Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта сочинение

719 слов иван сергеевич тургенев был известным русским писателем-реалистом. за свой творческий путь тургенев создал много интересных произведений. безусловно, известнейшим

(719 слов) Иван Сергеевич Тургенев был известным русским писателем-реалистом. За свой творческий путь Тургенев создал много интересных произведений. Безусловно, известнейшим является роман «Отцы и дети«. Работу над его созданием автор завершил в 1861 году. Известно, что на протяжении длительного времени Тургенев работал в журнале «Современник». Зачастую у писателя возникали разногласия с критиком Добролюбовым, который исповедовал нигилистические идеи. Их споры отразились в романе. В своем произведении автор показал идейные столкновения, которые могут произойти между представителями разных поколений и сословий. Особое место в произведении «Отцы и дети» занимает конфликт Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Рассмотрим поподробнее, в чем он заключался. 

В своем произведении Иван Сергеевич отразил кардинальные изменения в общественной жизни страны той эпохи. Автор продемонстрировал столкновение поколений, которые представляют собой два разных лагеря — революционно настроенных демократов и более умеренных либералов. Писатель неспроста дал произведению такое название, ведь центральное место в романе занимает вечная тема «отцов и детей». Часто конфликт возникает из-за столкновения взглядов старшего и младшего поколения. Правда, в книге Тургенева конфликт более масштабный: разница у героев не только в возрасте, но в социальном положении. Базаров — разночинец, человек бедный и привыкший к труду. Кирсанов — дворянин, человек обеспеченный и живущий в праздности.

Конфликтующими сторонами являются Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. В образе Базарова автор воплотил разночинца, который добился всего собственными усилиями. По своей натуре Евгений является очень гордым, самоуверенным и интеллектуально развитым человеком. Он учился на медицинском факультете и мечтал стать врачом. Его очень интересовало развитие науки. Поэтому он любил проводить различные эксперименты. Базаров является нигилистом, отрицающим общепринятые нормы. Читатель замечает, насколько отличается отношение персонажа к искусству, любви и природе от отношения к этим ценностям обычного человека того времени. Евгений Базаров, умный и насмешливый, не отличается особой разговорчивостью, часто герой бывает резким и холодным. Эти качества он проявляет даже в семье. Все эти особенности характера героя лишь обострили конфликт.

В образе Павла Кирсанова автор изобразил аристократа, который в прошлом был «светским львом». Перед читателем предстаёт приверженец консервативных взглядов и идей. Кирсанов не желает признавать новых порядков. Он настолько погряз в условностях своего сословия, что не допускает брака брата и дочери экономки. Обычно Павел вежлив, однако он может быть вспыльчивым, если встречает то, что противоречит его убеждениям. Он упрям, горд, высокомерен, категоричен. Но к семье добр: помогает брату деньгами и любит племянника как сына. 

Таким образом, Базаров и Кирсанов являются совершенно разными людьми. По этой причине у героев постоянно возникают споры и конфликты. Неоднократно Евгений и Павел заводили беседу, однако каждый раз их разговор заходил в тупик. Дело в том, что Павел Кирсанов является человеком принципиальным, и он очень уважает в людях это качество. А вот Евгений Базаров отрицает все принципы и не признаёт никакого авторитета. 

Протест Базарова старому миру, сторонником которого является Павел Кирсанов, выражается даже в его внешности: красные рабочие руки, небрежный балахон, равнодушие к внешнему облику. Протест ощущается в каждом слове Базарова. В связи с этим Павел Кирсанов чувствует к Евгению лишь антипатию с самого начала, что уже заметно во время их первой встречи. 

Особенно выраженной является словесная дуэль между представителем «отцов» и представителем новых порядков в десятой главе произведения.
Евгений Базаров, который абсолютно убеждён в собственной правоте, ведёт себя очень спокойно. Можно заметить, как нехотя персонаж отвечает на вопросы Павла Кирсанова. Приверженец старых традиций вызывает Базарова на спор, возмущаясь каждым его высказыванием. Очень очевидным является расхождение героев в нравственных, общественно-политических и философских взглядах. Для Евгения не существует дружбы, родственные отношения для него представляют собой лишь привычку, а любовь — физиологию, искусство — ненужный романтизм. 

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

По мнению главного героя, разговоры об искусстве не имеют никакого смысла. Персонаж не желает замечать красот природы, заявляя лишь о её практическом смысле. Евгений, ничего не строя, пытается все разрушить. Именно в этом и заключается его слабость. 

А для Павла Кирсанова важны такие понятия, как поэзия, музыка, любовь, семья, патриотизм. Аристократ воспевает традиции обычного народа, герой восхищается его патриархальностью и религиозностью. Отношение Евгения к простому человеку является скептическим. Он отмечает порочность народа и его суеверное видение религии.

Писатель ни с кем из героев не соглашается, а это значит, что из конфликта никто не выходит победителем. Тургенев заявляет о силе личности Евгения Базарова, он с уважением относится к герою. Можно утверждать, что Базаров является человеком дела, а Кирсанов — человеком слова, и время Павла Петровича уже ушло. По мнению Ивана Сергеевича, молодое поколение способно указать правильное направление развития страны, но для этого ему необходимо начать не с разрушения, а с созидания.

