Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта сочинение рассуждение

я нужен россии нет, видно, не нужен. да и кто нужен? сапожник нужен, портной нужен, мясник так решает для
  • “Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…” — так решает для себя Базаров перед смертью, столь внезапно оборвавшей жизнь этой титанической личности, вопрос о смысле жизни.
    Образ Базарова сам по себе очень спорный и неоднозначный, а вопрос о том, нужны ли Базаровы России, всегда вызывал различные споры и дискуссии, волновал много критиков. Однако большинство из последних видело в Базарове прежде всего революционера, общественного деятеля. Советские критики, будучи уверенными, что в образе Базарова важнейшим является революционное, радикальное, реформистское начало, считали, что именно такие герои нужны стране. Многие же критики современности, напротив, видят в тургеневском герое носителя разрушительной силы, личность, призывающую к разрушению, а не к созиданию.
    Рассмотрим героя романа Тургенева не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность.
    Базаров — человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”, “не склоняется ни перед какими авторитетами”, имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, с ярко выраженной индивидуальностью, личностью, не примкнувшей ни к одной политической группировке, ни к одному общественному течению, а создающей свое собственное направление общественной мысли. Кроме того, Базаров — один из немногих героев русской литературы, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся “действовать в силу того, что полезно”. По словам Базарова, “в теперешнее время полезно отрицать”, и он все отрицает. Несмотря на то что многие критики видят в базаровском нигилизме опасную, разрушительную силу, нельзя не заметить, что герой этот едва ли не пойдет дальше словесного отрицания, развенчивающего старые идеалы и долги, едва ли он возглавит народный бунт, ибо Базаров не видит в народе ничего, кроме невежества, косности и недалекости. И хотя герой и “завирается” в своем отрицании, хотя его высказывания о том, что “Рафаэль и гроша медного не стоит” и что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, вызывают неприятие, но Базаров, с его проницательным умом, не видит “ни одного постановления в современном быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания”, и он, бесспорно, прав. Нельзя Базарова Назвать тупым циником, который ничего не уважает и готов опровергать абсолютно все идеи и теории, любые утверждения только потому, что он нигилист. Герой и сам говорит, что “ему скажут дело, и он соглашается”. Например, Базаров считает немцев учителями русских в естественных науках, в частности Либи-ха, который “сделал удивительные открытия” в агрономии. А перед самой смертью Базаров даже проявляет деликатность, в определенной степени уступает родителям, согласившись, чтобы его причастили в беспамятстве, хотя он и был атеистом. Так герой проявляет внутреннюю гибкость, но в то же время и твердость во взглядах (в беспамятстве он не мог отвечать за себя) и, соответственно, не предавал своих убеждений.
    Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, не Рудины или Обломовы, люди глубокого ума, видящие “язвы” и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься какой-либо практической деятельностью, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент “полезнее всего”, “ломающие старое”, “расчищающие новое место для нового”, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
    Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.

  • Наверное, каждый человек может сразу же сказать, из какого произведения главный герой Базаров и кто является автором данного произведения. Оказывается, Базаров из произведения «Отцы и дети», которое изучается в школе. А вот автором его является Тургенев. Также старшее и младшее поколение постоянно ведут борьбу против друга. Кроме этого можно сравнить его характер с характером других людей и отметить положительные и отрицательные его стороны.
    Мне кажется, что такие люди как Базаров очень даже нужны каждой стране.
    Базаров относится к нигилистам. Это те люди, которые никогда не принимают чужого мнения и всегда остаются верными только своему мнению, которое они считают самым правильным и верным. На каждое занятие или дело у него имеется свое собственное мнение, и он никогда не боится его высказывать и ему совершенно наплевать на то, что другие люди с ним не согласны. И я считаю, что это правильно, ведь он никогда не поддастся мнению толпы, и всегда будет держаться только своего мнения.
    Кроме этого те немногие люди считают, что всего нужно добиваться только самостоятельно и никто в этом вам не поможет. И к таким людям относятся Базаров. Также он не умеет останавливаться на том, чего ему удалось достигнуть и всегда идет к тому, чтобы достигнуть еще больше и больше. Именно так и появляются те самые лидеры, которые ведут за собой весь народ.
    Но и это еще не все, оказывается, Базаров ничего и никого не боится и поэтому в совершенно-незнакомую должность он может пойти работать. Больше всего на свете ему нравится работать врачом, вот только врачи и их методы лечения не очень-то ему нравятся и именно поэтому он старается сделать так, чтобы все это поменять и изменить. Ему хочется как можно больше узнать про все заболевания, которыми могут заболеть люди и научиться их все вылечивать и прекратить наконец смерть. Именно поэтому он постоянно изучает разные новые и улучшенные способы лечения и все тщательно проверяет на людях. И если эти способы не помогают, то ищет другие пути решения разных проблем. Кроме этого некоторые свои способы они пробует на лягушках. Именно таких людей не хватает нашему миру, ведь людям, которые стараются узнать что-то новое, интересное и необычное всегда будут нужны.
    И кажется, что без таких людей миру будет очень тяжело, но вместе с тем таких людей не очень хотят другие люди, ведь они совсем не похожи на других людях и очень сильно отличаются от них. Но это их совсем не смущает, и они продолжают жить, как и раньше, и ничего менять в своей жизни они не собираются. Кроме этого его могут просто не принять остальные люди, ведь они ненавидят людей, которые мыслят и существуют по-другому.

