Портретные характеристики мальчиков из рассказа бежин луг

Цель: показать мир детства, представленный в рассказе и.с.тургенева бежин луг, через анализ портретов и разговоров мальчиков, их рассказов. задачи: познакомить

Цель: показать мир детства, представленный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», через анализ портретов и разговоров мальчиков, их рассказов.

Задачи: познакомить учащихся с биографией И$.С.Тургенева, с историей рассказа «Бежин луг», найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков, повторить понятие портрета, показать, как автор относится к своим героям, $рассказать об историях, рассказанных мальчиками, выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

— развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

— воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Оборудование: проектор, доска, презентация, иллюстрации русских художников, изображающие крестьянских детей, выставка р$исунков учащихся к рассказу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация цели. (слайды1-4)

Сегодня на уроке мы окунёмся в мир детства, созданный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

$ В начале урока познакомимся с биографией И.С.Тургенева. (Сопровождается показом слайдов) Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец дослужился до поручика, мать, Варвара Петровна, сильная, властная женщина, владелица усадьбы Спасское Орловской губернии. Вокруг просторного двухэтажного дома были разбиты парки, сады, оранжереи, парники. Именно там, в окружении прекрасных пейзажей, прошло детство Тургенева. Он впитывал красоту$ окружающего мира, общался с крестьянскими детьми. Однако он рано стал замечать произвол и капризы помещиков и бесправие крестьян.

— Какое произведение Тургенева, рассказывающее об этом, вы уже читали?

В 15 лет Тургенев поступил в Московский Университет на словесное отделение. Здесь же он начинает писать стихи, поэму. В 1852 году в свет выходит сборник «Записки охотника», о котором В.Г,Белинский скажет: Тургенев «…зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Рассказ «Бежин луг» родился из одной заметки: «Авг$уст 50г. Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». (слайд 5)

— Ребята, а кто является рассказчиком в рассказе? (Автор=рассказчик)

-Что такое очерк? Кто может сказать? (слайды 6-7)

  1. Анализ рассказа. (слайды 8-9)

-Ребята, какова композиция рассказа? Как построен рассказ? Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом солнца). Такое построение называется кольцевой$ композицией.

-Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке

«Был прекрасный июльский день…»? (слайды 10-12)

При описании неба, солнца, ветра, облак$ов найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

(Внимание И.С.Тургенева сконцентрировано в основном на красках неба и солнца, движении облаков (как у древнерусских писателей), земная же растительность прописана куда менее подробно.
Текст изобилует множеством определений, передающих цветовую гамму: «тускло-багровое», «светлое и

приветно лучезарное», «бл$еск кованого серебра», «бледно-лиловый», «золотисто-серый», «голубоватый»,»алый».
Множество сравнений дают возможность абсолютно точно представить себе описываемый пейзаж: «блеск (края облака) подобен блеску кованого серебра», «облака — подобны островам»$, «небо — бесконечно разлившаяся река», «вечерняя звезда — бережно несомая свечка», «приближающаяся ночь — грозовая туча», «облака…,как дым…».
Текст оживает благодаря изобилию олицетворений («солнце …- мирно всплывает», «вихри- круговороты -…гуляют по дорогам…», «уныло висело… небо», «звездочки… зашевелились» и т.д.); метафор («утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце…. мирно всплывает», «трава на дне долины…белела ровной скатертью», и т.д. ); эпитетов («солнце…светлое и приветно лучезарное…мирно всплывает», «край… облачка засверкает змейк$ами», «надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак», «ночная птица… пугливо нырнула в сторону», «неприятная, неподвижная сырость», «страшная бездна», и т.д.).

Эпитеты: «Солнце – не $огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всп$лывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

— Вспомните содержание$ рассказа «Бежин луг». Автор заблудился в темноте и наткнулся на крестьянских детей. Что делали здесь ребятишки?

— Что значило для них ночное? (самостоятельность,свобода.) (слайд 13)

— Далее Тургенев подр$обно описывает внешность детей. Как называется в литературе такое описание внешности? (портрет)

— Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя. (слайд 14)

— На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

— Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид)

— Как ведёт себя Федя на протяжении все$го рассказа?

(он самый старший, из зажиточной семьи, снисходителен к младшим, но не зазнаётся. Ночное для него развлечение)

— Каким предстаёт перед нами Павлуша? (слайд 15)

— Что свидетельствует об уме Павла, его наблюдательности и любознательности?

(«а куда кулички летят?» белый голубок. Это цапля кричит.)

— Можно ли сказать, что он хозяйственный?

-Какие истории он рассказывал? Как он относится к н$епонятному, странному, которое пугает других мальчиков?

(О солнечном «предвидении». Павел старается вс$ё объяснить, понять, у него есть знания о мире, приобретённые благодаря наблюдательности, жизненному опыту. У него пытливый ум и серьёзная рассудительность)

— О чём говорит поступок Павлуши, когда он вскакивает на лошадь, услышав шум?

(О смелости, ловкости, решительности.)

— Обратимся к другому мальчику – Илюше. Зачитайте его портрет. (слайд 16)

— Что вы можете рассказать о нём?

( он бол$ьше всех знает поверий. Работает на заводе, хотя ему нет и 12, что говорит о нелёгкой доле крестьянских детей. Он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит $проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?)

— Как вы думаете, какой он рассказчик? Почему?

(Он умеет заинтересовать ребят своими рассказами, значит он хороший рассказчик. Е$го речь богата синонимами, обращениями, сравнениями.)

— Портрет Кости. О чём рассказывал Костя? ( о русалке, Гавриле-плотнике, о Васе)(слайд 17)

— Какого героя становится жалко с первых строк описания? Почему? Как Тургенев относится к нему?

