Пословица к рассказу честное слово

Автор: толкачева татьяна юрьевна организация: гбдоу детский сад 126 населенный пункт: г. санкт-петербург цель: формирование у детей умение воспринимать

Автор: Толкачева Татьяна Юрьевна

Организация: ГБДОУ детский сад № 126

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Цель: Формирование у детей умение воспринимать литературное произведение.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить понятие литературного жанра «рассказ»;
  • познакомить детей с рассказом В. А. Осеевой «Три сына»;
  • формировать умение находить главный смысл в рассказе;
  • формировать умение детей объяснять своими словами главную идею рассказа;
  • обогатить словарный запас детей новыми словами (не сладит, соловьем заливается, колесом ходит, силен да ловок)

Развивающие:

  • развивать произвольное внимание, речь-рассуждение; развивать умение находить связь содержания рассказа с различными пословицами о труде, заботе, матери;
  • способствовать развитию памяти, читая наизусть отдельные строки.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к художественной литературе;
  • через чтение художественных произведений воспитывать ;нравственные качества: трудолюбие, доброту, уважение к матери;
  • воспитывать желание заботиться о близких, чувство гордости за свою семью;
  • воспитывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей.

Используемые технологии:

  • Здоровье сберегающая технология;
  • Игровая технология;
  • Личностно-ориентированная технология.

Материал и оборудование: портрет В. А. Осеевой, иллюстрации к рассказу, выставка книг с рассказами О. Осеевой «На катке», «Печенье», «Отомстила», «Почему?»

Предварительная работа: чтение рассказов В. А. Осеевой, беседы о разных рассказах.

Ход деятельности:

Вводная часть. Создание положительной мотивации

Дети в кругу.

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки!

Много надо прочитать,

Чтобы все на свете знать!

В:— Попрошу ответить на вопрос: Кто вы? (девочки и мальчики? А для мам и пап (дочки и сыночки) Девочки- будущие…. Мальчики будущие….

Ответы детей.

В:- Ребята, я желаю вам доброго утра и хорошего настроения! Скажите, пожалуйста, вы любите книги?

Ответы детей.

В:- Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сказал, чему учат разные книги. А каждое ваше красивое слово я положу в волшебный сундучок.

Поиграем в игру «Каждое слово в ладошки» (дети говорят слова и ладошками складывают их в волшебный сундучок)

В: — Правильно ребята, книга учит добру, старанию, уважению к старшим, умению не обижаться, прощать, помогать, правилам поведения, не ссориться, быть вежливым и т. д.

На стенде выставлены книги В. А. Осеевой.

В: — Ребята, посмотрите на выставку книг. Какие рассказы вы помните В. А. Осеевой?

Ответы детей.

В: — Я вам предлагаю познакомиться еще с одним рассказом. Рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три сына»

Демонстрируется книга с рассказом В. А. Осеевой «Три сына», иллюстрации: мальчик поет, мальчик кувыркается и мальчик несет ведра.

Но в рассказе вам встретятся новые непонятные слова: никто не сладит, соловьем заливается, колесом ходит, силен да ловок.

Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам был понятен рассказ.

Словарная работа

  • Никто не сладит – может одержать верх над кем-либо, справиться с кем -либо, победить в вооруженной борьбе, в сражении, в драке.
  • Соловьем заливается — соловей — любимая птица русского народа, он очень хорошо и красиво поёт. Пение соловья представляется эталоном красивого звучания.
  • Колесом ходит – ловко кувыркается и переворачивается боком через голову, опираясь то на одну, то на другую руку.
  • Силен да ловок – значит человек сильный и ловкий, все у него получается очень быстро и ловко.

В: — Сегодня я вам почитаю рассказ В. А. Осеевой «Три сына»

Выразительное чтение рассказа

Физминутка «Дочки и сыночки»

Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений

Девочки попрыгали, мальчики присели,

Мамины дочки похлопали в ладошки,

Папины сыночки встали на носочки,

Внучки подняли вверх ручки.

Внуки широко разводят руки.

Добрые, послушные малыши –

Дружно маме помогаем –

Пыль всюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Беседа по содержанию рассказа.

В:- Ребята, вам понравился рассказ?

Ответы детей.

В:-Что сказала первая женщина про своего сына?

Ответы детей

-Правильно «Мой сынок ловок да силён»

-Подумайте и передайте интонацию этих слов – (выражение чувств, мимика, жест).

— Что значит «ловок да силен»?

Ответы детей

В: — Что сказала вторая женщина?

— Молодцы! Правильно, «а мой поёт, как соловей»

— Подумайте и передайте интонацию ее слов.

— А что это значит, поёт, как соловей?

Ответы детей

— Отлично! Умеет петь звонко, голосисто, красиво, «Соловьём заливается»

В: — Что сказала третья женщина про своего сына?

Ответы детей

— Правильно! «Ничего в нем особенного нет»

— Как вы думаете, как она сказала (интонация – выражение чувства, мимика, жест)

Ответы детей

В: — Что увидел старичок, когда на встречу выбежали три мальчика?

Ответы детей

-Правильно ребята, один через голову кувыркается, колесом ходит, другой соловьем заливается, а третий взял тяжёлые ведра у матери и потащил

В: — О чем спросили женщины старичка?

Ответы детей

— Совершенно, точно: «Каковы наши сыновья?»

