Слушать аудиокниги исполнителя «Полонецкая Елена» онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на сайте электронной библиотеки «audio-kniga.com.ua». Все полные и интересные аудиокниги книги в исполнении «Полонецкая Елена» на телефон и андроид.
Русская Школа Управления (РШУ) представляет книгу Елизаветы Ефремовой «От эксперта к руководителю».В книге собраны лучшие инструменты управления, методики постановки и контроля задач, способы повышения личной эффективности руководителя. Весь материал книги отобран из различных источников и проверен 10-летней практикой автора в об…
«Сказки дядюшки Римуса» — собирательное название ряда сказок американского писателя Джоэля Харриса, объединённых рассказчиком дядюшкой Римусом (англ. Uncle Remus).Содержание:01 Братец Лис и Братец Кролик02 Смоляное Чучелко03 Храбрый Братец Опоссум04 Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса…
Перед вами первая автобиография Марии Шараповой – прославленной теннисистки, пятикратной победительницы турниров Большого шлема и обладательницы множества других престижных трофеев. Она взяла в руки ракетку в четыре года, а уже в семнадцать взошла на теннисный Олимп, сенсационно одолев в финале Уимблдона Серену Уильямс. С тех пор Мария про…
«Цвет ее глаз» — фантастический роман Артема Каменистого и Али Холодовой, входит в цикл «S-T-I-K-S», жанр боевая фантастика.Мы — лучшие, мы элита мира красоты. Высокие стены оберегают нас от мужской назойливости и смертельных опасностей Стикса. Нашу привлекательность шлифуют выдающиеся мастера своего дела, над нашим обр…
Юлия Шолох — популярный автор книг в жанре героического и романтического фэнтези.Действие романа «Волчий берег» происходит в мире, описанном в книге «Звериный подарок», но во времена гораздо более ранние. Ожега и её младшая сестра вынуждены спасаться бегством от отчима, который после смерти их матери вынашивае…
Констанция после смерти отца и двух братьев собирается постричься в монахини. Но перед этим она хочет получить напутствие и совет от святой Катерины, а для этого ей нужно провести ночь на узком утесе, под которым протекает глубокая и стремительная река….
«Практикантка» — фантастический роман Артёма Каменистого, первая книга цикла «Практикантка», жанр боевая фантастика.При «синей тревоге» не гибнут, но бывают исключения. Поисковая группа уничтожена, уцелела только юная практикантка, впервые покинувшая стены сурового учебного заведения. Чтобы выжить, надо всего …
Главный герой, молодой человек с нерусским именем Сууле Холиквест, любимый племяш деревенского колдуна, ведет обычную деревенскую жизнь. Немного работает, много бездельничает, в качестве любимого занятия — ловит рыбу на озере, носящем многозначительное название «Пустое». Проблемы начинаются после того, как озеро оказывается не совсем пустым и более…
Однажды встретила Лора мужчину своей мечты, вот только для других, крещенных людей, он был страшный фейри. Связав свою судьбу с ним она навсегда осталась в их царстве….
Она мечтает о прекрасном принце пусть и инопланетной наружности, но в реальности у неё «синдром беглеца» желающего приключений там, где их нет.
Пол Мелкоу родился в 1968 году и закончил университет с дипломом специалиста по компьютерам. Его рассказы стали появляться с 1996 года в фензинах и сетевых публикациях. В настоящее время писатель живёт в К…
Игра. Смертельный бой, на котором трое хотят выжить, двое хотят жить, а двое — победить. И лишь у одного победа означает экзистенциальное право на смерть. Конечно, это то ли киборг, то ли робот, то ли призрак полоумного ученого. В своем романтическом стиле Джордж Мартин пытается разобраться в понятии бессмертия машины и бессмертия живой плоти….
Елена Звёздная — современная российская писательница, пожалуй, самый популярный автор в жанре романтического фэнтези. Предлагаем в аудиоформате третью книгу цикла «Долина драконов», в которой продолжаются приключения Милады Радович, девушки-сироты, обучающейся в Университете Магии.В жизни героини наступила тёмная полоса. …
С каждым днем все большей популярностью начинают пользоваться аудиокниги. Это неудивительно, ведь благодаря им можно совместить приятное с полезным, например, прогуливаясь по парку или за рулем автомобиля, занимаясь спортом или делая домашнюю уборку, можно слушать любимые произведения. Но многие любители аудиокниг отдают предпочтение не только автору книги, но и исполнителю аудио варианта.
Удобный фильтр книг позволяет решить и эту проблему. Вы без проблем можете найти любого исполнителя и выбрать книгу, которая Вас интересует.
Любителям аудиокниг в исполнении Полонецкая Елена мы предлагаем прослушать такие произведения как:
- От эксперта к руководителю
- Сказки дядюшки Римуса
- Неудержимая. Моя жизнь
У нас собрано большое количество интереснейших аудиокниг различных авторов и исполнителей.
На audio-kniga.com.ua Вы всегда найдете то, что Вам нужно. Слушайте с удовольствием!
9 апреля, 2021
«Сказки дядюшки Римуса» – добрые, смешные и поучительные истории о находчивом Братце Кролике, хитром Братце Лисе и их друзьях.
Джоэль опять приготовился слушать, а дядюшка Римус взял кочергу и сдвинул головешки, чтобы веселей полыхал огонь.
А потом начал:
— Ты знаешь, конечно, что Кролик был не в ладах с Коровой с тех пор, как выдоил у неё молоко. Вот один раз, когда она гналась за ним, да так быстро, что перебежала через собственную тень, Братец Кролик надумал свернуть с дороги и навестить своих добрых друзей — Матушку Мидоус с девочками. Скок да скок, скок да скок, и вдруг Братец Кролик видит — под кустом лежит Братец Черепаха. Остановился Кролик и постучался в крышу дома Черепахи. Ну конечно, в крышу, потому что Братец Черепаха всегда таскает с собой свой дом. В дождь и в вёдро, в зной и в стужу, когда б ты ни встретил его и где б ни нашёл — всюду с ним его славный домик.
Так вот, Кролик постучался в крышу и спросил, дома ли хозяин. А Братец Черепаха ответил, что дома.
— Как ты поживаешь, Братец Черепаха?
— Как ты поживаешь, Братец Кролик?
Потом Кролик спросил:
— Куда ты ползёшь, Братец Черепаха?
А тот отвечает:
— Просто так, гуляю, Братец Кролик.
Тут Кролик сказал, что собрался в гости к Матушке Мидоус с девочками, и спросил, не хочет ли Братец Черепаха отправиться вместе с ним.
— Отчего же, можно, — ответил Братец Черепаха, и они пошли вдвоём.
Поболтали дорогой всласть, и вот уж они пришли. Матушка Мидоус с девочками встречают их на пороге и просят входить, и они вошли. Братец Черепаха такой плоский, что ему неловко было на полу, и на стуле тоже ему было слишком низко. Вот, пока все искали, на что бы его посадить, Братец Кролик взял его и положил на полку, где стояло ведёрко. Братец Черепаха разлёгся там так важно, будто индюка проглотил. Ясное дело, зашёл у них разговор о Старом Лисе, и Кролик принялся рассказывать, как он оседлал Лиса и какой замечательный из него получился верховой конь.
И все хохотали до упаду — Матушка Мидоус с девочками и Братец Черепаха. А Кролик сидел в кресле, покуривая свою сигару. Откашлялся он и говорит:
— Я б и сегодня приехал на нём, только я задал ему третьего дня такую скачку, что он охромел на одну ногу. Боюсь, придётся его теперь и вовсе сбыть с рук.
