Пословицы к рассказу чук и гек

Задачи: образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия стыд и совесть;

Задачи: Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести,

как одно из морально-этических

ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние

персонажа, рассказывать о его действиях,

выражать к ним свое отношение

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества

 личности: совесть, дружелюбие,

отзывчивость

Тема: Аркадий Петрович Гайдар « Совесть».
( урок обучения чтению нового текста) Слайд 1
Цели: Обучающая 
  — продолжить формирование и совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного

чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение работать с текстом;
  — обучать умению поиска информации в компьютере;
  Развивающая
— обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
  повысить интерес к чтению;
— развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
  культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Воспитательная
— продолжать воспитывать доброту, уважение к окружающим;

 формирование гражданской ответственности и правового самосознания.

Оборудование: презентация

Ход урока:
I. Организационный момент 
 

Слайд 2

  Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

— Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного

писателя Аркадия Петровича Гайдара.
На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Готовясь к этому

уроку, я много информации взяла из интернета, так как в нашем учебнике, кроме текста больше

ничего нет по нашей теме. А что такое интернет? (Это мировая компьютерная сеть, где можно найти

всю интересующую вас информацию). Весь найденный материал я собрала в папку, с которой вы

будете работать на протяжении всего урока.

II. Рефлексивно-мотивационный момент.
— А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске. 

Слайд 3

СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ
— Что это за слова? (вежливые, волшебные)
— Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
— Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
— Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)

III. Постановка учебной задачи.
  а) — Сейчас я прочитаю вам сказку Г. Юдина «Свинья в гостях».
А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным? 

Слайд 4

Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть

постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
 Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый,

а себе – сосисок нажарила с салом.
 Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего

собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
 Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.  

б ) Анализ прочитанного по вопросам.
— Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной?

(Не культурная, не воспитанная).
— Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
— Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
— Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
— А что такое совесть?(???)
— Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
Что такое совесть? — Это и есть главный вопрос нашего урока. 

Слайд 5

— Какого человека считают бессовестным?
— А совестливым?
Физминутка.
— Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
— Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста.
Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.

в) — Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным

вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». 

Слайд 6 

Это слово связано:
— с растениями
— с животными
— с игрушками
— с человеком
Это слово можно:
— подержать в руках
— изготовить
— потрогать
— почувствовать 

— Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 
— Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает?

(ответы детей).
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». 

Слайд 7

IV. Способы решения учебной задачи.

1. Словарная работа. 

Слайд 8

— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова

записаны на доске):
вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила), 
до-бро-душ-ный (добрая душа),  
у-крад-кой (тихо, незаметно), 
бе-спо-щад-на-я (не жалеет),
до-вер-чи-вая (верят),
бол-та-ет-ся (ходит без причины),
на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела),
сме-кну-ла (догадалась).
— Как понимаете смысл этих слов?
2. Первичное чтение.
— Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает.
Учитель выразительно читает рассказ. 
3. Первичная проверка понимания.
— Поделитесь своим настроением.
— Понравился ли рассказ? Что именно?
— Кто главные герои рассказа?
— Кто из героев вам симпатичен? Почему?
— Кто нет? Докажите.
— Где происходит действие в этом рассказе?
— Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? 
— Каким представляете себе малыша? А Нину?
— Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник. 

Слайд 9

— Что вы видите на ней? Опишите.

Физминутка.

4. Подготовительная работа к чтению. 

Слайд 10

— В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать,

давайте потренируемся:
— Читаем по слогам,затем целыми словами.
при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась,  
на-ткну-лась, до-бро-душ-ный,
до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла,
за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный,
про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.

5. Чтение рассказа учащимися по цепочке.
— Молодцы!
6. Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте:
а) — Где и почему оказалась Нина в рабочее время?
б) — Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой?
в) — Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста.
г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша).
д) — Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит

к ней. Слайд 11
е) — С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!)
ж) — Как надо читать слова Нины? (Строго.)  
— А слова Малыша? (Удивленно, испуганно). 
— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
з) — Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) 
— Почему?
и) – Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?
к) — Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
л) – Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?
м) — Что она сделала? Прочитайте.
н) — Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).
о) — Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла

беспощадная совесть). 
— Это как? (Рассуждения детей).
п) — Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).
с) — Так что такое совесть? (Совесть это стыд).
— За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Слайд 12
Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
Компьютер. (папка – определение) Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение

по словарю и сравнивают со своим).
— Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).
— Что вы можете сказать о совести малыша?
— А о Нининой? 
Слышали ли вы от людей такие слова: 

Слайд 13

Компьютер. (папка – определение)
— Найдите и прочитайте, что они обозначают.
— Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 

Слайд  14

— Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!
Физминутка

— А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их,

разместив на ступеньках.
— Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение
к поступкам Нины. (После размышлений появляется схема на доске). Слайд 15
— Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо . )
— А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо )
-Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо )
— А каково ей было на душе? (Плохо )
— В каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа.

(Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
— Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо  и на душе у нее станет спокойно ). 
— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
— Почему? (Поняла, что сделала плохо).
V. Работа над пословицами: 

Слайд 16

Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.
5. Семеро одного не ждут.
— Объясни смысл пословицы.

VI.Обобщение по теме.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный?
— Чему он нас учит?
— Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
— Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались,

разбирали).
— А кто автор этого рассказа?
Компьютер. (папка — портрет)
Аркадий Петрович Гайдар. Слайд 17
— Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали

автора нашего рассказа «Совесть».
Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это был

а жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А

. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем

на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину.

В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в

партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.

— Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши

мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов

Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара:

Слайд 18

Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
«Горячий камень»
«Р.В.С.» 
И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.
— Вернемся к рассказу «Совесть».
— Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими

действиями и честно оцените себя.
(Чтение рассказа про себя).
VII. Рефлексия. Слайд 19
— Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.
• синий – вы позволяете себя обманывать,
• зелёный – допускаете иногда обман, 
• жёлтый – никогда никого не обманывали.
— Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).
IX. Итог урока
— Чем занимались на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что взяли полезного с урока для себя? 
  Понравился урок
Скучный урок
Познавательный урок
Надолго запомню
Не понравился
Многое извлек для себя
Спасибо за урок! Слайд 20

                    Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: формировать представления о мифах Древней Греции, обеспечить формирование читательских умений и навыков.

— обучение диалогической и монологической речи.

— формировать умения работы в группе, учить высказывать свою точку зрения и принимать точку зрения собеседника;      

      — продолжить развитие умения детей анализировать литературный текст, ориентироваться в его содержании; умения соотносить поступок героя с его мотивом, выражать своё отношение к герою, событиям; умения замечать слова ярко описывающие события, героя.

          — воспитывать внимательное отношение к слову; любовь к художественной литературе; уважение к общечеловеческим ценностям; будить в детях чувства, заставляющие переживать и сопереживать героям.

Оборудование: учебная презентация, толковые словари, листы самооценки, карточки для групповой работы.

Этап урока

Действия учителя

Действия

учеников

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

(2 мин)

Возможно есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко

Приветствуют гостей и улыбаются друг другу

Мотивация к учебной деятельности.

(3 мин)

Цель:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Скажите, пожалуйста, чем для России был знаменателен 2014 год?

— Какое мировое спортивное событие проводилось в г. Сочи?

— Как вы думаете, что такое Олимпийские игры?

— Где мы можем уточнить правильность ваших высказываний?

Рассуждают, отвечают на вопросы

— В толковом словаре.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать речь других.

2. Актуализация  опорных знаний.

(7 мин)

Цель:

— организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения

Работа со словарями.

— Ребята, кто из вас знает, где зародились Олимпийские игры?

— Некоторым ребятам было дано задание подобрать материал о Древней Греции и Олимпийских играх. Давайте дадим им слово.

Оценивание ребят.

Дети отвечают на вопросы.

Доклады учеников.

 Познавательные УУД:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3.Формулирование темы урока, постановка цели.

(5мин)

 Цель:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-постановка цели урока детьми с помощью учителя.

   Физминутка


Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.) 
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)

— Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы стать участниками Олимпийских игр?

— Предлагаю не терять времени даром.

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— Да, действительно, речь пойдёт о Древней Греции. Нам предстоит познакомиться с литературным наследием Древней Греции. Мы постараемся выяснить, кого в древности люди считали героями.

Определение темы урока.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

 Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД:

Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя.

4.Работа над новым материалом.

(10 мин)

Цель:

— реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— зафиксировать новые знания в речи;

— организовать 

устранение и фиксирование преодоления затруднения.

— Кто из вас знает героев Древней Греции?

— Сегодня будем говорить о Персее.

— В Аргосе жил царь, которому было предсказано, что он будет убит своим внуком. И когда его дочь Даная родила сына, назвали которого Персеем, царь велел заточить их в бочку и бросить в море. Но Данае с сыном удалось спастись. Их спас рыбак. Персей вырос высоким, сильным юношей.

— Откройте учебник на странице 190.Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?

— К какому литературному жанру относится это произведение?

— Как вы думаете, что такое миф? Какие ассоциации у вас возникают?

Работа со словарём.

— Кто автор мифа о Храбром Персее?

— Пришло время познакомиться с текстом. Возьмите карандаши и подчеркните в тексте слова, понятие которых вызвало у вас затруднение.

(Словарная работа)

Первичное чтение с прогнозированием.

 до с 191

—  Как вы думаете, что произойдёт дальше?

— Встретились ли слова, значение которых непонятно?

Чтение дальше до с192.

— Как вы думаете, о чём состоится разговор между Персеем и царём?

— Встретились слова, значение которых непонятно?

Чтение дальше до с194.

— Как вы думаете, что предпримет Персей?

-Вот так Персей смог одолеть Медузу Горгону. А до конца миф о Храбром Персее вы прочитаете дома.

Ответы детей.

Доброта    сказка

                  /

         Миф

        /          

боги       вымысел

Хорошо читающий ученик читает определение из словаря.

Миф – предание, сказание о богах, духах, обожествлённых героях.

Автора нет, значит написал народ. Может поэтому они нам так понятны и интересны.

Вельможа – знатный человек, приближённый царя.

Щит – старинное ручное вооружение.

Безумец – безрассудный человек. (устар)

Устные ответы детей.

Прогнозирование содержания текста.

Познавательные УУД:

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

Уметь работать по коллективно составленному плану.

5.Закрепление

(10мин)

Цель:

 организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Физминутка.

 Свеча.

         Взять узкую полоску бумаги, представив себе, что это свеча. Делать медленный выдох в её направлении. Выдыхаемая струя должна быть без резких колебаний. Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5 воображаемых свечей на выдохе. Вдох должен быть максимально глубоким.

                        «Проколотый мяч»

Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитировать свист воздуха из проколотого мяча.

Работа над содержанием.

 — Кто является главным героем мифа и каким вы его себе представляете?

С кем пришлось бороться храброму Персею?

— Какой она была? Составь её словесный портрет, используя слова из текста.

— Прочитайте что у вас получилось. Сравните наше описание с иллюстрацией к мультфильму. Подходит ли оно?

— Схватка была жаркой. Предлагаю отдохнуть.

— Почему несмотря ни на что Персей решил сразиться с Медузой Горгоной?

— Давайте посмотрим насколько вы были внимательны при чтении.  «Восстановите события.»

Проверка.

— Как вы думаете, что мы ещё можем сказать о Персее, если он один нашёл способ борьбы с Медузой Горгоной?

— Можно ли поступок Персея назвать подвигом? Почему?

