Пословицы к сказке двенадцать месяцев

Инфоурок литература презентациивикторина к пьесе-сказке с. я. маршака двенадцать месяцев описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда:

Инфоурок

Литература
ПрезентацииВикторина к пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Викторина к пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»Автор: Соколова Ва...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Викторина к пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»Автор: Соколова Ва

    Описание слайда:

    Викторина к пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
    Автор: Соколова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ»

  • 2 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»1.С кем встречается падчерица

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    1.С кем встречается падчерица в лесу?

  • 3 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»2. О чём рассказывает солдат д

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    2. О чём рассказывает солдат девушке?

  • 4 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»3. Кто и зачем отправил падчер

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    3. Кто и зачем отправил падчерицу в лес?

  • 5 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»4. Кто ещё находится в лесу?

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    4. Кто ещё находится в лесу?

  • 6 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»5. Для чего перед новым годом

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    5. Для чего перед новым годом собираются все месяцы вместе?

  • 7 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»6. Какой приказ издаёт королева?

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    6. Какой приказ издаёт королева?

  • 8 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»7. Кого посылает дочка в лес з

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    7. Кого посылает дочка в лес за подснежниками?

  • 9 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»8. Кого решили отправить стару

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    8. Кого решили отправить старуха с дочкой в лес за подснежниками в вечернюю метель?

  • 10 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»9. Кто разбудил падчерицу в ле

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    9. Кто разбудил падчерицу в лесу, чтоб она не замёрзла?

  • 11 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»10. Что увидела падчерица? Куд

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    10. Что увидела падчерица? Куда направилась?

  • 12 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»11. О чём просит падчерица две

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    11. О чём просит падчерица двенадцать месяцев?

  • 13 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»12. О чём рассказала падчерица

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    12. О чём рассказала падчерица месяцам?

  • 14 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»13. Как апрель помогает падчер

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    13. Как апрель помогает падчерице?

  • 15 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»14. Что подарил апрель девушке?

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    14. Что подарил апрель девушке?

  • 16 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»15. Кто освещает девушке ночью

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    15. Кто освещает девушке ночью путь до дома?

  • 17 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»16. Кто и когда украл у падчер

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    16. Кто и когда украл у падчерицы обручальное колечко?

  • 18 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»17. Куда решила отправиться ко

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    17. Куда решила отправиться королева со слугами, со старухой и старухиной дочкой?

  • 19 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»18. Почему старуха с дочкой пр

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    18. Почему старуха с дочкой признались королеве, что подснежники собирала падчерица?

  • 20 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»19. Что сделала королева с обр

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    19. Что сделала королева с обручальным колечком падчерицы, которое забрала у старухиной дочки?

  • 21 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»20. Какие чудеса происходят на

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    20. Какие чудеса происходят на глазах королевы и её окружения?

  • 22 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»21. Сохраняют ли слуги верност

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    21. Сохраняют ли слуги верность королеве? С кем она остаётся?

  • 23 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»22. Кто раздаёт подарки короле

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    22. Кто раздаёт подарки королеве, профессору, старому солдату?

  • 24 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»23. Кто и как наказывает стару

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    23. Кто и как наказывает старуху с дочкой?

  • 25 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»24. В кого превратились старух

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    24. В кого превратились старуха с дочкой? Как они себя ведут?

  • 26 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»25. Как наградили месяцы падче

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    25. Как наградили месяцы падчерицу?

  • 27 слайд

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»26. Чему научилась королева?

    Описание слайда:

    Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

    26. Чему научилась королева?

  • 28 слайд

    Источники информацииИллюстрации https://yandex.ru/images/search?text=картинки

    Описание слайда:

    Источники информации
    Иллюстрации https://yandex.ru/images/search?text=картинки%2012%20месяцев&stype=image&lr=56&source=wiz

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация на тему: «Викторина к пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» содержит вопросы не к выборочным картинам, представленным в учебнике-хрестоматии, а ко всей пьесе-сказке, мотивирует обучающихся 5 класса на вдумчивое осознанное чтение.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
«Двенадцать месяцев». Избранные картины

Похожие материалы

  • Презентация к уроку по литературе «С.А.Есенин»

  • Науно-исследовательская работа Тема «Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского литературного языка »

  • Мероприятие «Басенный мир Крылова И.А.»

