Послушать сказку прокофьева петя и волк

Сергей прокофьев петя и волк среди творений выдающегося композитора сергея прокофьева есть одно удивительное сочинение, пользующееся необычайной популярностью, как среди

Сергей Прокофьев «Петя и волк»

Сергей Прокофьев «Петя и волк»Среди творений выдающегося композитора Сергея Прокофьева есть одно удивительное сочинение, пользующееся необычайной популярностью, как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Произведение называется «Петя и волк». Это музыкальная сказка с увлекательным сюжетом, рассказываемая чтецом и озвученная симфоническим оркестром, учит детишек распознавать тот или иной музыкальный инструмент и знакомит с его характерными тембровыми особенностями. Представив каждого персонажа определенным инструментом, Прокофьев мастерски подметил, что гнусавость низких звуков гобоя замечательно подходит для изображения неповоротливой утки, легкость и воздушность флейты для маленькой птички, а ворчливого дедушку колоритно проиллюстрирует фагот – самый низкий из деревянных духовых.

Краткое содержание музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Музыкальные инструменты, озвучивающие героев сказки

Пионер Петя группа струнных инструментов
Птичка флейта
Утка гобой
Кошка кларнет
Дедушка фагот
Волк валторны
Охотники большой барабан и литавры

Краткое содержание сказки «Петя и волк»

Краткое содержание сказки «Петя и волк»

Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На растущем у забора дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она не упустила возможности поплескаться в глубокой луже, которая образовалась на большой лужайке. Птичка, увидев неуклюжую Утку, подлетела к ней поближе и завела разговор, который затем перешёл в спор о том, кто на самом деле считается настоящей птицей. Птичка утверждала, что это она, так как умеет летать. Утка же противилась, уверяя, что истинная птица обязательно должна уметь плавать. Их спор продолжался ещё долго, при этом Утка с удовольствием плескалась в луже, а птичка, ведя с ней разговор, прыгала по краю водоёма. Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьях, но вскоре поняла, что осталась ни с чем.

Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева.

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Петя, увидев эту сцену, тихонько подошёл к забору, вдоль которого раскинулась одна из веток дерева и, ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Проворно летая над головой Волка, Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали, стал яростно вырываться. Мальчик предусмотрительно привязал верёвку к дереву, а Волк, в бешенстве прыгая, ещё туже затягивал петлю, которая была у него на хвосте. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.

Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.

Продолжительность сказки
30 мин.

Прокофьев «Петя и волк» содержание Прокофьев «Петя и волк» краткое содержание 

175 176

Интересные факты

  • Сергей Прокофьев посвятил симфоническую сказку «Петя и волк» руководителю Московского театра для детей, Наталье Ильиничне Сац. Композитор называл её матерью этого произведения, так как именно Наталья Ильинична была инициатором его создания. В следующем, после премьеры произведения, 1937 году Сац была арестована и на пять лет сослана в один из лагерей Гулага. Впоследствии, оставаясь активным пропагандистом музыкального искусства среди подрастающего поколения, она явилась основателем шести театров для детей.
  • Прокофьев настрочил текст сказки «Петя и волк» в своей излюбленной манере, то есть для краткости пропуская гласные буквы. Например, в конце сказки у него было написано так:

«А есл пслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём».

  • Музыкальная сказка «Петя и волк» во всём мире является самым исполняемым сочинением Сергея Прокофьева. На сегодняшний день известно около семидесяти записей этой композиции.
  • Свою последнюю гастрольную поездку по странам Европы и в США Прокофьев совершил в 1938 году. Это было триумфальное турне, каждый концерт которого сопровождался бурным успехом. Однако самым запоминающимся для композитора в этом путешествии была встреча с эмигрировавшим из Германии с Арнольдом Шёнбергом и знакомство Уолтом Диснеем. Прокофьев на фортепиано сыграл великому мультипликатору «Петю и волка» и подарил партитуру этого сочинения, которая в 1946 году легла в основу первой анимационной версии произведения. Впоследствии этот фильм сегментом вошёл в знаменитую диснеевскую полнометражку с названием «Сыграй мою музыку».

