Пословицы и поговорки к сказке финист ясный сокол

Автор на чтение 9 мин. просмотров 22 опубликовано 19.03.2021 русская народная сказка финист ясный сокол в обработке а. платонова

На чтение 9 мин. Просмотров 22 Опубликовано

Русская народная сказка «Финист — ясный сокол» в обработке А. Платонова Жанр: волшебная народная сказкаГлавные герои сказки «Финист — ясный сокол» и их характеристика 

  1. Марьюшка, девушка красавица, младшая дочь крестьянина. Бесстрашная, верная, любящая. Добрая и работящая.
  2. Финист — ясный сокол. Превращался в доброго молодца. Большую часть сказки спал одурманенный царицей.
  3. Царица — злая и коварная, хотела силой удержать Финиста, но продавала его Марьюшке за золотые и серебряные вещи.
  4. Крестьянин, отец Марьюшки
  5. Старшие дочери, завистливые и некрасивые
  6. Баба Яга — три сестры, добрые, но очень страшные

План пересказа сказки «Финист — ясный сокол»

  1. Марьюшка ведет хозяйство
  2. Подарки дочерям
  3. Перо Финиста — ясного сокола
  4. Зависть сестер
  5. Марьюшка идет на поиски
  6. Баба-яга, блюдце и яичко
  7. Баба-яга, пальцы и иголка
  8. Баба-яга, веретено и донце
  9. Помощь серого волка
  10. Первая ночь с Финистом
  11. Вторая ночь с Финистом
  12. Пробуждение Финиста
  13. Свадьба

Кратчайшее содержание сказки «Финист — ясный сокол» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Было у крестьянина три дочери, старшие жадные и завистливые, младшая, Марьюшка — добрая и работящая
  2. Подарил крестьянин Марьюшке перо Финиста, а сестры ножи в окно воткнули и улетел Финист в дальние края.
  3. Пошла Марьюшка Финиста искать, три пары сапог железных сносила, у трех баб-яг была, три подарка получила.
  4. Нанялась Марьюшка к царице работать, а та подарки волшебные продать просит.
  5. Отдавала Марьюшка подарки за право взглянуть на Финиста, но тот спал и не просыпался, пока не заплакала Марьюшка.
  6. Не хотела царица Финиста отпускать, но князья и купцы решили, что жена Финиста Марьюшка.

