Пословицы к сказке хитрая лиса корякская

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 86-89. укм перспективараздел мир народной сказки. маленькие

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

Русская народная сказка «Лиса и журавль» Жанр: народная сказка о животныхГлавные герои сказки «Лиса и журавль»

  1. Лиса, как обычно хитрая особа, готовая поживиться за чужой счет
  2. Журавль, простодушный, но умный и мстительный, нашел способ отплатить Лисе той же монетой.

План пересказа сказки «Лиса и Журавль»

  1. Приглашение Лисы
  2. Блюдо с манной кашей
  3. Приглашение журавля
  4. Два кувшина
  5. Дружба врозь

Кратчайшее содержание сказки «Лиса и журавль» для читательского дневника в 5 предложений:

  1. Лиса зовет кума Журавля на обед
  2. Лиса угощает Журавля манной кашей с блюда
  3. Журавль голодный приглашает на обед Лису
  4. Журавль угощает Лису окрошкой в кувшине
  5. Журавль и Лиса ссорятся.

Главная мысль сказки «Лиса и Журавль» Не делай другому плохого и тебе никто плохого делать не будет.Чему учит сказка «Лиса и Журавль» Эта сказка учит нас по доброму относится к другим людям. Учит быть гостеприимными и угощать другого только тем, что он любит.Отзыв на сказку «Лиса и Журавль» Эта народная сказка в образной манере рисует нам отношения между людьми. Прочитав ее, мы понимаем, что каждый человек заслуживает уважения ровно в той степени, в которой он сам его проявляет по отношению к другим людям. Это очень красивая и поучительная сказка.Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»: Из текста сказки: Как аукнется так и откликнется Что копал, в то и сам попал.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и журавль» Как-то крестили вместе лиса и журавль медвежат и стали друг другу кумом и кумой. Подружились даже. Вот пригласила лиса журавля в гости, намазала каши на тарелку и угощает. Журавль клювом постучал по тарелке и ничего не съел. А лиса всю кашу сама подъела. Решил и журавль угостить лису. Налил в  кувшин окрошки и зовет куму в гости. Лиса вокруг кувшина вертится, а окрошку достать не может. Журавль сам все и съел. Так и закончилась дружба у лисы и журавля.Другой конец к сказке «Лиса и журавль» Ушла Лиса от Журавля несолоно хлебала, а Журавль сидит и думает: «Нехорошо все-таки получилось. Лиса — что с нее взять? А я то должен быть умнее и добрее. Приглашу-ка я снова Лису в гости. Вот пригласил Журавль куму в гости. Лиса не хотела идти, думала опять окрошка в кувшине будет, но Журавль уговорил Лису и та все-таки пришла. А Журавль выставил для Лисы блюдо, себе поставил кувшин, и поели они оба досыта. Обрадовалась Лиса, идет домой и думает: «Вот молодец. кум, на славу угостил. А я что, хуже?» И тоже в гости Журавля зовет и кувшин ему ставит, а себе блюдо. Так и стали Лиса с Журавлем друг к другу в гости ходить, угощаться, да друг друга нахваливать.Иллюстрации и рисунки к сказке «Лиса и журавль»:

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

О чём русская народная сказка «Лиса и журавль»

1542275789_e-news-su_161112.jpg

— Пересказывание событий — магическая процедура, — сказал он (Дон Хуан). — Это не просто рассказывание историй. Это видение структуры, лежащей в основе событий. (Карлос Кастанеда, «Активная сторона бесконечности») Для удобства работы сказка была выбрана специально небольшая по размеру, поэтому я приведу её здесь целиком.

Читайте также:  Вера Павловна Розальская — характеристика героя. «Что делать?»

СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит: — Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем! — Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости. На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать. Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Наше внимание натренировано на то, чтобы замечать конкретные детали, но не видеть общей картины. Общая картина для нас, опять же, прежде всего это набор деталей, просто выстроенных во взаимосвязи друг с другом.

