Пословица друзья познаются в беде к какой сказке подходит

Досуг друзья познаются в беде. конкурс песен ,стихов ,пословиц о дружбе.провели и подготовили :воспитатели подготовительной группы 6 кочергина и.в, воронянская

Досуг

 «Друзья познаются в беде».

Конкурс песен ,стихов ,пословиц о дружбе.

Провели и подготовили :

воспитатели

подготовительной группы №6

Кочергина И.В, Воронянская Ю.Н.

Цель: Продолжать развивать у детей чувства дружбы, сопереживания, сострадания к ближнему, стремление помочь людям. Воспитывать искренность в детях. Формировать коммуникативные качества.

Задачи: Обобщить знания детей по теме дружба, расширить представления детей о дружбе. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

Содержание:

Звучит песня «Когда мои друзья со мной»

Вос-ль: Дети, скажите о чём эта песня?

Дети: О дружбе.Вос-ль: Правильно, эта песня о дружбе. У каждого из вас есть друг. Какого человека вы назвали бы другом?

Дети: Смелого, доброго, честного, кто говорит правду, всегда приходит на помощь, не бросает друга в беде, ничего не жалеет для друга.

Вос-ль: Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Дети: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Вос-ль: Почему так говорят?

Дети: Потому что друзья всегда придут на помощь, а деньги не могут выручить из беды.

Вос-ль: Какие пословицы о дружбе знаете ещё?

Дети: Друзья познаются в беде.

Вос-ль: А как эту пословицу вы понимаете?

Дети: Если друг настоящий, он всегда придёт на помощь, плохой друг струсит.

Вос-ль: Почему так говорится «Старый друг лучше новых двух»?

Дети: Старый друг проверенный, испытанный, а новых друзей нужно ещё узнавать.

Вос-ль: Какие рассказы о дружбе, взаимоотношении вы знаете?

Дети: «Лев и собачка» Толстого. Лев делился с собачкой мясом, вместе с ней спал, играл. Они жили дружно.

Вос-ль: О чьей дружбе говорится в сказке «Терем — теремок»?

Дети: Дружно жили лягушка, мышка, ёжик и петух.

Вос-ль: Дети, к какому произведению подходит пословица «Друзья познаются в беде»

Дети: «Два товарища», «Как друзья познаются».

Вос-ль: Почему?

Дети: Потому что друг струсил и бросил друга в беде.

Вос-ль: К какому произведению относится пословица «Один за всех и все за одного»? 

Воспитатель: — Ребята, когда я пришла в детский сад, увидела в почтовом ящике письмо. Я его взяла, прочитала адрес – г,Санкт-Петербург ,группа «Смешарики». Как вы думаете кому это письмо? (нам, нашей группе) Что будем делать? Прочитаем?

Воспитатель читает «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Помогите мне пожалуйста разгадать кроссворд.

1. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Дюймовочка)

2. На завтрак съел он только луковку,

Но никогда он не был плаксой.

Писать учился носом буковки

И посадил в тетрадке кляксу.

Не слушался совсем Мальвину

Сын папы Карло. (Буратино)

3. Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

А звали красавицу. (Золушка)

4. В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка —

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

(Баба Яга)

Из слов получается новое слово ДРУГ.

— Ребята, а кто такой друг? Верно, это тот с кем интересно играть, кто делится игрушками, сладостями. Друг никогда не обидит, он может пожалеть, помочь и поддержать в трудную минуту, может вместе с другом и порадоваться. А у вас есть друзья? Расскажите о своем друге из нашей группы, не называя его по имени. А мы отгадаем о ком идет речь. (Рассказ 3-4 детей)

— Хорошо, что у вас есть друзья. Женя нам сейчас прочитает стихотворение о лучшем друге.

Мой любимый друг хороший –

Это сверстник мой Алеша.

Бескорыстный, верный, честный.

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всем ему скажу,

Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер,

В играх ловок он и скор,

Понимает шутки, смех.

Друг Алеша – лучше всех!

