Последовательность событий в произведении сказка о царе салтане

Тема: а.с. пушкин сказка о царе салтане особенности волшебной сказки. герои литературной сказки. цель: 1 а показать элементы анализа

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

1)   
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;

2)   
работать над навыками
выразительной речи;

3)   
учить работе с текстом;

4)   
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;

-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;                                                               

-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

1.    
Есть волшебство

2.    
Странствия,
приключения героев

3.    
Кто-то мешает или
помогает

4.    
Герой воюет с
нечистой силой

5.    
Эпизоды повторяются
по 3раза

6.    
Есть зачин,
концовка

7.    
Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.    
Повторы

2.    
Общие места

3.    
Строй сказки
плавный, напевный

4.    
Сказочник рисует
словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки

В кухне злится
повариха (злость)

Плачет у станка
ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене
(зависть)

С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)

          Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

          Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.    
Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

          Приведите
примеры

Кабы я была
царица, —

Говорит одна
девица, —

То на весь
крещенный мир

Приготовила б я
пир…

Кабы я была
царица, —

Третья молвила
сестрица, —

Я б для батюшки
царя

Родила б богатыря

Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…

          А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)

          Век тебя я
не забуду:

          Отплачу
тебе добром,

          Сослужу
тебе потом!

2.    
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

          Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

          Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?

Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

          Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

          Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.    
Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю
плывет…

А ткачиха с поварихой,
с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

          Как вы понимаете эту шутку?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится,
злится

И впился комар как
раз

Тетке прямо в
правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как
раз

Тетке сел на левый
глаз,

И ткачиха
побледнела:

«Ай!» — и тут же
окривела.

          Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

          Что вы
можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…

          Что общим
является для сказки литературной и народной?

Мораль

          Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

          Разбежались
по углам:

          Их нашли
насилу там.

          Тут они во
всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать

Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет

          Помогаем
приводить примеры

Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

          III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что такое композиция?

Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под
окном

Пряли поздно
вечерком…

          В сказке
есть концовка:

Я там был, мед,
пиво пил

Да усы лишь
обмочил.

          В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

          Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись)     Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи.       Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим их
(см.план на ИД)

1.    
Синонимы

2.    
Сравнения

3.    
Эпитеты

4.    
Противопоставления

5.    
Ондокоренные слова

6.    
Сложные слова

7.    
Славянизмы

8.    
Определение после
определяемого слова стоит

9.    
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь

          Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

          Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

          Бог вас,
дети, наградит

Обращение

          Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

          Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

          Найдите в
тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь

          На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.    
Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан
расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим
боярам,

Времени не тратя
даром,

И царицу, и приплод
… (что сделать?)

Тайно бросить в
бездну вод

4. Какую песенку
пела белка?

Во саду ли, в
огороде

5.Разом  пушки
запалили,

В колокольнях
зазвонили,

К морю сам идет
Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

          Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

          А теперь
подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения

          На этом
урок закончен

Литературное чтение / Бойкина / Оглавление

• Запиши фамилии авторов и названия их произведений, которые ты поместил бы на выставку по теме раздела.

Писатель / Произведение
А.С. Пушкин / «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.П. Чехов / «Мальчики», «Каштанка»
П.П. Ершов / «Конёк-горбунок»
М.Ю. Лермонтов / «Ашик-Кериб»
Л.Н. Толстой / «Детство. Отрочество»
С.Т. Аксаков / «Аленький цветочек»

П. П. Ершов. Конёк-горбунок

• Найди в сказке и выпиши: присказку, зачин, сказочных героев, троекратные повторы.
Присказка: Зачинается рассказ от Ивановых проказ, и от сивка, и от бурка, и от вещего каурка. Зачин: За горами, за лесами, за широкими морями, против неба — на земле жил старик в одном селе. Сказочные герои: Иван-дурак, конек-горбунок, царь, жар-птица. Троекратные повторы: братья три раза ходят в дозор, выполнение трех заданий царя, Иван трижды обращается за помощью Конька-горбунка, Иван нырял в три котла.

• Определи и запиши, где ты будешь искать определения устаревших слов.
Определения устаревших слов можно найти в толковом словаре, интернете, в энциклопедии «Википедия».

• Чем схожи характеры старших братьев? Чем отличается от них Иван? Опиши его характер, используя слова: справедливый, добрый, ленивый, честный, отважный, веселый.
Характеры старших братьев схожи следующими чертами: они ленивы, глупы, жадны, способны на обман. Иван отличается от них такими чертами характера: честность, простота, наивность, искренность, простодушие, доброта, отвага, щедрость, ответственность, сообразительность.

• Перескажи сказку от лица Ивана. Сначала составь план.
План пересказа: 1. Как я заполучил коней и конька-горбунка; 2. Братья решили продать моих коней; 3. Я подобрал перо жар-птицы; 4. Меня приняли на службу во дворец; 5. Мой поход за жар-птицей; 6. Мой поход за Царь-девицей; 7. Мой поход за перстнем; 8. Мое купание в трех котлах.

• Прочитай фрагмент сказки «Конёк-горбунок», в котором рассказывается о рыбе-кит. Придумай свою сказку про рыбу-кит. Сначала запиши все моменты, на которых ты хотел бы подробнее остановиться и составь план. Заказать ответ.

А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!..

