После бала итоговое сочинение

Сочинения по произведениям русских писателей на rus.fizolimpiada.ru сочинение по литературе: рассказ толстого после бала рассказ толстого после бала.среди самых известных

russlit

Сочинения по произведениям русских писателей на rus.fizolimpiada.ru

Сочинение по литературе: Рассказ Толстого «После бала»

Рассказ Толстого «После бала».

Среди самых известных произведений Л.Н. Толстого можно назвать и его рассказ «После бала».
Написанный в 1903 году, он проникнут христианским духом, а также на собственной философии писателя — толстовстве.
В центре внимания рассказа находится полковник Б.
Этот герой показан в двух, кардинально разных, жизненных ситуациях. Именно эти противопоставленные друг другу ситуации и проясняют его характер.
Впервые рассказчик встречает полковника Б. на балу у губернатора в честь окончания масленичной недели. Петр Владиславич — отец Вареньки, юной красавицы, в которую был безумно влюблен рассказчик. Именно в эпизоде бала дается портрет этого героя: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами».
Как видим, первоначально полковник производит прекрасное впечатление: добрый, приветливый, ласковый. Кроме того, было видно, как он безумно любит свою дочь, с какой нежностью и трепетом к ней относится. Мазурка, которую полковник танцевал с Варенькой, привела всех в восхищение. Все следили за движением этой прекрасной пары и любовались ею. А в конце, когда Петр Владиславич упал на колени перед дочерью, гости не удержались и зааплодировали. В знак окончания танца полковник бережно поцеловал дочку в лоб.
Если все смотрели на полковника Б. с любованием, то рассказчик испытывал к нему «восторженное умиление». Особенно трогательно выглядел старинный фасон сапог героя. Рассказчик увидел в этой детали подтверждение любви полковника к своей Вареньке: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные».
На этом присутствие героя в первом эпизоде рассказа заканчивается. На балу полковник произвел на всех гостей, рассказчика и, я думаю, читателей, самое хорошее впечатление. Старый военный, по всей видимости, хорошо образованный и воспитанный, добрый, красивый, обожающий свою дочь. Но уже здесь проскальзывают «тревожные» детали, которые получат развитие во второй части рассказа. Автор несколько раз подчеркивает, что полковник Б. был воспитан эпохой Николая I: «Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Даже бакенбарды полковник носил по моде того времени, чтобы подчеркнуть свою приверженность к николаевскому режиму. Идя танцевать с дочерью, Петр Владиславич, по старой моде, надевает на правую руку перчатку, говоря, что «надо все по закону». Эта деталь говорит о педантичности героя, а также о том, что он привык бездумно выполнять приказы, не задумываясь об их целесообразности. Если командир дал приказ, то его следует выполнять, а не задавать вопросы.
Вторая часть рассказа во всем кардинально противоположна первой. Здесь мы видим полковника уже не на отдыхе, а при исполнении своих обязанностей. На следующее утро, в самом начале Великого поста, полковник Б. руководит наказанием татарина за побег из армии. Ничто не изменилось в его внешнем облике, ни одна черта не дрогнула в его румяном лице при виде страшных мучений беглого татарина. Здесь рассказчик так описывает Петра Владиславича: «Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу». Складывается ощущение, что полковник полностью отключил все свои эмоции и мысли. Он, как машина, старательно и усердно выполняет инструкцию, чтобы «все по закону».
Только увидев нарушение в выполнении приказа, Петр Владиславич проявляет свои чувства. Он наказывает слабосильного солдата, который физически не может сильно ударить татарина: «Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Но не нужно думать, что полковник — бездушный монстр, который не понимает ужаса всего происходящего. Мне кажется, он знает, что мероприятие, которым руководит, — не из приятных.
Поэтому, встретившись глазами с рассказчиком, Петр Владиславич сделал вид, что не знает его.
Я думаю, что в душе полковник испытывает неловкость и, может быть, даже стыд. Но этот герой привык в своей жизни ставить во главу угла приказ от вышестоящего начальства, подстраивать свои мысли, чувства, душевные порывы под Инструкцию. Внешнее для этого героя важнее внутреннего, мнение людей важнее мнения души.
Толстой пишет об этом с горечью и сожалением.
Ведь не нарушив человеческий закон, полковник Б. нарушил закон Божий. Поэтому со всей ответственностью этого героя можно назвать преступником, прежде всего, перед собой.
Полковник Б. оказался рабом приказа, погубив свою душу, придавая мучениям других людей.
Даже Великий пост не смог остановить этого человека.
Так, на протяжении рассказа образ полковника Б. получает грандиозное развитие.
Он углубляется и психологически раскрывается, обнажая перед нами вину и беду этого человека.

