Пословицы для детей на разные темы
Детство время золотое.
За общим столом еда вкуснее.
В здоровом теле — здоровый дух.
Друзья прямые — братья родные.
У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
Азбука — к мудрости ступенька.
Талант трудом добывают.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Мал да удал.
Делай другим добро — будешь сам без беды.
На ошибках учатся.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Старый друг лучше новых двух.
Лад и согласие — первой счастье.
Семья опора счастья.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Ученью время — игре час.
Лучше не обещать, чем слово не сдержать.
Речь без пословицы, что суп без соли.
Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.
Терпенье и труд всё перетрут.
Не делай того, чего надо стыдиться.
Умную речь приятно и слушать.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Смелость города берёт.
Любовь да совет, так и горя нет.
Счастье без ума — дырявая сума.
Вежливость нужна каждому.
Посеешь привычку — вырастишь характер.
Глаза страшатся, а руки делают.
Родителей не только уважай, а и помогай им.
Для дружбы нет расстояния.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
На счастливую младость не скупится радость.
Любить хорошо взаимно.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Первый шаг труден.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не прячь свои неудачи от родителей.
При солнышке тепло, при матери добро.
Повторенье — мать ученья.
Век живи — век учись.
Добрым быть — долго жить.
Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.
Хорошая книга — лучший друг.
Добро того учить, кто слушает.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Где гнев, там и вред.
Лучше поздно, чем никогда.
Ум золота дороже.
Сердце матери греет лучше солнца.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Правдивый человек не покривит душой.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
У милого дитяти много имён.
Не зная броду, не лезь в воду.
Нет такого дружка, как родимая матушка.
Чистота — залог здоровья.
Друг в беде узнаётся.
В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.
На свете всё найдешь, кроме родной матери.
Скромность красит человека.
Яйца курицу не учат.
Отец — наставник, брат — опора, а друг и то и другое.
Счастье и труд рядом живут.
Ласковым словом и камень растопишь.
Все бобры добры до своих бобрят.
После драки кулаками не машут.
Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Любому молодцу скромность к лицу.
Легко найти счастье, а потерять и того легче.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Любишь розу, так люби и шипы.
Пословицы для 1-го класса
Жизнь дана на добрые дела.
Терпение и труд, всё перетрут.
Согласие крепче каменных стен.
Счастье – спокойная совесть.
Дружба всего дороже.
Настоящему другу цены нет.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Хорошо быть хозяином слову.
Умный ошибётся и исправится.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
Учиться всегда пригодится.
Делу время, а потехе – час.
Умный винит себя, гордый других.
В тесноте, да не в обиде.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень и вода не течёт.
У ленивого Емели, семь воскресений на неделе.
Где смелость, там и победа.
Поспешишь – людей насмешишь.
Землю солнце красит, а человека – труд.
Не спеши языком, торопись делом.
Минута час бережет.
Есть совесть – есть и стыд.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Весна тёплым солнышком красна.
Не рой другому яму, сам в нее упадешь.
С людьми браниться никуда не годится.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Учение – путь к умению.
Знает сорока где зиму зимовать.
Делаешь наспех – сделаешь насмех.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Ссора до добра не доводит.
Ему дали попробовать, а он всё съел.
Куда ни придёт, ссору заведёт.
Приятелей много, да друзей нет.
Пословицы для 2-го класса
Сердце матери лучше солнца греет.
Добрый человек добру и учит.
Доброе имя дороже богатства.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Жизнь дана на добрые дела.
Дружбу помни, а зло забывай.
Мудрым никто не родился, а научился.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Труд человека кормит, а лень портит.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Без корня и трава не растёт.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Доброе дело без награды не остаётся.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Хороший друг – отрада для души.
Кто ленив, тот и сонлив.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Век живи – век учись.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
Правда из воды, из огня спасёт.
Птицу видно по полёту, а человека по работе.
За всякое дело берись умело.
Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Друг денег дороже.
Доброе братство – лучше богатства.
Учиться – всегда пригодится.
Язык болтает, а голова не знает.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Видно птицу по полёту – человека по делам.
У лентяя Федорки всегда отговорки.
Делу – время, потехе – час.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Всякой матери своё дитя мило.
Вся семья вместе – и душа на месте.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
У лодыря что ни день, то лень.
Счастливым быть – никому не досадить.
