_____________________________________________________________________________________________________
Раздел «Народные песни, сказки, пословицы»
Контрольная работа № 2
Вариант 1
Основная часть
-
Прочитай отрывок из текста
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она ____________, взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает.
А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.
— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят…
1. Обведи правильный ответ.
Это отрывок из:
1) песни,
2) сказки,
3) рассказа.
2. В тексте пропущено слово, которое называет Крошечку-Хаврошечку и объясняет, кем она была после смерти родителей. Вставь это слово в текст.
Проверь, правильно ли ты написал вставленное слово. Подходит ли оно по смыслу?
3. Как Крошечка-Хаврошечка называет свою рябую корову? Обведи правильный ответ.
1) крошечка,
2) коровушка-матушка,
3) коровка.
4. Кратко объясни, почему девочка называет свою корову именно так.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В каком предложении сказано именно о тех людях, к которым попала жить Хавро-
шечка? Обведи правильный ответ.
-
… люди хорошие,
-
… такие, которые своего брата не стыдятся.
6. Какое значение имеет в тексте слово ПРЯСТЬ? Обведи правильный ответ.
ПРЯСТЬ – это
1) то же самое, что и ткать,
2) шить одежду,
3) специально скручивать шерсть или волокна растений в нитки.
Дополнительная часть
-
Прочитай текст
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк!
7. Обведи правильный ответ.
Это отрывок из:
-
стихотворения,
-
русской народной сказки,
-
народной песенки.
8. Кратко напиши, как к коню относится человек, который о нём рассказывает. Объясни, почему ты так думаешь?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Выпиши из текста слова, которые обозначают действия коня.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Вспомни, что такое пословица. Напиши 2 пословицы о труде и лени. Проверь то, что ты написал. Если надо, исправь.
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Раздел «Народные песни, сказки, пословицы»
Контрольная работа № 2
Вариант 2
Основная часть
-
Прочитай отрывок из текста
Жил старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец.
Завернула его в тряпку и положила на лавку.
Вдруг услышала – кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик
ростом с пальчик.
Удивилась старуха, испугалась:
— Ты кто таков?
— Я твой сынок, народился из твоего мизинчика.
Взяла его старуха, смотрит – мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно. И
Назвала его ___________________________. Стал он у них расти. Ростом мальчик не
вырос, а разумом умнее большого оказался.
1. Обведи правильный ответ.
Это отрывок из:
1) песни,
2) сказки,
3) рассказа.
2. В тексте пропущено сочетание слов, которым назвала старуха своего сына. Вставь это сочетание слов в текст.
Подумай, подходит ли вставленное сочетание слов по смыслу. Проверь, правильно ли ты написал вставленное сочетание слов.
3. Какого размера был Мальчик с пальчик? Обведи правильный ответ.
1) небольшим,
2) средним,
3) крохотным-крохотным.
4. Кратко объясни, почему мальчик был ростом с пальчик.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В каком предложении сказано об уме мальчика с пальчик? Обведи правильный ответ.
-
ростом мальчик не вырос,
-
разумом умнее большого оказался.
6. Какое значение имеет в тексте слово ЛАВКА? Обведи правильный ответ.
ЛАВКА – это
1) магазин,
2) большой стул,
3) мебель из дерева, на которой можно было сидеть, а также ставить вёдра, бочонки,
что-нибудь класть и лежать.
Дополнительная часть
-
Прочитай текст
Берёзонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит…
Моя доченька уснёт –
Её сон унесёт,
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит…
7. Обведи правильный ответ.
Это отрывок из:
-
колыбельной песни,
-
русской народной сказки,
-
стихотворения.
8. Кратко напиши, какие чувства к дочери переданы в тексте. Объясни, почему ты так думаешь? Какие слова помогают понять эти чувства. Выпиши их.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
9. Выпиши строку из текста, в которой объяснено, что делает доченька.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Вспомни, что такое пословица. Напиши 2 пословицы о дружбе и учёбе. Проверь то, что ты написал. Если надо, исправь.
