Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс

3 6 ответов: 6 0 в сказке жуковского рак предсказывает бездетной царице рождение ребенка, которое вскорости сбывается. царь устраивает грандиозный

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс


3

6 ответов:

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс



6



0

В сказке Жуковского рак предсказывает бездетной царице рождение ребенка, которое вскорости сбывается. Царь устраивает грандиозный пир в честь рождения дочери и приглашает на него одиннадцать молодых чародеек. Он не дает приглашение двенадцатой старой чародейки и она является на пир и проклинает новорожденную царевну. Когда она утолится веретеном она должна будет умереть. Но этому пророчеству не суждено будет сбыться, последняя из чародеек изменяет смерть на трехсотлетний сон. И спустя пятнадцать лет царевна, оцарапавшись веретеном засыпает и вместе с ней засыпает весь замок. Но ее пробудил ото сна царский сын, который нашел в лесу дворец и они сыграли свадьбу.

<hr />

Пословицы и поговорки в сказке Жуковского «Спящая царевна»:

ctqMtG3SVXvEKSEpjrGvZJSjuB2sF8.png

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс



4



0

Сказка «Спящая царевна» написана В.А Жуковским в 1881 году в Царском Селе, где между ним и А.С.Пушкиным состоялось своеобразное состязание на лучшую обработку народной сказки. Поэт использовал в создании произведения сюжеты немецкой сказки братьев Гримм и французской сказки Шарля Перро. Он широко вводит в текст народные пословицы, поговорки, устойчивые выражения, характерные для народной сказки:

ни в сказке сказать, ни пером описать,

пир на целый мир,

гости званые,

в свой черёд,

во цвете лет,

беду(чтоб) отвести,

жить да поживать,

в добрый час,

стоят под ружьём,

объята мёртвым сном,

птица там не пролетит,

бились об заклад,

время текло,

как вкопанный сидит

дня не прошло,

по усам бежало, в рот не попало.

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс



0



1

Вот примерный перечень пословиц, поговорок, народных сказочных выражений:

Что ни в сказке рассказать,ни пером не описать,

Вот царем Матвеем пир знатный дан на целый мир…,

Начал жить да поживать,

Веретенце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись…,

Птица там не пролетит, близко зверь не пробежит…

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс



1



0

Сказку «Спящая царевна» написал известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский в 1831 году.

На первый взгляд, сказка напоминает народную. Она очень легко читается и воспринимается на слух. В сказке в конце есть присказка.

В сказке Жуковский использует много народных пословиц и поговорок, например:

ни в сказке рассказать, ни пером не описать;

птица там не пролетит;

близко зверь не пробежит;

скоро будет в добрый час;

и я там был, и вино на свадьбе пил;

по усам вино бежало, в рот ни капли не попало;

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс



1



0

Сказка «Спящая царевна» очень увлекательная, в ней рассказывается, как злая колдунья произнесла заклятье для молодой царевны. Но другая чародейка его смягчила, сказав, что царевна проспит только триста лет, а потом ее разбудит царевич.

Так и случилось, царевна неосторожно поранила свой пальчик при работе веретеном и заснула глубоким сном на много лет, а прекрасный царевич смог ее разбудить силой своей любви и крепким поцелуем.

Выделим пословицы и поговорки, которые встречаются в этой сказке:

«Ни в сказке сказать, ни пером описать».

«Пир на целый мир» — это когда царь затеял праздник в честь рождения своей дочки.

«И я там был, и вино на свадьбе пил; по усам вино бежало, в рот ни капли не попало» — так заканчивается сказка.

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс



0



0

Мне очень нравится сказка Василия Жуковского «Спящая царевна». Есть в ней некое очарование, некий юмор, которым часто оказывались проникнуты произведения этого русского поэта, даже трагические баллады.

В своей обработке известного сказочного сюжета Василий Жуковский много времени уделил народности и напевности речи, для чего ввел в текст сказки характерные сказочные обороты, традиционные эпитеты, но вот конкретно пословиц в этой сказке вы не найдете.

Вот неполный список сказочных оборотов и эпитетов, возможно я какие-то и упустила:

4NgvelZk1wESKBWumG7tt18YboddRIY.png

Читайте также

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс

К жадности и скупости с давних пор люди относились с пренебрежением, ведь синонимами её не зря являются сребролюбие, скупость, алчность, корыстолюбие, стяжательство. Было замечено, что жадность сопровождается постоянным чувством неудовлетворенности, она разъедает душу человека и нередко сопровождается нетерпимостью по отношению к другим.

Поэтому не удивительно, что в разных странах есть великое множество различных пословиц и поговорок на эту тему, вот лишь некоторые из них:

1 Одной из самых известных является » Скупой » платит дважды «, но в оригинале она звучит так

FvAmo8JKnhe04lbcgBwTmYLi1iksKRY.png

2 Русская

4JTi4QuysM50ulGkMVw6IAFy13hNj.png

3 Русская

XEJhGpGOLGz6BZmz4g1qZx6S40bSHfi.png

4 Русская

pbLkBM4FifT9QQ3BUUyU5TVtK56lz93.png

5 Казахская

kxqMjqh6OwvYm73JmmEUaqd8ZJoqWoti.png

6 Японская

1pzDBIniLTm677LnZVR7e2NibBKsCR5K.png

7

g8ieeHRBxoJnGqP8cVZqwxmjcCutkPC5.png

8

Sy0fDmDkLa1yGOf2o38yYsvCsU6gfqM.png

9

4M9A3NWXzv7yZf5Mdrc5F8k33EoG67.png

10

5N1w4wLfHIU7pmL7vJiKqZWUOo6L47Iw.png

Это лишь малая часть таких пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс

У нас самый счастливый человек — трудолюбивый.