В каждой шутке есть доля правды.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Не мил и свет, когда друга нет.
Пословицы о Родине 2-го класса
Нет земли краше, чем Родина наша.
Береги землю родимую, как мать любимую.
На чужой стороне и весна не красна.
Всякому мила своя сторона.
Своя земля и в горсти мила.
Пословицы о труде 2-го класса
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто ленив, тот и сонлив.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Век живи – век учись.
За всякое дело берись умело.
Учиться – всегда пригодится.
Видно птицу по полёту – человека по делам.
Делу – время, потехе – час.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
У лодыря что ни день, то лень.
Пословицы о дружбе для 2-го класса
Не мил и свет, когда друга нет.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Хороший друг – отрада для души.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Друг денег дороже.
Доброе братство – лучше богатства.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Счастливым быть – никому не досадить.
В каждой шутке есть доля правды.
Пословицы о маме для 2-го класса
Сердце матери лучше солнца греет.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Всякой матери своё дитя мило.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Вся семья вместе – и душа на месте.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение РК г. Керчи
«Детский сад №60 «Радуга»»
Конспект НОД по формированию
духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Подготовила: воспитатель 1 категории
Логинова В.А.
Г. Керчь 2021г.
Цель:
Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.
Задачи:
- Пробуждать у детей интерес к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды: беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
- Продолжать знакомство с небылицами, пословицами и поговорками о песне, закрепить русские народные пословицы, игры. Воплотить интерес к жизни предков, уважение к ним.
- Закрепить знания детей о традициях празднования народных праздников, о традициях русского быта.
- Творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
- Вызвать у детей чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
- Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, традициям и самобытному укладу предков в нашей стране.
Предварительная работа:
- Изготовление материала, оборудования необходимых для мероприятия.
- Сбор информации о русских национальных костюмах, самобытном укладе предков.
- Просмотр слайдов о русских национальных костюмах, о русском быте, о русских народных праздниках.
- Чтение русских народных сказок, небылиц, потешек, загадок.
- Познакомить с пословицами и поговорками.
- Познакомиться с русскими народными играми, танцами.
- Инсценирование русских народных сказок для детей младших групп.
- Роспись заготовок посуды, народных игрушек.
Оборудование:
- Декорация русской народной избы.
- Конверт с письмом.
- Слайды по викторинам и заданиям занятия.
- Дидактические игры.
- Заготовки для изготовления народных игрушек.
Ход.
Организационный момент: выходит девочка, оглядывается по сторонам, никого не находит и пожимает плечами.
Даша: — А где же ребята? Я всем позвонила, всех позвала. Странно….Ребята, вы где???? (кричит, зовет детей).
В зал входят дети. Здороваются с Дашей.
Даша: — Привет, ребята! Хорошо, что вы пришли. Посмотрите, какое письмо я сегодня получила. Давайте прочитаем адрес.
Девочка Даша читает «адрес» — стихотворение В. Степанова „ Необъятная страна».
Если долго — долго — долго
В самолете мне лететь,
Если долго — долго — долго
На одну страну смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Ты, Россиюшка, большая,
Необъятная страна.
Даша: — Ребята, адрес на конверте «Россия». А от кого же оно?
Даша загадывает загадку о бабушке:
Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Веничком своим шуршит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?
Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споёт,
И советы нам даёт.
Кто споёт нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – …
(бабуля). Ответы детей.
Даша: — Правильно ребята. А в письме бабуля приглашает нас в гости. Давайте навестим бабушку. А чтобы идти было веселее, давайте песню споем.
Русский народный танец «Барыня».
Входит с хлебом и солью в руках бабушка Варвара.
Бабушка здоровается с детьми, кланяется: — Здравствуйте, ребятушки, здравствуйте, милые!
Дети здороваются. Удивленно смотрят на бабушку, переглядываются.
Бабушка: — Милости прошу, проходите ко мне в избу. А вот вам хлеб да соль.
Дети проходят в избу и садятся на стульчики.
Бабушка: — Ребятушки, а вы знаете, почему я вас встречаю с хлебом и солью? Кого встречают на Руси испокон веков с хлебом и солью?
Ответы детей (с хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей, тех кого рады были видеть).
Даша удивленно: — Бабушка, а почему вы так странно одеты? Что это за одежда такая на вас?
