Порядок написания декабрьского сочинения

В роспотребнадзоре опубликовали официальную информацию о порядке написания итогового сочинения в 2021 году. так, школьникам предоставят несколько дней, чтобы выполнить

Итоговое сочинение 2021-2022: точная дата проведения, как будет проходить? Темы сочинения, критерии оценки

В Роспотребнадзоре опубликовали официальную информацию о порядке написания итогового сочинения в 2021 году. Так, школьникам предоставят несколько дней, чтобы выполнить работу. Основным днем написания считается 1 декабря 2021 года. Помимо этого будет два дополнительных дня в 2022 году – 2 февраля и 4 мая.

Какая тематика итоговых сочинений? И как будет проходить его написание для учеников школ в 2021 году?

Как будет проходить декабрьское итоговое сочинение в 2021 году

Учащимся школьных учреждений предоставляется 3 часа и 55 минут для написания развернутого и структурированного итогового сочинения. В 2021 году оно состоится 1 декабря. Школьник имеет право самостоятельно выбрать понравившуюся тему из всех предложенных.

К важным правилам написания следует отнести:

  • соблюдение объема – в сочинении должно быть не меньше 250 слов, иначе ученику поставят «незачет»;
  • работа должна быть написана самостоятельно;
  • в сочинении должны быть указаны аргументы, которыми руководствуется автор.

Также у учеников есть еще два дополнительных дня, когда они смогут сдать сочинение. В 2022 году это 2 февраля и 4 мая.

Какие темы предоставляются ученикам для написания декабрьского сочинения в 2021 году

Обычно тематика предоставляется ученикам на выбор. Школьники заранее знают список литературы, который поможет им как следует подготовиться к аттестации.

На выбор предоставляются следующие темы:

  • преступление и наказание;
  • цивилизация и технологии;
  • книга обо мне;
  • кому на Руси жить хорошо;
  • дорога в жизни человека.

Ученик должен в полном объеме раскрыть свою точку зрения. Помимо этого необходимо аргументировать свой ответ примерами из литературы. Каждый школьник в зависимости от своих интересов может выбрать ту тему, которая ему ближе.

Основные критерии оценивания итогового сочинения в 2021-2022 году

Итоговое сочинение оценивается по пяти основным критериям. За каждый из них учащийся может получить как «зачет» (1), так и «незачет» (0). Есть два самых главных критерия, если по ним получить 0, то дальше нет смысла проверять сочинение, и школьник получает «незачет».

Основные критерии выглядят следующим образом:

  • Соответствие теме – важно не отклоняться от основной тематики сочинения. Ученики должны следить за тем, чтобы не было подмены понятий, а доказательства и вывод совпадали с тезисом.
  • Использование литературы – для того, чтобы сдать сочинение хорошо, надо привести в качестве аргумента хотя бы один пример из литературы. Можно использовать не только русских классиков, но и мировых авторов. Главное, дать развернутый ответ.
  • Композиция и логика – важно придерживаться основных правил структурирования текста. Он должен содержать вступление, затем основную часть — главное мнение, которое будет доказываться аргументами, доказательства, контраргумент и сам вывод.
  • Письменная речь – если мысль четко прослеживается, то проблем с зачетом не будет.
  • Грамотность – если в сумме на 100 слов будет больше 5 ошибок (пунктуационных, грамматических и т.д.), то будет «незачет». Ученикам разрешено пользоваться орфографическим словарем во время написания сочинения.

Также необходимо следить за тем, чтобы не было много исправлений. Опрятный внешний вид работы будет иметь значение в оценивании.

Читайте также: Локдаун и нерабочие дни с 29 ноября 2021 в регионах России: объявят ли карантин и самоизоляцию до Но

Источник ftimes.ru

Порядок написания декабрьского сочинения

Читайте также


Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания …


17.11.2021, 21:17

1 180

просмотров

Подробнее


Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …


19.11.2021, 23:02

711

просмотров

Подробнее


Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе.


19.11.2021, 22:40

311

просмотров

Подробнее


Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе …


17.11.2021, 15:53

334

просмотрa

Подробнее


Появилась информация, что Федеральная служба по надзору в сфере образования …


17.11.2021, 16:42

316

просмотров

Подробнее


Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является …


04.09.2021, 16:34

381

просмотр

Подробнее


Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …


17.11.2021, 20:25

220

просмотров

Подробнее


Выпускникам с первого дня последнего для них учебного года педагоги говорят …


06.09.2021, 17:30

595

просмотров

Подробнее


Основными изменениями введены современные стандарты, когда выпускники нынешнего …


24.11.2021, 15:41

1 100

просмотров

Подробнее


Необходимость принять изменения в процедуре проведения ГИА для 9 и 11 классов обсуждается уже не один год,…


28.01.2021, 10:49

2 010

просмотров

Подробнее


В конце августа 2021-го Федеральный институт педагогических измерений обнародовал …


05.10.2021, 07:32

133

просмотрa

Подробнее


В Государственной Думе России приняли проект государственного бюджета на 2022 год, а также …


25.11.2021, 22:03

106

просмотров

Подробнее


Процедура прохождения ЕГЭ в 2022 году будет изменена: обязательные предметы …


24.11.2021, 14:44

87

просмотров

Подробнее


Сергей Кравцов объявил пять тем для сочинений, которые школьники будут писать в конце 2021 года.


