Последний поклон астафьев читать рассказ

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / полные

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Полные произведения / Астафьев В.П. / Последний поклон

    Последний поклон

     Задами пробрался я к нашему дому. Мне хотелось первой встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей. Старые, бескорые жерди на нашем и соседнем огородах осыпались, там, где надо быть кольям, торчали подпорки, хворостины, тесовые обломки. Сами огороды сжало обнаглевшими, вольно разросшимися межами. Наш огород, особенно от увалов, так сдавило дурниной, что грядки в нем я заметил только тогда, когда, нацепляв на галифе прошлогодних репьев, пробрался к бане, с которой упала крыша, сама баня уже и не пахла дымом, дверь, похожая на лист копирки, валялась в стороне, меж досок проткнулась нынешняя травка. Небольшой загончик картошек да грядки, с густо занявшейся огородиной, от дома полотые, там заголенно чернела земля. И эти, словно бы потерянно, но все-таки свежо темнеющие грядки, гнилушки слани во дворе, растертые обувью, низенькая поленница дров под кухонным окном свидетельствовали о том, что в доме живут.

     Враз отчего-то сделалось боязно, какая-то неведомая сила пригвоздила меня к месту, сжала горло, и, с трудом превозмогши себя, я двинулся в избу, но двинулся тоже боязливо, на цыпочках.

     Дверь распахнута. В сенцах гудел заблудившийся шмель, пахло прелым деревом. Краски на двери и на крыльце почти не осталось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери, и хотя шел я осторожно, будто пробегал лишку и теперь боялся потревожить прохладный покой в старом доме, щелястые половицы все равно шевелились и постанывали под сапогами. И чем далее я шел, тем глуше, темнее становилось впереди, прогнутей, дряхлее пол, проеденный мышами по углам, и все ощутимее пахло прелью дерева, заплесневелостью подполья.

     Бабушка сидела на скамейке возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки на клубок.

     Я замер у двери.

     Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят; как торчали за настенной дощечкой вилки, ложки, ножик, так они и торчат, только вилок и ложек мало, ножик с обломанным носком, и не пахло в кути квашонкой, коровьим пойлом, вареными картошками, а так все как было, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.

     — Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милово. У меня в ногу стрелило… Испужаюсь или обрадуюсь — и стрельнет…

     И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле, отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.

     — Я думал, ты меня не узнаешь.

     — Да как же не узнаю? Что ты, Бог с тобой!

     Я оправил гимнастерку, хотел вытянуться и гаркнуть заранее придуманное: «Здравия желаю, товарищ генерал!»

     Да какой уж тут генерал!

     Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Клубок скатился с ее колен, и кошка не выскочила из-под скамьи на клубок. Кошки не было, оттого и по углам проедено.

     — Остарела я, батюшко, совсем остарела… Ноги… Я поднял клубок и начал сматывать нитку, медленно приближаясь к бабушке, не спуская с нее глаз.

     Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки. Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже легкие. Щеки бабушки глубоко провалились. У всех у наших вот так будут в старости проваливаться лунками щеки. Все мы в бабушку, скуласты, все с круто выступающими костями.

     — Што так смотришь? Хороша стала? — попыталась улыбнуться бабушка стершимися, впалыми губами.

     Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.

     — Живой я остался, бабонька, живой!..

     — Молилась, молилась за тебя, — торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: — Молилась, молилась…

     — Потому я и выжил.

     — А посылку, посылку-то получил ли?

     Время утратило для бабушки свои определения. Границы его стерлись, и что случилось давно, ей казалось, было совсем недавно; из сегодняшнего же многое забывалось, покрывалось туманом тускнеющей памяти.

     В сорок втором году, зимою, проходил я подготовку в запасном полку, перед самой отправкой на фронт. Кормили нас из рук вон плохо, табаку и совсем не давали. Я стрелял курить у тех солдат, что получали из дому посылки, и пришла такая пора, когда мне нужно было рассчитываться с товарищами.

     После долгих колебаний я попросил в письме прислать мне табаку.

     Задавленная нуждой Августа отправила в запасной полк мешочек самосада. В мешочке оказались еше горсть мелко нарезанных сухарей и стакан кедровых орехов. Этот гостинец — сухаришки и орехи — собственноручно зашила в мешочек бабушка.

     — Дай-кось я погляжу на тебя.

     Я послушно замер перед бабушкой. На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды — по грудь мне сделалась бабушка. Она оглаживала, ощупывала меня, в глазах ее стояла густою дремою память, и глядела бабушка куда-то сквозь меня и дальше.