Бабушка: — Это, ребята, старинная одежда русской замужней женщины. А вы знаете, какую одежду носили в старину? Сейчас мы с вами поиграем.
Игра – викторина (показ слайдов).
- Чем отличается головной убор замужней женщины от
головного убора девушки? (волосы у первой спрятаны, а у
второй выставлены на показ).
Показ слайда №2 (замужняя женщина и незамужняя девушка).
- Что носили на голове девушки, как называется головной убор? (обруч, ленты, банты).
Показ слайда №3(головные уборы, которые носили девушки).
3. А какие головные уборы носили замужние женщины?
(платки, кички…).
Показ слайда №4,5,6,7 (головные уборы замужних женщин)
4. Какую обувь носили на Руси? (лапти, валенки, сапоги,
меховые сапоги, без каблучные сапоги).
Показ слайда №8 (лапти, валенки, сапоги)
- Что составляет основу русского костюма? (рубаха).
Показ слайда №9 (рубаха)
- Что одевали поверх рубахи? (сарафан, понева).
Показ слайда № 10 (сарафан, понева)
- Как назывались в старые времена брюки у мужчин? (порты или штаны сшили из очень грубой ткани).
Показ слайда № 11 (порты, штаны)
- Какому цвету отдавал предпочтение русский народ? Почему? (защищает от злых духов, красивый).
Показ слайда №12 (русская народная одежда)
Бабушка: — Ай, да, ребята! Вот молодцы. А вы знаете, какими узорами украшали одежду, посуду, игрушки? Какие виды росписи вы знаете?
Дидактическая игра: лото «Собери росписи».
Даша: — Бабушка, у тебя в избе так красиво, так нарядно!
Бабушка: — Ребятушки, а ведь старинный русский быт, убранство дома очень отличался от того, что сейчас есть у вас дома. А вы знаете об этом? Вот мы сейчас это и проверим. Отгадайте загадки.
Презентация с загадками «Русский быт».
Бабушка: — Ой, что-то я ребятки замерзла. А не погреться ли нам? Давайте поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».
Р/н игра «Золотые ворота».
Бабушка: — Ребята, а вы знаете, кто сделал все эти предметы? Правильно, народные умельцы, ремесленники. А кто такие ремесленники?
Ответы детей (это люди, которые в совершенстве владеют своим ремеслом, умеют делать свою работу хорошо и изготавливают различные предметы).
Бабушка: — А какие виды ремесла вы знаете? Попробуйте рассказать. На столе лежат изделия, изготовленные народными умельцами, ремесленниками. Попробуйте отгадать, какими ремесленниками они изготовлены.
Д/и «Отгадай на ощупь и расскажи».
Бабушка: — Молодцы, ребята. А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Пословицы и поговорки.
Бабушка: — А сказки вы знаете? Чем отличается сказка от рассказа? Какие виды сказок вы знаете? (ответы детей).
Игра – викторина (слайды) «Отгадай сказку».
Бабушка: — Ребята, а ведь люди на Руси в старину не только хорошо работали, но и отдыхали хорошо. Весело праздники праздновали. А вы танцевать умеете?
Р/Н танец «Во поле берёзка стояла».
Бабушка: — Ребята, а какие вы знаете народные праздники и традици их празднования? Вам необходимо ответить на вопросы. К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа, выбрав из них верный.
В какое время года отмечают праздник Оспожинки?
- Зимой;
- Осенью;
- Весной;
- Летом.
- В какой праздник зимой наряжаются и колядуют?
- Святки;
- Крещение;
- Иван-Купала;
- Вознесение.
- Какой день Масленицы называют «прощенным»?
- Понедельник;
- Воскресенье;
- Среда;
- Суббота.
- Праздник Кузьминки называют так…
- По фамилии знаменитости;
- По названию местности;
- По кличке животного;
- В честь святых Кузьмы и Демьяна.
- Название, какого дерева носит последнее воскресенье перед Пасхой?
- Береза;
- Ива;
- Верба;
- Яблоня.
Бабушка: — Вот, ребятки, какие же вы молодцы!!!! Как хорошо, что вы в гости зашли. Порадовали бабушку своими знаниями, песнями да танцами. Только вот и подарить-то мне вам нечего….. Бабушка грустит.
Даша: — Бабушка, а мы слышали, что раньше на Руси мамы и бабушки своим детям делали игрушки для забавы и развлечения из тряпочек. А ты умеешь такие делать?
