Пословицы к сказке морозко 3 класс

Краткое содержание сказкибедная падчерица не знала, как мачехе угодить. доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

МОРОЗКО – РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

Морозко – русская народная сказка

Жили-были дед и баба. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету… Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. – Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, мила дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает: – Тепло ли тебе, девица? Она чуть дух переводит: – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: – Ой, тепло, голубчик Морозушко! Тут Морозко сжалился над девицей; окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить! Поехал старик в лес, доезжает до того места, где под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте-серебре, а около – короб с богатыми подарками. Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом: – Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин: – Не так тявкаешь! Говори: “Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…” Собака съест блин и опять: – Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, собачка – все свое… Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула – и руки врозь… – Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес на то же место… Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: – Тепло ли тебе, девица? А она ему: – Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко… Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко… Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа: – Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом: – Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут. Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: “Старухину дочь в злате-серебре везут…” А собачка – все свое: – Тяв, тяв! Старухиной дочери в мешке косточки везут… Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Характеристика героев

Произведение «Морозко» — результат многовекового народного творчества. Оно относится к жанру «волшебная сказка». Знакомство с кратким содержанием можно начать с описания главных героев:

  • Падчерица. Добрая, трудолюбивая и безотказная девочка. За труды и усердие получила заслуженную награду.
  • Старик. Отец падчерицы. Слабохарактерный человек, под каблуком у жены. Чтобы лишний раз не вызывать ее гнева, отвозит родную дочь в дремучий лес.
  • Мачеха. Злая и коварная женщина, которой всего мало. С родной дочери сдувает пылинки, а падчерицу ест поедом, заставляет много работать.
  • Мачехина дочь. Грубая и ленивая девочка со злым языком. Ей не люба никакая работа, зато она солидарна с матерью в отношении падчерицы. В конце истории поплатилась за свои слова и поступки.
  • Морозко. Зимний волшебник, повелитель морозов. Могущественный, строгий, но справедливый.

Разновидности

По данным исследователей, изучавших записи сказки «Морозко» в разных регионах, существует не менее сорока её русских разновидностей, около тридцати — украинских вариантов и одиннадцать — белорусских. Изначально эти устные рассказы были близки к быличкам; крестьяне, веря в сверхъестественные возможности Мороза, вплоть до XIX века стремились задобрить его с помощью киселя. Позже, когда Мороз в народном сознании начал утрачивать черты мифологического персонажа, история встречи с ним обрела форму волшебной сказки[3].

Собиратель фольклора Александр Афанасьев при включении двух вариантов «Морозко» в собрание своих сказок отметил, что одна из них (№ 95) записана в Никольском уезде Новгородской губернии, вторая (№ 96) — в Курской губернии.

Ещё одна редакция «Морозко»[4], вошедшая в книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест» (1950), была записана неподалёку от Михайловского в 1927 году. От сказительницы, 50-летней неграмотной крестьянки Анны Фёдоровны Дворецковой, собиратели узнали, что сказки в их семье обычно рассказывались вечерами, во время ткацких или прядильных работ. Сама она произносила их нараспев, с выражением, время от времени переходя на декламацию[5].

План для читательского дневника

Красивая сказка со смыслом — так можно охарактеризовать произведение «Морозко». В читательский дневник для 1 или 2 класса можно записать сказку в сокращении, из нескольких важных предложений. Они покажут учителю, что история была прочитана школьником, помогут ему пересказать сюжет и провести небольшой анализ:

  • Вдова и вдовец решают создать новую семью. У каждого из них есть по дочери от первого брака. Возраст девочек одинаков.
  • Дочь Старика трудолюбивая и отзывчивая. Она всегда готова прийти на помощь, самостоятельно выполняет почти всю работу по дому.
  • Дочь Мачехи — ленивая и грубая. Она могла лишь красоваться перед зеркалом и спать до полудня.
  • Однажды по приказу Мачехи отец увозит родную дочь в заснеженный лес. Он оставляет ее на холоде, а сам уезжает.
  • Девушку замечает лесной волшебник Морозко и дует на нее холодом. Одетая в вещи, которые не греют, она промерзает насквозь, но терпит. Посиневшими от холода губами говорит, что ей не холодно.
  • Восхищенный выдержкой Падчерицы, Морозко делает ей дорогие подарки. Теперь у девушки есть теплая нарядная шубка и сундук с монетами в приданое.
  • Позавидовав Падчерице, алчная старуха посылает в лес свою дочь. Девушка грубит Морозко, за что чародей ее не щадит. Надежды старухи разрушены.

Изложение в сокращении

Однажды Старик решил жениться заново. Нашел женщину с ребенком, привел ее в дом, где жила его родная дочь. Мачеха с первого взгляда невзлюбила Падчерицу и сразу стала командовать в доме. Она нагружала дочь Старика домашней работой, не давала ни минуты отдыха. Родную дочь, наоборот, баловала и берегла, позволяла ей спать до обеда.

Падчерица старалась все делать хорошо, чем еще сильнее злила Мачеху. Решила она избавиться от дочери Старика навсегда и стала нашептывать ему о плохом поведении Падчерицы, да и самой девочке жизни не давала. Пришла зима, и Мачеха наказала деду вывезти Падчерицу в лес, бросить ее там.

Долго противился дед, но не смог противостоять напору сварливой бабы. Жаль ему было бросать родную дочь в лютый мороз, но он сделал так, как сказала жена. Очень замерзла девочка в лесу под зеленой елью. Однако ее быстро заметил Морозко, который прогуливался неподалеку — «на ветке потрескивал, с елки на елку поскакивал и пощелкивал».

Приблизился волшебник к девочке и стал дуть на нее холодом. Каждый раз он звал и спрашивал, тепло ли ей находиться в сугробе. Чувствуя, как стынет кровь, она отвечала, что тепло. Тем временем Старик не находил себе места. Мачеха же решила справить поминки по Падчерице и послала мужа в лес за ее косточками.

Вернулся дед на место, где оставил дочь, и обомлел — сидит она в роскошной шубке на сундуке с деньгами. Он обрадовался, забрал девочку и повез домой. Увидела Мачеха богатство и надулась, как жаба. Мало того, что не удалось ей Падчерицу со свету сжить, так теперь она еще и невестой с приданым стала.

Позавидовала Падчерице и Мачехина дочь, договорилась она с матерью, чтобы и ее Старик в лес отвез. Устроившись под кустом в теплой одежде и котомкой с пирогами, стала ленивая девочка ждать Морозко. Ей было комфортно и сытно. Заметил ее волшебник, подошел и стал дуть. Чем сильнее дул, тем больше она возмущалась, что холодно, прогоняла его: «Уйди, Морозко». Разозлился владыка холода и заморозил девочку насмерть.

