Пословица к сказке колобок выражающая смысл сказки

Обновлено: 28.12.2021 дядя максим - брат мамы петруся эвелины. вояка, потерявший ногу. он лучше других понимает своего племянника и

Обновлено: 28.12.2021

Дядя Максим — брат мамы Петруся Эвелины. Вояка, потерявший ногу. Он лучше других понимает своего племянника и » растит » в нем личность. Именно он зовет в гости Ставрученко и его сыновей, которые хорошо знают фольклор и с уважением относятся к простому народу. Молодые люди слушают, как играет Петр и предсказывают ему славное будущее. Кроме того, Максим отправляет своего племянника вместе со слепцами в путешествие. Их рассказы о прошлом обогащают внутренний мир юноши. Он сравнивает себя и свою жизнь с теми, кто имеет такой же физический недостаток. Кроме того, Петрусь сам, руками » читает» надпись на одной из могил, где похоронен молодой слепой бандурист Юрко, который вдохновлял зрячих в военных походах. Благодаря Максиму , Петро знакомится со слепым звонарем , которого все прихожане уважают.

Итак, благодаря деятельности Максима Благодаря Максиму расширяется не только круг знакомств для Петра, но и его кругозор. Этот персонаж, вне всякого сомнения, талантливый педагог. Он от души помогает родному человеку и делает его жизнь полноценной.

Короленко В. Г. » Слепой музыкант «.

1 год назад
Мы знаем о пассажирах то, что они видели лишь то, что на рельсах лежит человек, а рядом стоит мужчина и машет «флагом», который весь в крови. Пассажиры не имеют никакого отношения к этому конфликту. Пассажиры не смогли бы себя уберечь без помощи Семёна.
Все ученики 6 б и в класса если вы это смотрите и используете это, то перефразируйте пожалуйста! А то Ирина Михайловна поймёт!
Лиза! Перефразируй! А то у нас будут одинаковые ответы! Поставь лайк и выбери этот ответ лучшим!
1 год назад

Повествование ведется от 1 лица, множественного числа

Вот таким с собою унесли мы (цитата)

Образ нам родной, неповторимый (цитата)

Злоба нам сжимала кулаки (цитата)

Пробил час наш. Мы пришли с боями. (цитата)

Следующая пословица

Делу время а потехе час. Эта поговорка очень часто встречается в сказках, баснях. Басня «Стрекоза и муравей» учит нас тому, что всему своё время. В басне стрекоза протанцевала и пропела всё красное лето и не подготовилась к зиме, в то время когда муравей всё лето напролёт готовился к зиме и встретил зиму уже подготовленным.

Один за всех и все за одного. Одна из первых сказок которую слышат самые маленькие детишки. Вся семья дружно взявшись друг за друга сумели вытащить репку.

В тесноте, да не в обиде. Эта поговорка подойдёт ко многим русским народным сказкам, например к сказке «Теремок», где собрались несколько зверей и всем нашёлся тёплый уголок.

Как аукнется, так и откликнется. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль», где лиса однажды обманув журавля вскоре сама осталась голодной.

Мир не без добрых людей. Эта поговорка подходит к сказке «Заюшкина избушка».

Доверяй, но проверяй. Эта поговорка отлично подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

RIOLIt [157K] 1 год назад

Самые известные,- сказка- ложь да в ней намек.. Или,- скоро сказка сказывается

да не скоро дело делается, а еще,- это только присказка, сказка впереди. И неявный намек на сказку,- я там был, мед- пиво пил. —

Мурочка полосатая [244K] 1 год назад

Сказку «Теремок» хорошо характеризует поговорка «В тесноте да не в обиде». Как мы знаем в теремок набилось много зверушек, им было тесно, но все они жили дружно, пока медведь не развалил теремок.

К сказке «Лиса и Журавль» хорошо подходит пословица «Как аукнется, так и откликнется». Лиса плохо приняла в гости Журавля, он ушел от нее голодным. Но сама рассчитывала сытно пообедать, но Журавль поступил так точно как и она, Лиса тоже ушла с гостей голодная.

К сказке «Петушок и бобовое зернышко» хорошо подходит пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Петушок уж слишком быстро глотал зернышки, в результате одно зернышко у него застряло в горле, хорошо, хоть курочка его не оставила в беде.