  • Одной из ключевых фигур произведения является Евгений Базаров – сын лекаря, обладающий ясным умом, умением разбираться в людях, огромным трудолюбием и энергией. Он независим в поступках и суждениях, честен и смел. Базаров отличается от дворян тем, что предпочитает красивым словам дело, отрицает сложившийся веками российский строй, а также дворянскую культуру и религию.
    Он готов к борьбе, потому что знает, что для достижения благородной цели иначе нельзя. К сожалению, Базаров не получает поддержки. Подавленность и душевная депрессия спровоцировали невнимательность героя во время вскрытия трупа. Он заразился трупным ядом и умер, так и не успев совершить свои подвиги.
    Однако незадолго до своей кончины герой, размышляя над своими нравственными ценностями, пришел к такому выводу: «Я нужен России… Нет, видно не нужен…». В тот период коренные демократические изменения были невозможны, для них просто не было необходимых условий. Поэтому подобные Базарову люди и их идеи были обречены на провал. Он это чувствовал.
    Именно Базаров воплотил в себе героя того времени. В нем был дух отрицания: «В теперешнее время полезнее всего отрицать — мы отрицаем… Сперва, нужно место расчистить».
    Думаю, такие люди, как Базаров, нужны России. Ведь важно не просто слепо следовать сложившемуся порядку, а трезво смотреть в будущее и всеми силами стараться сделать его лучше. Базаров стремился именно к этому, жаль только не успел воплотить свои идеи в жизнь. Он выступал за прогресс нации. Образ этого героя толкает молодежь задуматься над собственной жизнью. Он призван разрушать авторитеты и готовить почву для нового мировоззрения.

  • Сочинение «Нужны ли России такие люди как Базаров?»
    Прочитав произведение «Отцы и дети», автором которого является И.С.Тургенев, мы познакомились с очень интересными героями. У каждого из них были свои взгляды на мир.
    Отец и дядя Аркадия придерживались старых порядков. Сам Аркадий поначалу следовал за своим лучшим другом Базаровым, который был сторонником нового времени. Но через некоторое время Аркадий начинает отдаляться от своего друга. Этому повлияло то, что Евгений каждый раз вступал в спор с Павлом Петровичем – дядей Аркадия, которого тот очень уважал и ценил. Базаров, конечно же, прекрасно понимал, что его слова, адресованные родственникам друга, неприятно слышать Аркадию, но всё же он высказывал свое мнение. Аркадий понимал, что времена, в котором жили его отец и дядя, сильно отличаются от времени, к которому стремится его друг и настанет время, когда ему придется выбирать чью- либо сторону.
    Читая это произведение невольно начинаешь думать о том, что на самом деле нужны ли такие люди как Базаров в стране, ведь народ мог продолжать жить по старым правилам и порядкам. По моему мнению, такие личности как Базаров нужны во все времена. Конечно, многим не понравятся его некоторые качества: прямота слов и в какой-то степени эгоизм. Но без этого не развивался бы мир. Именно умение высказывать  свое мнение, стремление делать открытия в разных сферах деятельности показывают Базарова героем –  героем своего времени.

  • “Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…” — так решает для себя Базаров перед смертью, столь внезапно оборвавшей жизнь этой титанической личности, вопрос о смысле жизни.
    Образ Базарова сам по себе очень спорный и неоднозначный, а вопрос о том, нужны ли Базаровы России, всегда вызывал различные споры и дискуссии, волновал много критиков. Однако большинство из последних видело в Базарове прежде всего революционера, общественного деятеля. Советские критики, будучи уверенными, что в образе Базарова важнейшим является революционное, радикальное, реформистское начало, считали, что именно такие герои нужны стране. Многие же критики современности, напротив, видят в тургеневском герое носителя разрушительной силы, личность, призывающую к разрушению, а не к созиданию.
    Рассмотрим героя романа Тургенева не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность.
    Базаров — человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”, “не склоняется ни перед какими авторитетами”, имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, с ярко выраженной индивидуальностью, личностью, не примкнувшей ни к одной политической группировке, ни к одному общественному течению, а создающей свое собственное направление общественной мысли. Кроме того, Базаров — один из немногих героев русской литературы, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся “действовать в силу того, что полезно”. По словам Базарова, “в теперешнее время полезно отрицать”, и он все отрицает. Несмотря на то что многие критики видят в базаровском нигилизме опасную, разрушительную силу, нельзя не заметить, что герой этот едва ли не пойдет дальше словесного отрицания, развенчивающего старые идеалы и долги, едва ли он возглавит народный бунт, ибо Базаров не видит в народе ничего, кроме невежества, косности и недалекости. И хотя герой и “завирается” в своем отрицании, хотя его высказывания о том, что “Рафаэль и гроша медного не стоит” и что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, вызывают неприятие, но Базаров, с его проницательным умом, не видит “ни одного постановления в современном быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания”, и он, бесспорно, прав. Нельзя Базарова Назвать тупым циником, который ничего не уважает и готов опровергать абсолютно все идеи и теории, любые утверждения только потому, что он нигилист. Герой и сам говорит, что “ему скажут дело, и он соглашается”. Например, Базаров считает немцев учителями русских в естественных науках, в частности Либи-ха, который “сделал удивительные открытия” в агрономии. А перед самой смертью Базаров даже проявляет деликатность, в определенной степени уступает родителям, согласившись, чтобы его причастили в беспамятстве, хотя он и был атеистом. Так герой проявляет внутреннюю гибкость, но в то же время и твердость во взглядах (в беспамятстве он не мог отвечать за себя) и, соответственно, не предавал своих убеждений.
    Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, не Рудины или Обломовы, люди глубокого ума, видящие “язвы” и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься какой-либо практической деятельностью, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент “полезнее всего”, “ломающие старое”, “расчищающие новое место для нового”, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
    Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.

  • Нужны ли Базаровы России?

