Пословицы к сказке цветик семицветик

По теме: методические разработки, презентации и конспектыигры с детьми 3-4 лет.приложение к проведению нод по лексическим темам профессии, инструменты.в данной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми 3-4 лет.

Приложение к проведению НОД по лексическим темам «Профессии», «Инструменты».

В данной картотеке представлены пословицы, поговорки и загадки о весне для детей старшего дошкольного возраста.

Сборник загадок по русским народным сказкам.

Приближается 23 февраля, праздник, который у нас традиционно считается не только Днем защитника Отечества, но и мужским днем. В детских садах будут проходить тематические беседы и развлечени.

Источник

Пословицы и присказки из сборника Даля

В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» теме пословиц из сказок посвящены два раздела:

Жил-был царь овес, он все сказки унес. Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать. Небылица в лицах. Из сказки (Из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается. Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве. Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство. На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь. На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь. Берега кисельные, реки сытовые (молочные). На поле-поляне, на высоком кургане. В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами. Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. Не сизый орел, не ясный сокол подымается… Не лебедь белая (серая) выплывала… Не белы снега в чистом поле забелелись… Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается… Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. Чудо-юдо, мосальская губа. Мертвой и живой воды добыть. Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает. Свинка – золотая щетинка. Конек-горбунок. Сивка-бурка, вещий каурка. Змей-горыныч. Мальчик с пальчик. Девочка-снегурочка. Девчурка-снегурка. Меч-кладенец. Калена стрела. Тугой лук. Копье булатное, мурзамецкое. Семи пяденей во лбу. Промеж глаз калена стрела укладывается. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Шапка-невидимка. Сапоги-самоходы. Скатерть-хлебосолка. Сума, дай пить и есть. Коврик-самолет и пр. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей. Огнем дышит, полымем пышет. Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает. С молодецкого посвисту пыль столбом. Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская. Конь копытом бьет, удила грызет. Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет. Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды. Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей). Из милости копытом траву-мураву досягает. По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре. Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами. Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди! Стань передо мной, как лист перед травой! Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какие пословицы подходят к сказкам

***

Помните, в «Малахитовой шкатулке» Танюшка любила открывать заветный ларчик, долго-долго перебирать и забавляться драгоценными украшениями? А если представить, что в таком же волшебном сундучке лежат сказки и пословицы? Как к браслетам Танюшка подбирала кольца, к ожерелью – серьги, так и к сказкам занятно подбирать пословицы и поговорки.

Народные сказки

«У страха глаза как плошки, а не видно ни крошки» — сказка «Кот и Лиса». Маленького невзрачного кота большие лесные звери из-за страха описывали огромным чудищем.

В украинской сказке «Сирко» взаимовыручка помогает псу Сирку остаться при хозяевах, а Волку выжить зимой — «Рука руку моет, а обе руки – лицо».

В «Колоске» ленивые мышата Круть и Верть правильно поняли намек Петушка. « Кто не работает, тот не ест» – это выражение и пословица и лозунг одновременно.

Благодаря смекалке, солдат в сказке «Каша из топора» сытно поел у скупой старухи. «Смекалка и воду останавливает» — говорят якуты. «Где не поможет топор, там подсобит смекалка».

«Крошешка -Хаврошечка» — «Творящий добро получает хорошее, творящий зло получает дурное» (турецкая пословица).

Женская хитрость и ум Марджаны помогают Али-Бабе справиться с сорока разбойниками. Узбекская и персидская пословицы на этот счёт говорят — «Хитрость одной женщины – вьюк для сорока шести ишаков», «А хитрость и в былые времена была с умом и доблестью сходна».

Сказки «Царевна-Лягушка» и «Аленький цветочек» схожи тем, что их главные герои сумели рассмотреть светлую душу за безобразной внешностью. «Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу» — говорит азербайджанская пословица.

Сказки Пушкина

Долги необходимо отдавать, а «Обещание – это долг» — напоминает креольская пословица. Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» за отказ от своих слов поплатился жизнью.

Поговоркой стали заключительные слова «Сказки о рыбаке и рыбке». У разбитого корыта старуха осталась из-за неуёмной жадности. «Мешок желаний не имеет дна» — утверждает японская пословица. «Кто гонится за многим, тот лишиться малого» – предостерегает крымско-татарская мудрость.

Зарубежные сказки

В дивных сказках и историях Андерсена пословица или поговорка иногда бралась за основу сюжета. «Всяк знай свое место!» или «Всякий сверчок — знай свой шесток». В сказке автором приводится поговорка: «Спрятать дудку в карман». Это означает перекрыть поток неприятных новостей.

Ключевой фразой сказки «Пятеро из одного стручка» стала французская поговорка – «Делай, что должно, и будь, что будет».

Высокомерная принцесса готова поступиться своей спесью ради безделушек и целовать простого Свинопаса. «Спесь губит достоинство», «Гордость выезжает верхом, а возвращается пешком».

Красивую и печальную сказку о Русалочке хорошо характеризуют испанские пословицы – «Большая любовь всё прощает», «Любовь никогда не бывает без грусти». «Любовь молчаливого светлячка, жарче любви трескучей цикады» — так говорят японцы, когда невозможность признаться в чувстве только его усиливает.

Храбрый портняжка братьев Гримм победил великана отнюдь не силой. «Там, где сила бесполезна, поможет ум» — подсказывает египетская пословица. «Храбрость – сестра победы».

В «Золушке» трудолюбивая девушка, исполняя всевозможные прихоти матери и сестер, получила щедрое вознаграждение от феи. «Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются» — английская пословица.

Сказок много, а пословиц ещё больше. Значит, волшебный сундучок можно пополнять до бесконечности и быть самым богатым в мире. «Имеешь ум – следуй за ним, нет его – следуй за пословицей» — туркменская пословица.

.

*** Внимание! Авторский материал — копирование статьи запрещено.

.

Загадки по сказкам Андерсона для детей с ответами


Загадки по сказкам Андерсона для детей с ответами
Загадки по сказкам Андерсона для детей с ответами:

Хоть сказка не русская — сказка не наша. Любимые в ней, два персонажа. У мальчика с детства, подружка была. Она по — соседству, напротив жила. Смелая, верная эта подруга В беде не бросала, любимого друга! (Кай и Герда.)