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
№ | Уровень сложности | Максим. балл | КЭС |
1 | Б | 1 | 1.12.6 1.12.7 |
2 | Б | 1 | 1.8.6 |
3 | Б | 1 | 1.8.6 |
4 | Б | 1 | 1.9.2 |
5 | Б | 1 | 1.3.3 |
6 | Б | 1 | 1.9.3 |
7 | Б | 1 | 1.12.6 |
8 | Б | 2 | 1.9.2 |
9 | Б | 2 | 1.8.6 |
10 | Б | 2 | 1.12.6 |
7
Приложение 12
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ, сказкотерапии
(старшая группа)
Тема: Чтение русской народной сказки
«Крошечка-Хаврошечка»
Цель:
-
учить детей определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.
Задачи:
-
расширять знания детей о русских народных сказках;
-
закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
-
учить детей анализировать сказку;
-
учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;
-
воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
-
воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
-
формировать художественный вкус;
-
воспитывать уважение к книге;
-
развивать интерес к русским народным сказкам;
-
приобщать детей к истокам русской культуры;
-
развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
-
развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
-
обогащать эмоции детей.
Методы и приемы: Наглядный (показ, демонстрация); чтение, обсуждение произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий, инсценировка и драматизация сказок, игра-викторина); организационный момент; физкультминутка,
Словарная работа: холсты, сборник, наливные.
Ход НОД:
(звучит сказочная музыка)
Воспитатель: — Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Дети: — Клубочек.
Воспитатель: — Как вы думаете, какой он?
Дети: — Волшебный.
Воспитатель: — Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек, и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.
Дети перечисляют ласковые слова
Воспитатель: — Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: — А еще как можно?
Дети: — Надеть волшебные башмачки.
Воспитатель: — Ребята, давайте наденем башмачки.
(Дети имитируют надевание башмачков)
Воспитатель: — Ребята, постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!».
Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку попасть нам нужно»
Воспитатель: —
Руки расставьте в стороны как птицы.
Летим…, теплый ветер нас обдувает,
смотрим на землю с высоты (руки над глазами).
Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные.
Давайте на них немного покачаемся (пружинка).
Облака как ватные, нам приятно легко (перемещение по группе).
Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
(Дети «снимают башмачки»)
Воспитатель: — И вот мы в гостях у сказки. Как обычно начинается сказка? С каких слов?
Дети: — Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т.д.
Воспитатель: — Ребята. А о чем обычно рассказывается в сказках?
Дети: — О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.
Воспитатель: — Ребята, есть пословица: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях ее говорят?
Дети: — Когда от страха чудится то, чего нет на самом деле.
Воспитатель: ребята, сегодня я принесла вам вот такую книгу. Что вы видите на обложке?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: — Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем эта книга? Что в этой книге рассказ или сказка?
Дети: Сказка.
Воспитатель: — Почему вы так думаете?
Дети: здесь нарисованы сказочные герои.
Воспитатель: — Что означают буквы на обложке?
Дети: название книги, фамилия автора.
Воспитатель: — Название этой книги «Бабушкины сказки» — это сборник сказок. Что такое сборник? Это книга, где не одна, а несколько сказок, рассказов, стихов. Фамилии автора здесь нет, а почему – мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге. Это русские народные сказки. Вот почему не стоит фамилия автора. Автор – русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю. Соловьёв. Кто изображен на обложке?
Дети: Медведь несёт Машу в коробе.
Воспитатель: — А сейчас я буду читать вам из этого сборника сказку, но в ней вам встретятся незнакомые слова: холсты, яблочки наливные. Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком. Сочные яблоки. А теперь, дети, давайте послушаем русскую народную сказку, которая называется «Крошечка-Хаврошечка».
Воспитатель читает сказку.
Игра-викторина
(за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко)
Воспитатель: Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Какие сказочные слова вы заметили?
Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые.
Воспитатель: — Как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть
на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Дети: Потому что Крошечку-Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.
Воспитатель: — Какими были мачеха и ее дочери?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: — Какой вы представляете себе Хаврошечку?
Дети: Доброй, умной, работящей.
Воспитатель: — Как помогала Хаврошечке коровушка?
Дети: Помогала выполнять ей тяжелую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберет.
Воспитатель: — Как узнала мачеха об этом?
Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Триглазка все увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у нее два глазка заснули, а третий смотрел и все видел.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: — А теперь немного разомнемся.
(Физкультминутка)
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь.
Походим мягко, как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубочек,
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Воспитатель: — Вы, наверное, захотели рассказать сказку дома своим родным. Давайте попробуем рассказать ее вот так, я начну, а вы закончите.