— Что ответил женщинам старичок?

Ответы детей

— Да, «А где же они? Я только одного сына вижу»

В: — Как вы думаете, почему он так ответил?

Ответы детей

— Да, правильно, он сказал: «Только один сын помог матери, и он старичку понравился.

В:- А который из сыновей вам понравился больше всего? Почему?

Ответы детей

В: -Дети, а как можно назвать сына, который помог маме донести воду?

Ответы детей

— Молодцы! Этот мальчик любит труд, значит он какой?

Ответы детей

-Конечно он: трудолюбивый, работящий, прилежный,

В: — А можно сказать, что третий сын был заботливый, внимательный, добрый по отношению к матери.

Ответы детей

— Конечно ребята, именно третий сын оказался самым настоящим, любил свою маму: помогал маме по хозяйству, причем не ждал пока она его попросит о помощи, а сам знал, что помощь необходима.

В: — Какое отношение вызвали у вас сыновья, которые не помогали матери?

Ответы детей

Да, правильно, два сына, думали только о себе, только о собственных удовольствиях, увлечениях, а не о помощи матери. Еще хочу вам сказать, что талант — дар божий, а вот отношение к окружающим и к самому дорогому в жизни каждого человеку — матери, это уже показатель добра, человечности, настоящей любви.

Игра «Радость или огорчение?»

В: — В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)

Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

  • Вы съели на завтрак всю кашу
  • Вы подрались с другом
  • Разбросали по комнате все игрушки
  • Помогли маме вымыть посуду
  • Нагрубили бабушке
  • Нарисовали и подарили маме красивый рисунок
  • Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
  • Порвали новую книжку
  • Хорошо вели себя в детском саду

В: — Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

В: -Ребята, я хочу у вас спросить, как вы думаете, к этому рассказу подходит пословица? О любви к маме говорят дела, а не слова.

Ответы детей

В:— Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашему рассказу. Назовите их.

Если дети затрудняются, воспитатель вместе с ними проговаривает пословицы:

  • Жалей мать свою – другую не найдёшь.
  • Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
  • Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
  • И у одной матери дети бывают разные.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Если матери помогать, горя в семье не видать

Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию этого рассказа.

В: -Ребята, скажите, а чему вас научил этот рассказ?

Ответы детей

— Правильно! Этот рассказ подсказывает детям, как надо поступать по отношению к своей маме. Главное для каждого ребенка – любить свою маму и всегда помогать ей, заботиться. У мудрой скромной матери сын вырос скромным, любящим и трудолюбивым мальчиком. И верно вы сказали, что только третьего сына можно назвать настоящим сыном, ведь он искренне беспокоится о своей маме и желает ей добра. Ведь главное дело сына — помогать своим родителям, а не красоваться своей удалью, умением и силой. Я надеюсь, что вы всегда будете любить и заботиться о своей маме.

Используемая литература:

  1. Боголюбская, М.К. Художественное чтение и рассказывания в детском саду / М.К. Боголюбская, В. Б. Шевченко. – М. : Просвещение, 1966.

2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского

сада / В.В. Гербова. – М. : Просвещение, 1978.

3. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М. Гурович. – М., 1992.

4.Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу

// Дошкольное воспитание. – 2005. – №5.

Вводная часть. Создание положительной мотивации.

— Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

Сердца добром наполняются.

(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)

– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!

(Присаживаются на стулья)

– Ребята, каждый день мы с вами читаем рассказы, сказки, учим стихи. Мы уже познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня? (Ответы детей)

– Правильно. Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах.

— Скажите, басня похожа на сказку? ( Ответы детей)

— И чем басня отличается от сказки или рассказа? (Ответы детей)

– А кто обычно является главными героями в басне? (Ответы детей)

– Да, молодцы! Басня – более короткая, легко читается, а сказки и рассказы длиннее. В баснях, чаще всего, главные герои не люди, но они проявляют человеческие качества.

— А какие недостатки высмеивают басни?( Ответы детей)

– Умницы! Все эти недостатки высмеиваются, а какие черты характера в басне прославляются? Назовите.

– Молодцы! А чем всегда заканчивается басня?

(Ответы детей)

— Правильно. Всегда присутствует поучение – мораль, что — можно делать, а что – нельзя

— Ребята, посмотрите на выставку книг. Какие басни вы помните? (ответы детей)

— Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом – такая злюка!

Конечно, это … (Щука)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед,

Все под водой –

Хватает клешней. Кто же это? (Рак)

Эта птица горделива,

Удивительно красива,

И умна, храбра, сильна,

И похожа с цифрой «два». (Лебедь)

После каждой загадки выставляются картинки.

— Дети, а кто здесь лишний? (Ответы детей)

— Правильно. Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным

Физминутка «Лебеди»

Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись и качание головой вправо-лево)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

— Чем они отличаются? (Ответы детей)

— Правильно. Отличаются разным питанием, разным передвижением.

А что же их объединяет? (Ответы детей)

– Молодцы. Их объединяет среда обитания, а еще в данный момент их объединяет название басни, которую я хочу вам сегодня прочитать.

Демонстрируется книга «Лебедь, рак и щука» И. Крылова.

Но в басне вам встретятся новые непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.

Словарная работа.

Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.

Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – колесная повозка с поклажей.

Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.

Судить – высказывать свое мнение.

Выразительное чтение басни.