Добрая девочка с рыбьим хвостом, Пена морская была ее дом. В принца влюбилась бедняжка морская. От ведьминой силы вмиг стала немая. На стройные ноги свой голос сменила. Как имя у девочки, что принца любила? (Русалочка.)

Король, не ведая коварства, Смог удивить за раз половину царства. Рассмешил своим нарядом, Всех людей, что были рядом. (Новый наряд Короля.)

Мама мечтала о маленькой дочке. Ячменное зернышко посадила в горшочке. Вырос прекрасный, красивый цветочек. Девочка в центре, с мизинчик росточком. (Дюймовочка.)

Три собаки под землей, Охраняли свой покой. Сундуки монет под ними, Были медно-золотыми. (Огниво.)

Что сказать на самом деле, Сто перин на той постели. Но красавице-девице — Темной ноченькой не спиться. Не сомкнула глаз ни разу… Принц влюбился в нее сразу. Королевой хитрой брошена, Всему виной горошина! (Принцесса на горошине.)

Девушка братьев любила, жалела. Снять колдовство она очень хотела. Ночами трудилась, себя не жалея. Ходила на кладбище от страха робея. Хоть и жгла крапива руки, Но она терпела муки. Обед молчания храня – Шила рубашки под светом огня. (Дикие лебеди.)

Бравых 25 солдат, И друг другу каждый брат. Самый младший из бойцов Был на подвиги готов. В грустной сказке – западня… Нет спасенья от огня. (Оловянный солдатик.)

Для юной принцессы послал принц подарки! Они восхитительны были и ярки. Прекрасная роза, живой соловей Но были подарки не по сердцу ей. Тогда принц оделся в простую одежду. В душе не теряя, жениться надежду. Он стал не приметный для тысячи глаз. И прозвище дали ему …. (Свинопас.)

Он, как люди, в доме жил, Но для всех незримым был. Знал про все в хозяйской лавке, Только пищу ждал с добавкой В зимний, праздничный сочельник — Трудолюб, а не бездельник Тот, кто тайну вдруг открыл: «Как без книги прежде жил?!» (Домовой у лавочника.)

Загадки по сказкам Чуковского для детей с ответами


Загадки по сказкам Чуковского для детей с ответами
Загадки по сказкам Чуковского для детей с ответами:

Кто не моет, не стирает, Мусор, грязь не убирает? От кого сбежали чашки? Есть такая замарашка. Ни к чему вопросы, споры — Всем знакома та Федора. Я дала тебе подсказку, Назови скорее сказку. (Федорино горе.)

Все вокруг валяется, Не чистится, не моется И не убирается. Не знаете, кто это? Не женщина — умора Ленивая-ленивая Зовут ее … . (Федора.)

Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовет И в дороге слезы льет. (Федорино горе.)

В этой сказке угощенье — К чаю вкусное варенье. В самоваре — кипяточек, Пей неспешно, по глоточку, И любуйся на гостей! А когда придет злодей, Не робей и будь смелей, Бей его ты без затей! Если сладишь с Пауком Вместе с храбрым Комаром, Выручишь его невесту! Назови ее тут к месту, Это … . (Муха-Цокотуха.)

Шло веселье за столом И гостей был полон дом. Муху злой паук схватил, Паутиною скрутил. Тут бы мухе был конец Да явился удалец! Нет пощады пауку: Остра сабля на боку, А в руках — фонарик. Муху спас … . (Комарик.)

Муха самовар купила. Блошек в гости пригласила. Разбежались гости эти, Когда муху бросил в сети Злой, противный старичок. Звать злодея — … . (Паучок.)

Вот совсем как человечек Скачет маленький … . (Кузнечик.)

Не жалеет лаптей, Бьет чечетку … (Муравей.)

Сапогами топ-топ! Кто так пляшет? … (Клоп-Клоп.)

Загадки по сказкам для детей 6-7 лет


Загадки по сказкам для детей 6-7 лет
Загадки по сказкам для детей 6-7 лет:

Я, красив, силен, могуч, Я грознее грозных туч, Я умнее всех, нет слов, — Много у меня голов. (Ответ: Змей Горыныч.)

Уходя, просила мать Никому не открывать, Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь — Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел? (Ответ: Волк.)

Я королева из страны, Где нет ни лета, ни весны, Где круглый год метель метет, Где всюду только снег и лед. (Ответ: Снежная королева.)

Черепахе триста лет. Уж ее и старше нет. И она-то рассказала Тайну, о которой знала И которую хранила, Буратино ключ вручила: «Вот он, ключик золотой. В город Счастья дверь открой. Я ж в пруду останусь тут». Черепаху как зовут? (Ответ: Тортилла.)

Угадайте-ка, ребята: Кто же где-то и когда-то Все моря избороздил, С корабля сошел по трапу И в свою большую шляпу Лилипутов посадил? (Ответ: Гулливер.)

В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Ответ: Красная шапочка.)

Мой вопрос совсем не трудный, Он — про город Изумрудный. Кто там был правитель славный? Кто там был волшебник главный? (Ответ: Гудвин.)

У Золушки с ножки Свалилась случайно. Была не простою она А хрустальной. (Ответ: Туфелька.)

Стоит в лесу избушка, Живет в избе старушка. Не входи в избушку: Съест тебя старушка! (Ответ: Баба Яга.)

В квартире звонил телефон. Со мной говорил папа Слон, Просил шоколад. Больше пуда! Скажи-ка, звонил он откуда? (Ответ: От верблюда.)

Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло вокруг, как днем. (Ответ: Жар-птица.)

Козел тот особенный был: Правой ножкой о камешки бил, В каком месте топнет — камень дорогой появится. Даренка все смотрит и удивляется. Издалека-то его не разглядишь, не разберешь, А близко к нему, как ни старайся, не подойдешь. (Ответ: Серебряное копытце.)

Загадки по сказкам Пушкина для детей с ответами


Загадки по сказкам Пушкина для детей с ответами
Загадки по сказкам Пушкина для детей с ответами:

Пушки с пристани палят, Всем сейчас сказать велят, Как зовется этот остров, Где живется сказкам просто? (Буян.)

Он невидим и могуч, Он гоняет стаи туч, Он гуляет на просторе, Кораблям — подспорье в море. (Ветер.)

В день, когда в своей столице Сын Салтана княжить стал, С разрешения Царицы Сам себе он имя дал. (Гвидон.)

