Пословицы к немецкой народной сказке кукушка

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Пословицы и поговорки к сказке «Кукушка» (ненецкая народная сказка)

Пословицы к немецкой народной сказке кукушка

***

Образ этой невзрачной птицы, которую редко кто видел вживую, довольно часто встречается в фольклоре народов Европы и Азии.

Существо, не обладающее ярким внешним видом, привлекло к себе внимание человека нестандартным, по общепринятым меркам, поведением по отношению к своему потомству. В русских, украинских, белорусских народных поверьях кукушка — пророчица, олицетворение одинокой женщины, вдовы.

У западноевропейцев репутация вестника весны и главной птицы-вещуньи подкреплялась убеждением в связи кукушки с демоническими силами.

На аналогии между кукушкой и женщиной, бросившей детей, построена одноименная ненецкая сказка. Ненцы — самый многочисленный народ, проживающий на территории европейского Севера и Севера Западной Сибири. В прошлом более распространённым было название самоеды.

Слово «ненэц» означает «настоящий человек».

Существует две этнографические группы, отличающиеся не только по месту расселения, но и диалектом: тундровые ненцы — занимают тундровые части Кольского полуострова и правобережья Енисея; лесные — населяют таёжные зоны Обско-Енисейского водораздела.

Основное занятие ненцев — оленеводство — стало формирующим фактором кочевого образа жизни этого народа, что в свою очередь определило особенности быта. Домом для часто кочующего оленевода с семьёй служит разборный чум. Основной рацион — оленина и рыба.

Несмотря на отсутствие собственной государственности и до некоторого времени письменности, появившейся только в 30-х годах двадцатого века, ненцам удалось сберечь родной, ненецкий язык, который по сей день используется наравне с русским. Верование ненцев основано на вере в духов, являющихся хозяевами неба, земли, огня, природных явлений. Особенность религиозных традиций этого народа — наличие такого явления, как шаманизм.

Сюжет сказки «Кукушка» довольно прост и вместе с тем очень драматичен. У одной бедной женщины было четверо сыновей. Тяжело приходилось матери — дети нисколько не помогали ей. Трудная работа и отсутствие помощи привели к тому, женщина заболела и слегла.

Измученная жаждой мать просит своих детей принести ей воды. Но ни один из сыновей не выполнил её просьбу, каждый ссылался то на мокрые пимы (тёплая ненецкая обувь), то на отсутствие шапки. Так и не дав напиться родной матери, сыновья выбежали играть.

Лишь когда старший проголодался, он заглянул в чум и увидел, что мать стоит посреди жилища и пытается одеться, но малица (теплая национальная одежда) превращается в перья. Превратившись в кукушку, мать вылетает из чума, испуганные сыновья бегут за ней с ковшом воды, умоляя вернуться.

Но кукушка не желает возвращаться к неблагодарным и летит на «вольные воды», а место, где сыновья бежали за птицей, стирая ноги в кровь, покрылось красным мхом.

В конце повествования говорится, что с тех пор кукушки не вьют гнёзда, это позволяет назвать сказку этиологической, то есть объясняющей причины и происхождение того или иного явления.

Такая особенность, как гнездовой паразитизм, иначе говоря, «уклонение» кукушки от исполнения родительских обязанностей сформировало в обществе, дорожащем семейными ценностями, скорее, отрицательное отношение к этому образу. Недаром, женщин, бросивших детей, до сих пор называют кукушками.

В северной сказке осуждение смягчено в сторону оправдания ухода женщины от сыновей — слишком велико разочарование матери в родных детях. Особый драматизм ситуации придаёт запоздалое сожаление мальчиков, бегущих и день, и ночь за птицей.

Примечательно, что красный мох, появившийся на камнях и кочках, по которым бежали дети — это сфагнум, его используют как хорошо впитывающую подстилку в люльку для младенцев.

Ключевую мысль произведение можно выразить русской пословицей: «Материнское сердце в детях, а детское — в камне». Любящая мама буквально растворяется в своем ребёнке.

Нервущаяся нить, связывающая женщину с детьми, не позволяет материнскому сердцу хоть на миг забыть о своем чаде, неважно, сколько ему лет. В народе эта мысль выражена в пословице «Материн ребёнок до ста лет детёнок».

Но ребёнок не всегда отвечает той же лаской и заботой своим родителям.

