Пословицы к сказке толстого два брата подходящие

Детей писатель называл самыми строгими судьями. выдающийся отечественный писатель лев толстой имел благородное происхождение он родился в семействе графов


Польза рассказов Л. Н. Толстого для детей - http://gazeta-rybinsk.ru/

Детей писатель называл самыми строгими судьями.

Выдающийся отечественный писатель Лев Толстой имел благородное происхождение — он родился в семействе графов Толстых. Но его судьбу нельзя назвать счастливой, ведь очень рано будущий писатель остался без родителей.

Толстой получил качественное домашнее образование. Однако жизнь он решил посвятить не самодовольной помещичьей жизни, а творчеству.

И не последнюю роль в творческом наследии писателя сыграли произведения, написанные для детей — рассказы и сказки, которые родители читают ребятам и в наше время.

Особенности произведений Толстого

Толстой в работах использовал элементы народной мудрости и фольклора. Это и сказки, и пословицы, и различные легенды.

Рассказы Толстого полезны тем, что они позволяют разрешить основные задачи в воспитании, образовании ребенка. Они обладают глубоким содержанием, но в то же время — замечательным и неповторимым стилем художественного изложения.

Главные ценности в рассказах Толстого — терпение, духовное и нравственное совершенствование, умение жертвовать интересами ради высшего блага.

Писатель — детям

Как-то раз Лев Толстой в беседе с товарищем назвал детей «самыми строгими судьями». По мнению писателя, произведения,  предназначенные самым маленьким, должны быть понятно изложены, доступны для понимания и правильной трактовки ребенком.

Иными словами, главное в рассказах и сказках — это простота. Возможно, именно в этом и кроется причина того, что рассказы Льва Толстого столь востребованы и по сегодняшний день.

Популярны рассказы для детей «Яблоня», «Солдаткино жилье», «Булька» и другие.

Многие рассказы Толстого подходят для самых маленьких читателей — в возрасте от 2-3 лет и старше. Например, произведения, вошедшие в сборник писателя «Азбука».

В заключение отметим, что рассказы Толстого бесхитростны и добры. Они учат хорошему с детства, что важно в современном мире.

… Писатель завершил жизненный путь в поезде, неподалеку от станции Астапово. Его прах предали земле в Ясной Поляне — именно там в детские годы он искал «волшебную зеленую палочку», при помощи которой можно было бы сделать всех людей счастливыми и здоровыми.

Новости соседних регионов по теме:

Хвала тебе, книгочей! - Газета Кубань Сегодня

Хвала тебе, книгочей!

Всё лето в Краснодарской краевой детской библиотеке имени братьев Игнатовых проходил марафон чтения «На каникулы под книжным парусом» для читателей среднего и старшего школьного возраста.
18:05 26.08.2021 Газета Кубань Сегодня — Краснодар

Мир невероятных приключений… - ЦБС г. Подольска

Мир невероятных приключений…

Книги — это маленькое окошко в большой мир. На заключительном мероприятии летнего читального зала библиотеки № 15 сотрудники познакомили маленьких читателей с книгами замечательных авторов детской литературы: Толстого Л.Н.,
16:34 26.08.2021 ЦБС г. Подольска — Подольск

В Рыбинске мужчина попытался убить своего знакомого гвоздем - ЯРНОВОСТИ
Злоумышленнику грозит до десяти лет.

О преступлении стало известно, когда в одну из больниц Рыбинска был госпитализирован 32-летний мужчина с проникающим ранением груди.
ЯРНОВОСТИ

Архангелогородца выбросило под колеса встречного грузовика - Газета Золотое кольцо
28 октября около 11:50 в Ярославском районе на 293 км федеральной автодороги «Холмогоры» произошло ДТП: столкновение автомобиля «Ивеко» и автомобиля «ГАЗ», двигавшегося во встречном направлении.
Газета Золотое кольцо

Накануне — поздравления федерального уровня, сегодня — продолжение. Ярославские спасатели отмечают профессиональный праздник.
Городской телеканал

​Ярославские медики отмечены федеральными наградами - Ярославский регион
За большой вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией, стойкость и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга, награждены 40 сотрудников ярославских медицинских организаций.
Ярославский регион

Видео: ГТРК «Ярославия»