Автор: Виктория Комарова

p17 knopka1 knopka4

Это, наверное, самое неудобное для подготовки направление.

При том, что в каждом произведении, разумеется, говорится о взаимоотношениях людей (а значит, подобрать аргументы будет несложно), спрогнозировать, что именно станет содержанием темы, почти невозможно.

Комментарии дают нам не так уж много намеков. В основном они касаются межличностных конфликтов и противостояния личности и общества. А это огромнейший список вариантов примерных тем.

Все же разделим направление на несколько более узких “дорог”:

  • добрые, дружеские, любовные (во всех смыслах) отношения, преодоление вражды, предубеждения и т.п.;
  • межличностные конфликты, непреодолимая конфронтация, принципиальные разногласия;
  • конфликт человека и общества, противостояние личности подавляющему социуму и т.п.

«Любовь и дружество»

К первой группе можно отнести произведения о дружбе, о появлении взаимопонимания. Можно рассмотреть, например, рассказ Б. Екимова “Ночь исцеления”. Подросток вдруг начинает понимать свою бабушку. Жалость и любовь подсказывают ему нужные слова.

Находят друг друга и обретают любовь такие разные персонажи, как Раскольников и Соня, Пьер и Наташа, Юрий Живаго и Лара. Что их соединило? Только судьба? Или есть что-то чрезвычайно важное в их характерах и мироощущении, что делает их союз неизбежным?

Тщательно проанализировав эти примеры из литературы, можно строить на любом из них свое рассуждение по такой теме, которая затрагивает отношения между людьми.

Интересно наблюдать за отношениями героев в популярном у подростков романе “Дом, в котором. ” Мариам Петросян, лауреата ряда престижных литературных премий.

Перед нами замкнутый социум, причем очень своеобразный — интернат для детей с особенностями здоровья и инвалидов. Становление отношений в этой необычной группе, переплетение жесткого реализма и трогательной фантастики делают это произведение практически универсальным для подготовки по рассматриваемому направлению. Герои этого произведения – подростки-инвалиды, которые живут в интернате, фактически в оппозиции к внешнему миру.

Это странные подростки, жизнь которых проходит словно бы в нескольких параллельных мирах, где есть злые бабушки-ведьмы, чудодейственные амулеты, оборотни, где незрячий видит, а у безрукого появляются руки. Они пьют какую-то дрянь и курят, дерутся и иногда убивают. Но друг друга они любят по-настоящему. И ради дружбы Слепой готов разбить свою “видящую” руку, а Сфинкс сжигает протезы, пытаясь удержать огненного дракона — Македонского.

Примером такого же тесного братства, проникнутого взаимной любовью, можно, наверное, считать дружбу выпускников Царскосельского лицея, да не шокирует никого мое сравнение.

Но роман имеет большой недостаток — это его объем. Школьникам трудно найти время ознакомиться с таким длинным произведением (если они его еще не читали), а потом нередко возникают трудности с интерпретацией множества сюжетных линий произведения.Но книга имеет своих горячих поклонников.

Ссоры и конфликты

Вторая группа тем — межличностные конфликты — может оказаться очень легкой. Конфликты между героями описаны фактически в любом произведении. Приведем примеры литературных произведений, которые обычно хорошо знакомы школьникам:

  • “Отцы и дети” И. Тургенева (Базаров и Павел Петрович);
  • “Герой нашего времени” М. Лермонтова (Печорин и Грушницкий);
  • “Преступление и наказание” Ф. Достоевского (Раскольников и Лужин)

В романе Достоевского “Преступление и наказание” мы видим героев, которые очень по-разному относятся к окружающим людям. В качестве примера можно привести Лужина – убежденного и безотчетного эгоиста, проводящего четкую границу между собой и другими. Собственные интересы (даже не жизненные интересы, а просто фантазии, глупые обиды, психологический комфорт) для него настолько важны, что об окружающих даже думать смешно. Лужин до такой степени равнодушен к чужой семье, что не задумываясь обвиняет Соню в воровстве. Ничего личного, просто надо поставить на место Дуню, осмелившуюся счесть своего брата человеком вроде него, самого Лужина! Поразительно, что сама Соня абсолютно безразлична этому человеку, он губит ее походя, между делом, словно жертвует пешку в шахматной партии. Это пример какого-то недоразвития души, шокирующей неспособности видеть в людях — людей.

Если Раскольников создает теорию, в соответствии с которой есть “твари дрожащие” и небольшая группа “имеющих право”, то для Лужина к высшей касте относится, похоже, один человек – он сам.

Интересно порассуждать о том, что у конфликтующих обычно есть не только различия, но и то, что их объединяет. Скажем, Грушницкий – позер. Но и Печорин не чужд самолюбования: с каким вкусом он описывает свой черкесский костюм! А Лужин вообще рассматривается критикой как сниженный «двойник» Раскольникова. Обратив на это внимание, старшеклассники могут сделать интересные выводы.

«Забвению не подлежит»: варианты эпиграфов

В качестве эпиграфа к сочинению по направлению «Забвению не подлежит» можно взять одну из следующих цитат:

  • Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо, и страшное зло. (Эрих Мария Ремарк)
  • Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. (Максим Горький)
  • Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. (М. В. Ломоносов)
  • Смерти нет, а есть любовь и память сердца. (Л. Н. Толстой)
  • Время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своем бесправии. (И. А. Бродский)
  • Покуда есть на свете человечество, до тех пор будет и искусство. (В. В. Стасов)
  • Жизнь коротка, искусство вечно. (Гиппократ)

Структура итогового сочинения

Декабрьское сочинение следует писать по давно известной школьнику структуре: введение, основная часть, заключение.

