После бала рассказ иллюстрации

Сочиненияпо литературетолстой л. н.главные герои рассказа после балапосле бала один из небольших рассказов льва алексеевича толстого, который свет увидел
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Главные герои рассказа После бала

«После бала» — один из небольших рассказов Льва Алексеевича Толстого, который свет увидел только после смерти автора в 1911 г, так как выпуск такого в царской России был невозможен. В основе произведение лежит реальная история, произошедшая с братом писателя. Последний собирался сделать возлюбленной предложение, но отказался от этой идеи после увиденной жестокости, которую вершил её отец. Стоит рассмотреть главных и второстепенных героев рассказа.

Главные герои

Иван Васильевич

В рассказе “После бала” герой Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте иного человека. Несчастья человека для него не явились обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича не безмолвствует. От увиденного герой утрачивает все то светлое и трепетное, что живо в нем это время. Пренебрегает важным для себя. Принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен посыл и взгляд на вещи самого автора.

Полковник Пётр Владиславович

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

Варенька

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

Герои произведения После бала (главные и второстепенные)

Толстой Лев Николаевич всегда был, есть и будет человеком, творчество которого уважает огромное количество людей. Этот автор затрагивал такие наболевшие темы, что читавший его произведения человек, поражался, а иногда даже открывал глаза на действительность. Одно из его значимых произведений, написанное в 1903 году – это рассказ «После бала». В нём повествуется о переменчивости человека, о случае, который может кардинально изменить отношение личности к ситуации. Композиция произведения проста: рассказ делится на «до бала» и после. Главный герой, влюблённый в девушку, весь вечер проводит с ней, находясь на балу, он восхищается её отцом, его нарядом и манерами, а наутро, выйдя на улицу, видит, как этот же самый отец идёт во главе профессии, а служащие, бредущие рядом, бьют бедного человека по его приказу. Конечно, герой разочаровался в отце, но помимо этого он перестал любить и девушку. Вот так случаи и меняют мировоззрение.
Что касается главных героев, то в произведении их три.

Иван Васильевич

В начале рассказчик беседует со своими товарищами, но они в рассказе не играют никакой роли. Человека, что поведал эту историю зовут Иван Васильевич. Через его образ автор доносит до читателей свои мысли и отношение к жизни. Иван Васильевич является добрым и сочувствующим человеком, увидев избиение, он не принимает его как должное, а шокируется этим зрелищем, и оно навсегда остаётся в его душе. Человек не привык видеть такие вещи, они для него неприемлемы, и именно поэтому он даже отказывается от своего самого дорогого человека – прекрасной Вареньки.

Варенька

Варенька – это скорее даже не главный, а второстепенный герой, но так как любовь, а впоследствии и нелюбовь Ивана обращена к ней, её можно отнести и к главным героям. Это очень умная девушка, она знает французский язык и любит читать. Помимо образованности, Варенька ещё и очень красивая, она сохраняет свою красоту даже в старости, выйдя замуж за другого человека. Именно за красоту внешнюю и «идеал» души и полюбил Вареньку Иван Васильевич.

Пётр Владиславович

Пётр Владиславович – полковник, который в начале предстаёт перед читателем замечательным родителем, который до безумия любит дочку. Он очень нравится главному герою. Пётр позиционирует себя как истинного христианина, но это вообще непохоже на правду. Христиане должны быть добры к ближнему, он же наутро после бала приказывает своим слугам избивать бедного несчастного татарина, чем разочаровывает и шокирует Ивана Васильевича.

Беглый татарин

Помимо вообще неиграющих роли людей, в произведении есть ещё один неглавный герой, это татарин. Он сбежал, за что был приговорён к избиению хлыстом под звуки флейт и барабанов. Солдат шёл по снегу босиком, его кожа была сильно покалечена, и он очень молил о пощаде. Этот персонаж является самым страдающим, ведь его пожалел только Иван Васильевич, а остальные над ним смеялись и продолжали бить.

Произведение имеет глубокий смысл. Он заключается в том, что всего одно незначительное событие может очень сильно пошатнуть психику человека, и он уже никогда не будет относиться к ранее любимым вещам хорошо, как и случилось с Иваном Васильевичем.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои произведения После бала

Популярные сегодня темы

Полностью соглашусь со словами темы сочинения. Именно от нас самих зависит, будем ли мы счастливы. Что же для этого нужно? Думаю, чтобы обрести счастье, за него нужно бороться.

Одной из самых узнаваемых басней среди детей и взрослого поколения является «Ворона и лисица». Рыжая плутовка с самого начала появления на страницах басни заискивает перед вороной, которая, сидя слишком высоко на дереве,

Жадность – это когда человек все время хочет получить больше чем имеет, все и сразу, и главное не делиться ни с кем. Алчность – это недостаток который порицается человечеством

Лето – это самая лучшая пора года. Целых три месяца отдыха, которые можно провести так, как захочется именно тебе. Нет практически никаких дел, а, самое главное, не нужно делать никаких домашних заданий!