Неблагодарность и жестокосердие родных детей оставляют самые горькие и глубокие раны в сердце матери. «Нет сына — один раз поплачешь, есть сын — десять раз поплачешь» (удмуртская пословица). Необходимо помнить, что непочтительное отношение к родителям вернётся неблагодарностью собственных детей.

Чему же учит сказка? Любви, благодарности, уважению к самому дорогому человеку на земле — Маме. «Всё на свете найдёшь, кроме родной матери», «Мать — щит человека» — гласят русское и персидское народные изречения. Лимит материнской любви безграничен, но при этом есть предел душевным и физическим силам. Беречь своих матерей — священная обязанность каждого человека!

См. также:  Пословицы и поговорки о матери и материнской любви

***     Внимание!  Авторский материал — копирование запрещено

На этой странице:  пословицы и поговорки, подходящие к ненецкой народной сказке «Кукушка»; краткое содержание сказки «Кукушка»; о том, чему учит эта сказка.

Источник: http://www.poslovitza.ru/poslovizy-k-skazke-kukushka.html

“Кукушка”

Пословицы к немецкой народной сказке кукушкаНенецкая народная сказка “Кукушка” Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки “Кукушка” и их характеристика

  1. Мать. Бедная женщина, работящая и ответственная. Заболела и была брошена детьми.
  2. Четыре сына, четыре брата. Легкомысленные, жестокие, глупые, безжалостные.

План пересказа сказки “Кукушка”

  1. Мать и четыре ее сына
  2. Неслухи
  3. Мать болеет
  4. Никто не идет за водой
  5. Дети играют
  6. Превращение
  7. Полет кукушки
  8. Погоня братьев
  9. Заключение.

Кратчайшее содержание сказки “Кукушка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. У бедной женщины росло четыре непослушных и ленивых сына
  2. Женщина заболела и слезно просила принести ей воды.
  3. Сыновья не пошли за водой, а пошли играть
  4. Старший сын увидел, как мать превратилась в кукушку и полетела
  5. Погнались дети за матерью, умоляли вернуться
  6. Улетела кукушка и не воспитывает больше своих детей.

Главная мысль сказки “Кукушка” Надо слушаться родителей и помогать им.

Чему учит сказка “Кукушка”

Эта сказка учит любить родителей, уважать их, помогать им вести хозяйство. Учит быть послушными, добрыми, аккуратными, ласковыми. Учит почтению к старшим. Учит быть заботливыми.

Отзыв на сказку “Кукушка”

Очень печальная сказка о непослушных детях. Они думали только о себе, росли эгоистами и поэтому мать бросила их, ведь они даже воды ей не подали, когда она умирала. Таких жестоких детей нисколько не жалко, они очень плохие и бессердечные.

Пословицы к сказке “Кукушка”

Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Жалей отца с матерью,других не найдешь. Кто доводит родителей до слез, и сам счастья не увидит. На своего ребенка кому пожалуешься. Самая больная рана от своего дитяти. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Кукушка” Жила как-то бедная женщина и было у нее четверо детей.

Дети были непослушными, все время баловались, за собой не убирали, матери не помогали, грязь и снег с улицы в дом тащили. Все за ними убирала мать. И так замучилась, что тяжело заболела. Лежит в чуме, подняться не может. Просит детей за водой сходить. А дети отказываются. Старший говорит, что без валенок, второй, что без шапки, третий без одежды, а младший и вовсе молчит.

Умоляет мать за водой сходить, пить очень хочет, а дети засмеялись и играть побежали. Долго ли коротко, заглядывает старший в чум. Видит мать посреди чума стоит, малицу одевает. А малица вдруг перьями обрастает. Доску берет для шкур, та хвостом делается, наперсток – клювом. И обернулась мать в кукушку. И из чума вылетела.

Выбежал следом старший, братьям кричит, что мать от них улетает. Бегут дети за кукушкой, плачут, вернутся зовут, воду предлагают. А кукушка отвечает, что поздно, перед ней все озера, вода вольная. И дальше летит. А братья следом по тундре, ноги в кровь сбили, за ними след красный тянется. Но улетела кукушка, и с тех пор никогда не воспитывают кукушки своих детей.

А в тундре, где братья пробежали красный мох вырос.

Незнакомые слова из сказки “Кукушка”

Малица – длинная одежда с капюшоном и оленьих шкур. Чум – жилище северных народов.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Кукушка”

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/08/blog-post49.html

Портал педагога | ненецкая народная сказка “Кукушка”

Пословицы к немецкой народной сказке кукушка

Автор: Рудевицкая Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: г.