Представим, что нам попалась тема: «Почему важно знать мировую историю, а не только историю своего народа?» Схема работы, состоящей из пяти абзацев, может быть такой:

•1 абзац. Введение. Как я понял/а тему сочинения. Какой тезис я буду доказывать на протяжении всего текста (например: «Предавая забвению культурные достижения человечества, мы проявляем неуважение к каждому, кто трудился ради блага будущих поколений»).

•2 абзац. Более подробное рассуждение на предложенную тему.

•3 абзац. Аргумент из художественной или научной литературы (в данном случае подойдёт история Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», который считал себя нигилистом и высказывал такие суждения, как «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» и «Рафаэль гроша медного не стоит»; его убеждения не прошли проверку временем) + вывод из этого аргумента («многие люди, такие как Павел Петрович Кирсанов и его брат Николай Петрович, считают, что забвение мировой истории — это неуважение к собственным предкам и ко всем людям в частности, и в этом они правы»).

•4 абзац. Ещё один аргумент из литературы либо пример из собственного опыта (например: «Когда я был/а маленьким/ой, мы с родителями часто ходили в музеи. Я до сих пор помню, какое колоссальное впечатление на меня производили рассказы экскурсоводов и о древних египтянах, и о греках и римлянах, и о русских мыслителях и поэтах. ») + вывод из этого аргумента («Благодаря родителям и педагогам я понял/а, как важно интересоваться мировой историей, ведь это учит ценить труд каждого человека»).

Литература для школьников

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

Уроки литературы в 10 классе[1]

 

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов
филологических факультетов вузов.

Урок 44. И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе

Урок 45. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы
и дети»

Урок 46. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

Урок 47. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция

Урок 48. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе

Урок 49. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Урок 50. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике

УРОК 46
И. С. ТУРГЕНЕВ. «ОТЦЫ И ДЕТИ».

БАЗАРОВ — ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.

ДУХОВНЫЙ КОНФЛИКТ ГЕРОЯ

Цель:


проанализировать образ центрального персонажа романа «Отцы и дети» — Базарова; определить суть духовного
конфликта главного героя; показать художественные особенности создания образа Базарова; доказать тезис:
«Базаров — герой своего времени»; формировать культуру читательского восприятия, способность видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста;
прививать интерес к истории и литературе родной страны.

Оборудование:
раздаточный материал, обобщающие таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Базарова; определяют суть духовного
конфликта главного героя; знают художественные особенности создания образа Базарова; доказывают тезис:
«Базаров — герой своего времени»; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу с текстом романа (в группах).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

2. Беседа

• Объясните смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

• Какая историческая ситуация отразилась на страницах романа?

• Как вы понимаете значение слова «нигилист»?

• Какие исторические события привели И. С. Тургенева к мысли, что творческой силой истории является интеллигенция — культурная прослойка общества?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное
умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман «Отцы и дети» не стал исключением. В романе поставлены политические,
философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего
поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на
конфликт разных мировоззрений — консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX в. в обществе появились «новые
люди» — нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.

Базаров — именно такой герой своего времени.

Отношение Тургенева к «новому человеку» было, по его же словам, не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное
влечение». Разъясняя своё произведение, Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». И ещё: «Это — торжество демократизма
над аристократией».

Какое положение занимает в системе действующих лиц Базаров? Чем объясняется центральное положение Базарова? Кто же он, этот Базаров — «новый
человек», «нигилист» и бунтарь, разночинец, ставивший своей программной задачей «сперва… место расчистить», а строить потом?

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Главный композиционный приём «Отцов и детей» — антитеза, противопоставление. Тургенев так строит роман, что две борющиеся силы всё время находятся в центре
внимания читателя. Особое место при этом отведено Базарову: в романе 28 глав, и только в двух из них он не появляется. Умирает Базаров —
закончивается роман, и Тургенев, в коротком послесловии бегло досказывая дальнейшую судьбу остальных героев, последние, глубоко прочувствованные
строки посвящает опять-таки Базарову. Все сюжетные линии тянутся к главному герою: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы
он не участвовал. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова.

Это цельная, последовательная и могучая фигура, олицетворяющая новую общественную силу и ставшая главным открытием Тургенева. Ради него написан весь роман; все
персонажи группируются вокруг Базарова, раскрываются во взаимоотношениях с ним, оттеняя тем самым незаурядность его натуры.
Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом».

В основе — черты нескольких «живых лиц»:

• доктор Д.— уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (И. С. Тургенев);

• молодой русский врач, встретившийся И. С. Тургеневу в поезде во время поездки в Германию;

• молодой доктор, с которым И. С. Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги;

• молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова);

• черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова;

• черты Белинского, которому посвящён роман.

2. Аналитическая работа с текстом романа «Отцы и дети» (в группах)

Задание группам

1-я группа.



В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность,
поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).

2-я группа.

Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (глава X).

3-я группа.