Сегодня глава региона принял участие в церемонии чествования работников здравоохранения.
ГТРК

Ярославский цирк приглашает гостей на праздничные представления - ТК Первый Ярославский
 

До Нового года осталось совсем немного. Однако у традиционных празднований новый формат — из-за пандемии коронавируса и рекомендаций Роспотребнадзора.
ТК Первый Ярославский

Заслуженные ярославцы получили государственные награды - Газета Золотое кольцо
В преддверии Нового года в Ярославском художественном музее состоялась торжественная церемония вручения государственных и региональных наград и премий за достижения в сфере культуры.
Газета Золотое кольцо

Видео: ГТРК «Ярославия»

Медали, почетные знаки, благодарности Президента и главы региона.
ГТРК

100 лет исполнилось жительнице Рыбинска - Рыбинские Известия
Нина Беляева полжизни отдала медицине

В начале войны спасала бойцов в эвакогоспитале, а после трудилась медсестрой на фронте.
Рыбинские Известия

Тема: Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведени$ем Л.Н.Толстого.

Задачи: 1) образовательная: Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям, научить определять жанр произведения, сравнивать , выделять их особенности; делить текст на части; составлять пл$ан; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;

2) воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев;

3) развивающая: Формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.

Планируемые результаты (УДД):

$личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные: $регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;

коммуникативные – уметь задавать вопросы, в$ести диалог при работе в группах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности; делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация$, система Вотум, пульты, портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2013 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2014 г.

Формы урока учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

$Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. (Дети поворачиваются). Молодцы!

Вхождение в урок: дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

Из глубокого колодца (руки «О»)

Солнце медленно встает (руки над головой),

$– Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)

Новый день она начнет ($руки вниз широко).

Учитель. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.

Учитель. Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят р$овно. Нам предстоит интересная работа.

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.

Повторяем 3 раза.

Эпиграфом нашего урока будут такие слова:

Слайд 1

$«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

— Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух

— Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

— Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? $(произведение будет связано, в произведение будет говориться о)

  1. Повторение пройденного материала$ (3 мин).

Игра «Вспомни и назови».

Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.

1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.)

2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).

3) Мышка сказала$:

— Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. (Басня «Страшный зверь»)

$— Кто автор этих произведений? (Л.Н.Толстой)

3. Работа с текстом до чтения.

Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать творчество великого русского писателя…

— Определите по ключевым словам жанр произведения:

волшебная, бытовая, богатырская, народная, авторская (сказка)

-Назовите признаки сказки $(зачин, волшебство, троекратный повтор, концовка)

Тема нашего урока …

Какие цели ставим? (познакомиться с произведением Л.Н.Толстого, научиться выразительно читать, узнать, чему нас учит сказка)

— Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (ответы детей$)

— Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.

— Когда вы будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки.

-Знакомство с биографией Л.Н.Толстого.$

Янбарисова Аделина получила задание изучить биографию Л.Н.Толстого и поделиться своими знаниями с нами.

Л.Н. Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад, а умер в 1910г. Он прожил 82г. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание его сочинений – 90 томов.

Л.Н. родился и провёл детство в имении «Ясная Поляна». Мама умерла рано, когда ему было 2 года. Его окружили з$аботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все, окружающие его люди, были для него хорошими и родными людьми.

Толстого окружала дивная природа. Он любил бродить по аллеям парка, наслаждаться запахами лугов и полей, купаться в речушке, протекавшей в имении.

Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила титул графа. Отец Толстого был военным, участвовал в войне 1812г. Маму свою не помнит, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке.

$

В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на иностранные языки. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Много путешествовал.

К концу жизни вернулся в своё имение «Ясная Поляна», продолжал писать произведения.

— А что вы, ребята, знаете о Л.Н.Толстом?

4. Работа с текстом во время чтения.

$1.Чтение сказки «Два брата» хорошо читающими ребятами.

2.Словарная работа. Какие слова показались вам непонятными.

Любо, не убыло, подивились, на месте друг друга не застали, хлеб.

3.Подготовка к технике чтения.

Для того, чтобы трудные слова вам читалось быстро и правильно давайте, их прочитаем сначала по слогам, а затем целыми словами

Читаем вместе:

$Од-но-го одного

По-ди-ви-лись подивились

Нес-коль-ко несколько

Пе-ре-кла-ды-ва-ли перекладывали

4.Чтение сказки.

