Порядок проведения итогового сочинения в 11 классе в 2022 году

Приложение 2 к письму рособрнадзора от 24.09.2020 05-86 правила заполнения бланков итогового сочинения изложения в 2020/2021 учебном году москва,

Приложение 2
к письму 

Рособрнадзора
от 24.09.2020 № 05-86

Правила
заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году

Москва, 2020

Оглавление

1. Общая
часть…………………………………………………………………………………………………………………………..
3

2. Основные правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)…………………….. 3

3. Заполнение бланка регистрации итогового сочинения (изложения)…………………………………. 4

4. Заполнение бланков записи…………………………………………………………………………………………………. 7

5. Заполнение бланка регистрации при проверке итогового сочинения
(изложения)…………
12

6. Заполнение
поля «Результаты оценивания сочинения (изложения)» в случае проверки итогового
сочинения (изложения) участника, сдававшего итоговое сочинение (изложение) в
устной форме…………………………………………………………………………………………………………………………..
14

7. Заполнение полей бланка регистрации в случае если участник итогового
сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не
может завершить написание итогового сочинения (изложения)……………………………………………………………………….
15

8. Заполнение полей бланка регистрации в случае если участник
итогового сочинения (изложения) удален с итогового сочинения (изложения)……………………………………………………..
16

Настоящие правила заполнения бланков итогового
сочинения (изложения) предназначены для:

участников итогового сочинения
(изложения);

                членов
      комиссии       по       проведению       итогового       сочинения       (изложения) 

в образовательных организациях и
(или) членов комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) в местах,
определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ) (далее
вместе – комиссия по проведению итогового сочинения

(изложения);

                экспертов
      комиссии      по       проверке       итогового       сочинения        (изложения) 

в образовательных организациях и
(или) экспертов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в местах,
определенных ОИВ (далее вместе – комиссия  по проверке итогового сочинения
(изложения).

Участники итогового сочинения (изложения) выполняют
итоговое сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том
числе бланках записи, выданных дополнительно (далее – дополнительные бланки
записи) формата А4.

При заполнении бланков итогового сочинения
(изложения) необходимо точно соблюдать настоящие правила, так как информация,
внесенная в бланки, сканируется  и обрабатывается с использованием
специализированных аппаратно-программных средств. 

Все бланки сочинения (изложения) заполняются гелевыми
или капиллярными ручками с чернилами черного цвета. 

Участник итогового сочинения (изложения) должен
изображать каждую цифру  и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации и
верхней части бланка записи (дополнительного бланка записи), тщательно копируя
образец ее написания из строки  с образцами написания символов, расположенной в
верхней части бланка регистрации. Небрежное написание символов может привести к
тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.

Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой
позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника итогового
сочинения (изложения). 

Если участник итогового сочинения (изложения) не
имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он должен оставить
это поле пустым (не делать прочерков).

Категорически запрещается:

делать в полях бланков, вне полей
бланков какие-либо записи и (или) пометки, 

не относящиеся к содержанию
полей бланков;  использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо
гелевой 

или капиллярной ручки с чернилами
черного цвета, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для
исправления внесенной в бланки информации (корректирующую жидкость, «ластик» и
др.). 

Бланк регистрации (рис. 1) состоит из трех частей – верхней, средней и
нижней.

image001 

Рис. 1.
Бланк регистрации

В верхней части бланка регистрации (рис. 2) расположены:  

вертикальный и горизонтальный штрих-коды; поля для
рукописного занесения информации; строка с образцами написания символов.

image002  

Рис. 2.
Верхняя часть бланка регистрации

По указанию члена комиссии по проведению итогового
сочинения (изложения), участником итогового сочинения (изложения) заполняются
все поля верхней части бланка регистрации (см. табл. 1).

Поле «Количество бланков записи» заполняется
членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) по завершении
итогового сочинения (изложения)  в присутствии участника итогового
сочинения (изложения) (в указанное поле вписывается то количество бланков
записи, включая дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по
запросу участника), которое было выдано участнику итогового сочинения
(изложения).

