Пословицы к сказке вершки и корешки

Привередница жили-были муж да жена. детей у них было всего двое - дочка малашечка да сынок ивашечка. малашечке было годков

ФотоФотоФото

Привередница

Жили-были муж да жена. Детей у них было всего двое — дочка Малашечка да сынок Ивашечка.

Малашечке было годков десяток или поболе, а Ивашечке всего пошёл третий.

Отец и мать в детях души не чаяли и так уж избаловали! Коли дочери что наказать надо, то они не приказывают, а просят. А потом ублажать начнут:

— Мы-де тебе и того дадим и другого добудем!

А уж как Малашечка избаловалась, так такой другой не то что на селе, а, чай, и в городе не было! Ты подай ей хлебца не то что пшеничного, а сдобненького, — на ржаной Малашечка и смотреть не хочет!

А испечёт мать пирог-ягодник, так Малашечка говорит: «Кисел, давай медку!». Нечего делать, зачерпнёт мать на ложку мёду и весь на дочернин кусок ухнет. Сама же с мужем ест пирог без мёду: хоть они и с достатком были, а сами так сладко есть не могли.

Вот раз понадобилось им в город ехать, они и стали Малашечку ублажать, чтобы не шалила, за братом смотрела, а пуще всего, чтобы его из избы не пускала.

— А мы-де тебе за это пряников купим, да орехов калёных, да платочек на голову, да сарафанчик с дутыми пуговками. — Это мать говорила, а отец поддакивал.

Дочка же речи их в одно ухо впускала* а в другое выпускала.

Вот отец с матерью уехали. Пришли к ней подруги и стали звать посидеть на травке-муравке. Вспомнила было девочка родительский наказ, да подумала: «Не велика беда, коли выйдем на улицу!» А их изба была крайняя к лесу.

Подруги заманили её в лес с ребёнком — она села и стала брату веночки плести. Подруги поманили её в коршуны поиграть, она пошла на минутку, да и заигралась целый час.

Вернулась к брату. Ой, брата нет, и местечко, где сидел, остыло, только травка помята.

Что делать? Бросилась к подругам — та не знает, другая не видела. Взвыла Малашечка, побежала куда глаза глядят брата отыскивать; бежала, бежала, бежала, набежала в поле на печь.

— Печь, печурка! Не видала ли ты моего братца Ивашечку?

А печка ей говорит:

— Девочка-привередница, поешь моего ржаного хлеба, поешь, так скажу!

— Вот, стану я ржаной хлеб есть! Я у матушки да у батюшки и на пшеничный не гляжу!

— Эй, Малашечка, ешь хлеб, а пироги впереди! — сказала ей печь.

Малашечка рассердилась и побежала далее. Бежала, бежала, устала, — села под дикую яблоню и спрашивает кудрявую:

— Не видала ли, куда братец Ивашечка делся?

А яблоня в ответ:

— Девочка-привередница, поешь моего дикого, кислого яблочка — может статься, тогда и скажу!

— Вот, стану я кислицу есть! У моих батюшки да матушки садовых много — и то ем по выбору!

Покачала на неё яблоня кудрявой вершиной да и говорит:

— Давали голодной Маланье оладьи, а она говорит: «Испечены неладно!».

Малаша побежала далее. Вот бежала она, бежала, набежала на молочную реку, на кисельные берега и стала речку спрашивать:

— Речка-река! Не видала ли ты братца моего Ивашечку?

А речка ей в ответ:

— А ну-ка, девочка-привередница, поешь наперёд моего овсяного киселька с молочком, тогда, быть может, дам весточку о брате.

— Стану я есть твой кисель с молоком! У моих у батюшки и у матушки и сливочки не в диво!

— Эх, — погрозилась на неё река, — не брезгай пить из ковша!

Побежала привередница дальше. И долго бежала она, ища Ивашечку; наткнулась на ежа, хотела его оттолкнуть, да побоялась наколоться. Вот и спрашивает:

— Ежик, ёжик, не видал ли ты моего братца?

А ёжик ей в ответ:

— Видел я, девочка, стаю серых гусей, пронесли они в лес на себе малого ребёнка в красной рубашечке.

— Ах, это-то и есть мой братец Ивашечка! — завопила девочка-привередница. —

Ежик, голубчик, скажи мне, куда они его пронесли?

Вот и стал ёж ей сказывать: что-де в этом дремучем лесу живёт Баба Яга, в избушке на курьих ножках; в послугу наняла она себе серых гусей, и что она им прикажет, то гуси и делают.

И ну Малашечка ежа просить, ежа ласкать:

— Ёжик ты мой рябенький, ёжик игольчатый! Доведи меня до избушки на курьих ножках!

— Ладно, — сказал он и повёл Малашечку в самую чащу, а в чаще той все съедобные травы растут: кислица да борщовник, по деревьям седая ежевика вьётся, переплетается, за кусты цепляется, крупные ягодки на солнышке дозревают.