     — Большой-то ты какой стал, большо-ой!.. Вот бы мать-то покойница посмотрела да полюбовалась… — На этом месте бабушка, как всегда, дрогнула голосом и с вопросительной робостью глянула на меня — не сержусь ли? Не любил я раньше, когда она начинала про такое. Чутко уловила — не сержусь, и еще уловила и поняла, видать, мальчишеская ершистость исчезла и отношение к добру у меня теперь совсем другое. Она заплакала не редкими, а сплошными старческими слабыми слезами, о чем-то сожалея и чему-то радуясь.

     — Жизня-то какая была! Не приведи Господи!.. А меня Бог не прибирает. Путаюсь под ногами. Да ведь в чужу могилку не заляжешь. Помру скоро, батюшко, помру.

     Я хотел запротестовать, оспорить бабушку и шевельнулся уж было, но она как-то мудро и необидно погладила меня по голове — и не стало надобности говорить пустые, утешитель- ные слова.

     — Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок… Работы сделала — иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня… Закрой мои глазоньки…

     Бабушка ослабла и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами, и я не отбирал у нее рук.

     Я тоже плакал молча и просветленно.

     Вскорости бабушка умерла.

     Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:

     — Не положено. Мать или отца — другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей…

     Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью — всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне надо бы послать того начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны и сапоги, да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого.

     Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

     И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, выведать у людей подробности ее жизни. Да какие же интересные подробности могут быть в жизни старой, одинокой крестьянки?

     Узнал вот, когда обезножела бабушка и не могла носить воду с Енисея, мыла картошки росой. Встанет до свету, высыплет ведро картошек на мокрую траву и катает их граблями, будто бы и исподину росой стирать пробовала, как житель сухой пустыни, копила она дождевую воду в старой кадке, в корыте и в тазах…

     Вдруг совсем-совсем недавно, совсем нечаянно узнаю, что не только в Минусинск и Красноярск ездила бабушка, но и на моленье в Киево-Печерскую лавру добиралась, отчего-то назвав святое место Карпатами.

     Умерла тетушка Апраксинья Ильинична. В жаркую пору лежала она в бабушкином доме, половину которого заняла после ее похорон. Припахивать стала покойница, надо бы ладаном покурить в избе, а где его нынче возьмешь, ладан-то? Нынче словами везде и всюду кадят, да так густо, что порой свету белого не видать, истинной правды в чаду слов не различить.

     Ан, нашелся и ладан-то! Тетка Дуня Федораниха — запасливая старуха, развела кадильню на угольном совке, к ладану пихтовых веток добавила. Дымится, клубится маслянистый чад по избе, пахнет древностью, пахнет чужестранством, отшибает все дурные запахи — хочется нюхать давно забытый, нездешний запах.

     — Где взяла-то? — спрашиваю у Федоранихи.

     — А бабушка твоя, Катерина Петровна, царство ей небесное, когда на молитвы сходила в Карпаты, всех нас наделила ладаном и гостинцами. С тех пор и берегу, маленько совсем осталось — на мою смерть осталось…

     Мамочка родная! А я и не знал такой подробности в жизни бабушки, наверное, еще в старые годы добиралась она до Украины, благословясь, вернулась оттуда, да боялась рассказывать об этом в смутные времена, что как я разболтаю о молении бабушки, да из школы меня попрут, Кольчу-младшего из колхоза выпишут…

     Хочу, еще хочу знать и слышать больше и больше о бабушке, да захлопнулась за нею дверь в немое царство, и стариков почти в селе не осталось. Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, — да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.

     Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет.

     И некому прощать…

     1967, 1988

/ Полные произведения / Астафьев В.П. / Последний поклон

Урок литературы  Повесть В.П. Астафьева
«Последний поклон»1

Изучение фрагментов

В центре повести — судьба мальчика,
проживающего на глазах читателя долгую жизнь от семи-восьми до шестнадцати лет,
весь школьный возраст современного уче- ника. Как рождается характер, от чего
он за- висит, каким он должен стать? — эти вопро- сы волнуют писателя и
читателей-совре- менников.

Характер Вити Потылицына рождается из уклада
жизни русских крестьян-сибиря- ков в результате ежедневной шлифовки.

Что же есть в этом быте, укладе жизни такого,
от чего просыпается разум, душа, совесть, воля мальчика?

Ощущение «я» появляется у Вити По- тылицына
вместе с ощущением дома и близких — бабушки Катерины Петровны и

деда Павла Евграфовича. Он — неотдели- мая
часть этого целого, семьи Потылицы- ных. Но развитие, изменение внутреннего
мира мальчик обнаруживает при столкно- вении и диалоге с миром.

