Пословицы к сказке лиса и заяц

Меню страницы выберите нужное нижекраткое содержание: однажды гуляла по лесу наш главный персонаж сказки лиса и козел, рыжая, хитрая лиса.

Меню страницы (Выберите нужное ниже)

Краткое содержание:
Однажды гуляла по лесу наш главный персонаж сказки Лиса и козел, рыжая, хитрая лиса. О чем- то думала, куда- то смотрела и не заметила впереди себя колодец. Так и упала в глубокий колодец наша рыжая лисичка. Она гордая была и не могла просить помочь ей людей, которые проходили мимо. Проходил мимо этого колодца козел, учуяла хитрая лиса близко козла и хотела перехитрить его. Стала говорить таким ангельским голосом, что вода в этом колодце чистая и прозрачная. Козел конечно же поверил лисе и тоже прыгнул в этот колодец. Так лиса и воспользовалась козлом. По его длинным рогам она смогла очень быстро выйти из этого колодца. Еще очень долгое время сидел в колодце обманутый несчастный козел, пока не пришел Дед, чтобы выпить водицы. Добрый старичок спас доверчивого козла. Эта сказка поучительная и понравится для детей разного возраста, даже для самых меленьких наших читателей она запомнится на долгое время. Читать сказку Лиса и Козел онлайн здесь. Слушать ее можно в аудиозаписи. Приятно вам чтения или просмотра.

Текст сказки Лиса и козел

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козёл — умная голова, идет, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает: — Что ты там, лисонька, поделываешь? — Отдыхаю, голубчик,- отвечает лиса,- там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь! А козлу давно пить хочется. — Хороша ли вода-то?- спрашивает козёл. — Отличная,- отвечает лиса.- Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет. Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему: — Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал. Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце: насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Смотреть сказку Лиса и козел слушать онлайн бесплатно

Информация для родителей:
Лиса и Козёл — короткая русская народная сказка. В ней рассказывается о хитрой Лисе, которая попала в колодец и о доверчивом Козле. Сказка является поучительной и будет интересна детям от 2 до 4 лет. Текст сказки «Лиса и Козёл» написан просто и интересно, её можно читать на ночь детям. Приятного чтения вам и вашим малышам.

Читать сказку Лиса и Козёл

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет.

Идёт козел — умная голова. Идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему.

Лиса и козел

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже.

Сидит лиса, горюет.

Идет козёл — умная голова, идет, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:

Что ты там, лисонька, поделываешь?

Отдыхаю, голубчик,- отвечает лиса,- там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

Хороша ли вода-то?- спрашивает козёл.

Отличная,- отвечает лиса.- Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:

Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце: насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Галина Гусева

Перессказ сказки «Лиса и козел»

Конспект занятия по развитию речи у детей старшей группы «Пересказ сказки лиса и козел
»

Программное содержание
:

1. Познакомить детей с новым литературным произведением «Лиса и козел
»

2. Учить использовать при пересказе
образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей
.

3. Учить детей пересказывать
текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

4. Закреплять у детей умение подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений, расширять и активизировать словарь детей.

5. Совершенствовать навыки словообразования. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

6. Формировать у детей представление о доброте, честности. Воспитывать отрицательное отношение к хитрости, лживости.

Словарная работа
:

Активизировать в речи детей слова из текста сказки
: «колодец»
, «зазевалась»
, «горюет»
, «коли хочешь»
, «насилу»
, «ложь»
.

Предварительная работа
:

Разбор пословицы

Игры-«Перехвали
»
, «Скажи по — другому»

Организационный момент
:

«Глаза смотрят и все видят,

Уши слушают и все слышат,

Ноги и руки не мешают, а помогают.

Поднятая рука- это сигнал о том,

Что вы знаете и готовы сказать…
.

А голова думает…

Сегодня мы познакомимся с новой сказкой и научимся ее пересказывать
. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома
, но мы постараемся найти в ней что – то новое и интересное.

