Последний поэт деревни сочинение есенин

Автор: самый зелный 13.11.2021 сергей александрович есенин известный русский поэт, стихотворения которого пронизаны любовью к родине, природе, деревенской

Автор:
Самый Зелёный
·

Сергей Александрович Есенин — известный русский поэт, стихотворения которого пронизаны любовью к Родине, природе, деревенской жизни. Также в произведениях Есенина отражались идеи социал-демократии, образ революции. Творения Есенина всегда живо и метко передают настроение, а описания создают объёмные и запоминающиеся картины природы. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…». Анализ осуществлён по плану. Приятного просвещения!

История создания 

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» было написано Есениным в 1914 году, а вышло в свет в 1916 году. Есенин был нацелен сделать известными русские деревни, описывал и восторгался в своих произведениях красотой русской природы в глубинке. Ранее автор писал светлые стихотворения о деревенской жизни, изображая великолепие пейзажей, подчёркивая своеобразие народного языка и быта. Но в стихотворении, о котором пойдёт речь, всё совсем иначе.

Произведение «Край ты мой заброшенный…» посвящено упадку деревни, угасанию жизни в ней. В строках прослеживаются грустные мотивы. После войны в сельской местности было много разрушенных домов, но восстановить их было сложно, так как мужчин было мало, деревни практически опустели. Есенин надеялся, что новая власть изменит существование поселений в лучшую сторону, но этого не случилось. Автор получал письма от близких, которые сообщали ему о трудной жизни в глубинке. Поэт жил в Москве и, приезжая в родные края, видел вымирание деревни. Есенин был опечален судьбой русской провинции, безвозвратно погибающей у него на глазах.

Жанр, направление, размер

«Край ты мой заброшенный…» — это лирическое стихотворение. Автор выражает в нём свои размышления и чувства. Произведение Есенина являет собой пример пейзажной лирики и относится к новокрестьянской поэзии — направлению, к которому примыкали поэты, вышедшие «из народа».

Размер стихотворения «Край ты мой заброшенный…» — хорей, за счёт него этому произведению свойственен песенный характер, помогающий понять скорбное настроение поэта. Есенин в своём произведении использовал перекрёстную рифмовку с чередованием дактилической и мужской рифмы. 

Композиция

В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» пять рифмованных строф. Каждое из четверостиший несёт в себе законченную мысль. Условно произведение можно разделить на две части: 

  1. В первых четырёх строфах описана угнетающая обстановка заброшенной русской деревни, наводящая отчаяние на поэта.
  2. В последней строфе Есенин задаёт вопрос, на который нет ответа. Автор размышляет о грядущем. Он видит, что деревню ждёт трагическое будущее, но не перестаёт надеяться на лучшее.

Образы и символы 

Образы и символы в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» представлены в списке:

  1. Образ монастыря. В своём стихотворении Есенин явил этот образ не просто так: в эти годы поэт со всей серьёзностью интересовался идеями христианства, что повлияло на его поэзию.
  2. Образ избы символизирует образ русской женщины. Изба для поэта — это своего рода особая жизнь, символ деревенского уклада. Изба — это и женщина, благоверная труженица. Автор выражается фигурально, говоря, что изб осталось только пять. Этим он даёт понять, что их очень мало. Это значит, что в деревне иссякает дух настоящей жизни, тепло, которое исходило от заботливых хозяек домов. 
  3. Образ чёрного ворона, бьющего в окно крыльями, символизируют умирание деревни, показывает мрак происходящего. 
  4. Образ черёмухи символизирует деву, невесту в прекрасном одеянии, которая «машет рукавом», будто бы прощаясь с той жизнью в деревне, что была раньше. Есенин сравнивает черёмуху с метелью. Это значит, что цветы её тихо облетают, унося с собой былую радость. В этом сравнении можно увидеть тоску по прошлому, которую испытывает поэт, и ещё более возрастает чувство отчаяния.
  5. Образ Родины. В своём стихотворении Есенин описывает родные места, которые дороги ему с юных лет. Автор не просто рассказывает о гибели деревни, он обращается к Родине, говорит с ней, как с живым существом, которому тоже больно от нанесённых войной ран — разрушений, которые привели к вымиранию родного края. 

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…» необходима для понимания произведения:

  1. Деревенская жизнь, её угасание — ключевая тема произведения. Автор описывает печальную картину заброшенности, серости и безысходности, подмечая детали, которые убеждают читателя в том, что положение деревни крайне тяжёлое.
  2. Любовь к Родине. Поэт сокрушается, видя в деревенском пейзаже отголоски былой радостной жизни. Перед его глазами теперь предстаёт совершенно иная картина. Есенин жалеет о том, что ничего нельзя изменить. Он с болью в сердце описывает в своём стихотворении мрачный пейзаж русской деревни.
  3. Надежда. Как бы скорбно не отзывался Есенин о бедственном положении русского поселения, в поэте живёт вера в то, что когда-нибудь жизнь в деревне возродится.

Проблематика стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный» не менее важна:

  1. Невозможность возродить деревню. Есенин доносит до читателя мысль о том, что всё, что было до войны, утрачено. И осталось только наблюдать за тем, как уходит в прошлое то, что было так дорого и мило сердцу.
  2. Проблема необратимости. Как говорил Уильям Шекспир, «ничто не вечно под луной». В жизни многое происходит по какой-то высшей воле, и человек уже не в силах вмешаться в силу различных обстоятельств. То, что разрушено, всегда тяжело восстанавливать. Создавать заново тот мир, который потеряли, очень непросто, порой даже невыносимо тяжело. Остаётся лишь вспоминать о том, что было, видя перед собой запустение и постепенное исчезновение былого. Автор преподносит нам эту мысль с печалью.
  3. Проблема бедности и разрухи. После войны не было материальных возможностей и рабочей силы для поддержания полноценного существования русской деревни. Есенин отмечает этот факт в своём стихотворении «Край ты мой заброшенный…».

Основная идея 

Главная мысль стихотворения «Край ты мой заброшенный…» заключается в том, что в жизни бывают такие случаи, когда человек не видит благополучного исхода. Есенин рассчитывал, что после войны, с приходом новой власти, жизнь в родной провинции станет лучше. Но надежды пошатнулись, когда он увидел захудалую деревню, ветхие избы, запустение и мрак. Однако последняя строфа, в которой Есенин задаёт риторический вопрос, говорит нам о том, что какая-то капля веры в лучшее будущее русской глубинки осталась в его сердце. И он сохранит в душе надежду, как бы ни было тяжело. Таков смысл стихотворения «Край ты мой заброшенный…»

Автор заставляет задуматься, как трудно возобновить то, что закончилось. Важно не дать исчезнуть памятным местам, где человек был счастлив когда-то, сохранить наследие прошлого, культуру и атмосферу ушедшего времени. И если нет возможности сберечь эту ценность в действительности, то необходимо запечатлеть это на бумаге, чтобы вся правда сохранилась в памяти и передавалась поколениям. В ранний период творчества Есенин писал светлые стихи о деревне, в которых была радость и отрада — такими чувствами и впечатлениями он описывал жизнь до войны. Стихотворением «Край ты мой заброшенный…» поэт запечатлел образ рухнувшего прошлого, что тоже своего рода память о том, что произошло с деревней после тяжёлых для страны событий. 

