Пословица к сказке медведь половинщик

сказка ложь, да в ней намек! добрым молодцам урок а.с.пушкинк 220-летию владимира ивановича даля луганская библиотека для детей продолжает цикл

2021 10 27 01«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» А.С.Пушкин

К 220-летию Владимира Ивановича Даля Луганская библиотека для детей продолжает цикл публикаций, посвященных нашему земляку. Часть шестая — «Даль – сказочник».

Литературную деятельность Владимир Иванович Даль начал довольно рано, и это были эпизодические литературные опыты. Известным писателем он стал после публикации сборника «Русские сказки. Пяток первый». В 1832 году вышла объемистая (двести одна страница) книга, названная по-старинному длинно: «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским». Казак Луганский — именно так будет подписывать Даль большинство своих сочинений. Луганский – от Лугани, где он родился (ныне – город Луганск). А вот Казак – возможно от того, что вольный казак – «не раб, не крепостной» (толкование Даля). Сатирический тон «Сказок» вызвал недовольство правительства: «Страшный умысел против верховной власти, насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата ….» — так решил Мордвинов, управляющий Третьим отделением (тайная полиция тех лет). Сказки изъяли из продажи, Даля, «как неблагонадежного», поместили под арестом, бумаги его взяли жандармы. Спасло опального писателя заступничество поэта В. А.Жуковского, воспитателя наследника престола. Чем же так испугали правительство и лично императора Николая I «Сказки» Казака Луганского? Весь сборник «Сказок…» пронизан симпатией к простому человеку: солдату, мужику, инородцу, бездомному бедняку, – который всегда побеждает злых и завистливых царедворцев, неблагодарных царей и прочих власть имущих.

Народный язык сказок дополнен множеством пословиц, поговорок, образных словечек, и они стали убийственно точным средством характеристики героев. А в персонажах сказок многие лихоимцы (взяточники), с негодованием узнавали себя.

В литературной среде, среди лучших писателей того времени, «Русские сказки» были встречены с восторгом. Особенно ими восхищался Александр Пушкин. Год спустя, в 1833 году, под влиянием сказок Даля, он напишет лучшую свою сказку — о рыбаке и золотой рыбке и подарит ее Владимиру Ивановичу в рукописи с надписью: «Твоя – от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

«Русские сказки. Пяток первый» стали на три десятилетия библиографической редкостью и вновь увидели свет лишь в 1861 году в собрании сочинений В.И. Даля.

В первое издание «Пяток первый» вошли: «Сказка об Иване Молодом Сержанте…»; «Сказка о Шемякином суде…»; «Сказка о похождениях черта – послушника…»; «Сказка о Георгии Храбром и о волке»; «Сказка о баранах (Восточная сказка)».

При их создании автор ориентировался на простых слушателей, тех, кто поймет и сочувственно отнесется к героям. Во вступлении к первой сказке « Об Иване Молодом сержанте …» Даль написал: «…кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает…».

Изучая сказки Даля, можно увидеть три направления его творчества в этом жанре. Многие из них сочиненны самим Далем, некоторые являются обработкой народного детского фольклора или знакомы нам благодаря публикации вариантов этих сказок другими собирателями. Так «Девочка Снегурочка» напоминает русскую народную сказку «Снегурочка и лиса», «Медведь-половинщик!» – сказку «Вершки и корешки», «Привередница» – сказку «Гуси-лебеди». Тем не менее, все они имеют значение самостоятельных произведений, поскольку это был не простой «перепев» уже напечатанного, а пересказ сказок записанных со слов народа.

2021 10 27 02Современным детям известны такие сказки В. И. Даля, как «Девочка Снегурочка», «Старик годовик», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса — лапотница» и многие другие. Сейчас мало кто знает, что первая сказка нашего детства «Курочка Ряба» принадлежит Владимиру Далю.

Сказки Даля для детей невелики по размеру, в них использованы простые, короткие предложения, а мораль часто прослеживается в самом последнем предложении. Герои (чаще всего животные) делятся на хороших и плохих, добрых и злых…

Сам Владимир Иванович считал сказку чрезвычайно нужной ребенку, ибо она будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство. Например, «Девочка Снегурочка» поможет ребенку почувствовать жалость к одиноким старикам, к собаке Жучке, а спасение самой Снегурочки пробуждает радостные чувства. Главные герои «Лисы – лапотницы»: хитрая плутовка Лиса и жители деревни. Главная мысль сказки — не нужно обманывать других и сам не будешь обманут. Вызывают улыбку у детей и сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь». В них главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу. Чувство сострадания к героям Малаше и Ивашечке вызывает сказка «Привередница», нравственный урок которой содержится в пословице «Как аукнется, так и2021 10 27 03 откликнется». В сказке «Война грибов с ягодами» описывается подготовка грибов к военной кампании против ягод, но грибник подкрался незаметно, и грибная армада была разбита наголову. Мораль сказки такова: «Против любой силы найдется управа». Сказка «Что значит досуг» учит быть трудолюбивым, хорошо относиться к порученному делу. «Старик годовик» — интересная сказка-загадка, ответ на которую очень прост. Старик Годовик — это сам календарный год, от зимы до осени. Птицы в нем — это месяца, крылья у птиц — недели, а перья — дни недели.

