Пословицы подходящие к сказке о рыбаке и рыбке

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 100-101. укм школа россии1. каким в сказке

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий
для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную
деятельность; уточнение типа урока;  уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно
выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует выставку.

Уточняет тематические рамки. Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро
улыбчивым лицам! Пожелаем друг другу
успехов на
сегодняшний урок. 

Организация выставки книг и
рисунков.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно считать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах пов
едения и общения и следовать им (Коммуникативные
УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели        
(3 мин)

Цели: формулирование темы урока учащимися;

— организовать
постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель
урока.

Организует
формулирование темы урока учащимися

Организует
постановку цели, формулировку темы урока учащимися

 На доске перед вами
«Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки
по «Сказке о рыбаке и рыбке».

— Как можно
назвать эту выставку рисунков? (Наши любимые сказки А.С. Пушкина)

Как назовём выставку книг?

-Сказки А.С.
Пушкина.

Строить предложения при ответе на вопросы.

 Уметь
оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные
УУД).

III. Повторение и обобщение прочитанного  (27  мин)

Цели:
повторное чтение текста с элементами анализа содержания прочитанного;
выборочное чтение по частям Как вы думаете, что ждет нас на этом уроке?
(театральный занавес) Что же такое театр? (место для зрелищ — краткий словарь
театральных терминов) Я доверила Лере поработать со словарем, и она найдёт
значение слова театр. Театр — (от греч. theatron — место для зрелищ,
зрелище), род искусства, средством выражения которого является сценическое
действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Давайте
только слегка приоткроем занавес. Что можно увидеть за кулисами перед началом
спектакля? (репетицию актеров, подготовка декораций и костюмов, работу грима,
технического персонала)

Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного
восприятия.

Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с
автором через текст, вычитывание подтекста.

Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности.

Краткий и ёмкий комментарий текста.

Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к
части.

Организация в случае необходимости попутного составления плана,
пересказа (в том числе, и с опорой на учебную тетрадь).

Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и
комментирования текста.  Просмотр театрализованного фрагмента сказки.

Организует  учащихся на представление сообщений, сказок, пробуждение
актёрских способностей.

Как жили старик со старухой?

-Какое чудо произошло?

-Каким мы видим старика в начале сказки?

-Как отнеслась старуха к рассказу старика?

-Каким вам представляется старик? А старуха?

-Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?

Попробуйте по иллюстрации рассказать об этом изображённом эпизоде
сказки(1чел)

— А вы бы выпустили
рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете,
любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

— Ребята, вы
нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на
обратной стороне рисунка написать ваше желание.

— Зачитайте,
пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

— Давайте отпустим
ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)

— Предлагаю заслушать несколько человек с чтением
любимого отрывка из сказки..

— Кто приготовил пословицы к этой сказке.

Работа с
пословицами.

— Ребята, для вас
золотая рыбка приготовила необычные пословицы.

Подумайте и измените
текст этих пословиц так, чтобы они приобрели привычный вид.

1.Без труда не
вытащишь золотую рыбку из пруда. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Не всё золотая
рыбка, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)

3.Мала золотая
рыбка, да дорога. (Мал золотник, да дорог.)

— Объясните смысл
каждой пословицы.

( Если не
потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься.
Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так
как сделана своими руками…)

Откройте ТПО, выполним задания на стр
44 №2, стр 45 №4 -101

(Коллективная работа по выполнению
заданий ТПО)

Уметь полным ответом отвечать на вопросы, опираясь на
текст.

 У каждого ученика нарисованная рыбка.

— Ребята, вы
нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Учитель: — Какая
фраза из этой сказки стала крылатой? Как вы её понимаете?

Остаться у разбитого
корыта, то есть остаться ни с чем, всё потерять

Дополнительное задание (если на уроке останется время).

Игра «Хорошо – плохо».

1. Учитель:


Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?

Хорошо,
когда есть стремление достичь большего.

Учитель:


Это плохо. Почему? Плохо,
когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая
никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь.

2. Учитель:


Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?

— Это плохо. Почему?