30.08.2021, 18:49

59

просмотров

Подробнее

Главная

Психология
Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов реагирования в конфликтах у руководящих работников

Анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и способов реагирования в конфликтных ситуациях у руководящих работников. Феноменология и виды ценностных представлений, методика их изучения. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. МИНСКЕ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТАХ У РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ
Ценность как объект направленности человека
духовные (образование, наука, искусство), общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость)
материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально-психическое развитие в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями)
«блоки»терминальных и инструментальных ценностей (в оппозиции друг к другу)
а) конкретные жизненные ценности (здоровье, работа) и абстрактные (развитие, свобода);
б) ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни;
в) индивидуальные ценности и ценности межличностных отношений
г) активные ценности (интересная работа) и пассивные ценности (красота природы)
а) этические ценности (честность) -ценности межличностного общения (воспитанность) — ценности профессиональной самореализации (ответственность);
б) индивидуалистические ценности (независимость) — конформистские ценности (ответственность) — альтруистические ценности (терпимость);
в) ценности самоутверждения (высокие запросы) — ценности принятия других (терпимость);
г) интеллектуальные ценности (образованность) — ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность).
Доминирующая ценность, определяющаяся направленность личности (доминирующая ценность в связи с типом личности)
Поиск истины (теоретический человек)
Полезные и практические ценности (экономический человек)
Стиль и гармония (эстетический человек)
Личная власть, влияние, известность (политический человек)
Поиск смысла жизни как высшей духовной силы (религиозный человек)
Мотивационная тенденция, определяемая ценностью
Ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) — ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция)
Ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) -ценности самовозвышения (власть, достижения, гедонизм)
Функциональное значение ценностей (ценности-цели, ценности-средства)
1) терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться)
2) инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действия является с личной точки зрения предпочтительным в любой ситуации)
Место ценности в жизнедеятельности личности
1) ценности целевые (или мыслимые, желаемые или возможные):
г) ценности должного (нормативные ценности)
2) ценности существующие (наличные, актуальные)
1) ценности бытия (Б-ценности, «ценности развития») — высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, справедливость и др.)
2) дефициентные ценности (Д-ценности, «регрессионные») — низшие ценности, ори ентированные на удовлетворение какой-либо фрустрированной потребности (мир, покой, сон, зависимость, безопасность и т.д.)
1) ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он дает обществу
2) ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества
3) ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь:
1) официально признанные осознаваемые (религиозные и гуманистические)
2) действительные, бессознательные (порожденные социальной системой, являющиеся непосредственными мотивами человеческого поведения)
Таким образом, обобщая приведенные выше представления о видах и типах ценностей можно вслед за М.С. Яницким (рассмотревшим ряд из вышеприведенных классификаций) утверждать, что по своему функциональному значению ценности личности могут быть разделены на две основные группы: терминальные и инструментальные (ценности-цели и ценности-средства). В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза, ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). Все вышеперечисленные ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития и проявляться в разных сферах жизни личности [26; с.64].
Методология и методика изучения ценностных представлений. Понятие, функции и виды конфликтов. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций со стилем поведения в конфликтных ситуациях у руководителей. Причины конфликтов и их управление. курсовая работа [75,4 K], добавлен 18.03.2010
Анализ особенностей межличностных конфликтов в подростковой среде. Показатель тревожности, озабоченного настроения. Система ценностных ориентаций. Организация и процедура психолого-педагогического обследования. Формы поведения в конфликтных ситуациях. контрольная работа [46,4 K], добавлен 18.01.2015
Организация и проведение эмпирического исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов. Рекомендации, направленные на формирование ценностной сферы и коррекцию конфликтного поведения у студентов. курсовая работа [293,6 K], добавлен 25.11.2016
Понятие самооценки, история ее изучения и современные представления. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Проблема изучения взаимосвязи уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у курсантов Университета МВД. курсовая работа [345,3 K], добавлен 18.03.2016
Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии, их виды и социальная обусловленность. Современные проблемы ценностных ориентаций старших школьников. Гендерные различия в содержательной стороне направленности личностных ориентаций старшеклассников. курсовая работа [50,9 K], добавлен 26.04.2016
Анализ понятий «ценность» и «характер». Особенности структурного строения ценностных ориентаций. Факторы, влияющие на их формирование. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек подросткового возраста. курсовая работа [147,9 K], добавлен 19.05.2011
Теоретико-методологические аспекты изучения гендерных различий в сфере ценностных ориентаций. Анализ природы ценностей и ценностных ориентаций. Понятия «пол» и «гендер». Гендерные различия старшеклассников и их взаимосвязь с ценностными предпочтениями. курсовая работа [57,1 K], добавлен 06.02.2012
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу .

© 2000 — 2021

Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов реагирования в конфликтах у руководящих работников курсовая работа. Психология.
Минимизация налоговых платежей и налоговое планирование
Наркомания Реферат
Сочинение На Тему Современный Сленг
Реферат На Тему Место И Функции Культуры В Обществе
Реферат: Анализ и проектирование структуры системы управления фирмой . Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат На Тему Погребальная Обрядность Восточных Славян И Русского Народа
Распределение налогового бремени в условиях монополии
Курсовая работа по теме Нано как ключевое слово эпохи
Курсовая работа по теме Юридические лица
Мальчик Пишет Сочинение
Реферат: Electric Cars Essay Research Paper The Constitution
Порядок Написания Декабрьского Сочинения
Контрольная Работа По Русской Литературе По Дубровский
Реферат: Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Реферат по теме Договор финансовой аренды
Реферат: Материнская плата ПК. Скачать бесплатно и без регистрации
Отчет По Производственной Практике Экономиста В Организации
Контрольная работа по теме Восстановления утраченного судебного производства
Эссе по теме Мой М.Ю. Лермонтов
Реферат: Тепловой расчет печи
Особенности работы медицинской сестры выездной службы Хоспис — Медицина курсовая работа
10-th century in English history — История и исторические личности реферат
Функции среднего мозга, промежуточного мозга и ретикулярной формации — Биология и естествознание презентация

Несколько лет назад Министерство образования решило ввести допуск к основным экзаменам. Чтобы оказаться в числе сдающих ЕГЭ, необходимо получить зачет за декабрьское сочинение. Структура его достаточно проста. Она отличается от задания номер 25 в ЕГЭ по русскому языку, где нужно написать сочинение из 8 абзацев. Если в ЕГЭ уже дан текст, на который следует опираться, то есть найти проблему текста, выразить свое отношение к проблеме и аргументировать примерами из художественных произведений, то структура декабрьского сочинения по литературе больше напоминает эссе.