Бабушка: — Конечно умею. Я и вас, мои хорошие, сейчас научу.
Изготовление куклы «Столбушки — мамочки».
Бабушка: — Ну, а теперь, ребятки, давай попьем чая с баранками!»
Итог.
Проверка
домашнего задания
5
группа вопросы № 1 и 2. (1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них
изображён простаком, а кто хитрецом?
2.
Какой изображена в сказке лиса? Сколько раз удалось лисе обмануть волка?
Почему это происходило?)
4
группа – отвечать на вопросы № 3,4. (3. Каким волк изображён в сказке? Какой
совет можно было бы дать серому волку? 4.
Рассмотри
рисунки. Восстанови последовательность событий. Каких рисунков не хватает?)
3
группа. Читать по ролям:
волк
– мальчики; лиса – девочки. Отвечать на вопрос № 8. (Что могло быть на самом
деле, а что является вымыслом?)
2
группа читать за автора, за старуху (девочки), за деда (мальчики).
1группа
вопрос № 5 (Перескажи сказку)
–
Дома вы читали сказку «Лисичка-сестричка и волк».
Назовите
персонажей сказки.
–
Кто из этих сказочных персонажей вынесен в название?
Приглашаю
группу № 5 и прошу их ответить на вопросы:
–
Кто из главных героев изображён простаком, а кто хитрецом?
–
Какой изображена в сказке лиса?
–
Сколько
раз удалось лисе обмануть волка?
–
Кого ещё обманула лиса?
–
Почему это происходило?
Приглашаю
группу № 4.
–
Каким волк изображён в сказке?
–
Какой совет можно было бы дать серому волку?
–
Рассмотрите рисунки. Восстановите последовательность событий.
–
Каких рисунков не хватает?
Провожу
пробы на роль лисы.
Приглашаю
девочек из группы № 3.
Предлагаю
прочитать фразу: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!» недоброжелательно, со
злостью.
Прошу
девочек
передать интонацией, жестами характер лисы.
Девочки
по очереди читают фразу.
Спрашиваю
класс, кому понравилась первая девочка, почему и т. д.
Пробы
на роль волка.
Приглашаю
мальчиков из группы № 3.
Предлагаю
прочитать фразу: «Эка, сколько рыбы привалило – и не вытащишь!» с удивлением
и радостью.
Мальчики
по очереди читают фразу.
Спрашиваю,
кому понравился первый мальчик, почему и т.д.
Аналогично
провожу пробы на роли старика и старухи.
–
За
женщин будут читать все девочки хором.
Распределяю
чтение слов автора между детьми группы № 2 (по частям)
После
чтения сказки приглашаю к доске группу № 3.
Предлагаю
ответить на вопрос:
–
Что
могло быть на самом деле, а что является вымыслом?
Приглашаю
группу № 1, предлагаю пересказать сказку по плану.
После
пересказа задаю вопрос:
–
К какому виду сказок относится сказка «Лисичка-сестричка и волк»?
Добавляю:
–
Иногда в сказках о животных появляются люди, но они не являются главными
героями.
Предлагаю
объяснить пословицы.
1.
Всяк умён, кто сперва, кто после.
–
Эта пословица из словаря Даля, который был не только собирателем сказок, но и
пословиц. Как вы её понимаете?
2.
На ошибках учатся. Ошибаясь, не стыдись исправиться.
3.
Ложь дружбу губит, почему дружба её и не любит.
Работа
в парах. Задание № 7.
–
Чему может научить эта сказка?
–
Как можно соотнести данные пословицы с содержанием сказки?
Оцениваю
работу учащихся на уроке.
Физкультминутка.
Отвечают.
(Персонажи сказки — лиса, волк, старик, старуха и бабы)
Отвечают.
(волк и лиса)
Отвечают.
(Волк показан простаком, а лиса – хитрецом)
Отвечают.
(Лиса показана в сказке умной, хитрой, ловкой обманщицей)
Отвечают.
(Она дважды обманула волка, когда посоветовала ловить рыбу в проруби, и когда
сказала, что её избили).
Отвечают.
(старика со старухой)
Отвечают.
(лиса ловко обманывала ради своей выгоды)
Выходят
к доске и отвечают на вопросы.
Отвечают.