И. С. Тургеневу удавалось удивительно тонко понимать людей и передавать их переживания и чувства с поразительной точностью. В своих произведениях он знакомит читателей с людьми, способными на высокие чувства

Второстепенные персонажи

Беглый татарин

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

Портреты героев в совокупности отражают взгляд на вещи самого автора. Иллюстрируют его непримиримую позицию относительно человеческого ожесточения. Экзекуцию контролирует полковник и зорко следит за исполнением наказания. Весь его вид демонстрирует жестокость в отношении с подчиненными. Он вымещает свою злость не только на провинившемся, но и на солдатах, которые стоят в строю и приводят наказание в исполнение. Описание событий автор ведет от имени главного героя, который рассказывает два случая из собственной жизни, что произошли с его участием в период студенчества. Основной идеей здесь выступает то, что решающим моментом в судьбе любого человека выступает не окружение, а обстоятельства.

Герои рассказа После бала Толстого

«После бала» – один из небольших рассказов Льва Алексеевича Толстого, который свет увидел только после смерти автора в 1911 г, так как выпуск такого в царской России был невозможен. В основе произведение лежит реальная история, произошедшая с братом писателя. Последний собирался сделать возлюбленной предложение, но отказался от этой идеи после увиденной жестокости, которую вершил её отец. Стоит рассмотреть главных и второстепенных героев рассказа.

Главные герои

Иван Васильевич – главный герой рассказа. Это молодой человек, который влюбляется в симпатичную девушку на очередном балу. По его словам, это была «самая сильная любовь». Он смотрит на неё на балах, он танцует с ней мазурку, от чего влюбляется всё сильнее. Опьянённый любовью, он не может уснуть и идёт на улицу, где видит казнь татарина. Руководит этим процессом отец той самой девушки, от чего Ивану Васильевичу становится дурно и тошно. Он с трудом возвращается в постель, но после увиденного ужаса опять мучается от бессонницы. Засыпает он только после того, как напился с приятелем.

У этого героя остро развито чувство сопереживания. Он легко ставит себя на место того беглого татарина, понимает его боль. Увиденное для него необычно, он не может смириться с мыслью и понять, что такому наказанию есть причины. Внутри Ивана Васильевича умирает всё светлое и чувственное, что было. Через образ Ивана Васильевича автор выражает собственные мысли и мнение.

Полковник Пётр Владиславович. Это отец возлюбленной главного героя, в начале рассказа главный герой видит его как отличного семьянина, заботливого отца и прекрасного танцора. Иван Васильевич умиляется танцу дочери с отцом, его жестам. Этот герой позиционирует себя как христианин, но не следует постулату нравственности. Он мил со своей дочерью, но зверски ненавидит солдат. Поведение Петра Владиславовича вызывает отвращение главного героя, он не понимает человека, который может причинять такой вред другим людям и не сочувствовать.

Варенька – возлюбленная главного героя. Она играет скорее второстепенную, но всё-таки важную роль в рассказе. Рассказчик описывает девушку как высокую, статную, образованную и очень красивую. Даже в преклонном возрасте она сохранила свои прекрасные черты, а в молодости она была величественна. Она единственный ребёнок в семье и очень любима родителями. Варенька дала герою пёрышко из веера на память и случайно оставила перчатку, когда главный герой сажал девушку и её мать в карету. В неё влюбляется главный герой, но после того случая с татарином любовь пропадает. Вскоре она выходит замуж за другого.

Второстепенные герои

Беглый татарин. Свидетелем казни этого героя становится Иван Васильевич. Наказание заключается в ударах палками (шпицрутенами по-военному). Эта процессия сопровождается визжащей музыкой флейты и барабана. Главный герой видит, как татарин корчится под ударами и молит о пощаде, но служащие холодны к его словам. Иван Васильевич видит изуродованную спину наказуемого, и от этого ему становится тошно.

Действующих лиц в рассказе немного, но каждое играет важную роль для выражения главной мысли автором.

Сочинение 2

Иван Васильевич является одним из главных героев произведения «После бала». Именно он ведет эту повесть. Рассказывает читателю ее от своего лица. Он добрый, сострадательный. Ему непривычно видеть избиение человека, это надолго остается у него на душе. Иван впечатлительный человек. Родился он в состоятельной семье. Он словно чувствует чужую боль и трагедию. Как-будто все проходит через него. В результате столкновения с несправедливыми вещами, Иван решает отказаться от карьеры военного и колоссально меняет свою жизнь. Этот герой рассказывает, как один его день смог перевернуть полностью его представление об этом мире.

Девушка худого телосложения, которая умела себя преподнести. Также умела держаться, словно царица, у нее милая улыбка и красивые глаза.У нее было много поклонников, но влюбилась она в Ивана. Она умна, начитана, хорошо владеет французским языком.