Средства выразительности 

В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» выделяются следующие средства выразительности, помогающие нам понять настроение автора: 

  1. Эпитеты: «край заброшенный», «сенокос некошеный», «плесень сизая».
  2. Метафоры: «ветер плесень окропил», «черёмуха машет рукавом», «солома-риза».
  3. Сравнение: «как метель, черёмуха».
  4. Аллитерация. В третьей строфе повторяется звук «с», это придаёт строчкам ощущение звучания ветра — его порывы будто создают шорох и шелест.
  5. Ассонанс. В первой строфе повторяется звук «ы», что помогает передать пустынную картину, а также погрузить читателя в состояние, в котором пребывает поэт, — чувство печали и отчаяния. 
  6. Поэт использует преуменьшение — литоту, говоря, что изб «всех-то пять». Это помогает понять читателю, что перед ним картина пустоты и обречённости.
  7. В тексте стихотворения присутствуют просторечия, такие как «сказ», «забоченились», «жисть».
  8. В произведении есть и возвышенная лексика: «окропил», «заревая».

Автор: Диана Танцур

Метки: Край ты мой заброшенныйразборСергей Есенин

Читайте также:

Заочная
экскурсия,

посвященная
125 — летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина.

«Я
последний поэт деревни…» (
слайды 1-2)

Слайд
3

Государственный
музей-заповедник С.А. Есенина — это ценнейший памятник истории и культуры, научно-исследовательское
и научно-просветительское учреждение, государственное хранилище мемориальных,
исторических и архитектурных памятников, книжных и изобразительных фондов,
связанных с жизнью великого русского поэта.

Усадьба
Есениных (слайды 4 -12)

Дом
родителей С.А. Есенина: стихотворение «Эта улица мне знакома»:

Эта
улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

Были
годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.

Не
искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.

Вижу
сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Я
любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.

Голос
громкий и всхлипень зычный,
Как о ком-то погибшем, живом.
Что он видел, верблюд кирпичный,
В завывании дождевом?

Видно,
видел он дальние страны,
Сон другой и цветущей поры,
Золотые пески Афганистана
И стеклянную хмарь Бухары.

Ах,
и я эти страны знаю —
Сам немалый прошел там путь.
Только ближе к родимому краю
Мне б хотелось теперь повернуть.

Но
угасла та нежная дрема,
Все истлело в дыму голубом.
Мир тебе — полевая солома,
Мир тебе — деревянный дом!

В
самом центре села, напротив церкви Казанской иконы Божией Матери, под кронами
раскидистых ветел, стоит бревенчатый, выходящий тремя окнами на широкую улицу
«низкий дом». Он хранит память о великом русском поэте Сергее Александровиче
Есенине.

Прошло
более ста лет с тех пор, когда в 1871 году дед поэта Никита Осипович Есенин
купил двадцать восемь квадратных саженей усадебной земли. Первый дом Есениных,
построенный дедом поэта, поражал своей необычностью. Вот что писала о нем
Екатерина Александровна: «Дом этот несколько необычен для нашего села. Он
значительно выше окружающих его изб.

Хомутный
запах дегтя,

Божница
старая,

Лампады
кроткий свет…

В
1910 году отец построил дом меньших размеров, с ним-то и ассоциируется
есенинский поэтический образ «золотой бревенчатой избы». Одновременно
со строительством нового дома А.Н. Есенин купил и усадьбу.

Воссозданная
мемориальная обстановка переносит нас в далекие двадцатые, когда поэт часто
приезжал в родной дом. Через предметный мир этой простой бревенчатой избы и
поэтичность окружающей природы мы начинаем лучше понимать поэзию Есенина.

Входишь
в дом, и тебя охватывает такое чувство, которое трудно передать словами.
Кажется, что Есенин только что вышел в сад. Доброжелательное поскрипывание
ступенек крыльца — первое приветствие есенинского дома всем входящим в него.
Едва уловимым запахом сосновых бревен, смешанным с ароматом луговых трав,
встречают вошедшего в просторные сени. На бревенчатой стене висят серп и
полукосок матери поэта, пивница для кваса, рядом коромысло, ступа с пестом,
мера для зерна…

В
избе все расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича. Хранятся
вещи, окружавшие поэта. Слева от двери на деревянной вешалке знаменитый
«ветхий шушун» его матери. У стены стоит небольшой потертый сундучок,
в котором юный Сергей хранил личные вещи, любимые книги Пушкина, Лермонтова,
Гоголя, Некрасова… У него, как и у всех вещей, свой инвентарный номер, свое
место — в прихожей, рядом с кроватью. Где только не побывал этот сундучок
вместе со своим беспокойным хозяином?..

Направо
от входной двери — кухня, где готовилась нехитрая крестьянская еда. Белоснежная
русская печь занимает большую часть кухни. Около печи стоят ухваты и кочерга.
На кухонном столе ведерный самовар — участник всех семейных праздников, над
столом висит полка, где вместе с посудой стоят потрескавшиеся от времени
крынки, кувшины и махотки:

 «Разбуди
меня завтра рано…»:

Разбуди
меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я
сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На
рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди
меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою
я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Из
прихожей мимо печки-голландки, которая топилась лишь в зимнюю стужу, мы
проходим в переднюю комнату- горницу. Два окна горницы выходят на сельскую
площадь. «Из окон нашей избы, — пишет Екатерина Александровна Есенина, —
есть на что посмотреть. Прямо пред глазами заливные луга, без конца и края до
самого леса. По лугу широкой лентой раскинулась Ока. Синее небо чашей
опрокинулось над нами. Тишина, простор». Между окон, убранных белыми
кружевными занавесками, висит зеркало. На полу расстелены цветастые домотканые
половики. Слева в красном углу — иконы, среди которых икона Казанской Божией
Матери, принадлежавшая Татьяне Федоровне Есениной.

В
левом углу горницы у окна стоят дубовый стол с откидными крышками и венские
стулья. Над столом — семейные портреты и похвальный лист, полученный Сергеем
Есениным по окончании Константиновской земской школы «за весьма хорошие
успехи и отличное поведение». Здесь любил работать поэт. Он всегда
радовался, когда в доме на окнах и на столе было много полевых цветов.

 «Синий
май. Заревая теплынь…»:

иний
май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.

В
деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Наша
горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

Сад
полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».

Только
я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.

Принимаю
— приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.

В
правом углу, как и при жизни Есенина, отстукивают время часы. Они — живые
свидетели всего, что происходило много лет назад. Часам уже более восьмидесяти
лет, на циферблате название знаменитой часовой фирмы — «В.Габю». Они
были подарены отцу Есенина купцом Крыловым за долгую и безупречную службу в
Москве. В 1921 году Александр Никитич вернулся в родное село и вместе с другими
своими вещами привез и часы… Они в темном деревянном футляре с кокетливыми
резными башенками, желтыми гирями и маятником, черными фигурными стрелками,
указывающими на римские цифры X и XII. Поэт о них написал: «Скоро, скоро
часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час!».

