Пословицы и поговорки к сказке гуси лебеди

Использована рабочая тетрадь литературное чтение 2 класс, бойкина, виноградская, страницы 22-26.укм школа россиираздел устное народное творчество. продолжение.ответы на вопросы рабочей

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.

Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».

23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?

Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.

Я читала:

  1. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  3. Л. Толстой «Липунюшка»
  4. Л. Толстой «Царь и рубашка»
  5. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
  6. В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.

24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.

25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.

Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных. 

Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.

26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?

Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».

На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.

Этому рисунку соответствует текст:

«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».

27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?

До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.

После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.

28. Раздели текст на части. Озаглавь их.

Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:

  1. За водой.
  2. Возвращение с вёдрами.
  3. Падение яблока и всеобщий переполох.
  4. Что кому показалось.

29. Восстанови последовательность событий сказки.

Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.

30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:

Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.

Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.

Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.

Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.

31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.

Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.

32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».

Лиса: хитрый.

Журавль: умный.

33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.

План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса

  1. Лиса и журавль дружат.
  2. Угощение на тарелке.
  3. Обида журавля.
  4. Угощение в кувшине.
  5. Дружба врозь.

34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.

Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.

35. Какова главная мысль сказки?

Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.

36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.

Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:

  1. За братцем присматривай.
  2. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
  3. Печка, куда гуси полетели?
  4. Поешь моего лесного яблочка — скажу.
  5. Садись кудель прясть.
  6. Бери братца, беги.
  7. Яблоня, матушка, спрячь меня.
  8. Печка, матушка, спрячь меня.
  9. А тут и отец с матерью пришли.

37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?

Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.

1

Обновлено: 28.12.2021

Дядя Максим — брат мамы Петруся Эвелины. Вояка, потерявший ногу. Он лучше других понимает своего племянника и » растит » в нем личность. Именно он зовет в гости Ставрученко и его сыновей, которые хорошо знают фольклор и с уважением относятся к простому народу. Молодые люди слушают, как играет Петр и предсказывают ему славное будущее. Кроме того, Максим отправляет своего племянника вместе со слепцами в путешествие. Их рассказы о прошлом обогащают внутренний мир юноши. Он сравнивает себя и свою жизнь с теми, кто имеет такой же физический недостаток. Кроме того, Петрусь сам, руками » читает» надпись на одной из могил, где похоронен молодой слепой бандурист Юрко, который вдохновлял зрячих в военных походах. Благодаря Максиму , Петро знакомится со слепым звонарем , которого все прихожане уважают.

Итак, благодаря деятельности Максима Благодаря Максиму расширяется не только круг знакомств для Петра, но и его кругозор. Этот персонаж, вне всякого сомнения, талантливый педагог. Он от души помогает родному человеку и делает его жизнь полноценной.

Короленко В. Г. » Слепой музыкант «.

1 год назад
Мы знаем о пассажирах то, что они видели лишь то, что на рельсах лежит человек, а рядом стоит мужчина и машет «флагом», который весь в крови. Пассажиры не имеют никакого отношения к этому конфликту. Пассажиры не смогли бы себя уберечь без помощи Семёна.
Все ученики 6 б и в класса если вы это смотрите и используете это, то перефразируйте пожалуйста! А то Ирина Михайловна поймёт!
Лиза! Перефразируй! А то у нас будут одинаковые ответы! Поставь лайк и выбери этот ответ лучшим!
1 год назад

Повествование ведется от 1 лица, множественного числа

Вот таким с собою унесли мы (цитата)

Образ нам родной, неповторимый (цитата)

Злоба нам сжимала кулаки (цитата)

Пробил час наш. Мы пришли с боями. (цитата)

Следующая пословица

Делу время а потехе час. Эта поговорка очень часто встречается в сказках, баснях. Басня «Стрекоза и муравей» учит нас тому, что всему своё время. В басне стрекоза протанцевала и пропела всё красное лето и не подготовилась к зиме, в то время когда муравей всё лето напролёт готовился к зиме и встретил зиму уже подготовленным.

Один за всех и все за одного. Одна из первых сказок которую слышат самые маленькие детишки. Вся семья дружно взявшись друг за друга сумели вытащить репку.

В тесноте, да не в обиде. Эта поговорка подойдёт ко многим русским народным сказкам, например к сказке «Теремок», где собрались несколько зверей и всем нашёлся тёплый уголок.

Как аукнется, так и откликнется. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль», где лиса однажды обманув журавля вскоре сама осталась голодной.

Мир не без добрых людей. Эта поговорка подходит к сказке «Заюшкина избушка».

Доверяй, но проверяй. Эта поговорка отлично подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

RIOLIt [157K] 1 год назад

Самые известные,- сказка- ложь да в ней намек.. Или,- скоро сказка сказывается

да не скоро дело делается, а еще,- это только присказка, сказка впереди. И неявный намек на сказку,- я там был, мед- пиво пил. —

Мурочка полосатая [244K] 1 год назад

Сказку «Теремок» хорошо характеризует поговорка «В тесноте да не в обиде». Как мы знаем в теремок набилось много зверушек, им было тесно, но все они жили дружно, пока медведь не развалил теремок.

К сказке «Лиса и Журавль» хорошо подходит пословица «Как аукнется, так и откликнется». Лиса плохо приняла в гости Журавля, он ушел от нее голодным. Но сама рассчитывала сытно пообедать, но Журавль поступил так точно как и она, Лиса тоже ушла с гостей голодная.

К сказке «Петушок и бобовое зернышко» хорошо подходит пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Петушок уж слишком быстро глотал зернышки, в результате одно зернышко у него застряло в горле, хорошо, хоть курочка его не оставила в беде.

Алиса в Стране [252K] 1 год назад

Мне вспомнились вот такие сказки, к которым я подобрала следующие поговорки:

Сказка «Каша из топора», про то, как солдат взялся сварить в доме жадных хозяев кашу из одного топора, а в итоге потратил очень даже много продуктов, каша получилась на самом деле, конечно же не из топора, который выполнял скорее декоративную роль, пословицы:

Сказка «Заюшкина избушка», где лиса позарилась на чужой дом, но была изгнана из него с позором:

Ну и всем известная сказка «Волк и семеро козлят», как злой волк пытался съесть козляток, которые остались одни дома, она учит детей быть осторожными и не открывать дверь кому попало, когда находишься дома без старших:

Чёрная Луна [203K] 1 год назад

Таких поговорок множество, многие из них отлично подойдут к популярным русским сказкам. Вот некоторые примеры:

Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех. Именно эта поговорка подойдет к сказке «Репка». Только когда вместе, всей семьей, стали тянули огромную репу, ее получилось вытянуть.

Смелым счастье помогает. Пример сказки — «Маша и медведь».