Поля,
заполняемые участником 

Указания
по заполнению

Код региона

Код субъекта Российской Федерации в соответствии с кодировкой
федерального справочника субъектов Российской Федерации 

Код
образовательной организации

Код образовательной организации, в которой обучается участник, в
соответствии с кодировкой, принятой в субъекте Российской Федерации
(участники итогового сочинения, участвующие в сочинении по желанию, вписывают
код образовательной организации, в которой такой участник получил уведомление
на итоговое сочинение)

Класс:
номер, буква

Информация о классе, в котором обучается выпускник (участники итогового
сочинения, участвующие в сочинении по желанию, указанные поля не заполняют)

Место
проведения

Код образовательной организации, в которой участник пишет итоговое
сочинение (изложение)

Номер
кабинета

Номер учебного кабинета, в котором проходит итоговое сочинение
(изложение)

Поля,
заполняемые участником 

Указания
по заполнению

Дата
проведения

Дата проведения сочинения (изложения)

Код вида
работы

20 – сочинение, 21 – изложение

Наименование
вида работы

Указывается вид работы (сочинение или изложение)

Номер темы

Указывается в соответствии с выбранной темой

Таблица 1.
Указание по заполнению полей верхней части бланка регистрации

Поле «Код работы» заполняется автоматизировано.

В средней части бланка регистрации (рис. 3)
расположены поля для записи сведений об участнике итогового сочинения
(изложения).

image003 

Рис. 3.
Сведения об участнике

Поля средней части бланка регистрации заполняются
участником итогового сочинения (изложения) самостоятельно (см. табл. 2).

Поля, самостоятельно заполняемые
участником 

Указания по заполнению

Фамилия

Вносится информация из документа, удостоверяющего личность
участника, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Имя

Отчество

Документ

Серия

Буквенные и цифровые значения указываются строго в
соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность

Номер

Буквенные и цифровые значения указываются строго в
соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность

Таблица 2.
Указания по заполнению полей «Сведения об участнике»

В средней части бланка регистрации также
расположена краткая инструкция (рис. 4) по заполнению бланков и выполнению
итогового сочинения (изложения), а также поле для подписи участника итогового
сочинения (изложения). Участнику итогового сочинения (изложения) необходимо
ознакомиться с этой инструкцией и поставить свою подпись  в соответствующем
поле.

image004 

Рис. 4.
Краткая инструкция по заполнению бланков 

Бланки записи, в том числе бланки записи, выданные
дополнительно (дополнительные бланки записи) предназначены для написания
итогового сочинения (изложения). 

Возможны два варианта печати бланков
записи: односторонний и двусторонний. 

Комплект участника содержит один двусторонний бланк
записи при двусторонней печати или два односторонних бланка записи при
односторонней печати. Допускаются  и четырёхстраничные комплекты
бланков. По умолчанию в программном обеспечении печатаются комплекты,
содержащие два двухсторонних или четыре односторонних бланка.

В верхней части бланка записи (рис.
5) расположены:

вертикальный и горизонтальный
штрих-коды;

поля для заполнения участником итогового
сочинения (изложения);

поле «Лист №» заполняется членом комиссии по
проведению итогового сочинения (изложения).

Информация для заполнения полей о коде региона, коде
вида работы  и наименовании вида работы, а также номере темы должна быть
продублирована с бланка регистрации. «ФИО» участника заполняется прописью. В
поле «ФИО участника»  при нехватке места участник может внести только фамилию и
инициалы.

image005 

Рис. 5.
Лицевая сторона двустороннего бланка записи

image006 

Рис. 6.
Оборотная сторона двустороннего бланка записи

В случае использования двустороннего бланка записи
при недостатке места для оформления итогового сочинения (изложения) на лицевой
стороне бланка записи участник итогового сочинения (изложения) может продолжить
записи на оборотной стороне бланка (рис. 6), сделав внизу лицевой стороны
запись «смотри на обороте». 

Для удобства все страницы бланка записи пронумерованы
и разлинованы пунктирными линиями.