«Вот бы поесть!» — думает Малашечка, да уж до еды ли ей! Махнула на сизые плетенницы и побежала за ежом. Он привёл её к старой избушке на курьих ножках.

Малашечка заглянула в отворённую дверь и видит — в углу на лавке Баба Яга спит, а на прилавке Ивашечка сидит, цветочками играет.

Схватила она брата на руки, да и вон из избы!

А гуси-наёмники чутки. Сторожевой гусь вытянул шею, гагакнул, взмахнул крыльями, взлетел выше дремучего леса, глянул вокруг и видит, что Малашечка с братом бежит. Закричал, загоготал серый гусь, поднял всё стадо гусиное, а сам полетел к Бабе Яге докладывать. А Баба Яга — костяная нога так спит, что с неё пар валит, от храпа оконницы дрожат. Уж гусь ей в то ухо и в другое кричит — не слышит! Рассердился щипун, щипнул Ягу в самый нос. Вскочила Баба Яга, схватилась за нос, а серый гусь стал ей докладывать:

— Баба Яга — костяная нога! У нас дома неладно, что-то сделалось — Ивашечку Малашечка домой несёт!

Тут Баба Яга как расходилась!

— Ах вы, трутни, дармоеды, за что я вас пою, кормлю! Вынь да положь, подайте мне брата с сестрой!

Фото

Полетели гуси вдогонку. Летят да друг с дружкою перекликаются. Заслышала Малашечка гусиный крик, подбежала к молочной реке, кисельным берегам, низенько ей поклонилась и говорит:

— Матушка река! Скрой, схорони ты меня от диких гусей!

А река ей в ответ:

— Девочка-привередница, поешь наперёд моего овсяного киселя с молоком.

Устала голодная Малашечка, в охотку поела мужицкого киселя, припала к реке и всласть напилась молока. Вот река и говорит ей:

— Так-то вас, привередниц, голодом учить надо! Ну теперь садись под бережок, я закрою тебя.

Фото

Малашечка села, река прикрыла её зелёным тростником; гуси налетели, покрутились над рекой, поискали брата с сестрой, да с тем и домой полетели.

Рассердилась Яга пуще прежнего и прогнала их опять за детьми. Вот гуси летят вдогонку, летят да меж собой перекликаются, а Малашечка, заслыша их, прытче прежнего побежала. Вот подбежала к дикой яблоне и просит её:

— Матушка зелёная яблонька!

Схорони, укрой меня от беды неминучей, от злых гусей!

А яблоня ей в ответ:

— А поешь моего самородного кислого яблочка, так, может статься, и спрячу тебя!

Нечего делать, принялась девочка-привередница дикое яблоко есть, и показался дичок голодной Малаше слаще наливного садового яблочка.

Читать дальше


10 ноября памятная дата — 220 лет со дня рождения В.И. Даля. В любой русской библиотеке среди множества других книг можно увидеть четыре толстых тома с одинаковой надписью на корешках: «Даль». Стоят они на самом почётном месте и выглядят очень торжественно. Это — знаменитый на весь мир «Толковый словарь живого великорусского языка», который составил Владимир Иванович Даль.  Словарь В. И. Даля в цифрах: 4 тома, 660 страниц, 47 лет упорного труда, 200 000 слов, 30 000 поговорок, пословиц и загадок.

В 1861 году вышло его знаменитое сочинение «Пословицы русского народа», которое представляет истинную сокровищницу изречений, оборотов, словом разнообразного богатства русского языка. В 1862 году был напечатан и «Толковый словарь» (в 4-х частях), обессмертивший имя автора. Через два года им были изданы рассказы «Картины из русского быта», а в 1871 году вышло полное собрание сочинений.

Первую славу В. И. Далю принес сборник сказок, который он выпустил в 1833 под псевдонимом Казак Луганский. О его сказках с особой похвалой отзывался    Пушкин. Считается, что именно под влиянием этих сказок Пушкин написал одну из самых лучших своих сказок («Сказку о рыбаке и  золотой рыбке») и преподнёс её Далю с такой надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин». Известным писателем он стал после публикации сборника «Русские сказки. Пяток первый». В 1832 году вышла объемистая (двести одна страница) книга, названная по — старинному длинно: «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским». Сатирический тон «Сказок» вызвал недовольство правительства:  «Страшный умысел против верховной власти, насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата …»  — так решил Мордвинов, управляющий Третьим отделением (тайная полиция тех лет). Сказки изъяли из продажи. Даля, «как неблагонадежного», поместили под арест, бумаги его взяли жандармы. Спасло опального писателя заступничество поэта В. А. Жуковского, воспитателя наследника престола. Чем же так испугали правительство и лично императора Николая I «Сказки» Казака Луганского? Весь сборник «Сказок…» пронизан симпатией к простому человеку: солдату, мужику, инородцу, бездомному бедняку, – который всегда побеждает злых и завистливых царедворцев, неблагодарных царей и прочих власть имущих. Народный язык сказок дополнен множеством пословиц, поговорок, образных словечек, и они стали убийственно точным средством характеристики героев. А в персонажах сказок многие лихоимцы (взяточники), с негодованием узнавали себя.