Лучшими классическими иллюстрациями к сказкам Владимир Иванович Даль по праву считаются работы известного художника Владимира Конашевича.

Сказки Владимира Даля — это наше достояние, на котором необходимо растить детей. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю, внесшему бесценный вклад в основу науки о русском языке.

Инфоурок

Другое
ПрезентацииПрезентация:Книжное обозрение «220 лет со дня рождения писателя, философа, лексикографа, этнографа В.И. Даля (1801-1871)»

Книжное обозрение«220 лет со дня рождения писателя, философа, лексикографа,...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Книжное обозрение«220 лет со дня рождения писателя, философа, лексикографа,

    Описание слайда:

    Книжное обозрение
    «220 лет со дня рождения писателя, философа, лексикографа, этнографа
    В.И. Даля
    (1801-1871)»

  • 2 слайд

    Владимир Даль вошел в историю как автор «Толкового словаря живого великорусск

    Описание слайда:

    Владимир Даль вошел в историю как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Но список его достижений и титулов велик: собиратель фольклора, первый отечественный востоковед-тюрколог, один из учредителей Русского географического общества, представитель «натуральной школы» в литературе, пионер российской гомеопатии, наконец, автор записок о последних часах жизни Александра Пушкина.

  • 3 слайд

    Владимир Даль родился 22 ноября 1801 года в Лугани (современном Луганске), гд

    Описание слайда:

    Владимир Даль родился 22 ноября 1801 года в Лугани (современном Луганске), где его отец, датчанин Иоганн Христиан Даль, служил врачом. Приняв в России имя Иван, Даль-старший женился на Марии Фрейтаг из семьи обрусевших немцев и французских гугенотов. Отец Владимира знал восемь языков, мать свободно говорила на пяти. От родителей мальчик унаследовал чувство слова и широкий круг интересов: как говорила Мария Даль, стремление «зацеплять» всякое знание и навык.

  • 4 слайд

    В 1815 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебу в корпусе опис

    Описание слайда:

    В 1815 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебу в корпусе описал в повести «Мичман Поцелуев, или живучи оглядывайся» (1841). По окончании учебы в 1819 был направлен служить мичманом на Черноморский флот. В это время Даль начал записывать диалектные слова и приступил к главному делу своей жизни – созданию Толкового словаря живого великорусского языка. В 1826 вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Материальное положение Даля было тяжелым, он зарабатывал на жизнь репетиторством.

  • 5 слайд

    В 1817 году во время учебного плавания кадет Даль посетил Данию, и позже всп

    Описание слайда:

    В 1817 году во время учебного плавания кадет Даль посетил Данию, и позже вспоминал:
    «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков.»

  • 6 слайд

    В 1829 Даль защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в де

    Описание слайда:

    В 1829 Даль защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в действующую армию. Работал в полевом госпитале хирургом. Он продолжал собирать материал для будущего словаря, записывая со слов солдат «областные речения» разных местностей. По окончании русско-турецкой войны 1828 – 1829 Даль продолжил службу в качестве военного врача и эпидемиолога. В 1831 работал на эпидемии холеры, а также принимал участие в польской кампании. Вернулся в 1832 в Петербург, продолжая работать в военном госпитале.

  • 7 слайд

    Знакомство Александра Пушкина с Далем должно было состояться при содействии Ж

    Описание слайда:

    Знакомство Александра Пушкина с Далем должно было состояться при содействии Жуковского, однако Владимир решил лично встретиться с великим поэтом. Он подарил ему один из уцелевших экземпляров «Русских сказок».
    Такой подарок обрадовал Пушкина, вследствие чего он отправил Далю рукопись своей новой сказки «О попе и работнике его Балде», не забыв поставить свой автограф. Это привело к тому, что Владимир Даль отправился вместе с поэтом в путешествие по местам пугачевских событий, которые происходили в Оренбургском крае. В результате, Пушкин преподнес писателю подарочный экземпляр «Истории Пугачева».

  • 8 слайд

    А. С. Пушкин и В. И. Даль в виде святых Косьмы и Дамиана. Икона XIX в. Даль

    Описание слайда:

    А. С. Пушкин и В. И. Даль в виде святых Косьмы и Дамиана.
    Икона XIX в.

    Даль присутствовал при смертельном ранении Александра Сергеевича Дантесом. Он принимал участие в лечении раны, однако спасти жизнь великого поэта так и не удалось. Накануне смерти Пушкин подарил другу свой талисман – золотой перстень с изумрудом.

  • 9 слайд

    В начале 1860-х гг. Даль вышел в отставку и поселился в Москве. К этому време

    Описание слайда:

    В начале 1860-х гг. Даль вышел в отставку и поселился в Москве. К этому времени было подготовлено первое издание его Толкового словаря живого великорусского языка, содержавшего 200 тыс. слов. Труд Даля был опубликован в 1867. В 1868 он был избран почетным членом Академии Наук. В последние годы жизни он работал над вторым изданием словаря, расширял словарный состав и писал детские рассказы. Сделал переложение Ветхого Завета «применительно к понятиям русского простонародья», написал учебники по зоологии и ботанике, передал фольклористам П. В. Киреевскому и А. Н. Афанасьеву собранные им народные песни и сказки. Незадолго до смерти Даль перешел из лютеранства в православие.

