Кто-то работает месяц, кто-то три, кого-то используют три года, а потом еще и обувь чистят. А мы можем спокойно оправится в путешествие, и получить удовольствие от жизни. – сказала зеленая щетка.

Всем понравилась эта идея и целая стая зубных щеток отправились в путешествие к морю. Так как ни у одной из щеток ног не было, путь был очень долгим, но очень интересным. А Данил с тех пор ни разу не подвел и до сих пор чистит зубы два раза в день без напоминаний, тщательно и долго. Зубы у него белые и здоровые.

Сказка про зубную щетку закончилась! Желаем вам здоровых улыбок!

Автор — Маргарита Сурженко

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

ПІДТРИМАТИ

  • Посмотреть сказку гуси лебеди
  • Посмотреть сказку буратино бесплатно
  • Посмотреть сказки в хорошем качестве бесплатно русские народные
  • Посмотреть недружелюбно как пишется
  • Посмотреть сказка на острове