Пословица к рассказу детство толстого

Обновлено: 28.12.2021 кто в лес кто по дрова- лебедь рак и щука квартет . без труда не выловишь и рыбку

Обновлено: 28.12.2021

кто в лес кто по дрова- Лебедь рак и щука Квартет
. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Стрекоза и муравей
2. Ученье — свет, а не учёные- тьма.- Ворона и лисица
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.- Лебедь рак и щука
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй- Стрекоза и муравей
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.- Чиж и голубь
«Никто за язык не тянет»-Лиса и журавль
У кого в чем счастье, а у свиньи в корыте.
Посади свинью за стол, она и ноги на стол.- Свинья под дубом

Альтика Тк

Волк и Ягнёнок
У сильного всегда бессильный виноват.
* * *
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Орёл и Куры
Орлам случается и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться!
Щука и Кот
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
Петух и Жемчужное Зерно
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное Зерно.
* * *
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
Обоз
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Слон на воеводстве
Кто знатен и силён,
Да не умён,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
Пушки и Паруса
Держава всякая сильна,
Когда устроены в ней все премудро части.
Заяц на ловле
Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
Скупой и Курица
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Волк и Журавль
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Обезьяна
Как хочешь ты трудись,
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
* * *
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан — и ну над ним возиться!
* * *
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.
Гуси
Да наши предки Рим спасли!
* * *
Оставьте предков вы в покое:
Им поделом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое.
Слон и Моська
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас.
* * *
Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!
Лев и Комар
Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги:
Так слишком на свою ты силу не надейся!
Прохожие и Собаки
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
Пустынник и Медведь
Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за неё не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Бумажный Змей
Напрасно о себе ты много так мечтаешь!
Хоть высоко, но ты на привязи летаешь.

на чужой платок не разевай роток
это про ворону и сыр

Юлия Максимова

Ай моська — знать она сильна, коль лает на слона!

Александр Мишкин

Здравствуйте, я может вам помогу.)
Эти пословицы к басне И. А. Крылова «Квартет»
1. Не место красит человека, а человек красит место.
2. Хлеб-соль-взаимное дело
3. Не пори, коли шить не умеешь
4. Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетёшь
5. Без труда и не выловишь рыбку из пруда
(извините, фото не удалось вставить, но вы можете найти интересные фотографии по следующим сылкам- ОЙ БЛИН, НЕ МОГУ СЫЛКИ ОСТАВИТЬ ПРОСТИТЕ, ОК?
спасибо было приятно рыботать)

Светлана Иванова

Почему басни И. А. Крылова не теряют своей актуальности

Произведения замечательного русского баснописца И. А. Крылова имеют всемирную известность. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Что же является причиной такой удивительной живучести этих коротких стихотворных историй? Гоголь не зря называл басни Крылова «книгой мудрости самого народа», ведь в них отразились те человеческие качества, которые сами люди воспринимают как пороки и недостатки и всеми способами стараются искоренить. Звери и вещи, говорящие понятным нам языком, обладающие характерами, которые мы с легкостью можем заметить у наших знакомых и окружающих, помогают нам критически взглянуть на самих себя, стать честнее, добрее, трудолюбивее. Однако зло всегда очень живуче, поэтому и сегодня мы смеется над лицемерием, скупостью, тунеядством, изворотливостью, глупостью, мастерски показанными автором в своих произведениях еще 150—200 лет назад. Вторая причина «долгожительства» басен — меткий, точный и яркий язык поэта. Вот почему запоминаются его произведения безо всякого труда, вот почему многие строки из басен Крылова стали афоризмами, которые мы и сегодня используем в повседневной жизни. Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости. А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость. Например, в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А «Волк и Ягненок» — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: «У сильного всегда бессильный виноват».
Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица». В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни «Волк на псарне» мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. Благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: «А Васька слушает да ест», «А вы, друзья, как не садитесь,

Наталья Саливончик

У сильного всегда бессильный виноват. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать . Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облак не подняться! Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное Зерно. Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже. Кто знатен и силён, Да не умён, Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