Уолт Дисней

  • Первый советский мультфильм по симфонической сказке «Петя и волк» сняли в 1958 году. Это был кукольный фильм, а рисованный появился лишь спустя восемнадцать лет. Необходимо также отметить анимационный фильм «Петя и волк», снятый в 2006 году. Работа британских, норвежских и польских мультипликаторов в 2008 году была удостоена премии «Оскар».
  • Первой исполнительницей, выступившей в «Пете и волке» в роли чтеца, была Наталья Сац. Затем рассказчиками сказки были такие знаменитые личности, как Николай Литвинов, Роми Шнайдер, Леонард Бернстайн, Элеонора Рузвельт, Софи Лорен, Шарль Азнавур, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Патрик Стюарт, Питер Устинов, Шэрон Стоун, Олег Табаков, Стинг, Дэвид Боуи, Жерар Филип, Сергей Безруков, Билл Клинтон, Михаил Горбачёв, Эммануэль Макрон.
  • Музыкальная сказка «Петя и волк» в нынешнее время во всём мире пользуется настолько большой популярностью, что постоянно ложится в основу балетных спектаклей, цирковых представлений, а также многочисленных джаз, рок и фолк аранжировок.

История создания музыкальной сказки «Петя и волк»

Всем хорошо известно, что Сергей Сергеевич Прокофьев к революционным событиям, произошедшим в России осенью 1917 года, отнёсся весьма настороженно, а потому под предлогом гастрольной поездки он покинул родину и почти двадцать лет прожил за границей. Постоянно совершая турне по разным странам Европы и Америки, где музыканту предоставлялись лучшие концертные залы, и знаменитые оркестры исполняли его сочинения, он всё-таки два раза с выступлениями посещал Советский Союз. Во время этих поездок Прокофьеву оказывался невероятно радушный приём, как со стороны публики, так и властей, которые с обещанием всех благ, настойчиво предлагали ему вернуться назад. После таких посещений России Сергей Сергеевич особо остро ощущал, насколько сильно он соскучился по родине, и как ему тоскливо на чужбине.

Сергей Прокофьев

В 1934 году композитор наконец-то принял для себя жизненно важное решение навсегда переехать в Советский Союз. Вернувшись на родину вместе с женой и двумя сыновьями, Прокофьев сразу активно влился в музыкальную жизнь страны. Он всей душой и сердцем стремился узнать и понять по-новому преобразившуюся Россию. В то время большую радость Сергею Сергеевичу доставляли встречи с друзьями молодости, как, например, Верой Владимировной Алперс, по убедительной просьбе которой композитор сочинил двенадцать поэтичных фортепианных пьес под общим названием «Детская музыка».

Несмотря на плотный рабочий график, Прокофьев считал обязательным для себя присутствие на различных концертных и театральных премьерах. Так, летом 1935 года Сергей Сергеевич решил вместе с женой и сыновьями посмотреть постановку оперы Леонида Алексеевича Половинкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поставленную в Московском театре для детей, которым в то время руководила Наталия Ильинична Сац. Через неделю семейство Прокофьевых вновь посетило театр, а впоследствии дети композитора так его полюбили, что вместе с родителями пересмотрели весь репертуар. Необходимо заметить, что в то время нигде за границей не было театров, рассчитанных на юного зрителя. При первом знакомстве со знаменитым композитором, руководитель театра Наталия Ильинична была очень сильно взволнована и даже растеряна, однако спустя время между ними завязались крепкие дружеские отношения.

Наталья Ильинична Сац

Будучи истинной энтузиасткой своего дела, Наталья Ильинична сразу начала обдумывать, как привлечь выдающегося композитора к творческой работе в детском театре. Вот тогда-то ей и пришла идея о создании симфонической сказки, в которой музыка со словом были бы неразрывно связаны, но самое главное, чтобы в ней в доступной и занимательной форме рассказать детишкам о музыкальных инструментах, входящих в симфонический оркестр. Своими мыслями Наталья Ильинична поделилась с Сергеем Сергеевичем. Сац беспокоилась, что композитор, которому заказы поступали как из рога изобилия, серьёзно не воспримет такое предложения, но, несмотря на опасения, Прокофьев стал заинтересованно расспрашивать о том, какими она представляет образы сказки. В дальнейшем в телефонных разговорах и при личных встречах композитор и режиссёр с фантазией обсуждали разные сюжеты и в итоге пришли к выводу, что в детской симфонии помимо людей обязательно должны участвовать звери и птицы.