декабрьское сочинение

Что такое направления

Каждый год в августе Министерство образования публикует на сайте Федерального института педагогических измерений пять направлений, чтобы дать примерное представление о темах будущих сочинений. Очень часто направления являют собой абстрактные понятия, такие как дружба, любовь, вражда, путь, время и так далее. Тематика дает широкое поле для рассуждений, но никакой конкретики. Например, направление «путь». Что значит путь? Путь — это дорога, которую преодолевает человек от одной точки до другой. И это необязательно географическое понятие. У этого слова много значений. Мы будем говорить о дороге, которую суждено пройти героям художественного произведения, как мужикам из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». И обязательно поднимем тему жизненного пути человека, который совершает ошибки, делает добро, приносит зло в этот мир, живет незаметно, как Акакий в «Шинели» Гоголя, или ярко, как Печорин Лермонтова. То же самое можно сказать про любое направление. Например, любовь не ограничивается отношениями мужчины и женщины. Бывает любовь к Родине, которой наполнены стихотворения Есенина, к животным, как в рассказах Бианки или Ушинского, к людям, как у Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль», к жизни, как в рассказах Джека Лондона.

ученики на экзамене

Вступление

Как и любая творческая письменная работа, структура написания декабрьского сочинения по литературе состоит из вступления, заключения и основной части. Прежде чем начать писать текст, прочитайте все темы и хорошенько обдумайте каждую. Выбирайте ту, к которой вы сможете подобрать самые хорошие примеры из художественной литературы. Только потом начинайте размышлять над вступлением. Учащиеся чаще всего испытывают трудности именно в начале работы. Они не знают, о чем писать самые первые предложения. Начинайте вступление итогового декабрьского сочинения по структуре одним из способов, приведенных ниже.

учащиеся с книгами

Первый способ начать сочинение

Темы сочинений чаще бывают в виде моральных и философских понятий. Это дает возможность учащемуся начать вступление с размышлений о значении этого слова. Допустим, тема вашего сочинения — «Дружба в жизни человека». Начать сочинение можно с вопросов о дружбе: «Что такое дружба? Бывает ли ложная дружба ? Можно ли считать другом человека, которому ты не доверяешь?» Такой ряд вопросов даст вам возможность выразить свое отношение к этому понятию. То есть у вас получится вполне полноценное вступление.

Второй способ

Вы можете написать один вопрос, который возьмете прямо из темы сочинения. Ответ на него и будет вступлением. Приведем пример: «Что значит дружба? Я думаю, что это такие отношения, при которых у человека есть уверенность, что ему всегда придут на помощь, не оставят в беде, поддержат в горе и порадуются вместе с ним его победам. Если чувствуешь, что не можешь абсолютно доверять человеку, значит, нельзя считать его настоящим другом.» Это пример начала вступления. Дальше можете продолжить свои размышления о дружбе, подводя их к первому примеру из литературы.

структура сочинения

Третий способ

Вы можете, исключив вопросы, сразу начать писать определение дружбы: «Дружба — это взаимоотношения двух и более людей, основанные на доверии и взаимопомощи». Вы даете свое понятие о дружбе. Не переписывайте из словаря, ведь декабрьское сочинение, план и структуру которого вы должны хорошо продумать, — это индивидуальные мысли учащегося. Если употребляете высказывания и афоризмы, обязательно указывайте автора, иначе это будет плагиат.

Переходим к основной части

Не забудьте главный принцип работы. Сначала выбираете тему, к которой вы можете легко подобрать аргументы. Делаете набросок аргументов и только потом начинаете работать со вступлением. Итак, вступление уже написано и нам необходимо переходить к основной части, то есть примерам из литературы. Переход должен быть плавным. Перед самим примером напишите пару предложений, которые подведут к аргументу: «Тема дружбы встречается наиболее часто в произведениях как русских, так и зарубежных писателей. О дружбе писали Марк Твен, Джек Лондон, Борис Катаев, Кир Булычев, Чарльз Диккенс и многие другие замечательные авторы. Но я хочу привести пример из книги, которая более других тронула меня». Дальше вы продолжаете раскрывать тему на примере произведения, которое вы выбрали в качестве аргумента.

аргументы для сочинения

Как выбрать примеры

Когда вы будете говорить о нравственных понятиях, вы можете привести пример не только положительный, но и отрицательный в качестве противовеса. Например, в первой части вы приводите пример дружбы между Томом Сойером и Гекльберри Финном из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Вы будете говорить о том, как мальчики выручали друг друга в трудных ситуациях и испытаниях, как пережили вместе много приключений, но остались друзьями. Это будет ваш положительный пример.

Второй аргумент

В качестве противовеса можно вспомнить Михаила Юрьевича Лермонтова и его повесть «Герой нашего времени». В этом случае мы будем говорить о Печорине, который не ценил дружбу Максима Максимовича, хотя они тоже много пережили вместе, долгое время жили бок о бок. Упомяните историю о Бэле, когда Максим Максимович видел, как Печорин относится к бедной девушке, но не упрекнул его. Когда через несколько лет они случайно встретились на одной из станций, Печорин не захотел с ним разговаривать. Обязательно следует сказать, что главный герой вообще не способен на дружбу. Вот ваши два аргумента для основной части.

урок литературы

Переход от одной части к другой

Так как вы вторую историю приводите в виде антипода, нужно сделать переход от первого примера ко второму. Достаточно будет пары предложений. «Если мы говорим о дружбе, то это взаимоотношения между людьми. Дружбы не бывает односторонней, но есть люди, которые абсолютно не способны на это чувство.» И тут уже приводим второй пример про Печорина. Много писать не нужно. Главное — логично соединить две части структуры сочинения декабрьского, пример которого мы разбираем.

Заключение

Не забудьте, что основная часть должна быть самой большой по объему. Вступление и заключение декабрьского сочинения по структуре должны составлять около 40 % всего текста, иначе основная часть будет слишком короткой, и ее могут не засчитать. В заключении нужно подвести итоги того, что вы писали раньше. То есть в начале сочинения вы размышляли о дружбе, говорили о том, что для вас она значит, как вы ее представляете. Потом подтверждаете это примерами из художественной литературы, а в заключении говорите о том, как вы доказали, что дружба значит для человека много, о чем говорят приведенные вами примеры. В конце можно пожелать найти хорошего друга на всю жизнь, которому можно будет доверять.