— чтение «цепочкой»

5. Вопросы после чтения.

— Понравилась вам сказка? Чем?

— Назовите главных героев.

— Найдите и прочитайте, чем занимались братья

— Как они поделили зерно?

$- О чём думал старший брат? Прочитайте.

— О чём думал младший брат? Прочитайте.

— Почему зерна не убыло?

— Почему «еще крепче стала любовь между братьями»? $(Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).

— Какие братья? (добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые)

— Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие$?

(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).

Чему учит сказка?

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

$И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Работа с текстом после чтения.$.

1.Подготовка к пересказу.

Задание «Проталинка»

Вам нужно вставить слова, которые по неизвестной причине выпали из текста

(Слайд — дан текст. В одном селе жили два брата, ____, _____. У старшего брата детей не было; у младшего было_____ детей. Жили братья так _______, что _____было на них смотреть.)

(Слайд – контроль. Слова: землю пахали, хлеб сеяли, четверо маленьких, дружно, любо.)

— Сейчас подумайте и скажите, сколько частей в сказке? Как можно озаглавить каждую часть?

$Одну из целей перед началом урока вы ставили научиться выразительно читать.

Теперь, зная характер братьев, отношения в этой семье и объяснив все трудные слова, я думаю, мы сможем прочитать сказку выразительно. $

Какие чувства вам предстоит передать?

Слайд

Спокойное повествование о братьях

Тревога, волнение, забота друг о друге

Радость за братьев

— чтение по рядам

Работа в парах. Задание в рабочей тетради. Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажите её.

— Что нам поможет сделать этот план? (правильно пересказать текст)

2. $Работа над пословицами.

Назовите ту, которая, вам кажется, наиболее подходит к этой сказке:

Жизнь дана на добрые дела

Любовь братская лучше каменных стен.

В дружной семье и в холод тепло.

— Какую пословицу подобрали?

— Что происходит между братьями? (Дружба$.)

— На какую тему? ( О дружбе.)

— Какие вы знаете пословицы о дружбе?

— Давайте вспомним эпиграф нашего урока.

— Какая из пословиц очень его напоминает. Как вы считаете, почему русская пословица и изречение римского философа так похожи? (отношения между людьми важны для любого народа)

-Ребята, как вы считаете, только ли в семье надо жить в дружбе и в согласие? ($ответы детей)

3$. Групповая работа. Моделирование обложки к сказке (проектно-исследовательская работа)

Теперь проверим, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать в группах.

— Прочитайте модель сказки.

6. Самостоятельная работа. Система Вотум.

Вопросы:

  1. Кто автор сказки «Два брата»?

1.А.С.Пушкин

$2.Л.Н.Толстой

  1. Какая эта сказка?

1.бытовая

2.волшебная

  1. Кто главные герои сказки?

1.братья

$2.брат с сестрой

  1. Сколько детей у младшего брата?

1. нисколько

2.четверо

  1. О чём эта сказка?

1.о дружбе и любви в семье

2.о добре и зле

— Анализ самостоятельной работы

  1. Рефлексия. Итог урока$. Д/з. нарисовать иллюстрацию к сказке, подготовить пересказ

Ребята высказываются одним предложением:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…$

Урок дал мне для жизни…

Если вам было интересно, и вы работали в полную силу, то поднимите улыбающееся лицо человечка.$

Если вам было интересно, но по какой-то причине у вас что-то не получалось, то поднимите серьёзное лицо.

Если вам было неинтересно, и у вас возникали трудности, то поднимите грустное лицо.

Обращение к гостям.

Я держу в ладошках Солнце!

Я дарю его друзьям!

$Улыбнитесь – это ж просто,

Лучик Солнца – это Вам!

Тема: Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата».

Тип урока$: урок изучения нового материала.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого.

Задачи: 1) образовательная: Способствоват$ь формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям, научить определять жанр произведения, сравнивать, выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;

2) воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев;

$ 3) развивающая: Формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, опре$деляя основную мысль.

