Портретный очерк сочинение мамы

Сочинения свободная тема портретный очерк мама моя мама самая красивая, чудесная, добрая, умная, милая, творческая, интеллигентная, понимающая, умная, чуткая, вдумчивая,
  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Портретный очерк

Мама

Моя мама самая красивая, чудесная, добрая, умная, милая, творческая, интеллигентная, понимающая, умная, чуткая, вдумчивая, модная, стройная, веселая, озорная и нежная.

Моя мама — это эталон женской красоты. У него тонкие нежные черты и непередаваемый вкус. Она невысокого роста. У неё стрежней длины волосы — темного русого цвета. У мамы красивые голубые глаза. Она носит линзы, и поэтому глаза становятся ещё голубее. У неё мягким и нежные руки. И всегда совершенный маникюр. Мама всегда ха собой следит и делает все возможные процедуры.

К ее фигуре подходят, как штаны, так и юбки. Мой любимый образ — это голубое тонкое платье ниже колена и маленькая синяя сумочка. Ах, да и акцент на желтых туфлях!

Мама научила меня всему! Как быть милой и доброй! Как уважать взрослых и помогать старикам! Как любить себя и ценить свою семью!

Что можно сказать в конце? О мамах пишут песни, моргают стихи и снимают фильмы, потому что мамы этого достойны! Они готовы отдать последнее ради своего дитя! Они жертвуют всем! За время с ребёнком Мама теряет молодость, Здоровье, но приобретает такую безграничную любовь своего чада. Моя мамочка самая лучшая!

Мама — это самое доброе слово на свете и кусочек тепла в каждом сердце, добрые воспоминания о детстве.

Мама — это, когда «одень шапку, быстро».и вкуснейшие котлетки с пюре на обед.

Мама — «сладкое только после обеда!» и «а если все прыгнут, ты тоже прыгнешь?»

А вообще у каждого свои воспоминая и свои ассоциации с этим чудесным словом. Кто-то вспомнит об интересном путешествии, а кто-то о том, как мама купила милого щенка. Но факт остаётся фактом: мама подарила жизнь каждому. И какая бы она не была, каждый ребёнок любит ее по своему.

Портрет Друга

Очень сложно найти хорошего друга. Человека, который за тебя горой. Моего лучшего друга зовут — Петя Сидоров. Мы с ним дружим с самого моего рождения. Даже до рождения, наши мамы тоже дружили. Мы с Петькой ходили в один сад, а теперь вот ходим в одну школу и даже в один класс — в 3 «Б». А ещё мы сидим за одной партой. Но обычно мы много смеёмся и учительница нас рассаживает в разные концы кабинета.

В Пете мне нравится все! Это друг о котором я мечтал. В школе у Пети одни пятерки, а если я что-то не понимаю, то всегда старается мне помочь. А если Яне сделал домашнее задание, то Петька мне даст у него списать. Он умный, смешной, весёлый, сильный, а ещё хитрый.

Рост у Пети небольшой — все 138 сантиметров. У него смешные кудрявые волосы коричневого цвета. Глаза у Пети маленькие, серенького цвета. А ещё на щеке у него смешная чёрная родинка — средних размеров. А вообще Петя говорит, что он похож на маму.

Петя увлекается музыкой. Он ходит на занятия в музыкальную школу. Петька учится играть на гитаре.

А ещё Петр хороший спортсмен. Мы с ним вместе ходим на карате. На карате мы ходим уже 5 лет. У нас красные пояса. И даже ездим вместе на соревнования. Мы не дерёмся друг против друга — у нас разные весовые группы. Медалей мы всегда выигрываем много! Мы очень любим карате! И с удовольствием ходим на тренировки. После тренировок мы обычно покупаем в магазине мороженное и потом чуть-чуть гуляем около школы

В свободное от школы время мы обычно гуляем. Мы часто ходим на площадку перед домом, там есть очень хорошие тренажеры. Мы с Петей всегда там спортом занимаемся или играем в салочки-прилипалочки.

А ещё мы часто ходим друг к другу в гости. У Пети есть младшая сестра — Маша. Она очень смешная, ей всего 1,5 года и она все делает забавно.

У меня самый лучший в мире друг! Надеюсь мы будем дружить ещё сто лет.

Сестра

Портретный очерк – это словесный портрет, имеющий под собой реальную основу. По сути он близок и к описанию, и к характеристике героя произведения. В качестве и героя можно выбрать человека, которого все знают или же наоборот, не известного всем, но значимого для того, кто описывает его. В качестве примера можно взять любого близкого человека.

Многие годы я живу рядом с моей сестрой. Она – замечательный человек, который всегда готов прийти на помощь к людям. Когда я была ещё школьницей, Вероника закончила медицинское училище. Я помню её невысокой стройной девушкой, с двумя косами, заплетёнными по обе стороны лица. Она стала фармацевтом.

В те далёкие годы каждый выпускник получал право работать по распределению. Для многих это была тяжёлая повинность, но она обеспечивала далёкие сёла и деревни нужными специалистами. Вероника, как все после окончания учебного заведения в городе Уральске отправилась в дальний аул, где не было даже воды. Пустынная и песчаная местность не давала растениям закрепиться на земле, а отсутствие дождей и речки при невозможности полива делало эту задачу невыполнимой. На улицу иногда невозможно было выйти от песка, люди ждали привозную воду и часто болели в таком суровом климате. Летом днём была сильная иссушающая жара, горячий ветер с песком, а зимой мороз и ледяные бураны.

В таких условиях моя сестра трудилась два года. Потом она вернулась домой и стала настоящим мастером своего дела. В районной аптеке была небольшая лаборатория, и фармацевты готовили лекарственные препараты, смеси, микстуры по рецептам врачей. Вскоре Вероника вышла замуж. Молодая семья решила перебраться жить в город. Вскоре у молодых родителей родился сын, а потом и дочь. Сестра много работала, но находила время для семьи. Они вместе с мужем купили дом на окраине города и завели коз. При доме был небольшой сад и огород. Я приезжала к ним в гости, чтобы поиграть с детьми, помочь сестре по дому. Моя сестрица всегда была в труде, я никогда не видела её праздной. Она умела хорошо вязать, готовила очень вкусные блюда, занималась приготовлением молочных продуктов. И на всё ей хватало времени. И хотя характер её спокойный, она могла быть резкой, если человек заслуживал порицания. С детьми Вероника всегда была ласковой, лечила, помогала с уроками, решала их проблемы.

Прошли годы, у Вероники уже четверо детей и семеро внуков. Она любит их всех. Моя сестра по-прежнему красивая, стройная, заботливая, любящая. Все члены её большой семьи платят её тем же. Когда я смотрю на неё, то вижу молодую счастливую женщину, и желаю её прожить долгие годы.

Также читают:

Картинка к сочинению Портретный очерк

Портретный очерк

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Над пропастью во ржи Сэлинджера

    Название произведения является искаженной фразой английского поэта Бернса, измененная писателем в виде отсылки к божественному писанию, подразумевая ловцов в отношении человеческой души.

  • Печорин — герой или злодей? сочинение

    Так сразу и не ответишь!.. Вообще-то, и размышление тоже не даёт ответа на этот вопрос, потому что запутываешься. Есть аргументы и за, и против! В такой ситуации, действительно, лучше письменно попробовать найти решение

  • Главные герои сказки Заколдованное место Гоголя

    Заколдованное место Гоголя — это рассказ старого деда своим внукам об одном мистическом случае, который произошёл с ним в детстве и с которого извлек урок и урок этот преподносит внучатам.

  • Художественное своеобразие пьесы Гроза Островского

    Драма «Гроза» автора А.Н. Островского относится к классике русской литературы. Своеобразие произведения подчеркивает её уникальность и особенность. Сюжетная линия построена естественно и стройно.

  • Сочинение по картине Гадающая Светлана Брюллова 6 класс

    С давних времен гадание на святки считается нормальным делом, вот и героиня картины Карла Брюллова собирается погадать. Написана картина в 1836 году и передает русскую национальную тематику.

image001Министерство
образования и науки Пермского края 

Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Пермский агропромышленный
техникум»

Конспект урока «Портретный
очерк литературного героя»

Автор:  Ждакаева
Людмила Анатольевна, преподаватель русского языка и  литературы

Пермь, 2021

Методическая разработка урока по
русскому языку (1 курс СПО) в соответствии с рабочей (примерной) программой. 
Данный урок проводится при изучении раздела «Стили речи. Публицистический
стиль».