подготовка к сочинению

Где найти примеры для основной части

Чтобы написать сочинение по литературе, необязательно иметь в своем багаже большое количество прочитанных произведений. Вполне достаточно того списка произведений, который входит в школьную программу и который вы прочитали с 5 по 11 классы. Не обходите вниманием небольшие рассказы Чехова, Шукшина, Толстого, Бунина и других авторов. Эти произведения легко запоминаются и прекрасно подходит в качестве аргументов. Так вы не запутаетесь в большом количестве героев и не сделаете ошибку, за которую можно лишиться балла. Обращайте внимание на рассказы не только авторов прошлого столетия, но и современных. Не приводите в пример выдуманные произведения и авторов. Обман раскроется, и вашу работу не зачтут.

Подсказки

Чтобы подготовиться к сочинению, возьмите небольшую тетрадку, куда запишите названия и авторов произведений из школьной программы. Выпишите имена главных героев, ключевые слова и два-три предложения, в которых раскройте основную тему произведения и кратко обозначьте сюжет. С более крупными произведениями, такими как «Война и мир» Льва Толстого, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Тихий Дон» Шолохова придется поработать более скрупулезно. Зато в плане подготовки они удобнее. Проще прочитать несколько крупных романов, чем сотню рассказов. В «Войне и мире» Толстого есть все темы, которые можно раскрыть в сочинении. Здесь и дружба, и проблема выбора жизненного пути, и любовь, и измены, и смерть, и проблемы семьи, и проблемы воспитания. Прежде чем приступить к декабрьскому сочинению, план написания и структуру прокрутите в голове, представьте примерно, что хотите сказать читателю. Так будет легче определиться с текстом.

ПЛАН НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ В ОГЭ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ

Сочинение
– это всегда цельное, логически выстроенное умозаключение, приводящее нас к
определенным выводам. Поэтому хотелось бы остановиться на логических блоках,
которые как правило должны присутствовать в работе:

1.
Вступление

Это
вводная часть, которая подготавливает к восприятию темы и основной информации.
Задает тон сочинения. Помогает соблюсти критерий целостности произведения.

2.
Постановка проблемы

Вступление
как правило плавно и логично перетекает в более детальное описание содержания
выбранного произведения, выделение главных мыслей и постановки на этой основе
главной проблемы.

3.
Выражение позиции автора и собственного мнения

В
какой последовательности вы будете формулировать названные аспекты пункта три
не имеет значения. Главное, чтобы и авторское и ваше собственное мнение по
поводу обозначенной выше проблемы прозвучало. Здесь важно рассуждать, приводить
как можно больше аргументов, опираться на мнение автора и других авторитетных источников.
Обосновывать свою точку зрения, в меру использовать цитаты из произведения,
«лить как можно меньше воды».

4.
Выводы

Ваши
рассуждения должны плавно приводить читателя к какому-либо умозаключению по
проблеме, поставленной в начале сочинения. И чем логичнее эти выводы, тем
лучше. Это означает, что основная часть сочинения – проработка проблемы с точки
зрения автора и вашей, написана правильно, и выводы из нее «вытекают» как бы
сами собой.

Критерии
оценки сочинения по литературе

1.
Ответ соответствует вопросу или поставленной задаче.

Пример:
«Изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Укажите
описание персонажей, дайте им сравнительную оценку, процитируйте автора, чтобы
лучше передать образы.

2.
Анализ темы подкреплён аргументами.

Пример:
«Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «
Горе от ума?»

Выберите
отрывки, которые относятся к выбранной теме и обязательно проанализируйте их,
приведите необходимые доказательства.

3.
Использование художественных средств языка.

Пример:
«Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

С
помощью каких инструментов автор описывает тот или иной образ? Можете ли вы
найти примеры литературных средств языка и объяснить, почему были выбраны именно
они, для чего автор приводит их в тексте? Этим нужно показать, что вы
разбираетесь не только в писателях и их творчестве, но и знаете основную
терминологию, умеете разбирать текст на составляющие и правильно их
характеризовать (метафоры, аллегории, сравнения, гиперболы и др).

4.
Соблюдение композиции сочинения.

Ответ
должен смотреться гармонично. Вступление не должно занимать большую часть
бланка, а заключение – состоять из одного короткого предложения. Важно держать
в голове, что необходимо выдержать общую композицию текста.

Руководствуйтесь
следующим планом:

·        
Вступление + обозначение проблематики

·        
Основная часть + детальное раскрытие вопроса, аргументация,
сравнительный анализ (чаще всего – с другими произведениями, аналогичными
ситуациями из них) и ответ на главный вопрос

·        
Заключение – выводы, умозаключения

Рекомендуется
заранее продумать примерную компоновку текста, чтобы в процессе не уйти от темы
и не собирать работу из отдельных «рваных» кусков.

5.
Выдержана логика и чётко сформулирована основная мысль.

Это
справедливо и для предыдущего пункта – все элементы должны быть выстроены
корректно. В отдельный критерий оценки это выделено для того, чтобы оценить
осмысленность сочинения.

Можно
грамотно прописать структуру, но при этом развить мысль совершенно не в том
направлении, а этого ни в коем случае нельзя допускать.

Важно: обращайте
внимание на формулировки. В них кроются подсказки, как написать работу.
Обращайте внимание на такие слова как «вопрос», «проблема», «анализ»,
«сравнение», «основная мысль/идея», «парадокс».

Например,
если в задании указано о «значении женских образов в произведении» («Горе от
ума» А.С. Грибоедова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина), то мужские образы
могут быть упомянуты косвенно, использованы для сравнения, но никак не занимать
центральную позицию в вашем ответе. Комментируйте чётко обозначенную проблему и
не отходите от неё.

Правильно
определив основную мысль, не составит труда написать сочинение в верном ключе.

6.
Верно даны все факты.

На
экзамене будет возможность воспользоваться сборником, чтобы корректно привести
цитирование или сравнения. Фактические ошибки здесь недопустимы.

Рекомендуется
ознакомиться со 
списком
литературы
 заранее, тогда сборник станет
подспорьем, а не тростинкой, за которую цепляется утопающий.

В
стрессовой ситуации быстро найти что-то нужное среди множества произведений
невозможно. Вы должны заранее ознакомиться с поэмой или рассказом, с
оглавлением сборника и точно представлять, что конкретно вы ищете, а не
придумывать, сочиняя на ходу.

7.
Соблюдены речевые нормы.