• Какие чувства вызывает у тебя стихотворение Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»?
Стихотворение Пушкина вызывает чувство восхищения красотой осенней природы, а также чувство тоски по этой увядающей красоте в преддверии зимы.

• Какие средства художественной выразительности отбирает Пушкин для создания картины осени? Запиши.
Средства художественной выразительности: эпитеты (унылая пора, прощальная, пышное увяданье, в золото одетые леса, свежее дыханье, волнистая мгла, редкий луч солнца, первые морозы, седая зима), метафоры (пышное природы увяданье, прощальная краса, очей очарованье, в багрец и золото одетые леса, отдаленные седой зимы угрозы).

• Рассмотри репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон». Какие выразительные средства (цвет, свет и др.) используют художники, изображая осень? Запиши.
В. Поленов использует яркие золотистые, желтые цвета. И. Левитан использует темно-зеленые, светло-зеленые, коричневые цвета. Обе картины полны света.

• Какая из картин больше соответствует стихотворению Пушкина?
Картина В. Поленова «Золотая осень» больше соответствует стихотворению Пушкина, т.к. в ней есть и золото, и багрец лесов, и мгла волнистая небес, и редкий луч солнца — очей очарованье, пышное увядание природы.

• Составь план рассказа по этой картине.
План описания картины В. Поленова: 1) Автор и название картины (В. Поленов); 2) Общая композиция (на ней изображено …); 3) Передний план картины (на первом плане изображен лес); 4) Задний план картины (на заднем плане — река и берег); 5) Общее впечатление (красота осеннего леса, увядание природы); 6) Вывод (мастерство художника в изображении русской природы).

Сказки А. С. Пушкина

• Угадай, какая сказка изображена на рисунках.
На рисунке изображена «Сказка о попе и о работнике его Балде».

• Напиши аннотацию к этой сказке. Укажи имя автора, название произведения, главных героев, основные события.
Сказка А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде» рассказывает о том, как жадный Поп взял на работу Балду. В итоге Поп не захотел платить работнику и решил избавиться от него. Он дал Балде невыполнимое задание — собрать оброк с чертей. Но Балда оказался находчивым и хитрым, он выполнил задание и взял с Попа свою плату.

• Составь с другом диалог на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». Запиши его.
— Моя любимая сказка Пушкина — «О царе Салтане». А твоя?
— Моей самой любимой сказкой всегда была «Сказка о рыбаке и рыбке».
— Что для тебя значат сказки Пушкина?
— Для меня сказки Пушкина значат очень много. Они показывают нам, что такое добро, а что — зло. И учат нас, как быть хорошим человеком. Кроме того они написаны красивым стихотворным слогом. А что значат сказки Пушкина для тебя?
— Для меня они тоже много значат. Они учат нас быть честными, не жить за чужой счет, быть трудолюбивыми и щедрым. Кроме того, они написаны легким и понятным языком. Их интересно читать.
— Да. Пушкин — великий поэт.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

• Восстанови последовательность событий в сказке.
Правильная последовательность событий в сказке «О мёртвой царевне и о семи богатырях»: 1. Ожидание царицы и возвращение царя; 2. Свадьба царя; 3. Волшебное зеркальце царицы; 4. Чернавка выполнила наказ царицы; 5. Чернавка и царевна в лесу; 6. В доме у богатырей; 7. Смерть царевны; 8. Поиски царевны королевичем Елисеем; 9. Свадьба королевича Елисея и царевны.

• Дополни план, запиши его. Перескажи одну часть.
Дополненный план сказки: 1) Рождение царевны; 2) Ожидание царицы и возвращение царя; 3) Смерть царицы; 4) Свадьба царя; 5) Волшебное зеркальце царицы; 6) Зависть царицы к падчерице; 7) Чернавка выполнила наказ царицы; 8) Чернавка и царевна в лесу; 9) Исчезновение царевны; 10) В доме у богатырей; 11) Царица узнает правду; 12) Царица решает навестить царевну; 13) Смерть царевны; 14) Поиски царевны королевичем Елисеем; 15) Воскрешение царевны; 16) Свадьба королевича Елисея и царевны.
Пересказать можно часть о поисках царевны королевичем Елисеем. Жених царевны ищет ее по всему свету, но нигде не находит пропавшую невесту. Наконец он спрашивает о ней у тех, кто видит все — у солнца, месяца и ветра. Солнце и месяц ничего не знают о судьбе царевны; и лишь ветер, вечный странник, рассказывает королевичу Елисею о горной пещере, в которой на шести цепях висит хрустальный гроб, где лежит невеста. Опечаленный королевич идет к горе, чтобы еще раз взглянуть на свою невесту.

• Рассмотри обложки книг. Знакомы ли тебе эти сказки? Что в них общего? Запиши.
Мне знакомы все эти сказки. В сказках «Спящая красавица», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» много общего: в них присутствует прекрасная царевна, которая в результате отравления погружается в глубокий сон, от которого ее спасает прекрасный принц. Кроме того у Белоснежки и царевны из сказки Пушкина есть злая мачеха, мечтающая избавиться от падчерицы, и друзья в образе гномов и семи богатырей.

• Составь и запиши аннотацию к сказке «Белоснежка и семь гномов».
Сказка о Белоснежке, жившей в замке со злой мачехой-королевой, которая очень гордилась своей красотой. Узнав от волшебного зеркальца, что Белоснежка стала самой прекрасной девушкой на свете, завистница решила погубить падчерицу. Но девушка не погибла в лесу, а наоборот, встретила там настоящих друзей — семерых гномов.