  • 10 слайд

    11.11.2021104 октября 1872 года Владимир Иванович Даль скончался в Москве. По

    Описание слайда:

    11.11.2021
    10
    4 октября 1872 года Владимир Иванович Даль скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

  • 11 слайд

    Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель

    Описание слайда:

    Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую популярность получил благодаря непревзойденному по объему «Толковому словарю живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.
    До последних дней он редактировал свой словарь и записывал все новые слова.

  • 12 слайд

    До сих пор словарь В.И. Даля является наиболее полным собранием всех слов, ис

    Описание слайда:

    До сих пор словарь В.И. Даля является наиболее полным собранием всех слов, используемых и записанных автором в XIX веке. Это самый знаменитый русский толковый словарь. Несмотря на обилие диалектных и окказиональных форм современная лексикография относит данный словарь к самому полному и точному собранию лексики русского языка.Данное адаптированное издание может быть использовано как учеными-лингвистами, так и преподавателями, а также всеми, кто изучает русский язык.

  • 13 слайд

    В издание входят избранные повести, рассказы, очерки и сказки известного линг

    Описание слайда:

    В издание входят избранные повести, рассказы, очерки и сказки известного лингвиста, фольклориста, этнографа и писателя В.И. Даля, написанные им в 1832-1857 гг.  Даль-писатель описывает жизнь и уклад крестьян среднерусской полосы, дает колоритные зарисовки с редкими и этнографическими наблюдениями. Его произведения изобилуют точными описаниями повседневного быта российских крестьян. В своих произведениях автор подвергает сатире чиновничье-помещичье сословие.

  • 14 слайд

    В книге собраны и описаны чудесные истории, таинственные поверья и суеверия,п

    Описание слайда:

    В книге собраны и описаны чудесные истории, таинственные поверья и суеверия,предрассудки и предания. Читателю открывается мистический мир наших предков, населенный удивительными существами — бесами,ведьмами, домовыми, русалками, колдунами,лешими.

  • 15 слайд

    Владимир Даль был также ценителем и собирателем русского народного творчества

    Описание слайда:

    Владимир Даль был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Знакомые с детства пословицы, загадки, присказки, приговорки-прибаутки, скороговорки вы можете найти
    в сборниках пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и прочее.

  • 16 слайд

    В повести «Бедовик» Даль рассказывает о злоключениях чиновника небольшого губ

    Описание слайда:

    В повести «Бедовик» Даль рассказывает о злоключениях чиновника небольшого губернского городка, прозванного за свои неудачи «бедовиком», но у «бедовика» – доброе сердце и светлые помыслы. О том, как сложилась судьба этого милейшего, но столь невезучего человека, Вы узнаете, прочитав эту в чем-то поучительную книгу.

  • 17 слайд

    В сборник «Старик-годовик» вошли сказки, загадки, пословицы, поговорки и игры

    Описание слайда:

    В сборник «Старик-годовик» вошли сказки, загадки, пословицы, поговорки и игры для детей, часть которых была собрана Далем во время фольклорно-этнографических экспедиций. Для них характерны образность, простота и доступность изложения.

  • 18 слайд

    Повесть "Вакх Сидоров Чайкин, или Рассказ его о собственном своем житье-бытье

    Описание слайда:

    Повесть «Вакх Сидоров Чайкин, или Рассказ его о собственном своем житье-бытье, за первую половину жизни своей». Повесть примечательна воспроизведением в ней различных чисто русских типов, выхваченных Далем из самой толщи русской жизни и потому волнующих и привлекательных.

  • 19 слайд

    Для детей дошкольного возраста Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого

    Описание слайда:

    Для детей дошкольного возраста Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка – еще и автор замечательных сказок для детей. В книги вошли сказки: Ворона, Старик-годовик, Лиса и медведь, Лиса-лапотница, Девочка Снегурочка, Война грибов с ягодами, Журавль и цапля, Про мышь зубастую да про воробья богатого, Медведь-половинщик, Лучший певчий, О дятле, Привередница.

  • 20 слайд

    Пословица к сказке медведь половинщик

  • 21 слайд

    Пословица к сказке медведь половинщик

  • 22 слайд

    Пословица к сказке медведь половинщик

  • 23 слайд

    Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать

    Описание слайда:

    Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Пословица к сказке медведь половинщик

  • Сейчас обучается 93 человека из 43 регионов

Пословица к сказке медведь половинщик

  • Сейчас обучается 352 человека из 64 регионов

Пословица к сказке медведь половинщик

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Специалист в области охраны труда

  • Сейчас обучается 208 человек из 54 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • ГРУППА 11 КАЛЬКУЛЯЦИЯ УРОК №39-40

  • Тесты по истории Казахстана

  • ГРУППА 11 МДК 07.01 УРОК№79

  • ГРУППА 11 МДК 07.01

  • Сценарий конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим…»

  • Учебное пособие «Курс лекций по дисциплине «Материаловедение» по профессия: «Швея», код 19601»

  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы компьютерной грамотности»

  • «Атлах шайқасы» сабақ жоспары 6 сынып

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436815 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Жил-был мужичок в крайней избе на селе, что стояла подле самого леса. А в лесу жил медведь и, что ни осень, заготовлял себе жильё, берлогу, и залегал в неё с осени на всю зиму; лежал да лапу сосал. Мужичок же весну, лето и осень работал, а зимой щи и кашу ел да квасом запивал. Вот и позавидовал ему медведь: пришёл к нему и говорит:

Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжета
— Соседушка, давай задружимся.

