Порядок написания сочинения по литературе

Написание письменных работ по русскому языку и литературе важная составляющая школьного образования. но о том, как писать правильное сочинение,

Написание письменных работ по русскому языку и литературе – важная составляющая школьного образования. Но о том, как писать правильное сочинение, знают далеко не все. Чтобы оценки перестали разочаровывать раз за разом, стоит разобраться в этой теме. Выучив алгоритм написания сочинения по пунктам, можно будет добиться заметного успеха. Что же это за вид письменной работы и как его писать?

Как писать правильное сочинение?

Определение понятия

Сочинением называется самостоятельная письменная работа, в которой школьник делится своим собственным мнением на определенную тему. Учитель может проверить с его помощью, например, уровень усвоения прочитанной книги. У многих учеников возникают вопросы по поводу того, как правильно написать сочинение. Прежде всего, стоит вдуматься в понятие. Личное мнение есть у каждого, и считать какой-то определенный подход единственно верным нельзя. Так что опасаться собственных мыслей и идей не стоит, лучше смело выражать их на бумаге. И второе – следует запомнить, что сочинение отличается особой структурой. Оно включает в себя вступление, основную часть и заключение. Зная эту особенность, писать сочинение по русскому языку значительно проще. Да и результат получается более логичным, чем в случае с вольными размышлениями без особой структуры, которые, скорее, можно назвать эссе.

Сочинение: как правильно писать?

Выбор темы и соответствие ей

Если составить своеобразный план написания сочинения, первым пунктом в нем будет работа над темой. Ее нужно тщательно обдумать, разобраться со всеми связанными вопросами, представить, что следует осветить в работе прежде всего. Не стоит воспринимать тему в слишком широком смысле. Если она посвящена книге в целом, размышления могут быть достаточно свободными, но если предполагается анализ образа конкретных персонажей, ни к чему писать про сюжет или историю произведения. Экзаменатор или преподаватель гораздо выше оценит логичное сочинение. Как правильно писать, не отклоняясь от темы? Например, составив список непосредственных вопросов и последовательно отвечая на них или вдохновившись критической статьей схожей тематики.

Как раскрыть тему глубоко и содержательно?

В письменных работах должен быть виден анализ, проведенный учеником при написании, неважно, идет речь о характере персонажа или содержании произведения. Чтобы разобраться, как писать правильное сочинение, обязательно нужно знать о том, как анализировать самое важное. Например, если нужно написать о том или ином герое, нужно задуматься обо всех эпизодах с ним, о его характере, поведении, сущности происходящих вокруг него явлений. Но перечислять слишком подробные детали тоже ни к чему. Достаточно краткого упоминания и освещения собственного мнения о них. Ученик должен уметь использовать литературную критику и оценивать особенности литературного произведения. Без таких умений написание сочинения-рассуждения будет неудачным, и оценка вряд ли обрадует.

Как правильно писать сочинение-рассуждение?

Аргументированность точки зрения

Рассуждения должны быть логичными и связными. Сочинение без аргументированных тезисов с подтверждением своей точки зрения будет откровенно неудачным. Нельзя описывать случайные фрагменты повествования, пришедшие на ум. Сочинению нужна главная мысль, которая будет поддерживаться каждым новым абзацем. Недосказанность или излишняя детализация отвлекут от этой структуры и приведут к снижению балла. Поэтому желательно аргументировать свои суждения и направлять их исключительно на главный вопрос письменной работы, который, как правило, формулирует сама тема. Чтобы подкрепить каждое свое утверждение доказательствами, можно ссылаться на критические статьи или исторические источники. Например, нельзя сказать о книге «Отцы и дети» только то, что дворянство начало терять свою роль. Следует использовать взгляды героев произведения на эту проблему и исторические факты.

Последовательность текста

Как правильно написать сочинение?