В группах указать на любую понравившуюся иллюстрацию
и рассказать по ней отрывок из произведения.

Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания;
разгадывать кроссворд по материалу раздела учебника; анализировать
прочитанные произведения.

 Вступать в общение,
выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения;
аргументировать высказывания.

 (Коммуникативные
УУД)

 (Познавательные
УУД)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке,
инструктаж о домашнем задании
(3 мин)

Цели:
Оценивание качества своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

— Работа с рефлексивным плакатом

— Оцените свою работу и покажите цветовым сигналом.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
(«Сегодня я научилась …», «Я ещё не очень хорошо читаю
выразительно, мне надо …»)

Работа с таблицей самооценки.

-Работа с психологическим комфортом урока.Нарисована  на доске
лестницу успеха и оцените деятельность своей группы на уроке. (Учащиеся
прикрепляют  смайлик на одной из ступенек по 1 человеку из группы.).

Дома можно подготовить с пересказ любой сказки А.С
Пушкина

2.Сделать поделку к изученному произведению.  ДОМА: ТПО
стр 46

Оценивать  свою деятельности на уроке

Дети оценивают свою работу цветными смайликами: хорошее настроение-зелёный
цвет, плохое настроение-красный цвет.

 Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные
УУД
).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

I. Организационный момент.

У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

У. — Закончите фразу.

— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

II. Разминка « Читалочка».

(На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

1. Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

2.Читаем хором.

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

Вывод:

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Постановка цели урока.

У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

(ксазак)

Д. – Сказка.

У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. – А кто автор этой сказки?

Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

Д. Происходит волшебство.

У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

Д. – Это волшебная сказка.

У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

Д. Старик, Старуха, рыбка.

IV. Работа по теме урока.

У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Характер

старика

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Характер

старухи

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

План.

1.В  Где живёт герой?

2.В  Чем занимается?

3.В  Какие поступки совершает?

4.В  Какой характер у героя?

5.В  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Первому характеристику мы дадим старику.

У. – Где живёт старик?

Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

У. Чем занимается старик?

Д. – Старик ловил рыбу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старик ловил неводом рыбу.

У. Какие поступки совершает старик?

Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

Д. Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

« Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

« Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

У. — Какой характер у старика?

Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

У. – Где живёт старуха?

Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

У. Чем занимается старуха?

Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старуха пряла свою пряжу.

У. Какие поступки совершает старуха?

Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

В 

Вольная царица.

Владычица морская.

Новое корыто.

В 

Столбовая дворянка.

В 

Новая изба.

У. — Какой характер у старухи?

Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

Физкультминутка.

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились в раз.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Самостоятельная работа.

У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

( Выслушиваются ответы детей).

У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

У. – Почему так изменялось настроение моря?

Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

У. – Вспомните, как называется сказка?

У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

В 

Как плохо быть сварливым и жадным.

В 

Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)

У. — Спасибо за урок

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

«Сказка о золотом петушке» – последняя из стихотворных сказок А.С. Пушкина .

Александр Сергеевич Пушкин – автор знакомой из детства сказки о волшебном петушке, заимствовал ее сюжет из новеллы «Легенда об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга. Это открытие сделала поэтессе А.А. Ахматова в своей литературоведческой работе «Последняя сказка Пушкина». Хотя до сих пор есть литературные критики и историки литературы, которые утверждают, что сюжет для своей сказки Пушкин придумал сам.

Анализ сказки Пушкина о золотом петушке

Элемент народных песен, былин и сказок пронизывал всю творческую жизнь А. С. Пушкина. Народная поэзия окружала гениального поэта с детства. В течение 20 лет он занимался разработкой и написанием различных сказочных сюжетов.

Пушкинские сказки – это не пассивный рассказ, не просто веселые приключения героев с интригующей любовью, а также освещение в тексте социальных вопросов. От народных сказок произведения Александра Пушкина отличаются, прежде всего, поэтикой и досконально проработанной сюжетной линией. Все они написаны в стихотворной, легко запоминающейся форме на подлинном народном языке.