(глупым и доверчивым)
Отвечают.(Серому
волку можно посоветовать: быть менее доверчивым и после первого обмана уже не
верить лисе на слово)
Последовательность
рисунков:
Лиса
сбрасывает рыбу, волк встречает лису с рыбой, волк сидит у проруби, за волком
гонятся женщины, волк везёт лису.
Отвечают.
(Не хватает рисунков, где прорубь затянулась льдом, и хвост примёрз, и где
лиса попала в тесто)
Поднимают
руки и объясняют свой выбор.
Поднимают
руки и объясняют свой выбор.
Читают.
Отвечают.
(На самом деле: старик мог наловить рыбу, бабы могли ходить за водой и
гнаться за волком, лиса могла забраться в дом и др.
Вымысел:
разговор лисы и волка, ловля рыбы на хвост, волк везёт лису и др.)
Пересказывают.
Отвечают.
(сказки о животных)
Объясняют
смысл пословицы. (Все люди наделены умом, только одни думают перед тем, как
что-то сделать, а другие после того, как уже что-то сделали. Вот это
запоздалое прозрение, делает их умнее, но уже после совершённого поступка)
Объясняют
смысл пословицы. (Многие люди боятся признать свою неправоту. Для них
это равносильно тому, чтобы расписаться в собственной слабости. Они готовы
спорить до тех пор, пока хватит душевных сил. На самом деле, все мы
допускаем ошибки. Лучше как можно скорее признать собственную неправоту и
спокойно жить дальше, чем злиться и ссориться).
Объясняют
смысл пословицы. (Ложь — это зло, которое подрывает и губит все
человеческие отношения, там где присутствует ложь, не может быть настоящей
дружбы и просто уважения)
Выбирают
пословицу и объясняют свой выбор.
I этап —
мотивационно — ориентировочный.
(Мотивация
к деятельности: создание ситуации успеха).
Знакомлю
с новой темой.
–
Мы продолжаем изучать сказки о животных. В этих сказках главные персонажи –
животные. Народ наделяет их разными характерами: так,
лиса почти во всех сказках льстивая, хитрая обманщица; волк – доверчивый,
глупый; медведь – неуклюжий; заяц – слабый, трусливый. А каким изображает
русский народ в сказках слона?
Предлагаю
назвать сказку о слоне.
Делаем
вывод: русских народных сказок о слоне нет.
–
Где живут слоны?
Добавляю:
–
У народов, живущих в Африке, Индии, Китае есть
сказки о слонах).
Продолжаю беседу:
– А встречали ли вы русские народные сказки о белых медведях?
–
Как вы думаете, почему?
Делаю
вывод.
–
Этот необыкновенный зверь часто встречается в
сказках чукчей, эскимосов, нанайцев и других народов Севера.
Выполняют задания.
Отвечают.
Называют или не называют.
Отвечают.(в тёплых странах).
Отвечают. (нет)
Отвечают. (Белые медведи живут на Севере)
III этап —
практический.
(Решение
учебной — практической задачи).
–
Давайте проверим ваши предположения.
Читаю
сказку.
После чтения провожу беседу:
–
Кто главные персонажи этой сказки?
–
Где происходит действие чукотской сказки?
–
Как вы представляете ледяное ущелье?
–
В русских сказках действие может происходить в ледяном ущелье?
–
На какую русскую народную сказку похожа эта сказка по содержанию?
–
Нет на Земле народа, у которого не было бы сказок. У разных народов есть
сказки с похожими сюжетами и героями. Похожа ли лиса из чукотской сказки на
лису из русской сказки?
–
Чем?
–
На какого героя из русских сказок похож белый медведь?
–
Чем?
–
Какие
поступки совершают главные герои русской народной и чукотской сказок?
–
Одинаковы
ли эти поступки у медведя и волка?
–
Чем
различаются?
–
Можно
ли сказать, что в этих сказках лиса действует обманным путем?
–
Для чего она это делает?
Предлагаю
прочитать сказку про себя и выбрать роль.
Вызываю
детей из группы № 1 читать сказку по ролям.
Делаю
вывод:
–
Любая сказка – вымысел, выдумка.
Но
многое в сказках разных народов похоже. Все люди ценят и осуждают одно и то
же. Ценят доброту, трудолюбие, смелость, находчивость. Осуждают жадность,
глупость, трусость, лень.
–
Чему учит сказка «Хвост»?