(Ваню. Тургенев подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, говорящие о том,

что Ваня маленький, тщедушный.) (слайд 18)

— Итак, герои произведения – деревенские ребята, старшему из которых —  Феде — 14 лет, младшему – Ване – 7 лет, двум мальчикам – Павлуше и Илюше  —  по 12 лет и Косте -10. Какие это дети?

$ -Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой. (слайд 19)

$Имя

героя

$

$

Возраст

Портрет

Поступки /действия

$«Былички» ребят

Федя

14

Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, узенькими плечиками, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами, полурассянной улыбкой.

Принадлежал по всем прим$етам к богатой семье: на нём пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку; не голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги с низкими голенищами были точно его сапоги —  не отцовские.

Выехал в поле не по нужде, а для забавы.

Павлуша

12

$

Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная — с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

Малый был неказистый.

Одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Он понравился повествователю: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

О предвиденье небесном

О Тришке

О душе утопленника

Ильюша

$

12

Лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную

заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапоч$ки. На нём новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку.

Он словно всё щурился от огня. Обеими руками то и дело надвигал себе на уши шапочку.

О домовом

$

Костя

10

Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

Маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором. Глаза его, казалось, хоте$ли что-то высказать, для чего на его языке не было слов.

О русалке

О белом барашке на могиле утопленника$.

История о бабе Ульяне.

О Тришке

О лешем

Ваня

7

Русая кудрявая голова.

Свежее личико, большие тихие глаза.

$

Лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под неё голову.

— Гляньте на Божьи звёздочки, — ч$то пчёлки роятся!

  1. Физминутка.

  2. Анализ историй. (слайды 20-22)

— В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и повер$ий.

— Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории. Как их можно назвать? Россказни, предания, поверья? Современные исследователи называют их быличками – это рассказы о фактических событиях, участником или свидетелем которых был р$ассказчик. Расскажите о тех, которые вам понравились. (Выборочный пересказ.) При рассказе опирайтесь на свои рисунки. Какие былички вы изобразили? Почему именно эту?

«Ильюша о домовом»

«Костя о русалке»

«Павел о солнечном затмении»

$- Как эти рассказы характеризуют самих мальчиков?

(Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их, живой ум и богатое воображение стараются всё объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично. Он доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь»)

Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вмес$те с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.

— Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их.

— Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.

— Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

— А Костя? Он выбирает поверья о р$усалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

— А Павлуша? (Он не расс$казывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает

это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

— О чём говорит финал рассказа?

(не всё так гладко, благополучно в жизни. Горько автору. Но жизнь продолжается – утро)

  1. Итоги.

— Как относится автор крестьянским детям?

($С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, умение тонко чувствовать красоту природы).

Несмотря на разницу в возрас$те, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? Ответить на вопрос вам помогут репродукции картин русских художников, показывающие жизнь крестьянских детей. (слайд 23)

(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться)

Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это $счастье и горе, радость и печаль. Петров писал: «Бежин луг» вводил в литературу проблему изображения детского мира, детск$ой психологии»

— Можно ли позавидовать тем детям? А они вам могли ли позавидовать? В чём?

7. Домашнее задание.

1. Напишите рассказ об одном из героев очерка.

2. Сочините свою быличку. (слайд 24)

8. Оценки за урок.

Мировая литература обладает богатым арсеналом разнообразных приемов, которые помогают создавать художественные образы. Лучше всего характеризует героя его портрет. Ведь персонаж является не только конкретной личностью, но и обобщением. Писатель старается показать его черты характера и заинтересовать читателя его внешностью, судьбой, окружающей обстановкой.

Важным средством характеристики персонажа является портрет. Очень часто авторы описывают фигуру, лицо, одежду, движения, жесты, манеры действующих лиц. Описание внешности может рассказать очень многое о человеке. В статье мы попробуем дать определение того, что такое портрет в литературе, приведем его примеры. Также определим основные виды описаний человека в книгах.

Обратимся к теории

Что такое портрет в литературе? Под портретом персонажа подразумевается изображение его наружности: фигуры, лица, наряда. К нему добавляют видимые свойства поведения: жесты, мимику, походку, манеру держаться. Примеров портрета в литературе очень много. Они помогают читателю наглядно представить себе мысли, чувства, поступки, речь, внешность действующего лица.

Попробуем дать определение портрета в литературе. Это средство художественной выразительности, через которое писателю удается раскрыть типические черты характера своих героев, а также передать свои идеи через их внешность. Подобный прием помогает раскрыть внутренний мир персонажа. Из описания человека можно узнать его возраст, национальность, социальное положение, вкусы, привычки, темперамент и даже характер.

В зависимости от рода, жанра произведения подбирается и портрет человека в литературе. Для этого многие годы мастера слова пользовались определенными канонами и образцами. Вплоть до конца 18 столетия общие черты преобладали над индивидуальными. Но потом стал наблюдаться переход от абстракции к конкретике, чувствам, достоверности и неповторимости.

Само слово «портрет» заимствовали из французского языка (portraire). Оно имеет значение — «воспроизводить что-то черта в черту». Портрет в произведениях литературы и на холсте имеет отличия. Они оба описывают внешность человека, но разными средствами. Писатель рисует свои портреты словом. Вот пример портрета в литературе из повести Владимира Короленко «В дурном обществе»:

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.

Этот портрет мальчика Валика дает представление не только о его внешнем облике, но и о жизни героя. Читатель представляет себе бедного мальчика с обездоленным детством. Сразу чувствуется, что за ним не ухаживает мать.

Зеркалом души называют глаза человека. Писатели очень часто обращают внимание именно на них.

По описанию облика можно судить о том, как сам автор относится к своему герою: сочувствует, сопереживает или осуждает. Ласковые описания могут содержать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Особенности описания внешности человека по методу словесного портрета

Описание анатомических признаков внешности человека

Пол:

мужской, женский.

Возраст.

Определяется по документам, если их подлинность не вызывает сомнений; при их отсутствии или недоступности — «на вид», что обязательно отражается в описании либо по результатам проведённого освидетельствования.

