Пословицы на тему сказка песня

В правдивости этого высказывания я убедился ещ в детстве. к сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем

В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

Сочинение Cделал дело – гуляй смело по пословице

Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

Сочинение по пословице Делу – время, потехе – час 4 класс

Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

Сочинение Умные речи приятно и слушать

В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий

Сочинение Ученье – свет, а неученье – тьма 5 класс

Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает

Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.

Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер

Многим известна поговорка: Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу

Сочинение на тему Что посеешь, то и пожнешь!

Народная мудрость часто собирает самые мудрые мысли в короткие изречения, которые становятся поговорками и пословицами. Благодаря этому представители народа могут легко

Сочинение на тему Дал слово – держи рассуждение

Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше

Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…

Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс

Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс

У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь

Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей

В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс

Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, – «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии

Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.

Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

В пословицах концентрируется народная мудрость – наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

Сочинение Пословицы и поговорки – зерна народной мудрости рассуждение

Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице

Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?..
Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.

Сочинение на тему Язык мой друг мой по пословице

Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы

_____________________________________________________________________________________________________

Раздел «Народные песни, сказки, пословицы»

Контрольная работа № 2

Вариант 1

Основная часть

  • Прочитай отрывок из текста

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она ____________, взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает.

А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят…

1. Обведи правильный ответ.

Это отрывок из:

1) песни,

2) сказки,

3) рассказа.

2. В тексте пропущено слово, которое называет Крошечку-Хаврошечку и объясняет, кем она была после смерти родителей. Вставь это слово в текст.

Проверь, правильно ли ты написал вставленное слово. Подходит ли оно по смыслу?

3. Как Крошечка-Хаврошечка называет свою рябую корову? Обведи правильный ответ.

1) крошечка,

2) коровушка-матушка,

3) коровка.

4. Кратко объясни, почему девочка называет свою корову именно так.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В каком предложении сказано именно о тех людях, к которым попала жить Хавро-

шечка? Обведи правильный ответ.

  1. … люди хорошие,

  2. … такие, которые своего брата не стыдятся.

6. Какое значение имеет в тексте слово ПРЯСТЬ? Обведи правильный ответ.

ПРЯСТЬ – это

1) то же самое, что и ткать,

2) шить одежду,

3) специально скручивать шерсть или волокна растений в нитки.

Дополнительная часть

  • Прочитай текст

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает,

Чёрной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк!

Золотые они – звяк, звяк, звяк!

7. Обведи правильный ответ.

Это отрывок из:

  1. стихотворения,

  2. русской народной сказки,

  3. народной песенки.

8. Кратко напиши, как к коню относится человек, который о нём рассказывает. Объясни, почему ты так думаешь?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выпиши из текста слова, которые обозначают действия коня.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вспомни, что такое пословица. Напиши 2 пословицы о труде и лени. Проверь то, что ты написал. Если надо, исправь.

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Раздел «Народные песни, сказки, пословицы»

Контрольная работа № 2

Вариант 2

Основная часть

  • Прочитай отрывок из текста

Жил старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец.

Завернула его в тряпку и положила на лавку.

Вдруг услышала – кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик

ростом с пальчик.

Удивилась старуха, испугалась:

— Ты кто таков?

— Я твой сынок, народился из твоего мизинчика.

Взяла его старуха, смотрит – мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно. И

Назвала его ___________________________. Стал он у них расти. Ростом мальчик не

вырос, а разумом умнее большого оказался.

1. Обведи правильный ответ.

Это отрывок из:

1) песни,

2) сказки,

3) рассказа.

2. В тексте пропущено сочетание слов, которым назвала старуха своего сына. Вставь это сочетание слов в текст.

Подумай, подходит ли вставленное сочетание слов по смыслу. Проверь, правильно ли ты написал вставленное сочетание слов.

3. Какого размера был Мальчик с пальчик? Обведи правильный ответ.

1) небольшим,

2) средним,

3) крохотным-крохотным.

4. Кратко объясни, почему мальчик был ростом с пальчик.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В каком предложении сказано об уме мальчика с пальчик? Обведи правильный ответ.

  1. ростом мальчик не вырос,

  2. разумом умнее большого оказался.