Характеристика героя.

Я прочитала рассказ Толстого «После бала», где одним из главных героев был полковник, отец Вареньки.
Автор хотел показать читателям реальную картину того, как несправедлива порою бывает жизнь.
И самое важное, что писатель вовсе не придумал несуществующую историю из головы, а описал произошедшие ранее события. В молодости Лев Николаевич услышал историю из уст своего брата, которая произвела на него огромное впечатление.
История была о том, как был сперва наказан, а затем казнен несчастный солдат, ударивший офицера, который постоянно над ним издевался. Писатель был настолько поражен, что взял на себя защиту солдата перед судом, но его не оправдали. Тяжелейший след остался на душе у Толстого. Всю жизнь он вспоминал это событие, но лишь через 50 лет после произошедшего, вдохновился написать рассказ. Для его построения, Толстой использовал контрастное описание двух эпизодов: светский бал, где внимательный и улыбчивый полковник танцует вместе со всеми и наказание солдата, проведенное под жестоким надзором того же самого полковника. Чем ярче, праздничнее видит читатель торжество в начале произведения, тем больше сострадания к солдату вызывает вторая часть рассказа. Повествование ведется от первого лица.
На балу полковник казался очень любезным и доброжелательным человеком, который безумно любит и уважает свою дочь. «Та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах». К тому же он производил впечатление интеллигентного, обладающим светскими, можно сказать, изысканными манерами мужчины. Несмотря на то, что он являлся полковником (А полковники, как я думаю, по своей профессии должны быть весьма жесткими, строгими и грубоватыми), в начале рассказа представлялся мне чутким, благородным и добрым.
Мне думалось, такой военноначальник точно не даст в обиду своих солдат, будет с ними честным, справедливым и при этом не слишком жестоким. Но я ошиблась!
После окончания бала полковника словно подменили!
Оказалось, что служащий совсем не является тем человеком, каким мы его видели в первой части истории!
Внезапно он превратился в злобного, гневного диктатора, вовсе не благородного, совершенно не учтивого. Во второй части произведения я решила, что он довольно подлый, гнусный, лицемерный негодяй. Он нагло пользовался своим положением, превосходством над бесправными солдатами. Больше всего меня удивило, как он ударил одного из солдат, пытавшегося хоть немного смягчить татарину наказание «И я видел как он своей сильной рукой бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил палку на спину татарина».
Если холодность и жесткость полковника во время избиения татарина можно было принять за беспрекословное исполнение должностных обязанностей, то удар слабого солдата оправдать уже было нельзя! Конечно, выполнение долга, указаний — святое дело для каждого военного, но главное — не переусердствовать! Иначе можно не заметить, как превратишься в такого же злого подлеца.
Почему же так произошло? Поразмышляв немного, можно найти немало ответов на этот вопрос! Но я думаю, что у полковника было слишком много прав. На работе почувствовал вседозволенность, по сути дела он мог позволить себе делать с солдатами все, что захотел бы! Ему бы за это ничего не было. На солдатах полковник мог выместить всю слою злобу, гнев, любые эмоции.
Почему-то я думаю, что в начале своей службы военноначальник просто хотел воспитать юношескую силу воли, характер.
Но затем полковнику так понравилось осознавать свою власть, что он стал относиться к подчиненным как к тряпичным марионеткам, вещам.
Словно они и неживые вовсе
Дома же, в расслабленной атмосфере, вместе с любимыми людьми, любимой дочерью, полковник чувствовал себя наравне.
К тому же, они были для него всей жизнью, всем миром, чем он жил!
Ну как же полковник мог относиться к этим людям плохо или же жестоко?

            Сочинения по литературе

russlit

Сочинения по произведениям русских писателей на rus.fizolimpiada.ru

Сочинение по литературе: Рассказ Толстого «После бала»

