Последние слова сказки завершение рассказ о том чем закончилась история называется

2 декабря 2021 г. 16:281 декабря 2021 года в москве открылась v всероссийская с международным участием научная конференция теология в

2 декабря 2021 г. 16:28

1 декабря 2021 года в Москве открылась V Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: теория, история, практика межрелигиозного и межкультурного диалога в ситуации глобальных вызовов». К участникам форума обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президент Научно-образовательной теологической ассоциации митрополит Волоколамский Иларион.

Уважаемые участники конференции!

Хотел бы начать со слов, которые прозвучали сегодня в приветствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Замечательно, что организация данной конференции, подводящей итоги года, стала уже доброй традицией. Минувшие пять лет были ознаменованы значительными достижениями в развитии теологии как новой отрасли гуманитарного знания в нашей стране: расширилось профессиональное научно-педагогическое сообщество, активизировалась работа диссертационных советов, пополнился корпус учебной и научной литературы».

Все эти достижения, на которые указал в своем приветствии Святейший Патриарх, были бы невозможны без согласованной работы очень многих людей. Это и представители преподавательского и научно-педагогического сообщества, это и представители различных религиозных традиций, это и представители различных органов государственной власти.

Не было бы этих успехов, если бы не было запроса на теологию. А запрос этот появился сразу после того, как Церковь и религиозные традиции в нашей стране обрели свободу. Уже 90-е и 2000-е годы были ознаменованы постепенным вхождением теологии в научно-образовательное пространство — не только конфессиональное, но и светское.

Последние годы были отмечены, я бы сказал, определенным прорывом в этой области, потому что после долгих лет дискуссий удалось, наконец, всем доказать, что теология имеет такое же право на существование в светском образовательном пространстве, как и другие гуманитарные науки. Теология была признана государством в качестве научной области. Мы теперь имеем возможность выдавать дипломы государственного образца по теологии, которые признаются государством.

Конечно, все это было бы невозможно без той огромной работы, которая велась и продолжает вестись на протяжении всех этих лет.

Надо сказать, что с самого начала теология существовала в нашей стране как межконфессиональный и межрелигиозный проект. Мы всегда говорили о том, что теология не может существовать вне конфессионального пространства. Теология может быть только межконфессиональной. Но в каком смысле она может быть межконфессиональной? Когда мы обсуждали вопрос о том, как нам создавать диссертационные советы, кафедры теологии, то звучали отдельные предложения о том, что надо создавать межрелигиозные диссертационные советы или межрелигиозные кафедры.

Кафедры теологии, на которых преподается и Православие, и ислам, и другие религиозные традиции, существуют. А что касается диссертационных советов, мы все же пришли к тому пониманию, что они, прежде всего, должны создаваться по принципу научной компетентности членов диссертационных советов и, во вторую очередь, должны учитывать их конфессиональную принадлежность. Но вряд ли мы можем создавать диссоветы по межконфессиональному принципу. Иначе каждый диссовет может превратиться в потенциальный очаг межрелигиозных конфликтов, что менее всего нам нужно.

Представьте себе диссертанта, который пришел в диссертационный совет, где, допустим, семь человек представляют Православную Церковь, пять человек — исламское сообщество, два человека — иудаизм. Он защищает диссертацию по той или иной дисциплине и проваливается на защите. Такие случаи имеют место, ведь на то и существуют диссертационные советы, чтобы давать оценку диссертационным исследованиям. И тогда соискатель может сказать, что его завалили на защите, потому что там было недостаточно представителей его конфессии.

Мы решили с самого начала исключить этот элемент и строить диссертационные советы по конфессиональному принципу, при том понимании, что научная компетентность членов диссертационного совета — это первый и основной признак.

Но экспертный совет ВАК по теологии является межконфессиональным органом, где присутствуют представители всех наших традиционных конфессий. Это очень важно, потому что мы все должны друг друга поддерживать. Мы заинтересованы в том, чтобы теологическое образование развивалось во всех наших традиционных конфессиях. Думаю, это очень важный фактор развития теологии в нашей стране.