— Ребята, а какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

1. Без друга в жизни туго

2. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

3. Друга ищи, а нашел, береги

4. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

— А я знаю еще вот какие: «Друг твое зеркало», «Единственный способ иметь друга – это быть другом». (Объясняю, что эти пословицы значат. Закрепляю с детьми эти пословицы)

Игра «Буквы потерялись». Воспитатель предлагает детям сложить и прочитать еще одну пословицу. Дети берут карточки с цифрами и буквами. Выкладывают слова с первой цифры до двадцатой, читают что получилось – Друзья познаются в беде. Объясняют как они понимают эту пословицу.

Воспитатель: — А сейчас послушайте сказку «Друзья».

Жил-был в лесу заяц. И решил он, что он самый сильный, самый смелый.

Заяц (поет) : — Я самый сильный, смелый, ловкий, никто мне в лесу не страшен и не нужен.

Появляется белка.

Белка: — Здравствуй зайчик! Я слышала, что ты смелый, давай с тобой дружить.

Заяц: — С тобой дружить? Я заяц, который гуляет сам по себе, и никто мне не нужен. Хорошо быть одному! Хочешь гуляй, хочешь спи. Не хочу с тобой дружить.

Белка уходит, появляется ёж.

Ёж: — Зайчик, здравствуй! Давай с тобой дружить, ты такой смелый!

Заяц: — Ха-ха! Тоже мне друг нашелся! Мне и без тебя хорошо! Ну-ка ёжик, ни головы, ни ножек – уходи!

Ёж уходит, появляется бабочка.

Бабочка: Здравствуй зайчик! Будь моим другом! Ты такой храбрый, сильный. Будешь меня защищать. Я давно мечтала о таком друге.

Заяц: — Ха-ха-ха! Да какой ты друг! Да тебя одной лапой прихлопнешь! Улетай отсюда! М не и одному хорошо!

Бабочка улетает.

Заяц: Ну, наконец, я один! Вот хорошо!

Как прекрасно одному на свете жить.

Как прекрасно одного себя любить.

Как чудесно мне играть с самим с собой.

И совсем не нужен друг мне никакой!

Лиса: — А, попался, голубчик! (накидывает на него сеть) Посиди здесь, покуда я вздремну, а потом я на славу пообедаю.

Заяц: — Что же мне делать? Совсем я один. Не кому мне помочь. Почему я не согласился дружить с белочкой, ежиком, бабочкой. Ой, съест меня лиса.

Но тут пролетала бабочка и все увидела, что произошла с зайчиком

Бабочка: — Ой, ой, ой! Зайчик в беду попал. Надо ёжика и белочку на помощь позвать.

Появляются еж и белочка.

Все вместе:- Зайчик, держись, мы выручим тебя! (начинают шуметь)

Лиса просыпается: — Ой, наверное, это охотники. Надо спасаться! (убегает) Зайца освобождают.

Заяц: — Простите меня, теперь я понял, что без друзей на свете не проживешь. Если вам будет плохо, я всегда приду на помощь.

Воспитатель: — Ребята я думаю, вы все поможете тем, кому нужно помощь. Как можно назвать ежика, белочку, бабочку? (настоящие друзья) Что же они сделали? Да, настоящие друзья познаются в беде.

— Ребята послушайте еще одну историю, которая произошла с двумя девочками Машей и Дашей. Две девочки ходили в детский сад в одну группу. Они дружили. Они вместе гуляли, играли, делились сладостями. Когда у маши на участке потерялась заколка, они вместе искали ее. А в один из дней на прогулке Даша упала и сильно ободрала себе коленку. Маша быстро позвала воспитателя и успокоила Дашу, чтобы та не плакала. Она ей сочувствовала. Через несколько дней Даша пришла в детский сад веселая, радостная с новой большой куклой. Она подбежала к Маше и сказала: «Маша мне купили новую куклу, вот она! » Но Маша оказалась совсем не рада, она сделала гримасу на лице и сказала: Ну и что, я с тобой играть не буду, я буду играть с Наташей» Даша огорчилась, обняла свою куклу и отошла от Маши. Ребята, поступают ли так настоящие друзья? Почему? Настоящее друзья помогают не только в беде. Настоящее друзья всегда и порадуются за своего друга. Разве плохо когда ваш друг в новой шапочке или в новом платье, с новой игрушкой, в которую будете играть вместе. Недаром говорят друзья познаются в беде и в радости.

— А сейчас возьмите друг друга за руки.

У друга мягкая и теплая ладошка,

Погладим друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом

Ни ссориться, ни драться нам не надо.