Национальность.

Указывается «на вид», например, похож на узбека, азербайджанца и т.д., либо на основании документов, отражающих гражданство данного, лица (паспорт и т.п.). Может быть указана и принадлежность к той или иной расе, которая также определяется «на вид» (негроидная, монголоидная и т.д.).

Рост.

По возможности указывается в абсолютных числах, например, при описании трупа, в других случаях — в относительных, например: примерно метр семьдесят. Рост человека измеряется от самой высокой точки темени до подошв босых ног. При описании могут использоваться следующие термины: очень низкий (менее 150 см), очень высокий (более 190 см).

Телосложение.

Определяется по степени развитости костно-мышечной системы человека с учётом жирового слоя и характеризуется как худощавое, плотное, коренастое, атлетическое и т.д.

Рис. 1. Формы головы (а – прямоугольная; б – ромбовидная; в – килевидная; г – трапецевидная)

Рис. 5. Глаз ( 1 – бровь, 2 — верхнее веко, 3 – наружный угол глаза, 4, 8 – белочная оболочка, 5 – нижнее веко, 6 – зрачок, 7 – ресницы, 9 – внутренний угол глаза, 10 – слезное мясцо, 11 – ресницы, 12 – радужная оболочка)

Рис. 2. Формы лица (а — овальное; б – круглое; в – прямоугольное; г – треугольное; д – ромбовидное)

Рис. 6. Нос (1. Переносье, 2. Спинка, 3. Кончик, 4. Основание, 5. Крылья, 6. Ноздря)

Рис. 3. Усы (а – высокое расположение; б – среднее расположение; в – низкое расположение)

Рис. 4. Лоб. (а – вертикальный; б – скошенный; в – наклоненный вперед; г – высокий; д – средний; е – низкий)

Рис. 7. Губы (а – тонкие; б – средние; в – толстые)

Рис.8. Ухо. 1 – бугорок (дарвинов), 2 – завиток, 3 – противозавиток, 4 – полость ушной раковины, 5 – противокозелок, 6 – мочка, 7 – наружный слуховой проход, 8 – козелок

Рис. 9. Морщины
Волосяной покров.
В целом характеризуется такими общими признаками, как жесткость (жесткие, мягкие), густота (может отмечаться как густой или редкий на разных участках тела и на голове), форма (определяется по виду изгиба стержней волос, как прямые, волнистые, вьющиеся, курчавые), цвет (чаще всего описывается широкоупотребимыми терминами — темноволосый (брюнет), светловолосый (блондин), темно-русый (шатен), а также могут отмечаться особенности — седые, с проседью, окрашенные и т.п.

Кожа.

Описывается по виду (рельеф позволяет определять ее как гладкую, матовую, морщинистую, пористую, с прожилками и т.п.), состоянию (чистая, грязная, угреватая, прыщавая и т.п.), цвету (розовая, темная, серая, желтая и т.д.) и особенностям (наличие бородавок, пигментных пятен, веснушек и т.п.).

Голова.

Описывается по высоте (относительно роста человека — малая, средняя, большая) и форме (по силуэту — округлая, куполообразная, яйцевидная, килевидная, уплощенная); если имеются, могут быть отмечены особенности, выражающиеся в существенных отклонениях от крайних значений указанных признаков (см. Рис. 1).

Лицо.

Может быть охарактеризовано по конфигурации (округлое, овальное, треугольное, квадратное и т.д.), полноте (худощавое, полное, одутловатое), высоте и ширине (среднее, узкое, широкое), чертам лица в целом (средние, крупные, мелкие) (см. Рис. 2).

Прическа.

Описывается по длине волос (средние — у мужчин свыше 2 см, у женщин волосы закрывают шею; длинные — у мужчин волосы прикрывают шею, у женщин — ниже плеч; короткие — у мужчин — до 2 см, у женщин — не закрывают шею), линии роста волос (дугообразная, извилистая, угловатая, асимметричная и т.д.), их густоте (густые, редкие и т.д.), виду волос (причесанные, непричесанные, жирные, с перхотью и т.д.) и наличию особенностей (подкрашенные, обесцвеченные, парик, шиньон и др.).

Растительность на лице.

У мужчин может быть отмечено наличие бакенбардов, усов, бороды, щетины (при этом описываются их форма, размер, цвет густота и т.д.), а у женщин — чрезмерный рост волос над верхней губой и на подбородке (см. Рис. 3).

Морщины и складки на коже.

Отмечается их контур (прямые, дугообразные и т.п.), глубина (по рельефу — глубокие или мелкие), длина (по протяженности относительно того элемента лица, на котором они расположены, могут описываться как длинные, короткие и средние), местоположение — лобные, межбровные, внешнеглазничные или внутреннеглазничные и другие морщины, щечные, подбородочные и другие складки, взаиморасположение и количество (единичные, множественные, двойные и т.д.) (см. Рис. 9).

Лоб.

Описывается его форма (плоский, выпуклый, извилистый и т.д.), высота (определяется относительно высоты лица, как высокий, средний и низкий), ширина, отмечаются лобные бугры, надбровные дуги, особенности, т.е. отклонения строения лба от нормы, такие, как скошенность лобной кости, наличие опухоли, отсутствие надбровных дуг и т.д (см. Рис. 4).

Брови.

При их описании отмечают их контур (прямой, дугообразный, извилистый, ломаный и т.д.), длину (определяется относительно протяженности глазной щели), густоту, цвет, особенности (асимметричные, кустистые, выщипанные, нарисованные, подкрашенные и т.д.).

Глаза.

Среди признаков глаз выделяются: строение глазной щели (миндалевидные, овальные, круглые, щелевидные и т.д.), цвет радужки (темные и светлые разных цветов), особенности (различные аномалии и патологические изменения — широко расставленные, асимметричные, косые, разноцветные, покрасневшие, с бельмом, катарактой и т.д.) и другие признаки (см. Рис. 5).

