После бала лев толстой рассказ

Конспект урока по чтению в 8 классе тема: .ш.н. толстой после бала цель: - способствовать пониманию учащимися нравственных понятий,характеризующих личность:

Конспект
урока по чтению в 8 классе

Тема: .Ш.Н.
Толстой «После бала»

Цель: — способствовать пониманию учащимися нравственных
понятий,характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к
человеку, неприятие насилия над личностью;

— способствовать развитию
познавательного интереса школьников; — развитие умения анализировать
литературные образы.

Оборудование: учебники, интерактивная доска, словарные
слова и т.д.

Ход урока

1.
Организационный момент:

Ребята, сегодняшний урок у нас пройдет в присутствии наших
гостей.

Давайте мы все встанем и поприветствуем их image004

II. Введение в тему

Сегодня у нас обобщающий урок по изучению одного
из интереснейших произведений русской литературы — рассказа Льва Николаевича
Толстого «После бала».

1.   
Для начала, вспомним биографию Л.Н.Толстого.

2.   
— Кто мне скажет когда и где родился Л.Н.Толстой ?

       
Как звали мать писателя?

       
К какому роду она принадлежала?

       
Кто отец Толстого?

       
А как вы думаете, почему не видно лица матери?

       
Какое самое яркое воспоминание сохранил писатель о своем детстве?
— Где учился Лев Николаевич?

       
Как вы думаете, что изображено на слайде?

Посмотрите, как выглядела усадьба «Ясная Поляна» при жизни
писателя и как выглядит сейчас.

       
А это столовая, где обедал Толстой и его кабинет.

       
Какой деятельностью занимался Толстой в «Ясной Поляне»?

       
Почему крестьяне недоверчиво относились к его деятельности?

       
Как прошли последние дни жизни писателя?

       
Какие произведения Толстого вы знаете?

III. Работа
по теме урока

2. История создания

В основе рассказа «После бала» лежит действительное
событие, о котором

Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в
Казани. Его брат Сергей полюбил дочь местного воинского начальника и собирался
на ней жениться. Но после того как Сергей увидел жестокое наказание, которым командовал
отец любимой девушки он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать у них
дома и отказался от мысли о женитьбе. З.Введение в тему

*        
Теперь перейдем к самому рассказу Л.Н. Толстого «После бала». image005 Одним из
главных вопросов, который ставится автором в данном произведении, является
вопрос:

*        
Может ли случай
изменить жизнь человека?

К концу урока мы с вами вернемся к этому вопросу и постараемся
ответить на него.

-А сейчас, давайте, вспомним главных героев
рассказа. — Из каких двух частей состоит рассказ «После бала»?

*        
Как вы думаете, почему рассказ называется «После бала»?

4. Анализ события на балу image006 Посмотрите на
эту картину — Что вы видите на ней?

  А
где проходил бал?

  Назовите
день, когда происходило это событие (последний день масленицы) — Кто помнит
описание бала?

  image007Какие
чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Прочитайте в учебнике, как
рассказчик сам описывает свое душевное состояние.

-Почему он был так счастлив, в восторге? — Давайте
вспомним, как выглядела Варенька на балу?

5. Аудио
чтение

*        
Прослушайте отрывок, где дано описание одного из героев
произведения и постарайтесь определить о ком идет речь?

*        
-По прослушанному описанию, каково ваше представление о
полковнике? Можно ли судить о каких-либо его личностных качествах?

*        
Посмотрите на экран

*        
Скажите, какой фрагмент рассказа изображен на этой иллюстрации?

-Каким описывает автор полковника на балу?

*        
Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки
и полковника

(слайД.Мд8)(чтение
с экрана)

*        
Посмотрите, как об этом говорит сам рассказчик.

*        
Давайте еще раз вспомним, каким описывает автор Петра
Владиславовича и как он выглядит в глазах Ивана Васильевича на балу?