Мать ее тем временем наготовила угощений и собрала Старика в дорогу. Приехал он, а падчерица лежит в сугробе мертвая. Привез ее дед назад. Увидела Мачеха, что натворила, заголосила, но было поздно.

Короткий отзыв и основная мысль

Основная мысль русской сказки заключается в том, что за труд и терпение человек всегда получает заслуженную награду. Падчерица много работала и стойко переносила удары судьбы, которая в итоге вознаградила ее прекрасными подарками.

Сказка учит тому, что нужно быть терпеливым, добрым и справедливым. Злоба, грубость и ненависть к людям не ведут ни к чему хорошему. Это показано на примере Мачехи и ее дочери. И нельзя предавать близких, как это сделал Старик, выполняя приказы злой супруги.

Написать краткий отзыв для читательского дневника можно в форме своего отношения к прочитанному. Пример: «Сюжет «Морозко» я знаю с детства, это одна из моих самых любимых русских сказок. В ней описано столкновение сил добра, в роли которых выступает Падчерица, и зла, воплощенного в образах Мачехи и ее дочери. Есть и справедливый персонаж — Морозко, который придерживается принципа, что награду нужно давать труду и отношению к людям.

Как бы ни пыталась сжить Падчерицу со свету Мачеха, девочка оставалась доброй и трудолюбивой. Она выдержала все испытания и даже ни разу не пожаловалась, когда Морозко посылал в ее сторону волны холода. За все невзгоды она получила достойное вознаграждение.

Сказка научила меня верить в добро и торжество справедливости. Как бы тяжело ни было сейчас, нужно трудиться и терпеть. В этом случае произойдут перемены к лучшему, ведь за черной полосой идет белая. Я рекомендую друзьям прочитать произведение и готов обсудить с ними поведение главных героев сказки «Морозко».

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Р усские народные сказки – удивительные творения, которые учат детей хорошему. Каждая из них несёт определённый смысл, даёт урок. Она настраивают детей на то, что нужно быть честными, добрыми, трудолюбивыми, любить и помогать своим близким.

Сказки бывают весёлые и грустные. Но самое главное их отличие в том, что все положительные герои выходят всегда победителями, а зло наказывается. Ведь не зря во многих произведениях говорится, «Сказка ложь, да в ней намёк».

Так происходит и в сказке «Морозко». Начинается она просто: в одной деревушке жили старик и старуха. Были у них две дочери, старшая – старухе неродная. Вот и обижала сварливая старуха её всегда. Недаром говорят, что «При матери тепло, да при мачехе – холодно», любила старуха только свою младшую дочурку, по голове гладила за все дела.

А отец полностью под новой женой ходил, не мог никак заступиться за доченьку свою. Не зря народ молвит, что «Коль появилась мачеха, то и отец неродной». Приказала ему однажды жена увезти падчерицу в лес, чтобы сжить её с белого света. А на улице мороз трескучий, но делать нечего.

Поплакал мужик, потужил, но спорить с новой женой не решился. Посадил дочку родную на сани и повёз в лес. Оставил её под большой елью, прямо в сугробе, и вернулся назад. А Марфуша так и осталась в лесу, замерзать.

Мороз в этот раз трескучий был, всё с ёлки на ёлку перепрыгивает и постукивает, пощёлкивает. Добрался и до того места, где девочка сидела. На его вопросы, тепло ли ей, она из последних сил отвечала, что тепло. Даже когда Морозушка сильнее ударил, не стала жаловаться и ответила то же.

Пожалел Мороз девочку, укутал её в одеяла и свою шубу с плеч скинул. А потом расспросил про жизнь, как она попала в лес одна-одинёшенька. Рассказала девочка о своём горе, об отношениях с мачехой. И решил Морозко её наградить на страдания, которые выпали на её долю. Осыпал её золотом – серебром, драгоценностями и соболиными мехами.

В это время старуха прямо радуется, что избавилась от нелюбимой падчерицы, блины печёт, отмечать собирается. А дед сидит, и дочь свою оплакивает. Не думал, старый, что делал! Родную кровиночку на верную смерть повёз, своими руками загубить решил. Наконец, решился и высказал всё своей старухе.

Злая и глупая баба, и деда с пути сбила. Собрался дед обратно в лес, вернуть дочь захотел. Будь что будет, а он всё равно решил спасти её. Снарядил сани, запряг лошадей и понёсся в лес, на то место, где оставил он свою дочку. Торопится, переживает, прямо летит по снежной дороге.

Приезжает на место, а там дочурка его жива-здорова, на ней шуба красивая и тёплая вместо обносок прежних, платок пуховый. А рядом на снегу сундуки, полные золота и сокровищ, которые подарил ей добрый Морозко. Дед обрадовался и забрал свое дитя домой. Погрузил подарки в сани, и поехали они обратно в деревню.

Дома старуха уже к поминкам подготовилась, блинов напекла, довольная. А собачка под столом всё потявкивает, что вернётся нелюбимая падчерица домой, да ещё с подарками богатыми, а дочку старухи всё никак замуж не выдать. Злится старуха, а собачка всё одно завела. Да и правильно, ведь падчерица очень добрая была, а как в народе говорится, «Доброму добро, а худому пополам ребро».

Открываются ворота, и к дому подъезжают сани, полные всякого добра. На них падчерица сидит, живая и здоровая. Да ещё в одежде красивой, да с подарками. Рассказала она свои приключения, как Морозко одарил её по-царски.

Позавидовала старуха своей неродной дочке, да и пристала к старику, чтобы он и её дочку туда довёз. На подарки позарилась, посчитала, что её кровиночка ещё больше должна получить. Снарядила её как следует, закутала в тулупы тёплые, повязала платками пуховыми, да ещё и пирожков горячих напекла, в дорогу дала, чтобы дочка голодной и холодной не осталась.

Старику делать нечего, отвёз и старухину дочь он в лес, высадил на том же месте, и домой отправился.

Время прошло, и появился на этом месте снова Мороз. Смотрит, снова девочка сидит, на этот раз старухина дочка. Вся укутанная в тёплые одежды, пирожки жуёт. Подошёл Морозко поближе и вопрос задаёт, тепло ли ей сидеть. На что бабкина дочь, грубиянка, с возмущением отвечает, холодно, конечно!

Глупая девочка выросла, избалованная старухой, да не знала, что «Глупость – беде соседка». Нагрубила Морозу, а тот ещё больше холода напустил. Потом и вовсе потребовала подарки себе, некогда ей видите ли сидеть и ждать, замерзает совсем. На что Мороз совсем осерчал, и заморозил дочку старухи совсем!