А кому, скажи, дружок, Громко-громко петушок Все кричал: «Ки-ки-ри-ку! Царствуй, лежа на боку!» (Дадону.)

Дочка царская живет У семи богатырей. А кого царевна ждет? Вспоминайте поскорей! (Елисея.)

Сказка — ложь! Да в ней намек, Лютой жадности упрек. В то старуха слезы льет, В чем стирать нельзя белье. (Корыто.)

Немало сказок интересных Поведать может кот ученый. Так назовите же то место, Где с цепью дуб растет зеленый? (Лукоморье.)

Эта ведьма — старуха злая. Колдовством себя изменяет: То змеею влетит в окошко, То вдруг явится черной кошкой. (Наина.)

На свадьбе у Руслана и Людмилы Средь витязей названных тоже был он. Криклив на пире да в застолье, Но подл и слаб как воин в поле. (Фарлаф.)

Свой дозор несут не зря Тридцать три богатыря. Во главе ж дружины той Дядька грозный и седой. (Черномор.)

Что свежо и так душисто, Что румяно, золотисто? В сказке Пушкина оно Ядом злым напоено. (Яблоко.)

Загадки по сказкам — лучшая подборка


Загадки по сказкам — лучшая подборка
Загадки по сказкам — лучшая подборка:

Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят.)

Была она артисткой Прекрасной, как звезда, От злого Карабаса Сбежала навсегда. (Мальвина.)

Вот совсем нетрудный, Коротенький вопрос, Кто в чернильницу сунул Деревянный нос? (Буратино.)

Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас.)

Чуть больше ноготка. В кроватке из ореха Девочка спала. И такою маленькой Милою была. Ты читала такую книжку? Как зовут эту малышку? (Дюймочка)

Дюймовочки жених слепой Живет все время под землей. (Крот.)

В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Красная Шапочка.)

Она была подружкой гномов И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка.)

Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает Откуда я, как я зовусь, Но только лишь полночь настанет, К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)

Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? (Снегурочка.)

Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка (Снегурочка.)

Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит.)

Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах.)

Загадки по сказкам о волшебных предметах для детей с ответами


Загадки по сказкам о волшебных предметах для детей с ответами
Загадки по сказкам о волшебных предметах для детей с ответами:

Мы помогаем бегать, Обуешь – не догнать! В них станешь ты со скоростью, Нет, не ходить – летать! (Сапоги – скороходы.)

Взмахнет ей фея очень плавно И чудо вдруг произойдет, В карету тыква превратится, На бал девчонка попадет! (Волшебная палочка.)

Только ее развернешь – Сразу про голод забудешь! Яства такие найдешь, Что в магазине не купишь! Можно ее не стирать! Поел и сворачивай сразу. Где бы ее нам достать? Волшебники ткут по заказу! (Скатерть-самобранка.)

В него смотрелся тролль, Царица, сердцем злая… Принес осколок боль И холод в сердце Кая! (Зеркало.)

Ее нигде не купишь И даже не сошьешь, На голову наденешь, Невидимым идешь! Ну, где же взять такую На добрые дела, И чтобы по размеру И цвету подошла?! (Шапка-невидимка.)

По тарелке катится Чудо наливное – Яркое, блестящее, Вкусное такое! Съесть нельзя, иначе Волшебство уйдет, И изображение Сразу пропадет! (Яблочко.)

В старых сказках Он, как компас! С ним никто не пропадет, Бросишь сразу на тропинку, И беги за ним вперед! (Клубочек.)

Он рос в саду волшебном И лепестки ронял, В одной чудесной сказке Желанья исполнял! И лишь одно желание Пользу принесло, Был исцелен мальчишка, Несчастьям всем назло! (Цветик-семицветик.)

Спящей красавице Боль принесло, В нем затаилось Ведьмино зло. (Веретено.)

На ней за дровами, На ней же – к царю! О чем я, ребята, Сейчас говорю? (Печка.)

Видео: Загадки про сказки и героев сказок

На нашем сайте вы можете найти много интересных загадок для веселого времяпровождения:

  • Загадки про овощи с ответами — лучшая подборка для детей
  • Загадки на логику — лучшая подборка для детей и взрослых
  • Загадки с подвохом для взрослых — лучшая подборка
  • Загадки для взрослых — лучшая подборка с ответами
  • Разные загадки для детей с ответами.
  • Загадки про зиму и Новый год для детей дошкольного и школьного возраста
  • Загадки про весну для детей дошкольного и школьного возраста
  • Загадки про лето для детей дошкольного и школьного возраста

Загадки по сказкам для детей 10-11 лет


Загадки по сказкам для детей 10-11 лет
Загадки по сказкам для детей 10-11 лет:

Волшебные туфли надел он на ножки, И всех перегнал на спортивной дорожке. Украсть падишах его туфли пытался, Но только в итоге сам с носом остался. (Маленький Мук.)

Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Раньше многим неизвестный, Стал он каждому дружком. (Чиполлино.)

Его отца схватил Лимон, В темницу бросил папу он… Редиска — мальчика подруга, Не бросила в беде той друга И помогла освободиться Отцу героя из темницы. И знает каждый, без сомнений, Героя этих приключений. (Чиполлино.)

Я в семействе не один, Третий, самый младший сын. Каждый, кто со мной знаком, Называет дурачком. Не согласен я никак — Не дурак я, а добряк. (Иван-дурак.)

В день именин она разбогатела. Попировать с друзьями захотела, Но тут ее злодей задумал погубить, Решил ее он задушить. Это скандал, это кошмар. Но помешал ему комар! (Муха-цокотуха.)

Герой той сказочки известный В масленке-шляпе, он железный! Он смелый, храбрый, с топором. Но только, вот беда, при том Воды боится. Просто смех! Герой — … (Железный дровосек.)

Он шепчет: «Я боюсь, боюсь…» Он — Царь зверей и он же — трус? Даст Гудвин смелость. Осмелев, Начнет рычать трусишка … (Лев.)

За умными мозгами Он в город шел с друзьями. Преграда не страшила. Был смельчаком … (Страшила.)

Он — любитель чистоты. Умывался ль утром ты? Если — нет, тогда приказ Даст мочалкам он тотчас, Грозный строгий командир Умывальник … (Мойдодыр.)

