Пословицы к рассказу детство суворова

Презентация на тему детство и юность александра васильевича суворова, из раздела: история. презентация в формате powerpoint pptx содержит 12 слайдов,

Презентация на тему Детство и юность Александра Васильевича Суворова, из раздела: История.  Презентация в формате PowerPoint (pptx) содержит 12 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Материал можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них. Все права принадлежат авторам презентаций.

Слайд 1

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся« Портфолио»Автор работы:

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся

« Портфолио»

Автор работы: Макаров Александр, 6 класс

Образовательное учреждение: ГОУ КШИ №7,
«Московский казачий кадетский
корпус имени М.А.Шолохова»

Руководитель: Ушанова Елена Александровна,
заведующая библиотекой
МсККК имени М.А.Шолохова

2009 / 2010

Детство и юность
Александра Васильевича Суворова


Слайд 2

Александр ВасильевичСуворов великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной

Александр Васильевич

Суворов

великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере, один из основоположников русского военного искусства, князь Российской империи с титулом князя Италийского (1799), граф Российской империи с наименованием Суворов — Рымникский и Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал — фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов.

1729—1800


Слайд 3

посвящается 280-летию со дня рождения великого русского полководца Александр Макаровв библиотеке корпусаЦель работы: рассказать о

посвящается 280-летию со дня рождения великого русского полководца

Александр Макаров
в библиотеке корпуса

Цель работы:
рассказать о годах детства и юности
Александра Васильевича Суворова.

Задачи :
познакомиться с биографией А.В.Суворова;
собрать материалы, содержащие информацию о годах детства и юности полководца;
подготовить компьютерную презентацию
«Детство и юность Александра Васильевича
Суворова».


Слайд 4

  О детстве А.В. Суворова известно немногое. Факты и легенды пере-плетаются, рождая

  О детстве А.В. Суворова известно немногое. Факты и легенды пере-плетаются, рождая историческую истину.
      Александр Васильевич Суворов родился 13 (24) ноября 1729 или 1730 года в семье военного. Интересно, что в своей единственной собственноручно написанной записке
Суворов пишет о дате рождения 1730 г.,
а в автобиографии пишет, что поступил
на службу в 15 лет и было это в 1742 году
 — то есть дата рождения — 1727 год.
Кроме этого, в записи полка от 25
октября 1742 г., в который поступал
Суворов, описано, что отроду ему 12 лет
и было это записано по словам самого
Суворова (то есть дата рождения —
1730 год). Назван Александром в честь
Александра Невского.

        Детство Суворова — это величественная легенда об упорном мальчике, преодолевающем все препятствия к достижению цели.

Иллюстрация к рассказу С.Т.Григорьева
«Детство Суворова».


Слайд 5

В детстве Суворов не славился задатками будущего богатыря, он рос хилым, болезненным ребёнком.

В детстве Суворов не славился задатками будущего богатыря, он рос хилым, болезненным ребёнком.
И Василий Иванович (отец) не прочил единственному сыну военную славу.
Суворов с детства мечтал стать военным. Но, когда сыну исполнилось 7 лет, его отец пришел к выводу, что в полк мальчика записывать нельзя из-за слабого здоровья.
Тогда Саша начал закаляться: каждое утро делал гимнастику, обливался водой из колодца, в любую погоду скакал по полям верхом на лошади.
Страсть к армейской службе сочеталась у юного Суворова со страстью к учёбе. Он не мыслил жизни без книг. По тогдашней дворянской традиции Суворова сызмальства учили иностранным языкам. Уже в юности он влюбился и в художественную литературу, полюбил поэзию, сам писал стихи.

Иллюстрация к рассказу С.Т.Григорьева
«Детство Суворова».