В тесноте, да не в обиде. Хороший пример сказка «Теремок».

Чем зазнаешься, на то и сломаешься. Здесь как никакая другая хорошо подойдет сказка «Колобок», в которой одноименный герой был съеден лисой.

Жадность – всякому горю начало. Хорошая пословица, которая сразу напоминает про сказку «о Золотой рыбке».

Друзья познаются в беде. Примеров много, один из них «Петушок и бобовое зернышко».

Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Эта пословица про труд, которая тоже подходит к сказке «Стрекоза и муравей».

Есть такие примеры сказки и пословицы:

Марина Вологда [165K] 1 год назад

Поговорки годами слагал народ. Именно в поговорках метко и четко подмечена мудрость. Сказка же рассказывает нам сюжет, но в итоге все равно чему-то учит. В связи с чем, к любой сказке можно подобрать пословицы.

«Не всякому верь, закрывай крепче дверь» — эта пословица говорит о том, что не всем стоит верить, есть обманщики. Эта пословица подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

«Как аукнется, так и откликнется» — пословица говорит о том, что если вы задумали кому-то плохое, это плохое может вернуться к вам. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль».

А вот пословица «Мал золотник, да дорог», говорит о том, что рост для хороших дел не важен. Такая пословица подойдет к сказке «Мальчик с пальчик».

Viridi [131K] 1 год назад

Русский фольклор богат как на сказки, так и на пословицы и поговорки. Практически к каждому народному произведению можно найти соответствующую поговорку. Очень часто именно она как нельзя лучше помогает передать смысл сказки. Самыми популярными можно назвать следующие.

Именно она ка нельзя лучше подходит к любимой многими сказке «Морозко».

Как многие уже догадались отсылает на с к сказке «Репка». Именно благодаря совместному труду, героям произведения удалось вытащить большой корнеплод.

Сказка про наивного зайку и хитрую захватчицу его жилплощади лису — » Заюшкина избушка».

Эта поговорка как нельзя лучше подходит к сказке про волка и семерых козлят.

РУДЬКО [179K] 1 год назад

Например, поговорка про то, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, очень подходит под скаку о репке.Только вся семья , приложив усилия, смогла вытащить репку.

Поговорка о том, что не родись красивым, а родись счастливым очень подходит для сказки про Емелю и щуку.Емеле просто однажды очень повезло, то есть счастье ему улыбнулось и при помощи волшебных слов он смог решить многие свои житейские проблемы.

Sveta S [56.1K] 1 год назад

Народные казки, пословицы и поговорки — часть народного фольклора, поэтому имеюи много обшего. Очень часто смысл сказки можно охарактеризовать одной пословицей.

Всем известна русская народная сказка «Колобок», где герой-колобок убегает от деда и бабки, и уходит гулять по лесу. Всем встречным он рад, поет песенки, пока хитрая Лиса его не съела. К этой сказке подходит пословица: Кто всем верит, того часто обманывают.

Сказка «Репка», где вся семья тянула репку, даже мышка помогала. Подходит пословица: Что одному трудно дается, всем вместе легко берется.

Бекки Шарп [64K] 1 год назад

Все сказки содержат в себе народную мудрость, житейские выводы, поэтому к любой сказке можно подобрать поговорку или пословицу.

Например в сказке «Колобок» колобок убежал от дедушки с бабушкой, но послушал ласковые слова лисицы, которая его обманула и съела. Сюда подойдет поговорка — На языке медок, да на сердце холодок.

К сказке «Теремок» можно подобрать несколько пословиц:

Вот, что вспомнилось навскидку:

Диплом за плечами не носить.

Без муки нет науки.

Смотришь в книгу, а видишь фигу.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Повторение — мать учения.

Учи других и сам научишься.

1 год назад

Будь прям, да не упрям.(говори правду, делай как надо, но если ошибаешься, то отступи)

Злясь — стареют, смеясь — молодеют.(у злых и нервы, и желчь играет, и стресс, а кто смеется, у того орагнизм расслаблен и получает гормоны счастья и радости)

Кто зря сердит, у того голова болит.(опять же, сердиться, да и еще просто так, это портить себе здоровье).

Облака портят восход солнца, а гнев портит человека.(красив восход, когда он виден без облаков, а человек — когда лицо не перекошено гневом).

От мнительности заболевают, от надежды выздоравли­вают.(при­ думав себе болезнь, или проблему, можно заболеть, и получить ее, а уверовав, что вылечишься, и правда вылечишься и без врачей, и без проблем будешь).

У огня не бывает прохлады, а у гнева рассудка.(огонь жарок, и это непреложно(почти), так же и в гневе говорят и делают много лишнего, и это тоже непреложно).

1 год назад

Многие писатели пересказывали и обрабатывали русские народные сказки, а также сказки зарубежных авторов.

Очень много русских народных сказок в пересказе Алексея Николаевича Толстого. Бобовое зернышко, Гуси-лебеди, Заяц — хваста, Иван Царевич и серый волк, Колобок, Кот и лиса, Кривая уточка, Лиса и журавль, Лиса и заяц, Мальчик-с-пальчик, Петушок — золотой гребешок, По щучьему велению, Репка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Пузырь, соломинка и лапоть, Теремок, Хаврошечка и другие.

Сергей Тимофеевич Аксаков услышал в детстве сказку Аленький цветочек. В дальнейшем он пересказал и обработал эту замечательную сказку.

Павел Петрович Бажов обработал и записал народное уральское сказание Серебряное копытце.

Произведения Александра Сергеевича Пушкина тоже написаны по мотивам русских народных сказок. Руслан и Людмила, Сказка о мертвой царевне.

Собирательством сказок занимался В.И.Даль, он собрал и записал более 1000 сказок, А.М.Афанасьев, Богдан Бронницын, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.Бианки, Л.Пантелеев, М.Горький, К.Ушинский, Л.Толстой.

Иван Сергеевич Тургенев перевел и обработал замечательные сказки Шарля Перро. Кот в сапогах, Награда волшебницы, Золушка, Красная шапочка, Мальчик-с-пальчик, Спящая красавица, Хохлик, Ослиная кожа.

1 год назад

Но ведь сказки пишутся для детей. Моего сына, похоже, именно эта сказка научила принимать самостоятельные и независимые решения. Серьёзно! Дело было так. Сыну было тогда между двумя и тремя годами, ближе к трём. Рассказала я сказку до конца, был у нас такой ритуал — сказка на ночь. Сынок помолчал и вдруг выдал: «А зачем дед их звал, взял бы лопату и выкопал».

Может, большинство сказок как раз и рассчитаны на то, что дети, уловив присущим им чутьём тот самый самый сказочный утопизм, научатся мыслить и действовать в реальности вместо слепой веры в легко достающиеся чудеса. Ещё их манной небесной называют.