Как говорит Базаров о своём происхождении (главы X, XXI). Что мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?

4-я группа.

Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своём отрицании? Конкретны ли его взгляды?

3. Составление обобщающих таблиц опорных конспектов

«Два круга, по которым автор проводит Базарова»,

«Теория Базарова»


(коллективная работа, запись в тетрадях)

Два круга, по которым автор проводит Базарова

ПЕРВЫЙ КРУГ

Приезд в Марьино

Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых.
Базаров отстаивает свою теорию нигилизма: «…мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего
отрицание — мы отрицаем»

Первая встреча с Одинцовой

Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова,
уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа», «…этакое
богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»,— так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин

Приезд в имение родителей

«…Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния,
когда ему вдруг оказывается «нечего сказать» отцу и матери…» (М. Горький)

«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцовой (Базаров
гостит у неё в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше
находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще их встречи, тем сильнее чувства Базарова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и
непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любовью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе
способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным

ВТОРОЙ КРУГ

Приезд в Марьино

Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение
аристократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов

Базаров у Одинцовой

Анна Сергеевна отвергла любовь героя, она испугана силой чувств,
на которые он оказался способен: «…Вы меня не поняли…» — говорит Одинцова

Базаров у родителей

Евгений демонстрирует холодное отношение к родителям,
тяготится их заботой и любовью, но перед смертью не может скрыть привязанности и нежности к своим старикам

Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг становится кругом
«развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь

ТЕОРИЯ БАЗАРОВА

искусство

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»

природу как предмет для восхищения

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

любовь

«белиберда»

и даже…

Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашёл в своих отрицаниях. И Базаров приводит
в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:
— Мы отрицаем.
— Всё?
— Всё.
— Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
— Всё,— с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «всё», это и религия, и вера, и даже смерть

4. «В творческой мастерской»: написание сочинений-миниатюр

• Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

«Каким я представляю себе Базарова?»,

«Первое появление Базарова», ознакомившись с памяткой «Как
писать сочинение-миниатюру».

Представьте классу творческие работы.

Как писать сочинение-миниатюру

Сочинение-миниатюра может быть на любую тему. Однако оно должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном чётком утверждении) и ответ
на него.

Например, в теме «Как я провел лето?» тезис будет коротким:

«Лето я провёл хорошо / здорово / замечательно / великолепно». Можно: «…так себе, скучно,
неинтересно, проспал»,— что бывает значительно реже. Всё остальное в данной творческой работе — это пояснение тезиса.

Объём сочинения-миниатюры — до 1,5 с. (7–11-й класс) школьной рабочей тетради.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщение учителя

— Базаров — демократ, человек, который прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, тернистую жизнь. Демократизм Базарова наглядно отражён в его
портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении.

Тургенев нарисовал запоминающийся портрет разночинца: его лицо, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими
зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Говорит Базаров «ленивым, но
мужественным голосом», походка у него «твёрдая и стремительно смелая», его длинные и густые тёмно-белокурые волосы «не скрывали крупных выпуклостей
просторного черепа». Одевается он просто и, в отличие от аристократа Павла Петровича, который «очень возился с туалетом», подчёркнуто небрежно относится
к своей одежонке. Так с помощью искусно подобранных деталей Тургенев создаёт внешний облик одного из «новых людей».

Особенно глубоко раскрывается характер Базарова в спорах с его идейными противниками — Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми. Эти дискуссии
показали несостоятельность дворянства как класса и превосходство новой идеологии зарождающейся интеллигенции. Базаров категорично отрицает основы русской
жизни, всё, что связано со старым крепостническим укладом. Он жаждет деятельности, организации новых общественных сил для построения нового, демократического
общества.

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»,— писал о нём Тургенев. Базаров, по мнению автора, фигура трагическая, и трагизм его
положения заключался в том, что он рано родился и стоял лишь в преддверии будущего.

Итак, Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Базаров активно противостоит старому, впадает в крайности, провозглашает
вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.

VI. Домашнее задание

1. Подготовить цитатный материал к характеристикам образов «отцов».

2. Подумать над проблемным вопросом: «Что лежит в основе отношений «отцов» и «детей» в романе: возрастные, социальные, психологические противоречия?».

Следующий урок: И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная
позиция >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.


1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

П.М. Боклевский. Евгений Базаров. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Последняя четверть XIX века


 

Фефилова Г.
Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
(главы из книги)

вернуться в начало

 
   