Полковник Пётр Владиславович.

Заботливый отец Вареньки, а также хороший семьянин, он очень любит свою дочь. Полковнику лет пятьдесят и выглядит он очень статно, имеет крепкое телосложение. Его аристократическая внешность и речь вызывали восхищение у других людей. Изначальна он очень понравился Ивану, понравился ему он и своей любезностью. Вообще полковнику было легко расположит к себе людей. На бале он выглядел восхитительно, а в танце с дочкой Варей, от них просто не отводили глаз. Он был очень обходителен с дочерью. Мог даже экономить на себе, чтобы своей любимой дочурке купить больше красивых платьев. В первой части произведения он показан как положительный герой.

Но после бала все поменялось. Все его милы черты исчезли, когда началась сцена наказания беглого татарина. Он просто ненавидит простых солдат. Когда он приказал избить одного бедного татарина, то главный герой разочаровывается в нем и меняет свое мнение. Полковник словно перевоплотился в другого человека, жестокого, злого и беспощадного. После этого случая главный герой Иван не только поменял своем мнение о полковнике, но и отстранился от Вари, его чувства вскоре остыли.

Этот герой является простым солдатом, которого наказал за совершение побега. Во время наказания он просит, чтобы над ним сжалились, ему было очень больно, он не мог больше это вытерпеть. Но полковник Петр Иванович был неумолим. Ему били хлыстами, его кожа была сильно повреждена.

Главные герои рассказа После бала

Несколько интересных сочинений

В мире много выдающихся спортсменов, которые навсегда останутся в истории мирового спорта. Один из таких спортсменов это Владимир Кличко и соответственно его брат Виталий.

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

Мне кажется, учитель должен быть умным, добрым и отзывчивым: кормить кошечек и собачек, помогать нам, выполнить то, что нам тяжело.

Корни Н.В.Гоголя из Украины. В его произведениях много говорится о его родине. О ее природе, о ее традициях, о ее людях.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с плохим настроением. Еще никому не удавалось его избежать. Испортить его может как что-то серьезное, например, болезнь или сбои в работе аэропорта, так и что-то простое

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «После бала»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «После бала»
  • для самых компанейских — Главные герои «После бала»
  • для самых занятых — Читательский дневник «После бала»
  • для самых любопытных — Анализ «После бала» Толстой
  • для самых крутых — Читать «После бала» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры. В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич
    — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька
    — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник
    (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

Конспект
урока по чтению в 8 классе

Тема: .Ш.Н.
Толстой «После бала»

Цель: — способствовать пониманию учащимися нравственных
понятий,характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к
человеку, неприятие насилия над личностью;

— способствовать развитию
познавательного интереса школьников; — развитие умения анализировать
литературные образы.

Оборудование: учебники, интерактивная доска, словарные
слова и т.д.

Ход урока

1.
Организационный момент:

Ребята, сегодняшний урок у нас пройдет в присутствии наших
гостей.

Давайте мы все встанем и поприветствуем их image004

II. Введение в тему

Сегодня у нас обобщающий урок по изучению одного
из интереснейших произведений русской литературы — рассказа Льва Николаевича
Толстого «После бала».

1.   
Для начала, вспомним биографию Л.Н.Толстого.

2.   
— Кто мне скажет когда и где родился Л.Н.Толстой ?

       
Как звали мать писателя?

       
К какому роду она принадлежала?

       
Кто отец Толстого?

       
А как вы думаете, почему не видно лица матери?

       
Какое самое яркое воспоминание сохранил писатель о своем детстве?
— Где учился Лев Николаевич?

       
Как вы думаете, что изображено на слайде?

Посмотрите, как выглядела усадьба «Ясная Поляна» при жизни
писателя и как выглядит сейчас.

       
А это столовая, где обедал Толстой и его кабинет.

       
Какой деятельностью занимался Толстой в «Ясной Поляне»?

       
Почему крестьяне недоверчиво относились к его деятельности?

       
Как прошли последние дни жизни писателя?

       
Какие произведения Толстого вы знаете?

III. Работа
по теме урока

2. История создания

В основе рассказа «После бала» лежит действительное
событие, о котором

Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в
Казани. Его брат Сергей полюбил дочь местного воинского начальника и собирался
на ней жениться. Но после того как Сергей увидел жестокое наказание, которым командовал
отец любимой девушки он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать у них
дома и отказался от мысли о женитьбе. З.Введение в тему

*        
Теперь перейдем к самому рассказу Л.Н. Толстого «После бала». image005 Одним из
главных вопросов, который ставится автором в данном произведении, является
вопрос:

*        
Может ли случай
изменить жизнь человека?

К концу урока мы с вами вернемся к этому вопросу и постараемся
ответить на него.

-А сейчас, давайте, вспомним главных героев
рассказа. — Из каких двух частей состоит рассказ «После бала»?