Дети поют песню «Дружба».

Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М. А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» — 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают… кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола …» «Расходитесь по квартирам да языками поменьше орудуйте, а то нынешним временам они не до Киева доводят, а аккурат до полевых судов да штрафных сотен». «Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад». Григорий Мелехов обращается к пословицы и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь — везде клин. Ждать да догонять – самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.
В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.
Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся – вот он что знает».
Н. Островский, определяя сущность жизни человека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, таже использует несколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем – святая обязанность. У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачий камень вода не течет. Кто не горит, тот коптит. Да здравствует пламя жизни!».
Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду).
Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».
Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое – будущее и т. д., — всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить; хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.
Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.
Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).
В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговороки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматические формы.
Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять – только стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит – попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь – вода и будет ».
Сестра относилась к слабостям этого человека с полупрезрительным снисхождением; как женщина не глупая, она понимала, что в камень стрелять — только стрелы терять. (М. Горький. Варенька Олесова).
Полезен и словарь «Русские пословицы, поговороки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений. Приведем образец словарной статьи «Делу время, потехе час»:
Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное им на книге, посвященной соколиной охоте.
Потеха (разг.) – забава, развлерение.
Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньше.
Говорится обычнр в качестве напоминания человеку, который, развлекался, забывает о деле.
Началось учение, — теперь в гости ходить нельзя… Это проводилось у нас очень строго; делу время, потехе час. В учебное время никаких развлечений, никаких гостей. (В. Вересаев. Воспоминания.).
Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничениях: «делу время, потехе час» (М. Горький. Об анекдотах и – еще кое о чем.).
— Ну, делу время, потехе час! – сказал воспитатель. – Пора и за уроки браться.
Все стали усаживаться за парты, доставать тетради и книги. . Изюмский. Алые погоны.).
Веселый взгляд на мир не противоречит сочуствию и симпатии. Разумеется, по пословице — делу время, потехе час, мы должны различать, когда и в каких вопросах уместен этот целый взгляд (Н. Акимов. О театре)

Заключение

Поговорка — из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).
Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одежи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.
Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Список литературы

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.
3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.
4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.
5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.
6. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68 — 69.
7. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. — М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .
8. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, — С.616 .
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
10. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.
11. Тупицина Т. С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.

В гостях хорошо, а дома — лучше

У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками. … Дальше

Век живи век учись

В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль…. Дальше

Дело мастера боится

Я много-много раз слышала эту пословицу: «Дело мастера боится». И только недавно поняла ее смысл. Помогла мне бабушка. В школе нам сказали принести на благотворительную ярмарку вкусную домашнюю выпечку…. Дальше

Делу — время потехе — час

Моя бабушка любила повторять, что «Делу — время, а потехе – час». Данная пословица известна нам с раннего детства. А в школе нам рассказали, что это слова одного из российских царей Алексея Михайловича,… Дальше

Друг познается в беде

У каждого человека есть самый лучший друг. Одни с самого детства вместе, другие приобрели такого верного товарища в школе или университете, третьи познакомились совсем недавно, но знают друг друга, как будто с самого младенчества. А как же узнать,… Дальше

Жизнь прожить — не поле перейти

Жизнь человека, очень сложная штука и только от него самого зависит, как он ее проживет и чего он сможет добиться в этой жизни. Еще с самого своего рождения, он обречен на постоянный поиск и различного рода страдания, которые… Дальше

Ученье — свет а неученье — тьма

Сочинение-рассуждение по теме: ученье-свет, а не ученье-тьма.На самом деле, эту замечательную пословицу родители повторяют нам чуть ли не каждую неделю. Естественно, она не несет прямого смысла,… Дальше

Язык мой — враг мой

Всем с раннего детства известна фраза «Язык мой – враг мой». Кому-то даже на собственном горьком опыте приходится испытывать ее актуальность. Выражение используется в том случае, если человек, не подумав, произнес то, о чем стоило бы промолчать…. Дальше