6. Какое значение имеет в тексте слово ЛАВКА? Обведи правильный ответ.

ЛАВКА – это

1) магазин,

2) большой стул,

3) мебель из дерева, на которой можно было сидеть, а также ставить вёдра, бочонки,

что-нибудь класть и лежать.

Дополнительная часть

  • Прочитай текст

Берёзонька скрип, скрип,

Моя доченька спит, спит…

Моя доченька уснёт –

Её сон унесёт,

Унесёт её в садок,

Под малиновый кусток.

А малинка упадёт,

Малиночка сладенька,

Спи, доченька маленька.

Берёзонька скрип, скрип,

А доченька спит, спит…

7. Обведи правильный ответ.

Это отрывок из:

  1. колыбельной песни,

  2. русской народной сказки,

  3. стихотворения.

8. Кратко напиши, какие чувства к дочери переданы в тексте. Объясни, почему ты так думаешь? Какие слова помогают понять эти чувства. Выпиши их.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

9. Выпиши строку из текста, в которой объяснено, что делает доченька.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вспомни, что такое пословица. Напиши 2 пословицы о дружбе и учёбе. Проверь то, что ты написал. Если надо, исправь.

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Уровень

сложности

Максим.

балл

КЭС

1

Б

1

1.12.6

1.12.7

2

Б

1

1.8.6

3

Б

1

1.8.6

4

Б

1

1.9.2

5

Б

1

1.3.3

6

Б

1

1.9.3

7

Б

1

1.12.6

8

Б

2

1.9.2

9

Б

2

1.8.6

10

Б

2

1.12.6

  • Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.
    Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.
    Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.
    Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.
    Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.
    Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.
    Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

  • «Польза и красота» произведений устного народного творчества. Изучая устное народное творчество, мы можем узнать обо всех радостях и горестях, выпавших на долю нашего народа. Раньше, когда люди не умели писать, сведения обо всех великих событи­ях, битвах, победах и поражениях передавались следующим по­колениям в форме песен, былин, сказаний. Народ не хотел и не умел забывать своих героев и поэтому часто одних наделял сверх­человеческими качествами: суперсилой, супербыстротой, супер­меткостью, другим присваивал волшебные свойства и предметы: шапку-невидимку, меч-кладенец, сапоги-скороходы.
    Устное народное творчество очень поэтично. В песнях и бы­линах часто можно увидеть восхищение неповторимой красотой родной земли, любовь к ее просторам, заливным лугам, широ­ким морям, бескрайним степям. И наш народ всегда был готов защищать родину от посягательства чужеземных захватчиков, которым в народном творчестве отводится роль злых, коварных и лживых врагов.
    Веками оттачивалась народная мудрость, приобретая форму пословиц и поговорок. Как точны и емки эти короткие фразы, в них отразилась и любовь нашего народа к труду, и тяга его к пости­жению нового, и восхищение доблестью, щедростью, настоящей дружбой.
    Календарные песни помогали людям отслеживать смену вре­мен года, вовремя сеять и убирать хлеб. А с какой точностью, как внимательно отмечали они перемену погоды, изменение в пове­дении птиц и животных. Мы и сегодня с благодарностью пользу­емся народными приметами.
    Таким образом, благодаря устному народному творчеству мы можем многое узнать о жизни, верованиях и занятиях людей, су­мевших через века передать потомкам свою мудрость и богатый жизненный опыт.

  • Фольклор тесно связан с развитием и с историей нашей страны: благодаря ему сохранялась, выкристаллизовывалас­ь и передавалась вековая мудрость русских людей. Фольклор – это своего рода мост, который соединяет сотни поколений, живших задолго до нас и тех, кто живет сегодня и придет после нас.
    Истоки фольклора уходят корнями далеко в праславянскую культуру. Старейшим жанром, относящимся еще к дохристианской эпохе, является сказка. Русские сказки не только интересны и красивы, их мудрость заключается в том, что они содержат в себе ясное моральное послание и часто сосредотачиваются на реальных, повседневные проблемах. В большинстве русских сказок основное внимание уделяется концепции справедливости и наказания за злые и/или неблаговидные поступки. Причем наказание почти никогда не бывает несоразмерным, русский народ всегда был беззлобный, всепрощающий и справедливый.
    Именно в фольклоре находят свое воплощение искренние чувства и мысли: то, о чем нельзя было говорить вслух, можно было выразить иносказательно: сказки, песни, былины помогали на какое-то время забыть трудности повседневной жизни и переместиться в мир грез и преданий. Фольклорный герой – почти всегда самый обычный человек, который ради какой-то высокой цели вдруг бросает все и начинает совершать те поступки, о которых другие люди пока только мечтают.

  • Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английскогоfolklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокойдревности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все своизнания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение ив творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусствослова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации —жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняютсявживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони илибалалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Такимобразом, устное народное творчество органично соединяет в себехарактерные особенности не
    скольких видов искусств.
    Благодарядлительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображениесамые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровымбогатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки,календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды,предания, а также баллады, исторические и лирические песни,драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общихжанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждогонарода есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинскомнародном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственныхрусскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большоезначение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многихстолетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текстанапева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительныхсредств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передаетсябез существенных изменений. В результате такого подхода, по записям,сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составитьпредставление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях,сложенных 500–600 лет назад.
    Устное народное творчество является нетолько ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важноепознавательное и эстетическое значение.

  • Устное народное творчество, или иначе говоря народный фольклор, зародилось в те времена, когда не было книг и полученные знания передавались из поколения в поколение на основе личного опыта и рассказов. Эти рассказы часто принимали вид поучительной сказки, былины, предания, песни или даже пословицы, в которой говорилось что следует делать, а чего следует избегать.
    Причем наши далекие предки отлично понимали, что лучше всего откладывается в памяти не зубрежка из-под палки, а информация поданная в виде игры, шутки-прибаутки. Сейчас подобные методики часто используются и в школах.
    Казалось бы скажи опытный человек молодому, что вот так поступать нельзя, потому что будет то-то и то-то, и молодой все поймет и запомнит. Как бы не так, такой совет не продуктивный, потому что не может заинтересовать того, кому дается. А вот сказанное в виде пословицы меткое замечание будет постоянно вертеться в памяти и в трудную минуту удержит человека от ошибки.
    Эти и прочие пословицы заставляют не только улыбнуться, но и подумать, почему именно так, а не иначе.
    Точно такая же ситуация в народных преданиях и сказках, в которых в занимательной форме зашифрована мудрость народа. Ведь не зря у каждой сказки есть мораль, урок, доступный пониманию добрым молодцам. Русские сказки учат человека добру, умению не унывать и находить выход в любой ситуации, учат, что дружба самое важное на свете, и что для настоящей любви нет никаких преград.
    Интересно, что даже погодные наблюдения, приметы, наши предки облекали в легко запоминающуюся форму пословиц:
    Народная мудрость бесконечна и она не пропадает с течением времени, она сохранилась в виде народного фольклора, устного народного творчества.

  • Внеклассное занятие: дискуссия-диспут по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»

    Разделы: Внеклассная работа


    Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения ,раскрывать нравственное содержание добра и зла.                                                                  

    Задачи : на материалах литературных произведений раскрыть знание «хороших» и «плохих» качеств личности, их роль в жизни людей, стремиться развивать у детей положительные качества, расширить знания детей о доброте и её роли в жизни каждого человека, воспитывать любовь к художественной литературе.

    Предполагаемый результат: расширение понимания учащимися значения слов «ХОРОШО» и «ПЛОХО» ,развитие умения отличать плохое от хорошего.

    Оборудование:

    1. Пословицы, написанные на ватмане:
      «Называться человеком легко ,быть им трудно.»
      «Человек – это то, что он сам из себя сделал.»
      «Без добрых дел, нет доброго имени.»
    2. Оборудование для просмотра сюжета из Киножурнала «Ералаш»
    3. Выставка рисунков детей на тему дискуссии.

    Ход занятия.

    I. Вступительное слово учителя.

    С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы. Эпиграфом к сегодняшнему занятию стали пословицы, которые вы видите на доске.

    Ребята, как вы понимаете эти пословицы?

    (высказывания детей)

    II. Введение в тему.

    Молодцы, ребята!  Я вижу, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком. И сегодня  у нас   необычное мероприятие –дискуссия-диспут.