Алиса в Стране [252K] 1 год назад

Мне вспомнились вот такие сказки, к которым я подобрала следующие поговорки:

Сказка «Каша из топора», про то, как солдат взялся сварить в доме жадных хозяев кашу из одного топора, а в итоге потратил очень даже много продуктов, каша получилась на самом деле, конечно же не из топора, который выполнял скорее декоративную роль, пословицы:

Сказка «Заюшкина избушка», где лиса позарилась на чужой дом, но была изгнана из него с позором:

Ну и всем известная сказка «Волк и семеро козлят», как злой волк пытался съесть козляток, которые остались одни дома, она учит детей быть осторожными и не открывать дверь кому попало, когда находишься дома без старших:

Чёрная Луна [203K] 1 год назад

Таких поговорок множество, многие из них отлично подойдут к популярным русским сказкам. Вот некоторые примеры:

Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех. Именно эта поговорка подойдет к сказке «Репка». Только когда вместе, всей семьей, стали тянули огромную репу, ее получилось вытянуть.

Смелым счастье помогает. Пример сказки — «Маша и медведь».

В тесноте, да не в обиде. Хороший пример сказка «Теремок».

Чем зазнаешься, на то и сломаешься. Здесь как никакая другая хорошо подойдет сказка «Колобок», в которой одноименный герой был съеден лисой.

Жадность – всякому горю начало. Хорошая пословица, которая сразу напоминает про сказку «о Золотой рыбке».

Друзья познаются в беде. Примеров много, один из них «Петушок и бобовое зернышко».

Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Эта пословица про труд, которая тоже подходит к сказке «Стрекоза и муравей».

Есть такие примеры сказки и пословицы:

Марина Вологда [165K] 1 год назад

Поговорки годами слагал народ. Именно в поговорках метко и четко подмечена мудрость. Сказка же рассказывает нам сюжет, но в итоге все равно чему-то учит. В связи с чем, к любой сказке можно подобрать пословицы.

«Не всякому верь, закрывай крепче дверь» — эта пословица говорит о том, что не всем стоит верить, есть обманщики. Эта пословица подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

«Как аукнется, так и откликнется» — пословица говорит о том, что если вы задумали кому-то плохое, это плохое может вернуться к вам. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль».

А вот пословица «Мал золотник, да дорог», говорит о том, что рост для хороших дел не важен. Такая пословица подойдет к сказке «Мальчик с пальчик».

Viridi [131K] 1 год назад

Русский фольклор богат как на сказки, так и на пословицы и поговорки. Практически к каждому народному произведению можно найти соответствующую поговорку. Очень часто именно она как нельзя лучше помогает передать смысл сказки. Самыми популярными можно назвать следующие.

Именно она ка нельзя лучше подходит к любимой многими сказке «Морозко».

Как многие уже догадались отсылает на с к сказке «Репка». Именно благодаря совместному труду, героям произведения удалось вытащить большой корнеплод.

Сказка про наивного зайку и хитрую захватчицу его жилплощади лису — » Заюшкина избушка».

Эта поговорка как нельзя лучше подходит к сказке про волка и семерых козлят.

РУДЬКО [179K] 1 год назад

Например, поговорка про то, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, очень подходит под скаку о репке.Только вся семья , приложив усилия, смогла вытащить репку.

Поговорка о том, что не родись красивым, а родись счастливым очень подходит для сказки про Емелю и щуку.Емеле просто однажды очень повезло, то есть счастье ему улыбнулось и при помощи волшебных слов он смог решить многие свои житейские проблемы.

Sveta S [56.1K] 1 год назад

Народные казки, пословицы и поговорки — часть народного фольклора, поэтому имеюи много обшего. Очень часто смысл сказки можно охарактеризовать одной пословицей.

Всем известна русская народная сказка «Колобок», где герой-колобок убегает от деда и бабки, и уходит гулять по лесу. Всем встречным он рад, поет песенки, пока хитрая Лиса его не съела. К этой сказке подходит пословица: Кто всем верит, того часто обманывают.

Сказка «Репка», где вся семья тянула репку, даже мышка помогала. Подходит пословица: Что одному трудно дается, всем вместе легко берется.

Бекки Шарп [64K] 1 год назад

Все сказки содержат в себе народную мудрость, житейские выводы, поэтому к любой сказке можно подобрать поговорку или пословицу.

Например в сказке «Колобок» колобок убежал от дедушки с бабушкой, но послушал ласковые слова лисицы, которая его обманула и съела. Сюда подойдет поговорка — На языке медок, да на сердце холодок.