Женя, дернув лепесток, Говорила: «На восток, Север, запад, и на юг Ты лети, а кончив круг, Сделай чудо, лепесток!» Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик.)

Долго-долго терпела посуда И решила: «Уходим отсюда!» Даже ложки ушли и стаканы, И остались одни тараканы. Все ушли от нее, без разбора. Имя этой неряхи — … (Федора.)

Небольшого росту девка, И сама вся статная, И коса ее чернявая, Да такая ладная. Платье цвета малахита, В косе ленты красные, Глаза, словно изумруды, — Зеленые, опасные. (Хозяйка Медной горы.)

Это скатерть знаменита Тем, что кормит всех она. Что сама собой она Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка.)

Послушным детям зонтик разноцветный, А непослушным — черный полагается. Он гном-волшебник, многим он известный, А у, скажи, как гном то называется. (Оле-Лукойе.)

Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут … (Лягушка.)

Кто в корзине Машу нес, Кто садился на пенек И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? … (Медведь.)

Кто работать не хотел, А играл и песни пел? К братцу третьему потом Прибежали в новый дом! От волка хитрого спаслись, Но долго хвостики тряслись! Сказка известна любому ребёнку, И называется … (Три поросенка.)

Все лето они веселились, играли, А осень пришла, строить домики стали, Два дома снес волк — все укрылись в одном, И дружно зажили в том доме втроем. (Три поросенка.)

Хрю-хрю-хрю — каких три братца Больше волка не боятся, Потому что зверь тот хищный Не разрушит дом кирпичный? (Три поросенка.)

Загадки по сказке про Колобка для детей с ответами


Загадки по сказке про Колобка для детей с ответами
Загадки по сказке про Колобка для детей с ответами:

Он от дедушки ушел И от бабушки ушел. Только, на беду, в лесу Встретил хитрую Лису. (Колобок.)

Прямо с полки, за порог… Убежал румяный бок. Укатился наш дружок, Кто же это …? (Колобок.)

Его съесть хотели все, Но попал он в пасть к лисе. Сдобный, маленький клубок В сказке звался …. (Колобок.)

Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушел. У него румяный бок… Вы, узнали? (Колобок.)

Круглолиц, без рук, без ног, Он из сказки… (Колобок.)

На тарелочке лежал, Как остыл и убежал. Встретил он зверей в лесу, На беду свою — лису. Ей попался на зубок Круглый, вкусный … (Колобок.)

Из муки, сметаны он В жаркой печке был печен. На окошке полежал Да из дома убежал. Он румян и круглобок Кто же это? (Колобок.)

Бабка из муки в печи Испекла не калачи, Круглый он, румяный бок- Это вкусный… (Колобок.)

Ото всех он укатился И в лесочке очутился, Даже самый страшный волк Съесть его никак не смог! Но к лисичке на зубок Вдруг попал наш … (Колобок.)

Загадки-обманки про сказки — подборка с ответами


Загадки-обманки про сказки — подборка с ответами
Загадки-обманки про сказки — подборка с ответами:

– Где ваше платье бальное? Где туфелька хрустальная? – Простите, я спешила… Меня зовут Страшила. (Золушка.)

Плюшек я тебе припас! Прилети ко мне хоть раз, Мастер всяческих проказ, Лучший в мире Карабас! (Карлсон.)

Девочка пела в темном лесу: – Бабушке я пирожки принесу! Шапочка – словно малина! Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка.)

Целый день в зеленой коже, Целый день все “квак” да “квак”. Но скрывается под кожей Всех мудрей и всех пригожей… Кто? Царевна Шапокляк! (Царевна-лягушка.)

Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали… (Ответ: Буратино — Дуремар.)

С голубыми волосами И огромными глазами, Эта куколка — актриса, А зовут ее … (Ответ: Алиса — Мальвина.)

Во дворце она живет И все время слезы льет. Ах, как хочет царь—отец Плачу положить конец! (Ответ: Царевна Несмеяна.)

Пугал он галок и ворон, Теперь сидит на троне он. Правитель мудрый, добрый, милый, Ну а зовут его? (Ответ: Страшила.)

Ну почему, ну отчего Такое невезение? Пропал мой хвост, Прекрасный хвост В день моего рождения! (Ответ: ослик Иа)

Я одеваюсь очень модно, Поколочу кого угодно, На все вопросы отвечаю: «Отстаньте, братцы, я не знаю!» (Ответ: Незнайка.)

Хоть он стоек был и смел, Но в огне не уцелел. Младший сын столовой ложки, Он стоял на крепкой ножке. Не железный, не стеклянный, Был солдатик (Ответ: Оловянный.)

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Общая информация

ФИО педагога

Ваапова Елена Владимировна

Возрастная группа

Старшая группа

Образовательная область

Речевое развитие

Интеграция ОО

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное. Физическое развитие.

Тема ООД (занятия)

Рассказывание по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»

Цель

Обобщение представлений по прочитанной сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Задачи

Образовательные

Закрепить знание детей о литературной сказке «Цветик-семицветик»;

Формировать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку;

Обогащать словарный запас детей.

Упражнять детей в умении связно в логической последовательности рассказывать с использованием наглядных пособий.

Повысить двигательную активность детей, используя ритмическую пластику и музыкальные этюды.

Формировать умение смешивать основные цвета с целью получения дополнительных.

Развивающие

Развивать речь, память, внимание, коммуникативность, зрительное восприятие.

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира; развивать творчество и воображение.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные

Воспитывать любовь и интерес к литературным произведениям, к героям произведения.

Воспитывать у детей доброту, вежливость, отзывчивость. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.

Воспитывать чувство доброжелательности, милосердия, терпимости, заботы об окружающих, стремление доставить радость близким людям.

  1.  

Оборудование, материалы

Ноутбук, проектор, колонки, флешка с презентацией и интерактивным игровым упражнением. Карточки картинки по сюжету сказки. Магнитофон, запись песни «Дорогою добра» (М.Минков — Ю. Энтин).

Информационные ресурсы

https://h5p.org/node/256099?feed_me=nps

Целесообразность и предполагаемая эффективность использования дидактического материала, созданного в сервисе H5P

Использование дидактического материала созданного в сервисе H5P позволяет максимально зрительно воспринимать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, кроме того, демонстрация наглядности развивает абстрактную память, что способствует более глубокому усвоению материала. Детям представлена возможность самостоятельно ответить на поставленные вопросы путем анализа раннее прочитанного произведения.