  • Тест по литературе за 1 четверть 8 класс

  • Тест «В дурном обществе»

  • Рабочая программа по литературе

  • Рабочая программа по литературе

  • Презентация «Новеллла Луиджи Пиранделло «Черепаха»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436115 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

Самая новогодняя сказка. Как Самуил Маршак написал «12 месяцев»

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». Режиссеры И. Иванов-Вано, М. Ботов. 1956 год

Переносимся в Москву 1942 года, где один из самых известных советских детских писателей думает о том, как скрасить детям новый зимний праздник.

«12 месяцев», написанные советским поэтом, драматургом и сценаристом Самуилом Маршаком, уже давно стали классикой. Добрая сказка о серьезных вещах любима несколькими поколениями читателей и зрителей — она нашла воплощение на экранах и театральных сценах.

Маршак начал писать пьесу зимой 1942 года, а закончил зимой 1943-го. Это время он называл «самыми грозными днями» войны — именно тогда произошла битва за Сталинград. Несмотря на окружающие мрак и ужас, он старался сделать так, чтобы в тексте не было отзвуков войны. Наоборот, он хотел создать сказку не только для детей, но и для взрослых, которая рассказывала бы о добре — о том, что оно всегда будет вознаграждено.

Старинная легенда

В 1963 году в письме другу литературному критику Станиславу Рассадину Маршак объяснял, что за основу сюжета пьесы взял чешскую или богемскую легенду о 12 месяцах, которую слышал в чьем-то устном изложении. Возможно, тот его неназванный собеседник пересказал ему сказку чешской писательницы XIX века Божены Немцовой, основанную в свою очередь на старинной словацкой сказке. Сказка Немцовой была написана под католическое Рождество 1862 года, вскоре ее перевел на русский Николай Лесков.

В короткой сказке Немцовой гораздо меньше персонажей, чем у Маршака: мачеха, ее нерадивая дочь Елена, добрая падчерица Морушка да волшебники-месяцы, сидящие у костра. Капризы Елены дважды отправляют Морушку в зимний лес — сперва за фиалками, потом за яблоками. В третий раз туда идут сами мачеха и сводная сестра — и замерзают, разгневав тамошних обитателей.

Screenshot 2020 12 25 at 181503

«Сложный сюжет пьесы еще более отличается от сюжета сказки, — писал Маршак. — Многое придумано заново (как, например, характеры действующих лиц, отношение Апреля-месяца к падчерице, ее героизм, вторая ее встреча с 12 месяцами, превращение мачехи и дочки в собак, подарки месяцев, возвращение падчерицы домой и т.д.). Финал моей пьесы скорей в духе русских народных сказок».

Один из самых интересных персонажей, введенных Маршаком, — юная королева. Государством, в котором живут мачеха, падчерица и дочка, управляет совсем молодой монарх — в списке действующих лиц значится: «Королева, девочка лет 14». Королева не по годам инфантильна — учиться не хочет, профессора не слушает — и деспотична. Когда требуется подписать ходатайство о помиловании, она пишет «казнить», потому что это короче, чем «помиловать». И зря профессор пытается заставить ее задуматься — он ведь и сам соглашается с неверными ответами ученицы на уроке арифметики, потому что боится ее крутого нрава. Что говорить — зарвавшаяся правительница грозит издать «новый закон природы»!

Трое отрицательных персонажей закручивают весь сюжет. Королева, которой вдруг захотелось подснежников, обещает щедро наградить золотом и роскошными шубами того, кто достанет ей их зимой, а мачеха и ее дочка, услышав об этом, отправляют падчерицу в лес. Замерзшая девочка долго бродит по лесу, а потом выходит на поляну, где у костра греются 12 братьев-месяцев. Апрель, которому она приходится по сердцу, соглашается помочь ей, и вскоре мачеха и дочка мчатся во дворец. Приятно удивленная королева желает сама видеть чудесное место, где подснежников «невидимо-видимо», и злодейкам ничего не остается, кроме как позвать падчерицу с собой. Разгневанные месяцы устраивают гостям череду испытаний, в конце которых все получают по заслугам: Мачеха и ее дочь превращаются в собак, а королева, заметно присмиревшая, получившая урок на всю жизнь, и падчерица отправляются по домам.

Драматург, поэт, переводчик Самуил Маршак (в центре) среди артистов. Автор И. Гольдберг. Ноябрь 1947 года. Главархив Москвы

Советский Новый год

Маршак не только добавил новых действующих лиц и разнообразил сюжет, но и изменил время действия. В сказке Немцовой и, видимо, исходной легенде события разворачиваются в середине января, а Маршак перенес их на пару недель раньше, так что развязка, в которой зло наказано, а добро торжествует, происходит как раз к Новому году.