Что же такое подвиг?

— Мы в начале урока сказали, что миф — это вымысел. Значит и герои в них вымышленные. А зачем тогда люди придумывали мифы?

Вывод.

Работа в парах.

Самооценка.

Работа в группах.

4. В городе случилась беда.

2. Трусливый царь.

1. Храбрый Персей узнаёт о колдунье.

5. Персей говорит с царём.

6. Персей побеждает Медузу Горгону.

3. Персей уходит от погони.

Высказывают свои предположения.

Высказывания детей.

Ответы детей.

Рассуждения и высказывания детей.

Коммуникативные УУД:

-Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;        

— слушать и понимать

речь других.

Регулятивные УУД:

— Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные результаты:

— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(5мин)

Цель:

— зафиксировать новое содержание урока;

 организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

— У вас на столах карточки с пословицами. Соедините части пословиц и подумайте, какая из пословиц наиболее точно соответствует этому мифу?

Проверка.

— Героев мифов мы встречаем не только в литературе, но и в искусстве. Именами мифических героев называют созвездия.

Выйди в ясную ночь и взгляни на небо, усыпанное яркими звёздами. Ты увидишь созвездие молодого Персея. В руке у Персея голова Медузы Горгоны, но не бойся смотреть на неё: она уже не может превратить тебя в камень.

— Рядом с Персеем ты увидишь его прекрасную жену Андромеду. Руки её подняты кверху, словно прикованы к скале. Тысячи лет люди смотрят на эти созвездия и вспоминают славного героя. А вот почему рядом с созвездием Персея находится созвездие Андромеды вы узнаете, прочитав миф дома до конца.

— Что на уроке вас удивило? Что было трудным? Что захотелось узнать?

Оценки за урок.

Работа в парах.

Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй.

Делятся впечатлениями об уроке.

Самооценка и взаимооценка с комментировани

ем.

Рефлексия.

  • Было трудно ……
  • Меня удивило то, что……
  • Мне захотелось узнать …..

Регулятивные УУД:

— Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные результаты:    — Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

7. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

(3мин)

Дочитать до конца с196-199;

— Создать обложку книги или диска о храбром Персее или придумать новую историю, используя слова, образованные от данных букв.

Задания по выбору

П –

Е –

Р –

С –

Е –

Й –

 На каждую букву придумай слова. Сочини продолжение мифа о Персее, используя эти слова.

Персонажи рассказа

В рассказе “Как я ловил человечков” Бориса Житкова только два героя — бабушка и мальчик, ее внук. Внук приезжает к бабушке и его воображение пленит игрушечный пароход на полке. Игрушку взять нельзя — бабушка это запрещает, но мальчик придумывает целую фантастическую историю с маленькими человечками и крошечными топорами. В итоге, мальчик не устоял перед искушением и разломал пароход. Что-то ему скажет бабушка?

Главные герои рассказа “Как я ловил человечков”:

  1. Мальчик-рассказчик. Фантазер и выдумщик, легкомысленный, нетерпеливый, непослушный. Обманывает бабушку, которая его любит и о нем заботится. Предает ее доверие, испытывает угрызения совести и страх перед наказанием. В общем обычный мальчик, иногда просто замечательный, иногда неслух и безобразник.
  2. Бабушка. Строгая, но и добрая. Любит внука, готова дать ему все, что тот пожелает, но только не пароход, который дорог ей как память о ком-то.

План для пересказа

По краткому содержанию «Как я ловил человечков» можно кратко составить план пересказа.

Он состоит из следующих пунктов:

  1. Приезд к бабушке.
  2. Поразительный кораблик.
  3. Бабушкин запрет.
  4. Судно завладело вниманием ребенка.
  5. Маленькие человечки.
  6. Ночник и наблюдение.
  7. Приманки из леденца и хлеба.
  8. Боря остался один.
  9. Взлом корабля.
  10. Человечков не оказалось.
  11. Стыд и огорчение.

Краткое содержание «Как я ловил человеков»

Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.

И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.

Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.

Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.

Основная мысль

Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.

Смысл финала книги «Как я ловил человечков»

Мальчик понял, что совершил непоправимое и бабушка сейчас все увидит. Ему и страшно и больно, он спрятался и плачет. Вошедшая же, увидев внука, подумала, что он очень болен, заволновалась и стала утешать дитя.

В душе она может даже корит себя, что оставила нездорового ребенка одного дома. Но что будет если она увидит пароходик?

Автор сознательно не пишет о дальнейших подробностях взаимоотношений родных людей, давая возможность читателю самому домыслить развязку. Все сводится к тому, что мальчик понесет наказание. И это справедливо. Ребят с раннего возраста нужно учить ответственности за свои поступки.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Очень краткое содержание «Как я ловил человеков»

Мальчик Боря, живя у бабушки, увидал у неё пароходик, очень похожий на настоящий, только маленький. Бабушке он был дорог, как память, и она не разрешала даже трогать его. Боря даёт честное слово, что даже не прикоснётся к нему. Но сам не мог оторвать от пароходика глаз и стал верить, что там живут маленькие человечки.

Однажды Боря решает угостить человечков леденцом и оставляет его рядом с пароходиком, утром леденец исчезает, от хлеба таинственным образом остаются лишь крошки… Тогда мальчик решает поймать человечков. Происходит непоправимое: оставшись один, Боря подковырял палубу, срезал лесенки с пароходика, но там внутри оказалось пусто, а пароходик было уже не починить.

