Портреты героев и их роль в романе и с тургенева отцы и дети сочинение

Смысл названия романа и. с. тургенева отцы и дети самые значительные произведения русской литературы xix века отличаются постановкой важнейших социальных,

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТ$ЦЫ И ДЕТИ”

Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выража$ющих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: “Война и мир”, “Преступление и наказание”, “Волки и овцы”. Сюда относятся “Отцы и дети” И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения$ важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение — значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе$ Тургенева.

Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами пред$метного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглав$ие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения — его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа “Отцы и дети”.$

Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкаю$т “Отцы и дети”. Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. “Война и мир”, “Преступление и наказание” как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. “Отцы и дети” заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной пар$е. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с “Волками и овцами” А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым — проявление вс$еобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе “Евгения Онегина”:

$Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
$
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут…

Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пла$ста содержания романа, в котором выдвигаются “вечные” темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), $а заканчивается проникновенными словами Тургенева о “вечном примирении и о жизни бесконечной…”. Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старше$го поколений. Проблему “отцов и детей” критик пытался решить практически, исследуя, “как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении…”. Для Писарева Тургенев — “один из лучших людей прошлого поколения”. Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем ид$ей своего романа. Его “мнения и суждения”, “выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей”. Писарев увидел “выведенные явления жизни” как очень близкие $для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: “теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум… выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни”. Поэтому критик мог написать такие слова: “Когда умер такой человек, как Б$азаров… тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?” Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.

$Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответ$ственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию “Отцов и детей”.

На сюжетном уровне название “Отцы и дети” задает тему взаимоотношений двух поколений мысля$щей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы — разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и “третьим” сословием, активно выступавшим на историческую$ арену. Главные представители названных общественных сил в романе — Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает “его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал”. А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку$ с длинными розовыми ногтями, — руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику”. Принципиальным я$вляется различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: “Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку”. “Одежонка” Базарова — “длинный балахон с кистями”. Не случайно в то же “мгновение” появляется Павел Петрович, “одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”. Задумаемся о том, как можно ос$мыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его “нигилизм”, а за изысканностью Кирсанова — его “принсипы”. Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Бе$з него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение. Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издер$жки? Все это “заложено” в понятие “отцов и детей”, которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению “отцов” (либеральных дворян) и “детей” (демократов). Политический конфликт — может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется “детская” черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. “Отцы” $в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее “детей”, пока последние, в свою очередь, не стали отцами. “Отцы” не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда$ Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка “отставляет” таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что “песенка наша спета”. Однако “дети”, вытесняя “о$тцов”, сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: “…и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…” Проблема “отцов и детей” получает в романе Тургенева философское обобщение.

$ Что представляет название романа в плане словесном? Выражение “отцы” и “дети” в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы — участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под “отцами” можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые — “дети”. Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: “Старые и новые”. Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!$

$ Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема “отцов” и “детей” буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, “получившего, как некогда он сам, звание кандидата”, и как сын “боевого генерала 1812 года”. Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что “вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям”. “Вот теперь настала наша очередь…” — продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров г$оворит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими заня$тиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я…” Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет: не одна только молодость”.

$ $В романе Тургенева звучит мотив перемен. “Преобразования необходимы…” — думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. “Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты”, — восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве$ лучших результатов, и “ферма” уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то “новое” у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.

Случайно ли Николай Петрович вспомина$ет в самом начале стихи Пушкина? О чем они?

Как грустно мне твое явленье,
Весна! Весна!
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
$Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?

$ Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности — и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.

$Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? “Отцы и дети” — это символ вечно обновляющейся жизни. Роман “Отцы и дети” — о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.

Роман «Отцы и дети» всегда рассматривают как антинигилистический или роман о споре поколений. При этом к анализу привлекают образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Базарова. Мало кто рассматривает женские образы. В романе Тургенева «Отцы и дети» их роль достаточно значима. Всего в романе мы видим пять основных образов: Фенечка, Одинцова, ее сестра, мать Базарова Арина Власьевна и Кукшина.

Портреты героев и их роль в романе и с тургенева отцы и дети сочинение

Евдоксия Кукшина

Женские образы в романе «Отцы и дети» выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя — псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

Портреты героев и их роль в романе и с тургенева отцы и дети сочинение

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе «Отцы и дети» по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, королевской осанкой. Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах умные мысли, ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.

Портреты героев и их роль в романе и с тургенева отцы и дети сочинение

Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и женской души. В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: «Бог знает, к чему это могло привести». Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Арина Власьевна

Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего «Енюшу», всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Портреты героев и их роль в романе и с тургенева отцы и дети сочинение

Фенечка

Женские образы в романе «Отцы и дети» противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Одинцова

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя — это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Портреты героев и их роль в романе и с тургенева отцы и дети сочинение

Женские образы в романе «Отцы и дети» (выводы)

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в «Отцы и дети» Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой — они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.

p17 knopka1 knopka4

Вн.чт.: «Кто виноват?» (по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»)

Вн. чт. Тема: «Кто виноват?» ( по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»).