Планируемые результаты (УДД):

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные: регулятивные$ – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;

познавательные – воспроизводя$т по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;

коммуникативные – уметь задавать вопросы, вести диалог при работе в группах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

$предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности; делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, система Вотум, пульты, портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2013 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтен$ие: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2014 г.

Формы и методы работы учащихся$: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Технологии, методы и приемы:

Урок литературного чтения построен в технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения). Соблюдаются 3 этапа работы с текстом:

1) Работа с текстом до чтения;

По заголовку учащиеся предполагают тему, героев, содержание текста. Совместное целеполаган$ие настраивает детей на активный поиск ответов в течение урока. На этом этапе был использован частично-поисковый метод работы (сообщение Аделины о творчестве Толстого)

2) Работа с текстом во время чтения;

На этом этапе используется прием чтения хорошо читающими детьми, чтения «по цепочке», ведется по ходу чтения словарная работа, работа по технике чтения. Выявляется первичное восприятие содержания, совпадение первичных предположений детей о содержании с помощью вопросов, беседы. После повторного чтения всего текста или его от$дельных фрагментов дети отвечают на уточняющие вопросы к каждой смысловой части. Обобщается прочитанное. Ведется работа над выразительным чтением.

$ 3) Работа с текстом после чтения.

Ведётся работа по подготовке к пересказу, составление плана. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа над пословицами. На этом этапе использовались методы парной работы (выявление ошибок в плане), групповой работы, где проведена проектно-исследовательская работа (моделирование обложки). В конце урока проведена небольшая проверочная работа по системе Вотум, рефлексия.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

Тема урока: Л. Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»).

ЦельОбеспечить младшим школьникам понимание сказки Л. Н.
Толстого «Два брата»
                                                      

Задачи: 1.Формирование умений учащихся  анализировать
художественное произведение, определяя основную мысль.

2. Способствовать формированию коммуникативных навыков
учащихся: умение выслушивать разные точки    зрения, высказывать и обосновывать
свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям.

3. Воспитывать активную личностную позицию учащихся.

 Урок литературного чтения построен в
технологии формирования правильной читательской деятельности (технологии
продуктивного чтения). Соблюдаются 3 этапа  работы с текстом:

По
иллюстрации, имени и фамилии автора, по заголовку учащиеся предполагают тему,
героев, содержание текста. Совместное целеполагание настраивает детей на
активный поиск ответов в течение урока.

 На этом
этапе используется прием самостоятельного чтения,  чтения с остановками,
предвосхищения и предугадывания содержания, ведения диалога с автором через
текст, комментированное чтение, ведется по ходу чтения словарная работа.
Выявляется первичное восприятие содержания,  совпадение первичных предположений
детей о содержании с помощью вопросов,  беседы.  После повторного чтения всего
текста или его отдельных фрагментов дети отвечают на уточняющие вопросы к
каждой смысловой части. Обобщается прочитанное. Ведется работа над
выразительным чтением.

3) Работа с текстом после
чтения.

Концептуальная
(смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с
авторской позицией. На этом этапе идет знакомство учащихся с писателем. В моих
уроках это уместно было провести на первом этапе. Выявление и формулирование
основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Творческие задания,
опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции,
воображение, осмысление содержания, художественной формы).

В результате
чего уроки литературного чтения становятся мотивированными, увлекательными,
личностно-ориентированными.
  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Актуализация знаний

— Добрый день, ребята! Урок литературного
чтения.

— Почему для нас важны уроки литературного
чтения?

Куда совершили путешествие с вами на
предыдущем уроке? (слайд — имение Толстого)

В каком веке побывали  и у какого писателя?

Кто такой Л. Н. Толстой? (слайд -портрет,
годы жизни)

Эпиграф урока: Каждый понимает счастье
по-своему…
(слайд)

Как понимаете, что такое счастье?

Что является счастьем для вас сейчас?

В чем заключалось счастье Л. Н. Толстого?
(Вопрос на слайде.  После ответа детей появляются фотографии: школа,
крестьянские дети, учебные книги Толстого)

Вывод: Чем бы ни занимался Л. Н. Толстой –
все пронизывала мысль: «Не навреди!» (слайд). Да, и школа Толстого, и его
книги, и вся его жизнь охраняли «таинственный и нежный процесс души» (слайд)

Отвечают на вопросы.