• Сравни «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказку «Белоснежка и семь гномов». Данные сравнения занеси в таблицу:

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Автор: А. С. Пушкин.
Главные герои: царевна, царица-мачеха, королевич Елисей, семь богатырей.
Главная мысль: чистое и доброе сердце всегда будет выше несправедливости и лжи; внутренняя красота важнее красоты внешней; добро всегда побеждает зло; любовь преодолевает все трудности.
Основные события: смерть матери, зависть и козни злой мачехи, жизнь в доме семи богатырей, смерть от отравленного яблока, воскрешение царевны, смерть мачехи, свадьба царевны и Елисея.
Волшебные помощники: зеркало.
Окончание сказки: смерть злой мачехи, свадьба царевны и принца; торжество добра над злом.

«Белоснежка и семь гномов»

Автор: Шарль Перро.
Главные герои: царевна-Белоснежка, мачеха, семь гномов.
Главная мысль: чистое и доброе сердце всегда будет выше несправедливости и лжи; внутренняя красота важнее красоты внешней; добро всегда побеждает зло.
Основные события: смерть матери, зависть и козни злой мачехи, жизнь у семи гномов, смерть от отравленного яблока, воскрешение, смерть злой мачехи, свадьба с принцем.
Волшебные помощники: зеркало.
Окончание сказки: смерть злой мачехи, свадьба Белоснежки и принца; торжество добра над злом.

М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб

• Перечитай фрагмент сказки Лермонтова «Ашик-Кериб». Подчеркни слова, которые помогут составить рассказ о герое этого произведения.
Подчеркните слова: в Тифлизе бедный Ашик-Кериб, ничего, кроме высокого сердца и дара песен, ходил по свадьбам увеселять богатых и счастливых, увидел Магуль-Мегери, они полюбили друг друга, мало надежды у бедного Ашик-Кериба.

• Составь продолжение своего рассказа об Ашик-Керибе, используя вопросы. Кто сделал Ашик-Кериба богатым? Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила? Кто и в каком городе назвался хозяином блюда? Кто первым узнал Ашик-Кериба?
Богатым Ашик-Кериба сделало его искусство петь (он много заработал во дворце паши). Магуль-Мегери пригласила к себе купца и велела ему показывать в городах, где он торговал, ее золотое блюдо. В городе Халафе хозяином блюда назвался Ашик-Кериб. Первым узнал Ашик-Кериба купец, которому Магуль-Мегери отдала свое блюдо.

• Почему люди уважали Ашик-Кериба? Какие черты его характера и поступки тебе запомнились? Запиши.
Люди уважали Ашик-Кериба за его талант, честность и доброе сердце. Он ходил по дворам, веселил и радовал народ, он сам выбирал, где ему показывать свое мастерство для кого петь. Он мог жениться на Магуль-Мегери и жить в достатке на деньги жены, но Ашик-Кериб отказался от денег Магуль-Мегери и решил самостоятельно заработать на свадьбу и на будущую семейную жизнь.

• Восстанови последовательность событий.
Правильная последовательность событий в сказке «Ашик- Кериб»: 1) Первая встреча с Магуль-Мегери; 2) Зарок Ашик-Кериба; 3) Отъезд Ашик-Кериба; 4) Ложь Куршуд-бека; 5) Знакомство с Пашой; 6) Наказ Магуль-Мегери купцу; 7) Чудесный помощник Ашик-Кериба; 8) Ашик-Кериб возвращается домой; 9) Ашик-Кериб в доме Магуль-Мегери.

• Составь отзыв на произведение Лермонтова «Ашик-Кериб» по плану. Запиши его.
Имя главного героя — Ашик-Кериб. Это был красивый молодой человек. Люди уважали Ашик-Кериба за его талант, честность и доброе сердце. Он жил в городе Тифлисе и зарабатывал на жизнь пением. Однажды Ашик-Кериб влюбился в дочь богатого купца — Магуль-Мегери. Он мог жениться на Магуль-Мегери и жить в достатке на деньги жены, но Ашик-Кериб отказался от денег Магуль-Мегери и решил самостоятельно заработать на свадьбу и на будущую семейную жизнь. Он пообещал Магуль-Мегери, что вернется за ней сразу, как только разбогатеет. В результате обмана Куршуд-Бека Ашика-Кериба сочли погибшим. Он долго скитался, но однажды его пение услышал великий паша, который и забрал его к себе во дворец. Ашик-Кериб неожиданно разбогател и позабыл о своем обещании. Магуль-Мегери, видя, что отпущенный срок подходит к концу, пригласила к себе купца и велела ему показывать в городах, где он торговал, золотое блюдо. В городе Халафе Ашик-Кериб увидел блюдо, вспомнил о своей любимой и засобирался в путь. Но, он понимал, что не успеет к назначенному сроку. В отчаянии он захотел сброситься со скалы, но внезапно появившийся всадник на белом коне помог ему добраться до Тифлиса за одну минуту. Магуль-Мегери уже готовилась выйти замуж за нелюбимого. Ашик-Кериб взял свой сааз и отправился на свадьбу любимой. Там он начал играть и петь, и Магуль-Мегери сразу же узнала любимого. Куршуд-Беку быстро сосватали новую невесту — сестру Ашика. Так, все остались довольными и счастливыми. Все действия, которые предпринял Ашик-Кериб для решения проблемы (быстрое возвращение в Тифлиз, обретение старого сааза, игра на свадьбе своей любимой), помогают ему выполнить обещание и достичь желаемого.

