Последняя сказка пушкина название

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 100-101. укм школа россии1. каким в сказке

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

Интегрированный урок: музыка и литература

5 класс

тема:

«Музыка и сказки А.С. Пушкина»

Подготовила:

Учитель музыки   

                                                                               БОРИСЕНКО
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

2020-2021 учебный год.

Цель урока: Показать, что музыка и литература взаимно обогащают и

дополняют друг друга
на примере сказок А.С. Пушкина и музыки великих русских композиторов М.И.
Глинки и Н.А. Римского-Корсакова.                                                                                                                                                                        Задачи
урока:                                                                                                                
     1.
Углубить и расширить на новом этапе знания учащихся о жизни  поэта и
композиторов, какое влияние оказал А.С. Пушкин на творчество русских
композиторов, художников,
кинематографов.                                            2.Развитие
системного и диалектического мышления, гибкости ума, познавательной активности
и интересов учащихся.                                             3.Воспитание
гуманистического мировоззрения, отвечающего идеалам современности, любви к
шедеврам русского поэтического и музыкального искусства.

Материал
урока:                                                                                                                  
А.С. Пушкин: поэма «Руслан и
Людмила»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о золотом петушке» — работа над текстом.                                                                         
М.И. Глинка: Увертюра к опере «Руслан и
Людмила».                                                            Н.А.
Римский-Корсаков: опера «Сказка о царе Салтане», фрагменты оперы: «Три чуда»,
«Ария царевны Лебедь», «Полёт шмеля»; опера  «Золотой петушок», темы царя
Дадона, золотого петушка, «Ария Шемаханской царицы» — слушание,
анализ.                                                                                               
    Р.Н.П. «На море утушка купалася» —
разучивание.                                                             
Попевка «У лукоморья дуб зелёный» —
распевание.                                                           Энтин
«Дорога добра» — исполнение.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация «Сказки А.С. Пушкина и музыка»:

Фрагменты из художественного кинофильма «Руслан и Людмила»,

Фотография действующих лиц  оперы;

Фрагменты из мультфильмов «Сказка о царе Салтане»: (белочка); и
«Золотой петушок»;

Фрагменты из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»:

(превращение  Лебедь в царевну);

репродукции: «Тридцать три богатыря», «Полёт шмеля»;

портреты А.С.
Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого

Звучит фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки.

        
Что это прозвучало?

        
Кто написал поэму
«Руслан и Людмила»?

        
На доске – иллюстрации к
сказкам Пушкина.

А теперь посмотрите
на доску

        
Что вы там видите?

          ( иллюстрации к сказкам Пушкина).

        
Назовите эти сказки.

        
Какие вы читали сами?

        
Какие вы услышали от
родителей?

        
Как вы думаете, какова же
тема нашего урока, где объединятся воедино и литература, и музыка и мы
посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литература тоже нужна музыке?

  « Музыка и
сказки А.С. Пушкина». 

        
А почему именно Пушкин?

           ( т.к. его поэзия, и в частности сказки, необычайно музыкальны).

А.С. Пушкин высоко
ценил и глубоко интересовался русским народным творчеством. Ведь в песнях
народа, былинах, преданиях, сказках получили непосредственное отражение его
быт, страдания и радости, мужество и героизм, необычайно богатый духовный мир.

        
А как вы думаете, кто
привил Пушкину живой интерес к творчеству своего народа, который постепенно
перерос в горячую и преданную любовь?

Конечно
же, его няня Арина Радионовна.

И
Пушкин всю свою жизнь собирал, записывал и изучал песни и обряды, сказки,
былины, легенды. И сюжеты, подсказанные народом, нередко ложились в основу
собственных сочинений.

        
Вспомните, какими словами
Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила»?

(  
На экране слайд: Крамской «Пушкин у лукоморья»)

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том,

И днём, и ночью кот учёный

Всё бродит по цепи кругом,

Идёт направо — песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Истинно
русские слова, словно былинная песнь гусляра.

Именно
так подчеркнул Пушкин близость
песни
(музыки)
и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

 Распевание:      попевка «У лукоморья дуб
зелёный».

        
А кто главные действующие
лица в этой поэме – сказке?