Название сказки
вы отгадаете если найдете из предложенных вам картинок «мишени»

Собака, корова, лиса
, кошка-лиса
, волк, медведь, козел
, заяц-козел
. (Лиса т
. к все слова обозначают домашних животных, а лиса дикое животное
. Козел -потому
, что все слова обозначают диких животных, а козел – домашнее животное
).

Повторите выделенные вами слова- лиса
, козел
.

Сказка называется
«Лиса и козел
»

Подготовка к восприятию текста.

Назовите сказки
в которых вам встречалась лиса-
«Лисичка со скалочкой»
, «Теремок»
, «Лиса и медведь
»
, «Лисичка сестричка и серый волк»
и др.

Есть и другие сказки
с которыми вам предстоит познакомиться. Ребята давайте нарисуем полный, словесный портрет лисы. Ведь лиса всегда разная
. Какая бывает лиса
? Хитрая, коварная, злая, добрая, любящая, умная, рыжая, и др. Ребята, а как можно сказать про лису
, если у нее длинный хвост? Значит — лиса -какая
? Длиннохвостая.

Острый глаз- остроглазая

острый нос – остроносая

пушистый хвост- пушистохвостая

быстрые ноги – быстроногая

Сейчас мы с вами прослушиваем сказку
«Лиса и козел
»
и подумайте, какая же лиса в этой сказке
?

Чтение сказки
.

Как называется сказка
?

Какой показана лиса
?

Можно ли сказать
, что она хитрая? Почему?

Как лиса
обращалась к козлу сначала, а как потом?

Как она его называла?

Какой в сказке козел
?

Почему вы думаете,что он такой?

(Ответы детей)

Молодцы, много подобрали слов, нарисовали полный, словесный портрет героев сказки
.

Ребята, давайте вспомним, с чего началась сказка
?

«Бежала лиса
, на ворон зазевалась -и упала в колодец»
.

А что такое колодец?

Укрепленная бревнами или досками узкая, глубокая яма откуда черпают воду.

Ребята, объясните как вы понимаете эти выражения из сказки
?

«на ворон зазевалась»
— загляделась на ворон

«лиса горюет
»
— печалилась

«коли хочешь»
-если захочешь

«вон из колодца»
— выйти

«насилу отыскали»
— с трудом

Молодцы! Вы правильно объяснили все слова.

Ребята, а если бы вы очутились в сказке
, что бы вы услышали (как лиса
разговаривала с козлом)

(ласковым, нежным, мягким)

Вспомните слова лиса
, произнесите их так,чтоб все поняли, что лиса говорит ласково
.

«Отдыхаю, голубчик, там на верху жарко, так я сюда забралась»

А как лиса
стала разговаривать с козлом потом? .(сердито, громко, грубо, гневно)
Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась
.

«Эй борода ты дурень! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал.

А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса
говорила с козлом – ласково.

А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито
.

Молодцы! Смогли показать характер лисы.

А чем закончилась сказка
?

«Чуть было не пропал козел с голоду в колодце
, насилу-то его да за рога вытащили».

Физ. минутка

Послушайте сказку еще раз
, потом вы будите ее рассказывать
.

Слушаем внимательно и запоминаем.

Повторное чтение.

Ребята, кто готов рассказать сказку
«Лиса и козел
»

Саша у нас будет рассказчиком
, Он расскажет нам сказку с помощью картин
. Саша будь внимателен, рассказывай по порядку и передай
голосом характер лисы (рассказывание сказки
с опорой на картинки)
.

А сейчас, ребята, вы будите артистами. Маша будет исполнять роль лисички, а Алеша будет исполнять роль- козла. Маша постарайся передать
голос лисы в начале и в конце сказки
.

Анализ рассказа

Кто из рассказчиков
понравился вам больше? Почему?

Соблюдался ли порядок событий в сказке
?

Разбор морали.

Существует поговорка
: «Сказка
ложь — да в ней намек, добрым молодцам урок»

Как вы понимаете слово- ложь? (неправда)

Значит сказка- это неправда
, придуманные события.

А слово намек- указание на что-то плохое или хорошее.

Добрым молодцам урок- совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.

Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит
.

Хотим мы быть похожими на героев сказки
? Почему? (ответы детей)

Потому что лиса не честная
, обманчивая она обманула козла и он чуть не пропал.