Тема урока: «Портретный очерк
литературного героя». На изучение данного раздела по программе отводится 6
академических часов. Данный урок (второй) – закрепление полученных знаний и их
применение.

Цели урока:

Образовательная:
углубление понятия о жанре портретного очерка; формирование функциональной
грамотности через тексты классической литературы; формирование умения создавать
свой текст; формирование навыков подбора и расположения материала в портретном
очерке литературного героя.

Развивающая:
развитие мыслительной (анализ, сравнение, обобщение) и речевой деятельности
учащихся, формирование метапредметных умений и способов деятельности.

Воспитательная:
привитие интереса к русской литературе и живописи, воспитание ценностного
отношения к русскому языку как носителю культуры, развитие умения видеть
авторский замысел. 

Для достижения целей в ходе урока
используются исследовательский, диалогический и алгоритмический методы.

Урок проводится в форме фронтальной, групповой и
индивидуальной работы.

На уроке используются опорный
конспект, мультимедийное оборудование, карточка-алгоритм.

В результате проведения урока ученик должен:

Иметь представление о
стилях речи, жанрах публицистического стиля, портретном очерке.

Иметь практический опыт в составлении
портретного очерка. Знать композиционные особенности портретного очерка.

Ход урока.

I.                  
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
(организационный этап 1-2 минуты)

II.               
Актуализация и систематизация опорных знаний по теме
«Публицистический стиль. Портретный очерк»
(7 мин.).

1)       
Словарный диктант (в презентации): Бе…заботный, бе…корыстный,
гост…пр…имный, доброж…лательный, ра…говорчивый, насмешл…вый, мя…кий,
приветл…вый.

Преподаватель

Учащиеся

Начинаем с орфографической разминки.

Объясняют
орфограммы, используемые в словарном диктанте.

Что объединяет все слова?

Слова
объединены темой – это черты характера человека.

В каком из литературных
жанров мы чаще всего встречаем описание характера человека?

Описание
характера человека встречается в портретном очерке.

Из
каких частей состоит портретный очерк?

Говорят о строении
(композиции) портретного очерка (описание внешнего и внутреннего портрета).

Учитывая
д/з, орфографическую разминку, можете сказать тему урока?

(Возможно, учащиеся
скажут только о портретном очерке, следует дополнить, что основой для данного
очерка будет роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

2)       
Проверка домашнего задания (5 мин.):

К
уроку вы должны были приготовить примеры портретного очерка публицистического
стиля (газетные статьи).

Зачитывают фрагменты из
статей. (ПРИ-

ЛОЖЕНИЕ 1)

О каких чертах героев они рассказывают?

Это
внутренний портрет героев, т.к. описываются особенности характера героев.

III.             
Применение полученных знаний (7 мин.).

Очерк издавна считали
«королем литературных жанров». И для этого есть основания – написать стОящий
материал такого рода можно лишь тогда, когда хорошо разбираешься в
предмете, о котором идет речь, когда умеешь видеть не просто те или иные
факты, но и осмыслить, проанализировать их.
 

Вот в этом и будет
заключаться цель нашего занятия: создать портретный очерк, используя
материалы изученного романа И.С.Тургенева.

М. Шагинян говорила:
«Очерк – это активное путешествие писателя в мир действительности, с его
природой и людьми».

Вот и мы совершим такое
путешествие: попытайтесь предположить, кто находится перед вами (фотографии
членов семьи Лыковых), человек какой профессии, в каких отношениях он
находится с окружающим миром [работа в группах]. (Рисунок 1)

Рассказывают о своих
предположениях (никто из учеников не предположил, что эти герои наши
современники).

[Можно
зачитать фрагмент документальной повести «Таежный тупик», ПРИЛОЖЕНИЕ

2]

image002 

        IV.       Практическая работа
(устная, самостоятельная) (10 мин.).

Итак, что помогает раскрыть портретный очерк?

Портретный очерк раскрывает
внутренний (духовный) мир человека, его характер, психологические
характеристики, привычки, конкретные поступки и их последствия.

Об особенности
портретной живописи рассказывает ученик (задание даётся заранее).

Говоря о литературной,
публицистической форме портрета, уместно вспомнить некоторые особенности
этого жанра в изобразительном искусстве, которому термин «портрет»
принадлежит изначально. 

Слово «портрет»
происходит от франц. «portrait», что означает изображение оригинала, «trait
pout trait» — «черта в черту»,

«черта за чертой». 

   В искусстве под
портретом подразумевают изображение определенного конкретного человека или
группы людей, в котором передан, воспроизведен облик человека, раскрыт его
внутренний мир, сущность его характера. 

   Настоящий художник,
создающий портрет, менее всего претендует на зеркальнофотографическое отображение
«натуры». Человек воссоздается искусством не «весь», а только в некоторых, в
избранных, в определенных аспектах. Цель и смысл работы художника над любым
портретом состоит в поиске главной идеи путем отбора характерного.

В подготовленных вашими
ребятами работах мы постараемся определить замысел художника. Это поможет вам
в создании своего портретного очерка при выполнении д/з.

[По внешнему портрету
определяют черты внутреннего портрета (в подготовленных учениками
презентациях. Рисунок 2, Рисунок 3)].

Характеризуют
героев (русская портретная живопись 19 века). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

image003 

image004 

V. Практическая
работа «Портретный очерк литературного героя»
: (10 мин.) Работа с романом
И.С.Тургенева «Отцы и дети» (работа в группах по конкретному герою, выбранному
учениками. На партах художественные тексты и алгоритм составления портретного
очерка (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Можно использовать кадры из х/ф режиссёра Авдотьи
Смирновой, 2008г. (Рисунок 4).

image005 

image006 

Зачитывают свои сочинения.

VI.            
Самооценка, рефлексия результатов деятельности (3 мин.)

VII.          
Д/з: напишите портретный очерк о себе, продумайте
заголовок, композицию, выразительные средства, а также определите черту своего
характера, какую вы хотите подчеркнуть.

image007 

image008 

image009 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Василий Песков — журналист
и писатель, специальный корреспондент «Комсомольской правды» — хорошо известен
читателям как автор книг о природе, о нашем Отечестве, о ярких и интересных
людях. Произведения Василия Пескова удостоены многих наград, в том числе
Ленинской премии. Василий Песков много путешествует по стране, побывал во
многих уголках мира.

      Документальная
повесть «Таежный тупик»

Слова «Таежный тупик» не
нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты человек не знает, что речь
идет о судьбе Лыковых. Впервые о таежной находке геологов мы узнали из газетной
публикации в 1982 году. Интерес к маленькой документальной повести был
огромным. Еще бы, речь шла о семье, более тридцати лет прожившей в изоляции от
людей, об отшельниках-староверах в горной Хакасии, в глухом малодоступном
районе Западного Саяна. Небольшая семья. В ней выросли двое детей, с рождения
не видавшие никого, кроме родителей, и имеющие представление о человеческом
мире только по их рассказам.

С тех пор автор первого очерка
Василий Михайлович Песков в течение семи лет посещал Лыковых. Рассказ о каждой
поездке публиковался в «Комсомольской правде». Эти рассказы и составили книгу.

      Отрывок
из книги

Почерневшая от времени и дождей
хижина со всех сторон была обставлена какимто таежным хламом. Скрипнула низкая
дверь. И на свет божий, как в сказке, появилась фигура древнего старика. Босой.
На теле латаная-перелатаная рубаха из мешковины. Из нее ж – портки, и тоже в
заплатах, нечесаная борода. Всклокоченные волосы на голове. Испуганный, очень
внимательный взгляд. И нерешительность. Переминаясь с ноги на ногу, как будто
земля сделалась вдруг горячей, старик молча глядел на нас. Мы тоже молчали. Так
продолжалось с минуту. Надо было что-нибудь говорить. Я сказала:

  Здравствуйте,
дедушка! Мы к вам в гости…

Старик
ответил не тотчас, наконец мы услышали тихий нерешительный голос:

  Ну, проходите, коли
пришли…

Старик открыл дверь, и тут мы
увидели силуэты двух женщин. Одна молилась. Свет оконца упал на ее расширенные,
смертельно испуганные глаза, и мы поняли: надо скорее выйти наружу. Старик
сказал, что это его дочери. Одеты они были так же, как и старик, в домотканую
конопляную мешковину. Мешковатым был и покрой всей одежды: дырки для головы,
поясная веревочка. И все – сплошные заплаты.