Сергей Безносенко

кто в лес кто по дрова-Лебедь рак и щука

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Лебедь рак и щука

слон и моська-Молодец среди овец, а не молодца — и сам овца слон и моська
По себе не судят.
Где родился, там и сгодился. _
Как аукнется, так и откликнется.
Не пори, когда шить не умеешь.
Не рой другому яму, сам в нее попадёшь

Альберт Ломанов

вот моя помощь эти пословицы к басне «стрекоза и муравей»
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Много захочешь, мало получишь.
Делу время – потехе час.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без беды друга не узнаешь.
Век живи, век учись.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Пришла зима — не отвертишься.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Зима даст ума.
Зимой всяк рад тулупу до пят.
Тужит тот по лету, у кого шубы нету.
Лето — припасиха, зима — подбериха.
Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься

Басня «Комар и Лев»

Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!»

И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился. Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Следующая пословица

На данной странице собраны интересные пословицы к басням Толстого, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Злому злое,а доброму доброе.

Мораль басни Толстого «Комар и Лев»

Мораль басни «Комар и Лев» не прописана автором, но легко читается в поведении главных героев, а состоит она в том, что каждый имеет столько истинной силы, на сколько хватает его ума, поэтому одержавшие победу должны быть еще и мудры в восклицаниях о ней, иначе рискуют оказаться на месте поверженного.

Пословицы к басне мужик и водяной

На данной странице собраны интересные пословицы к басне мужик и водяной, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне лебедь рак и щука

На данной странице собраны интересные пословицы к басне лебедь рак и щука, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне чиж и голубь

На данной странице собраны интересные пословицы к басне чиж и голубь, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне стрекоза и муравей

На данной странице собраны интересные пословицы к басне стрекоза и муравей, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Следующая пословица

Басня Толстого «Комар и Лев» раскрывает суть извечной темы споров и пересудов по поводу того, кто сильнее, важнее и лучше. Это еще одно подтверждение мысли о том, что всяческие недальновидные «выскочки» и «воображалы», демонстрирующие свое ложное превосходство над кем-либо, терпят поражение, пришедшее подобно бумерангу, на своей же территории амбиций и хвастовства.

Пословицы к басне мышь и крыса

На данной странице собраны интересные пословицы к басне мышь и крыса, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Страшнее кошки зверя нет.

Пословицы к басне лев и лисица

На данной странице собраны интересные пословицы к басне лев и лисица, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

На хитреца простаки падки.

Пословицы к басне кукушка и петух

На данной странице собраны интересные пословицы к басне кукушка и петух, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне зайцы и лягушки

На данной странице собраны интересные пословицы к басне зайцы и лягушки, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне зеркало и обезьяна

На данной странице собраны интересные пословицы к басне зеркало и обезьяна, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Анализ басни «Комар и Лев»

Толстой в басне «Комар и Лев» представил на суд читателям трех персонажей: Льва (символ мудрости и силы), Комара (образ назойливости и глупой навязчивости) и Паука (вершителя справедливости). Сквозь призму каждого из них Лев Николаевич хотел показать, как по-разному могут вести себя люди в одной и той же ситуации и как часто выбранное поведение является решающим.

К примеру, люди-Комары в любой ситуации пытаются «накрыться с головой одеялом» власти и всеправия. Однако все их действия, начиная от манеры поведения и заканчивая принятыми серьезными решениями, увешаны лишь искусственной шумихой и «мишурой», поэтому ничего кроме разочарования и крушения надежд они не несут.

«Толстовские» Львы – люди, которые вроде и сильны, и не глупы, но из-за своей где-то нерасторопности, где-то чрезмерного внимания к окружающим мелочам и мешающим спокойному существованию эмоциям, потраченным на несерьезных соперников, выбивают из строя в первую очередь самого себя.

А вот люди-Пауки – это терпеливые стратеги, всегда побеждающие на чужой излишней эмоциональности и безрассудстве.

Пословицы к басне ворона и лисица

На данной странице собраны интересные пословицы к басне ворона и лисица, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Следующая пословица

Басня Толстого «Комар и Лев» раскрывает суть извечной темы споров и пересудов по поводу того, кто сильнее, важнее и лучше. Это еще одно подтверждение мысли о том, что всяческие недальновидные «выскочки» и «воображалы», демонстрирующие свое ложное превосходство над кем-либо, терпят поражение, пришедшее подобно бумерангу, на своей же территории амбиций и хвастовства. Басня «Комар и Лев» Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился. Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Мораль басни Толстого «Комар и Лев».