«Отцы» и «дети» у Тургенева — это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия отразились в его романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, что само произведение стало явлением не только русской литературы, но и общественной жизни.
Не было тогда в русском обществе человека, который бы отнесся равнодушно к роману, и прежде всего к главному герою его, разночинцу Базарову Евгению Васильевичу… «Я не помню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети». Можно положительно сказать, что «Отцы и дети» были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книгу в руки»,— вспоминала А. Панаева. В критике схлестнулись крупнейшие общественные деятели: роман и решительно превозносился, и столь же безапелляционно отрицался.
А это и понятно. Базаров для русской жизни и для русской литературы — фигура новая, во всем необычная. Уже внешний облик его подчеркивает новизну, демократизм героя. Прежде читатель привык встречать внешне изящных, с иголочки и по последней моде одетых благородных героев — Онегина, Печорина, Бельтова, Руди-на… А тут — в старинной «одежонке», с большими красными руками без перчаток, с грубыми чертами лица, нелепыми бакенбардами, с грубоватыми манерами, курящий отвратительные вонючие «сигарки» — Базаров. «…От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства»,— пояснил позднее Писарев читающей публике.
Базаров, оригинальный внешне, необычен и по происхождению. «Мой дед землю пахал»,— «с надменной гордостью» заявляет он дворянам Кирсановым. Прежде этого могли только стыдиться. А он и представляется не по-дворянски, а по-крестьянски, произнося отчество на манер фамилии: «Евгений Васильев».
Сам по себе разночинец — не такая уж новость для русской литературы. Он известен еще со времен Пушкина — Евгений из «Медного всадника», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», а позже Акакий Акакиевич Башмачкин из гоголевской «Шинели». По отношению к ним даже сложилось особое назваяйе: «маленькие люди», забитые судьбой, вечные страдальцы, йИщие, несчастные — они стали символом социального угнетения, всяческих бед и лишений. Покупка шинели могла стать величайшим событием их маленькой жизни, апофеозом всей человеческой деятельности.
Но Базаров — не «маленький человек». Силу его натуры признают все, даже ненавидящий и презирающий его Павел Петрович Кирсанов. Да и сам о себе Евгений Васильевич говорит: «Ведь я гигант!» Прежние герои русской литературы — дворяне непременно попадали в разряд «лишних людей». Базаров пришел в жизнь как работник, имеющий перед собой ясную цель. Он не оглядывается на свое воспитание и не ссылается на неблагоприятное время. «Всякий человек сам себя воспитывать должен. А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду. Пускай лучше оно зависит от меня»,— и в этом он необычен.
Базаров внешне заурядный студент-медик, «лекаришка», как презрительно морщится Павел Петрович, но все чувствуют и понимают: судьба простого уездного лекаря — не для Базарова. Аркадий Кирсанов прямо утверждает в разговоре с отцом Базарова, что сын его прославится, но не на медицинском поприще. В Базарове, без сомнения, угадывается общественный деятель, революционер.
Тургенев первый среди русских писателей поразительным художественным чутьем угадал, а затем отобразил это невиданное явление русской жизни — нигилизм Итак, впервые появился революционер перед русской публикой Именно революционер, хотя в романе «Отцы и дети» он как будто далек еще от какой бы то ни было революционной борьбы.
Но автор настойчиво подчеркивал: «…если он называете, нигилистом, то надо читать: революционером». Само отрицание беспощадное отрицание Базаровым многих сторон действительности революционно по своей сути. Слово «нигилист» происходит от латинского nihil — HE что.
Ничто не принимать на веру — вот знамя нигилизма. Тургенев не сам придумал это слово, но «создал» его, ибо после выхода «Отцов и детей» это слово вошло в общее употребление и приобрело именно то значение, какое придал ему писатель. Достоевский записал у себя: «Нигилисты появились нас потому, что мы все нигилисты». Все революционеры? известном смысле — да. Россия находилась на крутом переломе своей истории; и сам момент был революционным — в широком смысле слова… Одним из символов этого времени стала фигура «нигилиста». Нигилизм Базарова — это попытка преодолеть шаблонность мышления, а также отвлеченных от действительности идей и понятий. «—Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы,— говорит Базаров в диалоге с Павлом Петровичем,— подумаешь сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны… — Что же ему нужно, по-вашему?.. Помилуйте — логика истории требует… — Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся… — Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным,— промолвил Базаров.— В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем. — Все? — Все. — Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… — Все,— с невыразимым спокойствием повторил Базаров».
Для того времени утверждение подобных взглядов имело особое — революционное значение. Правда, Тургенев в отрицании видел силу опасную: «Но в отрицании, как в огне, есть истребляющая сила — и как удержать эту силу в границах, когда то, что она должна истребить, и то, что ей следует пощадить, часто слито и связано неразрывно?» — спрашивает Тургенев в статье «Гамлет и Дон Кихот». В переломную эпоху российской истории необходимо было уяснить и разграничить позиции «отцов» и «детей», ибо внешне и те и другие имели как будто единую цель: общественное благо.
Но единой цели еще недостаточно для единства стремящихся к ней. Молодые радикалы-разночинцы и либеральное дворянство видели перед собой разные пути движения к цели. Важной задачей нигилиста, его общественным делом, как показал Тургенев, стало выявление именно этих различий. Базаров со своей задачей справляется блестяще: «…мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит… оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
До слез знакомая картина, страшно становится, что ничего не меняется в русском обществе. Отношение автора к герою неоднозначно. «Я хотел сделать его лицо трагическое»,— признавался сам Тургенев. «И действительно, ни один из подобных героев не находился в таком трагическом положении, в каком мы видим Базарова»,— отмечал Писарев. Базаров — естественник, он превозносит возможности той науки, которой он занимается. Ему кажется, что развитие науки, наконец, поможет человеку проникнуть во все тайны жизни, даст ему могущество над природой.
Во всех рассуждениях о человеке для Базарова анатомия и физиология являются истиной в последней инстанции. Его излюбленный принцип — разрезать и посмотреть: «…ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться загадочному взгляду? Все это романтизм, чепуха, гниль, художество». Исходя из сходства в анатомическом строении людей Базаров рассуждает так: «Все люди друг на друга похожи телом, так и душой, и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься отдельною березой».
Но теперь и с медицинской точки зрения это неверно: «человеческие экземпляры» и телом не похожи. Мнение Базарова было определено сравнительно низким уровнем развития науки. Но важнее другое его заблуждение: он отрицает индивидуальную неповторимость человеческой личности. Люди не похожи душой, сак березы в лесу (в сущности, и березы-то не похожи). Но для Базарова это «гниль и художество», поэтому он просто не заметил глубокой по своей социальной значимости мысли Павла Петровича Кирсанова: «Личность…— вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится».
Порой Базаров впадает в противоречия. Он отрицает личность, но, по сути, утверждает себя именно как личность. Он заявляет: «Нравственные болезни происходят… от безобразного состояния общества. Исправьте общество, и болезней не будет» — и этим как бы декларирует полную зависимость личности от среды. Не он же и другое говорит: «пусть время от меня зависит», то ест] для себя отрицает влияние среды. Столь же категоричен Базаров и в отрицании искусства: «Рафаэль гроша медного не стоит», j «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рассуждая об искусстве, Базаров демонстрирует свое удручающее невежество, однако совершенно не смущается этим. Он сплеча отрицает вещи, которых «не знает или не понимает»… Остается добавить об одной частной ошибке Базарова в отношении этики и эстетики. Он повторяет ошибку Павла Петровича, который счел нравственность и искусство принадлежностью одного лишь дворянства.
Именно бездельники-дворяне, по убеждению Базарова, придумали себе от скуки все эти «пустяки», трудящемуся же человеку они «даром не нужны». «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,— поучает он Аркадия и деспотически пытается навязать ему свое отрицание эстетики. Подобная система взглядов приводит к обедненному пониманию и восприятию жизни, человека, всего окружающего мира. И в этом великая трагедия Базарова, как и в его одиночестве.
Правда, сам он заявляет: «Нас не так мало, как вы полагаете». Но в романе у него нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, а еще Аркадий, временный и случайный попутчик. Базаров одинок и в личной жизни. Старики родители чуть ли не боятся его, он с ними скучает, терпит он крах и в своих отношениях с Одинцовой. Эти отношения окончательно надломили героя, ибо была уязвлена «дьявольская» гордость Базарова. Он самоуверенно заявил Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе». И такой человек нашелся — Одинцова. Неожиданно выяснилось, что и с народом, знанием и пониманием которого Базаров так кичился, у него тоже нет подлинной близости, среди крестьян он слывет «чем-то вроде шута горохового». «Известно, барин: разве он что понимает?» Вот поистине приговор, вынесенный Базарову простым мужиком.
Позже, полемизируя с Чернышевским и его романом «Что делать?», в «Записках из подполья» Достоевский раскроет несостоятельность рационализма. Существование Базаровых и Рахметовых немало способствовало появлению «подпольных парадоксалистов». То была своеобразная реакция на рационализм. Смерть Базарова — исход его трагической жизни. Внешне она представляется нелепой и случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением развития образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, бездействие и тоска героя не могли получить иного исхода. Но и в смерти он остается верен себе. Лучше Писарева об этом не скажешь: «Умереть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг». Именно здесь вспоминается фраза героя: «Ведь я же гигант!»; перед самой смертью он произносит: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен».
Наказание Базарова в нем самом, в его глубокой тоске, которую разглядел Достоевский и сказал о Евгении Васильевиче, беспокойном и тоскующем (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». Тургенев высоко оценил отзыв Достоевского и писал, что так верно, как Федор Михайлович, никто роман и не понял. «Сила без содержания» — это авторский комментарий к образу Базарова. С предельной откровенностью отразил автор в главном герое недоверие к той нарождающейся общественной силе, которую олицетворял Евгений Базаров, не кто иной, как Дон Кихот, переродившийся в Гамлета. Пессимист Гамлет вновь брал верх над энтузиастом Дон Кихотом, ввергая писателя в новый, глубокий и затяжной духовный кризис.