При недостатке места для оформления итогового сочинения
(изложения)  на основном бланке записи участник итогового сочинения (изложения)
может продолжить записи на дополнительном бланке записи, выдаваемом членом
комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового
сочинения (изложения), в случае, когда на основном бланке записи (включая его
оборотные стороны – в случае двусторонней печати бланка) не осталось места. В
случае использования одностороннего бланка записи (рис. 7) при недостатке места
для оформления итогового сочинения (изложения) на лицевой стороне бланка записи
участник итогового сочинения (изложения) может продолжить записи на следующем
бланке записи из комплекта, а при  его заполнении – на дополнительном бланке
записи. 

Дополнительный бланк записи выдается членом комиссии
по проведению итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового
сочинения (изложения) в случае нехватки места.

image007 

Рис. 7.
Лицевая сторона одностороннего бланка записи

1.                
Правила заполнения экспертом (техническим специалистом)
нижней части копии (оригинала) бланка регистрации 

Нижняя часть бланка регистрации заполняется гелевой
или капиллярной ручкой  с чернилами черного цвета. 

В бланке регистрации отмечаются «Х» клетки,
соответствующие результатам оценивания работы. «Х» должен быть
поставлен четко внутри квадрата. Небрежное написание символов может
привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть не распознан
или распознан неправильно.

2.                
Заполнение поля «Требование к сочинению (изложению)»

Для каждого требования должно быть помечено только
одно поле: либо «зачет», либо «незачет». 

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»

Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее
150 слов  (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то
выставляется «незачет»         за невыполнение требования № 1 и «незачет» за
всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по
требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и
критериям оценивания). 

В клетки по всем требованиям (№ 1 и № 2) и критериям
оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения
(изложения)» ставится «незачет»        

(см. рис. 8). 

Требование № 2.  «Самостоятельность        написания   итогового
   сочинения (изложения)»

Итоговое сочинение (изложение)
выполняется самостоятельно. 

Итоговое сочинение: не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение
по памяти чужого текста (работа другого участника, чужой текст, опубликованный
в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное
цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной
форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста
участника. 

Итоговое изложение: не допускается списывание
изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и
др.).

                Если
      итоговое       сочинение       (изложение)       признано        несамостоятельным, 

то выставляется «незачет» за
невыполнение требования № 2 и «незачет» за всю работу         в целом (такие
итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).

Выставляется «незачет» за невыполнение требования №
2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат
проверки сочинения (изложения)» ставится «незачет» (см. рис. 9).

image008 

Рис. 8.
Область для оценки работы

image009 

Рис. 9.
Область для оценки работы

Если итоговое сочинение (изложение) соответствует
требованию № 1 и требованию № 2, то выставляется «зачет» за выполнение
требования № 1 и требования № 2. Указанные сочинения (изложения) далее
оцениваются по критериям.

3. Заполнение
поля «Результаты оценивания сочинения (изложения)»

Для каждого критерия должно быть помечено только одно
поле: либо «зачет», либо «незачет» (за исключением заполнения поля «Результаты
оценивания сочинения (изложения)» в случае проверки итогового сочинения
(изложения) участника, сдававшего итоговое сочинение (изложение) в устной
форме). 

1.                 
Если за итоговое сочинение (изложение) по критерию № 1 выставлен
«незачет», то итоговое сочинение (изложение) по критериям №№ 2–5 не
проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

2.                 
Если за итоговое сочинение (изложение) по критерию № 1 выставлен
«зачет», а по критерию № 2 выставлен «незачет», то итоговое сочинение по
критериям №№ 3–5  не проверяется. В клетки по критериям оценивания №№ 3–5
выставляется «незачет».

3.                 
Во всех остальных случаях итоговое сочинение (изложение)
проверяется  по всем пяти критериям и оценивается по системе «зачет»/«незачет»
(например, нельзя  не проверять работу по критериям К4 и К5, если участник
получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).

image010 

Рис. 10.
Область для оценки работы

После окончания заполнения бланка регистрации
ответственное лицо ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле. 

Итоговое сочинение (изложение) для лиц с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их
желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в
устной форме. 

К эксперту комиссии по проверке итогового сочинения
(изложения) поступают копии бланков итогового сочинения (изложения) от
участников итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации
отметкой «Х» в поле «В устной форме», подтвержденной подписью члена
комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).