А козел недогадливый
, глупый, он поверил лисе.

Чему нас научила сказка
? Не обманывать. Значит не надо всегда верить.

Мы с вами познакомились с сказкой
«Лиса и козел
»
скажите, подходит ли к этой сказке пословица
«Речи как мед, а дела как полынь»
? Почему?

Речи -сладкие, а дела – горькие.

Домашние задание

Ребята, а мне жалко козла за то, что он такой доверчивый, что его обманула лиса
. Давайте предупредим его, чтобы в следующий раз он не попал в такую ситуацию, Я приготовила конверты и листочки. Вы их возьмите домой и напишите нашему герою письмо. Давайте придумаем ему имя (….)

Письмо у нас будет начинаться так
:

Здравствуй, козел Яша
!

Разве ты не знал, что ….

О сказке

Русская народная сказка «Лиса и козел»

Русская народная сказка «Лиса и козел» — очередной пример истории про рыжую плутовку. Тем, кто привык, что хитрая лиса в финале сказочного сюжета чаще всего сама же и страдает от своего чрезмерного коварства, этот рассказ покажется необычным. Вопреки принятому в сказке «добро побеждает зло», лиса здесь не наказана за свою подлость и ложь: ей обманом удается выйти из сложной ситуации и одержать верх над другим персонажем сказки. Прежде чем попытаться разобраться в причине такой несправедливости, необходимо кратко описать сюжет сказки. Итак, главное действующее лицо – лиса, она попала в колодец, засмотревшись на ворон. На ее счастье колодец был наполовину пересохший, почти без воды, поэтому лиса не утонула, но выбраться из него все же не смогла. Благо, мимо колодца проходил козел – еще один персонаж сказки, любопытство заставило его заглянуть в колодец. Лиса, недолго думая, принялась расхваливать, как там хорошо и приятно. Бедный козел, которому и без того хотелось пить, поверил хитрой лисе и прыгнул в колодец. Плутовка же взгромоздилась ему на спину, со спины перелезла на рога и так выкарабкалась наружу. Козел в колодце чуть не погиб от голода, но был спасен добрыми людьми.

Развитие событий в сказке, хотя и кажется на первый взгляд несправедливым, но отлично справляется со своей идейной задачей. Лиса в сказке одерживает верх, но не для того чтобы зло восторжествовало. Цель сказки совсем другая – показать, что глупость и чрезмерное любопытство могут завести героя в беду. Козел прыгнул в колодец, совершенно не подумав о последствиях, это и является предметом осмеяния и порицания в данном рассказе. Еще одним смысловым акцентом этой поучительной истории является установка, что физическая сила не всегда залог успеха, ум и осторожность необходимы для благополучного существования героя.

Любопытно, что рассказчик как будто нарочито подтрунивает над козлом, называя его умной головой. Эта своеобразная издевка над персонажем, распространенный прием в русском фольклоре.

Стоит отметить, что речевой строй сказки «Лиса и козел» заслуживает отдельного внимания. В тексте присутствует авторское описание одного из главных героев, для его характеристики используются формы слов с увеличительным значением («бородище», «рожища»), что делает образ козла, с одной стороны, более грозным и опасным. Но в тоже время, такая характеристика противоречит остальному поведению козла и речи его самого. Что касается лисы, то отбор речевых средств, которые она использует, отчетливо различается в зависимости от ситуации. Когда она пытается заманить козла в ловушку, речь ее ласкова и изобилует уменьшительно-ласкательными существительными («голубчик», «водица»). Но как только ей удается достичь цели, отбор слов резко меняется, в речи появляется грубая лексика (например, «дурень»). Таким образом, речь героев сказки создает для читателя дополнительное поле для понимания сути каждого образа и сказки в целом.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и козел» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет.

Идет козел — умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:

Что ты там, лисанька, поделываешь?

Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:

Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Сказка Лиса и Тетерев – коротенький рассказ о хитрости и обмане. Обманщица лиса – персонаж, известный в фольклоре своим плутовством. Но сказка интересна тем, что находится другой хитрец. И к лисе возвращаются ее же уловки. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Лиса и Тетерев читать

Тетерев сидит на дереве. Голодная Лиса пытается лестью и обманом оттуда его сманить. Притворяется глухой, расточает льстивые речи – только б спустился Тетерев на землю. Дискутирует Тетерев с Лисой о гуманном указе, который запрещает животным обижать друг друга, но не верит Лисе. Чтобы от обманщицы избавиться, смышленая птица сообщает Лисе, что к дереву бегут собаки. Забыв о своих разглагольствованиях, Лисичка убегает подальше от греха. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Тетерев

Простой сюжет широко распространен в фольклоре и басенном жанре. Персонажи сказки наделены человеческими качествами: Лиса – хитрая и льстивая, Тетерев – осторожный. Смысл сказки Лиса и Тетерев заключается в том, что следует проявлять бдительность и находчивость, чтобы избежать неприятностей. Остроумная сказка показывает, что с обманщиком можно бороться его же оружием – обманом и хитростью. Чему учит сказка Лиса и Тетерев? Сказка учит быть осмотрительным.

Мораль сказки Лиса и Тетерев

Народная мудрость «На хитреца всегда отыщется хитрец» учит, что всегда можно перехитрить человека, который пытается вас заманить в западню. Мораль сказки Лиса и Тетерев учит эффективному способу борьбы с обманщиками.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Красное словцо, да ложь.
  • Обманщика вдвойне приятно обмануть.

Главные герои русской народной сказки «Лиса и тетерев» — хитрая лиса и осторожный тетерев. Лиса задумала поймать тетерева, но тот сидел высоко на дереве и был недосягаем. Тогда лиса стала нахваливать тетерева. Тот поблагодарил ее за доброе слово.

Но лиса притворилась, что плохо слышит и попросила тетерева спуститься с дерева на траву и поговорить с ней поближе. Осторожный тетерев отказался спускаться с дерева. Он сказал, что птицам на земле грозит опасность от разных хищных животных.

Тогда лиса придумала новую хитрость – она сказала тетереву, что вышел новый указ, по которому звери друг на друга не должны нападать. И теперь тетереву нечего бояться. Но тетерев лисе не поверил. Он решил проверить правдивость слов лисицы.

Тетерев, сидя высоко на дереве, сообщил лисе, что видит собак. Если бы нового указа не было, то лисе следовало бы поскорее скрыться. Но по новому указу ей собак можно не бояться. Однако лиса отговорилась тем, что собаки могут ничего не знать про новый указ и убежала прочь.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Лиса и тетерев» заключается в том, что не следует доверять словам и обещаниям хитрецов. По возможности такие слова надо проверять, что и сделал умный тетерев. Он напугал лису собаками и по ее реакции понял, что лиса сказала неправду.

Сказка «Лиса и тетерев» учит быть осмотрительным и осторожным и не поддаваться на лесть.

В сказке мне понравился тетерев. Он поступил очень продуманно, использовав слова, сказанные лисой, против нее самой. Тем самым тетерев избежал опасности быть схваченным рыжей плутовкой.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и тетерев»?

Лисье племя только льстит да манит.
Бдительность сестра уму.
Доверяй, но проверяй.

A+

A-



Короткая сказка про хитрую лисичку и смышленого тетерева…(в пересказе Л.Н.Толстого)

Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
- Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:
- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
- Или ты меня боишься? — сказала лисица.
- Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
- Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
- Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
- Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
- А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.

(Илл. В.Дударенко, изд. Новое знание, Минск, illustrators.ru)

Подтвердить оценку

Оценка: 4.9
/ 5. Количестов оценок: 103

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 5159 раз(а)

Другие русские сказки про животных

  • Петух и жерновцы — русская народная сказка

    Сказка про очень бедных старика и старуху. Хлеба не стало в доме, пришлось идти в лес за желудями. Однажды один из желудей упал в подполье и…

  • Как лиса училась летать — русская народная сказка

    Короткая сказка о том, как журавль учил лису учиться летать. Однако ничего хорошего от его уроков не вышло… Как лиса училась летать читать…