Семикаракорск Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка урока по литературному чтению
Тема: ненецкая народная сказка “Кукушка”
Дата публикации: 18.09.

2017
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения

во 2 классе

тема: Ненецкая сказка

«Кукушка»

УМК «Планета знаний»

подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2

Г.Семикаракорска

Рудевицкая Елена Николаевна

1

Тема

: Ненецкая сказка «Кукушка»

1.Цель

урока: познакомить

учащихся

с

содержанием

ненецкой

сказки

«Кукушка»;

проанализировать

текст

сказки;

отрабатывать

навыки

литературного чтении.

2.Задачи: формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно

и коллективно работать с текстом; закрепить и развить представление о

жанровых признаках волшебной сказки.

Предметные:

читать выразительно, осознанно, без ошибок;

описывать героев, их действия, поступки;

работать с толковым словарём.

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством

учителя;

планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания.

Личностные:проявлять

интерес к народной сказке и её героям;

позитивное отношение к чтению;

интерес к созданию творческой работы по теме

3. Тип урока: «открытие» нового знания.

4.

Формы

работы

обучающихся:

фронтальная,

индивидуальная,

парная,

групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.

5.

Необходимое

техническое

оборудование:

мультимедийные

средства:

компьютер, проектор, экран.

2

Этапы урока

Ход урока

1.

Организаци

онный

момент

Учитель:

Урок чтения – это урок общения.

Начать наш урок я предлагаю с игры «Привет сосед!»

Привет сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу чтобы ты не грустил.

Всем улыбки сегодня дарил!

Прочитайте девиз нашего урока:

Упустишь минуту – потеряешь час.

– чтение хором (слайд 1)

Я желаю вам не упустить ни одной минутки.

И чтобы каждая минутка была для вас полезной.

2.Актуализация

знаний

1. Работа с пословицей.

– Составьте из слов пословицу, объясните её смысл: Ближе,

нет, матери, друга.

2. Речевая разминка (раздаточный материал)(слайд 2)

Она всегда тебя поддержит.

Повеселит или утешит.

Тебя заботой окружит.

На помощь быстро поспешит.

Подарит светлый луч надежды,

И будет милой, доброй, нежной.

Красивой будет самой-самой…

Её зовут все дети мамой.

-Прочитайте медленно, потом ускоряя темп.

-Прочитайте скороговоркой.

-Прочитайте выразительно.

-Как связаны пословица и стихотворение?

Проблемный вопрос (слайд 3)

– Как в народе называют мать, которая бросает своих детей?…

3.Работа с загадкой

Что за птица?

На яйца не садится,

По чужим гнёздам шныряет,

Своих детей не знает? (Кукушка) (слайд 4)

-Расскажите, что вы знаете об этой птице.

Сообщение детей о кукушке( ранее подготовленные)

3

3. Постановка

целей урока

– Догадались, о ком пойдёт речь на уроке?

Определите жанр произведении ,которое мы будем сегодня

читать.

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка».

Попробуйте определить цели урока вам поможет схема – опора.

Цель: у… ч… п…, в… и ??? … «К…»

(Учиться читать правильно, выразительно и анализировать

сказку «Кукушка» – узнать ещё об одном северном народе,

определить – чему учит эта сказка.

Работа по учебнику (Учебник: ср. 59 )

-рассмотрите иллюстрацию.

– Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём

сказка? (слайд 5)

– Кто автор?

– Что вы знаете о нанайцах?

-А хотите узнать, тогда я вам расскажу.

4. Организация

познавательной

деятельности

1.

Сообщение сопровождается видеофильмом о ненцах

2.

Знакомство со сказкой.

Первичное чтение.

(Чтение текста хорошо читающими учениками)

Послушайте сказку и поделитесь своими мыслями,

впечатлениями, чувствами.

– Кто из нас был более точным в предположении содержания

сказки?

– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

– Назовите действующих лиц сказки.

– Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).

Обоснуйте.

– В какой момент вы огорчились, а когда обрадовались в сказке?

3.Вторичное чтение детьми. Анализ сказки.

– Кому из вас хотелось прочитать эту сказку и подробнее о ней

поговорить?

– Прочитаем сказку самостоятельно .

Обратите внимание на слова, помогающие понять, что это

ненецкая сказка.

4. Словарная работа.

– Какие слова показались вам непонятны?

