- Статья
- Чтение занимает 7 мин
PDF-файлы составляют значительную часть нашей ежедневной жизни. Они встречаются нам в виде контрактов и соглашений, информационных бюллетеней, форм, исследовательских статей, резюме и т. д. Для чтения этих файлов требуется надежное, безопасное и мощное программное средство, которое может использоваться на предприятиях.
Microsoft Edge содержит встроенное средство чтения PDF-файлов, позволяющее открывать файлы, хранящиеся на локальном устройстве или в сети, а также внедренные в веб-страницы. Вы можете добавлять в них заметки с помощью функций выделения и рукописного ввода. Данное средство чтения PDF-файлов представляет собой единое приложение, подходящее как для веб-страниц, так и для документов в формате PDF. Средство чтения PDF в Microsoft Edge — это безопасное и надежное приложение, которое работает на компьютерах под управлением Windows и macOS.
Примечание
Эта статья относится к Microsoft Edge версии 77 или более поздней.
Предварительные требования, поддержка и ограничения
В таблице ниже показано, какие каналы и версии Microsoft Edge поддерживают соответствующие функции средства чтения PDF-файлов.
Функция | Стабильная версия канала |
---|---|
Просмотр и печать локальных, сетевых и внедренных PDF-файлов | 79.0.309.71 |
Базовое заполнение форм (формы JavaScript не поддерживаются) | 79.0.309.71 |
Оглавление | 86.0.622.38 |
Представление страницы | 88.0.705.50 |
Клавишная навигация | 87.0.664.41 |
Рукописный ввод | 80.0.361.48 |
Настройка рукописного ввода | 83.0.478.54 |
Выделить | 81.0.416.53 |
Текстовые заметки | 88.0.705.50 |
Чтение вслух | 84.0.522.63 |
Просмотр файлов с защитой Microsoft Information Protection (MIP) в одном бизнес-клиенте | Поддержка Windows в версии 80.0.361.48 Поддержка Mac в версии 81.0.416.53 |
Просмотр файлов с защитой Microsoft Information Protection (MIP) в разных бизнес-клиентах | 91.0.864.37 |
Просмотр файлов с защитой управления правами на доступ к данным (IRM) | 83.0.478.37 |
Ограничения
Обратите внимание на перечисленные ниже ограничения для действующего средства чтения PDF-файлов.
- Архитектура форм XML (XML Forms Architecture, XFA) является устаревшим форматом, который не поддерживается в Microsoft Edge.
- Документацию по сценариям специальных возможностей, которые на данный момент не поддерживаются, можно найти в блоге Отчеты о соответствии специальных возможностей Майкрософт.
Возможности
Средство чтения PDF, встроенное в Microsoft Edge, содержит базовые функции чтения и навигации, такие как масштабирование, поворот, вписывание в страницу или по ширине, переход на страницу, поиск и другие. Доступ к ним можно получить через закрепляемую панель инструментов вверху содержимого PDF. В этом разделе представлен обзор некоторых важных функций. На следующем снимке экрана показана панель инструментов средства чтения PDF.
Оглавление
Оглавление позволяет пользователям легко ориентироваться в PDF-документах, содержащих оглавление. Когда пользователь щелкает значок «Оглавление», появляется область навигации со списком помеченных разделов и подразделов в PDF-документе. Затем пользователь может щелкнуть любую из меток в области, чтобы перейти к этому разделу документа. Панель остается открытой, пока необходимо, и может быть закрыта, когда пользователь захочет вернуться к чтению документа. На следующем снимке экрана показана область навигации для открытого документа.
Представление страницы
Microsoft Edge поддерживает различные представления PDF-документов в каналах Dev и Canary. Пользователи могут изменить макет документа с одностраничного представления на две отображаемые рядом страницы. Чтобы изменить режим просмотра PDF-документа, пользователи нажимают кнопку «Представление страницы» на панели инструментов PDF и выбирают нужное представление. На следующем снимке экрана показано двухстраничное представление.
Клавишная навигация
Для PDF-файлов, открытых в Microsoft Edge, доступна клавишная навигация, которая позволяет работать с PDF-файлами с помощью клавиатуры. Если пользователь нажмет клавишу F7 в любом месте браузера, его спросят, надо ли включить клавишную навигацию. Если этот режим включен, клавишная навигация действует для любого содержимого, открытого в браузере, как для PDF-файлов, так и для веб-страниц. Когда пользователь снова нажмет клавишу F7, клавишная навигация отключится. Когда клавишная навигация активна и фокус находится на содержимом, пользователи видят в PDF-файле мигающий курсор. Клавишную навигацию также можно использовать для навигации по файлу или для выделения текста, нажимая клавишу Shift при перемещении курсора. Этот режим позволяет пользователям легко выделять фрагменты содержимого и работать с такими объектами, как ссылки и поля формы, с помощью клавиатуры. На следующем снимке экрана показано всплывающее меню включения клавишной навигации.
Рукописный ввод
С помощью функции рукописного ввода в PDF-файлах удобно создавать заметки для справки, а также подписывать или заполнять формы в формате PDF. Теперь эта возможность доступна в Microsoft Edge. Помимо рукописного ввода, вы можете использовать различные цвета и ширину росчерка пера, чтобы привлечь внимание к соответствующим частям PDF-файла. На следующем снимке экрана показано, как добавлять рукописные данные на страницу PDF-файла.
Выделить
Средство чтения PDF в Microsoft Edge позволяет добавлять и редактировать выделенные фрагменты. Чтобы создать выделенный фрагмент, необходимо просто выделить текст, щелкнуть на нем правой кнопкой мыши, выбрать в меню пункт выделения и указать требуемый цвет. Выделенные фрагменты также можно создавать с помощью пера или клавиатуры. На следующем снимке экрана показаны доступные варианты выделения.