    Автор: Тургенев И.С.
    Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1862 год) отличается широким кругом рассматриваемых проблем: взаимоотношения между старым и новым поколениями, влияние модных общественных течений на людей, любовь в жизни героев, роль отдельной личности в целом обществе. В частности, ставится вопрос о том, нужны ли России такие люди, как Евгений Васильевич Базаров – ключевая, центральная, основная фигура в данном романе.
    Тургенев – скрытый психолог. Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, рассматривает их под микроскопом, в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силах изменить судьбы своих героев.
    Нужны ли Базаровы России? Сложно сказать. Если говорить в общем, то Базаров нужен так же, как и любой другой человек. Хотя бы для разнообразия. Почему бы и не быть таким, как он. По-моему, не худший вариант.
    К тому же от Евгения Васильевича Базарова есть реальная польза: он занимается исследованиями в области медицины и лечит больных людей.
    А вообще, «нужен России» — понятие абстрактное. Если вкладывать в него значение необходимости обществу, то Базаров не представлен совершенно бесполезным: он нигилист и вносит в общество новые идеи, которые многим людям кажутся справедливыми и прогрессивными. У Евгения Васильевича даже есть последователи (Аркадий Кирсанов) и единомышленники (Ситников). Правда, эти люди не искренне убежденные в правильности нигилистических идей и положений.
    Но, несмотря на вроде бы очевидную пользу обществу, Евгений Васильевич Базаров не может найти в нем себя. Он оказывается «лишним», потому что отрицает все, что дорого остальным. Евгению Васильевичу не к чему стремиться, общественная деятельность не стала его светлой целью, поэтому он не может быть необходимым в данной сфере жизни в масштабах целого государства, да еще и такого огромного, как наша Россия.
    Базаров сравнивает себя с червем. Это вполне к нему подходит, поскольку червь сначала ползает, не вызывая отвращения к своему виду, пока не придет время превратиться в бабочку, тогда он окукливается, вылазит из старой оболочки в виде бабочки и улетает. Так и Базаров ходит по земле, и многим он не нравится. Он считает, что нужен обществу, но перед смертью говорит: «нет, видно не нужен», а значит, пора умирать, поскольку человек живет только тогда, когда он кому-то нужен.
    Возможно, если бы Иван Сергеевич Тургенев не привел своего героя к смерти так рано, мы могли бы с полной уверенностью утверждать, нужны ли такие люди, как Евгений Васильевич Базаров, России. Но так как герой умер, можно лишь говорить, что за свою жизнь он не сделал ничего выдающегося, ни отрицательного, ни положительного, ничего такого, что могло бы послужить веским доказательством его необходимости России.
    Я думаю, что Базаров нужен России, но, скорее, не в масштабах целого государства. Он не обходим отдельным людям: родственникам, друзьям, знакомым, пациентам. А так как он приносит пользу хотя бы какой-то малой части России, можно сказать, что Базаровы нужны стране.

  • Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» ставит перед читателем множество проблем: взаимоотношение отцов и детей, противоречивость взглядов людей разных поколений и многие другие. Но прочитав и осмыслив роман, можно прийти к вопросу: а нужны ли такие люди, как Базаров, России? И на вопрос этот ответить очень сложно.
    Я полагаю, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно: да или нет. Мы видим, что Базаров достаточно образованный человек. Он знает основы химии, биологии, агрономии, всерьёз увлекается изучением медицины. Он действительно хочет стать образованным, умным человеком. Евгений разночинец, а не родом из поместного дворянства, а значит, ему очень сложно совмещать учёбу и работу, ведь студенту надо как-то прокормить себя, одеть, найти жильё. Но Евгений – сильный духом, целеустремлённый человек, и чтобы добиться своей цели, он преодолеет все препятствия. Я думаю, что России нужны образованные, умные люди, поэтому можно сделать вывод, что такие, как Базаров, нужны России.
    С другой стороны, мы знаем, что Евгений – нигилист. Он не признаёт никаких авторитетов, всегда имеет своё собственное мнение и никогда не соглашается с чужим: «в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Он считает, что для того, чтобы создать что-то новое, нужно разрушить до основания старое. Но его нельзя назвать циником, который слепо верен своим идеалам. Он сам однажды скажет, что если ему говорят дело, он соглашается. Евгений, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, – очень энергичная, деятельная личность, которая действительно хочет блага для России. Он никогда не кидает слова на ветер, не говорит впустую. Он действует. Получив образование, такие люди, как Базаров, пойдут намного дальше просто словесного отрицания, они начнут менять страну, скорее всего, станут революционерами. Евгений Базаров видит насквозь весь русский народ и прекрасно понимает, что в нём нет ничего, кроме косности и невежества. Он критически относится к мужикам и понимает, что им не поможет никто, если они сами себе не хотят помочь. Во время разговора с мужиком, Базаров пытается объяснить ему это, пробудить его и заставить жить. Ведь именно это и есть цель Евгения в жизни.
    Я считаю, что такие люди, как Базаров, нужны России. Именно они изменят её, поставят на ноги и поменяют к лучшему жизнь русского народа. Только они способны, не бросая слов на ветер, действовать, добиваться своих целей.

  • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» затрагивает многие аспекты общества. Автор поднимает вечную проблему — проблему «отцов и детей», сталкивает старое поколение с новым, показывает модные общественные тенденции, типичные для середины XIX века. В частности в произведении затрагивается вопрос о пользе таких людей, как Базаров. Он является ключевой фигурой романа, представителем современной молодежи и проповедником «нигилизма». Тургенев с особым мастерством описывает этого персонажа.
    Нужен ли Базаров России? Это сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, да, как и любой другой человек нужен в обществе. Он приносит пользу, занимаясь исследованиями в области медицины и помогая больным. Он развивает науку. И будучи нигилистом, он вносит в общество новые идеи, которые многим кажутся прогрессивными и справедливыми. Он даже находит последователей и учеников в лице Аркадия Кирсанова и Ситникова.
    С другой стороны, он не может найти себя в обществе. Отрицая все, что дорого остальным, он становится «лишним». В итоге ему не к чему стремится. Общественная деятельность не становится главной целью. В любви он также несчастен.В какой-то момент герой даже сравнивает себя с червем, который ползает по земле и никому не нравится. Перед смертью он признает свою ненужность и готов умереть. Ведь человек живет, пока он кому-то нужен.
    На мой взгляд, такие люди как он всегда нужны стране и отдельным людям. Так, например, своим родителям он был очень дорог, а пациентам приносил только пользу. А принося пользу хотя бы малой части общества, человек несет положительные изменения и в масштабах всей страны.