В процессе работы над произведением Прокофьев и Сац настолько сблизились, что даже перешли на ты, но вот однажды Сергей Сергеевич сильно рассердился на Наталью Ильиничну. Дело в том, что Сац немного переусердствовала и, чтобы усилить темпы работы, поручила молодой поэтессе литературно осмыслить обдуманный материал. Девушка, преклоняясь перед талантом известного композитора, сочиняя ночью и днём, вскоре принесла свои наработки Прокофьеву. Прочитав плоды её творчества, Сергей Сергеевич так прогневался, что изрядно попало не только поэтессе, но и Наталье Ильиничне. Несмотря на недовольство композитора, обсуждение будущего произведения активно продолжалась пока Прокофьев не сказал: «Хватит теперь я сам». После того как Сергей Сергеевич произнёс эти слова прошло несколько дней. Сац с нетерпением ожидала вестей от композитора. И вот, наконец, желанный телефонный звонок и разговор, в котором Прокофьев сообщил, что сказка закончена и ждёт дальнейшего распоряжения. Через неделю после завершения работы над партитурой началась подготовка к премьерному показу, который по стечению различных обстоятельств прошёл в Московской филармонии. Оркестром дирижировал сам Сергей Сергеевич. Возможно потому, что симфоническая сказка была рассчитана не на взрослую, а на детскую аудиторию ожидаемой зрительской реакции на сочинение не последовало. Однако когда «Петю и волка» — так было названо произведение, впервые в рамках фестиваля советского искусства представили в Центральном детском театре, успех был ошеломительным. Этот показ, на котором присутствовали иностранные гости из разных стран, состоялся 5 мая 1936 года.

Музыкальная сказка «Петя и волк» очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. Она не зря включена в программу всех музыкальных школ, так как в ней можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных инструментов симфонического оркестра, а кроме того насладиться замечательной музыкой величайшего Сергея Прокофьева.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Петя и волк»

Наташа, кто выдвинул идею новой постановки «Петя, волк и другие…»?

Идею предложила Галина Голубова, заместитель художественного руководителя Московской областной филармонии, главный редактор информационного и PR-агентства «Турне». Галина – профессиональный музыкант и очень творческий человек. В этом году 130-летие со дня рождения Сергея Прокофьева и 85-летие со дня первого исполнения симфонической сказки «Петя и волк». Галина посчитала довольно скучным просто отметить эти даты, исполнив музыкальную сказку для детей. Она вспомнила, что у композитора Петра Поспелова есть продолжение этой истории, музыкальная сказка “Петя и волк-2”. Я Петю Поспелова и его музыку нежно люблю, была на премьере «Петя и Волк-2» в Московском театре кукол в 2013 году, поразилась Петиному мастерству, юмору и полёту фантазии. Поспелов попытался сделать не только оммаж, комплимент Прокофьеву, сохранил тембры, взял цитаты, он творчески переработал известную историю Прокофьева. Конечно, я с радостью откликнулась на предложение быть режиссером этого спектакля. Мне очень интересно объединить прокофьевский оригинал и его продолжение-сиквел.

Как вы подошли к вопросу режиссуры такой идеи сказки с продолжением?