Л. Н. Толстой

• Самостоятельно составь рассказ о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Используй тексты учебника, материалы из Интернета и энциклопедии. Запиши его план.
План: 1) Происхождение; 2) Детство; 3) Образование; 4) Начало литературной деятельности; 5) Военная служба; 6) Путешествия по Европе; 7) Педагогическая и общественная деятельность; 8) Расцвет творчества и основные произведения; 9) Отлучение от церкви; 10) Смерть; 11) Мировое признание; 12) Значение и влияние творчества.

Л. Н. Толстой. Как мужик убрал камень

• Как ты думаешь, в чём заключается главная мысль басни Толстого? Запиши.
Главная мысль басни Толстого: самую сложную проблему можно решить простым способом.

• Отметь, какие из пословиц отражают главную мысль басни.
Отметьте пословицы: Чтобы рубить метко, нужна сметка; Нужен не только учёный, но и смышлёный; Истинное знание не бросается в глаза.

• Самостоятельно составь рассказ, используя одну из пословиц. Скачать ответ.

А. П. Чехов. Мальчики

• Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.
Устаревшие слова: розвальни (сани), сени (коридор деревенской избы), башлык (шерстяная накидка в виде капюшона с длинными концами), передняя (первая комната при входе в дом, прихожая), пожалуйте (вежливое приглашение зайти), кучер (тот, кто правит запряженными в сани лошадьми), верста (старая русская мера длины, равная 1,067 км), сочельник (канун церковного праздника рождества), людская (помещение для прислуги), флигель (пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания), приказчик (служащий в имении, управлявший помещичьим хозяйством), урядник (чин в полиции в дореволюционной России).

• Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.
В семье Королевых все очень внимательно, с большой любовью относились друг к другу. «Семья Королевых, с часу на час поджидавшая Володю, бросилась к окнам. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю…»

• Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши своё мнение.
После побега отношение Володи к семье изменилось, он вдруг понял, как сильно привязан к матери, отцу, сестрам, и как они его любят, с каким вниманием и нежностью заботятся о нем.

• Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 № 5) и запиши своё мнение.
Герои решились на побег, потому что хотели приключений. Они мечтали стать богатыми и знаменитыми путешественниками. Они были глупыми и самонадеянными, мало знали и плохо представляли трудности пути. Мальчики хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми.

• Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение.
Автор смеется над мальчиками, их самоуверенностью и наивностью. Он также осуждает их за то, что они доставили своим близким много неприятностей и огорчения, заставили их поволноваться.

• Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название.
Со мной такого не случалось. План рассказа «Побег из дома»: 1. Обида на родителей; 2. Побег; 3. Чужой район; 4. Ночь на улице; 5. Раскаяние; 6. Возвращение домой; 7. Примирение с родителями.

Проверим себя и оценим свои достижения

• Ты прочитал произведения раздела «Чудесный мир классики». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:
(вариант выполнения) + восстановить последовательность событий по опорным словам и предложениям, иллюстрациям; + составить план произведения; — сравнить начало и конец сказки; + кратко рассказать о событиях произведения на основе иллюстрации или репродукции картины; + назвать постоянно используемые слова и выражения; — рассказать о герое произведения, сравнить его с другими героями.

• Прочитай описания героев. Угадай, о ком идёт речь. Запиши.
…Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит. Рыба-кит.
…Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор. 33 богатыря.
…Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!.. Какие пёрышки! какой носок!.. Ведь ты б у нас была царь-птица! Ворона.
…Худ, смугл, покрыт веснушками… глаза узенькие, губы толстые, вообще был очень некрасив. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Чечевицын.

• Рассмотри иллюстрации. О какой сказке идёт речь? Напиши её название, составь на неё отзыв.
Это иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». В сказке рассказывается про царя Додона, на чьи земли часто делали набеги враги. Мудрец-звездочет делает ему подарок — золотого петушка, который будет оповещать царя о нападении врагов. Взамен царь обещает ему выполнить любое желание. Когда царь решил жениться, появился мудрец и напомнил про долг. Тогда царь, чтобы не платить долг, убил мудреца. Возмездие приходит в виде золотого петушка. В сказке содержится намек для добрых молодцев: не гонись за призрачной красотой, держи данное слово, чего тебе это ни стоило.

• Рассмотри иллюстрации. О каком рассказе идёт речь? Запиши его название и восстанови последовательность событий.
Это рисунки к рассказу А. П. Чехова «Мальчики». Правильная последовательность событий: 1) Приезд (Володю встречает семья, он знакомит их с Чечевициным); 2) Мальчики изучают карту; 3) Чечевицин, уговаривая Володю отправиться в путь, хвалил Америку и рычал как тигр; 4) Мальчики вернулись обратно.