(На экране слайд с участниками
оперы «Руслан и Людмила»).

Наш
урок начался с «Увертюры»  Глинки к опере «Руслан и Людмила».

        
А что такое увертюра?

(вступление к опере, где показаны характеристики
главных героев и общий настрой всего произведения).  
(Слушание увертюры).

        
Так что мы услышали в
увертюре?

(тема Руслана – мужественная, стремительная, бодрая,
гордая;

  тема Людмилы – песенно-танцевального характера,
легко, напевно, жизнерадостно;

эти две темы прерываются грозными аккордами в низком
регистре и звучанием барабана, говорящие о том, что главным героям предстоят
серьёзные испытания;

        
А как
закончится опера? Как мы об этом узнали?

Конечно  же  по радостному, жизнеутверждающему
характеру финала увертюры).

        
А как же это всё
происходило?

Учитель русского языка и литературы:

 (Беседа по тексту с использованием видеофрагментов: похищение Людмилы;
Руслан и Черномор).

С появлением поэмы Пушкина «Руслан
и Людмила» в 1820 году связано одно событие.

В.А.Жуковский (Что вы знаете о нём?) подарил Пушкину свой портрет с
надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя, в тот
высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Дома вы познакомились с героями
этого произведения.

        
Каково ваше мнение?

        
Какую речь использует
автор?
(стихотворную).

        
Что такое стихотворная
речь?

        
Что такое ритм?

        
Что такое рифма?

        
Вспомните виды рифм.

а                     а                   а           

б                      а                   б

а                      б                   б

б                      б                   а

Перекрёстная, парная, опоясывающая   (запись в тетрадь).

Сейчас вы получите задание по тексту поэмы (разрезанные по строкам
четверостишья;

4 человека  3 минуты на подготовку,
1 человек от группы отвечает):

1.    
Собрать
строки в нужном порядке.

2.    
Выразительно
прочитать отрывок.

3.    
Определить
вид рифмы.

Пример ответа (учитель).

Отрывок из первой части поэмы:

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и
Руслана

И Лелем свитый им венец.

Рифма перекрёстная: «Баяна –
Руслана

                                     
Певец – венец».

        
Всем понятно задание? (работа по группам).

Видеофрагмент «Похищение Людмилы».

        
Чей отрывок соответствует
фрагменту?

Ответ ученика:

Гром грянул, свет блеснул в
тумане,

Лампада гаснет, дым бежит,

Кругом всё смерклось, всё
дрожит,

                    И
замерла душа в Руслане (
опоясывающая)                                       

Ответ №2, 3, 4.                                  №2

Все четверо выходят вместе,

Руслан уныньем как убит,

Мысль о потерянной невесте

                                          
      Его терзает и мертвит.                 
(перекрёстная)

№3

И всё мне дико, мрачно
стало,

Родная пуща, тень дубов

Весёлы игры пастухов

                                       
Ничто тоски не утешало            
(опоясывающая).

№4

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный
Черномор,

Красавиц давний похититель,

                          
Полнощных обладатель гор
(перекрёстный).

Видеофрагмент «Руслан и Людмила».

        
Чей отрывок соответствует?

№5

В досаде, в горести немой,

Напрпсно длинной бородой

Усталый Карла потрясает:

Руслан её не выпускает…(парная)

№6

Мужайся, князь! В обратный
путь

Ступай со спящею Людмилой,

Наполни сердце новой силой,

Любви и чести верен
будь(опояс.)

№7

Тогда Руслан одной рукой

Взял меч сражённой головы

И, бороду схватив другою,

Отсёк её как горсть травы(перекр.)

№8

…Пуская тяжкий, слабый
стон,

С усильем приподнялся он,

 Взглянул, поник главою
бранной-

И пал недвижный,
бездыханный (пар.)

Стихотворная речь в поэме Пушкина рождает в нашем
воображении живые, яркие картины. И современников Пушкина, и нас восхищает
богатство и разнообразие содержания, блеск и поэтичность языка.

Учитель музыки:

Поистине Пушкина можно назвать великим русским
поэтом – сказочником.

        
А кого из русских
музыкантов называют композитором – сказочником?

 (Н.А.
Римского-Корсакова)

        
Почему?