1 год назад

Сурдинкой называется насадка на духовой музыкальный инструмент, которая служит для приглушения звука. Фразеологизм «под сурдинку» означает: втихомолку, потихоньку, чтобы никто не слышал, украдкой». То есть делать что-то без лишнего шума, не привлекая к себе внимания.

Следующая пословица

1) Русские народные сказки дают такие уроки людям,как : мужество, героизм, добро,справедливость,хитрость (смекалка) ,любовь и многие другие уроки ,которые учат нас на чужих примерах . Но не нужно быть трусливым , жадным , завистливым ,ленивым человеком .
2)Если посудить ,то будут все важные выше перечисленные уроки.
3)Добро побеждает Зло ;любовь не картошка,не выбросишь в окошко; волков бояться — в лес не ходить и т.д
4)А.М.Горький,А.Н.Толстой,С.ТАксаков и т.д.
Как то так .

Мудрая девушка
ответ по моему

10 месяцев назад

Он был кузнецом.

10 месяцев назад

Маугли великодушен и благороден. Он не затаил зла на людей, несмотря на то что они забросали его камнями с криками «Ступай прочь!». Через некоторое время Маугли по законам джунглей вернулся к людям и сумел их простить. Он — сильная личность с добрым и честным сердцем. Злобе и вражде герой противопоставляет любовь и верность.

7 месяцев назад

Второе
тот, кто читал Онєгина весьма восхещался его описаниями: сколько там описаний разных балов, дуелей и душевных пережываний. я думаю что сочинение Эвгений Онэгин и в правду есть енциклопедией того времени потому, что читая ету книгу ми могли представить обстановку и битье епохи Онегина.
как же мне хотелось быть там и прожить тою жизнью которой жил Онэгин.
тот кто хочет хоть чуть-чуть побывать в той епохе просто обязан прочесть етот роман. даже если ето не так, ви пополните ряди литератури, которие есть у вашей голове.

10 месяцев назад

В большом толковом словаре живут вежливые слова: Извините, Пожалуйста, Спасибо, Благодарю, Здравствуйте, До свидания и многие другие. Им очень нравится, когда люди их произносят. И наоборот, когда о них забывают, вежливым словам становится грустно. Ругать невоспитанных людей слова не могут, потому что они очень вежливые. Поэтому давайте радовать вежливые слова — давайте произносить их почаще!

1 год назад

Смотрите также:

Как описывается работа трёх мастеров — оружейников из сказа Левша

Тема и основная мысль произведения » Герой нашего времени » где-то по одному предложению . Помогите пожалуйста, очень срочно над

Привет.Помогите пожалуйста.Срочно.Напишите сочинение «Нравственный выбор моего равестника в рассказе «Уроки француского»».

Привести все примеры малых жанров фольклора все кроме закличка считалка калыбельная песня приговорка приговорка загадка

Следующая пословица

• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

«Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

•Бранись, брда на себя оглнись.

• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

• .Других не суди, на себя погляди.

• Правда – глаза колет.

Осень

• От осени к лету поворота нету.

• Лето со снопами, осень с пирогами.

• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

• Осень – запасиха, зима – прибериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

• В зимний холод всякий молод.

• В феврале дороги широки.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Зиме да лету союза нету.

Весна

• Матушка весна – всем красна.

• В апреле земля преет.

• Февраль богат снегом, апрель водой.

• Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

• За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

• Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

• Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

• Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик — семицветик»

• Дружба дороже денег.

«Хлеб»

• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

• Хлеб – всему голова.

• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

• Хлеб да вода – молодецкая еда.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

• Доброе братство лучше богатства.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

• Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Доброму везде добро.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• С поклону голова не болит.

Семья

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

• Материнская молитва со дна моря поднимает.

• Лучше матери друга не сыщешь

• Нет такого дружка, как родная матушка.

• При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

• Дом как полная чаша.

• Дорога ложка к обеду.

Овощи

• Без заботы и репу не вырастишь.

• Всякому овощу свое время.

Домашние животные

• Без кота мышам раздолье.

• Козла спереди бойся, коня сзади.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Делу время, потехе час.

• Поработаешь до поту – поешь в охоту.

• Умелые руки не знают скуки.

• Сделал дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

• Как рыба в воде.

• Биться. Как рыба об лед.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

• Азбука к мудрости ступенька.

• Без муки нет науки.

• Без терпенья нет ученья.

• Грамота – второй язык.

• Грамоте учиться – вперед пригодиться.

• Знание лучше богатства.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Сразу всему не научишься.

Колобок

• Чем хвалимся, на том и провалимся;

• На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

• Не бравши топор, жилья не срубишь;

• Легко взято, легко и потеряно.

Репка

• Из многих малых одно большое выходит;

• Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

• Как аукнется, так и откликнется.

• Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

• Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

• Не все то золото, что блестит.

• Телу – простор, душе – теснота.

Публикации по теме:

Выручалочка «Учим песни».

Выручалочка «Учим песни». Предлагаю вам еще одну «выручалочку» — мнемотаблицы. Я их использую при разучивании слов к песням и движений в танцах. Вот некоторые примеры.

Читайте также:

      

  • Пословица к рассказу две лягушки пантелеев
  •   

  • Пословицы про женщин которые достали мужчин
  •   

  • Техника в руках индейца поговорка
  •   

  • Поговорка к слову умница
  •   

  • Гордым быть глупым слыть смысл пословицы

НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема занятия: Русская народная сказка «Гуси–Лебеди».

Цель занятия: развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Учить передавать структуру сказки.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3.Вспомнить порядок появления героев в сказке.

4. Развивать умение действовать согласованно.

5. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

6 Воспитывать интерес к чтению и обыгрыванию сказки; любовь к устному народному творчеству.

7.Снимать мышечное и нервное напряжение (физминутка, пальчиковая гимнастика).

Словарная  работа:

Уста, устное народное творчество, кликала, шла дурная слава, покуда, ни жива, ни мертва, ни с чем улетели.

Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание картин с изображением персонажей сказки, чтение загадок о героях сказки, использование театрализованных игр в свободной деятельности детей.

Материалы и оборудование:

— театральная ширма,  настольный театр (персонажи сказки «Гуси-лебеди»).

Ход занятия:

1. Организационный момент:

(Дети встают полукругом.)

Воспитатель:  Я хочу пригласить вас в удивительный мир сказок. Вы любите сказки? (да). Какие вы знаете сказки? («Теремок», «Колобок», «Лиса и серый волк» и т.д. А кто пишет сказки, ребята? (писатели, люди, народ). Правильно. А. С. Пушкин автор сказки «Золотая рыбка», Ш. Перро «Красная шапочка», братья Гримм написали «Бременские музыканты». У этих сказок свой автор, писатель. А есть сказки, у которых автор – народ. И названия им – народные.