• Выбери любую часть рассказа. Составь её план.
Выберите один из вариантов ответа.
Вариант 1. План к части рассказа Чехова — приезд мальчиков: 1) Ожидание; 2) Встреча; 3) Знакомство с товарищем Володи; 4) Теплый прием гостя.
Вариант 2. План к части рассказа Чехова — побег мальчиков: 1) Подготовка; 2) Грандиозные планы; 3) Сомнения Володи; 4) Чечевицин уговаривает Володю; 5) Мальчики пропали.

• Вспомни русскую народную волшебную сказку, которая тебе нравится. Запиши её название и составь план.
Выберите один из вариантов ответа.
Вариант 1. План сказки «Царевна-лягушка»: 1) Три сына; 2) Поиск невест; 3) Лягушка; 4) Испытания невесток; 5) Подлый поступок Ивана; 6) Поиски; 7) Встреча се Бабой-Ягой; 8) Сражение со Змеем Горынычём; 9) Возвращение домой; 10. Свадьба.
Вариант 2. План сказки «Морозко»: 1) Мачеха, ее дочка и падчерица; 2) Мачеха отсылает падчерицу в лес; 3) Одна в лесу; 4) Встреча с Морозом; 5) Мороз одаривает девушку; 6) Возвращение падчерицы домой; 7) Зависть мачехи; 8. Мачеха отправляет родную дочь в лес; 9) Мороз замораживает невоспитанную девушку; 10) Горе мачехи.

• Прочитай план сказки «Ашик-Кериб» на с. 32. Выдели и запиши, что в сюжетах русской народной волшебной сказки и сказки Лермонтова является общим и различным.
Общим: наличие волшебных предметов и персонажей, троекратное повторение действий и заклинаний, существование двух миров (фантастического и реального).
Различным: все персонажи придуманы автором, их нет в народных творениях, сюжет сложен, много сюжетных линий, излагается история красивым стилизованным под восточные сказания языком.

Не нашли ответ? Отправьте любое домашнее задание и получите готовый ответ на e-mail в сжатые сроки!

Сделать заказ

Разработка урока ИЗО.

6 класс.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка

литературного произведения

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)».

2020 – 2021 учебный год.

Дата проведения: 09.03.2021 г.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: тематическое рисование.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка литературного произведения (А.С.. Пушкин «Сказки о царе Салтане»)».

Цель урока: научить использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета.

Задачи урока:

— образовательная: продолжить формирование понятий «иллюстрация», «художники-иллюстраторы»; формирование умений простейшими изобразительными средствами передавать основные события в произведении;

— коррекционно – развивающие: коррекция и развитие зрительного восприятия, наблюдательности, внимания, образного и логического мышления; развитие композиционных навыков, совершенствование умений выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы; развитие устной речи обучающихся;

развивать умение сопереживать героям литературного произведения;

— воспитательная: воспитание интереса обучающихся к работе художника — иллюстратора; воспитание качеств – усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручка, аккуратность, старательность.

Методы, используемые на уроке:

— словесный (беседа, рассказ);

— наглядный (демонстрация презентации, работа с иллюстрациями);

— практический (выполнение практической работы- рисунок);

— проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);

— стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуации успеха);

— самоконтроля и самооценки (самопроверка при выполнении практической работы и самооценка знаний).

Используемые технологии на уроке:

— разноуровневого и дифференцированного подхода;

— здоровьесберегающие;

— личностно-ориентированные;

— информационно-коммуникативные.

Формы организации деятельности на уроке:

— фронтальная;

— индивидуальная;

Оборудование:

— для учителя: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина; презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина; отрывки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина; иллюстрации картин А.Бубнова «Утро на Куликовом поле» и В. М. Васнецова «Богатыри»; музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»; раздаточный материал – шаблон – палитра; лист А2, кисть, гуашь, баночка для воды;

— для обучающихся: альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисть, баночка для воды, салфетка, цветные карандаши, дневник.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Цель этапа: подготовить обучающихся к восприятию нового материала и к работе на уроке.

— Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно открывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Приветствие учащихся.

 Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: выявить уровень усвоения знаний обучающихся и повторить пройденный материал.

— Ребята мы с вами на прошлых уроках знакомились с иллюстрациями к литературным произведениям на примере картин известных художников.

— Что такое иллюстрация?

— Словарное слово «иллюстрация» – рисунок к тексту.

— А кто рисует иллюстации?

— Словарное слово «художники – иллюстраторы» .

Напечатанные словарные слова «иллюстрация», «художник – иллюстратор» размещаются на лоске.

— Рассмотрите иллюстрации картин, представленных на доске.

А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле».

В. М. Васнецов «Богатыри».

— Как называются иллюстрации картин? Кто автор?

— На доске представлена иллюстрация художника Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле» (к произведению «Слово о полку Игореве»).

— На доске представлены иллюстрация художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

— Кто эти три богатыря?

— Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).

— Для чего нужны иллюстрации?

— Иллюстрации обычно размещаются в книжках, чтобы по ним лучше представить содержание текста.

3. Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа: привлечь внимание обучающихся и вызвать интерес к изучению новой темы.

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с иллюстрациями и с художниками – иллюстраторами. Я не зря начала урок со стихотворения, в котором говорилось про сказку. Мы отправимся в путешествие и познакомимся со сказкой. А вот как сказка называется, угадайте?

Звучит музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане».

-Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— Кто догадался, строки, из какой сказки? — Вам поможет иллюстрация, представленная на слайде (слайд № 1,2)

— Это «Сказка о царе Салтане». Полное название этого произведения «Сказка о царе Салттане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (слайд № 2).