Тема предыдущего урока: «Концепция человека в творчестве Ф.М.Достоевского «И ангел и дьявол».

Тема следующего урока: (р/р) работа над сочинением – рецензией.

Д/з к уроку: 1) группа «писателей» — «погружение» в слово расплата, написать небольшую работу по схеме мастерской творческого письма;

2) группа «литературоведов» — собрать биографические данные о жизни писателя В.П.Тендрякова; очерк жизни и творчества;

3) группа «критиков» — собрать материал по критической литературе относительно творчества писателя;

4) группа чтецов – подготовить выразительное чтение и краткий анализ наиболее интересных эпизодов повести «Расплата».

Задача урока: проследить связь русской литературы XIX в. (на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») с современной литературой (на примере повести Тендрякова «Расплата») в отношении к теории «крови по совести».

  • обучение анализу прозаического произведения с целью написания сочинения – рецензии, работе с критическими материалами;
  • развитие способностей аналитического мышления при анализе произведения, развитие речи учащихся;
  • воспитание чувства долга, сострадания, соучастия; размышление о нравственной чистоте человека.

Методы и приемы: беседа, анализ отдельных эпизодов, выборочное чтение, пересказ, творческая работа.

Оформление доски: Кто – то должен будить людей! В.Ф.Тендряков

«Кто виноват?» История Коли Корякина, главного героя повести Владимира Федоровича Тендрякова «Расплата».

Вступительное слово учителя.

-Здравтствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с русской литературой, но уже более современной. Мы познакомимся с творчеством писателя Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984 гг.) и остановимся на изучении повести, которая называется «Расплата».

Запись в тетрадь темы урока.

«Погружение» в слово расплата.

  • Запишите, пожалуйста, слово расплата как обыкновенное нарицательное существительное. Напишите слова – ассоциации к нему.
  • Слова какого экспрессивного ряда преобладают? Почему?
  • Группа «писателей» к этому уроку получила д/з в виде небольшой письменной работы, состоящей в написании миниатюры (мини-сочинение) по ассоциациям. Давайте послушаем их.
  • Спасибо, ребята.

Конечно, это слово непосредственно связано с нравственностью человека, его душой. Очень хорошо прозвучала мысль, связывающая слово с недавно изученным нами произведением. Каким конкретно?

Своеобразие повести Тендрякова «Пара Гнедых»

. события. К таким произведениям относятся рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». Автор повествует . и наказание» Урок по роману Шолохова «Тихий Дон» Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая . для читательского дневника Цель урока: Выявить идейный смысл рассказа; Вовлечь учащихся в . веселье сквозь слёзы; слова Горького рефреном проходят через весь рассказ, школьные сцены, уличные .

_ Я думаю, вы согласитесь, что расплата Раскольникова слишком велика, но необходима для его души.

  • А что еще объединяет эти произведения?

Запись слова расплата и ассоциаций к нему.

Чтение 2-3 работ. Например:

Преступление и наказаниеЧто значит для человека преступить закон? По-моему, это то же, что переступить через себя, совершить что-то страшное, вызывающее слезы в глазах людей, боль в их душах, горе, которое невозможно измерить. Это значит возненавидеть себя, весь мирКаково же возмездие? Расплата – зарплатаГлупая рифма, но попала в точку: что заработал, то и получил

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главным героем является студент Раскольников, совершивший преступление. В результате содеянного он несет нравственную тяжесть.

(Ответ +пометки в тетради:

  • нравственные мучения героев,
  • философские размышления, психологические портреты героев,
  • влияние на других героев ( Соня Мармеладова – Соня Потехина),
  • проблема «отцов и детей»,
  • расплата – Раскольников (гибель, крах,падение)
  • Вы справедливо заметили, что книга принадлежит перу писателя нравственно-философского направления. Какое же мнение сложилось о писателе? Что он за человек?
  • Да, ребята, вы правы.

«Кто-то должен будить людей!» — эти слова Т. Будут эпиграфом к нашему уроку. Автор считал, что «литература должна ставить вопросы, решать которые обществу».

  • Давайте послушаем группу биографов, литературоведов о жизни писателя.
  • Еще раз отмечу, что Тендрякова считают одним из ярких представителей нравственно- философского направления в литературе.
  • хорошо понимает людей, причем разных возрастов,
  • добрый и честный человек,
  • переживает за своих героев,
  • заставляет читателя задуматься о происходящем.)

(запись эпиграфа и цитаты)

— Владимир Федорович вошел в литературу в начале 50 – ых годов, миновав «пору ученичества», как-то сразу. Его интересовала жизнь послевоенной деревни, проблемы строительства, школа и подросток, семья. Более поздние повести писателя («Затмнение», «Расплата», «Шестьдесят свечей») — повести – задачи, призывающие читателя к предельной активности и соучастию, состраданию.

Беседа с классом по повести «Расплата».