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений.
Ведь этот писатель известен всему миру как автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения».
Однако в конце своей жизни Толстой обратился к созданию рассказов.
Произведение «После бала» является одним из самых известных рассказов писателя.
Известно, что о случае, который лег в основу «После бала», писатель узнал еще в юности.
Будучи студентом Казанского университета, от своих знакомых Толстой услышал о жестоком наказании, проходившим во время Великого поста.
Впечатление от этого ужасного рассказа так запало в душу писателя, что он помнил о нем на протяжении многих лет.
Нельзя сказать, что этот рассказ мне понравился.
Он производит очень тягостное впечатление. Его основная часть, описывающая наказание беглого татарина, оставляет ощущение ужаса. Такого же тоскливого ужаса, какой испытывал рассказчик после всего увиденного: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Читая первую часть рассказа, описывающую бал, наполняешься легким и светлым чувством. Ты испытываешь чувство умиротворения и счастья, какое в своих произведениях может создать только Толстой. На страницах его лучших произведений, описывающих семейный уют, домашние праздники, всегда присутствует это теплое, чудесное настроение. В «После бала» рассказчик на балу так счастлив, как может быть счастлив влюбленный молодой человек, не знающий никаких бед в жизни. Иван Васильевич наслаждался своей молодостью, красотой, своей любовью.
Толстой психологически тонко описывает состояние рассказчика: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».
Как красиво описание танца Вареньки с ее отцом! Отец, уже грузноватый, но все еще красивый и подтянутый, не может насмотреться на свою красавицу дочь. Их танец говорит о любви отца и дочери, крепкой семье, теплоте душевных отношений. Все это было настолько явственно видно, что гости в конце танца зааплодировали полковнику и Вареньке. Рассказчик чувствовал, что и он любил Петра Владиславича. А как же могло быть иначе: ведь он отец его обожаемой Вареньки!
Описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. Ты радуешься за героя, тебе хорошо и легко на душе. И каким же контрастом звучит вторая часть рассказа, являющаяся главной в произведении! Ощущение страха и ужаса надвигается постепенно. Первым ее знаком становится музыка, «жесткая и нехорошая», а также что-то большое, черное, надвигающееся на рассказчика.
Свидетелем наказания татарина становится также прохожий кузнец. Его реакция подтверждает всю нечеловечность и кошмарность происходящего. На поле, через два ряда солдат, прогоняли татарина, обнаженного по пояс. Он был привязан к ружьям двух солдат, ведших его сквозь строй. Каждый из солдат должен был ударить по беглецу. Спина татарина превратилась в окровавленный кусок мяса. Беглец умолял прекратить его мучения: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но солдаты не знали пощады.
За всем происходящим следил полковник, строго шедший за татарином. Рассказчик узнал в этом полковнике отца Вареньки, который сделал вид, что не знает Ивана Васильевича. Полковник не только наблюдал происходящим, но следил, чтобы солдаты не «мазали», били в полную силу.
И это происходило в первой день Великого Поста! Без сомнения, все эти солдаты, не говоря уж о полковнике, считали себя истинными христианами. Я не говорю о том, что вообще такое издевательство над человеком – не по-христиански. Но делать это в Великий пост, когда все люди вспоминают о мучениях Христа! Или солдаты считают, что татарин – не человек, потому что он иноверец?
Первое чувство, которое испытал рассказчик, был вселенский стыд за всех: за этих людей, за себя. Как такое может происходить в мире, и что нужно сделать, чтобы больше не допустить такого? Эти вопросы остаются в голове после прочтения рассказа. Но, по-моему, это извечные вопросы, которые мучили людей на протяжении многих веков и будут мучить всегда.
Относительно себя рассказчик решил их: он просто устранился.
Иван Васильевич решил никогда не служить, чтобы не быть замешанным в такие преступления против своей души.
Вернее, это было несознательное решение.
Это было веление души Ивана Васильевича, самое верное в его условиях, на мой взгляд.
Я не знаю, понравился ли мне рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
Могу лишь с уверенностью сказать, что он не оставил меня равнодушным.
И еще: я хочу, чтобы его прочитали мои будущие дети.

          Сочинения по литературе

Урок литературы в 8 классе по
рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

Тема : Мысль автора о моральной
ответственности человека за все происходящее вокруг.

Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия
на внутреннюю работу. 

                   Л.Толстой. Из «Дневников»

Цели урока: отметить художественные особенности рассказа;
подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика Ивана Васильевича,
«монолог души» которого составляет самый чувствительный
нравственно-психологический нерв, художественный смысл рассказа.

Оборудование:

      
Н. Ге «Портрет
Л. Толстого», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа
«После бала», компьютерная презентация

      
Ход
урока:

      
1.Создание
ситуации успеха. Мотивация (Слайд №3)

      
— Добрый день,
ребята и гости. Я рада приветствовать вас на уроке. (Слайд № 4)

Сегодня
на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и особое внимание
уделим мастерству писателя, ставшего по праву  первой фигурой в русской
литературе.

Перед
вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником  Николаем Ге

«Поздний вечер.
Комната погружена в полумрак. Кажется, все вокруг спит, и только великий
труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет
главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна
всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка,
строгого судью и учителя жизни.
Невидимая
свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт
ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так
странно сочетающейся с суровостью проповедника»

На рубеже двух эпох Л.Н.
Толстой  создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала», он был
написан в 1903 году, а опубликован уже  после смерти писателя в 1911году.