Мы не привыкли смотреть на общую картину как на целостный и неделимый объект. Зачастую требуется много времени, чтобы наш взгляд в достаточной степени «абстрагировался», и мы увидели не отдельные деревья, а лес целиком. Как метко заметил в одном из своих стихотворений Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии».

О чём эта сказка? Чтобы разобраться в этом, необходимо увидеть структуру событий, которые происходят в сказке, в целостности.

Давайте с этим разберёмся.

У медведицы появился медвежонок, а лиса и журавль стали после этого друг другу кумом и кумой. Если мы заглянем в толковый словарь (или в любую поисковую систему в интернете), то мы увидим, что кумом и кумой друг другу являются крёстные родители родившегося ребёнка. То есть лиса и журавль стали для медвежонка крёстными родителями.

Кто такие крёстные родители? В чём их предназначение, в чём их обязанности? Крёстные родители должны наставлять ребёнка наравне с его прямыми родителями. Они также несут за него ответственность, помогают ему советами в жизни, помогают найти правильный путь. Если в ответственность прямых родителей входит, в общем-то, всё подряд, то в ответственность крёстных родителей входит в первую очередь наставничество. Крёстные родители не могут отвечать за ребёнка в повседневной жизни в быту. Для этого у ребёнка есть своя семья и родители. Крёстные могут взять ребёнка на прямое воспитание только в крайних обстоятельствах, например, смерти родителей ребёнка. Однако за то, что ребёнок в жизни выбрал некую правильную дорогу, стал достойным человеком крёстные родители отвечают ничуть не в меньшей степени, чем родные мама и папа ребёнка.

Таким образом то что лиса и журавль стали кумом и кумой означает, что они приняли на себя наставничество над медвежонком.

А кто такие лиса и журавль?

Лиса всегда была в русских народных сказках символом хитрости и практичности. Можно сказать, что как наставник лиса олицетворяет материалистический подход. Будь ловким, хитрым, практичным – и всё у тебя будет хорошо.

Журавль напротив является символом чего-то высокого. Журавль – это не просто птица, это величественная птица. Можно вспомнить известнейшую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Не случайно ведь журавль был выбран поэтом для песни. Такое восхищённо-возвышенное отношение к журавлям всегда было в народе. Учитывая всё это, можно сказать, что в этой картине журавлю отведен духовный подход, противоположный материальному. Откажись от примитивного, воспари над суетой, устремись ввысь, в небо, к Солнцу – в этом настоящая красота души и жизни.

Таким образом, в том, что лиса и журавль стали кумом и кумой можно прочесть, что материальное и духовное – это два подхода, две возможности, которые открываются перед ребёнком с момента его появления на свет. Объективно и материальное и духовное присутствует в жизни каждого человека неизбежно. Вопрос в том, находятся ли эти составляющие в гармонии в жизни человека, и что человек делает для себя главным.

Далее мы видим, что лиса пригласила в гости журавля и предложила ему полакомиться кашей из тарелки. В результате лиса всё и съела, а журавль не смог съесть кашу. В свою очередь журавль предложил лисе отведать пищи из кувшина, и лиса осталась ни с чем, а журавль съел всё. О чём это?

Еда, размазанная по тарелке – это поверхностный взгляд на вещи. Действительно, материалистический подход достаточно примитивен, ему не свойственно искать глубокие смыслы. Когда берёшь ты – это хорошо. Когда забирают у тебя – это плохо. Надо больше иметь, больше кушать и в этом и есть весь смысл жизни. Лисе удобно слизывать кашу с тарелки. А вот журавлю с его длинным клювом поверхностной пищей никак не полакомиться. Душа не может быть удовлетворена такой поверхностной пищей, которую предлагает материальный подход.

Читайте также:  Краткое содержание М. Горький «Легенда о Данко»

Напротив, еда в глубоком кувшине – это стремление разобраться, найти скрытое, что не лежит на поверхности. Человек, устремлённый к духовному (который выбирает путь журавля), сможет найти глубину в жизни, узнать сокрытое от поверхностного взгляда, и именно это даст ему удовлетворение (пищу). Напротив, материалистический подход не позволит получить ничего из перечисленного (лиса, как ни пыталась, не смогла отведать из глубокого и узкого кувшина).