Ресницы.

Отмечаются их выраженность (густые, длинные или короткие, редкие) и особенности (бесцветные, удлиненные, пушистые, накрашенные и т.д.).

Веки.

Описываются по их положению (среднее, асимметричное и т.д.), форме и выраженности подглазных мешков (выпуклые, складчатые, сильно выраженные и т.д.), особенностям (косметическому оформлению, отвисанию складок верхнего или нижнего века и т.д.).

Скулы и щеки.

Отмечается степень их выступания вперед, форма и особенности щек (пухлые, отвисшие, с прожилками, тонированные и т.д.).

Нос.

Рассматриваются отдельные его элементы — переносье, спинка носа, основание носа, кончик его, крылья носа, ноздри, носовая перегородка, носогубная выемка по следующим признакам: величина, размер, ширина, контур, особенности и другие (см. Рис. 6).

Рот, губы, зубы.

Важно описать размер, контур, положение углов рта, кайму губ, их особенности, величину и контур зубного ряда, вид прикуса, дефекты зубов, цвет эмали и другие признаки (см. Рис. 7).

Подбородок.

Описывается по высоте, ширине, выступанию, контуру и особенностям (морщинистый, раздвоенный, с ямочкой, отвислый и т.д.).

Ушные раковины.

Особое идентификационное значение имеют признаки, отличающие ушные раковины: величина, положение, оттопыренность, форма и контур, а также признаки частных ее элементов, таких, как завиток, противозавиток, козелок, противокозелок, межкозелковая выемка и мочка. При этом наибольшее значение имеют особенности этих признаков, описываемые с учетом атипичных проявлений (см. Рис. 8).

Шея.

Описывается по высоте (определяется видимая ее часть от подбородка до плеч в соотношении с высотой лица и может характеризоваться как средняя, длинная или короткая), толщине (также определяется в анфас по соотношению видимого ее участка к ширине нижней части лица как толстая, средняя и тонкая), положению (в профиль определяется по степени отклонения видимой части шеи от вертикального положения и характеризуется как прямое, наклоненное вперед или отклоненное назад), виду поверхности кожи (гладкая, складчатая, жирная, мускулистая и т.д.), особенностям (отмечается, например» наличие кадыка, зоба и т.п.).

Плечи.

При их описании отмечается ширина, которая определяется по соотношению ширины плеч и таза, что заметнее всего при наблюдении анфас, и могут быть охарактеризованы как узкие, средние и широкие, также их положение относительно горизонтали (прямые, опущенные, приподнятые) и особенности, т.е. заметные отклонения от отмеченных выше критериев либо кособокость, чрезмерная худоба, округлость и т.д.

Туловище.

В целом описывается по длине (определяется по расстоянию от основания шеи до лобка и характеризуется как среднее — примерно равное длине ноги, длинное — заметное превышающее длину ноги, короткое) и особенностям строения, в качестве которых могут быть отмечены величины, значительно отличающиеся от указанных выше и описаны как огромное, маленькое, перекошенное.

Грудь.

Могут быть отмечены форма (при наблюдении в профиль заметна выгнутость или впалость грудной клетки в отличие от плоской, встречаемой чаще всего), ширина (рассматривается относительно ширины таза) и особенности (сильное выступание мускулатуры, молочных желез, патологические деформации грудной клетки и т.п.).

Живот.

Выступание этой части туловища относительно плоскости грудной клетки может быть описано как среднее, большое, малое. Дополнительно живот может быть охарактеризован как отвислый, мускулистый, гладкий и т.д.

Спина.

Форма, контур или особенности спины также являются заметными признаками, характеризующими внешность человека. При этом по форме спина может быть выпуклая, т.е. сутулая, или плоская. Контур спины определяется схожестью с такими геометрическими фигурами, как трапеция, прямоугольник, конус. Наличие горба, сильно выступающих лопаток, заметного искривления позвоночника должны быть отмечены как особенности.

Талия.

Может быть описана по длине (длинная или короткая), ширине (средняя, широкая, узкая), положению (высокая или низкая) и особенностям (заплывшая, осиная и т.д.).

Таз.

Определяется по его наибольшей ширине на уровне тазобедренных суставов и может характеризоваться как средний, широкий, узкий, а также женский (у мужчин, если таз шире плеч), мужской (у женщин, если таз уже, чем плечи).

Руки.

Описываются по длине (средние, длинные, короткие), толщине (тонкие, очень тонкие, толстые, очень толстые) и особенностям, характеризуемым как мускулистые, костистые, жилистые, парализованные, атрофированные и т.п. Могут быть отмечены такие дефекты, как отсутствие руки или ее части, укороченность руки, наличие протеза и пр.

Кисти.

Длина ее измеряется от запястья до конца среднего пальца и может быть по отношению к длине предплечья отмечена как средняя, длинная и короткая. Ширина кисти определяется отношением ее длины (без учета длины пальцев) к ширине ладони. Описываются также особенности, которыми являются необычное строение кисти (заметно выделяющиеся по величине — крупные, имеющие слишком малые размеры — маленькие, напоминающие по форме треугольник, четырехугольник и пр.) либо дефекты (отсутствие кисти, паралич, искривление), а также наличие татуировок, мозолей, шрамов и т.п.

Пальцы.

При их описании отмечаются длина, которая определяется отношением длины среднего пальца к длине кисти (средние, длинные и короткие); толщина (описываются их крайние величины, например: очень тонкие или очень толстые пальцы) и особенности строения. Последние могут характеризоваться как искривленные, утолщенные, узловатые, волосатые, татуированные и пр.; может отмечаться наличие мозолей, рубцов, отсутствие пальцев или фаланг и т.п.

Ногти.