Язык мой – друг мой

Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва. Но мы редко задумываемся о том… Дальше
Пословица содержит в себе опыт многих поколений, выраженный в одной краткой фразе. Чтобы написать сочинение по пословице, нужно «развернуть» ее смысл и аргументированно подтвердить или опровергнуть его.
Инструкция
Обычно в качестве темы для таких сочинений предоставляется список из нескольких пословиц. Выберите ту, которая кажется вам самой спорной или неоднозначной – так вы получите возможность
рассуждать
в сочинении. Также можно взять то выражение, которое особенно актуально для вас в данный период времени – тогда ваша работа будет наполнена
примерами
из жизни, а рассуждения будут взвешенными и обдуманными. Избегайте самых простых тем, они ограничивают поле для размышлений, и зачастую
сочинение сводится к перечислению прописных истин.
Во вступительной части сочинения напишите версии происхождения этой
пословице или кратко опишите причину, по которой вы выбрали ее. Также можно сослаться на
примеры
из литературы или кино, где упоминается эта
пословица
.
Сформулируйте основную мысль, заключенную в
пословице . Подберите формулировку не громоздкую, четкую, без «воды». Если
мораль
пословицы невозможно сказать в одном
предложении
, не составляйте сложносочиненное, со множеством придаточных. Лучше напишите несколько простых предложений.
Выразите свою позицию по отношению к этой мысли. Вы можете согласиться с ней, поспорить с такой точкой зрения или рассмотреть как плюсы, так
и минусы
«месседжа», заключенного в
пословице .
Обозначив свою позицию кратким
тезисом
, приступайте к его доказательству. На черновике напишите весь ход рассуждения, в результате которого вы сформировали свою точку зрения. Разбейте его на основные пункты и перенесите в текст сочинения. Каждый из таких «этапов» подкрепляйте аргументами из личной практики,
истории
, искусства и современной социальной ситуации. Соблюдайте баланс при выборе типа аргумента. Сочинение, построенное лишь на одних примерах из собственной жизни, не будет достаточно убедительным.
В конце работы подведите итог. Еще раз назовите мысль пословицы и свое мнение о ней в сжатом виде.
Источники:
сочинение пословицы