Тогда сказал Братец Черепаха:
— Ну что ж, если ты вздумаешь продавать его, Братец Кролик, продай его кому-нибудь подальше, потому что он уж очень надоел нам в наших краях. Только вчера
я встретил Братца Лиса на дороге, и представьте, что он сказал мне! «Эй, — крикнул он, — вот и ты, Грязнуха-Ползуха!»
— Ужас какой! — воскликнула Матушка Мидоус. — Слышите, девочки? Старый Лис обозвал Братца Черепаху «Грязнухой-Ползухой»!
И все прямо ахнули, как это Лис посмел обидеть такого милого человека — Братца Черепаху! А пока они ахали и возмущались, Лис стоял у задней двери и подслушивал.
Много неприятного услыхал Братец Лис, и вот вдруг он всунул голову в дверь да как крикнет:
— Добрый вечер, друзья! Как поживаете? — и как прыгнет к Братцу Кролику!
Матушка Мидоус с девочками — те подняли крик и визг, а Братец Черепаха подполз к краю полочки и свалился оттуда — да как плюхнется Лису на макушку! Он вроде как бы оглушил Лиса. А когда опомнился Лис, всё, что он увидел, — это котелок с овощами, перевёрнутый кверху дном в очаге, и сломанный стул. Братец Кролик исчез, и Братец
Черепаха исчез, и Матушки Мидоус с девочками тоже как не бывало.
Кролик забрался в трубу — вот почему котелок перевёрнут был в очаге кверху дном.
Братец Черепаха заполз под кровать и притаился
за сундуком, а Матушка Мидоус с девочками выскочили во двор.
Лис осмотрелся по сторонам и пощупал свою макушку, куда угодил ему Братец Черепаха. А Кролика и след простыл. На беду, дым и зола доняли Кролика, и вдруг он как чихнёт: апчичхоу!
— Ага! — сказал Лис. — Вот ты где! Ладно, — сказал он, — я выкурю тебя оттуда. Теперь ты мой.
Но Кролик ни словечка в ответ.
— Что же, ты не выйдешь добром? — спросил Лис. А Кролик — ни слова.
Тогда Лис пошёл за дровами. Приходит и слышит — Кролик смеётся.
— Что ты там смеёшься, Братец Кролик? — спросил Лис.
— Сказал бы, да нельзя, — отвечал Кролик.
— Уж лучше говори, — сказал Лис.
— Да так, кто-то спрятал тут ящик с деньгами, — говорит Кролик.
— Так я тебе и поверю! — говорит Лис.
— Да ты погляди, — сказал Кролик. И только Лис сунул морду в очаг, Кролик все глаза ему засыпал нюхательным табаком; он всегда носилпри себе табакерку.
И Лис давай кувыркаться — кувырком, кувырком за порог. А Кролик вылез из трубы и попрощался с хозяйками.
— Как ты спровадил его, Братец Кролик? — спросила Матушка Мидоус.
— Кто, я? — сказал Братец Кролик. — Да я просто сказал ему, что, если он тотчас же не уберётся домой и не перестанет докучать честным людям, я схвачу его за шиворот и все бока ему обломаю!
А Братец Лис кувыркался и кувыркался, пока не до-брался до своего дома.
— А что сталось с Черепахой? — спросил Джоэль.
— Что сталось, что сталось! — воскликнул старик. — Вечно дети хотят всё узнать сразу! У тебя глаза уже слипаются. Беги спать, дружок!
Сказки дядюшки Римуса
Виновника чудовищной бойни в казанской школе, где погибли девять человек, по всей видимости, отправят в пожизненное заключение. Отбывать наказание ему предстоит в одной из семи действующих на данный момент в России самых строгих и страшных тюрем. И – без шансов на помилование, без вариантов выйти на свободу. Там ему предстоит не жить, а существовать – спать при ярко включённом освещении, видеть небо только сквозь решётку над головой не более часа в день, передвигаться по территории зоны с мешком на голове и стоять в позе «Ку», когда в камеру заходит сотрудник колонии. Добро пожаловать в реальность, Ильназ Галявиев! Хотя какое уж тут добро…
Уважаемые родители! Если ваши дети проявляют интерес к разным «колумбайнам», хотят «перестрелять всю школу», романтизируют пошедших на убийства мерзавцев, покажите им, пожалуйста, эту статью.
19-летнего Ильназа Галявиева – убийцу девяти человек (семерых детей и двух учителей) в гимназии №175 Казани – повторная психолого-психиатрическая экспертиза, проведённая в Санкт-Петербурге, признала вменяемым. Это означает, что отвечать за содеянное 11 мая нынешнего года зверство ему придётся по всей строгости закона. Никаких поблажек. Никакого снисхождения.
Вся ты пыль, которую напустил на себя Галявиев, объявивший себя «богом», а всех остальных рабами, которые должны ему подчиняться, а он, соответственно, решать, кому из «биомусора» жить, а кому – нет, сошла на нет.
Игра на публику
Галявиев, анонсировавший в своём ТГ-канале намерение покончить с собой после исполнения задуманной им бойни, не стал этого делать, хотя возможность у него была. Он до сих пор периодически устраивает демонстрационные «акты устрашения» для сотрудников ФСИН: когда его сразу после задержания везли в отделение, пытался перекусить артерию на руке, однако «не смог», как он сам объяснил позже. Затем, перед отправкой на первую психиатрическую экспертизу в Москву, в институт Сербского, спрыгнул на пол с решётки окна, но не причинил тем самым себе вообще никакого вреда, даже ушибов.
«Слушайте, все так и носятся с его возрастом, некоторые даже называют его «подростком». Ребята, ему вообще-то 19 лет, очнитесь! Другие парни, сверстники этого… как бы подобрать правильное выражение, существа, в таком возрасте подвиги в боях совершают, олимпийские награды завоёвывают или просто учатся в вузах, встречаются с девушками и так далее. А он убивал ни в чём не повинных, не имеющих к нему никакого отношения, ничего лично ему плохого не сделавших людей – детей, матерей. Галявиев заранее всё спланировал: купил карабин, экипировку, выбрал «объект». То есть шёл на преступление осознанно», – отмечает экс-сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний Артём Т.
Подобные «художества», продолжает собеседник Царьграда, – скорее игра на публику, которую часто устраивают арестанты, обвиняемые по серьёзным статьям УК (убийцы и насильники, в основном), желая выбить себе отправку в больницу и последующее направление на психиатрическую экспертизу.
По его мнению, Ильназ Галявиев вообще не хотел умирать. И в самый последний момент, осознавая, что его вот-вот ликвидируют силовики, «казанский монстр» вышел наружу из здания – с поднятыми руками.
«Я решил сдаться, так как понял, что меня всё равно задержат. Вышел на улицу через парадный вход с поднятыми вверх обеими руками. На крыльце мне приказали встать на колени, после чего задержали», – делился на допросе сам убийца.
Но теперь он всеми силами пытается выработать соответствующую линию поведения, способную не столько подтвердить его изначальные планы о «красивой смерти», сколько оправдаться, почему он оказался на неё не способен.
При этом Ильназ Галявиев, словно тот хитрец Кролик из сказок Дядюшки Римуса, просивший не бросать его в терновый куст, уже несколько раз, по данным Царьграда, обронил, что ни в коем случае не хочет попасть на принудительное лечение в психушку: мол, лучше пожизненное, чем 25 лет в лечебнице.