4

В сказке встретились слова тундра, чум, малица, красный мох,

шкуры скоблят.(слайд 7,8,9,10)

Где мы можем найти информацию?

5. Анализ содержания сказки.

– Чем занималась мать?

– Что для детей оказалось важнее: свои дела или просьбы

матери?

– Как вели себя дети по отношению к матери?

– Вы сказали, что дети не слушались мать, не берегли её.

В чём это проявлялось?

6. Приём «Ассоциативный ряд»

– Какие слова –ассоциации возникают у вас когда вы слышите

слово: мать, дети.

– Соедините стрелками те слова, которыми бы вы

охарактеризовали мать.

Охарактеризуйте детей и мать.(доска)

Мать дети

Трудолюбивая ленивые

Заботливая равнодушные

Добрая злые

Чуткая бессердечные

– Составим сообщение о матери и детях, используя в каждом

предложении слова – антонимы.

(Мать была трудолюбивой, а дети-ленивыми. Мать заботилась

о своих детях, о они выросли бессердечными. Мать добрая, а

дети злые. Мать чуткая, а дети равнодушные. )

-У нас получился текст, в котором дана сравнительная

характеристика героев. Мама показана такой хорошей доброй,

трудолюбивой.

Так почему же она бросила своих детей?

6. Выборочное чтение. Предлагаю снова обратиться к тексту

– Нахождение отрывка:

как мать превращается в кукушку

– Какие чувства испытала больная мать?

– Почему мать превратилась именно в кукушку? Почему сказка

так называется? (Кукушка подбрасывает яйца в гнезда другим

5

птицам, она не высиживает своих птенцов, не заботится о

них.)

как дети просили вернуться свою мать

-Что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

– Чему учит эта сказка, какова её главная мысль?

(Дети должны быть внимательными, заботливыми,

должны слушаться родителей и помогать им.)

– О маме, о родителях нужно заботиться, особенно когда они

болеют. Матери тяжело переживают равнодушие детей.

Родители хотят видеть своих детей чуткими,

отзывчивыми, добрыми.

6. Физминутка

(слайд 11)

Движения выполняются под музыку «У оленя дом большой»

7. Включение

нового знания в

систему знаний

и повторений

Приём «Своя

опора»

7.Работа в группах.

На партах таблички с названиями групп: «Сказочники»,

«Географы», «Аналитики», «Литераторы».

Задания для групп

Задание для группы «Аналитики»: какие признаки сказки

есть в ненецкой сказке «Кукушка», каких признаков нет?

Задание для группы «Географы»: выпишите всё,

что узнали о жизни и быте ненцев из сказки «Кукушка».

Задание для группы «Сказочники».

Расскажите о жизни семьи по опорным словам, стараясь сохранить

их порядок (слова написаны на слайде).

Женщина, четверо детей, не слушались, играли, работала, не

помогали.

– (Примерный рассказ детей): Жила на свете бедная женщина. Бы

ло у нее четверо детей. Дети не слушались мать. Играли с утра до

вечера. А мать работала без отдыха, ведь дети ей совсем не по-

могали.

Задание для группы «Литераторы»: придумайте продолжение

6

сказки так, чтобы конец сказки был счастливым.

4. Презентация выступлений групп. Обсуждение работы групп.

8. Подведение

итогов

Подведём итоги работы на уроке. (слайд 12)

Продолжите фразу:

– Я похвалю своего одноклассника за то, что….

– Самым сложным на уроке было ….

– Самым интересным на уроке было…

– А мне было интересно узнать, как жили нанайцы.

– Урок заставил меня задуматься о том, что…

Добились мы поставленных целей?

9. Рефлексия ,

самооценка

деятельности

«Сердечко для

мамы»

– Вспомните пословицу , значение которой мы объясняли в

начале урока.

– Согласны ли вы, что мама для каждого самый близкий и

важный человек?

Возьмите изображение сердечек.

Закончите предложения, записанные на них.

Счастье матери – это

(заботливые, внимательные дети. когда дети растут умными,

трудолюбивыми, хорошие дети)

Подарите сердечко маме, скажите добрые, ласковые слова.

Но не забывайте, что не только ласковые слова надо говорить, но

и совершать хорошие поступки.

Кому было комфортно, кто получил удовлетворение от своей

работы, тем предлагаю похвалить себя любым доступным

способом. Те же, кто чувствовал себя немного

неуверенно,надо немного поупражняться поставить цели для

себя на следующий урок.