Главная мысль сказки «Финист — ясный сокол» Любовь не купишь и не продашь.Чему учит сказка «Финист — ясный сокол» Эта сказка учит нас быть добрыми, трудолюбивыми, настойчивыми. Учит хранить верность в любви и не останавливаться перед преградами на пути к своей цели. Учит тому, что нельзя торговать любимым человеком, учит тому, что добро и любовь всегда будут вознаграждены по заслугам.Отзыв на сказку «Финист — ясный сокол» Очень красивая и интересная история о любви, полная волшебства. Мне очень нравится главная героиня этой сказки — Марьюшка. Веселая и добрая девушка, она полюбила доброго молодца Финиста и смогла пройти очень сложный путь, но вернуть себе Финиста. В сказке много волшебных превращений, в ней действуют добрые и злые герои, но заканчивается она очень хорошо. И именно поэтому мне так нравится эта сказка.Пословицы к сказке «Финист — ясный сокол» Дорогу осилит идущий. Любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. В лихости и в зависти нет ни прока, ни радости.Краткое содержание, пересказ сказки «Финист — ясный сокол» Умерла у крестьянина жена и остался он один с тремя дочерьми. Хотел работницу нанять, но младшая дочь Марьюшка сказала, что и сама с хозяйством справится. Была Марьюшка добрая и работящая, настоящая красавица, а сестры были злые и завистливые. Вот поехал крестьянин в город, сестры полушалок просят, Марьюшка — перо Финиста. Привез отце подарки старшим дочерям, младшей перышко не достал. Во второй раз в город поехал. Старшие сапожки просят, младшая снова перо Финиста. И снова не смог найти отец подарка. В третий раз едет, встречает старика, а тот и отдает ему перо Финиста — ясного сокола. Сестры на Марьюшкой смеялись, а она ночью взяла перо, да приказала явится перед ней Финисту -ясному соколу. И тут же Финист явился и добрым молодцом стал. Три ночи так Марьюшка к себе Финиста зазывала. А потом сестры заподозрили неладное, на окно ножей острых воткнули. Бился о ножи Финист, всю грудь изранил. Улетел, но сказал, что найти его будет трудно. Проснулась Марьюшка, услышала те слова, заплакала, и к отцу пошла. Сказала, что уходит, заказала три пары башмаков железных, три колпака и три посоха и пошла в дальний путь. Долго ли шла, коротко ли, износила одни башмаки, стерла посох. Видит избушка на курьих ножках. Зашла в нее Марьюшка, а там баба-яга сидит, на русский дух жалуется. Сказала двушка, что Финиста — ясного сокола ищет. Баба-яга сказала, что опоила Финиста царица, женихом сделала. Дала Марьюшке серебряное блюдце и золотое яичко и отправила в тридевятое царство. Идет Марьюшка через лес, а тут кот выскакивает, предупреждает, что дальше еще страшнее будет. Пришла Марьюшка к еще одной избушке на курьих ножках, с черепами на тыне. А там другая баба-яга, сестра прежней. Дала она Марьюшке серебряные пяльцы и золотую иголку и тоже не продавать их наказывала. Пошла Марбьюшка дальше. Собака бежит, предупреждает, что страшно будет. Сносила Марьюшка уже третьи башмаки, до третьей избушки дошла. А там еще более старая и страшная баба. Дала она Марьюшке серебряное донце и золотое веретенце и опять не продавать наказала. Теперь уже волк навстречу. Посадил Марьюшку, до царства нужного довез. Нанялась Марьюшка к царице в работницы. Днем работает, ночью ей блюдце и яичко Финиста показывают. Узнала про то царица, продать просит блюдце с яичком. А Марьюшка просит Финиста показать. Согласилась царица, привела Марьюшку к Финисту. Спит Финист -ясный сокол непробудным сном, не дозвалась его Марьюшка. Опять работает Марьюшка, а серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают. Снова просит царица продать пяльцы и иголочку, а Марьюшка Финиста показать требует. Опять привела царица Марьюшку к Финисту. Но спит Финист, не просыпается. Достала Марьюшка серебряное донце и золотое веретенце и снова история повторяется. Только на этот раз заплакала Марьюшка, упала ее слеза на плечо Финиста и проснулся тот. Увидел Марьющшку, обрадовался, хотел домой ехать. А царица подговорила князей и купцов схватить Финиста и казнить. Да только Финист их спрашивает, кто человеку жена настоящая, та которая обманывает, или та, которая крепко любит. Согласились все, что Марьюшка настоящая жена Финиста и уехали они с Финистом и стали жить, да добро наживать.Признаки волшебной сказки

  1. Троекратные повторы: три раза ездил крестьянин в город, три бабы-яги встретила Марьюшка, три подарка получила, три ночи будила Финиста.
  2. Волшебные превращение — Финист превращался в птицу и в человека
  3. Волшебные существа — баба-яга, серый волк
  4. Волшебные предметы — пяльцы, иголка, веретено, яичко, донце

Рисунки и иллюстрации к сказке «Финист — ясный сокол»

Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако,  Марьюшка  отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари, а сестры ее лишь наряжаются и веселятся. 

Вот поехал отец в город и интересуется у дочек, что им привезти. Старшая да средняя просят наряды и безделушки разные, только Марьюшке нужно было перышко от Финиста — ясного сокола.

По дороге домой встретил он странного старичка, который и подарил ему заветное перышко.

Привез крестьянин подарки домой, девушки радуются и над сестренкой подсмеиваются.

Вот легли все спать, а она взяла перышко и промолвила волшебные слова. С тех пор являлся к ней жених ночью, а утром превращался в птицу вновь. Завистливые сестры выследили ее и устроили ловушку соколу. Поранился он об острые ножи,  никак не мог прорваться к девушке. Тогда он сказал, что будет она его долго искать, износив не одну пару обуви.

Отправилась Марьюшка в путь.  Шла, шла она и встретилась ей избушка, в которой жила баба-яга. Она то и рассказала ей о том, что ее жениха околдовала злая волшебница, превратила его в птицу и сделала своим супругом насильно. Подарила девушке старуха блюдце и золотое яичко и отправила ее в далекое царство. Так же посоветовала она ей, чтобы Марюшка нанялась работать к царице, и когда она закончит все дела, стала бы катать яичко по блюдечку. И если ее попросят продать это чудо, не соглашаться.

Когда девушка шла по дремучему лесу, все звери лесные ей помогали добраться. А серый волк даже домчал ее до великолепного терема. Здесь она пошла, трудиться к правительнице.

За ее вещи, которые ей подарили старухи, она смотрела на своего суженого. Но ей пришлось делать это ночью, когда он крепко спал, и его невозможно было разбудить. И вот осталось у нее только донце и веретенце, и их она отдала за встречу с женихом. Только не просыпается Финист — ясный сокол. Зарыдала тут девушка, и одна слеза упала на него. Проснулся ее возлюбленный.  Но не хочет отдавать колдунья Финиста — ясного сокола. Тогда он при всех подданных спросил, может ли настоящая супруга лгать? Тут все поняли, что ему в жены годится Марьюшка.