Характеристика главных героев

В произведении 2 главных героя — мальчик и его бабушка. Их описание и характеристика:

  1. Борька — обычный маленький мальчик, которого на каникулы отправили к бабушке. Он добрый, весёлый, любознательный, но любопытный, нетерпеливый и склонен обманывать. Однако при этом он настоящий фантазёр и мечтатель, представляющий, что внутри игрушечного пароходика живут маленькие человечки. Совершив ошибку, он раскаивается и не может сдержать искренних слёз.
  2. Бабушка — заботливая, любящая и мудрая, не строгая, обычно она всё разрешала внуку, но в некоторых моментах — непреклонная и принципиальная. Красивый реалистичный пароходик на полке является для неё дорогой памятью.

Чтение рассказа «Как я ловил человечков» позволяет сделать выводы о поступках и характере каждого из главных героев.

Пересказ по плану «Как я ловил человеков»

План пересказа рассказа “Как я ловил человечков”

  1. Пароходик на полке
  2. Запрет бабушки
  3. Честное слово
  4. Маленькие человечки
  5. Взгляд из-под одеяла
  6. Леденцовая приманка
  7. Кусочек хлеба
  8. Мнимый больной
  9. Взлом пароходика
  10. Пустота
  11. Раскаяние

Кратчайшее содержание рассказа “Как я ловил человечков” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
  2. Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
  3. Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
  4. Боря притворился больным, чтобы остаться одному
  5. Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
  6. В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.

Главная мысль рассказа“Как я ловил человечков” Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.

Чему учит рассказ“Как я ловил человечков” Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.

Пословицы к рассказу“Как я ловил человечков” Давши слово держись, а не давши крепись. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Честное слово на дороге не валяется. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. В ком стыд, в том и совесть.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Интересно, что рассказ имеет открытый финал: бабушка ещё не видела разломанного и кое-как собранного пароходика. Остаётся неизвестным, будет ли она ругать внука или всё-таки простит его.

Главная мысль «Как я ловил человечков» — чрезмерное любопытство может привести к печальным последствиям. Не стоит идти на поводу у своих желаний и нарушать данное слово, даже если сдержать его трудно. Эту идею можно выразить в пословице: «давши слово, держись, а не давши, крепись».

Рассказ учит:

  • всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
  • с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
  • не обманывать и не хитрить;
  • задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
  • раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

Сюжет рассказа «Как я ловил человеков»

Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

Видео с пересказом «Как я ловил человеков»

Рассказ Житкова «Как я ловил человечков» впервые увидел свет в 1934 году. Работа относится к автобиографическим рассказам автора, в которых он придается воспоминаниям о своем детстве. В рассказе Житкова «Как я ловил человечков» главная мысль – важность выполнять данное обещание. По мотивам произведения в 2007 году вышел на экраны мультипликационный фильм.

Это интересно: Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Популярные сегодня пересказы

  • Яшка лось — краткое содержание рассказа Астафьева
    Мама маленького жеребенка Яшки была кобылой не совсем обычной. Во-первых, её звали Марианна. Для деревни, в которой раньше и не слышали такого имени, оно воспринималось как что-то оскорбительное.
  • Аякс — краткое содержание трагедии Софокла
    Замечательное произведение, ставшее достоянием древней литературы, называется «Аякс», а написано оно Софоклом. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.
  • Святогор и Микула Селянинович — краткое содержание былины
    В данном поэтическом сказании повествуется о русском богатыре Святогоре, обладающего недюжинной силой, да такой, что он сам не мог справиться с нею. Однажды богатырь, мечтая померяться с кем-нибудь силушкой своею
  • Сапсан — краткое содержание рассказа Куприна
    Автор представляет рассказ от имени собаки, её зовут Сапсан Тридцать шестой. Скорее всего автор попытался представить мир в том свете, в котором видит его животное.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Класс: 2

УМК: Перспектива

Тема урока: А. П. Гайдар «Чук и Гек»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: ознакомление учащихся с произведением А.П. Гайдара «Чук и Гек»

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с творчеством А.П. Гайдара на материале произведения «Чук и Гек».

2. Продолжить работу над формированием умения отвечать на вопросы учителя полным ответом.

3. Продолжить работу над формированием умения аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.

Развивающие: 

1. Формировать умение находить информацию в тексте по заданию учителя.

2. Способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста.

3. Развивать связную устную речь учащихся в процессе ответов на вопросы учителя.

4. Развивать навык правильного и осознанного чтения.

Воспитательные:

1. Способствовать формированию нравственно-этических качеств личности, чуткости, доброты, внимания к ближнему, через содержание урока.

Планируемые результаты:

Предметные: 

— знают биографию А. Гайдара.

— знают произведение «Чук и Гек»

— умеют отвечать на вопросы учителя.

— умеют аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.

Метапредметные: 

Регулятивные:

— понимают и принимают учебную задачу;

— осуществляют самоконтроль при чтении произведения;

— оценивают результаты своей деятельности.

Познавательные:

— умеют находить информацию в тексте по заданию учителя;

— умеют прогнозировать содержание читаемого текста.

Коммуникативные:

— умеют слышать и слушать собеседника;

— вступают в диалог с учителем;

Личностные: 

— осознают важность проявления чуткости, доброты, внимания к ближнему.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

План урока

1. Организационный этап. (1 минута)

2. Проверка домашнего задания. (10 минут)

3. Подготовка к восприятию текста. (8 минут)

4. Первичное восприятие и анализ текста (20 минут)

5. Подведение итогов. Рефлексия. (5 минут)

6. Домашнее задание. (1 минута)

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы и средства

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Создать эмоциональный настрой на урок.

— Прозвенел звонок.

Начинаем мы урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь. 

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

— Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы для себя сделать открытие?

— Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов.

Приветствуют учителя.

Быть внимательными и наблюдательными

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, стихотворение.

ЛУУД: Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Определить степень усвоения изученного.

— Но прежде чем мы приступим к изучению нового, давайте проведем речевую разминку.

Та – та – та – у нас дома чистота.

Ты –ты –ты – сметану съели всю коты.

Ти — ти – ти — съели кашу всю почти.