— В имение Л. Н. Толстого в Ясную Поляну.

XIX
век

Л. Н. Толстой – великий русский писатель.

Читают эпиграф про себя.

Объясняют и приводят примеры счастья для
себя.

Рассказывают о Л. Н. Толстом, о его школе
для крестьянских детей, его учебниках: Азбука и 4 тома книги для чтения.

Личностные: мотивация учения, интерес к чтению, необходимости
учиться, смыслообразование. Коммуникативные: участие в диалоге, точное
выражение своих мыслей, обосновывание своей точки зрения, умение слушать и
слышать других.

Определение темы урока. Работа с текстом до
чтения.

Сегодня продолжим знакомиться с творчеством
Л. Н. Толстого.

Определите по ключевым словам жанр
сегодняшнего произведения: волшебная, анималистическая, бытовая, богатырская,
народная, авторская (слайд)

Да, это сказка (слайд)

По заглавию и рисунку в учебнике ваши
предположения, о чем будет говориться в сказке? Кто из братьев старше? Кто
младше? В современное ли время будут описываться события в сказке? (по
одежде) О чем могут беседовать между собой братья? (обратить внимание на
эпиграф)

— Это сказка.

Предположения детей, ответы на вопросы

Познавательные: синтез информации, извлечение информации,
представленной иллюстрацией к сказке

Коммуникативные: участие в диалоге, точное выражение своих мыслей,
обосновывание своей точки зрения, умение слушать и слышать других.

Постановка целей урока.

Какую цель поставим перед собой на уроке?
Учитель со слов детей фиксирует на доске.

Обратить внимание на «Шкалу успеха» на
доске: постараться по ней подняться, как можно выше.

Учащиеся ставят цель: Прочитать сказку,
узнать о братьях, о чем они беседуют. Чему учит сказка?

Как стать счастливым? …

Регулятивные: самостоятельное формулирование целей урока,
планирование деятельности

Работа с текстом во время чтения.

1.Словарная работа ведется во время чтения:
полдень, подле них, не сули.

2. Чтение вслух детьми с прерыванием,
ведение диалога с автором, предположения детей по содержанию. «Кто найдет
этот камень, тот пускай идет прямо в лес, на восход солнца».

— О чем хочется спросить автора?

— Ваши предположения.

Дальше прямой ответ в тексте.

«…и вместе найдем счастье»

— Что можете сказать о младшем брате? Какой
он по характеру?

«Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не
советую»

— Какой вопрос возникает?

— Охарактеризуйте старшего брата.

-Далее прямой ответ в тексте.

После доводов младшего брата:

— Как поступит младший брат? Ваши
предположения.

— Охарактеризуйте его.

— Кто бы из вас поступил так же, пошел за
счастьем?

Физминутка для глаз и двигательная
физминутка.

3. Самостоятельное чтение до конца.

Найти ответ на вопрос: Чем завершился спор
братьев о счастливой жизни?

Вывод: Л. Н. Толстой был убежден, что каждый человек
приходит в этот мир для счастья, но приходит к нему по- своему, проживает
свою жизнь так, как считает нужным. Каждый человек имеет право выбора. Можно
прожить скромно и тихо, только ради себя или с пользой для других, как Л. Н.
Толстой. Он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье.

Чтение сказки вслух детьми. Диалог с
автором, предположения по содержанию.

— Зачем идти в лес?

Охарактеризовывают младшего брата

— Почему не хочет идти сам и брату не
советует? Дают характеристику старшего брата

Дети высказываются

Добавляют черты характера младшего брата

Поднимают руки, кто бы тоже рискнул идти за
счастьем. Показывают по желанию перед классом.

Дочитывают до конца сказку про себя и
отвечают на вопрос.

Коммуникативные: постановка вопросов, участие в диалоге, точное
выражение своих мыслей, обосновывание своей точки зрения, умение слушать и
слышать других.

Личностные: эмоциональность, эмпатия, умение чувствовать
красоту и выразительность речи, интерес к ведению диалога с автором.

Познавательные: осмысленное чтение, извлечение информации,
осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи, строить
рассуждения.

Коммуникативные: участие в диалоге, точное выражение своих мыслей,
обосновывание своей точки зрения, умение слушать и слышать других.