«Русские сказки. Пяток первый» стали на три десятилетия библиографической редкостью и вновь увидели свет лишь в 1861 году в собрании сочинений В.И. Даля. В первое издание «Пяток первый» вошли: «Сказка об Иване Молодом Сержанте…»; «Сказка о Шемякином суде…»; «Сказка о похождениях черта — послушника…»; «Сказка о Георгии Храбром и о волке»; «Сказка о баранах (Восточная сказка)». При их создании автор ориентировался на простых слушателей, тех, кто поймет и сочувственно отнесется к героям. Во вступлении к первой сказке «Об Иване Молодом сержанте…» Даль написал:  «…кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает…». Лучшими классическими иллюстрациями к сказкам по праву считаются работы известного художника Владимира Конашевича. Изучая сказки Даля, можно увидеть три направления его творчества в этом жанре. Многие из них сочинены самим Далем, некоторые являются обработкой народного детского фольклора или знакомы нам благодаря публикации вариантов этих сказок другими собирателями. Так «Девочка Снегурочка» напоминает русскую народную сказку «Снегурочка и лиса», «Медведь — половинщик!» — сказку «Вершки и корешки», «Привередница» – сказку «Гуси — лебеди». Тем не менее, все они имеют значение самостоятельных произведений, поскольку это был не простой «перепев» уже напечатанного, а пересказ сказок, записанных со слов народа.

Современным детям известны такие сказки В. И. Даля, как «Девочка Снегурочка», «Старик годовик», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса — лапотница» и многие другие. Сейчас мало кто знает, что первая сказка нашего детства «Курочка Ряба» принадлежит Владимиру Далю.

Наталья Зиненко, ведущий методист Центральной детской библиотеки им. А. П. Гайдара

Новости соседних регионов по теме:

Даль и его словарь (12+) - ЦБС г. Мыски

Даль и его словарь (12+)

К 220-летию Владимира Ивановича Даля в библиотеке микрорайона ГРЭС студенты первого курса Томь-Усинского энерготранспортного техникума приняли участие в познавательно-развлекательном часе «Великий собиратель слов».
05:44 12.11.2021 ЦБС г. Мыски — Мыски

randpoint7

Интерактивную беседу о Владимире Дале провели в библиотеке №152

Интерактивную беседу о Владимире Дале провели в библиотеке №152.
17:24 11.11.2021 Район Орехово-Борисово Южное ЮАО — Москва

Screenshot_20211111-161153_Chrome - БНТВ

В бежецком ДК показали «Сказки Колобка»

11 ноября в бежецком Доме культуры состоялся показ спектакля-игры по мотивам русских народных сказок «Сказки Колобка».
16:26 11.11.2021 БНТВ — Бежецк

«Вся его жизнь – подвиг во имя русского языка» - Межпоселенческая ЦБС

«Вся его жизнь – подвиг во имя русского языка»

                                                                              «Язык народа, бесспорно, главнейший и  неисчерпаемый родник наш» В.И.
15:42 11.11.2021 Межпоселенческая ЦБС — Красновишерск

Собиратель слов - Управление культуры

Собиратель слов

Владимир Даль вошел в историю России как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
15:49 10.11.2021 Управление культуры — Рязань

Собиратель слов - Управление культуры

Собиратель слов

Владимир Даль вошел в историю России как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
15:49 10.11.2021 Управление культуры — Рязань

randpoint5

Библиографическое ревю «Фейерверк словарей и энциклопедий»

 Сотрудники городской библиотеки №3   познакомили учащихся  с жизнью и творчеством В. И. Даля.
15:44 10.11.2021 Районная библиотека — Пугачёв

randpoint8

Книжная полка «Даль возвращается!»

В честь 220-летия со дня рождения известного русского писателя, философа, лексикографа, этнографа,
14:46 10.11.2021 ЦБС Энгельсского района — Энгельс

⭐10 ноября исполняется 220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля! - Межпоселенческая библиотечная система

⭐10 ноября исполняется 220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля!

К юбилею В.И.Даля в библиотеке подготовлена книжная выставка «Собирал человек слова».
15:33 10.11.2021 Межпоселенческая библиотечная система — Малая Вишера

randpoint4

«Великий собиратель слов»

К 220-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля – русского писателя, этнографа, лингвиста, врача.
13:49 10.11.2021 ЦБС Балахнинского района — Балахна

Познавательное мероприятие в библиотеке-филиале № 15 - Детская библиотека

Познавательное мероприятие в библиотеке-филиале № 15

22 ноября отмечается 220 лет со дня рождения знатока русского языка, собирателя народной мудрости Владимира Ивановича Даля.
13:14 10.11.2021 Детская библиотека — Мурманск

Собиратель слов - ЦБС города Рязани

Собиратель слов

Владимир Даль вошел в историю России как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
11:23 10.11.2021 ЦБС города Рязани — Рязань