На стенд выставляются иллюстрации к басне.

Гимнастика для глаз.

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)

Птичка улетела вправо (смотрят вправо)

Птичка улетела влево (смотрят влево)

И спряталась на полу (смотрят на пол)

Беседа по содержанию басни.

-За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? Скажите ответ строчкой из басни

-Как вы думаете, почему же у героев ничего не получилось? Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Ответы детей)

— Правильно. Им нужно было договориться между собой, прийти к единому мнению, выбрать одно направление для движения.

— Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Ответы детей)

— Умницы! Героев басни конечно жаль, т. к. они такие недружные и тянули в разные стороны. Если они друзья, то все вместе надо делать.

Повторное чтение басни.

-Скажите словами из текста как ведут себя герои? (Ответы детей)

В. –Молодцы! Ещё можно сказать, что лебедь – стремительный, упрямый;

рак –неповоротливый, нерасторопный;

щука упрямо делает своё дело.

-Почему Иван Андреевич Крылов выбрал именно этих героев? (Ответы детей)

— Правильно. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз, если-бы договорились

-Чему учит эта басня? (Ответы детей)

Молодцы! Басня нас учит в любом деле работать дружно, договариваться между собой, находить общий язык. Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Ответы детей)

— Правильно. Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой, находить общий язык.

Игра «Верно – неверно»

Верно ли, что басня о дружбе, товарищах?

Верно ли, что лебедь, рак и щука в воз впряглись?

Верно ли, что воз стал причиной их разлада?

Верно ли, что каждый герой стремился достичь своей цели?

Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей?

Верно ли, что без согласия любое дело по плечу?

-Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете? (Ответы детей)

-Молодцы! Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям. Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные.

— Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их.

Если дети затрудняются, воспитатель вместе с ними проговаривает пословицы: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Дружно не грузно, а врозь хоть – брось» «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился».

Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию басни. Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались.

Приложения:

  1. file0.docx.. 34,0 КБ

Опубликовано: 24.11.2021

Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»

Читательский дневник по рассказу «Как я ловил человечков» Бориса Житкова

Автор: Житков Борис Степанович

Название произведения: «Как я ловил человечков»

Число страниц: 10

Главные герои: автор — Боря, бабушка.

Второстепенных героев нет.

Характеристика главных героев:

Боря — честный, послушный мальчик.

Поверил в свою фантазию и чуть не испортил пароход.

Бабушка — добрая, заботливая, но строгая.

Не стала ругать мальчика за испорченный пароход.

Краткое содержание рассказа «Как я ловил человечков»

Когда рассказчик был маленьким мальчиком, он жил у своей бабушки.

На шкафу Боря увидел модель парусника, но бабушка строго запретила её трогать.

Боря дал слово, но постоянно думал о маленьких человечках, которые прячутся в паруснике.

Мальчик пытался выманить человечков хлебом и конфетами, караулил ночами, пытался поймать их по следам.

Но человечки были очень хитрыми и не показывались.

И Боря притворился больным.

Когда бабушка ушла, мальчик стал трясти корабль, а потом выломал палубу.

Но человечков не было.

Мальчик понял, что натворил и спрятался под одеяло.

Он громко рыдал от стыда и раскаяния, когда вернулась бабушка.

План рассказа:

  1. Чудесный пароходик.
  2. Обещание.
  3. Охота на человечков.
  4. Мнимая болезнь.
  5. Пустой парусник.
  6. Слёзы раскаяния.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Как я ловил человечков» Бориса Житкова

Главная мысль рассказа «Как я ловил человечков»

Основная мысль автора состоит в том, что каждый человек, неважно маленький или взрослый, должен уметь держать данное слово.

Главная идея рассказа в том, что, нарушив данное обещание, можно оказаться в большой беде.

А уж совесть не даст человеку забыть о таком проступке очень долгое время.

Чему учит рассказ

Рассказ учит быть послушными, слушаться родителей, уметь держать слово и не огорчать близких.

Мальчик Боря нарушил своё слово, не послушался бабушки, и это привело к страшным последствиям.

Он разломал любимый бабушкин кораблик, и испытал муки совести.

Краткий отзыв по рассказу «Как я ловил человечков» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я была поражена тем, к каким необратимым последствиям привело героя его любопытство.

Мальчик Боря разломал кораблик, который очень ценила как память его бабушка.

Хотя сам же обещал даже не прикасаться к кораблику.

Этот рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление.

Я поняла, как важно уметь держать данное слово и обуздывать собственное любопытство.

Человек не должен идти на поводу чувств, эмоций, а полагаться на доводы разума.

Но несмотря ни на что, мне очень понравился мальчик Боря.

Да, в этом рассказе он накосячил, но это послужило ему серьёзным уроком.

Он вырос честным и добрым человеком.

А его любопытство помогло Боре достичь немалого в творчестве.

Этот рассказ заставляет задуматься о честности и любопытстве.

О том, чтобы уметь правильно ставить приоритеты, выбирать верные цели.

Я всем рекомендую прочитать этот рассказ, чтобы понять, до чего может довести человека любопытство и необузданная фантазия.

Пословицы к произведению:

  • Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
  • Гляди глазами, да не тронь руками.

Словарь неизвестных слов:

  • Шушукать — тихо разговаривать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли?

Но они, конечно, примолкли.

Поняли, что я схватил их пароход.

Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши.