  • «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» — решает герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров перед смертью. Кто же такой этот герой, который так уверен в своей ненужности? Действительно ли он прожил бесполезную, бессмысленную жизнь? Прав ли он или нет? Что привело его к такому трагическому выводу? Вопрос «Нужны ли России Базаровы?» уже долгое время волнует многих критиков.
    Что же такое Базаров? «Он нигилист» — отвечает на этот вопрос Аркадий Кирсанов, приятель Базарова, своему дяде Павлу Петровичу. Он так объясняет это понятие: «…человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При дальнейшем изучении произведения мы видим подтверждение слов Аркадия: действительно, Евгений Базаров ко всему относится с критической точки зрения. Этот человек имеет свое собственное мнение по любому вопросу, никогда не соглашается с чужим: «в теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»; он ищет человека, с которым можно поспорить, кто не спасует перед ним. Несомненно, такие люди, как Базаров, необходимы, хотя бы для того, чтобы возник вопрос о том, все ли хорошо в обществе, если появляются несогласные.
    Чтобы раскрыть характер своего героя, Тургенев сталкивает его с разными людьми: Аркадием Кирсановым, который также как и Базаров считает себя нигилистом, но впоследствии подвергается влиянию Катерины Сергеевны и попадает «в галки»; Павлом Петровичем Кирсановым — человеком старого порядка, аристократом, с которым Базаров все время обо всем спорит; Фенечкой, второй женой Николая Петровича, хорошенькой, но довольно пустой женщиной; Анной Сергеевной Одинцовой, в которую Базаров безумно, страстно влюбляется, пренебрегая всеми своими нигилистическими убеждениями, и которая так жестоко, безжалостно его отвергает. Сравнивая отношения Базарова и остальных, таких разных, героев к жизни, к людям, к государственному устройству, к деятельности на благо общества, автор демонстрирует нам очевидные различия в их взглядах. Отсюда и вытекает независимость Базарова и в итоге одиночество. Только родители любят его таким, какой он есть, искренне и бескорыстно, боготворят его. Показано и отношение Енюши к родителям: хотя он не показывает этого, но в действительности очень любит их и перед смертью признается Одинцовой: «…таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
    До середины романа Базаров — это человек глубокого и трезвого ума, уверенный в себе, целеустремленный, гордый. Но как только он знакомится с Одинцовой, в его характере происходят значительные изменения. Автор подвергает героя тяжелому испытанию — испытанию любовью, которую Базаров отрицал и презирал, считал белибердой. Но Одинцова отказывает Базарову, и в его поведении появляются нотки грусти, уныния, озлобления и бессильной горечи, пропадает самоуверенность. Но, находясь в состоянии подавленности и депрессии, Базаров, тем не менее, решает продолжить свою работу, проводить опыты, участвовать в медицинской практике вместе с отцом. Нелепый случай приводит его к смерти — глупой, случайной, но неумолимой и необратимой. Базаров и здесь холоден и рассудителен. Как врач, он понимает, что его ждет, но говорит о предстоящем спокойно и хладнокровно: «Попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
    Перед самой смертью Евгений задается вопросом о смысле своей жизни и приходит к неутешительному для себя выводу. Но разве на самом деле Базаров не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой «занимается вздором», подобно большинству? Базаровы, знающие, что в данный момент «полезнее всего», «ломающие старое», «расчищающие новое место для нового», способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
    Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.

  • i s turgenev otcy i deti moskva leningrad 1949 208 st photo 5cd4

     Ø  Я
    ничьих мнений не разделяю; я имею свои.

    Евгений Базаров

    Ø  Решился
    все косить — валяй и себя по ногам!

    Евгений Базаров

    Ø  Природа
    не храм, а мастерская, и человек в ней работник

    Глава 9.

    Ø  Нигде
    время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей.

    Глава 7

    Ø  Мужчина
    должен быть свиреп

    Глава 19.

    Ø  Меня
    вы забудете, мертвый живому не товарищ.

    Евгений Базаров

    Ø  Что
    может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!

    Ø  Сын
    отцу не судья

    Глава 5. Слова Аркадия Кирсанова

    Ø  Для
    человека мыслящего нет захолустья

    Глава 20. Слова отца Базарова

    Ø  Старая
    штука смерть, а каждому внове

    Глава 27. Слова Евгения Базарова

    Ø  Исправьте
    общество, и нравственных болезней не будет

    Глава 12. Слова Евгения Базарова

    Ø  На
    своем молоке обжегся, на чужую воду дует.

    Ø  Порядочный
    химик в двадцать раз полезнее всякого поэта

    Ø  Всякий
    человек сам себя воспитать должен.

    Ø  Любовь
    – форма, а моя собственная форма уже разлагается.

    Ø  Русский
    мужик бога слопает

    Ø  От
    копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела.

    Ø  Нечего
    мешкать; мешкают одни дураки – да умники.

    Ø  Евгений
    Базаров

    Ø  Чему
    помочь нельзя, о том и говорить стыдно

    Глава 21.

    Ø  Люди,
    что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною
    березой.

    Ø  Надо
    бы так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было значительно

    Глава 21. Слова Аркадия Кирсанова

    Ø  Свободно
    мыслят между женщинами только уроды.

    Ø  Человек
    все в состоянии понять — и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как
    человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.

    Евгений Базаров

    Ø  Самое
    печальное и мертвое – сходно с самым веселым и живым.

    Ø  Рафаэль
    гроша медного не стоит, да и они не лучше его.

    Ø  Ей
    ничего не хотелось, хотя ей казалось, что хотелось всего.

    Ø  Воспоминаний много, а
    вспомнить нечего.

    Ø  Не без тебя, ни с
    тобой жить не могу.

    Евгений Базаров

    Ø  Соловья баснями
    кормить не следует.