В таком случае оценивание итогового
сочинения (изложения) указанной категории участников проводится по двум
установленным требованиям «Объем итогового сочинения (изложения)» и
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)». Итоговое
сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается
по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение (изложение)
необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно
«зачет»  по одному из критериев №№ 3–4. Такое итоговое сочинение (изложение) по
критерию № 5 не проверяется и отметки в соответствующее поле «Критерий 5» не
вносятся (остаются пустыми) (см. рис. 11).

После окончания заполнения бланка регистрации
ответственное лицо ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле.

image011 

Рис. 11. Область для оценки работы сочинения
(изложения) в устной форме

В случае если участник итогового сочинения
(изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может
завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть место
проведения итогового сочинения (изложения).

Члены комиссии по проведению
итогового сочинения (изложения) составляют «Акт  о досрочном завершении
написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» (форма
ИС-08), вносят соответствующую отметку в форму ИС-05 «Ведомость проведения
итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)»
(участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в
указанной форме). В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения
(изложения) необходимо внести отметку «Х» в поле «Не закончил» для учета при
организации проверки, а также для последующего допуска указанных участников к
повторной сдаче итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки.
Внесение отметки в поле «Не закончил» подтверждается подписью члена комиссии по
проведению итогового сочинения (изложения) (см. рис. 12).

image012 

Рис. 12.  Заполнение полей нижней части бланка
регистрации (завершение написания сочинения (изложения) по уважительным
причинам)

В случае если участник итогового сочинения
(изложения) нарушил установленные требования, изложенные в п. 27 Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования (приказ Минпросвещения Российской Федерации и
Рособрнадзора от 07.11.2018 г. №190/1512), он удаляется  с итогового сочинения
(изложения). Член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения)
составляет «Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)» (форма
ИС-09), вносит соответствующую отметку в форму ИС-05 «Ведомость проведения
итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)» (участник итогового сочинения
(изложения) должен поставить свою подпись в указанной форме).  В бланке
регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) необходимо
внести отметку «Х» в поле «Удален». Внесение отметки в поле «Удален»
подтверждается подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения
(изложения) (см. рис. 13).

image013 

Рис. 13. Заполнение полей нижней части бланка
регистрации (удаление с экзамена)

Полезные сайты:

Официальные информационные плакаты ЕГЭ

ГИА – 9

Нормативные акты школы- ОГЭ 2021

  • Приказ от 17.05.2021 о порядке проведения контрольных работ для обучающихся 9-х классов

Освоение образовательных программ основного общего образования завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА-9), которая является обязательной.
ГИА-9 проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ГИА-9 включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике и двум предметам по выбору обучающегося: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ).
К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Формы проведения ГИА 9 – основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
ОГЭ представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
ГВЭ представляет собой форму письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике. При этом им предоставляется возможность выбора формы проведения экзамена (допускается сочетание форм ОГЭ и ГВЭ).

Особенности проведения ГИА-9 в 2021 году

В соответствии с
Постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году»,
приказом Министерства просвещения российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2021 № 104/306 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году» 

 ГИА-9 в 2021 году проводится только по двум обязательным учебным предметам – русскому языку и математике. ГИА по учебным предметам по выбору (физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и ИКТ) в 2021 году не проводится.

Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится только по одному обязательному учебному предмету по их выбору. В случае сокращения количества экзаменов до одного, участники ГИА-9 указанной категории подают заявление  в образовательную организацию по месту обучения на изменение перечня экзаменов.

Контрольные работы для обучающихся 9-х классов в 2021 году

В связи с особенностями проведения ГИА-9 в 2021 году на основании письма Рособрнадзора от 25.03.2021 № 04-17 обучающиеся 9-х классов вместо экзаменов по выбору (физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и ИКТ) пишут контрольную работу по одному из этих предметов по их выбору.