Могут быть охарактеризованы по разным их признакам: форме — изогнутости ногтевой пластины (выпуклые и плоские), рельефу — виду ее поверхности (гладкие и ребристые), контуру — очертаниям ногтя (миндалевидный, закругленный, прямоугольный и т.п.), длине и ширине ногтевой пластины, цвету (матово-белые, розовые, желтоватые, коричневатые и т.п.), величине свободного края — выступанию, и особенностям — наличию дефектов, необычного строения или состояния (недоразвитие ногтей, отсутствие части ногтя, искривление ногтя (ногтей), очень длинные, очень короткие, расслоенные, вросшие, обломанные или обкусанные, с маникюром, с педикюром (на ногах) и т.д.).

Ноги.

Как элемент внешности человека являются заметной ее частью. По контуру внутренних сторон ног определяется их форма (О-образная, Х-образная, прямая), по отношению ноги к длине туловища — длина, толщина ног описывается в случае, когда их можно охарактеризовать как очень тонкие или очень толстые. Описывая особенности строения ног, развития мышц, вида кожных покровов или дефектов можно давать этому следующие характеристики: мускулистые, костистые, волосатые, с татуировками и пр., также может быть отмечено наличие протеза, паралича ног (ноги), отсутствие ноги, укороченность или утолщенность какой-то ее части и т.д.

При выявлении могут описываться и другие анатомические признаки отдельных элементов внешности человека.

Описание функциональных признаков внешности человека

Осанка.

При описании этого признака необходимо отразить привычное положение головы и тела человека. При этом голова может быть отклонена вправо или влево либо откинута назад, втянута в плечи. Осанка может быть охарактеризована как сутулая, прямая, сгорбленная и т.д.

Походка.

Описывается по размеру шага (длинный, короткий), ширине шага (широкая или узкая расстановка ступней, их постановка при ходьбе — носами внутрь, параллельно или наружу), темпу (медленный, быстрый), виду (мягкая, тяжёлая, семенящая, вразвалочку и т.д.). Особенности походки (хромота, приволакивание ноги, шарканье ног и пр.), положение рук (размахивание рук и т.д.) при ходьбе также отражаются в описании.

Жестикуляция.

Отмечаются особенности движения рук (перебирание четок, края одежды, носовою платка) или ног (притопывания пяткой ноги или постукивание носком ноги и т.п.), сопровождающие речь человека или выражение им каких-либо чувств.

Мимика.

При ее описании отражается наиболее привычный и наиболее яркий способ выражения тех или иных чувств мимическими мышцами лица (ухмылка, поджимание губ, прищуривание глаз и т.п.), а также проявления мимики, вызванные некоторыми болезнями (например, тик).

Голос.

Может быть охарактеризован с точки зрения его громкости, чистоты (звонкий, глухой и т.п.), особенностей звучания (сиплый, хриплый, басовитый и т.п.).

Речь.

При ее описании отмечают словарный запас, стиль, дикцию, физические недостатки говорящего (гнусавость, шепелявость, картавость, заикание и т.п.), диалект (оканье или аканье т.п.), владение иностранными языками, музыкальные способности, употребление жаргонных слов и т.д.

Существенное идентификационное значение могут иметь и другие выявленные функциональные признаки внешнего облика человека, например, артикуляция, привычки и пр.

Описание сопутствующих признаков внешности человека

Одежда.

При описании одежды необходимо указать признаки, которые возникли при ее изготовлении, а также в процессе использования. Признаками изготовления являются, например: вид, фасон, назначение одежды, размер, цвет, качество материала, вид застежек, дополнительная отделка и пр. При ношении одежды возникают признаки, характеризующие степень ее изношенности: потертости, разрывы, изменения первоначального цвета, следы ремонта и переделки, а также грязевые пятна, устойчивые складки, заломы, метки и т.п.

Обувь.

Схожие с одеждой признаки имеет обувь и описывается по тем же критериям.

Аксессуары.

Прежде всего — это предметы, которые носятся их владельцами не постоянно, а с той или иной степенью периодичности — зонты, сумки, мобильные телефоны, ремни, украшения, часы, четки и пр. Тем не менее, идентификационная значимость этих признаков существенна, т.к. позволяет порой, помимо дополнения внешнего облика их владельца, выявления индивидуальных особенностей личности, устанавливать по ним и другие обстоятельства события преступления либо условия исчезновения разыскиваемого лица и т.д.

Описание особых и броских примет

Особые и броские приметы являются важнейшими идентификационными признаками, а поэтому должны быть детально охарактеризованы и тщательно описаны. Таковыми могут быть шрамы, татуировки, родимые пятна, врожденные и приобретенные уродства тех или иных частей тела, то есть это сравнительно редко встречающиеся признаки, которые зрительно легко обнаружить. При описании важно отмечать их местоположение, цвет, размер, форму, содержание (татуировки), выраженность и т.д.

При составлении описания внешности по методу словесного портрета необходимо исходить из принципа полноты. Однако это не означает, что в каждом случае выявления признаков необходимо всем им давать полные характеристики. При включении в описание тех или иных признаков следует исходить из целей составления портрета и включать в описание тот комплекс признаков, который будет максимально индивидуализировать составленный словесный портрет.

Средство художественной характеристики

Литература — это словесное искусство, в ней портрет употребляется наряду с другими художественными средствами. Писатель также использует развертывание действий в сюжете, описывает мысли, настроение героев, использует диалоги действующих лиц, показывает обстановку. Еще в школьной программе вводится понятие художественного образа, одной из сторон которого выступает описание внешности.

У художественного портрета в литературе присутствует особая зрительная наглядность. Объединяясь с бытовыми описаниями и пейзажами, он вносит в произведение особую силу изобразительности. В описании могут встречаться типичные черты и индивидуальные. Литературного героя чаще всего изображают как социального, исторического человека, представителя определенной общественной эпохи. Он относится к определенному классу, группе. С помощью наружности, движений, манер характеризуется та социальная среда, которую обобщает и оценивает писатель.