«Я не хочу стать «овощем», – пояснил он сам.
Колонии для упырей
В реальности, отмечает наш собеседник из системы ФСИН, здесь – тот самый случай, когда никто не скажет наверняка, что лучше: статус пациента или чёрная роба с белыми горизонтальными полосками и аббревиатурой «ПЛС» (пожизненное лишение свободы) на спине.
Таких колоний сегодня в России семь.
Самая известная – знаменитый «Чёрный дельфин» в Оренбуржье, на границе с Казахстаном. Там содержатся упыри самых разных оттенков – и людоед Владимир Николаев, и «тольяттинский потрошитель» Олег Рыльков, и мечтавший превзойти Чикатило маньяк Владимир Муханкин, а также террористы, взрывавшие жилые дома, и так далее. Всего – около девятисот человек.
Существование по строгому распорядку – под постоянным видеонаблюдением, при включённом 24 часа в сутки свете, во время бодрствования сидеть и ложиться запрещено, короткие прогулки в специальном закрытом боксе, перемещение по территории с мешком на голове. При входе в камеру сотрудника колонии (обычно камеры двухместные, так что соседствовать Галявиеву, если он попадёт в «Чёрный дельфин», придётся с отъявленным подонком – похожим на него; хотя имеются и одиночки), а это происходит каждые четверть часа, зэки должны вскочить и принять позу «Ку»: раскорячиться перед стенкой так, чтобы ноги были расставлены вдвое шире, голова упиралась в стенку затылком, а руки были поднято максимально вверх.
В «Белом лебеде», который находится в Пермском крае (там насчитывается порядка трёхсот сидельцев, – члены ОПГ и бандформирований, убийцы, насильники, террористы – Салман Радуев и Адам Цуров, маньяки «Доктор Смерть» Петров и Денис Писчиков и прочие), другая фишка: там нужно прижимать руки к стене ладонями наружу. Возле каждой камеры висит досье на её обитателей – с фото и перечислением зверств. А прочие условия мало чем отличаются от «Чёрного дельфина».
Есть ещё «Полярная сова» в ЯНАО (среди «жителей» – кровавый майор Евсюков и битцевский маньяк Пичушкин), «Торбеевский централ» в Мордовии (там сидит, в частности, самый жестокий член банды Цапков – Вова Беспредел), «Вологодский пятак» (из самых известных – каннибал Бычков, пермский маньяк Кощеев, серийный убийца Ануфриев), мордовская «Единичка» («Балашихинский потрошитель» Ряховский, краснодарский насильник-педофил и убийца Иртышов) и, наконец, самая новая колония такого типа – «Снежинка» в Хабаровском крае, напичканная крутыми датчиками, вплоть до того что сканируется сетчатка глаза сотрудников при выходе за пределы учреждения, где содержатся массовые убийцы.
«Каждую из этих зон отличает строгость – во всём и постоянно. Там нет как таковых делений на «классы» и «касты», как в других колониях. Общение персонала с заключёнными практически полностью исключается, за чем внимательно следят через камеры наблюдения. Между собой те, кто сидит в разных камерах (предварительно будущих соседей проверяют на психологическую совместимость), тоже могут поговорить лишь изредка – на прогулках, но там есть своя система, исключающая то, что мы называем в обиходе нормальным общением» – отмечает бывший оперативник ФСИН Артём Т.
Суицидов среди пожизненно заключённых практически не бывает – оттого, что сама возможность что-либо сделать с собой исключается. Но коллеги нашего собеседника говорят, что их «подопечные» постепенно угасают, теряют смысл существования в принципе.
Каждый новый день похож на предыдущий. Всё то же самое – от стен до времени включения и отключения розеток на час-полтора в день. Наказание – карцер, это ещё хуже. От многих осуждённых отвернулись даже самые близкие родственники, считая их своим позором, а больше ни с кем им общаться нельзя. И – бесконечное однообразие, непрекращающийся «День сурка». И главное, заняться, как правило, нечем – в большинстве таких зон работы запрещены. Плюс постепенно приходящее осознание, что вот это всё – это навсегда.
…Или медленное превращение в «овощ» с помощью лекарств
Есть, впрочем, и альтернатива – психиатрическая клиника. Та самая, с перспективой попадания в которую заигрывает сейчас Галявиев. Та, куда теоретически может попасть ещё одно чудовище – Тимур Бекмансуров, студент первого курса юрфака, устроивший стрельбу в Пермском госуниверситете (шестеро погибших и 47 пострадавших; ему самому ампутировали ногу, раненную при задержании) четырьмя с половиной месяцами позже трагедии в Казани.
Место – жуткое. Там своя градация «пациентов», признанных психически больными и отправленными на принудиловку по решению суда. Для тех, кто не представляет серьёзной опасности, есть свои помещения, а для убийц, маньяков и прочих – отдельные «специнтенсивы», где условия мало отличаются строгостью от тюремных. Почти тот же распорядок, но хоть и нет необходимости вставать в условную позу «Ку», зато регулярная и интенсивная терапия с целью подавления агрессии и намерений покончить жизнь самоубийством.
Дозы назначают большие. Поэтому инцидентов практически не бывает. Совсем.
Главное – никто из отправленных на излечение преступников не знает, сколько времени продлится его нахождение там. Потому что обязанности выписать после улучшения состояния ни у кого нет, тем более что шизофрения (именно такой диагноз у большинства направленных на принудиловку) полностью не излечивается. «Обычных» осуждённых могут направить на новую экспертизу через 4-5 лет, в зависимости от поведения, а «тяжёлых» могут «мариновать» десятилетиями.
Хроника нападений на учебные заведения в России
За всю историю нападений именно учащихся (студентов, школьников) на учебные заведения России только в одном случае обвиняемый был направлен на принудительное лечение.
Самый первый случай, о котором теперь практически не вспоминают, произошёл в марте 1997-го в Камышинском высшем военно-инженерном строительном училище, когда 18-летний первокурсник Сергей Лепнёв, к которому присоединился его товарищ Сергей Арефьев, сперва расстрелял из автомата начальника караула Геннадия Иванова, а затем открыл огонь по остальным курсантам. Погибли шесть человек; Арефьев, как соучастник, получил 3,5 года колонии, а Лепнёва приговорили к смертной казни.
Следующее ЧП случилось уже в феврале 2014-го в Москве, в школе №263 в Отрадном: десятиклассник Сергей Гордеев, стащив у отца карабин и винтовку, застрелил учителя географии и взял однокашников в заложники. Когда на место происшествия прибыли сотрудники полиции, он принялся стрелять по ним, убил одного и тяжело ранил другого. Сдался после переговоров, в которых принял участие его отец. Вот Гордеева-то и отправили в психиатрическую клинику, поскольку его признали невменяемым.
Лечили его в Смоленской психиатрической клинике для подростков – по некоторым данным, всё это время юного убийцу, находившегося под особым контролем, «кормили» специальными препаратами, постепенно он превратился в полнейшего тихоню, слабо реагирующего на происходящее вокруг. Через каждые полгода его заново обследовали, проверяя динамику изменений состояния. В 2020-м появилась информация, что его перевели под амбулаторное наблюдение, однако позже выяснилось: Гордеева, который к тому времени достиг совершеннолетия, перевели в психбольницу в село Троицкое в Подмосковье. И даже если он действительно выйдет на свободу, то обязан регулярно отмечаться у психиатра, а в случае выявления аномалий в поведении его тут же, без разговоров, отправят обратно в палату – и будут опять колоть лекарства. То есть это может продолжаться бесконечно.