А. С. Пушкин, подобно сказочникам, разнообразит сюжеты, добавляя новых вымышленных героев, заимствуя что-то из русского и зарубежного фольклора, создает новую русскую сказку, но сохраняет ее национальные особенности. Ничего подобного до него не было написано. Почти все сказки, которые взрослые знают с детства, и возвращаются к ним снова, когда вырастают их собственные дети и внуки, — это сказки Пушкина.

Пословицы и поговорки из сказок Пушкина

А в некоторых сказках Пушкина содержатся такие фразы, которые понравились людям, прочно вошли в разговорную речь, и со временем стали пословицами и поговорками. Вот часть из них:

Сказка о рыбаке и рыбке

  • Дурачина ты, простофиля!
  • Поделом тебе, старый невежа.
  • Чего тебе надобно, старче?
  • Что ты баба, белены объелась?

Сказка о Царе Салтане

«Сказка о царе Салтане» зовет нас в глубь минувших времен. Три девицы в старинных русских сарафанах сидят с прялками у вечернего огонька. «Кабы я была царица…» — мечтает одна. Потаенными мыслями делится другая. Потом третья: «„.кабы я была царица, я б для батюшки царя…». Эта фраза также употребляется в разговорной речи, с некоторой долей юмора. В произведении «Сказка о Царе Салтане» можно выделить такие выражения, которые уже обрели пословичное значение:

  • Жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
  • Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.
  • Кабы я была царица.
  • Растет ребенок … не по дням, а по часам.

Сказка о попе и работнике его Балде:

  • Ест за четверых, работает за семерых.
  • Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Аннотация к сказке

И все-таки о чем же сказка? Как правдива история о царе Дадоне и как актуальна она для современности. В сказке изображена фантасмагорическая картина — гибель сказочной страны, исчезновение царской династии. Пушкин-провидец еще в 1834 году описал историческое крушение Российской империи. В конце этой сказочной истории лишь груды трупов, над которыми летает ворона. Сказка содержит совет и урок для тех, кто выжил:

  1. не позволяй разжигать войну, особенно братоубийственную.
  2. держи свои обещания, иначе будешь жестоко наказан.

Сказка о золотом петушке краткое содержание

Храбрый и хитрый царь Дадон в молодости был задирист и не щадил соседей. Он никого не жалел, вел агрессивные войны. Повзрослев, постарев, правитель устал и жаждал покоя. Но не тут-то было. Соседи, почуяв слабость государственного правления, стали нападать на ослабевшую страну. Старый государь не знал, как защитить свою державу от вражеских набегов.

Поэтому решил прибегнуть к волшебству. Для чего старый правитель обращается за помощью к астрологу-звездочёту. Этот шаг, как выяснилось позже, окажется роковым, как для царя, так и для волшебника.

Сначала все пошло хорошо. Царь Дадон получил от звездочета в подарок волшебного золотого петушка. При этом загадочный астролог платы за диковинную птицу не взял, а попросил исполнить лишь одно желание, которое озвучит позже. Эта птица обладала уникальной способностью, она могла заранее предупреждать о возможных проблемах и неприятностях. Лишь только кто-нибудь из врагов задумает нарушить границу дадонового государства, птица почувствует беду и предупредит о ней. Петушок тут же встрепенётся и, повернувшись в нужном направлении, громко сообщает жителям «мирно дремлющей» страны, откуда идут неприятности. Таким образом, стареющий монарх вовремя мог сориентироваться и выслать свое войско в нужном направлении для защиты границ государства, предупредив внешнее нападение врагов.

Но внезапно опять начались проблемы. Сначала уезжает старший сын с дружиною на войну. Затем младший. Однако предчувствие беды не оставляет петушка в покое. Он опять оповещает жителей государства, о приближении врага. Теперь сам царь вынужден отправиться в поход.

И что он видит после нескольких дней пути? Поле брани, погибшую дружину, мертвых сыновей. Причем сыновья погибли, сражаясь между собой. А посредине поля битвы стоит загадочный шатер. Царь подходит к нему, полог откидывается, и из шатра выходит распрекрасная дева. Увидев шамаханскую царицу, престарелый государь тут же забывает о своем горе, о погибших сыновьях и влюбляется в загадочную девицу.