Название: Новый герой русской литературы XIX века
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 08:28:51 01 октября 2004 Похожие работы
Просмотров: 368
Комментариев: 16
Оценило: 4 человек
Средний балл: 5
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Новый герой русской литературы XIX века
Доклад: Травмы сухожилий у собак
Лицензирование Фармацевтической Деятельности Курсовая Работа
Контрольная работа: Методическая разработка учебной лекции
Курсовая Работа Основные Особенности В Менеджменте
Курсовая Работа На Тему Прохождення Служби В Органах Місцевого Самоврядування
Сочинение По Родной Литературе 6 Класс
Реферат: Учет кредитов и займов 5
Курсовая работа по теме Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля
Реферат: Домик Петра I Санкт-Петербург
Контрольная работа по теме Анализ переходных процессов электрических цепей
Реферат по теме Решение головоломки Ж. Арсака
Реферат По Физкультуре Двигательная Активность
Дипломная работа по теме Разработка информационно-технологического обеспечения самодеятельного туризма
Дипломная работа: Развитие математических способностей учащихся в основной школе
Сочинение По Сказке Один Великий Царь Велел
Курсовая работа: Средства передвижения 18, 19, 20 вв. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: Выращивание растений в водной культуре на полной питательной смеси и с исключением элементов питания (вариант без азота). Скачать бесплатно и без регистрации
Результаты Географии Контрольных Работ Огэ 2022
Место Русского Языка В Современном Мире Эссе
Реферат по теме Конькобежный спорт
Доклад: Магическая Прага
Доклад: Санитары и рыхлители почвы
Реферат: Камеральные проверки: на что обратить внимание