Как написать сочинение по пословице

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ

В очень сложное время мы живем. События непредсказуемы, то и дело складываются конфликтные ситуации. И все это заставляет глубоко задуматься: что же происходит с нами, с обществом? Когда видишь, как рушатся недавние святыни, невольно хочется ущипнуть себя: может, это страшный сон.
Прекрасная народная традиция – уважение к старшим. Крепко мне запомнились слова бабушки, много трудностей испытавшей на своем веку. Так вот, она всегда говорила внукам: «В жизни всякое бывает. Случаются и скандалы, ссоры. Что ж, ссорьтесь, спорьте. Но только обязательно оставляйте в душе место и для примирения».
Я не припомню, чтобы эта мудрая женщина, смолоду лишившаяся мужа – сосланного в Сибирь «врага народа», потерявшая в Великую Отечественную старшего сына – когда-нибудь жаловалась на свою судьбу. Нам, девятерым братьям и сестренкам, она всегда внушала: надо жить дружно, любить людей, быть трудолюбивыми. Вечерами собрав нас вокруг керосиновый лампы, она рассказывала нам сказки о мужестве и трусости.
Чуть позже мы начали постигать смысл ее слов. Жизнь есть жизнь, и на нашем пути встречались всякие люди. Были среди них и отважные, честные. Бывало, что и с подлецами пересекались пути-дороги. Но откуда они среди нас? Тут тоже полезно прислушаться к словам старших. Наш односельчанин, мудрый яшули Меред-мулла Адыбай оглы, частенько говорил: «Испытанье сытостью гораздо страшнее испытанья голодом». Не о нашем ли поколении это сказано?
Старая пословица гласит: «Отважный себя обвинит, трус свалит вину на другого». В который раз вдумываюсь в эти слова, беседуя, а порою отчаянно споря, с людьми искренне считающими себя интеллигентами. Невольно вспоминаешь их громогласные проповеди в «старые добрые времена» о дружбе советских народов, о коммунистической партии, о Ленине. Но сегодня о том же самом они говорят совершенно противоположное. Невольно задаешь себе вопрос: когда же эти люди действительно выражали свои мысли? Пожалуй, не тогда и не теперь. «Бессовестный человек – что волк, рядящийся в овечью шубу». Да разве можно подобным людям, которые, словно флюгер от ветра, меняют свое поведение и взгляды, доверить судьбу края? И пусть они громко заявляют, что выступают от имени народа – народ хорошо знает, кто есть кто.
Есть туркменская пословица: «Тело без головы – пустая оболочка». В годы застоя на наших глазах в корне изменяется облик коммуниста-руководителя, не когда готового жизнь свою положить во имя светлого будущего. Он превратился в неисправимого бюрократа, мздоимца, окружил себя подхалимами. Днем с высоких трибун вещал о претворений в жизнь решений партии, по ночам же устраивал безудержные пьянки. И должность свою он не завоевывал трудолюбием, а покупал: у каждого «солидного» места была своя солидная цена.
В середине семидесятых, окончив в Москве высшую комсомольскую школу, я стал работать в редакции. Я верил партии и партийцам безгранично. И вдруг слухи о том, что, если заведующему отделом организационно – партийной работы одного из столичных райкомов дать 500 рублей, можно… вступить в партию. Я не поверил ушам своим. Что за клевета? Потом этого заведующего отделом взяли на работу в аппарат Центрального Комитета, оттуда пересадили в кресло секретаря обкома. А когда факты взяточничества уже нельзя было скрыть, его отправили на «заслуженный» отдых.
Таких примеров можно было привести множество. Вот кто подорвал авторитет коммунистической партии! Не коммунист – хлопкороб и не коммунист – станочник, а отдельные партократы.
Пока ты здоров, пока тебе есть, чем потчевать – и друзей у тебя много. Но если хочешь узнать, кто истинный друг, а кто лишь на хлебник, есть одно испытанное временем средство. Народ ведь неспроста сложил эту поговорку: «Друзья познаются в беде».
Партия в беде… Какие же чувства сейчас испытывают руководители коммунисты, которых я лично знал? Когда я услышал о том, что некоторые из них уже решили выйти из КПСС – честно говоря, очень расстроился: почему они торопятся? И тогда я попытался взвесить их вину перед народом. Она оказалась куда тяжелее, чем я предполагал по началу. Ведь именно по вине этих партократов, по-настоящему честные люди стали жертвами клеветы, были сняты с работы, исключены из партии. Иные из оклеветанных в расцвете сил ушли из жизни, а те, кто выжил, до сих пор не могут прийти в себя. Именно по вине многих из тех, кто первыми отворачивается от партии, были растоптаны святые места, которым издревле поклонялся народ, снесены мечети.
Бывшие аппаратчики определяли, кому кем стать, из какого племени «на руководящую партийную работу братьнельзя». И вот теперь именно они, как крысы с тонущего корабля, бегут от партии. Что ж, давайте оставим это на их совести. Если конечно, у таких людей совесть есть.
Сейчас со страниц печати не сходят слова «экономический кризис». Но мы все переживаем еще и политический, и, наконец, нравственный кризис. Трудное время. Но ведь эпоху делает эпохой человек. В одном я убежден: если ко мне пришла беда, если в доме неблагополучно – это все равно не дает мне права отворачиваться от своей семьи, рушить дом, в котором жил столько лет. Это было бы непростительным преступлением перед совестью.
Многие сегодня утверждают, что социализм не оправдал себя, и изо всех сил расхваливают капитализм. Но разве в капиталистическом мире не было тяжелых кризисов? Да еще каких! Однако жители стран Запада не проклинают капитализм, не рушат все вокруг себя. А наступит кризис – просто ищут выход. Кстати, не мешало бы припомнить, что в тридцатые годы несколько капиталистических стран сумели выйти из жестокого кризиса, именно руководствуясь заимствованными у нас социалистическими принципами планового ведения хозяйства!
Мы слишком много внимания уделяем политической трескотне. И, на мой взгляд – в ущерб экономике. Как бы ты ни был богат, если ты не можешь разумно использовать эти богатства – обязательно обанкротишься. Никчемное расточительство непростительно. Но часто ли вспоминаем об этом?
Мы говорим о кризисе, но и поныне занимаем всепрощенческую позицию по отношению к тем, кто разбазаривает народное добро. Один из аксакалов моего села рассказал историю случившуюся в сороковых годах. Одному человеку за то, что он украл колхозную овцу, пришлось отсидеть несколько лет в тюрьме. А потом аксакал спросил в сердцах: почему же сухими из воды выходят люди, разворовавшие миллионы государственных денег.
О чем свидетельствует эта горькая истина? Она – свидетельство ослабления власти. и что толку от горлопанов, строящих из себя сторонников демократии, если так не хватает нам порядка, дисциплины, ответственности? Нет, я не сторонник тоталитарного режима, «сильной руки». Жить в страхе, работать по принуждению – это никогда не приведет общество к добру. Но не могут привести к добру и пустопорожние фразы о демократии без понимания ее сущности. Демократия – не вседозволенность. И разве мало таких, кто, прикрывшись демократическими лозунгами, пытается вернуть себе прежние, утраченные позиции?
И еще наши старики говорят: «У кого нет прошлого, не может быть будущего». Прошлое – это путь, пройденный твоими предками. Поставить крест на прошлом – не означает ли это перечеркнуть собственные истоки, свои же корни? Разрушить – проще простого. Построить – труднее. Давайте хотя бы попробуем сберечь то доброе, что уже построено. А прежде всего убережем свои души от нравственной коррозии.