Сюжетной основой
рассказа стало действительное событие, произошедшее с братом писателя Сергеем
Николаевичем Толстым.

Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью воинского начальника в Казани
Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и  ее отца. Чувство Сергея
Николаевича (брата Толстого) к  этой девушке угасло после того, как он, весело
танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец  ее
распоряжался прогнанием сквозь  строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот
тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет
(в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Рассказ «После бала»
был написан в конце жизни писателя.  В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника. 
Давайте рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

Композиция –

 Что необычного вы заметили в построении рассказа? От
чьего лица ведётся повествование? 
(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит
из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)

— Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
Звучит вальс. 
На фоне мелодии учитель
музыки:

— В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

— На сколько частей
можно разделить рассказ? Каких?

— Какие две сцены
противопоставлены?

В рассказе «После
бала» Л.Н. Толстой использует приём «рассказ в рассказе»

Бал начинался
польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока.
Каков характер музыки полонеза?
Ответы детей: торжественный,
спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.

— Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
— Какой танец описан автором более подробно?
— Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика
и после бала. 
Учитель музыки:
— Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию.
Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских
стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку.

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие
последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу,
даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких
выводов. Начало перекликается с  концовкой. Перед нами как бы отрывок
жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной
действительности, говорит нам писатель.

Таким образом, в реплике  героя как будто
определена тема: «А я думаю, что  все дело в случае». Такой «случай» и
составляет сюжет. 

— Какую из двух частей вы считаете главной,
несущей основное содержание произведения? 

— А зачем писателю понадобилась первая часть?
— Как называется такой прием? 
(Антитеза – противопоставление. В рассказе
контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).
Экзекуция — порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн.
казни.

— Какие образы, ситуации противопоставляются
писателем? 

 (Бал у губернского предводителя =
экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты,
Варенька = наказываемый). 

Весь рассказ построен на  контрастах —
описание событий бала и после, психологическое состояние героев. 

                                                 
 

ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ    ПОСЛЕ БАЛА
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет
великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит
беспрерывно.    В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое,
мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

-Для чего здесь используется этот прием? 
— Что помог передать контраст? 
III. Беседа о главных героях. Кто главный герой
произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. 

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте
нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).
– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? 
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты
знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный). 

– Почему герою все на балу видится в таких
радужных красках?

(Он счастлив, влюблен). 
– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой
для изображения этой сцены? Какой цвет  доминирует?
Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет?
Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде. 
– Герой еще не видит всей картины, но что
чувствует читатель, когда слышит эти слова? 

– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана
такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?

– Что они ему несут?
– Какие еще 

цвета присутствуют в эпизоде? 
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем
иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? 

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит
особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу
эпизода и показать перелом в душе героя. 

— За что полковник Б. бил солдата по лицу? 
– Эту деталь 
одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?
Толстой использует прием зеркального отражения:
полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые
усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому
«закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?

Какую сторону военной жизни увидел Иван
Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

– Почему же, увидев это, герой передумал быть
военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту
жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища
испытывал стыд). 

– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он,
видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы
людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по
«военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего
света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и
читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.
Какой это закон? 

(Божеский).
– В какой день разворачиваются все события? 
(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье? 
(Надо всех простить, надо покаяться).
– Почему понедельник называют Чистым? 
(Человек очистился и начался пост – воздержание,
молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого
понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И только два человека
услышали эти мольбы. Кто они? 

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает
нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот
святой день? Как надо учиться жить?

– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?
–Какие основные мотивы присутствуют в рассказе? 
(Мотивы неприятия социальной справедливости,
мотивы прощения, милосердия, совести)


Писатель виртуозно владеет
изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев.
Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в
языковых средствах, в описаниях.

IV. Подведение итогов урока. 
 Какова идея рассказа «После бала»?
(человек не может и не дол¬жен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих,
больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что
соверша¬ется в мире)

Что вас сегодня больше всего заинтересовало на
уроке?

Актуальна ли тема в наши дни?
Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?
Значение рассказа  «После бала» выходит
далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже
против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы видим, широкие
гуманистические проблемы. 

5.4. Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в
происходящее? Подтвердите это текстом. ( Он был настолько ошеломлен
увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

— Прав ли Иван Васильевич,
посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

— Как изменилась жизнь Ивана
Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного.
Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния
общественному злу.)

6. Итог урока.