*        
Как вы думаете, почему рассказ называется «После бала»?

4. Анализ события на балу image006 Посмотрите на
эту картину — Что вы видите на ней?

  А
где проходил бал?

  Назовите
день, когда происходило это событие (последний день масленицы) — Кто помнит
описание бала?

  image007Какие
чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Прочитайте в учебнике, как
рассказчик сам описывает свое душевное состояние.

-Почему он был так счастлив, в восторге? — Давайте
вспомним, как выглядела Варенька на балу?

5. Аудио
чтение

*        
Прослушайте отрывок, где дано описание одного из героев
произведения и постарайтесь определить о ком идет речь?

*        
-По прослушанному описанию, каково ваше представление о
полковнике? Можно ли судить о каких-либо его личностных качествах?

*        
Посмотрите на экран

*        
Скажите, какой фрагмент рассказа изображен на этой иллюстрации?

-Каким описывает автор полковника на балу?

*        
Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки
и полковника

(слайД.Мд8)(чтение
с экрана)

*        
Посмотрите, как об этом говорит сам рассказчик.

*        
Давайте еще раз вспомним, каким описывает автор Петра
Владиславовича и как он выглядит в глазах Ивана Васильевича на балу?

*        
Физ. Минутка

(физ. минутка для глаз в сопровождении
музыки — Мазурки) Ребята, вам понравилась музыка, которая сейчас прозвучала? А
знаете, что именно под такую музыку полковник с дочерью танцевали Мазурку на
балу.

Мазурка — польский народный танец, название произошло от
слова «Мазуры». Так называют жителей Мазовии, исторического региона в Польше.

Анализ события после бала image008 Мы с вами
обсудили события, происходившие на балу.

-А каком еще событии говорится в данном рассказе?

*        
Дети, обратите внимание на эту картину

*        
Что вы видите на ней? — А что в это время делал Петр
Владиславович? — Какие чувства охватили Ивана Василевича, когда он увидел сцену
наказания?

*        
Посмотрите, ребята, чем били осужденных?

Словарная
работа

Шпицрутены — длинные, гибкие прутья, которыми наносили
удары, прогоняя осужденных сквозь строй солдат

(Дети
произносят это слово)

*        
Скажите, как поступил полковник, когда увидел Ивана Васильевича?

*        
Как вы думаете, почему он так поступил?

*        
Как это событие повлияло на Ивана Васильевича?

-Почему полковник, как будто любящий отец, оказался
жестоким по отношению к солдатам?

-Обратите внимание на то, что после того как Иван
Васильевич увидел жестокость полковника он изменил свое отношение к Вареньке
несмотря на прежние чувства к ней.

*        
А какие чувства овладели вами?

Работа у
доски

*        
А теперь у меня для вас небольшое задание. (На доску вешаются
таблички) Посмотрите еще раз на эти иллострации. Что мы видим на них?

*        
Ваша задача разложить слова в два столбика: слева — описание
полковника на балу, справа — описание полковника после бала

На балу

После бала

Заботливый

Безжалостный Красивый

Злобный

Свежий старик

Гневный голос

Танцевал прекрасно Грозно и злобно нахмурился

Ласковая, радостная улыбка

Твердая подрагивающая походка

Ребята, как вы думаете, что больше всего потрясло Ивана
Васильевича в полковнике?

-А сейчас вернемся к нашему главному вопросу, который
прозвучал в начале урока:

image009 Может
ли случай изменить жизнь человека? (Ответы Детей)

Сталкивались ли вы с ситуацией когда, разочаровавшись в
человеке , вам приходилось менять свое решение или выбор?

-Давайте еще раз вспомни, из каких двух событий состоит
рассказ?

Чем отличается первая часть от второй?

-Изменилось ли ваше отношение к какому-либо герою и почему?

1 Как
называется усадьба Л.Н. Толстого, в котором он прожил большую часть своей
жизни?

А) Большие Луки

Б) Ясная Поляна

В) Красная Поляна

2. Действие
рассказа происходит

image010

А)В первый день масленицы

Б) В последний день масленицы В) В чистый
понедельник

З . Кто по
званию был отец Вареньки?

А) Капитан

Б) Майор В) Полковник

4.  Замысел произведения:

А) подсказан писателю кем-то; Б) придуман Толстым; В)
реальное событие , произошедшее с родственником Толстого

5.  После бала Иван Васильевич

А) Уехал домой и лег спать

Б) Уехал в гости

В) Уехал домой и там поужинал

Г) Уехал домой, но не смог уснуть, поэтому пошел
прогуляться

6.  За что наказывали солдата в рассказе
Л.Н. Толстого «После бала»?

А) За трусость

Б) За побег

В) За грубость начальникуimage011

7.  Что шептал наказуемый татарин, когда
проходил мимо Ивана Васильевича?