==================================
Мораль басни «Комар и Лев» не прописана автором, но легко читается в поведении главных героев, а состоит она в том, что каждый имеет столько истинной силы, на сколько хватает его ума, поэтому одержавшие победу должны быть еще и мудры в восклицаниях о ней, иначе рискуют оказаться на месте поверженного.

Наталья Королева

Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги:
Так слишком на свою ты силу не надейся!

Пословицы к басне лисица и виноград

На данной странице собраны интересные пословицы к басне лисица и виноград, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне осел и соловей

На данной странице собраны интересные пословицы к басне осел и соловей, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы к басне мартышка и очки

На данной странице собраны интересные пословицы к басне мартышка и очки, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

Пословицы из сказок и басен

На данной странице собраны интересные пословицы из сказок и басен, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной информации в этой басне.

На нет и суда нет.

Читайте также:

      

  • Пчела мала да и та работает значение пословицы
  •   

  • Какие пословицы зашифрованы корм а порт
  •   

  • Поговорка надежда мать дураков
  •   

  • Пословица к сказке горшок
  •   

  • Пословицы к рассказу рыцарь

Класс  2                   

УМК
«Школа России»                                  Предмет
:
Литературное чтение

Название
раздела

Русские
писатели

Тема
урока

Л.Толстой
« Правда всего дороже»

Тип
урока

Урок
первичного предъявления новых знаний

Педагогическая
цель

Стимулировать
познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание к произведениям
Л.Н.Толстого

Задачи
урока

Образовательные:

  • Обогащение
    нравственного опыта младших школьников;

Развивающие:

·        
Развивать
устную речь;

·        
Развивать 
дикцию, словарный запас;

  • Развивать
    эмоционально-чувственную сферу;
  • Развитие
    умения обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

·        
Воспитывать
нравственные качества;

·        
Воспитывать
интерес к миру художественной литературы;

·        
Воспитывать
чувство взаимопомощи, умения работать дружно, вместе.

Универсальные

учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:

-создать
содержательные и организованные условия для развития умения анализировать
сравнивать выделять главное;

-содействовать
развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать
умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать
умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров,
имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о
значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.

Регулятивные:


обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать
развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 —
адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера
по поводу качества чтения и правильности ответов.

Комунникативные


содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить
развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать
формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе
познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь
учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного
материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать
развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в
литературных произведениях.

Формы и
методы  обучения

Формы:
фронтальная,
индивидуальная.

Методы:
словесный,
наглядный, практический

Используемые технологии

ИКТ, технология проблемного обучения,
здоровьесберегающие и современные методы обучения: проблемно – поисковый

Ожидаемый
результат

1.Овладение
навыком слогового чтения, понимание содержания текста;

2.Умение
полно и правильно отвечать на вопросы  по содержанию произведения; 

3.Обогащение
словарного лексического запаса, развитие устной речи  и познавательного
интереса;

4.Умение
давать оценку нравственным  поступкам людей

Образовательные
(цифровые) ресурсы

учебник
“Литературное чтение” 2 класс, ч (автор Л. Ф. Климанова); карточки для индивидуальной,
парной работы , цветные карандаши; презентация к уроку, мультимедиапроектор,
компьютер;

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

                           
                                   Мотивация учебной деятельности

Слайд №1

 Долгожданный
дан звонок

Начинается
урок.

Ум и
сердце в работу вложи,

Каждой
минутой в труде дорожи.


Русская пословица утверждает :

«
Упустишь минуту – потеряешь час».

Я вам
желаю ни упустить, ни одной минутки, чтобы урок прошёл интересно, с пользой
для каждого из вас.

        —
Послушайте высказывание Анатолия Лесных

Книга
учит добро понимать,

О
поступках людей рассуждать.

Коль
плохой, то его осудить,

Ну а
слабый его защитить!

Дети
учатся думать, мечтать,

На
вопросы ответ получать.