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке и говорит:
— Жила у злых людей девочка Крошечка-Хаврошечка…
— А злые сестры…
— Целыми днями трудилась Хаврошечка…
— Велела мачеха коровушку…
— Выросла яблонька, появились на ней…
— Женился на Хаврошечке сильный человек…
(Воспитатель начинает, а дети по очереди продолжают сказку)
Воспитатель: — Вот теперь смело вы можете рассказать её родителям. Чему нас учит сказка?
Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.
Воспитатель: — Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости?
Дети:
— Вежливости открываются все двери.
— От доброго не бегай, а плохого не делай.
— За добрые дела всегда ждет похвала.
Воспитатель: — Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно». Ребята, а где мы с вами побывали?
Дети: В сказке.
Воспитатель: Чем занимались?
Дети: Слушали сказку «Кошечка-Хаврошечка». Пересказывали ее.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись». Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации. Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперед)
К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх)
От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону)
— Кого яблонька заденет, тот берет иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему?
Воспитатель: — Кто это? Какой он?
Дети: Емеля – ленивый.
Воспитатель: — Что он любил делать?
Дети: Лежать на печи.
Воспитатель: — Кто это? Как он хвастал?
Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…
Воспитатель: — А кто это? Какие добрые дела она делала?
Дети: Это – Крошечка-Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая. Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…
Воспитатель: — А кто это? Какая она?
Дети: Это лисичка. Она хитрая.
Воспитатель: — С кем из этих героев вы бы стали дружить?
Дети: С Крошечкой-Хаврошечкой.
Воспитатель: — Почему?
Дети: Потому что она добрая, трудолюбивая.
Воспитатель: — Вот какие мы с вами молодцы! Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием.
Дети: (Показывают большой палец).
Воспитатель: Поблагодарите друг друга, пожмите руки и скажите «Спасибо» за взаимодействие.
Конспект занятия
по программе «Истоки»
Чтение
сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Воспитатели: Устинова
А.С.
Цель: Познакомить детей с русской
народной сказкой «Крошечка-Хаврошечка».
Программные задачи:
1. Первоначальное знакомство
с социокультурной категорией » Труд души»
2. Воспитание у детей интереса и любви
к сказке.
3.
Учить детей умению внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, выражать
свои мысли при ответах.
4.
Формировать представления детей о трудолюбивом человеке.
Материал: текст русской народной
сказки «Крошечка — Хаврошечка», мягкая игрушка корова, колокольчик.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли
гости! Давайте улыбнемся гостям и дружно скажем: «Здравствуйте!» (Дети
здороваются с гостями) Молодцы ребята! Проходите и усаживайтесь на стульчики!
Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да очень любим!
Воспитатель: У каждого из вас есть своя
любимая сказка, которую вам рассказывают взрослые: мама и папа,
бабушка и дедушка! Когда вы слушаете сказку, то представляете своих
любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми как они.
Воспитатель: Ребята сегодня у нас будет
необычное занятие. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка).
Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?
Дети: да.
Воспитатель: Для этого нам позвонить в
колокольчик, который находится у нее на шее, и тогда мы перенесемся с вами в
сказку. Готовы? Закройте глаза, сейчас мы окажемся в сказке, которая называется
«Крошечка — Хаврошечка».
Сказка
в двери к нам стучится
Скажем
сказке заходи,
Это
присказка ребята,
Сказка
будет впереди.
Русская народная сказка «Крошечка –
Хаврошечка»
Есть
на свете люди хорошие, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К
таким- то и попала Крошечка — Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти
люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает,
она и за все отвечает.
Были у
хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а
меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу
глядеть, а Крошечка — Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и
ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка –
Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и
рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.
Коровушка
говорила Хаврошечке:
-Красная
девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и
сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и
наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет
она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а
Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Разозлилась
хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
— Дочь
моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и
прядет, и в трубы катает.
Пошла
Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да и забыла матушкино
приказание и уснула.
Спит
Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:
-Спи,
глазок, спи, глазок!
Глазок
у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и
побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.
Послала
она вторую дочь Двуглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкино приказанье.
На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала,
побелила, в трубы скатала. А Двуглазка все спала. Старуха рассердилась и
послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала,
попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка
поет:
-Спи,
глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два
глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка
корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка
вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха
обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
-Режь
рябую корову!
Делать
нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала,
обняла рябую коровушку и говорит:
-Коровушка-матушка!
Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
-А,
ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек
завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала,
что коровушка завещала.