К сказке «Теремок» можно подобрать несколько пословиц:

Вот, что вспомнилось навскидку:

Диплом за плечами не носить.

Без муки нет науки.

Смотришь в книгу, а видишь фигу.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Повторение — мать учения.

Учи других и сам научишься.

1 год назад

Будь прям, да не упрям.(говори правду, делай как надо, но если ошибаешься, то отступи)

Злясь — стареют, смеясь — молодеют.(у злых и нервы, и желчь играет, и стресс, а кто смеется, у того орагнизм расслаблен и получает гормоны счастья и радости)

Кто зря сердит, у того голова болит.(опять же, сердиться, да и еще просто так, это портить себе здоровье).

Облака портят восход солнца, а гнев портит человека.(красив восход, когда он виден без облаков, а человек — когда лицо не перекошено гневом).

От мнительности заболевают, от надежды выздоравли­вают.(при­ думав себе болезнь, или проблему, можно заболеть, и получить ее, а уверовав, что вылечишься, и правда вылечишься и без врачей, и без проблем будешь).

У огня не бывает прохлады, а у гнева рассудка.(огонь жарок, и это непреложно(почти), так же и в гневе говорят и делают много лишнего, и это тоже непреложно).

1 год назад

Многие писатели пересказывали и обрабатывали русские народные сказки, а также сказки зарубежных авторов.

Очень много русских народных сказок в пересказе Алексея Николаевича Толстого. Бобовое зернышко, Гуси-лебеди, Заяц — хваста, Иван Царевич и серый волк, Колобок, Кот и лиса, Кривая уточка, Лиса и журавль, Лиса и заяц, Мальчик-с-пальчик, Петушок — золотой гребешок, По щучьему велению, Репка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Пузырь, соломинка и лапоть, Теремок, Хаврошечка и другие.

Сергей Тимофеевич Аксаков услышал в детстве сказку Аленький цветочек. В дальнейшем он пересказал и обработал эту замечательную сказку.

Павел Петрович Бажов обработал и записал народное уральское сказание Серебряное копытце.

Произведения Александра Сергеевича Пушкина тоже написаны по мотивам русских народных сказок. Руслан и Людмила, Сказка о мертвой царевне.

Собирательством сказок занимался В.И.Даль, он собрал и записал более 1000 сказок, А.М.Афанасьев, Богдан Бронницын, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.Бианки, Л.Пантелеев, М.Горький, К.Ушинский, Л.Толстой.

Иван Сергеевич Тургенев перевел и обработал замечательные сказки Шарля Перро. Кот в сапогах, Награда волшебницы, Золушка, Красная шапочка, Мальчик-с-пальчик, Спящая красавица, Хохлик, Ослиная кожа.

1 год назад

Но ведь сказки пишутся для детей. Моего сына, похоже, именно эта сказка научила принимать самостоятельные и независимые решения. Серьёзно! Дело было так. Сыну было тогда между двумя и тремя годами, ближе к трём. Рассказала я сказку до конца, был у нас такой ритуал — сказка на ночь. Сынок помолчал и вдруг выдал: «А зачем дед их звал, взял бы лопату и выкопал».

Может, большинство сказок как раз и рассчитаны на то, что дети, уловив присущим им чутьём тот самый самый сказочный утопизм, научатся мыслить и действовать в реальности вместо слепой веры в легко достающиеся чудеса. Ещё их манной небесной называют.

1 год назад

Сурдинкой называется насадка на духовой музыкальный инструмент, которая служит для приглушения звука. Фразеологизм «под сурдинку» означает: втихомолку, потихоньку, чтобы никто не слышал, украдкой». То есть делать что-то без лишнего шума, не привлекая к себе внимания.

Следующая пословица

1) Русские народные сказки дают такие уроки людям,как : мужество, героизм, добро,справедливость,хитрость (смекалка) ,любовь и многие другие уроки ,которые учат нас на чужих примерах . Но не нужно быть трусливым , жадным , завистливым ,ленивым человеком .
2)Если посудить ,то будут все важные выше перечисленные уроки.
3)Добро побеждает Зло ;любовь не картошка,не выбросишь в окошко; волков бояться — в лес не ходить и т.д
4)А.М.Горький,А.Н.Толстой,С.ТАксаков и т.д.
Как то так .