Без работы и печь холодна.

Дело без конца, что кобыла без хвоста.

Откладывай безделье, а не откладывай дела.

Терпенье и труд дивные всходы дают.

В труде — красота человека.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Работай больше, тебя помнить будут дольше.

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс

Да, каждая такая монетка имело своё название и некоторые использовалось совсем недавно..

Итак: пятьдесят копеек: полтинник..

десять копеек: гривенник.

пять копеек: пятак.

три копейки: алтын.(не было денег-а тут алтын)

полкопейки: грош.(сияет как медный грош)

четверть копейки: полушка. (за морем телушка-полушка, да рубль перевоз)

восьмая часть копейки: полуполушка.

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс

Да зачем же так песимистично смотреть на природу!?) Не в Чернобыле все таки ведь живете. Думаю всегда можно найти место где есть свежий воздух, чистая водичка, и в теньку за деревьями спрятатся от палючего солнца. Например, деревня.

Пословицы и поговорки из сказки спящая царевна жуковский 5 класс

Душа моя масленица,перепелиные твои косточки,бумажное твое тело.

Масленица не век даётся и ещё

Масленица без блинов,именины без пирогов не бывают. Я думаю вы не забыли отведать на празник блинов и пирогов.И ещё две поговорки.

Не житьё-бытьё,а Масленица.

Хоть с себя что заложить Масленицу проводить.

текст при наведении

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

Анализ сказки Жуковского Спящая царевна

Произведение «Спящая Красавица» было написано во время соревнования, которое придумал Александр Сергеевич Пушкин ещё учась в царском селе. Жуковский был сподвижником романтизма, его вдохновляли шедевры мировой литературы, поэтому неудивительно, что некоторые идеи для своих сказок Василий Андреевич заимствовал именно оттуда.

Сам сюжет произведения не сложный, ибо все сказка Жуковского были ориентированы на детей и писались обычным и понятным языком. Стиль больше походил на русский народный и когда читаешь сказку создаётся впечатление, что рядом сидит сказочник и рассказывает.

Всё начинается с того, что царь — батюшка не позвал на пир по поводу рождения долгожданной дочери одну из волшебниц, потому что она была злой и ненавидела всех. Обиделась злая волшебница на царскую семью и решила преподнести в день рождения принцессы свой подарок. Она заколдовала девочку. Суть колдовства достаточно проста: когда принцессе исполниться восемнадцать лет, она уколет веретеном палец и умрёт. Однако, на помощь королевской чете приходит добрая волшебница, которая не может отменить заклятья, но может на место смерти наслать сон и только прекрасный, юный и отважный принц сможет её, разбудить, но только тогда, когда преодолеет заколдованный лес.

По достижению совершеннолетия девочка укалывает палец и засыпает на долгие триста лет, пока не появится обещанный принц и целует принцессу. После они зажили долгой и счастливой жизнью.

Тема добра и зла стара, как этот мир. За весь путь существования мира не существовала только добрая или только злая сила. В этой сказке добро вновь победило зло. Может таким образом автор, хотел показать своим читателям, что нельзя сдаваться и переходить на сторону тьмы. Ведь очень важно быть смелым, верным и отважным, а главное никогда не сдаваться и не сворачивать с выбранного пути. За пройденный путь, за сделанные благие поступки обязательно будет награда для победителя. Только добрые поступки, вера спасёт этот чёрный мир от всего плохого, что существует. Но главное надо выбрать верную сторону.

Вариант 2

Есть сказки, которые интересно читать в детстве. А есть такие, которые перечитываешь на протяжении всей жизни. И каждый раз открываешь что-то новое. Нельзя сказать, что сказки Жуковского предназначены только для детей. Их интересно читать и в более взрослом возрасте. Это касается и сказки «Спящая красавица».

С первых строк погружаешься в прекрасный мир волшебства. При написании ее Жуковский взял сюжет французской сказки Ш.Перро «Спящая красавица». Даже не верится, что взрослый и серьезный мужчина мог писать такую прекрасную сказку.

Произведение читается легко на одном дыхании. Поэт настолько просто излагает все, что и сомнений не возникает, почему произошло так, а не иначе. Скорее всего, это зависело от того, что сам Василий Андреевич был мечтательный человек с богатой фантазией, но вместо фантастических романов писал сказки.

Несмотря на то, что это сказка, но в ней столько жизненных проблем. Царица хочет иметь детей, но не может. И вот совсем отчаявшись, случается чудо. У нее рождается дочка. Видимо не только сейчас, но и раньше были чудесные появления детей на свет.

Надо отпраздновать такую радость. Готовится прекрасный званый ужин, но одного столового прибора нет. Царь мудро и просто решает проблему, нет прибора, нет гостьи. К тому же она старая, ей тяжело ходить по гостям, пусть сидит дома.

Дальше обиженная колдунья желает смерти ребенку. Часто и в жизни злые на родителей те же родственники стараются пожелать плохого. Мир не без добрых людей и молоденькая фея пытается помочь. Конечно, и родители не сидят, сложа руки. Отец издает указ, чтобы в царстве больше не было веретен.

Разве герой в сказке может быть настолько послушным, чтобы не нарушить какую-нибудь просьбу или требование. Так и молодая царевна пошла, гулять, и зашла туда, куда ей совсем не нужно было идти и, конечно же, укололась.