Душа ребенка отзывается на разные ценности. На
первом месте у героя В.П. Ас- тафьева стоят ценности природы, среди них те,
которым поклонялись наши древ- ние предки: солнце, дерево, река, птица, рыба.
Вслед за природой мальчик обретает ценности культуры: игру, искусство, а за-
тем промыслы (охота, рыбалка) и крестьян- ский труд. И только затем он вступает
в жизнь, обретая себя среди людей, в своем государстве, в своем времени, в
поединке с судьбой.

1 В мае 2004 г. отмечается 80 лет со дня
рождения В.П. Астафьева (1924–2001).

Обращение к рассказам повести «Пос- ледний
поклон» помогает школьникам-од- ногодкам героя вместе с ним пройти по этим
ступеням. Именно поэтому мы пред- лагаем для изучения во II классе рассказы

«Зорькина песня» и «Деревья растут для всех»,
в III классе — «Далекая и близкая сказка».

В рассказе «Зорькина песня» Витя, от-
правляясь ранним утром с бабушкой в лес за земляникой, открывает мир. Он
обнару- живает, что весь мир — живой, похож на тихого, сонного богатыря,
могучего и бес- помощного одновременно. В этом состоя- нии мир един, деревня
так же покойна, как луг или тайга, как каждое растение, встре- ченное ягодниками.
«Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и
пастух не выгонял не- поворотливых коров за поскотину, на при- речный луг. А по
лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цве- ты куриной
слепоты, ромашки приморщи- ли белые ресницы на желтых зрачках».

Знакомые места предстают перед ягод- никами
как неузнаваемые, фантастические, потому что исчезают грани, отличающие
предметы, и становятся похожими проти- воположности: каменные горы взмывают в
небо и плывут по воде, земля объята влагой, скала парит легче тумана: «Енисей
тоже был в тумане, скалы на другом берегу, буд- то подкуренные густым дымом
снизу, отда- ленно проступали вершинами в поднебесье и «словно бы плыли встречь
реки».

В тайге, покрытой туманом, люди чувствуют себя
необычно: «Мы пробили головами устоявшийся в распадке  туман и, плывя вверх,
брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бес- шумно. Вот он
уже по грудь нам, по пояс, до колен…» Они сами словно взмывают  над землей и
в небе встречаются с солн- цем. Это ощущение совпадает с состояни- ем души —
восторгом встречи солнца, ко- торый объединяет птиц и людей и еще больше
заставляет героя поверить в свое пребывание на небе: «В росистой траве за-
горались от солнца красные огоньки зем- ляники. Я наклонился, взял пальцами
чуть шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее

в туесок. Руки мои запахли лесом, травой  и
этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу». В своем прикосновении к не- бу
мальчик становился подобен славянс- ким богам, но остается человеком, в серд-
це которого загорается любовь к природе земли: «…зорькина песня, песня
пробуж- дающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала… Да
и по сей  день неумолчно звучит!»

На уроке литературного чтения ученики
знакомятся с автором и его рассказом. Им предлагаются фотографии В.П.
Астафьева, с. Овсянка, Енисея, тайги, говорится о том, что писатель родился еще
до Великой Оте- чественной войны, долгие годы жил с ба- бушкой и дедом на юге
Красноярского края, в своей родной деревне, сейчас изве- стной всему миру.
Деревня стоит на берегу Енисея, прижатая к реке тайгой. Мальчик много времени
проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их, как и походы в лес, а в своих
произведениях часто рассказывал о жизни природы.

Вспоминая свое детство в Овсянке, пи- сатель
рассказывает о самом главном, что понял тогда.

«Рассказ, который мы прочитаем сегод- ня, —
говорит учитель, — посвящен одному из чудес мира, с которым встречается чело-
век, живущий на земле».

Затем учитель читает рассказ вслух, а ученики
про себя. После прочтения следу- ют вопросы и задания.

—           Опишите, как вы представляете себе
ромашки, которые «приморщили белые ресницы на желтых зрачках»? Скалы, кото- рые
«словно бы плыли встречь реки безос- тановочно»?

Какие звуки слышны были с Малой речки, если
автор пишет, что она «начина- ла гуркотеть», «картаво наговаривать на
перекатах»?

Чем были похожи деревня и тайга в то утро?

Вопросы позволяют ребятам прийти к пониманию
того, что для героя и для писате- ля окружающий мир — живой, как человек.

Затем учитель предлагает перечитать часть
текста со слов: «Мы пробили голо- вами устоявшийся в распадке туман» до конца и
подумать над вопросом: «На что

похожи события, описанные во фраг- менте?»