Владимир Иванович Даль. В рисунках и в «ТикТоке» - Открытая образовательная сеть

Владимир Иванович Даль. В рисунках и в «ТикТоке»

10 ноября открывается прием работ на областной конкурс «Повсюду – Даль!» , посвященный 220-летию со дня рождения выдающего русского лексикографа, писателя, фольклориста, ученого, врача Владимира Ивановича Даля.
09:00 10.11.2021 Открытая образовательная сеть — Новосибирск

220 лет - Тюльганский район

220 лет

10 ноября исполняется 220 лет со дня рождения великого русского писателя, этнографа, учёного, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка – Владимира Ивановича Даля.
14:41 09.11.2021 Тюльганский район — Тюльган

Фотогалерея - Газета Тетюшские зори

Игровую программу «Пословица-всем делам помощница» провели в селе Кашка

Русские народные пословицы и поговорки — это неисчерпаемый кладезь народной мудрости.
10:17 09.11.2021 Газета Тетюшские зори — Тетюши

Библиокешинг «Уж так он устроен -толковый словарь!» - Портал культурных учреждений

Библиокешинг «Уж так он устроен -толковый словарь!»

Место проведения: Библиотека-филиал № 29 г. Грозного
Дата и время: 10.11.2021 в 12:00

10 ноября в преддверии Всероссийского Дня словаря ,
12:27 08.11.2021 Портал культурных учреждений — Грозный

«Великий и могучий русский язык» - Библиотека им. В.Г. Короленко

«Великий и могучий русский язык»

В рамках реализации проекта библиотеки «Громкие чтения» и проекта «Поддержка и пропаганда литературного русского языка на 2020-2025гг.
11:02 08.11.2021 Библиотека им. В.Г. Короленко — Курган

Череда благотворительных мероприятий, посвященных празднованию Нового года - Северо-Кавказский институт (филиал) МГЭУ
В соответствии с планом по воспитательной работе 29 декабря 2021 года завершилась череда мероприятий, посвященных празднованию Нового года.
Северо-Кавказский институт (филиал) МГЭУ

Ремонт в историческом здании ставропольской гимназии продолжают и в праздники - Телеканал СвоёТВ
Фото: администрация Ставрополя

Глава Ставрополя проинспектировал ход работ.
Телеканал СвоёТВ

В 2022 году в детских школах искусств Ставрополя появятся новые инструменты - Газета Ставропольский репортёр
Фото: pexels.com

Рояли, пианино, саксофоны, ксилофоны, баяны, скрипки, синтезаторы, флейты, домры и аккордеоны.
Газета Ставропольский репортёр

Нелегальную гостиницу обнаружили в Железноводске - Телеканал СвоёТВ
Фото: администрация Железноводска

Материалы проверки переданы в полицию.
Телеканал СвоёТВ

Мошенник обманул пенсионерку из Ставрополя на четверть миллиона рублей - Телеканал СвоёТВ
Фото: pixabay.com/anestiev

Неизвестный убедил женщину в том, что ей нужно срочно спасать свои деньги.
Телеканал СвоёТВ

По предварительной информации, Eurocopter, летевший из Уфы, рухнул в четырёх километрах от деревни Карагайкуль.
News-Kmv.ru

Детей, находящихся на лечении в больницах, и медиков поздравили с Рождеством - Единая Россия
Источник фото: Сергей Пархисенко / СКИА На Ставрополье продолжается акция «Доброе сЕРдце»

В Светлый праздник Рождества активисты Ставропольского регионального общественно-волонтерского центра «Единой России» совместно
Единая Россия

Ставропольчанка поблагодарила земляка-врача Игоря Лисянского за помощь в реабилитации - Bloknot-Stavropol.Ru
Игорь Лисянский, фото: cito-priorov.ru

В редакцию «Блокнота» обратилась жительница Ставрополя Татьяна.
Bloknot-Stavropol.Ru

В Ставрополе 2021 году полную иммунизацию против Covid-19 прошли более 175 тысяч человек - Газета Ставропольский репортёр
Фото: pexels.com

За прошедший год более 57 % от прикреплённого населения (застрахованные лица, проживающие на территории обслуживания медицинской организации) получили первый компонент вакцины.
Газета Ставропольский репортёр

Рождественские гуляния прошли во всех микрорайонах и поселках Пятигорска - Администрация г. Пятигорск
Так, жителей микрорайона «Белая Ромашка» ожидала праздничная программа с играми, конкурсами и выступлением творческих коллективов Городского дома культуры.
Администрация г. Пятигорск

Вы о них наверняка не знали:

«Алиса в стране чудес» была запрещена в Китае из-за наличия в книге говорящих зверей.
News-Kmv.ru

Фото: администрация Левокумского округа

Организация получила средства на реализацию своего проекта по сохранению традиционных ремесел «Некрасовский карагод».
Вечерний Ставрополь

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, слайд 1

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки

Сядем рядком да поговорим ладком.