Я слез со стола и стал трясти пароходик.

Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются.

Но внутри было тихо.

Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья.

Сидят как приклеенные.

Краткое содержание Как я ловил человечков Житков

Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.

И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.

Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.

Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.

Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Житков. Все произведения

Как я ловил человечков. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности.

Эта история относится к интереснейшей форме сказок — фэнтези. Хронологически автор определил отсчёт всех событий от некоторой второй эпохи. Тогда магический народ эльфов умел ковать Кольца власти.

Мальчик Алик в своей жизни сильно боялся милиционеров. Мальчика дома часто запугивали милиционером, когда он вел себя плохо.

В произведении «Свет в августе», созданном писателем Уильямом Фолкнером, повествуется о нравах американского Юга. Лина Гроув – молодая белая женщина, которая ожидала ребёнка. Она озадачена поисками своего любовника.

В произведении описываются события, происходившие в середине прошлого века в небольшом американском городке. В небогатом доме жили отец Аттикус (юрист по образованию) и двое его детей: десятилетний Джим и шестилетняя Джин Луиза

Школьное чтиво

Чему учит рассказ «Как я ловил человечков»
Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Учит признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.

Отзыв на рассказ «Как я ловил человечков»
Мне очень понравился этот рассказ, особенно мальчик Боря. Конечно, он поступил нехорошо, он нарушил данное слово, он сломал замечательный пароходик. Но он просто не смог устоять перед искушением. И вина бабушки в этом тоже есть. Она, как взрослый человек, должна была понять, как мальчику хочется взять пароход. А Боря осознал, что натворил, пережил муки совести и больше наверняка не поступал так плохо.

Пословицы к рассказу «Как я ловил человечков»
Давши слово держись, а не давши крепись.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Честное слово на дороге не валяется.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
В ком стыд, в том и совесть.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Как я ловил человечков»
Маленького Борю отвезли на лето к бабушке. У бабушки на полке стоял прекрасный пароходик, совсем как настоящий, с трубой, мачтами, будочкой с окнами и штурвалом.
Боря очень хотел поиграть с кораблем, но бабушка ему не разрешала, она объяснила, что кораблик дорог ей как память.
Бабушка взяла с мальчика честное слово, что тот не прикоснется к кораблю.
А корабль все больше завораживал Борю. Он долго глядел на него, воображая, какие они, маленькие матросы. Они должны были быть чуть меньше спички и наверняка подглядывали за людьми в окна каюты. А когда никого не было, они гуляли по палубе.
Мальчик стал смотреть на корабль, но человечки не появлялись. Тогда Боря вышел из комнаты и стал подглядывать в щелку. Но человечки были хитрыми и не высовывались.
Тогда мальчик решил подкараулить их ночью и рано отправился спать. Он выпросил у бабушки ночник, говоря, что боится темноты. И устроил в одеяле маленькую щелочку, чтобы смотреть. Боря долго глядел на пароходик и вдруг ему показалось, что что-то там двинулось. Он неловко повернулся и конечно вспугнул человечков. Теперь их ждать было нечего и мальчик с горя уснул.
На следующий день Боря решил выманить человечков конфетой. Он подложил к каюте кусочек леденца и стал смотреть из-под одеяла. Но вскоре уснул, а утром леденца конечно же не было. Человечки его забрали и даже топорик нигде не обронили.
В следующий раз Боря положил хлеба, и снова утром хлеба не оказалось, только несколько крошек валялись на палубе.
Мальчик решил во чтобы ни стало поймать человечков. Поэтому когда бабушка собиралась в гости к старухам, он натер лицо варежкой и лег в кровать. Бабушка потрогала его лоб и велела лежать дома, обещая скоро вернуться и купить малины.
Как только бабушка вышла, Боря бросился к пароходику. Он схватил его и понял, что пароходик железный. Мальчик потряс пароходик и прислушался, но человечки сидели крепко на своих скамейках.
Тогда мальчик взял нож и стал подковыривать палубу. Но подняться палубе мечтали веревочки, которые были натянуты от мачт. Боря не мог остановиться и перерезал веревочки. Потом он откинул палубу и быстро прихлопнул ладошкой. Но внутри пароходика было пусто. Только голые железные стены.
У Бори дрожали руки, когда он приделывал назад палубу. Все становилось как попало, а лесенки болтались. Боря быстро поставил пароходик обратно на полку и щмыгнул в кровать.
Он плакал от стыда и раскаяния, ведь только теперь понял, что натворил.
В этот момент пришла бабушка и стала утешать Борю. Она еще не видела пароходик.

Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости.

Задачи:

  • Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
  • Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
  • Воспитывать чувства товарищества и дружбы.

Оборyдование: музыкальное сопровождение, столы, стулья, ноутбук.

Ход викторины

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам

— Доброе утро!

Улыбчивым лицам

И каждый становиться

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длиться до вечера.

— Ребята, вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив». А что такое вежливость? (ответы детей).

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Сегодня приглашаю вас на игру-викторину, чтобы проверить вежливы вы или нет, чтобы избежать упрёков в свой адрес: «Какой ты невежа!». Послушайте небольшой рассказ.

Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.

— Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться? (извините, пожалуйста, или простите, пожалуйста.)

Воспитатель. Итак, у нас будет две команды: команда «Улыбка» и команда «Радость». Согласны?