Каждый
раз что – нибудь узнают,

Окружающий
мир познают.

-Чему
учат книги? ( Книги учат нас доброте, вежливости. Учат любить своих
родных, беречь природу, учат думать, мечтать.)

Как вы
думаете, так ли это важно уметь читать? (Да, я считаю, что уметь читать –
это очень важно. Из книг узнаём много интересного, поучительного.)

Рассуждают
о том, чему учат книги, о важности умения читать

Делают
установку на  формирование навыка чтения

Актуализация опорных знаний

Слайд
№2

Слайд
№3

Слайд
№4


Чтобы узнать, с каким произведением вам предстоит познакомиться, я предлагаю
поиграть в игру « Третий лишний»

НАЗВАНИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ

« Стрекоза и муравей», « Старый дед и внучек», « Лебедь, рак и щука».


Что лишнее? Почему?

 —
Вспомните,  что такое рассказ? ( Рассказ – это небольшое литературное
произведение в прозе)

(
слово рассказ на доске)

ПОРТРЕТЫ
ПИСАТЕЛЕЙ

Н. Носов, Э. Успенский, Л. Толстой

Портрет
какого писателя лишний? Объясните. ( Л. Толстой – русский писатель, а
остальные  современные детские писатели).  ( Карточка Толстой на доске)

ОБЛОЖКИ
КНИГ

« Филипок», Старый дед и внучек», « Правда всего дороже».


Какая книга  лишняя ? Докажите. ( на доске название рассказа)

Возьмите лист самооценки и оцените свою работу( зелёный всё
получилось, справился с заданием, жёлтый – были затруднения).

                                        Постановка
темы и  цели урока

Слайд №5

 ( на
доске рассказ  запись: рассказ Л. Толстой « Правда всего дороже»


Сформулируйте тему урока. ( знакомство с рассказом Л. Толстого « Правда всего
дороже»).

 —
Каковы цели этого знакомства? ( узнать героев рассказа, о каком событии
рассказывается , понять чему можем научиться у героев этого рассказа,
выразить своё отношение к герою и его поступку).

— Чтобы
реализовать данные цели, я хотела вам предложить план работы, но его
последовательность была нарушена.

Предлагаю
объединиться в пары и восстановить правильную последовательность работы над
текстом.

Проверка
выполнения работы.

                               
ПЛАН

1.
Прочитать рассказ Л. Толстого» Правда всего дороже»

2.
Осмыслить его содержание с помощью вопросов.

3.Соотнести
содержание текста с реальной жизнью.

4.Выразительное
чтение( по ролям) произведения.

Возьмите лист самооценки и оцените свою работу

Работа
в  паре

Ответы  детей

Первичное восприятие текста

1.     
 1.Чтение
рассказа  хорошо читающим  ребёнком.


Какое впечатление произвёл рассказ?


Чей поступок особенно понравился? Почему?


За кого переживали?

Прежде,
чем продолжим работу, отдохнём.

Внимательное     слушание текста.

Первичная оценка
поступков героев, впечатления от лите­ратурного произведения.

                                                              
Физминутка

Вторичное восприятие текста  

Слайд
6

Слайд
7

 —
Откройте учебник на стр.  116, прочитайте рассказ « Правда всего дороже».

 — Кто
является главным героем рассказа?

 — Что
случилось с мальчиком, зачитайте.

— Что
обозначает слово нечаянно? ( случайно)

 — Как
поступил мальчик?

 — Как
вы оцениваете поступок мальчика?

 — Легко
ли ему было сказать правду? Подтвердите словами из текста.

Как
вы понимаете значение слова затрясся? ( задрожать, содрогаться всем телом).

 — Почему
дети очень часто боятся отвечать за свои поступки?

Поступки
– наказание

 —
Почему отец не наказал сына?

 —
Значит каким был поступок мальчика? ( честным, смелым, правдивым)

Если поступок
честный, правдивый, смелый, то чаще всего он вызывает  прощение,  доверие и
уважение).

И даже
если наказание остаётся, то оно не страшное и быстро забывается.

— А в
вашей жизни были похожие ситуации?

 — Такие
случаи могут происходить в жизни людей.