Часто задают вопрос: для чего нужна теология в светском образовательном пространстве? Понятно, для чего она нужна в духовных учебных заведениях, где мы готовим служителей культа, и они без теологии никак не могут обойтись. А зачем теология, например, ядерщикам, математикам, физикам или представителям других естественных наук?

Ответ очень простой. Например, русская литература в школе или в университете изучается не только для того, чтобы все школьники и студенты потом стали литературоведами. Для этого они могут поступить в Литературный институт. Но, тем не менее, считается правильным, чтобы все изучали русскую литературу. Считается правильным, чтобы все — и физики, и лирики — изучали историю государства Российского.

Почему же теология должна оставаться в стороне? Конечно, мы не собираемся навязывать теологию в качестве некой обязательной дисциплины, как в свое время навязывался научный атеизм или история коммунистической партии. Такого, надеюсь, в нашей стране никогда не будет. Но почему же не предоставить возможность всем желающим изучать теологию, чтобы разбираться в религиозных вопросах, иметь полноценное универсальное образование, которое должны давать университеты? Ведь уровень безграмотности в религиозных вопросах иногда оказывается просто поразительным. Люди могут быть продвинутыми в самых разных областях, но как только они касаются религиозных вопросов или религиозной терминологии или тематики, они допускают такие грубые и нелепые ошибки, что диву даешься, как человек не знает таких элементарных вещей. Поэтому, хотя бы с целью ликвидации безграмотности в религиозной области необходимо давать нашим учащимся возможность изучать теологию.

Приведу один пример из своей практики. Начиная учить немецкий язык, я воспользовался учебным пособием, которое называется Assimil. Это серия учебных пособий на разных языках. И там я прочитал на немецком языке одну историю. Один художник предложил своему ученику нарисовать ангела. И тот нарисовал ангела в ботинках. Учитель спросил: «Где же ты видел ангела в ботинках?» На что ученик возразил: «А где Вы видели ангела без ботинок?» Это шуточная история, но она имеет некоторое отношение к теологии. Почему? Хотя бы потому, что в христианской традиции существует определенный иконографический канон, в соответствии с которым изображаются ангелы. У них есть крылья, одежды, обувь.

Когда человек, не знающий элементарных основ теологии, видит перед собой, например, иконы или средневековую живопись, или даже живопись эпохи Возрождения, то он смотрит на все это по-дилетантски. Он не видит, не понимает и не способен понять очень многих вещей.

Приведу еще один пример, который касается, опять же, иконографии. Мы, наверное, все помним, как изображается Благовещение на фресках, мозаиках — византийских, древнерусских, балканских. Мы видим на фресках изображение ангела и Пресвятой Богородицы, которая в руках держит пряжу красного цвета. В Евангелии ничего не говорится о том, что Матерь Божия держала что-то в руках, когда Ей явился ангел. Но существует апокрифический памятник «Протоевангелие Иакова», где многие евангельские сюжеты расписаны более подробно. В нем рассказывается, что в тот момент, когда к Деве Марии явился ангел, Она вышивала пурпурное полотно для завесы Иерусалимского храма, и потому у Нее в руках была пряжа. Но более того, из этой пряжи потом была создана целая богословская концепция. Когда мы, например, в начале Великого поста читаем Великий покаянный канон Андрея Критского, то видим некий образ: подобно этой пряже плоть Богочеловека Христа была создана, исткалась в Твоем чреве, Пресвятая Богородица.

Все это изучается теологами и всеми, кто изучает теологию. Вне зависимости от религиозной принадлежности человека, знания в этой области помогают по-новому взглянуть не только на произведения искусства, письменности, но и вообще на окружающий мир. Потому что очень многие вопросы, над которыми бьется человеческая мысль, так или иначе связаны с религией, в том числе и вопросы, касающиеся безопасности, нашего будущего, сосуществования религий.

