Урок на тему для 4 класса «Сказка Г.Х. Андерсена «Ромашка»»
Цель: показать детям, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника, какое место занимали цветы в его удивительных творениях, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.
Подготовка$ к уроку: учащимся дается задание прочитать как можно больше сказок Г.Х.Андерсена, ознакомиться с биографией автора.
$
Оборудование: компьютерное приложение к уроку (Приложение 1), аудиокнига Г.Х. Андерсен «Сказки и истории», тексты сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка» у каждого ученика, карточки с деформированным планом и набор иллюстраций для работы в группах.
Ход урока
Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!
Г.Х.Андерсен.
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной дея$тельности.
Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«В$альс цветов». Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, н$о злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)
$
— Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
— Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему? (Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен – он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»).
— Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка$, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.
3. Актуализация знаний.
1) Беседа об авторе и его произведениях.
— Что знаете об Г.Х.Андерсене?
— (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.
— Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…
— Его никогда не наказывали.
$— Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.
— Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.
— Родители мечтали, чтобы в будущем он ст$ал портным.
— В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.
— Первые сказки услышал от отца.
— Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку.)
2) – Какие сказки вам запомнились? $
Кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена.
Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. (Русалочка)
Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)
Как звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)
4. Имя мальчика, который умчался в царство льда $к Снежной Королеве. (Кай)
Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой постельке. (Горошина)
Он был с одной ногой, т.к. его отливали из олова пос$ледним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. (Солдатик)
Из чего шила Элиза рубашки для своих братьев? (Крапива)
— Какую особенность сказок Андерсена вы заметили? (Они интересные, чистые, поэтичные, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять.)
3) Рождение сказок в душе автора.
— Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к Андерсену? (В результате рассуждений появляетс$я схема)
4. Сообщение темы и задач урока.
— В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. $
С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее.» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».
Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замеча$я многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. Посмотрите на ключевое слово по вертикали в кроссворде. (Ромашка.)
Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?
5. Первичное восприятие.
Лексическая работа. Дёрн – верхний с$лой почвы, густо заросший травой.
Чтение сказки «Ромашка». (Звучит аудиозапись чтения в исп. В.Кузнецовой из аудиокниги «Х.К. Андерсен. Сказки и истории».
6. Осмысление.
— Что можете сказать об этой истории? (Это очень грустная история.)
— Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и $важных цветах?
— Давайте обратимся к текстам и проанализируем сказку.
$7. Анализ литературного произведения.
— Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).
— Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).
— А теперь прочитаем описание садовых цветов.
— Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).
— Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена — это люди?
$— Какие слова и выражения из сказки$ подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).
— Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).
— А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).
— Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.
$- Они стали друзьями?
— Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка — простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).
— Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку).
$— А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.
— Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)
$- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.
— Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)
$
— Прочитаем об этом.
— О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).
— А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)
— Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?
— Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возник$ают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг).
8. Закрепление.
Моделирование сказки. Работа в группах. У каждой группы конверты с кар$точками.
1, 2 группы – восстановите деформированный план.
Ромашка распустилась. (Рисунок 1)
«Как я счастлива!» (Рисунок 2)
Гордые цветы. (Рис$унок 3)
Встреча с жаворонком. (Рисунок 4)
Девушка срезает цветы в саду. (Рисунок 5)
Жаворонок в западне. (Рисунок 6)
Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой. (Рисунок 7)
В клетке с жаворонком. (Рисунок
Гибель птички. (Рисунок 9)
На пыльной дороге. (Рисунок 10)
3, 4 группы – расположите по порядку действия, изображённые на ил$люстрациях. Создайте фильм, озвучьте.
3 группа – 1-5 иллюстрации.
4 группа – 6-10 иллюстрации.
Защита проектов представителями групп.
9. Рефлексия.
— Давайте ещё раз вспомним строчки,$ где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»$
— Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой — качество характера – доброе сердечко, благородное.)
— А кто ещё знает одну маленькую девочку, героиню сказки Андерсена, которая в первую очередь думала и беспокоилась о других? (Дюймовочка жалеет мотылька, полевую мышь, помогает ласточке.)
— Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромаш$ка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».
10. Заключение.
Заканчивается наш урок, и мне хотелось, чтобы у нас в классе распустилась ещё одна благородная ромашка. Я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена. Первый лепесток, с вашего позволения, заполню я и напишу: «Сказки Андерсена утверждают светлый и чудесный мир благородства».$
На доске в помощь слабым ученикам схема формулировки ответа:
— Сказки Андерсена учат…
— Сказки заставляют зад$уматься…
— В сказках Андерсена живут…
Ученики пишут, читают написанное. На доске появляется огромная ромашка, лепестки которой светятся чистотой детских мыслей.
— Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в памя$ть о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы.
11. Домашнее задание.
По выбору:
нарисовать ромашку и жаворонка;
сочинить небольшую сказку о ромашке;
придумать другую концовку к сказке «Ромашка».
12. Оценивание работы учащихся.
— Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.
$- Спасибо вам за урок!
Вопросы к сказке Ганса Христиана Андерсена
«Ромашка»
№ 1. Назовите героев сказки.
— Герои сказки Г. Х. Андерсена «Ромашка»:
— ромашка,
— жаворонок,
— нарядные цветы — тюльпаны, пионы и розы,
— девушка, срезавшая тюльпаны,
— мальчишки, загубившие жизнь жаворонка и ромашки.
№ 2. Где жила ромашка? Опишите ее внешний вид.
— Ромашка жила возле загородной дачи, у самой канавки,
«в мягкой зеленой траве».
— Вначале говорится, что ромашка была «крохотная», но
благодаря солнечным лучам она «росла не по дням, а по часам». «В одно
прекрасное утро ее мелкие ослепительно белые лепестки, наконец, раскрылись и,
словно лучи, окружили желтое солнышко посередине». «Желтое сердечко ромашки и в
самом деле сияло, как золото, а ослепительно белые лепесточки отливали
серебром».
№ 3. В чем ромашка находила жизненную радость?
— Ромашка была довольна жизнью, несмотря на то, что ее
никто не видел в густой траве, а сама она была простым невзрачным цветком: она
любовалась солнцем и с удовольствием наслаждалась пением жаворонка. «Ромашка
была так счастлива, как в большой праздник…». «Я ведь вижу и слышу! — думала
она. — Солнце освещает меня, ветерок целует. О, как много мне дано!».
№ 4. Какие цветы росли неподалеку от ромашки? Каков
был их характер?
— Неподалеку от ромашки, за забором, росли нарядные
цветы: пионы, розы, тюльпаны. Они были важные и гордые; «чем меньше они
благоухали, тем больше важничали».
№ 5. Почему жаворонок прилетел именно к ромашке?
— Жаворонку очень понравилась ромашка — этот
«миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком». «Птичка
поцеловала ее, спела ей песенку и опять взвилась в синее небо».
№ 6. Что произошло с тюльпанами?
— Девушка срезала тюльпаны острым ножом: броская красота
оказалась губительной для них самих.
№ 7. Какая беда приключилась с жаворонком? О чем
теперь была его песня?
— Жаворонок попался в западню, и теперь был посажен в
клетку. «Жаворонок пел о том, как отрадно летать на свободе, над свежей зеленью
полей, о том, как хорошо и привольно было ему подниматься ввысь на своих крыльях.
Тяжело, тяжело было у бедной птички на сердце, — она была в плену».
№ 8. Как ромашка помогла жаворонку?
— Мальчишки вырезали для жаворонка кусок дерна, на
котором как раз оказалась ромашка. Ее хотели было сорвать, но потом оставили.
— Оказавшись в клетке, ромашка не могла утешить
жаворонка, потому что не умела говорить. Но она была частью того мира, который
птица потеряла безвозвратно, и потому своим присутствием немного рассеяла тоску
жаворонка. «…ее нежные лепестки благоухали гораздо сильнее, чем обычно, это заметил
и жаворонок».