 —
Скажите, на какие 2 группы можно разделить поступки?

Давайте вместе попробуем сделать правильный выбор.

 Сейчас
вы будете работать в паре.  На карточке записаны поступки  детей. Те
поступки, которые вы считаете хорошими , честными обозначьте зелёным цветом,
а поступки ,которые вы считаете плохими – красным.


Давайте проверим вашу работу.

 —  А
теперь поможем детям, которые совершили плохие поступки.

Возьмите лист самооценки и оцените свою работу.

ВЫВОД: В
каждом из вас, ребята, есть волшебная сила ваших слов и поступков.
Постарайтесь совершать как можно больше хороших и добрых поступков. Не
бойтесь сказать правду, если где – нибудь оступились.

ПОМНИТЕ,
правда – это покаяние за совершённое действие . И только раскаявшегося
человека можно простить и помочь исправить ошибки.

Самостоятельная

работа.

Ответы
детей.

Словарная
работа.

Приводят
примеры из своей жизни

Работа в
паре.

Определяют
хорошие поступки и плохие

Дают
оценку  поступкам  людей

Слайд
8

Слайд
№9

 
Ребята, посмотрите ещё раз внимательно на рассказ Л. Толстого, как он
записан?

— Что
такое диалог?

 —
Ключевым словом в данном диалоге является слово  ПРАВДА. В словаре Ожегова
можно уточнить значение этого слова.

ПРАВДА –

 — то,
что существует в действительности;

— то,
что соответствует реальному положению вещей.

 —
Многогранными красками играет это слово в русских пословицах и поговорках.
Давайте прочитаем и объясним значение данных пословиц.

Правда в огне не горит и в воде не тонет. ( правду никогда не
скроешь, не сожжёшь, не утаишь)

Все пройдет — одна правда останется.(всё забывается, а
правда остаётся)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.(Лучше сразу признаться, сказать правду, чем мучиться и скрывать)

–Какая из данных
пословиц подходит к рассказу? (К рассказу подходит третья пословица)

2.     
 


Чьи слова есть в диалоге? Чтение по ролям.

Осмысление
пословиц

Выбор
пословицы.

Чьи
слова есть в диалоге.

Итог урока

Слайд
№10

 —
Итак, какая была  главная учебная задача урока? ( Знакомство с рассказом Л.
Толстого ).

 —
Вернёмся к плану и посмотрим все ли пункты плана удалось реализовать?

.

Рефлексия

 Положите
оценочный лист и поведите итог своей работы. Если у вас больше кружков
зелёного цвета, закрасьте зелёным, если больше жёлтого, закрасьте – жёлтым.

 
Ваши правдивые результаты помогут склеить разбитую чашку. Возьмите осколочек
того цвета, каким закрасили последний кружок.

 
Пить из разбитой чашки нельзя, но можно посадить красивый цветок, и она ещё
долго будет нас  радовать.

Д/з
с 116 прочитать рассказ по ролям.

Прикрепляют
на доске.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»Поговорим о самом главном. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».»(2 класс)

1Литературное чтение2 класс УМК «Школа России»Л.Н.Толстой «Правда всего до...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    1Литературное чтение2 класс УМК «Школа России»Л.Н.Толстой «Правда всего до

    Описание слайда:

    1
    Литературное чтение
    2 класс
    УМК «Школа России»
    Л.Н.Толстой
    «Правда всего дороже»,

  • 2 слайд

    2Организационный момент. Работа со скороговоркой: На окошке крошку – мошку

    Описание слайда:

    2
    Организационный момент.
    Работа со скороговоркой:
    На окошке крошку – мошку
    Ловко ловит лапой кошка.
    — О ком говорится в скороговорке?
    — Что делает кошка?
    — Почему мошку называют крошкой?

  • 3 слайд

    Речевая разминка: Сенька – везенька, Вези бабку на санках: Санки скок, Сень

    Описание слайда:

    Речевая разминка:

    Сенька – везенька,
    Вези бабку на санках:
    Санки скок,
    Сеньку в лоб.