А) Дядечки, не убивайте. Б) Я не виноват. В) Сынки,
помилуйте. Г) Братцы, помилосердуйте.

8.  Чем закончилась история любви Ивана
Васильевича и Вареньки?

А) Она его бросила

Б) Они стали реже встречаться и их любовь сошла на нет.

В) Они поженились

Г) Он её
бросил

image012

Урок литературы

«Художественное своеобразие рассказа Л.Н.
Толстого «После бала»

8 класс

Цели урока: отметить
художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа
повествователя-рассказчика Ивана Васильевича, «монолог души» которого составляет
самый чувствительный нравственно-психологический нерв, художественный смысл
рассказа.

Ход урока:

Вступительное слово учителя об
истории создании рассказа и его основе.

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После
бала» и особое внимание уделим мастерству писателя, ставшего по праву
 первой фигурой в русской литературе.

Перед вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году
художником  Николаем Ге

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, все
вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы,
которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда,
понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и
величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко
освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение
ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно
сочетающейся с суровостью проповедника»

На рубеже двух эпох Л.Н. Толстой  создал ряд произведений,
среди которых был рассказ «После бала», он был написан в 1903 году, а
опубликован уже  после смерти писателя в 1911году.

Сюжетной основой рассказа стало действительное событие,
произошедшее с братом писателя Сергеем Николаевичем Толстым.

Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью
воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и
 ее отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Толстого) к  этой девушке
угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое
утро увидел, как её отец  ее распоряжался прогнанием сквозь  строй
бежавшего из казармы солдата. Случай этот тогда же стал известен Льву
Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался
им для своего рассказа «После бала».

Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя.  В
нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника.  Давайте рассмотрим
художественное своеобразие этого произведения.

Композиция (работа с термином) . 
Составные части композиции.

 Что необычного вы
заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование? 

(Повествование ведётся от лица
рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то,
что произошло после бала.)

— На сколько частей можно разделить рассказ? Каких?

— Какие две сцены противопоставлены?

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой использует
приём «рассказ в рассказе»

Работа с текстом рассказа. Сцена бала.

Обратимся к тексту рассказа.

Читается описание бала.
— Какой танец описан автором более подробно?
— Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка
звучит в ушах рассказчика и после бала. 

— Какую из двух частей вы
считаете главной, несущей основное содержание произведения? 

— А зачем писателю понадобилась
первая часть?

— Как называется такой
прием? 

(Антитеза – противопоставление. В
рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и
экзекуция). Экзекуция — порядок приведения в исполнение телесн. наказания или
смертн. казни.

— Какие образы, ситуации
противопоставляются писателем? 

 (Бал у губернского
предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала =
солдаты, Варенька = наказываемый). 

Весь рассказ построен на 
контрастах — описание событий бала и после, психологическое состояние
героев. 

                                                 
 

ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ    ПОСЛЕ
БАЛА

Бал чудесный, зала прекрасная,
буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит
беспрерывно.    В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое,
мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

-Для чего здесь используется этот
прием? 

— Что помог передать
контраст? 

III. Беседа о главных героях. Кто
главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. 

– Каким вы его себе
представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).
– Как же Иван Васильевич
чувствует себя на балу?

– Какие эпитеты выбраны для
характеристики бала? 

(Бал чудесный, зала прекрасная,
музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный). 

– Почему герою все на балу
видится в таких радужных 

красках?
(Он счастлив, влюблен). 
– Какую цветовую гамму использует
Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой
цвет доминирует?
Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может
символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта,
идеал).

Сцена после бала (работа
с текстом)

– А теперь давайте сразу же
посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде. 

– Герой еще не видит всей
картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? 

– Черные люди – что это за люди?
Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?

– Что они ему несут?
– Какие еще 
цвета присутствуют
в эпизоде? 

– Снова появляется белый цвет,
но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскалбелых зубов). Что спрятано
за этими словами? 

– На фоне черных людей этот белый
оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную
атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. 

— За что полковник Б. бил солдата
по лицу? 

– Эту деталь 
одежды мы
уже видели? При каких обстоятельствах?

Толстой использует прием
зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же
румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все
по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал
солдата по лицу?

Какую сторону военной жизни
увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

– Почему же, увидев это, герой
передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти
законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного
зрелища испытывал стыд). 

– Но что-то еще открылось герою в
это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников
говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван
Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает
понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит.
Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому
испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? 

(Божеский).
– В какой день разворачиваются
все события? 

(Прощеное воскресенье – Чистый
понедельник).

– Что за праздник Прощеное
воскресенье? 

(Надо всех простить, надо
покаяться).

– Почему понедельник называют
Чистым? 

(Человек очистился и начался пост
– воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего
Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И
только два человека услышали эти мольбы. Кто они? 

– Как вы думаете, к чему
призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается
герою в этот святой день? Как надо учиться жить?