Ребята дают разные ответы, характери- зуя
движение бабушки и внука: словно под- нимаются в небо, приближаются к солнцу.
Ответ: «Они как боги, которые движутся по небу» — дал ученик II класса на
пробном уроке. Песню зорьки ученики сравнивают с приветствием. Слово гимн
подсказывает учитель. Еще ребята видят, что природа поклоняется не только
солнцу, но и людям:

«…нам низко кланялись обомлевшие от ро- сы и
притихшие от песен сосенки и ели, ря- бины и березы». И это делает людей похо-
жими на солнце. Сбор ягоды похож и на прикосновение руками к заре: «…руки мои
запахли… зарею». Еще, замечают ребята, похоже, что душа птицы, радующаяся
солн- цу, отдала силы и пробудила душу мальчи- ка. А такие превращения —
пробуждение души к жизни, ощущение себя живущим в небе и на земле одновременно
— очень на- поминают сказочное чудо, которое произве- ла песня зорьки.

Затем учитель предлагает еще раз пере- читать
этот фрагмент и подготовиться к вы- разительному чтению вслух и подумать, ка-
кие слова нужно выделить при чтении, что- бы передать переживания мальчика.

Вслед за выделением слов, на которые падает
логическое ударение, составляется

—           Что это, баба? — спросил я ше/
потом.

—           Это зорькина песня.

—           Как?

—           Зорькина песня. Птичка зорька утро
встречает, всех птиц об этом оповещает.

И правда, на голос зорьки (так в наших краях
называют зорянку) ответило сразу несколько голо/ сов — и пошло, пошло! С неба,
с сосен, с берез, отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, не/
уловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много,

// и были они / один звонче друго/ го, // и
все/таки зорькина песня, песня народившегося утра, // слы/ шалась громче, /
яснее других.

Зорька улавливала какие/то мимо/ летные, почти
незаметные паузы и вставляла туда свою сыпкую, не/ удержимо радостную песню.

—           Зорька поет! Зорька поет! —
закричал я и запрыгал неизвестно отчего.

—           Зорька поет, значит, утро идет, —
сказала бабушка, и мы поспешили навстречу этому утру и солнцу, медленно
поднимавшему/ ся из/за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам
низ/ ко кланялись обомлевшие от росы и притихшие от песен сосенки и ели, рябины
и березы.

вполголоса

в полный голос, замедленно, празднично,
радостно

в полный голос, уверенно

партитура выразительного чтения. Несмот-

ря на выбор разных слов, ученики приходят
примерно к одному мнению о том, как дол- жен быть эмоционально окрашен текст.

Мы пробили головами устоявший/

Дома ученики имеют возможность по-

тренироваться в выразительном чтении
фрагмента. На следующем уроке они пока- жут правильное и выразительное чтение
от- рывка, а также свое понимание рассказа.

ся в распадке туман и побрели по нему, как по
мягкой, податливой воде, выбредали из него медленно и бесшумно.

Вот он уже по грудь нам, по пояс, до колен, и
вдруг навстречу из/за дальних увалов плеснулось яркое солнце и празднично
заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на кам/ нях, на валежинах, на упругих
шляпках молодых маслят и в каж/ дой травинке.

Над моей головой встрепенулась птичка,
стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не
спала, будто все время была начеку:

«Тить, тить, ти/ти/рррьи…»

вполголоса,

немного таинственно

вполголоса, оживленно

вполголоса, с интересом

в лицах,

Для желающих рисовать можно предло- жить тему:
две картины тайги — до и после восхода солнца.

В рассказе «Деревья растут для всех»
повествуется о событиях в жизни больного ребенка, временно потерявшего слух.
Зре- ние стало основным средством связи с ми- ром. Наблюдая в траве за птичкой
мухолов- кой, потерявшей птенцов и гнездо, Витя смог понять боль живого
существа. Он ре- шил вырастить дерево, защищенное от кош- ки, но ошибся и
вместо дерева вырастил траву. Саженец принесла из тайги и поса- дила для
мальчика бабушка.

Птичка, мальчик и саженец лиственни- цы в
рассказе удивительно похожи. Они

беззащитны, у каждого из них уже есть свои
потери в жизни. Для каждого стоит проблема будущего: каким оно будет? Каждый в
своем роде одинок, чувствует себя маленьким — не выше травы, в кото- рой может
жить (птичка), играть (маль- чик), расти (лиственка). У каждого  зада- ча —
жить, расти, преодолевать боль и хворь, становиться сильнее. Может быть,
поэтому все эти столь разные существа погружаются в спасительную дрему, в сон,
полагаясь на силы природы.

Однако при всей схожести мальчик ощущает
неповторимое своеобразие каждо- го из своих «приятелей»; и особое место в его
жизни занимает дерево, обладающее ог- ромной жизненной силой. Мальчик может
только подумать о будущей весне, а бабуш- ка точно знает, что «весной оно
начнет рас- ти быстро-быстро и перегонит» его, знает, что лиственница будет
большим деревом —

«лиственницы маленькими не растут». Эта
жизненная сила дерева становится своего рода гарантией будущего, которое ждет и
мальчика.