Здесь я хотел бы обратиться к словам нашего Президента, который сказал, что «теология как наука выполняет ответственную воспитательную, мировоззренческую миссию, содействует сбережению традиционных духовно-нравственных ценностей нашей страны, помогает сформулировать ответы на глобальные вызовы. Среди них — такие, как терроризм и экстремизм. И чтобы им противостоять, важна не только эффективная работа правоохранительных органов и силовых структур, но и неустанная просветительская деятельность, глубокие исследования современных социальных, общественных, этнокультурных проблем». А это именно то, чем занимается теология.

Мы видим, что религиозный фактор очень часто используется проповедниками экстремизма или терроризма. Свои преступные деяния они иной раз облекают в псевдорелигиозные формулировки или лозунги. Некоторые люди, становящиеся жертвами пропаганды экстремистов и террористов, воображают, что тем самым они, участвуя в этих организациях, выполняют чуть ли не особую миссию от Бога.

Наша просветительская работа нужна для того, чтобы каждый человек понимал, чему учит конкретная религиозная традиция: призывает ли она к терроризму или экстремизму или учит миру, любви и добрососедству.

Если бы у нас не было такого, к сожалению, высокого уровня безграмотности в религиозных вопросах, то и не было бы людей, которые вовлекаются в террористические организации или увлекаются экстремистскими идеями, думая при этом, что они находятся в религиозном поле. К сожалению, они находятся в антирелигиозном поле и выполняют не волю Всевышнего, а волю диавола. И мы должны им прямо говорить об этом. Думаю, что это позиция всех наших традиционных конфессий, и здесь нет и не может быть никаких исключений.

Теология выполняет очень важную, объединительную и охранительную функцию, помогает нам понять, где добро, а где зло, где черное, где белое, где настоящая религия, а где псевдорелигия.

За последние годы были созданы новые кафедры теологии, развиваются новые учебные курсы. Мы создаем учебные пособия для бакалавриата теологии. Ведь до недавнего времени современных учебных пособий у нас практически не существовало: и в духовных учебных заведениях, и на кафедрах теологии в светских вузах использовалась в качестве учебной литературы либо литература XIX века, либо учебные пособия, изданные в эмиграции в XX веке.

Сейчас у нас есть возможность создавать новые учебные пособия. В Русской Православной Церкви под непосредственным наблюдением Святейшего Патриарха мы ведем такую работу. Мы издали уже около 30 учебников и еще, по крайней мере, столько же находится у нас в работе. Практически через эти учебники мы должны покрыть своим вниманием весь спектр дисциплин, входящих в научную отрасль «теология».

Почему я говорю, что проект осуществляется под наблюдением Святейшего Патриарха? Не только потому, что он дал на это благословение, но и потому, что буквально каждый учебник, выходящий в основной серии, проходит через его руки. Он читает эти учебники на стадии после рецензирования их в духовных школах, делает свои пометки, замечания, то есть проявляет личное внимание к этому проекту. И иногда по замечаниям Патриарха нам приходится полностью переписывать учебники.

Теология — это мощный международный и межкультурный ресурс. Религиозные деятели, который обладают высоким уровнем образования, имеют возможность выступать на международных площадках по религиозным вопросам. Но это касается не только религиозных деятелей. Это касается всех, кто изучает теологию, поскольку теологические дисциплины во всем мире очень востребованы. Только в нашем Отечестве в течение 70 лет в образовательном пространстве не было теологии, а во многих других странах теология присутствовала. Когда мы общаемся с нашими партнерами в других странах, в частности, в западных университетах, мы видим, какой высокий уровень теологического образования существует в этих университетах. Но наша задача заключается не в том, чтобы копировать достижения иностранных учебных заведений, а в том, чтобы в нашем отечественном образовательном пространстве создать возможности для изучения теологии на качественно высоком уровне.

В завершение своего выступления я хотел бы сказать о востребованности теологов, получающих образование в светских вузах, и о преподавании религиозных дисциплин в школе.

Те, кто обучается в духовных учебных заведениях, хорошо видят свое будущее, понимая, для чего они получают духовное образование. Большинство выпускников затем становятся священнослужителями или церковными работниками, или работниками в соответствующей религиозной конфессии.

