Пословицы к сказке старик годовик

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 100-101. укм школа россии1. каким в сказке

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

МБОУ «Инжавинская СОШ»

Конспект

образовательной деятельности

образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Чтение сказки В. Даля

«Старик — годовик»»

Возрастная группа: подготовительная группа

Подготовила: Евдокимова Н.М.

2021г.

Цель: продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

Задачи

  • учить выделять жанровые особенности и главную мысль сказки;
  • уточнять знания детей о временах года, временных отрезках;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • развивать умение отвечать развернуто, обосновывая свой ответ;
  • воспитывать желание познавать новое.

Материал и оборудование: портрет В. Даля, книги сказок и пословиц В.Даля, Словарь живого великорусского языка, иллюстрации к сказке, виды календарей, отрывки из фортепьянного цикла П.И.Чайковского «Времена года», 5 подарочных коробок.

Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной, «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».

Ход ООД:

В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в страну Загадок. А вот на чем, угадайте?

Маленькие домики

По рельсам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут.

( Поезд)

В. — Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали. 

В. — Мы приехали. Посмотрите, что изменилось на книжной полке?

(Портрет В Даля, Словарь, книги)

Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. Сегодня мы познакомимся с его сказкой-загадкой «Старик-годовик»

 — Кто это вы узнаете из сказки-загадки, написанной Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

Рассаживаемся

Чтобы вам легче было отгадать загадки из сказки – вот вам наши подсказки, тоже загадки

Загадки о временах года.

 Сверкает морозный узор на окошках,

И падает снег на деревья, дома,

Пурга замела все тропинки, дорожки,

На улице холодно — это ….

— Снег растаял, трава зеленеет,

На кустах и деревьях – листва,

И на улице стало теплее,

Светит солнышко — это ….

— Птицы, бабочки летают,

 Много солнечного света,

Пчелки вьются над цветами,

Лес зеленый – это ….

— Листва желтеет на деревьях,

Дожди бывают часто очень,

И птицы к югу улетели,

 Холодный ветер – это ….

В: Молодцы, а теперь – сказка

Старик-годовик. (прослушиваем)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

В: Ребята, кто знает, что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» — спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами (Из Словаря)

 В: Ребята, в этой сказке 5 загадок:

 Загадка №1.

— Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Д. Времена года. (картина «Времена года»)

А почему три птицы в каждом времени года?

В. -Какие зимние месяцы вы знаете?

Д. — Декабрь, январь, февраль. (иллюстрация)

В. — Какие осенние месяцы вы знаете?

Д.: сентябрь, октябрь, ноябрь(иллюстрация)

В. — Какие весенние месяцы вы знаете?

Д. — Март, апрель, май(иллюстрация)

В. -Какие летние месяцы знаете?

Д. июнь, июль, август(иллюстрация)

Выстраиваем иллюстрации на магнитной доске

В. –Отгадали – молодцы – вот вам подарок – МУЗЫКА- сочинение П.И.Чайковского «Времена года» (январь, март, июль, сентябрь)

В. — Слышите? Как вы думаете, какое это время года?

Д. – Зима

В. — Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. — И какое это время года

В. — Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?

Д. — Лето.

В. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?

В. — Вы очень хорошо определили времена года.

Следующий вопрос Старика-Годовика:

Загадка  №2.

В: Какие это четыре крыла у каждой птицы?

 В. –Наш помощник — Календарь.

Он нам помогает узнать месяцы, недели и дни?

Работа с календарём — недели

Д: недели. 
Д. – Четыре крыла –это недели

В. — Правильно, в подарок — календари

В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей).

Загадка  №3.

Какие семь перьев в каждом крыле?

Д: Это дни недели.

В: Ребята, вспомним дни недели.

 Молодцы. И в подарок – Минутка отдыха

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Загадка  №4.

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? 

Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили и в подарок вам – игра

Д/и с мячом «Ответь на вопрос «еще?»

В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»

В. — Утром светло, а днем еще …

Д. -Светлее.

В. — Вечером темно, а ночью еще …

Д. -Темнее.

В. — Осенью холодно, а зимой еще …

Д. -Холоднее.

В. — Весной солнце светит ярко, а летом еще …

Д. — Ярче.

В. — Весной птицы поют звонко, а летом еще …

Д. -Звонче.

