Пословицы к сказке три дочери

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 79-80. укм перспектива1. разделите сказку на смысловые

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80. 

УКМ «Перспектива»

1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.

Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:

  1. Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
  2. Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
  3. Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
  4. Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
  5. Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.

Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.

2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.

Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.

Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.

3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?

Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.

Морозко хотел испытать падчерицу.

4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.

Слова с ласкательными суффиксами:

Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.

5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.

6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?

Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника. 

Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.

7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?

Этот герой — собака под столом.

Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.

Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.

8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.

Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.

Опорные слова для пересказа:

Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Жизнь с мачехой.
  2. Требование мачехи.
  3. Падчерица под елью.
  4. Разговор с Морозко.
  5. Старик находит дочь.
  6. Предсказание собаки.
  7. Возвращение падчерицы.
  8. Старухина дочь и Морозко.
  9. Второе предсказание собаки.
  10. Мертвая старухина дочь.

9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.

Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса

Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.

Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.

А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.

Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.

Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.

А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает. 

Сжалился Морозко над девушкой.

А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.

А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.

Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.

Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.

Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.

Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.

Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.

Заголосила старуха, да только поздно.

10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.

Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.

Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.

Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.

Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.

1

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Пословицы к сказке три дочери

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Пословицы к сказке три дочери

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Пословицы к сказке три дочери

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Пословицы к сказке три дочери

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Пословицы к сказке три дочери

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

yurtov jpg crop1619076541

20 апреля исполнилось 105 лет со дня смерти священника Авксентия Филипповича Юртова. Отец Авксентий вошел в историю как первый представитель мордовского народа, сознательно посвятивший себя делу национального просветительства.

Авксентий Юртов родился 8(20) февраля 1854 года в деревне Калейкино Акташевской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии (ныне село Альметьевского района Республики Татарстан) в семье мордовских крестьян. В деревне проживали и мордва, и татары. С детства Авксентий хорошо усвоил татарский язык, что дало ему возможность поступить в Казанскую центральную крящено-татарскую школу. Состав учеников был смешанным: наряду с татарами, учились чуваши, удмурты, башкиры, мордва и русские. Обучение велось в основном на русском языке, но и татарский язык входил в число основных учебных предметов.

Позже Авксентий Филиппович продолжил образование в Казанской инородческой учительской семинарии, где был единственным семинаристом из представителей мордвы. Здесь он стал учеником видного педагога и востоковеда Николая Ивановича Ильминского, директора семинарии, который привлек талантливого молодого человека к исследовательской работе.

В 1872 году Авксентий Юртов сделал свой первый перевод на эрзя-мордовский язык «Истории Ветхого Завета». Летом ездил по мордовским деревням, читал свои переводы, изучал особенности языка и диалекты, собирал этнографический и фольклорный материал. По окончании семинарии Авксентий был оставлен учителем приготовительного класса. Затем преподавал в мордовском училище при Казанской семинарии. Однако желание быть ближе к народу заставило Юртова покинуть семинарию.

С 1883 года он работал в сельских народных училищах Самарской и Уфимской губерний, много занимался переводами на мордовский язык. Впервые в истории мордовского народа Авксентий Юртов ввел обучение в сельских школах на родных языках – эрзянском и мокшанском. В 1883 году в Казани изданы подготовленные им «Образцы мордовской народной словесности».

В 1884 году под руководством Ильминского Авксентий Юртов создал и издал первый мордовский букварь, основанный на элементах русской графики с использованием оригинальных диакритических знаков. При построении букваря он использовал весь свой опыт фольклориста, переводчика и педагога. Букварь был более доступным, чем аналогичные книги других авторов, отличался системностью, последовательностью, содержал элементы занимательности. Он состоял из основного текста, образцов мордовской народной словесности и нескольких молитв на эрзянском языке.

Позже Авксентий Филиппович создал эрзя-мордовский алфавит на основе кириллицы, учебники для мордовских детей. Перевел на эрзя-мордовский язык ряд православных религиозных книг. Начал большую работу по унификации правописания и введения новых принципов и единых орфографических норм мордовской письменности.

Авксентий Юртов собирал и публиковал мордовские, чувашские, татарские народные легенды, сказки, песни и пословицы, описал обряды и поверья крещеной мордвы Уфимской губернии. Его деятельность способствовала становлению письменного мордовского языка и методике обучения в русско-мордовских начальных училищах.

29 января 1889 года Юртов женится на девице Анне Георгиевне Березинской, дочери священника Георгия Гурьевича Березинского. Со своей матушкой Анной Георгиевной в мире и согласии Авксентий прожил 27 лет. Супруги Юртовы вырастили пять сыновей и три дочери. Один сын и одна дочь умерли еще в младенчестве.