 (у него 15 опер, большинство из которых написаны на
сказочный сюжет).

Назовите оперы-сказки, которые вы знаете!

(Садко, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом
петушке, Снегурочка).

    А
какие из них написаны по сказкам Пушкина?

        
А сказка вся полностью
используется в опере?

        
А что лежит в основе любой
оперы?

                                       (либретто).

        
Что такое либретто?

                           (краткое, переработанное содержание литературного
произведения)
.           

 По
сказкам Пушкина либретто были написаны под руководством самого
Римского-Корсакова. Первую из них, «Сказку о царе Салтане» он написал к
100-летию А. Пушкина.

      —   Когда это
было?

                             (1899).

А
сам Пушкин написал свою сказку в 1831г. в Царском селе. Помните, мы говорили в
начале урока, что сюжеты, «подсказанные» народом нередко ложились в основу
собственных сочинений поэта? Так было и со «Сказкой о царе Салтане», которую
составили подлинные мотивы русского народного повествования о царице, которую
по злому навету завистливых сестёр, царь сам, лично приказал посадить в бочку и
бросить в море.

        
А у Пушкина в его сказке
так же было на самом деле?

(нет,
царь не приказывал посадить в бочку и «бросить в бездну вод и царицу и
приплод», а всё это подстроили завистливые сёстры — ткачиха, повариха вместе со
сватьей бабой Бобарихой).

                                      Учитель литературы:

А.С.
Пушкин в этом произведении отработал народную сказку, написанную им в двух
вариантах.

        
Как мы назовём  в отличие
от народной сказку Пушкина?

        
Прочитайте полное название
пушкинской сказки.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

— Что обычно отражено в заглавии?    (главная мысль)

—  Как вы думаете, почему эту сказку так назвал Пушкин?

С
названием всегда связаны тема и идея произведения.

        
Вспомните, что такое тема
произведения?

        
Что такое идея?

        
Какую же тему помогает
понять образ царя Салтана?

(тема оклеветанной жены и благополучное разрешение
этой судьбы).

        
Какие мысли рождает у нас
образ «сына его славного и могучего богатыря князя Гвидона Салтановича»?

(идеальное, счастливое государство)

Задание для всего
класса:

1.    
Найти в тексте описание
морского государства Гвидона.

2.    
Подготовить выразительное
чтение по ролям.

3.    
Объяснить, почему
государство Гвидона является идеальным, счастливым.

(Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты…

«И той стражи нет надёжней,

Ни храбрее, ни прилежней»;

«Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит».

Ответы
учащихся. Выразительное чтение по ролям (последний визит корабельщиков со слов
«ветер весело шумит…». Роли: автор, царь Салтан, корабельщики).

— Какая тема
связана с царевной — Лебедь?   (
волшебство).

Царевна
– одна из главных героинь и оперы Римского-Корсакова.

Учитель музыки:

Опера
оказалась поистине пушкинской. Римскому-Корсакову удалось сохранить
своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор,
народный колорит. Подчас бывает трудно отличить в опере тему, созданную
композитором от подлинно-народных песен. И  самих народных песен в опере
немало. Одна из них – свадебная песня  «
На море утушка купалася».

        
Послушайте, как звучит эта
песня?

                          (немного грустно, напевно,
медленно).

Разучивание.

        
А характер песни ближе
всего к облику какой героини сказки?

Но
в опере песня приобретает совершенно новые черты.

        
Послушайте, как она
изменилась?

                                             Звучит ария
Царевны-лебедь.

 

( радостно, празднично)

        
Почему?

(передаёт счастливое состояние героини, которую
Гвидон спас от злого коршуна)

В свою очередь Лебедь
тоже помогает царевичу.

        
Каким образом она это
делала?

Сначала она
превратила его в шмеля.

        
А для чего?

Да, очень хотелось Гвидону
взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным. Его появление в
царстве салтановом  вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе
Ббарихе.                                    Видеофрагмент:  Яковлев
«Полёт шмеля» и музыка Р-К.

        
Послушайте, как звучит
музыка?

                                  (быстро, стремительно, весело).

        
Почему?

                                  (радость увидеть отца).