— А кто автор этой сказки?

— Александр Сергеевич Пушкин (слайд № 3).

— А музыка звучала из оперы Николая Андреевича Римского –Корсакова ««Сказка о царе Салтане» (слайд № 4).

 Тема нашего урока «Иллюстрирование литературного произведения». Сегодня именно о литературном произведении «Сказка о царе Салтане» мы будем вести речь (слайд № 5).

— Мы познакомимся с художником – иллюстратором, который выполнил иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». И сами побываем в роли художников – иллюстраторов — выполним иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: дать обучающимся конкретное представление об иллюстрации как о выразительном средстве для композиции сюжета.

Обучающиеся предварительно самостоятельно знакомятся с произведением А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане».

Иллюстрации в книге являются произведениями изобразительного искусства. Художник-иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего случайного. Художник, прежде всего, обязательно обдумывает замысел иллюстрации, выполняет эскизы и макет будущей книги. Он выбирает формат, решает, кто будет главным героем и какими средствами это будет показано, как расположить персонажей, чтобы правильно передать смысловую связь между ними; каким цветом отличить главного героя.

-Ребята, в детстве, когда вы еще не умели читать, вам читали сказки, а вы в своем воображении представляли сюжеты сказок, героев. Вы в своем воображении рисовали иллюстрации к сказкам. Сказка, однажды вошедшая в жизнь, прочно занимает свое особое место.

— Многие художники считали за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина, потому что в них можно найти мудрость, доброту, нравственную красоту.

— Одним из художников, который иллюстрировал произведение «Сказка о царе Салтане» является Иван Яковлевич Билибин, сын военно – морского врача, собирался стать юристом, но стал известным художником – иллюстратором (слайд № 6).

— В 1900 году русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков пишет оперу «Сказка о царе Салтане».

— В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане», иллюстрированная И.Я. Билибиным (слайд № 7,8).

А) Беседа по иллюстрациям И.Я.Билибина к произведению «Сказка о царе Салтане».

— В своих иллюстрациях И.Я.Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки.

— Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы представьте себе иллюстрацию этого сюжета.

Обучающие слушают текст.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

— Что вам представилось? Какое в это время море, небо?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сюжет с бочкой И.Я.Билибин (слайд № 9).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Одна из лучших иллюстраций И.Я.Билибина – сказочный город. 

— Я прочитаю отрывок из сказки, а вы, ребята, закройте глаза и представьте картинку иллюстрации к этому сюжету.

Обучающиеся слушают текст.

— Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сказочный город И.Я.Билибин (слайд № 10).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображены князь Гвидон и его мать. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные кружева.

— Ребята, вспомните, о каких трех чудесах рассказывается в сказке?

— Чудеса в сказке – белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь.

— Послушайте, как первое чудо – белочка описывается в сказке.

Обучающиеся слушают текст.

— Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…

— А вот белочка уже в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Белка»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Поэт создает образ при помощи слов, художник при помощи кисти и красок, а композитор создает музыкальные образы при помощи различных музыкальных инструментов.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации белочку И.Я.Билибин (слайд № 11,12).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Белочка в хрустальном домике грызет орешки. Белочка веселая, жизнерадостная и краски, используемые в иллюстрации, такие же.

— Предлагаю вам небольшую паузу — пусть наши глазки немного отдохнут. Давайте выполним гимнастику для глаз. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон превращался в разных насекомых. В каких насекомых?

— В комара, муху и шмеля.

— Я предлагаю вам проследить за полетом шмеля. Внимание на слайд – следим глазками за передвижением шмеля. А музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») поможет вам задать ритм движения шмеля (слайд № 13).

Физминутка «Гимнастика для глаз».

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») и выполняют гимнастику для глаз.

— Чудо второе – богатыри. Я читаю, а вы слушаете.

Обучающиеся слушают текст.

Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит…

— А вот тридцать три богатыря в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Какими изобразил художник богатырей? Во что богатыри одеты?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации богатырей И.Я. Билибин (слайд № 14,15).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Наиболее выразительно художник рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря. В мелодии слышится мощь богатырей, мелодия быстрая и громкая.

— Чудо третье – царевна-лебедь. Какой ее представил А.С.Пушкин?

Обучающиеся слушают текст.

Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

— А вот царевна Лебедь в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Какая музыка звучала?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации царевну Лебедь И.Я. Билибин. Кажется, что она вот – вот сойдет с картины и окажется среди нас (слайд № 16).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображена сказочная волшебница, скорее лебедь, чем человек. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом. Весь тон картины – голубовато-серебристый (слайд № 17,18).

— Ребята, мы с вами рассматривали иллюстрации художника И.Я.Билибина. А кто мне скажет, что самое главное во всех этих иллюстрациях?

— Самое главное во всех этих иллюстрациях, что главные персонажи сказки изображены в центре и крупно. С помощью цветовых оттенков можно выделить главных героев.

— Сейчас мы с вами научимся, как правильно нужно смешивать краски, чтобы получились цветовые оттенки. Давайте разомнем кисти рук для предстоящей работы с кистью и карандашом.

Физминутка «Пальчиковая гимнастика».

1.

Домик . Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

2.