Прежде всего, у меня была задача соединить этих двух композиторов, сделать какой-то мостик между ними, что не просто прошло 70 лет, и главный герой сам стал дедушкой. Поэтому придумался такой персонаж – молодой композитор, яркий, напоминающий самого Прокофьева своим энтузиазмом, своей необычностью, непохожестью на других. Правда, наш композитор  ужасно обижается, сердится, раздражается, когда его сравнивают с Сергеем Сергеевичем. Так появился Непрокофьев – персонаж, который соединил двух композиторов в спектакле. Он молодой профессионал и умеет говорить с детьми на одном языке, играет с ними, и на глазах у детей с их помощью сочиняет спектакль. Эту роль исполняет молодой артист Вячеслав Козленко. Непрокофьеву помогает девушка-художница, его муза. Мы назвали ее просто Наташа, потому что так зовут актрису Наталию Каменщикову. Она рисует каких-то забавных персонажей, к которым Непрокофьев тут же подбирает подходящий тембр в оркестре, он вместе с детьми ищет, какой инструмент может каждого персонажа озвучить. Непрокофьев и Наташа вместе придумывают сказку, у него звуки, у нее визуальные образы. Музе приходится прямо на ходу рисовать портрет-шарж и самого Непрокофьева. Так она извиняется за то, что перепутала его с Прокофьевым, назвала Сергеем Сергеевичем. И Непрокофьев прощает Наташу!

В партитурах обоих композиторов есть Рассказчик. Он ведет повествование. Весь этот текст у нас произносят Непрокофьев и Наташа. У Прокофьева мы убрали слово «пионер», чтобы не вдаваться в исторический контекст. Просто мальчик Петя. Между двумя произведениями мы сочинили свой оригинальный текст. А еще до начала музыки у нас есть свой зачин-экспозиция, когда Непрокофьев вбегает, опаздывая. Мы переработали лекционную часть, которая есть в известной фондовой записи, где Наталия Ильинична Сац читает текст Прокофьева и вначале просит музыкантов сыграть отдельно, объясняя что-то детям. Эту лекционность мы опустили. В нашей постановке Непрокофьев сразу захватывает внимание зрителей. Он начинает общаться с детьми, с оркестром, просит детей изобразить звуки окружающего мира. Поскольку он очень импульсивный, поначалу невольно даже обижает некоторых оркестрантов. Дескать, как нелепо звучит этот инструмент, точь-в-точь как эта неуклюжая утка. Постепенно весь оркестр настраивается против него, музыканты не хотят исполнять, отказываются участвовать в этом. Они возмущены, они учились столько лет, они виртуозы, солисты, раньше к ним никто так не относился, не сравнивал их ни с какими зверями, ни с дедушками. Юные зрители помогают Непрокофьеву исправить ситуацию. Оркестранты ворчат, но всё же соглашаются играть, и постепенно сами загораются, зажигаются и требуют продолжения. Оркестру уже мало симфонической сказки Прокофьева, им не нравится, что труба и тромбон есть в партитуре, эти исполнители сидят на сцене, а у них нет своих сольных партий, нет своих персонажей. Утку съела кошка, и что ж, теперь соло у гобоя больше не будет, как же так? Они вступают в общую игру, настаивают на продолжении. И случается вторая часть – сиквел “Петя и волк-2” Петра Поспелова.

Послушать сказку прокофьева петя и волкНаташа Лайнер, фото из личного архива. 

А запланирован у вас антракт между Прокофьевым и Поспеловым, первой и второй частью?

Спектакль можно играть и с антрактом, и без. Мы, когда начинали репетировать, мыслили, что антракта не будет, вторая часть будет идти прямо внахлест. Возраст наших зрителей от самых маленьких, пришедших на спектакль с родителями, до подростков. Должны выдержать! И у нас придумались такие хипстерские герои, что и родителям, и более взрослым детям будет интересно действо. Всю визуальную часть создает художник Инна Островская, получается очень классно!

В вашем спектакле предполагается непосредственное участие зрителей. В этом случае где они будут находиться, как будет располагаться оркестр? 

У нас музыканты и дирижер оркестра не только занимаются музыкой, они принимают активное участие в сценическом действии, они говорят, как настоящие актёры. И, тем не менее, у нас классическая рассадка оркестра, как обычно. Мы действуем в рамках серии концертов, спектаклей, которые гастролируют на разных площадках Подмосковья, Москвы и других российских городов. Оркестр должен хорошо звучать везде, мы учитываем акустику залов, а залы будут разные, поэтому должна быть универсальная классическая рассадка оркестра, должен быть удобоваримый вариант, который подходит под разные технические условия. Московская область большая, Россия большая. Спектакли могут состояться в маленьких городах, местах, где нет оперных театров. Обычно это ДК, приспособленный под исполнение музыки.