А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог:
какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника
изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю
ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по
Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных
художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой,
как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут
беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое
справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не
одно поколение русского общества

Каждый выбирает для себя

                                               Женщину,
религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Все мастерство
писателя направлено на воспитание гуманиста, человека неравнодушного к
окружающим.

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название
рассказа.

Подготовка
обучающихся к итоговому сочинению

Итоговое
сочинение – важнейшее испытание для выпускников. Готовиться к нему, конечно,
надо заранее. Учиться писать сочинения-рассуждения, читать и размышлять над
прочитанным. Я предлагаю некоторые приемы, которые помогут в подготовке к
итоговому сочинению в 2021-2022 году.

I.                  
Начало
работы с направлениями – создание ассоциативного ряда.  

               Преступление
и наказание – вечная тема
.    

Преступление

·        
Против
человека

·        
Против
общества, государства

·        
Против
животных

·        
Против
себя

·        
Во
время войны

Наказание

·        
Справедливое
и несправедливое

·        
Заслуженное,
незаслуженное

·        
Юридическое

·        
По
совести

·        
Раскаяние

·        
Осуждение

·        
Милосердие

2.. Цивилизация и технологии – спасение,
вызов или трагедия?

Спасение

·        
Развитие
науки, техники, медицины

·        
Освоение
космоса

·        
Помощь
человеку в труднодоступных и опасных местах

·        
Информационная
доступность

Вызов

·        
Ответственность
учёных

·        
Опасность
использования новых открытий и технологий против человека

Трагедия

·        
Разобщенность,
одиночество

·        
 Дефицит
живого общения

·        
 Подмена
реального мира виртуальным

·        
Духовное
и нравственное опустошение

·        
Безответственное
отношение к результатам открытий

3.      «Человек
путешествующий: дорога в жизни человека»

·        
Дорога-
путешествие, впечатления, оценки

·        
Жизненный
путь

·        
Духовные
искания, развитие личности

·        
Тупик
на жизненном пути, свет в конце тоннеля:

·        
Движение
к цели

4.      «Кому на
Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

·        
Гражданственность

·        
Патриотизм

·        
Ответственность
за судьбу страны

·        
Социальные
проблемы общества

·        
Общественные
пороки

5.      Книга
(музыка, спектакль, фильм) — про меня»

·        
Любимый
литературный герой,

·        
Книга
(музыка, спектакль, фильм), оставившая неизгладимое впечатление

·        
…изменившая
мои взгляды

·        
…заставившая
посмотреть на себя со стороны

·        
…пробудившая
добрые чувства

II.               
Подбираем
произведения к каждому направлению.

Конечно, в
интернете моментально появляются списки произведений, формулировки тем. И это
большая помощь учителю. Но важно, чтобы сами ребята постарались вспомнить, что
они читали по данной теме и осознали, что многие произведения можно
использовать в разных направлениях. Важно научить выпускников найти те
фрагменты, которые можно использовать в сочинении. Рассказать о тех героях,
поступки которых помогут аргументировать тезис. Часто ребята не помнят имена
героев произведений, поэтому составляем таблицы в помощь выпускникам.
Приходится что-то перечитывать, кое-что читать впервые. Конечно, романы Толстого
или Шолохова объемные, поэтому рекомендую читать летом. С рассказами можно
успеть познакомиться в 11 классе. Итак, составляем таблицы и заносим в них
имена героев произведений.

«Преступление
и наказание – вечная тема»

Направление

Произведение

Герои

Против
человека

Ф.М.
Достоевский «Преступление и наказание»

 Н.С.
Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»»

Б.
Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

 Н.В.
Гоголь «Тарас Бульба»

«Шинель»

Н.М.
Карамзин, «Бедная Лиза»

Свидригайлов,
Лужин, Раскольников

Катерина
Львовна, Сергей

Егор
Полушин, Федор Ипатович Бурьянов, Колька

Тарас
Бульба, Остап, Андрий

Лиза,
Эраст

Против
общества

Н.В.
Гоголь «Мертвые души»

Павел
Иванович Чичиков

Против
себя

Ф.М.
Достоевский «Преступление и наказание»

Соня
Мармеладова, Родион Раскольников

Против животных

С.В.
Палий «Кохинор»

 Ю.
Яковлев «Он убил мою собаку»

 Б.
Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Павел
Ефимович

Саша
Таборка, отец

Егор
Полушин, Федор Ипатович Бурьянов, Колька

Справедливость
(несправедливость) наказания

А. С
Пушкин «Дубровский»

М.Ю.
Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

М.Ю.
Лермонтов  «Маскарад»

Максим Горький
«Старуха Изергиль»

Л.Н.
Толстой, «Воскресение»