  • Когда и где впервые была опубликована повесть «Расплата»?
  • К какому жанру относится «Расплата»? Почему?
  • Критик Яхонтов писал так: «Жанр колеблется между умозрительным философским назиданием и бытовой драмой».Согласны?
  • Как книга читалась вами? А современниками Т.?
  • Книга популярна и за рубежом, переведена на болгарский, венгерский, немецкий языки.

Все это говорит о важности проблем, затронутых ею.

Своеобразие повести Владимира Тендрякова «Пара гнедых»

. этот текст для читательского дневника В повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» описан начальный период коллективизации. События разворачиваются . пословицами, колоритная, очень колкая какая-то, одним словом, яркая, выразительная. Повесть заканчивается документальным подтверждением описанных событий. Автор . и верны ей доныне, Пара гнедых! Вот отчего, запрягаясь с зарею И голодая по нескольку дней, Вы .

  • Вспомните, пожалуйста, что такое аннотация? Передайте краткое содержание повести.

( В журнале «Новый мир»,1979 г., №3.)

( Это повесть, т.к. показан довольно большой ряд героев, а действие происходит хотя и в наше время, но герои многое вспоминают из своей прошлой жизни.)

( «На одном дыхании»;

  • сюжет захватывает, но порой просто страшно за героев;
  • она интересна и детям, и более старшим людям;
  • была экранизирована, ставилась на сцене.)

(Мальчик, ученик 9 «А» класса,убивает своего пьяного отца, защищая мать от ежедневных издевательств. В тюрьме Коля осознает, что «вместе с плохим отцом убил и хорошего» (случай на рыбалке, история с птичкой, белой скатертью и чаем).

«Он же не всегда был плохим», — говорит Коля, но даже Соня его не понимает, хотя любит. Она гордится им,т.к. он убил, «чтоб жить можно было». Учитель Коли и Сони, мать, бабушка, подруга матери, сослуживцы убитого отца приходят к следователю Сулимову, доказывая, что они виноваты в преступлении Коли. Только Василий Потехин, отец Сони, да начальник убитого Рафаила Илья Пухов не чувствуют своей вины в молчаливом созерцании ежедневно творящегося на их глазах.)

  • Итак, мы подошли к главному вопросу урока. Кто же виноват?Давайте попробуем разобраться в этом, поработав с эпизодами книги.
  • Мог учитель предвидеть поступок Коли?

Вера учителя в своих учеников.

  • Прозрение Сони. Что поняла девочка?
  • История жизни отца Коли. Роль матери Рафаила в его жизни.
  • Мать Коли. Виновата ли она в том, что произошло?
  • Почему Тендряков назвал своих героев «цепочкой безвинно виноватых»?
  • Кому же «расплата»?
  • Дает ли автор ответ на вопрос «кто виноват»?
  • Как «вписывается» в финал теория «крови по совести»?
  • Да, ребята.

Автор так писал о смысле повести: «Расплата всем героям, все в какой-то степени виноваты в том событии, всем нам расплата. Мне хотелось, чтобы читатель вдруг тоже почувствовал себя ответственным за такие трагедии»…

(Выборочное чтение и пересказ отдельных эпизодов и их анализ.)

( стр.211,чтение сцены посещения учителем квартиры Коли).

  • Нет. Он зря винит себя, хотя мальчик свято верил в то, что говорил учитель.
  • Учитель считал, что учит детей правильно смотреть на мир.

(Чтение сцены в тюрьме, свидание Коли и Сони).

  • Она поняла, почему Коля ее прогнал: убив плохого, он убил и хорошего отца.
  • родился незаконнорожденным, мать его никогда не любила, вырос диким, нелюдимым, единственный друг его – собака.)

— Мать винит себя в том, что радовалась, когда сын защищал ее, угрожая отцу и заряжая ружье. Виновна она в том, что не спрятала ружье, не думала, что сын выполнит угрозу. Но это тоже не «прямая» вина, мама не подталкивала сына к убийству. Психологически ей, конечно, тяжело,но сына не понимает, что он «зверя убил», а не человека.

Краткое сочинение дикая собака динго или повесть о первой любви

. Коли правду. Таня, проснувшись, возвращается домой. Разговаривают с матерью о доверии, о жизни. Таня понимает, что мать до сих пор любит отца, мать . собачью упряжку. Она бесстрашна и решительна. Собаки вдруг перестали её слушаться, тогда . об этом их отцу. Лес. Объяснение Коли в любви. Приходит отец. Таня уходит. Прощание с . кто будет дарить ему цветы Таня или Женя. Выбрали Таню, она гордится такой .

  • Каждый из героев почувствовал свою вину за содеянное Колей.
  • Расплата – всем. Расплата нравственная, душевная
  • В финале повести нет прямого ответа на этот вопрос.

Но словосочетание «цепочка безвинно виноватых» наводит на мысль, что автор согласен с каждым из считающих себя виновным. Хуже всех Коле. Нельзя построить счастье на несчастье

  • Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», и здесь потерпела крах.

Критики о повести.