— Как с вашим братом дружиться: ты, Мишка, как раз искалечишь! — отвечал мужичок.

— Нет,- сказал медведь,- не искалечу. Слово моё крепко — ведь я не волк, не лиса: что сказал, то я сдержу! Давай-ка станем вместе работать!

— Ну ладно, давай! — сказал мужик.

Ударили по рукам.

Вот пришла весна, стал мужик соху да борону ладить, а медведь ему из лесу вязки выламывает да таскает. Справив дело, уставив соху, мужик и говорит:- Ну, Мишенька, впрягайся, надо пашню подымать.

Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжета

Медведь впрягся в соху, выехали в поле. Мужик, взявшись за рукоять, пошёл за сохой, а Мишка идёт впереди, соху на себе тащит. Прошёл борозду, прошёл другую, прошёл третью, а на четвёртой говорит:- Не полно ли пахать?

— Куда тебе,- отвечает мужик,- ещё надо дать концов десятка с два!

Измучился Мишка на работе. Как покончил, так тут же на пашне и растянулся. Мужик стал обедать, накормил товарища да и говорит:- Теперь, Мишенька, соснём, а отдохнувши, надо в другой раз перепахать.

И в другой раз перепахали.

— Ладно,- говорит мужик,- завтра приходи, станем боронить и сеять репу. Только уговор лучше денег.

Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжета

  • Давай наперёд положим, коли пашня уродит, что кому брать: всё ли поровну, всё ли пополам, или кому вершки, а кому корешки?
  • — Мне вершки,- сказал медведь.
  • — Ну ладно,- говорит мужик,- твои вершки, а мои корешки.
  • Как сказано, так и сделано: пашню на другой день заборонили, посеяли репу и сызнова заборонили.

Пришла осень, настала пора репу собирать. Снарядились наши товарищи, пришли на поле, повытаскали, повыбрали репу: видимо-невидимо её.

Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжета

Стал мужик Мишкину долю — ботву срезать, вороха навалил с гору, а свою репу на возу домой свёз. И медведь пошёл ботву в лес таскать, всю перетаскал к своей берлоге. Присел, попробовал, да, видно, не по вкусу пришлось!..

Пошёл к мужику, поглядел в окно; а мужик напарил сладкой репы полный горшок, ест да причмокивает. «Ладно,- подумал медведь,- вперёд умнее буду!»

Медведь пошёл в лес, залёг в берлогу, пососал, пососал лапу да с голодухи заснул и проспал всю зиму.

Пришла весна, поднялся медведь, худой, тощий, голодный, и пошёл опять набиваться к соседу в работники — пшеницу сеять.

Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжета

Справили соху с бороной. Впрягся медведь и пошёл таскать соху по пашне! Умаялся, упарился и стал в тень.

Мужичок сам поел, медведя накормил, и легли оба соснуть. Выспавшись, мужик стал Мишку будить:- Пора-де в другой раз перепахивать.

Нечего делать, принялся Мишка за дело! Как кончили пашню, медведь и говорит:- Ну, мужичок, уговор лучше денег. Давай условимся теперь: на этот раз вершки твои, а корешки мои.

Ладно, что ли?

Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжета

— Ладно,- сказал мужик.- Твои корешки, мои вершки!

Ударили по рукам.

На другой день пашню заборонили, посеяли пшеницу, прошли по ниве бороной и ещё раз тут же помянули, что теперь-де медведю корешки, а мужичку вершки.

Настала пора пшеницу убирать: мужик жнёт не покладаючи рук; сжал, обмолотил и на мельницу свёз. Принялся и медведь за свой пай: надёргал соломы с корнями целые вороха и пошёл таскать в лес к своей берлоге. Всю солому переволок, сел на пенёк отдохнуть да своего труда отведать. Пожевал соломки — нехорошо! Пожевал корешков — не лучше того!

Пошёл Мишка к мужику, заглянул в окно, а мужичок сидит за столом, пшеничные лепёшки ест, бражкой запивает да бороду утирает.

«Видно, уж моя такая доля,- подумал медведь,- что из моей работы проку нет: возьму вершки — вершки не годятся; возьму корешки — корешки не едятся!»

Тут Мишка с горя залёг в берлогу и проспал всю зиму, да уж с той поры не ходил к мужику в работу. Коли голодать, так лучше на боку лежать.

Источник: https://zooclub.ru/skazki/medved-polovinshchik.shtml

Краткое содержание медведь на воеводстве салтыков-щедрин точный пересказ сюжета за 5 минут —

Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжета

«Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и, в качестве таковых, заносятся на скрижали Истории». А мелкие злодейства даже современники бранят.Топтыгин 1-йТоптыгин первый так хотел попасть на скрижали Истории, что забыл о том, что умел берлоги строить, а «все на одно поворачивал: «Кро-вопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!» Лев за эту жажду крови произвел медведя в майорский чин и отправил в дальний лес воеводой. Только прибыл — решил назавтра кровопролитие учинить. А в ожидании выпил ведро водки и улегся на полянке спать. На беду летел мимо Чижик, принял медведя за чурбан, сел на него и запел. Медведь с похмелья и не разобрался, что это за «внутренний супостат», а просто взял и съел Чижика.За это чересчур уж мелкое злодейство стал Топтыгин посмешищем всего леса. И ворона, и лягушка, и даже комар дразнили его из-за кустов: «Дурень ты, дурень! Чижика съел!» Медведь, чтобы оправдаться в глазах начальства, разрушил ночью типографию, а «произведения ума человеческого в отхожую яму закопал». Но было уже поздно… Лев не поверил, что способен на такие подвиги тот самый Топтыгин, «которой маво Любимова Чижика сиел!» (автор воспроизводит безграмотную орфографию Льва).