Слайд 2

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, слайд 2

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости.

Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания.

Слайд 3

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, слайд 3

Чем отличается пословица от поговорки?

ПОСЛОВИЦА —  жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). 

ПОГОВОРКА — образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла

Слайд 4

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, слайд 4

Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?

На воде вилами писано
Языком кружева плетет
Положить зубы на полку
Гляди в оба
Легок на помине
Хоть шаром покати
Свинью подложить
Остаться с носом
Когда рак на горе свистнет
Рвет и мечет
Ни в зуб ногой.Весна красна цветами, а осень пирогами
Шуба лежит, а сам дрожит.
От умного научишься, а от глупого разучишься.
Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год;
На зеркало нечего пенять, коли рожа крива;
Когда придет беда, не пойдет на ум и беда;
Ученье – свет, а неученье – тьма.

Слайд 5

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, слайд 5

Игра «Красна речь пословицей». 1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.

Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде);
Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);
На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);
Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья);
Чужие штаны подальше от себя (Своя рубашка ближе к телу);
Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);
Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);
Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);
Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).

Слайд 6

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, слайд 6

2 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом.

На попятный двор. (Отказаться);
Заткнуть за пояс. (Победить);
При царе Горохе. (Давно);
Хоть шаром покати. (Ничего нет);
Легок на помине. (Появился быстро);
У черта на куличиках. (Далеко);
Яблоку негде упасть. (Тесно);
Как снег на голову. (Внезапно);
Ни к селу ни к городу. (Невпопад).

Слайд 7

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, слайд 7

3 ТУР «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица?

Да только воз и ныне там. (Из басни «Лебедь, рак и щука»)
Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);
Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);
А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);
А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);
А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).
Избави бог и нас от этаких судей. (Из басни «Осел и Соловей»)

Слайд 8

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, слайд 8

4 ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц: «Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость» и т.д.

— С родной земли – умри, не сходи
— Всякая сосна своему бору шумит
— Глупа та птица, которой свое гнездо не мило
— Корень учения горек, да плод сладок
— Сперва аз да буки, а там – и науки
— Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить
— Под лежачий камень вода не течет
— Горька работа, да сладок хлеб
— Двое пашут, а семеро руками машут
— На голове густо, а в голове пусто
— Волков боятся — в лес не ходить

Слайд 9

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, слайд 9

Заключение

Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.
Урок окончен. Спасибо за внимание.

Слайд 10

Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, слайд 10

Список использованной литературы

Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя словесника).
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831—34; Даль В. И. Напутное// Даль В. И. Пословицы рус.народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит.первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897;Аникин В. П. Рус.нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус.народа // Вопр. грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.

Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.-96с.

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/11/malye-zhanry-folklora-poslovitsa-i-pogovorka

Цель: создать условия для осознания
учащимися того труд человека приносит пользу не только себе, но и Отечеству

1.    
Познакомиться
с основными понятиями.

2.    
Способствовать
формированию чувства любви к родине.

3.    
Развивать
коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

4.    
Прививать
любовь к трудовой деятельности.

Этап
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Организационный
момент

Добрый
день! Надеюсь, что наш урок пройдет плодотворно, и мы отлично потрудимся
сегодня. А что значит трудиться, как вы думаете?

Приветствие

Ответы
детей

Актуализация
знаний

Посмотрите
на слайд попробуйте определить тему урока.

На
слайде картинки, где люди трудятся.

К тебе,
трудящемуся брату,

Я
обращаюся с мольбой:

 Не
покидай на полдороге

Работы,
начатой тобой.
Как вы понимаете это четверостишие?

О чем
сегодня будем говорить?

Тема:
«Плод добрых трудов славен» — запишите в тетрадь

Всегда
нужно заканчивать начатое

О труде

Открытие
новых знаний

Парная
работа

Давайте
разберем эту тему, чтоб у нас не осталось вопросов.

Вы
слышали такое слово «плод»? Какие плоды растений вы знаете?

— А
слово «плод» в переносном значении означает: результат, итог чего-либо.

Слово
«Добрый», откройте ваш цветок нравственности, является ли это качеством
нравственного человека?

Добротой
можно назвать чувство сострадания к ближнему существу. В частых случаях это
сопровождается жертвенностью по отношению к другим и пренебрежением к себе.
Доброта может быть бескорыстной и чистой. Хотя в настоящее время это
встречается все реже. Но встречается, поднимите руку, кто сталкивался с
добрыми людьми. Почему они добрые?

В общем,
доброта у всех разная, но призвана она к одной основной цели – помогать
другому человеку.

А как вы
объясните значение «Добрый человек?»

Добрый
человек – это тот, кто по отношению к другим живым существам совершает
поступки, приносящие им какое-либо благо.

Какие
пословицы о доброте вы знаете?

Доброму
бог помогает.

Доброму
гостю хозяин рад.

Доброму
добрая память.

Не ищи
красоты, ищи доброты.