  • Сообщение о критических выступлениях в адрес повести готовила группа «критиков». Давайте послушаем их.
  • Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

(ответ, запись цитат)

  • Мнения критиков в оценке повести разошлись. Например, Владимир Новиков в ст. «Уча — учимся» писал : «Конфликт не приобретает по ходу повести качественного развития,…как в шахматной игре, следует ничья. Все виноваты – никто не виноват »
  • Н. Мошовец говорил: «Расплата» — расплата за примиренческое отношение к алкоголю».
  • А.Бочаров утверждал, что «Тендряков ведет диспут бесстрашно, позиции его благородны, но выхода он все-таки не узнает».
  • М. Синельников увидел в финале повести «особый художественный эффект, одно из выражений оптимистического авторского взгляда, оптимистические перспективы».

Мы подходим к концу разговора об истории Коли Корякина. Научила ли она вас чему – нибудь?

  • Возможно, в этой фразе и заключена идея книги. Давайте послушаем отрывок из домашней творческой работы одного из «писателей».

Заключительная часть урока.

  • Спасибо вам за активный диалог о судьбе Коли Корякина, за интересную творческую работу со словом расплата, за желание понять смысл, суть книги, которая так близка нам не только по времени написания, но и по проблемам, затронутым в ней.

Д/з: черновик рецензии.

  • Нельзя путем насилия пытаться решить проблемы;
  • окружающие тебя люди не всегда плохие, надо уметь видеть в них хорошее;
  • отрицает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести».
  • она учит, что «совсем плохих людей не бывает».

Красота души человеческой, чистой, как родниковый ручей, только она может спасти мир от насилия и зла. Тогда не надо будет ждать расплаты и ставить перед обществом вопросы, заданные еще Герценым и Чернышевским в романах «Кто виноват?» и «Что делать?»

Примеры похожих учебных работ

Суровых уроков, которые мы получаем в течение жизни

. на работе меня постоянно бросают на деньги и унижают. Это любые отрицательные ситуации, которые повторяются много раз за жизненный период. Такие уроки . по-моему» Чем больше, глубже, важнее урок, тем больше эмоций вызывает Пространство чтобы человек .

Сочинение чем мне понравилась повесть детство

. это заведено в сочинениях для детей) хронологию пребывания Николеньки Иртеньева в родительском имении. Более тонкому авторскому стилю следует “Детство” Льва Толстого. В повести рассказывается лишь о тех .

Поэтика характера Катерины в повести Ф.М. Достоевского ‘Хозяйка’

. и портретную характеристику Катерины. Найти художественное отражение образа Катерины в более поздних работах Достоевского и ряда других писателей. Методологические основы исследования. В исследовании базовыми являются культурно-исторический, .

Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» (2)

. Карла Ивановича в повести Толстого «Детство» Автобиографичная повесть Льва Николаевича Толстого – произведение, в котором и второстепенные герои играют значительные роли. Одним из таких персонажей является домашний учитель Иртеньевых, Карл Иванович .

Образ и характеристика Лизы в повести Пиковая дама Пушкина

. называть «Лизиным прудом». Другие сочинения по этому произведению «Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя Рецензия .

  • Сочинение Проблема давления общественного мнения на нравственный выбор человека (по тексу В.Ф.Тендрякова)
  • Сочинение Урок развития связной речи в 8 классе. –развитие по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Сочинения
  • Литература
  • Искусство
  • Культурология
  • Актерское мастерство
  • Журналистика
  • Музыка
  • Театр
  • Художники
  • Изобразительное искусство
  • Издательское дело
  • Полиграфия
  • Творчество

Писатели

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Скачать презентацию на тему: «Любовь и счастье в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Урок-исследование» с количеством слайдов в размере 16 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

1: Любовь и счастье в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Урок-исследование

2: Цели урока:

3: Эпиграф к уроку: За невлюблёнными людьми любовь идёт как привиденье…

4: Первая проблемная ситуация: Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет залог того … благоденствия, которое обещается нам в будущем…

5: Вторая проблемная ситуация: Какова концепция любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: любовь-страсть или любовь-обещание будущего счастья?

6: Задачи и методы урока: Задачи: Перечитать главы, где рассказывается о любви героя Раскрыть смысл любви для каждого из героев

7: Пути решения гипотезы: Определим, сколько героев романа проходят «испытание любовью»? 4 пары в романе: Николай Петрович и Фенечка, Павел Петрович и княгиня Р. , Базаров и Одинцова, Аркадий и Катя Сравним эти истории любви и сделаем вывод, какова концепция любви для каждого из героев и для романа в целом.

8: Николай Петрович и Фенечка В 1856 году Н. П. ночевал на постоялом дворе, хозяйкой которого была мать Фенечки. Ему понравилась хозяйка, он пригласил её к себе экономкой. Фенечке шёл 17 год. Она наследовала от матери любовь к порядку, рассудительность и аккуратность. Мать её вскоре умерла. А к приезду Аркадия сыну Н. П. и Фенечки было уже 7 месяцев. Это естественная и простая любовь, результат их любви –сын, созданная ими семья.