№ 9. Чем закончилась история дружбы птицы и цветка?
— Жаворонок мучился жаждой, но люди позабыли принести
в клетку воды. Его сердце разорвалось от тоски и муки.
— Ромашка тоже завяла без воды: она «не могла свернуть
своих лепестков и заснуть, как накануне: она поникла, грустная и больная, и
склонилась к земле».
— Мальчишки похоронили жаворонка, а дерн с ромашкой
выбросили на пыльную дорогу.
№ 10. Чему учит история жизни ромашки и жаворонка? Что
хотел сказать автор?
— Грустная история жизни ромашки и жаворонка говорит о
том, что часто постороннее бессмысленное вмешательство разрушает счастье
других. Настоящий же подвиг часто остается незаметен: «никто и не подумал о
той, которая все-таки больше всех любила бедного жаворонка и всем сердцем
желала утешить его».
— Кроме того, мы видим, сколь малым довольствуется
ромашка: она рада уже только тому, что ей дана жизнь и она может видеть и
слышать окружающий мир. «Довольствуйся малым — тогда будешь счастлив сам и не
принесешь горя другому» — этот жизненный девиз не стоит забывать каждому из нас.
Вопросы к сказке Ганса Христиана Андерсена
«Ромашка»
№ 1. Назовите героев сказки. № 2. Где
жила ромашка? Опишите ее внешний вид. № 3. В чем ромашка находила
жизненную радость? № 4. Какие цветы росли неподалеку от ромашки? Каков
был их характер? № 5. Почему жаворонок прилетел именно к ромашке? №
6. Что произошло с тюльпанами? № 7. Какая беда приключилась с
жаворонком? О чем теперь была его песня? № 8. Как ромашка помогла жаворонку?
№ 9. Чем закончилась история дружбы птицы и цветка? № 10. Чему
учит история жизни ромашки и жаворонка? Что хотел сказать автор?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————-
Вопросы к сказке Ганса Христиана Андерсена
«Ромашка»
№ 1. Назовите героев сказки. № 2. Где
жила ромашка? Опишите ее внешний вид. № 3. В чем ромашка находила
жизненную радость? № 4. Какие цветы росли неподалеку от ромашки? Каков
был их характер? № 5. Почему жаворонок прилетел именно к ромашке? №
6. Что произошло с тюльпанами? № 7. Какая беда приключилась с
жаворонком? О чем теперь была его песня? № 8. Как ромашка помогла жаворонку?
№ 9. Чем закончилась история дружбы птицы и цветка? № 10. Чему
учит история жизни ромашки и жаворонка? Что хотел сказать автор?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————-
Вопросы к сказке Ганса Христиана Андерсена
«Ромашка»
№ 1. Назовите героев сказки. № 2. Где
жила ромашка? Опишите ее внешний вид. № 3. В чем ромашка находила
жизненную радость? № 4. Какие цветы росли неподалеку от ромашки? Каков
был их характер? № 5. Почему жаворонок прилетел именно к ромашке? №
6. Что произошло с тюльпанами? № 7. Какая беда приключилась с
жаворонком? О чем теперь была его песня? № 8. Как ромашка помогла жаворонку?
№ 9. Чем закончилась история дружбы птицы и цветка? № 10. Чему
учит история жизни ромашки и жаворонка? Что хотел сказать автор?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————-
Вопросы к сказке Ганса Христиана Андерсена
«Ромашка»
№ 1. Назовите героев сказки. № 2. Где
жила ромашка? Опишите ее внешний вид. № 3. В чем ромашка находила
жизненную радость? № 4. Какие цветы росли неподалеку от ромашки? Каков
был их характер? № 5. Почему жаворонок прилетел именно к ромашке? №
6. Что произошло с тюльпанами? № 7. Какая беда приключилась с жаворонком?
О чем теперь была его песня? № 8. Как ромашка помогла жаворонку? № 9.