В. — В пальто тепло, в шубе еще …

Д. -Теплее.

В. — Весной день длинный, а летом …

Д. -Длиннее.

Загадка  №5. Что значит имя старикаГодовик?

В. — Кто нам скажет, сколько месяцев в году?

Д. — В году  12 месяцев- это год

В: Молодцы – справились со всеми загадками, а в подарок вам — знания

Что вы узнали?

Д: — нового писателя

-новую сказку

-новые слова,

-какие календари бывают

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего

Рассказ «Четыре желания»

  • Что понравилось?
  • Что показалось трудным?
  • О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

11111 Рейтинг 4.40

Подробности Категория: Владимир Даль

Старик годовик (сказка-загадка)

синие птицы

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

красные птицы

зимний лес

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

цветы

желтые птицы

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

крестьяне убирают урожай

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Старик годовик

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

— КОНЕЦ —

Свои сказки Владимир Даль писал для детей, а также и для взрослых. Владимир Иванович Даль рассказы создавал довольно близко к фольклорным (например «Девочка-снегурочка», «Лиса и медведь» или «Война грибов» и «Журавль и цапля»).

Писатель тут старается использовать разные сюжеты или их отдельные элементы, делает собственные выставки рисунков, чтобы постараться сделать более простым логическое восприятие своих произведений. Огромную роль играет морализаторство. Язык, который наполняет сказки Даля создает необыкновенную ауру детства. Ребенок с радостью воспринимает ритмическую и простую речь сказок.

Писал Владимир Иванович Даль сказки и для взрослых, которые имеют в большей степени, иронический характер, фольклорные характеры используются всё реже. Типичный мотив для сказки Даля — это взаимодействие какой-либо нечистой силы и обычного мужика. Важен социальный подтекст — противостояние низжих и высших слоев нашего общества. Народная речь зачастую перемешивается с литературной лексикой. Сказочная манера, наполняющая рассказы Даль пытался приблизить к народной речи. Чтоит отметить ,что присутствуют также описания простонародного быта и нравов старой жизни. В этой категории все сказки даля читать можно абсолюно бесплатно онлайн, также к каждой сказке привязана соответствующая иллюстрация.

Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября 1801 — 22 сентября (4 октября) 1872)— русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Псевдоним — Казак Луганский.
Отец Даля был выходцем из Дании, получил образование в Германии, где учил богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебу в корпусе, впоследствии описанную в повести Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся (1841), Даль считал «убитыми годами». Учебное плавание в Данию убедило его в том, что «отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». По окончании учебы (1819) был направлен служить мичманом на Черноморский флот. В это время Даль, по его словам, «бессознательно» начал записывать неизвестные ему слова, приступив таким образом к главному делу своей жизни – созданию Толкового словаря живого великорусского языка.
Во время службы Даль продолжал писать стихи, что принесло ему неприятности: за эпиграмму на главнокомандующего Черноморским флотом в 1823 он был взят под арест. Оправданный судом, Даль перевелся в Кронштадт, а в 1826 вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Материальное положение Даля было тяжелым, он зарабатывал на жизнь репетиторством, тем не менее годы учебы остались одним из самых светлых воспоминаний его жизни. Даль писал стихи и одноактные комедии, познакомился с поэтами Языковым и Жуковским, с хирургом Пироговым, а также с издателем журнала «Славянин» Воейковым, который в 1827 впервые опубликовал стихи Даля.
В 1829 Даль успешно защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в действующую армию. Работая в полевом госпитале, стал блестящим хирургом. Даль продолжал собирать материал для будущего Словаря, записывая со слов солдат «областные речения» разных местностей. Тогда же подтвердились впечатления его детства – о том, что
«речь простолюдина с ее своеобразными оборотами всегда почти отличалась краткостью, сжатостью, ясностью, определительностью и в ней было гораздо больше жизни, чем в языке книжном и в языке, которым говорят образованные люди».
По окончании русско-турецкой войны 1828–1829 Даль продолжил службу в качестве военного врача и эпидемиолога. В 1831 работал на эпидемии холеры, а также принимал участие в польской кампании. Вернувшись в 1832 в Петербург, работал в военном госпитале.
В 1830 была опубликована первая повесть Даля – Цыганка. В 1832 Даль издал сборник «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый.» Цензура усмотрела в книге насмешку над правительством; от судебного преследования Даля спасли только его воинские заслуги.
В 1833 Даль был направлен на службу в Оренбург, где стал чиновником особых поручений при военном губернаторе. Исполнение служебных обязанностей было связано с частыми разъездами по губернии, что дало писателю возможность изучить быт и язык населявших ее людей. В годы службы Даль написал повести о казахах – «Бикей» и «Маулина» (1836) и о башкирах – «Башкирская русалка» (1843). Собирал коллекции флоры и фауны Оренбургской губернии, за что был избран член-корреспондентом Академии Наук (1838). Во время поездки Пушкина по пугачевским местам Даль в течение нескольких дней сопровождал его. В 1837, узнав о дуэли Пушкина, приехал в Петербург и дежурил у постели поэта до его последней минуты. В 1841, вскоре после хивинского похода русской армии (1839–1840), в котором он принимал участие, Даль переехал в Петербург и начал работать секретарем и чиновником особых поручений при министре внутренних дел, по поручению которого написал «Исследование о скопческой ереси» (1844).
Все годы службы Даль продолжал работу над Словарем, собирая для него материал во время поездок по Оренбургской губернии, а по переезде в Петербург получая письма с образцами местных говоров, сказок и пословиц со всей России. Живя в столице, Даль познакомился с Одоевским, Тургеневым, Погорельским и др. писателями. Опубликовал в петербургских журналах и в отдельных сборниках повести Бедовик (1839), Савелий Граб, или Двойник (1842), Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета (1844), Небывалое в былом, или Былое в небывалом (1846) и др. произведения, написанные в духе «натуральной школы» – с обилием точных бытовых деталей и этнографических подробностей, с описанием реальных случаев. Героем их был, как правило, простой человек, обладающий «привычками и обычаями родины своей». В язык Даля органично вплетались народные слова и выражения. Его излюбленным прозаическим жанром вскоре стал физиологический очерк («Уральский казак», 1843, «Денщик», 1845, «Чухонцы в Питере», 1846, и др.). Белинский, высоко оценивая мастерство Даля, назвал его «живой статистикой живого русского народонаселения». Писал Даль и маленькие рассказы, объединенные в циклы «Картины из русского быта» (1848), «Солдатские досуги» (1843), «Матросские досуги» (1853), «Два сорока бывальщинок для крестьян» (1862). Гоголь писал о нем: «Ему стоит, не прибегая ни к завязке, ни к развязке, над которыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле, первое дело, которого производству он был свидетелем и очевидцем, чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть. По мне он значительней всех повествователей-изобретателей».
В 1849 Даль был назначен на должность управляющего Нижегородской удельной конторой. Это было значительным понижением по службе, на которое Даль пошел добровольно, чтобы находиться ближе к крестьянам. В его ведении находились дела почти 40 000 государственных крестьян. Помимо непосредственных служебных обязанностей (писание крестьянских жалоб и т.п.), Даль делал хирургические операции. В 1862 издал сборник Пословицы русского народа, в котором пословицы располагались не по алфавиту, а по темам (Бог, любовь, семья и т.д.). Несмотря на свою культуртрегерскую деятельность и глубокий демократизм, Даль выступал против обучения крестьян грамоте, т.к. она, по его мнению, «без всякого умственного и нравственного образования почти всегда доводит до худа». Этими высказываниями он навлек на себя гнев представителей демократического лагеря Чернышевского, Добролюбова и др.
В начале 1860-х годов Даль вышел в отставку и поселился в Москве. К этому времени было подготовлено первое издание его Толкового словаря живого великорусского языка, содержавшего 200 тыс. слов. Труд, которому Даль посвятил 50 лет своей подвижнической жизни, был опубликован в 1867. В 1868 Даль был избран почетным членом Академии Наук.
В последние годы жизни Даль работал над вторым изданием Словаря, пополняя запасы слов, и писал детские рассказы. Сделал переложение Ветхого Завета «применительно к понятиям русского простонародья», написал учебники по зоологии и ботанике, передал фольклористам Киреевскому и Афанасьеву собранные им народные песни и сказки. Кроме того, Даль играл на нескольких музыкальных инструментах, работал на токарном станке, увлекался спиритизмом и изучал гомеопатию. «За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить», – писал его друг, великий хирург Пирогов.
Незадолго до смерти Даль перешел из лютеранства в православие. Умер Даль в Москве 22 сентября (4 октября) 1872. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Квест –игра:

« По Далевским тропинкам»

Цель: развитие интереса школьников к творчеству В. И. Даля.