Тут появилась фея и сказала, что царевна не умерла, а заснула. И чтобы ей, проснувшись не было скучно, она усыпила всех. Только не на сто лет, а как выяснилось на триста. Столько лет пришлось жениху искать свою невесту. Почему триста лет пришлось спать девушке? Неужели никто ее за это время не захотел освободить? Возможно, пытались, но не получалось. А тут и колдовство подошло к концу, и жених нашелся.

Чтобы понять весь смысл сказки надо ее прочитать и не раз. Первый раз наслаждаешься самим стихотворением, а уже во второй и последующие разы начинаешь понимать тонкий смысл сказки. Здесь не только человеческие отношения, но и государственные.

Анализ сказки Жуковского Спящая царевна

Несколько интересных сочинений

У меня есть подруга. Ее зовут Катя. Мы с ней живем в одном доме и учимся в одной школе. У нее есть маленький братик. Она помогает родителям ухаживать за ним.

Зима – это время волшебства и чудес. Празднование Нового года, каникулы, Рождество – это все происходит именно зимой. Мне нравится долгие зимние прогулки по заснеженным улицам, вокруг много снега, а с неба падают красивые снежинки.

В рассказе Николая Гоголя «Шинель» поднимается проблема «маленького» человека. Главный герой рассказа — Акакий Акакиевич Башмачкин.

Фамилия Ляпкин-Тяпкин кратко и понятно объясняет профессиональные качества данного персонажа. Обычные чиновники более скромные и тихие, нежели Амос Федорович

В этой небольшой повести есть несколько героев, одни из них упоминаются однажды или пару раз, как например, Василий кузнец, и дочь его Акулина, другие играют важную роль в повествовании, об этих вторых и стоит сказать

Сказка «Спящая царевна. Черты литературной и народной сказки».

Описание презентации по отдельным слайдам:

В.М. Васнецов «Спящая царевна» В. Кутлинский «Спящая царевна» В. Кутлинский «Спящая царевна»

Тема: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Проблема: Чем сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» схожа с народной и чем от нее отличается?

В чем сходство сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» с народной сказкой?

1 ряд Перед вами выражения, взятые из сказки, одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Ваша задача – выбрать народные выражения. Языковой материал: «что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам», «сном пресёкся разговор», «начал жить да поживать», «пышных комнат нет числа», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит», «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись», «распалительным огнём жарко рдеющих ланит и дыханьем уст облит, он души не удержал…» 2 ряд Сказки бывают 3 видов: волшебные, бытовые и о животных. К какому виду относится сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Почему? Докажите. 3 ряд Найдите зачин, концовку в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна». Есть ли повторы, характерные для сказки? Действуют ли в данной сказке волшебные помощники? Приведите примеры.

Сказки Василия Андреевича Жуковского

Подробности Категория: Авторские и литературные сказки Опубликовано 26.10.2016 16:44
XIX век в России был «золотым веком» русской литературы. Ни одна страна мира не имела в короткий период времени столько величайших мастеров художественного слова, такого созвездия блистательных имён, как русская литературе XIX в.

И при этом важно то, что многие русские писатели XIX в. создавали произведения для детей. Мы уже говорили о сказках А.С. Пушкина. Но сказочное начало присутствует у Пушкина и в других жанрах: балладах («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник»), поэме «Руслан и Людмила». Вспомним и других авторов сказок.

Стихотворная сказка в творчестве В.А. Жуковского статья по литературе (5 класс)

СТИХОТВОРНАЯ СКАЗКА В ПОЭТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А.ЖУКОВСКОГО.

Интерес к фольклорным жанрам и к литературным произведениям, созданным на основе фольклорной традиции, был характерен для Жуковского на протяжении всего его творчества. В отдельные периоды жизни поэт создавал целые «серии», своеобразные циклы произведений на фольклорной основе. Так, например, в 1831 г., проводя лето и осень в Царском селе и общаясь с А.С.Пушкиным, он в творческом «состязании» с ним создал три стихотворные сказки: «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек». Но творчество Жуковского – сказочника изучено гораздо менее тщательно, чем его лирика и переводы.

До сих пор ведутся споры о жанровой принадлежности его первой стихотворной сказки «Овсяный кисель», нет единого мнения о том, какие именно произведения, в особенности зарубежной литературы, являлись источниками сказок Жуковского, а также, в чем именно заключается основная причина ухода поэта от фольклорной традиции.

Таким образом, актуальность данной работы определяется относительно малой изученностью сказок Жуковского по сравнению с другими жанрами его поэзии (элегиями, балладами, поэмами), а так же тем, что интерес к жанру стихотворной сказки проходит почти через весь творческий путь В.А.Жуковского.

В конце XX в. стихотворные сказки Жуковского вошли в школьную программу для 5 класса, и материал статьи может быть использованы при изучении этой темы. Это также свидетельствует о практической актуальности данного материала.

Жуковский вступил в литературу на рубеже XVIII и XIX веков, когда литературная сказка в России только начинала формироваться, хотя в европейской литературе этот жанр был уже достаточно развит. Опыты создания русской литературной сказки с использованием фольклорного материала были в XVIII веке, вспомним сборник «Пересмешник, или Славенские сказки» М.Д.Чулкова или «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказанные в памяти приключения» В.А.Левшина, но они не стали значительным фактом общественного и художественного сознания. Интерес Жуковского к сказке имел иной источник. Известно, что у поэта был особый интерес к немецкой литературе, и закономерно, что, знакомясь с ней, перенося ее опыт в русскую литературу, поэт обратился и к жанру сказки. В особенности его привлекал сборник братьев Гримм, в который они поместили обработанные ими образцы немецкого сказочного фольклора.