Пришло это название вот откуда. В древние времена, когда люди еще не знали букв , не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та — своей. А знаете, как в то время называли губы? (нет). Губы называли уста. Поэтому то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки.

Ребята,  а кто читает вам сказки?  (бабушки, мамы, папы). Где живут сказки? (в книжках, в мультфильмах.)

В какую сказку мы попадем сегодня вам надо отгадать.

У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они   глядят.

Дети: («Гуси – Лебеди»)

Воспитатель: Правильно вы догадались – это сказка «Гуси – Лебеди».

В сказке встречается много новых для вас слов, давайте попробуем их объяснить.

(Аленушка) Кликала – это значит? (звала)

(О гусях-лебедях) Шла дурная слава – значит? (говорили плохое)

Покуда – значение этого слова какое? (пока)

Ни жива, ни мертва (Аленушка) – это значит? (испуганная)

(Гуси-лебеди) Ни с чем улетели – значит? (пустые)

(Иванушка) Горя не знает – это что означает? (довольный, спокойный)

Ну, а теперь сели поудобней. Сказка начинается:

«Жили – были матушка да батюшка и была у них дочка Аленушка (выставляется фигура Аленушки) да сынок маленький — Иванушка (выставляется фигура Иванушки).

Вот как-то собрались родители на ярмарку. Аленушке наказывают смотреть за братцем, а мы вам гостинцев привезем.  Уехали родители.

(обращение к детям)

А что же дальше произошло с героями?

Дети: (дети пересказывают сказку)

Аленушка посадила братца на травку, а сама побежала  с подружками поиграть, заигралась и забыла о братце. Сидит Иванушка, играет и горя не знает.

Воспитатель: Давайте все вместе, дружно и игриво скажем: «Сидит Иванушка, играет и горя не знает» (дети повторяют).

(выставляется фигура Иванушки на травке)

Воспитатель: И тут … налетели гуси – лебеди (появляются над Иванушкой фигуры Гусей-лебедей)

Давайте с вами не скажем, а покажем, как они налетели (предложение детям встать на ковре).

Какими вы представляете гусей? Опишите их.

Дети: Большие, грозные. Черные. Гуси кричат, шипят, крыльями сильными машут…

Воспитатель: Давайте их изобразим такими (показывает движения, сопровождая речью; дети выполняют этюд «Гуси-лебеди»).

Злые гуси-лебеди,

не с добром прилетели, не с миром, — (грозный вид)

крыльями машут, — (машут широко расставленными руками)

клювами шипят. – (сжимая зубы, выдыхают воздух – шипят)

Над головой кружат.

Кружили, кружили (перебирая ногами, ходят, расставив руки, планируя)

Ивана подхватили на крылья (убираю фигурку Ивана)

посадили и улетели…

а мы с вами на стульчики тихонечко сели.

(дети садятся на стулья)

Воспитатель: Вернулась Аленушка(выставляется фигура Аленушки) кинулась искать, звала, звала: «Ау-ау, Иванушка!». Давайте позовем вместе, дружно и протяжно вот так: «Ау-ау, Иванушка!» (дети повторяют несколько раз), а братца – и нет. Ахнула, слезами заливалась – братец так и не откликнулся…

Что же произошло дальше? (дети пересказывают сказку)

Воспитатель: Какая слава ходит про гусей?

Дети: дурная слава. Плохое рассказывают о них, недоброе.

Воспитатель:Побежала Аленушка в чисто поле – только и успела заметить вдалеке гусей-лебедей, скрылись они за темным лесом. Про гусей люди давно рассказывают, что воруют они детей и в избушку к Бабе-Яге уносят.

Догадалась девочка, что гуси-лебеди украли ее братца, бросилась вдогонку. Бежит Аленушка лесом по дорожке пока не повстречала кого?

Дети: Печку!

Воспитатель: (выставляется фигура печки). Завязался между ними разговор.

Давайте вспомним какой? (дети пересказывают сцену)

Воспитатель: Молодцы какие: вспомнили слова героев! Давайте обыграем эту сцену: разговор Аленушки и печки. Вы будите говорить жалобно слова (с просьбой в голосе): «Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? А печка вам ответит: «Съешь моего ржаного пирожка скажу». На что вы ей скажите: «У моего батюшки и пшеничные не едятся». Договорились? Тогда начали…

Бежит Аленушка лесом по дорожке пока не повстречала печку. Обращается она к печке.

Дети: (все вместе)«Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?

Воспитатель: «Съешь моего ржаного пирожка скажу».

Дети: (все вместе) «У моего батюшки и пшеничные не едятся».

Воспитатель: Не стала Аленушка пирожок кушать, печка ей ничего не сказала. Ни с чем Аленушка побежала дальше.

Бежит Аленушка дальше ног под собой не чует. И повстречала она… яблоньку (выставляется фигура яблоньки). Говорит Аленушка яблоньке …давайте все вместе скажем: «Яблонька, яблонька скажи, куда гуси-лебеди полетели?» (дети говорят вместе с воспитателем)

Воспитатель: «Съешь моего лесного яблочка скажу». А Аленушка в ответ все вместе скажем: «У моего батюшки садовые не едятся»(дети говорят вместе с воспитателем)

Воспитатель:Не стала Аленушка кушать яблочко, яблонька ей не сказала, куда гуси полетели.

Побежала Аленушка дальше. Бежит она и встречает кисельную речку с молочными берегами (выставляется фигура речки). «Речка матушка скажи куда гуси — лебеди полетели?»  Речка отвечает давайте все вместе скажем: «Выпей моего киселька – скажу» (дети говорят вместе с воспитателем).

Воспитатель: Не стала Аленушка кисель пить. Ничего не ответила ей речка. Совсем загрустила Аленушка, заплакала, но тут под ногами услышала шорох. Кто это был?

Дети:Зайчик.

Воспитатель: Рассказала Аленушка, что случилось с братцем. Помогу тебе – говорит зайчик, только ты должна отгадать, где твой братец находится. Задумалась Аленушка.

В темном лесе есть избушка (руки подняты вверх в виде домика)

Стоит задом наперед (повороты туловища)

В этой маленькой избушке бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие.(изображают рукой крючок, бинокль)

И поломана нога, (прыгают на одной ножке)

Ух, сердитая какая, (грозят)

Уходи, уходи больше к нам не приходи. (грозят)

Воспитатель: Догадалась Аленушка где ее братец. Побежала к домику Бабы-Яги.  (выставляется фигура Бабы-Яги и Иванушки).