Методические приемы

Практические

Раздаточный материал в виде картинок по сюжету сказки.

Раскрашивание лепестков цветка. Физминутка, двигательная разминка, упражнения для глаз.

Наглядные

Мультимедийная презентация Power Point , интерактивное игровое упражнение H5P. Просмотр слайдов, рассматривание.

Словесные

Беседа, художественное слово, напоминание, вопросы, индивидуальные ответы, пояснение, совет, напоминание, словесное поощрение. Прослушивание аудиозаписи. Пальчиковая игра «Цветы».

Игровые

Игровая мотивация (оказание помощи Жене). Игры в кругу «Приветствие», «Пожелания». Д/игра «Расскажи эпизод по цепочке картинок», игра «Вопрос-ответ». Прием обыгрывания незаконченного изображения (еще только создаваемого изображения).

Предварительная работа

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Беседа по сказке. Беседы о вежливости и доброте.

Просмотр иллюстраций к сказке.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Словесные игры «Угадай сказку», «Назови героя», «Хорошо и плохо», «Подбери слово».

Заучивание приветствия.

Разучивание пословиц о доброте.

Рассматривание иллюстрации с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге.

Работа с родителями:

Просмотр мультфильма по сценарию В.Катаева «Цветик-семицветик» 1948 г.

Подробное описание занятия

Этапы

Используемые материалы, ресурсы и оборудование

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационный (20 секунд)

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

Приветствие, установление зрительного и тактильного контакта.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Доброе утро, — нам шепчут цветы,

Доброе утро, — журчат ручейки,

Доброе утро, — шумят тополя,

Доброе утро, — родная земля.

Доброе утро, — солнцу и птицам,

Доброе утро, — улыбчивым лицам!

— Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

Встают в круг.

Приветствуют друг друга.

Готовы к предстоящей деятельности.

Мотивационный

(1 минута)

Проектор, ноутбук, колонки, экран.

Видеозапись обращения Жение к детям на флешке или вставленная в презентацию .

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

2 слайд

Обращает внимание на экран и рассказывает детям , что на почту детского сада пришло видеообращение .

Задает вопрос. Героиня, какой сказки прислала им видеообращение?

Объясняет о том, что чтобы помочь Жене детям нужно выполнить определенные задания, за которые они будут получать по одному лепесточку и в конце собранный Цветик-семицветик смогут отправить Жене и ее другу Вите.

Дети увлекаются перспективой интересного и полезного дела

Слушают, договариваются, принимают решение.

Отвечают на вопрос.

Заинтересованы

проблемой

Содержательно-деятельностный

Основной

(17 минут)

мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

интерактивное упражнение, созданное с помощью сервиса H5P

слайд 3

1 задание. Игровые задания в интерактивном упражнении

Открывает ссылку на интерактивное упражнение

Педагог формирует представление о предстоящей деятельности.

Предлагает детям посмотреть отрывок из мультфильма и выполнить задания.

Просматривают мультфильм и выполняют задания.

Получены ответы на поставленные вопросы путем анализа раннее прочитанного произведения и наглядной демонстрации материала.

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

4 слайд

Картинки по сюжету сказки

Задание 2.Игра «Расскажи сказку по цепочке картинок»

Предлагает вспомнить сказку «Цветик-семицветик» и правильно расставить карточки с картинками, разложенными на столе, а потом сверить их с картинками на экране.

Игра «Расскажи сказку по цепочке картинок»

После того как дети собрали картинки, педагог проверяет вместе с детьми изображение на экране. Обращает на появившийся лепесток на экране.

Дети раскладывают карточки одну за другой, вспоминая и описывая события из сказки. Проверяют правильность выполнения задания на экране.Один ребенок рассказывает сказку по картинкам еще раз

Выполнили поставленную задачу.

Вспомнили и рассказали последовательно сюжеты по сказке

Сформировано умение связно и последовательно рассказывать сказку.

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

5 слайд

Слайд озвучен, работает от щелчка.

Песня «Зверобика»

Бабочка, прикрепленная на палочку.

Задание 3. Физминутка

Предлагает размяться, отдохнуть и выполнить физминутку и гимнастику для глаз

Включает звук на 5 слайде и выполняет движения вместе с детьми соответственно песне «Зверобика»

Предлагает выполнить гимнастику для глаз.

Задания мы с вами выполняли

На вопросы дружно отвечали

Успели глазки много раз моргнуть,

А теперь хотят и отдохнуть.

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Бабочку мы увидали,

С бабочкой мы поиграем

Полетела она вправо

Дети вправо посмотрели

Полетела она влево,

Посмотрели дети влево.

Ветер вверх ее поднял

И на землю опускал

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Все на землю улеглись,

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Дети выполняют движения

соответственно тексту.

Снято мышечное напряжение и статическая нагрузка. Повышена двигательная активность.

Развито слуховое внимание.

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

6 слайд

Задание 4 .Игра «Вопрос-ответ»

Педагог предлагает детям ответить на вопросы в викторине.

  • Какое желание загадала Женя первым? Могла ли Женя достичь результата без цветка?
  • Какое второе желание загадала Женя? Стоило ли тратить лепесток?
  • На какое желание потратила Женя 3-й лепесток?
  • Каково было четвертое желание. Можно ли было обойтись без него?
  • Какое пятое желание загадала Женя?
  • Каково было шестое желание?
  • О чём подумала Женя, когда потратила 6 лепестков?
  • Какого мальчика увидела Женя на лавочке у ворот?
  • На что был потрачен седьмой лепесток?
  • Исполнение, какого желания принесло Жене больше радости?

По завершению викторины педагог подводит детей к выводу. Вывод: Женя бестолково потратила шесть лепестков, не задумываясь о своих желаниях. Лишь только когда она увидела проблему и подумала, то загадала правильное желание, и достижение цели стало ее решением. Бездумно выбранные цели не приводят к результату, да еще и приносят ненужные проблемы.

Обращает внимание на появившийся лепесток на экране.

Отвечают на вопросы, контролируют друг друга.

Рассуждают, формулируют суждение и высказывают его.

Умеют работать по правилу, отвечают на вопросы, умеют слушать друг друга.