С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Материальное и духовное присутствует в нашей жизни. Но хотя и то, и другое есть, в приоритете может быть только что-то одно. Человек, предпочитающий материальный взгляд на мир, никогда не сможет «взлететь душой в небо» как журавль, и никогда не узнает скрытого глубинного смысла вещей. Поверхностный взгляд на вещи не позволит ему этого сделать. Напротив, человеку, выбравшему духовный путь, материальное никогда не заменит духовного и не даст ощущения полноты жизни.

Человек должен выбрать как основное что-то одно, так как усидеть на двух стульях невозможно. Если главное в жизни её материальная сторона, то тогда прекращается духовное развитие. Если главное в жизни духовное, то материальное теряет своё значение. Источник

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

О чем сказка? Краткий пересказ

Автор «Лисы и Журавля» — русский народ — описывает в сказке то, как попытались подружиться Лиса и Журавль. Лиса захотела угостить Журавля и позвала его в гости, приготовив манки и размазав ее по тарелке. Пока хозяйка потчует Журавля, она хвалится тем, что сама приготовила угощение. У Журавля не получилось попробовать кашу даже немного, ведь клювом есть подобное блюдо неудобно. А Лиса, тем временем, съела кашу и стала извиняться, что больше нечем угостить Журавля. Тот, в свою очередь, позвал подругу в гости уже к себе.

Автор сказки «Лиса и журавль» описывает дальше, как «рыжая кумушка» пришла в гости. Журавль приготовил угощение в кувшине – вкусную окрошку, которую ему удобно кушать клювом. Лисица, пытаясь попробовать еду, вертела кувшин во все стороны, но так и не смогла скушать и крошки. Журавль покушал и тоже извинился, что нечем Лису угощать.

Автор «Лисы и Журавля». Есть ли вариации сказки в современном мире?

Так как сказка является русским народным творчеством, ее часто интерпретируют и в современном мире, подгоняя под формат спектаклей и сценок для детей. Автором «Лисы и Журавля» как короткого спектакля на одну минуту в стихотворной форме выступила Олеся Емельянова, и написала она пьесу в 2001 году. В ее видении спектакль можно представлять как одному, так и двум или трем актерам – Лиса, Журавль, Рассказчик. Лучше всего читать спектакль Олеси детям, когда они изучают эту сказку в школе, ведь так они лучше запомнят и сюжет, и мораль произведения.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя. События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации.

На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем. Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Читайте также:  Краткое содержание: Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Важные моменты

Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию. Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании.

34-56a252ff71cf18e7d8baf7fff9e872b1cda961116760033c5301772a9aa93ed1.png

Федосей Князев

Сюжет народной сказки «Лиса и журавль» прост: Лиса и Журавль подружились, но дружбы у низ не вышло, так как Лиса хотела обмануть Журавля, на что он ответил ей тем же. 

Лиса в этой сказке проявляет присущие ей лицемерие и хитрость, но в то же время сама оказывается в аналогичном положении. Это говорит о том, что не такая уж она и хитрая.

Журавль в сказке полностью имитирует поведение Лисы, но он выглядит более привлекательно, так как его действия — всего лишь ответная реакция на неуважение со стороны Лисы.

Пожаловаться Опубликовано 19.01.2020 — 19:05 —

Урок литературного чтения. 2 класс (УМК «Перспектива»). Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Скачать:

Вложение Размер
lisa_i_zhuravl.docx 28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Мир театра. Русская народная сказка «Лиса и Журавль». Характеристика героев. Драматизация

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать,

 И друг другу помогать

Видеообращение воспитанников детского сада:

«Дорогие второклассники! Мы ни разу не были в театре! А как бы хотелось узнать что такое ТЕАТР. Какие бывают театры, сколько театров в нашем городе Мурманске.  Вот было бы здорово побывать и  увидеть  настоящий спектакль!»