В четвертый или пятый приход мы
увидели, что старик появился на тропке в сопровождении двух мужчин. В руках
посошки. Одежда все та же – латаная мешковина. Босые. Бородатые. Немолодые уже,
хотя о возрасте трудно было судить. Смотрели оба с любопытством и настороженно.
Несомненно, от старика они уже знали о визитах людей к тайнику. Они были уже
подготовлены к встрече. И все же один не сдержался при виде той, что больше
всего возбуждала у них любопытство. Старик их представил как своих сыновей.

image010 

image011 

Напишите портретный очерк литературного героя: а)
Евгения Базарова (главы 2,10);

б) Павла Петровича Кирсанова (главы 4,5,7);

в) Фенечки (главы 5,8);

г)Анны Сергеевны Одинцовой (главы 14,15).

Алгоритм:

1)     Первое
знакомство с героем (детали внешности, костюм, как это подчеркивает черты
характера героя: улыбка, голос, движения, жесты).

2)     «Внутренний»
портрет: интересы, привычки, отношение к делу, людям, к самому себе, убеждения,
взгляды.

3)     Для
полноты портрета можно использовать биографические данные описываемого лица.

4)     Сделайте
вывод (как помогли все эти черты раскрыть характер героя).

Используемые
источники:

1.      А.И.Власенков,
Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Граммтика. Текст. Стили речи. 10 – 11 кл. – М.:
Просвещение, 2021.- 272 с.

2.      Онлайн
библиотека русской классической литературы. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: читать по главам https://онлайнчитать.рф/тургенев.html

3.     
Василий   Песков:           Таежный        тупик       https://libcat.ru/knigi/dokumentalnyeknigi/publicistika/346863vasilijpeskovtaezhnyjtupik.html

4.      Василий
  Григорьевич Перов.             Портреты       писателей  https://kolybanov.livejournal.com/7368523.html  

5.     
Илья Ефимович Репин. Женские портреты https://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post395183985

6.      Художественный
           фильм             (кадры)           режиссёра      А.        Смирновой
   «Отцы       и          дети» https://b.lordfilmsfilmy.online/11679otcyidetiserial200814

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя
школа №9» города Смоленска

          «Неизвестное об известном:

 портрет писателя. Алгоритм        создания портретного очерка о
Б.Л. Васильеве»

(учебное
исследование)

                                                                
Выполнила работу Чернышова                                                 

                                                             
        Анна, учащаяся 8 А класса 

                                                                    
Руководитель Шиликова Елена

                                                                     
Васильевна, учитель русского языка

                                                                     
и литературы

Смоленск

                                                           
 2021

                                              
Оглавление:

1.    
Введение …………………………………………………………………. 3-4

2.    
Основная часть

2.1. Основные
этапы жизни и творчества Б. Васильева
…………………5-7

2.2. Стилистические
особенности очерка как жанра публицистики…8-9

2.3. Основные
требования к портретному очерку как жанру,

алгоритм
его написания………………………………………………9-10

2.4. Просветительская
деятельность и особенность личности писателя-земляка…………………………………………………………………11-12

2.5.
Портретный очерк о
жизни Б. Л. Васильева………………….

3.    
Заключительная часть

4.    
Список использованной литературы

5.     Приложения
(фотопортреты Б.Л. Васильева, рисунки и иллюстрации учащихся нашей
школы
). 

1.          
Введение

Открывая
для себя Б.Л. Васильева
, я всё больше восхищалась
им не только как человеком и гражданином своего времени, но и просто
соотечественником, современником, земляком. Мне было интересно читать о его
детстве, поступках, смотреть по его книгам и сценариям фильмы. Я даже иногда
ставила себя на его место и задавала себе вопрос: «А как бы я поступил в той
или иной ситуации?»
На первый взгляд, он мало чем отличался от обыкновенных
людей, но было в нём что-то такое, что выделяло его. От семьи Борис Васильев унаследовал
чувство товарищества, готовность помочь, в том числе и физической работой. Исключительная
правдивость, умение сохранять чувство собственного достоинства в трудных
ситуациях, начитанность – вот основные черты характера Бориса Васильева.

Просто он жил и работал в полную силу, прекрасно понимая, что не в полную силу
нельзя писать. Это безнравственно по отношению к России, народу. Силу можно
показать, когда говоришь в полный голос. В этом есть «высшая мудрость – быть
представителем своего времени».

Исследовав его
жизнь, я стала понимать то, что способствовало становлению его характера.
Жизненные обстоятельства и все те переживания за свой народ — вот что не давало
покоя этому человеку. Поэтому. я считаю, что Борис Васильев — настоящий человек
своего времени, он сопереживает несчастному народу, он сохраняет чувствительность.
Называя его же гражданином, мы вспоминаем о том, что сделал для страны один
человек, сколько раз он помогал в сохранении порядка и справедливости….

Его великие произведения не раз ещё будут вдохновлять нас и будущие поколения
на что-то высокое, на помощь близким и родным. 

                                                       Цели
работы:

• Изучить
разновидности, стилистические особенности очерка как

жанра
публицистики; проследить основные этапы жизни и творчества Б. Васильева.

• Выявить, в чём
заключается просветительская деятельность и

особенность
личности писателя-земляка
;

• Ознакомиться с
основными требованиями к портретному очерку как

жанру, алгоритмом
его написания;

• Провести работу
со словарными статьями из толковых и

литературоведческих
словарей
: даются толкования терминов «очерк»,
«портрет», «портретный очерк»;

• Подготовить
выставку известных фотопортретов Б.Л. Васильева,

рисунков
и иллюстраций учащихся нашей школы;

• Составить портретный
очерк о жизни Б.Л. Васильева;

.
Выявить, актуальна ли, весома и важна для сегодняшнего дня

личность
Б.Л. Васильева.                  

                  
2.1.     Основные этапы жизни и творчества Б. Васильева

Борис Васильев
родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Родом из дворян, отец Васильев Лев
Александрович – кадровый офицер царской, Красной и Советской армии, “чудом
пережил три армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской
армии…” (“Век необычайный”, М., 2003).  Мать, урожденная Алексеева – Елена
Николаевна Тихонова – из известного старинного дворянского рода, связанного с
именами Пушкина и Льва Толстого.

Поколение
Васильева – первое поколение, родившееся после окончания открытой гражданской
войны, оказалось поколением, выросшим в состоянии продолжающейся скрытой
гражданской войны.  “Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора,
– напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры
испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное
правовое пространство, а нашим внукам – разрушенное идейное… Ни отец, ни мама
никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей
молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был
ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь”.

Влияние семейных
нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис
Васильев считает решающим: “Меня воспитывали еще по старинке, как это было
принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно
человек конца 19-го столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории,
и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать…”.

Рано проявившиеся
у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе с детства
переплелись в его сознании. Учась в воронежской школе, он играл в любительских
спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда закончил
9-й класс, началась Великая Отечественная война.

Борис Васильев
ушел на фронт добровольцем в составе истребительского комсомольского батальона,
и 3-го июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из
него в октябре 1941 г., потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной
просьбе был направлен, сперва в кавалерийскую, а затем в пулеметную полковую
школу, которую и закончил. Служил в 8-м воздушно-десантном   гвардейском полку
3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта 16
марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в
госпиталь.

Поколению
мальчишек начала 20-х годов, суждено было почти всем сложить свои головы в
Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис
Васильев чудом оказался среди них: “…мне и вправду выпал счастливый билет. Я не
умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех
моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го
– я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины” (“Век
необычайный”, М., 2003).