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

7 слайд

Задание 5.Игра «Доскажи пословицу»

Зачитывает пословицы и предлагает добавить недостающие слова

Дети поднимают руки и по очереди добавляют слова в пословицы

Доброе дело два века живет.

Доброму везде добро.

Добро не лихо, ходит тихо.

Добро не горит, не тонет.

Добро творить — себя веселить.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добро того учит, кто слушает.

Добавляют недостающие слова в пословицы.

Закреплены пословицы о добре. Обогащен словарь детей.

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

8 слайд

Задание 6.Составление рассказа «Мой любимый герой сказки»

Предлагает 1-2 детям рассказать о любимом герое этой сказки, используя мнемотаблицу, напоминает алгоритм.

  1. Рассказать о каком герое нам хочет рассказать. Как его зовут.
  2. Сказать, как называется сказка.
  3. Назвать автора данной сказки.
  4. Описать характер героя, его настроение и чувства.
  5. Описать выбранного героя, его телосложение, рост, одежду.
  6. Рассказать о том, что будет он делать, если герой сказки придет к нему в гости.

Составляют рассказ по мнемотаблице

1.Рассказывает, о каком герое нам хочет рассказать. Как его зовут.

2.Говорит о том, как называется сказка.

3.Называет автора данной сказки.

4.Описывает внешность выбранного героя, его телосложение, рост, одежду.

5.Рассказывает о том, что будет он делать, если герой сказки придет к нему в гости.

Развито умение составлять рассказ по мнемотаблице, соотносить знаковые символы с образами.

Заготовки лепестков формата А 4.

Краски гуашь, стаканчики, кисти, клеенки, салфетки, палитра. Клей, кисти.

Основа цветка – стебель с листочками.

Магнитофон, аудиозапись

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

9 слайд

Задание 7 «Раскрась лепесток»

Итог всех заданий. Выполнение последнего задания. «Раскрась лепесток»

Обращает внимание на экран, на котором появляется цветок с 6 лепестками, полученными за все выполненные задания. Предлагает выполнить последнее. Спрашивает, какое бы они выбрали пожелание

Предлагает детям представить себя на месте Жени.

Задает вопрос. Какие желания загадали бы вы?

Предлагает разделиться на пару, выбрать себе лепесток, распределить цвета и раскрасить соответствующим цветом.

Проводит пальчиковую игру « Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают

Под запись песни «Дорогою добра» (М.Минков — Ю. Энтин)

дети раскрашивают лепестки. Когда все готово прикрепляют все лепестки к заготовке цветка (стебель с листочками)

Оказывает практическую помощь при необходимости, направляет и конкретизирует осуществление продуктивной деятельности.

Спрашивает у детей как можно отправить Жене собранный цветок. (Сфотографировать, отправить по почте, отправить по электронной почте или записать на видео и отправить видео ответ т.д.)

Перечисляют желания.

Делятся на пары, определяют место для работы, берут необходимые материалы.

Слушают, договариваются, принимают решение.

Дети презентуют свои работы. Оценивают работы, Высказывают свои впечатления о проделанной работе.

Оценочно-рефлексивный

Итог ООД

(7 минут)

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

10 слайд

Подводит итог, задает вопросы

— Ребята что мы делали сегодня?

-Какое задание мы сделали быстро, легко?

-Какое задание вам показалось сложным?

-Что вам понравилось больше всего?

Благодарит детей за участие в выполнении заданий, поощряет активных и внимательных детей словами (самый внимательный, активный…правильно выполняющий задания и т.д.). Просит встать в круг добра и подарить друг другу пожелания….

Дети участвуют в анализе и самоанализе.

Поочередно дарят друг другу пожелания

Дети проанализировали и дали оценку результатов своей деятельности и своих друзей.

Закреплено умение доброжелательного общения друг с другом.

Урок 
чтения во 2-м классе.

Тема: В.П. Катаев
«Цветик-семицветик»

Цели:

Познакомить
с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.

Способствовать
формированию функциональной грамотности учащихся.

Совершенствовать
читательский опыт, расширять читательский кругозор.

Формировать
навыки работы с книгой.

Продолжить
работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и
отзывчивости.

Оборудование:

портрет
В.П.Катаева

выставка
книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных
изданий

большая
аппликация “Цветик-семицветик”

аппликация
“Цветик-семицветик” с одним лепестком каждому ученику

плакаты
с пословицами

Ход
урока:

1.Организационный
момент

Сегодня нас ждет
увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась – путешествие, но путешествие
не обычное, а по страницам книги.
 

-Как
можно путешествовать по книге?

— Нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Книги — наши верные
и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами. Стоит только
захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и родным просторам,
расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.

. Мне лишь остается
добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином
и внимательным читателем. Аккуратно обращаться с книгой.

3.Работа над жанром.

Беседа
с учащимися
 


какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках?(рассказ. басня, стихотворение,
сказка)


Сказка — один из самых популярных жанров устного народного творчества . В
сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как
нам известно, добро всегда побеждает зло.

— На
какие группы по авторам можно разделить все сказки?(авторские и народные)

— Давайте попробуем
вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись
народные сказки? 

(Народные сказки
назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из
поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного
автора). 

— Ребята,
давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются
сказки? 

( Правильно,
ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в
некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво
пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!) 

— Все сказки
делятся на три большие группы. Давайте назовем их. 

( Волшебные
сказки, бытовые сказки и сказки о животных). 

— Ребята, как вы
думаете. Почему сказки поделили именно на три группы? 

(В сказках о
животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки
благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках
часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или,
наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как
жадность, глупость и т.д.) 

Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда
несет собой мудрую мысль.

ФИЗМИНУТКА

2.Сообщение о писателе

Катаев Валентин Петрович

Когда вы были маленькими мамы и бабушки читали вам сказку о
чудесном и загадочном цветке который исполняет желания. И сегодня мы узнаем кто
же написал для вас сказку «Цветик -семицветик» и ещё несколько
прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.

Повесить портрет писателя, его домик и цветы.

Валентин  Петрович Катаев родился   в городе Одессе, в семье
учителя Пет­ра Васильевича Катаева. Его отец  был очень образованным человеком
учился на историко-филологическом факультете в Ново­российском университете,
который окончил с серебряной медалью.