Когда речь идет о теологах, изучающих теологию в светских вузах, то вопрос их последующей востребованности далеко не всегда ясен. Чем они смогут дальше заниматься? Где смогут применить полученные ими знания? Где в конце концов они будут работать?

Это, конечно, вопрос, который нам еще предстоит решить. Нам удалось с Божией помощью и с помощью нашего Президента, и в целом Российского государства выстроить очень, на мой взгляд, прочную систему преподавания теологии на уровне высших учебных заведений. Но мы должны прямо признать, что на уровне средних и начальных учебных заведений в нашей стране религия и теология практически отсутствуют. Более того, нас, религиозных деятелей, не допускают в школы, чтобы мы могли рассказать детям о наших религиозных традициях. Это, на мой взгляд, серьезная проблема. Потому что когда выпускник школы поступает в вуз, это, как правило, человек уже со сложившимся мировоззрением, у которого есть определенный багаж знаний, и если в этом багаже наличествует такая серьезная лакуна, как знание религиозных традиций, то ее будет трудно восполнить на уровне высшего образования.

Поэтому вопрос о востребованности теологов имеет прямое отношение и к вопросу о том, кто и как у нас преподает религиозные дисциплины в школах. Недавно Святейший Патриарх встречался с преподавателями Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Но преподаватели ОРКСЭ должны обладать специальными компетенциями и иметь мандат на преподавание от своих религиозных традиций. Кроме того, преподавание ОРКСЭ в одном только четвертом классе в течение лишь одного учебного года и лишь одного часа в неделю — это, конечно, капля в море. Во многих странах, в том числе, где мне довелось служить, преподавание религиозных дисциплин в светской школе осуществляется служителями соответствующих религиозных традиций. Например, в Австрии (я часто привожу этот пример) достаточно, чтобы в классе было два православных ученика, чтобы к ним каждую неделю приходил православный священник и преподавал основы православной религиозной традиции. Почему в Австрии это возможно, а в нашей стране нет?

Мне бы хотелось, чтобы мы все вместе поразмышляли и над этим вопросом, потому что от него в конечном счете во многом зависит будущее нашей теологической науки.

И, конечно, вопрос о том, насколько в нашем Отечестве известны литературные памятники религиозных традиций. Приведу пример. Выступая в одном из наших московских вузов на тему «Достоевский и Евангелие», я спросил: кто читал Достоевского? К моей радости практически все, кто сидели в зале, подняли руки. Затем я спросил: кто читал Евангелие? И, к сожалению, быть может, четвертая или пятая часть зала подняла руки. То есть Евангелие даже как литературный памятник многим людям неизвестно. Оно не входит в учебную программу. Мы читаем «Слово о полку Игореве», различные древние эпосы, но мы не читаем Евангелие. А почему бы не включить его в школьную программу по литературе? Разве этот литературный памятник не заслуживает изучения нашими школьниками?

Хотел бы всем нам пожелать успехов в тех трудах, которые мы несем, каждый на своем посту, а также успехов в развитии научной отрасли «теология».

Благодарю вас за внимание.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

08:13 — Концовки сказок (разнообразить свое сказительство)

Концовка – это последние слова сказки, рассказ о том, чем кончилась история, ее мораль. Но ещё чаще и обращение к слушателю, переключение на реальность, рассказ сказочника о самом себе как связующем пространство сказки и явь.

И жили они долго и счастливо

И стали они вместе жить да поживать да добра наживать

И я там был , мёд – пиво пил , по усам текло, а в рот не попало.

Я сам у него в гостях был. Брагу пил, халвой закусил! Обо всём разузнал и вам рассказал.

Я там недавно была, мёд-пиво пила, в молоке купался, полой утирался.

А кто эту сказку сказал, всё это своими глазами видал.

Кто не верит, – пусть проверит

Вот вам сказка, мне бубликов вязка.