Мудрая девушка
ответ по моему

10 месяцев назад

Он был кузнецом.

10 месяцев назад

Маугли великодушен и благороден. Он не затаил зла на людей, несмотря на то что они забросали его камнями с криками «Ступай прочь!». Через некоторое время Маугли по законам джунглей вернулся к людям и сумел их простить. Он — сильная личность с добрым и честным сердцем. Злобе и вражде герой противопоставляет любовь и верность.

7 месяцев назад

Второе
тот, кто читал Онєгина весьма восхещался его описаниями: сколько там описаний разных балов, дуелей и душевных пережываний. я думаю что сочинение Эвгений Онэгин и в правду есть енциклопедией того времени потому, что читая ету книгу ми могли представить обстановку и битье епохи Онегина.
как же мне хотелось быть там и прожить тою жизнью которой жил Онэгин.
тот кто хочет хоть чуть-чуть побывать в той епохе просто обязан прочесть етот роман. даже если ето не так, ви пополните ряди литератури, которие есть у вашей голове.

10 месяцев назад

В большом толковом словаре живут вежливые слова: Извините, Пожалуйста, Спасибо, Благодарю, Здравствуйте, До свидания и многие другие. Им очень нравится, когда люди их произносят. И наоборот, когда о них забывают, вежливым словам становится грустно. Ругать невоспитанных людей слова не могут, потому что они очень вежливые. Поэтому давайте радовать вежливые слова — давайте произносить их почаще!

1 год назад

Смотрите также:

Как описывается работа трёх мастеров — оружейников из сказа Левша

Тема и основная мысль произведения » Герой нашего времени » где-то по одному предложению . Помогите пожалуйста, очень срочно над

Привет.Помогите пожалуйста.Срочно.Напишите сочинение «Нравственный выбор моего равестника в рассказе «Уроки француского»».

Привести все примеры малых жанров фольклора все кроме закличка считалка калыбельная песня приговорка приговорка загадка

Следующая пословица

• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

«Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

•Бранись, брда на себя оглнись.

• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

• .Других не суди, на себя погляди.

• Правда – глаза колет.

Осень

• От осени к лету поворота нету.

• Лето со снопами, осень с пирогами.

• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

• Осень – запасиха, зима – прибериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

• В зимний холод всякий молод.

• В феврале дороги широки.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Зиме да лету союза нету.

Весна

• Матушка весна – всем красна.

• В апреле земля преет.

• Февраль богат снегом, апрель водой.

• Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

• За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

• Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

• Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

• Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик — семицветик»

• Дружба дороже денег.

«Хлеб»

• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

• Хлеб – всему голова.

• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

• Хлеб да вода – молодецкая еда.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

• Доброе братство лучше богатства.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

• Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Доброму везде добро.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• С поклону голова не болит.

Семья

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

• Материнская молитва со дна моря поднимает.

• Лучше матери друга не сыщешь

• Нет такого дружка, как родная матушка.

• При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

• Дом как полная чаша.

• Дорога ложка к обеду.

Овощи

• Без заботы и репу не вырастишь.

• Всякому овощу свое время.

Домашние животные

• Без кота мышам раздолье.

• Козла спереди бойся, коня сзади.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Делу время, потехе час.

• Поработаешь до поту – поешь в охоту.

• Умелые руки не знают скуки.

• Сделал дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

• Как рыба в воде.

• Биться. Как рыба об лед.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

• Азбука к мудрости ступенька.

• Без муки нет науки.

• Без терпенья нет ученья.

• Грамота – второй язык.

• Грамоте учиться – вперед пригодиться.

• Знание лучше богатства.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Сразу всему не научишься.

Колобок

• Чем хвалимся, на том и провалимся;

• На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

• Не бравши топор, жилья не срубишь;

• Легко взято, легко и потеряно.

Репка

• Из многих малых одно большое выходит;

• Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

• Как аукнется, так и откликнется.

• Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

• Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

• Не все то золото, что блестит.

• Телу – простор, душе – теснота.

Публикации по теме:

Выручалочка «Учим песни».

Выручалочка «Учим песни». Предлагаю вам еще одну «выручалочку» — мнемотаблицы. Я их использую при разучивании слов к песням и движений в танцах. Вот некоторые примеры.