Отец Авксентий в совершенстве знал русский, мордовские (эрзя и мокша), татарский и чувашский языки. С представителями каждого из местных народностей он мог говорить на его родном языке. Авксентий Филиппович, с малых лет воспитанный в православии, 1891 году стал священником новопостроенной Михаило-Архангельской церкви села Андреевки Уфимского уезда.

По рассказам старожилов, священник был добр, мудр, всегда готов был прийти на помощь тем, кто к нему обращался. Перед началом нового учебного года он лично сам обходил крестьянские семьи. Беседовал с родителями, дети которых должны были посещать школу. Хотел, чтобы дети инородцев – мордвы и чувашей – посещали школу, обучались первоначальной грамоте. Покупал книги, раздавал ученикам, но строго требовал, чтобы их не рвали, берегли для других, которые придут учиться после них

В последние годы перед смертью у Авксентия Филипповича часто болело сердце. Смерть наступила 20 апреля 1916 года, как записано в метрической книге священником Виталием Миртовым, от порока сердца. Его могила находится на территории храма.

Долгое время о священнике Юртове не было известно. О нем ничего не писалось и не говорилось как в светском обществе, так и в церковной среде. Салаватская епархия сейчас ведет сбор материалов для канонизации протоиерея, отца Авксентия. В 2000 годах в селе была построена новая церковь. А на месте предполагаемого алтаря установлен крест.

В селе Ильтеряково (Андреевка) Кармаскалинского района проживают уже пожилые внук и внучка Авксентия Филипповича. На территории семейной усадьбы проживает внук священника Анатолий Викторович Юртов, ему исполнилось 73 года. Анатолий Викторович с теплотой рассказывает о своем дедушке. В своём доме он организовал небольшой музей-уголок памяти деда, где имеется его фотография, иконы, посох.

«По словам отца Виктора Авксентевича, дедушка был человеком редкостным. Такие люди появляются на свет раз в сто лет. Он действительно был человеком бескорыстным, в то же время – строгим. Очень любил порядок. Изучал мордовский язык, он – начинатель мордовской письменности, издал эрзя-мокшанский букварь. Чтобы мордовцам было легче читать и понять, он многие церковные книги перевел на мордовский язык. В 1895 году по его инициативе открылась трехклассная церковно-приходская школа. Дедушка старался не только духовно просвещать, но учил грамотности», — говорит внук священника. Анатолий Викторович поделился со своей мечтой: «Наше село потихоньку расширяется. Появляются новые дома, увеличивается количество детей. Раньше в школе учились 11 классов, теперь оставили ее филиалом, и школьники обучаются до 9 класса. Хочу вернуть 11 классов в школе, ведь это все для нашего села, и имя дедушки дать нашей школе. Ведь он многое сделал для развития грамотности в селе».

Библиотекарь Ильтеряковской модельной библиотеки Анисия Михайлова рассказывает, что отец Авксентия Филипп воспитывался в приемной семье крещеного татарина Юртаева, позже фамилию сменили на Юртова.

«Аксена, как его называли в детстве, с ранних лет стремился к грамоте. Первоначальное образование он получает в соседней деревне, так как в родной деревне не было школы. Затем он поступает в Казанскую крещено-татарскую школу, основателем которого был ученый-востоковед Николай Иванович Ильминский. Директором школы был Василий Тимофеевич Тимофеев, крещеный татарин. Ильминский как даровитого ученика замечает Юртова при обучении в школе. Он поручал ему сбор материалов по фольклору, этнографии мордовского народа. После крещено-татарской школ Юртов поступает в Казанскую инородческую учительскую семинарию, где является первым учеником мордвином. По окончании семинарии Ильминский ходатайствовал о назначении его учителем мордовской начальной школы при семинарии. И вот он одновременно ведет преподавательскую деятельность и работает над созданием эрзянского букваря. 1884 году в типографии Казанского университета была издана небольшого формата на 103 страницах книга-букварь для мордвы эрзи с присоединением молитв и русской азбуки. Эта книга была первая книга для мордовских детей. Жители села Андреевка приняли Юртова очень тепло, так как к ним приехал родной по языку священник. В Андреевке он открыл церковно-приходскую школу, где обучал мордовских и чувашских детей грамоте. В настоящее время в нашем селе проживают внучка Юртова Елизавета Викторовна и внук Юртов Анатолий Викторович. Но до 1989 года внуки не знали, что дед является просветителем, пока их не ознакомили с письмом Ефима Григорьевича Осовского, профессора Саранского университета, которое он пишет в наш Башкирский государственный объединенный музей. И здесь уже сотрудник музея Мугатаров начинает вести работу. Он находит ряд документов в Казани, в Уфе, в нашем селе Андреевка. И вся наша общественность узнает о Юртове как о просветителе, когда в газете «Советская Башкирия» от 13 апреля 1989 года выходит статья «Просветитель Авксентий Юртов».