Оценивать наш конкурс будет наша гостья — Фея Вежливости. За правильные ответы Фея Вежливости прислала вам вот такие сердечки. Побеждает та команда, у которой наберется большее количество сердечек.

Итак, мы начинаем!

Вопросы и задания викторины

Раунд 1. Доскажи словечко

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома —

Не стесняясь, не лукавствуй,

А скажи погромче… (здравствуй).

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну…(извините).

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу… (привет).

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите…(До свидания).

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят: …(Благодарю).

Тебе подарят что-нибудь —

Благодарить не позабудь!

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас — будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте…(любезны),

Будьте…(добры).

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо)!

Фея вручает вам сердечки, молодцы!

Раунд 2

Каждой команде поочередно задается вопрос. Если 1-я команда не отвечает на вопрос, то он передается 2-ой команде.

1) Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)

2) Какие слова мы говорим при расставании? («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)

3) Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина? («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)

4) Какие слова мы говорим перед сном? («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)

5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите? (Извинится и помочь встать)

6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите? (Попросить вежливо:» Дай пожалуйста»)

Раунд 3. «Будь внимательным»

Воспитатель: Я попрошу вас что-то сделать, если просьба с вежливым словом — выполняете; если просьба без вежливого слова — не выполняете.

— встаньте, пожалуйста;

— попляшите;

— похлопайте в ладоши, пожалуйста;

— покружитесь, пожалуйста;

-потопайте ногами;

— поменяйтесь местами с соседом, пожалуйста

— одолжите соседу карандаш.

— обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста;

— отойдите к двери;

— сядьте, пожалуйста.

Перерыв.

Немного поиграем.

«Запрещенное движение».

Раунд 4. Словарь вежливых слов

— А сейчас мы поиграем и узнаем, знаете ли вы «Вежливые слова»?

Представьте, что каждый из вас — это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?

Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок.

(Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка).

Раунд 5. Народная мудрость

Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости.

Задание такое: Соедините начало пословицы с её окончанием.

— Итак, проверяем.

  • Делай людям добро — будешь сам в добре.
  • Чего в другом не любишь, того и сам не делай
  • У себя как хочешь, а в гостях — как велят.

Раунд 6. «Вопросы из шляпы»

А сейчас предлагаю вспомнить произведения нашей с вами любимой писательницы В.Осеевой.

1. Как, по мнению старика из рассказа «Волшебное слово» нужно было произносить это самое волшебное слово? Что это за слово?

Говорить его надо было тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Пожалуйста

2. Как звали большую черную собаку, которую подобрали Коля и Ваня? Жук

3. Кто оказался настоящим хозяином собаки, Коля или Ваня. Как это произошло? Коля. На собаку напали две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Коля бросился на помощь Жуку, а Ваня вскарабкался на дерево

4. О каких подвигах мечтал мальчик Юра из рассказа «Хорошее»?

Спасти сестренку, когда тонет

Застрелить волков, которые набросились на няню

Спасти собаку из колодца

5. За что женщина осудила двух мальчиков в рассказе «Плохо»

Мальчики не заступились за котенка, которого чуть не разорвала собака

6. Что оставил старичок на песке? На песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки

7. Как две женщины хвалили своих сыновей в рассказе «Сыновья»?

Ловок, силен,поет, как соловей…?»

8. К какому рассказу подходит пословица?

Доброе слово и кошке приятно. «Волшебное слово»

9. К какому рассказу подходит пословица?

Надо так давать, чтобы можно было взять. «Синие листья»

10. В рассказе «Навестила» Муся пришла к больной Вале. Что ждала Валя от подруги? Помогла ли Муся Вале? Муся могла помочь принести теплую грелку и полоскание от флюса.

11. В рассказе «Три товарища» Володя поступил не так, как Коля и Миша. Что случилось с Витей, и как помог ему Вова? Витя потерял завтрак.

Володя поделился завтраком

12. Что случилось с бабушкой рассказе «Просто старушка» и как отреагировал мальчик. Старушка поскользнулась, мальчик помог.

13. Чем отличился сын третьей женщины в рассказе «Сыновья»? Молча помог маме нести тяжелые ведра с водой

14. В рассказе «Печенье» братья что-то сделали не так. Какой поступок не украсил мальчиков?

Печенье поделили только для себя, забыв про маму и бабушку.

15. Почему у девочки Лены листья на деревьях были синими?

У нее не было зеленого карандаша, а подруга не дала зеленый карандаш

Итог

Все ребята показали себя вежливыми и добрыми. И за это Фея решила всем подарить частичку своего доброго сердца.

Класс  2                   

УМК
«Школа России»                                  Предмет
:
Литературное чтение

Название
раздела

Русские
писатели

Тема
урока

Л.Толстой
« Правда всего дороже»

Тип
урока

Урок
первичного предъявления новых знаний

Педагогическая
цель

Стимулировать
познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание к произведениям
Л.Н.Толстого

Задачи
урока

Образовательные:

  • Обогащение
    нравственного опыта младших школьников;

Развивающие:

·        
Развивать
устную речь;

·        
Развивать 
дикцию, словарный запас;

  • Развивать
    эмоционально-чувственную сферу;
  • Развитие
    умения обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

·        
Воспитывать
нравственные качества;

·        
Воспитывать
интерес к миру художественной литературы;

·        
Воспитывать
чувство взаимопомощи, умения работать дружно, вместе.