На свете
не без добрых людей.

Добрые
умирают, да дела их живут.

Давайте
поясним несколько пословиц. На слайде три пословицы, обсудите их в парах, а
затем мы обсудим вместе.

Доброму
гостю хозяин рад.

На свете
не без добрых людей.

Добрые
умирают, да дела их живут.

А что
такое труд?

Труд –
это действие, направленное на конечный результат, на достижение пользы.
(записать)

Труд
бывает простой и сложный

Запишем
схему со слайда

Приведите
пример профессий простого труда (не нужно образование, профессиональная подготовка)

Приведите
пример профессий сложного труда (нужна профессиональная подготовка)

(яблоко,
груша, орех и др.).

Да

Заслушиваем
несколько ответов

Варианты
детей

Вспоминают

Если
человек с добрыми намерениями ему всегда рады

Везде
есть добрые люди, которые готовы помочь

О делах
добрых людей помнят долгие годы, даже после смерти

Уборщица,
дворник, официант

Врач,
учитель, инженер, строитель и тд

Закрепление
знаний

Что
является антонимом к слову трудолюбивый?

Сейчас
мы с вами посмотрим сказку, и обсудим кто является трудолюбивым, а кто
ленивым.

Просмотр
сказки «Вершки и корешки»

o  
-Каким вам
показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? 

o  
-А что
можно сказать о мужике?

o  
-Чем он
занимался в сказке?

o  
-Как одним
словом назвать все, что он делал? 

o   -Вспомните, как разделил мужик
урожай в первый раз?

o   -А во второй?

o   -Как думаете, почему мужик не
захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? 

o   -Кто в сказке вышел победителем?

o   -Почему сильного медведя победил
слабый мужик?

o   -Можно
ли мужика назвать трудолюбивым?

o   -А что
значит трудолюбивый?

Трудолюбивый
–любящий трудиться (записать)

Вспомните
трудолюбивых героев сказок, произведений

Несколько
пословиц о труде мы с вами сегодня уже вспоминали.

Сейчас,
вам необходимо поработать в группах и соединить начало пословицы и её конец.

Пословицы
Приложение 1.

В Группах соотнесите начало пословицы и конец, те 2 группы,
которые справятся первые – отметка.

На
прошлом уроке мы говорили о подвигах. Те, люди, которые боролись за мирное
небо, тоже совершали подвиг, они трудились на благо Родины как бы сложно это
не было..

— Легко
ли солдатам Русской армии  досталась слава?

— Итак,
слава (известность) достается тем, кто вершит добрые дела во имя своего
народа, села, города, страны, кто совершает добрые поступки.

Ленивый

( Он жадный, злой, ленивый, глупый)

Мужик умный, обхитрил медведя) ?

(Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает.
Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь.
Приехал жать).

( Трудился)

 (Медведю — вершки, себе –корешки)

( Медведю – корешки, а себе –
вершки)

( Мужик не захотел делиться с
медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

( Победителем в сказке оказался
мужик)

(: Потому, что мужик был умным.
А еще, в сказке добро побеждает зло)

Да

Любящий трудиться

Золушка, Крошечка-Хаврошечка, Падчерица
(Морозко) и тд

  1. Терпенье
    и труд всё перетрут.
  2. Делу
    время — потехе час.
  3. Без
    труда не вынешь и рыбку из пруда.
  4. Что
    посеешь, то и пожнешь.
  5. Сделал
    дело — гуляй смело.

6.      
Мать трудолюбива и дети не ленивы.

7.      
У плохого мастера и пила плохая.

8.      
Без дела жить — только небо коптить.

9.      
Жизнь измеряется не годами, а трудами.

10.   
Не потрудиться, так и хлеб не родится

11.   
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

12.    Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

нет,
нелегко, это тяжелый труд

Поведение
итогов

— Наш
урок мы продолжим с одного стихотворения замечательного поэта прошлого века
В.Я. Брюсова. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём
за давностью лет утеряно. Давайте подумаем и впишем его!

В мире
слов разнообразных,

Что
блестят, горят и жгут, —

Золотых,
стальных, алмазных, —

Нет
священней слова: «___________»

Все, что
пьем мы полной чашей,

В
прошлом создано ________:

Все
довольство жизни нашей,

Все, чем
красен каждый дом.

Новой
лампы свет победный,

Бег
моторов, поездов,

Монопланов
лет бесследный,

Все —
наследие __________!

Все
искусства, знанья, книги —

Воплощенные
________!

В каждом
шаге, в каждом миге

Явно
видны их следы.

И на
место в жизни право

Только
тем, чьи дни — в ________:

Только
труженикам — слава,

Только
им — венок в веках!

— Какое
слово вы вставили в стихотворение?

Прочитайте,
пожалуйста, свое четверостишие со вставленным словом.


каждой группы один ученик читает свое четверостишие).

О чем мы
сегодня говорили на уроке?

Что
такое труд?

Какой
бывает труд?