То – то – то – стали мы играть в лото.

— Прочитайте чистоговорку хором.

-Теперь давайте прочитаем с вопросительной интонацией.

— А теперь давайте прочитаем с логическим ударением, выделяя голосом выделенные слова.

— Отлично.

Читают чистоговорку

Методы: беседа.

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, чистоговорка, слайд презентации.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем.

3. Подготовка к восприятию текста.

Организовать настрой на восприятие текста; актуализацию знаний и эмоций, которые помогут лучше усвоить произведение.

— Посмотрите на выставку книг, которая представлена на слайде. И скажите, с какими произведениями вы уже познакомились? (На слайде след. произведения: К. Чуковский «Путаница», Н. Носов «На горке», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья, А. Гайдар «Чук и Гек»)

— Посмотрите, здесь есть еще одно произведение, которое вы не называли. Как оно называется?

— Кто написал это произведение?

— Поднимите руку, кто не читал это произведение.

— А теперь поднимите руку, кто уже знаком с данным произведением и читал его.

— Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством А. Гайдара и прочитаем фрагмент из произведения «Чук и Гек». А те, кто уже знаком с данным произведением, будут слушать вдвойне внимательнее и помогать отвечать на вопросы другим ребятам.

— Как вы думаете, какие задачи мы перед собой поставим? Попробуем сформулировать их, используя незаконченное предложение.

Познакомимся….

Узнаем…

— Действительно, мы познакомимся с новым произведением А. Гайдара «Чук и Гек». Узнаем, о чем этот рассказ, и кто такие Чук и Гек.

— Прежде чем, мы перейдем к чтению рассказа, предлагаю вам познакомиться с автором произведения «Чук и Гек» А. П. Гайдар.

— Посмотрите на слайд здесь представлен портрет А. Гайдара.

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове. С малых лет он рос необычайно любознательным, не по возрасту вдумчивым, впечатлительным.

Отец Гайдара – был школьный учитель, Пётр Исидорович Голиков. Мать – Наталья Аркадьевна, работала сначала учительницей, позже медсестрой.

В семье после рождения Аркадия появилось ещё трое детей – его младшие сёстры.

Аркадий начал сочинять стихи с 10 лет.

— О Аркадии Петровиче Гайдаре нам расскажет Полина и Женя.

В 1927 году приехал в Москву, где создал произведения, принесшие славу. Он стал одним из самых читаемых детских писателей того времени. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Аркадий Петрович ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде.

Писатель погиб в бою с фашистами 26 октября 1941 года.

— Спасибо.

— Прочитайте название произведения и подумайте, о ком или, о чем оно будет? Как вы думаете, кто такие Чук и Гек?

— В ходе чтения, мы узнаем подтвердились ваши предположения или нет.

— В тексте вам встретятся слова, которые могут вызвать у вас затруднения, давайте потренируемся в их прочтении.

— Посмотрите на слайд. Сначала прочитаем эти слова по слогам, потом целым словом с ударением.

ЗА-ПАС-ЛИ-ВО-ГО

ЗАПАСЛИВОГО

МЕ – ТАЛ – ЛИ – ЧЕС – КИ – Е

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

КРАС – СНО – АР –МЕ- -ЕЦ

КРАСНОАРАМЕЕЦ

РАЗ – ЛОХ – МО – ЧЕН – НА – Я

РАЗЛОХМОЧЕННАЯ

ПРО – ДЫ – РЯВ – ЛЕН – НУ – Ю

ПРОДЫРЯВЛЕННУЮ

ПО – ДО – КОН – НИК

ПОДОКОННИК

— Также в тексте вам могут встретиться не только трудные для прочтения слова, но и незнакомые.

— У вас на столах лежит карточка с незнакомыми словами и определения к ним. Ваша задача соединить слова с их значениями, работая в парах. После чего мы все вместе проверим, что у вас получилось.

(пика, почуяв, укромное, телеграмма, красноармеец, турумбей)

Пика — колющее холодное оружие, разновидность длинного копья

Почуяв — осознать, понять, что – либо (кого –либо).

Укромное — укрытый от посторонних взглядов, уединенный, тихий.

Телеграмма — сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующих электрическую передачу информации.

Красноармеец – военнослужащий Красной армии.

Турумбей – беспорядок.

— Закончили. Давайте проверим, что у вас получилось. (один ученик читает первое определение, другой ученик второе определение, и т.д.)

— Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения.

«Чук и Гек»

А. Гайдар

Познакомимся с творчеством А.Гайдара, с новым произведением.

Узнаем, кто такие Чук и Гек.

Слушают биографию автора.

О мальчиках, которые все время были вместе. Может быть, это два брата.

Методы: беседа, упражнение. Формы: фронтальная, парная

Средства: речь учителя, учебник, слайд презентации.

Приёмы: незаконченное предложение, прогнозирование

РУУД: умение понимать и принимать учебную задачу; умение прогнозировать;

ПУУД: умение устанавливать соответствие между словом и его значением

КУУД: умение вступать в диалог с учителем

4. Первичное восприятие и анализ текста.

Организовать чтение текста.

— Давайте, посмотрим небольшой отрывок из рассказа «Чук и Гек». Внимание на слайд.

— Кто же такие Чук и Гек?

— В каком городе они жили?

— Где был их папа?

— Почему мама улыбалась, когда читала письмо от папы?

— Приедет ли папа к ним в гости?

— Как вы думаете, что произойдет дальше?

— Хорошо, давайте продолжим читать и узнаем, что произойдет дальше.

— Я начну читать. Будьте внимательны, по ходу чтения я вам буду задавать вопросы по тексту. (прочли 1 часть)

— Давайте проверим, как вы поняли прочитанное. На вопросы отвечаем полным ответом.