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1861 г.) рассказывается о ярком представителе нигилизма Евгении Базарове. Писатель показал бунтаря, отрицавшего сложившиеся порядки и всё то, что не приносит конкретную практическую пользу. Этот тип мировоззрения появился в России в 19 веке, им стали увлекаться многие из молодых людей. Один из них — молодой дворянин Аркадий Кирсанов, попавший под влияние своего старшего друга. Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия поможет понять отличие нигилизма Базарова от нигилизма Аркадия Кирсанова.

Происхождение, воспитание, образование

Отец Евгения Базарова служил полковым лекарем, за заслуги был пожалован в дворяне. Мать была небогатой столбовой дворянкой. По линии матери дворянство не передавалось, а отец стал дворянином уже после рождения сына, поэтому неизвестно, был ли Евгений дворянином. Скорее всего, нет, ведь он говорит о дворянах так, как будто сам к этому сословию не принадлежит. В имении его матери, которым руководил отец, было 22 крепостных человека.

Аркадий родился в дворянской семье. Дед его был боевым генералом 1812 года, а отец — помещиком, у которого было имение и 200 крепостных людей.

Базаров, воспитывавшийся в семье военного доктора, перенял у отца интерес к медицине и естественным наукам и поступил на медицинский факультет Петербургского университета. В будущем году он хотел держать экзамен на доктора. Базаров считал, что воспитал себя сам: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например…» (глава VII).

Аркадий воспитывался с 10 лет только отцом, потому что мать его скончалась. Отец, Николай Петрович Кирсанов, был не очень умелым помещиком и чувствительным человеком, любившим музыку, поэзию, природу. Под влиянием отца Аркадий тоже начал понимать и любить природу и искусство. После учёбы в Петербургском университете ему было присвоено звание кандидата (на каком факультете он учился автор не указал).

Оба отца, и Василий Иванович Базаров, и Николай Петрович Кирсанов, очень любили своих сыновей. Николай Петрович даже прожил с Аркадием три зимы в Петербурге, стараясь знакомиться и общаться с друзьями сына.

Портрет: описание внешности, манеры поведения, речевая характеристика

Евгений Базаров — высокий молодой человек. Выражение его худого длинного лица показывало ум и самоуверенность. Он был тёмно-белокур, на щеках его красовались висячие бакенбарды. На свою одежду Евгений обращал мало внимания, одевался в длинный балахон с кистями. Он не считает нужным соблюдать вежливость в обращении с людьми, с иронией относится к тем, кто соблюдает правила хорошего тона. Манеры его небрежны, ведёт себя Базаров всегда свободно, раскованно, говорит «ленивым, но мужественным голосом». Он немногословен, предпочитает говорить только по делу, а не разглагольствовать на отвлечённые темы.

Внешность Аркадия автор не описывает, читатель узнаёт только что он загорелый, безбородый. Ему «минул двадцать третий год», выглядит он «молоденьким мальчиком», голос у него звонкий, юношеский. Одевается он хорошо, опрятно, ведёт себя вежливо. В речах Аркадия чувствуется влияние нигилистических взглядов Базарова и гордость своими передовыми воззрениями.

Отношение героев друг к другу

Аркадий Кирсанов познакомился с Евгением Базаровым недавно, не раньше прошлой зимы, и успел попасть под его влияние. Аркадий очень ценит дружбу с Базаровым, хочет быть похожим на него, также отрицать авторитеты и принципы. Перед отцом и дядей он уверенно и с важностью излагает идеи нигилизма. «Мы ломаем, потому что мы сила», — вторит Аркадий своему старшему другу. Но, «напялив» на себя эти идеи, он в глубине души остаётся им чуждым.

Базаров относится к Аркадию снисходительно, при общении с ним выражения не выбирает, например, заявляет ему: «Ты, брат, глуп ещё…» (глава XIX), насмешливо называет его нежной душой, размазнёй.

Прощаясь с Аркадием, Евгений покровительственно говорит ему: «Ты славный малый; но ты всё-таки мякенький, либеральный барич…» (глава XXVII)

Образ жизни

Приехав после учёбы домой, Аркадий наслаждался отдыхом, иногда ходил с Базаровым на прогулку. Но Евгений ходил не на обычные прогулки без цели, а собирал травы и насекомых. Даже в гостях у Кирсановых он много занимается, изучает природу, ставит химические и физические опыты.

В конце романа Тургенев пишет об Аркадии как о «рьяном хозяине», который сумел сделать так, что имение в Марьине стало приносить значительный доход.

Характер



Базаров — человек с сильной волей и жёстким характером. Он энергичен, самоуверен, беспринципен, холоден, скептичен, целеустремлён. Его отличает смелость и резкость в суждениях, прагматичность и даже циничность.

Аркадий, в отличие от Базарова, довольно слабовольный молодой человек, он подсознательно ищет себе наставника. По натуре этот юноша очень добр, у него чистая, светлая душа. Ему присущ романтичный настрой души, характер у него спокойный, уравновешенный.