А.Чуриев.
поэт, лауреат премии Ленинского комсомола Tуркменистана.

«Вечерний Ашхабад» 16.10.1991 год.

T v4jbfVWuU

    Пословицы и поговорки — это то, что передается из поколения в поколение семейными традициями и мудростью поколений. Несмотря на то, что у разных народов на разных языках есть свои пословицы и поговорки, во многом все они перекликаются и объединяются общим смыслом и значением.

    Что такое пословицы и поговорки?


    Поговорки и пословицы — это краткие изречения, несущие в себе народную мудрость. Считается, что эти изречения придуманы народом, а их поучительное содержание закреплено многовековым опытом. Издавна люди отражали в своих высказываниях обычаи и традиции, принятые в их жизни, а также высмеивали человеческие пороки: глупость, зависть, жадность и т.д. Смысл пословиц заключается в том, чтобы передавать опыт народа будущим поколениям, а суть пословиц – научить потомков «уму — разуму», сделать так, чтобы они учились на чужих ошибках, и имели возможность избежать своих собственных. Кроме того, народные изречения делают наш язык более красноречивым, живым, украшают речь.

    Первые найденные книги с пословицами и поговорками датированы 2500 г. Их находили еще в Древнем Египте. Уже тогда люди тщательно вели поучительные записи для последующих поколений.

    Много поговорок взяты из произведений великих русских поэтов и писателей. Например, в произведении Грибоедова А.С. «Горе от ума» насчитывается более двух десятков фраз и выражений, ставших «крылатыми».

    Пословицы и поговорки в сказках
    На основе пословиц сложено множество сказок и басен. Много народных изречений можно найти в детских сказках. Например, пословица к сказке «Лягушка-путешественница»: «Всякая сорока от своего языка погибает». А вот – к сказке «Кот в сапогах» — «Дорого то, что делается вовремя». Большое количество крылатых выражений можно почерпнуть из Библии, особенно в ее ветхозаветной части.

    Самый крупный сборник пословиц и поговорок в нашей стране – это сборник, созданный в 19 веке русским филологом Владимиром Далем, который изучал народные изречения около 20 лет. Книга содержит более 30 000 изречений, которые распределены в специальные тематические разделы.

    Пословицы и поговорки отличаются друг от друга целью своего высказывания, хотя частенько их путают.

    Чем отличаются пословицы от поговорок
    Давайте разберемся в том, чем отличаются пословицы и поговорки.

    Пословицы. Какие они?
    Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль.

    Применяются к различным жизненным явлениям; 

имеют две части, рифмующиеся между собой; содержит нравоучение или предостережение; является предложением. Пример пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».


    А поговорки? Это что такое?
    Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений. Они могут быть заменены любыми другими словами по смыслу. Поговорка, в большинстве своем, лишь часть суждения. Пример поговорки: «Положить зубы на полку».

    И пословицы и поговорки — украшают человеческую речь и учат мудрости молодые поколения. Обычно, пословицы разделяются на несколько тем, чтобы проще было их находить и изучать. Приведем несколько примеров.

    Пословицы о Родине
Своя земля и в горсти мила;
Нет в мире краше Родины нашей;
Родина – мать, чужбина – мачеха.
За морем теплее, а у нас светлее.
Человек без Родины — соловей без песни.
Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
Родной край – сердцу рай.
Мала птица, а и та свое гнездо бережет.
Береги землю родимую, как мать любимую.