Но у нас есть один маленький трюк. Оркестр сидит на сцене. Авансцена свободна для Рассказчика и его музы-художницы Наташи. Здесь же появляется маленький макет сцены, который обычно делают в театре художники-сценографы, в него помещаются рисунки Наташи. Они похожи на плоские куклы. В моем детстве был такой картонный театр на столе, который ты делаешь своими руками, вырезаешь что-то, клеишь. Примерно такой же детский вариант. Может быть, родители, бабушки, дедушки вспомнят из своего детства. Такой наш маленький нарисованный театрик не просто стоит на сцене, и там все происходит. Мы делаем проекцию из этого театрика на большой экран, расположенный за оркестром. Вся эта увеличенная картинка оживает. И появившаяся таким образом мультимедийность остается в то же время рукотворной, рисованной, той, которую могут делать дети. Получается визуальная иллюстрация музыки.

Моя. Я предложила этот домик. Режиссеры и художники любят всякие утеснения, тогда фантазия лучше работает. Первое и главное утеснение было, что денег на постановку почти нет. Не было возможности для изготовления объемных декораций, сложных костюмов, спецэффектов со светом. И придумался маленький театрик, в котором все происходит. Я обожаю такие истории, когда театральное чудо практически на коленке сделано, а все равно все работает. Такая неубиваемая театральная магия. Не обязательно строить громоздкие декорации, золотой занавес вешать и т.д. Мне это нравится еще и потому, что родители и дети сразу понимают, что в такие же игры могут играть сами. Культура домашних театров. У нас это было в семье. Мы с сестрой постоянно устраивали какие-то представления. Для меня это очень ценное воспоминание и впечатление, что, может быть, отчасти повлияло на выбор профессии.

Без золотого занавеса, с такой визуальной простотой быстрее просыпается фантазия детей?

Конечно, тем более здесь: слушая музыку, легче фантазировать и запомнить звучания и названия инструментов. И никогда это не изгладится из памяти, когда ты привносишь сюда свое. Есть такое понятие – эмоциональный интеллект. Это он и есть! У меня трое детей, все они прошли через домашний театр. До сих пор у нас дома есть вертеп, который я придумала, когда мой старший ребенок сидел у меня в животе. Это смешной рождественский спектакль, который мы играем из года в год, в этом году 22-ой раз. Дети подросли, но для них это очень важно – собраться и сыграть его вместе на Рождество.

В чем проявится интерактивность в спектакле?

Например, в сказке Поспелова есть момент, где дети помогают освободить оркестр из чрева кита, чей лейтмотив играет труба. Чтобы вызволить музыканта, дети должны угадать, как называется его инструмент. Они как бы повторяют пройденный материал, сами не подозревая об этом, самостоятельно узнавая тембры инструментов симфонического оркестра. И похожих моментов в спектакле достаточно.

Поучительная сторона у вас есть в спектакле?

Безусловно, есть, но мы ее не выпячиваем. Никакой назидательности нет, всё очень органично. Дети сами не поймут и не заметят, что столько узнали за этот спектакль. Но вот в конце… Знаете, я театральный педагог, много времени своей творческой жизни посвятила образовательно-театральным штукам с подростками и детьми. Есть такой даже не трюк, но это у всех работает, когда ты должен в конце занятия или какой-то сессии перечислить все, чего не было, а теперь это есть, то есть все, чему ты научился, что узнал, что усвоил. Как раз в конце у Поспелова есть перечисление музыкальных инструментов, та самая ситуация, когда надо угадать название тембров и высвободить музыкантов из чрева кита. И это не викторина, а часть действия. Усвоение происходит исподволь. И потом, любовь, дружба, взаимовыручка – это очень важные темы. Дедушка Петя и внук Петя у Поспелова выпускают волка, зверь должен быть свободным. Это тоже говорит детям о каких-то правильных вещах, но опять же без всякой назидательности, даже, может быть, со светлой слезой, когда происходит прощание друзей.