*        
Физ. Минутка

(физ. минутка для глаз в сопровождении
музыки — Мазурки) Ребята, вам понравилась музыка, которая сейчас прозвучала? А
знаете, что именно под такую музыку полковник с дочерью танцевали Мазурку на
балу.

Мазурка — польский народный танец, название произошло от
слова «Мазуры». Так называют жителей Мазовии, исторического региона в Польше.

Анализ события после бала image008 Мы с вами
обсудили события, происходившие на балу.

-А каком еще событии говорится в данном рассказе?

*        
Дети, обратите внимание на эту картину

*        
Что вы видите на ней? — А что в это время делал Петр
Владиславович? — Какие чувства охватили Ивана Василевича, когда он увидел сцену
наказания?

*        
Посмотрите, ребята, чем били осужденных?

Словарная
работа

Шпицрутены — длинные, гибкие прутья, которыми наносили
удары, прогоняя осужденных сквозь строй солдат

(Дети
произносят это слово)

*        
Скажите, как поступил полковник, когда увидел Ивана Васильевича?

*        
Как вы думаете, почему он так поступил?

*        
Как это событие повлияло на Ивана Васильевича?

-Почему полковник, как будто любящий отец, оказался
жестоким по отношению к солдатам?

-Обратите внимание на то, что после того как Иван
Васильевич увидел жестокость полковника он изменил свое отношение к Вареньке
несмотря на прежние чувства к ней.

*        
А какие чувства овладели вами?

Работа у
доски

*        
А теперь у меня для вас небольшое задание. (На доску вешаются
таблички) Посмотрите еще раз на эти иллострации. Что мы видим на них?

*        
Ваша задача разложить слова в два столбика: слева — описание
полковника на балу, справа — описание полковника после бала

На балу

После бала

Заботливый

Безжалостный Красивый

Злобный

Свежий старик

Гневный голос

Танцевал прекрасно Грозно и злобно нахмурился

Ласковая, радостная улыбка

Твердая подрагивающая походка

Ребята, как вы думаете, что больше всего потрясло Ивана
Васильевича в полковнике?

-А сейчас вернемся к нашему главному вопросу, который
прозвучал в начале урока:

image009 Может
ли случай изменить жизнь человека? (Ответы Детей)

Сталкивались ли вы с ситуацией когда, разочаровавшись в
человеке , вам приходилось менять свое решение или выбор?

-Давайте еще раз вспомни, из каких двух событий состоит
рассказ?

Чем отличается первая часть от второй?

-Изменилось ли ваше отношение к какому-либо герою и почему?

1 Как
называется усадьба Л.Н. Толстого, в котором он прожил большую часть своей
жизни?

А) Большие Луки

Б) Ясная Поляна

В) Красная Поляна

2. Действие
рассказа происходит

image010

А)В первый день масленицы

Б) В последний день масленицы В) В чистый
понедельник

З . Кто по
званию был отец Вареньки?

А) Капитан

Б) Майор В) Полковник

4.  Замысел произведения:

А) подсказан писателю кем-то; Б) придуман Толстым; В)
реальное событие , произошедшее с родственником Толстого

5.  После бала Иван Васильевич

А) Уехал домой и лег спать

Б) Уехал в гости

В) Уехал домой и там поужинал

Г) Уехал домой, но не смог уснуть, поэтому пошел
прогуляться

6.  За что наказывали солдата в рассказе
Л.Н. Толстого «После бала»?

А) За трусость

Б) За побег

В) За грубость начальникуimage011

7.  Что шептал наказуемый татарин, когда
проходил мимо Ивана Васильевича?

А) Дядечки, не убивайте. Б) Я не виноват. В) Сынки,
помилуйте. Г) Братцы, помилосердуйте.

8.  Чем закончилась история любви Ивана
Васильевича и Вареньки?

А) Она его бросила

Б) Они стали реже встречаться и их любовь сошла на нет.