Первые опыты писателя в данном жанре были написаны прозой, и, по мнению многих литературоведов, они уступают переводам, или, точнее, стихотворным переложениям Жуковского [6, 191; 2, 162]. Исследователь его творчества Е.П.Званцева видит причину этого в том, что проза «связывала поэтическую фантазию и давала менее свободы автору» [3, 61]. Но в 1816 году появляются первые стихотворные сказки Жуковского. Он обращается к творчеству немецкого поэта Гебеля и переводит две его стихотворные повести («Das Habermuss» и «Der Karfunkel») «Овсяный кисель» и «Красный карбункул», определяя их жанр как «сказка». Примерно в те же годы у Жуковского появляется пристальный интерес к народной сказке. Он стал придавать большое значение собиранию фольклора, как русского, так и других европейских народов, и собрал дома целую библиотеку из сборников сказок.

Тем не менее, новых опытов стихотворной сказки, в том числе и фольклорной, в творчестве поэта мы не видим вплоть до 1831года, который во многих исследованиях считается датой первого обращения писателя к этому жанру.

Нельзя сказать, что обращение это было случайным. В 20 — 30-х г.г. изменяется характер творчества Жуковского, в нём начинает преобладать эпическое, повествовательное начало, и обращение к сказкам – один из показателей этого. Они, по мнению многих исследователей, являлись «переходным мостиком» от лирики к эпосу [5, 240; 8, 168].

Лето 1831 г. в Царском селе можно считать самым значительным этапом в освоении Жуковским сказочного жанра, и, как считают многие исследователи, одной из причин этого являлось влияние Пушкина и непосредственный контакт с ним [3, 63]. За несколько месяцев Жуковский напишет три сказки: «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек» и «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване – царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери» — произведения, «разные по форме и содержанию, высокие по своим художественным достоинствам» [3, 64].

Но после царскосельского лета 1831 г. Жуковский не обращался к сказочному жанру целых 14 лет, и лишь в 1845 году поэт снова занялся сказками и за короткое время написал их три: «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах» и «Сказка о Иване – царевиче и Сером Волке».

Сюжеты сказок Жуковского не оригинальны, для их создания он использовал известные ему литературные и фольклорные произведения. Но к каким бы источникам ни обращался писатель, подход был один и тот же: «Пользуясь источником как претекстом, он создает на его основе свое индивидуальное произведение. Как при переводе с одного языка на другой, так и при трансформации народной сказки в литературное произведение Жуковский – не подражатель, а соавтор – творец» [7, 77-78]. Он гармонично включает в структуру каждой из сказок и фольклорное, и личное, и общечеловеческое.

Однако, несмотря на единый подход к созданию сказок, между сказками 30-х и 40-х годов есть значительная разница, и в первую очередь в адресате произведений: произведения, написанные летом 1831 г., предназначались взрослому читателю. Позднее ведущей идеей при переработке сказочных сюжетов у Жуковского становится их адресованность детям. А, по мнению поэта, детская сказка «должна быть чисто сказкою, без всякой другой цели, кроме приятного, непорочного занятия фантазии», необходимо, «чтобы в детской сказке… все было нравственно чисто; чтобы она своими сценами представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного, ненравственного впечатления после себя не оставляли» [4, 135].

То есть мы видим, что главным в сказке для Жуковского становятся ее занимательность и нравственное впечатление, которое в ней содержится, а следовательно, из сказки почти полностью уходит дидактическое начало.

И эти сказки имели успех у детей. Мы согласимся с мнением исследователя А.П. Бабушкиной, что сказки Жуковского «эстетически воспитывали ребенка и нравственно поднимали его. Они давали необъятный простор воображению, фантазии, драматические сюжеты его сказок вызывали тонкие и сложные переживания. Его сказки были особым видом литературы, которая воспитывала истинно человеческое достоинство и высокие душевные качества» [1, 157].

Подводя итог, можно сказать: несмотря на то, что непосредственно к самому жанру сказки Жуковский обращался всего два раза, как справедливо отмечают литературоведы, в частности, Н. Трубицын, «он никогда не расставался со сказкой ни в поэтическом, ни в обыденном своем обиходе» [6, 130], «она проникла в его поэзию, он удачно использовал те или иные сказочные компоненты в произведениях других жанров» [3, 67] Так, например, на границе двух жанров – баллады и сказки – находятся и самая известная из его баллад – «Светлана», и написанная до нее баллада «Двенадцать спящих дев». Можно сказать, что, обратившись непосредственно к жанру сказки, Жуковский лишь в более концентрированном виде применил те методы изображения событий, которые были присущи ему как поэту – романтику.