Читайте также:

      

  • Пословица к рассказу две лягушки пантелеев
  •   

  • Пословицы про женщин которые достали мужчин
  •   

  • Техника в руках индейца поговорка
  •   

  • Поговорка к слову умница
  •   

  • Гордым быть глупым слыть смысл пословицы

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Кумулятивные сказки и сказки о животных. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/skazki-o-zhivotnyx/ (дата обращения: 29.12.2021)

Сказки о животных – это своеобразная разновидность сказочного жанра. Это условное название т.к. в них часто действуют и люди, и грибы, иногда и фантастические персонажи. В русском репертуаре их около 10 %.

В основном русские сказки о животных предназначены детям. В основе их появления лежат древние тотемические придания, животные в них антропоморфны. Предания имели утилитарное обозначение, они учили, как надо относиться к животным. Следы тотемизма сохранились, например, в сказке о медведе на липовой ноге.

Тотемизм предполагал почитание родоначальников, тотемное животное нельзя обижать. В сказках о животных сохранились следы древнего примитивного видения хозяйства. Основным источником жизни была охота. Отсюда очень популярен сюжет зверя в яме.

Умение обмануть зверя помогало добыт пропитание, поэтому хитрость стала основной чертой персонажей. Когда культ животных перестал быть популярным, к сказку вошло ироническое изображение повадок зверей. Например, этот момент зафиксирован  сказке «Мужик и медведь».

Постепенно мир животных в сказке стал восприниматься как иносказательное изображение мира людей. В сказках появились элементы сатиры. Животные способны на разные проделки, т.к. основой были мифы о трикстерах.

В сказках о животных победа над сильным или над простаком приветствуется, победа над слабым не допускается.

В.Я Пропп выделяет шесть групп сказок этого вида:

  1. 1. Сказки о диких животных( сказки о лисе, о волке в проруби, битый небитого везет, лиса и журавль);
  2. 2. Сказки о диких и домашних животных (волк в гостях у собаки, старая собака и волк, кот и дикие животные, волк и козлята.);
  3. 3. Сказке о человеке и диких животных (о мужике, медведе и лисе, медведь – липовая нога);
  4. 4. Сказки о домашних животных о козе лупленной, о лошади и собаке);
  5. 5. Сказки о птица, рыбак и т.д. (о журавле и цапле) ;
  6. 6. Сказки о прочих животных, растениях (о лисе и раке, колобок)

Кумулятивные сказки.

Не очень обширный вид сказок, который обладает специфическими композиционными и стилевыми особенностями. По данным Проппа (русская сказка) в русском сказочном репертуаре можно насчитать около 20 разных типов кумулятивных сказок.

Основной их композиционный прием состоит в многократном,нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем, порядке. Простейший пример- «Репка» кроме принципа цепи возможны и др принципы нарастания, ведущего к внезапной комической катастрофе. Отсюда и название: comulare- нагромождать,увеличивать.

В нагромождении и состоит весь интерес сказок: в них нет интересных сюжетных событий,наоборот событие ничтожно,и эта ничтожность всегда в комическом контрасте, ибо влечет за собой катастрофу. Разбилось яичко- горит вся деревня.

Композиция проста:

Экспозиция. Состоит из обычного события или жизн ситуации. Разбивается яичко. Баба печет колобок. Не назвать даже завязкой, ибо не видно, откуда развивается действие. Оно развивается неожиданно, и в этом весь эффект. Способы соединения цепи с композицией достаточно разные. Репка и Теремок. В первом случае цепь мотивированна, во втором- необходимости в приходе новых зверей нет.

Принципы, по кот наращивается цепь, тоже очень разные. Отсылка, пожирания (глиняный паренек), угроза пожирания (колобок), ряд обменов(за курочку уточку), последовательное появление непрошеных гостей(теремок), создание цепи из человеческих тел или тел животных(репка)

Также к кумулятивным относятся сказки, построенные на различных видах комических, бесконечных диалогов.

Два стиля кумулятивных сказок:

1.Одни рассказываются эпически, спокойно, медленно, как и всякие другие сказки.

2.нагромождению и нарастанию способствует нагромождение слов. Их называют формульными

Вся прелесть этих сказок в повторениях. Весь их смысл в красочном исполнении. Оно требует мастерства: иногда приближается к скороговоркам, иногда сказки поются. Эти особенности делают их любимыми детьмиJ детским жанром.

Сказки о животных.

Сказки волшебные и кумулятивные выделены по принципу структуры. Сказки о животных- по действующим лицам.