    Пословицы про дом
В гостях хорошо, а дома лучше;
Коли изба крива – хозяйка плоха;
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Мой дом –моя крепость.
В каждой избушке свои погремушки.
Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет.
Дом вести, не лапти плести.
Дома и стены помогают.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
За горами хорошо петь песни, а жить дома лучше.
Дома — как хочешь, а в людях — как велят.


    Пословицы о дружбе
Брат брата не выдаст;
Старый друг лучше новых двух.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось;
Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
Дружба – не гриб, в лесу не найдешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дружба — дружбой, а служба службой.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Все за одного, один за всех.
Друзья познаются в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг спорит, недруг поддакивает.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Один в поле не воин.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Одна пчела много мёду не принесёт.
С тем не ужиться, кто любит браниться.

    Пословицы про семью и детей
В дружной семье и в холод тепло;
За общим семейным столом еда вкуснее;
В своем доме и стены помогают.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья в куче — не страшна и туча.
Согласие да лад в семье клад.
В семье разлад, так и дому не рад.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
Материнская молитва со дна моря достает.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Свои люди — сочтемся.
Сердце матери греет лучше солнца.
Хоть тесно, да лучше вместе.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
Где мир да лад, там и Божья благодать.
Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
Доброе братство лучше богатства.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Изба детьми весела.
Птица рада весне, а дитя — матери.
Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
Где любовь, тут и Бог.

    Пословицы про животных
Бодливой корове бог рог не дает;
Волка ноги кормят;
Волков бояться – в лес не ходить.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Знай, сверчок, свой шесток.
И волки сыты, и овцы целы.
Каждый кулик своё болото хвалит.
Маленькая собачка — до старости щенок.
На ловца и зверь бежит.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Не всё коту Масленица.
С волками жить — по-волчьи выть.
Соловья баснями не кормят.
Собака на сене — сама не ест и другим не даёт

«Поговорка-цветочек, пословица-ягодка».

Игровое занятие для детей обучающихся по адаптированным программам.

Подготовила воспитатель Шукшина С. Т.

Цель: Воспитание познавательного интереса воспитанников к устному народному творчеству.

Задачи:

Образовательная: Способствовать формированию развитию и обогащению речи за счёт употребления пословиц.

Развивающая: Развивать память, образное мышление, творческое воображение, тренировать память, способствовать развитию коммуникативных отношений посредством соревновательной игры.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: Презентация, карточки с заданиями, аудиозапись русских народных песен.

Ход

  1. Организационный момент.

а) Звучит аудио запись с русскими народными песнями.

б) На экране презентация.

2. Вступительное слово. Сообщение темы.

— Ребята, наше занятие посвящено русским народным пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы нашего народа. На уроках чтения, вы уже познакомились с этим жанром устного народного творчества. Я предлагаю принять активное участие в различных конкурсах, которые дадут возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности, познакомиться с новыми пословицами и расширить свой кругозор.

Наше занятие называется «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка». А почему так говорят в народе? (ответы детей)

— Конечно, в пословицах и поговорках содержится настоящая кладезь мудрости.

— А что называется пословицей и поговоркой? На этот вопрос мы попросим ответить ребят.

Дети:

1.Пословица – это жанр устного народного творчества, краткая образная речь, в которой есть какое – то поучение. Пословица советует, наставляет, поучает, предупреждает.

  1. Поговорка – это короткая складная речь, которая ходит в народе и не является полной пословицей. Например: «легок на помине», « явился не запылился».

— Многие пословицы появились ещё тогда, когда не было письменности. Они сопровождают нас с древних времён. Мудрые пословицы помогают оценить свои поступки и действия других людей. Они выражают беззаветную любовь к родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Люди с уважение относятся к пословицам. Предлагаю вам внимательно посмотреть мультфильм «Пословицы и поговорки», он может вам помочь в соревновании.

Игра – соревнование.

— А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки?

Для этого нам нужно создать две команды: «Умники» и «Мудрецы». Команды будут участвовать в состязаниях и за правильные ответы получать жетоны. В конце нашей игры мы подсчитаем количество жетонов и узнаем победителя. Итак, начинаем!