  • Журавль и цапля — русская народная сказка

    Сказка про журавля и цаплю, которые построили избушки по концам болота. Скучно стало журавлю, пошел к цапле свататься. Цапля отказалась, потом…

    • Волк и семеро козлят — русская народная сказка

      Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей…

    • Лиса и журавль — русская народная сказка

      Лиса и журавль — сказка о дружбе между хитрой лисичкой и умным журавлем. Журавль не смог полакомиться манной кашей, которую Лиса размазала…

    • Зайкина избушка — русская народная сказка

      Зайкина избушка — это сказка о том, как хитрая лиса отобрала домик у зайки и никто не мог её выгнать из теплого домика. Однако, петушок…


    Огневушка-поскакушка

    Бажов П.П.

    feat ognevushka poskakushka1

    Сказка про волшебную девочку — сказочную Огневушку, она появилась работникам прииска из костра, стала танцевать, а потом около дерева исчезла. А была такая примета, где она исчезнет — там золото надо искать. Огневушка-поскакушка читать Сидели …

    Каменный цветок

    Бажов П.П.

    feat kamennyy tsvetok4

    Однажды появился у знатного мастера-резчика ученик Данила. Был он сиротой, худенький и болезненный, но мастер сразу приметил в нем талант и глаз верный. Повзрослел Данила, обучился ремеслу, но хотел познать тайну красоты, чтобы в камне …

    Малахитовая шкатулка

    Бажов П.П.

    feat malakhitovaya shkatulka2

    Девушке Танюшке досталась от отца малахитовая шкатулка с женскими украшениями. Мама надевала их несколько раз, но ходить в них не могла: и жмут они, и давят. Драгоценности были волшебные, они из Танюши еще одну Хозяйку Медной Горы сделали. Малахитовая шкатулка …

    Горный мастер

    Бажов П.П.

    feat gornyy master1

    Рассказ о верности и любви к близкому человеку. Девушка Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал неизвестно куда. Все ей говорили, что надо забыть его, но Катерина никого не слушала и твердо верила, что он …


    Как мужик гусей делил

    Толстой Л.Н.

    feat kak muzhik gusej delil l tolstoj2

    Сказка про ловкого и смекалистого бедного мужика, который пошел у барина хлеба просить, а в благодарность зажарил барину гуся. Барин попросил мужика разделить гуся на всех членов его семьи. Как мужик гусей делил читать У …

    Про слона

    Житков Б.С.

    pro slona

    Как слон спас хозяина от тигра

    Житков Б.С.

    kak slon spas khozjaina ot tigra

    Один индус пошел в лес со своим слоном за дровами. Все шло хорошо, но вдруг слон перестал слушаться хозяина и стал прислушиваться к звукам. Хозяин рассердился на него и стал бить веткой ему по ушам. …

    Житков Б.С.

    kengura

    Однажды моряки отдыхали на берегу. Среди них был один здоровенный матрос, силы он был медвежьей. Решили матросы сходить в местный цирк. В конце выступления на арену вывели кенгуру в боксерских перчатках. Кенгура читать На парусном …


    feat stihi222

    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    feat stihi ded moroz2

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    stihi2

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    screenshot 2018 10 26 16.26.43 1

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    feat avtobus

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 — Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    feat tri kotenka15

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …

    3 — Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    feat jozhik v tumane3

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 — Яблоко

    Сутеев В.Г.

    feat iabloko8

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

Разделы:


Начальная школа

Цели:

  • Познакомить учащихся с русской народной
    сказкой, способствовать формированию целостного
    представления об основной идее сказки.
  • Развивать речь, словарный запас учащихся, учить
    сознательно и правильно читать, выделять
    главное, делать выводы.
  • Прививать интерес к народному творчеству, к
    народным сказкам.

Оборудование:
ИКТ, карточки, рисунки,
книжки.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок литературного чтения. Начнем с
5-тиминутного чтения.

Орфографически, орфоэпически, скороговоркой,
выразительно, как диктор.

II. Проверка домашнего задания.

Прочитайте свои загадки о животных, а мы
постараемся их отгадать.

Дома вы читали сказки: “Лиса и заяц” и
“Петушок-золотой гребешок”.

Какой из петушков тебе больше понравился?
Почему?