Особая сила дерева связана с удиви- тельным
его свойством: «Деревья растут для всех, всякая сосна в бору красна, всякая
своему бору и шумит» — «и птичкам, и лю- дям, и солнышку, и речке». Дерево
гармо- нично связано со всем миром, приемлет его со всеми законами природы, со
всеми испы- таниями, радостями и горестями жизни.

Ощущение, что дерево похоже на него, дает
мальчику и интуитивное представление о своем месте в жизни. Он будет силен, его
ждет будущее, если он будет расти для всех. На уроке этот рассказ учитель
читает вместе с второклассниками, а затем дети за- нимаются выборочным
перечитыванием и

осмыслением произведения.

Учитель задает сначала репродуктив- ные
вопросы, проверяющие, как ребята по- няли и запомнили, в какой жизненной си-
туации находится герой рассказа.

— Почему мальчик заболел? Почему не играл с
другими детьми? Во что он играл во дворе?

Затем предлагает такие воссоздающие вопросы,
которые требуют от ученика представить себя на месте мальчика и уви- деть мир
его глазами.

— Что видел мальчик, когда играл в огороде?

Что значит «норки заштопало корня- ми»? Как
выглядела мухоловка? Как она проводила время?

Почему мальчик захотел вырастить де- рево? О
чем он мечтал?

Почему из всех деревьев он выбрал боя- рышник
(боярку)?

Учитель подчеркивает, что мальчик хочет
вмешаться в жизнь природы, опира- ясь на ее своеобразие и не нарушая ее за-
конов. Для этого нужно знать особенности деревьев, кустарников, трав. Мальчик
зна- ком с многообразием природы, в этом ему помогают бабушка, а также загадки,
при- сказки русского народа, которые он знает и любит.

Учитель подчеркивает, что задача детей
поучиться этому знанию вместе с мальчи- ком, и предлагает игру «Угадав, опиши».

Услышав загадку (или поговорку), нужно дать
отгадку, не называя, а описы- вая то растение, о котором идет речь. Мно- гие
отгадки автор уже дал в тексте, поэто- му задание не сложно для внимательных
читателей.

«Дерево ханское, платье на нем шаманс- кое,
цветы ангельски, когти дьявольски» (шиповник). «Под ярусом-ярусом висит,
словно  зипун  с красным  гарусом» (рябина).

«Маленький, удаленький, сквозь землю про- шел,
красну шапочку нашел» (подосиновик). Когда мальчик вглядывается в предме-

ты природы, изучает их, ему помогает спо-
собность сравнивать, видеть похожесть и различия.

—           На что похожи рыжики в бабушкиной
корзине? На что похожа рябина? На что по- хожа лиственница? Опишите, какой вы
ее себе представляете.

После ответов на вопросы учитель по-
дытоживает первые наблюдения. Птичка была похожа на больного мальчика, тоже
одинока и болеет, часто дремлет. Деревце лиственница, маленький саженец, похожа
на птичку, маленького желтого цыпленка, она пушистая, беззащитная и нежная.
Зна- чит, деревце должно быть похожим и на мальчика.

—           Найдите все признаки, по которым
деревце и мальчик похожи друг на друга.

Ученики говорят о том, что мальчик ма- ленький
и деревце тоже. Он вечером идет спать, и деревце на зиму засыпает. Он дума- ет
о будущем, и деревце стремится к буду- щей жизни. Но деревце и не похоже на
мальчика — оно будет очень высоким.

—           Что имела в виду бабушка, когда
ска- зала, что деревья растут для всех?

Ребята говорят, что деревья никому не
принадлежат. Но чтобы получить серьезный ответ на этот вопрос, учитель просит
учени- ков назвать всех, для кого растут деревья. Называют бабушку, мальчика,
мухоловку, затем других птиц, насекомых, кошку, расте- ния — кустарники, травы,
другие деревья. Для кого же еще растут деревья? Учитель настаивает на
продолжении ответа. Тогда называют речку, землю, небо, дождь, солнце.
Оказывается, деревья растут для природы, для всего мира, для всей жизни. Дерево
свя- зано со всем миром, в этом его сила.

—           Для кого растет мальчик?

Ребята вновь называют бабушку, мухо- ловку,
затем — друзей, родных, деревню, а дальше — реку, лес, землю, небо, солнце…
Мальчик похож на деревце и тоже растет для всех, для жизни, для мира и потому
то- же будет большим и сильным.