В это время жена старика за дочкой отправляет, ждёт злата и серебра. Да напутствует его, чтобы аккуратно сундуки с сокровищами вёз, не просыпал случаем. А сама готовится встречать её. Но и тут собачка не молчит, сидит под столом и приговаривает о том, что дедову дочку замуж возьмут, а от старухиной дочки одни косточки остались. И не обращает внимания на возмущения сварливой бабы.

Тут в ворота въезжают сани, и старуха видит свою дочку, насмерть замороженную. Никаких подарков она не получила, плачет старуха, кричит, но поздно. Довела сама своей глупостью и жадностью родное чадо до такого состояния, поняла, да уже ничего не сделаешь. Как говорится, «Поздно беречь вино, когда бочка опустела». А дедова дочка в радости и достатке осталась, за доброту свою.

Следующая пословица

Народные казки, пословицы и поговорки — часть народного фольклора, поэтому имеюи много обшего. Очень часто смысл сказки можно охарактеризовать одной пословицей.

Всем известна русская народная сказка «Колобок», где герой-колобок убегает от деда и бабки, и уходит гулять по лесу. Всем встречным он рад, поет песенки, пока хитрая Лиса его не съела. К этой сказке подходит пословица: Кто всем верит, того часто обманывают.

Сказка «Репка», где вся семья тянула репку, даже мышка помогала. Подходит пословица: Что одному трудно дается, всем вместе легко берется.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Evain­ a [190K] 3 года назад

Делу время а потехе час. Эта поговорка очень часто встречается в сказках, баснях. Басня «Стрекоза и муравей» учит нас тому, что всему своё время. В басне стрекоза протанцевала и пропела всё красное лето и не подготовилась к зиме, в то время когда муравей всё лето напролёт готовился к зиме и встретил зиму уже подготовленным.

Один за всех и все за одного. Одна из первых сказок которую слышат самые маленькие детишки. Вся семья дружно взявшись друг за друга сумели вытащить репку.

В тесноте, да не в обиде. Эта поговорка подойдёт ко многим русским народным сказкам, например к сказке «Теремок», где собрались несколько зверей и всем нашёлся тёплый уголок.

Как аукнется, так и откликнется. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль», где лиса однажды обманув журавля вскоре сама осталась голодной.

Мир не без добрых людей. Эта поговорка подходит к сказке «Заюшкина избушка».

Доверяй, но проверяй. Эта поговорка отлично подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Следующая пословица

Как известно, в этой сказке мачеха изводила падчерицу и даже решила погубить ее, оставив в зимнем лесу одну.

Но Морозко щедро наградил девушку за ее терпение и милое поведение, тогда по следам сестрицы отправилась родная дочь мачехи. Морозке она нахамила, и тот заморозил ее. Странно, конечно, что девица не могла повторить все, что делала падчерица, ведь ясно было, что нельзя перечить деду-волшебнику. И еще странно, что наградил Морозко падчерицу по сути за вранье: — Тепло ли тебе, девица? — Тепло, дедушка! Оба знают, что ее пробрало до костей, зачем он спрашивает, а она отвечает именно так — непонятно.

Однако можно найти подходящую пословицу к сказке, да не одну. Например: Терпение и труд все перетрут.

Если не брать конкретный случай в лесу, то в целом падчерица действительно получила справедливое вознаграждение за свои терпение и трудолюбие.

Есть еще уместная пословица: Покорному дитяти всё кстати.

А вот встреченная где-то пословица «Чем больше терпения, тем умнее человек» кажется мне спорной. Терпение, конечно, похвальное качество, однако ум все-таки зависит не от него.

Еще такая пословица: В лихости и зависти — ни проку, ни радости. С этим согласна полностью.

И напоследок об отношении к неродным детям: Схватилась мать о падчерице, когда лед прошел.

Это скорее поговорка, но мне она кажется справедливой во многих случаях. Для этой сказки — совершенно точно.

Трудолюбие

Схожесть идей «Морозко», «Госпожи метелицы» и даже «Золушки» неудивительна. Детям всегда проще воспринимать зло, если оно исходит не от родного человека, например, матери, а от чужих людей – мачехи и ее детей. В об этом говорится в самых первых строчках, как бы сразу настраивая слушателя на негативное отношение к образу мачехи и ее ленивой и некрасивой дочери.

В советской киносказке Александра Роу падчерицу зовут Настей, а дочь мачехи Марфой, но в традиционной русской сказке имена девушек не называются.

«Морозко» учит в первую очередь трудолюбию и покорности. Дочь и падчерица противопоставлены друг другу: одна принимается за любую работу, не перечит мачехе, спокойно переносит все ее поручения, не ропщет и не пререкается. Другая девушка отстранена от работы, она ленива и упряма, капризна и зла, часто смеется и издевается над сестрой. В сказке показана красивая работящая и трудолюбивая падчерица и ее полная противоположность – ленивая и капризная родная дочь.

В действительности все было бы наоборот: постоянный труд, недосыпание и воздействие солнца обязательно сказались бы на внешнем виде доброй девушки, в то время как ленивая дочь успевала бы следить за собой, отдыхать и высыпаться.

Следующая пословица

Со временем недовольство падчерицей у мачехи дошло до такой степени, что она приказала мужу отвезти девушку в лес, на трескучий мороз. Муж погоревал, но подчинился. Посадил он родную дочь в сани и повез ее в лес.

В лесу он оставил ее в сугробе под елью и уехал. Девушке было холодно, но она терпела. Тут появился Морозко и стал испытывать девицу холодом. Да все спрашивал ее, тепло ли ей, или холодно. Девушка всякий раз отвечала, что ей тепло. Видя, как она терпеливо переносит холод, Морозко сжалился над девушкой, одарил ее теплыми шубами и пуховыми одеялами, чтобы та согрелась.

А в это время мачеха, которая посчитала, что падчерица уже замерзла в лесу до смерти, снова отправила мужа в лес. Тот приехал и увидел, что дочь его жива, одета в богатые шубы и рядом с ней большой сундук с подарками стоит.

Вернулся крестьянин домой с дочерью. Мачеха, как увидела, что падчерица жива-здорова, да еще и богатыми подарками одарена, велела свою родную дочь отвезти на то же место. Муж повез дочь мачехи в лес и оставил ее там.

Стал Морозко и мачехину дочь холодом испытывать, но она терпеть холод не стала и пыталась прогнать Морозко прочь. Тот рассердился и заморозил ее.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Морозко» заключается в том, что зависть и жадность до добра не доводят. Мачеха позавидовала богатым подаркам, которыми Морозко ее падчерицу одарил, и отправила родную дочь в лес, где та и замерзла.

Сказка «Морозко» учит быть терпеливым и не выказывать своей слабости. Падчерица сумела выдержать испытания холодом, которое устроил ей Морозко, и ничем не показала своей слабости. За это Морозко пощадил ее и одарил богатыми подарками.