– Но мог ли полковник при этом
поступить иначе?

–Какие основные мотивы
присутствуют в рассказе? 

(Мотивы неприятия социальной
справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести)


Писатель виртуозно владеет
изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев.
Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в
языковых средствах, в описаниях.


 Подведение итогов урока. 
 Какова идея рассказа «После
бала»? (человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких и дальних
своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё,
что совершается в мире)

Что вас сегодня больше всего
заинтересовало на уроке?

Актуальна ли тема в наши дни?
Каков смысл сегодняшнего занятия
для вас?

Значение рассказа  «После
бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с
солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы
видим, широкие гуманистические проблемы. 

Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в
происходящее? Подтвердите это текстом. 
( Он был настолько ошеломлен
увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

— Прав ли Иван Васильевич, посчитавший
Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

— Как изменилась жизнь Ивана Васильевича
после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного.
Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния
общественному злу.)

Итог урока.

— А сейчас, заканчивая
урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника
изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю
ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по
Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных
художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы
видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной
жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость,
честь, достоинство?

Слайд 1

«После бала»Л.Н. ТолстойтестГуркина Наталья Юрьевна учитель русского языка и литературы МОУ «Дороховская СОШ»пос. Дорохово, Бежецкий район, Тверская

Текст слайда:

«После бала»
Л.Н. Толстой
тест

Гуркина Наталья Юрьевна учитель русского языка и литературы
МОУ «Дороховская СОШ»
пос. Дорохово, Бежецкий район, Тверская обл.


Слайд 2

А) повесть;Б)очерк;В)рассказ;Г) новелла.1. Жанр произведения2. Число рассказчиков произведенияА) один;Б) два;В)три;Г) пять.А) Рассказ в рассказе;Б) Повествование от первого

Текст слайда:

А) повесть;
Б)очерк;
В)рассказ;
Г) новелла.

1. Жанр произведения

2. Число рассказчиков произведения

А) один;
Б) два;
В)три;
Г) пять.

А) Рассказ в рассказе;
Б) Повествование от первого лица;
В) Последовательное авторское; изложение событий.

3. Тип композиции


Слайд 3

4. Жизненным источником произведения Л.Н. Толстого является случай произошедший с:А) с ним самим;Б) с его братом; В)

Текст слайда:

4. Жизненным источником произведения
Л.Н. Толстого является случай произошедший с:

А) с ним самим;
Б) с его братом;
В) с хорошим знакомым .

А)Ася;
Б)Ольга;
В)Катерина; Г)Варенька.

5. Как зовут девушку, в которую влюблен главный герой:


Слайд 4

А)конные прогулки; Б)игру в карты; В)балы и вечера; Г)путешествия6. Что Иван Васильевич считал главным удовольствием молодости?7. Чем

Текст слайда:

А)конные прогулки;
Б)игру в карты; В)балы и вечера; Г)путешествия

6. Что Иван Васильевич считал главным удовольствием молодости?

7. Чем занимался Иван Васильевич в годы описываемых событий?

 А) служил в гусарском полку;
 Б) служил при канцелярии;
 В) учился в университете


Слайд 5

8. Какой танец танцевали на балу Варенька и ее отец?9. В каком чине был отец Вареньки?А) мазурку;

Текст слайда:

8. Какой танец танцевали на балу Варенька и ее отец?

9. В каком чине был отец Вареньки?

А) мазурку;
 Б) кадриль;
 В) вальс;
Г) полька

А) полковника;
 Б) майора;
 В) генерала;
Г) поручика

 А) розовое;
 Б) голубое;
 В)белое;
Г) кремовое.

10. Какого цвета было платье Вареньки?


Слайд 6

11. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?12. Что надел отец Вареньки перед тем, как танцевать с

Текст слайда:

11. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

12. Что надел отец Вареньки перед тем, как танцевать с ней?

13. С кем жил Иван Васильевич в юности?

А) отчуждение;
Б) возмущение;
В) восторг;
Г) пренебрежение

А)шпагу;
Б) замшевую перчатку;
В) орден;
Г) мундир.

А )  с братом;
Б)   с сестрой;
В )  с отцом;
Г) с отцом и матерью.


Слайд 7

14. Что особенно умиляет героя во внешности отца Вареньки?А)За кражу;Б) за побег;В) за неподчинение приказу; Г)

Текст слайда:

14. Что особенно умиляет героя во внешности отца Вареньки?

А)За кражу;
Б) за побег;
В) за неподчинение приказу;
Г) за порчу мундира.

15. За что наказывали татарина?

А)шляпа;
Б) сапоги; В)мундир; Г)галстук.

16. Укажите верное утверждение

А) Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала;
Б) Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции.