Иногда описание персонажа разбросано по всему произведению. Если собрать кусочки зарисовок, то получится цельный портретный очерк. Вот, например, какой собранный из отрывков портрет Маргариты получается в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита»:

…на черном ее весеннем пальто…

…свою руку в черной перчатке с раструбом…

…туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками…

…развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза…

…короткие завитые волосы…» «…парикмахерская завивка…

…черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке…

…кусая белыми зубами мясо, Маргарита…

…тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…

…Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови…

История появления описаний внешности в произведениях

Портретные характеристики появлялись в произведениях постепенно и чаще всего относились к непосредственной оценке самого автора. Первые портреты в произведениях литературы выпускались в журналах. Европейским первооткрывателем портретных зарисовок стал Ш. Сент-Бев. В начале XIX века им были напечатаны в журнале «Ревю де Пари» описания Лафонтена, Буало, Корнеля.

Русское портретирование началось с Карамзина. Именно он в «Вестнике Европы» опубликовал биографию И. Ф. Богдановича. С тех пор во многих русских журналах встречались специальные разделы под названием «Биография», где были портретные очерки. После этого жанр описания внешности перешел из журналов в книги.

Сначала портретный прием был присущ жанру литературной критики, но потом стал зарождаться новый романтический метод. В него включали метафоры, сравнения, яркие эпитеты. Портретная словесная живопись стала очень красочной.

Как меняется портрет в различных жанрах?

Каждый литературный род и жанр имеет свои художественные методы для портретных зарисовок. Писатели-натуралисты старались показывать героев правдоподобными и реалистичными. Этим они раскрывали глубокие социальные противоречия. Героя показывали типичным представителем своей среды с ее обычными, повседневными бытовыми чертами без исключений и чего-то удивительного. Подобное описание можно наблюдать у Гоголя в «Шинели»:

Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.

Писатели-фантасты, романтики уходили от обыденности и бытовых описаний. Герои у них изображались исключительными, необычными. Многое преувеличивалось и имело черты фантазии. Подобное описание наблюдаем в «Тарасе Бульбе»:

Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.

Описания внешности у Гоголя, Тургенева

В творчество последователей Пушкина и Лермонтова пришли не развернутые характеристики внешности, а только некие важные смысловые детали. Тургенев в рассказе «Бежин луг» рисует пять мальчиков: Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю, Ваню. Читатель подробно знакомится с внешностью и одеждой каждого из них.

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армянок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.

Читатель узнает, что мальчикам было от 7 до 14 лет. По Феде видно, что он из богатой крестьянской семьи. Павлуша был бедным ребенком:

…Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…

Ваня — самый младший с тонким детским голоском. Это тихий и незаметный ребенок. Автор подчеркивает это так:

…русую кудрявую голову…

… свежее личико…

…большие тихие глаза…

Охотник наблюдает за мальчиками и дает им детальную характеристику, выделяет в них природную даровитость.

Очень подробное описание портрета в литературе мы видим в повести Тургенева «Ася». Автор нарисовал поэтический образ спутницы русского героя. Читатель видит, как расцветает женская душа в момент ожидания избранника. Тургенев предстает перед нами тонким психологом и знатоком женского сердца. Он удивительно нежно описывает возвышенную, доверчивую, стыдливую женскую любовь. Автор рисует трогательный образ любящей «тургеневской» девушки:

…Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши…

…мы увидали темную головку Аси…

…кудри ей на глаза упали…

…Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…

…опустила свои длинные ресницы…

…ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение…

…Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, – шептал я…

…пожал ее холодные пальчики…

Особую галерею литературных типов создал Николай Васильевич Гоголь. Особое внимание он уделяет деталям. Этим Гоголь воссоздавал не столько характер героя, сколько социальную среду. Чичикова из «Мертвых душ» он описывает так:

…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы слишком молод…

Гоголь показывает типичного персонажа. Чичиков очень часто переодевается. На нем то рубашка, то фрак, то шотландский костюм. Такое описание одежды дает читателю понятие о том, что персонаж непостоянен. Он все время меняет места, обстоятельства, внешний облик. Это человек-загадка.

Урок в 7 классе «Портрет. Литературный портрет. Описание внешности человека»


Описание внешности человека
7 класс

Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку.

И.Глазунов

Портрет

– изображение человека на картине, фотографии,

скульптуре.

Литературный портрет —

одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т. п. Особый тип описания — психологический портрет

— позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя.

… был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет

с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

  • «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

«Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.

М.И. Пришвин «Кладовая солнца»

Митраша

Глаза

— серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, темные, светлые;

маленькие, большие, узкие, раскосые, широко раскрытые;

сощуренные, смеющиеся.

Взгляд

— бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый, беглый, быстрый, долгий, мгновенный, мимолётный, неторопливый, стремительный, задумчивый.

  • Коль очи светятся – душа чиста.
  • Душа в глазах светится.
  • Хорошего человека по глазам видно.
  • Глазами кос, да душою прям.
  • Глаза – зеркало души.
  • Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
  • Глаз мал, да далеко видит.
  • По когтям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать.

  • Стиранное много раз ситцевое платье прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

Губы, улыбка:

тонкие, пухлые, плотно сжатые, алые, усеянные веснушками, бледные; смущенная, открытая, широкая, интересная.

Волосы:

темно-русые, коричневые, тщательно причесанные, растрепанные, длинные, волнистые, кудрявые, серые.

Лицо:

смуглое, круглое, загорелое, широкое, усеянное веснушками, улыбающееся, высокое, прищуренное.

Нос, брови:

слегка вздернутый, прямой, с горбинкой, нахмуренные, гладко причесанные, дугой, тонкие, волнистые.

Работа над сочинением

I. Вступление

(О ком пойдет речь? При каких обстоятельствах мы наблюдаем за человеком?)