Работа с текстом после чтения

1. Найти и прочитать в тексте пословицы
старшего брата (слайд: синица и журавль) Под этими птицами подразумевается
счастье.

— Какая синица по величине? Покажите,
держите её в ладошках: вот она маленькая, но в руках, с тобой.

— Какой журавль? (большой) Но он где?
(далеко, не с тобой)

— В чем смысл этих пословиц? Какую жизнь
предпочитает старший брат?

2. Прочитать пословицы младшего брата.

— А как считает лучше жить младший брат?

3. Работа в парах с карточками (слайд)

Новые пословицы вложить в уста братьев.

— Не только свету, что в окне; на улицу
выйдешь – больше увидишь.(Мл. брат)

— Не живи, как хочется, а живи, как можется.
(Ст. брат)

( Проверить самостоятельную работу по
слайду, доказать)

— Кто из вас согласен со старшим братом? А с
младшим?

4. Игра «Ловишка»

Ловите те качества, которые необходимы для
счастливой  и успешной жизни.

Учитель называет, а дети хлопают- ловят: порядочность,
верность, злоба, жадность, любовь к ближнему. Зависть, трусость, уважение,
доброта, ненависть, предательство, целеустремленность, отзывчивость.

5. Примеры из своей жизни.

— Братья были перед выбором своей будущей
жизни. Каждый действовал по велению своего сердца и разума.

— Приведите примеры из своей жизни, когда
вам надо было сделать выбор, как поступить. Какое решение вы приняли?

6. Творческая работа в группах.

— К какому жанру близка сказка Толстого?

— Придумайте вариант народной сказки, максимально
сохраняя сюжет сказки Толстого.

7. Инсценирование сказок.

Зачитывают пословицы старшего брата: Искать
большего счастья – малое потерять. Не сули журавля в небе, а дай синицу в
руки.

Показывают размеры птиц: синица в руках, а
журавль – руки кверху( далеко в небе)

Отвечают на вопросы.

Пословицы младшего брата: Волков бояться, в
лес не ходить. Под лежачий камень вода не потечет.

Соединяют  линией.

Доказывают свой выбор.

Хлопают в ладоши, «ловят» положительные
качества

Приводят примеры из своей жизни. Например,
гулять- делать уроки

Выбирают героев для своей сказки,
распределяют роли и репетируют

Показывают свою сказку перед классом

Познавательные: поиск информации, анализ, сравнение, рассуждение,
доказательство.

Коммуникативные: участие в диалоге, точное выражение своих мыслей,
обосновывание своей точки зрения, умение слушать и слышать других, принимать
иную точку зрения, взаимодействие с одноклассниками, договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности,

Личностные: эмоциональность, эмпатия, умение чувствовать
красоту и выразительность речи, интерес к ведению диалога с автором.

Регулятивные: самостоятельность, реакция на ошибку,
произвольность в поведении, понимание учебной задачи

Рефлексия

— Сказка написана в XIX
веке. Почему до сих пор её читают в современной школе?

— Почему для своих яснополянских школьников
Л. Н. Толстой не придумывал развлекательные истории?

— Так каким же учителем был Л. Н. Толстой?

— Какую цель ставили в начале урока?

Как её достигли?

— Был ли полезен урок? В чем польза?

— Где и как пригодятся эти знания?

Отвечают на вопросы, осмысливают,
анализируют, рефлексируют

Познавательные: анализ, рассуждение, установление
причинно-следственных связей, доказательств, строить рассуждения.

Оценивание

Само- и взаимооценка по шкале успеха.

Учащиеся дают оценку своей деятельности и
деятельности соседа по парте

Регулятивные: определяют степень успешности своей работы и работы
других в соответствии со «шкалой успеха»

Домашнее задание

1) I вариант – пересказ сказки от лица старшего
брата

II
вариант – пересказ от лица младшего брата

2) Нарисовать счастье-мечту.

Записывают задание на дом

Коммуникативные: учет разных мнений, позиций

Личностные: чувство прекрасного, внутренняя позиция школьника

Конспект урока, выполненного в технологии развития
критического мышления.

Урок 
литературного  чтения  в 4 классе

Начальная
школа
XXI
века

Тема урока: Л.Н. Толстой. «Два
брата» (сказка)

Цель: познакомить учащихся с
произведением Л.Н.Толстого «Два брата».