Топтыгин 2-й

В другой лес был послан другой воевода, тоже Топтыгин. Тот решил начать с крупных злодеяний, но не было в том лесу ни типографии, ни университета, ни академиков — всех уже до Топтыгина уничтожили. Чем же отличиться? Забрался медведь во двор к мужику, задрал лошадь, корову, свинью, пару овец и полез на крышу.

Гнилая крыша провалилась — попался медведь! Облапил обломок бревна и ревет — упасть боится.

Мужики собрались и прикончили медведя: «Ишь, анафема! Перед начальством выслужиться захотел, а мы через это пропадать должны!»С тех пор в лесной Истории подразделение злодейств на блестящие и срамные (по величине) упразднилось, и все злодейства стали считаться срамными.

Топтыгин 3-й

Третий Топтыгин был поумней: он уразумел, что ни больших, ни малых злодеяний совершать не разрешается.

Прибыл в лес и залег в берлогу, о правах рассуждает: «Даже у белки, и у той нынче права! Дробину тебе в нос — вот какие твои права!» Так размышляя, он на деле в управление не вступал — и все в лесу шло своим чередом. Кто-то ел, кого-то ели — происходили «натуральные» злодейства.

Осознав, что и без него «злодейство само собой сделается», медведь решил выходить из берлоги только «для получения присвоенного содержания». Порядки в лесу ни разу за это время нарушены не были. Лев производил Топтыгина все в более высокие чины: в подполковники, в полковники и наконец…Явились мужики с рогатиной, выгнали медведя из берлоги в поле.

« И постигла его участь всех пушных зверей ».

Медведь на воеводстве

Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжета

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА«Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и, в качестве таковых, заносятся на скрижали Истории». А мелкие злодейства даже современники бранят.

  • Топтыгин 1-й
  • Топтыгин 2-й

Топтыгин первый так хотел попасть на скрижали Истории, что забыл о том, что умел берлоги строить, а «все на одно поворачивал: «Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!» Лев за эту жажду крови произвел медведя в майорский чин и отправил в дальний лес воеводой. Только прибыл — решил назавтра кровопролитие учинить. А в ожидании выпил ведро водки и улегся на полянке спать. На беду летел мимо Чижик, принял медведя за чурбан, сел на него и запел. Медведь с похмелья и не разобрался, что это за «внутренний супостат», а просто взял и съел Чижика.За это чересчур уж мелкое злодейство стал Топтыгин посмешищем всего леса. И ворона, и лягушка, и даже комар дразнили его из-за кустов: «Дурень ты, дурень! Чижика съел!» Медведь, чтобы оправдаться в глазах начальства, разрушил ночью типографию, а «произведения ума человеческого в отхожую яму закопал». Но было уже поздно… Лев не поверил, что способен на такие подвиги тот самый Топтыгин, «которой маво Любимова Чижика сиел!» (автор воспроизводит безграмотную орфографию Льва).В другой лес был послан другой воевода, тоже Топтыгин. Тот решил начать с крупных злодеяний, но не было в том лесу ни типографии, ни университета, ни академиков — всех уже до Топтыгина уничтожили.

Чем же отличиться? Забрался медведь во двор к мужику, задрал лошадь, корову, свинью, пару овец и полез на крышу. Гнилая крыша провалилась — попался медведь! Облапил обломок бревна и ревет — упасть боится.

Мужики собрались и прикончили медведя: «Ишь, анафема! Перед начальством выслужиться захотел, а мы через это пропадать должны!»С тех пор в лесной Истории подразделение злодейств на блестящие и срамные (по величине) упразднилось, и все злодейства стали считаться срамными.

Топтыгин 3-й

Третий Топтыгин был поумней: он уразумел, что ни больших, ни малых злодеяний совершать не разрешается.

Прибыл в лес и залег в берлогу, о правах рассуждает: «Даже у белки, и у той нынче права! Дробину тебе в нос — вот какие твои права!» Так размышляя, он на деле в управление не вступал — и все в лесу шло своим чередом.

Кто-то ел, кого-то ели — происходили «натуральные» злодейства.

Осознав, что и без него «злодейство само собой сделается», медведь решил выходить из берлоги только «для получения присвоенного содержания». Порядки в лесу ни разу за это время нарушены не были.

Лев производил Топтыгина все в более высокие чины: в подполковники, в полковники и наконец…Явились мужики с рогатиной, выгнали медведя из берлоги в поле. «И постигла его участь всех пушных зверей».

Комментарий. В сказке «Пропала совесть» писатель показывает падение морали в буржуазно-дворянском обществе. В этом обществе жить и богатеть возможно, только лишившись совести.