Мысли
должны быть сформулированы грамотно, без стилистических и синтаксических
ошибок. И если для цитирования и передачи слов автора этот критерий не
актуальный, то конкретно над вашими рассуждениями придётся подумать. При
проверке обращайте внимание, нет ли в повествовании несоответствий, и не слетела
ли у кого-нибудь из действующих лиц шляпа, «проезжая мимо станции».

Мы
разобрали 7 основных критериев, по которым будет оценена работа. Все они равны
между собой и необходимо тщательно проработать каждый. В противном случае,
сочинение рискует оказаться непроверенным или проверенным частично, что грозит
существенной потерей баллов.

Важно: в
случаях, где предусмотрены 1 или 2 балла – оценка будет выставляться в
зависимости от того, частично или полностью работа соответствует каждому
отдельному требованию.

Какая
необходима литература

В
2019 году на испытании полностью отсутствует тестовая часть, все навыки и
знания проверяются с помощью текстовых ответов на вопросы.

И
всё же, специфика ОГЭ по литературе не исключает возможность выбора и использования
некоторых клише, поэтому подготовиться к нему можно частично и с помощью
«зубрёжки».

Например,
вы можете подобрать:

·        
Цитаты, которые точно планируете использовать

·        
Произведения, которые приведёте в сравнение с другими

·        
Ситуации героев, которые кажутся вам схожими

Имея
такой набор инструментов – получится в нужный момент несущественно
скорректировать их и вставить в работу, а не подбирать всё впопыхах и «с нуля».

Обязательный
список литературы, требуемый для сдачи ОГЭ по литературе:

·        
Произведения древнерусской литературы

·        
Басни: И.А. Крылов

·        
Сказки: М.Е. Салтыков-Щедрин

·        
Проза: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Н.В.
Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, И.С.
Тургенев, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, И.А. Бунин

·        
Поэзия: Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.В. Маяковский,
Т.А. Твардовский, С.А. Есенин, А.А. Блок

·        
Лирика и проза: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский

Какие
бывают темы сочинений и как сделать выбор?

ОГЭ
по литературе коварно формулировками. На основе одного произведения вам могут
задать от 5 до 20 различных вопросов (разумеется, только один из них достанется
в качестве темы).

Вот
только некоторые из них:

·        
Как в произведении раскрывается внутренняя сущность персонажа?

·        
В чём сходство и различие двух персонажей/ситуаций/судеб?

·        
Какие качества/пороки/вопросы/проблемы раскрывает произведение?

·        
Роль/значимость одного из персонажей для сюжета?

·        
Почему ситуация произошла/не произошла с героями?

·        
[Основная] тема произведения – в чём, с помощью каких средств
выражена?

·        
Каково отношение автора к героям?

·        
Как автор через произведение отражает свою позицию/отношение к
чему-либо?

·        
В чём отличительные черты произведения, выделяющие его среди
аналогичных, что в нём уникального?

Вопросы
будут корректироваться в зависимости от произведения. В этом списке собраны
общие направления и темы, которые встречаются чаще всего.

Темы сочинений

к ОГЭ по литературе 2019.

Часть 2 (задания 2.1-2.4)

«Слово о полку Игореве»

1. Каково авторское отношение к князю Игорю? (По повести
«Слово о полку Игореве»).
2. Почему поэма, рассказывающая о поражении Игоря в сражении с половцами,
заканчивается прославлением  князя? (По повести  «Слово о полку
Игореве»).
3. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
4. Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
5. Образ автора в «Слове о полку Игореве».

М.В. Ломоносов

1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её
Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено
представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
2. Какие ценности утверждаются М.В.Ломоносовым в «Оде на день восшествия на
Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны,
1747 года»?

Г.Р. Державин

1. Каковы представления Г.Р. Державина о сущности
поэтического творчества?
2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р.
Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов).
3. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р.
Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина?
5. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта?
(На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

Д.И. Фонвизин

1. Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И.
Фонвизина «Недоросль»).
3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
4. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
6. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
7. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль»
«трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
8. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Н.М. Карамзин

1. Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
к сентиментализму?
2. Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»? 
3. Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
4. Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального
неравенства?
5. Каково отношение автора к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
6. Каково отношение автора повести к Эрасту (По повести Н.М. Карамзина «Бедная
Лиза»).

В.А. Жуковский

1. Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А.
Жуковского?
2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей –
«верой в Провиденье»?
3. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад
по Вашему выбору).

А.С. Грибоедов

1. Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название
своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
2. Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»).
4. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума»).
5. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума»).

6. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По
комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
7. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 
8. Черты нравственного идеала в образе Софьи (По комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума»).
9. Как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
10. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»?
11. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума»).
12. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

И.А. Крылов

1. Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На
примере не менее двух басен по Вашему выбору).
2. Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее
двух басен по Вашему выбору).
3. Какие нравственные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не
менее двух басен по Вашему выбору).
4. Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее
двух басен по Вашему выбору).

А. С. Пушкин

1. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
2. Особенности конфликта в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
3. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме
А.С. Пушкина «Цыганы»).
4. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом?
(На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по
Вашему выбору).
6. Тема любви в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему
выбору).
7. Мир природы и мир человека в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х
произведений по Вашему выбору).
8. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору).
9. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина?
(На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
10. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору).
11. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере
не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
12.  Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из
повестей из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»).
13. Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема
«маленького человека»?
14. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А.С. Пушкина
«Станционный смотритель»).
15 . Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»?
16. Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван
«бессмысленным» и «беспощадным»?
17. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская
дочка»?
18. Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
19. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С.
Пушкина «Капитанская дочка»).
20. Различия в мировоззрении Петра Гринёва и Алексея Швабрина (по роману А.С.
Пушкина «Капитанская дочка»).
21. Что позволило В.Г. Белинскому назвать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
«энциклопедией русской жизни»? 
22. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
23. Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке? (По роману
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
24. В чём состоит особенность авторского отношения к Онегину и Ленскому? (По
роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
25. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По
роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
26. Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
27. Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в
стихах «Евгений Онегин»).
28. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
29. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема
нереализованных возможностей личности?