-Поможем ребятам?

-Определите тему урока.

-Назовите цель

— что же такое театр?

Ученик читает стихотворение

«Волшебный мир – театр» (Григорьева Татьяна Юрьевна)

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

 Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

 Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

 Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

-А какие театры вы знаете?

Мы с вами были в театре. Видели сцену, игру актеров. А сейчас побываем за кулисами (театральным занавесом)

Прежде, чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий:

Загадки о профессиях

Он по сцене ходит, скачет,То смеется он, то плачет!Хоть кого изобразит, —Мастерством всех поразит!И сложился с давних порВид профессии — …(актёр)Всеми он руководит,Мыслит, бегает, кричит!Он актёров вдохновляет,Всем спектаклем управляет,Как оркестром дирижер,Но зовётся — …(режиссёр)

То царём, а то шутом,Нищим или королёмСтать поможет, например,Театральный…(костюмер)

Спектакль на славу удалсяИ публика довольна вся!Художнику особые овацииЗа красочные …(декорации)-Назовите профессию

-А какие жанры чаще всего режиссёры используют для детских спектаклей?

-Почему?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Распределите по группам.

бытовые

волшебные

О животных

«У страха глаза велики»(рнс)

«Пых» (Белнс)

«Идэ» (хантыйская нс)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рнс)

«Айога» (нанайская нс)

«Кукушка» (ненецкая нс)

«Лисичка-Сестричка и Волк» (рнс)

«Хитрая лиса» (корякская нс)

«Зимовье» (рнс)

-Вспомните цель урока — поставить спектакль.

-Отгадайте загадки о героях нашего спектакля.

  1. Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых побрякушек
  2. Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост — краса. Кто это?

-Какие признаки помогли вам узнать загадку?

— Назовите сказки, в которых вам уже встречался один из героев загадки

-Какая там лиса?

-Могут ли журавль и лиса встретиться в природе? (В жизни Л и Ж практически не встречаются. Но в лит-ре есть жанр народного творчества, в котором возможна такая необычная встреча.

Прежде, чем разыграть спектакль, надо понять произведение.

-Что это значит?

Первичное чтение.

-Сейчас вы услышите произведение, которое прочитает актер. Ваша задача — прочитать текст вместе с аудиозаписью. В руках карандаш. Отметьте слова и выражения ,которые вам непонятны.

Докажите, что это сказка.

Определите вид сказки.

-Понравилась ли вам сказка?

Знакома ли вам она?

Словарная работа.

Куманёк, кумушка — родственники после крестин

Званый пир — большой званый обед, обильное угощение

Стряпала — готовила

Не обессудь — не суди, не относись строго

Потчевать —  угощать

Взяла досада — обиделась

Не солоно хлебала — остался ни с чем.

 Речевая разминка

Ля-ля-ля -лиса кормила журавля

Са-са-са — ох и хитрая лиса

Трудные слова:

Раз-ма-за-ла

Длин-ным

Жу-равль

При-гла-сил

При-го-то-вила

Анализ сказки.

 -Кто из героев сказки вам понравился и почему?

— Перечитаем ещё раз сказку и разберемся, кто из вас прав?

1 отрывок.

— Как угощала лиса?

Какое мнение у вас сложилось?

Какую промашку допустила лиса?

Как поступил Журавль?

2 отрывок.

-Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

-Он сделал это умышленно?

-Что почувствовал Лиса после такого угощения?

-Как вы понимаете выражение «взяла досада»?

3 отрывок.

Дочитаем сказку до конца.

Как вы понимаете пословицу «Как аукнется, так и откликнется»

-Объясните смысл пословицы.

— К кому обращена эта мудрость?

Пословица так и говорит каждому из нас: Следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно.

Характеристика героев.

-Какая Лиса?      Журавль?

(на листах соединить характеристику с картинкой — проверить на доске)

Хитрая, обидчивый, добрая, жадная, гостеприимная, дружелюбный, вежливый, мстительный)

_Почему у Ж иЛ дружба врозь?