В) Они поженились

Г) Он её
бросил

image012

На чтение 8 мин. Просмотров 109 Опубликовано

Спецификой творчества русского классика Л. Н. Толстого являются неизменные поиски нравственности. Он задавался вопросом предназначения человека. В рассказах Толстого красной нитью проходит тема взаимоотношений между людьми. Философская ориентация его произведений затрагивает эти вопросы и обнажает их суть. Наиболее остро это чувствуется в работах созданных после духовного кризиса. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего рассказа был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утвержден писателем в конце августа 1903 года.

posle-bala-glavnye-geroi-45287.jpg

Краткая характеристика героев «После бала»

Главные герои

Иван Васильевич

В рассказе “После бала” герой Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте иного человека. Несчастья человека для него не явились обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича не безмолвствует. От увиденного герой утрачивает все то светлое и трепетное, что живо в нем это время. Пренебрегает важным для себя. Принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен посыл и взгляд на вещи самого автора.

Полковник Пётр Владиславович

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

Варенька

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

</tr></table>

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>

    • <label>1903</label>
    • <label>1907</label>
    • <label>1911</label>
    • <label>1915</label>

(новая вкладка)

«После бала» главные герои рассказа Льва Толстого представители 19 века.

«После бала» главные герои

Иван Васильевич — от его имени ведется повествование, главный герой.  Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свою жизнь, отказавшись от военной карьеры.

Варенька — девушка, в которую был влюблен Иван Васильевич. У нее было худощавое тело, но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

«высокая, стройная, грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза.»

Петр Владиславович — отец Вареньки. Занимал пост военного начальника.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и крепкий человек лет пятидесяти. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Он был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

 В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги, так как, экономил онна себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев.

После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль».

Содержание:

История создания и идея

В произведении «После бала» Лев Толстой изобразил реальный случай. История рассказана Иваном Васильевичем, бывшим студентом военного училища. Таким студентом был некогда родной брат писателя — Сергей Николаевич. Любовь к юной особе цвела в его сердце до тех пор, пока он не узнал истинную природу отца возлюбленной, который в действительности оказался немилосердным и даже жестоким начальником.

Жестокость человека, который ранее казался достойным своего звания и положения, потрясла Сергея Николаевича Толстого. Вследствие увиденного у брата писателя в сердце полностью умерла любовь к молодой и очень образованной девушке. Увидев нрав отца, он понял, что девушке привиты те же ценности, точнее, отсутствие ценностей.

Высокопоставленные люди уважают только статус и силу. А общество, где нет нравственных ценностей, а есть только право власти сильного над слабым, обречено. Стать родственником этого семейства Сергей Николаевич не захотел.

Об этом случае он рассказал Льву Николаевичу. А тот облек эмоции брата в прекрасный рассказ на философско-этическую тему.

Основные герои повести

В рассказе три главных героя. Основной персонаж — Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование. Второй герой — полковник Б., и третий — дочь полковника, в которую влюблен рассказчик.

Персонажи произведения у Толстого раскрываются так:

  1. Сам рассказчик — Иван. Он описывает себя молодым студентом, который учится в военном училище и часто гуляет с друзьями, ходит танцевать на балы. Автор намекает, что этот персонаж еще юн, в нем много ветрености. Он мало понимает свой будущий путь. Но в нем есть и любовь к людям, и прощение.
  2. Варенька — дочь полковника. Девушка мало участвует в сюжете. Она представлена как красивая и воспитанная девушка. За ней ухаживает много представительных юношей. В ней есть шарм и ум, ее статус тоже высок. Все хотят жениться на ней. Образ Вареньки на балу отпечатался в воспоминаниях рассказчика. Иван Васильевич всю ночь не мог заснуть от счастья, которое подарил ему бал и эта девушка.
  3. Полковник Б. По сюжету вечером он проводит время с семьей на балу. В высшем свете Петр Владиславович — элегантный, воспитанный мужчина, хороший танцор. С людьми своего круга полковник ведет себя приветливо и достойно.

Есть еще один герой в рассказе — беглый солдат Татарин. За побег его проводят вдоль строя, и каждый служащий армии должен его ударить. Ударить можно символично, а можно со всей злостью и беспощадностью.