Выбор учебного предмета, по которому 9-классники будут писать контрольную работу, указывается ими в заявлении, которое подается в образовательную организацию по месту обучения в срок до 30 апреля (включительно).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды пишут контрольную работу по желанию.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение ГИА-9

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ    Просмотр
  • Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования»  Скачать
  • Региональные документы по проведению ГИА-9  Просмотр

Сроки, места и порядок подачи заявлений об участии в ГИА-9

Заявления на участие в ГИА-9 подаются до 1 марта (включительно).
Заявления подаются:
— обучающимися, освоившими в текущем году образовательные программы основного общего образования, в организациях, имеющих государственную аккредитацию по соответствующей образовательной программе — в организации по месту обучения;
— обучающимися, освоившими образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо обучавшимися по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования — в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе основного общего образования, в которой обучающиеся будут проходить государственную итоговую аттестацию экстерном.
После 1 марта обучающийся вправе изменить перечень указанных в заявлении экзаменов, а также форму и сроки ГИА-9 только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально. В этом случае необходимо подать заявление в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за две недели до начала соответствующих экзаменов.

Формы документов на участие  в ГИА-9:

  • заявления на участие в ГИА-9; Скачать
  • заявления об изменении перечня сдаваемых учебных предметов и/или изменений формы проведения ГИА-9, и/или изменении сроков участия в ГИА-9;
  • заявления на участие в итоговом собеседовании по русскому языку; Скачать
  • согласия участника ГИА-9 на обработку персональных данных; Скачать
  • согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных несовершеннолетнего; Скачать
  • согласия родителя (законного представителя) несовершеннолетнего на выполнение химического эксперимента на экзамене по химии в форме ОГЭ Скачать

Досрочный период
Участники ГИА-9, не имеющие возможности по уважительным причинам, подтвержденным документально, пройти ГИА в основные сроки, могут  пройти ГИА  в досрочный период, но не ранее 20 апреля
Дополнительный период
Участникам ГИА-9, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим неудовлетворительные результаты предоставляется право пройти ГИА-9 по соответствующим учебным предметам в дополнительный период, но не ранее 01 сентября.

Места и сроки проведения ГИА-9

Расписание ГИА-9

Места расположения пунктов проведения экзаменов в 2019-2020 учебном году Смотреть

Основания для удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов

   Участники ГИА-9, чьи результаты были аннулированы за нарушение Порядка проведения ГИА, могут повторно пройти ГИА в дополнительный период, но не ранее чем 01 сентября текущего года. ПЛАКАТЫ

Сроки, места и порядок подачи и рассмотрения апелляций

В целях защиты прав участников экзаменов при проведении ГИА создается конфликтная комиссия, которая призвана разрешать спорные вопросы не только по оцениванию экзаменационной работы, но и по соблюдению требований процедуры проведения ГИА.
Участник ГИА имеет право подать апелляцию в конфликтную комиссию в письменной форме:

  • о нарушении установленного порядка проведения ГИА по соответствующему учебному предмету;
  • о несогласии с выставленными баллами.

Конфликтная комиссия не рассматриваются апелляции по вопросам:

  • содержания и структуры экзаменационных материалов по учебным предметам;
  • связанным с нарушением самими участниками ГИА требований порядка проведения государственной итоговой аттестации;
  • связанным с выполнением заданий экзаменационной работы с кратким ответом;
  • неправильного оформления экзаменационной работы.

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА участники ГИА подают в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.
При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения ГИА конфликтная комиссия выносит одно из решений:
— об отклонении апелляции;
— об удовлетворении апелляции.
При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого участником ГИА была подана апелляция, аннулируется и участнику ГИА предоставляется возможность сдать экзамен по учебному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием проведения ГИА. При отклонении апелляции результат апеллянта не изменяется и остается действующим.

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня официального объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.

Места подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами. Обучающиеся или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих их личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в:
— образовательную организацию, в которой участник был допущен к ГИА-9;
— конфликтную комиссию по адресу: г. Ярославль, ул. Кузнецова, д.4

О сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА-9

Ознакомление участников экзамена и их родителей (законных представителей) с результатами ГИА осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их получения   образовательной организацией по месту подачи заявления под подпись.

Сервис ознакомления с результатми ГИА-9 Перейти на сайт

ГИА – 11

В связи с сохранением неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации и за ее пределами, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, технологическая схема проведения ЕГЭ меняется.