–
Подберите пословицу, в которой выражается главная мысль сказки
«Хвост».
1.
Не верь ушам, верь очам.
2.
Доверять доверяй, да почаще проверяй.
3.
Каждая лиса о своем хвосте заботится.
4.
Хитрая лиса семерых медведей проведет.
5.
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят
Слушают.
Отвечают.
(лиса и белый медведь)
Отвечают.
(в ледяном ущелье)
Отвечают.
(ледяное ущелье – впадина, трещина между льдов)
Отвечают.(нет)
Отвечают.
(«Лисичка-сестричка и волк»)
Отвечают.
(да)
Отвечают.(лиса
хитрая, обманщица)
Отвечают.
(на волка)
Отвечают.
(доверчивый, голодный)
Отвечают.(лиса
обманывает, волк и медведь верят лисе и выполняют её задания)
Отвечают.(нет)
Отвечают.
(волк поверил, что можно хвостом поймать рыбу, а белый медведь поверил, что
можно съесть собственный хвост, чтобы насытиться)
Отвечают.
(да)
Отвечают.
(чтобы не делиться едой, чтобы её пожалели, насмехается)
Слушают.
Отвечают.
(Сказка учит не верить первому встречному, не быть излишне доверчивым. Учит
иметь свою голову на плечах.)
Подбирают
пословицу и обосновывают свой выбор.
Русские народные сказки являются частью фольклора, как и пословицы. В прежние времена сказки передавались из уст в уста, так они и дошли до нас. Меткие, мудрые изречения, полюбившиеся народу, из сказок переходили в разговорную речь и становились пословицами. Помимо этого, в сказках есть так называемые присказки — словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование, часто повторяемые в сказке слова и выражения, приговариваемые без большого толку и значения. Приведем фрагмент из книги Владимира Ивановича Даля «Пословицы и поговорки русского народа»:
В сказках таких условных приговорок много:
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли»;
«За тридевять земель, в тридесятом государстве» и пр.
Как простые, так и сказочные пустоговорки иногда обращаются в пословицу, заключая в себе условный смысл, например:
«Я бы и тово, да, вишь, жена-то не тово; ну, уж и я растово»;
«Проскакал выше лесу стоячего, ниже облака ходячего»;
«Он тише воды, ниже травы стал» и пр.
В этой статье мы максимально подробно попробовали раскрыть взаимосвязь пословиц и сказок в народном творчестве.
Содержание статьи:
- Пословицы из сборника Даля на тему сказок,
- Пословицы со словом «сказка»,
- Сказки, в которых встречаются пословицы,
- Пословицы, подходящие к сказкам.
Пословицы и присказки из сборника Даля
В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» теме пословиц из сказок посвящены два раздела:
«Присказки» и «Сказка-песня»
С них и начнем.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.
Небылица в лицах.
Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается…
Не лебедь белая (серая) выплывала…
Не белы снега в чистом поле забелелись…
Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается…
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает.
Свинка – золотая щетинка.
Конек-горбунок.
Сивка-бурка, вещий каурка.
Змей-горыныч.
Мальчик с пальчик.
Девочка-снегурочка.
Девчурка-снегурка.
Меч-кладенец.
Калена стрела.
Тугой лук.
Копье булатное, мурзамецкое.
Семи пяденей во лбу.
Промеж глаз калена стрела укладывается.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.
Шапка-невидимка.
Сапоги-самоходы.
Скатерть-хлебосолка.
Сума, дай пить и есть.
Коврик-самолет и пр.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
Из милости копытом траву-мураву досягает.
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Сказка – складка, а песня – быль.
Сказка – ложь, а песня – правда.
Сказка складом, песня ладом красна.
Песня (Сказка), вся, больше петь (сказывать) нельзя.
Пословицы со словом сказка
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка — складка, песня — быль.
Сказка — складка, послушать сладко.
Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Сказывали и мы сказки.
Быль за сказкой не угонится.
В сказках все есть, да в руках ничего нет.
Красна сказка складом, а песня — ладом.
Сказка — ложь, да в ней намек.
Не жизнь – сказка!
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
Рассказывай сказки!
Если не вры, так сказки добры.
Жил был царь Тофута — и сказка вся тута.
Сказал бы и еще сказку, да дома забыл.
Сказка вся, больше сказывать нельзя.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказка не сказка, а присказка.