Вообще все спорно, ибо сказки о животных могут быть отнесены и к кумулятивным(за курочку уточку), и к волшебным(волк и семеро козлят) в некоторых случаях.

Сказки о животных условны еще и потому,что животные и человек взаимозаменяемы. «кот,петух и лиса» такое же начало, как в сказке «баба-яга и жихарь»

Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в кот животное является основным объектом или субъектом повествования. Есть сказки, где присутствуют и животные, и люди. Но нужно различать, кто из героев в центре повествования, а кто второстепенен. Лиса, ворующая рыбу, а не мужик. Волк у проруби, а не бабы.

Нужно помнить, что такие сказки имеют мало общего с действительностью, т.е они не отображают природных повадок животных. Животные- условные носители действия. Сказки о животных должны быть признаны фантастическими.

Русская сказка о животных отличается не только самобытностью репертуара,но и особым характером. Наши звери живут в берлогах и не в такой степени отражают быт человека, как западные. Производят впечатление большей непосредственности.

 В сказках о животных не установлено единства композиции: они разнообразны. Они строятся на элементарных действиях. (вредный совет)

Изучение композиции обнаруживает два типа сказок:

Законченные,цельные, с определенной завязкой, развитием и развязкой. Они представляют собой сказочные типы в общепринятом смысле этого слова. Лиса и журавль.

Большинство же не обладает сюжетной самостоятельностью.

Есть сюжеты, кот никогда не рассказываются отдельно. Лиса и волк с прорубями. Эта соединяемость- внутренний признак животного эпоса, не присущий иным жанрам.

Домашние животные- нечастые герои сказок. Если они появляются, то в соединении с лесными, а не как самостоятельные персонажи. Это позволяет предположить древнее происхождение сказок о животных. Пропп (русская сказка)

calendar03.09.2016, 13380 просмотров.

Конспект
урока по чтению

Тема урока:
«Лисичка-сестричка и волк»

Цели и задачи урока:

Цель:  Познакомить
 учащихся с устным народным творчеством, с русской народной сказкой «Лисичка –
сестричка и волк»;

Задачи:

Планируемые результаты:

Личностные: 

·       
Формировать умение выражать положительное
отношение к процессу познания;

Метапредметные:

Регулятивные:

·       
Развивать умение под руководством учителя
начинать , выполнять и заканчивать действия в их требуемый временной момент.

Познавательные: 

·       
Учить формулировать тему урока;

·       
Учить рассуждать, доказывать;

Коммуникативные:

·       
Формирование умения отвечать на вопросы
учителя.

·       
 Умение строить монологическое
высказывание;

Предметные:

·       
Расширить знания детей о русских народных
сказках;

·       
Учить воспринимать сказочный текст,
определять тему развитие правильной литературной речи, логического мышления,
внимания учащихся;

·       
Развивать  умения работать с текстом
(читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему).

Оборудование: Учебник
чтения 2 кл.,1 ч., ТСО, презентация, раздаточный материал

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте
дорогие ребята!

Меня
зовут Виктория Валерьевна, я сегодня проведу у вас урок литературного чтения.

Подровнялись,
повернитесь, улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение своим одноклассникам.

В
начале нашего урока, я хочу рассказать вам притчу.

«
Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему
завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал хитрый вопрос. Он
поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил? «Живая она или мертвая?» А сам
подумал, если скажет живая, сожму руку, и она умрет. Если скажет мертвая –
выпущу, она улетит. Он не угадает и опозориться. Но первый мудрец на вопрос
«Живая она или мертвая?» ответил: «Всё в твоих руках».»

-Ребята,
и успех нашего урока тоже в наших руках, желаю вам удачи на уроке.

Здороваются

Актуализация знаний

-Посмотрите
на доску, прочитайте хором слово, записанное на доске.

-На
доске написано слово «Чудеса»

-Опираясь
на это слово, подумайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке? Как вы
думаете, где происходят чудеса? Правильно мы сегодня поговорим о сказках.
Попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… Вот
сколько сказок на свете.

Скажите,
что такое «Сказка»?

(это
повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил
)

Какие
бывают сказки?

-Какие
сказки называют  «народными сказками»?

(
Народная сказка -произведение устного творчества русского народа)

-Какие
сказки называют «авторскими сказками»?