Тут и сказки конец, а кто слушал ― молодец

Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец ,а моей сказке конец

Жили царь с царицей, а в саду у них колодец, а в колодце корец, а моей сказочке конец.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок
Мы мешок развязвли, вам сказок насказали. А теперь завяжем мешок — и дальше пойдем, новых сказок наберем. А вы нас ждите — пироги пеките!
Статья «Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика», о том, что концовка – мини-путешествие в иной мир, с соотв. деталями и ступенями. http://www.ruthenia.ru/folklore/antonov1.htm
Какие еще концовки знаете — пишите.

Tags: присказка, сказка, статья

Ekaterina 28.09.2017

zakonchit skazku 1

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Зачин — что это такое? Примеры

В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.

Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:

Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..

«Богатыри». Виктор Васнецов

Слово «зачин» происходит от глагола «зачинать» — то есть начинать, приступать к чему-либо. Русская пословица гласит: «Зачин дело красит». Это значит, что хорошее начало предопределяет успех всего дела.

Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.

Зачин, присказка и концовка в сказке

Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой. Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки.

Пример присказки: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»

Иллюстрация к присказке «Жил-был царь…». Иван Билибин

Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».

Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.

Зачин в литературе

«Искусственный» зачин иногда используют поэты в стилизациях народных песен или сказок. Однако в них уже нет традиционных повторяемых формул, так что подобный «зачин» — это уже литературная игра.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Зачин в сказке «Царевна-лягушка»

«Царевна-лягушка» — волшебная сказка, в ней происходят чудеса и невероятные превращения.

В начале у сказки — зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Завершается сказка концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Тут и там в сказке встречаются повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, осыпали костями-огрызками.

Используются неизменные эпитеты: тугие луки, острая стрела, птицы летучие, животные рыскучие, солнце ясное, столы дубовые, повесил буйну голову, дремучие леса.

Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин

Зачин в сказке «Сивка-Бурка»

Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: «Жил-был старик, у него было три сына».

Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год

Зачин в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Зачин в сказке про Ивана — крестьянского сына и Чудо-Юдо: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына».

Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»

В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:

Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.

Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина

Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.

Зачин в сказке «Конек-горбунок»

«Конек-горбунок» — литературная сказка в стихах, написанная Петром Ершовым в 1834 году. Это не народная сказка, поэтому у нее оригинальный авторский зачин:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

Концовка также стилизована под народную сказку:

Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский

Слова сказочницы перед сказкойв стихах

Ссылка на файл: >>>>>> http://file-portal.ru/Слова сказочницы перед сказкойв стихах/

Самые красивые иллюстрации (страница 16)
Корень чудо
Сказка в стихах: Колдун-злодей и гномик Рости