«Я
последний поэт деревни»
:

(Мариенгофу)

Я
последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит
золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На
тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Не
живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет
ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Сохранился
амбар, построенный в 1913 году, который расположился среди вишен недалеко от
избушки-времянки. Сергей Александрович часто уединялся в амбаре. Здесь, по
свидетельству сестер поэта, им были написаны некоторые произведения:
«Каждый труд благослови, удача!…», «Отговорила роща
золотая…», «Поэма о 26». Друг Есенина Сергей Николаевич
Соколов, учительствовавший в то время в Константинове, вспоминал о приездах
поэта: «…то пропадает: день-другой его нет. Укроется в своем любимом амбарчике
и пишет. Работал он, когда приезжал в Константиново, с увлечением…

Рядом
с домом Есениных расположена одноэтажная деревянная земская начальная школа,
которую Сергей Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом. К 100-летию со
дня рождения поэта школа была восстановлена. В школе развернута экспозиция,
посвященная роли земских в образовании и воспитании крестьянских детей. В
мемориальном есенинском классе можно увидеть грифельную дощечку для письма,
которой пользовался Сережа во время учебы в первом классе, фотографии его
первых учителей, учебники, литературу для чтения, наглядные учебные пособия.

Музей
поэмы «Анна Снегина»(слайды 13 – 16)

Неподалеку
от мемориального дома-музея С.А. Есенина на противоположной стороне сельской
площади в окружении кустов сирени, жасмина и парковых деревьев стоит «дом с
мезонином», принадлежавший Л.И. Кашиной. Это здание – одно из немногих,
сохранившихся в селе со времен С.А. Есенина, и оно дорого тем, что с ним
связаны яркие страницы жизни и творчества поэта. Стихотворения «Зеленая
прическа», «Не напрасно дули ветры» были созданы под
впечатлением от встреч поэта с молодой хозяйкой усадьбы. Судьба Л.И. Кашиной —
последней константиновской помещицы — легла в основу поэмы «Анна
Снегина».

Во
второй половине июня 1916 года по приглашению помещицы порог «дома с мезонином»
впервые переступил Сергей Есенин.

Приехали.

Дом
с мезонином

Немного
присел на фасад.

Волнующе
пахнет жасмином

Плетневый
его палисад.

Л.И.
Кашина не могла не заинтересоваться творчеством земляка. Их знакомство
переросло в дружбу. Есенин ещё не раз бывал в гостях у своей новой знакомой.
Впечатления от этой дружбы и событий того непростого времени найдут отзвук в
поэме.

Экспозиция
музея поэмы «Анна Снегина» занимает первый этаж дома, состоящий из шести
комнат. В вестибюле представлены гербы владельцев поместья, фотографии И.П.
Кулакова и Л.И. Кашиной, фотографии усадьбы начала 20 века.

В
гостиной показан первый сборник стихов поэта «Радуница» из личной библиотеки
хозяйки дома с дарственной надписью Георгия Николаевича Кашина:
«Музею-заповеднику С. Есенина. Эта книга из библиотеки моей мамы Л.И.Кашиной.
Ю.Н. Кашин. 24 августа 1984 г.». В гостиной стоит рояль, принадлежавший хозяйке
дома. Сергей Есенин, не имея музыкального образования, неплохо играл на гитаре
и гармошке, а на рояле наигрывал гренадерский марш и подбирал звуки колоколов.
Сама хозяйка любила исполнять старинные русские романсы. В гостиной
устраивались литературные вечера, на которых Есенин читал свои стихи. Здесь
впервые прозвучало стихотворение «Я снова здесь, в семье
родной…», 
написанное в Константинове,-

Стихотворение:

Я
снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины
пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Над
куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!

В
забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.

И
часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.

В
комнате Л.И.Кашиной представлены личные вещи последней константиновской
помещицы: на письменном столе — бумагодержатель, лорнет, счёты из слоновой
кости, записная книжка в серебряной оправе с родным карандашиком; изящный
туалетный комод из красного и розового дерева, станок для вышивания, плетеный
баульчик для рукоделия. Здесь же экспонируется её белая накидка, навевавшая
«поэту» воспоминания о «далёких и милых былях», о первой любви, которая
лейтмотивом проходит через поэму «Анна Снегина»

.
Когда-то у той вон калитки

Мне
было шестнадцать лет.

И
девушка в белой накидке

Сказала
мне ласково: «Нет!»

Далекие
милые были!..

Тот
образ во мне не угас.

Мы
все в эти годы любили,

Но,
значит,

Любили
и нас.

После
революционных событий в Константинове барский дом начал новую историю.В 1918
году имение Кашиной национализировали, в доме открыли амбулаторию, а конюшню
переделали в клуб. В 50-е годы в «доме с мезонином» жили сельские учителя, а
затем в нем разместилась швейная мастерская. С октября 1969 по 1990 гг. в доме
Л.И. Кашиной располагался литературный музей С.А. Есенина. К 100-летию со дня
рождения поэта в 1995 г. в этом здании открылся музей поэмы «Анна Снегина»

Научно-культурный
центр (бывший литературный музей)
 (Слайды
17 – 18)

Это
не только хранилище уникальных экспонатов, но и центр исследования жизни и
творчества поэта. В его экспозициях представлены: рукописи, прижизненные
издания С.А. Есенина и его современников, книга «Радуница» с первым
автографом автора, стол, за которым работал поэт на Кавказе, его посмертная
маска. Есть в экспозициях личные вещи: пиджак, трубка, перчатки, цилиндр,
дорожный чемодан.

В
центре представлены предметы и вещи из особняка на Пречистенке относящиеся к
времени проживания в нем Айседоры Дункан и Сергея Есенина: диван красного
дерева, кресла, туалетный столик, накидка из лебяжьего пуха, принадлежавшая
прославленной балерине.

Московский
государственный музей С.А. Есенина в Москве (слайды 19 – 21)

В
Большом Строченовском переулке, 24, стр.2 располагается единственный Московский
государственный музей С.А. Есенина в Москве. Построенный еще в 1891 году
деревянный двухэтажный дом был восстановлен в 1992 г., а в 1995 г, к 100-летию
со дня рождения поэта, начал работу в качестве музея, через год музею был
присвоен статус государственного.

Стоит
отметить, что это единственное место в Москве, где Сергей Есенин был прописан и
проживал постоянно с 1911 по 1918 год у своего отца Александра Никитича,
жившего в доме и работавшего старшим приказчиком в мясной лавке купца
Н.В.Крылова (ему же и принадлежал весь дом). При входе установлена гипсовая
статуя поэта.

Есенинские
строки написаны на своеобразное окно в старую окраинную Москву, ту самую в
которой первые московские годы жизни и провел поэт. На заглавном фото выше
можно видеть и неровный дощатый забор, и пробивающиеся к свету желтые бутоны,
клевер, тысячелистник, обильно произраставшие по всей Москве еще каких-то 100
лет назад:

  стихотворения «Несказанное,
синее, нежное…»

Несказанное,
синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

Я
утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили
кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик
ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся
во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю,
что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но
ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

Комната
(слайды 22 – 25)

Трудно
сказать, как выглядело это место, когда здесь жил Сергей Есенин, но вещи
собранные в комнате являются типичными для своего времени и тонко создают ту
самую атмосферу, в которой и жил поэт. При этом это комната интересна не только
Есениным, но и воссозданным бытом типичного московского обывателя: не богача,
но и не бедняка, приверженца традиций, но, в то же время, не чурающегося новых
веяний.