Осенью 1943 года
он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированный войск, где
встретил свою будущую жену – Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же
академии, ставшую   его постоянной спутницей. После окончания в 1946 году
инженерного факультета академии работал испытателем колесных и гусеничных машин
на Урале. Демобилизовался в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте о
демобилизации назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Начало
литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных
осложнений. Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса
“Танкисты” (1954) – о том, как непросто в человеческом и профессиональном
планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием
“Офицер” была принята к постановке в Центральном театре Советской армии, но
после двух общественных просмотров в декабре 1955 незадолго до премьеры
спектакль был запрещен ГЛАВПУРОМ (Главным политическим управлением армии).
Позднее Борис Васильев напишет об этом эпизоде: “А может быть, это-то и хорошо,
что запретили без всякого объяснения? Если бы надавали замечаний, я бы
растратил уйму времени, пьесу все равно бы угробили (в этом ведомстве своих
мнений не меняют), а я бы привык доделывать да переделывать по указаниям,
слухам, мнениям… Я слушаю только редакторов, устраняю их замечания или принимаю
к сведению, но никогда ничего не переделываю во имя, так сказать, сиюминутного
момента”. Вслед за запретом спектакля был    рассыпан по распоряжению “сверху”
типографский набор “Офицера” в журнале “Театр”, руководимом известным
драматургом Н.Ф. Погодиным.

Несмотря на
неудачи, Борис Васильев не бросает драматургии: его пьеса “Стучите и откроется”
в 1955 поставлена театрами Черноморского флота и Группы войск в Германии.
Одновременно по приглашению Н.Ф.Погодина он посещает сценарную студию при
Главкино, в результате чего по сценариям Васильева были поставлены кинофильмы
“Очередной рейс” (1958), “Длинный день” (1960) и другие.  И всё же
кинематографическая судьба его складывалась далеко не безоблачно. Ему
приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН (“Клуб веселых
и находчивых”), сочинять подтекстовки к киножурналам “Новости дня” и
“Иностранная хроника” …

Непросто
складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева    “Иванов
катер” (М.,1967) – А.Т. Твардовский принял повесть для публикации в “Новом
мире”. Но после его смерти она почти три года пролежала в редакционном портфеле
и увидела свет лишь в 1970 (“Новый мир”, № 8, 9). К этому времени в журнале
“Юность” (1969, № 8) уже была напечатана другая
повесть автора – “А зори
здесь тихие…”.
Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс,
писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. “Зори…”
многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели
множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972
году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной
премии СССР.

Замысел повести
возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в
литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность
“лейтенантской прозой” сменилась с годами убежденностью, что он видит войну
совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не “его” война. Его
притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным
связи,  поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли
крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные
силы и решения. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив
патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и, вместе с тем, проза эта
устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.

Тихие зори на
171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то двенадцать дворов, клочке
земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами
поразительного противостояния пятерых девочек-зенитчиц матерым вражеским
десантникам. А в действительности – женского противостояния   войне, насилию,
убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой
обрываются пять судеб, и с каждой, почти осязаемо, становятся   тише и тише
зори над землей. И так же поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда через
годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.

Повесть вобрала в
себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с
мелодраматическим оттенком, составляющая несет на себе печать авторской
личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной
к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя,
органически не принимающего компромисса между истиной и ложью.

2.2.   Стилистические
особенности очерка как жанра публицистики.

Очерк
– это небольшого размера литературное произведение,
описывающее правдивые происшествия, события, конкретного человека. Временные
рамки здесь не соблюдаются, писать можно о том, что было тысячи лет тому назад
и что случилось только что.

Основные
компоненты очерка

Сочинение такого
жанра должно содержать три главные составляющие: публицистический, социологический
и образный аспект. Автор в обязательном порядке должен затронуть социально
важные вопросы. Писатель должен взять за основу факты, опираться на статистику.
Чтобы заинтересовать читателя, нужно написать красивым литературным слогом
очерк. Жанр – это важная составляющая произведения. Сочинение должно быть
написано в публицистическом стиле, здесь будет логичным красочное описание
проблемы, рассказ о жизни конкретного человека.

Стилистические
особенности очерка

Стилистическая
языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и
виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления
действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о
многом, создать многогранную картину — один из основных признаков
высокого профессионального мастерства очеркиста.

Композиция
очерка

По композиции
очерки очень различны, они могут состоять:

1.      из
эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей,
связанные лишь внешней причинно-временной последовательностью;

2.      из
описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы;

3.      из
рассуждений о них.

2.3.   Основные
требования к портретному очерку как жанру, алгоритм его написания.

         Портретный
очерк
– это произведение, в центре которого находится прежде всего личность
человека, его история, жизненный опыт
. Часто героями подобных текстов и
видео становятся известные знаковые личности, сыгравшие главную роль в жизни
общества. Но также героем портретного очерка может тать и обыкновенный человек
или выдуманный персонаж. Тогда нам важна не его роль в каких-то глобальных
событиях, а личный жизненный опыт, прожитые испытания, касающиеся его личности.
Такие тексты нужны, чтобы дать читателю «примерить шкуру» героя, но при этом и
помочь ему разобраться в собственных переживаниях, попытаться сравнить свой
собственный опыт с описываемым.

Это не простая
биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной
красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней
изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя. Чтобы
портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая
была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает
портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли
уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической
разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя.

Автор анализирует
личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о
социально-психологической мотивации совершенных поступков. Необходимо указывать
детали, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его на
всеми другими героями. В современных российских изданиях портретный очерк выглядит
по-другому. Чаще всего это краткое изложение биографии, набор классических
человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр, чем
публицистический.

Алгоритм
написание портретного очерка

·       
Описание внешности героя;

·       
Рассказ о его деле, профессии, творчестве;

·       
Отдельные факты биографии;

·       
Описание особенности характера героя, его
речи;

·       
Эпизод, раскрывающий в герое главное

image001

2.4.   Просветительская
деятельность и особенность личности писателя-земляка.

Борис Васильев не
щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден,
что искусство не должно выступать в роли утешителя, его функции – обнажать
перед людьми, жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и
учить сочувствию и добру.

“Я прожил
достаточно длинную жизнь, – пишет Борис Васильев, – чтобы внутренне ощутить, а
не просто логически осмыслить все три этапа, три поколения русской
интеллигенции от ее зарождения до гибели через ступени конфронтации, унижения,
физического уничтожения, мучительного конформизма уцелевших до возрождения веры
в гражданские права и горького понимания, что интеллигенция так и осталась
невостребованной. …Ведь необходимость и сила русской интеллигенции была в ее
понимании своего гражданского долга перед родиной, а не просто в исполнении тех
служебных функций, которые столь характерны для западных интеллектуалов и
которые силой насаждала Советская власть. Русская интеллигенция была
востребована историей для святой цели: выявить личность в каждом человеке,
восславить ее, укрепить, нравственно, вооружить не раболепием православия, а
мужеством индивидуальности.  …Русский народ не может существовать без
собственной интеллигенции в исторически сложившемся ее понимании не в силу некой
богоизбранности, а потому лишь, что без нее он утрачивает смысл собственного
существования, вследствие чего никак не в силах повзрослеть” (“Век
необычайный”, 2003).

Борису Васильеву
принадлежит множество публицистических произведений, тематически охватывающих
самые разные стороны нашей жизни. Это обеспокоенность утратой обществом
исторической памяти и размыванием нравственно культурного пласта, накопленного
Россией за многовековой период ее существования, и как следствие – исчезновении
мыслящего слоя общества и менталитета народа. Обращаясь к истории, он
утверждает: “Да, историю – не в записи, разумеется, – исправить невозможно, но
можно – и нужно! –  попытаться сгладить последствия деяний прошлого, если эти
деяния сказываются в дне сегодняшнем” (“Летят мои кони”)

Писатель постоянно
напоминает о необходимости установления и поддержания приоритета культуры,
которую определяет как традиционную, выработанную тысячелетиями систему
выживания русского народа, с горечью признавая, что “революция и воспоследовавшая
за нею гражданская война, а в особенности сталинские репрессии практически
уничтожили культурную мощь России. Цивилизованные страны перестали воспринимать
нас как свою составную культурную часть: такова, увы, данность сегодняшнего
дня…”.