Слайд 6

А.В. Суворов. Миниатюра Ксавье де Местра Существует несколько вариантов легенды о встрече юного Суворова с

А.В. Суворов. Миниатюра Ксавье де Местра

Существует несколько вариантов легенды о встрече юного Суворова с генералом Ганнибалом, которую принято считать своеобразным благословением будущего полководца на военную службу Вот один из вариантов.
Приятель Василия Ивановича Суворова, питомец Петра Великого, генерал Ганнибал гостил в Покровской слободе, у Суворовых. Зайдя в комнату «Алексашки», он застал будущего полководца за чтением книги об осадах крепостей. Задав мальчику несколько вопросов, Ганнибал поразился его осведомлённости в военной науке, в географии, в политике. Он поспешил оставить мальчика наедине с его книгами: «У тебя здесь собеседники поумнее меня…» и убедил Василия Ивановича записать сына в гвардию.


Слайд 7

Александру Суворову уже было двенадцать лет, его сверстники уже получали очередные звания, не понюхав пороху…

Александру Суворову уже было двенадцать лет, его сверстники уже получали очередные звания, не понюхав пороху… Записавшись в Семёновский полк, Суворов продолжал домашнее образование, изучал Лейбница и Вольфа, развивал свои литературные способности. А в «Прошении недоросля Александра Суворова о зачислении на военную службу» 1742 года значились слова, определившие и судьбу Суворова, и судьбу всей нашей армии. Прошение адресовалось императрице Елизавете Петровне: «А имею я желание служить Вашему Императорскому Величеству в лейб-гвардии Семёновском полку и, дабы высочайшим Вашего Императорского Величества указом позволено было меня именованного определить в означенный Семёновский полк солдатом».


Слайд 8

В 1742 году был зачислен мушкетёром в лейб-гвардии Семёновский полк (чтобы начать положенную законом выслугу

В 1742 году был зачислен мушкетёром в лейб-гвардии Семёновский полк (чтобы начать положенную законом выслугу лет для офицерского чина), в котором в 1748 году начал действительную военную службу, постепенно повышаясь в звании. В Семёновском полку Суворов прослужил шесть с половиной лет.
    В армию Суворов поступил прекрасно образованным человеком со сформировавшимся мировоззрением. И в это время он продолжал своё обучение, как самостоятельно, так и посещая занятия в Сухопутном шляхетском кадетском
корпусе, изучил несколько
иностранных языков.
Службу нес весьма ретиво, закалил
свое здоровье, отлично переносил
усталость и всякие лишения.
В 1754 году получил первый
чин поручика и был назначен в
Ингерманландский пехотный полк.


Слайд 9

Суворов был первым человеком, в честь которого в России был основан мемориальный музей,

Суворов был первым человеком, в честь которого в России был основан мемориальный музей, в Санкт-Петербурге в 1900 году, к столетней годовщине со дня смерти полководца. Торжественно открыт четырьмя годами позже, 13 (26) ноября 1904 года к 175-й годовщине со дня рождения Суворова, при участии императора Николая II.

Мемориальный музей Суворова

В память о Суворове


Слайд 10

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 21 августа1943созданы суворовские военные училища.И каждый дал себе Обет

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)
21 августа1943созданы суворовские военные училища.

И каждый дал себе
Обет суровый
Быть преданным
Отечеству бойцом
Нам Александр
Васильевич Суворов
Был знаменем
Иконой и отцом!

Два принципа — равнение на Суворова и развитие суворовских традиций — были положены в основу воспитания будущих офицеров в Суворовских училищах.


Слайд 11

В период Великой Отечественной войны 29 июля 1942 Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждён военный

В период Великой Отечественной войны 29 июля 1942
Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждён
военный Орден Суворова трёх степеней. Состоялось свыше семи тысяч награждений этим орденом.