9: Павел Петрович и княгиня Р. Когда П. П. было уже 28 лет, он встретил княгиню Р. Она была замужем, детей у неё не было, вела странную жизнь, с увлечением предавалась разным удовольствиям, а по ночам плакала и молилась. Во всём её лице только и было хорошего, что глаза, взгляд их быстрый, глубокий, беспечный до удали, тоскливый до уныния – загадочный взгляд. П. П. встретил её на балу и влюбился страстно. Она чуть не свела его с ума своей странной любовью, но охладела к нему. Он терзался и ревновал, она избегала его. Через 10 лет он узнал о её смерти. Это любовь-страсть, наваждение, вспыхнувший и потухший костёр

10: Базаров и Одинцова Встретил Одинцову на балу у губернатора. Первоначальные его отзывы циничны: «Это что за фигура, на остальных баб не похожа. У ней такие плечи, каких я не видывал давно. Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». При встрече с ней в гостинице он будто сконфузился. После знакомства с ней Базаров изменился, в нём стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, чувство к Одинцовой мучило его и бесило. Базаров тоже понравился Одинцовой, она видела в нём что-то новое, с чем ещё не встречалась. Эта любовь-страсть раздваивает душу Базарова, показывая, что это нигилист может быть романтиком. Эта любовь не «убила» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу.

11: Аркадий и Катя Аркадий ещё увлечён Одинцовой, когда она знакомит его со своей сестрой Катей. Когда Катя говорила, то очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, глядела как-то забавно-сурово. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и розовые руки, и чуть сжатые плечи. Хорошо ему было с Катей, он был с нею как дома, она обожала природу и он любил, хотя боялся признаться в этом. Это простая, земная, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая перейдёт в брак.

12: Аналитическое чтение последнего абзаца романа: Открывается описание картиной сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: «вид печальный… деревянные кресты поникли и гниют… каменные плиты сдвинуты… два-три ощипанных деревца», — автор постепенно переходит к торжественному пафосу «не касается человек, не топчут животные, но одни птицы садятся» у могилы Базарова. Потом снова скорбная картина описания страданий старичков-родителей: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» Сам автор отвечает философским выводом о вечной жизни природы, оо вечном спокойствии, о вечном примирении, о жизни бесконечной. Значит, любовь сильнее смерти, потому что она вечна!

13: Какова концепция любви в романе? В романе автор показал и любовь-страсть (Базаров – Одинцова; П. П. – княгиня Р. ), и любовь – обещание счастливого будущего (Н. П. – Фенечка; Аркадий – Катя). Для любви-страсти нет будущего, страсть проходит и остаётся пустота, или эта страсть несёт в себе смерть.

14: Смерть Базарова «Он сделался человеком, вместо того, чтобы быть воплощением нигилизма, и, как человек, он выразил желание видеть любимую женщину». Д. Писарев — Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…

15: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью движется жизнь… И. С. Тургенев

16: Список использованной литературы: Приложение к газете «Первое сентября» («Литература»), статья Л. Соболева «Вокруг «Отцов и детей»,1995г. Шаталов С. Е. «Художественный мир Тургенева», М, 1979г «Я иду на урок литературы», сборник статей и материалов к урокам литературы, М, 2004г Тургенев И. С. , романы, «Дет. лит. », М, 1975г

Þëèÿ Äîìîøîíêèíà

 ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» çâó÷èò òåìà ëþáâè.  ïðîèçâåäåíèè  4 ëèíèè, ðàñêðûâàþùèå ïðîáëåìó ëþáâè ñ ðàçíûõ ñòîðîí.

Åâãåíèé Áàçàðîâ è Àííà Îäèíöîâà (öåíòðàëüíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ). Íèãèëèñò Áàçàðîâ, îòðèöàþùèé ëþáîâü, âëþáëÿåòñÿ â Àííó Îäèíöîâó, íî îíà íå ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò êîìôîðòà è ðàçìåðåííîé æèçíè, ïîýòîìó èõ îòíîøåíèÿ òðàãè÷íû. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñòðàñòü».

Àðêàäèé Êèðñàíîâ è Êàòÿ Ëîêòåâà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-äðóæáó». Ýòî ò¸ïëûå è èñêðåííèå îòíîøåíèÿ, ïîñòðîåííûå íà ïîääåðæêå è çàáîòå äðóã î äðóãå.

Íèêîëàé Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è Ôåíå÷êà. Ãåðîè íå îáðàùàþò âíèìàíèå íà ðàçíîå ïðîèñõîæäåíèå è ïîëîæåíèå â îáùåñòâå, îíè òåïëî îòíîñÿòñÿ äðóã ê äðóãó è óâàæàþò äðóã äðóãà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñåìüþ».
Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è êíÿãèíÿ Ð. Çäåñü àâòîð äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-íàâàæäåíèå», ïîëíîñòüþ ìåíÿþùàÿ æèçíü Ïàâëà Ïåòðîâè÷à.