Задачи:

— расширение знаний школьников о творчестве В. И. Даля, о пословицах и сказках;

— привлечение к чтению литературы;

— развитие новых форм внеурочной работы.

Оборудование: путевой лист, подсказки, тексты сказок

Ход игры:

Капитаны представляет свою команду, членов команды, девиз. Ведущий подводит команду к старту (на старте висит портрет В.И.Даля):

— Наш квест посвящен творчеству этого великого писателя, врача , этнографа.

Впереди вас ждет несколько станций, интересных заданий. За каждый правильный ответ вы получите « разноцветные слова» . На финише победит та команда, которая первой соберет из этих слов великое высказывание о русском языке В.И. Даля. Итак, получите ваш маршрутный лист и следуйте по нему.

« Кто хочет много знать, тому надо мало спать». Вперед!

СТАНЦИЯ « Война грибов с ягодами»

Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:
— Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:— Мы все старые старушки, не повинны на войну.
— Идите вы, опёнки!Отказалися опёнки:
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки; говорят:
— Мы старички, уж куда нам на войну!Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.«Ну, быть беде», — думает зеленая травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

Задание: распределите грибы так, как это сделала тетка Варвара.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.

ПОДСКАЗКА:

99768464 199768464 2

99768464 399768464 4

99768464 599768464 6

99768464 799768464 8

99768464 999768464 10

99768464 1199768464 12

99768464 1399768464 14

99768464 1599768464 16

99768464 1799768464 18

есть

СТАНЦИЯ «Ворона»

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.
Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!
Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.
— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!
И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:
— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!
Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.
Вот и прилетели они к орлову житью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.
И стал орел ворону допрашивать:
— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!
— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!
— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копна сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!
Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!

Задание: выберите картинки тех птиц, которые встречаются в этой сказке.

Правильный ответ: ворона, гуси, лебеди, сыч, орел , воробей.

ПОДСКАЗКИ:

99768464 1999768464 20

99768464 2199768464 22

99768464 23

99768464 2499768464 25

труд

СТАНЦИЯ « Девочка Снегурочка»

ЗАДАНИЕ: соберите пазл из фрагмента иллюстрации к сказке. СТАНЦИЯ « Девица»

Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка.
За девицей — молодец:
— Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки,Ты изволь же отгадать их:
А что растёт без кореньев?
А что цветёт без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?

Задание: отгадайте загадки.

поколения

ПОДСКАЗКИ;

СТАНЦИЯ «Старик- годовик»

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная.  Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

ЗАДАНИЕ: отгадайте:

  • Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

  • Какие то четыре крыла у каждой птицы?

  • Какие семь перьев в каждом крыле?

  • Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

вековой

СТАНЦИЯ «Пословицы о честности, доброте, справедливости»

ЗАДАНИЕ: найди окончания пословиц.

Честность:

1.Честнoе словo
Честному мужу
Лучше беднoсть дa честность,

1. нежели прибыль дa стыд.

и буйну голoву смиряет.

ч

целого

естен и поклон.

Дoброта:

2.Сделав дoбрo,
Добрые слoва
Жизнь дана

2. лучше мягкого пирoга.

на добрые дела.

не кайся.

Справедливость:

3. Где спрaведливость,
Нaстоящий челoвек тот,
Справедливость у
Спрaведливость

3. там и прaвдa. 

мертвoго вoскресит. 

у кoторoго спрaведливость есть.

человека нигде не пропадет.

СТАНЦИЯ « Финиш»

Задание : собери из « разноцветных слов» высказывание В.И. Даля о русском языке

Я

есть

зык есть вековой труд целого поколения.

целого

Ц

поколения

е

вековой

труд

  • Пословицы к сказке принцесса на горошине
  • Пословицы к сказке о царе салтане 3 класс
  • Пословицы к сказке льва толстого два брата
  • Пословицы к сказке падчерица
  • Пословицы к сказке о рыбаке и золотой рыбке