Поженились они и стали жить счастливо.

Произведение учит нас тому, что каждый из нас может сам сделать себя счастливым, добиваясь трудом упорством и любовью к людям.

Оцените произведение: Голосов: 263

Читать краткое содержание Финист — ясный сокол. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Финист — ясный сокол

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Твардовский По праву памяти

    Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

  • Краткое содержание Королёк — птичка певчая Гюнтекин по частям

    Девочка Феридэ счастливо жила с родителями в военном гарнизоне, ее папа был кадровым офицером. Малышка жила беззаботно, дралась с мальчишками, прыгала по деревьям, за что получила прозвище Птичка-королек.

  • Краткое содержание Принц и нищий Марк Твен

    В романе рассказывается про двух личностей, одна из которых – принц, а другая – нищий. Пути обоих мальчиков пересекаются, и они меняются как бы своими именами и положениями в обществе

  • Краткое содержание Куприн Суламифь

    В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

  • Краткое содержание Лесков Кадетский монастырь

    Рассказчик пишет о том, что он намерен доказать существование праведников на Руси. Причем, по его мнению, такие люди встречаются даже в местах, которые не располагают к честности и принципиальности.

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_27.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/finist-yasnyj-sokol-skazka

Список литературы для чтения летом 5-11 класс. КоровинЕсли вы уже вышли из начальной школы, это не повод, чтобы прекратить читать. Это повод, чтобы читать все больше и чаще. И списки литературы для чтения летом становятся от класса к классу все внушительнее и больше. На этой странице рассмотрим списки книг к учебникам Коровиной.

Название учебника: Литература
Список авторов учебника: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Список книг для чтения летом 5 класс

Программа по русской литературе:

Русские народные сказка, собранные для детей различными авторами: А. Толстым, А. Афанасьевым, В. Аникиным, Н. Кругловым, М. Булатовым и др.
Русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный Сокол»
Загадки, пословицы, поговорки.
В. А. Жуковский. Спящая царевна. Баллады.
И.А.Крылов. Басни.
А.С.Пушкин. Сказки. Лирика. Руслан и Людмила.
Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. «Майская ночь, или Утопленница»
М.Ю.Лермонтов .Бородино
П.П. Бажов. Сказы.
А.Погорельский «Черная курица»
В.Гаршин. Attalea princes
И.С.Тургенев. Муму.
Л.Н.Толстой. Кавказский пленник.
А.П.Чехов. Пересолил. Лошадиная фамилия.
В.Г.Короленко. В дурном обществе.
Куприн А. «Чудесный доктор»
Зощенко М. «Великие путешественники»
Платонов А. «Волшебное кольцо»
Паустовский К. «Кот-ворюга»
Астафьев В. «Васюткино озеро»
Белов В. «Скворцы»

Зарубежная литература:

Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
Марк Твен. Приключения Тома Сойера.
Д.Лондон. Сказание о Кише.
Дж.Даррелл. Говорящий свёрток. Рози, моя родственница.
Л.Кэрролл. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье.
Туве Янссон. Невидимое.
Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
Андерсен Г.-Х. «Соловей»
Гауф В. «Карлик Нос»
Дефо Д. «Жизнь и приключения Робинзона Крузо…»
Киплинг Р. «Кошка, которая гуляла сама по себе»
Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста»
Родари Д. «Сказки по телефону» или «Говорящий сверток»
Твен М. «Приключения Тома Сойера»
Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
Уайльд О. «Соловей и роза»

Список книг для летнего чтения 6 класс

Обязательное чтение

-И.А.Крылов. Басни.
-А.С.Пушкин. Лирика. Дубровский.
-М.Ю.Лермонтов. Лирика.
-И.С.Тургенев. Бежин луг. Бирюк.
-Ф.Тютчев, А.Фет. Лирика.
-Н.А.Некрасов. Железная дорога. Дедушка.
-Н.Лесков. Левша.
-А.П.Чехов. Толстый и тонкий. Хамелеон. Детвора.
-Е.Баратынский, Я.Полонский, А.Толстой. Лирика
-А.Грин. Алые паруса. Бегущая по волнам.
-М.Пришвин. Кладовая солнца.
-А.Платонов. Неизвестный цветок
-В.Астафьев. Конь с розовой гривой.
-К. Симонов. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…
-Д. Самойлов. Сороковые, роковые…
-В. Распутин. Уроки французского.
-В. Шукшин «Срезал» и другие рассказы.
-Мифы Древней Греции
-Гомер. Главы из «Одиссеи» и «Илиады»
-Сервантес. Дон Кихот.
-Мериме. Маттео Фальконе.
-Шиллер. Перчатка.
-Антуан де Сент Экзюпери. Маленький принц.