Хороша сказка, да последняя.
Это присказка, а сказка будет впереди.
Сказки, в которых встречаются пословицы
Во многих народных и авторских сказках встречаются изречения, которые так полюбились людям, что прочно вошли в разговорную речь и стали пословицами. Перечислим некоторые из них:
Сказка о рыбаке и рыбке:
Дурачина ты, простофиля!
Поделом тебе, старый невежа.
Чего тебе надобно, старче?
Что ты баба, белены объелась?
Сказка о Царе Салтане:
Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.
Сказка о попе и работнике его Балде:
Ест за четверых, работает за семерых.
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Лисичка-сестричка и серый волк:
Битый небитого везет.
Мерзни, мерзни волчий хвост.
Сказка «Царевна Лягушка:
Утро вечера мудренее.
Сказка «Лиса и Журавль»:
Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Как аукнулось, так и откликнулось.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Теперь вы знаете, в каких сказках встречаются пословицы.
Пословицы, подходящие к сказкам
В школе часто дают задания:
- подобрать пословицы, подходящие к сказкам
- определить, какая пословица подходит к сказке
Сразу на ум такие пословицы могут и не прийти. Здесь нужно подумать, поискать информацию, почитать пословицы. Мы дадим вам некоторые подсказки, перечислив в этом разделе пословицы, которые подходят к сказкам.
Пословицы к сказке «Лисичка со скалочкой»:
Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
На обмане далеко не уедешь.
За доброе жди добра, за худое — худа.
Знай, кому добро делаешь.
Пословицы к сказке «Царевна-лягушка»:
По одежке встречают, по уму провожают.
Не делай добра, не получишь зла!
Не родись красивой, а родись счастливой.
Взялся за гуж, не говори что не дюж.
Хорошо то, что хорошо кончается!
Пословицы к ненецкой сказке «Кукушка»:
Нет сына — один раз поплачешь, есть сын — десять раз поплачешь. (удмуртская пословица)
Не плюй в колодец пригодится водицы напиться.
Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Плохо ветвям без ствола.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Родную мать никем не заменишь.
Родительское сердце — в детях, а детское — в камушке.
Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»:
Два сапога — пара.
Пословицы к сказке «Колобок»:
Чему быть, того не миновать.
Обвел вокруг пальца.
Подходящие пословицы к сказке «Болтливая птичка:
На словах-то он скор, да на деле не спор.
Большой говорун — плохой работник.
Болтовня и красна и пестра, да пуста.
Птица поет, сама себя выдает.
Слово — серебро, молчание — золото.
Лишнее говорить — только себе вредить.
У кого через край, тому еще боле подавай.
Болтливый язык с умом не в родстве.
Ешь больше, а говори меньше.
На словах густо, а в голове пусто.
Скупой платит дважды.
Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.
Какая пословица подходит к «Сказке о Золотом петушке»:
Как аукнется, так и откликнется.
Не все то золото, что блестит.
Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Давши слово — держись, а не давши—крепись.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
Доверяй, но проверяй.
За доброту добром воздается, а за зло воздается злом
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.
УКМ «Школа России»
Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.
Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.
22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.
Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».
23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?
Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.
Я читала:
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Л. Толстой «Липунюшка»
- Л. Толстой «Царь и рубашка»
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
- В Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.
24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.
Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.
25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.
Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.
Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных.
Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.
26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?
Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».
На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.
Этому рисунку соответствует текст:
«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».
27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?
До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.
После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.
28. Раздели текст на части. Озаглавь их.
Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:
- За водой.
- Возвращение с вёдрами.
- Падение яблока и всеобщий переполох.
- Что кому показалось.
29. Восстанови последовательность событий сказки.
Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.
30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:
Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.
Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.
Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.
Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.
31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.
Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.
32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».
Лиса: хитрый.
Журавль: умный.
33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.
План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса
- Лиса и журавль дружат.
- Угощение на тарелке.
- Обида журавля.
- Угощение в кувшине.
- Дружба врозь.
34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.
Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.
35. Какова главная мысль сказки?
Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.
36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.
Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:
- За братцем присматривай.
- Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
- Печка, куда гуси полетели?
- Поешь моего лесного яблочка — скажу.
- Садись кудель прясть.
- Бери братца, беги.
- Яблоня, матушка, спрячь меня.
- Печка, матушка, спрячь меня.
- А тут и отец с матерью пришли.
37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?
Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.