Правила написания сочинения предполагают наличие некоего плана, по которому составляется текст. Следовательно, письменная работа должна быть последовательной. Каждый новый абзац должен логически связываться с предыдущим и продолжать его идею. Научиться последовательному мышлению помогает тренировка с составлением разнообразных планов. Они могут быть простыми, сложными, развернутыми, цитатными, включать в себя только повествовательные, вопросительные или восклицательные предложения. Составление плана помогает четко представить себе то, о чем следует написать, и понять тему максимально глубоко, а также выделить основные части будущей работы и их связь. Сочинения, написанные с применением данной методики, всегда отличаются от других своей стройной композицией и продуманным размером отдельных частей. Работа получается очень удачной и логичной.

Собственное мышление

Несмотря на то что опираться на критические статьи очень разумно, необходимо суметь продемонстрировать и личные идеи. План того, как правильно писать сочинение-рассуждение, может только подсказать направление. Основная же работа остается за учеником. Его собственные знания и эмоции должны помочь ему продемонстрировать личные впечатления от темы сочинения. Примитивный пересказ или повторение текста, написанного критиком в учебнике, недопустимы.

Сочинение по русскому языку

В каждом произведении можно найти что-то, что особенно заставляет задуматься или привлекает внимание. Именно об этом и следует упомянуть в своей письменной работе, чтобы она обрела максимально личный характер. Иначе, при всей логичности и последовательности, сочинение будет неудачным и получит низкий балл.

Оригинальный и выразительный стиль

Можно советовать другим, как писать правильное сочинение, но поделиться вдохновением, к сожалению, никак нельзя. А ведь это тоже имеет воздействие на результат. Сочинение должно быть не только логичным, но и эмоциональным. Оригинальный и яркий текст, который освещает интересную точку зрения, всегда выгодно выделяется среди прочих работ. Умение выразить эмоции складно и выразительно очень хорошо характеризует интеллектуальное развитие школьника. Особенно важно умение выражать свои мысли для тех, кто с помощью сочинения надеется поступить на факультет творческого направления. Таким ученикам стоит всячески развивать свое образное восприятие и учиться раскрывать тему с помощью всевозможных средств художественной выразительности, таких как сравнения, эпитеты и т. д.

План написания сочинения

Логическое мышление в оригинальной форме – вот идеал стиля для творческого сочинения выпускника. При этом важно суметь не переборщить с эмоциональностью – пафосный и высокомерный текст кажется претенциозным и надуманным.

Использование эпиграфов и цитат

Умение подобрать подходящее высказывание отлично помогает писать качественные письменные работы. Советуя, как писать правильное сочинение, обязательно стоит упомянуть цитаты и эпиграфы. Они иллюстрируют начитанность и высокий уровень развития школьника. Но в эпиграфе или цитате обязательно должен быть подходящий смысл. Если фраза не соответствует произведению, ее применение произведет обратный эффект. Так что использование цитат необходимо тщательно обдумывать. Чтобы избежать ошибки, можно воспользоваться работами критиков, посвященных обсуждаемому в сочинении произведению. Цитаты литературоведов будут непосредственно связаны с сюжетом или особенностями книги, а значит, превосходно впишутся в текст. Стоит также запомнить, что используемую фразу нельзя искажать. Точное цитирование демонстрирует уважение к чужим идеям и умение правильно воспринимать информацию. Цитата должна подтверждать или иллюстрировать остальной текст, но не повторять его. Наконец, стоит запомнить, что слишком большое количество заимствований и вставок перегружает работу и выглядит неуместно.

Достоверность исторических и литературных фактов

В качественном сочинении недопустимы поверхностные утверждения. Искажение идей писателя или неправильное восприятие произведения не лучшим образом характеризуют ученика. Поэтому тем, кто учится, как писать правильное сочинение, следует обязательно задумываться о том, чтобы использовать только проверенную информацию. Следует избегать фактических ошибок, не приписывать слова одного персонажа другому, не искажать имена или фамилии. Все это указывает на спешку во время написания работы и снижает балл за нее. Категорически не рекомендуется путать названия произведений автора или небрежно относиться к хронологии романа! Осторожно следует использовать литературоведческие термины. При сомнениях лучше применить хорошо знакомое слово. Сложный термин выгодно смотрится в тексте, но только в том случае, когда использован правильно и к месту. В обратной ситуации он становится серьезным недочетом письменной работы школьника.