Отношение к природе, искусству, поэзии

Аркадий был воспитан отцом, который любил поэзию, музыку, природу, поэтому тоже любил литературу, искусство, природу. Но, решив стать нигилистом, принялся говорить, что то, что не приносит материальной пользы, не имеет право на существование. Иногда, начав восхищаться природой, Аркадий вспоминал, что он нигилист, и умолкал. Он и музыку классическую любил, но конечно, не говорил об этом Базарову, смеявшемуся над его отцом, что он в 44 года играет на виолончели.

Отношение Базарова к поэзии, искусству, природе передают следующие его высказывания:

  • «Рафаэль гроша медного не стоит…» (глава X).
  • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (глава VI).
  • «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (глава IX).

Отношение к женщинам, к любви

Базаров был «великий охотник до женщин и женской красоты», но относился к ним, как к предмету анатомии. Для него они все были «бабы» («…баба с мозгом», говорит Евгений об Одинцовой).

Цинизм Базарова виден в следующих словах, которые говорит он Аркадию об Одинцовой: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа» (глава XV); «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр» (глава XV).

До встречи с Одинцовой Базаров относился к любви как к напускному чувству, «вздору». Любовь к Одинцовой стала сильным ударом по убеждениям Евгения. Он пытался подавить в себе это чувство, но любовь оказалась сильнее его железной воли.

Аркадия, который хоть и благоговел перед своим старшим другом и хотел быть на него похожим, всё же коробили его высказывания об Одинцовой. Сам он о ней говорит: «Что за чудесная женщина Анна Сергеевна» (глава XVI). Аркадий восхищался ею, ему даже казалось, что он в неё влюблён, но хорошо и свободно юноше было только с Катей, младшей сестрой Одинцовой. В конце концов, он понял, что любит Катю, и что свои идеалы искал не там, где следовало, что его идеалы — любовь и семья.

Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова (таблица)

Параметры сравнения Евгений Базаров Аркадий Кирсанов
Происхождение, воспитание Родился в семье разночинца (полкового лекаря), впоследствии за заслуги пожалованного в дворяне. Мать — столбовая дворянка. От отца он перенял интерес к естественным наукам, к медицине. Базаров считает, что воспитал себя сам. Родился в семье дворянина. Отец был помещиком, очень чувствительным человеком. Под его влиянием Аркадий стал понимать и любить искусство, поэзию, природу.
Образование Учится на медицинском факультете Петербургского университета. Окончил Петербургский университет, получил звание кандидата.
Возраст Около 30 лет (он примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет). 23 года.
Портрет: внешность, манера поведения Рост высокий, лицо длинное, худое, волосы тёмно-белокурые, висячие бакенбарды. Одевается и ведёт себя небрежно. О внешности Аркадия сказано только, что он загорелый и безбородый и что выглядит «молоденьким мальчиком». Одевается и ведёт себя прилично.
Характеристика речи Говорит лениво, но мужественным голосом. Речи его отрывочны и немногосложны, так как предпочитает не говорить на отвлечённые темы. Голос юношеский, звонкий. В речах чувствуется гордость своими нигилистическими взглядами на жизнь.
Образ жизни В Марьино и в имении отца Базаров работает: изучает природу, производит физические и химические опыты. Окончив учёбу в университете, Аркадий в родном имении отдыхает, сибаритствует.
Черты характера Энергичность, самоуверенность, скептичность, целеустремлённость, сильная воля. Слабоволие, романтизм, уравновешенность, доброта.
Отношение друг к другу Относится к Аркадию покровительственно, снисходительно, часто насмешливо. Он понимает, что скоро их пути разойдутся. Находится под влиянием Евгения, желает быть на него похожим, но увлечение идеями нигилизма у него поверхностно.
Отношение к природе, поэзии, искусству К природе относится как к мастерской, искусство и поэзию считает бесполезными для людей. Любит природу, классическую музыку, поэзию, но предпочитает скрывать это от Базарова.
Отношение к женщинам, к любви Для него все женщины — «бабы» и предмет анатомии, но женскую красоту он ценит. Любовь для него — «вздор». Старался подавить в себе любовь к Одинцовой, но перед смертью признался Анне Сергеевне, что любил её. Для него любовь — не «вздор», как для Базарова. Полюбив Катю Локтеву, он понял, что для него идеал — это семейная жизнь с любимой женщиной.
Вывод Евгений Базаров — натура сильная, Аркадий Кирсанов — слабая, поддающаяся влиянию людей с сильным характером. Влияние Базарова на него ослабло, и Аркадий, полюбив девушку с сильным характером, попал под её влияние и отказался от нигилистических идей.

Вывод



Образ Аркадия Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» выведен автором для того, чтобы показать одиночество главного героя, нигилиста Евгения Базарова. Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия показывает, что юный Кирсанов — не единомышленник Евгения, а его временный попутчик, примкнувший к нему из молодой дерзости, из юношеского задора.

  • Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта сочинение рассуждение
  • Посадил дед репку сказка читать
  • Порядочность сочинение аргументы из жизни
  • Порядок проведения итогового сочинения в 11 классе в 2022 году
  • Порядок сочинения по картине 3 класс