— Подтвердилось ли наше предположение? Поедут ли ребята с мамой в гости к папе?

— Какие были братья? Какой был Чук по характеру?

-Какой Гек?

— Куда Чук положил телеграмму?

— Что в это время делал Гек?

— А что хранилось в этой коробке? Найдите эти слова в тексте.

— Предположите, что увидел Чук, когда открыл дверь?

— Отлично, молодцы, продолжаем читать. Читать будем по цепочке по одному предложению. Начнем с 1 ряда.

(прочли 2 часть)

— Что произошло?

— Что разозлило Чука, когда он вошел в комнату?

— Как вы думаете, намеренно Гек испортил коробку брата? Почему?

— Что произошло с мальчиками, когда Гек выкинул коробку?

— Как это проявилось? Найдите слова в тексте. (Громко завопил…)

— Как автор смог показать безысходность ситуации? Найдите слова в тексте. (Навеки пропала, со всем добром…)

— Случалось ли с вами такая ситуация, когда по вашей вине пропала чужая вещь? Что вы чувствовали?

— Продолжаем чтение. Дальше читает Фоменков Ваня, а все остальные внимательно следят.

— Достаточно, спасибо, Ваня. Чтение продолжает Белов Артем.

— Достаточно, спасибо, дальше читает Петровская Вероника.

— Достаточно, спасибо, Вероника. Дальше читает Тимофеев Филипп.

— Достаточно, спасибо. Продолжает София.

— Закончили, спасибо.

— Как вы думаете понимают ли мальчики, что телеграмма – это важно?

— Как вам кажется, если ничего не сказать, а просто скрыть свой поступок – это будет обманом?

— Почему мальчики ничего не рассказали маме?

— Правильно ли поступили Чук и Гек?

Как должны были поступить мальчики?

— Кто никогда не обманывал, поднимите руку?

— Почему люди обманывают?

— Что может чувствовать тот, кого обманывают, если узнаёт об обмане?

— Мы прочитали рассказ «Чук и Гек», какое впечатление он на вас произвёл? Что вам запомнилось?

— Какие чувства он у вас вызвал?

— Спасибо за ответы. Предлагаю вам немного отдохнуть. Все встаем из-за парт и повторяем за мной.

Физминутка

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

— Сейчас я предлагаю вам охарактеризовать главных героев.

Поработайте в парах и подумайте, какими качествами обладали Чук и Гек.

(раздаю учащимся список качеств, они должны выбрать для каждого героя, те качества, которыми они обладает в произведение.)

Чук – спокойный, обстоятельный, рассудительный, бережливый, хозяйственный.

Гек – рассудительный, хитрый, эмоциональный, рассеянный, простодушный.

— Приступайте к работе.

— Закончили. И так каким Чук нам

представляется в произведение? А каким мы видим Гека?

— Прочитайте пословицы на стр. 131.

— Как понимаете пословицы?

«Стыдно сказать, а грех утаить.»

«Как не хитри, а правды не перехитрить.»

— Действительно, когда ты что – то знаешь или сделала, то сказать стыдно об этом, а не сказать тоже плохо.

— Во второй пословице говорится, о том, что сколько бы мы не врали, правду все равно не перехитрить. Вранье когда-нибудь станет известным.

— Спасибо за ответы.

Это два брата.

Москва.

Работал в горах.

Она обрадовалась, что он ей написал и что у него все хорошо.

Нет.

Они поедут к нему сами.

Да.

Запасливый, хозяйственный

Разиня, умел петь

В свою коробочку

Пел песни

Он хранил в ней серебряные бумажки от чая, фантики от конфет.

Увидел Гека, который играл в свои игрушки. Увидел Гека, который зарничит.

Мальчики поссорились, Гек выбросил коробочку Чука в форточку, А в коробке лежала непрочитанная телеграмма от отца.

Он тыкал пикой в его коробку.

Нет, ему просто хотелось поиграть. Да, чтобы разозлить брата.

Испугались.

Да. Нет.

Да.

Да.

Они не хотели огорчать маму. Они испугались.

Нет

Нужно было рассказать обо всем маме, может быть, они бы вместе нашли телеграмму.

Чтобы не огорчать людей правдой.

Предательство, обиду.

Методы: беседа, работа с учебником

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, учебник,

Приёмы: приём прогнозирования дальнейшего развития событий, чтение с остановками.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль при чтении.

ПУУД: умение понимать прочитанное; умение выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявить уровень понимания прочитанного.

— Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.

— В начале урока мы поставили перед собой задачу познакомиться с новым произведением. Удалось ли нам это?

— Как называется рассказ?

— Какова тема этого произведения?

— О чём заставил задуматься нас автор?

Да

«Чук и Гек»

Методы: беседа

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя.

РУУД: умение оценивать результаты своей деятельности.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем; умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

6. Домашнее задание.

Информирование о д.з.

— Вашим домашним заданием будет дочитать рассказ «Чук и Гек» до конца.

— Урок окончен, всем спасибо за работу!

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, дневник

Гайдар Аркадий “Чук и Гек”. Читательский дневник, краткое содержание

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Чук и Гек вместе с мамой отправляются в тайгу к своему отцу, но тот не знает, что они приедут. Мальчики и мама живут в лагере геологов и ждут своего отца и мужа.

Сюжет — краткое содержание

  1. Серегин зовет жену с детьми к себе в тайгу, но потом присылает вторую телеграмму, и просит задержаться.
  2. Мальчики теряют телеграмму, и мама не знает о просьбе мужа, она едет к нему в гости.
  3. Мама с детьми по снегу добираются до лагеря геологов и находят его пустым.
  4. Сторож пускает гостей к себе, а сам отправляется на лыжах к геологам.
  5. Сторож привозит ключи от дома Серегина, и находит спрятавшегося в сундуке Гека.
  6. Мать с детьми готовятся к новому году, приезжают геологи, и семья воссоединяется.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод с поисками Гека. Маме показалось, что Гек заболел, и она оставила его в избушке, а сама с Чуком отправилась за водой. Геку стало скучно, и он спрятался в сундуке и уснул. А мама волновалась, повсюду его искала, и даже стреляла из ружья. Хорошо, что вернулся сторож и его пес нашел Гека.