И
выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листики шумят
золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто
проходит близко – заглядывается.
Много
ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по
саду.
На ту
пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду
наливные яблочки, стал просить девушек:
-Девицы
— красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры
и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить –листья глаза
засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались –
руки изодрали, а достать не могли.
Подошла
Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила
она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать.
Лиха не знать.
Вопросы по сказке:
Низкий уровень: Как относилась Хаврошечка к рябой коровушке?
Средний уровень: Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка
в доме хозяйки?
Высокий уровень: Как вы понимаете фразу «На добро добром
отвечать»?
Рефлексия:
Воспитатель: Закончилась сказка, зазвенел
колокольчик, и волшебная сказка перенесла нас обратно в детский сад. Все в
сказке закончилось хорошо. А кто из героев сказки вам понравился? Почему? Кто
не понравился? Почему?
Все
— взрослые и дети- очень любят сказки, потому что там происходят
чудеса. Сказки учат жить нас в мире и согласии, в них всегда
побеждает добро!
Ребята,
давай встанем, возьмемся за руки и скажем девиз нашей группы. Когда мы вместе,
любое дело по плечу!
Воспитатель:
Наше занятие
подошло к концу. Вы все сегодня были активными и порадовали своими ответами.
Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка
Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.
А были у хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно — ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:
— Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
— Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка — все готово: и наткано, и побелено, и покатано.
Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет.
Дивится старуха, зовет Одноглазку:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, матернино приказанье забыла и глазки смежила; а Хаврошечка баюкает;
— Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет:
— Спи, глазок, спи, другой! — а об третьем забыла. Два глаза заснули, а Третий глядит и все видит, все — как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Все, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
— Режь рябую корову! Старик так, сяк:
— Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
— Режь, да и только!
Наточил ножик…
Побежала Хаврошечка к коровушке:
— Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.
— А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.
Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая — боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — тот заглядывается.
Случилось раз — девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин — богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек:
— Девицы-красавицы! — говорит он. — Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались — ручки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.
Главные герои сказки «Крошечка-Хаврошечка» и их характеристика
1. Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой, и у которой отняли единственного друга. Но Хаврошечка осталась доброй и честной.
2. Старуха, мачеха Хаврошечки, злая и жадная, все мечтала извести Хаврошечку.
3. Одноглазка, Двуглазка, Триглазка — ленивые и некрасивые дочери старухи
4. Коровушка — рыжая корова, которая могла делать чудеса
5. Барин, молодой и красивый.
План пересказа сказки «Крошечка-Хаврошечка»
1. Хаврошечка остается сиротой
2. Рыжая корова
3. Одноглазка
4. Двуглазка
5. Триглазка
6. Смерть коровы
7.сПрекрасная яблоня
8. Барин.
Кратчайшее содержание «Крошечка-Хаврошечка»
> Хаврошечка осталась сиротой и живет у злых приемных родителей, но ей помогает коровушка.
> Посылала старуха двух дочерей следить, но они уснули и ничего не видели.
> Послала старуха Триглазку, и Хаврошечка про третий глаз забыла.
> Все увидела Триглазка, матери рассказала, велела та корову зарезать.
> Корову зарезали, а Хаврошечка косточки посадила и яблоня выросла.
> Попросил барин яблочко, сорвала его Хаврошечка и женился барин на Хаврошечке.
Главная мысль сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Будь добрым, трудолюбивым и терпеливым, и будет тебе счастье.Основная мысль заключается в том, что скромность, отзывчивость, доброта и любовь способны противостоять злу и ненависти и побеждать. Зло и ненависть не проходят бесследно и корова даже после смерти сумела помочь Крошечке-Хаврошечке и наказать злую хозяйку со своими ленивыми дочерями.
Чему учит сказка «Крошечка-Хаврошечка»
Эта сказка учит нас не сдаваться перед трудностями, терпеливо сносить несправедливости, не предавать самого себя и своих друзей. Учит быть добрым и трудолюбивым. Учит верить в лучшее.
Признаки волшебной сказки в сказке «Крошечка-Хаврошечка»
> Волшебный помощник — коровушка
> Волшебные существа — Одноглазка, Триглазка.
Отзыв на сказку «Крошечка-Хаврошечка»
Сказка «Крошечка-Хаврошечка» мне очень понравилась. Главная героиня сказки, сиротка Хаврошечка была такой милой и доброй. Ее все несправедливо обижали, но она все равно сохранила в душе свою доброту. А потому именно ее взял в жены красивый барин и была она счастлива.