Праздники , Развлечения , Сценарии. На центральной стене — силуэт сказочного леса. Перед стеной — занавес. Из-за занавеса появляется сказочница. В книге яркие иллюстрации к сказкам. Я — сказочница Василиса. Пригласила вас послушать новые сказки: В мире много сказок— Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Сказка в двери к нам стучится, Скажем гостю: Почему ты такая грустная? Ах, тетушка Василиса, братец Иванушка пропал. И где я только его не искала: Сейчас я своего помощника позову. У него совета попросим. Эй, конечек, мой конек, Горбуночек, горбунок! Ты скачи ко мне, дружок, Верный конь мой, горбунок! Он бежит, высоко поднимая колени, обегает круг, останавливается возле сказочницы Аленушка. Ты, конек, мне помоги, Братца милого найди! Я Ванюшу не найду, Но помочь вам, помогу. Вот дарю перо жар-птицы, Всем оно вам пригодится, Будет перышко сиять, В сказки двери открывать. Аленушка, твой братец, наверное, в какой-нибудь сказке заблудился. Посмотри, какая у меня интересная книга со сказками В книжку детскую малыш Только постучится: Тук, тук, тук— И вот, глядишь— Оживут страницы. Взмахни, Аленушка, волшебным пером жар — птицы, и оно перенесет тебя в любую сказку. Засветись, перо, ярко, Засветись, перо, жарко! Сказка новая, начнись, Братец милый мой, найдись! Аленушка уходит за занавес Сказочница раскрывает книгу Посмотрю, в какую сказку перенесло перо Аленушку. Это круглый колобок, Колобок—румяный бок, По амбару метен, По сусекам скребен. Он от дедушки ушел, Он от бабушки ушел, Перед волком не дрожал, От медведя убежал. И лисице на зубок Не попался колобок. Занавес раздвигается, за ним стоит колобок Аленушка. Вы моего братца Иванушку в своей сказке не встречали? Колобок, дед, баба вместе. Занавес закрывается, Аленушка остается перед ним Сказочница. Аленушка машет пером Засветись, перо, ярко, Засветись, перо, жарко! Аленушка уходит за занавес Сказочница. Интересно, в какую сказку на этот раз перенесло перо Аленушку. Мужичка перехитрила, С воза рыбу утащила, Обманула волка Тоже очень ловко! На сцене елка, прорубь. Впереди стоит лиса с корзинкой, в которой видна рыба Лиса. Вот устала, так устала! Возле речки я гуляла. Мужичка перехитрила И всю рыбу утащила! Волк выбегает Лисавета, здравствуй! Ничего идут дела, голова пока цела. Шерсти клок… Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке. Ну, а ты-то где бродила? Рыбку в проруби ловила. Только хвостик опустила, Видишь, сколько наловила! Показывает корзинку с рыбой Волк. Рыбки тоже я хочу! Тянется к рыбе,лиса быстро прячет корзинку за спину Лиса. Так поймай, я научу. Ты ступай, дружок, к реке, Сядь в укромном уголке, Хвост свой в прорубь опускай И все время повторяй: Ловись, рыбка большая и маленькая! Помогла ты мне советом. Лиса показывает, кричит вслед Не забудь, слова скажи! Волк подбегает к проруби, опускает хвост. Лиса прячется за елку Волк. Посижу да подожду… А теперь слова скажу: Лиса из-за елки Мерзни, мерзни, волчий хвост! Мерзни, мерзни, волчий хвост! Что это ты там, лисонька, все приговариваешь? Да я, куманек, говорю: Это ты правильно говоришь. Нет, Аленушка, не встречали! Сказочница предлагает Аленушке другую сказку начинать Аленушка. Сказка новая, начнись, Братец- милый мой, найдись! Возле леса на опушке Трое их живет в избушке, Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Занавес открывается, на сцене три медведя Аленушка спрашивает о своем братце. Иванушка в нашей сказке не был. Аленушка начинает новую сказку. Петушок со шпорами, Хвост его узорами. Ой, какой он голосистый! Эта сказочка о том, Как петух спасен котом. Занавес открывается, бежит испуганный петушок Петух. Подбегает к сказочнице Спрячьте где-нибудь меня! И не бойся, будь смелей, Мы. Петух прячется в мешок. Где ты, миленький дружок? Для тебя я принесла И гороху, и пшена. Ты, лисичка не хитри, Ты сперва меня найди! Вот какой-то мешок… В нем, наверно, петушок. Лиса открывает мешок, петух выскакивает, пытается убежать Петух. Что за шум, кто кричит, кого здесь ловят? Петух жалобно Это я, твой петушок! Видишь, Петя, сколько раз Я давал тебе наказ. Ты не слушал, убежал И опять в беду попал. На сей раз тебя спасу И лисичку попрошу: Я согласна, так и быть, Буду с вами мирно жить! Выходит Аленушка, спрашивает про Иванушку Кот, Петух, Лиса. Что же делать, тетушка Василиса? Где теперь искать Иванушку, последняя сказка закончилась… Сказочница. В моей книге еще один листик остался И посмотри, кто здесь нарисован! Да это же мой братец Иванушка! Голос из-за занавеса Здесь я, Аленушка! У ребят в гостях в детском саду! Сидит и стоит небольшая группа детей с книгами в руках, впереди Иванушка. У нас в детском саду все ребята дружат с книгой. И особенно любят сказки. Вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Пора и мне прощаться с вами. До новых встреч в стране сказок. E-mail будет скрыт required. You can use these tags: Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Музыка подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Без музыки жизнь была бы ошибкой. Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем. Музыка не имеет отечества; отечество ее — вся вселенная. Левашева — детям Поговорим о музыке Рассказы из музыкальной шкатулки Истории создания опер Истории создания песен Мемуары И. Рахилло Мифы-легенды-сказки Музыка в семье Музыканты улыбаются О легендарном ансамбле Рассказы для школьников Русские народные песни Стихи о музыке Так это было… Танцевальные портреты. Путешествие в страну сказок Вс, Apr 26, Праздники , Развлечения , Сценарии. Комментировать Имя required E-mail будет скрыт required Сайт XHTML: Глухов Сумской области Украина. Эта песня для меня кровно дорога. Хотя я и не был Какие яркие,красивые стихи и величест Великие о музыке Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Людвиг ван Бетховен Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий Шостакович Музыка подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Уолтер Патер Без музыки жизнь была бы ошибкой. Фридрих Ницше Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем. Эдвард Григ Музыка не имеет отечества; отечество ее — вся вселенная. Метки Головоломки Ноты беседы-очерки-рассказы видео детское творчество истории создания опер истории создания песен мифы-легенды-сказки музыкальная педагогика музыканты улыбаются отголоски прошлого портреты композиторов праздники-развлечения советы стихи о музыке танцы театр кукол теория музыки фонограммы mp3 фото хор цитаты школьная филармония.