Универсальные

учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:

-создать
содержательные и организованные условия для развития умения анализировать
сравнивать выделять главное;

-содействовать
развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать
умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать
умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров,
имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о
значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.

Регулятивные:


обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать
развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 —
адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера
по поводу качества чтения и правильности ответов.

Комунникативные


содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить
развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать
формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе
познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь
учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного
материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать
развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в
литературных произведениях.

Формы и
методы  обучения

Формы:
фронтальная,
индивидуальная.

Методы:
словесный,
наглядный, практический

Используемые технологии

ИКТ, технология проблемного обучения,
здоровьесберегающие и современные методы обучения: проблемно – поисковый

Ожидаемый
результат

1.Овладение
навыком слогового чтения, понимание содержания текста;

2.Умение
полно и правильно отвечать на вопросы  по содержанию произведения; 

3.Обогащение
словарного лексического запаса, развитие устной речи  и познавательного
интереса;

4.Умение
давать оценку нравственным  поступкам людей

Образовательные
(цифровые) ресурсы

учебник
“Литературное чтение” 2 класс, ч (автор Л. Ф. Климанова); карточки для индивидуальной,
парной работы , цветные карандаши; презентация к уроку, мультимедиапроектор,
компьютер;

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

                           
                                   Мотивация учебной деятельности

Слайд №1

 Долгожданный
дан звонок

Начинается
урок.

Ум и
сердце в работу вложи,

Каждой
минутой в труде дорожи.


Русская пословица утверждает :

«
Упустишь минуту – потеряешь час».

Я вам
желаю ни упустить, ни одной минутки, чтобы урок прошёл интересно, с пользой
для каждого из вас.

        —
Послушайте высказывание Анатолия Лесных

Книга
учит добро понимать,

О
поступках людей рассуждать.

Коль
плохой, то его осудить,

Ну а
слабый его защитить!

Дети
учатся думать, мечтать,

На
вопросы ответ получать.

Каждый
раз что – нибудь узнают,

Окружающий
мир познают.

-Чему
учат книги? ( Книги учат нас доброте, вежливости. Учат любить своих
родных, беречь природу, учат думать, мечтать.)

Как вы
думаете, так ли это важно уметь читать? (Да, я считаю, что уметь читать –
это очень важно. Из книг узнаём много интересного, поучительного.)

Рассуждают
о том, чему учат книги, о важности умения читать

Делают
установку на  формирование навыка чтения

Актуализация опорных знаний

Слайд
№2

Слайд
№3

Слайд
№4


Чтобы узнать, с каким произведением вам предстоит познакомиться, я предлагаю
поиграть в игру « Третий лишний»

НАЗВАНИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ

« Стрекоза и муравей», « Старый дед и внучек», « Лебедь, рак и щука».


Что лишнее? Почему?

 —
Вспомните,  что такое рассказ? ( Рассказ – это небольшое литературное
произведение в прозе)

(
слово рассказ на доске)

ПОРТРЕТЫ
ПИСАТЕЛЕЙ

Н. Носов, Э. Успенский, Л. Толстой

Портрет
какого писателя лишний? Объясните. ( Л. Толстой – русский писатель, а
остальные  современные детские писатели).  ( Карточка Толстой на доске)

ОБЛОЖКИ
КНИГ

« Филипок», Старый дед и внучек», « Правда всего дороже».


Какая книга  лишняя ? Докажите. ( на доске название рассказа)

Возьмите лист самооценки и оцените свою работу( зелёный всё
получилось, справился с заданием, жёлтый – были затруднения).

                                        Постановка
темы и  цели урока

Слайд №5

 ( на
доске рассказ  запись: рассказ Л. Толстой « Правда всего дороже»


Сформулируйте тему урока. ( знакомство с рассказом Л. Толстого « Правда всего
дороже»).

 —
Каковы цели этого знакомства? ( узнать героев рассказа, о каком событии
рассказывается , понять чему можем научиться у героев этого рассказа,
выразить своё отношение к герою и его поступку).

— Чтобы
реализовать данные цели, я хотела вам предложить план работы, но его
последовательность была нарушена.

Предлагаю
объединиться в пары и восстановить правильную последовательность работы над
текстом.

Проверка
выполнения работы.

                               
ПЛАН

1.
Прочитать рассказ Л. Толстого» Правда всего дороже»

2.
Осмыслить его содержание с помощью вопросов.

3.Соотнести
содержание текста с реальной жизнью.

4.Выразительное
чтение( по ролям) произведения.

Возьмите лист самооценки и оцените свою работу

Работа
в  паре

Ответы  детей

Первичное восприятие текста

1.     
 1.Чтение
рассказа  хорошо читающим  ребёнком.


Какое впечатление произвёл рассказ?


Чей поступок особенно понравился? Почему?


За кого переживали?

Прежде,
чем продолжим работу, отдохнём.

Внимательное     слушание текста.

Первичная оценка
поступков героев, впечатления от лите­ратурного произведения.

                                                              
Физминутка

Вторичное восприятие текста  

Слайд
6

Слайд
7

 —
Откройте учебник на стр.  116, прочитайте рассказ « Правда всего дороже».

 — Кто
является главным героем рассказа?

 — Что
случилось с мальчиком, зачитайте.