В конце концов, после любовных утех, царь возвращается домой вместе с шамаханской царицей. Он вновь чувствует себя молодым. Он влюблен и счастлив. Однако неожиданно появляется волшебный звездочет и требует платы за золотого петушка. В награду он хочет получить раскрасавицу царицу. Царь рассержен и в порыве гнева убивает волшебника. В ответ на это золотой петушок слетает со своего насиженного места, подлетает к царю и клюет Дадона в темя, чем убивает престарелого правителя. При этом легкомысленная девица царица сама бесследно исчезает.

Пословицы к сказке «Золотой петушок» (А.С. Пушкин)

***

Сказка о золотом петушке принадлежит перу великого русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина. Это написанный в новаторской для современников автора, очень живой, красочный, проникнутый глубоким смыслом и символизмом текст. Вышедшее в свет как сказка для детей, сегодня это произведение – скорее, притча для тех редких взрослых, кто не только продолжает читать классику, но и хорошо воспринимает и разумеет поэзию. Потому как современному читателю, воспитанному на произведениях массовой культуры, стиль Пушкина, в большинстве своём, покажется излишне вычурным, неспешным и малопонятным.

Но, в нижеследующей статье сказка будет выглядеть гораздо проще и понятнее. А украшение пересказа пословицами сделает его ещё красочнее и точнее.

Итак, начнём.

В общем, жил-был в тридесятом царстве славный царь Дадон. По молодости царь-государь любил показать соседям, кто на территории хозяин да у кого войско сильнее. Сильно натерпелись от царя-забияки соседние государства. Как говорят украинцы: «Кому война – верёвка, а кому – дойная коровка». Но, увы, всему в этом мире однажды приходит конец. Пришёл конец и дадоновому тщеславию: как царь постарел и захотелось ему покоя.

Но не тут-то было! Соседи быстренько всё поняли и дружною толпою накинулись на царство постаревшего завоевателя. Как говаривают в Мордовии, «Где справедливость, там и правда». Царю пришлось непомерно увеличить своё и так большое войско. Военачальники, вроде бы, работали отлично, слаженно, врагов стабильно побеждали, – но перед поражением агрессоры, всё же, успевали нанести большой вред дадоновым землям и подданным. Да и армия, какая бы она большая ни была, иногда не успевала вовремя реагировать на все акты агрессии соседей. Старый правитель очень переживал по этому поводу: часто мучился бессонницей, а иногда даже плакал.

Совершенно впав в отчаяние, Дадон решил обратиться за помощью к известному «мудрецу, звездочёту и скопцу». Несчастный царь послал к этому человеку «гонца с поклоном». Как говорится у кумыков, «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдёт».

Мудрец, естественно, приехал. Представши пред государевы очи, он показал Дадону золотого механического петушка. И велел этого самого петушка посадить на спицу на крыше самого высокого здания царства. Работал этот механический сторож таким образом: если на земли Дадона никто не нападал, то петушок сидел смирно, а если с какой-то стороны царю следовало ожидать нападения, набега или ещё какой беды, то птица кричала и оборачивалась в направлении неприятеля или опасности.

Дадон, понятное дело, «растаял». Думал, все его проблемы решатся разом. Русские в таких случаях говорят: «До лысины дожил, а ума не нажил». И, будучи очень глубоко благодарным мудрецу, сначала посулил тому горы золота. Звездочёт отказался. Дадон ответил: раз так, значит, я исполню первое, что ты у меня попросишь. На это мудрец с радостью согласился.

Петушка посадили на спицу и он, так сказать, приступил к несению службы. Справлялась механическая птичка на отлично. Если кто где через дадонову границу с недобрыми намерениями переходил, петушок тут же оборачивался в то место, хлопал крыльями и кричал: «Кукареку! Царствуй, лежа на боку!» По прошествии времени даже неугомонные соседи, все как один, присмирели – снова стали опасаться пожилого завоевателя. А Дадон с радостью зажил спокойной жизнью.