Список использованной литературы

  1. Бабушкина А.П. История детской литературы. – М., 1948. – 480 с.
  2. Виницкий И. Поэтическая семантика Жуковского, или Рассуждение о вкусе и смысле «Овсяного киселя» // [Русский журнал] // электронный ресурс, режим доступа: https://magazines.russ.ru/nlo/2003/61/vinnic.html
  3. Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве В.А.Жуковского. // Традиции и новаторство в художественной литературе. – Горький, 1979. – C. 59 – 67.
  4. Плетнев П.А. О жизни и сочинениях В.А.Жуковского. // Сочинения и переписка П.А.Плетнева. Т. 3. – СПб., 1853. – С. 1 – 148.
  5. Семенко И.М. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского. – М.,1975. – 255 с.
  6. Трубицын Н. О сказках В.А.Жуковского. // Русский филологический вестник. — 1913. — №1. – С. 130 – 132.
  7. Яновшек Н. Особенности «волшебного мира» в сказке В.А.Жуковского «Иван – царевич и Серый Волк». // Русская филология. – 1998. — №9. – С. 69 – 79.
  8. Янушкевич А.С. Путь Жуковского к эпосу. // В.А.Жуковский и русская культура. – Л., 1987. C. 166 – 179.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

К. Брюллов «Портрет В.А. Жуковского» Произведения выдающегося русского поэта В. А. Жуковского прочно вошли в круг чтения для детей, прежде всего – его сказки. В 1831 г. состоялось «сказочное состязание» Жуковского с Пушкиным, свидетелем которого был Н. В. Гоголь. В августе-сентябре 1831 г. Жуковский написал «Сказку о царе Берендее», «Спящую царевну», «Войну мышей и лягушек».

«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»

Сюжет сказки Жуковскому подарил Пушкин. Сам Пушкин записал этот сюжет в Михайловском в 1824-1825 гг. Жуковский народный сюжет сократил, убрав множество традиционных для народной сказки элементов, и создал самостоятельное произведение.

Краткое содержание сказки

Царь Берендей три года был женат, но детей у него не было.

Однажды он, осмотрев своё государство в течение 8 месяцев, возвращался домой. Захотев пить, он увидел в поле колодезь. На поверхности плавал ковшик. Царь Берендей поспешно схватил ковшик, а ковшик от него уплыл. Стал царь пить просто так, и вдруг его схватили за бороду. Чей-то голос потребовал у царя то, чего он не знает. Царь согласился. А когда приехал в столицу, узнал, что у него родился сын. Но время шло, царевич Иван рос, и царь совсем уже забыл об уговоре. Но однажды, когда царевич ехал по лесу, из дупла вылез странный старик с зеленой бородой. Он потребовал у Берендея долг. Когда царевич рассказал об этом царю, Берендей побледнел, а затем всё рассказал сыну. Иван отправился в путь. В исходе четвертого дня подъезжает к озеру и видит 30 плавающих возле берега хохлатых сереньких уточек, а рядом 30 белых сорочек. Он подполз и взял одну из сорочек. Уточки вышли из воды, превратились в девиц, оделись и улетели. А одна осталась. И просит она Ивана вернуть её сорочку, за это она сослужит ему службу. Оказывается, это были дочери Кощея Бессметного.

Спустились они в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз (как научила его девица). Кощею стало весело, сказал он Ивану отслужить три службы (три задания). На следующий день Кощей озвучил первое задание: построить дворец за ночь, чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями. Марья-царевна, обернувшись пчёлкой, влетела к Ивану и приказала ложиться спать – к утру дворец будет построен. Второе задание: выбрать из 30 дочерей младшую, Марью-царевну. И здесь царевна ему помогла, сказала, что у нее на щеке будет мошка. Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили Иван с Марьей бежать. Когда Кощей выслал погоню, Марья сделалась речкой, Иван – железным мостиком. Во время второй погони Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Наконец, сам Кощей поскакал в погоню. Марья обратилась в церковь, Иван – в монаха, а конь – в колокольню. Так и спаслись от погони Кощея.

Поехали они дальше. Царевич захотел заехать в прекрасный город. Царевна его предостерегала и предупредила, чтобы не целовал младенца, а сама осталась белым камнем. Но он поцеловал младенца и всё забыл.

Потом были другие приключения у героев, но конец сказки благополучный: Иван всё вспомнил, и приехали они с Марьей к царю Берендею, царь и царица приняли их с весельем и сыграли свадьбу.

«Спящая царевна»

В 1826 г. Жуковский перевел на русский язык сказку «Колючая роза» из сборника братьев Гримм. В 1831 г. на основе ее сюжета он создал оригинальную русскую сказку: ввёл в неё элементы поэтики русской народной сказки, используя традиционные сказочные формулы, ввёл также черты народного русского быта, русские поговорки:

Что ни в сказке рассказать, Ни пером описать.

Краткое содержание сказки

Жил добрый царь Матвей со своей царицей мирно и счастливо много лет. Но у них не было детей, о чём они очень печалились. Однажды летом царица сидела на лугу рядом с протекающим ручейком и горько плакала. Вдруг из ручья выполз рак и сказал царице, чтобы она не печалилась, скоро у нее родится дочь. Так и произошло: у царицы родилась прекрасная девочка. Царь устроил пир на весь мир. И пригласил он 11 волшебниц, а одну злую, старую и хромоногую не пригласил, т.к. у него было всего 11 драгоценных золотых блюд. Но старуха очень обиделась. И вот начался весёлый пир. Каждая чародейка говорила свое пожелание девочке: одна волшебница сказала, что царевна будет в золоте ходить; другая сказала, что царевна будет необычайно красивая. Девочке желали кроткого и тихого характера, красавца-жениха, легкую и беззаботную жизнь. Но одиннадцатая волшебница не успела сказать свои пожелания – на празднике появилась двенадцатая старая волшебница, которую не позвали на пир. Она замышляла недоброе:

На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!