Размышляя о природе
патриотизма, Васильев с болью говорит: “Ныне это великое понятие затрепано,
замусолено и затаскано бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы
коммунистическими вождями в Государственной думе. …Неужели не ясно, что любовь
доказывается только делами, только поступками и решительно ничем иным?”.

Так же
бескомпромиссно он размышляет о сложившемся, часто уничижительном отношении
власти к народу, взаимосвязи территории и уровня жизни в России, с тревогой говорит
об отсутствии гражданского общества в нашем государстве.

Васильев
настойчиво, шаг за шагом, по крупицам изучает историю, чтобы понять причины,
приведшие к бесправному государству, в котором мы живем и которое терпим ради
иллюзорных идей, подбрасываемых нашими вождями, и приходит к следующему важному
выводу: “Западная Европа получила в наследство от Католической церкви Римское
право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв
христианство византийского толка, приняла и Византийское право, в котором
приоритетом оказались не права личности, а безусловное право деспота, государя,
царя – то есть, приоритет власти. На этом представлении о преимуществе
государственных прав над правами личности и существовала Россия вплоть до
Судебной реформы Александра Второго. Однако реформы эти, обеспечившие самый
демократический суд в России, в дикие глубины страны, а тем паче, в глубины
населяющих ее темных душ проникнуть не успели.  Объявились большевики,
решительно повернувшие к византийскому пониманию приоритетного права
государства”. В итоге, общество формировалось “в пренебрежении к презумпции
невиновности, о которой и не подозревает большинство населения вообще. Именно
на разности исходных принципов и основываются наши разногласия с Европой, как
только заходит разговор об ущемлении прав человека”.

image002

                2.5.       Портретный
очерк о Б. Л. Васильеве

Выдающийся
советский и российский писатель Борис ВАСИЛЬЕВ (1924 – 2013) родился и вырос в
Смоленске.

В 1941 году
17-летним юношей пошел на фронт. Поэтому самые известными его произведениями
стали повесть «А зори здесь тихие…» и фильм «Офицеры»,
рассказывающие о Великой Отечественной войне.

Борис Васильев –
лауреат Государственной премии СССР (1975), лауреат премии Ленинского
комсомола, премии имени Сахарова «За гражданское мужество», премии
«За честь и достоинство», обладатель памятного приза Венецианского
фестиваля, а также ордена «За заслуги перед Отечеством» и других
наград.

Борис Васильев мог
бы стать еще одним лауреатом Нобелевской премии по литературе от России. Мог
бы, но не стал: документы вернули, так как эта премия вручается только живым.
Нам в наследство остались его книги, фотографии, бесценные автографы, его
жизнь, наконец. Мы, смоляне, мало изучали его при жизни, еще меньше приглашали
приехать на родину, — нам казалось, что его не следует беспокоить. А он ждал и
каждый раз говорил об этом в телефонных разговорах.

– С ним легко было
общаться. При этом он был очень непростым человеком. Борис Львович хорошо
разбирался в людях и видел поверхностный человек или нет. Он все время говорил,
что не умеет злиться на людей, и что нужно с добром относиться к каждому
человеку. Так он и жил.

Вообще, когда я
узнал его поближе, то меня не покидало ощущение, что передо мной настоящий
дворянин. В благородном смысле этого слова. Ведь его род по материнской линии –
это дворяне Алексеевы, которые очень многим связаны с Львом Толстым, связаны с
Пушкиным, связаны с генералом Скобелевым. А пра-пра-дед был генерал-лейтенантом
артиллерии, героем войны 1812 года. И его портрет висит в Эрмитаже.

Поэтому Васильев с
молоком матери впитал в себя русскую интеллигентскую дворянскую культуру.  (Слова
Владимир Карнишина)

Борис Васильев не
щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден,
что искусство не должно выступать в роли утешителя, его функции – обнажать
перед людьми, жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и
учить сочувствию и добру.

Что рассказать о
любимом писателе? То, что он родился в Смоленске, на Покровской горе? Так об
этом все знают, но мало кто вспоминает. То, что его прародители — известные
дворяне Алексеевы родом из Ельни? Так ведь это интересно, к сожалению, двум-трем
краеведам. Рассказать о том, что это писатель с обостренным чувством
ответственности за судьбу Родины, что у него есть то, чего давно нет у многих,
— совесть и стыд за содеянное коллективно? И что испытывать такой стыд —
нормальное свойство интеллигентного и порядочного человека? Может быть, рассказать
о том, что у писателя гипертрофированное чувство долга и генетической памяти?

                               
4.  Список использованной литературы:

1.    
Маленькая родина большой страны. Смоляне о
Борисе Васильеве: статьи, воспоминания, материалы / Автор – составитель В.А.
Карнюшин. – Смоленск: Свиток, 2017.

2.    
Васильев Б.Л. А зори здесь тихие…; Не
стреляйте белых лебедей; В списках не значился. – М.: Правда, 1978.

3.    
ru.wikipedia.org

4.    
https://24smi.org/celebrity/393-boris-vasilev.html

5.    
М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос.
В.В. Львов / Русский язык, 8 класс – М.: Дрофа, 2019, §42, С.209.  

5.      Приложения
(фотопортреты Б.Л. Васильева, рисунки и иллюстрации учащихся нашей школы). 
image003image004image005image006image007

Конспект урока

Русский язык

11 класс

Урок №10

Тема урока: Публицистические
жанры

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Урок посвящён теме «Публицистические жанры».
Рассматриваются различные жанры публицистического стиля речи, их особенности.
Ученики знакомятся с примерами текстов разных жанров публицистического стиля и
тренируются их различать

Глоссарий по теме

Выступление –
устный жанр публицистического стиля речи, задача которого – донести до
слушателей информацию, убедить их в чем-либо, доказать точку зрения
выступающего, передать его позицию по той или иной проблеме.

Интервью –
это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым,
специалистом и т.п. 

Информационная заметка – небольшой по объему журналистский материал, в котором
излагаются только факты и сведения о каком-либо событии.

Очерк – одна
из разновидностей такой малой формы эпической литературы как рассказ, отличная
от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро
разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Репортаж –
информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в
яркой форме сообщающий о каком-либо событии, журналистский материал о событии.

Рецензия –
жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о
произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. 

Сочинение-рассуждение – прозаический текст публицистического стиля, содержащий
размышление о какой-либо проблеме, явлении, художественном произведении.

Статья –
публицистический жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно
значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. 

Эссе –
прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее
индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и
заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку
предмета. *

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы:
учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М.
Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 — 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Тертычный А. А. Жанры периодической печати//
    Тертычный А. А – М.: Аспект Пресс, 2000 — 312 c.;
  2. Друговейко-Должанская С. В., Школьный
    энциклопедический словарь, Друговейко-Должанская С. В., Чердаков Д. Н.,
    2013 – 585 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ.
    – Издательство: КРСУ, 2002. — URL: http://evartist.narod.ru/text16/069.htm
    (Дата обращения: 08.10.2018);
  2. Лободенко Л.К., Баштанар И.М.,
    «Лексико-стилистические особенности аналитических жанров медиатекстов
    региональных интернет-СМИ»//Вестник Южно-Уральского государственного
    университета. Серия: Лингвистика. 2016 г. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/leksiko-stilisticheskie-osobennosti-analiticheskih-zhanrov-mediatekstov-regionalnyh-internet-smi (дата
    обращения — 30.11.2018).

Теоретический материал для самостоятельного
обучения

К публицистическому стилю относятся жанры как
письменной, так и устной речи. Среди них очерк (короткий описательный
текст, стремящийся к обобщению), сочинение-рассуждение (размышление о какой-либо
проблеме, явлении), рецензия (критический отзыв о каком-либо
произведении), эссе (прозаическое сочинение свободный формы, выражающее
индивидуальные впечатления и мысли автора), информационная
заметка (журналистский материал, излагающий факты и сведения о каком-либо
событии), репортаж (оперативное сообщение или материал о каком-либо
событии), статья (аналитический текст), выступление (устное публичное
сообщение), интервью (беседа журналиста с личностью, представляющей
интерес для аудитории).