На досуге:

В.Железников. Чучело
-В.Бианки. Рассказы о животных
-К.Паустовский. Мещерская сторона
-Д.Дарелл. Моя семья и звери
-А.Куприн. Изумруд. Белый пудель
-Э.Фарджон. Седьмая принцесса
-А.Сент-Экзюпери. Маленький принц
-В.Катаев. Сын полка

Русская литература XIX века
Пушкин А. «Повести Белкина»
Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Лесков Н. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
Тургенев И. «Хорь и Калиныч»
Достоевский Ф. «Мальчик у Христа на ёлке»
Толстой Л. «Хаджи-Мурат»
Чехов А. «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим», «Беззащитное существо», «Жалобная книга» и др.
Русская литература XX века
Алексин А. «Звоните и приезжайте»
Астафьев В. «Фотография, на которой меня нет»
Белов В. Рассказы для детей
Булычев Кир «Заповедник сказок»
Железников В. «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»
Зощенко М. Рассказы для детей
Искандер Ф. «Первое дело», «Запретный плод», «Мученики сцены», «Вечерняя дорога», рассказы о море
Крапивин В. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
Платонов А. «В прекрасном и яростном мире»
Паустовский К. «Мещёрская сторона»
Зарубежная литература
Брэдбери Р. «Третья экспедиция»
Генри О. «Вождь краснокожих»
Дюма А. «Три мушкетёра»
Конан Дойл А. «Горбун»
Купер Ф. «Последний из могикан», «Следопыт», «История с привидением»
Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста», рассказы
Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Сказание о Ките», «Белое безмолвие», «Там, где расходятся пути».
Майн Рид Т. «Всадник без головы»
Сетон-Томпсон Э. «Тито», «Мальчик и рысь», «Мустанг-иноходец», «Лобо»,
«Домино», «Улыбчивый певец», «По следам оленя»
Стивенсон Р. «Остров сокровищ»
Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
По Э. «Овальный портрет»

Список книг для летнего чтения 7 класс

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»».
А.С.Пушкин «Борис Годунов». «Медный всадник»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
Л.Н.Толстой «Детство».
А.М.Горький «Детство».
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Новгородский цикл былин «Садко».
Былина » Вольга и Микула Селянинович «.
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Л. Андреев «Кусака».
Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».
Стихи Роберта Бернса.
О. Генри «Дары волхвов».
Н. Носов «Кукла».
М.Зощенко «Беда»
М.Щедрин . Сказки.
А.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленники»
А. Платонов «Юшка»

Русская литература XIX века
Жуковский В. «Светлана»
Пушкин А. «Полтава», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь»
Гоголь Н. «Тарас Бульба»
Тургенев И. «Бурмистр», «Певцы»
Салтыков-Щедрин М. Сказки
Толстой Л. «Детство», «Хаджи-Мурат»
Куприн А. «Изумруд», «Тапер»
Чехов А. «Размазня», «Тоска» и другие рассказы
Русская литература XX века
Горький М. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Детство»
Бунин И. «Сны Чанга»
Зощенко М. «История болезни»
Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»
Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
Розов В. «В добрый час!»
Рыбаков А. Трилогия о Кроше
Астафьев В. «Мальчик в белой рубашке»
Зарубежная литература
Брэдбери Р. «Всё лето в один день», «Зелёное утро», «Каникулы»
Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Белый клык»
Олдридж Д. «Последний дюйм»
По Э. «Лягушонок», «Золотой жук», «Овальный портрет»
Свифт Д. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Т.Габбе)
Сент-Экзюпери А. «Планета людей»
Твен М. «История с привидением»
Уэллс Г. «Война миров»