Старуха скрылась, но одиннадцатая волшебница сказала:

Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей; Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он…

Волшебница сказала, что царевна через триста лет оживет, будет жить долго и счастливо со своими родными. Пир закончился. Царь беспокоился о страшном пророчестве и издал указ, чтобы в его царстве было запрещено сеять лен и прясть. Веретён не должно было быть в домах; всех прях выслали из государства. Шло время, девочка выросла и стала красавицей. Вот ей уже исполнилось 15 лет. Однажды царь с царицей отправились гулять, а девочка осталась дома. Она гуляла по дворцу и вдруг увидела винтовую лестницу наверх. Поднявшись по ступеням, она увидела старушку, которая пряла пряжу. Старуха протянула царевне веретено. Та взяла его, укололась и сразу же уснула, вместе с ней уснул весь дворец, слуги, царь с царицей, даже животные. Через некоторое время колючий терновник закрыл дворец, и никто не мог найти дорогу к нему. Прошло 100 лет. Все забыли о том, что случилось с царевной. Остались только легенды. Некоторые смельчаки хотели разбудить принцессу, но никто не смог вернуться из заколдованного леса. И вот прошло 300 лет.

Однажды весенним днем царский сын ездил верхом по окрестностям. Он отстал от свиты, увидел темный бор и попросил встретившегося старика рассказать, что это за лес. Старик сказал, что в этом лесу стоит царский дворец, в нем спит царевна. Девушку должен разбудить молодой человек. Царевич отправился в заколдованный лес. И сразу же терновник превратился в красивый кустарник, на котором цвели розы. Кусты расступались перед юношей. В лесу все было свежо и прекрасно. Теперь в нём не осталось ничего страшного. Юноша подъехал к дворцу. Ворота были отворены. Он зашел во двор, увидел спящих людей, на ступенях дворца спали царь с царицей. Юноша поднялся по винтовой лестнице, увидел прекрасную царевну, не удержался и поцеловал девушку.

Вмиг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося все кругом: Царь, царица, царский дом; Снова говор, крик, возня; Все как было; словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен.

Юноша и царевна поженились и жили долго и счастливо.

«Война мышей и лягушек»

Эта сказка является вольным переложением древнегреческой поэмы «Батрахомномахия», которая приписывалась Гомеру, но написана, вероятнее всего, греческим поэтом конца VI-начала V в. до н. э. Жуковский был знаком с поэмой немецкого писателя XVI в. Г. Ролленхагена «Лягушкомышатник».

Используя старый литературный сюжет, Жуковский по совету Пушкина создает сатирическую сказку, в которой иронически воспроизводит литературные споры своего времени. Дети воспринимают это произведение как обычную сказку. А современникам Пушкина и Жуковского были совершенно понятны намёки на литературных деятелей того времени. Например, в образе кота Федота Мурлыки легко угадывали писателя Фаддея Булгарина.

«Мальчик-с-пальчик»

Эту маленькую стихотворную сказку Жуковский сочинил для своих детей. Она написана в 1851 г. У братьев Гримм мальчик-с-пальчик обманывает глупых богатых господ, помогая своим бедным приемным родителям. У Жуковского в сказке нет никаких социальных мотивов. Это просто светлая сказка, наполненная лёгким музыкальным стихом, миром трав и нежных цветов, легких мотыльков, ночных светлячков, золотых цикад, резвых эльфов…

«Кот в сапогах»

Сказка Жуковского – вольное стихотворное переложение прозаической сказки французского писателя Шарля Перро «Дядюшкин кот, или Кот в сапогах». Жуковский написал её в 1845 г. во Франкфурте.

«Тюльпанное дерево»

Сказка также написана в 1845 г. во Франкфурте. Это вольное стихотворное переложение немецкой народной сказки «О миндальном дереве» из сборника братьев Гримм. Сюжет сказки о злой мачехе и доброй падчерице – «вечный» сюжет в фольклоре многих народов.

«Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке»

В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке» (1889)

Сказка создана в 1845 г. В основу положен сюжет русской народной «Сказки о Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» из сборника сказок А. Н. Афанасьева. Но Жуковский вольно обращается с сюжетом и создаёт оригинальное литературное произведение, дополняя народную сказку персонажами и мотивами других народных сказок. Сам он говорил по этому поводу: «Мне хотелось в одну сказку спрятать многое характеристическое, рассеянное в разных русских народных сказках».

Краткое содержание сказки

Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. Однажды царь не досчитался яблок и приказал сыновьям поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти. Первым пошёл сторожить яблоню Клим, но уснул. Пётр тоже уснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, что яблоки рвала Жар-птица. Он схватил воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, оставив в руке у Ивана перо. Царь захотел добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её, а младшего сына не хотел отпускать, но тот уговорил отца. Доехал Иван до развилки с надписью: «Кто прямо поедет – будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт». Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице. На каменной стене, за оградой, висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку. Проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Тот возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона. Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, а тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма. Теперь за дело взялся Серый Волк. Он улучил момент, когда Елена осталась одна, и посадил её себе на спину. По дороге Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк, чтобы обмануть царя, превратился в Елену Прекрасную. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их. Приехали они в царство Долмата. Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал, догнал Ивана. На том месте, где они встретились, они и распрощались, но Волк предупредил Ивана, чтобы он не доверял своим братьям. Увидели братья Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную – взыграла в них зависть, и убили они Ивана. А Жар-птицу, коня и Елену забрали и поехали к отцу. Но Серый Волк брызнул на Ивана мёртвой воды – и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой – и ожил Иван. Много ещё приключений было у них: и встреча с Бабой-Ягой, и замок Кощея Бессмертного… Но умиляют в сказке эпизоды, в которых Серый Волк после свадьбы Ивана и Елены остался жить во дворце и помогал воспитывать их детей. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.