Мать, Евгения Ивановна Ка­таева, была дочерью  гене­рал-майора. Она
обладала неза­урядными музыкальными способно­стями.

Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся
литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая,
постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили
классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у
отца, постепенно передавался сыновьям.

Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое
доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира,
наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»

Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет
у него стали появляться склонности к написанию стихов — о природе. Некоторые
стихи печатались в одесских газетах.

Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет .

В 17 лет Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие
решающее влияние на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них
— встреча с писателем Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался
мастерству: «умению описывать вещи, видеть, слышать, нюхать,
осязать», — вспоминает В.Катаев.

В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое
время исполнял обязанности командира батареи во время боев. Вскоре Валентина
Катаева отозвали из армии.

В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева .Он
переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.

В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён
Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.

Началась
Великая отечественная война ,В.Катаев оказался на полях сражений

Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести:
самый знаменитый у подростков рассказ
 «Сын полка», о судьбе
мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.

Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал
прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них
показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между
родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на
их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что — то новое. Ведь сам
Валентин Петрович очень рано остался без матери.

Валентин Катаев автор сказок:

«Дудочка
и кувшинчик» (1940),

«Цветик —
семицветик» (1940),

«Жемчужина»
(1945),

«Пень»
(1945),

«Голубок»
(1949).

4.Обсуждение,
анализ содержания сказки.
 


сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик —
семицветик», написанным в жанре литературной сказки. 

—  Перед
вами как книжная выставка. представленные на ней иллюстрации,являются обложками
 книги “Цветик – семицветик”. Только изданы эти книги в разное время и
иллюстрированы разными художниками. 

— Ребята,
давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки?

В
тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:

словарная
работа

Черепки- обломокосколок какого-нибудь битого глиняного, изделия от горшка одни остались черепки.

одна-одинёшенька-
нет друзей

тяпа-растяпа- рассеянный человек,

драчун- тот, ко любит драться, часто дерётся 

самокат-
простое колёсное 
транспортное средство, оборудованное рулём,
приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения

салки
— то же, что 
пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать
мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой

заветная-  а) Особо ценимый, хранимый,
оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный,
самый …

папанинцы-  Героические исследователи
Арктики.  (По имени И.Д.Папанина, вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и
Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф
(означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.

зевать
по сторонам-
Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством;
глазеть. 

Работа
над содержанием

— Открываем
учебник, страница 95


Ребята, вы прочитали  сказку «Цветик-семицветик».

-Докажите
что это сказка?

(весьма
необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять
желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на
восток…» и др.). 

-Понравилась
вам сказка? Чем именно?


Почему сказка  называется “Цветик-семицветик”? (Ответы детей)

-У:
Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?
(— Я думала, что Женя тратит
лепестки только ради себя и не думает, что можно кому-то помочь.Я думал о том,
почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких
людей очень много.)

Физминутка

Отвечаем
на вопросы, ответы на них зачитываем из самого текста.

— Почему Женя
заплакала, возвращаясь из магазина? 

-Как
у неё оказался «Цветик-семицветик»?

— На что похож
«Цветик-семицветик»? (на ромашку)

— Каким
волшебным свойством он обладал? 

— На какое
желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета?(Жёлтый;  Чтобы
я была дома с баранками)

 -А
второй? Какого цвета оно был?(Красный; Чтобы мамина вазочка сделалась целая)

— На
 какое желание потратила Женя третий лепесток? Какого цвета?(Синий;чтобы я
сейчас же была на северном полюсе);


На  какое желание потратила Женя четвёртый лепесток? Какого цвета?(зелёный;
чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе);


На  какое желание потратила Женя пятый лепесток? Какого цвета?(оранжевый; чтобы
все игрушки, какие есть на свете ,были мои);


На  какое желание потратила Женя шестой  лепесток? Какого цвета?(фиолетовый;
чтобы все игрушки поскорей убирались обратно в магазин);

— Какие
свои желания исполнила Женя?
(У нее все желания были несерьезные,
необдуманные, скоропалительные. От исполнения желаний она не получала
удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.)

И
вот Женя увидела, что остался один — единственный лепесток. Ребята! Сколько же
лепестков Женя истратила? (6)  О чём же задумалась Женя? (можно
велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное не надо торопиться)

—  Как
вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?( Желания
исполнились, а ей было грустно.)

Что
же произошло?(
И
вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не
встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима
чья-то помощь.)

— А
понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? (Да, действительно, она
была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она
единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя
впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)


Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя? 

— На какое
желание был потрачен последний лепесток? 

— Почему
она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?
(Ей было жаль его.)

—  Пожалела
Женя, что потратила последний лепесток?(голубой; чтобы Витя был здоров)

—  Как
вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для
спасения мальчика.  Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)

—  Как
вы оцениваете поступок Жени?
(Она поступила правильно. Потому , что
она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)

Обобщение

— Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о
других людях)

—  Какую
же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны
научиться?
( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться
видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно,
постараться помочь им, как это сделала Женя).

5.Работа
с пословицами

А
сейчас посмотрим на доску. На ней написаны 3 пословицы.

Делу
время, потехе час.

Жизнь
дана на добрые дела.

Дело
мастера боится.


Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки 
(“Жизнь дана на добрые дела”).

— А
что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?


А  кто из вас делает добрые дела?


Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы
делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на
помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой
стороне моего цветика –семицветика свой цветик-семицветик  и ответить на
вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он
какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите,
пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма — тихая музыка, под
которую дети рисуют.

Восстанови
порядок

На
доске иллюстрации к сказке.

Перепутались
фрагменты сказки. Расположите их по порядку

6.Итог


чём мы сегодня говорили на уроке?

-Ребята,
вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана на
добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и
совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем
гордиться!

-Оценки

7.Домашняя работа

Викторина по сказке

8.КРОССВОРД

Задание: «Назвать
сказки, в названии которых встречается какой –либо цвет, и показать
соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная Шапочка»,
«СераяШейка», «Курочка Ряба», «Синяя борода»,
«Аленький цветочек», «Петушок – золотойгребешок», «Волшебник Изумрудного города».)