Примеры и разбор решения заданий
тренировочного модуля

Задание 1.

Определите разновидности очерков по
приведенным отрывкам и распределите их по соответствующим столбикам.

  1. Оказавшись в Японии, приготовьтесь к
    бесконечным поклонам в магазинах, офисах, отелях и прочих общественных
    местах. Кланяются не только при встречах-расставаниях, но и во всех
    остальных случаях. Если вы едете в эту страну не как турист, а по делам,
    обязательно запаситесь внушительным количеством визиток. Любая встреча
    заканчивается их обменом. Помню, как недоуменно смотрели на меня местные
    журналисты, когда я разводил руками и говорил, что у меня кончились
    визитные карточки. («Аргументы и факты»)
  1. Это была очевидная ошибка,
    которую, на мой взгляд, можно квалифицировать и как непрофессионализм:
    журналист современного СМИ обязан уметь ориентироваться в интернете, в
    блогах, постах и т.д. и т.п., тем более если он оттуда берет информацию.

Совершенно очевидно, что обнаруженное мною
обстоятельство перечеркивало всю статью Н. Копыловой, делало ложным ее
пафос.

Надо сказать, что я тут же позвонила в
редакцию «Звезды» и, выяснив, что Н.А. Копылова является заместителем
главного редактора и находится на своем рабочем месте, связалась с ней,
объяснила ситуацию и посоветовала извиниться перед читателями за дезинформацию.
Наталья Анатольевна выслушала меня и обещала разобраться. (Интернет-журнал
«Филолог»)

  1. Он был гостеприимен, как магнат.
    Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне,
    и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Многим это могло показаться
    безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится
    таким тяжким трудом содержать всю семью — и мать, и брата, и сестру, и
    отца, — у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом,
    сверху донизу, набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и
    лечит! (К. И. Чуковский)

Портретный очерк

Путевой очерк

Проблемный очерк

Решение:

Портретный очерк

Путевой очерк

Проблемный очерк

3

1

2

Задание 2.

Прочитайте фрагмент текста Александра Гениса
«Гость. Туда и обратно» и определите жанр.

Придумав себе ритуалы странствий, я строго
следую им, надеясь открыть весь мир — страну за страной, столицу за столицей,
море за морем. При этом в каждой части света я ищу то, чего мне не хватает. На
Востоке — бога или того, что там его заменяет. В Японии — красоту, в Китае —
мудрость, в Индии — слонов, в Израиле — все сразу.

Банк истории — Европа для меня как была, так и
осталась геополитической мечтой, и я приезжаю туда, чтобы убедиться в том, что
она настоящая, а не приснившаяся. Каждая поездка дробит маленький континент на
еще меньшие части. Не Франция, а Бургундия, не Италия, а Венето, не Германия, а
Франкония — и в ней крошечный Ротенбург, в котором я бы хотел родиться и
умереть.

<…>

Подводя итоги, конечно, предварительные — ведь
мне еще не довелось побывать в Антарктиде, я хочу объяснить, что меня,
собственно, гонит из дома: надежда вернуться не таким, каким уехал. Удавшееся
путешествие напоминает классическую драму. В прологе герой думает, что все
знает. К третьему акту он обнаруживает не то, что искал, а к пятому
возвращается умнее, чем был в начале пути. В этом движении — оправдание дороги,
которая знает не два, а три направления: вглубь, туда и обратно.

А. Путевой очерк.

Б. Публицистическая статья.

В. Эссе.

Г. Рецензия.

Решение: В. Эссе.

Материал к уроку в 11 классе.

Учебник: Русский язык и литература.
Русский
язык. 10–11 классы. Базовый уровень. В 2 частях./Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин,
М.А. Мищерина – М.: ООО “Русское слово – учебник”, 2018

Тема:
Публицистический стиль и его жанры: очерк портретный, проблемный, путевой,
выступление.
Слайд №1

Автор: Новикова
Ирина Анатольевна,

учитель
русского языка и литературы

МОБУ СШ №2
г. Гаврилов-Ям,

Ярославской
области  

Цели урока:

— углубление и
развитие представлений о публицистическом стиле и его  жанрах;

— совершенствование навыков анализа
текста;

— знакомство с содержанием и
особенностями проблемного очерка.

Задачи урока:

Предметные
результаты:

Ученик научится:

 — отличать тексты разных стилей
речи, соотносить текст со стилем речи.

— анализировать текст
публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

— определять тему, идею и проблему
текста.

Получит возможность научиться:

— выражать свою позицию по отношению
к сформулированной проблеме, приводить аргументы, делать выводы;

— анализировать при оценке
собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их употребления;

—   оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной
литературы).

Личностные
результаты:

— готовность и способность
обучающихся к отстаиванию собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;

— принятие гуманистических
ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;

— развитие компетенций
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.

Метапредметные
результаты;

Выпускник научится:

— самостоятельно определять цели,
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;

— ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;


выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;


сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

— критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;


находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

— выходить за
рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия.

— осуществлять
деловую коммуникацию со сверстниками, подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;

— при
осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях;

— координировать и
выполнять работу в условиях реального взаимодействия;

— развернуто,
логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;

Ход урока.

Актуализация
знаний

Учитель:
Здравствуйте, ребята!  Сегодня нам предстоит серьёзная работа.
На прошлых уроках  мы повторяли стили речи. Давайте  проверим всё ли мы
усвоили.

1.Слайд  №2.

 Угадайте по картинке
стиль речи, ответ обоснуйте. За каждый устный ответ вы получите балл. Подпишите
рабочий лист, проставьте в таблице баллы за устные ответы.

2. Слайд №3.Прочитайте
тексты и соотнестите их с определённым стилем речи. При выполнении этого
задания помните  опорную схему:

— Цель
употребления стиля.

— Сферу
употребления стиля.

— Характерные
особенности стиля.

Проверьте
правильность выполнения задания, проставьте баллы.

Учитель:
Прочитайте
эпиграф к уроку.
Слайд №4.

Слово—
одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится
могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно
увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.

(Цитата из
произведения «Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты
судебной этики)» (1902 г.) русского юриста
 Кони Анатолия Федоровича(1844 —
1927)

Анатолий
Фёдорович Кони)

Учитель:
 К
какому стилю подходят слова Кони? Почему?

Ученики: Публицистическому
стилю
(освещаются,
разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни,
поднимаются нравственные проблемы, о
сновные средства
публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию,
логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на
слушателя (аудиторию).

Формулировка
цели урока, определение задая урока

Учитель:
Как
бы вы сформулировали тему урока?

Ученики:
Публицистический стиль, его особенности и жанры.

Учитель:
Какую
цель вы поставите перед собой на этом уроке?
Слайд №5.

Ученики: Повторить
и углубить знания о публицистическом стиле, его жанрах.

Учитель:
Что
мы для этого должны сделать?

Ученики: Вспомнить всё,
что мы уже знаем об этом стиле, поработать с текстами в публицистическом стиле
в устной речи и письменной.

Учитель:
А
лично для себя вы можете поставить цель на этом уроке?

Ученики: Примерные
ответы (подготовка к ЕГЭ, хочу стать журналистом, знание ради знаний,
пригодится в жизни)
.

Обобщение и
систематизация знаний о публицистическом стиле

 Учитель: Поработаем
с названием стиля. Как вы думаете, почему стиль так назван? Что сразу
предполагает название стиля? (ответы учеников)

Подготовленное
учеником сообщение: 
* Публика– это слово, появившееся в
русском языке в Петровскую эпоху, бьшо заимствовано из польского, где через
посредство французского восходит к латинскому publicus – «публичный,
народный, общественный», возникшего от populus – «народ, общественность». 
(Этимологический словарь). 

Учитель:
Стиль ориентирован на народ, а значит какой должен быть этот
стиль?
Ученики:
Понятным,
доступным.

Учитель:
Где используется публицистический стиль?