О твоих ровесниках:
1. В.Богомолов «Иван».
2. Л.Пантелеев «Ленька Пантелеев».
3. А.Свирский «Рыжик».
4. А.Грин «Бегущая по волнам» и др. повести и рассказы.
5. Н.Дубов «Мальчик у моря».
6. Ю.Нагибин «Эхо».
7. А.Маршалл «Я умею прыгать через лужи».
8. Р.Погодин «Сколько стоит долг» и др. рассказы.
9. В.Железников «Путешественник с багажом», «Чучело».
О природе и животных:
10. В.Бианки «Одинец», «Аскыр», «Мурзук» и др.рассказы.
11. Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».
12. Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».
13. Дж.Даррелл «Моя семья и звери».
Классики отечественной литературы:
14. Н.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».
15. А.Куприн «Изумруд» и др. рассказы.
16.А.Пушкин «Повести Белкина».
17. Л.Толстой «Детство».
18. А.Чехов «Налим» и др. рассказы.
Зарубежные классики:
19. Ч.Диккенс «Приключения Оливера Твиста».
20. А.Дюма «Три мушкетера».
21. В.Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард».
22. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий». 
23. Ф.Шиллер «Вильгельм Телль».
24. Майн Рид «Всадник без головы».
Приключения, фантастика:
25. А.Беляев «Человек – амфибия», «Ариэль».
26. Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров».
27. И.Ефремов «Звездные корабли», «На краю Ойкумены».
28. Ф.Купер «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой».
29. Г.Мартынов «Каллисто», «Каллистяне».
30. Г.Уэллс «Человек – невидимка».
31. К.Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли».
32. Р.Брэдбери «Ржавчина» и др. рассказы.

На досуге:

-Беляев А. Вечный хлеб. Остров погибших кораблей.
-Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы.
-Гершензон М. Робин Гуд.
-Кэрролл Л. Алиса в зазеркалье.
-Майн Рид. Всадник без головы.
-По Э. Золотой жук. Похищенное письмо.
-Скотт В. Айвенго.
-Толстой А. Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.
-Уэллс Г. Человек-невидимка.
-Грин А. Алые паруса.
-Войнич Э. Овод.

Список книг для летнего чтения 8 класс

Программа по русской литературе. Проза:

-Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
-А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»
-Н.В. Гоголь. Миргород. Женитьба. Петербургские повести. Ревизор
-А.П. Чехов. Человек в футляре. О любви
-В.Г. Короленко. Чудная. Мгновение
-М. Горький. В людях. Сказки об Италии. Челкаш. Коновалов
-М. Зощенко. История болезни.
-А. Аверченко. О шпаргалке

Поэзия:

— М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Поэма «Мцыри».
— Н.А. Некрасов. Орина – мать солдатская. Русские женщины. «Душно! Без счастья и воли…», Ты всегда хороша несравненно…»
— А. Блок. На поле Куликовом
— В. Брюсов. Грядущие гунны
— С. Есенин. Письмо матери
— А.С. Пушкин. Поэмы: «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»
— Ш. Руставели. Витязь в тигровой шкуре
— А.Т. Твардовский. Василий Теркин

Программа по зарубежной литературе:

— Песнь о Роланде/памятник французской средневековой литературы/
— Э.Л. Войнич. Овод
— Рей Бредбери. Ветер. Ревун. И грянул гром. Здравствуй и прощай. Они были смуглые и золотоглазые
— Э. По. Золотой жук

Список книг для летнего чтения 9 класс

1. «Слово о полку Игореве»
2. Фонвизин «Бригадир»
3. В.А.Жуковский «Светлана»
4. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
5. А.Н.Островский. «Бесприданница»
6. Н.И.Карамзин. «Бедная Лиза»
7.А.С.Грибоедов. «Горе от ума»
8.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»
9.М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
10.Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»
11.Н.В.Гоголь. «Мертвые души»
12.И.С.Тургенев. «Первая любовь»
13.Л.Н.Толстой. «Юность»
14.А.П.Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска»
15. А.Солженицын «Матренин двор»
16.И.А.Бунин «Жизнь Арсеньева»
17.М.Горький. «Мои университеты»
18.М.А.Булгаков. «Собачье сердце»
19.М.А.Шолохов. «Судьба человека»
20.Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»
21.О.де Бальзак. «Отец Горио Евгения Гранде»
22. Данте Алигьери «Божественная комедия»

Русская литература
«Слово о полку Игореве»
Фонвизин Д. «Недоросль»
Карамзин Н. «Бедная Лиза»
Грибоедов А. «Горе от ума»
Пушкин А. «Евгений Онегин», стихи
Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
Гоголь Н. «Мертвые души»
Чехов А. «Медведь»
Аверченко А. Рассказы по выбору учащихся, например, «Кривые углы»
Тэффи Рассказы по выбору учащихся, например, «Русские в Европе», «Маркита»
Булгаков М. «Похождения Чичикова»
Бунин И. Рассказы по выбору учащихся
Шолохов М. «Судьба человека»
Поэзия XX века:
Ахматова А.
Блок А.
Есенин С.
Цветаева М.
Зарубежная литература
Шекспир У. Сонеты
Мольер Ж.Б. «Мещанин во дворянстве»
Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Распутин В. «Прощание с Матёрой»