Чем закончилась история дружбы птицы и цветка? № 10. Чему учит история
жизни ромашки и жаворонка? Что хотел сказать автор?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————-
Вопросы к сказке Ганса Христиана Андерсена
«Ромашка»
№ 1. Назовите героев сказки. № 2. Где
жила ромашка? Опишите ее внешний вид. № 3. В чем ромашка находила
жизненную радость? № 4. Какие цветы росли неподалеку от ромашки? Каков
был их характер? № 5. Почему жаворонок прилетел именно к ромашке? №
6. Что произошло с тюльпанами? № 7. Какая беда приключилась с
жаворонком? О чем теперь была его песня? № 8. Как ромашка помогла жаворонку?
№ 9. Чем закончилась история дружбы птицы и цветка? № 10. Чему
учит история жизни ромашки и жаворонка? Что хотел сказать автор?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————-
Вопросы к сказке Ганса Христиана Андерсена
«Ромашка»
№ 1. Назовите героев сказки. № 2. Где
жила ромашка? Опишите ее внешний вид. № 3. В чем ромашка находила
жизненную радость? № 4. Какие цветы росли неподалеку от ромашки? Каков
был их характер? № 5. Почему жаворонок прилетел именно к ромашке? №
6. Что произошло с тюльпанами? № 7. Какая беда приключилась с
жаворонком? О чем теперь была его песня? № 8. Как ромашка помогла жаворонку?
№ 9. Чем закончилась история дружбы птицы и цветка? № 10. Чему
учит история жизни ромашки и жаворонка? Что хотел сказать автор?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————-
Вопросы к сказке Ганса Христиана Андерсена
«Ромашка»
№ 1. Назовите героев сказки. № 2. Где
жила ромашка? Опишите ее внешний вид. № 3. В чем ромашка находила
жизненную радость? № 4. Какие цветы росли неподалеку от ромашки? Каков
был их характер? № 5. Почему жаворонок прилетел именно к ромашке? №
6. Что произошло с тюльпанами? № 7. Какая беда приключилась с
жаворонком? О чем теперь была его песня? № 8. Как ромашка помогла жаворонку?
№ 9. Чем закончилась история дружбы птицы и цветка? № 10. Чему
учит история жизни ромашки и жаворонка? Что хотел сказать автор?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————-
Вопросы к сказке Ганса Христиана Андерсена
«Ромашка»
№ 1. Назовите героев сказки. № 2. Где
жила ромашка? Опишите ее внешний вид. № 3. В чем ромашка находила
жизненную радость? № 4. Какие цветы росли неподалеку от ромашки? Каков
был их характер? № 5. Почему жаворонок прилетел именно к ромашке? №
6. Что произошло с тюльпанами? № 7. Какая беда приключилась с
жаворонком? О чем теперь была его песня? № 8. Как ромашка помогла жаворонку?
№ 9. Чем закончилась история дружбы птицы и цветка? № 10. Чему
учит история жизни ромашки и жаворонка? Что хотел сказать автор?
История создания
В 1835 году в сборнике датского писателя Андерсена «Сказки, рассказанные для детей» появилось произведение «Дюймовочка». Дата написания самой истории осталась загадкой, так как автор долгое время не хотел ее публиковать и много раз редактировал.
В те годы на пике популярности находилась сказка Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик», поэтому тема маленький людей интересовала и других сказочников. Но у героини произведения Андерсена есть реальный прототип — Генриетта Вульф, дочь переводчика Байрона. Это была невысокая девушка с горбом. Несмотря на ее непривлекательную внешность, Генриетта обладала ангельским характером и была хорошим другом для сказочника. А образ крота Андерсен списал со своего строгого школьного учителя.
Критики после публикации сказки не были восхищены. Им не понравился слишком простой язык и то, что в произведении нет нравоучений. Ведь в те годы практически все писатели говорили о моральных ценностях. Но читателям очень понравилась простая и увлекательная сказка. В течение 10 лет ее читали только жители Дании. А в 1846 году «Дюймовочку» опубликовали за границей и перевели на несколько европейских языков. В каждой стране героиню называли по-разному:
- Дания — Томмелисе;
- Англия — Тамбелина;
- Франция — Пуселина;
- Чехия — Маленка;
- СССР — Лизок-с-вершок.