Схватила Аленушка братца Иванушку на руки и побежала, что есть силы домой.(выставляются фигуры Аленушки и Иванушки). Спохватилась Баба-Яга, а Иванушки нет. Кликнула она гусей – лебедей и послала их в погоню.(выставляются фигуры гусей) Бежит Аленушка с братцем, слышит гуси летят, вот-вот догонят. Видит впереди кто? (дети отвечают вместе) речка.(выставляется изображение речки). Аленушка: «Речка, реченька спрячь нас за нами гуси – лебеди гонятся, вот-вот догонят». Что речка ей ответила? (дети отвечают вместе: «Выпей моего киселька, спрячу».

Воспитатель: Выпила Аленушка с Иванушкой киселька — речка их и спрятала. Поблагодарила Аленушка речку.

Бежит Аленушка дальше слышит, что гуси вот-вот ее догонят. А навстречу яблонька.(выставляется фигура яблоньки) «Яблонька  спрячь нас за нами гуси-лебеди гонятся». А яблонька говорит вместе давайте скажем: Съешь моего   кислого лесного яблочка, спрячу.

(дети повторяют)

Дети: Съешь моего   кислого лесного яблочка, спрячу.

Воспитатель: Дети  съели по кислому лесному яблочку, яблонька их и закрыла своими веточками. Гуси полетали, полетали и улетели. Поблагодарила Аленушка яблоньку и дальше побежала.

Бежит Аленушка, ноги устали, тяжело братца держать, а гуси догоняют, хотят выхватить Иванушку. Видит Аленушка стоит на пути  что?(дети отвечают)печка (выставляется фигура печка). Побежала к печке и говорит «Матушка спрячь нас за нами гуси-лебеди гонятся». Поиграй со мной, — предлагает в нашей сказке печка. Давайте поиграем с печкой.

Пальчиковая гимнастика

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

Пирожок мой очень вкусный.
Вот грибной, а вот капустный.

Я пеку, пеку, пеку

Деток от гусей я сберегу.

Воспитатель: Взяли Аленушка с Иванушкой по пирожку, а они горячие подули на них.( Дыхательная гимнастика: Давайте и мы с вами подуем, поможем им.) Съели Аленушка с Иванушкой пирожок, спрятала их печка. А гуси покружились, покружились вокруг печки и ни с чем улетели к Бабе-Яге. Поблагодарила Аленушка печку. Взяла братца и благополучно вернулась домой. А тут и матушка с батюшкой приехали, гостинцев привезли. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Итог

Воспитатель: Вам понравилось сказка? (ответы детей).  Что вам больше всего понравилось?  (ответы детей).

— Какие герои в этой сказке хорошие, а какие плохие? (ответы детей).

— Гуси-Лебеди какие? Почему? (ответы детей).

— А если бы Гуси — Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы?(ответы детей).

— Баба-Яга какая? Почему? (ответы детей).

— А если бы Баба-Яга оказалась доброй, как тогда закончилась бы сказка? (ответы детей).

Интересно, забавно у вас получается. Фантазеры вы неплохие. Я предлагаю вам дома придумать сказку, где Аленушка стала злой, а Баба-Яга — доброй. Попробуете? (Ответы детей).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/451645-nod-po-razvitiju-rechi-v-starshej-gruppe-tema

Квест — игра для детей старшего дошкольного возраста «В стране сказок».Квест — игра для детей старшего дошкольного возраста «В стране сказок».

Разработали: Шибалина Татьяна Викторовна, воспитатель; Данилишина Анна Вячеславовна, учитель-логопед МДОУ ДСКВ №8 «Теремок» Г.о. Подольск, Московская область

В России 6 апреля отмечают День русской народной сказки. Сказка — это красота природы, красота жизни, это борьба добра со злом. Дети в сказках учатся добру, познают красоту родного языка. Они живут с персонажами сказок, помогают им, переживают за них. Сказка — это волшебная страна.

Цель игры — прививать интерес к устному народному творчеству посредством квест – игры.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знание русских народных сказок, пословиц и поговорок;
  • закрепить количественный и порядковый счёт; умение отвечать на вопросы: «сколько?», «который?»; знание цифр;
  • учить ориентироваться в пространстве группы.

Развивающие:

  • владеть речью, как средством общения; использовать в речи

распространённые предложения;

  • развивать инициативу, самостоятельность, творческие способности.

Воспитательные:

  • создать хорошее настроение,
  • осваивать умение работать в команде;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, просмотр мультфильмов по мотивам сказок.

Материалы и оборудование: письмо в большом конверте; игрушки: мышка, лягушка, зайчик, волчок, лисичка, медведь; конверты с заданиями; фотография сундука на фоне музыкального зала формата А4, разрезанная как пазл на шесть частей; сундук; книга русских народных сказок; аудиозапись ритмичной музыки; магнитная доска, цифры на магнитах.

Начало квеста. Дети утром приходят в группу и находят красиво оформленный большой конверт с письмом. Воспитатель читает детям текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Персонажи русских народных сказок хотят поздравить вас с Днём русской народной сказки и приготовили подарки, но предлагают вам их найти. Для этого надо выполнить ряд заданий. После выполнения каждого задания вы получите подсказку, где искать подарки. Первая подсказка: вспомните, как называется ваш детский сад».

Воспитатель предлагает детям вспомнить название детского сада — «Теремок», назвать персонажи и догадаться, где надо искать подсказки.

1. Дети называют первый персонаж – мышку, находят игрушку и конверт. В конверте находится первая подсказка (фрагмент пазла) вместе с заданием. Воспитатель предлагает детям выполнить задание, чтобы получить подсказку.

Задание. Назвать сказку и её героев.

У Алёнушки – сестрицы Уплетая калачи,

Унесли братишку птицы. Ехал парень на печи.

Высоко они летят, прокатился по деревне

Далеко они глядят. И женился на царевне.

( «Гуси – лебеди») ( «По щучьему велению»)

Кто – то за кого –то Сидит в корзине девочка

Ухватился цепко: У мишки за спиной.

Никак не вытянуть А мишка, сам не ведая,

Ох! Засела крепко! Несёт её домой.

( «Репка») ( «Маша и медведь»)

Как – то мышка – невеличка На тарелочке лежал,

На пол сбросила яичко. Поостыл и убежал.

Плачет баба, плачет дед, Встретил он зверей в лесу,

Что за сказка, дай ответ! На беду свою – лису.

( «Курочка – ряба»). ( «Колобок»)

2. Дети называют второй персонаж – лягушку, находят конверт с подсказкой и заданием. «Репка выросла большая! Вот компания какая собирает урожай. Ну – ка, всех их сосчитай».

Задание. Ответить на вопросы:

— Сколько всего персонажей сказки «Репка»? (Шесть)

— Кто первый пришёл тянуть репку? (Дед)

— Которая по счёту внучка? (Третья)

— Кто по счёту пятый персонаж? (Кошка)

— Кто после третьего персонажа? (Жучка)

— Кто тянет репку шестым? (Мышка)

— Сколько животных помогают тянуть репку? (Трое)

— Сколько людей тянут репку? (Трое).