Деморализация зашла настолько далеко, что те, кто не обманывает и не берет взяток, вызывают насмешки среди тех, кто привык находиться под гнетом власть имущих.

Интересен финал сказки, где писатель выражает веру в новые поколения, которые способны бороться за светлые идеалы, руководствуясь именно совестью.

Сказка «Премудрый пискарь» написана вскоре после разгрома народовольцев. Интеллигенцией овладели малодушие и трусость. Сатирическая критика писателя обращена против этого малодушия, против тех, кто прячется в норы от действительности.

Но звучание сказки и до сих пор актуально — таким «пискарем» выглядит всякий, кто отказывается бороться со злом, кто живет по принципу «моя хата с краю».В сказке «Медведь на воеводстве» выведены последовательно три Топтыгина — злой, ретивый и добродушный.

На примере двух первых сатирик показал, какой неограниченный простор для злоупотреблений открывала правительственная система самодержавия.

Третий Топтыгин в дела не вмешивался, хотя от дани не отказывался, но ничего в лесу существенным образом не изменилось. Выходит, дело не в злоупотреблениях властью, а в самом принципе самодержавной системы, при которой народ просто обречен на страдания.

Комментаторы отмечают, что в тексте содержится ряд злободневных намеков — так, в образе безграмотного Льва угадывается личность Александра III.

Краткое содержание Медведь на воеводстве Салтыков-Щедрин

Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжета

Послал Лев – царь зверей первого Топтыгина воеводой в дальний лес, наградив майорским чином. Топтыгин этот о большом кровопролитии мечтал, и планировал на новом месте что-то подобное совершить. Всполошились лесные жители, когда узнали, что им предстоит.Прежде чем начинать свою службу, решил Топтыгин отметить свой день рождения. Выпил знатно и улегся на полянке отдыхать. Мимо пролетал Чиж и уселся на тушу, приняв ее за бревно. Не успел запеть, как Топтыгин его проглотил.Свидетелями столь неподобающего поступка стали многие птицы и звери. Все они в один голос кричали, что Топтыгин дурак, чижика съел! Воевода пытался наглецов поймать, но те оказались проворными.

Молва о таком глупом поступке разошлась по всему лесу. Но не это было самое страшное. Топтыгин боялся, что Осел доложит Льву – вот тогда горе. Стал он кровопролитием заниматься, типографию уничтожил, чтобы вину искупить, но не помогло. Отправил его Лев в отставку. Кто же знал, что Чиж был его любимцем.

В иной лес послал Лев второго Топтыгина. Тот был предупрежден ослом, что дела свои нужно начинать с типографии. Прибыв на службу, не нашел медведь никакой типографии. Даже захудалой академии не было. Но решив, что только большими делами будет заниматься, Топтыгин отправился на ближайший хутор.

Забрался в хлев и уничтожил там всю живность, даже последнихбаранов. Этого показалось мало, ведь изба мужицкая осталась в целости. Забрался Топтыгин на крышу и понял, что сейчас провалится. Ухватился за бревно и заревел.

Прибежали мужики и убили зверя. Не спасло великое злодейство от позорной кончины.Тем временем Лев ознакомил с историей третьего Топтыгина с тем, чтобы тот учел ошибки предшественников.

Прибыл в свою чащобу медведь и решил не усердствовать, а хорошенько поразмыслить.

С такими мыслями залег в берлоге и стал лапу сосать. Как быть ему, чтобы не опозориться и уцелеть? И порешил, что ничего не будет делать. А зачем? Порядок в лесу и так давно установлен. Одни летают, другие ползают, третьи бегают. Кто-то на кого-то охотится, а значит, злодеяния происходят и без него.

Так он проводил свои дни в берлоге. Мужики приносили ему дань, и Топтыгин пробыл в этой чаще воеводой не один год. Но однажды прибыли в его владения охотники, выгнали бедолагу из берлоги в поле и убили, как обычную дичь.

Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-medved-na-voevodstve-saltykov-shedrin-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt

Отзыв о сказке В.И.Даля «Медведь-половинщик»

Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля за 2 минуты пересказ сюжетаГлавные герои сказки Даля «Медведь-половинщик» — мужик и медведь. Жил мужик на краю деревни, у самого леса, а в лесу жил медведь. Мужик работал в поте лица, чтобы припасы на зиму себе заготовить, а медведю перед зимой приходилось укладываться спать в берлогу, потому что припасы он заготавливать не умел. Посмотрел медведь, какая у мужика сытная жизнь и решил с ним подружиться.

Пришел к мужику и предложил ему вместе работать, а урожай делить. Мужик согласился, и заставил медведя в соху впрягаться, да поле пахать. Медведь от такой работы устал, но слово свое держал. Когда пришла пора сеять репу, мужик спросил, как урожай делить будут: поровну или на вершки и корешки? Медведь решил, что на вершки и корешки, и выбрал себе вершки. Мужик согласился и посеял репу.

Когда мужик с медведем урожай репы собрали, мужик забрал себе репу, а медведь утащил в берлогу ботву. Попробовал он ботву, и понял, что есть ее невозможно. Пошел медведь к мужику и увидел, как тот с аппетитом пареную репу ест. Решил тогда медведь на следующий год умнее быть и выбрать корешки, после чего опять в берлогу залег.