III. Работа над новым материалом.

Ребята, отгадайте, а о ком сегодня мы будем
говорить?

ИКТ: картинки лисы и тетерева. (Приложение
1).

Правильно, о лисе и тетереве.

Русская народная сказка “Лиса и тетерев”.

Давайте вместе выберем для этой книги
иллюстрацию на обложку.

Посмотрите на доску. Какая иллюстрация больше
подходит для этой сказки?

(Выбор учащихся)

Почему эту иллюстрацию выбрали? Мне нравится
ваш выбор. Молодцы.

Физкультминутка для глаз.

IV. Словарная разминка.

Перед чтением сделаем словарную разминку. (Приложение 2).

Те-те-рев

Те-те-ре-ви-ный (что?)

Те-те-ре-во-чек (когда так говорим?)

Те-те-ре-вё-нок (кто?)

Кто знает, что означает слово УКАЗ?
(Приложение 3).

Указ — распоряжение, постановление высшей
власти.

V. Первичное чтение — учителем.

Как называет лисица тетерева, прочитайте.

Тетеревочек, дружочек.

VI. Рассказ о тетереве.
(Подготовленный
ученик рассказывает про тетерева).

Что вы знаете о тетереве? Даша нам немного
расскажет о нём.

VII. Физкультминутка.

(Алёна — все о тетереве, да о тетереве, а я хочу
проверить ваше внимание, давайте сделаем зарядку
на внимание. “Делай так — не делай так”.)

VIII. Работа по содержанию.

Что делала лиса, чтоб тетерев спустился на
землю?

Притворилась глухой

О каком указе говорит лиса?

Что все звери живут дружно, никто никого не
трогает.

Поверил ли тетерев, что такой указ появился?

Зачем он сказал лисе о собаках?

Проверить лису, правду говорит или нет.

Почему тетерев не просто лисе сказал о
собаках, а добавил, если бы всё по-старому, тебе бы
уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

IХ. Работа в группах.

Закрепим наши знания.

  • 1 гр.- выбирает пословицу к сказке (5уч.) (Приложение 5).
  • 2 гр. — собирает мозаику — сказке (5уч.), (Приложение
    6).
  • 3 гр. — находите эпитеты к лисе, какая она в
    сказке(5уч.),

Сказка «Лиса и тетерев» очень похожа на басню. В ней рассказывается о хитрой лесе, которая хотела обмануть тетерева и уговорить спуститься с дерева, чтобы скушать птичку. Но тетерев не только не поддался на обман, но и сам перехитрил рыжую.

Сказка Лиса и тетерев скачать:

Сказка Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.

Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».

23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?

Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.

Я читала:

  1. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  3. Л. Толстой «Липунюшка»
  4. Л. Толстой «Царь и рубашка»
  5. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
  6. В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.

24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.

25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.

Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных. 

Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.

26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?

Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».

На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.

Этому рисунку соответствует текст:

«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».

27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?

До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.

После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.

28. Раздели текст на части. Озаглавь их.

Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:

  1. За водой.
  2. Возвращение с вёдрами.
  3. Падение яблока и всеобщий переполох.
  4. Что кому показалось.

29. Восстанови последовательность событий сказки.

Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.

30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:

Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.

Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.

Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.

Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.

31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.

Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.

32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».

Лиса: хитрый.

Журавль: умный.

33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.

План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса

  1. Лиса и журавль дружат.
  2. Угощение на тарелке.
  3. Обида журавля.
  4. Угощение в кувшине.
  5. Дружба врозь.

34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.

Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.

35. Какова главная мысль сказки?

Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.

36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.

Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:

  1. За братцем присматривай.
  2. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
  3. Печка, куда гуси полетели?
  4. Поешь моего лесного яблочка — скажу.
  5. Садись кудель прясть.
  6. Бери братца, беги.
  7. Яблоня, матушка, спрячь меня.
  8. Печка, матушка, спрячь меня.
  9. А тут и отец с матерью пришли.

37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?

Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.

1

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Конспект
занятия по развитию речи

для детей
старшего дошкольного возраста.

«Пересказ
русской народной сказки «Лиса и журавль»


Цель: познакомить с русской народной сказкой
«Лиса и журавль». 