Слайд 8

17. С помощью каких средств выразительности противопоставлены друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?а) антитеза;б)

Текст слайда:

17. С помощью каких средств выразительности противопоставлены друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

а) антитеза;
б) подбор эпитетов;
в) прямая авторская оценка;
г) цветопись;
д) звукопись;
е) описание одного героя;
ж) внутренний монолог.


Слайд 9

18. Какой художественный прием положен в основу композиции «После бала»?а) последовательность излагаемых событий;б) цикличность излагаемых событий;в) ретроспектива;г)

Текст слайда:

18. Какой художественный прием положен в основу композиции «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий;
б) цикличность излагаемых событий;
в) ретроспектива;
г) антитеза.

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности;
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом.

19. Отметьте верное утверждение


Слайд 10

20. Иллюстрация к сцене:А)танец Вареньки с отцом;Б) танец Вареньки с Иваном Васильевичем; В) танец хозяина бала с

Текст слайда:

20. Иллюстрация к сцене:

А)танец Вареньки с отцом;
Б) танец Вареньки с Иваном Васильевичем;
В) танец хозяина бала с дочерью;
Г) танец хозяина бала с Варенькой.


Слайд 11

21. Иллюстрация к сцене:А) сцена экзекуции;Б) горд на рассвете; В) танец хозяина бала с дочерью; Г)бал.

Текст слайда:

21. Иллюстрация к сцене:

А) сцена экзекуции;
Б) горд на рассвете;
В) танец хозяина бала с дочерью;
Г)бал.


Слайд 12

22. Иллюстрация к сцене:А) главный герой идет на бал;Б) главный герой гуляет по городу после бала; В)

Текст слайда:

22. Иллюстрация к сцене:

А) главный герой идет на бал;
Б) главный герой гуляет по городу после бала;
В) сцена экзекуции;
Г) иллюстрация к размышлениям автора о главном герое.


Слайд 13

23. Иллюстрация к сцене:А) сцена экзекуции;Б) горд на рассвете; В) танец хозяина бала с дочерью; Г) иллюстрация

Текст слайда:

23. Иллюстрация к сцене:

А) сцена экзекуции;
Б) горд на рассвете;
В) танец хозяина бала с дочерью;
Г) иллюстрация к размышлениям автора о главном герое.


Слайд 14

«После бала» - ключ20. - А19. - Б18. - Г17. – В, Ж16. - Б14. -

Текст слайда:

«После бала» — ключ

20. — А

19. — Б

18. — Г

17. – В, Ж

16. — Б

14. — Б

15. — Б

13. — А

12. — Б

11. — В

10. — В

9. — А

8. — А

7. — В

6. — В

5. — Г

4. — Б

3. — А

2. — А

1. — В

21. — Г

22. — Б

23. — А


Слайд 15

Использованный материал:Л.Н.Толстой «После бала» рассказ.Литература 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.Интернет-ресурсыhttp://www.literaturus.ru/p/blog-page_59.html (информационный материал

Текст слайда:

Использованный материал:
Л.Н.Толстой «После бала» рассказ.
Литература 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.
Интернет-ресурсы
http://www.literaturus.ru/p/blog-page_59.html (информационный материал для теста и иллюстрации к произведению)
https://vita-studia.com/2018/01/illustrations-for-the-works-of-tolstoy/ (иллюстрации В. Кожевниковой)


Скрытый обман

Богословы полагают произведение «прелестным романом», т.к. по их мнению, все его содержание вводит читателя в заблуждение. Из-за множества деталей не виден тот обман, который желают скрыть.

Рассказ Воланда двум литераторам на Патриарших прудах о суде над Иешуа Га-Ноцри, сон Иванушки Бездомного в психиатрической клинике о казни бродячего философа, беседа Воланда и Маргариты в нехорошей квартире до и после Великого бала, две главы из романа мастера, повествующие об убийстве Иуды из Кириафа и погребении Иешуа Га-Ноцри, беседа Воланда и Левия Матвея на каменной террасе одного из зданий в Москве и, наконец, картина мира, представленная Воландом мастеру и Маргарите после того, как они покинули Москву — все это перечеркивается двумя эпизодами, которые выявляют грандиозный обман, в который погружался на протяжении всего романа читатель.

Итак, Азазелло присутствовал при разговоре Воланда и королевы Марго в спальне нехорошей квартиры в главе 24-й («Извлечение мастера»).

«— Ни в коем случае, — ответил Воланд, — дело в том, дорогая королева, что тут произошла маленькая путаница. Каждое ведомство должно заниматься своими делами. Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди…

— Да, уж гораздо больше, — не утерпел и вставил кот, видимо гордящийся этими возможностями.

— Молчи, черт тебя возьми! — сказал ему Воланд и продолжал, обращаясь к Маргарите: — Но просто, какой смысл в том, чтобы сделать то, что полагается делать другому, как я выразился, ведомству? Итак, я этого делать не буду, а вы сделайте сами».