    Ø  В чемодане оказалось
    пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его
    ни набили, лишь бы пустоты не было.

    Евгений Базаров

    Ø  Кусок мяса лучше куска
    хлеба, даже с химической точки зрения.

    Ø  Принципов вообще нет… а
    есть ощущения. Все от них зависит.

    Ø  Истинно храбр тот, кто
    боится — боится, но все-таки идет наперекор страху.

    Ø  Он глубоко несчастлив,
    презирать его — грешно.

    Ø  Может быть, точно,
    всякий человек — загадка.

    Евгений Базаров

    Ø  Кто не изучил человека
    в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

    Ø  Кто злится на свою
    боль — тот непременно ее победит

    Глава 19.

    Ø  Человеку иногда
    полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды

    Глава 25

    Ø  В тебе нет ни дерзости,
    ни злости, а есть молодая смелость, да молодой задор.

    Евгений Базаров

    Ø  Прошедшего не
    воротишь.

    Евгений Базаров

    Ø  Пора гроб заказывать и
    ручки складывать крестом на груди.

    Ø  Мне будет очень
    любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить.

    Ø  Родственное чувство
    ,оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со
    всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который
    чужие платки крадет, вор, – это свыше его сил.

    Евгений Базаров

    Ø  Мужик наш рад самого
    себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.

    Евгений Базаров

    Ø  Каждая пчелочка с
    каждого цветочка берет взяточку

    Глава 12. Слова чиновника

    Ø 
    Я нахожу, что говорить красиво
    неприлично.

    Ø 
    Летучие рыбы некоторое время могут подержаться
    в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду.

    Евгений Базаров

    Ø  Прежде
    они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

    Ø  Этакое
    богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр.

    Евгений Базаров

    Ø 
    Настоящий человек тот, о котором думать
    нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть

    Глава 21

    Ø  Природа
    отказала ему в музыкальной способности, как и во всех других.

    Ø  Я
    живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

    Ø 
    Я препакостно себя чувствую, точно
    начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.

    Евгений Базаров

    Ø 
    А что касается до времени — отчего я от
    него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

    Евгений Базаров

    Ø 
    Нигилист – это человек, который не
    склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного
    принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

    Ø 
    Русский человек только тем и хорош, что
    он сам о себе прескверного мнения

    Глава 9.

    Ø 
    Чиновники наши берут взятки, у нас нет
    ни дорог, ни торговли, ни правильного суда

    Глава 10.

    Ø 
    Коли может женщина получасовую беседу
    поддержать, это уж знак хороший.

    Ø  Русский народ не
    такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный,
    он не может жить без веры.

    Ø  Искусство наживать
    деньги, или нет более геморроя!

    Евгений Базаров

    Ø  Не может женщина не
    хитрить!

    Ø  Любовь… ведь это
    чувство напускное.

    Ø  Бывают положения
    трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти.

    Ø  Станем исполнять наш
    долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу.

    Павел Петрович Кирсанов

    Ø 
    Бывает эпоха в жизни молодых женщин,
    когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы.

    Ø 
    То был сон, не правда ли? А кто же сны
    помнит?

    Ø 
    Она мать — ну и права.

    Ø 
    Рисунок наглядно представит мне то, что
    в книге изложено на целых десяти страницах.

    Ø 
    Лучше камни бить на мостовой, чем
    позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.

    Евгений Базаров

    Ø 
    Романтик сказал бы: я чувствую, что наши
    дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.

    Евгений Базаров

    Ø 
    Люди, особенно много толкующие о
    художественности, наименее понимают, в чем состоят ее условия.

    Ø 
    Да, поди попробуй отрицать смерть. Она
    тебя отрицает, и баста!

    Евгений Базаров

    Ø 
    Ясень по-русски очень хорошо назван: ни
    одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он.

    Ø 
    Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!
    Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно.

    Ø 
    Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она
    погаснет.

    Евгений Базаров

    Ø 
    Мне пришла мысль в голову; отчего её не
    высказать?

    Павел Петрович
    Кирсанов

    Ø  Они
    живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй,
    до любви.

    Ø  Все,
    или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и
    без возврата. А то лучше и не надо.

    Анна Одинцова

    Ø 
    Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы
    только напиться дурману в кабаке.

    Евгений Базаров

    Ø 
    Есть ли на свете что-нибудь пленительнее
    молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках?

    Глава 8. О Фенечке

    Ø 
    Вот что значит с феодалами пожить. Сам в
    феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь.

    Евгений Базаров

    Ø 
    Личность — вот главное; человеческая
    личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится.

    Павел Петрович
    Кирсанов

    Ø  Начал
    толстеть, как толстеет всякий русский человек, попавший на вольные хлеба.

    Ø  Ты
    проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному
    взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество.

    Ø  В деревне нельзя жить
    беспорядочно, скука одолеет.

    Анна Сергеевна Одинцова

    Ø  Мы, люди старого века,
    полагаем, что без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя.
    Павел Петрович
    Кирсанов

    Ø  Появление пошлости
    бывает часто полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны,
    отрезвляет самоуверенные или самозабывчивые чувства, напоминая им свое близкое
    родство с ними

    Глава 19

    Ø  Мы друг друга понять
    не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.

    Павел Петрович Кирсанов

    Ø  Какую клевету не
    взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

    Евгений Базаров

    Ø  Как все женщины,
    которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно.

    Ø  В чувстве человека,
    который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то
    своего рода тщеславие.

    Аркадий Кирсанов

    Ø  Аристократизм – принСип, а без принСипов жить в наше
    время могут одни безнравственные или пустые люди.

    Павел Петрович Кирсанов

    p17 knopka1 knopka4

    Это, наверное, самое неудобное для подготовки направление.

    При том, что в каждом произведении, разумеется, говорится о взаимоотношениях людей (а значит, подобрать аргументы будет несложно), спрогнозировать, что именно станет содержанием темы, почти невозможно.