Очки бабушка надела и внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

3.

Флажок. Я в руке — флажок держу и ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

4.

Лодка. Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход. Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

5.

Стул, ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

6.

Грабли. Листья падают в саду, я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

7.

Скворечник. Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

8.

Цепочка. Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

9.

Лошадка. У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

10.

Птичка. Пальчики — головка, крылышки — ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.

— Руки на живот. Дыхательные упражнения: глубокий вдох через носовую полость, выдох через ротовую полость.

Обучающиеся выполняют упражнения для развития мелкой моторики рук,

а также дыхательные упражнения.

Б) Графические упражнения «Цвета радуги».

— Сейчас мы выполним упражнения на смешивании основных красок для получения более «холодного» и «теплого» оттенков.

— У вас на рабочих столах шаблоны в виде палитры.

Словарное слово: палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска  четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы краски для получения необходимых цветов (слайд № 19).

Словарное слово напечатанное размещается на доске.

Обучающиеся проговаривают словарное слово.

— У нас палитра – это альбомный лист, на котором 5 кружков.

— В каждом из них мы будем смешивать краски, получая оттенки красок, добавляя в каждый из нужных цветов «теплый» или «холодный»  цвет,  можно  получить  цвета  более  «теплого»  или  «холодного» оттенков. Обязательно соблюдаем правила работы с красками.

— Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем первый кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получается?

— Оранжевый цвет, теплый оттенок.

— Следующий кружок. Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем второй кружок. Добавляем голубой цвет краски. Какой цвет краски получился?

— Зеленый цвет, холодный оттенок.

— Третий кружок. Берем на кисть красный цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Коричневый цвет, теплый оттенок.

— Четвертый кружок. Берем на кисть оранжевый цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получился?

— Пурпурный цвет, теплый оттенок.

— Пятый кружок. Берем на кисть синий цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Цвет станет сине-зеленым, а значит, «холодным».

Показ смешивания цветов на доске.

Обучающиеся на палитре смешивают цвета красок, получая новые оттенки цветов.

— С помощью оттенков цветов можно выделить наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, главное, а также цветом подчеркнуть контурные линии.

5. Практическая работа.

Цель этапа: закрепить знания, полученные обучающимися, научить применять полученные знания.

— Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и нарисовать свою иллюстрацию к произведению «Сказка о царе Салтане». Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка, как будут располагаться предметы на листе. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.

— Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

— Вы можете нарисовать рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

— Напоминаю вам порядок выполнения рисунка – иллюстрации.

Порядок работы над выполнением иллюстрации:

1). Сначала определяем сюжет.

2). Как правильно расположить лист? (вертикально, горизонтально)

3). Выбор главного персонажа иллюстрации (главный герой располагается в центре).

4).Место расположения персонажей (предметов).

5). Детальная проработка иллюстрации.

Напечатанный порядок работы размещен на доске.

— Помните, чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию. Вначале решается общая схема задуманной композиции. Тонкими линиями намечаются герои сказки. После эскизного построения композиционной схемы, прорисовываются детали. Уточняется линейное построение рисунка иллюстрации.

— А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы все справитесь с этим заданием.

— Вначале ребята выполняем рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняете акварельными красками. Не торопитесь, рисунок должен быть аккуратно выполнен. Не переживайте, если вы на уроке не успеете выполнить работу в цвете, вы можете это сделать дома – это будет вашим домашнем заданием.

— Ребята, у вас есть подсказка. Если у вас возникли трудности в выборе сюжета, на доске размещены иллюстрации сюжетов к произведению «Сказка о царе Салтане», можете какой – либо сюжет взять за образец рисунка.

— Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

(«Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).

Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.

Индивидуальная работа:

— обучающиеся 3 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (с помощью шаблона прорисовывается лебедь и детали сюжета).

Оказывается дозированная помощь. Во время рисования, обучающиеся постоянно сравнивают свой рисунок с образцом.

Образец рисунка для обучающихся 3 группы.

— обучающиеся 4 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (обводят лебедь по пунктирным линиям).

Оказывается дозированная помощь. Рисунок в цвете выполняют с помощью цветных карандашей.

Образец рисунка для обучающихся 4 группы.

Во время творческой работы наблюдается, чтобы обучающиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами.

Выполняя рисунок в цвете обучающимся напоминается:

— последовательность заполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, объектов фона; от больших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей;

— необходимо выбирать нужные цвета для изображения сюжета, не забывая про палитру;

— цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску нужно мыть кисть и протирать салфеткой;

— стараться закрашивать элементы рисунка, не выходя за контур.

Обучающиеся выполняют рисунок в цвете акварельными красками.

6. Подведение итога урока.

Цель этапа: сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу обучающихся, выяснить, что нового узнали обучающиеся на уроке.

— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

— Как называются рисунки в книгах?

— Кто рисует иллюстрации в книгах?

— Для чего нужны книжные иллюстрации?

— О каком произведении сегодня шла речь на уроке?

— Кто автор произведения «Сказка о царе Салтане»?

— С иллюстрациями, каких художников к этому произведению вы сегодня познакомились?

— Ребята, а теперь давайте посмотрим на ваши работы.

Выставка работ обучающихся. Анализ рисунков и выставление оценок.