Слайд 12

Используемые ресурсы1. Компьютер Microsoft Power Point

Используемые ресурсы
1. Компьютер Microsoft Power Point 2003
2. Компьютерные программы: Microsoft Word,
Microsoft Power Point

Информационные источники
1. Крутогоров Ю.А. Александр Васильевич Суворов. М.: Белый город, 2003. — 48с.
2. Михайлов О.Н. Суворов: Исторический роман.- М.: ИТРК, 2003.
624с.,ил.
Ресурсы Интернета сайты: http://ru/wikipedia;
http:// anquium.narod,ru;


Обновлено: 28.12.2021

кто в лес кто по дрова- Лебедь рак и щука Квартет
. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Стрекоза и муравей
2. Ученье — свет, а не учёные- тьма.- Ворона и лисица
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.- Лебедь рак и щука
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй- Стрекоза и муравей
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.- Чиж и голубь
«Никто за язык не тянет»-Лиса и журавль
У кого в чем счастье, а у свиньи в корыте.
Посади свинью за стол, она и ноги на стол.- Свинья под дубом

Альтика Тк

Волк и Ягнёнок
У сильного всегда бессильный виноват.
* * *
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Орёл и Куры
Орлам случается и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться!
Щука и Кот
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
Петух и Жемчужное Зерно
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное Зерно.
* * *
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
Обоз
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Слон на воеводстве
Кто знатен и силён,
Да не умён,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
Пушки и Паруса
Держава всякая сильна,
Когда устроены в ней все премудро части.
Заяц на ловле
Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
Скупой и Курица
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Волк и Журавль
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Обезьяна
Как хочешь ты трудись,
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
* * *
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан — и ну над ним возиться!
* * *
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.
Гуси
Да наши предки Рим спасли!
* * *
Оставьте предков вы в покое:
Им поделом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое.
Слон и Моська
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас.
* * *
Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!
Лев и Комар
Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги:
Так слишком на свою ты силу не надейся!
Прохожие и Собаки
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
Пустынник и Медведь
Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за неё не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Бумажный Змей
Напрасно о себе ты много так мечтаешь!
Хоть высоко, но ты на привязи летаешь.

на чужой платок не разевай роток
это про ворону и сыр

Юлия Максимова

Ай моська — знать она сильна, коль лает на слона!

Александр Мишкин

Здравствуйте, я может вам помогу.)
Эти пословицы к басне И. А. Крылова «Квартет»
1. Не место красит человека, а человек красит место.
2. Хлеб-соль-взаимное дело
3. Не пори, коли шить не умеешь
4. Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетёшь
5. Без труда и не выловишь рыбку из пруда
(извините, фото не удалось вставить, но вы можете найти интересные фотографии по следующим сылкам- ОЙ БЛИН, НЕ МОГУ СЫЛКИ ОСТАВИТЬ ПРОСТИТЕ, ОК?
спасибо было приятно рыботать)

Светлана Иванова

Почему басни И. А. Крылова не теряют своей актуальности

Произведения замечательного русского баснописца И. А. Крылова имеют всемирную известность. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Что же является причиной такой удивительной живучести этих коротких стихотворных историй? Гоголь не зря называл басни Крылова «книгой мудрости самого народа», ведь в них отразились те человеческие качества, которые сами люди воспринимают как пороки и недостатки и всеми способами стараются искоренить. Звери и вещи, говорящие понятным нам языком, обладающие характерами, которые мы с легкостью можем заметить у наших знакомых и окружающих, помогают нам критически взглянуть на самих себя, стать честнее, добрее, трудолюбивее. Однако зло всегда очень живуче, поэтому и сегодня мы смеется над лицемерием, скупостью, тунеядством, изворотливостью, глупостью, мастерски показанными автором в своих произведениях еще 150—200 лет назад. Вторая причина «долгожительства» басен — меткий, точный и яркий язык поэта. Вот почему запоминаются его произведения безо всякого труда, вот почему многие строки из басен Крылова стали афоризмами, которые мы и сегодня используем в повседневной жизни. Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости. А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость. Например, в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А «Волк и Ягненок» — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: «У сильного всегда бессильный виноват».
Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица». В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни «Волк на псарне» мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. Благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: «А Васька слушает да ест», «А вы, друзья, как не садитесь,

Наталья Саливончик

У сильного всегда бессильный виноват. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать . Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облак не подняться! Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное Зерно. Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже. Кто знатен и силён, Да не умён, Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