    Комментарии дают нам не так уж много намеков. В основном они касаются межличностных конфликтов и противостояния личности и общества. А это огромнейший список вариантов примерных тем.

    Все же разделим направление на несколько более узких “дорог”:

    • добрые, дружеские, любовные (во всех смыслах) отношения, преодоление вражды, предубеждения и т.п.;
    • межличностные конфликты, непреодолимая конфронтация, принципиальные разногласия;
    • конфликт человека и общества, противостояние личности подавляющему социуму и т.п.

    «Любовь и дружество»

    К первой группе можно отнести произведения о дружбе, о появлении взаимопонимания. Можно рассмотреть, например, рассказ Б. Екимова “Ночь исцеления”. Подросток вдруг начинает понимать свою бабушку. Жалость и любовь подсказывают ему нужные слова.

    Находят друг друга и обретают любовь такие разные персонажи, как Раскольников и Соня, Пьер и Наташа, Юрий Живаго и Лара. Что их соединило? Только судьба? Или есть что-то чрезвычайно важное в их характерах и мироощущении, что делает их союз неизбежным?

    Тщательно проанализировав эти примеры из литературы, можно строить на любом из них свое рассуждение по такой теме, которая затрагивает отношения между людьми.

    Интересно наблюдать за отношениями героев в популярном у подростков романе “Дом, в котором. ” Мариам Петросян, лауреата ряда престижных литературных премий.

    Перед нами замкнутый социум, причем очень своеобразный — интернат для детей с особенностями здоровья и инвалидов. Становление отношений в этой необычной группе, переплетение жесткого реализма и трогательной фантастики делают это произведение практически универсальным для подготовки по рассматриваемому направлению. Герои этого произведения – подростки-инвалиды, которые живут в интернате, фактически в оппозиции к внешнему миру.

    Это странные подростки, жизнь которых проходит словно бы в нескольких параллельных мирах, где есть злые бабушки-ведьмы, чудодейственные амулеты, оборотни, где незрячий видит, а у безрукого появляются руки. Они пьют какую-то дрянь и курят, дерутся и иногда убивают. Но друг друга они любят по-настоящему. И ради дружбы Слепой готов разбить свою “видящую” руку, а Сфинкс сжигает протезы, пытаясь удержать огненного дракона — Македонского.

    Примером такого же тесного братства, проникнутого взаимной любовью, можно, наверное, считать дружбу выпускников Царскосельского лицея, да не шокирует никого мое сравнение.

    Но роман имеет большой недостаток — это его объем. Школьникам трудно найти время ознакомиться с таким длинным произведением (если они его еще не читали), а потом нередко возникают трудности с интерпретацией множества сюжетных линий произведения.Но книга имеет своих горячих поклонников.

    Ссоры и конфликты

    Вторая группа тем — межличностные конфликты — может оказаться очень легкой. Конфликты между героями описаны фактически в любом произведении. Приведем примеры литературных произведений, которые обычно хорошо знакомы школьникам:

    • “Отцы и дети” И. Тургенева (Базаров и Павел Петрович);
    • “Герой нашего времени” М. Лермонтова (Печорин и Грушницкий);
    • “Преступление и наказание” Ф. Достоевского (Раскольников и Лужин)

    В романе Достоевского “Преступление и наказание” мы видим героев, которые очень по-разному относятся к окружающим людям. В качестве примера можно привести Лужина – убежденного и безотчетного эгоиста, проводящего четкую границу между собой и другими. Собственные интересы (даже не жизненные интересы, а просто фантазии, глупые обиды, психологический комфорт) для него настолько важны, что об окружающих даже думать смешно. Лужин до такой степени равнодушен к чужой семье, что не задумываясь обвиняет Соню в воровстве. Ничего личного, просто надо поставить на место Дуню, осмелившуюся счесть своего брата человеком вроде него, самого Лужина! Поразительно, что сама Соня абсолютно безразлична этому человеку, он губит ее походя, между делом, словно жертвует пешку в шахматной партии. Это пример какого-то недоразвития души, шокирующей неспособности видеть в людях — людей.

    Если Раскольников создает теорию, в соответствии с которой есть “твари дрожащие” и небольшая группа “имеющих право”, то для Лужина к высшей касте относится, похоже, один человек – он сам.

    Интересно порассуждать о том, что у конфликтующих обычно есть не только различия, но и то, что их объединяет. Скажем, Грушницкий – позер. Но и Печорин не чужд самолюбования: с каким вкусом он описывает свой черкесский костюм! А Лужин вообще рассматривается критикой как сниженный «двойник» Раскольникова. Обратив на это внимание, старшеклассники могут сделать интересные выводы.

    «Забвению не подлежит»: варианты эпиграфов

    В качестве эпиграфа к сочинению по направлению «Забвению не подлежит» можно взять одну из следующих цитат:

    • Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо, и страшное зло. (Эрих Мария Ремарк)
    • Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. (Максим Горький)
    • Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. (М. В. Ломоносов)
    • Смерти нет, а есть любовь и память сердца. (Л. Н. Толстой)
    • Время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своем бесправии. (И. А. Бродский)
    • Покуда есть на свете человечество, до тех пор будет и искусство. (В. В. Стасов)
    • Жизнь коротка, искусство вечно. (Гиппократ)

    Структура итогового сочинения

    Декабрьское сочинение следует писать по давно известной школьнику структуре: введение, основная часть, заключение.

    Представим, что нам попалась тема: «Почему важно знать мировую историю, а не только историю своего народа?» Схема работы, состоящей из пяти абзацев, может быть такой:

    •1 абзац. Введение. Как я понял/а тему сочинения. Какой тезис я буду доказывать на протяжении всего текста (например: «Предавая забвению культурные достижения человечества, мы проявляем неуважение к каждому, кто трудился ради блага будущих поколений»).