Вы испытывали что-то особенное при работе над «Петя, волк и другие…»?

То, что я делаю в театре, если мне это нравится, мне всегда в радость. Правильно же говорят: найди профессию по душе – и ты никогда не будешь работать. Каждый раз мне даже неловко, потому что я испытываю абсолютный кайф от репетиций. В этом спектакле играют два моих бывших студента, которым я преподавала актерское мастерство, сценическую речь, вела оперный класс. Сейчас они уже молодые профессионалы, и на репетициях об этом забывается, нет уже мэтра и студентов. Все это уходит, начинается какая-то игра, хулиганство, и царит атмосфера, которая мне страшно по душе. И говорим мы с ними на одном языке. Сплошное удовольствие, особенно когда податливый, гибкий материал, нет творческих мук, вырывания волос. Это как будто я играла в детстве во что-нибудь с упоением, примерно так все и проходит.

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»).
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

Содержимое разработки

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»

(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»)

Дар слушать, познавать и научиться,
 Дарованы природою не зря.
          В душе богатство может заискриться, 
                             Искусство музыки с младенчества любя. 

Введение

В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Но, к сожалению, в наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

Предмет «Слушание музыки» является первой ступенью развития у учащихся музыкально-познавательных способностей. Это подготовительный этап к изучению предмета «Музыкальная литература».

С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача — помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть, но и внимательно слушать и воспринимать.

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н. А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте.

Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного мира.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако, цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-то произведением. Проблема слушания – восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать что и как исполняется.

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. В любом восприятии участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные, условнорефлекторные связи. Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического: воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – процесс сложный, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст ребёнку – ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.

Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков»

24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:

— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

— номинация «Художник и время» по теме «Творчество П.А. Федотова», посвященная 205-летию со дня рождения художника для учащихся средних и старших классов художественных отделений ДШИ.

Цель конкурса:

Формирование устойчивого интереса учащихся к наследию мировой музыкальной и художественной культуры.

Задачи конкурса:

— мотивация личности к познанию и творчеству в процессе обучения;

— толерантность в области искусства в общении с людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

— применение знаний в области музыкального и художественного искусства для осмысления сущности современных общественных явлений;

— стимулирование интереса к классической музыке и живописи;

— активизация мышления учащихся при анализе музыкальных и художественных произведений;

— развитие педагогического творческого потенциала.

Рассмотрим номинацию по предмету «Слушание музыки».

Порядок проведения конкурса:

1. Тема конкурса – «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

2. Конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки», с учётом музыкального (исполнительского) опыта конкурсантов.

3. Письменные задания включали в себя 10 вопросов разной категории трудности и музыкальную викторину (5 номеров).

4. Для выполнения конкурсного задания требовалась ручка со стержнем синего цвета.

5. Время, отведённое на выполнение конкурсного задания — 45 минут.

6. По окончании конкурсного времени работы оценивались в том виде, в котором они были закончены.

7. Работы оценивались в соответствии с разработанными критериями.

Критерии оценки работ:

— правильность ответа;

— качество выполненной работы;

— творческий подход к выполнению заданий.

Приложение №1

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Теоретическая часть

  1. Определите вид оркестра:

Послушать сказку прокофьева петя и волкПослушать сказку прокофьева петя и волк

духовой джазовый

Послушать сказку прокофьева петя и волк

симфонический

  1. Напишите, какой самый высокий и самый низкий по звучанию инструмент:

Струнный инструмент: скрипка, контрабас

Деревянный духовой инструмент: флейта, фагот

Медный духовой инструмент: труба, туба

  1. Определите музыкальные инструменты, подпишите и найдите лишний, который не относится к данной группе:

Скругленный прямоугольник 14оугольник 14″ /

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Скругленный прямоугольник 6оугольник 6″ />Скругленный прямоугольник 8оугольник 8″ />Скругленный прямоугольник 7оугольник 7″ />

флейта кларнет труба

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Послушать сказку прокофьева петя и волкСкругленный прямоугольник 10оугольник 10″ /

Скругленный прямоугольник 5оугольник 5″ />

_Скругленный прямоугольник 23оугольник 23″ /> ______________________________________________________________________

ОТВЕТ:

4. Ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова:

Кто предложил С.С. Прокофьеву написать симфоническую пьесу со словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с музыкальнымиинструментами симфонического оркестра»?