М.Ю. Лермонтов

1. Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы. (На
примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере
не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3.  Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества?
(На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и
поэзии?  (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На
примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
7. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На
примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про …купца Калашникова»).
8. Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова».
9. Как в «Песне про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова раскрывается тема чести
и достоинства человека? 
10. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю.
Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова»).
11. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом
главного героя?
12. «Три дня свободы» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
13. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
14. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой
нашего времени»?
15. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские
предисловия?
16. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени»).
17. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».
18. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»).
19. Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
20. Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в
расположении глав романа «Герой нашего времени»?
21. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские
образы?
22. Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени»?

Н.В. Гоголь

1. Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»?
2. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя
«Шинель».

3. Как в повести Н.В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность
и фантастика?
4. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
5. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
6. Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным
городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
7. Роль женских образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
8. Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
9. Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех — единственное «честное,
благородное лицо, действовавшее»  в комедии «Ревизор».
10. Почему «Мёртвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?
11. Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
12. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
13. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность
Чичикова? 
14. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По
поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
15. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми
душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
17. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя
«Мёртвые души»).
18. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В.
Гоголя «Мёртвые души»?
19. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
20. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь
слёзы»? 

Ф.И. Тютчев

1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о
«всеобщей одушевлённости природы»? (На примере не менее двух стихотворений по
Вашему выбору).
2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих
произведениях? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух
стихотворений по Вашему выбору).

А.А. Фет

1. Как показана взаимосвязь мира человека и мира природы
 в лирике А.А. Фета? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере 2-3-х
стихотворений по Вашему выбору).
3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух
стихотворений поэта по Вашему выбору).

Н.А. Некрасов

1.  Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? (На
примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере
не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3. В чём состоит смысл спора о народе в стихотворении  Н.А. Некрасова
«Железная дорога»?
4. Какое значение образ дороги обретает в стихотворении Н.А. Некрасова
«Железная дорога»?
5. Социальная проблематика лирики Н.А. Некрасова. (На примере не менее двух
стихотворений по Вашему выбору).

Л.Н. Толстой

1. Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема
духовного роста личности? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного
произведения по Вашему выбору).
3.  Какова нравственная проблематика рассказа Л.Н. Толстого «После
бала»? 
4. Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По
рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
5. Как связаны между собой нравственные и социальные проблемы в рассказе Л.Н.
Толстого «После бала»?
6. Какую роль в раскрытии проблематики рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
играет приём контраста?

Ф.М. Достоевский

1. Какие проблемы ставит в своей прозе Ф.М. Достоевский? (На
примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф.М. Достоевского? (На примере
одного произведения по Вашему выбору).

М.Е. Салтыков-Щедрин

1. Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е.
Салтыков-Щедрин?  (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
2. Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е.
Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
3. Каким предстаёт образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере
одной-двух сказок по Вашему выбору).
4. Смысл финала сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
5. Кого и за что осмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один
мужик двух генералов прокормил»?
6. В чём заключается философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый
пискарь»?

И.С. Тургенев

1. Каким предстаёт мир человеческой души в прозе И.С.
Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
2. Какую роль в рассказах И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере
одной из повестей по Вашему выбору).
3. Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из
повестей по Вашему выбору).
4. Как раскрывается тема любви в произведениях И.С. Тургенева? (На примере
одной из повестей по Вашему выбору).

А.П. Чехов

1. Над чем и над кем смеётся А.П. Чехов? (На примере
одного-двух произведений по Вашему выбору).
2. Как в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное?
3. Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере
одного произведения по Вашему выбору).
4. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова (На примере одного-двух рассказов по
Вашему выбору).
5. Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере
одного из произведений по Вашему выбору).
6.  Почему рассказ А.П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
7. Как в рассказе А.П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?

А.А. Блок

1. Что Вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не
менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Лирический герой стихотворений А.А. Блока. (На примере не менее двух
стихотворений по Вашему выбору).

С.А. Есенин

1. Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина (На примере
2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не
менее двух произведений по Вашему выбору).
3. Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша»,
«Гой ты, Русь, моя родная…»?
4. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С.А.
Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).

И.А. Бунин

1. Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере
одного из произведений по Вашему выбору).
2. Почему прозу И.А. Бунина называют лирической? (На примере одного из
произведений по Вашему выбору).
3. Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька».
4. Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?
5. Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И.А. Бунина «Косцы»?

В.В. Маяковский

1. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. 
2. Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского?
3. Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору).
4. В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
5. Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В.В. Маяковского
«Необычайное приключение…»?

А.Т. Твардовский

1. Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По
поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»).
2. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия
Тёркина? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»).
3. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
4. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского
«Василий Тёркин», глава «Два солдата»).
5. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны?
(По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
6. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение
военных будней?

В.И. Шукшин

1. Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал».
2. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?
3. Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и
почему? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»).
4. В чём Вы видите особенности героев рассказов В.М. Шукшина? (На примере
одного-двух произведений по Вашему выбору).

М. Шолохов

1. Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»?
2. Тема подвига в повести М.А. Шолохова «Судьба человека».
3. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По
рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
4. Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А.
Шолохова «Судьба человека»).
5. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу
М.А. Шолохова «Судьба человека»).

А.И. Солженицын

1. В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына
«Матрёнин двор»? 
2. Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу
«Матрёнин двор»).
3. Какие черты народного характера воплощает в себе образ Матрёны? (По рассказу
А.И. Солженицына «Матрёнин двор»).
4. Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе
«Матрёнин двор», актуальны сегодня?
5. Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И.
Солженицына «Матрёнин двор»?
6. Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Поэзия, проза, драматургия второй половины XX века

1. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской
прозе XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Как в литературе XX века о войне раскрываются её трагические и героические
стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Творчество какого поэта второй половины XX века Вам интересно и почему? (На
примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору).
4. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность
человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
5. Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На
примере одного из произведений по Вашему выбору).
6. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй
половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
7. Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере
одного из произведений по Вашему выбору).
8. О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из
произведений по Вашему выбору).
9. Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного
из прозаических произведений по Вашему выбору).
10. Война в лирике русских поэтов второй половины XX века. (На примере одного
из поэтов по Вашему выбору). 
11. Какие социальные проблемы раскрываются в русской прозе второй половины XX
века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
12. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема
любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

Порядок написания декабрьского сочинения

Не за горами наступление волнительного и напряжённого для всех выпускников и их родителей периода сдачи ЕГЭ. Одним из наиболее сложных предметов является русский язык, где школьники должны показать свои знания орфографии и пунктуации, а также умение правильно излагать свои мысли в сочинении.