После разбора дети обращаются к выра-
зительному   чтению   фрагмента   со слов

«Осенью бабушка вернулась из лесу с боль- шой
круглой корзиной». Подготовка к вы- разительному чтению начинается в классе,

но большую  часть задания ученики  будут

выполнять дома самостоятельно, по анало- гии с
предыдущими уроками. Учитель на- поминает, что нужно подумать, на какие слова
падает логическое ударение, с какой громкостью и скоростью нужно читать.

Следующее задание: подготовить ответ, какой
была маленькая лиственка и какой она будет, когда вырастет. Это задание по-
может ученикам выразить интуитивно уловленные символические значения дре- ва
жизни, которое узнаваемо в образе лиственки.

После наших уроков ученики создава- ли
короткие тексты-описания, в которых встретились некоторые смысловые нап- равленности.
Ребят привлекает гармония дерева с миром: «Лиственница была очень маленькая и
одинокая. Когда вырастет,

она будет красивая, будет нравиться всему
миру. Весь мир будет любоваться взрослой нарядной лиственницей». Они видят
побе- ду жизни над смертью: «Лиственница бы- ла маленькая, как цыпленок. У нее
нет листочков, у нее есть иголочки. Когда она вырастет, она будет высокой,
красивой, она будет похожа на королеву, только зе- леную». Ученики видят
одушевленность дерева: «Маленькая лиственка, будто ма- ленький беззащитный
котенок, только по- явившийся на свет, она еще ничего не по- нимает, но
засыпает, потому что уже нас- тупила зима.

Вырастет, и будет дерево красивое, вы- сокое,
и на нем много-много птиц. И она очень добрая и гостеприимная».

В III классе детям был предложен для изучения
рассказ «Далекая и близкая сказ- ка». Ученики начальной школы вниматель- ны не
только к теме природы в литератур- ных произведениях, но и к теме искусства.
Рассказ В.П. Астафьева — о первой встрече с музыкой. Она состоялась в жизни
героя в раннем детстве, ночью, летом, на окраине родного села, в пышных
зарослях травы и кустарников. Сторож-поляк играл на скрипке полонез Огиньского,
не зная о слу- чайном слушателе.

В названии произведения упоминается жанр —
сказка. Читатель обнаруживает, что герой, глядя на окружающую его действи-
тельность, неизменно подчеркивает приме- ты сказочной реальности. Караулка
Васи- поляка, несомненно, напоминает сказочное существо: «Хмель запеленал ее
так, что на- поминала она одноглазую косматую голо- ву», есть и своя «избушка
на курьих нож- ках» — «мангазина», бревенчатое сооруже- ние на сваях.
Вася-поляк — «загадочный, не от мира сего человек». «Такому таинствен- ному
человеку вроде и полагалось жить в избушке на курьих ножках, в морхлом мес- те,
под увалом, и чтобы огонек в ней теп- лился, и чтобы над трубой ночами по-пья-
ному хохотал филин, и чтобы за избушкой дымился ключ, и чтобы никто-никто не
знал, что делается в избушке и о чем думает хозяин». Для Вити Потылицына есть
места более таинственные и более обжитые, при- вычные. Вася-поляк ближе к
сказке. Дерев- ня и мир вокруг нее — привычная жизнь,

поэтому и появляются в тексте произведе- ния
вполне бытовые, трогательно простые сравнения: звезда «похожа на шишку репья»,
«огрызок луны… словно обкусанная половина яблока», так что даже небеса
воспринимаются мальчиком в своей по- вседневности.

В сказке должно произойти чудо. Им стала
музыка. Чудесно было ее рождение в ночи, когда казалось, что она живет в при-
роде, «сливается с нею, сама есть природа;

…из-под увала, из сплетений хмеля и чере-
мух, из глубокого нутра земли возникла музыка…». Чудесно было восприятие му-
зыки как воображаемого ключа, животвор- ной воды: «И не музыка это, а ключ
течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться
— так ис- сохло у него во рту и внутри». «Ключ начал полнеть, и не один уж
ключ, два, три, гроз- ный уже поток хлещет из скалы, катит кам- ни, ломает
деревья, выворачивает их с кор- нем, несет, крутит. Вот-вот сметет он из- бушку
под горой, смоет завозню и обрушит все с гор. В небе ударят громы, сверкнут
молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. От цветов зажжется лес,
зажжется земля, и не залить уже будет этот огонь даже Енисеем — ничем не оста-
новить страшную такую бурю!» Чудесно и то, что музыка захватывает в воображении
мальчика весь мир, делает его сказочным, заставляет ждать чудесных превращений.
Наконец, музыка успокаивает боль в серд- це мальчика, рано потерявшего мать,
при- миряет его с жизнью.