    •2 абзац. Более подробное рассуждение на предложенную тему.

    •3 абзац. Аргумент из художественной или научной литературы (в данном случае подойдёт история Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», который считал себя нигилистом и высказывал такие суждения, как «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» и «Рафаэль гроша медного не стоит»; его убеждения не прошли проверку временем) + вывод из этого аргумента («многие люди, такие как Павел Петрович Кирсанов и его брат Николай Петрович, считают, что забвение мировой истории — это неуважение к собственным предкам и ко всем людям в частности, и в этом они правы»).

    •4 абзац. Ещё один аргумент из литературы либо пример из собственного опыта (например: «Когда я был/а маленьким/ой, мы с родителями часто ходили в музеи. Я до сих пор помню, какое колоссальное впечатление на меня производили рассказы экскурсоводов и о древних египтянах, и о греках и римлянах, и о русских мыслителях и поэтах. ») + вывод из этого аргумента («Благодаря родителям и педагогам я понял/а, как важно интересоваться мировой историей, ведь это учит ценить труд каждого человека»).

    Инфоурок

    Литература
    ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Базаров -нигилист»(10 класс)

    Базаров -

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    • 1 слайд

      Базаров -

      Описание слайда:

      Базаров —

    • 2 слайд

      Тема урока Базаров – нигилист (?!)

      Описание слайда:

      Тема урока

      Базаров – нигилист (?!)

    • 3 слайд

      НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеало

      Описание слайда:

      НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
      Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития.

      Большой энциклопедический словарь

    • 4 слайд

      НИГИЛИЗМ – «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нель

      Описание слайда:

      НИГИЛИЗМ – «безобразное и безнравственное учение,
      отвергающее всё, чего нельзя ощупать».

      Толковый словарь В. И. Даля

    • 5 слайд

      НИГИЛИЗМ – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».

      Описание слайда:

      НИГИЛИЗМ – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».

      Толковый словарь русского языка

    • 6 слайд

      Нигилизм В России«Философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке

      Описание слайда:

      Нигилизм В России
      «Философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра !… ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века.
      В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.

    • 7 слайд

      Проверь себя 1 3 5 6 7 9 11 13 15 16

      Описание слайда:

      Проверь себя
      1
      3
      5
      6
      7
      9
      11
      13
      15
      16

    • 8 слайд

      Высказывания БазароваВыпиши номера цитат, принадлежавших Е. Базарову. «Всякий

      Описание слайда:

      Высказывания Базарова
      Выпиши номера цитат, принадлежавших Е. Базарову.
      «Всякий человек сам себя воспитать должен».
      « Рафаэль гроша медного не стоит»
      «Любовь ведь это чувство напускное».
      «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
      ««Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения».
      «Мы ломаем, потому что мы сила».
      Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
      Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой».
      «Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем… Всё…»
      «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет…

    • 9 слайд

      Базаров - нигилист Занимается

      Описание слайда:

      Базаров — нигилист

      Занимается

    • 10 слайд

      Базаров - нигилист Занимается

      Описание слайда:

      Базаров — нигилист

      Занимается

    • 11 слайд

      Назовите фамилии героев«Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказ

      Описание слайда:

      Назовите фамилии героев

      «Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать — его ученик. Я ему обязан моим перерождением… «
      «Emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина».
      Нигилист –человек «который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

    • 12 слайд

      Испытание любовью

      Описание слайда:

      Испытание любовью

    • 13 слайд

      БазаровСмысл жизни – отрицание Внешний конфликт

      Описание слайда:

      Базаров
      Смысл жизни – отрицание

      Внешний конфликт

      Базаров против общества

      Внутренний конфликт

      Базаров против Базарова

      Не выдерживает испытание любовь

      Смерть Базарова

    • 14 слайд

      Допишите предложенияБазаров – нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопр

      Описание слайда:

      Допишите предложения
      Базаров – нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса, потому что …

      Базаров – нигилист! В конце этой фразы я ставлю восклицательный знак, потому что …

      Базаров – нигилист!? В конце этой фразы я бы поставил(а) и тот, и другой знак, так как

    • 15 слайд

      Домашнее заданиеСочинение-рассуждение «Почему роман «Отцы и дети» заканчивае

      Описание слайда:

      Домашнее задание
      Сочинение-рассуждение

      «Почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью героя»?

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

    Проверен экспертом

    Общая информация

    Учебник:
    «Литература (в 2 частях)», Сахаров В.И., Зинин С.А.

    Тема:
    Роман «Отцы и дети»

    Похожие материалы

    • Проверочный тест по литературе на тему «Древнерусская литература» (8 класс)

    • Материал для обзорного урока по литературе в 11 классе на тему «Образ Пелагеи Ниловны в романе « Мать».

    • Презентация по литературе А.Н. Островский драма «Гроза» (1 курс)

    • «Маяковский-человек эпоха» (литературный час)

    • Статья на тему Художественное пространство как один из аспектов анализа художественного произведения на уроках литературы в старших классах профильного обучения (на примере романа Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание»)

    • Конспект урока «Печорин как представитель «портрета поколения»

    • Презентация по русскому языку на тему «Оратор и слушатель»

    • Контрольная работа по теме «УНТ. Древнерусская литература»

    • Не нашли то что искали?

      Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

      5436115 материалов.

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

    • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

    • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

    • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

    • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

    • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

    • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

    • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

    • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

    На чтение 17 мин. Просмотров 2 Опубликовано

    Базаров – представитель молодого

    Поколения. В его личности сгруппированы

    Те свойства, которые мелкими

    Долями рассыпаны в массах.

    Д. И. Писарев

    В статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев писал о Базарове: “…я исключил из круга его симпатий все художественное”, – подчеркнув при этом, что “должен был именно так нарисовать его фигуру”. Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.

    На вопрос Павла Петровича: “Вы, стало быть, искусства не признаете?” – Базаров восклицает с усмешкой: “Искусство наживать деньги”. О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи поэта называет “ерундой”. О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот “гроша медного не стоит”. Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным.