На следующий год мужик с медведем посеяли пшеницу. Мужик потом себе зерно забрал, а медведь – солому с корнями. И опять медведь прогадал: ни солому, ни корешки он есть не смог.

А глядя, как мужик пшеничные лепешки ест, подумал медведь, что плохой из него работник выходит, хоть вершки он берет, хоть корешки, проку от этого нет.

С тех пор перестал медведь с мужиком работать и теперь всю зиму в берлоге проводит.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Даля «Медведь-половинщик» заключается в том, что важно не только прилагать усилия для достижения результата, но и уметь делать правильный выбор. Мужик честно предложил медведю определиться со способом дележа урожая – пополам или на вершки-корешки. Медведь сделал неправильный выбор и остался ни с чем.

Сказка Даля «Медведь-половинщик» учит: прежде чем принимать какое-то решение, надо разобраться в вопросе.

Какие пословицы подходят к сказке «Медведь-половинщик»?

Живет медведь и в лесу, коли его не зовут в поле.
Делом спеши, да людей не смеши.
Урожай бывает не столько от росы, сколько от пота.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_dal_medved_polovinshhik/

«Медведь на воеводстве» — краткое содержание сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

В русской литературе Михаил Салтыков-Щедрин прославился умением мастерски облекать остросоциальные проблемы и конфликты в фольклорную форму. 

Одним из его известнейших произведений стала сказка «Медведь на воеводстве», краткое содержание которой приведено ниже. В ней автор высмеивает склонность к выслуживанию, глупость, жестокость и тщеславие. 

Главные герои сказки «Медведь на воеводстве»

Основными героями повествования выступают медведи, чьи образы являются завуалированным воплощением власти. Они используются в качестве прообразов людей, которые ею наделены.

Главные герои произведения:

  • Топтыгин I — старый и седой медведь-служака, всеми силами желающий прославиться. Мечтает о ратных подвигах, по своей натуре глуповат, жесток и обожает кровопролитные сражения;
  • Топтыгин II — медведь более умный, хладнокровный и расчетливый, по сравнению с первым;
  • Топтыгин III — отличается от предыдущих медведей особой ленивостью, осмотрительностью и осторожностью. В любой ситуации старается избежать риска;
  • Лев — глава звериного общества, тот, кто назначает медведей на их должности;
  • Осел — помещик и помощник Льва, выполняет роль его секретаря.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

В сказке рассказывается о трех медведях, которые по очереди выполняли обязанности лесного воеводы. 

Первый из них Топтыгин I — жестокий и воинственный медведь, которого Лев назначает на должность и отправляет усмирять лесных врагов. В первый же день медведь напился и спросонья съел Чижика, который славился на весь лес своим певческим талантом. 

Весть об этом сразу же доходит до Льва, который приказывает разжаловать медведя. Опозоренный и осмеянный лесным народом медведь покидает пост, и на этом его карьера заканчивается.

Далее на пост воеводы назначают Топтыгина II, который решает начать правление со злодеяний. Первым на очереди в его планах стояло разорение типографии, которой в пределах его владений не оказалось. 

Тогда медведь решает перейти к учебным заведениям, но те уже давно разорены еще задолго до него, а все виновники бесчинств умерли и некому за это понести наказание. Тогда Топтыгин Второй залез во двор к деревенскому мужику, где его ловят селяне и убивают.

Третий новоиспеченный генерал Топтыгин, прослышав о печальной участи двоих предшественников, отчаивается в поисках правильного метода правления, и так и не находит верного. Тогда он решает вовсе ничего не делать, ведь от злодеяний никакого проку, как и от добрых дел, и просто все время просиживает в берлоге, выбираясь лишь для получения жалования. 

В это время все в лесу идет мирно и своим чередом, за что Лев даже выдает медведю награду и повышает до ранга подполковника. Все бы так и продолжалось, если бы третьего правителя не настигла смерть от рук мужиков-лукашей.

Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

Смысл заглавия сказки в управлении. В разное время были назначены лесными воеводами медведи. Как они справлялись со своей ролью, был ли порядок в государстве, слушались ли подчиненные? Это можно узнать, просмотрев краткий пересказ, но лучше, конечно, читать онлайн полный текст произведения.

Основным художественным приемом выступает аллегория, с помощью которой автор обходит ограничения цензуры.

Мораль сказки, если говорить кратко, состоит в следующем: злодеяния заключаются не в частных недостатках каждого отдельного правителя, но в природе власти и ее обладании в целом. 

История создания

Сказка написана Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Предпосылками для ее создания служит историческая обстановка того времени. 

Под влиянием политических переворотов и беззакония, царивших в стране во второй половине XIX века, автор решает взяться за написание сказки, посвященной злодеяниям власти. 

На фоне отмены крепостного права, общественных беспорядков и невыполнения властью своих обещаний, произведение «Медведь на воеводстве» приобретает остросоциальную окраску, оставаясь актуальным и по сей день. 

Из-за жестких ограничений русской цензуры произведение не допустили к печати на родине и впервые опубликовали в 1886 году в Женеве. В России сказка вышла и стала известна лишь в 1906 году, уже после смерти писателя. 

Жанр

Жанр произведения — сатирическая сказка с элементами басни. В ней в сатирической манере за образами зверей скрываются люди со своими характерами и качествами, а реальные события переплетаются с фантастическими. 