! ОСОБЕННОСТИ 2021 ГОДА

Для получения аттестата о среднем общем образовании выпускникам 11-х классов:  

  • не планирующим поступать в вузы, достаточно сдать экзамены по двум обязательным учебным предметам (русскому языку и математике) в форме государственного выпускного экзамена;  
  • планирующим поступать в вузы, необходимо сдать экзамен по одному обязательному учебному предмету (русскому языку) в форме ЕГЭ.
  • ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году не проводится.  
  • ЕГЭ по математике профильного уровня и остальные предметы по выбору выпускники выбирают по необходимости для предоставления результатов ЕГЭ при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение ГИА-11

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ    Просмотр
  • Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования» Скачать
  • Приказ Рособрнадзора от 26.06.2019 № 876 «Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета» Скачать
  • Региональные документы по проведению ГИА-11  Просмотр

Формы документов на участие  в ГИА-11:

  • заявление на участие в ГИА-11 участника ГИА; Скачать
  • заявления на участие в ГИА-11 участника ЕГЭ Скачать
  • заявление об изменении формы проведения ГИА-11/ЕГЭ и/или перечня предметов на участие в ГИА-11/ЕГЭ участника экзамена; Скачать
  • заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года; Скачать
  • заявление на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет, имеющего документ государственного образца, подтверждающего получение среднего общего образования или среднего профессионального образования; Скачать
  • заявление на участие в ГИА-11/ЕГЭ участника экзамена, отказавшегося предоставить согласие на обработку персональных данных;
  • согласие на обработку персональных данных участника ГИА-11; Скачать
  • согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных несовершеннолетнего.Скачать

Сроки, места и порядок подачи заявлений об участии в ГИА-11

Заявления на участие в ГИА-11 подаются до 01 февраля (включительно):
— обучающимися – в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;
— экстернами – в образовательные организации по выбору экстернов.
— выпускниками прошлых лет, лицами, обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования – места регистрации , определенные ОИС (приказ департамента образования Ярославской области от 03.09.2019 № 36-нп «Об утверждении перечня мест регистрации на участие в итоговом сочинении и едином государственном экзамене на территории Ярославской области)
После 1 февраля заявления об участии в ГИА-11 принимаются по решению ГЭК только при наличии у заявителей уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена.
Участники ГИА вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлениях учебных предметов, а также изменить форму ГИА-11  и сроки участия в ГИА при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. В этом случае участники ГИА подают заявление в ГЭК не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена.

Аудитории пунктов проведения экзаменов и помещение для руководителя ППЭ оборудуются средствами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять видеозапись и трансляцию проведения экзаменов в сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Досрочный период
Для обучающихся 11 классов, экстернов, профессиональных образовательных организаций, экзамены по их желанию могут проводиться в досрочный период, но не ранее 1 марта.
Даты экзаменов для выпускников прошлых лет. Для выпускников прошлых лет ЕГЭ проводится в досрочный период, но не ранее 1 марта, и (или) в резервные сроки основного периода проведения ЕГЭ.
Дополнительный период. Участникам, не прошедшим ГИА по обязательным учебным предметам или получившим неудовлетворительные результаты по обязательным учебным предметам, предоставляется право пройти ГИА по русскому языку и (или) математике базового уровня в дополнительный период, но не ранее 1 сентября текущего года.

Места и сроки проведения ГИА-11

Расписание ГИА-11

Места расположения пунктов проведения экзаменов в 2019-2020 учебном году Смотреть

Основания для удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов

Участники ГИА-11, чьи результаты по учебным предметам по выбору были аннулированы в случае нарушения Порядка проведения ГИА, могут повторно пройти ГИА не ранее чем через год с года аннулирования результатов.
Участники ГИА-11, чьи результаты по обязательным учебным предметам были аннулированы в случае нарушения Порядка проведения ГИА, могут повторно пройти ГИА в дополнительный период, но не ранее 01 сентября текущего года. ПЛАКАТЫ

Сроки, места и порядок подачи и рассмотрения апелляций

В целях защиты прав участников экзаменов при проведении ГИА создается конфликтная комиссия, которая призвана разрешать спорные вопросы не только по оцениванию экзаменационной работы, но и по соблюдению требований процедуры проведения ГИА.
Участник ГИА имеет право подать апелляцию в конфликтную комиссию в письменной форме:

  • о нарушении установленного порядка проведения ГИА по соответствующему учебному предмету;
  • о несогласии с выставленными баллами.