План произведения для пересказа

  1. Телеграмма от отца;
  2. Баловство детей;
  3. Потерянная телеграмма;
  4. На станции;
  5. Пустой лагерь;
  6. Домик сторожа;
  7. Спрятавшийся Гек;
  8. Возвращение сторожа;
  9. Подготовка к Новому году;
  10. Встреча с отцом.

Главная мысль

Никогда нельзя врать и обманывать своих близких. Справиться с любой бедой проще, если ты не один, а рядом с верными друзьями.

Чему учит эта книга

Повесть учит честности, открытости, доброте, отзывчивости. Учит уметь отвечать за свои поступки, исправлять свои ошибки, прощать признавшего вину. Учит семейным ценностям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть Гайдара. Мальчики Чук и Гек были не идеальными, они часто баловались и дрались, но в трудную минуту всегда стояли друг за друга горой. Они обычные мальчишки, которые еще только-только начинают понимать, что можно делать, а чего делать нельзя.

Новые слова и выражения

Гимнастерка — солдатская рубашка.

Растеря — человек, который все теряет.

Эшелон — воинский поезд с вагонами.

Пословицы к произведению

Вместе жить — все делить.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Аркадий Гайдар — Чук и Гек:
Краткое содержание

В Москве вместе с мамой живут два брата: старший Чук Серегин и младший Гек Серегин. Уже год они не видели папу: он начальник геологической партии у Синих гор. Зимой он письмом зовет их к себе в гости. Все рады, хотя ехать туда долго и непросто: поездом, потом на лошадях по тайге. Чук «белобрысый, круглоголовый», запасливый, он коллекционер разных мелочей. Гек рассеянный, разиня, мечтатель и любитель попеть.

Перед отъездом пришла телеграмма от папы, но братья подрались, и коробка с ней улетела в окно. Найти ее они не смогли. Чук предложил не говорить маме о телеграмме, если она не спросит. Так и вышло: мама о ней не знала. Поезд Геку понравился. Он смотрел в окно на дома, людей, лес. На станции их никто не встретил. Значит, отец не знает о них. Ямщик повез их через снежную тайгу. На ночлеге в избушке Гек думает, что «дальше, чем это, уже и не много осталось мест на свете». И здесь их папа.

На базе геологов пусто. Но назад семья не едет, ждет папу. В избушку возвращается сторож с псом Смелым. Тут-то и выясняется, что было написано в той самой телеграмме. Папа в срочной экспедиции на 2 недели. Братья в слезах признались, как все было. Мать зашила сторожу полушубок: тому встретился медведь. У сторожа свои дела, он оставил еду с ружьем и ушел. Потом был переполох из-за Гека: все искали его, а мальчик спал в сундуке. Оказалось, хмурый сторож уходил не по своим делам, а к геологам. Он принес ключи от комнаты и письмо от папы! А потом сходил за елкой к Новому году. Игрушки семья сделала сама.

Когда вернулся «сильный, добродушный» отец с геологами, все стали праздновать: плясали, пели. А потом, как и все люди в стране, по радио слушали звон часов в Кремле, желали друг другу счастья. А счастье – это жить и трудиться честно, защищать Родину.

Читательский дневник по рассказу «Чук и Гек» Гайдара

Сюжет

Маленькие братья Чук и Гек Серегины вместе с мамой из Москвы едут в тайгу к папе в гости. Он – начальник геологической партии у Синих гор. Братья не признались маме, что перед отъездом была телеграмма от папы, а они в драке потеряли ее. Едут поездом, потом с ямщиком на лошадях. Папы на базе нет.

Сторож объясняет, что в телеграмме папа писал, что 2 недели будет в экспедиции. Мама штопает сторожу полушубок. Он уходит будто по делам, а сам спешит к папе. Назад приходит с ключами от комнаты и письмом. Все украшают елку, а потом с папой и геологами празднуют Новый год. Все желают друг другу счастья. То есть, жить и работать на совесть, и беречь Родину.

Отзыв

Рассказ о любящей, самоотверженной семье, хороших людях, которых они встретили на пути. Чук старше брата на год, он бережливый, запасливый белобрысый толстячок. А Гек растяпа, мечтатель, и любитель петь. Оба брата жизнерадостные и после драк легко мирятся. Родители у них добрые, терпеливые и трудолюбивые. Рассказ учит слушаться родителей, отвечать за свои поступки, признавать и исправлять свои ошибки, просить прощенья, дружить, любить семью, Родину, свою работу, быть любознательным, смелым, бескорыстным, помогать друг другу, уважать старших, не сдаваться, радоваться жизни.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

gajdar chuk i gek main

В 1939 году Аркадий Гайдар написал рассказ «Чук и Гек». Впервые он был опубликован в журнале «Красная новь» под названием «Телеграмма».

Это светлая повесть в стиле святочной сказки. С одной стороны, очень реальная, так как рассказывает историю обычной семьи. С другой стороны, в ней много сказочных описаний, преувеличенных событий, снов, даже имена главных героев ненастоящие. Приурочена повесть «Чук и Гек» А. Гайдара к новогоднему празднику – самому волшебному и долгожданному для каждого ребенка.

Художественные приемы произведения «Чук и Гек» легко воспринимаются детьми, поэтому оно изучается в начальных классах. Если у вас нет возможности прочитать весь рассказ «Чук и Гек», краткое описание и пересказ помогут вам быстро узнать, о чем это произведение.