Дайте совет Лисе и Журавлю.

Готовы ли после детального разбора характеров героев попробовать себя в роли актеров?

Сколько их?

Задания в конверте.

  1. Выбор актеров
  2. Подобрать реквизит для спектакля
  3. Подготовить актеров
  4. Показать спектакль

3 звонка, занавес 3 спектакля (Кукольный . драматический, театр теней)

Итог.

-открыли ли вы для себя что-то новое?

Выполнили ли мы поставленную цель?

Что нам необходимо для выступления в детском саду?

Рефлексия.

Выберите маску с улыбкой, если вы получили удовольствие от урока. и маску грустную, если  у вас что-то не получилось

-Театр

— подготовить спектакль для дошкольников

-Драматический театр

-Оперы и балета

-театр теней

-кукольный театр

-театр зверей

-театр марионеток

На слайде  появляются картинки с  театральными профессиями

Художник-декоратор

-Сказки

-авторские

-народные

-бытовые

-волшебные

-о животных

Журавль

 лиса

Не показал виду

К каждому из нас

2 + слова автора

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка во 2 классе по теме «Характеристики героев Кукольного театра».

Урок введения новых лексических единиц…

«Драматизация русской народной сказки»Заюшкина избушка» Проект

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. А сказка, показанная самим ребенком, надолго остается в памяти детей. Детям нравится драматизировать сценки из сказок, используя для этого персонажей из р…

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»….

Урок литературного чтения для 3 класса по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев»

Урок литературного чтения для 3 класса по УМК «Перспектива»…

Занятие театрального кружка «Кукольный театр . Русская народная сказка «Теремок»

Цель:- создать условия дяля формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности. Задачи:Ø развития  тво…

Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки.

В конспекте урока дана характеристика главных героев. Дан проблемный и стилистический анализ сказки….

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_93.html
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/lisa-i-zhuravl-analiz.html
  • https://vashurok.ru/questions/v-skazke-lisa-i-zhuravl-dat-harakteristiku-lise-i-zhuravlyu
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/01/19/mir-teatra-russkaya-narodnaya-skazka-lisa-i-zhuravl

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению для 2 «Г» класса на 2021–2022 учебный год

Учитель: Павловская Е.А.

п/п

урока

Тема урока

Дата проведения

По плану

По факту

Введение. Знакомство с учебником. (1 ч)

1

1

Введение. Знакомство с учебником.

01.09

02.09

Любите книгу (9 ч)

2

1

Слово про слово.

02.09

3

2

Книга – учитель.

03.09

4

3

Книга — лучший друг.

06.09

5

4

Книги из далёкого прошлого.

08.09

6

5

Рукописные книги Древней Руси.

09.09

7

6

«В монастырской келье узкой».

10.09

8

7

«Идём в библиотеку».

13.09

9

8

Художники-иллюстраторы.

15.09

10

9

Сокровища мудрости.

16.09

Краски осени (13ч)

11

1

А. Пушкин «Осень». С. Аксаков «Осень».

17.09

12

2

Проверка техники чтения.

20.09

13

3

А. Майков «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая…».

22.09

14

4

И. Токмакова «Опустел скворечник».  А. Плещеев «Осень наступила».

23.09

15

5

Народные пословицы, поговорки и приметы.

24.09

16

6

Осенние загадки.

27.09

17

7

«Мы идём в библиотеку».

29.09

18

8

Семейное чтение. С. Образцов «Стеклянный пруд».

30.09

19

9

Наш театр Н. Сладков «Осень».

01.10

20

10

Наш театр Н. Сладков «Осень».

04.10

21

11

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

06.10

22

12

Любимые стихотворения об осени.

07.10

23

13

Любимые произведения об осени.

08.10

Мир народной сказки (17ч) 

24

1

Урок-викторина «Узнай сказку».

11.10

25

2

Русская сказка «Лисичка-сестричка и волк».