Ученики:
Примерные ответы (
в общественно-политической сфере деятельности. Это
язык газет, общественно-полити­ческих журналов, пропагандистских радио- и
телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на
собраниях, митингах, торжествах и т.п.
)

Учитель:
Какие
жанры публицистики вы помните, знаете? А какие виды очерков мы изучали?

Ученики:
Примерные ответы
(проблемный,
портретный М.Горький “Лев Толстой”, путевой
(А. Чехова
«Остров Сахалин»; А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
). Примерные
ответы
(Публицистический
стиль представлен множеством жанров:

 1. газетные–
очерк, статья, фельетон, репортаж;

 2. телевизионные–
аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские–
выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные–
пресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты.

5. рекламные–
очерк, объявление, плакат, лозунг.)

Учитель:
Какие признаки публицистического стиля вы знаете? Заполним
таблицу.

Обучающиеся
работают с таблицей.

Таблица-памятка
“Публицистический стиль”
Слайд  №6-7.

Цель

Информирование и
воздействие

Сфера употребления

Общественно- политическая,
экономическая,культурная, спортивная и другие.

Стилевые черты

Логичность, образность,
эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, п
обуждение

Средства художественной
выразительности.

Тропы, пословицы,
поговорки, цитаты, фразеологизмы,разговорные и просторечные слова.

Языковые признаки

Речевые клише, «Театральная»
лексика,эмоционально-оценочная лексика, общественно-политическая лексика.

Морфологические признаки

Глаголы повелительного
наклонения, Род. падеж имён сущ. ,
ед. ч.имени сущ. в значении мн.ч.

Синтаксические особенности

Риторические вопросы,
восклицательные предложения, инверсия. Заголовки -призыв, соединение
несоединимого, реклама.

Учитель:
Совсем
недавно прошли выборы президента РФ.  А как выборы связаны с темой нашего
урока?

Ученики: Примерные
ответы (Политические дебаты, публичные выступления и т.д. – это тоже  жанры
публицистического стиля.
Эта разновидность публичной дискуссии
направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью
сторону, а не друг друга
).

Учитель:
Сейчас
мы посмотрим два видео, а после вы проголосуете за одного из кандидатов, чья
речь будет убедильнее.

Просмотр
видео.
Первое
видео.
Одним
из кандидатов будет В.Ф.Жириновский.   Второе видео ещё одного кандидата.

Просмотр
видеороликов( материал из открытого доступа в сети интернет на канале youtub:

1. https://yandex.ru/video/preview?filmId=8097096444351405035&from=tabbar&parent-reqid=1615828438997008-919005174954550758100124-production-app-host-vla-web-yp-294&text=%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE+%D0%96%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+4+%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0

2.

https://yandex.ru/video/preview?filmId=4565653777153512259&from=tabbar&reqid=1615828441016864-1364992937250856295000228-vla1-4143&suggest_reqid=595396448150842465875578599656345&text=%D0%9E%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

Обучающиеся
голосуют  с помощью пультов за одного из кандитов.

Учитель:
Отметьте
знаком +  характеристики речи кандидата, за которого вы проголосовали.

Обучающиеся
работают в рабочих листах.

Побуждает
голосовать за себя

Воздействует
на чувства и эмоции.

Использует
слова с яркой эмоциональной окраской.

Речь
кандидата нелогична

Использует
общеполитическую лексику.

Воздействует
на чувства и эмоции избирателей.

Выступление
неэмоционально

Нет
призыва, нет побуждения

Убеждает
в своей правоте

Хочется
слушать

Хочется
переключить канал

Учитель:
Сверьте
ответы, проставьте баллы. Слайд  №8. Какой кандидат, по вашему мнению,
проиграет на выборах? Почему?

Ученики:
Примерные
ответы (Второй.  Речь кандидата нелогична, он сбивается с мысли, выступление
неэмоционально, нет призыва, нет побуждения, хочется переключить канал)

Практическая
часть.

Учитель: Мы понаблюдали над устыми
жанрами публицистического стила. А теперь перейдём к письменным.
Остановимся
подробнее на проблемном очерке. В первую очередь он нас интересует потому, что
необходим нам в работе: в этом жанре часто пишутся школьные сочинения.
Где нам в
ЕГЭ может пригодится публиц. стиль?

Ученики:(ответы)

Учитель:
Возможно,
кто-то из вас станет работать журналистом, да и вообще, человеку с активной
жизненной позицией необходимо умение высказывать мысли как в устной, так и в
письменной форме. Именно этому мы с вами будем учиться сегодня на уроке и на
последующих уроках.
Выделите маркером отличительные особенности 
проблемного очерка.

Обучающиеся
работают в рабочем листе

Проблемный
очерк строится по типу рассуждения. Предметом отображения в очерках
такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее
развития и следит в своей публикации очеркист. Проблемный очерк  сходен
с таким представителем аналитических жанров, как статья. Как и в статье,
в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы,
пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. В то же время
проблемный очерк всегда можно достаточно легко отличить от проблемной статьи. Проблема
в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные
люди с их достоинствами и недостатками.
Проблема в очерке очень часто
проявляется через конфликт, через столкновения интересов людей. Исследуя
эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы. При
этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается
всевозможными переживаниями как со стороны героев очерка, так и
со стороны самого автора. Очеркист часто привлекает всевозможные ассоциации,
параллели, отступления от темы.
В очерке— это обычное дело, в то время как
в проблемной статье они неуместны.

Учитель:
Сверьте
ответы, проставьте баллы.
Слайд  №9. Ребята,
вам предстоит на следующем уроке  написать текст в жанре проблемного очерка.
Какие проблемы вас волнуют, о каких вы бы хотели написать?
Какие темы
вы бы предложили для проблемного очерка?

Ученики: (ответы)

Учитель:
Проблемы могут касаться и мировых проблем, и проблем внутри
класса, и даже проблем одного человека — важно показать их значимость, ваше
отношение к тому, о чем вы пишете.
Сейчас вы будете
анализировать текст вашей одноклассницы. По этому тексту будет и домашнее
задание. Ваша одноклассница  согласилась предоставить свою работу для анализа
на уроке. Её проблемный очерк  “Время пришло” высоко оценен на журналистских
конкурсах разного уровня.

Чтение
текста очерка обучающимся.

Учитель:
 Прочитав текст самостоятельно, вы должны доказать, что перед
вами проблемный очерк? Доказать это, записав свой ответ в рабочем листе.
Работаем в парах. Курсивом выделен материал, который можно в данном задании
пропустить для экономии времени.

Текст “Время
пришло!”(
см.
рабочий лист
)

Ученики: (ответы
по выполненной работе)

Учитель:
Достигли ли мы поставленной цели урока, все ли задачи выполнили?
Подсчитайте баллы, проставьте оценки.
Слайд  № 10. Всего
33

менее 15 — “2”

15-20- “3”

21-28 — “4”

29-33
— “5”

Рефлексия 

Учитель:
Продолжите
предложение:

Сегодна на
уроке я был успешен в (устных ответах, письменных заданиях, тестах и др.)
_________________________________________________________

На
уроке мне особенно понравилось________________________________

На
уроке у меня вызвало затруднение______________________________

Чтобы
улучшить работу на следующем уроке, необходимо мне/учителю____________

————————————————————————————————-

Линия
отреза

Домашнее
задание
(выдаётся в печатном варианте каждому ученику):

Заполните
по тексту “Время пришло” следующую таблицу “Признаки публицистического стиля”.

Средства художественной
выразительности.

Языковые признаки

Морфологические признаки

Синтаксические особенности

Обдумайте темы сочинений,
продумайте аргументы :

«Почему не стоит читать
произведения в кратком изложении»

«Тот, кто читает книги, всегда
будет управлять теми, кто смотрит телевизор»

“ Что победит компьютер или книга?”

“Что полезнее-бумажная книга или
электронная?”

Материалы
к уроку

Рабочий
лист  
ФИ________________

Задание
№1.
Прочитайте
тексты в левой колонке таблицы и соотнестите их с определённым стилем речи в правой
колонке, ответы запишите в колонке “Ответы”.  При выполнении этого задания
помните  опорную схему:цель употребления стиля — сфера употребления стиля-
характерные особенности стиля.