(Авторская
сказка — это эпическое произведение, созданное автором.
Это сказка-фантазия самого автора, придуманная и
написанная им лично.
)

Приведите
мне примеры авторских и народных сказок

(
народные: Колобок, Баба-Яга, Лиса и Журавль  и т.д)

(авторские: Сказки Андерсена:

Дюймовочка

Гадкий
утёнок

Принцесса
на горошине

Снежная
королева

Сказки
Пушкина:

Сказка
о царе Салтане

У
лукоморья дуб зелёный

Сказка
о рыбаке и рыбке

Сказка
о мертвой царевне

   
и о семи богатырях
)


если я сочиню сказку, она будет народной или авторской?


если её перескажет каждый ученик из класса и внесёт свои дополнения или
изменения?

-Молодцы!

На
какие виды можно условно разделить сказки?

-Какие
сказки называют волшебными? (Волшебные сказки — это сказки в которых
происходят чудеса, волшебство, чародейство.
)

Приведите
примеры волшебных сказок

(Баба
–Яга, Гуси-Лебеди ,Морозко, Снегурочка
)

-Какие
сказки называют сказками  о животных? Как вы понимаете ?

(Сказками
о животных (животным эпосом) называются такие, в которых
действующими
лицами являются дикие звери, реже — домашние животные. … Главными
действующими лицами русских сказок являются лиса (в индийских сказках вместо
лисы — шакал), волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон,
петух.
)

Приведите
пример сказок о животных

(Маша
и Медведь, Колобок, Теремок
)

-Что
такое «бытовые сказки»?

(Бытовые
сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни.
Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж,
жена, солдат, купец, барин, поп и др.
)

Приведите
примеры бытовых сказок

(Каша
из топора
)

-Молодцы
ребята !

-Чтобы
узнать о ком будет наша сегодняшняя сказка вам нужно разгадать алфавитный
шифр, который вы видите на экране.

 1)13
10 19 1

 2)
3 16 13 12

 3)18
29 2 1

-Напоминаю,
что цифры в шифре показывают номер места буквы в алфавите.

-Первый
ряд отгадывает первое слово, второй  второе, третий третье.

-На
столе у вас есть пустой лист, вы можете писать на нем свои пометки, чтобы не
запутаться. А также алфавит.


Приступаем к выполнению задания!


Учащиеся с каждого ряда, кто расшифрует слово, не выкрикиваем, а ждём
остальных, затем все вместе озвучим ответ.

-Итак
первый ряд, первая парта какая буква первая  у вас получилось ? (Л)

И
т.д.

Последняя
парта какое слово получилось у вас?

(Лиса)

-Правильно!

-Второй
ряд,
первая парта какая буква первая  у вас
получилось ?(В)

И
т.д.

Последняя
парта какое слово получилось у вас?

  (Волк)

-Верно!

-Третий
ряд, первая парта какая буква первая  у вас получилось

И
т.д.

Последняя
парта какое слово получилось у вас? (Р)

 (Рыба)

-Правильно!

-Кто
догадался, что это за сказка, в которой есть волк, лиса и рыба?

Учащиеся
отвечают

Сказки
бываю авторские, народные

Отвечают,
называют сказки

Авторской

Народной

Называют
сказки

Сказки
о животных, волшебные сказки, бытовые сказки

Выполняют
задание

Лиса

Волк

Рыба

Сообщение темы

Постановка целей и задач

-Правильно
тема нашего урока Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и волк»

-Как
вы думаете, какие задачи  мы будем решать на уроке ? Что будем делать?

·       
Познакомимся
с содержанием произведения.

·       
Познакомимся
с героями произведения.

·       
Определим
жанр произведения?

·       
Сделаем
выводы какой урок мудрости скрывается в произведение.

·       
Будем
развивать связную речь.

Практическая деятельность

Ребята, 
в сказке нам встретятся незнакомые слова. Перед  изучением произведения разберём
значение слов.

На
экране вы видите слово и что оно обозначает , и так первое слово:

Воз
колёсная повозка или сани с поклажей

Улучила
выбрать, найти подходящее время.

Коромысло
толстая изогнутая деревянная палка, предмет для ношения вёдер на плече с
крючками на концах.

Кадка
цилиндрической формы сосуд (вместилище) со стенками из деревянных клёпок,
обтянутое обручами.

Смекнул
догадался.

Прорубь
отверстие, прорубленное в ледовом покрытии реки. Прорубь делают для ловли
рыбы, набора воды, полоскания белья, иногда для купания.