10. Домашнее

задание

– Каким может быть домашнее задание? (слайд 13)

Задание на выбор: придумать сказку по аналогии (или

стихотворение о маме ), или подобрать несколько пословиц к

сказке и уметь их объяснять.

7

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23566

Конспект урока по литературному чтению “Ненецкая народная сказка «Кукушка»”

Пословицы к немецкой народной сказке кукушка

Открытый урок по литературному чтению

на тему: Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс

  • Цель деятельности учителя: создать условия для для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные выводы фрагментами из текста.
  • Планируемые результаты образования.
  • Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,
  • Личностные результаты: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Метапредметные:
  • Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Ориентироваться на развороте учебника.4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
  • Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3.Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре и в группах.
  • Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Дыхательные упражнения.

Вдох (через нос) – выдох (через рот) (без звука)

Вдох (через нос) – выдох (через рот) (без звука порциями)

Вдох (через нос)- выдох (через рот) (со звуком ШШШШ)

Вдох (через нос)- выдох (через рот) (порциями со звуком ХХХХХ)

– Артикуляционная гимнастика.

– почистим зубки,

– вкусное варенье,

– лошадки.

– Работа со скороговоркой.

Наш Полкан попал в капкан. (2 человека опросить)

– Ребята, для чего нам нужно делать дыхательные упражнения, проговаривать, скороговорки?

3. Повторение пройденного материала. Игра «Угадай»

– Ребята, сейчас мы проведем викторину. Я буду называть одно предложение из произведения, а вы угадаете название сказки.

а) – Сестрица Аленушка, я пить хочу!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка );

б) «Коровушка- матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят»

(«Хаврошечка»- русская народная сказка);

в) « Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!»

(«Мальчик с пальчик», русская народная сказка)

г) «Ох, добрый человек и сама ничего не ела: нечего»

(«Каша из топора», русская народная сказка).

– Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные);

– Ребята, наша страна большая, огромная, но у человека есть свой родной уголок- это место, где он родился и вырос.

– Скажите пожалуйста, где мы живем? (В России). А как называется наша малая родина? (Камышин)

-Какие народы входят в состав Российской Федерации?

-А какие сказки вы знаете этих народов?

– Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере. А сейчас мы с вами мысленно отправимся на север страны в заснеженную тундру в упряжке оленей.

Тундра – холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.

– Ребята, а какие народы живут в тундре?

– Коренные жители Севера – это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты. (Таблица)

– Какое слово выделено жирным шрифтом? Почему?

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

– Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.

4. Словарная работа.

Таблица со словарными словами.

Мох, пима, чум, малица, Тундра, ненцы.

– Все ли слова вам понятны?

– Чем мы пользуемся, если не знаем значение слов? (словарями, справочниками)

Ребята, нужно найти в справочнике эти слова.

1 ряд ищет, что означает слово чум и рассказывает нам.

НЕНЦЫ ЖИВУТ В ЧУМАХ. ЧУМ ДЕЛАЮТ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР. (иллюстрация)

2 ряд ищет, какое лексическое значение имеет слово малица.

МАЛИЦА ШЬЕТСЯ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР МЕХОМ ВНУТРЬ.

РАССМОТРИМ ВНИМАТЕЛЬНО НАЦИОНАЛЬНУЮ ОДЕЖДУ НЕНЦЕВ) (иллюстрация)

3 ряд ищет слово пима.

ПИМА- ОБУВЬ ИЗ ОЛЕНЬЕГО МЕХА.(иллюстрация)

5. Работа над иллюстрацией. Целепологание.

Откройте учебники на странице 60, рассмотрите рисунок.

– Кого вы видите на рисунке?

– Где происходят события?

– Как вы думаете, как называется сказка?

– А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)

– Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…..)

6. Сообщения учащихся о кукушке. (Слайд о кукушке)

– Кто из вас видел кукушку? Слышал?

Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.

Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка.

Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка- птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких- нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

ФИЗМИНУТКА.

7. Чтение сказки про себя.

8. Первичное восприятие текста.

– О ком сказка, кто главные герои?

– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

– Почему так названа эта сказка?

9. Чтение сказки выборочно.

10. Работа по содержанию сказки.

– Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Обсудите в парах предложенные варианты, докажите правильность или неточность утверждений:

– мать не любила своих детей;

– мать хотела птицею долететь до воды;

– матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;

– Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);

– что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? – прочитать.