Во времена, когда он писал «12 месяцев», Новый год для советских граждан значил не совсем то, что для нас сегодня. 1 января было обычным рабочим днем, а рождественская елка, запрещенная вскоре после революции 1917 года как религиозный пережиток, официально вернулась в советские дома лишь в 1935-м — как новогодняя. Как и чем ее наряжать, было не совсем понятно. Легкая промышленность не могла в полной мере обеспечить нужды всех желающих украсить елку, так что игрушки многие мастерили сами. Но главное — за это время успело вырасти поколение детей, не знавших подобного праздника. Новый год следовало изобрести, отделив его в сознании граждан от Рождества. На помощь в сотворении новогоднего мифа пришла литература.

Самуил Маршак писал праздничные сценарии и стихи, посвященные советскому Новому году, и пьеса «12 месяцев» стоит в этом ряду. Главный акцент в ней сделан все же на теме труда, а не волшебства. Почему месяцы оказались так благосклонны к падчерице? Они на протяжении всего года видели, как она много она работает — рубит дрова, набирает воду в проруби, поливает рассаду в огороде, — и прониклись к ней симпатией.

«Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом», — писал Маршак в статье «Сказка на сцене».

Очень интересен ход с капризной и гордой королевой: тому, кто принесет ей подснежники, она обещала меха и сани, но в итоге ей самой пришлось просить и то, и другое у падчерицы — чтобы не замерзнуть и уехать домой. Героиня поняла, что не все дается просто так, «перековалась», как тогда говорили. А преодоление себя — тоже труд.

0 58423

Истории вещей. Как новогодняя елка появлялась и исчезала в российской истории Возвращение в Новый год: пять традиций XX века

«12 месяцев» на сцене и экранах

Изначально Самуил Яковлевич задумывал «12 месяцев» как пьесу, которую поставят в МХАТе. В военные годы он активно сотрудничал с газетой «Правда» и другими изданиями и, хотя загрузка была очень серьезной, от цели не отступился.

«Загруженный ежедневной спешной работой в газете, над листовкой и плакатом, я с трудом находил редкие часы для того, чтобы картину за картиной, действие за действием сочинять сказку для театра…», — писал он.

Однако первым пьесу поставил Театр юного зрителя (в 1947-м), а уже потом, через год, — МХАТ. Интересно, что больше всего автор переживал, понравятся ли «12 месяцев» актерам.

Актриса Московского театра юного зрителя Ю. Юльская в роли дочки в спектакле по сказке С.Я. Маршака «12 месяцев». Фото В. Горшкова. 1947 год. Главархив Москвы

В МХАТе спектакль создал режиссер и педагог ГИТИСа Платон Лесли, который позже вступил в должность заведующего труппой. Его сорежиссерами стали народный артист СССР Виктор Станицын и лауреат Сталинской премии Николай Горчаков. Главные роли сыграли Анастасия Георгиевская, Евгения Морес, Вера Бендина, Григорий Конский, Владлен Давыдов и другие. Музыку написал Борис Асафьев — консультант Большого театра, глава научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1956 году Иван Иванов-Вано и Михаил Ботов сняли по «12 месяцам» мультфильм. Сценарий написал Маршак вместе с драматургом Николаем Эрдманом. Автором музыкального оформления стал Моисей Вайнберг, который через год напишет музыку к фильму «Летят журавли».

Через 16 лет сказкой заинтересовался режиссер Анатолий Граник, известный по комедиям «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Максим Перепелица». Он снял двухсерийный фильм с Николаем Волковым-старшим, Татьяной Пельтцер, Леонидом Куравлевым и Ольгой Викландт.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

В сентябре учреждения культуры Пензы и области чествовали 130-летие со дня рождения Александры Петровны Анисимовой, сказочницы и фольклористки. К сожалению, сейчас редкий взрослый, а тем более ребенок сможет назвать хотя бы одну сказку или песню, созданную необыкновенным талантом писательницы.

СКАЗКИ, ПЕНЗА И МАРШАК

Я помню свои впечатления из детства, когда не могла оторваться от Светланы и Смугляны — героинь сказки «Две сестрицы»: поэтичность, близость народному творчеству, естественность переходов от небыли к были. Вместе с мамой мы читали и «Царицу Ледяницу»: «Было в некотором царстве, в очень дальнем государстве, за лесами, за горами, за холодными морями, — там жила-была царица Ледяная Ледяница…» И до сих пор, когда перелистываю страницы, внутри меня происходит какая-то магия — слова хочется медленно пропевать, растягивать как колыбельную, возвращается ощущение детства.