В сказке мне понравилась падчерица, терпеливая и работящая девушка. Она перенесла много испытаний, но в конце сказки была щедро вознаграждена за свое терпение.

Образ падчерицы в сказке «Морозко»

Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.

Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:

Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было!

Дальше образ еще больше раскрывается (сказка № 95):

…была послушная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чём слова не перекорила

А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:

Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста!

Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:

Сравнение с другими сказками

Первую литературную обработку народной сказки выполнил Владимир Одоевский. В его произведении «Мороз Иванович» волшебник живет в ледяном доме. Он ценит в людях доброту и трудолюбие, поэтому дарит Рукодельнице ведро с монетами и брошь с драгоценным камнем. Ленивицу, которая больше вредит, чем помогает по хозяйству, чародей награждает большим и маленьким слитками, но они быстро тают и утекают ртутью и водой.

Если сравнить сказки, становится понятно, что Одоевский черпал много идей из русского фольклора. В его произведении также фигурируют две девочки, одна из которых — труженица, а другая — лентяйка. Каждая из них получила заслуженную награду. Произведение Одоевского более современно, в нем есть пословицы и наставления для детей.

Исследователи отмечают сходство между русской народной сказкой и произведением Николая Некрасова «Мороз, Красный нос», где волшебник не был таким добрым, как Морозко. В сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» также представлен похожий сюжет. К числу литературно переработанных модификаций русской сказки исследователи относят сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».

В каждой из этих сказок воплощены чаяния и ожидания народа. Мороз предстает в них и как гостеприимный хозяин, и как беспощадный повелитель. Для добрых людей он — заступник, борец за справедливость. Вера в это помогает жить и стойко переносить удары судьбы.

Литературная перекличка

Первым к литературной обработке сказки «Морозко» обратился Владимир Одоевский, написавший произведение «Мороз Иванович». В этой версии главный герой — седой старик, который живёт в доме, сделанном изо льда. Так же, как и Морозко в народной сказке, Мороз Иванович ценит трудолюбие, а потому дарит Рукодельнице за работу «брильянтик» для косынки и серебряные пятачки в ведёрке. Ленивица, отправившаяся по следам Рукодельницы в ледяное царство старика, получила «в награду» лишь сосульку[6].

В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Новое литературное обозрение

Выход в свет поэмы Некрасова «Мороз Красный нос» (1863) способствовал дальнейшему развитию образа героя. Этот Мороз, властный и суровый старик, хозяин зимнего царства, «мало похож на добродушного и справедливого героя народной сказки „Морозко“»[7]. Отдалённость образов связана, по мнению исследователей, с тем, что Некрасов включил в сюжет поэмы лишь один фрагмент из «Морозко» (речь идёт о неизменно повторяющемся в разных вариантах вопросе «Тепло ли тебе, молодица?»)[8]; сам же «воевода» гораздо ближе героям песенного народного творчества, нежели сказкам[9].

Исследователи находят немало точек пересечения между «Морозко» и написанной братьями Гримм «Госпожой Метелицей» (нем. Frau Holle): в обеих сказках действуют трудолюбивые падчерицы, злые мачехи и их спесивые дочки; добрые девушки в каждой из историй получают награду, только в первом случае щедрость идёт от «повелителя зимы», а во втором — от «повелительницы зимы»[10]. По замечанию Владимира Проппа, и в «Морозко», и в «Frau Holle» наблюдается «персонификация зимы» (в мужском и женском образах соответственно). Одновременно фольклорист обращает внимание на «переплетение сюжетов»[11]:

Вполне объективных критериев для отделения одного сюжета от другого нет. Там, где один исследователь будет видеть новый сюжет, другой будет видеть вариант и наоборот.

К числу литературно переработанных модификаций сказки «Морозко» исследователи относят также драматическую повесть Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» (1942)[3].

Кротость

Основная часть сказки посвящена встрече падчерицы и Морозко, ее главная цель – донести до слушателя, что помимо трудолюбия и в ней присутствовала еще одна важная женская черта – кротость. Морозко несколько раз обходил девушку по кругу, усиливая мороз, и спрашивал: «тепло ли тебе девица?». И хотя девушка была плохо одета для такого мороза, она, естественно, замерзала, но при этом отвечала Морозко, что ей тепло. В этом смысл женской кротости – как бы ни было тяжело и плохо, жаловаться и роптать настоящая девушка не должна. За ее характер, кротость, скромность и трудолюбие Морозко награждает падчерицу повозкой с запряженной тройкой лошадей и сундучком с приданым.

Художественные особенности

Литературовед Елена Коровина, характеризуя героя сказки «Морозко», воспроизводит присказку из наследия Владимира Даля о том, что «Морозко скачет по ельничкам, по берёзничкам, по сухим берегам». Лёгкость и игривость «повелителя зимы» позволяют говорить о том, что персонаж относится к числу «молодых божеств», готовым любезничать «с девицами, попавшими в его лес»[12].

Фольклорист Владимир Бахтин, напомнив, что Дед Мороз, Мороз Красный нос, Морозко — это один и тот же «владыка холода», называет героя сказки «заступником»; в народном сознании победить и получить награду должен «самый слабый, самый обиженный»[13]. Литературовед Владимир Аникин отмечает, что Морозко — в зависимости от ситуации — может проявить себя и как благожелательный хозяин, и как беспощадный властитель[14]:

В сказочной истории о стойкости и терпении сироты, о суровом Морозке заключается мысль: притесняемые, те, кто стоек, будут счастливы. Сказка — своеобразный идейно-эстетический и этический кодекс народа, здесь воплощены его чаяния и ожидания.

О сказке и ее авторе

Автором «Морозко» является народ. Это сказка с несколькими вариантами сюжетных разновидностей. Ее исследователи отметили, что в регионах существует:

Сюжет сказки навеян чудесами суровой зимы. Вера крестьян в волшебную силу Мороза, который царил на земле не менее трех месяцев, была крепка. До XIX века они задабривали его с помощью киселя. Впоследствии возникла история «Морозко», которая пересказывалась из поколения в поколение.

Волшебная сказка с аннотацией была включена в сборник Александра Афанасьева, который собирал фольклорные рассказы. В нем опубликовано два варианта со схожим сюжетом:

В книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест», которая вышла в 1950 году, вошла еще одна история на тему Мороза. Она была записана недалеко от Михайловского в 1927 году со слов неграмотной крестьянки Анны Федоровны Дворецковой. Рассказчица произносила ее нараспев, периодически используя декламацию. От нее люди узнали, как коротали вечера за работой ткачихи и пряхи.