        
А как композитор
изобразил гудение шмеля?

                                  (тембр виолончели, вращательные
движения)

        
В чём Лебедь ещё
помогла Гвидону?

Конечно, чтобы на острове Гвидона появились три чуда, о которых молвил
народ.

        
Так какое первое чудо?

Видеофрагмент «Белочка»

        
Какую белочку вы увидели?

        
Какую песню она поёт? ( р.н.п. «Во саду ли в огороде»)

А вот как представил  её Римский-Корсаков. Послушайте и скажите

        
Как звучала музыка?

(лёгкая, изящная, прозрачная, хрупкая)

        
А почему она звучит
именно так?

(т.к. рисует волшебную белочку, грызущую золотые орехи).

А вот второе чудо:

                                             «33 богатыря»
(иллюстрация)

        
Если вы были бы
композиторами, какую бы написали музыку для них?

(маршеобразную, воинственную, твёрдую)

        
Совпали ли наши мысли с
мыслями композитора Римского-Корсакова?

(да, + ещё показал в музыке и пушкинские строки:

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой

Хлынет на берег пустой).

И, наконец, самое главное чудо

        
Какое?

Конечно же, невиданной красоты Царевна-Лебедь.

                                                Видеофрагмент
из художественного фильма — сказки.

А теперь
прозвучит  музыка Римского-Корсакова.

— Поделитесь
о ней вашими впечатлениями!

 (то прихотливо — узорчато, то просто и напевно)

        
Какая знакомая вам уже
русская народная песня лежит в её основе?

(«На море утушка купалася»).

        
Каков же финал сказки-оперы
о царе Салтане?   
(замечательно,
что все нашли своё счастье: и Гвидон с Царевной — Лебедь, и царица с Салтаном).

        
А  каким предстаёт перед
нами в этих строках царь Салтан?

( добрым и
доверчивым, любящим свою жену и детей; великодушным, т.к. отпустил трёх злодеек
домой и даже не наказал их).

А вот царь из
другой пушкинской сказки и оперы Римского-Корсакова – Дадон, совершенная ему
противоположность.

        
О какой сказке-опере идёт
речь?

                                                
(«Сказка о золотом петушке»)

Посмотрите на рисунок         Зотов «Царь Дадон» и эскиз костюма к
опере                                       

                                                    
Римского-Корсакова 

        
Что вы можете о нём
сказать?

( напыщенный,
а внутренне пустой, примитивный, ленивый, глупый, трусливый, но претендующий на
большой ум и величие).

        
А какую музыку вы написали
бы для него?

(грубую, шутливую, резкую, отрывистую).

Послушаем, как это сделал композитор.

        
Совпали ли наши ощущения?

(да, короткий маршевый мотив, напоминающий тупую,
бессмысленную долбёжку, как будто он лишён простого человеческого чувства, т.к.
интонации просты, грубы, отрывисты).

«Сказкой о золотом петушке»  композитор критиковал
русское самодержавие. Опера была написана в 1905 году.

        
Вспомните, что произошло в
это время в России?

(«Кровавое
воскресенье», где погибло огромное количество простых русских людей, слепо
верящих царю в том, что он поможет им и жизнь станет легче. Но народ не
допустили к царю, а просто расстреляли. В стране началась первая русская
революция:  стачки, забастовки, аресты и гонения).

Имя Римского-Корсакова тоже было на учёте в полиции
и в первую очередь из-за оперы «Сказка о золотом петушке».

        
Как вы думаете, что не
понравилось властям в его опере?

( конечно смелость и дерзость; ведь в образе царя
Дадона все увидели пародию на царствующего в то время Николая 11).

 Даже
подзаголовок оперы «Небылица в лицах» не могла прикрыть остроту содержания
сказочным сюжетом.

        
А каков же сюжет этой
сказки?

Учитель литературы:

Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834
году и представляет собой единственный случай у Пушкина. Когда в основу сюжета
русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла
американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте»

-Давайте сравним эту сказку с народной.

        
Какие элементы народной
сказки присутствуют в «Сказке о золотом петушке»?

(Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон»

«Сказка ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок»

        
трёхкратное
повторение (3 подхода)

        
лексика:
глядь, инда, бывало, петушок мой золотой, беды незваной и т.д.)