Слайды
26 – 29

К
сожалению, в Петербурге нет музея Сергея Есенина, но здесь сохранилось здание
гостиницы, в которой трагически оборвалась жизнь поэта:

стихотворение
 «До свиданья, друг мой, до свиданья…»:

До
свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый
мой, ты у меня в груди.

Предназначенное
расставанье

Обещает
встречу впереди.

До
свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не
грусти и не печаль бровей, —

В
этой жизни умирать не ново,

Но
и жить, конечно, не новей.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Есенин
  • Тема любви в творчестве Есенина (в лирике)

«Последний поэт деревни…», «Прекрасный юноша русской поэзии…». Такими словами описывали Сергея Есенина современники. Гениальный представитель Серебряного века в русской поэзии. Человек, тонко чувствовавший жизнь, умевший передать все грани человеческих чувств, в своём творчестве.

Отдельное место в лирике поэта занимает тема любви. Человек, с таким тонким ощущением мира, посвятил главному чувству на земле большое количество строк. Любовь в стихах Сергея Александровича чувствуется постоянно. Любовь к родной земле, матери, русской природе и, конечно, любовь к женщине. Именно последнее, из перечисленных воплощений любви и рассмотрим.

В лирике Есенина много произведений посвящённым женщинам. Но их совсем нельзя назвать одинаковыми. На своём творческом пути, поэт постоянно совершенствуется в этой теме, меняет угол взгляда. Вместе с ним, взрослеют и его стихотворения.

В самом начале своего пути, любовная лирика Есенина немного дёрганая и резкая. Свой отпечаток на поэзию, накладывают и юношеские эмоции, и не до конца формировавшиеся представления о мире. Хватает в этом периоде и почти детской наивности и непосредственности, проступающей через некоторые произведения автора. Здесь же, можно встретить прекрасные картины жизни русской жизни и быта, окружавшего поэта.

Далее, с переездом Сергея Есенина в Москву, начинается новый для него этап жизни. Жизни в чужом городе, в мире людей, где далеко не каждый, может быть другом. Первые робкие шаги в становлении себя, как известного публике поэта.

Кабацкая Москва, как сам называет столицу Есенин, сильно повлияла и на его любовную лирику. Здесь, она предстаёт в виде продажной, лживой женщины. Этакой ведьмы, желающей доставить лишь боль и разочарования. Но не только разврат и шатания следуют за поэтом в этот период. Он ни на день не оставляет совершенствование своего мастерства. Стихотворения становятся более увесистыми, мощными по чувственному посылу.

Кабацкая жизнь, сомнительные компании, драки и алкоголь, сильно испортили психическое состояние С.А.Есенина. Как и любой творческий человек, он пытается взглянуть на свою жизнь и допущенные ошибки, через собственные стихи. В том числе, и отношения с женщинами.

Это помогает молодому поэту. В своей лирике, он всё чаще просит милости, и восхищается силой любви и прощения.

Отдельного упоминания достойны стихотворения Есенина из Персидского цикла. Это стихи, написанные во время и после его путешествия на Кавказ. Как уже можно было понять, Сергей Александрович глубоко впечатлительный человек. Он умел видеть красоту в самых неожиданных мелочах. И, конечно, красота Кавказа не могла оставить его равнодушным. Автор признаётся в любви пейзажам вокруг него, людям и, конечно, женщинам.

К сожалению, Сергей Александрович Есенин ушёл из жизни слишком рано. Но всё же успел оставить нам немало произведений, наполненных любовью и трепетом, нежностью и тонкой печалью. Любовь в его поэзии играет роль первой скрипки, и каждый читатель несомненно может это прочувствовать.

Сочинение Любовь в поэзии Есенина — 3 вариант

Есенин Сергей Александрович – наверное, самый известный и любимый поэт двадцатого Серебряного века в наше время. Многие начинают уважать его творчество с детства, прочитав стихотворение «Берёза», однако не все знают, что помимо стихотворений о природе, он также писал и любовные произведения, ведь любовь – это то, что окружает всех поэтов, да и не только их, вообще всех людей на планете, но Есенин, будучи чувственным и романтичным молодым человеком, всю свою короткую жизнь любил так, что многим и представить сложно. Эта любовь и играла яркими красками в его стихотворениях. К сожалению, в любви он не всегда был счастлив, и здесь уже играла его инфантильность и желание постоянно меняться самому и менять людей вокруг.

Моё любимое произведение этого поэта – «Заметался пожар голубой». Впервые прочитав его, я долго сидел в ступоре – настолько оно меня поразило! Зная Есенина как повесу, читать такое из-под его пера было неожиданно. Ради любви он и правда был готов на всё – даже перестать скандалить и писать стихи, а это уже о многом говорит, ведь если пить бросить относительно легко, то перестать изливать свои переживания на листок практически невозможно.

Как уже было сказано выше, Есенин часто был несчастлив в отношениях, ему часто приходилось расставаться со своими любимыми женщинами, и, конечно, этой теме тоже есть место в его лирике. К примеру, стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь» написано как раз о том времени, когда поэт перестал состоять в отношениях с одной из своих любимых женщин. И он, и она уже не чувствуют того, что было между ними раньше, и он даже просит её «только не горевших не мани». Видимо, Есенин считает, что его возлюбленная была тем огнём, который вспыхнул в его душе быстро, резко, но также мгновенно и погас, оставив от себя лишь печальный след воспоминаний.

Не всегда было так, что оба – и Есенин, и его возлюбленная переставали любить. Очень часто поэт продолжал испытывать чувства, а его пара – нет, и тогда рождались стихи наподобие «Не криви улыбку, руки теребя». В этом произведении поэт уверяет, что не любит свою дорогую, но всё же проходя мимо, заглядывает ей в окно, так, по привычке.

Я люблю творчество этого поэта за искренность и простоту парня, которому не нужно золото и много поклонников, он рад бы был сидеть в своей деревушке у речки и читать свои стихи единственной очень сильно любящей его девушке. Но, к сожалению, и за стихи нужно платить. И поэт платил вечными ссорами и расставаниями.

Популярные темы сообщений

  • О любом растении из красной книги
    Безусловно, кувшинку белоснежную, можно отнести к семейству Кувшинковых. Привычным местом обитанием для благоприятного роста и развития являются реки и озера, а также немало водные болота. При благоприятной среде может разрастаться по всех
  • Город Подольск
    Подольск имеет очень глубокую и интересную историю своего появления. Как и в любом другом городе, так и в Подольске существует много разнообразных легенд, на тему появления названия города. Легенда данного города гласит нам,
  • Треугольник (история треугольника)
    Треугольник – самая известная и одна из старейших фигур. С виду треугольник очень прост – три вершины и три стороны и ограниченная ими плоскость, но эта фигура породила собой целую науку – тригонометрию. Давайте же разберемся,

Образец 4

Сергей Есенин является одним из гениальных деятелей Серебряного века в искусстве. Этот поэт чувствовал жизнь, которую мог показать в своей деятельности. Особенно остро поэт описывает тему любви в своем творчестве. Сергей Есенин написал много стихов на тему любви. Он почти постоянно описывает это чувство. Это любовь не только к женщине, но и любовь к родине, матери, родной природе и земле. В творчестве поэта много стихотворений написаны для женщин и о женщинах. Но они не одинаковы. С возрастом у поэта меняется отношение к лирике. Когда он только начинал творить, его стихотворения были резкие и дерганные.