  • 4 слайд

    4Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого. Лев Николаевич

    Описание слайда:

    4
    Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом
    Л. Н. Толстого. Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 — 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.
    Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова. Строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится.
    Очень долго Л.Н. Толстой жил в своем доме в Яс-ной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам.
    Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.

  • 5 слайд

    5Определение названия рассказа Посмотрите на рисунок. Прочитайте слова. (маль

    Описание слайда:

    5
    Определение названия рассказа
    Посмотрите на рисунок. Прочитайте слова. (мальчик, чашка, разбил)
    Прочитайте пословицу. Правда светлее солнца.
    Объясните смысл пословицы.
    Можно ли догадаться, о чём пойдёт речь в следующем произведении?
    Мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Правда всегда дороже».
    — Какую цель ставим?

  • 6 слайд

    6Определение названия рассказа ( Если сказать правду, то на душе будет светло

    Описание слайда:

    6
    Определение названия рассказа
    ( Если сказать правду, то на душе будет светло и тепло. Светлее и теплее, чем от солнца ).
    ( Да. Мы будем говорить о хороших поступках и о плохих. Разберёмся, что хорошо, а что плохо ).

  • 7 слайд

    мальчикчашкаразбилПравда светлее солнца7

    Описание слайда:

    мальчик
    чашка
    разбил
    Правда светлее солнца
    7

  • 8 слайд

    Рассказ Л. Толстого «Правда всего дороже»8

    Описание слайда:

    Рассказ Л. Толстого
    «Правда всего дороже»
    8

  • 9 слайд

     Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910)9

    Описание слайда:

    Толстой
    Лев Николаевич (1828 — 1910)
    9

  • 10 слайд

    10

  • 11 слайд

    11Физминутка. Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо п

    Описание слайда:

    11
    Физминутка.
    Поработали, ребятки!
    А теперь – все на зарядку!
    Влево, вправо повернитесь,
    Наклонитесь, поднимитесь.
    Руки вверх и руки вбок,
    И на месте прыг да скок!
    А теперь бежим вприпрыжку,
    Молодцы вы, ребятишки!
    Замедляем, дети, шаг
    И на месте стой! Вот так!
    А теперь мы сядем дружно,
    Нам ещё работать нужно!
    Учиться работать с текстом
    Первичное восприятие текста.

  • 12 слайд

    Л.Н.Толстой «Правда всего дороже.»О каком человеческом качестве хотел напо

    Описание слайда:

    Л.Н.Толстой
    «Правда всего дороже.»
    О каком человеческом
    качестве хотел
    напомнить нам автор?
    Первичное восприятие текста.
    Чтение рассказа хорошо читающими детьми.
    Проверка первичного восприятия текста. Каким вам показался этот рассказ?(интересным, грустным, поучительным).Что особенно понравилось в рассказе? (Мальчик сказал правду)

  • 13 слайд

    13Анализ произведения. – Кто является главным героем рассказа? – Что случило

    Описание слайда:

    13
    Анализ произведения.
    – Кто является главным героем рассказа?
    – Что случилось с мальчиком?
    – Как поступил мальчик?
    – Как вы оцениваете поступок мальчика?
    Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?

  • 14 слайд

    14Анализ произведения. – Кто является главным героем рассказа? (Мальчик) – Ч

    Описание слайда:

    14
    Анализ произведения.
    – Кто является главным героем рассказа?
    (Мальчик)
    – Что случилось с мальчиком?
    (Он разбил чашку).
    – Как поступил мальчик?
    – (Сказал правду).
    – Как вы оцениваете поступок мальчика?
    (Он поступил хорошо, правильно).

  • 15 слайд

    15Чтение по ролям. Работа с пословицами. Работа проводится в паре. Правда в

    Описание слайда:

    15
    Чтение по ролям.
    Работа с пословицами. Работа проводится в паре.
    Правда в огне не горит и в воде не тонет.
    Все пройдет — одна правда останется.
    Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
    Прочитайте эти пословицы.
    Объясните смысл пословиц.
    Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Правда всего дороже».