— Что
обозначает слово нечаянно? ( случайно)

 — Как
поступил мальчик?

 — Как
вы оцениваете поступок мальчика?

 — Легко
ли ему было сказать правду? Подтвердите словами из текста.

Как
вы понимаете значение слова затрясся? ( задрожать, содрогаться всем телом).

 — Почему
дети очень часто боятся отвечать за свои поступки?

Поступки
– наказание

 —
Почему отец не наказал сына?

 —
Значит каким был поступок мальчика? ( честным, смелым, правдивым)

Если поступок
честный, правдивый, смелый, то чаще всего он вызывает  прощение,  доверие и
уважение).

И даже
если наказание остаётся, то оно не страшное и быстро забывается.

— А в
вашей жизни были похожие ситуации?

 — Такие
случаи могут происходить в жизни людей.

 —
Скажите, на какие 2 группы можно разделить поступки?

Давайте вместе попробуем сделать правильный выбор.

 Сейчас
вы будете работать в паре.  На карточке записаны поступки  детей. Те
поступки, которые вы считаете хорошими , честными обозначьте зелёным цветом,
а поступки ,которые вы считаете плохими – красным.


Давайте проверим вашу работу.

 —  А
теперь поможем детям, которые совершили плохие поступки.

Возьмите лист самооценки и оцените свою работу.

ВЫВОД: В
каждом из вас, ребята, есть волшебная сила ваших слов и поступков.
Постарайтесь совершать как можно больше хороших и добрых поступков. Не
бойтесь сказать правду, если где – нибудь оступились.

ПОМНИТЕ,
правда – это покаяние за совершённое действие . И только раскаявшегося
человека можно простить и помочь исправить ошибки.

Самостоятельная

работа.

Ответы
детей.

Словарная
работа.

Приводят
примеры из своей жизни

Работа в
паре.

Определяют
хорошие поступки и плохие

Дают
оценку  поступкам  людей

Слайд
8

Слайд
№9

 
Ребята, посмотрите ещё раз внимательно на рассказ Л. Толстого, как он
записан?

— Что
такое диалог?

 —
Ключевым словом в данном диалоге является слово  ПРАВДА. В словаре Ожегова
можно уточнить значение этого слова.

ПРАВДА –

 — то,
что существует в действительности;

— то,
что соответствует реальному положению вещей.

 —
Многогранными красками играет это слово в русских пословицах и поговорках.
Давайте прочитаем и объясним значение данных пословиц.

Правда в огне не горит и в воде не тонет. ( правду никогда не
скроешь, не сожжёшь, не утаишь)

Все пройдет — одна правда останется.(всё забывается, а
правда остаётся)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.(Лучше сразу признаться, сказать правду, чем мучиться и скрывать)

–Какая из данных
пословиц подходит к рассказу? (К рассказу подходит третья пословица)

2.     
 


Чьи слова есть в диалоге? Чтение по ролям.

Осмысление
пословиц

Выбор
пословицы.

Чьи
слова есть в диалоге.

Итог урока

Слайд
№10

 —
Итак, какая была  главная учебная задача урока? ( Знакомство с рассказом Л.
Толстого ).

 —
Вернёмся к плану и посмотрим все ли пункты плана удалось реализовать?

.

Рефлексия

 Положите
оценочный лист и поведите итог своей работы. Если у вас больше кружков
зелёного цвета, закрасьте зелёным, если больше жёлтого, закрасьте – жёлтым.

 
Ваши правдивые результаты помогут склеить разбитую чашку. Возьмите осколочек
того цвета, каким закрасили последний кружок.

 
Пить из разбитой чашки нельзя, но можно посадить красивый цветок, и она ещё
долго будет нас  радовать.

Д/з
с 116 прочитать рассказ по ролям.

Прикрепляют
на доске.

УМК «Школа России».

Тип урока: обобщение знаний.

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал; совершенствовать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности учащихся, речь, память, мышление, воображение.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой

— Доброе утро, ребята. Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Давайте вспомним девиз урока чтения.

(Дети хором произносят)

На уроке не зевай, смело руку поднимай.

Отвечай красиво, внятно,

Чтобы было всем понятно.

2. Речевая разминка

(На доске написан текст)

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга — лучший спутник наш и друг!

(Чтение текста по себя, жужжащим способом, по рядам, выразительно хором.)

— Проанализируем текст с точки зрения русского языка.

— Назовите орфограммы в подчёркнутых словах. Объясните написание слов.

— Какие предложения в тексте по цели высказывания?

— Назовите тему текста и главную мысль стихотворения.

— Спасибо. Книга — наш верный друг и помощник. Нашим помощником и другом на уроке литературного чтения является учебник. Мы читаем его произведения. Учимся рассуждать, красиво и правильно говорить, набираемся ума — разума. А помогают нам герои произведений.

3. Актуализация знаний

— Какой раздел учебника мы завершили? («Были — небылицы»).

— Назовите произведения, которые мы читали в этом разделе. («Случай с Евсейкой», «Растрёпанный воробей», «Слон»). Есть ли у них автор? (Да)

— Значит, они авторские. Назовите авторов каждого произведения. (М.Горький, К.Паустовский, А.Куприн)

— Почему именно эти произведения поместили в раздел «Были — небылицы»? Что их объединяет? (Там есть и реальные события, и вымышленные).