  • < Назад
  • Вперёд >

Признаки народной сказки спящая царевна

Литературные и фольклорные черты в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сорокина Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы школы №332 Санкт-Петербурга

Цель урока— выявить своеобразие авторской сказки вообще и стихотворной сказки Жуковского в особенности, объяснить учащимся, почему автор может себе позволить отступление от народных поэтических традиций.

1. Организационный момент

2. Рассказ учителя о писателе.

3. Беседа по содержанию сказки.

Понравилась вам сказка? Чем? Какие-нибудь произведения вам эта сказка напомнила? (Cказка бр. Гримм «Шиповник», Ш.Перро «Красавица, спящая в лесу»). Жуковский знал обе эти сказки, но при создании своего произведения он пользовался именно немецким текстом.

А русские народные сказки «Спящая красавица» вам не напоминает? Какой тип народной сказки напоминает «Спящая красавица»? (Волшебные сказки) А почему именно их? (Есть чудо.) С какими чудесами мы встречаемся в сказке Жуковского? (колдовство, чудесное рождение, наличие среди действующих героев-чародеек и т.д.).

Что ещё роднит сказку Жуковского и русские народные сказки? Называете и доказываете примерами из текста. (Зачин, сказочные формулы, «магические» числа, концовка, постоянные эпитеты)

4. Сопоставление сказки фольклорной и литературной. (См.приложение 1)

Составим таблицу, в которую запишем все, что вы сейчас назвали с примерами.

А что отличает эту сказку от уже изученных нами народных? (Стихотворная форма.)

Что меняется от того, что сказка написана стихами? (Закрепленный текст; украшенность рифмой, особый склад).

Что ещё отличает сказку Жуковского от народных? Обратите внимание, что занимает большую часть сказки? (Описание того, как засыпает, а потом просыпается царский дом.) Встречаемся ли мы с такими подробностями в народной сказке? В чём же отличие сказки Жуковского от народных сказок? (Наличие подробного описания, замедления действия.)

Скажите, а зачем поэту столь подробное описание? (Ему интересно представлять, как это происходит.) Значит, еще одной чертой авторской сказки является описательность, обилие деталей

Давайте с вами прочитаем эти фрагменты. Какие эмоции у вас вызвали эти описания? (Заставили улыбнуться). Раз у вас эти описания вызвали улыбку, что еще появляется в сказке, чего не было в народной? (Юмор, комизм.) А кто привносит в сказку юмор? (Автор.) Верно, значит еще одной чертой данной сказки, которую мы запишем в правый столбик, будет присутствие автора, и как следствие у Жуковского шутливая интонация повествования.

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зелёном берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.
Вдруг, глядит, ползёт к ней рак;
Он сказал царице так:
«Мне тебя, царица, жаль;
Но забудь свою печаль;
Понесёшь ты в эту ночь:
У тебя родится дочь».—
«Благодарствуй, добрый рак;
Не ждала тебя никак…» 

Но уж рак уполз в ручей,
Не слыхав её речей.
Он, конечно, был пророк;
Что сказал — сбылося в срок:
Дочь царица родила.
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.

Вот царём Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?

Было то обидно ей.
Так, но есть причина тут:
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых,
Было в царских кладовых;
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).

«Что ж тут делать? — царь сказал
— Так и быть!»
И не послал
Он на пир старухи звать.
Собралися пировать
Гостьи, званные царём;
Пили, ели, а потом,
Хлебосольного царя
За приём благодаря,
Стали дочь его дарить:
«Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…»
Словом, десять молодых
Чародеек, одарив
Так дитя наперерыв,
Удалились; в свой черёд
И последняя идёт;
Но ещё она сказать
Не успела слова — глядь!
А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла: 
На шестнадцатом году 
Повстречаешь ты беду; 
В этом возрасте своём 
Руку ты веретеном 
Оцарапаешь, мой свет, 
И умрёшь во цвете лет!» 
Проворчавши так, тотчас 
Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там
Речь домолвила: «Не дам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей;
Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдёт,
И царевна оживёт;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца».
Скрылась гостья.
Царь грустит;
Он не ест, не пьёт, не спит:
Как от смерти дочь спасти?
И, беду чтоб отвести,
Он даёт такой указ:
«Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён,
Прясть, сучить, чтоб веретён
Духу не было в домах;
Чтоб скорей как можно прях
Всех из царства выслать вон».

Царь, издав такой закон,
Начал пить, и есть, и спать,
Начал жить да поживать,
Как дотоле, без забот.
Дни проходят; доча растёт;
Расцвела, как майский цвет;
Вот уж ей пятнадцать лет…
Что-то, что-то будет с ней!

Раз с царицею своей
Царь отправился гулять;
Но с собой царевну взять
Не случилось им; она
Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть
И на свет в окно глядеть.
«Дай, — сказала наконец, —
Осмотрю я наш дворец».
По дворцу она пошла:
Пышных комнат нет числа;
Всем любуется она;
Вот, глядит, отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьётся лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Всходит вверх и видит — та
Старушоночка сидит;
Гребень под носом торчит;
Старушоночка прядёт
И за пряжею поёт:
«Веретёнце, не ленись;
Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас».