Персонажи рассказа

Главные герои

  • Чук — старший брат, белобрысый, чуть полноватый мальчик. Очень запасливый, собирает разные интересные вещи.
  • Гек — младший брат, разиня, растеряшка, большой фантазер, постоянно попадает в странные истории. Умеет петь песни.
  • Мама — очень добрая, терпеливая, смелая и решительная женщина.

Второстепенные герои

  • Серегин — отец мальчиков, начальник геолого-разведывательной станции.
  • Ямщик — помог ребятам и их маме добраться до станции.
  • Сторож — с виду угрюмый, неприветливый, но на самом деле очень добрый, переживающий за семью человек.
  • Пес Смелый — умная, смелая, добрая охотничья собака.

Сокращенное содержание рассказа читайте далее.

Сюжет рассказа тезисно

  1. Мама и двое братьев собираются в дальнюю поездку в тайгу, где работает отец семейства.
  2. Из-за постоянных ссор между братьями теряется важная телеграмма, и происходит путаница со временем поездки.
  3. Они приезжают в зимний поселок в тот момент, когда там нет никого, кроме сторожа.
  4. В пути их сопровождают интересные приключения, встречаются разные люди, и все им помогают.
  5. Несмотря на то, что им приходится долго ждать отца в заброшенном поселке, они находят себе занятие – украсить дом к Новому году, чтобы встретить этот замечательный праздник всей семьей.

Краткое содержание рассказа

Однажды почтальон принес домой к мальчикам Чуку и Геку письмо от отца, который работал в далекой тайге. Папа приглашал их к себе на новогодние праздники. Хотя ребята немного боялись долгого пути и страшного леса, все начали собираться в дорогу. Чук смастерил себе кинжал, а Гек – длинную пику – ведь надо чем-то отбиваться от диких зверей в тайге.

Мама уехала за билетами, а ребята решили поиграть, но как обычно поссорились. Появился почтальон и передал Чуку какую-то телеграмму, он спрятал ее в коробке со своими «драгоценностями», а Гек, расшалившись, выкинул ее в окно. Братья долго искали коробку в снегу, но так и не обнаружили. Мальчики посовещались и решили ничего не говорить про телеграмму маме.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

Семья отправилась в путь на поезде. Ночью Гек решил прогуляться по вагону. Но после прогулки оказалось, что он перепутал купе. Добрый усатый дядька помог ему найти свое. Всю ночь ему снились волшебные сны. А утром мама очень смеялась над разиней сыном.

На железнодорожной станции их почему-то никто не встретил. Мама очень долго искала ямщика, который согласился бы отвезти их в поселок. Это был долгий и интересный путь. Им встретились настоящие зайцы, много раз приходилось подталкивать сани, расчищать дорогу, а ночь пришлось провести в маленькой избушке. Геку казалось, что за окном ходит настоящий медведь, и опять ему снились необычные сны.

На геологической базе тоже никого не было. Только горел очаг, и стояли теплые щи. Мама решила остаться и подождать кого-нибудь. Вечером появился сторож и рассказал, что все геологи давно ушли в тайгу, а он сам лично отвозил телеграмму для мамы, что им следует задержаться в городе. Тут мальчики расплакались и признались, что, получив телеграмму, потеряли ее, а от матери это скрыли.

Сторож ушел по своим делам, оставив им продуктов и ружье. Семья начала обустраивать свой быт, как могла, – ходили за водой, рубили дрова, готовили в настоящей русской печи. А еще они гуляли по снежной тайге, словно по сказочному королевству. Ведь для городских мальчишек все здесь было в новинку – разные животные, их следы, огромные деревья. Даже солнце светило по-особенному.

Через четыре дня Чук и мама ушли за водой, а по возвращении обнаружили, что Гек пропал. Его искали в доме, в сенях, затем мама схватила ружье и побежала в лес. Она выстрелила несколько раз в воздух, и к ней на встречу выбежал тот самый сторож. Он взял калошу Гека и дал ее понюхать своему псу Смелому. Собака повела их обратно в дом. Там, в темном сундуке, сладко спал проказник, не подозревая, сколько шуму наделал, желая подшутить над родными.

Сторож, хоть казался угрюмым и нелюдимым, оказывается, ездил не по своим делам, а в тайгу к их отцу. Он привез ключи от его комнаты, а еще письмо. Братья не умели читать, поэтому письмо досталось маме. Теперь стало намного веселее – у них была своя комната, сторож охотно им помогал, а еще они часто играли с собакой. Все вместе начали готовиться к Новому году – делали снежинки, шарики из оберточной бумаги, шили игрушки из ненужных тряпок. А сторож срубил им в лесу самую красивую елочку.

Когда вернулся отец и другие жители станции, все дружно встретили Новый год. Несмотря на все трудности и приключения, он был самым лучшим и запоминающимся для братьев.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

Чук и Гек. Кадр из одноименного фильма (1953 г.)

В чем заключается идея автора

Несмотря на то, что вы познакомились с кратким содержанием рассказа «Чук и Гек», советуем вам прочитать его полностью. Это добрая повесть о том, что даже самая маленькая неправда может вылиться в очень большие неприятности. Но если всем дружно взяться за их решение, быть честными, добрыми и открытыми, то можно все исправить.

Нет ничего сильнее, чем дружная и крепкая семья. И даже вечно спорящие, дерущиеся братья очень любят друг друга. Несмотря на их проказы и шалости, родители серьезно их не наказывают, а помогают понять ошибки и вместе их исправить.

  • Пословицы к сказке айога и кукушка
  • Пословицы к рассказу ребята и утята
  • Пословицы к рассказу елка зощенко
  • Пословицы и поговорки в сказке конек горбунок
  • Пословицы к рассказу болтливая птичка подходящие