    Что это такое? Это обсуждение какой-либо проблемы, возможно с предварительной подготовкой. (работа по словарю Ожигова)

    Тема нашей дискуссии: Что такое хорошо и что такое плохо.

    (Дети читают стихи.)

    1ученик:

    Если с другом разделил
    Ты свои конфеты-
    Хорошо ты поступил,
    Каждый скажет это.

    2ученик:

    Ты узнал чужой секрет
    И разнёс сейчас же,
    Это плохо , хуже нет,
    Это подло даже!

    3ученик:

    Если подал ты при всех
    Девочке пальтишко,
    Ты – культурный человек,
    Мировой мальчишка!

    4ученик:

    Если ты, как дикий зверь,
    Сразу лезешь драться,
    Недостоин ты, поверь,
    Человеком зваться!

    5ученик:

    Если ты пригрел кота,
    Кормишь птичек в стужу,
    Это — просто красота,
    Только так и нужно!

    6ученик:

    Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен, в сорок раз
    Ты собаки хуже.

    7ученик:

    Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже,
    И тогда тебя, мой друг,
    Назовут хорошим.

    III. Домашнее задание.

    В качестве домашнего задания вы должны были приготовить выступление по теме нашей дискуссии.

    Ребята  вам сейчас покажут сказку «Чья помощь лучше», а вы , посмотрев  выступление, решите, кто из героев поступает хорошо, а кто плохо.

    Сказка.

    Жил-был король. И было у него три дочери — Алина, Полина и младшая дочь Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:

    -Сегодня я прошёлся по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконнике, а одежда на кроватях! И повсюду фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?

    Старшая дочь Алина сказала:

    -Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Всё могут короли…» С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку!

    Вторая дочь Полина сказала:

    -А я лучше включу телевизор, там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!

    -А ты что включишь? — спросил король у младшей дочери.

    -Я включу пылесос, нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу всю пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе будем смотреть телевизор.

    -Ну что же, — сказал король, — теперь я знаю , что у меня есть только одна настоящая помощница.

    Вопросы к сказке:

    1. От чего король пришёл в ужас?
    2. Что он решил сделать?
    3. О чём он спросил у дочерей и что они ему ответили?
    4. Какой вывод сделал король после разговора с  дочерьми   и почему?

    А какой вывод делаете вы?

    А сейчас  мальчики  Ваня и Дима расскажут стихотворение  С. Я. Маршака «Хорошие приятели», а вы, послушав его, скажете, какое качество- хорошее или плохое, показал автор в этом стихотворении.

    Мальчик Миша мается
    Миша заикается.
    Как другие- чисто, ясно, —
    Он не может говорить.
    И просить его напрасно
    То, что скажет, повторить.
    Нелегко ему даются
    Все слова на букву «ка»
    Но ребята не смеются-
    Дружба классная крепка!
    — Ты Мишутка, не теряйся!
    Ты с других пример бери!
    Просто с духом собирайся
    И смелее говори!
    Миша выговорил слово,
    А другого не видать…
    Но приятели готовы,
    Если нужно подождать!

    Наверно у всех вас есть хорошие друзья. Расскажите, как вы относитесь к ним.

    Что вы цените в них прежде всего?
    (высказывания детей)

    А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей»

    Знай мой друг, вражде и дружбе цену,
    Ты судом поспешным не греши.
    Гнев на друга, может быть, мгновенный,
    Изливать покуда не спеши,
    Люди, я прошу вас, ради Бога,
    Не стесняйтесь доброты своей.
    На земле друзей не так уж много
    Опасайтесь потерять друзей!

    Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать- соединить труднее.

    (высказывания детей)

    IV.Просмотр и обсуждение сюжета из детского киножурнала «Ералаш».

    Ребята, сейчас я  вам предлагаю посмотреть сюжет из детского киножурнала «Ералаш».

    (просмотр сюжета «Вовка, добрая душа» )

    Как вы считаете, герой этого сюжета поступает хорошо или плохо? Почему?