В конце 19 века Петр и Анна Ганзен написали пересказ в Советском Союзе. Супруги сохранили оригинальные мотивы, но назвали главного персонажа Лизок-с-вершок. И только спустя несколько лет ее имя превратилось в привычную нам Дюймовочку.
Основные персонажи
Произведение чаще всего относят к жанру «сказка» описано множество персонажей. Каждый из них играет значимую роль в сюжете. Второстепенные и главные герои «Дюймовочки»:
- женщина, мать девочки;
- Дюймовочка;
- жаба и сын;
- полевая мышь;
- майский жук;
- крот;
- ласточка;
- король эльфов.
Мать Дюймовочки представлена в сказке тихой, отзывчивой и доброй. Сама девочка появилась из цветка тюльпана. Она очень хрупкая и красивая, поэтому все хотели жениться на ней. Уродливые и невоспитанные жаба с сыном были первыми, кто похитил Дюймовочку. Вторым к ней сватался майский жук, а после него полевая мышь пыталась выдать девочку за своего соседа — слепого крота.
От последнего жениха героиню спасла добрая ласточка, которая унесла ее в дальние земли. Здесь Дюймовочка встретила короля эльфов, такого же красивого и хрупкого, как она сама. Он сделал предложение миниатюрной девушке, и она ответила согласием.
Именно в красоте и заключается главная мысль сказки «Дюймовочка». Прекрасное нужно беречь и лелеять, защищать его от уродства и жестокости. Эту тему автор полностью раскрывает в своем произведении на примерах отношений миниатюрных людей и животных. Вера в лучшее будущее — вот чему учит сказка «Дюймовочка». Мораль заключается в том, что нужно быть добрым и отзывчивым, помогать нуждающимся.
Краткое содержание
Сказка начинается с того, что бездетная женщина обратилась к доброй фее за помощью — она очень хотела ребенка. Волшебница вручила ей ячменное зернышко, из которого вырос красивый цветок. Когда бутон раскрылся, в его середине показалась маленькая девочка. Новоиспеченная мать сделал из скорлупы грецкого ореха колыбель и назвала малышку Дюймовочкой.
Но дочка прожила в доме своей матери всего два дня. Ее приметила противная зеленая жаба и решила выкрасть для своего сына. Бедную девочку везли по озеру на листе кувшинки, пытаясь быстрее доставить домой к лягушкам. Горько плачущую пленницу пожалели рыбы: они перегрызли стебель растения, а мотыльки помогли ей уплыть подальше от похитителей.
Но Дюймовочку похитили во второй раз — ее схватил майский жук и привел к своим собратьям. Представители его класса не нашли девочку привлекательной, поэтому ее бросили на произвол судьбы в лесу.
Хрупкой красавице легко жилось на природе весной и летом. Но первые морозы заставили ее искать себе приют, так она набрела на норку полевой мыши. Хозяйка была доброй, но заставляла свою гостью работать. А позже она озвучила ей свою идею — Дюймовочка должна выйти замуж за богатого слепого крота.
В подземных владениях своего будущего мужа девочка нашла ласточку, которая лежала без чувств. Красавица начала заботиться о бедной птице — отогрела ее, влила в клюв воды. Ласточка пришла в себя и прямо в день заключения брака предложила Дюймовочке улететь в теплые солнечные края и высадила ее в поле, где росли ромашки. Здесь проживали эльфы, и их король сразу влюбился в юную красавицу. Он предложил ей выйти за него замуж и подарил новое имя — Майя.
Анализ произведения
Характеристика персонажей в сказке довольно простая. У каждого героя есть свои положительные и отрицательные черты, в произведении нет откровенных антагонистов. Каждого из тех, кто похищал Дюймовочку, можно понять. Жабы символизируют жадность, жуки — незначительность мнения общества, рыбы — смекалку и хитрость, полевая мышь — бережливость, а крот — скупость.