Рябой- покрытый , рябью; пёстрый 

Изумрудного-
оттенок зелёного цвета

Слайд 1

Анализ сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Текст слайда:

Анализ сказки В. Катаева
«Цветик-семицветик»


Слайд 2

Валентин Петрович Катаев

Текст слайда:

Валентин Петрович Катаев


Слайд 3

1. Занятие предназначено для работы с детьми 6-7 лет.2. Актуальность. Сказка учит детей добру, взаимовыручке, помогать друг другу.

Текст слайда:

1. Занятие предназначено для работы с детьми 6-7 лет.
2. Актуальность.
Сказка учит детей добру, взаимовыручке, помогать друг другу. Помогает детям понять, почему нужно помочь сперва мальчику, а потом думать о своих желаниях. На таких примерах дети познают сострадание, сопереживание к другим. И будут относиться к слабым в детском саду или во дворе не со злобой, а как к нормальному человеку, которому нужна поддержка.
Эта сказка помогает детям понять, что если жизнь дает нам шанс, использовать его нужно разумно, во благо себе и другим. Главная мысль сказки Цветик-семицветик обязательно заставит задуматься каждого над жизненными приоритетами, не только детей, но и их родителей. Она помогает понять, что стремиться только к материальным ценностям и личной выгоде, значит лишать себя чего-то большего, духовного. И после прочтения сказки, задумайтесь, какое заветное желание попросите вы у цветика-семицветика?


Слайд 4

3. Цель:- подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить

Текст слайда:

3. Цель:
— подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки;


Слайд 5

  Задачи:Развивать наглядно-образное представление способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения;Закрепить знания цветовой гаммы,

Текст слайда:

 
Задачи:
Развивать наглядно-образное представление способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения;
Закрепить знания цветовой гаммы, последовательности цифр;
Упражнять в подборе синонимов, развивать связную речь, умение замечать изобразительно-выразительные средства;
Развивать логическое мышление и воображение, внимание, память,  мелкую моторику и координации движений пальцев рук,
Воспитывать умение преодолевать трудности, радоваться достигнутым успехам, вызвать положительный эмоциональный настрой, воспитывать доброжелательность.


Слайд 6

4. Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная продуктивная.Материал к занятию: лента с нарисованными кадрами, мяч.Предварительная работа: во время

Текст слайда:

4. Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная продуктивная.
Материал к занятию: лента с нарисованными кадрами, мяч.
Предварительная работа: во время свободной деятельности: чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик», рассматривание иллюстраций и беседа по ним, чтение в детской энциклопедии о северном полюсе и полярниках;
На занятиях: рисование цветика- семицветика и главной героини.


Слайд 7

Работа со словарём:Цветик- семицветик - волшебный помощник девочки Жени, который исполнил семь её желаний.Досада – обида, недовольство.Лепесток-

Текст слайда:

Работа со словарём:

Цветик- семицветик — волшебный помощник девочки Жени, который исполнил семь её желаний.
Досада – обида, недовольство.
Лепесток- часть цветка , обычно яркоокрашенная
Полюс – район земного шара с самыми низкими температурами воздуха.
Полярник – исследователь полярных стран.


Слайд 8

Пословицы и поговорки о дружбе доброте:Для милого дружка и серёжка из ушка.Друзья познаются в беде.Доброе братство милее

Текст слайда:

Пословицы и поговорки о дружбе доброте:

Для милого дружка и серёжка из ушка.
Друзья познаются в беде.
Доброе братство милее богатства.
Жизнь дана на добрые дела.
Добра желаешь – добро делай.
Не бросай друга в несчастье.
Добро не лихо – ходит тихо.
Хороший друг всегда приходит вовремя.
Не имей сто рублей , а имей сто друзей.


Слайд 9

3. Краткий пересказ.Вспомним, что произошло с девочкой Женей. (Дети констатируют все события).

Текст слайда:

3. Краткий пересказ.
Вспомним, что произошло с девочкой Женей. (Дети констатируют все события).


Слайд 10

Давай вспомним волшебные слова:

Текст слайда:

Давай вспомним волшебные слова:


Слайд 11

4. Анализ поступков и целей.А)- Что хорошее в 1-м кадре? Почему? Что плохое? Почему?

Текст слайда:

4. Анализ поступков и целей.
А)- Что хорошее в 1-м кадре? Почему? Что плохое? Почему?


Слайд 12

Б) Расскажите поподробнее, что произошло с девочкой во втором кадре?- Что здесь хорошее? Что плохое? -Вспомните, как сказал автор

Текст слайда:

Б) Расскажите поподробнее, что произошло с девочкой во втором кадре?
— Что здесь хорошее? Что плохое?
-Вспомните, как сказал автор о Жене, что она делала, идя, домой? Объясните это выражение.


Слайд 13

В) – Что плохое произошло в 3-м кадре? Что хорошее?- Почему Женя решила «спасти» мамину любимую вазу?- Какая девочка

Текст слайда:

В) – Что плохое произошло в 3-м кадре? Что хорошее?
— Почему Женя решила «спасти» мамину любимую вазу?
— Какая девочка здесь?


Слайд 14

Игра «Скажи по-другому»Дети стоят в кругу, воспитатель называет фразеологизм, а дети подбирают синоним. (Бок о бок, чесать языком,

Текст слайда:

Игра «Скажи по-другому»
Дети стоят в кругу, воспитатель называет фразеологизм, а дети подбирают синоним. (Бок о бок, чесать языком, вешать нос, водить за нос, спустя рукава, несоло нахлебавши, заячья душа).


Слайд 15

Прием эмпатии.Станьте свободно на коврике и покажите, как Женя тряслась от холода, а теперь, как она испугалась

Текст слайда:

Прием эмпатии.
Станьте свободно на коврике и покажите, как Женя тряслась от холода, а теперь, как она испугалась медведей. А сейчас покажите, как Женя боится и трясется от холода.


Слайд 16

Понравилась тебе сказка?

Текст слайда:

Понравилась тебе сказка?
Чему она тебя научила?


Слайд 18

Спасибо за внимание

Текст слайда:

Спасибо за внимание


  • Пословицы к сказке два брата лев николаевич толстой 3 класс
  • Пословицы к сказке каша из топора 2 класс
  • Пословицы к сказке крошечка хаврошечка
  • Пословицы к сказке лиса и медведь
  • Пословицы к сказке болтливая птичка тайская народная сказка