Воспитательная ценность сказки “Морозко”

В сказке “Морозко” мы видим традиционное для всех волшебных сказок торжество добра над злом. Поучительный конец сказки предлагает ребёнку задуматься над своими поступками и желаниями, порассуждать о возможных последствиях своего поведения, учит смотреть на себя как бы со стороны.

Русская народная сказка “Морозко” в лёгкой и занимательной форме открывает детям важные жизненные истины – порицает человеческую зависть и жадность, учит быть добрым и трудолюбивым. Эта сказка имеет около 10 разных сюжетных разновидностей. По сказке сняты красивые и интересные художественные фильмы, созданы мюзиклы, так же её сюжет используют в рождественских спектаклях.

Кадр из фильма “Морозко” (1964 г.)

Жил дед да с другой женой. У деда была своя дочка, и у бабы была своя дочка.

Все знают, как за мачехой жить:

Перевернешься – бита, и недовернёшся – бита. А родная дочь что ни сделает – за всё гладят по головке.

Свою дочку старуха нежила и голубила. А старикову дочку она невзлюбила – всю тяжёлую работу на неё взвалила.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ни от какой работы девушка не отказывалась. Но ничем старухе не угодишь. Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймётся.

Люди смотрят на дедову дочку – нахвалиться не могут. А о старухиной дочке знай только говорят: “Вот она, ленивица. Вот она, бездельница”.

Старуха от этого еще злее становилась. Только и думала мачеха как падчерицу со свету сжить. Вот раз, когда старик собирался на базар старуха приказала ему:

– Вези, вези её старик, – говорит она мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес, на трескучий мороз, чтобы хворосту набрала.

– Да у нас и без того, хворосту много, – отвечает девушка.

Закричала старуха, ногами затопала, да вместе со своей дочерью и выгнали падчерицу из избы.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего. Запряг лошадь:

– Садись, милая дочь, в сани.

Повёз бездомную в лес и оставил в сугробе под большой елью. Не знает девушка что дальше делать.

Сидит она под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – недалеко Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, да пощелкивает.

Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:

– Зачем ты красна девица в такую стужу в лес забрела?

Рассказала девушка всё как было, ничего не утаила.

– Нет, красна девица, – говорит Морозко, – не за хворостом тебя сюда прислали. Ну, уж если пришла в мой лес, покажи, какова ты мастерица: сшей мне из этого холста рубаху.

Оставил Морозко холст, иголку да нитки. А девушка сразу же за работу и принялась.

Застынут пальцы – она подышит на них и опять шьет. Всю ночь не разгибалась.

Пришёл утром Морозко, взглянул на работу, похвалил:

– Ну, красна девица, хорошо ты поработала. Какова работа, такова и награда будет!

Морозко сжалился над девицей, одел её тёплую соболью шубу, повязал узорным платком, отогрел пуховыми одеялами, вывел на дорогу и поставил перед ней кованный сундук.

– Прощай, красна девица! Здесь уж тебе добрые люди помогут, до дому проводят.

Сказал и исчез, как будто и не было его вовсе.

А в это время старуха со своей дочерью по тёплой избе похаживают, одна другой говорят:

– Не вернётся, ненавистная, замёрзнет в лесу!

Тут и старик с базара приехал, а мачеха печёт блины и кричит мужу:

– Ступай, старый, в лес! Вези свою дочь хоронить!

Встревожился старик, тот час же в лес поехал.

Доезжает до того места, – глядит под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь и повёз домой.

А старуха дома с дочкой сидят блины пекут, пьют – едят, радуются:

– Ну, живая она домой не вернётся! Одни косточки-то и приедут.

А собачка под столом потявкивает:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, серебре везут, а старухину замуж не берут.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 85. 

УКМ «Перспектива»

1. Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича? Вспомните, как называется этот литературный приём.

Мороз Иванович в сказке является волшебным персонажем. Он символизирует мороз. Но при этом показан автором как обычный человек: он говорит, ест, улыбается, обладает своим характером.

Этот приём называется олицетворением.

2. Почему автор дал девочкам такие имена? Только ли именами отличаются девочки? Сравните их поступки.

Рукодельница была работящей девочкой, которая не боялась никакой работы.

Ленивица ничего не хотела делать.

Поступки Рукодельницы: взяла пирожок, обтрясла яблоки, угостила Мороза, взбила перину, прибралась, починила платье.

Поступки Ленивицы: не вязла пирожок, не обтрясла яблоки, не угостила Мороза, не взбила перину, очень плохо готовила, укололась, не прибиралась.

3. Как к девочкам относится Мороз Иванович? Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?

Морозу Ивановичу понравилась работящая Рукодельница. Он отнёсся к ней с любовью и уважением, всё объяснял, показывал и наградил.

Ленивица ему не понравилась. Он пытался пристыдить девочку, сам приготовив еду, но это не подействовало. Он улыбался, потому что ему было смешно смотреть на такую лентяйку. И он её наказал.

4. Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

За хорошо сделанную работу и награда полагается хорошая — серебро и бриллиант.

А за плохой труд и награда такая же — ртуть и ледышки.

5. Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку?

Зелёная трава под снегом не вымерзает.

В глубоком колодце вода не нагревается.

6. Вспомните народную сказку «Морозко». Чем похожи и чем различаются народная и литературная сказки?

Сходства сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  1. Героини — две девочки, работящая и ленивая.
  2. Они встречаются с Морозом.
  3. Хорошая девочка награждается.
  4. Плохая завидует и хочет тоже получить награду.
  5. Мороз наказывает плохую.
  6. Есть волшебный вестник — петух или собака.

Различия сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  1. Мачеха и няня.
  2. Девочка спускается в колодец или её отвозят в лес.
  3. Девочка трудится на Мороза или просто говорит ему приветливые слова.
  4. Плохая девочка погибает.

7. Докажите, что автор сохранил особенности волшебной сказки.

Сказочный зачин: в одном доме жили две девочки.

Волшебные события: встреча с печкой, яблоней, Морозом Ивановичем

Испытание героев: труд у Мороза Ивановича.

Противопоставление героев: работящая героиня противопоставляется ленивой бездельнице.

Победа добра над злом: Рукодельница награждена, Ленивица опозорена.

Волшебный вестник: Петух.

Троекратные повторы: три дня прожили девочки у Мороза Ивановича.

8. Отличается ли окончание народной сказки от окончания литературной?

В финале литературной сказки Ленивица возвращается домой, но с сосулькой. В концовке народной сказки она погибает, замёрзнув в лесу.

9. Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия.

Пять смысловых частей сказки «Мороз Иванович», заглавия

  1. Две разные девочки. От начала сказки до истории с колодцем.
  2. Рукодельница в колодце. Спуск в колодец, встреча с печкой и яблоней.
  3. Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича. Работа на Мороза Ивановича, награда, возвращение.
  4. Ленивица отправляется за наградой. Спуск в колодец, встреча с печкой и яблоней.
  5. Безобразия в доме Мороза. Поведение Ленивицы у Мороза Ивановича, возвращение.