Невероятные узоры из слов составляла сказочница Анисимова. Но многим моим знакомым, прожившим в Пензе всю жизнь, имя писательницы неизвестно. А хочется, чтобы память о ней была увековечена в нашем городе — можно назвать в ее честь улицу, ставить спектакли по ее сказкам, переиздавать книги (в библиотеках можно встретить лишь единичные экземпляры изданий середины прошлого века), чтобы произведения были включены в школьную программу, ведь заслуги Анисимовой перед Пензенской областью были и остаются более чем значительными. Вот пройдет юбилейный год, и в следующий раз только через пять лет вспомнится ее имя в стенах музеев и библиотек…

Пензенская сказочница была хорошо известна самым маститым писателям страны. Илья Григорьевич Эренбург в мемуарах «Люди, годы, жизнь» очень тепло отзывался о знакомстве с писательницей, а в канун 75-летнего юбилея обратился к Александре Петровне: «Разрешите поклониться вам за ваш большой творческий труд, за все, что вы сделали, чтобы сохранить искусство русского народа».

Самуил Яковлевич Маршак ценил выдающийся талант Анисимовой: «Вы рождены сказочницей и останетесь ею до последних дней. У нас не так много людей, которые так глубоко чувствуют сказочный стиль и словарь, как вы».

«КРЕСТНАЯ МАМА»

Будучи одной из первых, кто стоял у истоков областной писательской организации, Александра Петровна проложила дорогу в творчество многим молодым писателям и поэтам. Они благодарили своего доброго наставника, называли «крестной мамой от литературы», «бабушкой пензенских писателей».

Александра Петровна не только писала сказки, стихи, песни, но и серьезно, скрупулезно занималась фольклором, сохранением языковой памяти жителей нашего края.

Особое место в ее творческой деятельности занимают сборники: «Песни и сказки Поимского района» (выпущен в 1948 году), «Песни и сказки Пензенской области» (1953 г.). Кроме этих изданий, Анисимовой принадлежит множество публикаций и статей, посвященных устно-поэтическому творчеству. И можно сказать, что до Александры Петровны так глубоко никто не изучал фольклор Пензенской земли, он нечасто встречался в советских и дореволюционных сборниках.

Широкий интерес к народному творчеству в нашей стране возник в середине 30-х годов.

Тогда изучение фольклора стало одним из важнейших направлений деятельности советской литературы благодаря Максиму Горькому, который буквально «создал» многих авторов. Точнее сказать, молодых, но начинавших «бронзоветь» литераторов из Москвы отправляли бригадами в медвежьи углы Союза вплоть до песков Каракумов и гор Южного Кавказа изучать местные предания.

Примерно с этого же времени Александра Петровна начала записывать услышанные ею загадки, частушки, собирать лучшие образцы фольклора.

СТАРЫЕ НОВЫЕ НАЗВАНИЯ И ЗАГАДКИ

С 1938 года жизнь ее была неразрывно связана с селом Поим, где ею было написано за 15 лет 26 книг.

В 1959 году Александра Петровна выпускает сборник «Народное красное слово», в котором собрала интереснейший материал из загадок, песен, сказок-шуток.

Вошли в сборник и предсказания погоды по народным приметам, народные названия различных тканей и обозначения цветов. И если о холодной погоде по тому, как сворачивается кошка, мы еще знаем, то вряд ли кто сейчас обращает внимание на заходящее солнце — к дождю или ясной погоде положение облаков в этот час. И мало кто вспомнит такие цвета, как тусинный (фиолетовый), кубовый («темно-синий без красноватого оттенка»), жаровый («цвет пылающего огня»), сизый («отливающий то красным, то зеленым, переливчатый»).

Занятно сейчас тоже звучит «муравчатый» узор на ткани (мелкий рисунок в виде листиков), «лапчатый» (рисунок в виде следов лап), хотя и сейчас данный узор популярен, только называется тканью с мелким принтом. Все новое — это хорошо забытое старое (кстати, тоже крылатое выражение с давних времен).

Пословицы и поговорки, которых в сборнике больше сотни, впитали в себя столько народной мудрости, что на любой случай нашлось бы красное словцо: «Ты нам не бай про чужой сарай, разговор-то — про твой забор», «От баловства не далеко и до худого ремесла», «Здоровье не деньги — взаймы не выпросишь», «Красоту сразу видать, а характер не легко узнать», «Скупой глядит, как бы другому не дать, а жадный глядит, как бы и у другого отнять».