В статье мы расскажем, как правильно выполнить задание №27 ЕГЭ по русскому языку, а именно – написать сочинение по предложенному тексту. Также школьники получат советы по подготовке и полезные интернет-ресурсы.

Содержание:

Что представляет собой сочинение ЕГЭ по русскому языку?

темы сочинений егэ

В 2021 году единый гос. экзамен по русскому языку для учеников 11-х классов будет состоять из двух частей: тестовых заданий и сочинения.

Школьникам будет предложен готовый текст художественного или публицистического стиля, по которому они должны будут написать свои рассуждения: сформулировать проблему, поднимаемую автором, написать свой комментарий к ней, отразить авторское отношение и озвучить собственную позицию с приведением аргументов.

Будет оцениваться орфографическая и пунктуационная грамотность, а также соблюдение всех норм русского языка.

Это задание позволит увидеть, насколько грамотно выпускник может выразить своё мнение и аргументировать его.

Читайте также про самые частые ошибки на ЕГЭ: на что обратить внимание и как избежать этих ошибок?

Как оценивается работа?

сочинение егэ дата

По каким критериям проверяющие оценивают сочинение? Всего их 12. Разберём каждый подробнее.

  1. Насколько вы правильно сформулировали проблему или вопрос, которым задаётся автор текста.
    Сложности возникают, если автор затронул несколько проблем. Тогда ваша задача – найти главную. Обычно с её обсуждения начинается текст и этим же и заканчивается.
  2. Ваш комментарий к проблеме.
    Здесь вы должны показать своё умение исследовать текст и найти рассуждения автора, посвящённые данной проблеме.
  3. Какова позиция автора, к какому выводу он приходит.
  4. Как вы относитесь к мнению автора по заявленной проблеме, какова ваша собственная позиция.
  5. Последовательность изложения, логичность.
  6. Точность, использование языковых оборотов речи, средств выразительности.
  7. Отсутствие орфографических ошибок.
  8. Отсутствие пунктуационных ошибок.
  9. Как вы соблюдаете языковые нормы (отсутствие жаргонных слов, просторечий, архаизмов).
  10. Как вы соблюдаете речевые нормы (ясность, точность употребления слов, лексическое разнообразие).
  11. Как вы соблюдаете этические нормы (уважение к автору, отсутствие оскорблений, унижений).
  12. Точны ли излагаемые вами факты (имена и отчества писателей, героев, даты, события).

В соответствии с этими критериями будут начисляться баллы за сочинение. Максимум выпускники могут получить 25 баллов.

Пишем сочинение правильно

сочинение егэ по русскому

План и структура изложения

Сочинение ЕГЭ по русскому языку имеет чёткую структуру, которую должен знать каждый выпускник.

Введение

Первое, с чего стоит начать сочинение, – это введение. В структуре сочинения это необязательная часть, но с ним ваша работа будет смотреться более логично.

Во введении вы можете использовать цитату из предложенного текста или подвести читателя к обсуждаемой проблеме.

Вступительная часть не должна быть большой, хватит двух-трёх предложений.

Проблема

Следующая часть – формулировка проблемы. Вы должны обозначить проблему, заявленную в тексте, лучше в виде вопроса. Например: «Что важнее: красота внутренняя, духовная или красота внешняя?» или «Какую роль в жизни человека играет искусство?».

Не путайте тему и проблему, в основе проблемы всегда лежит конфликт, «острая» ситуация.

Личный комментарий

баллы за сочинение егэ

Далее вы переходите к своему комментарию к поднятой проблеме. Это ваши рассуждения по тексту, то, как вы его понимаете. Здесь вам нужно привести несколько примеров из текста, важных для прояснения проблемы, объяснить, как вы их понимаете, и связать их между собой. Не лишним будет упомянуть об актуальности поднимаемых автором вопросов. Главное – не увлекайтесь чрезмерным цитированием исходного текста.

Новым для сочинения ЕГЭ 2021 года является требование не просто указать логическую связь между примерами из текста, но и проанализировать её. Сделать это можно, например, путём противопоставления их друг другу.

Не забывайте, что комментарий связывает обсуждаемую проблему с позицией автора.

Это будет самая большая часть вашего сочинения, за которую можно получить от 0 до 6 баллов.

Отношение автора

Следующий этап – рассказать об отношении автора к заявленной проблеме. Даже если автор не выражает прямо своего мнения, вы должны, как говорится, увидеть его между строк, и обозначить двумя-тремя примерами из текста. Авторская позиция должна быть сформулирована ясно и точно, без сложных конструкций и витиеватости.

Собственная позиция

Порядок написания декабрьского сочинения

Далее вы должны выразить своё собственное мнение по отношению к проблеме. И, конечно, привести парочку аргументов. Даже если вы не согласны с позицией автора, не стоит агрессивно отстаивать свою точку зрения. Такие работы теряют большое количество баллов при оценивании.

Обосновать свою позицию вы можете с опорой на жизненный опыт или на художественное произведение с обязательным указанием названия и автора.

Заключение

Последним этапом будет написание заключения, в котором вы обобщаете всё то, о чём говорилось выше, и делаете свои собственные выводы, которые будут перекликаться с позицией автора. Следите за тем, чтобы концовка вашего сочинения логически совпадала с темой и началом.

Все структурные части сочинения должны чётко следовать друг за другом. Начинайте новую мысль с нового абзаца, следите за логикой ваших рассуждений.

Какие можно использовать клише?

Порядок написания декабрьского сочинения

В сочинениях ЕГЭ по русскому языку допускается использование клише – стандартных речевых оборотов. Клише помогают точно и ёмко изложить свои мысли и выразить своё отношение к описываемой проблеме.

Каждая часть сочинения предполагает использование своих клише.