— Работу над разделом мы завершили. Какова тема сегодняшнего урока? (Обобщить знания по данной теме)

— Верно. Сегодня мы совершим путешествие по произведениям и сделаем для себя важные выводы, которые хотели сказать нам — читателям авторы.

4. Работа над произведениями

4.1 Путешествие по произведению М.Горького «Случай с Евсейкой»

На доске портреты писателей и названия произведений.

Рубрика «Найди пару»

М.Горький

«Слон»

КПаустовский

«Случай с Евсейкой»

А.Куприн

«Растрёпанный воробей»

(Дети соотносят автора и произведение)

— Прочитайте, что получилось?

М.Горький «Случай с Евсейкой».

К.Паустовский «Растрёпанный воробей».

А.Куприн «Слон».

— Какое произведение является авторской сказкой? Обоснуйте свой ответ.

— Кто главный герой этой истории? (мальчик Евсейка)

— Что о нём можете сказать? (дети дают характеристику герою)

На доске смайлики: весёлый и грустный.

— Перед вами два выражения. Назовите фрагмент истории про Евсейку, когда вам было грустно, страшно, а когда весело. (выборочный пересказ)

— Спасибо. Чем закончилась история с Евсейкой? Прочитаем этот радостный момент. Стр. 11 учебника.

— Хорошо то, что хорошо кончается. А что могло быть дальше? Дома вы пробовали себя в роли писателей и придумали продолжение истории про Евсейку. Послушаем юных писателей. (несколько учеников выходят к доске и зачитывают продолжение истории).

— Спасибо ребятам. Чему научила вас эта история?

Вывод: не пасовать перед трудностями. Из любой ситуации можно найти выход. Смекалка и сообразительность, верные друзья и помощники человека.

— Молодцы!

4.2 Путешествие по произведению К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»

На доске слова:

Петровна

Пашка

Чичкин

«Золушка»

Разбойница

Маша

— Прочитайте слова с доски. Дайте им характеристику. Что их объединяет?

— Вспомним содержание произведения.

«Блиц-опрос»

  1. Где работала мама Маши?
  2. Кого она готовилась танцевать?
  3. Где был папа девочки?
  4. Когда он обещал вернуться?
  5. Из чего был сделан маленький букетик цветов?
  6. Где жила ворона?
  7. Как звали растрёпанного воробья?
  8. Кто подобрал Пашку?
  9. Для чего воробей утаскивал из ларька ворованные вещи?
  10. Какая беда случилась в семье Маши?
  11. Кто помог вернуть букетик?
  12. Как это произошло?
  13. Что могло в этой истории произойти на самом деле, а что вымысел?
  14. Чему учит нас этот рассказ?
  15. Кому из героев рассказа принадлежат эти слова: от маленькой радости смеются, а от большой плачут.

— Спасибо за ваши ответы. Я желаю вам плакать только от счастья, а если в какие то моменты вам будет сложно, вспомните Пашку — маленького воробьишку, и сразу станет легче. Из любой ситуации можно найти выход. Главное, верить в себя. В своих друзей.

4.3 Путешествие по произведению А.Куприна «Слон»

Раздаю пословицы. (Работа в паре)

  • За добро добром платят.
  • Кто в море бывал, тот лужи не боится
  • Здоровье и счастье рядом идут.

— Прочитайте пословицы. Назовите произведения, к которым можно отнести пословицы. Обоснуйте свой ответ.

— Верно. А третья пословица подходит к рассказу «Слон» А.Куприна.

— Почему автор так назвал свой рассказ?

— Прочитайте описание слона (работа по учебнику стр. 34-35)

— Как слон изменил жизнь Нади? Докажите это словами текста.

— Что хотел сказать нам — читателям А.Куприн своим произведением? (вся семья вместе, так и душа на месте)

4. Творчество учащихся

— Чтобы мы могли лучше понять содержание произведений, вместе с писателями работали и художники. Предлагаю рассмотреть иллюстрации к рассказам на страницах учебника и озвучить их.

— Спасибо. У нас в классе тоже есть «юные художники», которые нарисовали рисунки к произведениям и готовы их озвучить.

На доске выставка рисунков учащихся.

(Ребята подходят к доске и озвучивают свои работы)

5. Рефлексия

— Вот и подошло к концу наше путешествие по разделу.

— Что важного вы взяли для себя с урока? (обмен мнениями)

— А мне было очень приятно слушать ваши рассуждения, ответы, выводы.

— На кого из героев произведений вам бы хотелось быть похожим? Почему?

— Какой рассказ вы посоветуете прочитать своим друзьям из других классов, родителям?

— Спасибо!

В заключение работы я хочу сказать вам такие слова:

Если препятствия встают на пути,

Смело вперёд ты шагай.

Помни, что рядом с тобою друзья и семья

Не падай духом, не унывай.

Выход всегда можно будет найти,

Если дорогой прямою идти.

(Дети клеят стихотворение в рабочую тетрадь).

6. Домашнее задание (на выбор)

— Прочитать другие произведения писателя, который больше всего вам приглянулся.

— Можно составить свою историю по разделу «Были — небылицы».

  • Пословица к рассказу волшебное слово
  • Пословица к сказке глупая барыня
  • Пословица к рассказу носова фантазеры
  • Пословица к рассказу детство толстого
  • Послерабочее время как пишется