Текстовые заметки
При чтении PDF-файла к тексту в файле можно добавлять текстовые заметки, чтобы записать мысли и легко вернуться к ним позже.
Пользователи могут добавить заметку, выделив текст, к которому будет добавлена заметка, и вызвав контекстное меню правой кнопкой мыши. Если выбрать в меню пункт Добавить комментарий, появится текстовое поле, в котором пользователи могут добавлять свои комментарии. После ввода комментария надо щелкнуть пометку, чтобы сохранить комментарий.
После добавления примечания выбранный текст будет выделен, и появится значок комментария, указывающий, что это комментарий. Пользователи могут навести курсор на этот значок, чтобы просмотреть комментарий, или щелкнуть его, чтобы открыть и изменить заметку.
На следующем снимке экрана показано добавление заметки к выделенному тексту.
Чтение вслух
Функция чтения PDF-файлов вслух позволяет удобно прослушивать их содержимое в ходе выполнения других важных задач. Кроме того, она помогает учащимся сосредоточиться на содержимом файла, что существенно упрощает процесс обучения. На следующем снимке экрана показан пример использования функции чтения вслух. Выделенный фрагмент — это текст, чтение которого выполняется в данный момент.
Защищенные PDF-файлы
Технология защиты Microsoft Information Protection (MIP) обеспечивает безопасную совместную работу пользователей при соблюдении политик соответствия требованиям, действующих в вашей организации. Действия, которые пользователи могут выполнять над защищенным файлом, определяются назначенными им правами доступа.
Файлы можно открывать непосредственно в браузере, не загружая никакого дополнительного программного обеспечения и не устанавливая никаких надстроек. Эта возможность интегрирует безопасность, обеспечиваемую MIP, непосредственно в браузер, обеспечивая бесперебойный рабочий процесс.
Вы можете просматривать файлы с защитой MIP в разных бизнес-клиентах. Просмотр файлов с использованием удостоверений пользователей в настоящее время не поддерживается.
Помимо файлов с защитой MIP, непосредственно в браузере также можно открывать PDF-файлы из защищенных библиотек SharePoint с управлением правами на доступ к данным (IRM).
С помощью Microsoft Edge можно просматривать файлы с защитой MIP, хранящиеся на локальном устройстве или в облаке. Если файл сохранен на локальном устройстве, его можно открыть напрямую в браузере. Если файл открывается из облачной службы, например SharePoint, возможно, пользователю потребуется выбрать пункт «Открыть в браузере».
Если для профиля пользователя, с помощью которого выполнен вход в Microsoft Edge, назначены права доступа хотя бы на просмотр, файл откроется в Microsoft Edge.
Просмотр и проверка цифровых подписей на основе сертификатов
В цифровом мире становится все более важно установить подлинность и принадлежность содержимого в документе. Цифровые подписи на основе сертификатов обычно используются в PDF-документах, чтобы гарантировать, что содержимое в документе такое же, как предполагалось автором, и не было изменено. С помощью Microsoft Edge можно просматривать и проверять цифровые подписи сертификатов в PDF-файлах.
Мы активно работаем над расширением этой возможности на другие ситуации и ждем отзывов о ней.
Специальные возможности
Средство чтения PDF-файлов поддерживает специальные возможности клавиатуры, режим высокой контрастности и средство чтения с экрана на устройствах под управлением Windows и macOS.
Специальные возможности клавиатуры
Эта функция позволяет с помощью клавиатуры переходить к различным частям документа, с которыми можно взаимодействовать, например к полям формы и выделенным фрагментам. Пользователи также могут использовать клавишную навигацию для работы с PDF-файлами с помощью клавиатуры.
Режим высокой контрастности
Для отображения контента в режиме высокой контрастности в средстве чтения PDF-файлов используются настройки, заданные на уровне операционной системы.
Поддержка средства чтения с экрана
Пользователи могут перемещаться по PDF-файлам и читать их с помощью средств чтения с экрана на компьютерах Windows и Mac.
Безопасность и надежность
Безопасность является одним из важнейших принципов для любой организации. Безопасность средства чтения PDF-файлов — неотъемлемая часть системы безопасности Microsoft Edge. Две важнейшие функции обеспечения безопасности. Применительно к средству чтения PDF-файлов важнейшими функциями обеспечения безопасности являются изоляция процессов и Application Guard в Microsoft Defender.
-
Изоляция процессов. PDF-файлы, открытые с разных веб-сайтов, полностью изолированы с точки зрения процессов. Браузеру не нужно взаимодействовать ни с какими веб-сайтами или PDF-файлами, открытыми из другого источника. При просмотре файлов обеспечивается защита от любых действий злоумышленников, планирующих использовать в качестве направления атак взломанные PDF-файлы.
-
Application Guard. С помощью Application Guard администраторы могут задать список сайтов, которым доверяет их организация. При открытии пользователем любого другого сайта он откроется в отдельном окне Application Guard, которое запускается в собственном контейнере. Контейнер помогает защитить от несанкционированного доступа корпоративную сеть и любые данные на компьютере пользователя.
Эта защита также распространяется на все PDF-файлы, просматриваемые в сети. Кроме того, все PDF-файлы, загруженные из окна Application Guard, сохраняются и при необходимости повторно открываются в контейнере. Это помогает обеспечить безопасность вашей среды не только при загрузке файла, но и в течение всего его жизненного цикла. Дополнительные сведения см. в разделе Application Guard.
Надежность
Так как Microsoft Edge базируется на Chromium, пользователи могут полагаться на тот же уровень надежности, что и в других браузерах на основе Chromium.
Развертывание и обновление средства чтения PDF-файлов
Средство чтения PDF-файлов развертывается и обновляется вместе с остальными компонентами браузера Microsoft Edge. Дополнительные сведения о развертывании Microsoft Edge см. в видео Развертывание Microsoft Edge на сотнях или тысячах устройств. Вы также можете найти дополнительную информацию о развертывании на главной странице документации по Microsoft Edge.