Спустя много лет герой рассказа, сол-

дат, стоит на часах в только что освобож-
денном польском городе и слышит то же произведение. И вновь происходит сказоч-
ное чудо: «Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолетов,
треск и шорох горящих деревьев. Музыка властвовала над оцепеневшими развалина-
ми, та самая музыка…»

В.П. Астафьев этим рассказом открыва- ет
автобиографическую повесть: с момента встречи с музыкой начинается процесс са-
моосознания.

С темой музыки и пробуждения в рас- сказе связана
тема смерти. Мальчик вспо- минает гибель матери, автор подробно рас-

сказывает о кончине и похоронах Васи-по- ляка,
наконец, рассказ завершается во вре- мя войны, когда смертей вокруг героя по-
явилось много. Эта тема делает рассказ серьезным и выводит его из ряда обычно
ре- комендуемых детям произведений. Мы при- выкли спокойно читать о спящей
царевне, которая оживает. Однако наши школьники живут в реальном мире и не
избалованы аб- солютным благополучием. Некоторым из них ведома и боль утрат. Именно
благодаря теме смерти они серьезней и глубже отно- сятся к мысли автора о
свойстве музыки чу- десно преображать мир, не на словах, а в действительности
давать человеку силы жить дольше, утишать его боль. Мы не со- кращали объем
рассказа и не считаем нуж- ным спасать школьников от горьких стра- ниц этого
произведения, наоборот, пережи- вая заново свои беды, ребята объединяются с
автором, героем, воспринимают рассказ как произведение, нужное им в жизни.

Рассказ богат эпическими напевными интонациями
и словами, которые непри- вычны уху учеников. Однако если мы слишком много
времени займем словарной работой, то не сможем на уроке вжиться в реальность
произведения, понять позицию автора в рассказе. Поэтому мы считаем ос- новной
формой постижения художествен- ной речи писателя чтение, непосредствен- ное
интуитивное восприятие. Вместе с тем мы обращаемся к анализу художественных
деталей.

Предлагаем для изучения этого произ- ведения
три урока.

Первый посвящен чтению и восприя- тию текста,
его тема — «Близкая сказка».

Сначала ученики вспоминают, что они знают о
писателе В.П. Астафьеве. Где он жил? Какие его произведения читали? О чем они?
Объявляется название нового рассказа,

а затем дети начинают читать, используя
комментирование по ходу первого чтения. Нужно убедиться, что учащиеся вчитыва-
ются в текст и стремятся уловить неповто- римое своеобразие речи писателя,
предста- вить его образы.

После чтения названия учитель и задает вопрос:

—           Чего вы ждете от произведения,
кото- рое так называется?

После чтения первого абзаца:

—           Для чего служила завозня? На что
она похожа? (Ученики не сразу соединяют два образа — дом на сваях и избушку на
курьих ножках.)

После чтения второго и третьего абзацев:

—           На какой сказочный образ похожа
ка- раулка?

На память приходит волшебная мертвая голова
гигантских размеров, с которой мо- жет сражаться богатырь.

После прочтения рассказа о Васе-поляке:

—           Чем напоминает сказочного героя
Вася-поляк? На кого из героев сказок он похож?

Ученики называют два противополож- ных
персонажа — Ивана-дурака и Змея Го- рыныча. Вася пугает деревенских ребяти-
шек, но перед бабушкой беспомощен.

После описания ночи на краю деревни можно
нацелить учеников на осмысление текста вопросами:

—           Страшно или спокойно было мальчи-
ку, которому «звезда напоминала шишку репья»?

Что испугало мальчика той ночью?

Не будем прерывать чтение при описа- нии
музыки и впечатлений мальчика от нее. Но после фрагмента со словами «Музыка
кончилась…» вновь обратимся к учащимся с вопросами:

—           Почему Вите представлялась дорога?

Почему он вспоминал о самом грустном в своей
жизни?

Какое чудо совершила музыка в душе мальчика?

Домашнее задание: продолжить чтение первой
части и прочитать вторую.

Второй урок по теме «Постигнуть жизнь»
начинается с повторения и провер- ки домашнего задания.

—           Расскажите, что сказочного было в
де- ревне, в которой жил мальчик. Почему можно музыку назвать чудом?

Прочитайте выразительно описание впечатлений
от музыки.

Что мы узнали о судьбе Васи-поляка? Ответы 
учеников,  что  родители умер-

ли, что он из Польши и зовут его Стася,
нуждаются в дополнении учителя. Ребята не знают, что на рубеже веков русский
царь  отправлял  в  Сибирь  бунтующих по-

ляков, борцов за независимость своей страны.