Прошло несколько лет. Петушок ни разу не пошевелился. Как вдруг… Очень рано утром птица закричала, обратившись в сторону востока. Поначалу народ впал в панику, но царь и чиновники всех вскоре успокоили. На восток было отправлена рать под предводительством наследника престола.

Пролетает неделя и ещё один день. От защитников – ни одной весточки. Петух-сторож снова кричит-заливается. Дадон посылает туда же второе войско, которым предводительствует уже его меньшой отпрыск. Опять безрезультатно ждут семь дней и ещё один. И снова петушок заливается криком. Собрав остатки войска, Дадон собственноручно ведёт их на восток, хоть и не видит в этом особого смысла.

Войско продвигается на восток в спешке, не останавливаясь на привал. Ищут пропавших, но не находят ни лагеря, ни побоища, ни надгробий. К вечеру восьмого дня войско царя приходит в гористую местность. В глубоком ущелье между высокими горами они видят шёлковый шатёр. Вокруг шатра – побитое войско. А внутри…: его сыновья, оба мёртвые, без доспехов, лежат, вонзивши мечи друг в друга. Завыл от горя Дадон, запричитал. Все остальные подхватили…

Вдруг шатер открылся – и оттуда появилась Шамаханская царица, как всегда, прекрасная и опасная. Посмотрела Дадону в глаза – и тот через секунду забыл о мёртвых детях, ослеплённый колдовской красотой. Волшебница взяла царя за руку, отвела в свой шатёр, напоила, накормила, спать положила. Так продолжалось ровно неделю.

А по прошествии недели государь с войском и молодой женой отправился в обратный путь. На въезде в столицу их встречало целое море людей. В этом «море» Дадон увидел давнего знакомого, скопца, который смастерил золотого петушка.

Спросил правитель мудреца, чего тот желает. И мудрый старец ответил: «Твою суженую, царицу Шамаханскую». Дадон остолбенел от неожиданности – он готов был исполнить что угодно, но не это. Как говорится, «Сытый бранится при виде котелка». Попробовал откупиться от старого мага, посулил ему чины, золото, земли, – но тот ничего не взял. Мудрец менять желание отказался. Царь взбеленился и велел старому знакомому убираться, пока цел, а потом ударил мага жезлом по лбу – и тот умер на месте. Толпа испуганно заахала – а царица всё громче смеялась.

Въехали в столицу. Сильно встревоженный Дадон с собой совладал и снова мило улыбался суженной. И тут произошло нечто необычайное: петушок взлетел со своего высоченного насеста, опустился Дадону на темечко, клюнул царя – и убил. А Шамаханская царица вдруг растворилась в воздухе, будто бы её и не бывало.

.

*** Авторский материал — копирование статьи запрещено

.

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к сказке «Золотой петушок», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным; краткое содержание сказки «Золотой петушок».

.

План пересказа «Сказки о золотом петушке»

  1. Звездочет и его подарок.
  2. Золотой петушок на службе у царя.
  3. Тревожный знак.
  4. Пропали сыновья Дадона вместе с дружиною.
  5. Царь сам идет в поход.
  6. Дадон в шатре.
  7. Звездочет погибает.
  8. Месть Золотого петушка.

Сказка о золотом петушке главные герои

Основные сказочные герои:

  1. царь Дадон,
  2. звездочет.

Царь Дадон

Бурная молодость, которую вел глупый царь Дадон, ничему его не научила. Он не заключал мирных договоров с соседями, а только постоянно воевал. Он не чувствовал раскаяния в грехах своей юности. Он не изменился и в старости. Ленивый и небрежный, он считал, что всегда был прав в любой ситуации.

Чтобы править страной, необходимо постоянно быть начеку. А если ты обленился и хочешь жить в покое, то решить проблему защиты государства может только чудо. Вот и появился звездочет и его петушок. Однако по старинке жители государства считали именно царя гарантом их спокойствия и благополучия. Царь был украшением государства, но на самом деле он был бесполезен.