Он же, Азазелло, присутствовал в главе 29-й («Судьба мастера и Маргариты определена») при разговоре Воланда и Левия Матвея на каменной террасе здания и слышал просьбы, переданные от Иешуа.

«— Он прочитал сочинение мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем».

«— Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, — в первый раз моляще обратился Левий к Воланду».

Следовательно, Азазелло должен был бы разделять взгляд на мир, представленный его господином — Воландом. Есть единый Бог и ему подчинены два равных друг другу «ведомства». Одно, ведавшее милосердием, возглавляет Иешуа, а другое — Воланд. Ведомство последнего исполняет просьбы и осуществляет наказания. Так по просьбе Иешуа мастер и Маргарита получили «покой» в вечном приюте, был прощен и взят в «свет» Понтий Пилат. Отбыл свое наказание в свите Воланда темно-фиолетовый рыцарь, бывший регентом и запевалой. Однако, вся нарисованная дьяволом картина мира рушится от одного желания крестного знамения в главе 29-й («Судьба мастера и Маргариты определена»).

«Первое, что они увидели там (во дворике — А.Я.), это сидящую на земле кухарку застройщика, возле нее валялся рассыпавшийся картофель и несколько пучков луку. Состояние кухарки было понятно. Трое черных коней храпели у сарая, вздрагивали, взрывали фонтанами землю. Маргарита вскочила первая, за нею Азазелло, последним мастер. Кухарка, застонав, хотела поднять руку для крестного знамения, но Азазелло грозно закричал с седла:

— Отрежу руку! — он свистнул, и кони, ломая ветви лип, взвились и вонзились в низкую черную тучу».

Если все было так, как рассказывал литераторам «свидетель» Воланд, и так как написал в романе мастер, то почему же тогда представитель нечистой силы Азазелло испугался крестного знамения? Если никакого Сына Божьего не было и не распинали Иисуса Христа на кресте, а был Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ, которого повесили на столбе с перекладиной, то чего же тогда испугался демон безводной пустыни, демон-убийца? Ведь не испугался же Азазелло столкнуться лицом к лицу с Левием Матвеем, учеником Иешуа Га-Ноцри на каменной террасе здания. Так чего же он испугался желания крестного знамения того, чего не было? А раз демон испугался крестного знамения и действительного развоплощения, то, следовательно, вся картина мира, нарисованная Воландом, представляет грандиозный обман, в котором Иешуа Га-Ноцри, Левий Матвей, Понтий Пилат, Иуда из Кириафа, Иосиф Каифа и другие являются не теми, за кого их желал выдать дьявол.

Так крестное знамение в главе 18-й («Неудачливые визитеры») романа уже развоплотило одну нечистую силу.

«— Я шляпочку забыл, — шепнул буфетчик, тыча себя в лысину. Гелла повернулась, буфетчик мысленно плюнул и закрыл глаза. Когда он их открыл, Гелла подавала ему шляпу и шпагу с темной рукоятью.

— Не мое, — шепнул буфетчик, отпихивая шпагу и быстро надевая шляпу.

— Разве вы без шпаги пришли? — удивилась Гелла.

Буфетчик что-то буркнул и быстро пошел вниз. Голове его почему-то было неудобно и слишком тепло в шляпе; он снял ее и, подпрыгнув от страха, тихо вскрикнул. В руках у него был бархатный берет с петушьим потрепанным пером. Буфетчик перекрестился. В то же мгновение берет мяукнул, превратился в черного котенка и, вскочив обратно на голову Андрею Фокичу, всеми когтями вцепился в его лысину. Испустив крик отчаяния, буфетчик кинулся бежать вниз, а котенок свалился с головы и брызнул вверх по лестнице».

Таким образом, мы видим, что в романе Воланд действительно является продолжателем традиции изображения дьявола в литературе: Книга Иова в Библии, «Фауст, трагедия» Иоганна Вольфганга фон Гете. Хотя Воланд и литературный герой, но он сохранил дьявольскую сущность — князь тьмы отец зла и обмана. Сатана сознательно представил искаженную картину библейской истории, чтобы в нее уверовали советские граждане, порвавшие с христианской религией. Отличает Воланда от предшественников размах обмана. Те боролись за отдельные человеческие души, а Воланд же не мелочился. Он рисует желаемую ему картину мира, где дьявол в силе и на равных с милосердным Иешуа. Так все произведение стало «прелестным романом», а, следовательно, и седьмым доказательством бытия Бога. Если «Мастер и Маргарита» убеждает советских граждан в существовании дьявола, то с неизбежностью из этого следует признание бытия Бога. Вот и получается, что во взгляде на Воланда как на дьявола по сути правы богословы.

  • Поскромнее как пишется слитно или раздельно
  • Поскакал как пишется правильно
  • Посильнее как пишется слитно или раздельно
  • Послание из прошлого рассказ на дзен
  • Посильную помощь как пишется