Правила написания сочинения

Правильность речи, грамотность и знание литературных норм

Невозможно разобраться, как писать правильное сочинение, если написание любого текста сопровождается ошибками. Грамматика – основа красивого и связного языка. Кроме того, ученик должен понимать значение всех используемых слов, не допускать логических ошибок и красиво строить фразы. Не стоит перегружать текст повторением общих, абстрактных понятий. Объем не всегда является преимуществом. Поверхностные, примитивные фразы тоже демонстрируют низкую подготовку ученика. Чтобы выражать мысль как можно лучше, следует прибегать ко всем богатствам русского языка, верно используя синонимы и слова с эмоциональной окраской. Так, в сочинении, посвященном сатирическому жанру, в число глаголов можно включить такие, как «развенчивать» и «бичевать», «высмеивать» и «иронизировать». Описательный текст характеризуют слова «воспевать», «романтизировать» или «превозносить». Аналитическое сочинение на научную тему может быть наполнено глаголами «типизировать», «воссоздавать», «воплощать». Использование такого широкого диапазона слов продемонстрирует грамматическую и стилистическую грамотность и высокую речевую культуру. Только с учетом всех этих факторов можно научиться тому, как писать правильное сочинение.

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Репетитор по русском языку и литературе Полина Евгеньевна Шестак поделилась с Readovka лайфхаками по написанию сочинений на ЕГЭ, которые помогут не только написать их быстро и правильно, но и набрать дополнительные драгоценные баллы. Также преподаватель рассказала, какие знания еще можно успеть подтянуть и что делать перед экзаменом точно не нужно. 

Что нужно знать прежде всего

Один из первых лайфхаков, которые стоит использовать при написании сочинений, это распределить тайминг. Лучше накануне экзамена написать пробный вариант, чтобы понять, сколько куда ты тратишь время. 

В 17-м сочинении важно использовать большое количество терминов. Например, после написания сочинения постарайтесь его перечитать, затем, если ранее вы использовали термины из серии “мужчина” или “молодой человек”, то лучше заменить его на “герой” или “персонаж”. Тогда экзаменатор может зачесть вам использование терминологии, и вы получите максимальный балл по данному критерию оценки. 

На этапе проверки качества печати варианта вы можете посмотреть задание и задуматься об указанных в нем произведениях: что вы знаете о них, как их можно расписать. Далее заполняете КИМ и сразу вываливаете свои мысли в черновик. Необходимо делать перерывы между сочинениями и стараться писать одно, а в перерыве – проверять другое. Таким образом, у вас будет разгрузка мозга, и при этом вы проверите сочинения, сможете их дополнить.

Как все успеть

Экзамен идет 4 часа. Примерный тайминг такой: около 10 минут у вас уходит на тест, который вы делаете и откладываете. Далее вы начинаете работать над сочинением. Сначала пишутся два маленьких – рекомендую начинать с планов. Составляете их по следующей схеме:

После того, как вы составили план, ваши мысли структурируются. Берите тот листок, который написали сразу, как только увидели КИМ и сопоставляйте, насколько все это похоже.

Следите за таймингом, все сочинения реально переписать в чистовик за 35 минут спокойно. В экспресс-режиме вы можете просто не успеть. Как правило, наблюдатели предупреждают о том, что до конца экзамена осталось 10–15 минут, но за полчаса вас, к сожалению, никто уведомлять не будет. 