Оцените
себя по шкале трудолюбия, как вы считаете трудолюбивый ли Вы человек?

Верхняя
часть шкалы – Золушка

Нижняя
часть шкалы — Емеля

Работа в группах

Труд

Ответы детей

Оценивают

Воспитатель, МДОУ детский сад «Сказка», р.п. Дергачи Саратовская область

Дементьева С.А. СОД «Культура земледелия» // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 07.01.2022).

Заказ № 49998


Совместная образовательная деятельность

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»

Воспитатель: Дементьева С.А.

1.Возраст детей: 6 лет

2.Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.

3.Тема: «Культура земледелия»

4.Тип деятельности: интегрированный

5.Используемые технологии обучения: дифференцированный подход, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

6.Форма организации обучения: подгрупповая

7.форма обучения: игра

8. Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

 9.Цель: формирование бережного, уважительного отношения к результатам земледельческого труда и к труду земледельцев.

10.Задачи:

—    формировать дифференцированные представления о социальной значимости труда взрослых, о традиционном труде русских людей (его назначении, орудиях труда, трудовых действиях, востребованности результатов);

—    воспитывать интерес к культуре земледелия;

—    формировать навыки практического применения полученной информации в речевой, игровой, изобразительной деятельности.

11. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, речевая, двигательная.

12.Методы: наглядный (просмотр презентации, видео ролика), словесный (беседа, обсуждение, вопросы проблемного характера), игровые (герой), практические (лепка овощей).

13. Средства обучения для воспитателя: мультимедийный проектор, Домовёнок Кузя; презентация; фрагмент видео ролика «Вершки и корешки».

14. Средства обучения для детей: карточки к игре «Как наши предки выращивали хлеб»; радужный песок, влажные салфетки, баночки с крупой (пшеница, овес, ячмень, рожь), баранки.

15. Словарная работа: земледелец, плуг, серп, пахали.

16.Предшествующая работа: чтение р.н. сказки «Вершки и корешки», разучивание пословиц о труде земледельцев, о хлебе, беседа о профессиях людей.

17.Предполагаемые результаты:

— знание о социальной значимости труда взрослых;

— умение работать в коллективе и самостоятельно;

— интеллектуальный интерес к профессии земледельца.

ХОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я пришла к вам в гости из другого детского сада. У нас в детском саду живет Домовенок Кузя. Кузя любит спать за печкой и всё самое интересное проспал. Не знает, как выращивают хлеб, как приготовить кашу, а он так любит баранки. Как только услышал, что я иду к вам в гости попросился со мной. Можно он поиграет с нами. Пусть Кузя научится новому и интересному.

— Я вас приглашаю на выставку картин «Профессии взрослых».

— Ребята, назовите профессии людей, которые изображены на картинах. (Парикмахер, пожарный, врач, повар, водитель).

Воспитатель: Ребята, молодцы, много назвали профессий, а что вы знаете о труде земледельцев. Людей, каких профессий можно назвать земледельцами? (тракторист, комбайнер). А что вы знаете о труде земледельцев в старину. А поможет нам лучше узнать о труде земледельцев русская народная сказка «Вершки и корешки». (Видео ролик) Как вы думаете, кто в этой сказке вырастил зерно и репу? Чему она учит? (трудолюбию, терпению) Тяжелый или легкий это труд? Легко ли отдавать то, что вырастил человек своим трудом? (Дети отвечают на вопросы)

Воспитатель: Раньше пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. (Слайд)

Из них делали хлеб, который был основным продуктом питания русских людей. Еще росли гречиха, овес, ячмень – из них варили кашу.

Что было главным занятием русских людей?

Дети: Они выращивали хлеб.

Воспитатель. Да, ребята, главным занятием в то время было земледелие. Почему русским земледельцам приходилось много работать?

Дети: Нужно было кормить семью.

Воспитатель. Верно, семьи в старину были большими, по 10-12 человек. Чтобы человек смог прокормить семью, ему приходилось много работать. Давайте вспомним о том, с помощью каких орудий труда русский человек выращивал хлеб, и поиграем в игру.

Игра «Как наши предки выращивали хлеб»

Дети рассматривают карточки с поэтапным изображением выращивания хлеба.

(Пахота, сев, хлеб растёт, жатва, обмолот зерна, на мельнице, хлеб на столе)

Нужно разложить карточки по порядку.

Воспитатель: Для чего нужен был плуг?

Дети: Чтобы пахать землю.

Воспитатель: Для чего вспахивали землю?

Дети: Чтобы земля была мягкой.

Воспитатель. Труд пахаря был очень тяжелым. Раньше не было машин, которые бы помогали людям выращивать хлеб. Если в хозяйстве имелись лошадь или бык, с их помощью распахивали землю. Без лошади людям самим приходилось тащить плуг за собой.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод: «Много людей трудилось, чтобы вырастить и испечь хлеб, поэтому к нему относились очень бережно: доедали все кусочки, крошки собирали и отдавали птицам, животным. Человек, который выбрасывал хлеб как мусор, наказывался, его не любили».