    В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла, – да во мне действительно его нет”.

    Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря “чистого искусства” выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения.

    Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров “шестидесятников”-демократов и сторонников “чистого искусства”. Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков “чистого искусства”, склонны были отрицать и само искусство.

    Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

    Своим идейным противникам – либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превозносите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: “Рафаэль гроша медного не стоит”.

    Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом “жизни действительной”. Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, “Капитанской дочки”, “Истории села Горюхина” и других произведений критического направления.

    Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем “искусства для искусства”. Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта.

    Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества – чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист – разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

    Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.

    Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

    Базаров и его отношение к искусству« “Я последний поэт деревни” (судьба крестьянства в поэзии С. А. Есенина)“Разумное и нравственное всегда совпада-ют”. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы – М А Булгаков “Собачье сердце”) »

    Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Базаров и его отношение к искусству».

    Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Тургенев И.С.» Сочинение на тему Базаров и его отношение к искусству» Тургенев И.С. все сочиненияТургенев И.С. краткие содержанияБазаров — представитель молодого поколения. В его личности сгруппи­рованы те свойства, которые мелки­ми долями рассыпаны в массах. Д. И. Писарев В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «…я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров от­рицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, жи­вопись, музыку. На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Ба­заров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи по­эта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполага­ете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет». И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наи­зусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Ку­пера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству? Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех граж­данских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разре­шения. Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В выс­казываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в поле­мике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к ис­кусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора. Своим идейным противникам — либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превоз­носите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: «Рафаэль гроша медного не стоит». Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюби­вых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора роман­тических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «ис­кусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототи­пов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта. Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая ста­ла противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикры­тия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист- разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались. Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночин­ца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими выска­зываниями об искусстве. Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель­ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом. 000.jpg

    Сочинение на тему Базаров и его отношение к искусству»Тургенев И.С.Стр. 1Сочинение на тему Базаров и его отношение к искусству»Тургенев И.С.Стр. 2 Скачать Сочинение на тему Базаров и его отношение к искусству»

    <legend>Tags</legend>СочинениенатемуБазаровиегоотношениекискусству»

    Похожие сочинения

    Отправить сочинение на почту

    <label>Email</label>—>

    Базаров — представитель молодого

    поколения. В его личности сгруппи­рованы

    те свойства, которые мелки­ми

    долями рассыпаны в массах.

    Д. И. Писарев

    В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «…я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров от­рицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, жи­вопись, музыку.

    На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Ба­заров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи по­эта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполага­ете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».

    И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наи­зусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Ку­пера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?

    Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех граж­данских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разре­шения.

    Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В выс­казываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в поле­мике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к ис­кусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

    Своим идейным противникам — либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превоз­носите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: «Рафаэль гроша медного не стоит».

    Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюби­вых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора роман­тических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «ис­кусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототи­пов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта.

    Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая ста­ла противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикры­тия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист- разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

    Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночин­ца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими выска­зываниями об искусстве.

    Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель­ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑ —> Об­зор сай­тов

    Книги

    Василий Крутов — Возвращение к себе

    Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, «читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо». Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм», «чепуха». Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Базаров пытается развенчать бездейственные „принсипы», не принимает иллюзорную мечтательность, отказываясь от достижений культуры («Рафаэль гроша медного не стоит») и утилитарно воспринимая природу. Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, «грубейшими суевериями», казалось кощунственным толковать об искусстве, «бессознательном творчестве», когда дело идет о хлебе насущном.

    Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм», «чепуха». Базарову казалось кощунственным «толковать» об искусстве, «бессознательном творчестве», когда «дело идет о хлебе насущном».

    В отношении к природе мы видим похожую ситуацию. Базаров утверждает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Он глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное — искусство, поэзию — он отрицает, в любви видит только физиологическое, но не видит духовного начала. Базаров «ко всему относится с критической точки зрения» и «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Павел Петрович же провозглашает «аристократизм — принцип, а без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Однако впечатление от вдохновенной оды принципам заметно ослабевает под влиянием тех обстоятельств, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе «принцип» аристократизма: Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно выдвигает на первое место поэзию, музыку, любовь. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, увлекающийся естественными науками, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой.

    Базаров — реалист, а Павел Петрович — романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его коробит от базаровских высказываний насчет того, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или что «Рафаэль гроша медного не стоит». Нельзя сказать, что в данном случае Тургенев согласен с точкой зрения Базарова, однако он не дает победы в этом месте спора и Павлу Петровичу. Его рассуждения об искусстве и поэзии, так же как и об обществе, пустые и тривиальные, часто комичные. Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа Базарова над аристократизмом Кирсанова.

    На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,

    Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи поэта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».

    И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наизусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Купера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?

    Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря “чистого искусства” выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения. Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков “чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

    Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «искусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина.

    Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист-разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

    Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.

    Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

    Используемые источники:

    • https://lit.ukrtvory.ru/bazarov-i-ego-otnoshenie-k-iskusstvu/
    • https://my-soch.ru/sochinenie/cochinenie-laquobazarov-i-ego-otnoshenie-k-iskusstvuraquo
    • http://iessay.ru/ru/writers/native/t/turgenev/sochineniya/otcy-i-deti/bazarov-i-ego-otnoshenie-k-iskusstvu-po-romanu-i.-s.-turgeneva-otcy-i-deti
    • https://vuzlit.ru/587228/vzglyady_geroev_prirodu_iskusstvo
    • https://prepodka.net/bazarov-i-ego-otnoshenie-k-iskusstvu-s-turgenev-otcy-i-deti/

  • Порядочность сочинение аргументы из жизни
  • Порядок проведения итогового сочинения в 11 классе в 2022 году
  • Порядок сочинения по картине 3 класс
  • Порядок написания итогового сочинения в 11 классе
  • Порядок написания сочинения по литературе