Сергей Безносенко

кто в лес кто по дрова-Лебедь рак и щука

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Лебедь рак и щука

слон и моська-Молодец среди овец, а не молодца — и сам овца слон и моська
По себе не судят.
Где родился, там и сгодился. _
Как аукнется, так и откликнется.
Не пори, когда шить не умеешь.
Не рой другому яму, сам в нее попадёшь

Альберт Ломанов

вот моя помощь эти пословицы к басне «стрекоза и муравей»
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Много захочешь, мало получишь.
Делу время – потехе час.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без беды друга не узнаешь.
Век живи, век учись.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Пришла зима — не отвертишься.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Зима даст ума.
Зимой всяк рад тулупу до пят.
Тужит тот по лету, у кого шубы нету.
Лето — припасиха, зима — подбериха.
Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься

Басня «Комар и Лев»

Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!»

И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился. Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Следующая пословица

На данной странице собраны интересные пословицы к басням Толстого, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Злому злое,а доброму доброе.

Мораль басни Толстого «Комар и Лев»

Мораль басни «Комар и Лев» не прописана автором, но легко читается в поведении главных героев, а состоит она в том, что каждый имеет столько истинной силы, на сколько хватает его ума, поэтому одержавшие победу должны быть еще и мудры в восклицаниях о ней, иначе рискуют оказаться на месте поверженного.

Пословицы к басне мужик и водяной

На данной странице собраны интересные пословицы к басне мужик и водяной, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне лебедь рак и щука

На данной странице собраны интересные пословицы к басне лебедь рак и щука, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне чиж и голубь

На данной странице собраны интересные пословицы к басне чиж и голубь, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне стрекоза и муравей

На данной странице собраны интересные пословицы к басне стрекоза и муравей, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Следующая пословица

Басня Толстого «Комар и Лев» раскрывает суть извечной темы споров и пересудов по поводу того, кто сильнее, важнее и лучше. Это еще одно подтверждение мысли о том, что всяческие недальновидные «выскочки» и «воображалы», демонстрирующие свое ложное превосходство над кем-либо, терпят поражение, пришедшее подобно бумерангу, на своей же территории амбиций и хвастовства.

Пословицы к басне мышь и крыса

На данной странице собраны интересные пословицы к басне мышь и крыса, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Страшнее кошки зверя нет.

Пословицы к басне лев и лисица

На данной странице собраны интересные пословицы к басне лев и лисица, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

На хитреца простаки падки.

Пословицы к басне кукушка и петух

На данной странице собраны интересные пословицы к басне кукушка и петух, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне зайцы и лягушки

На данной странице собраны интересные пословицы к басне зайцы и лягушки, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне зеркало и обезьяна

На данной странице собраны интересные пословицы к басне зеркало и обезьяна, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Анализ басни «Комар и Лев»

Толстой в басне «Комар и Лев» представил на суд читателям трех персонажей: Льва (символ мудрости и силы), Комара (образ назойливости и глупой навязчивости) и Паука (вершителя справедливости). Сквозь призму каждого из них Лев Николаевич хотел показать, как по-разному могут вести себя люди в одной и той же ситуации и как часто выбранное поведение является решающим.

К примеру, люди-Комары в любой ситуации пытаются «накрыться с головой одеялом» власти и всеправия. Однако все их действия, начиная от манеры поведения и заканчивая принятыми серьезными решениями, увешаны лишь искусственной шумихой и «мишурой», поэтому ничего кроме разочарования и крушения надежд они не несут.

«Толстовские» Львы – люди, которые вроде и сильны, и не глупы, но из-за своей где-то нерасторопности, где-то чрезмерного внимания к окружающим мелочам и мешающим спокойному существованию эмоциям, потраченным на несерьезных соперников, выбивают из строя в первую очередь самого себя.

А вот люди-Пауки – это терпеливые стратеги, всегда побеждающие на чужой излишней эмоциональности и безрассудстве.