Владимир
Дубровский, Андрей Гаврилович Дубровский, Кирилл Петрович Троекуров

Степан
Парамонович Калашников, опричник Кирибеевич

Арбенин,
Звездич

Ларра

Дмиртий
Нехлюдов, Катерина Маслова

Совесть
или ее отсутствие

М.Е.
Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

Мужик,
Прохорович, Ловец, Самуил Давыдыч

«Человек
путешествующий: дорога в жизни человека»

Направление

Произведение

Герои

Дорога-
путешествие, впечатления, оценки

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»,

 А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга
в Москву»,

И.С. Тургенев «Ася»,

Н.С. Лесков «Левша»

Семь
мужиков

Герой-рассказчик

Господин
Н

Левша

Жизненный
путь

Н.В.
Гоголь «Мертвые души»,

Т.
Твардовский «Василий Тёркин»,

 И.
Гончаров «Обломов»,

М.
Шолохов «Тихий Дон»

Чичиков,
Плюшкин

Василий
Тёркин

Обломов,
Штольц

Григорий
Мелехов

Развитие
личности, духовные искания

Л.Н.
Толстой «После бала»

Л.Н.
Толстой «Война и мир»

А.С.
Пушкин «Капитанская дочка»

Герой-рассказчик

Андрей
Болконский

Пьер
Безухов

Петр
Гринёв

Тупик на
жизненном пути, свет в конце тоннеля

В.М.
Шукшин «Крепкий мужик»,

 «Мастер»

 Н.В. Гоголь
«Портрет»

Д.
Лондон «Любовь к жизни»

Сергей
Шурыгин

Сёмка
Рысь

Чартков,
отец художника Б

Золотоискатель

Движение
к цели

Р.
Брэдбери «Зелёное утро»

А.П.
Чехов «Вишнёвый сад»

Бенджамен
Дрисколл
Аня Раневская, Петя Трофимов

«Цивилизация и технологии —
спасение, вызов или трагедия?»

Направление

Произведение

Герои

Трагедия:
духовное и нравственное опустошение

Р. Брэдбери
«Улыбка»

М.
Гелприн «Свеча горела»

Е.И.
Замятин «Мы»

Толпа
людей, Том

Андрей
Петрович, Максим

Инженер
Д-503

I-303, О-90

Безответственное
отношение к результатам открытий, к будущему

Брэдбери
«И грянет гром» М.А. Булгаков «Собачье сердце»

М.
Булгаков «Роковые яйца»

Охотник
Экельс
Профессор Преображенский

Шариков

Борменталь

Владимир
Ипатьевич Персиков

Разобщенность,
одиночество, дефицит живого общения,

 подмена
реального мира виртуальным

Р.
Брэдбери «Вельд»

Д.
Рубина «Евангелие от Интернета»

Лидия и
Джордж (родители), Венди и Питер (дети)

Спасение
и вызов: новые возможности

А.
Платонов «Песчаная учительница»

 Ж. Верн
«Двадцать тысяч лье под водой»

 А.
Платонов, «В прекрасном и яростном мире»

 В.М.
Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала»

Нарышкина
Мария Никифоровна
Капитан Немо, Аронакс, Консель
Александр Мальцев, помощник машиниста Костя

Наум
Евстигнеевич, Юрка

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
гражданина»

Направление

Произведение

Герои

Гражданственность,
ответственность за судьбу страны,

патриотизм

А.
Грибоедов «Горе от ума»

Н.С.
Лесков «Левша»

И.С.
Тургенев «Отцы и дети»

Александр
Андреевич Чацкий фамусовское общество

Левша,
Платов

Евгений
Васильевич Базаров

Социальные
проблемы общества общественные пороки

В.М.
Шукшин «Крепкий мужик»

 В.М.
Шукшин «Мастер»

Н.
Гоголь «Мертвые души»,

«Ревизор»

 М.
Салтыков-Щедрин «История одного города»

Н.А.
Некрасов

Сергей
Шурыгин

Сёмка
Рысь

Помещики,
чиновники, Чичиков

Городничий,
чиновники, Хлестаков

Градоначальники
города Глупова

иужики

III.            
Учимся
формулировать тезис

Тема может
быть сформулирована как вопрос: согласны ли вы? Тезис –
аргументированный ответ на вопрос.  «Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление
человек должен понести наказание?»

Преступление
– это действие, нарушающее закон, оно направлено против человека, причиняет
боль, страдание, может привести к смерти. Преступник должен понести заслуженное
наказание.

Тема может
требовать прямого и чёткого ответа на вопрос: «Какие «чувства добрые»
пробуждает в человеке искусство?» В этом случае ученик в нескольких
предложениях отвечает на вопрос, формулируя тезис. Хорошая книга, вдохновенная
музыка пробуждают светлые чувства любви, милосердия. Делают человека лучше,
побуждают совершать добрые поступки, учат видеть и чувствовать красоту
окружающего мира.