Текст

Стиль

Ответ

Баллы

1. Как-то в беседе с ребятами
таксист поведал о забавном случае:

 — Представьте себе. Сижу за
рулем. Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что машине я один. И
вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы
защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у
меня сидел… котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел
малыша и отвез его к себе домой.

а. Научный.

2. Плавунчики – мелкие (со скворца
или мельче) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На
пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков можно на воде, где они
плавают, характерно кивая головой.  (Из энциклопедии.)

б.  Разговорный

3. Зоологические коллекции,
представляющие  научную, культурно-просветительскую, учебно-воспитательную
или эстетическую ценность, подлежат государственному учету. Предприятия,
учреждения, организации и граждане, являющиеся владельцем таких коллекций,
обязаны соблюдать правила хранения, учета и использования коллекций объектов
живого мира. (Закон об охране и использовании животного мира.)

в.
Художественный

4. Слеза скатилась у коня с глаз.
Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в
изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег,
запорошил Фильке горло.  (К. Г. Паустовский.) 

г.
Публицистический

5. Ребята!
Будьте внимательны к миру животных! Оглянитесь вокруг: может быть, кто-то нуждается
сейчас в вашей помощи. Не откладывайте добрые дела на завтра, щедро дарите
заботу и тепло братьям нашим меньшим, и тогда мир станет лучше! Ведь мы в
ответе за тех, кого приручили.  (Из журнала.)

д.
Официально-деловой

Итого
(максимум 5 баллов): ___

Эпиграф
к уроку

Слово—
одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится
могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно
увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.

(Цитата из
произведения «Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты
судебной этики)» (1902 г.) русского юриста
 Кони Анатолия Федоровича(1844 —
1927)

Анатолий
Фёдорович Кони)

Тема
урока:______________________________________________________

Цель:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2

Отметьте знаком + 
характеристики речи кандидата, за которого вы проголосовали.

Побуждает
голосовать за себя

Воздействует
на чувства и эмоции.

Использует
слова с яркой эмоциональной окраской.

Речь
кандидата нелогична

Использует
общеполитическую лексику.

Воздействует
на чувства и эмоции избирателей.

Выступление
неэмоционально

Нет
призыва, нет побуждения

Убеждает
в своей правоте

Хочется
слушать

Хочется
переключить канал

Итого ( не
более 7 баллов)___

Задание №3

Таблица-памятка
“Публицистический стиль”

Цель

Сфера употребления

Стилевые черты

Средства художественной выразительности.

Языковые
признаки

Морфологические признаки

Синтаксические особенности

Задание №4

Выделите маркером
отличительные особенности  проблемного очерка.

Проблемный
очерк строится по типу рассуждения. Предметом отображения в очерках такого типа
выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в
своей публикации очеркист. Проблемный очерк  сходен с таким представителем
аналитических жанров, как статья. Как и в статье, в проблемном очерке автор
выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее
дальнейшее развитие, выявить пути решения. В то же время проблемный очерк
всегда можно достаточно легко отличить от проблемной статьи. Проблема в очерке
выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их
достоинствами и недостатками. Проблема в очерке очень часто проявляется через
конфликт, через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их
развитие, он может добраться до сути проблемы. При этом наблюдение за развитием
конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями как со
стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Очеркист часто
привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке—
это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны.

Итого (не
более 9 баллов)___

Задание
№5

Время
пришло!

Большинство моих
ровесников не любят читать, а книга – друг человека с незапамятных времен, она
объединяла людей в любую эпоху: мирную, военную, переломную. В современном мире
книгу заменили компьютеры и различные гаджеты. Это привело к тому, что люди
стали меньше общаться в живую: беседу заменили смски, игры во дворе – онлайн-игры.
Не спорю, новые технологии – это прогресс, но они же и разъединили людей: в
гости ходим теперь реже – есть ВК и Скайп. Поход в библиотеку стал целым
событием! Классическую литературу, как говорят мои одноклассники, читать
скучно. Толстой, Достоевский, Гончаров пугают ребят объемом своих произведений.
А это лучшие страницы русской литературы, ее золотой фонд! Лично я это понимаю.
Что же делать?  Как вернуть добрую традицию — читать книги?  С чего начать?

Этим летом мне в
руки попала небольшая, симпатично оформленная книжка гаврилов-ямских писателей
«Время пришло», которая меня просто захлестнула. Я прочитала ее на одном
дыхании! Со многими авторами знакома, общалась с ними — это самые обыкновенные
люди. Но как необыкновенно пишут о нашем городе, о том, что нас объединяет, –
любви к малой родине! Закрыв последнюю страницу, вдруг поняла – выход есть!
Надо попробовать. Если это зацепило меня, значит, возможно, понравится и
друзьям. В классе прочитала вслух несколько стихотворений Ирины Финогеевой и
Натальи Спектор. Дальше все вместе по-доброму посмеялись над неправильной
бабушкой, умеющей играть в футбол и надувать тайком от соседей мыльные пузыри,
из книги Татьяны Евгеньевны Котовщиковой «Неправильная бабушка». На
уроках литературы и мировой художественной культуры проанализировали еще два
рассказа этого же автора — «Кстати, о бабочках» и «Моя Ахматова».
В книге
«Кстати, о бабочках» есть такие слова: «Красота спасет мир? Может, и не
спасет.Но она пытается это сделать». Вот и я пробую, пытаюсь вернуть моим друзьям
радость чтения. И нужно заметить, что мы прочитали эту книгу не по обязаловке,
а по доброй воле, свободно высказывая свое мнение. Так может, возвращать любовь
к книге нужно начинать не со школьной обязательной программы? Конечно, это пока
решать не мне, а взрослым. Да, Пушкин – гений, но он точно не писал о нашем
Гаврилов-Яме, о нашей «девятке», «аэродроме», старом парке. А нам это все
близко, нас это роднит!

Взрослые,
уважаемые взрослые, мы часто слышим от вас слова: «Ты книгу когда в последний
раз держал в руках?» Но у нас встречный вопрос: «А вы когда?» Любимые родители,
сядьте с нами рядом и почитайте с нами вместе — это нас сблизит. В книге
«Неправильная бабушка» Татьяна Евгеньевна Котовщикова обозначила вашу роль в
жизни ребенка: «Можно купить ребенку пластмассовую дудочку или более дорогую
музыкальную игрушку. А можно так: березовое полешко, два гвоздика в нем и леска
вместо струны… В первом случае вырастет потребитель. Во втором – человек, если
не творческий, то, по крайней мере, умеющий ценить способность созидать, а не
разрушать».
Мы «потребляем» то, что вы нам предлагаете, вы для нас пример.
Время пришло и для вас!

Время пришло
изменить ситуацию! Взять в руки книги, отключить мобильные телефоны и интернет
и насладиться чтением. Начать можно не с классики, — к ней мы обязательно
придем позже, оценим ее и поймем, — а с книг местных писателей. Прозаики и
поэты малых городов России пишут о том, что понятно и близко всем живущим рядом
с ними. Маленькая книжка «Время пришло» объединила моих друзей, несколько
человек стали посещать литературно-музыкальное объединение «Серебряная лира».
Первые шаги, думаю, правильные, мы с одноклассниками сделали. Время пришло! Мы
начали читать! А вы?

Проблема
текста______________________________________________

Итого
1 балл___

Текст
“Время пришло”  является проблемным очерком, потому что….._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итого  1 балл___

Устные ответы.
Итого баллов (не более 10)___________

Общий итог:______

———————————————————————————————————-

Линия отреза

Ф.И.___________

Задание
№6

Продолжите
предложение:

Сегодна на уроке я был успешен в
(устных ответах, письменных заданиях, тестах и др.)
_________________________________________________________

На уроке
мне особенно понравилось________________________________

На уроке у
меня вызвало затруднение______________________________

Чтобы
улучшить работу на следующем уроке, необходимо мне/учителю____________

  • Портретный очерк подруги сочинение
  • Портрета гоголя принято называть рамочной или рассказ в рассказе
  • Портретная характеристика лизы из рассказа бедная лиза
  • Портретный очерк друга примеры сочинений
  • Портретные характеристики мальчиков из рассказа бежин луг