Ëþáîâü â ðîìàíå – îñîáàÿ ñèëà. Êàæäûé ïåðñîíàæ, âûïîëíÿþùèé â ïðîèçâåäåíèè âàæíóþ ôóíêöèþ, ïðîõîäèò èñïûòàíèå ëþáîâüþ.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

Ñî÷èíåíèå íà òåìó «Ëþáîâü â ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè».

 Ðîìàí È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» — ðîìàí àêòóàëüíûé äëÿ ñâîåãî âðåìåíè. Îí çàòðàãèâàë âîïðîñû, âîëíîâàâøèå ðóññêóþ îáùåñòâåííîñòü â 60-å ãîäû 19 âåêà. Òóðãåíåâ ïîêàçàë äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè íîâîãî òå÷åíèÿ, âëàäåâøåãî óìàìè ìîëîäûõ ëþäåé òîãî âðåìåíè. Íî ðîìàí ýòîãî âåëèêîãî ïèñàòåëÿ íå âîøåë áû â çîëîòîé ôîíä ðóññêîé êëàññè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, åñëè áû îãðàíè÷èëñÿ òîëüêî âîïðîñàìè ñîâðåìåííîñòè. Ñêà÷àòü ïðèìåð Íàïèñàíèå ñî÷èíåíèÿ çà 4 ÷àñàÇàêàçàòü ñî÷èíåíèå  «Îòöàõ è äåòÿõ» Òóðãåíåâ ðåøàë âå÷íûå ïðîáëåìû: ïðîáëåìó âçàèìîîòíîøåíèé ðàçëè÷íûõ ïîêîëåíèé, ïðîáëåìó ñ÷àñòüÿ, ïðîáëåìó ëþáâè. Ëþáîâíàÿ òåìà î÷åíü øèðîêî ðàçâ¸ðíóòà â ðîìàíå. Îíà ÿâëÿåòñÿ ìåðèëîì æèçíåííîñòè ãåðîåâ. Ýòî ÷óâñòâî ïðîâåðÿåò èõ «íà ïðî÷íîñòü», îáíàæàåò èñòèííóþ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà. Ïî ìíåíèþ Òóðãåíåâà, ëþáîâü â æèçíè èãðàåò êîëîññàëüíóþ ðîëü. Ýòî ÷óâñòâî ñîñòàâëÿåò ñìûñë æèçíè, áåç íåãî æèçíü áåññìûñëåííà. Ñïîñîáíîñòü ãåðîåâ èñïûòûâàòü ëþáîâü — ýòî äëÿ ïèñàòåëÿ îäíî èç îñíîâíûõ êà÷åñòâ â ÷åëîâåêå è â åãî ãåðîÿõ. Îñíîâíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ ðîìàíà ñâÿçàíà ñ îáðàçàìè Åâãåíèÿ Áàçàðîâà è Àííû Ñåðãååâíû Îäèíöîâîé. Íèãèëèñò Áàçàðîâ îòðèöàë ëþáîâü êàê îòíîøåíèå äóø. Îí èñêðåííå ñ÷èòàë, ÷òî ëþáîâü – âûäóìêè ðîìàíòèêîâ. Ìåæäó ëþäüìè ñóùåñòâóåò ëèøü ïðèâû÷êà, âçàèìíàÿ ñèìïàòèÿ è îòíîøåíèÿ òåë. Íà ìîé âçãëÿä, òàêîå îòíîøåíèå ãëàâíîãî ãåðîÿ ê ëþáâè ñâÿçàíî ñ åãî îòíîøåíèåì ê æåíùèíàì. Âñþ ñâîþ æèçíü Åâãåíèé Âàñèëüåâè÷ ñ÷èòàë, ÷òî æåíùèíà — ñóùåñòâî âòîðîãî ïîðÿäêà. Îíà ñîçäàíà äëÿ ðàçâëå÷åíèÿ ìóæ÷èí. È õîòÿ ãåðîé ïðîïîâåäîâàë, íàðÿäó ñ äðóãèìè, è èäåè æåíñêîãî ôåìèíèçìà, ìíå êàæåòñÿ, ÷òî âñå æå îí íå âîñïðèíèìàë æåíùèí âñåðüåç. Òàêèì îáðàçîì, æèçíü Áàçàðîâà áûëà ïîä÷èíåíà ðàññóäêó, ðàöèîíàëèçìó. Íî âñå â åãî æèçíè èçìåíèëîñü â îäèí ìèã. ×òîáû èñïûòàòü ñâîåãî ãåðîÿ è ïîêàçàòü âñþ àáñóðäíîñòü åãî óáåæäåíèé, Òóðãåíåâ ñòàâèò íà æèçíåííîì ïóòè ãåðîÿ ïðåãðàäó – ëþáîâü. Áàçàðîâ, óáåæäåííûé â ñèëå ñâîåé íàòóðû, â ñâîåì