План части «Две разные девочки»

  1. Две девочки и няня.
  2. Заботы Ленивицы.
  3. Труды Рукодельницы.

План части «Рукодельница в колодце»

  1. Упавшее ведёрко.
  2. Печка и пирожок.
  3. Яблоня.

План части «Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича»

  1. Угощение Мороза.
  2. Перина.
  3. Травка.
  4. Вопросы и ответы.
  5. Труды.
  6. Награда.

План части «Ленивица отправляется за наградой»

  1. Упрёки няни.
  2. Пирожок и Ленивица.
  3. Яблоня и Ленивица.

План части «Безобразия в доме Мороза»

  1. Невзбитая перина.
  2. Ужасное варево.
  3. Лень и безделье.
  4. Награда.

10. Перескажите сказку по составленному плану.

Пересказ сказки «Мороз Иванович» для 3 класса

Жили-были две девочки, Рукодельница и Ленивица.

Ленивица ничего сама не делала, всё на печи лежала. А за неё всё няня делала.

А Рукодельница весь день в трудах и заботах проводила, никогда не ленилась.

Однажды уронила Рукодельница ведро в колодец, а няня её за ним отправляет. Спустилась Рукодельница в колодец, а там печь и пирожок. Попросил пирожок его достать, взяла Рукодельница пирожок с собой.

А дальше яблоня стоит со спелыми яблоками. Обтрясла яблоки девочка и с собой взяла.

Пришла она к Морозу Ивановичу, угостила его пирожком да яблоками. 

А Мороз её просит перину взбить. Взбила Рукодельница перину, хотя руки у неё сильно мёрзли.

А Мороз показывает траву под периной и объясняет, что так он её от холода защищает. Много рассказал Мороз девочке, и про колодец в котором вода не нагревается, и про трубы, от которых угарный газ идёт.

А девочка трудилась на славу. И обед приготовила, и одежду починила, и прибралась в доме. А как уходить собралась — наградил её Мороз, дал ведро серебра и бриллиант.

Завидно стало няне, отправила она Ленивицу в колодец. А Ленивица пирожок не взяла, яблоки не отрясла, с пустыми руками к Морозу явилась.

Перину взбивать не стала, суп приготовила как попало, шить не умела, прибираться тоже.

И подарил ей Мороз ледышку из ртути.

11. Соотнесите основную мысль сказки с пословицей «Кто любит труд, того люди чтут».

 Основная мысль сказки «Мороз Иванович» в том, что работящих любят, а ленивых презирают.

Люди уважают тех, кто хорошо трудится, они их чтут. А тех, кто ленится не любит никто.

1

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Пословицы и поговорки к сказке «Морозко»

***

Русские народные сказки – удивительные творения, которые учат детей хорошему. Каждая из них несёт определённый смысл, даёт урок. Она настраивают детей на то, что нужно быть честными, добрыми, трудолюбивыми, любить и помогать своим близким.

Сказки бывают весёлые и грустные. Но самое главное их отличие в том, что все положительные герои выходят всегда победителями, а зло наказывается. Ведь не зря во многих произведениях говорится, «Сказка ложь, да в ней намёк».

Так происходит и в сказке «Морозко». Начинается она просто: в одной деревушке жили старик и старуха. Были у них две дочери, старшая – старухе неродная. Вот и обижала сварливая старуха её всегда. Недаром говорят, что «При матери тепло, да при мачехе – холодно», любила старуха только свою младшую дочурку, по голове гладила за все дела.

Марфуша же жила тяжело, всё хозяйство вела, кормила скотину, воду носила, дом топила, убирала. Но всё было не так мачехе, ведь «Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймётся».

А отец полностью под новой женой ходил, не мог никак заступиться за доченьку свою. Не зря народ молвит, что «Коль появилась мачеха, то и отец неродной». Приказала ему однажды жена увезти падчерицу в лес, чтобы сжить её с белого света. А на улице мороз трескучий, но делать нечего.

Поплакал мужик, потужил, но спорить с новой женой не решился. Посадил дочку родную на сани и повёз в лес. Оставил её под большой елью, прямо в сугробе, и вернулся назад. А Марфуша так и осталась в лесу, замерзать.

Мороз в этот раз трескучий был, всё с ёлки на ёлку перепрыгивает и постукивает, пощёлкивает. Добрался и до того места, где девочка сидела. На его вопросы, тепло ли ей, она из последних сил отвечала, что тепло. Даже когда Морозушка сильнее ударил, не стала жаловаться и ответила то же.

Пожалел Мороз девочку, укутал её в одеяла и свою шубу с плеч скинул. А потом расспросил про жизнь, как она попала в лес одна-одинёшенька. Рассказала девочка о своём горе, об отношениях с мачехой. И решил Морозко её наградить на страдания, которые выпали на её долю. Осыпал её золотом – серебром, драгоценностями и соболиными мехами.

В это время старуха прямо радуется, что избавилась от нелюбимой падчерицы, блины печёт, отмечать собирается. А дед сидит, и дочь свою оплакивает. Не думал, старый, что делал! Родную кровиночку на верную смерть повёз, своими руками загубить решил. Наконец, решился и высказал всё своей старухе.

Злая и глупая баба, и деда с пути сбила. Собрался дед обратно в лес, вернуть дочь захотел. Будь что будет, а он всё равно решил спасти её. Снарядил сани, запряг лошадей и понёсся в лес, на то место, где оставил он свою дочку. Торопится, переживает, прямо летит по снежной дороге.

Приезжает на место, а там дочурка его жива-здорова, на ней шуба красивая и тёплая вместо обносок прежних, платок пуховый. А рядом на снегу сундуки, полные золота и сокровищ, которые подарил ей добрый Морозко. Дед обрадовался и забрал свое дитя домой. Погрузил подарки в сани, и поехали они обратно в деревню.

Дома старуха уже к поминкам подготовилась, блинов напекла, довольная. А собачка под столом всё потявкивает, что вернётся нелюбимая падчерица домой, да ещё с подарками богатыми, а дочку старухи всё никак замуж не выдать. Злится старуха, а собачка всё одно завела. Да и правильно, ведь падчерица очень добрая была, а как в народе говорится, «Доброму добро, а худому пополам ребро».

Открываются ворота, и к дому подъезжают сани, полные всякого добра. На них падчерица сидит, живая и здоровая. Да ещё в одежде красивой, да с подарками. Рассказала она свои приключения, как Морозко одарил её по-царски.