Царь Дадон отрицательный или положительный образ в сказке? В юности монарх был грозен, в старости — ленив. Это была не мудрая старость, когда нажитый опыт и знания тратятся на благо государства, а праздное существование. Вроде бы Дадон и проявляет свои положительные качества, когда отправляется на защиту своего государства. Однако, как можно симпатизировать царю, который

  1. не оплакивает свое горе при виде убитых сыновей, а забывается в любовных объятьях «ветреной» царицы,
  2. не выполняет обещание при оплате за востребованный долг,
  3. убивает невинного человека.

Зло коренится в самодержавии, — утверждал Пушкин и призывал читателя к самостоятельному изучению его произведения. Вероятно, поэтому последние строки были удалены в первом издании при опубликовании.

Звездочет

Старый ученный, способный решить житейские проблемы царя. К деньгам волшебник равнодушен. Однако красота шамаханской царицы его прельщает и в обмен на золотого петушка, он требует у Дадона раскрасавицу девицу. Образ мудрого старика Пушкин изобразил поверхностно, он необходим был, чтобы подчеркнуть негативные черты характера главного героя «Сказки о золотом петушке» царя Дадона.

Характеристика второстепенных персонажей

Золотой петушок

Золотой петушок – птица яркая, блестящая и солнечная. В славянских верованиях петухи могут отпугивать злых духов, поэтому их вышивали на одежде, рисовали на домах, делали флюгеры и «коньки» крыш в виде птиц. Именно поэтому, по сюжету сказки Пушкина, золотой петушок решает вопрос справедливого возмездия. Видя, что царь расплатился со звездочетом злом, волшебная птица слетела со своего флюгера, клюнула царя в макушку и улетела.

Шамаханская царица

Пушкин сравнивает восточную красавицу с Солнцем, а царя — с птицей ночи. Это означает, что царь стар и дни его сочтены. Увидев ее, царь забыл о смерти своих сыновей. Он пировал с ней и отвез ее в столицу. Красивая девица волшебным образом имеет власть над людьми:

  1. над молодыми царскими сыновьями, которые забыли свое родство и убили друг друга,
  2. над седым царем,
  3. над волшебником, что требовал обещанной компенсации за петушка.

Все были влюблены и все были убиты. Роковая красавица была легкомысленна и коварна. Никого не любила и сеяла вокруг себя лишь горе и ненависть.

Сюжет

Царь Дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушел от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегам воинствующие соседи. Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю Золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск. В обмен же Звездочет попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.

Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нес свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды Золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.

Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалеку царь увидел богато украшенный шатер, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях. Решив жениться на Шамаханской царице, он повез ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочет, и наполнил об обещании. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг Золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб. Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.

Краткое содержание сказки

Грозный царь Дадон в старости хотел отдохнуть от ратных дел. Но враги все чаще стали досаждать царю, потерявшему былую силу. Один мудрец подарил Дадону золотого петушка, который предупреждал царя о приближении неприятеля. За ценный подарок Дадон обещал исполнить любое желание мудреца. Теперь был спокоен Дадон. Мудрая птица стояла на страже и вовремя извещала об опасности. Какое-то время враги не осмеливались нападать на Дадона. Но вот закукарекал петушок, повернувшись в восточную сторону. Послал Дадон старшего сына с войском на восток. Не получив от него никаких вестей, послал ему на помощь младшего. Потом собрал войско Дадон и сам отправился на войну. Попал он в сети прекрасной искусительницы – Шамаханской царицы, из-за которой его сыновья друг друга убили. Ослепленный неземной красотой, Дадон остается семь дней в шатре красавицы, затем вместе с ней возвращается домой. Тут к правителю явился мудрец и напомнил про его обещание. Потребовал хитрый старик отдать красавицу ему. Дадон рассердился, ударил мудреца так, что тот упал замертво. Подлетел золотой петушок к царю, клюнул его в темя, царь испустил дух. В тот же миг и петушок, и царица исчезли. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Отзыв

В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной части. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке.

  • Пословицы к сказке чудесное путешествие нильса с дикими гусями
  • Пословицы к сказке снегурочка
  • Пословицы на рассказ болтливая птичка
  • Пословицы по рассказу ашик кериб
  • Пословицы на тему русских народных сказок