Убежать
без оглядки

– быстро бежать, ни на что не обращая внимания.

Стянуть
украсть.

Насилу
плетусь

– медленно-медленно иду.

-Мы
с вами разобрали незнакомые слова, которые встретятся у нас в сказке.

-Послушайте
внимательно сказку «Лисичка-сестричка и волк»(включаю аудиозапись)

БЕСЕДА

Понравилась
ли вам сказка? Чем? Как она называется?

Какая
это сказка – веселая или грустная?

К
какому виду сказок относится сказка «Лисичка-сестричка и Волк»

(это
сказка о животных
) Докажите.

-Вы
сказали, что герои сказки лиса и волк.


Кто из них изображён простаком, а кто хитрецом?


На какие две части условно можно разделить содержание сказки? (Как Лиса
сначала перехитрила деда, а потом Волка)


Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда?

Как
вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому?

Сменились
ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как?


Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему?

Почему
лиса обманула деда?

Любила
ли лиса трудиться? Она ленивая. Голодная, но идти на охоту мышей ловить не
хочет.

Опишите
лису? Какая она ?

Она
знает, как тяжело за зайцем гоняться: заяц быстрый, да ещё и следы путает, —
можно и не догнать. Деда легче обмануть.

Каким
в сказке был изображен Волк ?

Как
отнеслась к волку лиса?

Ребята
так и в жизни бывает. Некоторые люди не хотят трудиться и за счет обмана и
чужого труда пытаются добиться своей выгоды.

Какие
выводы для себя мы можем сделать по этой сказке?

-Хорошо!

Во-первых,
быть умнее. Доверяй, но проверяй — пословица выражающая смысл сказки «Лиса и
Волк».

В
общении с людьми нужно быть предусмотрительнее и всегда обдумывать свои
действия.

Для
достижения результатов не нужно обманывать, нужно стараться и трудиться.

Вот
народ и придумал пословицы и поговорки о труде. Посмотрите на слайд и скажите,
какие пословицы мы можем отнести к этой сказке? Есть ли лишняя пословица?
Какая? Почему?

«Без
труда, не выловишь и рыбку из пруда»

«Труд
кормит, а лень портит»

«Береги
землю родимую, как мать любимую»

«Всяк
своим разумом кормится»

-Замечательно!
Вы отлично справились с этим заданием, верно выбрали пословицу!

-Выполним
работу в парах, я вам раздам таблицу с изображением лисы и волка, также на
отдельных листочках будут напечатаны слова, которые соответствуют характерам
наших героев.

-Вам
необходимо правильно распределить их в две группы. Какие слова характеризуют
лису, а какие волка?

-Всем
понятно задание ?

-Время
выполнения задания пять минут

-Приступайте
к выполнению!

-Заканчиваем,
сдаем работы.

Слушают

Учащиеся
отвечают

Осуществление контроля

-Мы
с вами прочитали сказку, проанализировали её ! Выполнили задание  к данной
сказке. Но Имя… приготовила нам ещё не большое сообщение на тему :»Жизнь Лисы
в природе». И она вам немного расскажет о этом звере.

-Внимательно
послушаем Имя…

-Молодец!

-Какие
особенности данного животного вы услышали из сообщения? Чем питается лиса ?
Где обитает ? и т.д.

Да!

Выполняют
задание

Подведение итогов

Рефлексия

Итак,
ребята подведём итог урока

Какие
знания вы приобрели сегодня на уроке?

Как
называется сказка, которую мы сегодня изучали?

К
какому виду сказок она относится?

Какие
выводы вы сделали после изучения данной сказки?  Как нельзя поступать?

Что
бы вы посоветовали волку, лисе. Если б встретили?

-Оценим
свою работу на уроке.


раздам вам сейчас карточки на которых изображена радуга, вам необходимо
ответить на данные вопросы.

Похожее изображение

Оценивание учащихся


В течение урока, активно работали следующие.. Имена…, за урок я ставлю Вам
оценки.

Домашнее задание


Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Спасибо
вам за урок!

Хочу
вам сказать:

«В
жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают доверчивые,
глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными, как лиса и
добрыми, как волк».

  • Последоновасть сказки о царе салтане
  • Последовательность событий в сказке о царе салтане 3 класс ответ
  • Последовательность событий в сказке о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре гвидоне
  • Последовательность событий в сказке царь салтан
  • Последовательность событий в сказке про царя салтана