Стратегия развития и отзывы
Стратегия развития средства чтения PDF в Microsoft Edge описана здесь.
Мы внимательно изучаем ваши отзывы о функциях, которые вы считаете важными. Для отправки отзывов можно использовать форум Microsoft Edge Insider.
См. также
- Целевая страница Microsoft Edge Enterprise
- Дорожная карта Microsoft 365
- Видео: средство чтения PDF-файлов корпоративного уровня в Microsoft Edge
Всего найдено: 22
Здравствуйте. Вглубь или в глубь? Ученые предложили окурки закатать вглубь дорожного покрытия.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно слитное написание: вглубь дорожного покрытия.
Как правильно: вглубь океана или в глубь океана?
Ответ справочной службы русского языка
«Объяснительный русский орфографический словарь-справочник» (Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова РАН; Е. В. Бешенкова и др. М., 2015) сообщает о сочетании (в)глубь следующее:
вглубь 1) пишется слитно как наречие от существительного (глубь), принадлежащего к закрытому ряду слов с пространственным или временным значением (распространиться вглубь и вширь, проблему не решили, а загнали вглубь); 2) закрепившееся слитное написание предлога (зверь забился вглубь норы).
◊ Не путать с сочетанием предлога и существительного, управляющего другим существительным, напр.: в глубь океана; в глубь веков; в глубь души; вникать в глубь, в суть проблемы; в глубь времён; вышел из распахнутых в глубь дома дверей. Поскольку в современном языке данный предлог находится еще в стадии формирования, то разница между сочетанием с предлогом вглубь дома и сочетанием существительных в глубь океана трудно уловима, поэтому в данных сочетаниях вполне возможно вариативное написание. (Статья приведена с некоторыми сокращениями.)
Здравствуйте. В данном случае вглубь слитно или раздельно? «Она пыталась было проникнуть в глубь завоеванной нами территории, но неудачно».
Ответ справочной службы русского языка
В современном языке данный предлог находится еще в стадии формирования, поэтому возможны варианты. Более обоснованным представляется здесь слитное написание: вглубь завоеванной нами территории. Ср.: в глубь океана (=в глубину).
В предложении «Настоящий геолог проникает вглубь Земли» в словосочетании «вглубь Земли» в пишется раздельно или слитно?
Ответ справочной службы русского языка
«Объяснительный русский орфографический словарь-справочник» (Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова РАН; Е. В. Бешенкова и др. М., 2015) сообщает о сочетании (в)глубь следующее:
вглубь 1) пишется слитно как наречие от существительного (глубь), принадлежащего к закрытому ряду слов с пространственным или временным значением (распространиться вглубь и вширь, проблему не решили, а загнали вглубь); 2) закрепившееся слитное написание предлога (зверь забился вглубь норы). ◊ Не путать с сочетанием предлога и существительного, управляющего другим существительным, напр.: в глубь океана; в глубь веков; в глубь души; вникать в глубь, в суть проблемы; в глубь времён; вышел из распахнутых в глубь дома дверей. Поскольку в современном языке данный предлог находится еще в стадии формирования, то разница между сочетанием с предлогом вглубь дома и сочетанием существительных в глубь океана трудно уловима, поэтому в данных сочетаниях вполне возможно вариативное написание. (Статья приведена с некоторыми сокращениями.)
В предложении Настоящий геолог проникает (в)глубь Земли слово глубь вполне соответствует значению, зафиксированному в «Большом толковом словаре русского языка» (под ред. С. А. Кузнецова), – ‘место или пространство, расположенное на большом расстоянии от поверхности земли или воды’. Поэтому в данном случае более обоснованным представляется раздельное написание.
Уважаемые редакторы!
Помогите, пожалуйста! Вот предложение: Нина Ивановна бросает вопросительный взгляд в сторону, в глубь класса, словно советуется: «Так я говорю?»
В данном предложении слово «в глубь» нужно писать слитно или раздельно?
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительнее слитное написание.
Как пишется: в глубь острова или вглубь острова; в глубь Арктики или вглубь Арктики.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: вглубь острова, вглубь Арктики. Ср.: в глубь океана (=в глубину).
Скажите, пожалуйста, как правильно: «вглубь» леса или «в глубь» леса, и почему. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Написание неустоявшееся. Лучше: в глубь леса (ср.: в глубину леса).
Здравствуйте, как правильно «вглубь переулков» или «в глубь переулков» Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно слитное написание.
Помогите разобраться. Меня запутал ваш ответ 242954. Действительно, если речь идет о глубине, то: [нырнул] в глубь водохранилища. Но ведь: из-за отлива береговая линия ушла вглубь озера примерно на 20 метров, разве нет (речь-то не о глубине)? Тогда и фраза «от правого берега вглубь водохранилища» говорит отнюдь не о глубине, а о расстоянии — скажем, «50 метров от правого берега вглубь водохранилища».
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, такая запутанная логика губительна для правописания. Можно руководствоваться формальным правилом: если после слов «в глубь» есть зависимые слова, то почти всегда предпочтительным будет раздельное написание.
как правильно пишется выражение «в глубь сюжета»
Ответ справочной службы русского языка
Корректно слитное написание: вглубь сюжета.
Здравствуйте, как понять ваши противоположные ответы на одинаковые вопросы? По поводу правописания «вглубь».
Вопрос № 253233 : «Слитно или раздельно напишем слово «вглубь» в примерах: «проникнуть вглубь явлений и понять их сущность» и «проникнуть вглубь, в сущность»?
modek
Ответ справочной службы русского языка
» В Ваших примерах предпочтительно слитное написание. Но: проникнуть в глубь и в сущность».НО: В ответе на вопрос №194471 вы пишете: » Вглубь_ пишется слитно, если это наречие или предлог: _распространиться вглубь и вширь; зверь забился вглубь норы_; раздельно _в глубь_ , если это существительное с предлогом:_ в глубь океана; в глубь веков; в глубь души; вникать в глубь, в суть проблемы».
Получается, что «вглубь явлений» пишется слитно, а «в глубь проблемы» — раздельно, хотя, на наш взгляд, случаи одинаковые.
Ответ справочной службы русского языка
Мы не рекомендовали писать «в глубь проблемы» раздельно. Мы отметили лишь, что при сопоставлении однородных членов предложения уместно писать раздельно: проникнуть в глубь и в сущность.
Слитно или раздельно напишем слово «вглубь» в примерах: «проникнуть вглубь явлений и понять их сущность» и «проникнуть вглубь, в сущность»?
Ответ справочной службы русского языка
В Ваших примерах предпочтительно слитное написание. Но: проникнуть в глубь и в сущность.
подскажите как правильно употреблять глагол «углубляться», с предлогом «по» или предлогом «в»?
Конкретно меня интересует углубляться в коридор или по коридору, или как-то иначе?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: углубляться во что-либо (в разных значениях), например: углубляться в грунт, углубляться в лес (‘заходить в глубь чего-либо)’, углубляться в изучение литературы, углубляться в воспоминания (‘предаваться чему-либо, мысленно погружаться во что-либо’). Однако сочетание углубляться в коридор вряд ли возможно: глуби у коридора нет.
Скажите, пожалуйста, как следует писать: от правого берега в(?)глубь водохранилища? Слитно или раздельно? Объясните, почему. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно: в глубь водохранилища (в значении «в глубину»). Используется существительное глубь, поскольку водохранилище действительно имеет глубину (ср.: распространиться вглубь и вширь).
Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно: вглубь картины (ведет взгляд вглубь картины) или в глубь?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно слитное написание: вглубь картины.
- Главная
- Коронавирус
Елена НИКИТИНА
29 октября 07:00
0
Фото: REUTERS/Evgenia Novozhenina
Минздрав разрешил проведение клинических исследований моновалентной и бивалентной вакцины от французской фармкомпании Sanofi и британской медицинской фармацевтической компании GlaxoSmithKline. Мы присоединяемся к испытаниям практически «под занавес» — заканчивается их третья, финальная фаза, в которой участвуют в общей сложности около 35 тысяч добровольцев.
1. Что представляет собой новая вакцина?
В отличие от Pfizer, AstraZeneca, Moderna и Janssen здесь не используется технология мРНК. Это вакцина на основе белка, которая содержит выращенную в лаборатории версию белка-шипа, обнаруженного на поверхности SARS-CoV-2. Кроме того, она содержит адъювант — вещество, помогающее усилить иммунный ответ на вакцину за счет более длительного удержания вакцины в месте инъекции либо стимулирования местных иммунных клеток. При введении вакцины иммунная система распознает спайковый белок как чужеродный и вырабатывает антитела против него. При встрече с вирусом иммунная система вакцинированного человека распознает вирусный белок и готова к «обороне».
Технологию рекомбинантных белков компания Sanofi давно и успешно использует в изготовлении сезонной вакцины против гриппа, а адъювантная технология — изобретение компании GSK. Как указано в совместном релизе производителей, опубликованном после завершения второй фазы испытаний вакцины, объединение технологий обеспечивает не только высокий и стойкий иммунный ответ, но и стабильность при температурах, которые используются для обычных вакцин, храниться она может при температуре от 2 до 6 градусов. Это упрощает реализацию и распределение препарата в глобальном масштабе. Кроме того, вакцина, по заявлению производителей, недорога в производстве, что позволит странам третьего мира ускорить вакцинацию населения.
2. Каковы промежуточные результаты ее испытаний?
У вакцины от Sanofi и GlaxoSmithKline долгий и непростой путь. О совместной разработке компании объявили еще весной 2020 года, первая фаза исследований началась в сентябре. Летом Еврокомиссия заявила о намерении закупить 300 миллионов доз, оценивая тестируемый препарат как перспективный. Но в начале декабря разработчики объявили об отсрочке реализации своей программы ради улучшения иммунного ответа у пожилых людей.
Промежуточные результаты I/II фаз показали у лиц от 18 до 49 лет высокий иммунный ответ, сравнимый с пациентами, вылечившимися от ковида. А вот у пожилых людей он оказался низким из-за недостаточной концентрации антигена. Пришлось проводить новые исследования на приматах, использовав уже улучшенный по антигенному составу продукт. И они показали, что вакцина защищает от патологии легких, быстро устраняет вирус со слизистой оболочки носа и легких. Но процесс затормозился, ко второй фазе испытаний снова вернулись только в феврале 2021 года. О ее положительных результатах разработчики доложили в конце весны.
Во второй фазе исследований приняли участие 722 добровольца от 18 до 95 лет из США и Гондураса, которым ввели две вакцины с промежутком в 21 день. В группу вошли и люди из группы высокого риска. Вакцина-кандидат показала сильную иммунную реакцию во всех возрастных группах — 95-100-процентная выработка антител после второй инъекции, сопоставимая с уровнем тех, кто переболел ковидом. Побочных эффектов при этом не зафиксировано. Кроме того, высокие показатели антител наблюдались у добровольцев, переболевших коронавирусом, после одноразового введения вакцины. А это позволяет рассматривать ее и в качестве бустерной.
3. Что с третьей фазой исследований?
Исследования, в которых собирается принять участие и Украина, стартовали в начале лета. Его положительные результаты позволят компаниям-производителям пройти все процедуры и соглашения до конца года. Президент французского отделения Sanofi Оливье Богийо, объявляя о старте третьей фазы клинических испытаний, надеялся, что вакцина станет доступной в декабре.
В общей сложности в этом этапе испытаний примет участие около 35 тысяч добровольцев со всего мира, в том числе США, стран Азии и Африки. Эффективность двух составов вакцин оценивается в отношении уханьского и южно-африканского штаммов. Параллельно исследуются разные варианты состава вакцины в качестве бустерной дозы — ученые хотят оценить возможность ее использования для ревакцинации после других препаратов.
Как говорится в приказе МОЗ, испытания представляют собой «многоэтапное, модифицированное двойное слепое исследование фазы 3, проводимое во многих параллельных группах для оценки эффективности, безопасности и иммуногенности двух адъювантных рекомбинантных белковых вакцин — моновалентной и бивалентной».
4. Где будут проводиться в Украине?
В том же документе МОЗ перечислены пять медицинских учреждений — четыре столичных и одно винницкое.
Киев: «Центр семейной медицины плюс», «Эдельвейс Медикс», «Медстрой-Клиник», «Благомед».
Винница: Медицинский центр «Салютем».
Где указанные медцентры будут брать добровольцев — ясности нет. Как показывает опыт других стран, «ответственные» используют для этого собственную клиентскую базу, размещают рекламные объявления на своих сайтах и страницах в соцсетях, приглашают желающих через объявления на радиостанциях. Пока на сайтах указанных медучреждений такой информации нет. Как и нет понимания, какая награда ждет добровольца — деньги, грамота, продуктовый набор или осознание важности своего вклада в науку.
5. Участвовала ли Украина в подобных затеях?
Попытки были — из коронавирусных замечены две. В феврале тогдашний министр здравоохранения Максим Степанов анонсировал готовность страны испытывать индийский спрей Bharat Biotech. Правда, было это перед первой фазой испытаний, а мы «записывались» на участие во второй и третьей, но не срослось. Вторую попытку Украина инициировала самостоятельно, предложив в апреле Израилю провести у себя третий этап исследований с последующей возможностью производить вакцину BriLife на собственных мощностях. Израиль отреагировал «я не сказала да, я не сказала нет», но в июле информагентства стали писать, что испытания пройдут в Израиле, Грузии и Украине. С тех пор о нашем участии нигде ни слова, в Грузию в августе поступило 1125 доз. Правда, грузинский Минздрав сообщил, что на государственном уровне такие переговоры не велись, возможно, это дело рук частных лабораторий.
6. Какая нам от этого польза?
Здесь все просто — в случае подтверждения эффективности вакцины, которую испытывали в стране, эта самая страна получает к ней приоритетный доступ. Так сказать, глобальная награда за вклад в науку. Это отличная возможность ускорить вакцинальную кампанию для бедных стран, не зря же Гондурас, включая даже экс-президента, участвует в испытаниях самых разных вакцин.
7. Какова процедура испытания вакцин?
Согласно требованиям ВОЗ, этот процесс начинается с доклинической фазы без участия людей. Чтобы определить, какой антиген нужно использовать для вызова иммунной реакции, вакцины тестируются сперва на животных. Оценивается безопасность препарата и его способность предотвращать болезнь. Если вакцина вызывает иммунную реакцию, дальше следуют клинические испытания с участием людей. Они включают в себя три фазы.
1-я фаза. Чтобы оценить безопасность, определить дозу и убедиться в формировании иммунной реакции, вакцина вводится небольшому количеству добровольцев, как правило, молодого возраста.
2-я фаза. Здесь участвуют уже сотни добровольцев, на этот раз самых разных возрастных групп, которые получают в ходе испытания разные составы вакцины. При этом часть людей получают плацебо, чтобы удостовериться, что изменения, наблюдающиеся в результате применения вакцины, не случайны.
3-я фаза. Вакцина вводится уже тысячам добровольцев в разных странах, чтобы убедиться, что полученные результаты применимы к разным группам населения. Проводится сравнение с аналогичной группой людей, которые не получали вакцину. На этом этапе часть участников тоже получают «пустышку» вместо препарата.
Важный момент: учитывая гораздо более тяжелое течение COVID-19 у пожилых людей, в клинические испытания вакцин должно включаться большое количество представителей старших возрастных групп.
После завершения испытаний и получения результатов ученые анализируют информацию и делают свои выводы. А затем уже в каждой стране принимается решение, давать ли добро на использование вакцины. Для этого она должна быть признана безопасной и эффективной для широких слоев населения.
Подписывайтесь на нас в соц. сетях
Что такое свобода, где ее искать, бывают ли у нее степени и производные — вопросы, которыми искусство в разных своих видах и проявлениях не задаваться не может. Новый проект Олега Нестерова так и называется — «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР» — и будет исследовать феномен советской киномузыки. История эта мультиплатформенная и междисциплинарная. Первым ее героем стал композитор Альфред Шнитке, в сочинениях которого время соединяется с музыкой, а музыка с кино не только впрямую, но и метафорически. Изучить, как именно, можно сразу несколькими путями. «Три степени свободы» — это полномасштабная диджитал-платформа, собравшая десятки и сотни фонограмм и архивных материалов, книга, в которой Шнитке предстает не только музыкантом, но философом, музыкальный сборник и серия выставок-концертов с настоящим оркестром громкоговорителей. Иными словами, новый проект Олега Нестерова — смысловое продолжение его же «Из жизни планет», исследовавшей оттепельные годы. «Три степени свободы», помимо прочего, исследует и феномен зрительской вовлеченности, запуская краудфандинговую кампанию для будущего выпуска виниловой пластинки. «Мои дорогие», — обращается в ней к своим читателям, зрителям и слушателям Олег Нестеров, зная, что обнять друг друга можно и словом, и делом. Мы поговорили с музыкантом о стремлении добраться до самой сути, спасении Атлантиды под названием советская киномузыка, а также влюбленности, которая по-прежнему лучший рецепт для того, чтобы попробовать понять этот мир и свое место в нем.
Почему Альфред Шнитке стал первым героем вашего проекта?
Шнитке, действительно, первый герой в списке, и первый он не потому, что последний по алфавиту или по каким-то еще вопросам. Для проекта «Три степени свободы» он абсолютно показательный, эталонный герой. За эти шесть лет проект формировался, сам себя искал, говорил мне, какой он. Знаете, как когда писатель пишет текст, к 60-й странице тот начинает диктовать ему свои правила и интонацию. Начинал я, скажу честно, не со Шнитке. О нем думал как о ближайшей перспективе, постепенно начал расслушивать музыку из всего массива, который он написал. И, погружаясь в тему, понял, что Шнитке должен быть героем номер один. Во многом благодаря именно ему проект так называется, таким образом оформлен, и у него очерчены подобные границы: с одной стороны, это феномен советской киномузыки, нераскрытый, неразгаданный, который может уйти в пучину, как Атлантида, а с другой, все это, конечно же, про свободу. Я говорю про свободу художника, который не благодаря, а вопреки — ограничениям, запретам — вдруг обретает большую свободу и делает великие вещи. Это тема вечная, эти две составляющие в проекте очень важны.
Проект исследует обе стороны?
Одна — исследование этой Атлантиды, киномузыки, отделение ее от кадра и соединение с вечностью, другая — исследование пути художника.
Кстати, художник — это кто? Кто может им быть и стать?
Художник, как известно, любой человек любой профессии, который творчески решает поставленную задачу. И исследование опыта Шнитке, мне кажется, многим послужит вдохновляющим примером. А вообще этот процесс я остановить не могу. Волшебные фильтры и магическая решетка, через которую я сейчас смотрю на мир и говорю о нем, называется Альфред Шнитке. (Смеется.)
Давайте тогда поговорим про фигуру композитора и про то, как вы приступали к работе?
Сам по себе образ композитора я принес с собой из далекой юности, когда Шнитке был у всех на слуху. Это был самый популярный среди непопулярных композиторов, за ним шел такой шлейф, что это композитор, который пишет очень странную музыку, и ее не очень легко слушать. Когда я начал расслушивать его киномузыку, первый хештег, который был мной поставлен, — «король вальса». В какой-то момент я настолько влюбился в его вальсы, что подумал, не сделать ли музыкальную компиляцию из киномузыки Шнитке, целиком посвященную вальсам? Для меня он неожиданно раскрылся именно с этой стороны, как такой проникновенный мелодист, который написал столько яркой музыки. Дальше пошла, конечно, его философия. Я истрепал две книги — беседы Альфреда Шнитке с Ивашкиным. Одна была настолько во всяких закладках, пометках, что с ней уже невозможно было никак работать, я отложил ее в сторону и купил новую, вот до такой степени увлекся. Я приставал ко всем, зачитывал вслух, для меня это стало откровением. Подавляющее большинство написанной им киномузыки не существует в цифровом пространстве, а значит, и в современном мире. Работая как муравей, проползая через всю философию Шнитке, через все этапы его работы с кино, через все, в принципе, этапы его творческого пути, я стал приближаться к его музыке в целом. Я знал, что не вправе делать этот проект, не погрузившись как следует во всю его музыку, не только в киномузыку. Делать это было сложно, потому что академическая его музыка долго меня не пускала.
А потом пустила?
Пустила, когда я сделал либретто для оркестра громкоговорителей. В пространстве на «Ленфильме» соединятся две музыки — академическая и киномузыка, очень много друг другу давшие в жизни Шнитке. Он не случайно сказал: «Моя академическая музыка — продолжение киномузыки, или наоборот». И только тогда она мне вдруг открылась, я вступил на новый континент, и чем дальше, тем становилось интереснее.
Мы начали говорить про путь художника, который в обстоятельствах несвободы нащупал свободу. Это сложный вопрос, потому что, если рассуждать с позиции здравого смысла, любая несвобода ограничивает, но при этом, как показывает история искусства, столько всего рождалось в условиях именно ограничений.
Шнитке всегда был абсолютно свободным художником и свободным человеком. У него был короткий период романа с Союзом композиторов, и в те два года он написал самые худшие, по его выражению, произведения. Потом он выполз из этих страстных объятий и сошел с пути компромисса, хотя сам говорил о компромиссах так, что человеку невозможно полностью от них освободиться. С этого момента у него началась абсолютно другая жизнь. Прежде всего, он продолжил свое музыкальное образование, изучив все партитуры Новой венской школы и начав писать в стол произведения в додекафонной стилистике. Он прекрасно понимал, что в ближайшей перспективе их ничего не ждет, их не сыграют, не опубликуют. И конечно, жить с этого он никогда не будет. Потом его привели в кино, он себя попробовал и вдруг с большим удовольствием, оставаясь абсолютно свободным, начал писать вальсы, польки, погони и тональную музыку. Ни при каких обстоятельствах сам по себе как композитор он к этому прикладному жанру бы не приблизился. Потом были разные опыты, работа над мультфильмом «Стеклянная гармоника» Хржановского, например, натолкнувшая его на полистилистику. Он написал свою Первую симфонию — программное заявление, своеобразный портрет цивилизации, много сомневался, много писал, менял свой путь. И всегда (всегда!) оставался абсолютно свободным.
В среде академических музыкантов по отношению к прикладной музыке, и киномузыке в том числе, часто наблюдается некоторый снобизм. Шнитке в этом смысле исключение? И зависело ли это от его таланта, от его отношения — от чего?
Не у всех получилось, как у Шнитке. У Денисова совершенно другая история, там все было не по любви. Как, по большому счету, и у Шостаковича. Известна его фраза, что композитор должен идти работать в кино только в самом крайнем случае. И можно сказать, что с такой степенью откровенности, с которой работал для кино Шнитке, Шостакович не работал. Шнитке, может быть, вообще единственное исключение. Хотя они здесь очень похожи, например, с его другом Канчели, у которого тоже было очень искреннее отношение к кино. Но, с другой стороны, давайте не лепить из Шнитке такую бронзовую фигуру с алмазными глазами, он сам говорил, что работал в кино больше, чем нужно, и часто не с теми режиссерами и не с теми картинами.
Мы начали говорить про Новую венскую школу, которая сильно повлияла на развитие всей музыки XX века, на творчество Шнитке как раз в том числе…
Человечество расширяло границы и пробовало на вкус запрещенные интервалы. То, что казалось немыслимым, вдруг стало мыслимым. То, где человечество не чувствовало музыки, оттуда вдруг стал бить мощный музыкальный фонтан.
Сегодня наши слушательские привычки изменились: есть сервисы, есть возможности. Чтобы послушать ту же Новую венскую школу, уже не нужно проходить такой долгий путь, как раньше?
Я скажу больше: чтобы послушать Новую венскую школу в Москве, нужно было пойти на определенные ухищрения, а иногда пройти круги ада. Во времена моей молодости современная музыка была запрещена, ее официально не существовало, и мы друг у друга ее записывали, был клуб филофонистов, по друзьям. То есть акт прослушивания становился неким поступком. Сейчас скольжение по поверхности и боязнь не успеть, чтение текстов и слушание музыки наискосок, на приборах, которые для прослушивания музыки еще менее пригодны, чем патефоны начала XX века, накладывает свои отпечатки. И человеческое внимание становится очень поверхностным. И новое общество — это общество нетократическое, если вспомнить определение Александра Барда, шведского философа, композитора и участника Army of Lovers. Валютой у такого общества становится именно внимание, деньги уходят на второй план, как аристократический титул при молодом капитализме. И эта борьба за внимание — главный фокус. Собственно, речь идет о навигаторе, чтобы найти свои иголки в стоге сена. Иголка стоит копейку, а магнит стоит рубль. Когда все вдруг рассыпалось из коробочки, эти бусинки покатились по траве, и теперь важно успеть все собрать. Бусинки не лежат красиво, не нанизаны на ниточки, их не наденешь на себя. То, чем занимались раньше редакторы, лейблы, та же цензура со знаком плюс или со знаком минус… Теперь это все рассыпано. Я это называю проблемой турецкого шведского стола, когда у тебя 17 поваров, селедка, шоколад, котлеты, ты боишься что-то не попробовать, берешь, берешь, берешь, в итоге садишься за стол — и в тарелке полный кошмар, тебе невкусно, тебе после этого плохо. А зайди в соседнюю таверну, возьми маленькую рыбку, посмотри на закат и посмотри в глаза любимого человека. И собственно, весь инструментарий, который работает, маркетинг, не знаю, как хотите это называйте, медиа, которые работают с музыкой, все это должно ориентироваться не на турецкий шведский стол, а на маленькую таверну.
Борьба за внимание — главный фокус. Собственно, речь идет о навигаторе, чтобы найти свои иголки в стоге сена.
Мы перестали трудиться, искать и находить пути?
Нам по-прежнему необходимы ритуалы, акты прослушивания. Или вот, например, спектакли. Ты приходишь на спектакль, видишь живых людей, слышишь живую музыку на живой сцене. И то, что ты узнаешь, входит в тебя по-другому. Это не скольжение по поверхности. Ты прошел путь, чтобы это получить. Я первый раз это формулирую и думаю сейчас: почему я категорически отказываюсь переиздавать виниловую пластинку нашего проекта «Из жизни планет»? И почему Шнитке будет издан тиражом в 500 номерных копий, которые будут с ручной маркировкой, и все, больше не будет? Ни 501-й не будет, ни 502-й. И наконец-то я нашел сейчас в разговоре на эту тему ответ. Это было, это не повторится. Кому нужно, у того это будет. У кого не будет, но он сильно будет хотеть, он будет стараться это найти, всеми силами, многими путями. И конечно, ценность и радость изменятся, они вырастут.
Часто мы как будто бы нового опыта боимся, говорим: «Ой, а вдруг я не пойму, вдруг не разберусь»?
(Смеется.) Это примерно то же самое, как: «Я не поеду в ту страну, потому что у меня нет подходящего опыта, я никогда там не был, не знаю, понравится ли мне, пойму ли я там что-то». Нужно просто приходить и садиться, выключать все, кроме этого эмоционального чувства, этой антенны. Всегда любой хороший концерт или спектакль — про тебя самого. Ты можешь ничего не понимать про музыку, но зато ты все понимаешь про себя, про мир, про свои с ним взаимоотношения. И именно в такие моменты происходят великие открытия. Как в путешествии: с одной стороны, вроде бы ты мир познаешь, и географический, и культурный пазл складывается внутри головы, с другой — в первую очередь, в путешествии ты познаешь себя.
Вот перед нами сейчас огромный шведский стол самого разного контента, как удержаться от искушения пуститься во все тяжкие и пробовать все?
У меня есть ответ, и он очень ясный и простой. Когда человек не любит, когда он не влюблен, для него весь мир разобран на миллионы маленьких осколков. Но когда человек вдруг влюбляется, для него планета начинает крутиться вообще по-другому. Запахи другие, книга, которую давным-давно читал, фильм, песня. Любовь, влюбленность — это такой великий фильтр, через который человек начинает постигать мир. И все открывается очень внятно и по-настоящему.
А как не терять этой влюбленности? Это ведь то, чего все жаждут, ищут, но иногда не могут найти.
Человек умирает и стареет, когда теряет интерес к жизни. Возраст, в первую очередь, штука социальная, и человек сам себя приговаривает к тому, что ему неинтересно, у него больше нет сил интересоваться. В этом смысле не терять влюбленности значит не гасить внутри себя маленького человека, по сути, ребенка, которому все интересно. Если тебе что-то хоть как-то интересно, иди по следу. Есть один американец, не помню имени и фамилии, который говорил про собирателя автобусных билетов. Люди всегда чем-то увлечены и часто — совершенно нелепыми штуками, например собирают автобусные билетики. Но через этот вход можно обнаружить целую вселенную. И он говорит применительно к детям, что, как только у вашего ребенка появилась тяга к чему-то совершенно нелепому и ненужному, вот в это открывшееся окошечко кидайте, что хотите. Здесь важно не давать этому окошку закрыться и быть очень внимательным к тому, что говорит ваш внутренний голос. Ну и идти по следу.
Другими словами, не зачерстветь?
Все наши беды начинаются тогда, когда вдруг у нас с миром происходит разлад. Нам кажется, что мир против, вообще все плохие, дураки, все плохо! А на самом деле, конечно, это мы соскочили и идем против мира. Когда настраиваешь гитару, ты совершаешь определенные действия, приводя ее в соответствие. Так и в старину человек приводил себя в соответствие определенными ритуалами: просто созерцал летящую птицу, закат. И он опять как бы резонировал, дышал в унисон, очень многое мог, все у него было хорошо. Но теперь у нас иные ритмы, волны значительно быстрее. И для того, чтобы опять получить возможность видеть, наблюдать, нужно переходить с быстрых волн на медленные. Любое искусство замедляет, работает как летящая птица и закат. Посмотрел хороший фильм, сходил на хороший концерт — и начинаешь чувствовать мир. В этом задача искусства.
Насколько важна в музыке иерархичность? Если мы говорим о группах, к примеру, в каждой все устроено по-своему. Где-то деспот-солист, который говорит: «Будет только так, и никак иначе», но берет на себя ответственность и ведет всех за собой. Где-то, наоборот, все решается коллективно.
В книге Петера Хамеля «Через музыку к себе» я прочитал о том, что настоящая импровизация, интуитивная музыка, рождается при условии равноценного контакта трех человек в ансамбле. Их может быть и сорок, но трое будут играть первые роли, а остальные тридцать семь — второстепенные. Самая устойчивая конструкция — это табуретка на трех ножках. И вообще слово «три» ко многому обязывает человечество почему-то. Я читал труд, где предполагалось, что в целостности человека как раз три составляющие: критичность, психомоторика и энергопотенциал. И когда все это сбалансировано, человек целостен и счастлив. Но если идет дисбаланс, например, у человека все хорошо с психомоторикой, он как личность нормален, он может делать что-то руками и чувствовать, глубоко анализировать и так далее, но с энергопотенциалом не очень хорошо, а с критичностью тоже хорошо, то он будет сидеть, страдать и ничего не делать. И наоборот, если у человека выпятился энергопотенциал, но не очень хорошо с критичностью или с психомоторикой, он возьмет бейсбольную биту и пойдет кого-нибудь бить. Ну, и так далее. И удивительно, как можно наблюдать команды, которые интуитивно собраны по принципу дуэта или трио. Вот мой компаньон, друг Михаил Габолаев. Мы с ним 35 лет вместе делаем музыку, продюсируем, вообще все делаем вместе, и я хочу сказать, что он музыкант от бога, а я… хуже меня в Москве никто не играет и тише меня никто не поет. Но с энергопотенциалом я дам ему фору. С критичностью у нас у обоих все в порядке. И вот пазл — хотя мы абсолютно разные, — сложился таким образом, что где-то диктует он, а где-то диктую я. И это к вопросу о свободе и о диктатуре. И Кейдж, по-моему, говорил на эту тему, что ансамбль отличается от оркестра множественными обратными связями между всеми участниками, это квадрат суммы участников. Вот так работает атомная реакция, а не дымный порох. И вся современная ансамблевая музыка рождалась именно от коллективного гения, и до сих пор это случается и происходит.
Он музыкант от бога, а я… хуже меня в Москве никто не играет и тише меня никто не поет.
Когда есть репутация, карьера, фильмография, узнаваемость, сложнее ли художнику чувствовать мир, делать именно так, как он видит? Есть ли в этом несвобода? Или это никак и ничем не связанные друг с другом аспекты?
Вектор успеха — это когда следующая работа должна быть еще значимее, чем предыдущая. Успех никогда не бывает финалом, как говорил Уинстон Черчилль. Художник себя приговаривает к страшной штуке, первый раз добиваясь успеха. Вчера он был никому не нужен, он был неуловимый Джо, которого никто не ловил, а теперь следующий его шаг должен быть значимее предыдущего. И тут включается несвобода. Это действительно страшно, я на себе это испытал. 14 лет молчания «Мегаполиса» — в первую очередь размышления на эту тему.
Я вот что еще хочу добавить. Шнитке, когда говорит про замысел и конечный результат, замечает, что замысел всегда глубже и точнее.
То есть, получается, реализация никогда не превзойдет, по его мысли, замысел?
Если замысел не проявлен, он останется неслышимым. И для того, чтобы его проявить и явить миру и другим людям, по словам Шнитке, приходится идти на упрощение — записывать его на ноты, искать какие-то взаимодействия с оркестром, с дирижером. И упрощение происходит всегда, то есть композитор в этой жесткой иерархии приговаривает себя к нему. Вообще в его ночных заметках много интересного. Например, он пишет, как должно быть изменено образование академического музыканта, который должен научиться импровизировать, понимать, что есть интуитивная музыка, расширять свои границы. И структура оркестра тоже должна измениться в сторону того самого музыкального квадрата суммы участников. И использовать для этого нужно любые взаимодействия, даже отрицательные, даже негативные черты характера музыканта, зависть или что-то еще — все нужно брать, и на этом строить взаимодействие внутри оркестра, чтобы отказываться от предельно жесткой армейской иерархии.
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.