-( )

– Какими были дети?

– (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, безчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)

– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

– (Сожаление, страх)

– Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели- извиниться.)

11. Обобщение.

– Как заканчивается эта сказка?

– (грустно)

– Чему учит вас сказка?

– (быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.)

– Групповая работа.

– А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери пословицу».

На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.

На 1 и 2 партах получается такая пословица:

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

На 3 и 4 партах получается такая пословица:

При солнышке светло, при матери добро.

– Какие пословицы у вас получились?
– Объясните, как вы понимаете их смысл.

12. Рефлексия. Итог урока.

Закончи предложения :

Я прочитал (а)….

Она заставила меня задуматься о (об)….

Сказка меня научила…..

13. Домашнее задание.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-nenetskaya-narodnaya-skazka-kukushka.html

Усвоение народных пословиц и поговорок детьми дошкольного возраста

Пословицы к немецкой народной сказке кукушка

Няма смачнейшае вадзіцы, як з роднае крыніцы. Свая хатка як родная матка. Для ўсякай птушачкі сваё гняздо мілае.

Лепш нічога няма свайго роднага вугла.

Моральные качества человека

Не той харош, хто прыгож, а той харош, хто на справу гож.
Невялік муравей, ды горы варочае.

Учиться человеческим отношениям

За добрае добрым плаціць трэба. Любіць увесь свет лагодны прывет. Пажыві для людзей, пажывуць і для цябе. Рука дающего не оскудеет. Каб у пашане быць, трэба працу любіць. Чужы кажух не грэе.

Хто сумленне мае, той чужога не чапае.

Дружба и товарищество

Што аднаму цяжка, то гуртам лёгка. Дзе дружна, там і хлебна. Той не можа быць другам, хто абыдзе ў бядзе кругам. Новых сяброў набывай, а старых не забывай.

Дружба, дружба, цяжкая твая служба!

Якім зярном хто сее, такім і збірае

Трудовое воспитание

Праца чалавека корміць, а лянота порціць. Не будзе аратага, не будзе і багатага. Гультая зямля не любіць. Хто рана ўстае, у таго хлеба стае. Ранняя птушка крылкі цярэбіць, а позняя – вочкі трэ. Калі пыл на баране, дык і блін на рэшаце. Хто хлеба хоча, той мусіць быць у поце.

Зіма робіць на лета, а лета – на зіму.

Навука – лепшае багацце. Ад навукі дужэюць рукі. Навука вочы адчыняе. Розум – найлепшае багацце.

Бачыць вока далека, а розум – яшчэ далей.

Розум – не сякера, не пазычыш

Подготовка к экономическим отношениям

Беражы бацькаву капейку, то і сваю здабудзеш. Рубель з граша паходзіць. Не гадуючы малога, не будзеш мець і вялікага.

Адно зерне пуды прыносіць.

Грошы лік любяць

Семья, родители, дети

Бацька з маці на рабоце не томяцца, калі з дзетак сваіх цешацца. Няма тае крамы, каб прадаваліся мамы. Дарага не так татава хата, як сам тата. Самая балючая рана – ад свайго дзіцяці. Бацька і маці навек не нагатуюць.

Нашто клад, калі ў сям’і лад. Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся. З разумнымі дзеткамі і без грошай хораша. Добрае дзіця бацькоў думкі згадвае. Хто бацьку шануе, той і дзецям добрую долю гатуе.

Шануй бацьку з маткаю – другіх не знойдзеш

Знать, любить, беречь природу

Шануй каня дома, а ён цябе ў дарозе. Не вымем карова малако дае, а языком.

Хто заб’е бабра, не будзе мець дабра.

Применение пословиц на занятиях по художественно-речевой деятельности

Пословицы могут быть использованы как мораль литературного произведения, знакомство с которым произошло на занятии. Можно предложить детям один вариант пословицы, наиболее отвечающей идее и духу произведения.

Можно усложнить развивающий компонент: предложить 2-3 пословицы, из которых лишь одна созвучна изученному произведению и попросить детей выбрать ту из них, которая подходит по смыслу к прочитанному.

При повторении и закреплении содержания занятия можно расширять круг пословиц, постепенно освоив достаточно большое их количество.