Список для обязательного чтения

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.В.Гоголь «Петербургские повести», «Мертвые души»
А.П. Чехов. Рассказы «Тоска», «Злоумышленник»
И.А. Бунин «Темные аллеи»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
А.И. Солженицын «Матренин двор»

На досуге

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
И.Богомолов «В августе 44-го»
В.Быков «Сотников»
В.Шекспир «Гамлет»
О.Бальзак «Шагреневая кожа» 

Список для чтения по литературе для 10 класса

Русская литература

А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница», пьесы
И.А.Гончаров «Обломов»
И.С.Лесков «Тупейный художник», «Очарованный странник»
И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
Н.Г.Чернышевский Роман «Что делать?»
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки, «Господа Головлевы»
Ф.М.Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Война и мир»
А.П.Чехов «Рассказы», «Вишневый сад»

Литература для внеклассного чтения

Васильев Б. «В списках не значился», «А зори здесь тихие»
Шаламов В. «Колымские рассказы»
Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»
В.Кондратьев «Сашка»
А. Лиханов «Никто»
А.Адамович «Каратели»

Зарубежная литература

Э.-М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», «Три товарища»
Д. Селинджер «Над пропастью во ржи», рассказы
Д.Лондон «Мартин Иден»
У.Голдинг «Повелитель мух»
Стоун «Жажда жизни»
Уальд О. «Портрет Дориана Грея»

Список книг для летнего чтения 11 класс

И.А.Бунин сборник «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Деревня», «Антоновские яблоки» («Жизнь Арсеньева»)
А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
Серебряный век русской поэзии: В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Н. Гумилев, А.А.Ахматова, И.Северянин, А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.Цветаева
А.М.Горький «Челкаш», «Старуха Изергиль», «На дне»
А.Фадеев «Разгром»
А.Платонов «Котлован» (2 часть)
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце»
М.А.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»
В.Некрасов «В окопах Сталинграда»
К.Воробьев «Это мы, господи!»
А.Т.Твардовский «По праву памяти»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
М.Шукшин рассказы
В.П.Астафьев «Царь-рыба»
В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний срок»
В. Набоков «Круг»

Список литературы для обязательного чтения в 11 классе:

Проза конца 19-нач. 20 века
Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-Зрассказа)
Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет» и др.
Аверченко А. Рассказы (2-3)
Зощенко М. Рассказы (2-3)
Поэзия «серебряного» века
Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
Литература 20-х годов
Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
Блок А. Цикл стихотворений, напр., «Стихи о Прекрасной Даме», Поэма «Двенадцать»
Есенин С. Стихотворения разных лет
Маяковский В. Стихотворения, поэма «Облако в штанах»
Литература 30-40-х годов
Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
Платонов А. Рассказы (2-3)
Толстой А.Н. «Петр I» (обзорное изучение)
Ахматова А. Поэма «Реквием», стихотворения по выбору учащихся
Пастернак Б. Стихи из романа «Доктор Живаго» и др.
Шолохов М. «Тихий Дон», рассказы по выбору учащихся
Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет
Некрасов В. «В окопах Сталинграда» или Воробьев К. «Убиты под Москвой»
Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., «Сотников»
Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
Литература 50-80 годов
Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
Твардовский А. Обзор творчества.
Распутин В. «Прощание с Матерой»
«Деревенская» проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
Драматургия: Вампилов А.»Старший сын»
Литература русского зарубежья:
Набоков В. Рассказы, напр., «Машенька» или Шмелев Н. «Лето господне»
Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
Современная литература
Толстая Т. Из сб. «На золотом крыльце сидели…», «Йорик», «Кысь»
Улицкая Л. Любая проза
Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь»,»Новый мир» и др.

Составитель:

Фаттахова Наталья Анатольевна

воспитатель

МАДОУ ЦРР детский сад № 111 города Тюмени

Вид проекта: информационно – творческий

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Срок реализации: с 15.02 – 19.02. 2021 года.

Проблема:Недостаточный уровень знаний о Российской армии, о истории возникновения этого праздника.

Актуальность проекта: Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных задач для современного общества. Отсутствие патриотического воспитания одна из проблем в большинстве современных семей.

К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи с чем он был установлен. Поэтому, я считаю, что этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. А также вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Цель проекта: Формирование у детей знаний об истории и традициях праздника 23 февраля — День Защитника Отечества.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля — Днем Защитника Отечества;
  2. Закрепить знания об армии России, видах вооруженных сил;
  3. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов;
  4. Воспитывать чувство патриотизма у дошкольников;
  5. Привлечь родителей к совместной деятельности вместе с детьми и педагогами.