Не имеют срока давности и загадки, они всегда интересны детям. В сборник Анисимова включала не только русские загадки, но и фольклор народов, проживающих на территории области: чувашская загадка о месяце на небе («По синему морю золотая уточка плывет»), мордовская загадка о пожаре («Набежал красный старик, все село утащил»), русская загадка о заре («Красная девица в зеркало глядится»).

Много вложила труда Александра Петровна в личное творчество, в собирание фольклора. В своих автобиографических записях Анисимова рассказывала, что ей удалось вспомнить более 2 000 припевок, услышанных когда-то от родственников, соседей, подруг. Изучить, переработать, издать — этот огромный труд оказался под силу маленькой, хрупкой на вид женщине с огромной силой духа внутри.

Екатерина Бурякова

«Наша Пенза», № 45, 10 ноября 2021 г.

События:

1724 – Основан Санкт-Петербургский монетный двор – один из крупнейших монетных дворов мира по чеканке монет. Работает до сих пор как филиал ФГУП «Гознак».

1754 – Михаил Ломоносов испытал модель «аэродромической машины» – «винтовой аппарат, который, если его вращать с большой скоростью, ввинчивается в воздух и подымается вверх». Позже устройство назвали геликоптером, ставшим прообразом вертолета.

1817 – В Москве состоялось торжественное открытие Манежа, построенного по проекту инженера-механика генерал-лейтенанта Августина Бетанкура в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 года. В 1824–1825 годах Осип Бове оформил фасады.

1821 – В Петербурге учреждено общество поощрения художников, основанное группой меценатов (И.А. Гагарин, П.А. Кикин, А.И. Дмитриев-Мамонов и др.) с целью содействовать развитию изящных искусств, распространению художественных познаний, образованию художников и скульпторов. На гранты общества (так называемый пенсион) за границу для обучения ездили молодые художники: К.П. Брюллов и А.П. Брюллов, А.А. Иванов. Общество способствовало освобождению талантливых крепостных художников из крепостной зависимости, оказывало им материальную поддержку (братья Чернецовы, Т.Г. Шевченко, И.С. Щедровский, А.А. Агин и другие). Общество сыграло важнейшую роль в пропаганде изобразительного искусства путём тиражирования произведений, благодаря обществу в России серьёзно было продвинуто развитие эстампа: литографии и ксилографии. При обществе имелись школа с мастерскими и музей с библиотекой и постоянной художественной выставкой.

1863 – В Петербурге была пущена первая очередь водопровода. До этого петербуржцы пользовались колодцами или услугами водовозов. Возможность пользоваться водопроводом получили около 400 тысяч жителей центральной части города, ограниченной Невой, Обводным каналом и рекой Пряжкой. Длина водопроводной сети составила 100 верст. Мощность водопровода составила 1,4 млн. ведер в сутки.

1875 – Русский инженер Павел Николаевич Яблочков открыл так называемую «электрическую свечу», в которой две угольные пластинки, разделенные фарфоровой вставкой, служили проводниками электричества, между которыми возникала дуга. В 1876 году он представил свое изобретение на лондонской выставке физических приборов, и оно получило известность.

1905 – Советом народных депутатов провозглашена Новороссийская республика – рабоче-крестьянское самоуправление, установленное Советом рабочих депутатов в Новороссийске в период Первой русской революции. Просуществовало до 26 декабря.

1937 – Первые выборы в Верховный Совет СССР на основе новой Конституции.

1941 – Великая Отечественная война: освобождены Солнечногорск и Сталиногорск (с 1961 года Новомосковск).

1979 – Принято постановление о вводе советских войск в Афганистан. По предложению комиссии Политбюро Центрального комитета КПСС по Афганистану, в состав которой входили Ю. Андропов, Д. Устинов, А. Громыко и Б. Пономарев принято постановление об оказании Афганистану военной помощи путем ввода на территорию страны советских войск. Накануне – 8 октября 1979 года – был убит основатель Народно-демократической партии Афганистана и первый руководитель Демократической Республики Афганистан Нур Мухаммад Тараки. К власти в стране пришел Хафизулла Амин. Эти события были расценены в Кремле как контрреволюционный переворот. Было решено поддержать сторонников концепции социализма в Афганистане, пришедших к власти в результате Апрельской революции 1978 года.