II. Основная часть

(Каковы черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера?)

III. Заключение

(Каково наше отношение к этому человеку?)

Словарная работа

Лицо и волосы:
мечтательное выражение, задумчивый взгляд, тонкие черты лица, увлечена чтением , светлые волосы до плеч , аккуратная причёска , чуть приоткрытые губы.Фигура и одежда:хрупкая фигура, поджала ноги, сидит неподвижно, лёгкие домашние тапочки , тёмно-синие брюки , светлая футболка.
Цвета и оттенки, предметы :
насыщенный синий цвет, янтарно -жёлтый отблеск, тёплые оттенки коричневого, необычной формы кресло, белые фигурные коньки, светлые обои.
Замысел художника:
современный подросток, разнообразные интересы, увлекающаяся натура, спокойствие и сосредоточенность , эмоции и мысли.

Закончите фразу:

— у меня получилось…

— меня удивило…

— мне захотелось…

Мастер портрета — Толстой

Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился отказаться от описательного портрета героя в литературе в пользу текущего, раскрывающегося во времени. С помощью динамичности описаний писатель показывал «диалектику души», внутренний мир человека. Лев Николаевич разновременно подает портреты персонажей, по частям, в ходе развития сюжета. Данная им в начале произведения портретная характеристика может дополняться новыми деталям через какой-то промежуток времени.

Толстой старался подавать портрет «на людях». Он подчеркивал какие-то характерные приметы, использовал хитрые детали. Такие многофункциональные тонкости позволяют понять характер героя, дают представление о наружности персонажа. Детали Толстой тщательно отбирал: ведь он стремился к лаконичности. Творческой установкой для Толстого стали слова: «Краткость, ясность и простота изложения».

Самой известной героиней романа Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Писатель искусно показывает эволюцию Наташи от юной 14-летней девушки до замужней многодетной женщины. Вот она в начале произведения:

Хрупкая, с угловатыми чертами, худощавая и в целом некрасивая. На лице Наташи блестят черные глаза, и выделяется большой, негармоничный рот. Но есть в Наташе нечто такое, что качественно отличает ее от других девушек, выделяет на фоне окружения: юная Ростова живая, энергичная и любознательная.

…не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки…

Юная Наташа росла настоящей хохотуньей и веселой девочкой.

..Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…

…Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа…

А как же выглядит героиня в 17-20 лет, когда она появляется на балах и когда на нее обращает внимание Андрей Болконский?

она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами…» (на балу Йогеля 31 декабря 1809 года)

…Как она мила, кг’асавица будет, – сказал Денисов…

…И как она танцует, какая г’ация! – помолчав немного, опять сказал он…» («г’ация» — то есть грация)

…князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию…

…глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню…

А вот зрелая героиня после смерти князя Андрея:

…Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша … …Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…

…перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу…

Будучи замужем за Пьером Безуховым, Наташа сильно изменилась и внешне, и внутренне.

…Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему‑то необыкновенному…

…Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете…

…она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов.

…Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья…

Портрет

Портрет — это изображение внешности героя в художественном произведении. Портрет часто используется автором с целью характеристики персонажа.

Виды портрета:
Название Пояснение Пример
Динамический портрет Изображение мимики, жестов, выражения лица, глаз. Поведение Семена Захаровича из романа Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»: “подпирает руками голову”, “склоняет на стол голову”, “восклоняется опять”. Поведение Раскольникова из романа Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»: “защёлкал зубами”, “дрожа как загнанная лошадь”.
Внешний портрет Изображение элементов одежды: шляпы, костюма, обуви и т.п; лица, фигуры. Внешний портрет Раскольникова из романа Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»: «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…»; «…слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка…».
Внутренний портрет (Психологический портрет) Изображение чувств героя, его внутреннего мира и переживаний. Поведение Семена Захаровича из романа Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»: “…он понять не мог, откуда он взял столько хитрости, тем более, что ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе”, “Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им всё более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные — гадки были их лица, походка, движения”.

Задание ЕГЭ с использованием портрета

Встречается как в заданиях на соответствие, так и в одиночных вопросах.

  • Установите соответствие.

  • В одиночных заданиях Вам может быть предложена цитата: Как называется средство характеристики персонажа, основанное на описании внешности героя: «Вот вам сцена: идет Коваленко по улице, высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка»?
  • Цитаты (подсказки) в задании может и не быть: В бланк ответа впишите название композиционного элемента, который позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Безухова.

Примеры использования автором портрета:

  • Подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом… (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
  • Её огром­ное тело сто­я­ло прямо, с опу­щен­ны­ми вниз мощ­ны­ми руками… толь­ко одно строгое, но кра­си­вое лицо сё танцевало (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
  • …взгляд его — непродолжительный, но про­ни­ца­тель­ный и тяжелый, остав­лял по себе не­при­ят­ное впечатление не­скром­но­го вопроса и мог бы ка­зать­ся дерзким, если б не был столь рав­но­душ­но спокоен (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок. (И. С. Тургенев «Отцы и дети»)

Какие встречаются портреты в литературе?

Анализируя все вышесказанное об описании литературных персонажей, можно сделать вывод, что они могут быть:

  1. Краткими, с минимумом деталей. Они отличаются лаконичностью, приводящей к возрастанию роли художественной детали.
  2. Подробными, обильно детализированными. В них преобладают подробности, иногда даже избыточные.
  3. Статическими. Подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа в них дается единовременно и подробно. Примером может послужить Плюшкин из романа Гоголя «Мертвые души».
  4. Динамичными. Внешний облик персонажа детализируется, «накапливается» на протяжении всего произведения. Вы могли проследить за подобным портретом: это изображение Наташи Ростовой.
  5. Прорисовка неизменных статичных деталей: цвета и черт лица, глаз, особенностей фигуры.
  6. Показ внешности в развитии. Изображается улыбка, смех, жесты, мимика, плач, походка, выражение лица.