Пословицы к басне ворона и лисица

На данной странице собраны интересные пословицы к басне ворона и лисица, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Следующая пословица

Басня Толстого «Комар и Лев» раскрывает суть извечной темы споров и пересудов по поводу того, кто сильнее, важнее и лучше. Это еще одно подтверждение мысли о том, что всяческие недальновидные «выскочки» и «воображалы», демонстрирующие свое ложное превосходство над кем-либо, терпят поражение, пришедшее подобно бумерангу, на своей же территории амбиций и хвастовства. Басня «Комар и Лев» Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился. Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Мораль басни Толстого «Комар и Лев».

==================================
Мораль басни «Комар и Лев» не прописана автором, но легко читается в поведении главных героев, а состоит она в том, что каждый имеет столько истинной силы, на сколько хватает его ума, поэтому одержавшие победу должны быть еще и мудры в восклицаниях о ней, иначе рискуют оказаться на месте поверженного.

Наталья Королева

Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги:
Так слишком на свою ты силу не надейся!

Пословицы к басне лисица и виноград

На данной странице собраны интересные пословицы к басне лисица и виноград, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне осел и соловей

На данной странице собраны интересные пословицы к басне осел и соловей, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне мартышка и очки

На данной странице собраны интересные пословицы к басне мартышка и очки, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы из сказок и басен

На данной странице собраны интересные пословицы из сказок и басен, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

На нет и суда нет.

Читайте также:

      

  • Пчела мала да и та работает значение пословицы
  •   

  • Какие пословицы зашифрованы корм а порт
  •   

  • Поговорка надежда мать дураков
  •   

  • Пословица к сказке горшок
  •   

  • Пословицы к рассказу рыцарь

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина

Задачи урока:

1.  Познакомить детей с рассказом Чарушина. Раскрыть его идейное содержание.        

2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.

3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .

4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, анализировать  делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.

Ход урока

1. Организационный момент.

  — Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Улыбнитесь    друг другу,  пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.

— Для чего нам нужны уроки чтения?  (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с  новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому, что говорит автор произведения.)

Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает». С человеком, который много читает интересно общаться.

2. Постановка темы и цели урока

— Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)

— А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)

— А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

-Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя). Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Слайд 3

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

На экране запись: (Слайд 3)

Тема… (Евгений Иванович Чарушин).

 Познакомиться… (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

 Учиться правильно… (и выразительно читать его произведение ).

 Проанализировать… (новое произведение).

— А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)(Слайд 4)

Евгений Иванович Чарушин родился  много лет назад в старинном городе Вятке. Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями  он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Он говорил об этом так:

«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

—  И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – конечно, художником-анималистом.

— Кто такой художник — анималист? (Он рисует животных)

Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке.

Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №5-6 -7с  рисунками Е. И. Чарушина)

3.Изучение нового материала.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. (Слайд 8)

— Откройте учебники на стр.136. Прочитайте название произведения.

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

 Скажите, когда и почему бывает страшно?

 Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

— Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.

 (Предположения детей)

—  Проверим, верны ли ваши предположения — прочитаем текст произведения.

Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.

Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд 9-10)

Объясните лексическое значение слов.

(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)

Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем  целыми словами)

ма-лень-кий

стем-не-ло

по-стель-ки

лю-до-е-дов

кро-ко-ди-лов

бро-сит-ся

за-кры-лись

при-жа-лись

рас-ска-за-ли

дёр-га-ет-ся

блюд-це

Первичное чтение.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения  каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)

— Как звали мальчиков?

— Где они жили?

— Почему мальчики остались одни?

 — Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)

— Что может случиться дальше?

б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)

— Почему мальчикам было страшно?

— Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?

— Что может произойти дальше?

в) Чтение до конца рассказа.

— Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?

( удивление, радость, восторг)

Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

Определите жанр произведения?

СЛАЙД 14

РАССКАЗ:

1) повествовательное произведение небольшого размера;

2) словесное изложение каких-нибудь событий.

                                                     (по С. И. Ожегову)

Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.

Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.

— Понравился вам рассказ?

Вопросы после прочтения:

— Соответствует ли название рассказа его содержанию?

— Кто испугал ребят?  Сравним, оправдался наш прогноз?

— Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)

-Что вы знаете о еже?

Слово учителя о еже.