— Ребята, а вы как относитесь к хлебу?

— Какие вы знаете пословицы о тяжелом труде пахаря?

Дети. «Не трудиться, так и хлебу не уродиться»,

«Терпение и труд все перетрут»,

«Что посеешь, то и пожнешь».

Психогимнастика «Колоски»

Воспитатель: Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю, – присядьте. Лежит зернышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело теплое солнышко, пропел дождь. Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток – медленно поднимайте руки. Пробил росток землю к потянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колоски тянутся к солнышку – почувствуйте напряжение в руках. Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски – расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол. Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски – улыбнитесь друг другу. Колосок из зернышка ржи какой? Ржаной. А из зернышка пшеницы какой? Пшеничный.

Воспитатель: Что необходимо для роста и созревания колоска?

Дети: Солнце, дождь и руки человека.

Воспитатель: Русские люди всегда с любовью относились к хлебу. Они придумали много пословиц о нем. Вспомните их, пожалуйста.

Дети: «Нет хлеба, так и нет обеда», «Хлеб – всему голова», «Хлеба ни куска, так и стол – доска», «Без хлеба нет песен», «Хлеб – батюшка, вода – матушка».

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете пословицу «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит»?

Дети отвечают. (Кто не дорожит хлебом, тот не дорожит трудом многих людей, сам не умеет трудиться).

Воспитатель: Ребята, а что еще выращивал мужик в сказке «Вершки и корешки»?

Дети: Репу (слайд)

Воспитатель: Репа небольшая, круглая, желтоватого цвета с плотной темно-зеленой ботвой. Репа, так же как свекла и морковь, относится к овощам, которые накапливают питательные вещества в утолщенном корне. Репа – древнейший овощ. Из репы готовили множество вкусных блюд: варили похлебку; парили в русской печи; пекли пироги с начинкой из репы; готовили репный квас; ели ее с медом.

Почему же репа так полюбилась нашему народу? Потому, что она вкусная и полезная.

Воспитатель: А еще, какие овощи, кроме репы, выращивали русские люди, да и сейчас выращивают? А ответить на мой вопрос вам поможет

Игра «Узнай овощ по описанию»

Воспитатель загадывает загадки с описанием овощей, ответ появляется на слайде.

(морковь, свекла, картофель, помидор, огурец, лук, перец, баклажан и др.).

  1. Как на нашей грядке,
  2. Выросли загадки.
  3. Сочные да крупные,
  4. Вот такие круглые.
  5. Летом зеленеют,
  6. К осени краснеют(помидор)
  7.  Красна девица
  8. Сидит в темнице, а коса на улице (морковь)
  9. На грядке длинный и зелёный, 
  10. А в кадке жёлтый и солёный(огурец)
  11. Над землей трава,
  12. Под землей бордовая голова (свекла)
  13. Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили,

А потом все съели

И всегда хвалили (картофель)

  1. Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят (лук)

  1. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява

Кто любит щи,

Меня в них ищи (капуста)

Воспитатель: Ребята, в какое время года собирают урожай? (осенью). А сейчас какое время года? (Осень) В это время в старину и сейчас, хозяйки заготавливают овощи на зиму. Кто знает, как можно сохранить овощи на зиму (засолить, сделать салаты). А еще можно квасить, например, капусту.

Воспитатель: Нравится вам еда из овощей? Чем полезны овощи?

Дети: Овощи полезные, потому что в них есть витамины.

Воспитатель: Правильно ребята, в овощах находиться много витамин и полезных веществ, нужные для здоровья человека.

— Ребята, я вам приготовила сюрприз, хотите узнать, что в моём сундучке? А здесь волшебный, радужный песок. Как вы думаете, что можно из него слепить?

— Ребята, Домовенок Кузя проспал и не заготовил овощи на зиму, поможем ему?

Подумайте и скажите, какие овощи можно вылепить из радужного песка, чтобы они были похожи на настоящие? (из оранжевого — морковку, из зелёного — огурец, из красного — помидор и др.)

(воспитатель в процессе работы уточняет приемы лепки)

Воспитатель: Кузя сказал, что ему очень понравилось с вами играть и благодарит вас за такие хорошие овощи.

— Ребята, чем мы сегодня занимались?

— В какие игры играли? (играли в игру «Как наши предки выращивали хлеб», «Узнай овощ по описанию», изображали колоски, лепили овощи для Кузи)

— Что нового, вы узнали сегодня?

— О чем вы хотели ещё узнать?

Молодцы, ребята, и мне и Домовёнку Кузе понравилось с вами играть. Кузя для вас тоже приготовил свои любимые баранки. Мне очень понравилось с вами играть.

  • Пословица про слово сказка
  • Послушать сказку теремок бесплатно
  • Послушать сказку аленький цветочек с матом
  • Послушайте интерпретации классических музыкальных сочинений в исполнении известных музыкантов
  • Послушать любовные истории рассказы