îòëè÷èå îò äðóãèõ, âäðóã … âëþáèëñÿ. Âëþáèëñÿ ñòðàñòíî è íåèñòîâî, êàê ñòðàñòíà è íåèñòîâà áûëà åãî íàòóðà: «Îäèíöîâà ïðîòÿíóëà âïåð¸ä îáå ðóêè, à Áàçàðîâ óï¸ðñÿ ëáîì â ñòåêëî îêíà. Îí çàäûõàëñÿ; âñ¸ òåëî åãî âèäèìî òðåïåòàëî. Íî ýòî áûëî íå òðåïåòàíèå þíîøåñêîé ðîáîñòè, íå ñëàäêèé óæàñ ïåðâîãî ïðèçíàíèÿ îâëàäåë èì: ýòî ñòðàñòü â í¸ì áèëàñü, ñèëüíàÿ è òÿæ¸ëàÿ — ñòðàñòü, ïîõîæàÿ íà çëîáó è, áûòü ìîæåò, ñðîäíè å酻
Êàê âèäèì, ëþáîâü Áàçàðîâà ïðîòèâîðå÷èâà. Îíà ñìåøàíà ñî çëîáîé íà ñåáÿ: âëþáèëñÿ, êàê äóðàê, êàê ïðîñòîé ÷åëîâå÷èøêà! Íî ãåðîé íè÷åãî íå ìîæåò ñ ñîáîé ïîäåëàòü. Ñâî¸ ÷óâñòâî ê Îäèíöîâîé îí ïðîíåñ¸ò äî êîíöà æèçíè è ïåðåä ñìåðòíûì îäðîì çàõî÷åò óâèäåòü äîðîãóþ åìó Àííó Ñåðãååâíó:
«Ïðîùàéòå, — ïðîãîâîðèë îí ñ âíåçàïíîé ñèëîé, è ãëàçà åãî áëåñíóëè ïîñëåäíèì áëåñêîì. — Ïðîùàéòå… Ïîñëóøàéòå… âåäü ÿ âàñ íå ïîöåëîâàë òîãäà… Äóíüòå íà óìèðàþùóþ ëàìïàäó, è ïóñòü îíà ïîãàñíåò…»
Èíòåðåñíî, êàê âåä¸ò ñåáÿ ïðè ïîñëåäíåé âñòðå÷å ñ Áàçàðîâûì åãî âîçëþáëåííàÿ – Àííà Ñåðãååâíà Îäèíöîâà. Îíà áîèòñÿ çàðàçèòüñÿ îò Åâãåíèÿ Âàñèëüåâè÷à, è òîëüêî ÷óâñòâî ïðèëè÷èÿ çàñòàâëÿåò åå ïîäîéòè ê íåìó áëèæå. ×òî æå, ýòà æåíùèíà íå ëþáèëà Áàçàðîâà? À âåäü ìîãëî ïîêàçàòüñÿ, ÷òî èìåííî îíà ïåðâàÿ íà÷àëà âûêàçûâàòü çíàêè âíèìàíèÿ ãåðîþ. Äà, äåéñòâèòåëüíî, ýòî òàê. Íî ñíà÷àëà Îäèíöîâà çàèíòåðåñîâàëàñü Áàçàðîâûì êàê èíòåðåñíûì è óìíûì ÷åëîâåêîì. Çàòåì, ïî÷óâñòâîâàâ ê íåìó áîëüøå, ÷åì ïðîñòî ñèìïàòèþ, Àííà Ñåðãååâíà èñïóãàëàñü. Îíà íå çàõîòåëà ïðîìåíÿòü ñâîå ñïîêîéñòâèå è àâòîðèòåò â îáùåñòâå íà ñèëüíûå, íî íåâåäîìûå åé ÷óâñòâà. Ñåðäöåì Îäèíöîâà ïîíèìàåò, ÷òî õî÷åò ëþáâè, íî å¸ õîëîäíûé è áåññòðàñòíûé óì îñòàíàâëèâàåò ãåðîèíþ. Ïîýòîìó Îäèíöîâà òàê íåñ÷àñòíà.  ýïèëîãå ìû óçíà¸ì, ÷òî ýòà ãåðîèíÿ âíîâü âûøëà çàìóæ, íî îïÿòü ïî ðàñ÷¸òó, à íå ïî ëþáâè. ×òî æ, Îäèíöîâà ñäåëàëà ñâîé âûáîð â æèçíè. Íåñ÷àñòåí â ëþáâè è àíòèïîä, à âî ìíîãîì, äâîéíèê Áàçàðîâà – Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ. Âñÿ åãî æèçíü ïîøëà ïðàõîì èç-çà íåñ÷àñòíîé, ðîêîâîé ëþáâè, êîòîðóþ Êèðñàíîâ òàê è íå ìîæåò çàáûòü. Áåçîòâåòíàÿ ñòðàñòü èññóøèëà ãåðîÿ, ïðåâðàòèëà åãî â ìåðòâåöà, çàïîëíÿþùåãî ñâîþ æèçíü «ïðèíñèïàìè» è äîãìàòàìè. Äðóãîé òèï îòíîøåíèé ïðåäñòàâëÿåò â ðîìàíå ïàðà Àðêàäèé – Êàòÿ. Àðêàäèé, êàê «ó÷åíèê Áàçàðîâà» è «íèãèëèñò», äîëæåí áûë áû òîæå îòðèöàòü ëþáîâü. Íî åãî íàòóðà è âîñïèòàíèå áåðóò ñâî¸. Àðêàäèé – ïðîñòîé ÷åëîâåê, âèäÿùèé ñâîé èäåàë â ñåìüå, äåòÿõ, õîçÿéñòâå. Îí íåìíîãî ìÿãêîòåë, ëåãêî ïîääàåòñÿ âëèÿíèþ. Èç-ïîä îäíîé òâ¸ðäîé ðóêè (Áàçàðîâà) Àðêàäèé îïàäàåò â äðóãèå (Êàòÿ). Íî ãåðîé ñ÷àñòëèâ, âïðî÷åì, êàê è åãî ñóïðóãà. Ïðåêðàñíà ñöåíà èõ îáúÿñíåíèÿ â ëþáâè. Òóðãåíåâ õî÷åò íàì ñêàçàòü: âîò ìîìåíòû, ðàäè êîòîðûõ ñòîèò æèòü. È ãîðå òåì, êòî èõ íèêîãäà íå èñïûòûâàë:
 «Îí ñõâàòèë åå áîëüøèå, ïðåêðàñíûå ðóêè è, çàäûõàÿñü îò âîñòîðãà, ïðèæàë èõ ê ñâîåìó ñåðäöó. Îí åäâà ñòîÿë íà íîãàõ è òîëüêî òâåðäèë: «Êàòÿ, Êàòÿ…», à îíà êàê-òî íåâèííî çàïëàêàëà, ñàìà òèõî ñìåÿñü ñâîèì ñëåçàì. Êòî íå âèäàë òàêèõ ñë¸ç â ãëàçàõ ëþáèìîãî ñóùåñòâà, òîò åùå íå èñïûòàë, äî êàêîé ñòåïåíè, çàìèðàÿ âåñü îò áëàãîäàðíîñòè è îò ñòûäà, ìîæåò áûòü ñ÷àñòëèâ íà çåìëå ÷åëîâåê».
Ñ÷àñòëèâ â ñåìåéíîé æèçíè è îòåö Àðêàäèÿ, Íèêîëàé Ïåòðîâè÷. Îí îáîæàë ñâîþ ïåðâóþ æåíó, à ïîñëå å¸ ñìåðòè âñòðåòèë Ôåíå÷êó è ïîëþáèë äåâóøêó âñåé äóøîé. Òóðãåíåâ ïîêàçûâàåò, ÷òî íàñòîÿùàÿ ëþáîâü âûøå âñåõ ïðåäðàññóäêîâ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Ôåíå÷êà – ïðîñòîëþäèíêà è íàìíîãî ìîëîæå Íèêîëàÿ Ïåòðîâè÷à, ýòè ãåðîè ñ÷àñòëèâû âìåñòå. È òîìó åñòü ïðÿìîå äîêàçàòåëüñòâî – èõ ñûí Ìèòåíüêà. Òóðãåíåâ ðèñóåò â ñâî¸ì ðîìàíå íå òîëüêî íåñ÷àñòëèâûõ â ëþáâè ìóæ÷èí, íî è æåíùèí. Åñëè ìóæ÷èíà áåç ëþáâè «çàñûõàåò», óõîäèò â îáùåñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü èëè íàóêó, òî æåíùèíà ñòàíîâèòñÿ íåñ÷àñòíîé è ñìåøíîé. Îíà ïðîæèâàåò ñâîþ æèçíü çðÿ, íå âûïîëíÿÿ ïðèðîäíîãî ïðåäíàçíà÷åíèÿ. Ïðèìåð òîìó — îáðàç ôåìèíèñòêè Êóêøèíîé â ðîìàíå. Ýòó íåêðàñèâóþ è íåëåïóþ æåíùèíó áðîñèë ìóæ. Îíà «áëèñòàåò» ñâîèìè ïðîãðåññèâíûìè âçãëÿäàìè, à íà ñàìîì äåëå èùåò ëþáâè, êîòîðîé åé òàê íå õâàòàåò. Ëþáîâíàÿ òåìà – îäíà èç âåäóùèõ òåì ðîìàíà È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè». Âñå ãåðîè ïèñàòåëÿ èñïûòûâàþò ýòî ÷óâñòâî â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, òàê, êàê ìîãóò èëè óìåþò. Èìåííî ëþáîâü ñòàíîâèòñÿ äëÿ íèõ òåì ìåðèëîì, âûÿâëÿþùèì èñòèííóþ ñóùíîñòü ãåðîåâ, ïðèäà¸ò èì ñìûñë æèçíè èëè äåëàåò íåñ÷àñòíûìè.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

  • Портретный очерк сочинение мамы
  • Портретный очерк подруги сочинение
  • Портрета гоголя принято называть рамочной или рассказ в рассказе
  • Портретная характеристика лизы из рассказа бедная лиза
  • Портретный очерк друга примеры сочинений