  1. Клише для определения проблемы:
    «Автор затрагивает очень важную тему, связанную с …»;
    «Что такое ….? И какую роль ….играет в современном мире? Об этом рассуждает и автор».
  2. Комментарий можно выразить с помощью следующих речевых оборотов:
    «Автор говорит нам, что …»;
    «Эта проблема касается …»
    «Эти примеры доказывают, что …»
  3. Речевые конструкции для мнения автора:
    «Хотя автор не говорит прямо о своей позиции, можно догадаться, что …»;
    «Автор прямо говорит о том, что …»
  4. Клише для выражения собственного мнения:
    «Я солидарен с автором, что …»;
    «Моё мнение совпадает с мнением автора в том, что …»
  5. Клише для приводимых аргументов:
    «Как часто в жизни приходится сталкиваться с тем, что …»;
    «Особенно ярко эта проблема отражена в произведении …»;
    «Эта тема часто обсуждается в …»
  6. Для заключения можно использовать следующие конструкции:
    «Поднятый в тексте вопрос очень важен для …»;
    «Я благодарен автору за …»

Поговорим о темах

Заранее тема сочинения известна не будет, выпускники узнают её только в день экзамена. Но мы собрали для вас наиболее популярные и «любимые» составителями ЕГЭ темы для сочинений. Вот они:

  1. Любовь к родине, родной природе, проблемы экологии.
  2. Непростые взаимоотношения поколений, проблема «отцов» и «детей».
  3. Рассуждение о философских понятиях (любовь, дружба, счастье и т.д.).
  4. Война, героизм, патриотизм.
  5. Мораль, нравственность, вопросы этики.
  6. Культура, искусство.
  7. Проблемы языковой культуры.

Будьте готовы к рассуждению на любую из тем, приведённых в этом списке.

Советы по подготовке к сочинению

пример сочинения егэ

  1. В течение всего года тренируйтесь писать сочинения на любую тему. Выучите структуру, составьте план рассуждений и излагайте свои мысли в соответствии с ним.
  2. Учитесь правильно излагать свои рассуждения в письменном виде. Записывайте мысли в дневнике, создавайте посты в социальных сетях, оставляйте отзывы об используемых товарах.
  3. Читайте как можно больше классической литературы. Будет откуда приводить аргументы.
  4. Учитесь находить проблему в любом тексте, даже если просто читаете детектив или статью в интернете. Думайте над тем, какую проблему поднимает автор, что он хочет сказать своим читателям.
  5. Следите за правильностью своей речи, старайтесь избегать жаргонных и сленговых слов, а также слов-паразитов (короче, в общем, типа и т.д.)
  6. Ознакомьтесь с чужими сочинениями, написанными на максимальный балл. Сравните их со своими работами.
  7. Используйте моторную память. Заведите себе специальную тетрадку, куда будете записывать наиболее понравившиеся вам сочинения из прочитанных. Также можно заносить туда сочинения по тем темам, которые вызывают у вас затруднения. Пишите внимательно, вдумчиво. Чаще перечитывайте, выделяя проблему, обращайте внимание на приводимые аргументы.
  8. Уделяйте время как самостоятельной подготовке, так и консультациям в школе и занятиям с репетитором.

Читайте также Подготовка к ЕГЭ: самый полный гид для учеников и их родителей.

Важная информация для выпускников

аргументы к сочинению егэ

Процедура сдачи ЕГЭ по русскому языку

Основные правила сдачи ЕГЭ по русскому языку остались прежними, остановимся на нюансах и отличиях сочинения ЕГЭ от итогового сочинения:

  1. Максимальное количество баллов, которое можно получить за сочинение, равняется 25. Самое большое количество баллов (до 6) можно получить за написание комментария.
  2. В вашем сочинении должно быть минимум 150 слов, идеально – 200-220. Если напишите менее 70 слов, то ваша работа оцениваться не будет.
  3. Если сочинение посвящено другой теме или проблеме, оно также не оценивается.
  4. Если вы написали сочинение на черновике, но не успели перенести его в бланк, проверять такую работу не будут.
  5. Если не уверены в написании того или иного слова или конструкции, лучше не пишите его или замените синонимом.
  6. После того, как напишите сочинение на черновике, обязательно внимательно перечитайте его и только потом перенесите в бланк. Следите за временем, чтобы всё успеть.
  7. Ваша работа будет проверяться двумя независимыми экспертами.

Даты написания сочинения на 2021 год

В этом году 11-классники будут сдавать ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня. Досрочный период сдачи ЕГЭ отменен.

Резервные дни – 28 июня и 2 июля. Для тех, кто пропустил экзамен по уважительной причине или болезни, будет выделен дополнительный день – 13 июля.

Также будут назначены дни повторной сдачи для тех, кто не смог преодолеть минимальный порог ЕГЭ по русскому языку: 3 и 13 сентября.

Продолжительность экзамена составит 210 минут, то есть 3 часа 30 минут.

Полезные ресурсы для подготовки

сочинение егэ дата

Здесь приведены наиболее полезные для выпускников интернет-ресурсы для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку:

  1. https://fipi.ru сайт Федерального института педагогических измерений, где можно посмотреть КИМы прошлых лет.
  2. https://www.youtube.com/watch?v=MnL1na2h8aI онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по русскому языкув рамках программы «На все 100».
  3. https://mcko.ru вебинары с разбором заданий ЕГЭ, а также видеоконсультации.
  4. https://mosobr.tv/releases/240 видеоуроки от Московского образовательного канала.
  5. https://myskills.ru подготовка к ЕГЭ и ОГЭ от портала «Мои достижения».
  6. https://uchebnik.mos.ru/catalogue Библиотека Московской электронной школы.
  7. https://literoved.ru Банк аргументов, а также анализы различных литературных произведений от портала «Литеровед».

Настраивайтесь на успешную сдачу экзамена, больше читайте и рассуждайте на тему прочитанного, и максимальный балл за ЕГЭ по русскому языку будет у вас в кармане!

Полезные материалы для подготовки к экзаменам:

  • Самые частые ошибки на ЕГЭ: как их избежать?
  • Подготовка к ЕГЭ: самый полный гид для учеников и их родителей
  • Готовимся к экзаменам без стресса и волнений: советы детям и родителям

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

  • Порядок слов главная сокровищница русского языка сочинение рассуждение
  • Посадить в землю зернышко и вырастить из него что нибудь сочинение
  • Посадил дед репку сказка смотреть
  • Посаженные на кол рассказы
  • Порядка пятиста человек как правильно пишется