Пословицы к сказке «Крошечка-Хаврошечка»
> Терпенье и труд все перетрут.
> Добра желаешь — добро и делай.
> Добро быть в радости и жить в сладости.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Жила у недобрых людей сиротка по имени Крошечка-Хаврошечка. Заставляли люди ее всю работу делать, заморили совсем.
И было у старухи три дочери, но ленивые, ничего по дому не делали.
А Крошечка-Хаврошечка как получит работу, к коровушке своей рыжей бежала и плакала. А коровушка утешала ее и предлагала в одно ухо залезть, да из другого вылезти. И когда вылезала Хаврошечка, то вся работа оказывалась сделанной.
Решила старуха узнать, кто же помогает Хаврошечке с делами справляться. Отправила следить Одноглазку. Та на травку легла и Хаврошечка ее глаз единственный усыпила. Ничего не узнала Одноглазка.
Послала старуха вторую дочь, Двуглазку. И с ней та же история приключилась.
Послала старуха Триглазку. Хаврошечка два глаза усыпила, а про третий и забыла.
Рассказала Триглазка про корову и велела старуха мужу корову зарезать.
Хаврошечка плачет, а корова ей наказ дает: не ешь моего мяса, а косточки посади, да поливай.
Так и поступила Хаврошечка, посадила косточки, мяса не ест, голодает, а все косточки поливает.
И выросла из них яблоня с листьями золотыми, да веточками серебряными.
Раз увидел ту яблоню молодой барин, да говорит девушкам, что кто яблочко ему подаст, на той он женится.
Хотели сестры яблоки сорвать, да только ветки и листья их не пустили. А Хаврошечка сорвала яблоко, протянула барину и вышла за него замуж.
____________________________
Русские сказки.Текст сказки
Крошечка-Хаврошечка. Читаем
онлайн
Русская народная сказка “Крошечка-Хаврошечка” в обработке А. Толстого.
Жанр: волшебная народная сказка
Главные герои сказки “Крошечка-Хаврошечка” и их характеристика
Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой, и у которой отняли единственного друга. Но Хаврошечка осталась доброй и честной.
Старуха, мачеха Хаврошечки, злая и жадная, все мечтала извести Хаврошечку.
Одноглазка, Двуглазка, Триглазка – ленивые и некрасивые дочери старухи
Коровушка – рыжая корова, которая могла делать чудеса
Барин, молодой и красивый.
План пересказа сказки “Крошечка-Хаврошечка”
Хаврошечка остается сиротой
Рыжая корова
Одноглазка
Двуглазка
Триглазка
Смерть коровы
Прекрасная яблоня
Барин.
Кратчайшее содержание для читательского дневника сказки “Крошечка-Хаврошечка” в 6 предложений.
Хаврошечка осталась сиротой и живет у злых приемных родителей, но ей помогает коровушка.
Посылала старуха двух дочерей следить, но они уснули и ничего не видели.
Послала старуха Триглазку, и Хаврошечка про третий глаз забыла.
Все увидела Триглазка, матери рассказала, велела та корову зарезать.
Корову зарезали, а Хаврошечка косточки посадила и яблоня выросла.
Попросил барин яблочко, сорвала его Хаврошечка и женился барин на Хаврошечке.
Главная мысль сказки “Крошечка-Хаврошечка”
Будь добрым, трудолюбивым и терпеливым, и будет тебе счастье.
Чему учит сказка “Крошечка-Хаврошечка”
Эта сказка учит нас не сдаваться перед трудностями, терпеливо сносить несправедливости, не предавать самого себя и своих друзей. Учит быть добрым и трудолюбивым. Учит верить в лучшее.
Признаки волшебной сказки в сказке “Крошечка-Хаврошечка”
Волшебный помощник – коровушка
Волшебные существа – Одноглазка, Триглазка.
Отзыв на сказку “Крошечка-Хаврошечка”
Сказка “Крошечка-Хаврошечка” мне очень понравилась. Главная героиня сказки, сиротка Хаврошечка была такой милой и доброй. Ее все несправедливо обижали, но она все равно сохранила в душе свою доброту. А потому именно ее взял в жены красивый барин и была она счастлива.
Пословицы к сказке “Крошечка-Хаврошечка”
Терпенье и труд все перетрут.