Повествование ведется от третьего лица в виде документальной хроники, где через сюжет и описание поведения и черт характера зверей высмеиваются человеческие пороки и слабости. 

Композиция

  • Композиция сказки состоит из вступительного тезиса и трех частей, названых в честь трех лесных воевод, благодаря чему сказка приобретает схожесть с исторической хроникой. 
  • В качестве вступления приведен краткий перечень происходящих в каждой главе «злодеяний», являющийся характеристикой всех трех частей и их объединяющим элементом.
  • Заключение и выводы в тексте произведения отсутствуют — этим автор как бы демонстрирует непрерывность этой истории: за третьим Топтыгиным придет четвертый, за ним следующий и так далее.

Главная тема

Центральной темой сказки выступают взаимоотношения народа и власти. К ее представителям относится Лев, его советник Осел и, впоследствии, три медведя. 

Трое Топтыгиных являются аллегорическим собирательным образом правителя, который, при всей своей силе и могуществе, остается не очень умным и толковым. 

В этой басне, как и в сказе Даля «Медведь-половинщик», сам гротескный образ медведя является предметом высмеивания и поучения. 

Народ в произведении представлен неоднозначно: с одной стороны жители изображаются в виде подневольных рабов, с другой же они могут подняться на бунт и пойти против власти, как это показано во второй части сказки. Басня строится на ярко выраженной критике административной системы государства. 

Основная мысль произведения, которую можно записать в читательский дневник: личностные качества воевод не имеют значения на фоне общей системы власти, которая является бездумной и безликой машиной.

Заключение

  1. В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин обличает власть с помощью иносказания и художественных средств. 
  2. Проблема и идея произведения остается актуальной для любого поколения, автор лишь пытается открыть читателям глаза и призвать к непокорности, предлагая единственный возможный вариант решения — восстать и учинить бунт.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/90348-medved-na-voevodstve-kratkoe-soderjanie-skazki-m-e-saltykova-shedrina.html

«Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина

Большие и крупные злодейства заносятся на скрижали Истории, а маленькие считаются срамными. Они не поощряются, а всячески презираются. Топтыгин 1-й хорошо это понимал, поскольку был старый служака. За угодничество и рвение Лев произвел косолапого в майоры и послал наводить порядок в дальний лес.

Решил Топтыгин начать там службу с кровопролития. Но накануне отпраздновал свой день рождения: выпил ведро водки и лег спать на поляне. Когда же проснулся, увидел Чижика, который принял медведя за бревно и спокойно сидел на нем. Съел Топтыгин Чижика, а о последствиях не подумал.

Вскоре все звери в лесу стали упрекать медведя: мол, вместо больших и славных дел, он Чижика съел. Понял Топтыгин, как больно может ударить общественное мнение.

Страшно ему стало жить с такой репутацией, можно и на скрижали Истории попасть. Не помогли Топтыгину покаяние и масса больших злодейств, которые он совершил по совету Осла.

Могущественный Лев так и не повысил воеводу в чине, оставил майором.

II. Топтыгин 2-й

Большие злодеяния также не всегда идут впрок, что можно наблюдать на примере второго Топтыгина. Этот зверь был умнее первого, поэтому, прибыв в трущобу, решил тут же разорить типографию. Однако оказалось, что такого заведения здесь давно нет, а функция распространения политических новостей возложена на скворцов.

Рассердился Топтыгин и решил вместо типографии разорить хозяйство одного мужика. Забрался к нему ночью во двор, задрал там лошадь, корову, свинью и пару овец.

Но этого оказалось Топтыгину мало, поэтому полез воевода на крышу, чтобы разворотить ее. Ветхое строение легко рухнуло под таким весом, и зверь повис в воздухе. На его крик сбежались местные мужики.

Не долго думая, они подставили рогатину под падающего Топтыгина.

После случившегося Лев издал указ о том, что и блестящие злодейства могут быть столь же бессмысленны, как и срамные.

III. Топтыгин 3-й

Третий майор Топтыгин был самым умным начальником. Он долго не решался ехать в трущобу, поскольку понимал, что наводить порядки, когда все злодеяния запрещены, невозможно. Но большие подъемные и прогонные деньги убедили Топтыгина в том, что ехать нужно.

На месте медведь рассудил так: есть злодеяния «натуральные», которые в воеводстве совершаются и будут совершаться каждый день. Стало быть, злодейств хватает и без его участия. Поэтому решил Топтыгин спать и принимать от крестьян подношения. Так и пролежал воевода несколько лет в своей берлоге. Спал медведь и лакомился курочками, медом, даже сивухой, которую приносили прямо к берлоге.

Все было в его владениях в порядке, а Лев даже повысил в звании. Но когда полковник Топтыгин уже собирался получать генерала, пришли в трущобу мужики-лукаши. Словом, и самому «мудрому» воеводе не удалось избежать печальной участи.

  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ
  • «Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина
  • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина
  • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография
  • По произведению: «Медведь на воеводстве»
  • По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

Источник: https://goldlit.ru/saltykov-shchedrin/1284-medved-na-voevodstve-kratkoe-soderzhanie

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

  • Последняя сказка риты о чем
  • Последняя петербургская сказка маяковский
  • Последняя сказка риты актеры и роли
  • После бала лев толстой рассказ
  • Последнее предложение сказки репка