СЛАЙД  15

Ёж – маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в зимней спячке.

Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

Физкультминутка. (Слайд 16)

Хитрый ёжик-чудачок                        

 Сшил колючий пиджачок:                (делают вид, что шьют)

 Сто булавок на груди,                        (повороты туловища)

 Сто иголок позади.                        (наклоны влево — вправо)

 Ходит ёж в саду по травке,                

 Натыкает на булавки                        (шаг)

 Грушу, сливу — всякий плод,                

 Что под деревом найдёт,                (приседания)

 И с подарочком богатым

 Возвращается к ежатам.                (прыжки)

Повторное чтение рассказа

1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением

— Найдите ответ на вопрос  — где произошла история, о которой говорится в рассказе ?

— Что узнали о мальчиках?

2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( Прочитайте этот отрывок по ролям)

– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)

— Что больше всего испугало ребят? ( шаги)

— Как они чувствовали себя под одеялом?

3) Чтение последней части цепочкой.

— Кто испугал ребят?

— Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

— Почему ёж свернулся шариком? (Почувствовал опасность)

— Где настоящий дом ежа?

— Почему ёжик не ушел потом в лес? 

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

— Что вы здесь видите?

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

— А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери  неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

— Всегда ли фантазии, которые возникают в темноте, совпадают с реальностью? Случилась бы такая история с ребятами, если был бы день?

А что случилось с тем, кого напугались ребята? На самом деле кому было так страшно?

Так чего же на самом деле напугались ребята? (Своих фантазий)

Что нужно сделать, чтобы не бояться? (сначала выяснить причину страха)

Какой мы сделаем вывод? (со своими страхами нужно бороться)

— Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх. Это были маленькие дети. У русского народа даже  есть много пословиц о страхе.

Подберите пословицы к прочитанному рассказу.

Работа с пословицами.  Работа в группах.   (3 минуты)

Задание для каждой группы одинаковое.

-Повторим правила работы в группе (Слайд  17)

— Чья группа быстрее соберёт пословицы? (Слайд  18)

Трус и куста боится.

Трусливому зайцу и пень волк.

У страха глаза велики.

— Какая  пословица больше всего подходит к нашему рассказу?

— Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали важное открытие. Мы научились бороться с некоторыми страхами.

— А как вы думаете, нужно ли человеку чувство страха? (Страх помогает воспитать осторожность, способность находить быстрые решения, даёт возможность человеку выжить в трудных условиях)

— Скажите в форме одного предложения, о чём это произведение, используя следующую запись.

Запись на экране: “Это произведение о том, как Ш…  и  П…    и…     е…” (Слайд 19)

Работа в рабочей тетради стр.45 зад.1 — самостоятельно

Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?

 (Не нужно бояться неизвестного. )

Выполнение теста самостоятельно. (слайд 20)

— Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест. Вспомните события рассказа. Если событие из рассказа верное -нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие — МИНУС.

(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)

Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

 1

Мальчиков звали Шура и Петя.

2

Без мамы и папы дети не ложились спать.

3

В темноте шуршала мышка.

4

От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5

В углу свернулся шариком ёжик.

6

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7

Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Самопроверка с доски. (!, +, -)

VIII. Домашнее задание. ( Слайд 21) (2 минуты)

Одно из заданий по желанию:

  1. Прочитайте рассказ стр.136-138
  2. Подготовьте чтение по ролям.
  3. Нарисуйте рисунок к рассказу.

Рефлексия (3 минуты)

Составление синквейна в парах

А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне, над которым будете работать в парах.

 — Что такое синквейн? (Пятистрочный стих)

— По какому правилу он составляется? (Слайд 23)

Ёжик.

Маленький, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёж испугал мальчиков топотом.

Зверёк

Проверка с экрана

Итог урока (слайд 24)

– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.

  • Пословицы к рассказу живая шляпа
  • Пословицы из сказок пушкина
  • Пословицы и поговорки к сказке финист ясный сокол
  • Пословицы и рассказы к ним
  • Пословицы из русских народных сказок с названием сказки