Задачи:
Связная речь.
 Учить детей выразительно,
связно, последовательно пересказывать сказку,
используя
в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин;
используя эпитеты, образные выражения из
текста:

— Приходи, голубчик-куманек! Я сама стряпала!

— Извини, кумушка, больше потчевать нечем!

— С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь!

— Не солоно хлебавши!

Учить понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и
откликнется».

Словарь и грамматика. Активизировать в речи детей употребление
глаголов из текста: подружилась, наварила, пригласил, приготовил,
размазала, налил, махнула
пополнить словарь детей за счет слов: стряпать,
окрошка, врозь, потчует, званый обед, куманёк, кумушка.

ЗКР. Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

Развивающие. Развивать диалогическую и монологическую речь, память, внимание.

Воспитательные. Воспитывать интерес к художественному слову, умение
внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим
другом.

Оборудование. Иллюстрации к сказке (серия сюжетных картинок), картинки
Лисы и Журавля; сундучок; иллюстрации животных(волк, медведь, заяц, лиса),
медальки.


Ход занятия:

1.    
Организационный этап:

Воспитатель: — Вы,
ребята, проходите.

                         Друг на друга посмотрите.

                         Поздоровайтесь ладошками,

                         Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: — Ребята,
хотите сегодня мы с вами отправимся в путешествие? (ответ детей)

А куда, узнаете разгадав загадку:

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо — …сказки!

Воспитатель:  — Ребята,
догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)

Воспитатель: — Правильно,
в сказку.

— Ребята, вот мы и оказались с вами на Сказочной полянке.

— А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка
Рассказушка повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие — в
народе услышит, какие — сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережно
обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не
расскажет.

— Ребята, а вы сказки любите?

— Как вы думаете, почему их называют русскими народными
сказками? (ответы детей: эти сказки придумал русский народ)

— Правильно, эти сказки сочинил русский народ, сказки пришли к
нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали
«из уст в уста»
, то есть
на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их
стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).

Воспитатель:  

— Чему  нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению,
терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).

— Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

— Ребята, я буду из заветного сундучка бабушки Рассказушки
волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть кто изображён и какие
черты характера человека показывают животные в сказках:

— волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);

— медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);

-заяц (трусливый, слабый).

Воспитатель: — Ребята,
внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.

Отгадайте-ка загадку:   Рыжая
красавица

                                       Идет по лесу – хвалится

                                      Я красива и умна,

                                      И пушиста, и хитра (Лиса)

Воспитатель: — Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.

— В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе
вспомним эти сказки.       

 «Заюшкина избушка»,
«Лисичка-сестричка и серый волк», «Хитрая лиса», «Колобок»
, «Снегурушка и лиса»,…

— Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка,
лисонька, кума, рыжая плутовка).

-лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка);

Воспитатель: — Ой, ребята
что-то лисичка загрустила. Давайте похвалим лисичку.

Физминутка «Лисица»

У лисицы острый нос            
                                             (показать «острый
нос»)

У нее пушистый хвост.            
       Показывают руками
Шуба рыжая лисы                  
          
Несказанной красоты.                
   («Оглаживает» воображаемый хвост, бока, грудь)
Лиса плавно похаживает,               
                     
       

Шубу пышную поглаживает.        (Идет медленно, величаво,
поворачивает голову

                                                           направо,
налево).

Воспитатель: — Посмотрите,
как рада лиса, что мы её похвалили.

Воспитатель: — Да, действительно, в этих сказках мы встречаем
лису, но наша гостья прибежала из сказки «Лиса и журавль».

2.    
Основной этап:

Воспитатель: — Сегодня мы
узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.

Воспитатель: — В
волшебный сундучок бабушка Рассказушка положила нам книгу со сказкой «Лиса и
журавль».

— И я хочу вам прочитать эту сказку. Садитесь поудобнее, спина
прямая, руки на коленки и слушайте внимательно.

— Как называется сказка, которую я рассказала?
(«Лиса и журавль»)

Воспитатель: — В сказке
встретились незнакомые слова. Давайте их вспомним. (Разбор новых слов и
словосочетаний
)

Потчевать, стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.

— Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение,
воспитатель помогает)

Потчевать – угощать;

Не обессудь – не
отнесись строго, не суди, не обижайся;

Стряпала – приготовила
пищу;

Окрошка — блюдо
национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко
нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.

Несолоно хлебавши — остался
ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.

Воспитатель:

— Назовите героев сказки?

— Как называли друг друга лиса и журавль? (Дорогой,
голубчик, лисонька)

-Каким голосом лиса звала журавля? (сладким,
хитрым)

— Кто первым решил пригласить в гости? (Лиса)

— Какое угощение приготовила лиса журавлю? (Кашу)

— Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)

— В какой посуде она подала угощение? (в тарелке)

— Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)

— Кому было удобнее есть из тарелки? (лисе)

— Распробовал ли журавль угощение? (нет)

-Как журавль поблагодарил лису за угощенье?
обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)

-А как журавль приглашал лису в гости, каким
голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)

— Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?
 (Решил лисе отомстить).

— Как принимала угощение журавля лиса? (Вертелась, кружилась
вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).

—  Осталась ли лиса довольна? (Нет)

— Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями?  (Лису
и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не
захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение).

— Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из
той посуды, из которой удобно кушать каждому).

Воспитатель: — Ребята,
сейчас немного отдохнём.

                   Физкультминутка «Журавль»

Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)

Искал лягушку на болоте

Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)

Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)

Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)

И назад домой вернулся (ходьба на месте)

— А сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы внимательно
слушайте и запоминайте.  (Повторное чтение сказки опираясь на Сюжетные
картинки)

— А сейчас кто хочет выйти и рассказать сказку по картинкам?

— А теперь давайте расскажем сказку вместе. Я буду рассказчиком,
а вы будете героями сказки.
Пересказ сказки «Лиса и журавль»
(
Рассказывание
сказки по ролям детьми.
(2 ребёнка)

Воспитатель: — А теперь
давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой
сказки.

—  Дети, а кто еще желает? …

-Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения
из текста.

3.    
Заключительная часть.

Воспитатель: — Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и
откликнется».

— Подходит ли
она к сказке «Лиса и Журавль»?

— Почему? Объясните пословицу (Как лиса поступила с
Журавлём, так и Журавль поступил с ней.  Или как ты относишься к другим людям –
так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло – ответят
злом).

Воспитатель: — Ребята,
давайте встанем в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко» — пословицы о
дружбе:
« Друзья на дороге … (не валяются)»,

«Друга ищи, а найдёшь — … (береги)»,

 «Все за одного и один … (за всех)»,

«Друзья познаются … (в беде)»,

 «Старый друг лучше… (новых двух)»,

Воспитатель: — Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы о дружбе.
— Придумайте, как подружить лису с журавлём?
(Да, если бы лиса
угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы
остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и
настоящей).

— Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг
друга).

4.    
Итог совместной деятельности.

Воспитатель: — Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.

-Давайте
вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Отгадывали загадку,
выполняли физкультминутку, читали сказку, пересказывали, рассказывали по ролям,
познакомились с новыми словами).

— Как называлась сказка, которую мы читали,
пересказывали и выполняли инсценировку к сказке? («Лиса и журавль»)

Вам понравилась сказка?

— Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству,
вежливости, не быть жадным, быть дружным.)

— Я надеюсь,
что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и вспоминать эту сказку и не
делать таких ошибок как лиса и журавль.

Итог занятия: Дружбой надо дорожить!

Воспитатель:
— Наше занятие завершаем, со сказкой
мы прощаемся, спасибо скажем бабушке Рассказушке… и волшебному сундучку.

Воспитатель:
Молодцы! Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, и я вам вручаю медальки «За
умение дружить».

image001

image002

  • Пословицы к сказке лермонтова ашик кериб
  • Пословицы к сказке кукушка 2 класс ненецкая сказка
  • Пословицы к сказке летучий корабль 3 класс
  • Пословицы к сказке колобок для детей
  • Пословицы к сказке золотая рыбка 2 класс литературное чтение