    (высказывания детей )

    V. Игра «Хорошо и плохо»        

    В таблице написаны «хорошие»и  «плохие» поступки людей. Дети с помощью фишек красного и синего цвета  расставляют их возле слов с поступками. ( красные фишки-добрые,  хорошие  дела, фишки синего цвета-плохие поступки).

    VI. Подведение итогов.

    Наше мероприятие подошло к концу. я надеюсь, что из того, о чём здесь шла речь, вы сделаете определённые выводы. Желаю вам , чтобы на вашем жизненном пути встречалось только хорошее, а плохое старайтесь обходить стороной. Спасибо вам за дискуссию. А в заключении давайте вспомним и споём песню самого доброго сказочного героя-кота Леопольда.

    (дети исполняют песню «Если добрый ты…»)

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Пушкинского городского округа

    детский сад №15 «Аистёнок»

    Индивидуальный план по самообразованию

    на тему:

    «Фольклор как средство всестороннего

    развития ребенка»

    Разработала воспитатель:

                                                                                 Дорохова Елена Юрьевна

                                                                                Первая младшая группа

    Пушкино, 2020-2021 уч.гг.

    «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

    когда он живет в мире сказок, музыки, творчества.

    Без этого он засушенный цветок».

    В. Сухомлинский

    https://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/20/s_5dac16d8e5686/1228937_2.jpeg

    Актуальность.

    Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

    Нет ни одного вида деятельности, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает деятельность более эмоциональной, развивает логическое и образное мышление. Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

    Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. И я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка.

    Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.

    С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. 

    Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. На все случаи жизни мы можем найти их и применить.

    В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор.

    Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм.

    Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки.

    Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки — потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов и привлекает внимание сюжет.

    Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

    Как отмечает Н.Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи». Эти же вопросы — в центре внимания многих других исследователей (Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, О. С. Ушакова, А. Я. Шибицкая, др.).

    Таким образом, исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

    Цель: развитие различных способностей детей средствами фольклора.

    Задачи:

    1. Эмоциональное развитие.

    2. Формирование положительного отношения к режимным моментам.

    3. Формирование мелкой моторики рук.

    4. Развитие двигательной активности.

    5. Познавательно-речевое развитие.

    6. Приобщение детей к русской народной культуре.

    7. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

    Направления организации образовательного процесса:

    1.Использование потешек в режимных моментах, в тематических занятиях, в хороводных и пальчиковых играх.

    2.Чтение сказок с использованием наглядного материала.

    3.Театрализация русских народных сказок.

    4.Музыкальное прослушивание русских народных произведений.

    5.Использование фольклора в продуктивной деятельности.

    6.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

    7.Взаимодействие с семьей. Тематические консультации, папки-передвижки, памятки.

    Методы и приемы:

    1.Чтение, показ, игра.

    2.Прослушивание музыкальных произведений.

    3.Подвижные, хороводные, пальчиковые игры.

    4.Театр.

    5.Досуг «Масленица».

    Предполагаемый результат:

    В процессе ознакомления детей со сказками, с потешками, загадками, пословицами, народными и пальчиковыми играми:

    -Будет формироваться речь, расширится словарный запас.

    -Развиваться эмоциональный интеллект.

    -Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

    -Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

    -У родителей сформируется понимание необходимости использование малых форм фольклора в развитии речи детей.

    https://www.culture.ru/storage/images/34a20c3ceeb456e7225316a0c05902e9/fcee96ba6d0ff28f881b389a66a3a981.jpeg

    Перспективный план по самообразованию на тему: «Фольклор как средство всестороннего развития детей раннего возраста».

    Месяц

    Формы работы

    Работа воспитателя

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Сентябрь

    1. Ознакомление с литературой.
    2. Разработка перспективного плана.
    3. Создание картотеки потешек.

    1.Заучивание потешек в период адаптации: «С добрым утром, глазки; Что за шум, что за рёв; Час обеда подошел…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Час обеда подошёл…»

    2.Хороводные игры в период адаптации: «Пузырь», «Каравай», «Большие ноги шли по дороге».

    2.Чтение русских народных сказок с наглядным сопровождением: «Курочка ряба», «Колобок», «Репка».

    3.Знакомство детей с пластическими материалами «Тили-тили тесто…». Разучивание потешки пальчиковой игры «Быстро тесто замесили».