Следующие два нападения привели к длительным, но не пожизненным срокам. В Ивантеевке (Московская область) в 2017-м девятиклассник Михаил Пивнев открыл стрельбу из пневматики в образовательном центре №1, взорвал самодельное взрывное устройство и ударил топором в лицо учительницу (пострадали также трое учеников, выпрыгнувших из окна на улицу). А в январе 2018-го в Перми двое подростков, 15-летний Лев Биджаков и 16-летний Александр Буслидзе, устроили резню ножами – пострадали четырнадцать человек, включая учительницу. Пивнев получил 7 лет и 3 года, Биджаков – 9,5 лет, а Бусулидзе семь лет. Кроме того, последним двоим, пермякам, назначено обязательное наблюдение у психиатра после отсидки.
17 октября 2018-го произошло самое массовое убийство в школах: в Керчи 18-летний студент Владислав Росляков явился в Политехнический колледж, в котором учился сам, и убил из помпового ружья и с помощью самодельных бомб двадцать человек (пятнадцать студентов и пять преподавателей), ранил около семидесяти. После того как силовики обложили здание, Росляков отправился в библиотеку и покончил с собой.
Таким же образом завершилось нападение в Амурском колледже строительства и ЖКХ в ноябре 2019-го: там 19-летний учащийся Данил Засорин из карабина убил троих. Его блокировали инспекторы ДПС – они проезжали мимо учебного заведения, когда им сообщили о стрельбе очевидцы, и они сразу бросились в колледж, чтобы нейтрализовать убийцу. По ним он тоже открыл огонь, но был ранен, после чего заскочил в одну из аудиторий и покончил жизнь самоубийством.
И вот – две трагедии уже в текущем году, в Казани и в Перми.
В обоих последних случаях нападавшие остались живы – только пермский изверг, которого нейтрализовали подоспевшие сотрудники полиции, ранив его в ногу, лишился конечности. И тот и другой признаны вменяемыми.
Брать живыми. Сочувствующих – на карандаш
Между тем сейчас, по информации Царьграда, после этих трагедий, а особенно с учётом неадекватной реакции на них со стороны некоторых сверстников и взрослых манипуляторов, пытающихся героизировать школьных убийц, сделаны некоторые выводы.
По данным наших источников, спецслужбы, а также органы правопорядка, которые призваны первыми оказаться на месте ЧП, получили задание: сделать всё возможное, чтобы брать «монстров» живыми – нейтрализовать любым способом, но не дать погибнуть. Впрочем, естественно, в каждом конкретном случае это зависит от обстоятельств, и наипервейшая задача – минимизировать количество жертв. Придётся стрелять на поражение, чтобы спасти ребёнка, значит, будут стрелять. Однако полиции дана команда, приняв все необходимые меры на месте, обеспечить работу спецподразделений по борьбе с террористами, «заточенными» на освобождение заложников и задержание (а не устранение) преступников.
«Конечно, для тех, кто идёт на такие преступления, главное – погибнуть «в бою» либо совершить акт самоубийства, но в каком бы состоянии аффекта он ни находился, далеко не всегда у них хватает духу нажать на спусковой крючок. Это – первое. И второе – действительно, важнее не дать кому бы то ни было сделать из него «погибшего героя». Показать всему обществу, включая «сочувствующих», что это – обычный преступник, когда видно, что он реально слабая личность, без стержня», – согласен президент Союза офицеров группы «Альфа» Алексей Филатов, подполковник запаса управления «А» Центра специального назначения ФСБ России.
По его словам, что касается операции по нейтрализации, перед такими профессионалами, как бойцы группы «Альфа», участвующими в операциях по освобождению заложников, обычно всегда и ставится задача сохранять жизнь террористов. И есть современные методики нейтрализации преступников.
А для Галявиева так и вовсе теперь собирают деньги в соцсетях. И там полным-полно комментариев, если не впрямую восторгающихся им, то явно делающих из него «жертву системы». Мол, ну что такого – да, убил он детей, взрослых, так ведь чуть ли не само государство в этом виновато. И вообще – где доказательства, что это сделал именно он, как будто недостаточно многочисленных свидетельств чудом выживших и записей с камер видеонаблюдения, да и его собственных признаний.
Царьград обнаружил, например, в «Телеграме» один такой паблик, призывающий скидывать деньги, кто сколько может – на адвокатов для казанского убийцы.
Там указано, между прочим, что первый канал закрыла администрация мессенджера, но теперь вместо него открылся другой, через который собрали уже свыше 76 тысяч рублей.
Есть номер счёта, есть контактное лицо, есть отчёты о пополнениях. И – просьба сбрасывать скриншоты о переводах. Источник Царьграда комментирует:
«Бороться с этим явлением бесполезно. Но не стоит считать дураками наши спецслужбы – вот, правда, совсем не стоит. Давно известна азбучная истина оперативной работы: не всегда нужно сразу закрывать, например, какого-то барыгу-скупщика. Потому что он уже известен. А уберёшь ты его, так появится другой, которого ещё надо будет вычислить. Этот же – вот он, в поле зрения. Так и тут. Те, кто переводят деньги, прославляет или оправдывает его, разумеется, берутся «на карандаш».
А дальше – работа, незаметная и тихая. С некоторыми достаточно провести «профбеседу», в школу сообщить, участковому. Других следует более предметно взять на контроль.
Член Совета Федерации Франц Клинцевич заявил в беседе с Царьградом:
«Постановка на учёт – это самое малое, что необходимо делать! Причём – начиная с тех, кто организует подобные сборы, и заканчивая теми, кто переводит деньги этим уродам. Жёсткий контроль!»
При этом он признаёт, что если за оправдание терроризма и экстремизма, подстрекательство к ним, существует уголовная ответственность, то применительно к «сочувствующим», в том числе деятельно сочувствующим, таких мер не предусмотрено. А напрасно:
«Соответствующий нормативный акт просто необходим – проблема, о которой мы сегодня говорим с вами, в ближайшие два-три года станет ключевой».
В коридорах власти эту проблему уже понимают, и можно не сомневаться, что в очень обозримом будущем публичное сочувствие массовым убийцам и тем более попытки помочь им уйти от ответствености станут наказуемым не только морально.
Мнение психиатра: «Чтобы снять вопросы, нужно провести ещё одну экспертизу – независимую»
Да, пожалуй, основная «предъява», на которой спекулируют авторы «групп поддержки» школьных убийц, – это экспертизы: как это так, в одном месте, в институте Сербского, объявили, что он был невменяемым в момент совершения преступления, а в другом, в Питере, утверждают обратное. Где же правда?
«На мой взгляд, очень важно понять именно причины массовых убийств, поэтому с теми, кто их совершает, необходимо обязательно работать специалистам по психиатрии, предметно и плотно. Это, если хотите, тоже профилактика,– считает врач-психиатр высшей квалификационной категории Ольга Бухановская – дочь легендарного профессора Александра Бухановского, сумевшего в своё время вывести на чистую воду маньяка Чикатило.В каких-то случаях, теоретически, по её словам, можно предположить, что за этими многоэпизодными преступлениями стоят психические расстройства, которые нужно уметь выявлять, чтобы не допускать подобных трагедий в будущем».