Серьёзный отпечаток на творчество этого периода наложили его эмоции и взгляды юноши на жизнь. Именно в это время Есенин пишет стихотворения о жизни и быте русской деревни. Сергею всегда нравились женщины, а он нравился женщинам. Он размышляет, что если мужчина влюбляется, то все другие женщины его уже не интересуют. Только его любимая занимает весь мир. Когда поэт переехал жить в столицу, у него начинается новый этап в его творчестве и жизни. Живя в столице, он становится известен в широких слоях населения, как поэт – скандалист. Его творчество становится боле грубым и вульгарным. Его произведения стали более мощными по посылу чувств. Очень много произведений своего творчества он посвящает трагической любви, любви без взаимности. Он писал произведения о любви, как к определенной женщине, так и о любви к женщине вообще.

Когда он приехал со своей командировки с Кавказа, написал стихотворение о прекрасной девушке Шагане. Так же он написал много стихотворений посвященных первой жене Зинаиде Райх, они освещали их трудные взаимоотношения. В своей поэзии он восхищается силой любви и прощения. После того как поэт посетил Кавказ, он написал произведения в которых признается в любви к природе, горам, людям живущим на этой территории, к женщинам Востока. В творчестве любовь к родине связана с детскими воспоминаниями, в связи со своей родной землей, со сказками бабушки на ночь. Он всё детство прожил в Рязанской губернии, в селе Константинове. С детских лет в душе поэта была любовь к крестьянскому быту к традициями и к красоте природы.

Это поэзия тем и привлекает внимание и любовь читателей, что она искриняя в остроте философских проблем. Читая его стихотворения, мы видим и чувствуем его любовь к родине.

За свою короткую и яркую жизнь поэт все – таки смог оставить много стихотворений, которые передают любовь наполненную трепетом и нежностью.

Все его произведения, от нежных стихов о березе до тревожных раздумий о России, каждое слово обогрето чувством безграничной любви к Родине.

Тема любви в лирике Есенина

Любовь в жизни Сергея Есенина.

Любовная тема всегда была актуальной для поэтов, художников и музыкантов. О любви уже давно все сказано и написано, но, тем не менее, у всех людей разное представление об этом светлом чувстве. Вот почему тема любви всегда останется востребованной для творческих личностей.

В стихах талантливого поэта Сергея Есенина любовная тема присутствует даже в самых ранних его произведениях. Поначалу это были стихотворения, носящие характер поэтичной стилизованности и фольклорности. Например, таковым является стихотворение 1909

года
«Подражание песне».
Данный стих похож на лирическую песню, сочиненную русским народом. В этом творческом периоде поэтической жизни поэта есть и другие лирические произведения, которые он посвятил Сардановской Анне

– сестрице своего приятеля детских лет, а именно:
«Зачем зовешь…», «Сыплет черемуха снегом…», «Выткался на озере алый свет зари…»
. Душа поэта полна любви и ликования, нежными мечтаниями о свидании.

Потом в лирических стихах о любви возникнут мотивы, которые объединяют поэзию природы и любовную поэзию. Эти мотивы передают всю полноту духовности этого возвышенного чувства, а также его невинность. Например, в произведении «Зеленая прическа…»

, которое было посвящено Кашиной Л. И., стройная девушка получает сравнение с березонькой, а ее косы сравниваются с веточками, причесанными гребнем луны. Эта «березка» повествует о пастушке, посещающем ее по ночам.

В целомудренном ключе должна была быть книга «Стихи о любви»

, но цикл этих стихотворений так и не был им написан. Другая разновидность любовного чувства представлена в цикле «Москва кабацкая». В начале двадцатых годов в душе поэта случился кризис из-за его метаний между царской и советской Россией и ощущения собственной ненужности.
Утешался Есенин пьянством и разгульной жизнью.
Казалось, что он не никогда не испытает возвышенной любви. В произведении
«Письмо к женщине» поэт говорит, что хотел «себя сгубить в угаре пьяном».
Он стал относиться к чувству любви никак к чему-то возвышенному, а как к затягивающему омуту, называя любовь «заразой» и «чумой».

Поэт разочаровался в сердечных делах, поэтому пишет строчки, полные цинизма, вульгарности и грубости, называя женщину «паршивой сукой», а всех женщин – «собачьей сворой».

В этот период Есенин в первый раз в своих произведениях грубо высказывается в адрес женщины. Но все же герой его стихов цикла
«Москва кабацкая
» в конце-концов просит простить его. Он старается утешиться любовью и вылечить с ее помощью раны своей души.

Есенин посвятил цикл своих стихотворений «Любовь хулигана»

Миклашевской Августе. Эта новая любовь исцеляла израненную и пустующую душу Сергея. Есенин становится окрыленным этим чувством, он снова вдохновлен, пишет прекрасные стихотворения и снова верит в это светлое, идеальное, возвышенное и прекрасное ощущение любви.

В произведении «Заметался пожар голубой…»

автор признается, что он впервые поет о любви и
«отрекается скандалить».
Теперь смысл его жизни состоит в любовании своей возлюбленной, смотреть в ее красивые золотисто-карие глазки, прикасаться к ее ручке и волосам. Герой доказывает, что хулиган тоже способен на любовь и может быть покорным. Любовь и возлюбленная стали смыслом всей жизни этого героя, он готов пойти за любимой на край света. Линия любви прослеживается и в стихотворном произведении «Ты такая ж простая, как все». Здесь любимая женщина видится герою произведения строгой иконой Божьей Матери. В
1924
году Есенин поехал в Батуми. Там он познакомился с Тальян-Тертарьян Шаганэ. Это знакомство вдохновило Есенина на то, чтобы написать «Персидские мотивы». Он пишет
стихи «Ты сказала, что Саади…», «Шаганэ ты, моя Шаганэ…», «Я спросил сегодня у менялы…».
Передают «Персидские мотивы»

ностальгию Есенина. В этом лирическом цикле любовь к женщине и любовь к родной стране неразрывны. Герой цикла влюблен и чувствует себя счастливым, но помнит, что на Родине осталась другая девушка, которая похожа на эту, любимую, она, наверняка, вспоминает о нем.

Светлое чувство привело героя на юг. Но оно не в состоянии затмить его любовь к Родине и сильную тоску по ней.

Стихотворения последнего творческого периода жизни поэта выражают презрительность к ложным любовным чувствам, неприязнь к женскому обману. Есенин в своих стихах осудил лживых женщин. Он грезил о возвышенном, светлом, искреннем чувстве. Таков, например, стих «Листья падают, падают листья…». В нем герой устал от своей тяжелой судьбы и желает только нежной любви. Стихи о любви выражают все оттенки чувств лирического героя. Эти произведения отражают и биографию самого автора. В стихах Есенина любой человек найдет свое собственное представление о любви.