Теперь поработаем с цитатным планом.

        
Вспомните, какой план
называется цитатным?

(с использованием цитат – точных выдержек из
какого-нибудь текста).

        
Как оформляется цитата?

        
Составьте цитатный план к
следующим эпизодам:

1 ряд – начало сказки

2 ряд – военные походы

3 ряд – встреча Дадона с Шамаханской царицей

               (самостоятельная работа учащихся, ответы по рядам)

                                        Финал мультфильма « Сказка о
золотом петушке».

Учитель музыки:

        
Так за что петушок убивает
Дадона?

(за ложь, за преступление, за неумение думать о
своей земле и народе).

Совсем не типичный
финал для сказки. А как обычно заканчиваются сказки?

(счастливо и хорошо,
но «сказка – ложь, да в ней намёк

                                            
добрым молодцам урок»).

Итог урока:   Так какой урок мы получили сегодня?

        
Как связаны между собой
музыка и литература?

        
Что они призваны дарить
людям?

Конечно — же любовь, дружбу, доброту. Исполнение песни «Дорога
добра».                                      
 (выставление оценок,
домашнее задание).

Список литературы:

1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

2.                       «Сказка о царе Салтане»

3.                        «Золотой петушок»

4.А. Соловцов «Римский-Корсаков  Издательство:
«Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ)» (1960)

5.И. Кунин: Римский-Корсаков
Издательство: Молодая гвардия
Серия: Жизнь замечательных людей
Год: 1964

СПЕКТАКЛЬ

Премьера «Золушки» (Pelnrušķīte) Джоаккино Россини состоялась в Латвийской национальной опере в конце ноября. Музыкальный руководитель постановки — Петер Халас, три года бывший музыкальным руководителем Венгерской национальной оперы, а с 2021 года ставший капельмейстером Немецкой Оперы на Рейне в Дюссельдорфе. Дирижер — Андрис Вейсманис. Режиссура, сценография, хореография и костюмы — от BARBE & DOUCET (тандем Рено Дусе и Андре Барбе, сложившийся в самом начале века и осуществивший с той поры более трех десятков постановок). Художник по свету — Оскар Паулиньш, успевший поработать не только практически на всех латвийских площадках, но и в российских Геликон-опере, Гоголь-центре, московских театрах имени Пушкина, имени Маяковского, имени А.Чехова (МХТ).

В ролях: Анджелина (Золушка) — Доротея Ланг; Дон Рамиро (принц) — Пабло Мартинес/Михаил Чульпаев; Дон Маньифико (отчим Анджелины) — Кришьянис Норвелис/Павло Балакин; Дандини (камердинер принца) — Калвис Калныньш/Ринальд Кандалинцев/Рихард Миллер; Клоринда (старшая дочь Дона Маньифико) — Юлия Васильева/Инга Шлюбовска-Канцевича; Тисба (младшая дочь Дона Маньифико) — Лаура Грецка/Алтея Троиси; Алидоро (наставник принца) — Рихард Мачановскис/Юрис Адамсонс. В спектакле участвуют танцовщики, а также мужская группа хора Латвийской национальной оперы.

Казалось бы, ничего уж очень неожиданного авторы нашей «Золушки» зрителю не предложили: интрига, построенная на переодеваниях, должна отсылать к любому наряду как к движущей силе происходящего. Важно другое: в новой постановке нашей Оперы герои обрели костюмы, способные развернуть сюжет вширь — проиллюстрировать эпоху Великой депрессии со всеми ее пирами во время чумы — и вглубь.

Напомним сюжет. Принц Рамиро ищет самую красивую невесту в своем королевстве и, переодевшись в камердинера, заходит в дом, где живет Анджелина (Золушка), чтобы получше разобраться, что там и к чему. А там сестры и отчим Анджелины уже вьются вокруг камердинера, переодетого в принца. Позже на балу во дворце появляется незнакомка в роскошном наряде, псевдопринц делает ей предложение, но она ему отказывает, поскольку успела полюбить псевдокамердинера. Впрочем, принцу она отказывает тоже, поскольку не уверена, что тот согласится жениться на Золушке, бесприданнице. Роль оброненной туфельки в опере берет на себя браслет — Рамиро разыскивает девушку с таким же парным украшением и находит. 