3. После выполнения задания дети ищут третий персонаж – зайку, находят конверт с заданием и цифрами на магнитах, выполняют задание и получают подсказку.

Задание. В русских народных пословицах и поговорках услышать число, назвать его, найти нужную цифру и поставить её на доску в числовой ряд.

  • Один в поле не воин.
  • Обещанного три года ждут.
  • У коня четыре ноги, да и тот спотыкается.
  • Знать, как свои пять пальцев.
  • Весна да осень – на дню перемен восемь.
  • Семь ворот – да все в огород.
  • Два сапога – пара.
  • Шесть дней работай, потом отдыхай.
  • Сидит дед в девять шуб одет.

4. После выполнения задания дети ищут куклу – волчонка, он предлагает детям сделать зарядку. Дети вместе с воспитателем делают весёлую зарядку под музыку и получают подсказку.

«На лесной полянке в ряд звери делают зарядку.
Заяц головой вращает – мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение,
Очень ему нравится это упражнение.

Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
«Ты, волчишка, не ленись,
Вправо, влево наклонись,

А потом вперёд, назад,
Получишь бодрости заряд».
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.

Спинку держит прямо – прямо,
Так учила его мама.
Ну а белки, словно мячики,
Дружно прыгают и скачут».

5. Затем дети находят куклу – лисичку, для получения подсказки они должны назвать семь русских народных сказок, в которых есть персонаж — лиса.

(Например: «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и заяц», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»).

6. Возле медведя дети находят конверт с рисунками на темы известных сказок, но художник в них что — то напутал. Надо назвать сказку и найти ошибку. После выполнения задания дети получают последнюю подсказку.

  • В сказке «Репка» репку первой тянет мышка, а не дед.
  • В сказке «Колобок» лиса поёт песенку колобку, а не репке.
  • В сказке «Гуси – лебеди» лебеди уносят Иванушку, а не Алёнушку.
  • В сказке «Колобок» колобок первым встретил зайца, а не медведя.
  • В сказке «По щучьему велению» Емеля поймал в проруби щуку, а не золотую рыбку.
  • В сказке «Волк и семеро козлят» к козлятам приходит волк, а не медведь.
  • В сказке «Маша и медведь» медведь несёт в коробе Машу, а не Бабу – Ягу.

7. Воспитатель предлагает сложить из подсказок пазл и спрашивает, что получилось. ( «Картинка»). Что на картинке? ( «Сундучок»). Где он находится? ( «В музыкальном зале»). Дети с воспитателем с детьми идут в музыкальный зал, находят сундук, открывают его. В сундуке новая книга «Русские народные сказки» и угощение для детей.

Примечание.

  • Текст зарядки — источник https: //infourok. ru/

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Энгельсовская ОШ №18»

Литература родного края. Урок литературы в 7 классе

Тема урока: «Жизнь и творчество Казака Луганского. Пословицы и поговорки русского народа»

Разработала учитель русского языка и литературы

Ряднова Татьяна Михайловна

Литература родного края. Урок литературы в 7 классе

Тема урока: «Жизнь и творчество Казака Луганского. Пословицы и поговорки русского народа»

Цели:

Образовательные: пополнять пословицами и поговорками активный словарный запас учащихся; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно с использованием различных источников искать необходимую информацию, обмениваться нею, поддерживать разговор, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся и ответственность за порученное дело.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка и чувство гордости за него.

Планируемый результат:

Познавательные УУД: формировать умение употреблять в обычной речи пословицы и поговорки в нужном контексте.

Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать, находить общее решение и договариваться с одноклассниками.

Личностные УУД: формировать гражданскую позицию, умение делать самостоятельные выводы и осознавать суть выполненной на уроке работы.

Предметные: различать малые жанры УНТ; находить созвучие окончаний в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.

Основные понятия: пословица, поговорка.

Оборудование: выставка книг В.И.Даля, словари, стенд, посвящённый жизни и деятельности В.И.Даля.

Оформление: на доске – высказывания:

  • Пословицы — это цвет народного ума, … это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. (В. И.Даль)

  • Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!.. (А. С. Пушкин)

  • Где родился, там и пригодился. (Пословица)

Ход урока

Организационный момент

Звучит музыка

О, гости достопочтенные!

Пройдет пусть встреча светлая

По пословицам и поговоркам века прошлого.

Скрепите ум силою своею,

Поострите сердца мужеством,

Быть уроку великому.

А потому пора уже

К беседе приступить…

О великом муже Земли Русской,

О создателе Словаря толкового

Живого великорусского языка,

О Владимире Ивановиче Дале.

Так отправимся же в путешествие

По следам деяний Далевых.

Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним человека, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству. Это Владимир Иванович Даль и мы с вами прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни, поработаем с пословицами и поговорками, поупражняемся в произношении скороговорок.

Владимира Ивановича Даля все мы знаем как составителя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако об остальных его талантах почти никто не слышал, а ведь их великое множество. Был моряком, врачом, государственным служащим, писателем. Участвовал в военных походах. Изучал природу и народные обычаи. Написал учебник по ботанике и создал в Оренбурге музей. Главным делом жизни Даля стало создание «Толкового словаря живого великорусского языка», он посвятил его созданию 47 лет своей жизни. Словарь включает более 200 тысяч слов, 80 тысяч из которых ранее в словари не включались.

Если просто записать все слова, собранные Далем в столбик, то понадобится 450 школьных тетрадей.

В толковом словаре В. И. Даля слова расположены в алфавитном порядке, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.

Ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват в поднебесье ушёл» (печь, огонь, дым).

Что, по-вашему, означает выражение «кошка с котятами»? (Кошка – это домашнее животное.)

А вот Владимир Иванович Даль даёт девять толкований слова «кошка». Это:

  • Домашнее животное.

  • Якорь о четырёх лапах.

  • Снаряд для осмотра выбоин в орудиях.

  • Кожаный кошелёк, который носят на поясе.

  • Плётка с несколькими хвостами.

  • Коса на взморье, или отмель.

  • Рыбачий сачок.

  • Растение.

  • Игра.

А еще он приводит пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела», «Знай кошка своё лукошко», «Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть», «Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется».

И загадка о кошке есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, две двойка, третья маковка».

А теперь отгадайте загадки со словом «кошка», что это: «Белая кошка лезет в окошко»? (Свет!)

Вот ещё одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех»? (Три!)

Ребята, а что вы ещё знаете о Владимире Ивановиче Дале?

Кто же он – создатель всемирно-известного словаря?