Гостья жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей…
Всё исчезло из очей;
На неё находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Всё утихнуло кругом;
Возвращаясь во дворец,
На крыльце её отец
Пошатнулся и зевнул
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьём в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам;
Неподвижно по стенам
Мухи сонные сидят;
У ворот собаки спят;
В стойлах, головы склонив,
Пышны гривы опустив,
Кони корму не едят,
Кони сном глубоким спят;
Повар спит перед огнём;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мёртвым сном;
И покрыл окрестность бор;
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил;
Он навек загородил
К дому царскому пути:
Долго, долго не найти
Никому туда следа —
И приблизится беда!
Птица там не пролетит,
Близко зверь не пробежит,
Даже облака небес
На дремучий, тёмный лес
Не навеет ветерок.

Вот уж полный век протёк;
Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно.
Знали только то одно,
Что средь бора дом стоит,
Что царевна в доме спит,
Что проспать ей триста лет,
Что теперь к ней следу нет.
Много было смельчаков
(По сказанью стариков),
В лес брались они сходить, 
Чтоб царевну разбудить; 
Даже бились об заклад 
И ходили — но назад 
Не пришёл никто. С тех пор 
В неприступный, страшный бор
Ни старик, ни молодой 
За царевной ни ногой. 

Время ж всё текло, текло;
Вот и триста лет прошло.
Что ж случилося? В один
День весенний царский сын,
Забавляясь ловлей, там
По долинам, по полям
С свитой ловчих разъезжал.
Вот от свиты он отстал;
И у бора вдруг один
Очутился царский сын.
Бор, он видит, тёмен, дик.
С ним встречается старик.
С стариком он в разговор:
«Расскажи про этот бор
Мне, старинушка честной!»
Покачавши головой,
Всё старик тут рассказал,
Что от дедов он слыхал
О чудесном боре том:
Как богатый царский дом
В нём давным-давно стоит,
Как царевна в доме спит,
Как её чудесен сон,
Как три века длится он,
Как во сне царевна ждёт,
Что спаситель к ней придёт;
Как опасны в лес пути,
Как пыталася дойти
До царевны молодёжь,
Как со всяким то ж да то ж
Приключалось: попадал
В лес, да там и погибал.

Был детина удалой
Царский сын; от сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор,
И в одно мгновенье там.
Что ж явилося очам
Сына царского? Забор,
Ограждавший тёмный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нём.
Едет гладким он путём
Час, другой; вот наконец
Перед ним стоит дворец,
Зданье — чудо старины;
Ворота отворены;
В ворота въезжает он;
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный сидит;
Тот не двигаясь идёт;
Тот стоит, раскрывши рот:
Сном пресекся разговор,
И в устах молчит с тех пор
Недоконченная речь;
Тот, вздремав, когда-то лечь
Собрался, но не успел:
Сон волшебный овладел
Прежде сна простого им;
И, три века недвижим,
Не стоит он, не лежит
И, упасть готовый, спит.

Изумлён и поражён
Царский сын. Проходит он
Между сонными к дворцу;
Приближается к крыльцу;
По широким ступеням
Хочет вверх идти; но там
На ступенях царь лежит
И с царицей вместе спит.
Путь наверх загорожён.
«Как же быть? — подумал он. —
Где пробраться во дворец?»
Но решился наконец,
И, молитву сотворя,
Он шагнул через царя.
Весь дворец обходит он;
Пышно всё, но всюду сон,
Гробовая тишина.
Вдруг глядит: отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьётся лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Он взошёл. И что же там?
Вся душа его кипит,
Перед ним царевна спит.
Как дитя, лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет её ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи тёмныя темней,
Заплетённые косой,
Кудри чёрной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь, как свежий снег, бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен лёгкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки — чудо красотой.
Видом прелести такой
Отуманен, распалён,
Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.
Что ж разрушит силу сна?
Вот, чтоб душу насладить,
Чтоб хоть мало утолить
Жадность пламенных очей,
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнём
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И её поцеловал.

Вмиг проснулася она;
И за нею вмиг от сна
Поднялося всё кругом:
Царь, царица, царский дом;
Снова говор, крик, возня;
Всё, как было; словно дня
Не прошло с тех пор, как в сон
Весь тот край был погружён.
Царь на лестницу идёт;
Нагулявшися, ведёт
Он царицу в их покой;
Сзади свита вся толпой;
Стражи ружьями стучат;
Мухи стаями летят;
Приворотный лает пёс;
На конюшне свой овёс
Доедает добрый конь;
Повар дует на огонь,
И, треща, огонь горит,
И струёю дым бежит.

Всё бывалое — один
Небывалый царский сын.
Он с царевной наконец
Сходит сверху; мать, отец
Принялись их обнимать.
Что ж осталось досказать?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.

к содержанию 

Рис. В. ПименоваРис. В. Пименова

Рис. В. ПименоваРис. В. Пименова

Рис. В. ПименоваРис. В. Пименова

Рис. В. ПименоваРис. В. Пименова

Рис. В. ПименоваРис. В. Пименова

Рис. В. ПименоваРис. В. Пименова

Рис. В. ПименоваРис. В. Пименова

Рис. В. ПименоваРис. В. Пименова

  • Пословицы и поговорки к сказке городок в табакерке
  • Пословицы и поговорки к сказке теремок
  • Пословицы и поговорки к сказке о царе салтане
  • Пословицы и поговорки в русских народных сказках проект
  • Пословицы в сказке гуси лебеди какова их роль