Нельзя не упомянуть при анализе сказки «Дюймовочка» и характер главной героини. Его описание совпадает с ее внешностью: девочка красива внутренне настолько же, как привлекательна внешне. Но некоторым не нравится читать описание ее приключений — персонаж кажется безвольным. Практически в каждой ситуации красавица не проявляла никакой инициативы. Она помогла только ласточке, за что и была вознаграждена. Но в годы создания сказки пассивная роль для женщины считалась нормой: ей предписывалось ожидать прекрасного принца, который оградит от всех посягательств.
Экранизация сказки
Многие писатели и сценаристы переписывали сюжеты сказки, добавляя новые страницы, но сохраняя смысл произведения. Режиссеры сняли четыре полнометражных фильма и множество мультипликационных:
- «Дюймовочка» 1964 года;
- мультфильм 1994;
- мюзикл 2007.
Знаменитый советский мультипликационный фильм, снятый Леонидом Амальриком, немного отличается от классического сценария. В нем появился новый персонаж — рак, который помог Дюймовочке сбежать от жаб. А в конце ленты девочка не получила новое имя, а просто стала супругой короля эльфов.
Леонид Нечаев в 2007 снял одноименный мюзикл. За свою работу режиссер получил множество наград и премий. Главную роль исполнила Татьяна Василишина, жабу сыграла Светлана Крючкова, крота — Леонид Мозговой, а мышь — Лия Ахеджакова.
Сказка понравилась и Дону Блуту. В 1994 году он снял по ней мультфильм, но внес значительные изменения в сюжет. Основой рассказа стала свадьба Дюймовочки и сына жабы, а также работа девочки в роли эстрадной звезды. Петь ее заставляла свекровь, ведь шоу-бизнес приносил семье немало доходов. А прекрасный принц спас девушку от вынужденного труда.
Интересные факты
Есть несколько любопытных фактов, связанных с волшебной сказкой Андерсена. Они касаются разных жизненных сфер:
- Дюймовочка появилась в финальной сцене мультфильма «Шрек-2»;
- в нескольких странах были установлены скульптуры девочке;
- в мире есть реальный прототип миниатюрной героини.
Скульптуры, посвященные главной героине, возвели в Дании и России. В городе Оденсе есть постамент с аннотацией сказки: он изображает девочку в момент появления из цветка. А в Сочи скульптуру поставили в центральной аллее парка в 2006 году.
В Книгу рекордов Гиннеса не так давно внесли имя реальной Дюймовочки — англичанки Шарлотты Гарсайд. Она известна как самая маленькая девочка в мире. Малышка родилась с редкой патологией: примордиальный нанизм. У нее задержки физического и психического развития. В возрасте пяти лет Шарлотта обладала интеллектом на уровне трехлетнего ребенка, а ее рост составлял всего 68 см.
Отзывы читателей
Волшебная сказка со счастливым концом учит бороться до конца за желаемое, не сдаваться на волю судьбе. Автор воспевает красоту и благородство, высмеивает отвратительные пороки — жадность, недальновидность, скупость. Особый смысл в произведении найдут и дети, и взрослые. Отзывы читателей отличаются.
Я очень люблю сказки Андерсена, и «Дюймовочка» не стала исключением. Сильно переживала за судьбу бедной девочки, она столько настрадалась. Счастливый конец и такую любовь она заслужила.
Олеся, 13 лет
Сказка больше рассказывает о жизненной несправедливости, чем о взаимоотношениях. Автор раскрывает пороки, издевательства сильных над слабыми. В детстве я ее не понимал, но сейчас читаю уже совершенно с другими мыслями.
Денис, 17 лет
Я читаю произведения Ганса Андерсена своей дочери. Она любит сказки про принцесс и принцев со счастливыми финалами. Но вот мне безвольность Дюймовочки не по душе. Нельзя просто наблюдать за тем, что совершается вокруг тебя. Нужно самому вершить свою судьбу.
Алина, 34 года