Задание 1. На экране название «Птица сильна крылами, а человек дружбой» — так гласит русская пословица. А как вы её понимаете?

— Одной команде я даю карточки с началом пословицы, а другой с продолжением. Одни начинают, а другие продолжают.

1 команда

Сам погибай, а … (товарища выручай)

Нет друга – ищи, а нашёл…. (береги)

Старый друг лучше … (новых двух)

Человек без друзей, что … (дерево без корней).

2 команда

Друзья познаются в … (беде)

Дружба дружбой, а … (служба службой).

С кем поведёшься, от того и …(наберёшься).

Ищи товарища лучше себя, а не … (хуже себя).

Задание 2. « Собери пословицу»

-Ребята, у вас на партах лежат по два конверта. В первом конверте начало пословицы, а во втором конец. Вам надо правильно собрать пословицы. Жетон за правильное составление

Команда «Умники»

1. Волков бояться – (в лес не ходить)

2. Старый друг – (лучше новых двух)

3. Не плюй в колодец – (пить придется)

4. Готовь сани летом – (а телегу зимой)

5. Терпение и труд – (всё перетрут)

6. Поспешишь – (людей насмешишь)

7. По одёжке встречают – (по уму провожают)

8. У кого что болит – (тот про то и говорит)

9. Повторенье – (мать учения)

10. Сделал дело – (гуляй смело)

Команда «Мудрецы»

1. На безрыбье – (и рак рыба)

2. Что посеешь – (то и пожнёшь)

3. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)

4. Маслом каши (не испортишь)

5. Что написано пером – (не вырубишь топором)

6. После драки – (кулаками не машут)

7. Делу время – (потехи час)

8. Ученье – свет – (а неученье – тьма)

9. С кем поведёшься – (от того и наберешься)

10. Не ищи сто рублей – (а ищи сто друзей)

Танцевальный конкурс.

Предлагаю командам отдохнуть и потанцевать. Но, и танцевать вы будете, соревнуясь, проверяя вашу внимательность.

Из каждой команды 3 человека выходят на середину комнаты. Повторяйте движения за мной. (звучит мелодия)

Задание 3. «Ошибка наборщика».

Помогите исправить ошибки, которые допустил наборщик в типографии.( задания для команд одинаковое)

— Не жило бы счастья, да ненастье помогло. (не было бы счастья, да несчастье помогло)

— Слезами морю не поможешь. (слезами горю не поможешь)

— Счастье не в воздухе бьётся, а судом достаётся. (счастье не в воздухе бьётся, а судьбой достаётся)

(за правильный ответ — жетон)

Задание 4. «Как много вы знаете пословиц?»

Задание : дополнить пословицы недостающими словами

Карточка №1

1. ….не тётка (голод)

2. Мели, …., твоя неделя (Емеля)

3. Молчание — ….согласия (знак)

4. Старость не……. (радость)

5. А…..просто открывался (ларчик)

6. Береги…..смолоду (честь)

7. Новый…..чисто метёт (веник)

8. Слышал….., да не знает, где он (звон)

9…….рыбака видит издалека (рыбак)

Карточка №2

1……дороже денег (уговор)

2. Под лежачий……вода не течёт (камень)

3. Своя…..не тянет (ноша)

4. Кто старое помянет, тому….вон (глаз)

5. На ловца и …..бежит (ловца)

6. Один в поле не…. (воин)

7. Повторенье-…..ученья (мать)

8. На воре….горит (шапка)

9. …..не без добрых людей (мир)

Задания закончились, наша игра подошла к концу. Сегодня вы не только показали свои знания, но и проявили чувство дружбы, умение работать в коллективе. Какая русская пословица гласит об этом? Правильно, «Один в поле не воин».

Подсчёт жетонов.

— Давайте посмотрим, какая команда лидирует в соревнованиях Мудрецы или Умники?

Заключительное слово.

— Пословицы – это мудрый совет, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы прекрасны. И мы должны – беречь нашу речь и украшать её пословицами и поговорками. Уважать мудрость наших предков!

  • Послезавтра или после завтра как пишется слитно или раздельно
  • Послеобеденное время как пишется
  • Послесловие как пишется сокращенно
  • Послеобеда или после обеда как правильно пишется
  • Последовательность этапов осуществления наставничества рассказ показ практика обратная связь