13.10

26

3

Корякская сказка «Хитрая лиса».

14.10

27

4

Русская сказка «Зимовье».

15.10

28

5

Русская сказка «У страха глаза велики».

18.10

29

6

Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок.

20.10

30

7

«Мы идём в библиотеку»

21.10

3 1

8

Хантыйская сказка «Идэ».

22.10

32

9

Русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

25.10

33

10

Нанайская сказка «Айога».

27.10

34

11

Ненецкая сказка «Кукушка».

28.10

35

12

Наш театр.  «Лиса и журавль».

29.10

36

13

Наш театр.   Инсценирование сказки по выбору.

08.11

37

14

Мои любимые сказки.

10.11

38

15

Проект «Моя сказка».

11.11

39

16

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

12.11

40

17

Мир народной сказки.

15.11

Веселый хоровод (10ч)

41

1

Музей народного творчества.

17. 11

42

2

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

18. 11

43

3

Авторские перевёртыши и весёлые стихи.

19.11

44

4

«Мы идём в библиотеку».

22.11

45

5

Дымковская игрушка. Гжель.

24. 11

46

6

Весёлые стихи Д.Хармс «Веселый старичок», «Небывальщина».

25. 11

47

7

Семейное чтение.     К.Чуковский «Путаница»!

26.11

48

8

Наш театр. «Выразительное чтение любимых стихов».

29. 11

49

9

Наш театр. Инсценирование любимых стихов».

01.12

50

10

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

02. 12

Мы друзья (11ч)

51

1

М. Пляцковский «Настоящий друг».

03. 12

52

2

В. Орлов «Я и Мы».

06 12

53

3

Н. Носов «На горке».

08. 12

54

4

«Мы идём в библиотеку».

09. 12

55

5

С. Михалков «Как друзья познаются».

10. 12

56

6

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

13. 12

57

7

Семейное чтение.    А.Гайдар» Чук и Гек ».

15. 12

58

8

Наш театр.   И.Крылов «Стрекоза и Муравей».

16. 12

59

9

Наш театр.   Басни.

17. 12

60

10

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Готовимся к празднику.

20.12

61

11

Проверка техники чтения.

22. 12

Здравствуй, матушка-зима (10ч)

62

1

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…».

23. 12

63

2

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…».

24. 12

64

3

С. Есенин «Поет зима, аукает…».

27. 12

65

4

С. Есенин «Береза».

29.12

66

5

Саша Черный «Рождество». К. Фофанов «Еще те звезды не погасли…».

30. 12

67

6

К. Бальмонт «К зиме».

12.01

68

7

С. Маршак «Декабрь».

13. 01

69

8

А. Барто «Дело было в январе…». С. Дрожжин «Улицей гуляет…».

14. 01

70

9

Загадки зимы.   Праздник начинается, конкурс предлагается.

17. 01

71

10

Мои любимые писатели.

19. 01

Чудеса случаются (17ч)

72

1

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

20. 01

73

2

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

21. 01

74

3

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

24. 01

75

4

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

26.01

76

5

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

27.01

77

6

Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кролик».

28.01

78

7

Э. Распе «Чудесный олень».

31.01

79

8

Э. Распе «Оттаявшие звуки».

02.02

80

9

«Мы идём в библиотеку».

03.02

81

10

К. И. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона».

04.05

82

11

К. И. Чуковский «Бибигон и пчела».

07.02

83

12

Л. Толстой.  «Два брата».

09.02

84

13

Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце»

10.02

85

14

Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце»

11.02

86

15

Моя волшебная сказка.

14.02

87

16

Моя волшебная сказка.

16.02

88

17

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по теме.

17.02

Весна, весна! И всё ей радо! (10ч)

89

1

Ф.Тютчев «Зима недаром злится…».

18.02

90

2

И.Никитин «Весна». А.Плещеев «Весна».

21.02

91

3

И. Шмелев «Ах, весна!». Т. Белозеров «Подснежники».

23.02

92

4

А. Чехов «Весной».