Конфликтная комиссия не рассматриваются апелляции по вопросам:

  • содержания и структуры экзаменационных материалов по учебным предметам;
  • связанным с нарушением самими участниками ГИА требований порядка проведения государственной итоговой аттестации;
  • связанным с выполнением заданий экзаменационной работы с кратким ответом;
  • неправильного оформления экзаменационной работы.

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА участники ГИА подают в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.
При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения ГИА конфликтная комиссия выносит одно из решений:
— об отклонении апелляции;
— об удовлетворении апелляции.
При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого участником ГИА была подана апелляция, аннулируется и участнику ГИА предоставляется возможность сдать экзамен по учебному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием проведения ГИА. При отклонении апелляции результат апеллянта не изменяется и остается действующим.

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня официального объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.

Места подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами. Участники экзамена на основании документов, удостоверяющих их личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в:
— образовательные организации, в которые они подавали заявление на участие в ГИА-11;
— выпускники прошлых лет — в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ.

О сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА-11

Ознакомление участников экзамена с результатами ЕГЭ по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации, а также в органы местного самоуправления, осуществляющие  управление в сфере образования. Результаты ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.

Сервис ознакомления с результатами ЕГЭ. Перейти на сайт

Информация о проведении Государственной Итоговой Аттестации для детей с ОВЗ

Вниманию выпускников 9-го класса 2020-го года!

 Порядок проведения итогового сочинения в 11 классе в 2022 году Положение об индивидуальном итоговом проекте учащихся

В 2020 году на оценки, выставляемые в аттестат выпускникам 9 класса, будут влиять результаты всех четырех обязательных экзаменов!

 Порядок проведения итогового сочинения в 11 классе в 2022 году Подробная информация

Проведение итогового сочинения (изложения) в 11 классе

Порядок проведения | Правила заполнения бланков | Техническая и организационная поддержка мест проведения итогового сочинения (изложения)

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2020 года, по всем предметам. Материалы содержат проекты спецификаций и демонстрационных вариантов КИМ, кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ. Также на сайте ФИПИ опубликованы проекты документов, определяющих структуру и содержание КИМ основного государственного экзамена (ОГЭ) 2020 года по следующим предметам: русский язык, математика, физика, химия, информатика и ИКТ, биология, история, география, обществознание, литература.

www.fipi.ru – Официальный сайт Федерального института педагогических измерений
Здесь можно посмотреть порядок проведения ЕГЭ и ОГЭ, демонстрационные версии, кодификаторы и спецификации ЕГЭ и ОГЭ, открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ, методические рекомендации по выполнению и оцениванию и т.д.

www.ege.edu.ru – Официальный информационный портал единого государственного экзамена
Здесь размещена полная информация о ЕГЭ; информация для выпускников 11 класса, в том числе советы психологов; информация для поступающих в ВУЗы и ССУЗы; информация для организаторов ЕГЭ.

www.gia.edu.ru – информация о сроках и местах подачи заявлений на сдачу ОГЭ, о сроках проведения ОГЭ, о порядке информирования о результатах ГИА

www.coikko.ru – Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования» основной целью деятельности является обеспечение реализации Учредителем полномочий в сфере образования.

  • Порядок проведения итогового сочинения в 11 классе в 2022 годуПорядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Правила заполнения бланков ОГЭ

Правила заполнения бланков ГВЭ

  • Порядок проведения итогового сочинения в 11 классе в 2022 годуПорядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Правила заполнения бланков ЕГЭ

  • Порядок проведения итогового сочинения в 11 классе в 2022 годуПРИКАЗ об определении минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления в образовательные оргпнизации высшего образования

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сообщает об открытии с 26.04.2016 телефона доверия к процедуре проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ЕГЭ, – Телефон доверия к ЕГЭ по номеру +7(495)104-68-38, звонки на который будут приниматься с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00 московского времени.