Популярные сочинения

  • Сочинение Зимние забавы (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс)
    Как известно: «У природы нет дурной погоды!» Я полностью согласен с этой фразой. Я очень люблю все времена года. В каждом сезоне есть нечто неповторимое и прекрасное. Летом — журчание теплой
  • Сочинение на тему Сила воли человека (9 класс, 15.3)
    А что есть сила воли для разумного существа? Воля – это черта характера человека, сила разума противостоять собственному телу и эмоциям. Это решения, принимаемые осознанно, исходя из процесса мышления.
  • Сочинение Пальчики оближешь (4 класс. Русский язык. Бунеев)
    Каждое утра для всей нашей дружной семьи начинается с волшебства. Ведь настоящее чудо — это завтрак который приготовила моя мама. Запах гренок, оладушек или каши, для нас с братиком

Любовь в творчестве С.Есенина. презентация к уроку по литературе (9 класс)

Слайд 1

Любовь в творчестве С.А.Есенина. .

Слайд 2

Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь,как чудо: «Кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста».

Слайд 3

Есенин был очень любим женщинами, но интимная лирика поэта зачастую окрашена трагизмом. В книгу Есенина «Москва кабацкая» вошли два цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана». В них описывается не любовь в высоком смысле, а чувства, характерные для подростков, когда женщина притягивает и раздражает одновременно. В юношеской незрелости проступают надрывные интонации. Не имеющий «средь людей… дружбы » поэт сравнивает любовь со страшной, неизлечимой болезнью: Я не знал, что любовь – зараза, Я не знал, что любовь – чума.

Слайд 4

В Москве кабацкой и любовь – кабацкая, продажная, лживая, жалкая имитация настоящего чувства, в котором лирическому герою видится «гибель»: Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Есенин, познавший горечь такой «любви», не смог пройти мимо этой темы и отразил в своем творчестве любовь-отчаяние, любовь-сумасшествие , любовь на уровне животного инстинкта. Понимая несостоятельность такой любви, разочарованный лирический герой стихотворного цикла просит у своей подруги прощения. Душа героя жива, полна доброты и человечности: Дорогая, я плачу, Прости… Прости…

Слайд 5

Восхищение женщиной, ее красотой и тайной возникает в цикле «Любовь хулигана». Герою уже не хочется ходить по кабакам, «пить и плясать» и «терять свою жизнь без оглядки». Он рад смотреть на любимую, видеть « златокарий омут» ее глаз и «тонко касаться руки и волос» ее «цветом в осень». В стихотворении «Заметался пожар голубой » поэт признается: «В первый раз я пишу про любовь», подчеркивая, что не считает любовью то, о чем писал в цикле «Москва кабацкая». Голубой пожар – метафора любви, передающая надежду поэта на воскресение. Но очень скоро герою становится грустно, и он начинает сомневаться в себе и своих чувствах: Потому и себя не сберег Для тебя, для нее и для этой. Невеселого счастья залог — Сумасшедшее сердце поэта. Ему представляется, что в жизни уже «не осталось ничего, как только желтый тлен и сырость».-

Слайд 6

Поэт, мечтавший о высоком чувстве, о духовной близости, находит лишь страсть. Такая любовь не просветляет, а опустошает человека. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» Есенин считал лучшим из всего написанного. Создавались «Персидские мотивы» на Кавказе в 1924–1925 годах. Тогда же он познакомился с Шаганэ Тальян,молодой учительницей. Поэт часто встречался с ней, дарил ей цветы и читал стихи. Впоследствии Есенин написал произведение « Шаганэ ты моя,Шаганэ !» ,в котором поведал девушке о своей крепкой любви,любви к родной земле.

Слайд 7

Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл «Любовь хулигана» посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонардовне Миклашевской , а в стихотворениях «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Собаке Качалова» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной – первой женой Зинаидой Николаевной Райх : Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое в лицо бросали мне.

Слайд 8

В последний год жизни Есенин создал стихотворения о любви, в которых осуждает ложь в человеческих отношениях, с тоской пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Эти произведения необыкновенно трагичны. Себя он считает уже неспособным любить — это справедливая расплата за неразборчивость чувств в молодости. Единственная надежда на то, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь…» он пишет: Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь. Есенинский герой проходит путь от восторженного восприятия любви, восхищения женской красотой до мысли о невозможности гармонических отношений между двумя людьми.

Слайд 9

Стихи Есенина о любви различны по степени совершенства. Но они безгранично искренни, предельно чисты и задушевны. «Я сердцем никогда не лгу…,» — писал о себе Есенин. Поэтому его стихи волнуют сердца читателей, ибо во все времена они звучат истинной музыкой и истинной поэзией.

Слайд 10

Выводы: Любовная тема в произведениях С.Есенина звучит по — разному: от нежности и тепла до злобы и ненависти. Огромное влияние на любовную лирику оказали женщины поэта, которые были посмертно запечатлены в его стихах.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Есенин
  • Тема России в творчестве Есенина

Невозможно представить произведения Сергея Александровича Есенина без обращения к родине. С раннего детства у поэта возникло теплое и нежное чувство к России. В стихах его понимается, как сильна любовь Есенина к дорогим краям.

Воспевать родину поэт стал с душой, потому его так и уважают, и обожают как талантливого творца. Истинным цветом родных мест у Есенина отмечен был голубой цвет. Именно он считается пленительным и обворожительным. И такое притягательное чувство живет в сердце Есенина, обращенное к родине.

Чувствуется в стихах поэта радостное и ласковое отношение к России:» Гой ты, Русь, моя родная». Все творчество Сергея Александровича посвящено родине.

Поэт не мог прожить без нее, даже когда его разлучили с дорогими сердцу местами. Не вынесла душа Есенина отрыв от России. Он не способен жить без природы родной, без самой России. Нет, судьба без родины для Есенина ужасна. Нельзя разлучать человека, искренне любящего Отечество, с образом обожания.

Есенин остро чувствовал перемены России, все тревожные мысли по этому поводу отразились в его произведениях. Сергей Александрович считал, что революция может привести Россию к счастливому будущему, однако когда агитационные действия пошли, писатель осознал ошибочность своих мыслей.

В творчестве своём Есенин всегда обожествлял Россию. Без нее немыслима жизнь поэта. Такая любовь должна быть у каждого настоящего патриота своей родины!

Сам Сергей Александрович сказал однажды: «Моя лирика жива одной любовью», и любовь как раз к обожаемой родине! Поэту не нужна была слава, деньги, известность. Всё это он готов был отдать ради того, чтобы находиться рядом с русской природой.

Вместе с описанием России Есенин отражал и судьбу нашего народа, который переживал грядущие с революцией перемены так же тяжело, как и юный поэт. И краски возрождающийся России наполнены яркостью, уверенностью в следующем дне. Есенин всегда верил всем сердцем в родину! Он знал, что именно природа Руси внутренне одухотворяет, позволяет справиться с нависшими трудностями. Потому всегда за Россию Есенин стоял горой! Его любовь к Отечеству просто неоценима! А вклад в литературу бесценен!

Сочинение Россия в лирике Есенина

«Гой ты Русь моя родная, Хаты, в ризах образа Не видать конца и края, Только синь сосет глаза»

Известные строки Есенина во многом отражают то глубокое понимание и привязанность к родине, которыми обладал поэт. В его стихах Русь предстает всегда глубокой, просторной и чистой. Хотя автор не питает к ней иллюзий, но даже какие-то мрачные стороны бытия (к которым был порой и сам склонен: алкоголизм, дебоши) описывает, исходя из глубокой понимания русской души. К образу родины он обращается с любовью и состраданием, такое отношение буквально сочиться из его стихов, и не каждый человек так любит своих близких как Есенин был привязан к родине.