В какое время он жил?

Слово предоставляется подготовленным учащимся

Рассказ о годах жизни В.И.Даля

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в Луганске, на Украине. Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю, которую он пронес через всю свою долгую жизнь, выбрав себе впоследствии литературный псевдоним Казак Луганский.

Отец Даля, Иоганн Даль, сын офицера датской королевской армии, преуспел в науках: он рано окончил школу, учился в университете в Германии. Блестяще знал языки: немецкий, английский, французский, русский, латынь и греческий. Слова о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина пригласила Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Это было в середине 80-х годов 18 века.

Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России, чтобы быть полезным России. В те годы в стране было мало врачей, Иоганн Даль решил посвятить себя медицине. С этой целью он снова отправился в Германию, получил диплом доктора медицины и, вернувшись в Россию, больше никогда ее не покидал. С тех пор и имя свое стал писать на русский лад – Иван Матвеевич. Вскоре он женился на Марии Фрайман и поселился в Гатчине. Уйдя в отставку, отец Даля служил лекарем в Луганске, а затем – в Николаеве.

Основная забота о детях лежала на матери, и начальное образование Володя Даль получил дома. Мама не была полиглотом, как отец, однако, она кроме немецкого в совершенстве владела русским, французским и английскими языками.

Владимир Даль не сразу пошел по стопам отца. В 13 лет поступил в Морской корпус в Петербурге, где провел 5 лет. Окончить корпус было непросто. При выпуске сдавали экзамены по алгебре, геометрии, тригонометрии, высшей математике, астрономии, физике, навигации, механике, теории морского искусства, грамматике, истории, иностранным языкам, артиллерии, корабельной архитектуре.

В числе 12 лучших воспитанников, среди которых были: будущий адмирал Нахимов и будущий декабрист Завалишин, совершил на бриге «Феникс» учебное плавание к берегам Швеции и Дании.

Позже Даль вспоминал: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».

2 марта 1819 года Даль выпущен мичманом в Черноморский флот. Позднее учёбу описал в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся».

В этом же году Даль начинает собирать слова, которые позже войдут в его «Толковый словарь живого великорусского языка». По дороге из Петербурга в Николаев он записывает от новгородского ямщика первое удивившее его слово «замолаживает» (пасмурнеет).

С тех пор, куда бы ни бросала его судьба, он всегда находит время записать меткое слово, выражение, песню, сказку, загадку. «Замолаживать иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии, значит заволакиваться тучами, говоря о небе, клониться к ненастью». Так Даль записывает первое слово для своего будущего словаря, услышанное от ямщика.

Результат этого труда четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло 800 тысяч слов.

Морская служба оказала большое влияние на В.И. Даля, еще учась в Морском корпусе, он создал свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона.

Морская работа была очень интересной, поэтому он включает в свои сборники морские загадки. Сейчас мы попробуем их с вами отгадать.

1. Велика телега, об одном колесе: сама катится, а вокруг света обвозит. (Корабль, колесо-штурвал).

2. Еду, еду – следу нету; режу, режу – крови нету. (Корабль или лодка на воде).

Морская тема прослеживается и в пословицах:

1. Иди в море на неделю, а хлеба бери на год.

2. С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь.

3. Кто в море бывал, тот лужи не боится.

Рассказ о службе Даля в качестве медика

Отслужив семь лет во флоте, Даль выходит в отставку и уезжает поступать в город Дерпт на медицинский факультет. Говорят, что у каждого города есть своя особенность. Дерпт город-студент. Время, проведенное в Дерпте, называл Даль «временем восторга и золотым веком». Он часто бывает в доме профессора хирургии Мойера, куда приходят поэты Жуковский и Языков, любимый ученик Мойера будущий великий хирург Пирогов».

По окончании университета Даль участвует в русско-турецкой войне, вместе с русской армией он совершает переход через Балканы, непрерывно оперируя в палаточных госпиталях и непосредственно на полях сражений Он лечит раненых, борется с холерой и чумой и по-прежнему собирает слова. Даль сблизился с солдатами, вслушивался в их разговоры, записывал слова.

«Бывало на дневке, – рассказывал Даль, – соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той или иной местности называется». Вот, например, такое простое слово «лужа». В разных областях России ее, оказывается, называют по-разному: в Костроме – «калуга», в Пскове – «лузь», на Севере – «лыва», а в Тамбове – «мочажина». Вот и получается целая цепочка слов.

Русское командование закупило несколько тысяч верблюдов для перевозки военных грузов. У Даля был свой верблюд. Он был для Даля дороже золота: он таскал по военным дорогам не простую поклажу, а записки к будущему толковому словарю, которые собирал Владимир Иванович в течение 10 лет. Верблюд был «нагружен словами». Неожиданно верблюд пропал. Во время короткой стычки с турками Даль перевязал раненых и возвратился в обоз. Он не нашел своего верблюда. Даль признавался потом, что осиротел с утратой своих записок.

«Осиротеть» — тяжелое слово. Так говорят, когда теряют близких. Утрата подсказала Далю, что не увлечением были эти записки, а призванием. Понял, что ему в жизни без них не обойтись. К счастью, через неделю казаки привезли отбитого у врага верблюда. Даль вдруг изнемог: он обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шее да так и стоял, ослабев. Говорят, мал сокол, да на руке носить – велик верблюд, да воду возить. Золотого царского сокола любимее был Далю рыжий двугорбый верблюд.

С марта 1832 года В. И. Даль служит ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга. Биограф Владимира Даля П.И. Мельников пишет: «Здесь он трудился неутомимо и вскоре приобрёл известность замечательного хирурга, особенно же окулиста.

Он сделал на своём веку более сорока одних операций снятия катаракты, и всё вполне успешно. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Он мог левой рукой и писать, и делать всё, что угодно, как и правой. Такая счастливая способность особенно пригодна была для него во время операций. Самые знаменитые в Петербурге оперирующие хирурги приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой».

Даль – сказочник

Многое пришлось услышать Далю во время войны. Каждый день его тетради пополнялись новыми записями. А однажды он стал сочинять сказки. Страшновато было отдавать их на суд читателей. Но он все-таки решился напечатать несколько. Придумал псевдоним – казак Луганский (по месту рождения). Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток». Сейчас мало кто знает, что первая сказка нашего детства «Курочка Ряба» принадлежит сказочнику Казаку Луганскому (Далю).

Многие его сказки напоминают русские народные: «Девочка Снегурочка» – русскую народную сказку «Снегурочка и лиса», «Привередница» – сказку «Гуси-лебеди». А сказку, хорошо знакомую всем под названием «Репка», В.И. Даль тоже рассказал по-своему.