24.02

93

5

А.Фет «Уж верба вся пушистая», А. Барто «Апрель».

25.02

94

6

«Мы идём в библиотеку». Обобщение по разделу.

28.02

95

7

С.Маршак «Март». И. Токмакова «Весна». С.Черный «Зеленые стихи». С. Маршак «Май».

02.03

96

8

Семейное чтение.   А.Майков «Христос воскрес».

03.03

97

9

Наш театр.   С.Маршак «Двенадцать месяцев».

04.03

98

10

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

07.03

Мои самые близкие и дорогие (7ч)

99

1

Р.Рождественский, Ю. Энтин Стихи.

09.03

100

2

Б. Заходер  «С папой мы давно решили…». А. Барто «Перед сном».

10.03

101

3

Р. Сеф.  «Если ты ужасно гордый». Дж. Родари.  «Кто командует».

11.03

102

4

«Мы идём в библиотеку».

14.03

103

5

Семейное чтение.  Л. Толстой «Отец и сыновья». «Старый дед и внучек»

16.03

104

6

Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».

17.03

105

7

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

18.03

Люблю все живое (13 ч)

106

1

С. Черный «Жеребенок». С. Михалков «Мой щенок»

28.03

107

2

Г. Снегирев «Отважный пингвиненок».

30.03

108

3

М. Пришвин «Ребята и утята».

31.03

109

4

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

01.04

110

5

Шутки-минутки.  Н. Рубцов «Про зайца».

04.04

111

6

Шутки-минутки.  В. Берестов «С фотоаппаратом».

06.04

112

7

«Мы идём в библиотеку».

07.04

113

8

Творчество В. В. Бианки. В. В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка».

08.04

114

9

Рассказы Н. Сладкова.

11.04

115

10

В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»  Г. Снегирёв.  «Куда улетают птицы на зиму». Наш театр.  В. Бианки «Лесной колобок –колючий бок».

13.04

116

11

Шутки-минутки.  Стихи В. Берестова. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по теме.

14.04

117

12

Люблю всё живое. А. Барто «Думают ли звери ?»

15.04

118

13

Итоговый тест.

18.04

Жизнь дана на добрые дела (10 ч)

119

1

С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Л.Яхнин «Пятое время года».

20.04

120

2

Л. Яхнин «Силачи». В.Осеева «Просто старушка».

21. 04

121

3

Э. Шим «Не смей!»

22. 04

122

4

Проверка техники чтения.

25.04

123

5

А.Гайдар «Совесть».

       27.04

124

6

Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса».

28.04

125

7

«Работа со словом». В.Осеева «Три товарища». И. Пивоварова «Сочинение».

29.04

126

8

Н.Н. Носов «Затейники», « Фантазеры».

02.05

127

9

Наш театр.  И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

04.05

128

10

С. Михалков «Не стоит благодарности». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение изученного.

05. 05

Тамбовские писатели детям (8 ч)

129

1

Тамбовские писатели. Жизнь и творчество А.М.Акулинина. Рассказы.

06. 05

130

2

Тамбовские писатели. А.М.Акулинина.  Рассказы.

11. 05

131

3

Тамбовские писатели. А.М.Акулинина.  Рассказы.

12. 05

132

4

Тамбовские писатели. Жизнь и творчество Г. А. Попова.   Стихи, загадки, считалочки.

13.05

133

5

Тамбовские писатели. Г.А.Попов.  Сказки.

16.05

134

6

Тамбовские писатели. Г.А.Попов.  Сказки.

18. 05

135

7

Тамбовские писатели. Г.А.Попов.   Рассказы.

19.05

136

8

Тамбовские писатели. Г.А.Попов.   Рассказы.

20.05

Итого

136 ч

  • Пословицы к сказке два жадных медвежонка
  • Пословицы и поговорки к сказке царевна лягушка
  • Последовательность событий в сказке тараканище
  • Последняя сказка риты сюжет
  • Пословица много хочешь последнее потеряешь сказки и рассказы 3