Татарин уже изрядно избит и просит своих сослуживцев помилосердствовать, смягчить удары.

Полковник же требует от солдат бить палками со всей силы — в его душе нет ни капли сострадания к нарушителю.

Анализ произведения

Контраст — прием в литературе, позволяющий усилить эмоциональное воздействие образа на читателя. Петр Владиславович радикально меняется в общении со своими подчиненными. Не остается и тени образа благовоспитанного дворянина, танцующего со взрослой дочерью. Он превращается в тирана.

Если обратиться к этимологии слова «контраст», то становится понятно, для чего автор рассказа использует этот прием. Контраст — это заметная, потрясающая разница между сравниваемыми объектами или личностями.

Все увиденное и прочувствованное Иваном Васильевичем на улице изменило его судьбу. После бала главные герои продолжают жить соответственно своим идеалам. Седой старик, которым стал Иван Васильевич, рассказывает о дальнейшей участи персонажей:

  1. Варенька вышла замуж за достойного человека из своего круга.
  2. Отец Вареньки все так же муштрует солдат.
  3. Иван Васильевич больше не хочет учиться в военной школе — бросает училище. Любовь к девушке в нем тоже померкла.

Действующие лица рассказа имеют противоположные точки зрения на общество. Полковник Б. подходит на роль военного диктатора. Он не разбирает, кто прав и кто виноват, а просто наказывает, диктует, не понимает своей ответственности перед обществом за свои поступки.

Молодой герой, напротив, хорошо понимает эту ответственность. Иван знает, что наказывать надо, но и прощать тоже важно. Прощение — часть воспитания народа. Поэтому он не может жениться на Вареньке. Он не хочет двуличной жизни. В душе героя живет духовность, а не стремление к почестям. Всякий раз, как герой видит девушку, в его сердце возникает не образ прекрасного, а образ отвратительного — поругание христианских добродетелей.

Задумка Льва Толстого в рассказе «После бала» заключается в донесении до читателя этой глубокой идеи: жить надо осознанно, согласно высшим нормам морали. Ведь никогда не поздно сойти с неверного пути.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/posle-bala-glavnyie-geroi/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-posle-bala.html

Лев Николаевич Толстой написал небольшой рассказ «После бала» о встрече двух молодых людей, об их планах на будущее, и о том, как один случай может нарушить устоявшийся порядок вещей. Мы узнаём эту историю от самого рассказчика, который, оказавшись в кругу друзей, делится размышлениями о влиянии общества на человека. Основные события и сюжет рассказа нашли свое отражение в кратком пересказе от Многомудрого Литрекона. Здесь же Вы найдете не только кратчайшее содержание книги, но и отзыв о ней, который необходим для создания читательского дневника. Полный анализ рассказа располагается здесь.


Краткий пересказ (400 слов): Рассказ начинается с беседы Ивана Васильевича и его слушателей о том, что влияет на судьбу человека: случай или среда. Он вызвался рассказать эпизод из своей юности.

Главный герой произведения получил приглашение на бал у губернского предводителя. Иван Васильевич был молод и сильно влюблён в прелестную Вареньку Б. Она была грациозной, величественной и ласковой девушкой. Они танцевали весь вечер, а потом рассказчик познакомился с отцом своей возлюбленной. Полковник был очень красивый, высокий, статный, с румяными щеками, пышными белыми бакенбардами и усами. На губах его дрожала такая же ласковая улыбка, как у Вари, а на груди висели ордена. У него была выправка «старого николаевского служаки», и его фигура привлекала внимание всех в зале. Особенно хорошо они смотрелись вместе с дочерью, когда закружились в танце. Пётр Владиславович сначала отказывался стать кавалером, а затем пригласил Варю на танец, говоря, что «всё должно быть по правилам». Рассказчик чувствует воодушевление и бесконечную любовь к миру, в котором есть такие красивые пары и такие высокие отношения. Он обращает внимание на старомодные сапоги полковника и делает вывод, что тот отказывает себе во всём, лишь бы его дочь была счастлива и жила в достатке. Видя нежный взгляд девушки и ее охотное согласие на танцы, Иван был счастлив. Отец тоже благоволил богатому кавалеру дочери.