  • 16 слайд

    16Чтение по ролям. Работа с пословицами. Работа проводится в паре. Правда в

    Описание слайда:

    16
    Чтение по ролям.
    Работа с пословицами. Работа проводится в паре.
    Правда в огне не горит и в воде не тонет.
    (Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.)
    Все пройдет — одна правда останется.
    (Всё забывается, а правда остаётся)
    Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
    (Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и мучиться)
    •Прочитайте эти пословицы.
    •Объясните смысл пословиц.
    •Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Правда всего дороже».
    (К рассказу подходит третья пословица)

  • 17 слайд

    17

  • 18 слайд

    18Итог урока. - Как называется рассказ, с которым познакомились на уроке? -

    Описание слайда:

    18
    Итог урока.
    — Как называется рассказ, с которым познакомились на уроке?
    — Кто может ответить на вопрос:
    Что такое хорошо?
    Что такое плохо?
    Оцените свою работу на уроке, используя схему.

  • 19 слайд

    19Итог урока. - Как называется рассказ, с которым познакомились на уроке? (Л

    Описание слайда:

    19
    Итог урока.
    — Как называется рассказ, с которым познакомились на уроке?
    (Л.Толстой «Правда всего дороже».)
    — Кто может ответить на вопрос:
    Что такое хорошо?
    (Хорошо, когда люди не обманывают, говорят правду. Не обижают своих близких. Делают добрые дела)
    Что такое плохо?
    (Плохо, когда совершают плохие поступки. Плохо, когда люди обманывают).
    Оцените свою работу на уроке, используя схему.

  • 20 слайд

    ЯПонял….Запомню….Смог…20

    Описание слайда:

    Я
    Понял….
    Запомню….
    Смог…
    20

  • 21 слайд

    21Домашнее задание 1. Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа. 2.

    Описание слайда:

    21
    Домашнее задание
    1. Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа.
    2. Принести книги по теме «Что такое хорошо и что такое плохо».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Организационный момент. Работа со скороговоркой: На окошке крошку – мошку Ловко ловит лапой кошка. — О ком говорится в скороговорке? — Что делает кошка? — Почему мошку называют крошкой? II. Проверка домашнего задания. Физкультминутка III. Изучение нового материала. 1. Сообщение темы, целей. — Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого. Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 — 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше. Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косилтраву, пилил и колол дрова. Строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится. Очень долго Л.Н. Толстой жил в своем доме в Яс-ной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес. 1.Определение названия рассказа — Посмотрите на рисунок.-Прочитайте слова. (мальчик, чашка, разбил) — Прочитайте пословицу. Правдасветлее солнца. — Объясните смысл пословицы. ( Если сказать правду, то на душе будет светло и тепло. Светлее и теплее, чем от солнца ). Можно лидогадаться, о чём пойдёт речь в следующем произведении? ( Да. Мы будем говорить охороших поступках и о плохих. Разберёмся, что хорошо, а что плохо ). Мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Правда всегда дороже». — Какую цель ставим? (Продолжить отрабатывать навыки чтения. 1.Физминутка. Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно! Учиться работать с текстом Первичное восприятие текста. Чтение рассказахорошо читающимидетьми. Проверка первичного восприятия текста. Каким вам показался этот рассказ?(интересным, грустным, поучительным).Что особенно понравилось в рассказе? (Мальчик сказал правду) ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: — Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: — Я. Отец сказал: — Спасибо, что правду сказал. – Какова главная мысль этого произведения? – Каким вам представился мальчик? А отец? – Чему учит этот рассказ? – Каким вам показался этот рассказ? (интересным, грустным, поучительным). – Что особенно понравилось в рассказе? (Мальчик сказал правду)’ Анализ произведения. – Кто является главным героем рассказа? (Мальчик) – Что случилось с мальчиком? (Он разбил чашку). – Как поступил мальчик? – (Сказал правду). – Как вы оцениваете поступок мальчика? (Он поступил хорошо, правильно). Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили? (Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»). 3.Работа над выразительностью чтения Чтение по ролям.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Правда всего дороже.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Котёнок».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина». Викторина по сказкам поэта.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Русские писатели. А. С. Пушкин – великий русский писатель.»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436115 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Послерабочее время как пишется
  • Пословица к рассказу белый пудель
  • Послесловие к рассказу чехова душечка толстой лев николаевич
  • Последующую как правильно пишется
  • Пословица друзья познаются в беде к какой сказке подходит