В России, продолжает Бухановская, всегда была мощная психиатрия, с очень правильным подходом, а некоторые психические заболевания начинаются исподволь, многие – в подростковом возрасте. Но и обыватели, и некоторые коллеги считают, что это связано только лишь с подростковым возрастом. Однако некоторые признаки болезни, первоначально вялотекущие, прогрессируют, возрастают, формируя неприязнь, ненависть к людям, изменения характера, и приводят к таким кошмарам.
«Я предполагаю, что у таких людей есть не только патологическая ненависть к людям, но и депрессивная симптоматика и потребность суицида. И такие массовые убийства часто заканчиваются актами самоубийства: либо он сам стреляет в себя, либо, если не может этого сделать, то хочет, чтобы его убили. А предупредить подобные явления можно, если начать заниматься ими своевременно. Да, это сложные пациенты, но и для них можно подобрать лекарства так, что снизить ненависть к людям, тягу к самоубийству», – отмечает она.
Ольга Бухановская считает, что необходимо назначить третью, но уже независимую экспертизу Галявиева, которая позволит трезво, чисто профессионально взглянуть на ситуацию с расхождением двух предыдущих обследований казанского «монстра».
Это и есть коммент для копирования: Уважаемые родители! Если ваши дети проявляют интерес к разным «колумбайнам», хотят «перестрелять всю школу», романтизируют пошедших на убийства мерзавцев, покажите им, пожалуйста, эту статью.
https://ekb.tsargrad.tv/
В
статье анализируется образ трикстера на примере сказок о животных, рассматриваются основные поведенческие стереотипы трикстеров, обосновывается появление этого образа из первобытных тотемных божеств.
Ключевые слова:
сказки о животных, трикстер, тотемизм.
Трикстер (от англ. trick — «хитрость», «обман», «фокус») — это обманщик, хитрец, плут, ловкач, добивающийся своих целей при помощи ловкого трюка [28, с. 40]. Самый известный трикстер — братец Кролик из «Сказок дядюшки Римуса». «Сказки дядюшки Римуса» (1880) написаны на основе негритянского фольклора, услышанного Джоэлем Харрисом от рабов на плантации, где он четыре года работал «мальчиком на посылках» за питание, одежду и проживание у плантатора и владельца газеты «The Countryman» Джозефа Эдисона Тёрнера [33, с. 7]. Сказки, рассказанные Д. Харрисом, почти полностью повторяют сказки афроамериканцев, которые появились в Америке как «живой товар» — рабы. Так, в сборнике «Сказки народов Америки» есть использованные Харрисом истории про братца Кролика, братца Черепаху, братца Лиса, братца Опоссума и др.: сказка про смоляного человечка, про то, как братец Кролик и братец Черепаха бегали наперегонки, как братец Черепаха оказался сильнее всех, как братец Лис охотился, а добыча досталась братцу Кролику.
Трикстером является самый слабый зверь и побеждает он не с помощью силы, а с помощью хитрости и ума. Это животное — «перевёртыш». Так, заяц в одной из сказок подслушал разговор кита и слона — самых больших и сильных животных, — которые задумали подчинить себе всех зверей. Тогда заяц подошел к киту и попросил у него помощи: вытянуть из болота увязшую корову и дал ему веревку, другой конец которой он дал слону, также попросив его помочь вытащить корову. Слон и кит тянули веревку в разные стороны, и каждый из них думал, что тянет корову. Но когда слон и кит, наконец, столкнулись друг с другом, они очень разозлились и, стремясь доказать друг другу свою силу, стали тянуть веревку еще сильнее. Веревка разорвалась, а кит и слон, разозлившись друг на друга, больше никогда не встречались. Так заяц перехитрил двух великанов, которые собирались господствовать над всеми животными [9, с. 31–34].
Чаще всего трикстером является именно кролик или заяц. В бразильской сказке «Ягуар и кролик» кролик — единственный из всех животных, кто смог очистить от крапивы поле ягуара в обмен на быка. Поле пытались прополоть более сильные звери — олень, обезьяна — но всех их прогонял ягуар за то, что они чесались и отвлекались. Но кролик трогал себя лапой, спрашивая: «А где у твоего быка пятно? Тут? Тут? Тут?». Так он и почесался, а ягуар не догадался о хитрости. Когда ягуар хитростью вернул себе быка и съел, кролик заманил ягуара в ловушку, сказав: «Дай я тебя привяжу, летит страшный ураган». Ягуар позволил себя привязать. Кролик ушел. Причем все звери его хорошенько истрепали, только добрый кролик его освободил. Но когда коварный ягуар хотел его схватить, кролик спрятался в яме. Ягуар ушел за лопатой, оставив цаплю караулить его, однако кролик опять перехитрил ягуара, бросив в глаза цапле песок, а затем убежал [41, с. 82–85].
Зайцу из вьетнамской сказки «Как заяц стал властителем джунглей» удалось победить льва, которому каждый день на обед присылали кого-нибудь из зверей. Заяц сказал льву, что в реке живет огромный неведомый зверь. Лев подошел к реке и, увидев свое отражение, бросился в реку и утонул [14, с. 260–265].
Другой распространенный трикстер — паук. Суданская сказка «Хитрый паук» рассказывает о том, как в голодное время паук пришел к слону и сказал, что его послал гиппопотам, у которого вдоволь рыбы, чтобы сварить себе обед, но нет ни одного зернышка, чтобы испечь лепешку. «Не дашь ли ты ему немного зерна?» — спросил паук. Слон приказал насыпать 100 корзин зерна и отнести гиппопотаму. Когда носильщики донесли зерно до реки, паук сказал, что теперь он сам управится. Когда слоны ушли, паук позвал своих детей и жену и велел перетаскать все зерно к себе. Гиппопотаму же он сказал, что у слона много зерна, но нет рыбы и он просит гиппопотама прислать ему рыбы. Гиппопотам прислал для слона 100 корзин с рыбой. А паук опять велел носильщикам уходить, а сам вместе с семьей перетаскал всю рыбу себе [40, с. 82–89].
Паучок Ананси — один из самых известных трикстеров. В одной из сказок в споре о том, кто самый старший из живых существ победил паук Ананси, сказав, что когда он родился, не было даже земли, и негде было похоронить его отца, и он похоронил его в своей голове [1, с. 44–46]. В другой сказке в споре, кто лучше соврет, опять побеждает Ананси, сказав, что в прошлом году он посадил кокосовую пальму. Через месяц она выросла, паук срезал с пальмы 3 ореха, из одного вылетела муха, из другого комар, из третьего — бабочка. Раз дерево, на котором они выросли, принадлежало пауку, значит, теперь эти насекомые также принадлежат ему, но они разбежались. «А теперь я нашел вас и съем», — сказал Ананси. И бабочка, комар и муха не смели возразить, так как тогда они проиграли бы спор [29, с. 47–50].
Трикстером в некоторых сказках может быть шакал. Рассмотрим сказку «Как хитрый шакал обманул лесных зверей»: шакал не строил с другими животными запруду на реке во время засухи, но постоянно приходил за водой, набирал кувшин, купался, мутил воду. Лев велел поймать шакала и проучить. Обезьяну он обманул, а вот черепаху не смог. Она обмазала панцирь липкой смолой и спряталась в воду, шакал прилип. То ест на хитрого трикстера всегда находится еще более ловкий хитрец (мотив «одного хитреца перехитрил другой хитрец»). В конце концов шакала решили убить, но он попросил сам выбрать себе смерть. Он попросил намазать жиром свой хвост, а гиена должна была со всего маху стукнуть его об камень, но хвост выскользнул из пасти гиены, и шакал убежал [19, с. 90–94].