Н.И. Сац

Где и когда состоялась премьера сказки «Петя и волк»?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Московская филармония 2 мая 1936 г.

Сколько времени С.С. Прокофьев работал над этим произведением? Для какого состава исполнителей оно написано?

Одна неделя. Написано для чтеца и симфонического оркестра

Кто сочинил либретто, написал его уверенным почерком, при этом для краткостипропускалгласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он с юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём»?

С.С. Прокофьев

Кто первым экранизировал симфоническую сказку «Петя и Волк» в 1946г. Уолт Дисней, С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил ему партитуру ещё неопубликованного произведения.

«Петя и волк» (2006) — короткометражный анимационный фильм англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над которой совместно работали британские, норвежскиеипольскиемультипликаторы, в 2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм.

5

Послушать сказку прокофьева петя и волк

. Соедините персонаж сказки и музыкальный инструмент:

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Послушать сказку прокофьева петя и волкОвал 37» />

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Послушать сказку прокофьева петя и волкПослушать сказку прокофьева петя и волк

Послушать сказку прокофьева петя и волк

Овал 41» />

Овал 40» />

Послушать сказку прокофьева петя и волк

6.«Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту, определите их:

а) Послушать сказку прокофьева петя и волкПослушать сказку прокофьева петя и волк

Петя – струнные инструменты

б) Послушать сказку прокофьева петя и волкПослушать сказку прокофьева петя и волк

Птичка — флейта

в) Послушать сказку прокофьева петя и волкПослушать сказку прокофьева петя и волк

Кошка – кларнет

7. Ответьте на вопросы:

Напишите, почему С.С. Прокофьев выбрал именно такую последовательность появления персонажей: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Охотники?

Композитор последовательно представляет каждую группу инструментов симфонического оркестра;в соответствии с тембровой окраской звучания инструментов (от высоко звучащего — к низко звучащим);

Какая допущена ошибка в тексте: (подчеркните ошибку)

а) В состав струнного квартета входят:скрипка, альт, виолончель, контрабас.

б)Труба, тромбон, туба, тарелки– группа медных духовых инструментов.

в)Литавры,челеста, большой барабан, ксилофон – группа ударных инструментов.

8.Перечислите выразительные средства музыки: мелодия, ритм, гармония, регистр, тембр, лад, динамика, темп.

Сравните лейтмотивы Пети и Дедушки, в чем различие выразительных средств?

Петя – тема веселая,бодрая, подпрыгивающая, пунктирный ритм придает маршевость; мажорный лад, исполняют струнные инструменты.

Дедушка – тема строгая, ворчащая, в умеренном темпе, в низком регистре, исполняет фагот; также марш, но тяжелый и суровый.Музыкальная тема передаёт походку дедушки.

9. Дополните интересный факт: (вставьте пропущенные слова)

Петей, уткой, кошкой и другими персонажамисимфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

10. Творческое задание: составьте кроссворд на тему «Симфонический оркестр»

(не менее 10 вопросов)

ВОПРОСЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ПО ВЕРТИКАЛИ:

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Музыкальная викторина

1.Утка

2. Дедушка

3. Петя

4. Волк

5. Кошка

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448548-metodicheskaja-razrabotka-ss-prokofev-simfoni

  • Послушать сказку про репку
  • Послушать сказку про лунтика и его друзей бесплатно на русском языке без рекламы
  • Послушать сказку на ночь для детей бесплатно для 5 6 для мальчиков
  • Послушать рассказы чехова бесплатно
  • Послушать сказку волшебник изумрудного города