Позавидовала старуха своей неродной дочке, да и пристала к старику, чтобы он и её дочку туда довёз. На подарки позарилась, посчитала, что её кровиночка ещё больше должна получить. Снарядила её как следует, закутала в тулупы тёплые, повязала платками пуховыми, да ещё и пирожков горячих напекла, в дорогу дала, чтобы дочка голодной и холодной не осталась.

Старику делать нечего, отвёз и старухину дочь он в лес, высадил на том же месте, и домой отправился.

Время прошло, и появился на этом месте снова Мороз. Смотрит, снова девочка сидит, на этот раз старухина дочка. Вся укутанная в тёплые одежды, пирожки жуёт. Подошёл Морозко поближе и вопрос задаёт, тепло ли ей сидеть. На что бабкина дочь, грубиянка, с возмущением отвечает, холодно, конечно!

Глупая девочка выросла, избалованная старухой, да не знала, что «Глупость – беде соседка». Нагрубила Морозу, а тот ещё больше холода напустил. Потом и вовсе потребовала подарки себе, некогда ей видите ли сидеть и ждать, замерзает совсем. На что Мороз совсем осерчал, и заморозил дочку старухи совсем!

В это время жена старика за дочкой отправляет, ждёт злата и серебра. Да напутствует его, чтобы аккуратно сундуки с сокровищами вёз, не просыпал случаем. А сама готовится встречать её. Но и тут собачка не молчит, сидит под столом и приговаривает о том, что дедову дочку замуж возьмут, а от старухиной дочки одни косточки остались. И не обращает внимания на возмущения сварливой бабы.

Тут в ворота въезжают сани, и старуха видит свою дочку, насмерть замороженную. Никаких подарков она не получила, плачет старуха, кричит, но поздно. Довела сама своей глупостью и жадностью родное чадо до такого состояния, поняла, да уже ничего не сделаешь. Как говорится, «Поздно беречь вино, когда бочка опустела». А дедова дочка в радости и достатке осталась, за доброту свою.

*** Внимание! Авторский материал — копирование запрещено

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке «Морозко»; краткое содержание сказки «Морозко».

О сказке и ее авторе

Автором «Морозко» является народ. Это сказка с несколькими вариантами сюжетных разновидностей. Ее исследователи отметили, что в регионах существует:

  • не менее сорока русских вариаций;
  • одиннадцать белорусских;
  • около тридцати украинских.

Сюжет сказки навеян чудесами суровой зимы. Вера крестьян в волшебную силу Мороза, который царил на земле не менее трех месяцев, была крепка. До XIX века они задабривали его с помощью киселя. Впоследствии возникла история «Морозко», которая пересказывалась из поколения в поколение.

Волшебная сказка с аннотацией была включена в сборник Александра Афанасьева, который собирал фольклорные рассказы. В нем опубликовано два варианта со схожим сюжетом:

  • под № 95, услышанным в Никольском уезде Новгородской губернии;
  • под № 96, записанным в Курской губернии.

В книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест», которая вышла в 1950 году, вошла еще одна история на тему Мороза. Она была записана недалеко от Михайловского в 1927 году со слов неграмотной крестьянки Анны Федоровны Дворецковой. Рассказчица произносила ее нараспев, периодически используя декламацию. От нее люди узнали, как коротали вечера за работой ткачихи и пряхи.

Дневник читателя (Клюхина) по русской народной сказке «Морозко»

Перечисли главных героев сказки «Морозко»

Главные герои сказки: дед, баба, падчерица, родная дочь бабы, Морозко.

Выпиши из текста одно предложение, которое тебе понравилось. Запиши в читательский дневник.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету…

Что придумала сделать с падчерицей мачеха? Отметь правильный ответ в читательском дневнике.

Правильный ответ: со свету сжить.

Прочитай план сказки «Морозко» в дневнике читателя. Запиши пропущенную часть плана текста.

Пропущенный пункт плана: Встреча девицы с Морозком.

Вставь в предложение пропущенные слова. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком. Запиши ещё 5 слов на это правило в читательский дневник.

Пропущенные слова, которые нужно вписать в читательский дневник: большою, веселая, румяная, собольей, богатыми.

Слова с раздельным мягким знаком: елью, собольей.

Примеры слов на это правило: солью, вьюга, бурьян, обезьяны, листья.

С какими словами обратился к девушке Морозко? Запиши это предложение и отметь его характеристику.

Морозко обратился к девушке со словами: «Тепло ли тебе, девица?».

Это вопросительное предложение.

Оно содержит обращение «девица», которое часто используется в народной словесности и означает «девушка».

Сколько раз старик ездил в лес? Отметь в читательском дневнике.

Старик ездил в лес 4 раза:

первый раз – отвез свою дочь;

второй раз – забрал свою дочь домой;

третий раз – отвез дочь старухи;

четвертый раз – забрал мертвую дочь старухи.

Какое качество характера принесло несчастье старухе? Отметь в читательском дневнике.

Несчастье в виде смерти дочери, принесли старухе такие качества характера, как жадность, ворчливость и злость.

Подбери к слову «затужил» слова, близкие по значению. Запиши их в читательский дневник.

Затужить – загоревать, опечалиться, загрустить, растосковаться, приуныть, зажуриться.

Понравилась ли тебе сказка? Чем? Почему? Запиши свой ответ.

Мне очень сильно понравилась сказка «Морозко».

Ведь она не только увлекательная, но и поучительная.

Сказка показывает нам, что добрые люди получают щедрые дары судьбы, а злоба и жадность всегда наказываются.

Сравнение с другими сказками

Первую литературную обработку народной сказки выполнил Владимир Одоевский. В его произведении «Мороз Иванович» волшебник живет в ледяном доме. Он ценит в людях доброту и трудолюбие, поэтому дарит Рукодельнице ведро с монетами и брошь с драгоценным камнем. Ленивицу, которая больше вредит, чем помогает по хозяйству, чародей награждает большим и маленьким слитками, но они быстро тают и утекают ртутью и водой.

Если сравнить сказки, становится понятно, что Одоевский черпал много идей из русского фольклора. В его произведении также фигурируют две девочки, одна из которых — труженица, а другая — лентяйка. Каждая из них получила заслуженную награду. Произведение Одоевского более современно, в нем есть пословицы и наставления для детей.

Исследователи отмечают сходство между русской народной сказкой и произведением Николая Некрасова «Мороз, Красный нос», где волшебник не был таким добрым, как Морозко. В сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» также представлен похожий сюжет. К числу литературно переработанных модификаций русской сказки исследователи относят сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».

В каждой из этих сказок воплощены чаяния и ожидания народа. Мороз предстает в них и как гостеприимный хозяин, и как беспощадный повелитель. Для добрых людей он — заступник, борец за справедливость. Вера в это помогает жить и стойко переносить удары судьбы.