    4.Рисование пальчиками «Дождик». Разучивание потешки «Дождик-дождик поливай – будет хлеба каравай».

    Октябрь

    1.Создание картотеки загадок.

    2.Изготовление дидактических игр по русским народным сказкам.

    3.Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с р.н.с.

    1.Загадки по тематическим неделям: «Осень», «Домашние животные»,«Дикие животные»,«Домашние птицы».

    2.Заучивание потешек про домашних животных, птиц; диких животных.

    3.Кукольный театр по сказке «Репка».

    4.Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Кто а кем?», «Что изменилось?».

    5.Досуг:«Праздник осени».

    Консультация: «Роль семьи в возраждении русских традиций».

    Ноябрь

    1.Картотека пальчиковых игр по сказкам.

    1.Пальчиковые игры по сказкам: «Репка», «Колобок».

    2.Пальчиковый театр.

    3.Заучивание потешки при выполнении режимных моментов (умывании, одевании): «Вот они сапожки», «Водичка-водичка».

    4.Хороводная игра: «Каравай».

    5.Чтение сказки «Теремок».

    Оформление буклета для родителей: «Для чего нужны пальчиковые игры».

    Декабрь

    1.Создание картотеки зимнего фольклора.

    2.Уличные забавы.

    1.Чтение сказки «Морозко», «Снегурочка».

    2.Рассматривание дидактических картинок с новогодними персонажами (дед Мороз, снегурочка, снеговик).

    3.Разучивание зимних игр: «Заморожу», «Ёлочка», «Снежки».

    4.Театрализация (в масках) сказки «Репка».

    5.Новогодний утренник.

    Консультация: «Воспитание сказкой».

    Январь

    1.Эмоциональное развитие через сказку.

    2.Создание картотеки поговорок, скороговорок.

    1.Чтение сказки «Руковичка», «По-щучьему велению».

    2.Театр теней: «Заюшкина избушка».

    3.Заучиание скороговорок: «Мышка сушек насушила…», «Евсей, Евсей муку просей».

    Консультация на тему: «Как создать театр теней своими руками».

    Февраль

    1.Безопасность через сказку.

    1.Чтение сказки «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса».

    2.Театр теней: «Гуси-лебеди».

    3.Заучиание скороговорок: «Зимним утром от мороза», «Паша тихо шепчет Мише…».

    4.Хороводная игра: «Зайка шел, шел…».

    Консультация: «Фольклорные праздники – средство приобщения детей к народной культуре и традициям».

    Март

    1.Русские народные праздники. Масленица.

    1.Чтение сказок про Масленицу.

    2.Хороводная игра: «Карусель».

    3.Досуг посвященный празднику «Масленица».

    Консультация на тему: «Масленица».

    Апрель

    1.Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

    1.Чтение р.н.сказки с наглядным сопровождение «Три медведя».

    4.Рассматривание дидактических картинок с изображением русских народных инструментов.

    3.Прослушивание русских народных песен:

    «Как у наших у ворот», «Серенький козлик».

    Май

    1.Знакомство с русскими народными игрушками.

    1.Знакомство с матрёшкой.

    2.Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери косынку».

    3.Знакомство с другими р.н. игрушками: неваляшка, свистульки.

    Список литературы:

    1.Г.И. Бабурина «Народная педагогика в воспитании дошкольника».

    2. В.Аникин «Русский фольклор».

    3.В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»

    4. Князева О. П., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  Санкт-Петербург, 1999.

    5.М.Ю. Картушина  «Забавы для малышей».

    6. Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М.: Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.

    7. Русские народные сказки.

    8. В.В. Гербова  «Хрестоматия для детей».

    9. О.И. Крупенчук  «Пальчиковые игры».

    10. Л.П. Савина  «Пальчиковая гимнастика» (для развития речи дошкольников).

    11. М.М. Безруких. Сказка как источник творчества детей.
    Волшебный короб. Старинные русские пословицы, поговорки, загадки.

  • Пословицы подходящие к ненецкой сказке кукушка
  • Пословицы про сказки для 2 класса
  • Пословицы к сказке толстого два брата подходящие
  • Пословицы к сказке три бабочки 4 класс
  • Пословицы к сказке по щучьему велению 3 класс