Вернувшись домой после бала, герой не мог уснуть и решил пройтись по улице. Но вот наступает утро, и герой видит на площади странную картину. Пётр Владиславович, всё такой же представительный серьёзный офицер, командует экзекуцией. Он наблюдает за тем, как наказывают беглого солдата. На его лице ни следа вчерашней учтивости и доброты. На нем лишь гнев и ненависть. Полковник безжалостно требует самого сурового наказания и даже даёт пощёчину солдату, который «мажет» и не бьет достаточно сильно. Его не трогают мольбы татарина: «Братцы, помилосердуйте!». Отец Вареньки лишь распоряжается подать свежих шпицрутенов. Ивана Васильевича поражает это зрелище. Он чувствует тоску, тошноту, недоумение, и не может понять, как и почему этот человек моментально преобразился? Понуро он возвращается домой, а полковник сделал вид, что не заметил знакомого. 

Теперь рассказчику трудно смотреть на Вареньку. У него не получается объяснить поведение полковника. Наверное, это не очень сложно: Пётр Владиславович привык жить по уставу, так, как ему приказано. Он дорожит мнением общества и видит в солдатах не людей, а подчинённых. Дочь для него − свет в окне, но, пожалуй, единственный. Но как бы там ни было, Иван Васильевич меняет свою судьбу: он отказывается от предполагаемой военной службы и от Вареньки, которая вышла замуж за другого.


Отзыв (302 слова): Мне очень понравился рассказ «После бала», потому что автор учит читателя важным вещам: гуманизму, отзывчивости и прямодушию. Лицемерие и двойные стандарты полковника осуждаются, как и его жестокость. А отказ Ивана Васильевича от военной службы заставляет задуматься о том, как важно быть таким же принципиальным и последовательным. Только так можно стать тем, кого можно уважать.

Главная мысль рассказа «После бала» заключается в том, что один случай может изменить судьбу человека, если он умеет чувствовать и думать. Никакая среда не сможет вытравить из него доброту и совесть, если он убедится на собственном опыте, что общепринятые догмы лживы. Так произошло и с Иваном Васильевичем: он увидел изнанку военной службы и семейной жизни полковника, поэтому не пошел по военной карьерной лестнице и не женился на Варе. Он отказался от призвания и женщины, так как увидел в них фальшь, с которой он не смог бы мириться. Мое мнение о герое стало еще лучше, когда он не стал бурно осуждать Петра Владиславовича, а попытался вникнуть в его ситуацию и даже в чем-то оправдать его. Но он не пошел по его стопам и не стал связывать с ним свою жизнь. Это и было его интеллигентным и вежливым протестом против того, что он считал неприемлемым. А вот мое отношение к полковнику нельзя назвать хорошим. Этот человек мыслит узко и относится хорошо лишь к своей семье, а к остальным людям он равнодушен. Истязая солдат, он ласкает дочь и на деньги от истязаний покупает ей веера и туфельки. Он не замечает, как это дико и жестоко, а значит, не задумывается ни о чем, кроме насущных дел. Его жестокость на службе достойна еще большего порицания, чем робкое осуждение рассказчика.

Мое впечатление от рассказа «После бала» положительное. Эта книга послужит вдохновляющим примером тому, кто не может освободиться от влияния своей среды. Л.Н. Толстой доказал, что каждый из нас волен выбирать свой путь.

Автор: Виктория Арутюнян

Краткие содержания
в сокращении

Поделиться

  • Последнее предложение сказки репка
  • Посилам или по силам как пишется
  • Посередине стола как пишется
  • Посиди да погоди сказка будет впереди синтаксический разбор
  • Посередине как пишется слитно или раздельно правило