Конечно, кто-то может сказать: «этот образ идеализирован поэтом» или «он просто чувственная и сентиментальная натура и поэтому писал именно так». Действительно в лирике Есенина много чувственности, но для того чтобы чувствовать так, для того чтобы выражать свое отношение к родине такими словами, нужно многое понять. И Есенин понял, за свой короткий век понял о Родине то, чего многие не поймут и за столетия.

«Балаганы, пни и колья, Карусельный пересвист. От вихместого приволья Гнутся травы, мнется лист…»

Обращение к природе, к образам природы является другой характерной чертой поэзии о родине. Через природу выражается суть родной земли, эти образы также связываются с православной кротостью, верой. Интересной деталью практически всегда являются какие-то необычные слова и словоформы, которые поэт будто достает из какой-то ему только ведомой сокровищницы русской словесности.

Такое сочетание (образы природы и уникальные словоформы) делает многие его стихи похожими на своеобразные заклинания, тайные гимны родной земле, а сам Есенин становится чем-то наподобие шамана, который в собственно неудержимой пляски кабацких разгулов взывает к архетипам родины. Перемешивает эти архетипы в собственной палитре, создавая из простых, казалось бы, элементов невероятную красоту. Он как бы говорит людям: «посмотрите, красота всегда рядом, красота вашей родной земли».

Исторические события тоже имеют отзвук в его лирике. «Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь.» — пишет автор, рассказывая о собственной рефлексии революционных событий, в которых, вероятнее всего, он не увидел какой-то новой свободы, а по большей части новый морок для народа, который в него с удовольствием погрузился.

Однако он всегда трезво понимал простых людей и власть, и собственное положение. До поры до времени он был угоден власти и с ним ничего не могли сделать. В своем стихотворении Метель 1924 года поэт пишет:

«И первого Меня повесить нужно, Скрестив мне руки за спиной, За то, что песней Хриплой и недужной Мешал я спать Стране родной.»

Спустя год его пророчество сбывается. Бренное тело обнаружено при загадочных обстоятельствах, а стихи о родине продолжают звенеть в вечности.

  • Автор: С. А. Есенин
  • Произведение: Лирика Есенина
  • Это сочинение списано 49 007 раз

Тема Родины — одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. Русь, уходящая корнями в прошлое, дедовская, была для Сергея Есенина прежде всего краем легкокрылых облаков, «березового молока» и шелковых трав. И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами воплотилась в стихи, полные любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его и не мог не видеть «хижины хилые», «тощие поля», он понимал, с каким трудом дается русскому мужику каждый кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая его окружала. Есенин чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и в какой-то момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, оптимизмом, щедростью на обещания, смогут создать идиллический «земной рай» для мужиков. Поэт восторженно принял революцию, в поэзию его «ворвались» напряженные, чеканные ритмы:

Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина, Я — большевик.

Но революция не оправдала ожиданий поэта. Всюду, где ее вихрь коснулся русской земли, видны были следы- войны и разрухи: голодные, опустевшие села, брошенные неухоженные поля. В стихотворении «Письмо матери» есть печальные строки:

Теперь сплошная грусть, Живем мы, как во тьме.

Мечты и надежды поэта рухнули, остались боль и неуемная скорбь о невозвратной, обреченной на гибель старой деревне:

Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли.

Та же тема — тема утраты старой, живой России, звучит в «Сорокоусте», «Песне о хлебе», «Исповеди хулигана», в стихотворении «Я последний певец деревни». «Конь стальной победил коня живого», и Есенин пишет о том, что уже каменные руки шоссе сдавливают шею деревне, что черной гибелью надвигается на нее паровоз. Однако поэт не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину:

Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.

Сердце поэта болит оттого, что не видит он в новых, советских людях бережного отношения к родной природе, к корням своим, к «отеческим гробам»: «Чем мать и дед грустней и безнадежней, тем веселей сестры смеется рот». Есенин любил старую Русь такой, какой она была, со всеми ее недостатками, но в новом мире было нечто, чего он не мог и не хотел принимать:

Россия-мать! Прости меня, прости! Но эту дикость, подлую и злую, Я на своем недлительном пути Не приголублю И не поцелую.

Любящее сердце видело раскол в единой некогда стране, чувствовало «грусть в кипении веселом». Есенин видел, как извращались добрые идеи, поначалу привлекавшие его, как молодежь, новая молодежь, поет «агитки Бедного Демьяна, веселым криком оглашая дол». Уже «иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест», и старый дед говорит:

Теперь и богу негде помолиться. Уж я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам…

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход», где «схимник-ветер шагом осторожным мнет листву по выступам дорожным и целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу». Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца», не желая быть пасынком «коммуной вздыбленной Руси».

Посмотрите эти сочинения

  • Тема родины в лирике Есенина (сочинение) Гой ты, Русь моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края- Только синь слепит глаза. Волшебный мир поэзии С. Есенина, певучий и лиричный, сливается в одну песню, прославляющую страну “с кратким названием — Русь” .Краем благословенной природы и обителью христианской культуры представлял Россию в своем раннем творчестве поэт. Для него, воспитанного на традициях народной поэзии и стихах таких певцов родного края, как Кольцов и Никитин, родина- это вера предков, и народные предания, и светлая красота […]
  • Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
  • Тема родины в стихотворениях Есенина Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
  • «Анна Снегина» Есенина (анализ) Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма «Анна Снегина» – одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя главным героем, а поэму – автобиографической. Поэма была написана в 1925 году в Батуми, незадолго до смерти поэта. Так же, как Бунин перед смертью вспоминал свою юность и любовь в цикле «Темные аллеи», так и Есенин со светлой грустью вспоминает былую любовь и новую встречу с Анной. Оба писателя создавали свои […]
  • Герой и восстание в оценке Пушкина и Есенина В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
  • Пугачев – герой поэмы Есенина Есенин – очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик, который бесконечно любил Россию, посвящал ей свои лучшие стихи, связывал свою жизнь только с ней. Родина у поэта – все то, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Это русская природа, занимающая важное место в его произведениях. Именно с описания природы Есенин начинает поэму «Пугачев». Для Есенина главным было стремление к равенству, братству людей, к отсутствию деления между классами. Главная роль в поэме принадлежит Емельяну […]
  • Художественные особенности повести Бунина «Деревня» После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
  • Образ рассказчика в повести Пушкина «Выстрел» Повесть «Выстрел» отличается многоуровневой композицией, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин находится на верхней ступени композиционной лестницы. Но право стать автором он как бы передает Ивану Петровичу Белкину, именно поэтому и называет свои сочинения, куда входит и «Выстрел», «Повестями Белкина». Содержание повести было передано ему людьми, которые были свидетелями всего случившегося или имели хотя бы какое‑то отношение к тем, с кем все это произошло. С одной […]
  • Сочинение с планом по рассказу Шолохова «Судьба человека» План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза «Судьба человека» — проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
  • Любовная лирика Тютчева В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих […]
  • Система образов повести «Собачье сердце» Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» — вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив […]
  • О чем заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин — человек широких, либеральных, «подцензурных» взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от «мегаполиса» 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя «потомок арапов» гораздо свободнее и «в своей тарелке». Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные «народу» дышат уважением и […]
  • Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
  • Спицын в медвежьей комнате (сочинение) Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
  • Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
  • Картины природы в повести «Ася» Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
  • Нравственный идеал в произведении Достоевского «Преступление и наказание» «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
  • Образ народного заступника Гриши Добросклонова Образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши: …лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже. Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов — борец за […]
  • «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” — именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, […]
  • Человек и научно-технический прогресс в романах Воннегута Предки всемирно известного американского писателя немецкого происхождения Курта Воннегута приехали в Америку задолго до появления статуи Свободы. И дед, и отец Воннегута родились в штате Индиана, но всегда чувствовали себя «как немцы в Америке». Будущий писатель появился на свет в городе Индианаполис, образование получил в университете Корнелл штата Нью-Йорк – он начинал как биохимик. В годы юности Курт Воннегут вращался в среде молодых ученых и тесно сотрудничал с родным братом Бернардом, «человеком, знающим […]