Кротость

Основная часть сказки посвящена встрече падчерицы и Морозко, ее главная цель – донести до слушателя, что помимо трудолюбия и в ней присутствовала еще одна важная женская черта – кротость. Морозко несколько раз обходил девушку по кругу, усиливая мороз, и спрашивал: «тепло ли тебе девица?». И хотя девушка была плохо одета для такого мороза, она, естественно, замерзала, но при этом отвечала Морозко, что ей тепло. В этом смысл женской кротости – как бы ни было тяжело и плохо, жаловаться и роптать настоящая девушка не должна. За ее характер, кротость, скромность и трудолюбие Морозко награждает падчерицу повозкой с запряженной тройкой лошадей и сундучком с приданым.

Трудолюбие

Схожесть идей «Морозко», «Госпожи метелицы» и даже «Золушки» неудивительна. Детям всегда проще воспринимать зло, если оно исходит не от родного человека, например, матери, а от чужих людей – мачехи и ее детей. В об этом говорится в самых первых строчках, как бы сразу настраивая слушателя на негативное отношение к образу мачехи и ее ленивой и некрасивой дочери.

В советской киносказке Александра Роу падчерицу зовут Настей, а дочь мачехи Марфой, но в традиционной русской сказке имена девушек не называются.

«Морозко» учит в первую очередь трудолюбию и покорности. Дочь и падчерица противопоставлены друг другу: одна принимается за любую работу, не перечит мачехе, спокойно переносит все ее поручения, не ропщет и не пререкается. Другая девушка отстранена от работы, она ленива и упряма, капризна и зла, часто смеется и издевается над сестрой. В сказке показана красивая работящая и трудолюбивая падчерица и ее полная противоположность – ленивая и капризная родная дочь.

В действительности все было бы наоборот: постоянный труд, недосыпание и воздействие солнца обязательно сказались бы на внешнем виде доброй девушки, в то время как ленивая дочь успевала бы следить за собой, отдыхать и высыпаться.

Изложение в сокращении

Однажды Старик решил жениться заново. Нашел женщину с ребенком, привел ее в дом, где жила его родная дочь. Мачеха с первого взгляда невзлюбила Падчерицу и сразу стала командовать в доме. Она нагружала дочь Старика домашней работой, не давала ни минуты отдыха. Родную дочь, наоборот, баловала и берегла, позволяла ей спать до обеда.

Падчерица старалась все делать хорошо, чем еще сильнее злила Мачеху. Решила она избавиться от дочери Старика навсегда и стала нашептывать ему о плохом поведении Падчерицы, да и самой девочке жизни не давала. Пришла зима, и Мачеха наказала деду вывезти Падчерицу в лес, бросить ее там.

Долго противился дед, но не смог противостоять напору сварливой бабы. Жаль ему было бросать родную дочь в лютый мороз, но он сделал так, как сказала жена. Очень замерзла девочка в лесу под зеленой елью. Однако ее быстро заметил Морозко, который прогуливался неподалеку — «на ветке потрескивал, с елки на елку поскакивал и пощелкивал».

Приблизился волшебник к девочке и стал дуть на нее холодом. Каждый раз он звал и спрашивал, тепло ли ей находиться в сугробе. Чувствуя, как стынет кровь, она отвечала, что тепло. Тем временем Старик не находил себе места. Мачеха же решила справить поминки по Падчерице и послала мужа в лес за ее косточками.

Вернулся дед на место, где оставил дочь, и обомлел — сидит она в роскошной шубке на сундуке с деньгами. Он обрадовался, забрал девочку и повез домой. Увидела Мачеха богатство и надулась, как жаба. Мало того, что не удалось ей Падчерицу со свету сжить, так теперь она еще и невестой с приданым стала.

Позавидовала Падчерице и Мачехина дочь, договорилась она с матерью, чтобы и ее Старик в лес отвез. Устроившись под кустом в теплой одежде и котомкой с пирогами, стала ленивая девочка ждать Морозко. Ей было комфортно и сытно. Заметил ее волшебник, подошел и стал дуть. Чем сильнее дул, тем больше она возмущалась, что холодно, прогоняла его: «Уйди, Морозко». Разозлился владыка холода и заморозил девочку насмерть.

Мать ее тем временем наготовила угощений и собрала Старика в дорогу. Приехал он, а падчерица лежит в сугробе мертвая. Привез ее дед назад. Увидела Мачеха, что натворила, заголосила, но было поздно.

План для читательского дневника

Красивая сказка со смыслом — так можно охарактеризовать произведение «Морозко». В читательский дневник для 1 или 2 класса можно записать сказку в сокращении, из нескольких важных предложений. Они покажут учителю, что история была прочитана школьником, помогут ему пересказать сюжет и провести небольшой анализ:

  • Вдова и вдовец решают создать новую семью. У каждого из них есть по дочери от первого брака. Возраст девочек одинаков.
  • Дочь Старика трудолюбивая и отзывчивая. Она всегда готова прийти на помощь, самостоятельно выполняет почти всю работу по дому.
  • Дочь Мачехи — ленивая и грубая. Она могла лишь красоваться перед зеркалом и спать до полудня.
  • Однажды по приказу Мачехи отец увозит родную дочь в заснеженный лес. Он оставляет ее на холоде, а сам уезжает.
  • Девушку замечает лесной волшебник Морозко и дует на нее холодом. Одетая в вещи, которые не греют, она промерзает насквозь, но терпит. Посиневшими от холода губами говорит, что ей не холодно.
  • Восхищенный выдержкой Падчерицы, Морозко делает ей дорогие подарки. Теперь у девушки есть теплая нарядная шубка и сундук с монетами в приданое.
  • Позавидовав Падчерице, алчная старуха посылает в лес свою дочь. Девушка грубит Морозко, за что чародей ее не щадит. Надежды старухи разрушены.

Страница 41 из 41

 Ответы к Страница 155. Проверим себя 

1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.

В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.

Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.  Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.

Смелый приступ — половина победы:  Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.

Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5.  Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?

== 

Ребята, у нас нет в наличии рабочей тетради. Так что, если вам нужна заполненная таблица, прикрепляйте скан пустой таблицы из тетради к комментариям в вк.

В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста». Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.

6.  Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».

                                     Заяц-хваста
      Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

                                          Можно ли назвать Зайца храбрым?
   Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

На этом первая часть учебника окончена.

  • Пословицы к сказке летучий корабль раскрывающие главную мысль сказки
  • Пословицы к сказке два брата 3 класс толстого
  • Пословицы к сказке заячья избушка
  • Пословицы к сказке зимовье 2 класс
  • Пословицы к сказке иван царевич и серый волк 3 класс