—           Почему Васю-поляка успокаивала
грустная музыка?

Что Витя сделал со скрипкой Васи пос- ле его
кончины? Почему?

Что изменилось в мире после смерти Васи? Какие
чудеса превращения совершил Вася-поляк?

Чтобы ответить на последний вопрос, дети
читают третью часть рассказа.

—           Как вы понимаете эти слова: «…в
неза- метной жизни был Вася-поляк вроде пра- ведника и помогал людям
смиренностью, почтительностью быть лучше, добрей друг к другу»?

Дома прочитать оставшуюся часть рас- сказа.

Третий урок посвящается теме «Дале- кая
сказка».

—           Вначале вспомним, что случилось с
Витей Потылицыным во время войны. За- чем автор рассказывает нам об этом? Куда
делась сказка — осталась или исчезла, когда Витя стал солдатом? Почему?

Ученики пересказывают содержание прочитанной
части и заодно высказывают свои впечатления и понимание.

—           Когда к нему вернулась сказка?
Най- дите и прочитайте фрагмент текста, в кото- ром описано чудесное
превращение.

Последний вопрос — итоговый, с ним справляются
далеко не все третьеклассники:

—           Почему в жизни автора была и близ-
кая, и далекая сказка?

Ученики отвечают, что сказка никуда не
исчезает из жизни, она может удаляться или приближаться, но не уходит из этого
мира, здесь всегда есть место чудесам; гово- рят о том, что никуда не уходит
музыка и прекрасная природа.

Состоявшийся в классе разговор дает нам право
обратиться к музыкальному произведе- нию. Настраиваем ребят и включаем в грам-
записи полонез Огиньского. После прослу- шивания учащиеся отвечают на вопросы.

—Напоминает ли музыка бьющий из- под земли
ключ? Что она напоминает уче- никам? Чем отличаются их впечатления  от
впечатлений героя?

Последний фрагмент урока — письмен- ная
работа, ответ на вопрос: «Какую связь

открыл мальчик между словами музыка, родина,
душа, жизнь человека?»

Разрешаем детям говорить о тех связях между
словами, которые они могут объяс- нить. В классе, где мы проводили описан- ные
уроки, третьеклассники давали такие ответы (письменно).

«Музыка была Васе родиной, потому что он играл
польскую музыку, она напоминала ему родину.

Музыка была душой Вити и Васи одновре- менно,
если бы не было никакой музыки, то душа каждого человека была бы пустой, даже
включая Витю и Васю.

Жизнь человека — это не только дом и маши- на,
но и жизнь вдохновенной музыки, и Витя это чувствовал» (Афанасьева Катя).

«Музыка связана с душой, потому что, когда
человек слушает музыку, она проникает в душу и он может полюбить ее навсегда.
Ему хочется всегда играть ее и слушать. Душа и музыка связа- ны с жизнью
человека, ведь когда человек живет, он и играет, и слушает музыку. Он
одновременно и радуется и грустит о родителях. Васе-поляку было очень трудно
одному, и иногда к нему при- ходил Витя. А когда Вася сыграл свою музыку и
после этого умер, в деревне стало грустно без Ва- си и его музыки» (Першина
Наташа).

«Родина, душа, жизнь человека, музыка — все
это для Вити обозначает, что он еще не сиро- та. Музыка открыла ему глаза, что
если есть ро- дина, то ты не сирота.

Музыка для Вити — что-то необыкновен- ное.
Первый раз он услышал ее, и перед ним открылась жизнь. Музыка была такая живая!
Витя вспомнил все грустное, что было у него, как умерла мама, как он оглох, что
он не видел сестер. И еще он увидел в Васе-поляке краси- вую душу. Как мы
знаем, у Васи было не очень красивое лицо, а вот душа у него была очень
добрая,  ласковая  и  красивая»   (Коршуно. ва Лена).

«Вася вложил в музыку всю душу. Музыка
создавалась на его родине. В душе у Васи одна музыка, он слышит в музыке свою
родину.

Потом Вася умер, а музыка все равно ос-
талась.

Я представляю, что музыка играет, а Вася
плачет, а музыка заставляет смеяться, а Вася все равно плачет» (Кузнецова
Настя).

«Родина бывает у всех. Например, родина Васи —
Польша, даже если он в России, его душа все равно направлена к Польше, к отцу и
маме. Он очень их любил, но жизнь недолгая, и они умерли, но у него остались
воспоминания о Польше и родителях» (Корнильев Сергей).

  • Последний рассказ о шерлоке холмсе
  • Последний дюйм рассказ читать
  • Последний поклон астафьев какие рассказы входят
  • Последний марсель рассказы времен великой отечественной иван ефремов книга
  • Последний звонок как пишется