Вяжем маечку крючком для девочки видео
Сущность понятия угроза виды угроз безопасности
Ростелеком какой пароль вводить
Сколько стоит стрижка собаки
Мебель россии оренбург каталог товаров

Тема: «М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб» как литературная сказка».

Цель: продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: умение анализировать произведение, характеризовать героев, сопоставлять их, владение литературоведческой терминологией, выявление характерных художественных сказочных приёмов, правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, планирование алгоритма ответа, умение оценивать и формулировать то, что уже усвоено, формулирование собственного мнения и своей позиции на события и поступки героев.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя; нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.

Ресурсы: художественная литература, презентация, выставка книг

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.

Разгадывание кроссворда.

— Если вы верно разгадаете кроссворд, то узнаете о каком литературном жанре мы сегодня будем говорить на уроке.

1.Красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например «живая вода» (эпитеты).

2.Начало произведения, которое рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в тексте, например «Жил да был крестьянин…» (зачин).

3.Последние слова произведения, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, например «После того они жили долго и счастливо» (концовка).

4.Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину (присказка).

5.Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях (сказка).

— О каком же жанре литературы мы будем с вами говорить?

  1. Актуализация знаний.

— Мир литературы в 5 классе мы начали открывать для себя со знакомства с народными сказками, затем познакомились с творчеством писателей, которые работали в этом жанре.

— Назовите этих писателей.

— Вспомните определение сказки.

— На какие две группы делятся сказки?

— Отличаются ли народные сказки от литературных? Чем?

— Как по-другому называют литературную сказку?

— В чём особенность литературной сказки? (реальные события, обыкновенные люди, обычные предметы, описание занятий людей, есть автор)

— К какому жанру отнесёте произведение, которое читали дома? Авторская эта сказка или народная? Докажите.

  1. Целеполагание.

— Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

— Какие цели поставим?

— Соотнесите свои цели, с целями на экране. О чём не сказали?

  1. Работа по теме урока.
  1. История создания сказки.
  • Мы продолжаем знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова.

— Запись сказки сделана Лермонтовым осенью 1837 (первая ссылка на Кавказ), возможно, в Тифлисе со слов М. Ф. Ахундова, у которого поэт, как предполагают, брал уроки татарского (азербайджанского) языка.  Лермонтов  совершенно точно передал сюжет и сохранил многие разговорные особенности. Впервые сказка была опубликована после смерти поэта в сборнике «Вчера и сегодня»  в 1846 году.