Тема может
предполагать интерпретацию высказывания: «Как вы понимаете высказывание
В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а
делом»?». Истинный патриот должен делать все для благосостояния своей родины.
Не заниматься пустыми разговорами и сидеть сложа руки, а действовать в
соответствии со своими возможностями, талантом, взглядами.

IV.            
Учимся
рассуждать, расшифровывать тему, подбирать аргументы

Что лучше: тернистый путь или проторённая
дорога?

Тернистый – трудный,
тяжкий, полный испытаний путь

Проторённый
–хорошо известная, лёгкая дорога

Проблема выбора. От чего зависит выбор?
(от личности, её целей, её нравственных качеств)

 Кто выбирает тернистый путь, а кто
проторённую дорогу?

Подбираем произведения и героев, на
которых можно раскрыть данную тему: Гриша Добросклонов, Евгений Базаров,
Александр Чацкий.

Почему герои выбирают этот путь? (любовь к
простым людям, желание улучить их жизнь, изменить общество, борьба с
невежеством) Цель благородна, герои достойны уважения

Кто выберет проторённую дорогу? (Обломов,
Раневская, Гаев, Ионыч, Беликов)

Почему герои выбирают этот путь?
(стремление к спокойной жизни, нежелание действовать, идти «против течения»,
эгоизм, себялюбие, страх перед действительностью и прогрессом) Цель эгоистична,
безнравственна

Вывод: Каждый выбирает в соответствии со
своими взглядами Но достоин уважения тот, кто стремиться сделать этот мир
лучше.

Согласны ли вы с высказыванием А.Н.
Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?

·        
Какого человека мы назовём истинным?
(Доброго, порядочного, честного, благородного, любящего родину, думающего о ее благополучии.)

·        
Какого человека назовём сыном Отечества?
(Это патриот, ратующий за процветание своей родины, борющийся за ее свободу,
обличающий социальные и общественные пороки)

·        
Сын Отечества должен обладать качествами
истинного человека.

·        
Кого из литературных героев можно назвать
сыном Отечества? (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Петра Гринёва, Григория
Добросклонова, Александра Чацкого)

Истинный сын Отечества должен быть
нравственным, значит можно согласиться с высказыванием Радищева.

Какого литературного героя вы могли бы
назвать родственной душой?

·        
Что значит родственная душа?

·        
Этот герой обладает нравственными
качествами, близкими мне

·        
Совершает поступки, вызывающие у меня
уважение, восхищение

·        
Человек, с которого можно брать пример

·        
Я разделяю его взгляды

·        
Он помог мне посмотреть на себя со
стороны, измениться к лучшему

Часто вместо
аргументов ребята пишут пересказ фрагмента произведения. Учимся отбирать
только тот материал, который связан с тезисом. Для этого выясняем авторскую
позицию
. Как писатель относится к поступкам героя, как его характеризует, к
какому выводу нас подводит.

Работа по
подготовке к итоговому сочинению очень кропотливая и трудная. Только совместная
работа учителя и ученика будет иметь успех

Слайд 1

Подготовка к итоговому сочинению по литературе 2020-2021

Слайд 2

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.

Слайд 3

РОСОБРНАДЗОР сообщает, что основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году — 2 декабря 2020 года. Обучающиеся , получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Слайд 4

Время написания итогового сочинения 3 часа 55 минут.

Слайд 5

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Слайд 6

Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.

Слайд 7

Результатом итогового сочинения будет « зачет» или «незачет ».

Слайд 8

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Слайд 9

Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом ( такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Слайд 10

«Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным , то выставляется «незачет» за 6 невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом ( такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Требование № 2.

Слайд 11

Критерии оценивания сочинения. Сочинение оценивается по пяти критериям: Соответствие теме Аргументация. Привлечение литературного материала Композиция и логика рассуждения Качество письменной речи Грамотность

Слайд 12

Критерии оценивания сочинения. Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям ( по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

Слайд 13

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на 2020-2021 учебный год. Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); «Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); «Между прошлым и будущим» : портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом ); «Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством); «Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Слайд 14

Направление «Забвению не подлежит» Примерные темы: Почему тема войны не уходит из литературы ? Как влияет на сущность человека война ? Какой опыт даёт человеку война ? «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина ) Как судьба человека связана с историей народа ? Может ли человек влиять на ход истории ? Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине »? В чём ценность исторического опыта? Какие времена можно назвать жестокими ? Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне ?

Слайд 15

Направление «Забвению не подлежит» Произведения Б. Васильев «А зори здесь тихие» М. Шолохов «Судьба человека» М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» М. Булгаков «Собачье сердце» А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» А. Платонов «Котлован» А. Блок «Двенадцать» А. Фадеев «Разгром» А. Ахматова «Реквием» В . Распутин . «Прощание с Матёрой» В. Тендряков «Хлеб для собаки», « Пара гнедых» Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон».

Слайд 16

Направление « Я и другие » Примерные темы: Что мешает человеку быть счастливым? Чем опасно равнодушие ? Важно ли понимание души другого человека ? Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах ? Когда непонимание между людьми приводит к вражде ? Может ли человек ставить себя выше общества ? Как разум и чувства влияют на поступки человека ? Какими качествами должен обладать настоящий друг ? Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба »? В чём причины вражды между людьми ? Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде ? Бывает ли общественное мнение ошибочным ? В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом ? Может ли один человек противостоять окружающему обществу ? К чему приводит стремление возвыситься над окружающими ?

Слайд 17

Направление «Я и другие» А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» А.С. Пушкин « Цыганы » М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» И.С. Тургенев «Ася» И.С. Тургенев «Отцы и дети» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.И. Куприн «Олеся» И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско » Л. Андреев «Иуда Искариот» А.Н. Островский «Гроза» А.Н. Островский «Бесприданница» М. Горький «Старуха Изергиль » М. Горький »Макар Чудра » М. Булгаков «Собачье сердце» А. Платонов «Юшка» М. Горький «На дне»

Слайд 18

Направление «Между прошлым и будущим » Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью ? Почему так важно сохранять связь между поколениями ? Зачем человеку заглядывать в будущее ? Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир »? Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути ? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь ? Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь ? Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших ? Что важнее для детей: советы родителей или их пример ? Когда родители могут гордиться детьми ?

Слайд 19

Направление « Между прошлым и будущим » А.С. Грибоедов «Горе от ума » Д.И. Фонвизин «Недоросль » М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. Чехов «Вишнёвый сад» Б. Васильев «Экспонат » К. Паустовский «Телеграмма» Ю. Бондарев « Простите нас!» Е . Замятин . Роман «Мы» Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви»

Слайд 20

Направление « Время перемен » Как противостоять ударам судьбы ? Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть ? Почему для человека важны не только победы, но и поражения ? Нужно ли анализировать свои ошибки ? Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Когда о человеке можно сказать, что он верен себе ? Верно ли, что надежда делает человека сильнее ? Можно ли жить без надежды на лучшее ? Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации ?

Слайд 21

Направление «Время перемен» А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Медный всадник» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Л.Н. Толстой «После бала» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Булгаков «Собачье сердце » М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3 ) М. Шолохов «Судьба человека» А . Ахматова «Реквием » В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»

Слайд 22

Направление «Разговор с собой» Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть ? Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен »? Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны ? Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон »? Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти ? На пути к благородной цели все ли средства хороши ? Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? Нужно ли стремиться к познанию самого себя ? Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок ? Как Вы понимаете выражение «нравственная победа »? Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

Слайд 23

Направление «Разговор с собой» А.С. Пушкин «Капитанская дочка » А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Л ермонтов «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «После бала» Л.Н. Толстой «Война и мир » И.А. Гончаров «Обломов» Н. Лесков «Очарованный странник » А.И. Куприн «Олеся» Л . Андреев . «Иуда Искариот » М. Горький «На дне» М. Горький «Старуха Изергиль » Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Слайд 24

Структура сочинения Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем . (60-70 слов) Основная часть . В этой части доказывается 2-3 тезиса. Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (200-250) Это доказательство строится по принципу: тезис-доказательство-вывод- логический переход к новой мысли. 3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов)

Слайд 25

Несколько советов по написанию сочинения Выберите тему . Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. . Сформулируйте вопросы , на которые можно дать ответы в ходе рассуждения. Сформулируйте аргументы , подтверждения и доказательства своей точки зрения. Работаем в черновике . Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы. Работаем в черновике . Пишем основную часть. Каждый тезис подкрепляйте аргументами. Работаем в черновике . Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. Работаем в черновике . Вступление и заключении должны быть логически связаны. Проверьте сочинение в черновике . Исправьте речевые, орфографические, пунктуационные и другие ошибки. Сочинение следует проверять не менее 2 раз! Перепишите сочинение в бланк ответа . Проверьте сочинение.

  • Послать письмо как пишется
  • Послать рассказ в журнал
  • Посланное адвокатом письмо как пишется
  • Поскорее утешьтесь как пишется
  • Поскольку как пишется надо запятые