1 сентября 1991 году в селе открыли надмогильный памятник, который находится в церковной изгороди. В 1994 году в Ильтеряково прошел большой фольклорный республиканский праздник, посвященный 140-летию мордовского просветителя. На территории сельского дома культуры установлен бюст Авксентия Юртова.

«Авксентий Филиппович Юртов — первый представитель мордовского народа, профессионально занимавшийся изучением культуры и истории. Он перевел много книг на мордовский язык, особенно религиозную литературу. Создал мордовский алфавит на основе русской графики. На основе этого алфавита создал первый мордовский букварь. Собирал фольклор чувашский, мордовский, татарский. С 1996 года, по инициативе учителя нашей школы Ивана Бодрова, стали вестись уроки родного языка — мордовского и чувашского, и эти уроки ведутся по настоящее время. Ученики посещают уроки родных языков, класс делится подгруппы: на мордовскую и чувашскую. Также в нашей школе имеется музей краеведения имени Авксентия Юртова. Дети с интересом посещают уроки. К сожалению, есть тенденция к обрусеванию. Потому что браки смешанные, дома разговаривают на русском языке. Но есть те, которые язык понимают благодаря бабушкам и дедушка. Родителям нравится, что есть интерес к языку и желание общаться на нем. Мир мордовского языка и культуры открывает детям нравственные ценности — это трудолюбие, милосердие, любовь к родной земле, к природе. В нашей школе обучаются всего 95 учеников и из них 31 учащихся изучают мордовский язык», — рассказала учитель мордовского языка Ильтеряковской средней школы Екатерина Асабина.

«Наше богослужение совпало с днем памяти просветителя нашего мордовского народа, священного протоиерея отца Авксентия Юртова, который составил азбуку нашего мордовского народа. К дню его памяти запланировали сегодняшнее богослужение, а также панихиду. Сегодня мы молились на просветителя мордовского народа, который был настоятелем и похоронен близ храма. Мы должны это делать по одной простой причине, что это наш долг, обязанность и дань уважения нашему великому мордовскому народу. Особенно его основателю и учителю, отцу Авксентию Юртову, отдавшему многие свои годы составлению азбуки, прослужившему здесь несколько лет настоятелем, просвещавшему наш мордовский народ. Все последующие годы, в день его памяти, 20 апреля, мы будем совершать здесь богослужение в Михаило-Архангельском храме села Ильтеряково (Андреевка) Кармаскалинского района», — сказал епископ Салаватский и Кумертауский Николай во время литургии Преждеосвященных Даров в местном храме.

Предводитель мордовской диаспоры Башкортостанской митрополии Геннадий Никитин отметил, что он гордится тем, что является соплеменником отца Авксентия.

«Спасибо за приглашение участвовать в таком великом богослужении в честь памяти нашего учителя, священника, который создал мордовскую азбуку на основе кириллицы. Хочу сказать, чтобы помнили о всех наших предках, всегда чтили и так же к вам будут относиться наши потомки. Дай Бог вам здоровья».

В список святых в земле Уфимской просиявших включено 11 угодников Божиих, которые тем или иным образом связаны с Башкирской землей.

священномученик Симон (Шлеев),

епископ Уфимский священномученик протоиерей Евграф Еварестов,

священномученик иеромонах Максим (Попов),

священномученик иерей Алексий Канцеров,

священномученик иерей Тимофей Петропавловский,

священномученик иерей Петр Варламов,

мученик Киприан Яценко преподобный Моисей Уфимский,

святая преподобная Зосима Еннатская,

Уфимская блаженная Варвара, затворница Скворчихинская.

Мощи двух святых подвижниц, преподобной Зосимы Еннатской и блаженной Варвары Скворчихинской находятся в пределах Салаватской епархии.

Мощи преподобной Зосимы пребывают в Покрово-Еннатском мужском монастыре села Дедово Федоровского района, а мощи блаженной Варвары — в Свято-Варваринском женском монастыре села Скворчиха Ишимбайского района.

  • Поросенок в колючей шубке сказка
  • Портреты г тукая татарских писателей их произведения по программе татарские народные сказки
  • Порка ремнем по заднице рассказы
  • Портретные описания в сказках пушкина
  • Посвещен рассказ или посвящен