Задачи:

— учить анализировать литературное
произведение, строить предположения, задавать вопросы, высказывать своё
отношение о прочитанном;

— развивать умения учащихся
критически мыслить, сравнивать и сопоставлять полученную информацию;

— воспитывать культуру общения,
доброжелательное отношение друг к другу.

Место урока в теме: изучение нового материала.

Оборудование: Ефросинина Л.А., Оморокова
М.И. Литературное чтение. 4 класс. Учебник в двух частях (Часть 2). Раздаточный
материал. Интерактивная доска.

Продолжительность урока: 35 минут

Ход 
урока

I.                   
Организация
учащихся

II.                
Вызов

— Прочитайте
обложки книг. Что их объединяет? (1 слайд)

— Какое из
произведений Л.Н.Толстого мы не читали еще на уроках литературного чтения?

      На
доске надпись

Л.Н.
Толстой. «Два брата» (сказка)

Учащимся
предлагается подумать над названием.

— Прочитайте
название.

— О чём может
быть произведение с таким названием?

— О чём
говорит название жанра?

Дети
высказывают предположения, учитель кратко записывает их на доске.

III.             
Осмысление

1. Чтение
текста с остановками

Текст
сказки разбит на смысловые части, которые постепенно появляются на
интерактивной доске. (Можно, при отсутствии проектора, распечатать текст по частям
на отдельных страничках, чтобы дети не видели следующей части и не читали текст
вперёд.) Учащиеся читают текст. После каждой остановки идёт обсуждение по
вопросам учителя. Дети могут ставить свои вопросы.

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли
отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и
на камне что-то написано.

1
остановка

— Как вы
думаете, что могло быть написано на этом камне?

Они стали разбирать и прочли:

«Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт
прямо в лес на восход солнца. В лесу придёт река: пускай плывёт через эту реку
на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведи­цы
и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь
счастие».

2 остановка

— Выскажите ваши предположения о том, как могли поступить братья?

— Что бы вы сделали на их месте?

Братья прочли, что было написано, и
меньшой сказал:

—   Давай пойдём вместе. Может быть, мы
переплы­вём эту реку, донесём медвежат до дому и вместе найдём счастие.

3 остановка

— Что предлжил младший брат?

— Какой ответ мог дать ему старший?

Тогда старший сказал:

      —  Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не сове­тую.
Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть,  всё
это написано на смех. Да,  может быть,  мы  и  не так разобрали.  Второе:  если
и правда написана, — пойдём мы в лес, придёт ночь, мы не попадём на реку и
заблудимся. Да если и найдём ре­ку,  как  мы  переплывём  её?  Может  быть, 
она  быстра и широка? Третье: если и переплывём реку, — разве лёг­кое дело
отнять у медведицы медвежат: она нас задерёт, и мы вместо счастия пропадём ни
за что. Четвёртое де­ло: если нам и удастся унести медвежат, — мы не добе­жим
без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: ка­кое счастие мы найдём в этом
доме? Может быть, нас там ждёт такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

4 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы
к этой части.

— Согласился ли старший брат с младшим?

— Почему он не захотел следовать инструкциям на камне?

— Согласны ли вы с доводами старшего брата?

— Согласится ли с ними младший?

А меньшой сказал:

—  По-моему, не так. Напрасно этого писать
на кам­не не стали бы. И всё написано ясно. Первое дело: нам беды не будет,
если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдём, кто-нибудь другой прочтёт
надпись на камне и найдёт счастие, а мы останемся ни при чём. Третье де­ло: не
потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвёртое: не хочу я,
чтоб подумали, что я че­го-нибудь да побоялся.

5
остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы
к этой части.

— Согласился
ли младший с рассуждениями старшего?

— Почему?

— Как он
рассуждал?

— Согласны ли
вы с младшим братом?

— Сумеет ли
младший брат убедить в своей правоте старшего?

Тогда старший сказал:

—    И пословица говорит: искать большого
счастия — малое потерять; да ещё: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

А меньшой сказал:

—    А я слыхал — волков бояться, в лес не
ходить; да ещё: под лежачий камень вода не потечёт. По мне, надо идти.