Часто в роли трикстера выступает петух. Сказка народа хауса «Умный петух»: шел петух на поминки, навстречу ему — кот. Захотел кот съесть петуха и говорит: «Возьми меня с собой». Петух догадался об умысле кота и сказал, что с ним уже идет собака. Кот убежал [37, с. 62].
В персидской сказке «Лиса и петух» лиса хочет сманить и съесть сидящего на дереве петуха обманом, что, мол, падишах издал указ зверям не обижать друг друга, но петух оказался хитрее коварной лисы и говорит: «Гулять хорошо компанией … Подожди немножко, пусть подбегут те звери, что несутся сюда … похожи на волков, только уши и хвосты длинней». Испугалась лиса овчарок и убежала, оставив петуха в покое [24, c. 616–617].
У индейцев трикстером, правда, не всегда удачливым, был койот: он смог победить старую ведьму, обуздать ветер, но с кроликом справиться не смог [21, с. 38–39; 15, с. 45–46; 16, с. 46–47]. В сказке «Койот в дупле» герой спрятался от ветра в дупле большого кедра и стал отдавать дереву приказы «Дерево, повернись!», «Дупло, закройся!», «Дупло, откройся!» Кедр разозлился и закрыл дупло. Койот попросил дятла продолбить выход, но дятел успел сделать лишь маленькую щёлочку, как койот схватил его, чтобы съесть. Птица сумела вырваться и улететь, но койоту больше неоткуда было ждать помощи, и он начал сам себя разрывать на кусочки и выбрасывать в щёлочку. Когда он выбрался, не смог найти второго глаза. Тогда койот зашёл в дом к одной старухе и угостил её кузнечиками. Старухе угощение понравилось, и она попросила показать, где их добыть. «Я не могу показать тебе кузнечиков без глаза», — ответил койот и попросил сделать ему глаз. Старуха сделала ему глаз из уголька. Койот забрал свой новый глаз и убежал [20, с. 307–311].
Трикстерами также могли быть: богомол у бушменов, гиена у готтентотов, лис у фульбе, гереро, антилопа, королёк и обезьяна у конго, свинья у маконде, суслик у капсики, лягушка у тангале, ястреб у нзаколе [28, с. 40].
Все трикстеры действуют схожими методами, не зависимо от места происхождения сказки. Рассмотрим приемы животного-трикстера, с помощью которых он обводит противника вокруг пальца.
Первый прием — это использование тайного помощника. Как правило, тайного помощника призывает животное, которое не является очевидным трикстером, оно как бы находится в тени главного героя (это указывает на его жизненный опыт, понимание необходимости затаиться, не выставляться), но в нужный момент одурачивает его. Например, в сказке про паука и обезьяну хитрый паук набирает зверей в работники. За это их должна кормить жена паука. Но она была всего на всего смоляной фигуркой, поэтому не могла дать им еду. Звери били её, прилипали к ней, а паук съедал их. Только хитрая обезьяна сказала, что не умеет бить. Паук решил показать, как бить, ударил «жену» и сам приклеился. Его съела обезьяна [28, с. 40–43].
Именно более опытный, но не заметный с первого взгляда трикстер часто использует для своей победы тайного помощника. У Д. Харриса говорится, что братец Кролик был хитрее братца Волка, братца Опоссума и Старого Лиса, но не хитрее братца Черепахи [38, с. 120]. Хитрость братца Черепахи как раз и связана с тем, что он не выставляет ее напоказ, а действует скрытно. Братец Черепаха обманул однажды братца Кролика [38, с. 89] в соревновании на скорость. Кролик упражнялся каждый день, а братец Черепаха лежал в болоте. У него была жена и четверо детей, все точь-в-точь похожи на братца Черепаху. Они все встали у назначенных мест, а сам братец Черепаха спрятался за последним столбом. Подбегает к столбу кролик, а братец Черепаха вылез из-за столба и говорит: «Дайте дух перевести» и забрал себе деньги. Этот сюжет часто повторяется в разных сказках. В кхмерской сказке «Приключения зайца» заяц, известный своими проказами и хитростью, спорит со слизняками, кто быстрее обежит вокруг пруда. Слизняки распределили между собой места вдоль берега, и как заяц не ускорял бег, слизняки всегда оказывались впереди [31, с. 342–351]. Такое же соревнование могут устроить заяц и черепаха, заяц и ёж, стервятник и черепаха [35, с. 463–465], а также лягушка и улитка. В русской сказке «Лиса и рак» рак прицепился к лисе на хвост, а когда лиса прибежала, он отцепился и сказал: «А я тебя здесь давно жду». Иногда помощник нужен трикстеру не для победы в соревновании, а для более масштабных целей, например, чтобы стать правителем всех зверей. В сказке народа ламба звери решали, кому быть вождем. Хитрый заяц подготовился заранее, посадив на дерево своего брата. Он предложил узнать мнение небес. Звери по очереди спрашивали небеса, кому быть вождем. Но каждый раз ответом было только молчание. И только когда заяц закричал: «Кому быть вождем?» последовал ответ: «Тебе, почтенный заяц».
Еще один признак, по которому можно узнать трикстера, — сваливание им без всяких угрызений совести своей вины на другого, более простодушного, героя. В «Сказках дядюшки Римуса» есть история, в которой говорится, как братец Кролик, братец Лис и братец Опоссум решили держать все свои запасы вместе в одном чулане, но у чулана прохудилась крыша, и друзья решили починить её. Герои захватили с собой обед, сложили его в одну кучу, а масло, чтобы не растаяло, опустили в колодец. Пока шла работа, братец Кролик постоянно отлучался, чтобы полакомиться маслом, и, в конце концов, съел его. Во сне он намазал мордочку братцу Опоссуму масляной лапкой. Чтобы уличить вора, было решено прыгать через костер. Братец Опоссум не сумел перепрыгнуть и сгорел [38, с. 83–88]. Также можно вспомнить русскую народную сказку про волка (есть вариант про медведя) и лису, в которой лиса съела весь мёд, после чего измазала спящему волку живот и свалила всю вину на него [26, c. 20].
Третий признак трикстера — он натравливает животных друг на друга. Так, в ангольской сказке «Хитрый мангуст» мангуст продает одну и ту же собаку и крокодилу, и леопарду, стравливая друг с другом этих «матёрых разбойников». Два дня дрались крокодил и леопард, а мангуст тем временем забрал десять коз (плату за собаку от обоих покупателей) и ушел «искать новое пристанище» [39, с. 50–54].
Также трикстер притворяется более сильным и могущественным, чем он есть на самом деле, и пугает своих противников. Герой кхмерской сказки «Приключения зайца» — заяц, который «славился среди зверей своим умом и сметкой». Однажды его проглотил крокодил, а заяц начал кричать у него в брюхе: «Да здесь отлично! У меня прямо зубы чешутся при виде этих великолепных кишок! Сейчас ими полакомлюсь» и барабанить лапами по стенкам крокодилова желудка. Крокодил не вынес боли, раскрыл пасть и выпустил зайца [31, c. 342–355]. В персидской сказке «Ворона и лиса» лисица украла у садовника тупую пилу и делала вид, будто хочет перепилить дерево, на котором ворона высидела птенцов. Испуганная ворона готова была пожертвовать одним птенцом, чтобы спасти остальных, и сбросила лисе вороненка [5, c. 270–273]. Аналогичный прием использует лиса в дагестанской сказке «Птица Куклахай» [32, c. 26–28].