По указанному телефону можно сообщать о незаконных предложениях по продаже контрольных измерительных материалов, вариантов заданий, сайтах и группах в социальных сетях, предлагающих их приобрести, попытках мошенничества во время проведения экзаменов, в том числе в пунктах проведения экзаменов, предложениях договориться о помощи при сдаче и так далее.

Порядок проведения итогового сочинения в 11 классе в 2022 годуТелефоны «горячей линии» по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ и ГВЭ-11:
департамент образования Ярославской области:

(4852) 40 — 08 — 66
государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования»
(4852) 28 — 08 — 83
(4852) 28 — 36 — 76

Телефоны «горячей линии» по вопросам подготовки и проведения ОГЭ и ГВЭ-9:
департамент образования Ярославской области:

(4852) 40 — 08 — 63
государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования»
(4852) 28 — 08 — 83
(4852) 28 — 36 — 76

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема
4.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина


Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Расписание проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году

14.10.2021

Расписание проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году

Календарь сдачи итогового сочинения (изложения) на 2021/2022 учебный год:

Основной срок

Дополнительные сроки

1 декабря 2021 года

2 февраля 2022 года

4 мая 2022 года

Кто обязательно должен принять участие в итоговом сочинении (изложении)

Итоговое сочинение (изложение) проводится:

для обучающихся XI (XII) классов;

обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, участвующих в государственной итоговой аттестации экстерном для получения аттестата о среднем общем образовании (далее – экстерны).

Кто по желанию может принять участие итоговом сочинении

Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приёме в образовательные организации высшего образования по желанию может проводиться для:

лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (илиобразовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также для лиц, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — выпускники прошлых лет);

лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – обучающиеся СПО);

лиц, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – иностранные ОО);

лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее — лица со справкой об обучении).

Дату участия в итоговом сочинении необходимо выбрать самостоятельно из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения.

Кто имеет право писать итоговое изложение

Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся XI (XII), экстерны с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Места регистрации заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

Обучающиеся XI (XII) классов, регистрируются на участие в итоговом сочинении (изложении) в своей школе, где осваивают образовательные программы среднего общего образования;

экстерны – в образовательных организациях по выбору экстерна;

лица со справкой об обучении — в образовательной организации, в которой восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА-11;

выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, лица, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, регистрируются на участие в итоговом сочинении в государственном автономном учреждении Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования» по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 89, тел. 8(845-2) 47-81-15. График приема заявлений: понедельник – четверг с 9.00 до 17.30, пятница с 9.00 до 16.30 (перерыв с 13.00 до 14.00).

Необходимые документы для регистрации заявления

Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) подается лично лицом, планирующим принять участие в итоговом сочинении (изложении), на основании документа, удостоверяющего его личность, или его родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего личность, и доверенности.

Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, лица, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, могут подать заявление лично, а также через операторов почтовой связи общего пользования (по почте). Письмо должно содержать опись вложения.

Выпускники прошлых лет при подаче заявления представляют оригинал документа об образовании или заверенные копии документов об образовании. Оригинал (копия) иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным переводом с иностранного языка.

Обучающиеся СПО, и обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, при подаче заявления предъявляют справку из образовательной организации, в которой они проходят обучение, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году (оригинал справки предъявляется обучающимся, получающим среднее общее образование в иностранной ОО, с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка).

При подаче заявления предоставляются документы, подтверждающие право на создание особых условий (при наличии).

Срок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Проведение итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных министерством образования области.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.

Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) и срок действия итогового сочинения

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении), на сервисе http://check.ege.edu.ru/, на портале Госуслуг.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Тематические направления итогового сочинения в 2021/2022 учебном году:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Количество показов: 2303

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год, которые были утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинений Минпросвещения России.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы. В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание – вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

  • Порядок сочинения по картине 3 класс
  • Порядок написания итогового сочинения в 11 классе
  • Порядок написания сочинения по литературе
  • Порча это правда или сказки
  • Порыбачить как пишется слитно или раздельно