Предполагаемый результат:

  1. Развитие у детей  дошкольного возраста эмоционально – положительного отношения к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными;
  2. Проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества.
  3. Повышение знаний у детей о Российской армии. — увеличение объема знаний о современных защитниках Российской армии, родах войск, видах военной техники; 
  4. Стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.
  5. Стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в исполнении песен, в чтении стихов.
  6. Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап

Составление паспорта проекта;

Изучение литературы по теме проекта.

Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта.

Подбор наглядного материала по теме проекта;

Подбор детской художественной литературы для чтения и заучивания стихотворений наизусть;

Оснащение развивающей среды;

2 этап

Познавательное занятие «Славные защитники Руси»;

Рисование «Военная техника»; «Алые паруса»;

Изготовление открытки для папы, дедушки;

Беседы: «Военные профессии»; «Есть такая профессия – Родину защищать»;

Просмотр мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей»;

Конструирование из лего на тему: «Военная крепость»;

Эстафета «Мы, ребята, просто класс!»;

Чтение художественной литературы: А.Твардовский «Рассказ танкиста», Н.Носов «Дозор», Сказка «Финист – Ясный сокол», загадки, пословицы, поговорки;

Раскрашивание раскрасок по теме проекта;

Разучивание стихов и песен к празднику 23 февраля;

Консультация для родителей: «Воспитываем патриотов»;

Памятка «Что читать ребенку об армии?»;

Помощь в создании фотовыставки «Мой папа самый лучший друг».

3 этап

Фотовыставка «Мой папа самый лучший друг»;

Выставка рисунков «Портрет деда»;

Небольшой видео концерт для пап.

Критерии оценки результатов по диагностике:

Низкий: Ребёнок не проявляет интереса к теме проекта, не может назвать без помощи взрослого ни одного вида вооруженных войск и военные профессии. Не понимает значения праздника «День защитника отечества». Неохотно включается в творческую и познавательную деятельность группы.

Средний: Ребёнок проявляет интерес к теме только после предложения воспитателя, с помощью взрослого может назвать некоторые виды вооружённых войск и военные профессии. Составляет рассказ о папе по предложенному взрослым плану. Испытывает чувство гордости за героев нашей страны. Активно включается в познавательную и творческую деятельность группы.

Высокий: Ребёнок проявляет инициативу в познавательной и творческой деятельности по теме проекта. С огромным удовольствием рассказывает о своих дедушках и папе, гордится ими и понимает значение праздника «День защитника отечества. Знает и называет военные профессии; рода войск; личностные качества, которыми должен обладать защитник Отечества. Знает отличия военной формы разных военных профессий.

Использованная литература.

  1. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».
  2. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
  3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа».
  4. О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
  5. Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников».
  6. Е.Ступак «Подарки к празднику».
  7. Н.Ф. Тарловская «Обучение конструированию и ручному труду».

интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/02/17/obrazovatelnyy-proekt-23-fevralya-den-zashchitnika

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-23-fevralja-den-zaschitnika-otechestva-1311598.html

https://nevcbs.spb.ru/pochitaem/spiski-literatury/6724-detskaya-literatura-ko-dnyu-zashchitnika-otechestva-voiny-muzhestva-i-chesti

https://pandia.ru/text/80/448/63564.php

https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b2ac69a5d43a88421306c37_0.html

https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2018/05/09/chtenie-skazki-finist-yasnyy-sokol

Публикация автора на других интернет-ресурсах

https://www.maam.ru/detskijsad/kratkosrochnyi-proekt-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-23-fevralja.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007898 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Урок чтения по «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «А»

УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

Тема урока: Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени».

Тип урока: комбинированный, урок-закрепление

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся по данной сказке, развивать память, учить находить в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние персонажей, развивать навыки выразительного чтения.

Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим, убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Личностные: Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия при обсуждении текста

  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге.

Метапредметные связи: русский язык

Ресурсы:

учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 4 — 16. —

М: Просвещение, 2016 г.;

компьютер, проектор, экран, презентация.

карточки

Оборудование: проектор, презентация, карточки с названиями сказок

Ход урока :

1.Создание проблемной ситуации, подведение к теме урока

— Что летит быстрее мысли
И не имеет ни начала, ни конца?

— Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет.

Почему я загадала загадки о времени?

Ребята, какие навыки и умения вы развиваете, работая над литературным произведением ?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, исходя из его темы?

На уроке попытаемся ответить на вопросы: для чего придумана эта сказка автором ? что в ней вымысел, а что могло произойти реально? 

2.Беседа о сказках.

Произведение называется «Сказка о потерянном времени»

Чем сказка отличается от других литературных произведений ?