Трикстер часто притворяется мёртвым, чтобы добыть еду. Так поступает лиса в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк», когда старик, подобрав «мёртвую лису» положил её на воз с рыбой, а потом не нашёл ни рыбы, ни лисы [27, c. 17–18]. Герой кхмерской сказки «Приключения зайца» увидел идущую по дороге старуху с корзиной спелых бананов. Заяц обогнал старуху, выполз на дорогу и притворился мёртвым. Обрадовалась старуха, положила зайца в корзину с бананами. Заяц съел все бананы и убежал [31, c. 342–355]. В африканской сказке «Почему Черепаху часто находят в ямах» Черепаха пугал зверей, и когда все убегали с рынка, он брал там всё, что захочет. Но однажды его поймал Филин. Вору назначили смертный приговор. Но Черепаха попросил разрешения увидеться с женой, а, когда ему разрешили, велел жене принести ему едкую пахучую приправу огири. Когда утром звери собрались на казнь, в нос им ударил едкий запах огири. Все подумали, что он умер и бросили Черепаху в яму [30, c. 296–298].
Трикстер обещает кому-то услугу, но вместо этого наносит вред. В персидской сказке «Куцый шакал» шакал нанялся слугой к богатому человеку Махзияру на время его паломничества. Пока хозяина не было, шакал вместе с волком уничтожили всех овец в стаде [23, c. 277–282]. В другой персидской сказке лиса предложила петуху, утке и удоду совершить паломничество по святым местам, а вместо этого заманила их в свою нору и съела [34, c. 289–293]. В сказке «Кровожадный волк и хитрая лиса» лиса уговорила волка забраться ночью в кладовку с припасами. Сама она ела умеренно, а волк наелся так, что не мог сдвинуться с места, и утром его поймали и наказали люди [22, c. 282–288]. В русской сказке «Лиса-лекарка» лиса обещает оживить старуху, а сама съедает толокно и масло, принесённые стариком по её просьбе якобы для обряда, и заодно обгладывает старухины кости [25, c. 24–25].
Другой излюбленный прием трикстера — обыгрывание значения слов и имён, чтобы достичь своих целей. В суданской сказке «Всех-Вас» хитрый шакал забрался в пещеру к гиене, пока она бегала за добычей для своих детенышей, и сказал щенкам, что его зовут «Всех-Вас». Когда гиена принесла щенкам еду, они спросили: «Для кого эта еда?» Мать ответила: «Для всех вас». «Меня зовут Всех-Вас, отдайте мясо мне», — сказал шакал. И детеныши гиены отдали ему всё мясо. Так продолжалось много раз, пока щенки совсем не исхудали [6, c. 380–382]. В другой африканской сказке хитрый и самолюбивый господин Черепаха захотел вместе с птицами улететь на небо, где справляли большой праздник. Птицы согласились взять его с собой, но перед отправкой Черепаха предложил всем поменять свои земные имена на новые, а себе он взял имя Все. Наконец, когда все прилетели на небесный праздник, и гостям принесли различное угощение, птицы спросили: «Кто будет это есть?». «Все», — ответил слуга. Так всё досталось Черепахе, а птицы остались голодными [7, c. 301–302].
Еще один трюк трикстера — заставить животных повторить то, что умеет делать (или делает вид, что умеет) только он (мотив «неудачного подражания»). В африканской сказке петух спрятал голову под крыло, а свою жену попросил сказать гиене, что его голова ушла пить пиво. В итоге гиена попросила свою жену отрезать себе голову, чтобы та тоже пошла пить пиво. Так петух одолел гиену без особых усилий [18, URL]. В другой африканской сказке «Кабулуку и леопард» маленькая антилопа кабулуку вырыла яму, забралась туда так, что осталась только голова. Пришёл леопард и спросил, где кабулуку. «Кабулуку пошел выпить пальмового вина с Мвиди Мукулу (дух предков)», — отвечают ему. А леопард пришел домой и приказал своим женам отрезать себе голову, чтобы тоже побывать у Мвиди Мукулу. Так он и умер [12, URL]. В русской сказке «Звери в яме» медведь, волк, лиса и заяц оказались в яме. Съели сначала зайца, потом волка, но лиса припрятала немного мяса, а медведю сказала, что ест свои кишки. Медведь вспорол себе живот и «околел» [11, c. 28–31].
Трикстер часто меняется местами с «другом», чтобы избежать наказания. В «Сказках дядюшки Римуса» в одной из историй братец Кролик стал воровать капусту в огороде братца Человека, и тот поставил ловушку. Братец Кролик попался в ловушку, но мимо пробегал братец Лис, и плут сразу же нашел выход из сложной ситуации. Он сказал, что сегодня в доме у матушки Мидоус свадьба, и Кролик там — почётный гость. Но дочери матушки Мидоус пошутили и привязали его здесь, а сами побежали за священником, обещав забрать его на обратном пути. Братец Кролик просит братца Лиса посидеть вместо него, потому что у него заболели крольчата, и он не хочет идти на свадьбу. Братец Лис с радостью соглашается. Так братец Кролик в очередной раз спасся, а наказание досталось братцу Лису [13, c. 142–147]. В африканской сказке «Заяц и слоны» стадо слонов хочет наказать зайца из-за того, что от его шума они со страху растоптали своего сородича. Зайца привязали к верёвке. Но он заметил гиену и сказал ей, что собирается жарить мясо и даже хворосту собрал, а привязали его для того, чтобы он дёрнул за веревку, если подойдут враги. Гиене захотелось жареного мяса, и она уговорила зайца поменяться местами, и наказание слонов досталось ей [8, URL].
Трикстер может менять свой внешний вид и перевоплощаться. В африканской сказке «Как Паук перехитрил Слониху и Гиппопотамиху» паук нашел шкуру антилопы и накинул её на себя. Ни Слониха, ни Гиппопотамиха не узнали его [17, c. 303–308]. В сказке «Заяц, Лев и Белый Термит» Заяц явился на праздник поминовения мёртвых ко Льву в маске Белого Термита и не был узнан до тех пор, пока после сытного обеда он не уснул, и одно ухо не высунулось у него из-под маски [10, c. 275–282]. А трикстер индейцев дакота Иктоми вообще может по собственному желанию становиться то пауком, то человеком.
Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, трикстер — самый слабый и, на первый взгляд, безобидный зверь. Но это — животное-перевёртыш: самый слабый оказывается самым сильным, благодаря своему уму, хитрости и изворотливости. Большие и хищные животные перед лицом трикстера обречены на поражение. Таким образом, в подобных сказках утверждается мысль, что физическая сила ничего не значит по сравнению с силой ума. Проделки трикстера не всегда безобидны, а иногда и смертельны для других героев. Но этическая сторона в подобных сказках не затрагивается: симпатии слушателя как правило на стороне «трюкача».
Во-вторых, трикстер — животное, но разумное, наделённое чертами человека (получеловек). Не случайно во многих сказках к его имени добавляется эпитет «братец» или «господин». Позднее трикстеры постепенно всё больше удаляются от своего зооморфного вида и превращаются в людей.
В-третьих, сказки про трикстеров — всегда комичны, и чем смешнее сюжет, тем интереснее история. В них видны черты более поздних жанров фольклора и литературы (шванк, комедия, приключения).