6
остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы
к этой части.

— Пришли ли
братья к единому мнению?

— Объясните
смысл пословиц.

— Будут ли
они действовать сообща?

— Чем может
закончиться спор братьев?

— С кем бы вы
пошли?

— Почему?

— Что
произойдёт дальше?

Меньшой брат пошёл, а старший остался.

Как только меньшой брат вошёл в лес, он
напал на реку, переплыл её и тут же на берегу увидал медведи­цу. Она спала. Он
ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал доверху,
выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в го­род и сделали
царём.

Он царствовал пять лет. На шестой год
пришёл на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его.

7
остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы
к этой части.

— Сбылось ли
предсказание на камне?

— Стал ли
младший брат счастливым?

— В чём было
его счастье?

— Чем
закончилось царствование младшего брата?

— Как могла
сложиться его дальнейшая судьба?

— Был бы он
счастливее, если бы послушался старшего?

— А что
произошло со старшим братом?

Тогда меньшой брат пошёл опять
странствовать и пришёл к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато ни
бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

—    Вот и вышла моя правда: я всё время
жил тихо и хорошо,  а ты хошь и  был царём,  зато  много  горя видел.

А меньшой сказал:

—    Я не тужу, что пошёл тогда в лес на
гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и
помянуть-то нечем.

8
остановка

— Как
сложилась жизнь старшего брата?

— Доволен ли
он ею?

— Как
встретились братья?

— Изменилось
ли их мнение о верности предсказания?

— Пожалел ли
старший о том, что не пошёл с младшим?

— Чья жизнь,
по вашему мнению, сложилась счастливо?

            2.
Работа в парах
.

Составление
сравнительной таблицы. Учащиеся формулируют линии сравнения, учитель записывает
их в таблицу на доске, дети делают записи в тетрадях. Работа на карточках.
После обсуждения в парах на местах заполняется таблица на доске.

Линии
сравнения

Старший 
брат

Младший 
брат

Высказывания о
предсказании

Написано на смех

Напрасно писать не стали
бы

Поступки

Остался на берегу

Переплыл реку

Результат

Жил ни богато, ни бедно

Царствовал пять лет,
потом опять стал странствовать

Черты
характера

Нерешительный,
практичный, добрый, спокойный, ровный, недоверчивый, осторожный, серьёзный

Смелый,
отчаянный, вспыльчивый, решительный, легковерный, бесшабашный, неунывающий,
жизнерадостный


Сделайте вывод: как относится к своей жизни каждый из братьев?

Как характер
человека влияет на его жизнь?

IV.             
Рефлексия

— Ожидали вы,
что у сказки может быть такой конец?

— Давайте
вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чём может быть
произведение с таким названием?»

-Подумайте,
какой главный вопрос ставит перед нами Л.Н.Толстой, рассказав нам эту сказку?
(В чём счастье? Как его достичь?)

— В чём вы
видите для себя счастье?

— Как вы его
понимаете?

Вывод
(делают дети  после совместного обсуждения):

Каждый
человек воспринимает счастье по-своему. Для кого-то оно заключается в спокойной
обеспеченной жизни. Для других счастье в активной жизненной позиции. Кто-то
видит счастье в творчестве и т. д.

На
эти вопросы человек ищет ответы всю свою жизнь. Со временем жизненные цели
могут меняться.

Учитель:
Л.Н.Толстой прожил 82 года и тоже всю жизнь пытался ответить на эти вопросы. Вы
ещё не раз встретитесь с произведениями великого русского писателя и вместе с
героями его произведений будете искать свою дорогу в жизни.

На
следующем уроке мы познакомимся с басней Л.Н.Толстого «Мужик и Водяной» и
продолжим разговор о ценностях человеческой жизни.

V.                
Домашнее
задание

— Еще раз
перечитайте пословицы из сказки, объясните их смысл. ИЛИ Придумайте короткую
историю, заголовком которой будет пословица из сказки.

  • Пословицы к сказке три бабочки 4 класс
  • Пословицы к сказке по щучьему велению 3 класс
  • Пословицы к сказке снежная королева
  • Пословицы к сказке петушок и бобовое зернышко 2 класс
  • Пословицы к сказке сивка бурка 3 класс