Осенью 1832 года Владимир Иванович даль собрался с духом, взял своих «Русских сказок» и отправился в дом Александра Сергеевича Пушкина, которому Даль показал свои сказки. Сказки эти были не очень интересны. Даль не умел придумывать увлекательных сюжетов, приключений для своих героев. Ценность их в другом. Книга получилась похожей на небольшой словарик народного языка, сборник пословиц и поговорок. «Что за роскошь, что за смысл! Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – говорил Александр Сергеевич Пушкин, которому Даль показал свои сказки.

С этих сказок и начались добрые и дружеские отношения В.И. Даля с А.С. Пушкиным, продолжавшиеся до последних мгновений жизни великого русского поэта Не исключено, что именно Пушкин подал мысль Далю взяться за словарь. Восхищенный сказками Даля, Пушкин подарил ему рукописный текст одной из своих сказок с дарственной надписью «Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

В трагические январские дни 1837 года Владимир Даль как близкий друг поэта и как врач принял участие в уходе за смертельно раненным Пушкиным. К Далю были обращены слова умирающего Пушкина: «Жизнь кончена…» Ему благодарный поэт вместе с перстнем-талисманом передал черный сюртук, простреленный пулей Дантеса

Учитель: Сказки Даля знакомят с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру, справедливости, любви к правде и добру. А вот всем вам известную сказку «Репка» Владимир Иванович тоже рассказал по-своему и назвал ее «Коломенская желтая репка». Давайте посмотрим ее инсценировку и назовем отличие ее от народной сказки. Какая группа запишет больше этих отличий.

Даль – создатель «Словаря…»

На творчестве Даля положительно отразилось хорошее знание им современной жизни – ведь никто из писателей XIX века не странствовал по Руси столько, сколько Владимир Даль. Прекрасные душевные качества, одаренность, общительность, разносторонность интересов Даля привлекали к нему людей. Поэтому он близко сходится с Пушкиным, Гоголем, Некрасовым, Тургеневым, Жуковским.

В 1853 году Даль отправляет в Академию наук свой сборник «Пословицы русского народа», где собрано более 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Каждую из них Даль записывал, а узкую полоску бумаги (Даль называл их ремешками).

Если сложить все ремешки, получится лента около семи километров длиной. Пословицы Даль расположил по темам. Например: Родина – Чужбина, Молодость — Старость и.т.д. Каждая тема — отдельная тетрадь. Всего 180 тетрадей, 180 тем.

Наибольшая ценность «Толковый словарь живого великорусского языка» ему В.И. Даль посвятил 53 года. Поэт Михаил Матусовский написал об этом словаре такие строки:

То ловишь отзвук древнего напева, то говор поздних дней.

И слово состоит, подобно древу, из веток и корней.

Незыблема его первооснова на много тысяч лет.

Выходит так, что у любого слова есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья, и так растет строка.

И можно различить сердцебиенье живого языка.

Сидят теперь четыре института над словарем одним,

А Даль все так же нужен почему-то, а Даль незаменим.

Толковый словарь живого великорусского языка — главное детище Даля. Когда толковый словарь живого великорусского языка был собран и обработан до буквы «П», Даль решил уйти в отставку и посвятить себя работе над словарём. Во время набора словаря в типографии Владимир Иванович четырнадцать раз вычитывал две с половиной тысячи страниц наборного текста. Даль вздыхал: «Для одной пары старых глаз работа тяжела и мешкотная».

Толковый словарь состоит из четырёх томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. А полное собрание сочинений Даля составляет десять томов. Только сказок он один собрал больше, чем всё Российское географическое общество. А сколько сочинил их сам…

Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. С детства он любил «копаться над какой-нибудь ручной работой»: он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей — крестьян, ремесленников, солдат.

Для объяснения значений слов в своем словаре Даль использует пословицы и поговорки, над словарем которых он работал.

Физкультминутка …

1. Давайте мы с вами попробуем поработать составителями пословиц. Собрать рассыпавшуюся пословицу:

— насмешишь, людей, поспешишь. (Поспешишь – людей насмешишь)

— не, рубить, чай, дрова, пить. (Дрова рубить не чай пить или наоборот)

— вода, лежачий, под, не, камень, течет. (Под лежачий камень вода не течет)

— день, вечера, до, скучен, нечего, делать, коли. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

— горячо, железо, пока, куй. (Куй железо, пока горячо)

— при, добро, матери, при, тепло, солнышке. (При солнышке тепло, при матери добро)

2. Подобрать к пословицам народов мира аналогичные русские пословицы

Английская пословица: «В каждой семье есть своя черная овца» – В семье не без урода

Индийская пословица: «Неторопливый слон раньше достиг цели, чем резвый жеребец» – Тише едешь, дальше будешь.

Финляндская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» – Язык до Киева доведет.

Голландская пословица: «Неснесенное яйцо – еще не яйцо» – Делить шкуру неубитого медведя.

Учитель: кроме пословиц и поговорок В.И. Даль собирал и скороговорки, считая их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку называли еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».

Мы с вами сейчас проведем конкурс на лучшее произношение скороговорки.

Предлагаю скороговорки В.И. Даля:

  • Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.

  • Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Учитель: После выхода словаря Владимир Иванович стал быстро стареть. Все, что он намечал, было выполнено, бездействие тяготило его. 22 сентября 1872 года Даль умер. Говорят, что перед смертью он подозвал дочку и попросил: «Запиши словечко».

Человек умер, но его труды остались. Мы пользуемся словарями Даля, читаем его сказки, восхищаемся пословицами и поговорками, собранными им, играем в игры.

Чтобы выяснить, насколько вы запомнили все, о чем сегодня говорили, подведем итоги:

  • Назовите город, где родился В.И. Даль. (Луганск)

  • Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, собиратель слов)

  • Каким именем подписывался Даль. (Казак Луганский)

  • Как называется главный труд всей жизни Даля. (Толковый словарь живого великорусского языка)

  • Назовите сказки В.И. Даля.

Закончить наше мероприятие мне хотелось бы стихотворением С.Я.Маршака

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Учитель: Мы сегодня на уроке говорили об ученом, писателе и великом сподвижнике В.И. Дале, главным подвигом в жизни которого было создание «Толкового словаря живого великорусского языка». Самое удивительное, что Владимир Иванович Даль не был филологом или лингвистом, т. е человеком, профессионально занимающимся языкознанием. Не был он и русским. Мать Мария Фрейтаг – немка, отец – датчанин. Владимир Иванович был человек немногословный, поэтому, когда он говорил: «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык», – ему верили.

  • Пословицы из рассказа горе от ума
  • Пословицы к нанайской сказке кукушка
  • Пословица не говори а говори найди пословицу в задании к рассказу допиши ее
  • Пословицы и поговорки в сказках пушкина
  • Пословицы в сказках примеры