Добра желаешь – добро и делай.
Добро быть в радости и жить в сладости.
Любимая русская народная сказка.
Я люблю читать русские народные сказки. Русская народная сказка “Крошечка-Хаврошечка” относится к волшебным сказкам. Эта сказка мне понравилась тем, что героиня сказки Крошечка-Хаврошечка нашла своё счастье и вышла замуж за барина.
Крошечка-Хаврошечка любит трудиться, помогает Одноглазке, Двуглазке, Трёхглазке.
Крошечка-Хаврошечка – положительный герой, потому что добрая, отзывчивая. Но в сказке есть и отрицательный герой-это мачеха. Она приказывает своим дочерям следить за Крошечкой-Хаврошечкой. И когда мачеха узнала , что ей помогает помогает рябая корова, друг Крошечки-Хаврошечки, то приказала мужу уничтожить корову.
Крошечка-Хаврошечка побежала к коровушке и сказала ей: ” Коровушка-матушка! Тебя хотят зарезать.” А ей корова в ответ: ” А ты красная девица , не ешь моего мяса ; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.”
” Крошечка-Хаврошечка всё так и сделала , как она велела. Она её мяса не ела, она голодала. Эти косточки она поливала, и выросла из них яблонька.”
Яблонька была очень красивая! “Яблочки на ней висят наливные,листочки шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – тот заглядывается.”
Я думаю, что рябая корова была настоящим другом Крошечки-Хаврошечки, она трижды выручала её.
Мне нравится эта сказка, потому что она воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей!
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — все готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.
Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала.
Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь — Двуглазку:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.
Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:
— Спи, глазок, спи, другой!
Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.
Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь — Триглазку, а сироте еще больше работы задала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
— Спи, глазок, спи, другой!
А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
— Режь рябую корову!
Старик и так и сяк:
— Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая!
— Режь, да и только!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
А коровушка ей отвечает:
— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли, — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
— Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне.
А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
1. Сказка “Крошечка-Хаврошечка”.
2. Русская народная сказка. Обработал сказку русский литератор, историк и собиратель русского фольклора Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871). Это настоящая фамилия.
3. Главные герои сказки:
– Крошечка-Хаврошечка — бедная девушка-сирота. Послушная и трудолюбивая.
– Корова Бурёнушка, которая помогала Крошечке-Хаврошечке, потому что жалела сироту.
– Злая тётка Крошечки-Хаврошечки, которая заставляла её работать, морила голодом, а когда узнала, что корова помогает девушке, велела зарезать Бурёнку.
– 3 ленивые и недалёкие двоюродные сестры Крошечки: Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка.
– Молодой барин, за которого вышла замуж Крошечка-Хаврошечка.
4. Запомнился конец сказки, когда добрый молодец попросил у девушек наливное яблочко и сказал, что женится на той, которая его угостит, а яблоня, выросшая на костях Бурёнки, наклонила ветки только для Крошечки-Хаврошечки, поливавшей коровьи косточки, на которых и выросло дерево. Девушка сорвала яблоко и угостила барина, который сдержал слово и женился на бедной сироте. И стали они жить-поживать, да добра наживать.
5. Морила, что означает не давала есть, губила, изнуряла.
Бурёнушка — уменьшительно-ласкательное название коровы бурой масти.
Наливное — спелое, налившееся соком, зрелое.
6. Мне понравилась сказка, потому что добрая и трудолюбивая Крошечка-Хаврошечка нашла своё счастье, а злые сёстры и их мать остались ни с чем.
Краткое содержание сказки “Хаврошечка” для читательского дневника, 5-6 предложений:
Умерла старая вдова и ее дочь Хаврошечку взяла к себе жить тетка.
Было у тетки три дочери, Одноглазка, Двухглазка, и Трехглазка, которые всю работу свалили на Хаврошечку
В работе Хаврошечке помогала Коровушка, но узнала об этот тетка и приказала убить корову
Хаврошечка собрала косточки коровы и закопала их и выросла на том месте яблоня
Красивый барин попросил яблоко, пообещав жениться на той, кто его подаст, но яблоко далось только Хаврошечке.
Ну а теперь более полное краткое содержание сказки “Хаврошечка”, читается за 3 минуты:
Когда умерла вдова, ее дочь Хаврошечку приютила тетка, но стала нагружать ее разной работой – белье набелить, наткасть и скатать. Не успела ба Хаврошечка все это сделать, но говорила ей родная коровушка-буренушка чтобы лезла она в одно ухо, а в другое вылезала. Как только это делала Хаврошечка, так все было готово.