Многие литературные произведения многоплановы с точки зрения представленности в них моральных идей. Так, например, сказка С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев” может быть обрамлена венком пословиц:

Добро украшает человека. Спеши делать добро. Добрый скорее сделает, чем сердитый. Сделав худо, не жди добра. Что посеешь, то и пожнёшь.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Ласковое слово не трудно, а споро. Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнёт. Девушку украшает скромность, а не золочёная одежда.

Зависть целится в других, а попадает в себя.

Предлагаем подборки пословиц к некоторым литературным произведениям, изучение которых предусмотрено программой “Пралеска”.

Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнёт. Внимание дороже золота. Добрая слава дороже богатства. Добрая слава лежит, а худая – бежит. Как поживёшь, так и прослывёшь.

Уважение трудно заработать, но легко потерять.

Не место красит человека, а человек место. Про Иванушку: Сколько прольёшь пота, столько съешь и каши. Урожай бывает не столько от росы, сколько от пота. Не вспотеешь – не поешь. Про братьев: Враньё не введёт в добро. Хвастливое слово гнило, Под лежачий камень и вода не течёт. Хочешь есть калачи, так не лежи на печи. Труд человека кормит, а лень портит.

Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

“Кукушка” (ненецкая сказка) Родителям помогай при жизни. Нет милее дружка, чем родная матушка. Кто матери не послушает – в беду попадёт. Родительское слово мимо не молвится.

Лучше ребёнку плакать, чем матери

Вранью короткий век. Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят. Кто раз соврёт, тому в другой раз не поверят. Раз солгал – а навек веры нет. Маленькая ложь за собой большую ведёт. Враньё не введёт в добро.

Береги платье снову, а честь смолоду. Честь дороже денег. Уважение трудно заработать, но легко потерять. Позор длиннее жизни. Тяжёлую рану можно залечить, дурную славу не залечишь. Как поживёшь, так и прослывёшь.

Не делай того, о чём не хочешь, чтобы знали другие.

Айога (нанайская сказка) Красота лица – в красоте характера, Дерево смотри в плодах, а человека – в делах. Человек не для себя родится. Кто матери не послушает, в беду попадёт. Праздность – мать всех пороков.

Труд человека кормит, а лень портит. Безделье портит человека. Как поработаешь, так и поешь. Хочешь есть калачи, так не лежи на печи. Вады не засіліш, не паварушыўшыся, рыбкі не зловіш, не замачыўшыся. Хочешь поесть досыта – поработай до пота.

Сколько прольёшь пота, столько съешь каши.

Чтоб в почёте быть – нужно труд любить.

Как ты думаешь, как появляются пословицы? Полезны ли они людям? Чем они полезны? Помогают ли пословицы человеку жить? Может ли пословица стать постоянной помощницей в жизни? Вспомни какую-либо пословицу.

Чему она учит человека? Каким душевным качествам учит тебя эта пословица? Какой поступок хочется совершить, когда вспоминаешь эту пословицу? Как ты понимаешь эту пословицу? В каких ситуациях можно её употреблять? Пригодится ли она тебе в жизни? Хочешь ли ты, чтобы твои друзья и родные поступали так, как советует пословица? Вспомни события своей жизни, в которых пригодилась бы эта пословица, помогла правильно вести себя, дала совет, как поступить. Нравится ли вам эта пословица?

Хотите ли вы её запомнить?

Может ли эта пословица стать добрым советом другу? Кому бы ты хотел посоветовать прислушаться к этой пословице? Может ли эта пословица помочь человеку понять, как правильно поступить в той или иной ситуации? Как ты думаешь, в каких ситуациях эта пословица может стать умным, добрым советом человеку? Из предложенных пословиц (2-4) выбрать ту, которая по смыслу подходит к этой сказке. Вспомнить и рассказать в течение дня воспитателю и детям о тех событиях жизни, к которым подходит эта пословица. Придумать рассказ (сказку) с пословицей. Придумать игру с пословицей. Придумать театральную миниатюру с пословицей. Сосчитать, сколько слов в пословице. Какое слово главное в этой пословице?

Сколько главных слов в пословице?

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/37-rabota-psixologa-s-ped-kollektivom-v-detskom-sadu/596-usvoenie-narodnyx-poslovicz-i-pogovorok-detmi-doshkolnogo-vozrasta?start=2

  • Пословицы и поговорки к сказке гуси лебеди
  • Пословицы из рассказа горе от ума
  • Пословицы к нанайской сказке кукушка
  • Пословица не говори а говори найди пословицу в задании к рассказу допиши ее
  • Пословицы и поговорки в сказках пушкина