Каждая работа обучающихся комментируется и оценивается (работы красивые по цвету; работы, в которых грамотно продумана цветовая гамма; работы аккуратно выполненные; работы, в которых выделено самое интересное в сюжете).

— Всем вашим работам можно дать такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.

Домашнее задание: закончить рисунок в цвете (обучающимся 1,2 группы — придумать название к своей работе или подобрать к ней соответствующие строчки из сказки).

— Я довольна вашей работой, каждый из вас проявил фантазию, у вас получились замечательные рисунки – иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане» (слайд № 20).

— Сказка ложь, да в ней намек-

Добрым молодцам урок!

— Каждая сказка чему-нибудь нас учит: добру, состраданию, что зло всегда будет наказано. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже научились только хорошему.

На этом наш урок закончен. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

— Здравствуйте ребята!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте всем удачи,

И успешности в придачу!

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

-Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде:

«Жил-был царь Овес, он все сказки унес»

-Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее. Прочитайте разными интонациями.

-Определите ключевое слово в данной поговорке. (Сказка) Что это за  жанр – сказка? (СКАЗКА — произведение о вымышленных событиях чаще всего в повествовательной форме со счастливым концом).

По таблице определите, какие бывают сказки?

Последовательность событий в произведении сказка о царе салтанеПоследовательность событий в произведении сказка о царе салтанеПоследовательность событий в произведении сказка о царе салтанеПоследовательность событий в произведении сказка о царе салтане

Последовательность событий в произведении сказка о царе салтанеПоследовательность событий в произведении сказка о царе салтанеПоследовательность событий в произведении сказка о царе салтане

-Чем отличаются волшебные сказки от других? (Волшебные предметы, троекратные повторы, чудеса, герои, владеющие магией).

— «Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать», про какого русского писателя можно  сказать эти слова? Можно ли назвать сказки Пушкина волшебными?

Посмотрите: на выставке представлены книги, со сказками Пушкина. Проверим, насколько внимательно вы их читали.

– Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

Рыбка        «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка         «Сказка о царе Салтане…»

Петушок    «Сказка о золотом петушке»

Яблоко       «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц           «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кораблик   «Сказка о царе Салтане…»

Лебедь       «Сказка о царе Салтане…»

— Из какой сказки предметов оказалось больше?

-А как вы думаете, сегодня чему мы посвятим наш урок? Какая же будет тема урока?

— Какие цели мы перед собой поставим?

( Попробуем определить тему, главную мысль сказки; проанализируем поступки героев)

Речевая разминка

Читают поговорку разными интонациями.

Определяют отличительные признаки сказки от других литературных жанров.

А.С.Пушкин, в детстве ему сказки сказывала няня Арина Родионовна.

Называют сказки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирую тему и цели урока.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач.

Регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока.

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

III. Работа над сказкой.

Повторение изученного.

Характеристика героев.

Работа с пословицей.

— Давайте вспомним сюжет, для этого вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке.

1) Царь Салтан выбирает жену

2) отъезд царя Салтана на войну

3) подмена грамоты

4) морское путешествие царица и Гвидона

5) избавление царевны от злого коршуна

6) превращение князя Гвидона в комара

7) превращение князя Гвидона в муху

8) превращение князя Гвидона в шмеля

9) встреча Салтана с семьёй

10) счастливый конец.

— Прочитайте полное название сказки. Что ты из него можно узнать? 

В любой сказке есть положительные и отрицательные герои. Положительным героям мы сочувствуем, переживаем за них. Противоположность этим героям – злодеи, они совершают поступки, которые приносят вред.

 Посмотрите на таблицу:

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные (второго плана)

— Перед началом урока каждой паре достался герой из сказки, переверните листочек, прочитайте и подумайте,  в какую колонку вы его поместите: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха, (коршун-чародей, бояре, корабельщики, гонец, 33 богатыря – это нейтральные герои).

Дайте ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Внешность и характер героя.
3. Поступки героя и их оценка.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.

При составлении характеристики, можете воспользоваться карточкой подсказкой.

— Прочитай русскую пословицу. Объясните её смысл.

Где счастье родится, там и зависть плодится.

Какую роль сыграла зависть в сказке?

Зависть сестриц едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

 -Сказка, да, намёк, ложь, в ней, урок, добрым, молодцам. Чему учит данная сказка.

Групповая работа.

В группе восстанавливают последовательность событий.

Из заголовка можно узнать о героях сказки. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”

Работают в парах.

Успех ближнего порождает зависть.

Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учит радоваться за других, учит сохранить любовь к близким, не смотря на трудности и испытания, которые встали на пути героев.

К. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач;

высказывают предположения,

строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественного текста

Предметные:  определяют тему, главную мысль сказки; характеризуют героев произведения.

IV. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

V. Итог урока. Рефлексия

– Что вам дал этот урок?

– Выберите одно предложение и закончите его:

•  Теперь я знаю…

•  Мне стало понятно…

•  Раньше мне не приходилось…

•  Пока мне трудно дается…

Оценка деятельности на уроке

Формулируют свое отношение к уроку

регулятивные: фиксируют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

  • Последняя сказка риты цитаты
  • Последовательность событий в сказке о царе салтане 3 класс литературное чтение стр 103 ответы
  • Последняя сказка риты рената литвинова 2012
  • Последняя сказка риты отзывы
  • Последняя рубашка рассказ радиста северо западного фронта