Отрывки из стихотворений

Необходимо выучить отрывки стихотворений для сопоставления в 16-м сочинении. Буквально строфу с ключевой мыслью. Лучше всего учить Пушкина, Лермонтова, Есенина – они легко запоминаются. Также выучите отрывки по основным направлениям таким как любовь, дружба, одиночество, смерть, поэт и поэзия, философия и природа. Если это сделаете – будет легче сопоставлять.  

Безусловно, надо выучить цитаты из прозаических произведений, но поскольку времени до экзамена осталось немного, откройте кодификатор и посмотрите произведения части 17.1. Она начинается от “Слова о полку Игореве” и заканчивается примерно на Гоголе. Эти произведения достаточно легкие, простые для запоминания и там вполне реально выучить цитаты и посмотреть материалы. 

Куда идти за знаниями?

Старайтесь пользоваться табличками, которые весьма структурированно все объясняют. Я рекомендую “Литература в схемах и таблицах” E.A.Титаренко, E.Ф.Хадыко, и “ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник” Л.Скубачевская. Очень важно помнить о терминологии, она дана в первой части кодификатора. 

Постарайтесь посмотреть определение каждого слова, которое есть. Их очень легко найти в интернете, воспользовавшись различными сайтами, начиная от Федерального института педагогических измерений – это институт, который формирует КИМы, и заканчивая образовательными платформами. 

Я не рекомендую покупать курсы, которые обещают прогреть вас за 2 дня и совершить невозможное. Если до этого вы не отличали Пушкина от Белинского или Пушкина от Лермонтова, будет очень сложно как-то серьезно подготовиться. 

Если репетиторы обещают вам, что за 2 дня подготовят вас на 90 баллов, то скорее всего у них был один какой-то везунчик, которому досталось легкое произведение. Иных вариантов не существует. 

Баллы и самые обидные ошибки

Хороший балл по литературе считается 70, потому что экзамен весьма насыщенный, сложный, требует большого количества теоретико-литературных и историко-литературных знаний и понимания содержания самих произведений. Самое главное на экзамене – не терять баллы на речевых ошибках

Для маленьких сочинений очень важно их избегать, потому что фактических вы можете не допустить, а речевые ошибки порежут баллы. Аналогичная история со средними сочинениями под номерами 9 и 16. Там также оценивается речь и привлечение текста, но терять баллы на речи всегда очень обидно.

Поэтому проверяйте несколько раз свои тексты, потому что иначе будет обидно. Плюс ко всему при оценивании работы у вас будут первичные баллы. К сожалению, если вы где-то потеряете первичный балл, он может вам стоить трех вторичных. 

Не забывайте и о логических ошибках. Например, когда вы говорите что Чацкий умный, но при всем при этом он не умный. Если вы до конца не можете проанализировать позицию персонажа, лучше в таком случае писать, что его позиция не однозначна. 

Также если вы не знаете жанр произведения, конечно, используйте просто слово “произведение”. Однако оно не зачтется вам как термин при написании 17-го сочинения, поэтому накануне экзамена лучше перечитать кодификатор. В нем помечены жанры произведений, и это тоже сыграет вам на руку. 

У вас все получится!

Несите с собой 4 черные ручки, потому что придется очень много писать. Сочинение подразумевает творческий подход и много исправлений. Не факт, что вам хватит одной. Пейте побольше воды и не учите экзамены в последнюю ночь. Это бессмысленно. 

В последнюю ночь нужно поспать и выпить успокоительное, если необходимо. Постарайтесь также заручиться поддержкой репетиторов, преподавателей: подойдите к ним, спросите, расскажите о своем самочувствии, они обязательно поддержат вас. Все будет отлично!

Ранее Readovka писала о том, что  можно взять с собой на ЕГЭ Что можно взять с собой на ЕГЭ и какие медсправки потребуютсяРособрнадзор опубликовал список правил и какие медсправки потребуются.

  • Порча это правда или сказки
  • Порыбачить как пишется слитно или раздельно
  • Поручик пирогов как герой повести гоголя невский проспект сочинение кратко
  • Поруч алексеев и сказка
  • Порфирьевна как правильно пишется