— Что же обозначает имя Ашик-Кериб? Имя восходит к двум арабским словам: «ашик» — влюблённый, «кериб» — чужестранец.

2. Работа с выставкой книг.

— Обратите внимание на книги, представленные на выставке. Чему они посвящены?

3. Словарная работа.

— Лермонтов в своей сказке использует много турецких слов, которые затрудняют прочтение текста. Чтобы разобраться в содержании сказки, дома вы составляли словарик непонятных слов. Посмотрим, как вы усвоили эти слова. Задание,  которое я вам предлагаю, называется «Соотнеси слово и его значение».

Аян- Ага— знатный господин.

Ана— мать.

Ашик— музыкант, балалаечник.

Аллах— бог.

Газель— родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Зарок- клятвенное обещание.

Караван— сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Маулям— создатель.

Минарет— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз— ежедневное пятикратное моление у мусульман.

Оглан— юноша.

Пророк— истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Паша- в старой Турции титул генералов.

Сааз— турецкая баладайка.

Салям- алейкум— здравствуйте.

Чауши— слуги.

4. Заочная экскурсия по Тифлизу.

— Где происходит действие?

— Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор. Обратите внимание на постройки, природу Кавказа, музыку,  чтобы лучше прочувствовать атмосферу того времени.

—  Архитектура, природа, музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки.

5. Восстановление событий сказки.

— Расположите описанные в сказке события в правильной последовательности.

  • Магуль-Мегери хочет убить себя, чтобы не стать женой Куршуд-бека.
  • Ашик-Кериб предлагает свою сестру в жёны Куршуд-беку.
  • Ашик-Кериб и Магуль-Мегери знакомятся на свадьбе.
  • Ашик-Кериб живёт у паши и делается очень богатым.
  • Ашик-Кериб поёт песню на свадьбе Магуль-Мегери.

6. Беседа по вопросам. Выборочное чтение.

— О чём рассказывается в сказке?

— Чем занимался Ашик-Кериб?

— Почему люди уважали его?

— Как он познакомился со своей невестой? (зачитать)

— Какое сравнение использует автор?

— Что предложила девушка Ашик-Керибу?

— Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты? (чтение по ролям)

— О каких чертах характера говорит такой поступок? (честный, самостоятельный, справедливый)

— Какое решение принял Ашик-Кериб?

— Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго?

— Что совершил Куршуд-бек? (зачитать)

— Почему он так поступил?

— Как приняла  мать эту страшную весть? (зачитать)

— Почему она поверила Куршуд-беку?

— Почему Магуль-Мегери не поверила в это?

— Добился ли Ашик-Кериб того чего хотел?

— Кто помог ему разбогатеть? (паша)

— Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила? (зачитать)

— Кто и в каком городе назвался хозяином блюда?

— Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой?(всадник Хадерилиаз – св. Георгий)

— Кто первым узнал Ашик-Кериба?

— Чем закончилась сказка?

7. Словесное рисование (работа в группах)

— Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

1 группа – Ашик-Кериб.

2 группа – Магуль-Мегери.

3 группа – Куршуд-бек.

8. Работа с иллюстрацией.

— Как выглядят герои?

— Какие чувства испытывают?

— Как это изобразил художник?

— Соотнесите текст с иллюстрацией.

9. Обобщение.

— Найдите в тексте признаки сказки.

— В чём главная мысль сказки?

— Мы познакомились с турецкой сказкой. Ответьте на вопрос «Что я увидел общего в событиях сказок русских и турецкой сказки?»

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

— Сказку какого народа нам пересказал М.Ю.Лермонтов?

— На кого из героев вы хотели быть похожи или взяли в друзья? Почему?

— Оцените свою работу на уроке.

  1. Задание на дом.

Деление текста на части, составление плана, пересказ.

Подготовить отзыв о сказке.

  • Последние дни жизни базарова сочинение
  • Последнее предложение как пишется
  • Послевкусие как правильно пишется
  • После тренировки как пишется
  • После уроков девочки возвращались домой все вместе сочинение