Сказка — повествовательное, обычно народное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

На какие 2 группы можно разделить сказки? (народные и авторские)

Распределить сказки на группы (на доске карточки с названиями сказок)

Гадкий утенок, Царевна-лягушка, Красная Шапочка, Иван Царевич и серый волк, Морозко, Дюймовочка, Айболит, Финист-ясный сокол, Бременские музыканты, По щучьему веленью

В это время остальные рассматривают портреты писателей (на слайде):

Кто лишний? А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, К.Чуковский, П.П .Бажов, Д.Н Мамин-Сибиряк. Кто здесь лишний? (Есенин)-не писал сказок.

Что общего у остальных писателей ? Русские писатели

Кто из них писал сказки поэтическим языком? А.С. Пушкин, К. И Чуковский

Посмотрите ещё раз на слайд. Кто из них писал произведения в ХХ веке?

Евгений Львович Шварц тоже прославился в ХХ веке благодаря своим сказкам. А каким человеком вы представляете Шварца ?

3. Новый материал

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ .

Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г.Майкопе.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года был призван в армию. В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского.

Свои произведения начал писать с 1923 года.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 42-43 годах Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе. В 1944 году переехал с театром в Москву. 
После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61-летнем возрасте. Писатель похоронен на Богословском кладбище.

Русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Словарная работа

«Сказка о потерянном времени» была написана давно, в ней много старинных слов, которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.

Ситный-хлеб из просеянной муки.

Подберите синонимы к словам: 

хмурый – угрюмый, невесёлый

сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

Подберите антонимы к словам:

состариться –помолодеть

трудиться – лениться, бездельничать.

В сказке встречаются фразеологизмы и крылатые выражения. Найдите

их и объясните смысл :

терять время понапрасну – тратить время бессмысленно, без пользы

держать ухо востро – быть осмотрительным

как сквозь землю провалился – исчез, пропал

и в ус не дует – не переживает

с ног сбиться – устать; изнемочь от хождения

Физминутка:

Кто там ходит влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно 
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точно сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)

Беседа по содержанию :

— Как звали главного героя сказки? Петя Зубов

— Что с ним случилось? Он внезапно постарел

Когда происходили события, описанные в произведении ? В середине ХХ века

Назовите предметы, которые помогают нам это понять. Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета «Пионерская правда»

Где случилась эта история ? В городе

Куда попал Петя ? В чащу леса

Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается

Какие слова говорят об этом? «… бедный я, несчастный, что со мной будет ?»

Сожалеет ли Петя о случившимся? Из каких слов это видно?

Да, сожалеет. «… Я всего два года работал, да и только на два и три …»

Как звали стариков? Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович

Выборочное чтение:

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, каких ребят ловили злые волшебники .

Что нужно было сделать, чтобы снова дети стали детьми ?

Как выглядел город утром? Что делали люди?

Как он нашёл первую девочку? Вторую? Третьего героя?

Что сказал Петя, когда они заблудились в лесу?

Блиц-опрос:

-Сколько раз звонил Петя в дверь? 3

-Что лежало в избушке в углу? Сено

-Как назывались часы? Ходики

-Сколько было табуреток в избушке? 4

— На чём считали время злые волшебники? на счётах 

— Как Петя узнал, что всё в его руках?  услышал разговор злых волшебников.

— Как Петя сидел в это время? тихо, как мышка.

— Какую газету читала старушка – девочка, сидя на скамейке? Пионерскую правду 

— В какие игры играли девочки? Ответы: в «трешку» и в классики

Сколько раз надо было повернуть стрелки обратно? 77

На каком повороте волшебники стали стариками? На 40

Найдите главные слова в сказке.

Как вы думаете, почему ребята смогли одолеть волшебников?

4. Проверка домашнего задания.

Вы выписывали пословицы и поговорки о времени, зачитайте их.

5. Проверка усвоенного матерала. Тест. Презентация

6. Итог

— Читая эту сказку, каждый из вас сделал какой – то вывод лично для себя. Поделитесь своими размышлениями. (Ответы детей)

— Для чего придумана эта сказка автором?

— Какую проблему поставил автор?

— Какой совет даёт нам автор в сказке?

— Является ли эта проблема актуальной и сегодня?

7.Рефлексия.

Достигли ли мы цели? Поднимите руки, кто считает, что достигли. Объясните свою точку зрения. А кто думает по-другому ?

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Закончить я хочу словами Евгения Львовича Шварца :

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Спасибо за урок !

  • Пословицы из русских народных сказок с названием сказки
  • Пословицы из рассказа недоросль
  • Пословицы и загадки со словом сказка
  • Пословицы и поговорки из русских народных сказок
  • Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс