Порядок сочинения по картине 3 класс

Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития

Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Как работать над сочинением?

  1. Определи тему. Чтобы сделать это правильно, нужно внимательно рассмотреть картину. Посмотри, что нарисовано, что и где располагается. Также обрати внимание на название и вспомни всё, что ты знаешь по этой теме.
  2. Составь план. Планом можно считать список пунктов, которые помогут тебе раскрыть тему. Для составления плана можешь использовать вопросы. Например, если на изображении зимний пейзаж: Какое время года показано на картине? По каким признакам можно об этом догадаться? Кого изобразил художник? Как они выглядят?
  3. Подбери материал. Здесь тебе надо вспомнить всю информацию по заданной теме, а также задуматься, какие слова ты будешь использовать. Например, к картине с зимнем пейзажем запиши себе словарик: побелело, падающий снежок, восторг, любоваться и т.д.
  4. Написание сочинения. У тебя есть тема, план и словарик. Теперь постарайся составить маленькие рассказики по каждому пункту плана, запиши их на черновик и проверь, чтобы вместе они составляли связный рассказ.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Обучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

Автор: Светлана Дементьева

Эта статья будет полезна тем, у кого возник вопрос «Как писать сочинение по картине

Итак, учитель русского языка и литературы поставил задачу — написать сочинение по картине художника. С чего начать? Предлагаю работать по шагам.

Шаг 1. Сбор информации о картине и художнике.

Лучше информацию черпать из энциклопедий, так как она более достоверная. В универсальных энциклопедических изданиях (Например, «Большой советский энциклопедический словарь»), как правило, дается краткая справка. Если вам не достаточно информации, то ее можно поискать в энциклопедиях или справочниках по теме живописи и изобразительного искусства. Впрочем, 90 процентов школьников воспользуются Википедией.

Шаг 2. Составление плана.

Когда вы соберете информацию о художнике и о нужной вам картине, то накидать примерный план будущего сочинения будет легко. Давайте посмотрим какие могут получиться пункты.

  1. Введение.
  2. Описание темы картины.
  3. Описание переднего плана картины.
  4. Описание среднего плана картины.
  5. Описание дальнего плана картины.
  6. Заключение.

Шаг 3. Написание сочинения по картине художника.

Писать мы начинаем по плану.

  1. Введение. В вводной части нужно обозначить тему сочинения. Вот несколько примеров: «Недавно мы с классом посетили выставку художника такого-то. Среди его работ была выставлена картина такая-то…» «Листая альбом с репродукциями художника такого-то, на меня произвела большое впечатление картина такая-то…» «Картина такая-то такого-то художника признана мировым шедевром. Художник написал ее в таком-то году. Сейчас картина находится в таком-то музее…» Здесь нужно написать имя художника, название картины и ваше отношение к ней. Если картина вам не понравилась, то в дальнейшем вам необходимо объяснить причины такого отношения. Например, вы любите яркие сочные краски, а данная картина написана в пастельных тонах. Или вас не устраивает общее восприятие от работы художника — темные мрачные краски на вас давят.
  2. Описание темы картины. Если из собранной информации вам стали известны события, благодаря которым родилась картина, то напишите в двух словах об этом. Например, художник написал портрет своей сестры или его впечатлила прочитанная книга и т.д.
  3. Описание переднего плана картины. Опишите что или кто изображен на первом плане. Если это предмет, то из какого он материала и для чего предназначен. Если это человек или животное, то опишите чем он/они занимаются, в каком находятся настроении, во что одеты. Если речь идет о животных (Например, медведи), то опишите их окрас и действия (Например, спят, едят, играют…) Можете описать детали. Например, глаза. Какого они цвета, какие в них «читаются» чувства и какие ощущения испытываете при этом вы. Если это пейзаж, то напишите какое изображено время года и время суток. Ответьте на вопрос почему вы так решили. Скорее всего утро угадывается по солнечному свету, а времена года по характерным для них признакам (снег, дождь, желтые листья, цветущие деревья и т.д.)
  4. Описание среднего плана картины. Здесь вы внимательно рассматриваете что изображено на среднем плане и описываете точно так же, как описывали передний. Можете добавить описание игры теней и света, написать об использованных художником тонах и полутонах.
  5. Описание дальнего плана картины. Дальний план может быть размыт. Мы можем за полосками красок угадывать лес, небо, солнечный свет, море… Иногда дальний план изображен очень четко. Опишите группу деталей дальнего плана. Если есть какое-то яркое пятно, то опишите его.
  6. Заключение. В заключительной части можно привести интересные факты, связанные с картиной, описать свое впечатление от работы художника, поделиться размышлениями почему художник выбрал именно такую цветовую гамму, описать какое настроение вызывает у вас данный шедевр и какие возникают мысли и желания при созерцании.

Шаг 4. Проверка.

После написания сочинения, его нужно проверить. Повторяющиеся слова заменить синонимами, длинные предложения разбить на несколько предложений, проверить логичность изложенного, поискать речевые, орфографические и другие ошибки. Кстати, при написании сочинения есть огромный плюс в отличии от диктанта — если вы не знаете как правильно пишется то или иное слово, вы можете его заменить. Таким же образом можно схитрить в случае сомнений при расстановке знаков препинания.

Шаг 5. Переписываем набело.

Сочинение по картине готово!

Кстати, если вы описываете пейзаж, то возможно вам помогут наши советы и рекомендации в статье «Как писать сочинение о природе«.

Отличных вам оценок!

Пейзаж

Музей, коллекционирующий произведения искусства называется художественный, коллекционирующий технику – технический, коллекционирующий объекты жизни природы – естественно-научный, коллекционирующий исторические документы – исторический. Самые большие художественные музеи Санкт-Петербурга – Эрмитаж и Государственный Русский музей (рис. 1).

Рис. 1. Эрмитаж и Государственный Русский музей (Источник)

Рассмотрим картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Рожь», которые находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве и картину «Корабельная роща», находящуюся в Государственном Русском музее (рис. 2).

Рис. 2. Картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889), «Рожь» (1878), «Корабельная роща» (1898) (Источник)

На всех этих картинах изображен пейзаж. Есть несколько определений пейзажа.

Пейзаж – общий вид какой-то местности.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзаж (фр. paysage от pays – «местность») – картина местности, вид природы, сельский вид.

Художники пишут пейзажи на холсте при помощи красок, писатели описывают их в книгах при помощи слов.

портрет

У Леонардо множество рисунков, посвященных разработке сюжета Мадонны с младенцем, особенно так называемой Млекопитательницы, т.е. кормящей грудью. Но представить его сентиментальным художником, глубоко и благоговейно размышляющим о материнской любви (как часто пишут в рецензиях, посвященных эрмитажной «Мадонне Литта»), совершенно невозможно. Увольте, пожалуйста! Нежность, сентиментальность и прочее мимими – это то, чего точно нет у Леонардо, и никогда не было. Описание картины Мадонна Литта Леонардо да Винчи →


сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Пепельное, дымное, томное, пастельное, воздушное… Лиловое, бледно-голубое, нежное, прозрачное… Пепел розы. В безумно талантливом романе-бестселлере К. Маккалоу «Поющие в терновнике» цвет платья главной героини, обреченной на вечную разлуку с возлюбленным, назывался «пепел розы». В портрете Марии Лопухиной, умершей от чахотки через год после его завершения, все пронизано тончайшей грустью молодости, не ведущей ни к какому будущему, исчезающей как дым – все пронизано «пеплом розы». Описание картины Портрет М.И. Лопухиной работы В.Л. Боровиковского →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Снова сказка, страшная сказка, иновременная и иномировая, неземная и манящая царевна — вот кто изображен Врубелем на картине. Замышлял портрет жены, нарисовал не свое и не людское даже. Но чтобы понять эту картину, надо хотя бы ознакомиться с сюжетом, который проиллюстрирован художником, если здесь применимо это простецкое называние. Описание картины Царевна-Лебедь Михаила Врубеля →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картину Вермеера увидеть у нас непросто. Какое-то впечатление вы можете составить по репродукциям, и, конечно же, по вдохновенным описаниям очевидцев. До нынешнего времени дошли считанные десятки работ мастера, хранимая в Амстердаме «Молочница» — одна из них. Описание картины Молочница Вермеера Дельфтского →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Не волк-волчок, серый бочок, а натуральный монстр, Фенрир, лесное чудовище из сказок северных народов — такой воистину СКАЗОЧНЫЙ волчище на картине Виктора Васнецова. И что касается человеческих персонажей, тоже есть что проанализировать. Нам, взрослым, тяжело вновь пережить сказку, но также и сложно всецело понять художника, ее, сказку, рисующего. Попробуем, однако. Описание картины Иван-царевич на сером волке Виктора Васнецова →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Аленушка с картины Васнецова — непростая героиня. Это произведение при всей обыденности пейзажа, при всей известности сказки — сложное для понимания. Значит, понимать не нужно. Следует переживать. Как будто слушаешь сказку. Описание картины Аленушка Виктора Васнецова →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Посмотреть на процесс создания всем известных картин — это может быть очень интересным. Поль Гоген предоставил нам такую возможность, написав Винсента Ван Гога за работой. А Ван Гог знаменит подсолнухами — их он и рисует. Описание картины Портрет Ван Гога рисующего подсолнухи Поля Гогена →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картина знаменитого русского художника, прожившего большую часть жизни в Индии, прошедшего с экспедицией Центральную Азию, изображает не менее великого тибетского отшельника, странствующего учителя и практика Йоги Миларепу. Что он услышал?.. Описание картины Миларепа Услышавший Николая Рериха →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Сейчас и в прошлом тысячи искусствоведов пытаются раскрыть загадку Джоконды — самого, пожалуй, известного потрета в мировой живописи. Но существует ли загадка как таковая? Быть может, портрет Моны Лизы для Леонардо был всего лишь портретом женщины? Конспирологические теории находят на этой картине вообще портрет автора. Мы тоже не дадим никаким ответов, но поразмыслим и сообщим несколько полезных фактов. Описание картины Мона Лиза Леонардо да Винчи →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Известная картина советской художницы Татьяны Яблонской изображает радостное утро и в нем — дочь художницы. Полотно пронизано солнечным светом. Описание картины Утро Татьяны Яблонской →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Страница 1 из 21

Сочинение по картине

Содержание:

  1. Структура написания сочинения по картине
  2. План написания сочинения по картине
  3. ТОП 7 советов как написать сочинение по картине правильно
  4. Пример сочинения по картине
  5. Пример сочинения №1
  6. Пример сочинения №2
  7. Скачать готовые сочинения по картинам
  8. Образцы сочинений по картинам
  9. Учебник по написанию и оформлению сочинения

Сочинение по картине является распространенным типом работы для студентов и школьником, которое вам, вероятно, будет предложено сделать в классе.

Структура написания сочинения по картине

Прежде чем приступить к написанию своего сочинения, убедитесь, что вы понимаете детали задания, чтобы знать, как подходить к сочинению. После того, как вы выбрали тему, проведите некоторое исследование и сузьте основные аргументы, которые вы хотели бы привести. Оттуда вам нужно написать план и конкретизировать ваше сочинение, которое должно состоять из введения, тела и заключения.

После того, как ваше сочинение составлено, потратьте некоторое время на его пересмотр, чтобы убедиться в том, что вы написали максимально понятным языком.

Живопись, в зависимости от избранного художником объекта изображения или особенности сюжета подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет.

Пейзаж — это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу.

Натюрмортэто картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь. Сам термин произошёл от французского nature morte – «мёртвая натура».

Портрет — один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей.

Вам пригодятся термины:

  1. Живопись – создание художественных образов красками.
  2. Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске или листе бумаги.
  3. Контраст – резкая противоположность; контраст зрительный – зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по отношению с окружающим его миром.
  4. Колорит – гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения.
  5. Манера – отличительная черта творчества художника, его стиль.
  6. Облик – внешний вид, очертание, наружность.
  7. Отблеск – сияние отражённого света.
  8. План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.
  9. Свет — поверхность, на которую падают прямые солнечные лучи.
  10. Тень – наиболее слабо освещённые участки в изображении.
  11. Цвет – цветовой фон или окраска.
  12. Фон – основной цвет, тон на котором пишется картина.

План написания сочинения по картине

  1. Жанр картины.
  2. Кто и что изображены.
  3. Настроение, вызываемое этим произведением.
  4. Основные микротемы картины.
  5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит)
  6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Более подробный план:

  1. Рассмотрите внимательно картину, определите её тему.
  2. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, размер, форма, объём).
  3. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, в центре картины, слева, справа, на заднем плане.
  4. Опишите ситуацию, изображённую на картине.
  5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.д.
  6. Выразите своё отношение к герою, к картине.
  7. Опишите чувства, которые у вас вызывает картина.
  8. Составьте план описания картины.
  9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

Как правильно сказано: «Картина говорит тысячу слов», нам просто нужно услышать, что там говорится. Не существует установленного правила, которое можно было бы применить ко всем изображениям, чтобы прийти к его интерпретации, однако существуют определенные условия, по которым можно написать сочинение на отлично.

Начните с просмотра изображения издалека:

  • Определите, что является предметом там, где фокус
  • Наблюдайте за кадрированием, находится ли объект в центре внимания или он расположен с одной стороны
  • Ищите, где контраст больше всего, потому что это будет значительная часть истории, рассказываемой картиной
  • Обратите внимание на фон, это предисловие к теме

Теперь изучите информацию по картине:

  • Если субъект является узнаваемым объектом из нашей физической реальности, посмотрите его и его историю
  • (В случае картин / рисунков) Оцените, насколько близко объект напоминает реальную вещь, что может дать больше подсказок о том, как художник хотел передать свое понимание предмета.
  • Для фотографий обращайте больше внимания на фон, потому что он представляет момент во времени и пространстве
  • Если субъектом является человек или любое живое существо, сфокусируйтесь на его лице и положении рук, они представляют эмоции и действие.

ТОП 7 советов как написать сочинение по картине правильно

  1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри её, прочитайте статью об её авторе.
  2. Постарайтесь понять настроение, которое передал художник.
  3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
  4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавите его. Составьте план.
  5. Соберите материал по картине.
  6. Помните, главное – передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
  7. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи.

Из всего вышесказанного у вас должно было сложиться собственное впечатление о представлении изображения художником / фотографом, которое оставляет вас открытым для собственного заключения о том, как вы себя чувствовали, анализируя картину.

Надеюсь, моя статья помогла а чуть ниже примеры и образцы готовых сочинений по картинам!

Пример сочинения по картине

Картина А.А.Пластов. «Первый снег»

Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972) – сын крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».В 1917 году он закончил скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Сочинение по картине

Подбор материала к сочинению:

  • Передний план: крыльцо ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом;
  • Описание девочки: в бело-розовом платьице, в тапочках, отороченных мехом; лёгкий платок; заворожено; восхищённо смотрит на снег; с удивлением наблюдает; радость; восторг;
  • Описание мальчика: одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником; на голове шапка-ушанка; мечтает покататься на санках;
  • Задний план: деревенская улица; человек; крыши домов покрыты снегом;
  • Снег: белый; пушистый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые шапки на крыши домов; укутал всю землю белоснежным ковром; кружится; порхает; как стая белых мошек; очень к лицу земле;

План сочинения:

  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины
  4. Моё отношение к картине.
Пример сочинения №1

Я смотрю на картину А. А. Пластова «Первый снег».Падают первые снежинки. Выбежали на крыльцо девочка и мальчик. Они радостно смотрят на первый снег, который покрыл землю белым ковром.

Девочка одета в лёгкое платьице, и в тёплый платок. Она смотрит восхищённо на снег. Мальчик одет в шапку-ушанку и пальто. И хочется ему на санях и лыжах покататься.

Рядом с домом раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом. Снежинки, как маленькие белые мошки, кружатся в высоте. Снег надел меховые шапки на крыши домов. Русская деревня так красива зимой, когда мохнатыми хлопьями падает снег. Настроение радостное и хорошее. Мне понравилась в картине красота зимнего утра.

Пример сочинения №2

На картине А. А. Пластова изображено, как падает первый снег. Завороженно и удивлённо наблюдают за этим дети. Как хороша русская зима!

На переднем плане картины крыльцо деревенского дома. Рядом с домом большая старая раскидистая берёза. Она покрыта снегом, как белой шубой.

На крыльце стоят мальчик и девочка. Мальчик стоит уже давно. Он одет по-зимнему: в шапку-ушанку, в пальто, с меховым воротником и валенки. Он смотрит на снег и о чём-то мечтает. А девочка одета в бело-розовое платьице, в тапочки, отороченные мехом, лёгкий платок. Она наблюдает за снегом с удивлением, с радостью, с восторгом. Падают белые пушистые снежинки. Они летят плавно, порхают, падают на землю мохнатыми хлопьями.

Снег укрыл землю белоснежным ковром. И этот наряд очень к лицу земле. Когда я смотрю на картину, у меня хорошее, праздничное настроение. Мне понравилось, как А.А.Пластов показал радость и изумление детей при виде первого снега.

Скачать готовые сочинения по картинам

  1. Скачать сочинение по картине на тему: В.М.Васнецова «Алёнушка»
  2. Скачать сочинение по картине на тему: А.А. Рылова «Зеленый шум».
  3. Скачать сочинение по картине на тему: Е.Сыромятниковой «Первые зрители»

Образцы сочинений по картинам

  1. Сочинение по картине Григорьева «Вратарь»
  2. Сочинение по картине Айвазовского «Буря на Северном море»
  3. Сочинение по картине Айвазовского «Чесменский бой»
  4. Сочинение по картине Айвазовского «Девятый вал»
  5. Сочинение по картине Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами»
  6. Сочинение по картине Айвазовского «Среди волн»
  7. Сочинение по картине Айвазовского «Буря»
  8. Сочинение по картине Айвазовского «Буря на Черном море»
  9. Сочинение по картине Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых»
  10. Сочинение по картине Брюллова «Всадница»
  11. Сочинение по картине Брюллова «Последний день Помпеи»
  12. Сочинение по картине Брюллова «Всадница» (2 вариант)
  13. Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет В.А.Жуковского»
  14. Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»
  15. Сочинение по картине Васнецова «Баян»
  16. Сочинение по картине Васнецова «Песнь о вещем Олеге»
  17. Сочинение по картине Васнецова «Северный край»
  18. Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»
  19. Сочинение по картине Васнецова «Богатырский скок»
  20. Сочинение по картине Васнецова «Три богатыря»

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по ЕГЭ
  4. Как написать сочинение по русскому языку
  5. Как написать сочинение по истории
  6. Как написать сочинение по обществознанию
  7. Как написать сочинение рассуждение
  8. Как написать комментарий к проблеме сочинения
  9. Критерии оценивания сочинения

Существуют общие рекомендации, которых стоит придерживаться при написании сочинений по картине. Усвоив их, ребенок будет отлично справляться с этим видом работы.

Структура сочинения

Желающим написать сочинение по картине стоит помнить, что подобные тексты делятся на три приведенные ниже части:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение (концовка.

Картинка рисунок

Как написать вступление к сочинению по картине

Можно сделать для себя краткую памятку написания вступления:

  • справка о творчестве автора картины (какие стили были использованы живописцем при работе над своими полотнами и т. д.);
  • информация о произведении. В этом фрагменте текста упоминают жанр картины, пишут, под воздействием каких факторов она была создана.

Основная часть текста

Необходимо внимательно посмотреть на картину и определить:

  • передний план. При этом сначала определяют жанр, к которому принадлежит картина. Ведь между пейзажными зарисовками и портретом существует огромная разница. В случае с натюрмортом или портретом на первом плане обычно запечатлены человек или животное. Порой в этом качестве выступает и какая-либо вещь. Определение находящегося на переднем плане объекта обычно осуществляется подсознательно. При рассмотрении пейзажа его расположение не столь очевидно. Для более точного определения первого плана на натюрморте стоит разделить картину на две равные половины (по горизонтали), внимательно разглядеть их содержимое;
  • задний план. Особое внимание уделяют фону, на котором расположен главный объект. Задний план обычно создает общее настроение картины. Здесь создается сильный акцент на цветовую гамму. Картинам батального жанра свойственна более кропотливо подобранная детализация. Это позволяет подробно описать какой-либо эпизод;
  • цветовая палитра. Холодные и теплые оттенки весьма удачно передают атмосферу полотна;
  • мелкие детали. При описании картины нужно раскрыть их уместность и предназначение. В большинстве случаев мелкие детали располагаются на главном объекте. При изображении на фоне они становятся только дополнением к основным элементам. В роли мелких деталей картины могут служить не примечательные на первый взгляд скрупулезные цветовые переходы.

Мальчик пишет сочинение

Как написать концовку сочинения по картине: последовательность действий

В концовке сочинения обычно приводится:

  • собственное представление ребенка о картине;
  • общий анализ того, что живописец желал сказать своим произведением.

Приведенные выше рекомендации помогут полнее раскрыть замысел автора картины. Естественно, элементы планы могут немного видоизменяться (в зависимости от жанра произведения изобразительного искусства).

Рекомендации родителям

Если школьник, увлекающийся изобразительным искусством, отлично разбирается в использовании палитры красок, эти познания непременно помогут ребенку. В основной части работы можно сделать акцент на применении того или иного тона, тени. При этом стоит упомянуть о том, какое влияние цветовая гамма оказывает на общее настроение картины. При описании полотна батального жанра приводится историческая справка о событиях, происходивших в прошлом.

Зимний сюжет рисунок

Рекомендуется обращать внимание на любые, казалось бы, малозначительные детали (поза персонажа, выражение лица). В них может быть воплощена авторская идея, которая способствует раскрытию всего сюжета.

Описание портрета также требует пристального внимания. Это позволит в полной мере прочувствовать настроение изображенного на картине человека, разобраться в его характере. Не стоит забывать и об обстановке, окружающей запечатленного на полотне героя.

Большая роль отводится и форме произведения изобразительного искусства. Если картина написана на горизонтальном широком холсте, ее автор, вероятнее всего, пытался запечатлеть величие происходящего. Полотно, вытянутое вертикально, свидетельствует о возвышенности чувств, стремлении вверх. Такие картины нередко выражают собой тягу художника к уединению и спокойствию, не вызывая столь ярких эмоций, как панорамные произведения.

Сочинение

Виды живописи

В зависимости от особенностей сюжета или выбранного автором объекта изображения выделяют:

  • пейзаж;
  • портрет;
  • натюрморт.

Первые пейзажи появились в Древнем Китае. Европейские живописцы длительное время не рассматривали зарисовки природы в качестве отдельных произведений.

Левитан

Пейзаж воспринимался в роли фона на исторических полотнах, портретах. Самостоятельные пейзажи на территории Европы появились лишь в 17 веке. Они оказались востребованными в творчестве многих голландских художников. Популярным жанром пейзаж стал лишь в 19 веке. Позднее оформились разные его виды (парковый, морской, сельский).

В пейзажах запечатлена природа (в первозданном или измененном человеком виде). На таких картинах изображены сельские и городские виды, поверхность моря, реки. Порой на пейзаже можно увидеть и образы животных, людей. Художникам удается весьма умело передавать состояние света в разное время дня и ночи.

В русском изобразительном искусстве пейзажи появились в середине 18 века. Мастера тех времен предпочитали изображать на картинах идеализированный собирательный образ природы.

Расцвет пейзажа в России наблюдался во второй половине 19 века. В этот период художники-передвижники активно изображали неброскую красоту природы.

Саврасов

Пейзажи писали такие авторы, как:

  • Шишкин;
  • Левитан;
  • Саврасов.

Художники-передвижники активно перемещались по России. Они изображали деревенские дома, красивые древние храмы, лесные опушки, равнины.

Шишкин

В первой половине 20 века написанием пейзажей занимались мастера различных направлений изобразительного искусства:

  • Петр Кончаловский;
  • Павел Кузнецов;
  • Константин Коровин.

Слово «натюрморт» переводится с французского языка как «мертвая природа». Бытует мнение, что именно в таких картинах полнее раскрывается внутренний мир живописца.

Композиция предметов

К основным поджанрам натюрморта принадлежат:

  • тональный. Большинство натюрмортов написаны в приглушенных тонах (с преобладанием коричневых и серых цветов);
  • кухонный. На таких картинах, помимо неодушевленных предметов, изображаются и эпизоды из повседневной жизни людей;
  • охотничий. Натюрморты, на которых была изображена подстреленная дичь, в прежние времена пользовались особой популярностью у аристократии. Такой натюрморт нередко становился важным предметом интерьера кабинета, который символизировал преуспевающее социальное положение его владельца. В среде зажиточной буржуазии охота считалась чрезвычайно модным занятием. Поэтому состоятельному аристократу очень хотелось похвастаться своими трофеями. Сочетание зелени лесов с ярким оперением птиц или красивым окрасом шерсти животных придавало картине особую выразительность;
  • ученый натюрморт. Подобные картины пользовались особой популярностью в 17 веке. Для такого поджанра натюрморта характерны изображения книг, географических карт, использование приемов оптической иллюзии.
  • цветочно-фруктовый. Пик популярности данного поджанра пришелся на вторую половину 17 века;
  • «обманка». Такие натюрморты были призваны создать иллюзию трехмерности у наблюдателя. Нарисованные на подобных картинах предметы было довольно тяжело отличить от настоящих.

Натюрморт цветы фрукты птица

Пример сочинения по картине

Аркадий Александрович Пластов был сыном крестьянина-иконописца.  Тяга к рисованию у него проявилась еще в детские годы. Когда Аркадию исполнилось пятнадцать лет, он дал самому себе клятву, что в будущем непременно станет живописцем. В 1917 году Пластов окончил скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Ниже приведен пример сочинения по произведению «Первый снег» этого художника:

На картине запечатлены первые снежинки. На крыльцо дома выбежали мальчик и девочка. Дети с радостью смотрят на первый снег, покрывающий землю белым ковром. Девочка одета в теплый платок, тонкое платьице. Она смотрит на снег восхищенным взглядом. Мальчик одет в пальто. На его голове можно увидеть теплую шапку-ушанку. Рядом с домом детей стоит могучая, старая береза, с белым стволом. Снежинки весело кружатся в воздухе. На крышах домов застыли белые снежные шапки. Русская деревня необычайно красива зимой. Картина дарит отличное, радостное настроение.

Процесс написания сочинения-рассуждения на первых порах может показаться очень трудоемким, сложным. Но такая деятельность тренирует воображение школьника, стимулирует активную мозговую деятельность.

мама

Весенний пейзажСочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

Зимний пейзаж

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Ребенок занимаетсяОбучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся. Картина может служить одним из эффективных средств развития речи, внимания и наблюдательности учащихся, активизирует и направляет мысль детей. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию воображения и эстетического вкуса. Рассматривание картин, беседа по их содержанию способствуют развитию у учащихся глубокого восприятия произведений искусства. Дети не только видят, что изображено на полотне, но и, по мнению психолога Б. М. Теплова, стараются понять, что испытывает автор, создавая произведение, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально переживая его.

Работа над написанием сочинения вызывает достаточно затруднений не только у учащихся, но и у педагога так как требует особой подготовки к уроку, а также разработки методического материала. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие. Поэтому в данной статье я хотела бы поделиться своим опытом работы написания сочинения разобрав фрагмент урока, посвященный анализу картины В. М. Васнецова «Богатыри».

На уроке русского языка при написании сочинения-описания художественного произведения можно использовать не только учебные картины, а также репродукции художественных произведений и презентации, разработанные по теме. Для более детального рассмотрения картины отдельные ее участки можно увеличить. Это позволит конкретно рассмотреть образ героя, его выражение лица или даже какой инструмент художник использовал – кисть или мастихин. На уроке важным моментом является знакомство детей с профессиональными инструментами художника. Так, мы можем показать кисти и мастихины, палитры, краски, которыми пользуются профессиональные художники. Отдельное внимание уделяется личности художника его биографии и творческой деятельности.

Последовательность анализа картины может быть разной и зависит от возраста учащихся, уровня развития у них художественного восприятия, от особенностей самой картины и от поставленных целей. На первых этапах анализа картины иногда используют следующую последовательность: первый план (то, что расположено на картине ближе к зрителю), композиционный центр картины, второй план (то, что расположено далеко от зрителя). Второй вариант требует определённых знаний от учащихся: жанр картины, ее предметное содержание (кто или что изображено на первом и на втором плане), настроение, которое хотел передать художник, изобразительно-выразительные средства, которые он использовал для передачи образа (свет, цвет, композиция и др.). Как правило, чаще всего используется второй вариант, наиболее полно раскрывающий анализ картины.

Рассматривая произведения художников, следует обращать внимание детей на реалистическое изображение природы, учитель помогает почувствовать и понять красоту русской природы, безгранично любить ее. Учитывая возрастные особенности младших школьников, при описании картины, педагог должен дать общую характеристику, доступно рассказать о ее содержании и выразительных средствах, которые использовал художник. Отдельное внимание мы уделяем цвету в живописи, ведь через цвет можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, которое отражает материальные свойства предметов, передающее многообразие окружающего мира в его цветовом звучании. Каждый художник использует цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. В картинах, где показано человеческое страдание, горе, чаще всего используются цвета неяркие, приглушенные, более темные. В картинах с радостным, оптимистическим настроением художник выбирает яркие, сочные цвета. В процессе описания картины развивается умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту ярких и нежно-блеклых цветов.

При подготовке к уроку учителю следует составить план работы, подготовить зрительный ряд.

Примерный план работы над сочинением:

1. Рассказ о художнике и истории создания картины, технологические особенности, которые использовал художник при написании картины.

2. Беседа по картине.

3. Словарная работа по теме урока, знакомство с новыми искусствоведческими терминами.

4.Составление плана сочинения.

5. Составление устного коллективного высказывания по картине.

6. Самостоятельное написание сочинения.

7. Анализ творческих работ школьников.

Одним из самых сложных этапов урока – беседа по картине. Учителю необходимо создать особую атмосферу, благодаря которой дети смогут погрузится в мир художника и прочувствовать картину.

Для анализа картины, рекомендовано использовать следующие упражнения, которые определенным образом влияют на развитие речи и формирование коммуникативно-речевых умений у детей младшего школьного возраста:

— рассматривание картины под музыкальное сопровождение;

— определение «звучания» картины («Какие звуки можно услышать при рассматривании картины?»);

— объяснение названия картины («Как вы думаете, почему картина так называется?»);

— подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске («Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве?», «Подберите к слову желтый близкие по значению слова?», «С помощью каких слов можно подчеркнуть размер деревьев, изображенных на картине?», «Объясните значение слова простор, подберите к нему синонимы».);

— подбор слов по определенным темам («Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать данного героя картины», «Выберите из предложений слова, раскрывающие образ главного героя картины».)

— работа с карточками, обозначающих черты характера (для характеристики героев картины).

Итак, рассмотрим фрагмент урока по написанию сочинения-описания картины В. М. Васнецова «Богатыри». Учитель, задаёт наводящие вопросы по картине, чтобы помочь учащимся в анализе картины:

— Что изображено на картине? Выделение главных героев.

— Кто из богатырей привлекает ваше внимание больше всего? Как вы считаете, кто из богатырей Илья Муромец? Добрыня Никитич? Алеша Попович? (См. Рис.1)

image 601d2ccbd9857 Рис. 1

— Давайте обратимся к былинам. После чтения былин учащиеся без труда узнают каждого из богатырей. Пробуем коллективно описать внешний вид богатырей, одежду, вооружение, отдельное внимание уделяется выражению лиц каждого героя. Например, выражение лица Ильи Муромца спокойное и в тоже время взгляд его мужественный, он внимательно всматривается в даль. Не уйдет враг от пристального взгляда богатыря. (См. Рис.2)

image 601d2db96514e Рис. 2

Отдельное внимание следует уделить композиционному решению картины.

— Как изображены богатыри? Богатыри стоят в центре композиции и изображены крупным планом, плечом к плечу – они едины. Художник изображает богатырей так, что зритель смотрит будто снизу вверх на них, подчеркивая тем самым силу, мощь главных героев. (См. Рис. 3)

image 601d2e8f9f43dРис. 3

— Что изображено на втором плане картины? За богатырями просторы родной земли, степь широкая, что конца и края ей нет. (См. Рис. 3)

— Какие краски использовал художник, чтобы передать второй план? Художник использовал темно-фиолетовые, синие, темно-зеленые цвета. (См. Рис. 3)

— Какие чувства и эмоции вызывают у вас эти цвета? Чувство тревоги, настороженности, беспокойства – нет ли врага поблизости.

— Как вы думаете, что хотел сказать художник, написав это художественное полотно? Васнецов прославляет защитников Родины. Художник напоминает нам о том, что нужно знать историю своей страны, гордится предками, любить землю, где родились.

Учитель подводит итоги по беседе.

— Итак, богатыри предстают перед нами яркими, сильными защитниками Родины, за ними как за каменной стеной. Несмотря на то, что богатыри былинные персонажи, зритель воспринимает их как живых людей. Композиционным решением художник передает силу и мощь богатырей. Цвет в картине играет важную роль, художник использует цветовые решения, которые помогают почувствовать настроение художника его замысел. Так, мы чувствует некоторое напряжение, настороженность глядя на полотно, тем самым Васнецов передает нам, о том, что враг не дремлет, он может напасть в любой момент, но есть защитники Родины, которые всегда стоят на страже. Картина заставляет переживать нас самое хорошее чувство – чувство гордости за свою страну, за предков, любовь к родной природе.

Сочинение младшего школьника должно содержать три основных части: вступление, основную часть и заключение. Вступление, как правило, содержит одно-два предложения и начинается со слов: «Передо мной картина (художника) (название картины.)». Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Поскольку у учащихся данного возраста недостаточно сформированы не только коммуникативно-речевые, но и каллиграфические и орфографические умения, то необходима индивидуальная помощь учителя тем ученикам, которые испытывают затруднения. Особое внимание учитель обращает на соответствие содержания темы, структуру текста, на средства связи между предложениями, использование синонимов во избежание повторов.

Таким образом, сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Список использованной литературы

1. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. – Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2006. – (Библиотека учителя).

2. Методическая статья «Как научить детей младшего школьного возраста писать сочинение по картине» – [Электронный ресурс] – https://imfourok.net/metodicheskaya-statya-kak-nauchit-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-pisat-sochinenie-po-kartine-657801.html– (Дата обращения: 20.01.2021).

3. Обучение написанию сочинения по сюжетным и пейзажным картинам

во 2 классе – [Электронный ресурс] – https://imfourok.net/metodicheskaya-statya-na-temu-obuchenie-napisaniyu-sochineniy-po-syuzhetnim-i-peyzazhnim-kartinam-vo-klasse-2999532.html – (Дата обращения: 03.02.2021).

4. Сочинение в начальной школе его виды и методика проведения – [Электронный ресурс] – https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/06/01/sochinenie-v-nachalnoy-shkole-ego-vidy-i-metodika – (Дата обращения: 03.02.2021).

  • Порядок написания итогового сочинения в 11 классе
  • Порядок написания сочинения по литературе
  • Порча это правда или сказки
  • Порыбачить как пишется слитно или раздельно
  • Поручик пирогов как герой повести гоголя невский проспект сочинение кратко