Мы представляем себе, как может быть одета Золушка поначалу: в невзрачное. Но когда она напоминает то ли костюмершу, покинувшую закулисный мир, то ли учительницу, то ли библиотекаршу, а рядом мельтешат люди в вызывающе ярком «из другой оперы», зритель начинает искать в этом противопоставлении новый смысл. Да, две избалованные дочки не могут быть одеты так же, как падчерица. Но дочки — не просто яркие, а падчерица — не просто бесцветная:

платье выдает в Золушке представительницу интеллигенции, и противостоит она шариковым в юбках и брюках.

Мы принимаем предложенную пропорцию: две сестры и один отчим против главной героини, один к трем. Когда сцена начинает обрастать другими персонажами, пропорция сохраняется, но в семье — для наглядности — она упрощена, оголена. Такой мы ее и запомним: одна против всех.

В нашем спектакле Золушка стала дизайнером одежды — сочиняет наряды, делает эскизы, шьет не для себя: человек она творческий и со вкусом. Остальные бегают по дому, украсив себя пуговицами гигантских размеров даже в тех местах, где застегивать нечего: родственники существуют за счет Анджелины, но перевирают плоды чужого творчества и всерьез пользуются пародией на него. У них все завязано на пренебрежении к труду — завязано, пришито и крепко держится. Она одна — их много: при желании здесь можно разглядеть даже намек на индпошив — и конвейерное производство в угоду массовому вкусу, но так мы уйдем от главного.

Главное — как в костюмы упакованы характеры.

Вкус проявляется в одежде так же, как в поступках. Интеллигентский костюм отражает скромность героини — но не загнанность, не услужливость: ее унижают, а она сносит нападки сестер как не достойный внимания шум и отвечать не спешит. Она не сердится по ничтожным поводам, она выше того, что выводит из себя остальных. Бедность в ней уживается с достоинством. Она ходит с ровной спиной — помогает стержень воспитанного человека, который знает, кто почем, и действует не так, как другие. Даже не так, как ожидаешь: когда Золушка вдруг становится на колени и умоляет отчима взять ее на бал — это воспринимается как нехарактерный для нее шаг. Она способна удивлять.

Где переодевания — там и игра, и подмостки. Сестры прихорашиваются за гримерными столиками, эффект «театр в театре» обеспечивают танцевальные сценки, которыми артисты развлекают гостей на балу в стилизованных париках XVII века, в костюмах XVIII-го — словно из оживших картин Константина Сомова, родившегося в XIX-м, — а после и вовсе принимаются сверкать блестками а-ля золотой век Голливуда, что делает тему Золушки сквозной, даже вечной. И еще немного об универсальности увиденного: поскольку прическа, с которой Анджелина появляется в начале спектакля, делает ее героиней неопределенных лет, получается, что ей доверено представлять сонм учительниц, библиотекарш в очочках и дизайнеров одежды всех возрастов. Одна за них за всех, только вот все — не за одного.

Изысканность против вульгарности, строгость против излишеств, сила духа против физической силы, адекватное поведение против хамских замашек, чувство собственного достоинства против подобострастности и хамства, и все это — при неравном раскладе сил.

Мы получили спектакль не столько о чуде и Золушкином праве на него, не столько о том, что добро должно победить зло, сколько о социальной несправедливости, которой пора положить конец.

У Россини опера имела сложное название: «Золушка, или Торжество добродетели». Кто же она, наша новая оперная героиня? Человек, достойный лучшей участи. Принц женится на ней, автоматически превратив портняжку в принцессу, но зритель уже давно заключил: именно она — человек благородный, щедрый, незлопамятный — имеет право украсить собой вершину общественной пирамиды. А актуальность сказки и ее морали подчеркивает современность костюма коронованной Золушки.

Вот тебе, Золушка, и сегодняшний день.

Так сказка становится мечтой о были.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

  • Последнюю или последнею как правильно пишется слово
  • Последняя осень рассказ на дзен
  • Последняя жертва островский сочинение
  • Последняя брань пама читать коми сказка
  • Последний поклон отзыв о рассказе