В-четвёртых, облик героя-трикстера может меняться, например, в суданской сказке паук с лёгкостью управляется со 100 корзинами зерна и 100 корзинами рыбы, которые принесли ему слон и гиппопотам. Складывается представление, что герой этой сказки — не маленький паучок, а большой и сильный зверь. В другой африканской сказке «Барабан Осэбо» бог Ньяма просит у зверей добыть огромный барабан, принадлежащий леопарду. Ни слон, ни лев не смогли это сделать. А черепаха, хитростью заманив леопарда в барабан, принесла этот огромный барабан вместе с леопардом богу Ньяме [4, c. 82–85]. То есть черепаха оказывается больше и сильнее леопарда. Или паук надевает на себя шкуру антилопы, и его все принимают за антилопу. Во-первых, он должен быть соразмерен антилопе, во-вторых, он как бы вживается в новый образ и сам становится «антилопой». Эта изменчивость объясняется тем, что животные –трикстеры — очень древние персонажи (думаю, созданные в эпоху первобытных охотников). В палеолитических мифах мир еще не принял законченного, привычного нам, очертания, и поэтому перевоплощения происходят легко и не вызывают удивления. Другое объяснение такой изменчивости животных-трикстеров — их изначальная божественная природа. В сказке «Ананси — старейший из живых существ» указывается на то, что Ананси родился тогда, когда не было даже земли. А кто мог появиться до создания земли? Только бог-творец, который эту землю создал. Не случайно такой персонаж, как Ананси, был включён в энциклопедию «Сто великих богов» [3, c. 266–268]. В главе «Великий плут» говорится, что герои-трикстеры из сказок — это более поздние отголоски древних палеолитических представлений о боге-творце, прародителе и покровителе как о «своенравном гении», «которому захотелось преодолеть свою скуку», и он «позволил себе немного позабавиться».
На тотемную роль Ананси указывает и то, что паучок в мифах западноафриканских племён является посредником между людьми и богом неба Ньяме. Ананси упросил бога неба создать ночь, чтобы люди могли отдыхать; луну, чтобы люди не боялись темноты; солнце, чтобы согреть людей; дождь, чтобы избавить людей от жары [36, c. 252]. Ананси имеет и черты культурного героя: в некоторых мифах сохранилось представление, что он научил людей разжигать огонь [3, c. 41].
В энциклопедии «Африка: боги и герои» есть описание еще одного бога-животного — кузнечика-богомола Цагна. Это трикстер из мифов и сказок бушменов, которые верят, что первым существом на свете был именно Цагн. По его приказанию появились и солнце, и луна, и звёзды, и горы, и ветер, и животные. Он может вызывать град и дождь, устроить потоп; может воскрешать мёртвых, предсказывать будущее. То есть всё указывает на то, что Цагн — божество. Он одновременно является и культурным героем, научившим людей делать охотничьи ловушки и оружие, обучивший их ритуальным танцам. Как и любой трикстер, Цагн легко перевоплощается: он может превратиться в любое животное и даже растение [2, c. 14–15]. При этом он — озорник и проказник. Например, однажды Цагн превратился в мёртвую антилопу. Её нашли дети, разделили добычу и понесли мясо домой. Но мясо вдруг стало вырываться из рук. А голова антилопы, которую несла одна девочка, стала моргать и разговаривать. Дети испугались, бросили мясо и убежали, а куски антилопы собрались вместе и срослись, и антилопа побежала за детьми [2, c. 17].
Индейский трикстер койот может разорвать себя на маленькие кусочки, а потом собрать снова без малейшего ущерба, может сделать себе глаз из уголька — всё это также указывает и на тотемную роль койота, и на отголоски в сказках мифологической традиции, когда ещё не было цельного представления о мире, и часть воспринималась как целое. Африканские и индейские сказки в большей степени сохранили связь с мифами, поэтому в них прослеживаются отголоски древней веры в тотемных животных. В меньшей степени эта роль сохранилась в азиатских и русских сказках (на связь животных-трикстеров с тотемными божествами указывает обращение к ним как к лекарям, например, в русской сказке «Лиса-лекарка»).
Таким образом, первыми трикстерами в мифологии были животные, которые изначально были тотемными богами-прародителями. Но в процессе исторического развития архаическая мифология постепенно теряла своё священное содержание, мифы превращались в сказку, а животные-трикстеры всё больше приобретали антропоморфный вид.
Литература:
- Ананси — старейший из живых существ // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии, Океании. М., 1991.
- Африка: боги и герои. Тверь, 1996.
- Баландин Р. К. Сто великих богов. М., 2014.
- Барабан Осэбо. Сказка ашанти // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии, Океании. М., 1990.
- Ворона и лиса. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989
- Всех-Вас. Сказка суданских негров // Сказки о животных // Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007.
- Господин Все // Живой огонь: Сказки Западной Африки. М., 1985.
- Заяц и слоны // Сказки народов Африки // http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st088.shtml
- Заяц, который победил кита и слона // Сказки народов Востока. М., 1993.
- Заяц, Лев и Белый Термит // Живой огонь: сказки Западной Африки. М., 1985
- Звери в яме // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982.
- Кабулуку и леопард. Африканская сказка // http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st094.shtml
- Как братец Лис попал в переделку из-за Братца Кролика // Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007.
- Как заяц стал властителем джунглей. Вьетнамская сказка // Сказки народов мира. Т. III. Сказки народов Азии. М., 1988.
- Как койот поймал ветер // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992.
- Как кролик взял койота на испуг // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992.
- Как Паук перехитрил Слониху и Гиппопотамиху // Живой огонь: сказки Западной Африки. М., 1985
- Как петух победил гиену. Африканская сказка // http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st102.shtml
- Как хитрый шакал обманул лесных зверей // Приходи, сказка. Сказки и поговорки народов Эфиопии и Судана. Л., 1991.
- Койот в дупле // Сказки индейцев Северной Америки // Сказки о животных // Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007
- Койот и женщина-сова // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992.
- Кровожадный волк и хитрая лиса. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989.
- Куцый шакал. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989.
- Лиса и петух. Персидская сказка // Сказки народов мира. Т. III. Сказки народов Азии. М., 1988
- Лиса-лекарка // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982
- Лиса-повитуха // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982
- Лисичка-сестричка и волк // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982
- Мифы народов мира: Энциклопедия ОЛМА. М., 2014
- Почему Ананси ест мух, бабочек и комаров // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии, Океании. М., 1991.
- Почему Черепаху часто находят в ямах // Живой огонь: сказки Западной Африки. М., 1985
- Приключения зайца. Кхмерская сказка // Сказки народов мира. Т. III. Сказки народов Азии. М., 1988
- Птица Куклахай. Дагестанская сказка // Сказки народов Кавказа. М., 2019
- Сказки народов Америки // Сказки народов мира / Сост. и автор вступит. ст. А. В. Ващенко. Т. V. М., 1992
- Старая лиса. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989
- Стервятник и черепаха // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992
- Уилкинсон Ф. Мифы и легенды: большая иллюстрированная энциклопедия. М., 2010
- Умный петух // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии и Океании. М., 1991
- Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007.
- Хитрый мангуст. Ангольская сказка // Сказки народов мира. Минск, 1985
- Хитрый паук. Суданская сказка // Приходи, сказка! Сказки и поговорки народов Эфиопии и Судана. Л., 1991.
- Ягуар и кролик. Бразильская сказка // Сказки народов мира. Минск, 1985