Решила тетка проследить за тем, как Хаврошечке все удается и послала своих дочерей. Хаврошечка песней усыпила глаза у дочерей и те ничего не замечали. Но забыла она про третий глаз Трехглазки и та увидела как Хаврошечка лезла в ухо коровушке.
Решила тетка корову убить, а та Хаврошечке и сказала мяса своего не есть, косточки собрать, зарыть в саду и поливать ключевой водой. Выросла на том месте прекрасная яблоня и понравились яблоки богатому барину. Попросил он яблоко, но не далось дерево ни Одноглазке, ни Двухглазке, ни Трехглазке. И только Хаврошечка сняла яблочко и подала красавцу-барину. А тот за это на ней женился.
Сказку «Крошечка-Хаврошечка», несомненно, следует считать одной из первых, очень важных книг в жизни малыша. Суть сказки – в непростых отношениях между людьми и традиционной победе Добра над Злом.
Русских сказок, в которых главное действующее лицо – женщина, не так уж много. Сюжет сказки предельно прост. Сирота Крошечка-Хаврошечка – слабое, страдающее существо, живёт в чудовищно злом окружении (мачеха и три её дочери, одни имена которых наводят ужас: Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка). Девочка с утра до вечера выполняет тяжёлую работу. Но у неё есть защитница – необыкновенная корова, которая помогает девочке, как это делала бы её родная мать, будь она жива.
Перевоплотившаяся в корову мать разрешает конфликты героини волшебным способом: «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано». По закону волшебной сказки, за чудесными событиями следует испытание. Хозяйские дочери подсматривают за Хаврошечкой, доносят матери, после чего корову убивают. Но корова остаётся защитницей и помощницей девочки. Она трансформируется в яблоню с волшебными плодами. Плоды может рвать только Крошечка-Хаврошечка, так как перед другими героями ветви поднимаются вверх. В конце сказки Хаврошечка становится женой красавца-купца, для которого срывает плод с яблони.
Роль защитницы – Матери-Коровы-Яблони – успешно доиграна до конца: дочь обрела свободу, счастье и благополучие. Получается, что в трёх своих ипостасях мать непременно помогает дочери.
Сказка легко читается. В тексте много рифмованных фраз, что создаёт особую напевность и музыкальность повествования: «она и ткёт, она и прядёт», «меня бьют-журят, хлеба не дают», «листья глаза засыпают, сучья косы расплетают». Плавности и напевности содержания служат слова с уменьшительно-ласкательным значением: коровушка-матушка, Крошечка-Хаврошечка, косточки, яблочки и т.д.
Сказка рекомендуется родителям для чтения вслух и обсуждения с детьми дошкольного возраста.
Кстати, хорошая темя для обсуждения: кто же в сказке – главная героиня? Хаврошечка или Мать-Коровушка?
Сказка “Крошечка-Хаврошечка” – это история про милую девушку, которая много трудилась, потому что находилась у чужих людей, которые не щадили: старуха заставляла делать работу, а три ее дочери ленились.
Была одна добрая душа. которая всегда выслушивала Хаврошечку – корова, которая девушку жалела и что бы не случилось, находила выход: только из уха в ухо переберешься, а вся работа сделана.
В подобных сказках старание вознаграждается, потому что милому человеку, чуткому душой, всегда что-то помогает в жизни, будь это добрые люди, а может родная корова, которая приходит на выручку, как у персонажа сказки.
Трудолюбие и скромность всегда вознаграждаются, это положительная черта. А вот лень, зависть, недобрые намерения – это отрицательные черты, которые в жизни тоже подводят их обладателей, а в сказках показаны наглядно.
Главные герои – крошечка Хаврошечка – девушка, добрая и милая, отзывчивая, просит помощи у коровы, высказывает, как тяжко живется.
Рыжая коровушка Хаврошечки – сказочное существо, обладающее возможностью творить чудеса, благодарящая девушку за ее характер и наставляющая.
Старуха – изводит Хаврошечку, злая и алчная героиня.
Три сестры старухи – Одноглазка, Двуглазка, Триглазка – ленивые, непривлекательные и неумные девушки.
Барин – женится на той девушке, которая самая чутка, умеет яблочко сорвать и не наткнуться на ветки.