1. Укажите годы жизни С.А. Есенина

а) 1895-1925 гг.

б) 1890-1921 гг.

в) 1893-1930 гг.

г) 1868-1936 гг.

2. С.А. Есенин был родом из:

а) Таганрога

б) села Константиново Рязанской губернии

в) села Багдади

г) Москвы

3. Какое прозвище получил С.А. Есенин в писательских кругах?

а) деревенский поэт

б) Рязанский Лель

в) Московский хулиган

г) последний поэт деревни

4. Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А. Есенина, вышедший в 1916 году?

а) «Явь»

б) «Персидские мотивы»

в) «Москва кабацкая»

г) «Радуница»

5. Назовите тему, ставшую основной в творчестве С.А. Есенина:

а) тема любви

б) тема Родины, России

в) тема красоты и гармонии природы

г) тема революции

6. Определите, каково мироощущение лирического героя ранних стихов С.А. Есенина:

а) герой христиански смиренно принимает мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и пороками

б) герой ощущает враждебность окружающего мира

в) герой находится в гармонии с окружающим миром

г) герой протестует, бунтует против сложившегося порядка

7. Укажите, какой символ наступающей на деревню городской цивилизации встречается в стихах С.А. Есенина

а) «железный конь»

б) жеребёнок, бегущий за поездом

в) железный Миргород

г) агитки Бедного Демьяна

8. Определите художественный приём в выделенной строке

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

а) гипербола

б) олицетворение

в) метафора

г) аллегория

9. Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?

а) Айседора Дункан

б) Анна Изряднова

в) Зинаида Райх

г) Галина Бениславская

10. Назовите стихотворение С.А. Есенина, которое является его своеобразным завещанием, и было написано накануне самоубийства поэта в гостинице «Англитер»

а) «Цветы мне говорят: прощай…»

б) «Русь советская»

в) «До свиданья, друг мой, до свиданья»

г) «Отговорила роща золотая…»


11. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»?

а) тема революции

б) тема юношеской любви

в) тема преобразований в деревне

г) тема крестьянского быта в послереволюционное время

12. Укажите, какое из перечисленных стихотворений не относится к философской лирике

а) «Русь уходящая»

б) «Не жалею, не зову, не плачу…»

в) «Хороша была Танюша»

г) «По-осеннему кычет сова…»

13. Какой прием поэтической звукописи, основанный на повторе гласных звуков, использует С.А. Есенин, например, в строке «Отговорила роща золотая…»?

а) метафора

б) эпитет

в) ассонанс

г) оксюморон

14. Родные хотели, чтобы Сергей Есенин стал…

а) сельским врачом

б) сельским учителем

в) адвокатом

г) священником

15. Какую пьесу (рукопись которой была утеряна) Есенин писал во второй половине 1916 года?

а) «Сельский часослов»

б) «Иисус-младенец»

в) «Ус»

г) «Крестьянский пир»

16. С представителями какого политического направления С. Есенин сблизился после Февральской революции?

а) с анархистами

б) с левыми эсерами

в) с большевиками

г) с кадетами.

17. Какая книга С. Есенина была принята как манифест имажинистов?

а) «Ключи Марии»

б) «Преображение»

в) «Сельский часослов»

г) «Анна Снегина»

18. Кто из поэтов сказал о С. Есенине: «Его не вырвешь из полей и рощ»?

а) М. Цветаева

б) З. Гиппиус

в) А. Ахматова

г) К. Бальмонт

19. Вставьте пропущенное слово в высказывание М. Горького: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько …., созданный природой исключительно для поэзии…».

а) инопланетянин

б) орган

в) робот

г) сверхчеловек

20. Какие два слова пропущены в строках стихотворения Есенина: «И страна … … Не заманит шляться босиком»?

а) лазоревого неба

б) березового ситца

в) сосновой смолы

г) васильковых полей



21. В каком году выходит первый сборник стихов «Радуница»?

а) 1915

б) 1916

в) 1917

г) 1918

22. Кому С. Есенин сделал надпись на одном из экземпляров книги «Радуница»: «…писателю земли и человека от баяшника соломенных суемов Сергея Есенина на добрую память»?

а) М. Горькому

б) В. Маяковскому

в) А. Блоку

г) Д. Бедному

23. В каких годах в творчестве Есенина представлена поэтическая концепция мира и человека?

а) 1911-1913

б) 1914-1917

в) 1915-1917

г) 1914-1915

24. Жанр стихотворение «Письмо к женщине»:

а) послание

б) ода

в) элегия

г) мадригал

25. Кому поэт посвятил стихотворения: «Я красивых таких не видел…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «В этом мире я только прохожий…»?

а) Екатерине Александровне Есениной

б) Зинаиде Райх

в) Галине Артуровне Бениславской

г) Изрядновой Анне Романовне

26. Продолжите строку стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

а) Прислонясь к дверному косяку

б) Все пройдет, как с белых яблонь дым

в) Лучшее, конечно, впереди

г) Сквозь туман кремнистый путь блестит

27. Продолжите строку стихотворения С. Есенина «Грубым дается радость…»

а) В сердце — насмешки и яд

б) Там, за спиной, нет огня

в) Роковая о гибели весть

г) Нежным дается печаль

28. Продолжите строку стихотворения С. Есенина «Ты жива еще, моя старушка?»

а) Хорошо и беззаботно мне

б) Расцветай наперекор судьбе

в) Жив и я. Привет тебе, привет

г) Ночь печальна, как мечты мои

29. Продолжите строку стихотворения С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…»

а) Затихал пред твоими дверьми

б) Резво ласточки реют кругом

в) На земной материнской груди

г) Не забыть мне тебя никогда

30. Продолжите строку стихотворения С. Есенина «Друг мой, друг мой…»

а) Я больше ее не люблю

б) Какая холодная осень

в) Я очень и очень болен

г) Ищу тишины и безлюдий

Смотри еще:

  • Вариант 1
  • Вариант 2




  • Последний поклон повесть в рассказах астафьев виктор петрович
  • Последний поклон астафьев читать рассказ
  • Последний рассказ о шерлоке холмсе
  • Последний дюйм рассказ читать
  • Последний поклон астафьев какие рассказы входят