Психологический портрет в литературе

Самый распространенный, сложный и интересный вид литературного изображения внешности персонажа — психологический портрет. Его первые блестящие образцы появились в России в первой половине XIX века. К психологическому виду портретов в литературе относятся следующие зарисовки: Герман в «Пиковой даме», Онегин и Татьяна у Пушкина, Печорин в «Герое нашего времени» Лермонтова, Обломов в одноименном романе Гончарова, Раскольников и другие персонажи Достоевского.

Психологическим портрет называется потому, что он раскрывает черты характера героев. Также это описание показывает психологическое состояние, которое испытывает герой в данный момент, как оно меняется со временем. В психологическом портрете внешность героя связана с внутренним миром персонажей. Иногда в таком портретном описании подчеркивается соответствие внешности героя его внутреннему состоянию. В другом случае внешний и внутренний мир противопоставляются. Герой может быть злым и добрым, скупым и бескорыстным, негодяем и благородным. Писатель разными способами изображает внутренний мир действующего лица:

  • сам описывает его внешность и состояние;
  • показывает отзывы о нем других лиц;
  • герой сам выдает автопортрет.

Яркие представители зарубежной психологической прозы — Оноре де Бальзак, Стефан Цвейг, Эрих Мария Ремарк. Кроме России, психологические романы были популярны во Франции XIX века.

Описание внешности литературного героя

Здравствуйте! Сегодня говорим о том, зачем мы учимся описывать внешность и как дать характеристику литературному герою.

Чтобы создать удачный словесный портрет человека, достаточно как можно точнее перечислить приметы его внешности: лицо, нос, глаза, рост, телосложение, возраст, одежда. Как это сделать? Советую вернуться на страницу нашей записной книжки (блога «Русское слово») и перечитать статью «Сочинение-описание внешности» с подробными рекомендациями на этот счет.

Но согласитесь, даже подробнейшее описание внешности совершенно не даёт представление о человеке как личности…

Внешность обманчива!

Всем известно это крылатое выражение! Древнеримский писатель-сатирик Децим Юний Ювенал писал: «Frontis NULLa fides»,- т.е. внешности нет никакой веры. Другими словами, приятная внешность абсолютно не гарантирует, что она принадлежит приятному, добросердечному, человеку.

Вместе с тем вспоминаются слова Оскара Уайльда: «Только поверхностные люди не судят о человеке по его внешности…» Писатель был убежден: анатомия головы, рук, ног, ушей, глаз, носа, любимые цвета одежды, запахи и тому подобное могут сказать о человеке многое, но только тому, кто… сумеет это прочесть.

Чтобы научиться распознавать человека, его характер, по его внешности, надо научиться видеть не только цвет глаз, очертания губ, телосложение, одежду. На самом деле цвет глаз, волос и кожи, форма носа, губ и головы играют совершенно несущественную роль в оценке человека.

Главное – это ВЫРАЖЕНИЕ лица человека. Лицо человека может быть веселым или грустным, злым или добрым. Точно также и взгляд: равнодушный, задумчивый, пристальный, внимательный, мечтательный и т.д. Точно так же и одежда: в описании внешности важно не то, во что одет человек, а его манера одеваться, состояние одежды и пр.

Научиться видеть внутренний мир человека, скрытый за его внешностью – вот главная задача

Учиться лучше всего на примерах. Самыми лучшими примерами описаний внешности, конечно же, являются описания литературных героев. Вот почему в школе при изучении художественного произведения так много времени отводится на характеристику персонажа.

Писатель – мастер художественного слова, умеет найти удивительные слова, которые помогают через словесный портрет понять внутренний мир героя и объяснить его поступки.

Анализируя внешность литературного героя, точно выполняя указания учителя, ты создаешь в своей голове своеобразную модель, или шаблон, который впоследствии помогает тебе оценить окружающих людей, особенно тех, с кем ты только знакомишься. Ты учишься обращать внимание на 2 — 3 ярких детали во внешности человека, которые отличают его от других людей, безошибочно характеризуют его и рассказывают тебе о человеке, его характере, его внутреннем мире. Так ты становишься наблюдательным, внимательным, вовсе не «поверхностным» человеком, как говорил О. Уайльд.

Таким образом, СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ литературного героя – изображение внешности персонажа (черт лица, фигуры, манеры одеваться и т.д.) — это одно из средств характеристики литературного героя. Кроме того, литературный портрет героя — это способ выражения авторского отношения к герою произведения.

При характеристике героя литературного произведения можно использовать этот примерный план:

  1. Место героя среди других персонажей (главный герой, второстепенный).
  2. Есть ли прототип у героя, имеются ли биографические черты автора.
  3. Имя персонажа.
  4. Портрет. Внешний вид героя в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, условий жизни, одежды.
  7. Семья. История жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Как изменился герой в процессе развития сюжета.
  9. Поступки, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика.
  11. Отношение к герою других персонажей произведения.
  12. Сравнение с другими персонажами или литературными героями другого автора.
  13. Оценка литературного персонажа его современниками.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Не обязательно применять все пункты плана. Этот план можно использовать для характеристики любого литературного героя, не для какого-то отдельно взятого.

Как правило, характеризуя литературный персонаж, вы создаёте не просто сочинение-описание внешности литературного героя, а сочинение-описание с элементами рассуждения. Поэтому не забудьте о правилах написания текстов-рассуждений.

У вас есть вопросы? Не стесняйтесь спрашивать. Если я на связи, вы сразу же получите ответ. Или я отвечу позже.

Удачи вам!

  • Портретная характеристика эраста из рассказа бедная лиза
  • Портрет современной молодежи сочинение рассуждение
  • Портрет царицы из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Портрет царицы из сказки о мертвой царевне и семи богатырях рисунок
  • Портрет современного человека итоговое сочинение