1991 – На IV сессии Верховного Совета РСФСР в рамках совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей большинством голосов приняты решения о ратификации Беловежских соглашений и о денонсации Союзного договора 1922 года и отзывает депутатов из Верховного Совета СССР. Против ратификации голосовало семеро: С. Бабурин, Н. Павлов, В. Исаков, И. Константинов, С. Полозков, В. Балала, П. Лысов, а против денонсации всего трое: С. Бабурин, В. Исаков, П. Лысов. Фактический развал СССР перешел в заключительную фазу, а юридический, по мнению многих экспертов, не начинался до сих пор.

1993 – Принята новая Конституция Российской Федерации.

1997 – В прокат вышел художественный фильм А. Балабанова «Брат». В главных ролях: Сергей Бодров-младший, Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко и др.

2019 – Самый мощный в мире ледокол «Арктика» вышел на ходовые испытания. Ледокол отправился от причала АО «Балтийский завод» в направлении Финского залива. Ледокол введён в эксплуатацию 21 октября 2020 года.

В этот день родились:

Анна Мария Тюссо, фамилия при рождении Гросхольц, (1761–1850) – скульптор, основательница известного музея восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне. Искусству создания восковых фигур Анна научилась у доктора Филиппа Вильгельма Куртиуса из Берна, у которого ее мать работала экономкой.

Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) – русский писатель и историк. Создатель «Истории государства Российского» в 12 томах.

Альберт Катеринович Ка́вос (1800–1863) – русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств, известный главным образом как строитель театров. Самой известной его работой в Петербурге стал Мариинский театр, построенный в 1860 году. В 1853–1856 годах Кавос руководил восстановлением московского Большого театра.

Гюстав Флобер (1821–1880) – французский писатель. 200 лет со дня рождения.

Алексей Фёдорович Афанасьев (1850– 1920) – русский живописец-жанрист, график, карикатурист, иллюстратор, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Пословицы к сказке двенадцать месяцев

двойной клик — редактировать изображение

Эдвард Мунк (1863–1944) – норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик».

Пословицы к сказке двенадцать месяцев

двойной клик — редактировать изображение

Василий Семёнович Гроссман, настоящее имя Иосиф Соломонович Гроссман (1905–1964) – русский советский писатель и журналист, военный корреспондент. Главная книга писателя – роман «Жизнь и судьба».

Евгений Захарович Воробьёв (1910–1990) – советский прозаик, публицист и сценарист. Член Союза писателей СССР, автор более тридцати книг. Участник Великой Отечественной войны. По романам «Высота» и «Земля, до востребования» сняты художественные фильмы.

Владимир Яковлевич Шаинский (1925–2017) – советский и российский композитор, пианист, певец, скрипач, актёр. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.

Чингиз Торекулович Айтматов (1928–2008) – советский и российский писатель; дипломат. Герой Социалистического Труда; лауреат Ленинской и трёх Государственных премий СССР.

Леонид Фёдорович Быков (1928–1979) – советский актёр, кинорежиссёр и сценарист; заслуженный артист РСФСР.

Александр Николаевич Коновалов (род. 1933) – советский и российский врач-нейрохирург, педагог, профессор. Директор, затем президент Федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Доктор медицинских наук. Академик АМН СССР. Академик РАН. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Герой Труда Российской Федерации № 1. Лауреат Государственной премии СССР. Дважды лауреат Государственной премии РФ.

Александр Павлович Харитонов (1940–1993) – русский советский художник, акварелист.

Пословицы к сказке двенадцать месяцев

двойной клик — редактировать изображение

Виталий Мефодьевич Соломин (1941–2002) – советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР. 80 лет со дня рождения.

Фёдор Филиппович Конюхов (род. 1951) – советский и российский путешественник, писатель, художник, священник. 70 лет!

Николай Иванович Носков (род. 1956) – советский и российский музыкант, певец, композитор, заслуженный артист России. Неоднократный обладатель музыкальных премий «Золотой граммофон», «Овация», а также лауреат премии ФСБ России.

Сергей Николаевич Присекин (1958– 2015) – советский и российский живописец, педагог, художник студии военных художников имени М. Б. Грекова. Академик Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации; лауреат Премии Ленинского комсомола; полковник вооружённых сил Российской Федерации.

Пословицы к сказке двенадцать месяцев

двойной клик — редактировать изображение

  • Пословицы к сказке ворона даль
  • Пословицы к сказке ашик кериб 4 класс
  • Пословицы к сказке болтливая птичка 4 класс подходящие
  • Пословицы к сказке алиса в стране чудес
  • Пословицы к сказке attalea princeps